Дошкольники система развивающего обучения занкова. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Обучение в начальной школе закончено — что дальше

Специалисты утверждают, что в раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше. Именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития, направленные на всестороннее и полноценное развитие малыша буквально с первых дней его жизни. Одной из таких методик является система Леонида Владимировича Занкова, которая пользуется большой популярностью в российской педагогике.

Специалисты утверждают, что в раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше. Именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития , направленные на всестороннее и полноценное развитие малыша буквально с первых дней его жизни. Одной из таких методик является система Леонида Владимировича Занкова, которая пользуется большой популярностью в российской педагогике.

Сразу отметим, что методика Занкова несколько отличается от большинства используемых сегодня систем раннего развития (таких как методика Монтессори, Вальдорфская система или методика Сесиль Лупан), поскольку основной упор в ней делается не на развитие внимания, памяти и воображения, а на общее развитие личности – чувств, воли и ума ребенка. Может быть именно поэтому отношение родителей к данной системе двоякое: кто-то ее ругает, а кто-то считает одной из лучших методик развития.

Несколько слов о Занкове


Леонид Владимирович Занков – известный советский психолог, добившийся значимых результатов в области педагогической психологии, памяти, запоминания и дефектологии. В ходе своей профессиональной деятельности провел целый ряд исследований, результаты которых и легли в основу авторской дидактической системы, способствующей психическому развитию детей, главный принцип которой построен на развитии искреннего интереса к обучению и стремления к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы.

Практически всю свою жизнь Леонид Владимирович посвятил вопросам, связанным с психологией детей, отстающих в умственном развитии, и проблемами их обучения и воспитания. В своих многочисленных работах Занков убедительно доказал, что умственно отсталый ребенок не столько опаздывает на несколько лет в развитии по сравнению с нормально развивающимися детьми, сколько иначе развивается по мере своего взросления. Также он доказал, что во время занятий с умственно отсталыми детьми за основу необходимо брать коррекционно-воспитательные воздействия, учитывающие особенности развития каждого отдельно взятого ребенка и опирающиеся на его компенсаторные возможности.

Особенности методики Занкова


Основная цель методики Занкова заключается в воспитании у ребенка отношения к себе как к самодостаточной Личности, имеющей право на собственное мнение, способной аргументировано отстаивать его и умеющей здраво рассуждать. Именно поэтому вся система занятий построена на самостоятельности ребенка, когда педагог не "вбивает" знания в голову детей, а заставляет каждого из них "докопаться" до них самостоятельно. Дидактические принципы системы Занкова – это:

  • высокий уровень трудности обучения (однако с обязательным соблюдением меры трудности, то есть без форсирования развития);
  • быстрое освоение материала, которое достигается в том числе и за счет постоянного обогащения учебного предмета со стороны учителя;
  • осознание ребенком процесса обучения, где все знания являются единым целым (поэтому новые знания, связываясь с уже изученным материалом, легко усваиваются);
  • ведущая роль теоретических знаний (другими словами, вопросы перед ребенком ставятся в общем виде, чтобы побудить его к самостоятельному мыслительному процессу);
  • работа над развитием каждого ребенка, независимо от его уровня развития.

Согласно дидактической системе Занкова основной мотивацией учебной деятельности ребенка должен стать познавательный интерес. Поэтому методика предполагает вовлечение учащихся в дискуссии, различные виды деятельности, дидактические игры, а также использование различных методов обучения, направленных на обогащение мышления, воображения, речи и памяти.

Как проходят занятия по методике Занкова


Построение занятий по системе Занкова имеет целый ряд отличительных особенностей, не принятых в современной российской педагогике. И, прежде всего, это проявляется в построении доверительных отношений между учащимися и учителем. При этом педагог не отказывается от руководящей роли, и адекватно реагирует на ошибки и проступки ребенка. Лучше всего характеризует атмосферу в занковском классе знаменитое выражение самого Занкова: "Ребенок тоже человек, только маленький".

Непосредственный процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы ребенок стремился добывать знания самостоятельно – для этого урок ведется в форме дискуссии, во время которой ученик может спорить не только со своими одноклассниками, но и с учителем. Активность на уроке всячески поощряется, даже если ребенок высказал ошибочное суждение.

