Что значит терпи казак атаманом будешь. Дикое поле – казачья доля. Дары Франции на Донской земле

Вольные времена казачества

Ни для кого не секрет, что в нашей жизни очень многое зависит от того, кто и как руководит людьми. Общественные науки и человеческий опыт доказывают, что общества без власти не бывают. Что говорить о людях, когда даже в сообществах животных присутствуют отношения господства и подчинения! Но там это формируется на уровне инстинктов и, конечно, не рефлексируется. Люди же устроены так, что все время спорят по поводу властных, а значит, политических отношений, ругают и ненавидят или терпят и подчиняются.


Редко кто когда любит власть, редко вызывает она положительные эмоции. Возможно, все дело в человеке, его страстях и личных качествах. Кстати, мало кто выдерживает испытание властью. Но, тем не менее, власть будет существовать всегда. И здесь, скорее всего, важно то, как и на каких основаниях, эта власть организуется.

Нашей страны знает если и не уникальный, то удивительный способ взаимоотношений общества и власти. Причем способ, который пережил века. Во многих других структурах жизни он стал анахронизмом, и исследователи изучают его в исторической ретроспективе, рассматривая как что-то начальное, далекое от более высоких «сакральных» или «договорных» основаниях существования власти.

Это способ выбора обществом, по его мнению, лучшего представителя для руководства людьми в различных сферах жизни. Историческим примером здесь может служить казачество, где институт выборной атаманской власти прошел через века и долгое время был синонимом справедливого устройства взаимоотношения общества и власти.

Знаки атаманской власти (насека, шестопер, использовалась и булава)

Образ казачьего атамана для обычного человека - это всегда что-то очень сильное, яркое и красочное. За этим званием в сознании людском стоят несколько столетий воплощенной народной мечты о справедливом общественном устройстве и не менее справедливом управлении. Так получилось, что в наиболее законченных формах идея народного самоуправления была воплощена в казачьей общине и в должности выборного казачьего атамана.

Весьма интересно, что само по себе казачество прошло сложный путь эволюции, притом, что время его формирования было отнюдь не доисторическое. Всё происходило уже в хронологических рамках второго тысячелетия новой эры, то есть уже в эпоху письменной истории народов. А что касается должности казачьего атамана, так весьма примечательно, что она была выборной, срочной (на время) и очень ответственной. Ответственной во всех смыслах, притом что главный смысл может быть в ответственности перед обществом, перед теми, кто этого атамана выбирал, так как если обязанности исполнялись не должным образом, атаман переизбирался.

Вообще, откуда взялось само понятие «атаман»? Версий здесь несколько. Что может быть авторитетней официальной энциклопедии?... Слово «атаман», по мнению некоторых исследователей, восходит к польскому hetman, которое, в свою очередь, произошло от немецкого Hauptman, что значило «начальник» или «старший». Другие же считают, что «атаман» слово древнерусское, но также заимствованное из тюркских языков, где odaman означало «старейшина пастухов или казачьего лагеря». Кстати, в «Большой советской энциклопедии» говорится также про тюркские языковые источники.

Считается, что на Руси слово «атаман» впервые встречается в новгородских грамотах. В каком-то смысле перед нами опять вечная дилемма очень многого в русской жизни, особенно в историческом контексте. В данном случае это заимствование слова и спор идет, откуда, с Востока или Запада, оно к нам пришло. Но на самом деле это не так уж и важно…

Есть и другие интересные, иногда баснословные версии, но оставим их пытливым умам и договоримся, что определять атаманов будем мы именно вышесказанным образом.


Так выглядел атаман

Изначально атаманами казаки называли своих военных предводителей. Как уже было сказано выше, атаманская должность была выборной. Для этого казаки собирались в круг и путем голосования определяли себе вождя. Характерно, что выбранный атаман был хозяин в жизни и смерти казаков. Он представлял собой высшую власть, но, что важно, только во время похода. После возвращения казачьей ватаги в родные пенаты атаман складывал с себя полномочия и становился рядовым казаком, причем подсудным, как и другие члены казачьей общины.