Чтобы ребенок развивался всесторонне и полноценно система Занкова предусматривает большое разнообразие форм обучения: одновременно с занятиями в классе практикуются экскурсии в театры, музеи, на природу, концерты, разные предприятия и т.д. Другими словами, данная система охватывает не только процесс обучения, но и внеурочную работу.

Недостатки методики Занкова

Главный недостаток системы Занкова заключается в том, что обучение по его методике по силам далеко не каждому ребенку (хотя автор и уверял, что справиться с ней может любой ребенок, независимо от уровня умственного развития). И дело не столько в сложности заданий, сколько в быстром темпе изучения материала.

Не менее важным недостатком данной методики раннего развития является отсутствие разработанной программы для обучения в средней и старшей школе. В итоге, ребята из занковских классов переходят в классы, в которых обучение проходило по традиционным программам, и начинают откровенно скучать, поскольку большую часть материала они уже изучили в младших классах по обучающей программе Занкова .

Ну и самое главное, эффективность обучения по методу Занкова целиком и полностью зависит от учителя и его способности "отойти" от традиционных методов преподавания, и создать в классе дружескую и доверительную атмосферу. К большому сожалению, практика убедительно доказывает, что на сегодняшний день в нашей стране очень мало учителей, допускающих, что у ребенка может быть свое собственное видение того или иного вопроса, и позволяющих детям оспаривать собственные суждения.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. (Реализация ФГОС НОО средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова ).

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены изменения в образовании, необходимые для формирования нового человека. Подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Общая целевая установка Федерального государственного образовательного стандарта, совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Стандарт и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание.

Развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы во ФГОС начального общего образования как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» (личностные, метапредметные, предметные).

Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и их реализации на практике. Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие позиции, характеризующие систему Л.В. Занкова и ФГОС НОО 2009 года: цель образования – развитие личности; понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению; понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.

Ведущим понятием для системы развивающего обучения Л.В. Занкова является понятие «целостность». Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе единых дидактических принципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого) и единых типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания.

Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний, тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей. Ребенок работает не с отдельными фактами и явлениями, а на перекрестках знаний (теоретических, теоретических и практических, на межпредметном и внутрипредметном уровнях), что, в свою очередь, создает условия для реализации дидактического принципа – обучение на высоком уровне трудности. Возникшую трудность ребенок преодолевает благодаря реализации дидактического принципа – осознания принципа учения: «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Так мотивируется учебно-исследовательская самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой активизируются личностные качества, формируется рефлексия, включается мышление, осуществляется дифференциация «знание – незнание», поиск недостающей информации и многое другое, что приводит к решению проблемы. В необходимых случаях оказываются разные меры помощи: от намекающей, ориентировочной до прямой. Оперирование связями обеспечивает разноуровневую систематизацию знаний, промежуточное и итоговое их обобщение, что и придает обучению быстрый темп.

Разнообразие представления учебного содержания в учебниках системы Л.В. Занкова позволяет активизировать разные типы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логическое (теоретическое); разные типы восприятия и обработки информации – аудиальный, визуальный и кинестетический. Кроме того, вариативны способы приобретения знания – каждый ребенок действует оптимальным для себя способом в зависимости от учебной ситуации: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно или устно; посредством слова, рисунка, схемы.

Интеграция учебных курсов системы Л.В. Занкова создает предпосылки для духовно-нравственного развития, что находит воплощение в отборе материала, в организации содержательного общения детей на уроке. Кроме того, здоровьесберегающий характер обучения обеспечивается здоровьесберегающим потенциалом учебных программ по данной развивающей системе обучения. Чрезвычайное значение приобретает своевременное выявление детей, имеющих разные уровни развития, и создание условий для оптимизации развития каждого ребенка. С этой целью разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения учебных программ.

Важным условием для реализации учебных программ по системе Л.В. Занкова является создание комфортной развивающей образовательной среды. Для изучения результативности учителю предлагаются материалы по диагностики школьной зрелости, результативности формирования универсальных и предметных учебных действий, в том числе и комплексные проверочные работы.

Таким образом, учебные программы и учебно-методические комплекты, разработанные на методологических основах системы Л.В. Занкова, полностью соответствуют планируемым результатам, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Литература:

    Аргинская И.И., Кормишина С.Н. Методические рекомендации к курсу «Математика». 1 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

    Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/Сост. Н.В. нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.

    Содружество ученого и учителя: Л.В. Занков. Беседы с учителями; Работаем по системе Л.В. Занкова: Кн. для учителя / Сост. М.В. Зверева, Н.К. Индик. – Москва: Просвещение, 1991.

Правильная система обучения основывается на приобретение всех этих качеств. Ребенок сможет с истоков получать навыки общения, решать проблемные ситуации, развивать усидчивость и чувство любознательности.

Разработанная специальная система образования Занкова, которая в эпоху компьютерных разработок позволяет человеку быстро овладеть ситуацией.

Общая цель обучения школьников заключается в развитии знаний на базе различных образовательных предметов.

Под этим подразумевается развитие и укрепление памяти, чувств, воли не нанося вред психике ребенка.

Система Занкова разработана на базе общеобразовательной системы, расставляя приоритеты в зависимости от ситуации. Приоритетом является усвоение материала ребенком, а не количество вычитанного материала. В этой программе задействуются все ученики (слабенькие и сильные), что в процессе обучения позволяет всем выйти на высший уровень.

Усвоение и закрепление материала направлено на коллективную работу всего класса, где участвует каждый ребенок, тем самым развивает себя как личность, мнение которого важно для окружающих.

В системе нет основного или второстепенного предмета: каждый предмет вносит свои навыки в развитие и образованность ученика.

Многолетний опыт показал, что дети, начавшие обучение по Занковской системе с раннего возраста, имеют очень высокие показатели в сравнении со сверстниками. Такие ученики зачастую становятся победителями различных олимпиад и конкурсов, с легкостью поступают в высшие учебные заведения.

Преимущества методики Занкова

  • Подходит нерешительным деткам (благодаря индивидуальному подходу дети быстро вливаются в коллектив и активно принимают участие в беседах);
  • Стимулирует к самостоятельности и осваиванию новых знаний.

Развивающая система Занкова на чем основана?

Система обучения построена на трех критериях:

  1. Развитие каждого ребенка.
  2. Изучение особенностей и способностей ученика.
  3. Достижение максимальных результатов.

Все учебные курсы разработаны на мотивацию и развитие творческих талантов ребенка учитывая возрастную индивидуальность каждого. Учебный материал разработан так, чтобы при изучении его ученик мог удивиться, что мотивирует ребенка обдумывать разные варианта, анализировать и делать правильные выводы.

Подход к младшей возрастной категории учитывается на слитности мышления. То есть, рассматривать факты не по отдельности, а связывая их, что позволяет ребенку более доступно их воспринимать. Дети начинают анализировать прочитанный материал, возникает больший интерес к его изучению.

Кроме того, Занковская методика разработана таким способом, что ребенок после ее прохождения может спокойно перевестись в общеобразовательную школу и с легкостью продолжить обучение.

Основные приоритеты заключаются в следующем:

  • Восприятие информации индивидуально;
  • Для работы необходим эмоциональный настрой и мотивация.

На первый взгляд может показаться, что учебный курс довольно сложный. Однако богатство разнообразия материала и манеры его преподавания очень увлекает малышей, развивает в них личностные качества. Ребенок становится более разносторонне развитым и умеет правильно и лаконично изложить свои мысли и предположения.

Как проводятся уроки в классах с Занковской методикой образования?

Ход урока и его построение заметно отличается от обычной классической методики.

  • Доверие и уважение.

Начало занятий состоит на построении взаимопонимания и доверия между преподавателем и учениками, а также между самими учениками. При этом не стоит думать, что ученики могут делать, что хотят.

Учитель, не теряя своего авторитета выявляет у каждого ребенка его способности и основные интересы. Внимательно относится к личностным качествам ученика, следит за его умениями реагировать на различные ситуации, не допуская грубости и унижения.

Ребенок – это личность, которая имеет свое мнение и характер. Здесь очень важно правильно подойти к каждому ребенку и направить его на достижения максимальных результатов.

  • Самообучение и контроль.

Обучение построено на том, чтобы ученик добывал информацию самостоятельно, а учитель направлял и всячески помогал ему. Вся информация подается в форме дискуссии с учениками, а не простой вычитке материала.

Таким образом, дети могут спорит, отстаивать свое мнение и видение. Это помогает не боятся ошибиться, а научить исправлять их с помощью прочитанной информации и своих выводов.

Уже после двух месяцев обучения дети не боятся выразить ту или иную позицию, в одноклассниках видят собеседников, стараются опередить своих сверстником, правильно вести себя в различных ситуациях.