Если атаман переставал быть высшей властью, то что представляла собой высшая власть в казачьем сообществе? И вот здесь надо сказать об удивительных вещах. Казачество как социальная структура было устроено достаточно интересно. Особенностью было, по-настоящему демократическое устройство казачьей общины. Высшим органом власти у казаков был войсковой круг (рада, коло). Именно на Круге происходили все значимые для казаков политические и иные решения. Круг соединял в себе все ветви власти, а именно законодательную и судебную, лишь на время военных походов, передавая власть исполнительную в руки атаманов. Но и здесь присутствовала еще одна особенность.

Как уже было сказано выше, атаман во время похода концентрировал в своих руках более чем только распорядительную, т.е. исполнительную власть. Его слово было законом, а его распоряжения в области наказания за какие-либо провинности обсуждению не подлежали и оспорены быть не могли, вплоть до смертной казни. Все претензии к атаману откладывались на потом, т.е. на возвращение из похода, после которого он (атаман) складывал свои полномочия, становился равен всем и подсуден как все, а к Кругу, который обретал вновь свои полномочия, казаки могли вновь апеллировать, если считали какие-то действия атамана несправедливыми или чрезмерными.

Старейшим в России является Донское войско. Официально установленное старшинство, т.е. здесь уместно сказать «как бы», начало войска ведется с 1570 г. Естественно, что история казачества насчитывает гораздо более длинную историю. Не вдаваясь особенно в подробности этого вопроса (особенно в баснословную его часть), скажем, что первые серьёзные упоминания о казаках появляются, по меньшей мере, в XIV в., а в дальнейшем связаны были с устройством юго-восточных границ Рязанского княжества.

Список известных по разным источникам донских атаманов с XVI по XX в. насчитывает более 60 человек. Это те, чьи имена вошли в официальную историю Донского войска. А были бесчисленные «неформальные» атаманы, поднимавшие казаков на «охоту за зипунами», на различные бунты и восстания против власти, на бесчисленные «воровские» походы на казачьи реки. В годы русской Смуты начала XVII в. казачество и крестьянство, которое тоже хотело стать казаками, дали такое количество атаманов, которое невозможно исчислить. И надо сказать, что принципы организации власти, что у «голутвенных» казаков, что у так называемых «официальных» казаков продолжали оставаться неизменными.

Пройдемся по некоторым персоналиям. В Донском войске отметим как неизвестных, так и получивших всемирное признание атаманов. Начнем с XVI в., т.к. до этого известных по именам казачьих атаманов не находится. У Н.М. Карамзина находим под 1549 г. информацию о неком Сарыазмане, казачьем атамане, который, кстати, уже был с войском подданными Ивана Грозного, так вот они «завладели сею рекою (Доном) до самого устья, требовали дани с Азова, воевали ногаев, Астрахань, Тавриду (Крым); не щадили и турков, обязывались служить вдали бдительной стражей для России».


Казак из ранней эпохи с головой ногайца

И хотя немного известно о первом донском атамане, все же он попал в переписку глав государств, содержание которой во многом показывает накал взаимоотношений и дипломатические коллизии, возникавшие на почве действий казаков. В грамоте 1550 г. посланной от ногайского правителя Юсуфа Ивану Грозному говорится о Сарыазамане: «Холопи твой, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и четырех местах городы поделали, да наших послов и людей…забирают, иных до смерти бьют…» Царь Иван отвечал, что, мол, «те разбойники… живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы не один раз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут». И далее царь лукаво предложил, мол, ты Юсуф, поймай их сам да в Москву пришли, здесь мы этого Сарыазмана с другими ворами и казним.

Этот момент очень интересен. Известно, что считается, что служба казаков, в частности донских казаков русскому государству начинается именно в XVI в. при Иване Грозном. Но служба эта была очень своеобразна. До XVIII в. донские казаки были с русским государством как бы в равных отношениях. То есть напрямую подчинения казачеству царской власти не было.

Казаки общались с московским царством на равных, их станицы, бывавшие в Москве, имели по существу, дипломатический статус. Это происходило по тому, что центральная власть, с одной стороны, не могла сильно влиять на казаков, а с другой стороны, была очень заинтересована в прикрытии своих юго-восточных границ со стороны Дикого Поля. Именно поэтому, между Москвой и казачеством сложились весьма своеобразные отношения. Казаки по клятве-присяге обязались защищать рубежи Московского государства, за это государство платило жалованье, хлебом, деньгами и иными материальными благами, например, оружейными припасами, в которых у казаков всегда был недостаток, т.к. изначально хозяйством они не занимались.