  • Не консервативные методы обучения.

На ряду с обычными школьными программами Занков считает, что активному развитию знаний и способностей позволяет постоянное посещение музеев, театров, экскурсий, библиотек.

Обучение не является легким, как думают некоторые. Однако именно эта система позволяет вырастить думающего, ответственного и развитого человека, который с легкостью займет будет достигать высот в образовании и карьере.

Кто может преподавать по методу Занкова?

Нынешняя система образования позволяет учителю выбирать методы обучение, которые помогут ему воспитать сильное и умное поколение. Поэтому учитель самостоятельно выбирает систему, которую считает наиболее приемлемой для детей.

Вспоминая свое детство и своих учителей, всегда хотелось учиться у преподавателя с неординарной позицией. Где не страшно было выразить свое мнение, не бояться, что тебя унизят или накричат. Именно таких учителей можно назвать Занковскими. То есть они были всегда. Однако на сегодняшний день становятся все более востребованы в образовательной индустрии.

И этому есть ряд неопровержимых объяснений:

  • Ребенок с удовольствием посещает такие уроки (можно проявить себя, показать свои умения и таланты);
  • Неординарный подход к преподаванию мотивирует их;
  • Такой учитель становится настоящим другом для детей. В таких классах дети очень дружны между собой, нет агрессии и издевательств.
  • У таких детей устойчивая психика, умение правильно оценивать ситуацию.

Многие родители отметили, что такая методика хоть и считается сложной, однако детям она очень интересна. Ребенок даже не понимает, что он на несколько ступеней выше своих сверстников, он просто учится и развивается.

Обучение только в начальной школе или и в старшей школе?

На сегодняшний день научный коллектив разрабатывает учебные материалы для 5-9 классов, которые позволят продолжить обучение. Педагоги, желающие работать по этой системе проходят соответствующую подготовку. Сегодня учебники проходят тестирование в школах страны.

Однако многолетняя практика показала, что ученикам, прошедшим младший курс по Занковской методики, намного легче воспринимается программа старших классов и гарантирует поступление в высшие учебные заведения.

В заключении хочется отметить, что такая система обучения направлена на развитие способностей и талантов ребенка учитывая его внутренний мир. Это способствует научить ребенка познавать мир, не останавливаться на достигнутом, развиваться, не боятся самовыражаться.

За частую, такие дети очень легко находят себе профессию, активны, предприимчивы. Все это позволит ребенку достойно преодолевать трудные ситуации, стать успешным человеком.

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Евгения Климкович и я рада приветствовать вас на страницах блога, где мы все вместе пытаемся разобраться, чему и как учат наших детишек в школе. Когда на горизонте начинает маячить 1 класс, у родителей возникает очень много вопросов по поводу программ обучения ребят. А программ сейчас немало, основные из них мы рассматривали .

Как же правильно выбрать программу обучения для своего ребенка? Я думаю, для начала стоит разобраться с тем, что из себя представляет каждая из них, а потом уже делать выводы. И сегодня на повестке дня школьная программа Занкова. Слышали про такую? Если да, то жду ваших дополнений по теме в комментариях. Ну а если нет, то сейчас я вам про нее немножко расскажу.

Давайте начнем с того, чье имя носит данная программа?

План урока:

Кто такой Занков?

Занков Леонид Владимирович – это советский психолог. Он родился в самом начале XX века и скончался в 1977 году. Леонид Владимирович был специалистом по педагогической психологии и изучал вопросы, связанные с развитием детей, в результате выявил некоторые закономерности, влияющие на эффективность их обучения. Это если очень кратко.

Свою систему обучения Занков разработал еще в 60-70-х годах прошлого века. А с 90-х годов ее начали применять в школах, как экспериментальную. Применяют ее и по сей день. Программа Занкова относится к разряду нетрадиционных, развивающих программ обучения. И имеет свои особенности.

Говорят вам о чем-нибудь эти принципы? Мне, если честно, на данном этапе вообще ни о чем) Так что давайте копать глубже, рассмотрим каждый из принципов Занкова подробнее.

Уровень трудности

Уровень этот должен быть высоким. Это не значит, что детишкам во 2 классе будут предлагать решить задачи за 9 класс. Смысл здесь в другом. На уроках деткам дают «пищу» для ума, побуждают включать свой интеллект, анализировать, искать выходы из ситуаций, преодолевать препятствия, вспоминать все, что они знают по изучаемой теме, а также подключать к процессу обучения эмоции.