Основным занятием казачества была война. Но во внутренние дела казачества власть не совалась, что и предопределило дальнейшую эволюцию казачества. Оно изначально было очень самостоятельным, в отличие от многих других подданных царя, были лично свободными, обладали в связи с этим чувством собственного достоинства, и к тому же были способны к самоорганизации.

Правда редкость употребления имени первого известного донского атамана некоторыми исследователями ставит самого его под сомнение. Например, Е.П. Савельев выводит имя из иранского языка, где «сарыазман» означает «удальца». Есть и другие версии, но уже подтверждающие общеизвестную точку зрения и лишь уточняющие её.

Как казачество делится, по сути, на раннее татарское и более позднее синтезированное из разных народов, так и Сарыазман, возможно был татарином или русским, носившим татарское прозвище. И для Московского царства и для друзей-противников его казаки в целом, а Сарыазман в частности, были разбойниками, но для русского государства «нашими», а значит почти «хорошими» разбойниками, а для других - «чужими», «московскими», а значит «плохими», «лихими» людьми. Но, собственно так всегда и бывает в большой внешней политике. Для нас же главное, что в XVI в. наконец прозвучало реальное имя казачьего предводителя. И звали его Сарыазман.

Как казаки своих детей воспитывали

Донские, кубанские, терские, сибирские, уральские, астраханские, оренбургские, забайкальские, семиреченские, амурские, уссурийские казаки – на протяжении веков их объединяли общие устои и схожие традиции, а также идентичные взгляды на воспитание подрастающего поколения – казачат и юных казачек.

Кто такие казаки и откуда они произошли? Казалось бы, простой вопрос, но ответить на него не так легко – ученые до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении казачества и даже самого понятия «казак». Есть, правда, и факты доподлинно известные. Как тот, например, что в XVI-XVII веках казаки сыграли важную роль в обороне границ Русского государства от разорительных набегов крымских татар и ногайцев. Тогда же они стали селиться в приграничных степных просторах нашего отечества, осваивать так называемое Дикое поле.

Дикое поле – казачья доля

Культура казачества вобрала в себя элементы быта, обрядов и нравов различных этнических групп, населявших обживаемые казаками территории, но в результате приобрела черты уникальности и самостийности. Постепенно сформировалось особое казачье мировоззрение, основанное на вере в Бога, свободолюбии и преданности воинскому долгу.

Существовало две формы проживания казаков: «сечевая» (или линейная) и семейная («родовая»). Линейные казаки, как правило, несли пограничную службу и жили вдали от семей, а чаще всего были убежденными холостяками: суровые условия степной жизни не способствовали желанию не менее суровых вояк обзаводиться семьями. Однако к XVII веку многие из них «осели» на определенных местах, нажили себе хозяйства и женились (поначалу, в основном, на пленницах, позже – на девушках своего круга), а маленьких казачат и казачек воспитывали в самобытном казачьем духе.

Терпи, казак, атаманом будешь!»: воспитание мальчиков

Если в семье рождался казак (именно так, и никак не мальчиком, называли младенца мужского пола), то его буквально с первых дней жизни воспитывали воином. Важнейшим событием считалось крещение, то есть духовное рождение казака. Выбору крестного также уделялось огромное внимание, ведь именно на него ложилась большая часть ответственности за воспитание нового человека. В день крестин в люльку малышу клали шашку, стрелу или пулю – «на зубок», а потом наблюдали за его реакцией. Младенец, заинтересовавшийся оружием, признавался «добрым казаком», а проявивший равнодушие к воинским атрибутам, огорчал собравшихся своей нерадивостью. Бывало, что на сорокадневного кроху надевали маленькую кольчужку, обозначая таким образом его принадлежность к казачьему роду.



Всеми этими забавами, надо полагать, увлекались отцы, матери же, как и положено матерям, с болью в сердце переживали за будущее своих маленьких сыновей уже с первых дней их жизни. Очень точно передал материнские чувства казачки по отношению к сыну, обреченному на войну, М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Казачья колыбельная»:

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду –
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Достигшему годовалого возраста казаку наголо состригали волосы и сажали его на коня, при этом снова наблюдая за поведением ребенка. Крестный давал ему в руки шашку, правда, это действие носило чисто символический характер. Шашку малыш, естественно, удержать не мог, и она снова возвращалась крестному, который обычно хранил ее у себя до семнадцатилетия своего подопечного.

Когда казаку исполнялось семь лет, его во второй раз стригли наголо. Бритоголовым он торжественно шел к первой в своей жизни исповеди. Тогда же его переселяли в мужскую половину дома, где с этого момента он спал в комнате со старшими братьями или дедом, на жесткой постели. Мать больше не имела права его наказывать, воспитанием будущего воина занимались теперь только мужчины.

С трех-пяти лет казачат начинали обучать верховой езде и рукопашному бою, с семи лет учили стрелять, а с десяти – рубить шашкой. Первоначальные боевые навыки прививали мальчикам отцы и крестные, затем – самые опытные представители казаков, нередко даже атаманы, ведь воспитание в будущих воинах ловкости и силы признавалось крайне важным всеобщим делом.



Целенаправленно воспитывалось в парнях и еще одно обязательное для казаков качество – умение быстро, почти молниеносно, принять единственно правильное решение в конкретной ситуации и воплотить его в жизнь. Для этой цели для мальчишек регулярно создавали ситуации, выход из которых они должны были находить самостоятельно. Но зато к 14-15 годам среднестатистический юный казак владел сложнейшими элементами джигитовки, был смышлен и ловок. С 17 лет и до момента, когда он поступал в полк, юноша назывался «малолетком», а в 19 лет отправлялся служить на три или четыре года, в зависимости от региона. Дальнейшая жизнь молодого казака представляла собой почти постоянную военную службу с некоторыми перерывами.

Но не только физическим развитием и находчивостью отличались молодые казаки, ведь их с детства учили защищать слабых, с благородством относиться к девушкам и женщинам, быть готовыми бороться за свободу, веру и честь.

Терпи, казак, ты атаманом будешь (монолог репетитора по точным наукам)

После того как Федя, откровенно слабенький мой (по математике) ученик заявил тут маме, что не «понимает» он меня. Чего тут в результате к Лидии Петровне (ЛП) он и перешёл.

Ученики, которые к репетитору пришли
(чтобы к экзамену подготовиться ЕГЭ или ОГЭ. И желательно, быстро. А за месяц - идеальный случай тут вообще
(как хотела мама Феди.)),
как правило, 3-4 года
(а некоторые даже и все 8.
Хотя и приятные исключения бывают: сильные ученики, которые немножко подстраховаться тут решили. И в том числе, чтобы набрать побольше баллов. Таким – особенный респект, ибо они всегда мне благодарны.
Но и такие ученики бывают, которые троечниками ко мне пришли, а отличниками ушли.
(но это требуется не менее года, но особенно интерес к предмету самого ученика)
И родители их довольны тоже. Но этим окупается их понимание сложности процесса.)
ничего не учили по предмету, то даже за целый год занятий (а тем более за месяц, как хотела мама Феди),
если учить, как учат этому в школе
(то есть сюсюкать, как с ребёном малым.
Не скажу, что годовалым, но всё же, всё же, всё же…),
проблему, поставленную передо мной, не решить.

(И я бы это в открытую (родителям) говорил
(что вы тратите тут деньги, но результат навряд ли будет),
но если бы у меня учеников тут было валом
(ведь мне же тоже хочется заработать. Но честным тут трудом.
Который, конечно же, не всуе. Но ожидаемого результата родители не получат.),
поэтому я родителей к более дешевым репетиторам отсылал бы.(если бы я их знал бы)
Которые уж тем более такого результата бы не дали.
Но за меньшие хоть деньги.)