Занков считал, что только таким способом можно достигнуть интенсивного и быстрого развития школьников. Приветствуются даже неправильные ответы. Так как нахождение ошибок – тоже способ усвоения материала. Задача учителя «растормошить» учеников, сделать так, чтобы им хотелось проявлять активность на уроках, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

Быстрый темп

В чем суть данного принципа? Как я уже говорила, Занков много работал с детьми и убедился в том, что дети быстро устают от однообразных занятий. То есть, если им изо дня в день «долбить» одно и то же (например, заставлять из урока в урок проверять безударные гласные в словах или решать однообразные примеры на умножение), то продуктивность их работы снижается, им становится совсем неинтересно. Естественно, при этом и скорость усвоения материала снижается.

Чтобы поддерживать быстрый темп, Занков предложил каждую единицу информации на уроках рассматривать в связи с другими единицами: сравнивать, находить сходства, искать различия. Рассматривать материал как единую логическую схему. И здесь обнаруживается соприкосновение с еще одним принципом — «связь между частями материала».

Связь между частями материала

Причем, эта связь иногда выходит за рамки программы начальной школы. Детям предоставляется информация из средних классов. Но не для изучения, а для ознакомления. Для того, чтобы можно было шире и глубже понять суть изучаемого явления.

Теоретические знания

А куда наши дети без знания разных определений, правил, терминов? Да никуда! И их этому научат. Вопрос только как? Учитель не принесет своим «птенчикам» «червячка» в клювике, он просто расскажет, что этот «червячок» очень вкусненький и намекнет на то, где он прячется. А задача «птенчиков» этого червячка найти, внимательно рассмотреть, ну и потом уже «слопать».

Вот детишки и стараются, добывают знания путем обсуждения, анализа, умозаключений, совместной работы на уроке. Они спорят, но спорят культурно. Доказывают друг другу, указывают на ошибки и в результате докапываются до истины. Знания, приобретенные таким путем, остаются в голове надолго. И это посыл к следующему принципу.

Осознанность обучения

Школьники понимают, что они делают на уроке, зачем они это делают, как делают и зачем им это нужно. Причем, сам процесс обучения построен интересно. Например, одно из заданий, проверить работу соседа по парте. То есть, дети меняются тетрадками и проверяют друг друга. Если находят ошибки, то указывают на них. Но только так, чтобы не обидеть товарища, аргументируют, доказывают. Ну а тот школьник, чью работу проверяют, учится спокойно воспринимать критику, и если она кажется ему не обоснованной, в свою очередь, отстаивает свою точку зрения.

Дети частенько посещают библиотеки, музеи, на уроках используется наглядный материал. Часто работа проводится в группах. Но, тем не менее, идет направленность на каждого конкретного ученика. Да, программа Занкова предполагает привлечение дополнительного материала. Но усваивать этот дополнительный материал ребенок вовсе не обязан. Его задача усвоить тот образовательный минимум, который определяется . Поэтому детки имеют возможность учиться в силу своих способностей.

Учебники

Как и у всех школьников, у маленьких «занковцев» есть свои учебники и рабочие тетради. Авторами пособий с 1 по 4 класс по русскому языку являются Н.В. Нечаева и С.В. Яковлева. Нечаева же является автором «Азбуки» для 1 класса, ее она составляла в компании с Белорусец К.С. И к «Азбуке», и к учебникам русского языка прилагаются рабочие тетради.

Знакомиться с математикой детям помогают учебники и рабочие тетради, над которыми трудился целый коллектив авторов: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

Есть две линии учебников по литературному чтению. Автором одной линии является Свиридова В.Ю., автором другой – Лазарева В.А. Также в арсенале маленького школьника для изучения литературы имеются рабочие тетрадки и хрестоматии.

Еще один важный предмет, «Окружающий мир», представлен учебниками под авторством Дмитриевой Н.Я. и Казакова А.Н. Эти же авторы составили и рабочую тетрадь по предмету.

Учебники по «Английскому языку» для 2 – 4 классов называются «Волшебная радуга». Авторы: Святловская Е. А., Белоусова С. Ю., Гацкевич М. А.