А поэтому я знания все (по школьной тут программе) (в формулы) прессую, а также и фильтрую
(ученика чтобы не загружать такими темами (програмы), которые в экзамена задачах неактуальны.(иль почти что)
А также в некоторых случаях и факультативные знания даю.
(чтобы быстрей решить задачу смог бы ученик. Ибо эти знания позволяют нам уменьшить трудоёмкость решения задачи, а именно до 2-х раз.)
А тем более учитывая, что знания некоторые, но тем не менее, (для сдачи экзамена) основные (а именно, как решать рассчётные (и сравнительные) задачи) в школе не дают вообще)

Но это требует, естественно, соответствующих затрат труда
(и в 1-ую очередь памяти (а до этого – внимания, на уровне должном) и интеллекта)
от этого ученика.
А именно, чтобы формулы по предмету выучить просто.
(а поэтому просто надо. Федя, надо.
Но на это тут, увы, по барабану Феде. Но это, вы поймите, частный тут пример.)
А поэтому, если ученик ленив (а поэтому хочет, чтоб всё было «как проще»), а уж тем более, если он себе тут на уме
(А именно, если мнит тут о себе, как о гении в предмете.
(что чаще всего случается, как ни странно, со слабыми учениками.)
(Но, ведь чем более ты мнишь тут о себе, тем больше знай тут и умей.
Ну что, на это ты ответить можешь? Конечно, если ты абсолютный гений, то ответа фиг дождёшься. Но я, поверь тут, буду ждать.)

А кстати, Федя тоже показал тут "мчащееся вдаль мышленье".(а именно, отвечать тут на некие вопросы сразу, и без постановки даже их)
Но также и "синдром тут теннисиста" (хотя он, вроде бы, совсем не теннист): угадывать решение задачи, одним махом.
И опять же за счёт правил, придумываемым (на лету) ведь им самим. Ведь он тут кто? А гениальный (просто) математик!
И этот ведь тут что? Откровенно запредельный гонор, которому совершенно по барабану, что все те знания, которые ему впихивают сейчас, умами лучшими человечества столетиями собирались. А он их получает совершенно даром.
И при этом тут еще плюётся.),
то ничего, увы, не выйдет.

(ну а еще хуже, если родители поддерживают этот (уровень) самомненья.(нашего ученика)
А поддерживают-то как? А преимущественно неявно! Совсем не интересуясь успехами (и дсотижениями даже) своего ученика.
Которые все фиксируются в тетради общей для занятий. И которая вообще является журналом всех занятий. А также и (выполнения (и проверки)) домашних тут заданий.)

А поэтому тут что?
Когда ученик тупит тут откровенно (иль просто тормозит занятье, то есть занимется саботажем), то я, бывает, (иногда) теряю самообладанье. А именно из-за того, что за то переживаю, чтобы он сдал тут всё-таки экзамен.
И пожалуй даже больше самого этого Феди.

Так какой отсюда вывод? Что за слабых учеников я не берусь?
По-видимому, да.
Но, чтоб чётко в этом определиться, я должен тут создать методику создания прогноза на конкретного ученика, и именно для достижения конкретной цели
(которая, конечно, может «плавать». Но тем не менее родители не заинтересованы ведь за просто так
(конечно, это неверно. Так как в итоге любого тут занятья сдвиги, несомненно, есть. Но вот, спрашивается, насколько?
(И, чтоб вот это чётко тут определить, я должен ведь знать, в какой зоне подготовки находится ученик. Ведь именно по зоне подготовки и определяется уровень сдвигов.
Ведь чем ниже зона подготовки, тем выше (относительный) уровень сдвигов в ней. (что и вызывает, естественно, положительные эмоции у ученика. И именно на это и нацелены матёрые педагоги (как моя теща, а также и моя жена), а вовсе не на достижение поставленной (родителем (передо мной тут)) цели.)
А для этого опять нужны ведь тесты. Но кто бы их ты для-то написал?
Поэтому вот еще задача: как эту зону нам определить?)
отдавать тут деньги.

Какой практический тут вывод?
А завтра позвонить завтра маме Феди, чтобы отделить тут мух, конечно, от котлет.(как говорит наш Президент)
И подытожить: он слишком разленился, когда со мною занимался. Почти что все мои задания не выполнял.
Поэтому у меня такой прогоноз: если ко всем заданиям Лидии Петровны (ЛП) он также будет относиться, то экзамен он наврядли сдаст.
А я с ЛП, конечно, согласую, слабые его места (а именно текстовые (и геометрические) задачи), чтобы и она на них тут налегла.
(а Вы тут Влада проконтролируйте немножко, его тут отношение к заданиям домашним.)
Вы меня поймите: мне хочется, чтобы у Влада была хотя бы (по математике) (конкретная) на 3. (и за этот вот месяц, который Вы дали мне)
Но ему на это, видимо, по барабану.

Да, ЛП тут снизила требования (по отношению к моим), поэтому Феде тут и комфортно.
Но, если цель (занятий) едва тут достижима,
(а именно, ввиду лени Феди. Ведь он практически ни одного задания моего не сделал
(и даже не выучил тут ни одной тут теоремы, что не требовало совсем тут интеллекта, а всего лишь памяти только),
с тех пор, как мы сошли тут с уравнений на геометрические (и текстовые, затем) задачи.
Которые, между прочим, чтобы сдать экзамен (а для этого надо минимум 8 тут заданий сделать) он тоже должен бы уметь решать. Но он на это практически забил.)
то зачем при этом обеспечивать комфорт (ученику)? А тем более; за конкретные деньги?

Ну разве непонятно профессиональному-то педагогу, а именно, ЛП, что к репетитору приходит (как правило) ученик (а в отношении Влада это так и есть), который 8 лет тут (в отношении математики) отдыхал (А6-), а после этого ему тут предстоит экзамен (и серьёзный) сдать, то ему предмет ведь невозможно как в школе (медленно) объяснять. А нужно ведь методику иную, а именно, «спресованных» знаний (передачи) применять.

Про Федю, в частности, в итоге
Вот уж точно, если пихать знания ученику насильно, то ученик отплёвывается только. А вот если его голодом (знаний) поморить?
Как, например, в Камбодже: там бесплатного образования нет совсем (и даже среднее только платно) А если образования нет, то всю жизнь ты делаешь что? Макулатуру (в виде пластиковых бутылок) собираешь. (и это каждый день 14 часов) И за копейки в пункт приёма вторсырья её сдаёшь. И этим занимаются даже дети, и с малых лет причём.
Чтоб себе на булку хлеба и чашку риса (только) заработать.
Поэтому просто поступить там в школу – это праздник.
Так может, и в России сделать так? Вот будет праздник на улице ленивых (и тупых).

А теперь про всю страну.
Страна тем более нищенская выйдет (а поэтому и более преступная тоже), чем больше будет в ней учеников; которые образования не ищут. И даже если бесплатное образованье (вплоть до высшего) им предлагает государство.
А также если в стране родителей таких вот больше будет, которые не то, чтобы образование не ценят. Но мыслят тут к нему дорожку (которую в школе проходят за 8 лет) проложить всего за месяц.
А в чём проблема тут? Ведь их ученик тут – явно гений.

Но просто тут немножечко ленив. И с кем тут не случается того?
И это, конечно, да. Но весь вопрос тут не в этом. А в том, насколько лет тут накопилось этой лени.

Знаете, коллеги, мне часто приходится слышать английскую пословицу: «No pain, no gain». Типа, нет боли, нет и достижений.

Чтобы накачать мышцы, нужно много (и через силу) тренироваться. Чтобы заработать большие деньги, нужно пахать как крестьянская лошадь. Чтобы вырастить из ребёнка человека с большой буквы, нужно посвятить ему себя без остатка. Чтобы вылечить болезнь, нужно принять горькое лекарство.

Обратите внимание — в этой гнусной пословице нет и речи о том, чтобы получать удовольствие от боли. Речь идёт о том, что боль — это средство достижения цели. Дескать, для того, чтобы чего-то достичь, нужно испытать серьёзную боль.

Откуда берётся это заблуждение?

На первый взгляд, логическая цепочка примерно следующая.

Все люди, которые чего-то достигли, много и упорно работали. Следовательно, для того, чтобы чего-то достичь, нужно много и упорно работать.

Уже видите небольшую ошибку, ага? В самом деле — предположим даже, что первое утверждение верно: все великие люди отличались болезненным трудолюбием. Но разве следует из этого, что все трудоголики — великие люди?

Конечно же, нет! Мы не имеем права «переворачивать» утверждение таким образом. Иначе было бы верно следующее высказывание:

Все карманники имеют нежные и чуствительные пальцы. Каждый мужчина с нежными и чуствительными пальцами — карманник.

Допустим, Вы работаете грузчиком по 14 часов в день. Что Вы получите в награду за самоотверженный труд?

Паховую грыжу? Вполне возможно. Пост директора компании? Крайне маловероятно. От тяжёлой работы, как я не устаю повторять, дохнут кони.