Также есть отдельные учебники по «Музыке», «Изобразительному искусству», «Физической культуре», «Технологии» и предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Развивающее обучение по Л.В. Занкову

В 60-е г. научно обоснована психолого-дидактическая кон­цепция начального обучения, направленного на более высокое общее раз­витие учащихся, выявлены принципы обучения, разработаны программы, учебные пособия и методики обучения в начальной школе.

Целевое назначение: обеспечить высокий уровень общего развития учащихся начальной школы в процессе формирования знаний; выявить зако­номерности в соотношении обучения и развития младших школьников и построить на их основе систему развивающего обучения.

Предполагалось, что развивающее обучение младших школьников по сис­теме Л.В.Занкова позволит достигать высокого уровня общего развития учеников и вместе с тем успешных результатов в усвоении знаний и уме­ний. Научное обоснование системы и дидактичес­кие принципы, а также многие приемы обучения могут быть распространены на любые ступени образования и все учебные дисциплины. Собственно го­воря, они и получили уже применение в 70-ые годы, главным образом, в общеобразовательной средней школе.

При обосновании нового подхода к начальному обучению Л.В.Занковым произведена критика традиционной методики. Ее суть такова. Программы, учебники и методика обучения в начальных классах не обеспечивают мак­симально возможного общего образования учащихся и одновременно дают недостаточную дидактическую подготовку (уровень знаний и умений). Это происходит потому, что учебный материал носит облегченны, подчас при­митивный характер с низким теоретическим уровнем; во-вторых, методика обучения рассчитывает на память учащихся в ущерб мысли; ограничение опытного, непосредственного познания ведет к вербализму, любознатель­ность детей не поддерживается; практикуется медленный темп обучения, игнорируется индивидуальность учащихся.

В разработке новой системы обучения Л.В.Занков исходил из положе­ния Л.С.Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Его зас­луга в том, что он показал, каким должно быть обучение, чтобы оно мог­ло вести за собой развитие.

Общее развитие младших школьников в рамках экспериментальных ра­бот Л.В.Занкова рассматривалось как развитие способностей, а именно:

Развитие наблюдательности,- умение воспринимать явления, факты, естественные, речевые, математические, эстетические и др.;

Развитие отвлеченного мышления,- способности к анализу, синте­зу, сравнению, обобщению и т.п.;

Развитие практических действий, умения создать некоторый мате­риальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.

Система обучения, ведущего за собой развитие, опирается на разра­ботанные учеными дидактические принципы. В отличие от традиционных ди­дактических принципов они направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний. Принципы тако­вы:

1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

3. Принцип обучения быстрым темпом.

4. Принцип осознания школьниками процесса учения.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

Решающая роль принадлежит принципу обучения на высоком уровне трудности. Согласно ему, содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную психическую деятельность в овладении учебным материалом. Трудность как препятствие, проблема заключается в познании взаимозависимости явлений, их внутренних связей, в в переосмыслении сведений и создании их сложной структуры в сознании школьника. Это прямо связано с принципом ведущей роли теоретических знаний. Он озна­чает, что формирование фактических, прикладных знаний и умений проис­ходит на базе глубоко осмысления научных понятий, отношений, зависи­мостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего разви­тия. Высокий уровень трудности связан и с принципом обучения быстрым темпом. Суть не в увеличении объема упражнений, а в постоянном обога­щении ума школьника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний.

Принцип осознания школьниками процесса учения при всей близости не совпадает с общепринятым принципом сознательности. Требуется нау­чить школьника осознавать не только объект деятельности - сведения, знания, умения, но и процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способы и операции.

Наконец, пятый принцип требует от учителя, чтобы велась целенап­равленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Для успешного овладения знаниями необ­ходимо обеспечить всем, особенно слабым, сдвиги в общем развитии. Это требует особого внимания к формированию мотивов учения, не внешних, а внутренних: познавательного интереса, интеллектуального роста.

Вся системы принципов дидактической системы реализуется в содер­жании начального образования и в методике обучения по всем предметам.

В 60-ые гг. лабораторией Л.В.Занкова были разработаны программы и методика начального обучения. Они были проверены в экспериментальной работе и показали высокую эффективность. Экспериментальная система оказала положительное влияние на обучение в начальной школе: создание новых программ и методик. Влияние дидактики Л.В.Занкова распространи­лось и на обучение в средней школе, что объясняется фундаментальностью подхода ученого, его опорой на кардинальное положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в развитии личности.

См. литературу: Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) // Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1990

Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю.- М.: Просвещение, 1985.- с.105-108