Впрочем, это всё было предисловие. На самом деле, по моему мнению, корни у «no pain, no gain» растут немного из другого места. Скрытая «логическая» цепочка, которая часто приводит нас к этой пословице, имхо, следующая:

Я работал мало и зарабатывал 10 000 рублей в месяц. Сейчас я работаю много и зарабатываю 25 000 рублей в месяц. Василий Пупкин, мой сосед, зарабатывает 100 000 рублей в месяц. Как же, должно быть, много и усердно он работает!

Видите ошибку?

Прогулочным шагом я дохожу до работы за сорок минут. Если я иду быстрым шагом, я дохожу до работы за тридцать минут. Мой сосед Василий Пупкин добирается до работы за десять минут. Как же, должно быть, быстро он умеет бегать!

Подведу итог.

Во-первых, одной боли и лишений категорически недостаточно для того, чтобы чего-то достичь. Что бы там мы не писали в пионерских тетрадях про Зою Космодемьянскую.

И, во-вторых, правило «сильнее боль — лучше результат» работает только для средних результатов. Для выдающихся результатов действуют другие правила. Миллионерами становятся отнюдь не самые трудолюбивые.

Бульба был упрям страшно. Сто двадцать тысяч казаков, среди которых и полк Тараса Бульбы, поднимаются в поход против поляков. Филолог Елена Иваницкая видит в действиях Тараса Бульбы «поэзию крови и смерти» и даже «идейный терроризм». Тарас. — Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!

Сборник образных слов и иносказаний. Ак. наук.. М. И. Михельсон. Тара́с Бу́льба» - повестьНиколая Васильевича Гоголя, входит в цикл «Миргород». При подготовке черновой рукописи к печати Гоголем были внесены многочисленные исправления. События книги происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века.

К старому казацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына - Остап и Андрий. Три всадника едут молча. Старый Тарас вспоминает свою буйную жизнь, слеза застывает в глазах, поседевшая голова понурится. Остап, имеющий суровый и твёрдый характер, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. Одно только это его смущает и заставляет задумчиво опустить голову.

Материал из Lurkmore

Прекрасную полячку он ещё раз видел в костеле, вскоре она уехала - и сейчас, потупив глаза в гриву коня своего, думает о ней Андрий. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить казацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперед слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые казаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына - среди первых.

В одну из темных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблен Андрий. Татарка шепотом рассказывает, что панночка - в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери.

Переосмыслению подвергся образ Тараса Бульбы

Поляки узнают об ослаблении неприятеля и выступают из города для решительной схватки. Среди них и Андрий. Тарас Бульба приказывает казакам заманить его к лесу и там, встретившись с Андрием лицом к лицу, убивает сына, который и перед смертью произносит одно слово - имя прекрасной панночки.

Оправившись от ран, Тарас уговаривает Янкеля тайком переправить его в Варшаву, чтобы там попытаться выкупить Остапа. Тарас присутствует при страшной казни сына на городской площади.

Место в первой редакции, где говорится о том, что Тарас «был большой охотник до набегов и бунтов», заменено во второй следующим: «Неугомонный, вечно он считал себя законным защитником православия

Пять полков под предводительством того самого Потоцкого настигают, наконец, полк Тараса, ставшего на отдых в старой развалившейся крепости на берегу Днестра. Четыре дня длится бой. Оставшиеся в живых казаки пробиваются, но останавливается старый атаман искать в траве свою люльку, и настигают его гайдуки. Железными цепями привязывают Тараса к дубу, прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костёр.

Тарас Бульба» имеет большую и сложную творче­скую историю. В 1842 году во втором томе «Сочинений» Гоголя повесть «Тараса Бульба» вышла в новой, коренным образом переделанной редакции. Однако в последующих изданиях «Тарас Бульба» перепечатывался не с оригиналов рукописи, а с издания 1842 года, лишь с незначительными правками. Во второй редакции полнее даны любовные переживания Андрия и глубже раскрыт трагизм его положения, вызванный изменой.

Неразумная голова, — говорил ему Тарас. — Терпи, козак, — атаман будешь! В Польше сложилось устойчивое мнение о повести как об антипольской, и отчасти такие суждения были перенесены на самого Гоголя. Молодым, и особенно сынам Тараса Бульбы, не нравилась такая жизнь. Андрий заметно скучал. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород».