Движение хунвейбинов в китае. Китай в годы "культурной революции". Советская лирика, посвящённая хунвэйбинской тематике

Рано или поздно каждый тоталитарный режим приходит к созданию политизированной молодежной организации. В СССР строить идеальное будущее помогал комсомол, в фашистской Германии — Гитлерюгенд. В Кампучии Пол Пот с этой же целью вооружал автоматами 12-летних мальчишек. В Китае шестидесятых опорой для власти должны были стать хунвейбины. Как товарищ Мао пытался использовать молодежь для борьбы с инакомыслящими и к чему это привело, расскажет Елена Бухтеева.

«Красные охранники»

Все началось с так называемой «культурной революции». Когда в СССР разоблачили культ личности Сталина, в Китае почитание товарища Мао было доведено до абсолюта. Велосипедиста, разъезжающего по улицам без портрета вождя, запросто могли избить. Огромные изображения Мао смотрели на китайцев отовсюду, сборники его цитат издавались миллионными тиражами.

И вдруг такое предательство со стороны СССР — пересмотр взглядов на фигуру Сталина, появление термина «культ личности». Для Мао Цзэдуна это была неприятная ситуация, так как в китайской компартии обострилась внутренняя борьба за лидерство, и его оппоненты получили лишний аргумент против вождя.

Мао Цзэдун

Под предлогом противодействия возможной «реставрации капитализма» руководитель китайской компартии затеял «культурную революцию». Цели ставились расплывчатые — борьба со старым укладом, пережитками прошлого и так далее. На деле же вождь задумал расправиться с инакомыслящими, к которым он, в частности, причислял интеллигенцию. В мае 1966 года в Китае появилась новая молодежная организация. Хун вей бин в переводе с китайского означает «красный охранник».

Начали с «очкариков»

«Отважным застрельщиком выступает отряд неизвестных дотоле революционных юношей, девушек и подростков» — восторженно писала о хунвейбинах китайская пресса. «Застрельщики», то есть школьники и студенты, в первую очередь, обратили пламенные взоры на собственных преподавателей. Учителей, профессоров забирали за «допросы», в ходе которых им не давали пить и есть, избивали, часами заставляли стоять на табуретке под палящим солнцем с согнутой спиной и вытянутыми вперед руками.


Терявших сознание кололи иглами. В результате такого «дознания» обвиняемые признавались в искажении идей великого Мао и другой вредной ереси. Вслед за признанием следовала казнь.

Пассажиров автобуса могли избить за незнание изречений Мао


На первых порах казни были символическими — «преступника» одевали в шутовскую одежду и подвергали публичным издевательствам. По стране прокатилась волна самоубийств — в ходе «допросов» люди выбрасывались из окон, резали вены, вешались.


Вот придумал им забаву

Ихний вождь товарищ Мао:

Не ходите, дети, в школу —

Приходите бить крамолу!

Владимир Высоцкий

Активные действия против педагогов и профессуры начались в мае 1966-го. Учебные заведения закрылись на длительные каникулы. Огромная масса школьников и студентов томилась от безделья. Организация разрасталась, ширилось поле ее деятельности. Хунвейбины бродили по улицам, выискивая себе жертвы.

Министр безопасности Китая публично одобрил расправы


Женщин с окрашенными волосами насильно стригли, мужчинам разрезали слишком узкие брюки, громили магазины косметики. Группа «красных охранников» могла войти в автобус и начать экзаменовать пассажиров на знание высказываний Мао Цзэдуна. И горе тому, кто не мог сдать экзамен!


Член отряда «красных охранников»

Хунвейбины объявили себя экспертами в сфере культуры. Они сожгли декорации и костюмы к постановкам Пекинской оперы. Теперь допускались только революционные пьесы, написанные женой самого вождя. Книги, за исключением сборника цитат Мао, были признаны вредными, их изымали и сжигали. Молодые бойцы громили и жгли монастыри, разоряли киностудии, производившие недостаточно «идеологически выверенную» продукцию.

Если убивают, значит, так надо

Поддержка товарища Мао окрыляла хунвейбинов на новые «подвиги». Надо сказать, что на первых порах государство с подачи вождя проявляло беспрецедентную лояльность. Когда осмелевшие молодые бойцы начали убивать уже всерьез, не символически, министр общественной безопасности Си Фучжи заявил, что в столь важном вопросе, как культурная революция, нельзя зависеть от медлительной машины судопроизводства. Пекинские газеты открыто выражали одобрение происходящему и даже призывали убивать антимаоистов. Идеологически расправы оправдывались следующим образом: если народные массы ненавидят кого-либо, значит, есть за что. Народное мнение ошибаться не может.


Министерство транспорта выделило для хунвейбинов специальные поезда, в которых те разъезжали по стране. Они получили право врываться в дома и проводить обыски, чтобы найти доказательства неблагонадежности хозяев. Однако по сути это было обычным мародерством, так как изымались деньги и ценности.

Карьера вожаков продолжилась в свинарниках

К осени 1967 года организация хунвейбинов насчитывала уже 10 миллионов членов. По разным оценкам, от рук «красных охранников» погибли как минимум 400 тысяч человек. Однако ситуация стала выходить из-под контроля. Если «очкарики» предпочитали выбрасываться из окон, лишь бы не попасть в руки хунвейбинов, то рабочий класс мог себя защитить. При заводах и фабриках создавались отряды самообороны, которые давали хунвейбинам отпор. Те, в свою очередь, воевали не только с инакомыслящими, но и между собой. В 1967 году из-за беспорядков Китай оказался на пороге гражданской войны.

Вожаки хунвейбинов закончили свою карьеру в свинарниках


Мао Цзэдун объявил хунвейбинов «политически незрелыми». Часть вожаков молодежного движения была расстреляна, другие закончили свою карьеру, работая в свинарниках. По забавной иронии судьбы, именно хунвейбины разобрали часть Великой Китайской Стены. «Эти кирпичи нужнее для строительства свинарников» — утверждали они. Осень 1967 года многие из них увидели эти свинарники воочию…

Сам вождь, санкционировавший зверства, отрекся от своих «красных охранников» и клеймил их за некомпетентность. В августе 1967 года правительственные войска и бойцы народной крестьянской милиции истребили практически всех хунвейбинов в городе Гуйлинь. Через месяц отряды организации самораспустились.

Волна самоубийств прокатилась по стране в период активности хунвейбинов


«Культурная революция», затеянная Мао, продолжалась еще 10 лет, но уже без участия хунвейбинов. В результате вождь расправился с основными своими оппонентами — членами компартии Лю Шаоци и Ден Сяопином, попутно репрессировали около пяти миллионов партийцев. Культ личности не закончился даже со смертью вождя в 1976 году. Целое поколение китайцев, особенно в деревнях, продолжало считать Мао Цзэдуна лучшим из правителей, отцом нации.

На вопрос хунвейбин-это кто такой? заданный автором Валентина кошелева лучший ответ это Хунвэйбины (кит. трад. 紅衛兵, упрощ. 红卫兵, пиньинь hóngweìbīng, «красная охрана» , «красная гвардия») - члены созданных в 1966-1967 годах отрядов студенческой и школьной молодёжи в Китае, одни из наиболее активных участников Культурной революции. Хунвэйбинские организации были автономны и действовали в соответствии с собственным пониманием марксизма, а также они старались следовать общим указаниям Мао и некоторых других лидеров партииСреди хунвэйбинов существовали серьезные противоречия. Часть хунвэйбинов была детьми зажиточных людей и кадровых работников, большая же часть была детьми рабочих и крестьян. В соответствии с этим организации хунвэйбинов делились на "красные" (усл. дети богатых) и "черные" (усл. дети бедных) . Между этими организациями существовала серьезнейшая враждаВ августе 1966 г. был созван XI пленум ЦК КПК 8-го созыва, в работе которого не участвовали многие члены ЦК, ставшие жертвами преследований. 5 августа Мао Цзэдун лично написал и вывесил в зале заседаний свою дацзыбао "Огонь по штабам! ", он объявил участникам пленума о существовании в партии "буржуазного штаба", обвинил многих партийных руководителей в центре и на местах в том, что они осуществляют "диктатуру буржуазии", и призвал открыть "огонь по штабам", предполагая полностью разгромить либо парализовать руководящие партийные органы в центре и на местах, народные комитеты, массовые организации трудящихся, а затем создать новые "революционные" органы властиХунвэйбины проводили массовые погромы против т. н. «облечённых властью и идущих по капиталистическому пути» , «чёрных ревизионистов» , «противников Председателя Мао» , профессоров и интеллигентов; уничтожали культурные ценности в ходе кампании «Сокрушить четыре пережитка» . Осуществляли массовую критику с помощью дацзыбаоДля подавления оппозиционных сил в партии Мао Цзэдун и его сторонники использовали политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвэйбинов - "красных охранников" (первые хунвэйбины появились в конце мая 1966 в средней школе при пекинском университете Цинхуа) . В первом "Манифесте" хунвэйбинов говорилось: "Мы являемся стражами, защищающими красную власть, ЦК партии. Председатель Мао - наша опора. Освобождение всего человечества является нашей обязанностью. Идеи Мао Цзэдуна являются самыми высшими указаниями во всех наших действиях. Мы клянемся, что ради защиты ЦК, защиты великого вождя председателя Мао мы, не задумываясь, отдадим последнюю каплю крови, решительно доведем до конца культурную революцию"После "реорганизации" партийного руководства на пленуме из пяти заместителей председателя ЦК партии остался один министр обороны Линь Бяо, о котором говорилось как о "преемнике" Мао Цзэдуна. В результате заигрываний Мао Цзэдуна с хунвэйбинами до и во время пленума (имеется в виду его переписка с хунвэйбинами, встречи с ними) , призывов открыть "огонь по штабам", бесчинства хунвэйбинов после пленума приобрели еще большие масштабы. Начался разгром органов власти, общественных организаций, парткомов. Хунвэйбины были поставлены, по существу, над партией и государственными органамиК 1969 г. были в основном переселены в сельские районы Китая в ходе кампании «Ввысь в горы, вниз в села»Мы - хунвэйбины Председателя МаоHаши красные сердца закалены ветром и волнамиВооружённые идеями Мао ЦзэдунаМы смело преодолеваем горы мечей и моря огняПрипев: Смело критиковать, смело сражатьсяРеволюционное восстание никогда не прекратится!Дочиста смести старый мирРеволюционные реки и горы будут красными десять тысяч лет!Мы - хунвэйбины Председателя МаоТверда наша пролетарская классовая позиция!Идя по революционному пути наших отцовМы выполняем важную задачу нашего времениПрипевМы - хунвэйбины Председателя МаоАвангард культурной революции!Мы сплачиваем массы и ведём их на борьбуДочиста истребляем уродов и чудовищ!

Хунвейбины (или «красные стражи» в дословном переводе с китайского) — это участники, созданного в годы Культурной Революции в Китае движения, направленного на ликвидацию капиталистических порядков, космополитизма и государственной измены.

Почти все тоталитарные режимы использовали молодёжь в качестве своей опоры, пользуясь неопытностью большинства подростков. Не был исключением и режим Мао Цзэдуна. Отряды хунвейбинов составляли молодые люди в возрасте от 12 до 20 лет. Однако если гитлерюгенд в Третьем Рейхе или комсомол в Советском Союзе эпохи Сталина не играли серьёзной роли в политических процессах, то хунвейбины стали основной ударной силой Мао Цзэдуна, не имевшего в подчинении такой развитой и могучей структуры, как например, НКВД. В 1950-60-е годы, после провала «Большого скачка» и начала кампании десталинизации в СССР, Мао Цзэдун ощутил существенный удар по своему авторитету.

Для того чтобы избавиться от своих политических противников, в 1966 году Великий Кормчий начал Культурную революцию, ключевая роль в которой была отведена хунвейбинам. Чтобы молодые люди могли полностью посвятить себя политической борьбе, указом Мао Цзэдуна по всей стране на несколько месяцев прекратили работу все учебные заведения. Получившие полную власть в свои руки «красные стражи» начали:

  • физически уничтожать врагов Мао, которыми были, преимущественно, интеллигенты, священнослужители и зажиточные крестьяне. Первыми от рук хунвейбинов пострадали школьные учителя и преподаватели высших учебных заведений. После того как Мао Цзэдун объявил о том, что многие региональные ячейки компартии также недостаточно лояльны по отношению к нему, начались погромы в местных администрациях и убийства мелких чиновников;
  • развешивать на стенах домов и в школах «дацзыбао» — прокламации с угрозами в адрес всех непокорных;
  • врываться в дома в поисках улик, подтверждающих причастность хозяев к подрывной антикоммунистической деятельности;
  • громить магазины, аптеки, библиотеки, рестораны, учебные заведения и музеи;
  • уничтожать всё, что, по мнению хунвейбинов, могло относиться к предметам роскоши;
  • нападать на прохожих в одежде западного кроя или с причёсками на западный манер;
  • вести политическую пропаганду;
  • бороться со всем, что на их взгляд, перечило коммунистическим взглядам: проведением праздников и похорон, развлечениями;
  • сжигать книги и уничтожать произведения искусства.

Все действия хунвейбинов признавались законными и всячески поощрялись властями.

Ликвидация хунвейбинов

Хунвейбины превращали Китай в руины и уничтожали лучших людей своего времени. Очень быстро «красные стражи» потеряли свой интерес к политике, возникали отдельные шайки, занимавшиеся грабежом и насилием. Также среди лидеров движения началась внутренняя борьба за власть: по одну сторону баррикад встали дети бедняков, а по другую — выходцы из семей партийных чиновников.

Подростковый бунт стал утомлять не только простых китайцев, но и сторонников Мао. Великий Кормчий боялся потерять контроль над молодёжью и уже в 1967 году стал предпринимать первые шаги для сворачивания движения. К тому же хунвейбины уже исчерпали себя и выполнили ту функцию, которую на них изначально возлагал Мао Цзэдун. Теперь молодёжные отряды были для него лишь помехой на пути восстановления порядка. Часть хунвейбинов отказались подчиняться указу о роспуске своих организаций, поэтому Мао Цзэдун начал применять против мятежной молодёжи регулярную армию. Многие хунвейбины были расстреляны или отправлены в ссылки.

И по сей день в Китае и заграницей остаётся немало бывших хунвейбинов, в юности охотно учинявших расправы над врагами Великого Кормчего. Некоторые из них, например, отличница Культурной Революции в Сон Биньбинь, до смерти забившая свою школьную учительницу, а ныне — преподавательница Массачусетского университета; сегодня утверждают, что искренне раскаиваются в своих поступках. Впрочем, поскольку руководство современного Китая постепенно отказывается от культа Мао и проводит новые, более либеральные идеи через СМИ, подобные публичные покаяния вряд ли можно рассматривать, как нечто большее, чем часть политической пропаганды. Некоторые же из бывших хунвейбинов гордятся своим прошлым. Несмотря на то, что многим из них глубоко за 60, они добровольно помогают милиции патрулировать улицы, продолжая чувствовать себя верными слугами режима.

Отряды хунвейбинов были созданы для борьбы с противниками Мао Цзэдуна во время проведения культурной революции . Хунвейбинские группировки юридически считались автономными и действовавшими в соответствии с собственным пониманием марксизма ; в действительности они действовали согласно общим указаниям Мао и некоторых других лидеров партии. Хунвейбинские группировки отличались крайним пренебрежением к традиционной культуре, крайней жестокостью по отношению к людям и неуважением к правам личности.

Они использовались властями для репрессий и подавления свобод. Впоследствии деятельность хунвейбинов была резко осуждена не только мировой общественностью, но и в Китае.

Среди хунвейбинов существовали серьёзные противоречия. Часть хунвейбинов была детьми зажиточных людей и кадровых работников, бо́льшая же часть была детьми рабочих и крестьян. В соответствии с этим организации хунвейбинов делились на «красные» (условно «дети богатых») и «чёрные» (условно «дети бедных»). Между этими группировками была серьёзнейшая вражда.

«Постановление ЦК КПК о Великой пролетарской культурной революции» от 8 августа 1966 года сообщало:

Отважным застрельщиком выступает большой отряд неизвестных дотоле революционных юношей, девушек и подростков. Они напористы и умны. Путём полного высказывания мнений, полного разоблачения и исчерпывающей критики с помощью «дацзыбао » («газет, написанных большими иероглифами») и широких дискуссий они повели решительное наступление на открытых и скрытых представителей буржуазии. В таком великом революционном движении им, разумеется, трудно избежать тех или иных недостатков. Однако их революционное главное направление неизменно остается правильным. Таково главное течение великой пролетарской культурной революции, таково главное направление, по которому она продолжает двигаться вперёд.

Хунвейбины подвергали «критике» (то есть унижениям и физическому насилию, как правило, публичным) т. н. «облечённых властью и идущих по капиталистическому пути», «чёрных ревизионистов», «противников Председателя Мао », профессоров и интеллигентов; уничтожали культурные ценности в ходе кампании «Сокрушить четыре пережитка» . Осуществляли массовую критику с помощью дацзыбао (стенгазет).

В «докладе» далее говорится, что «революционные учащиеся» применяли самые разнообразные методы извращённых физических истязаний, чтобы добиться от жертв нужных им признаний. Они затаскивали человека в тёмную комнату и били, а затем спрашивали, является ли он «агентом горкома». Если тот отрицал, издевательства продолжались. Истязуемого выволакивали во двор, ставили на табуретку под палящее солнце с согнутой спиной и вытянутыми вперёд руками, приговаривая при этом: «Солнце Мао Цзэдуна, пали нечисть». Затем хунвейбины выбивали табуретку из-под ног, вновь затаскивали в комнату и били; терявших сознание кололи иглами. Арестованным не давали ни есть, ни пить .

1 июня 1966 года после прочтения по радио дацзыбао , сочинённого Не Юаньцзы, преподавательницей философии пекинского университета: «Решительно, радикально, целиком и полностью искореним засилье и зловредные замыслы ревизионистов ! Уничтожим монстров - ревизионистов хрущёвского толка!» миллионы школьников и студентов организовались в отряды и без труда начали выискивать подлежащих искоренению «монстров и демонов» среди своих преподавателей, университетского руководства, а затем среди местных и городских властей, которые пытались защищать преподавателей. На «классовых врагов» вешали дацзыбао, напяливали шутовской колпак, иногда надевали унизительные лохмотья (чаще на женщин), раскрашивали лица чёрными чернилами, заставляли лаять по-собачьи; им приказывали идти нагнувшись или ползти. Роспуск 26 июля 1966 года учащихся всех школ и университетов на шестимесячные каникулы способствовал разгулу молодёжи и пополнению рядов хунвейбинов дополнительными 50 миллионами несовершеннолетних учащихся.

Новый министр общественной безопасности Се Фучжи заявил перед собранием сотрудников китайской милиции: «Мы не можем зависеть от рутинного судопроизводства и от уголовного кодекса. Ошибается тот, кто арестовывает человека за то, что он избил другого… Стоит ли арестовывать хунвейбинов за то, что они убивают? Я думаю так: убил так убил, не наше дело… Мне не нравится, когда люди убивают, но если народные массы так ненавидят кого-то, что их гнев нельзя сдержать, мы не будем им мешать… Народная милиция должна быть на стороне хунвейбинов, объединиться с ними, сочувствовать им, информировать их…»

Лирика, посвящённая хунвейбинской тематике

  • Песня Юлия Кима «Ой, не плюйтесь, хунвейбины…» (1965)
  • Песня Александра Городницкого «Марш хунвейбинов» (1966-1970)
  • Песня В. Высоцкого «Хунвейбины» (1966):

Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины
И старинные картины ищут-рыщут хунвейбины
И не то что хунвейбины любят статуи-картины -
Вместо статуй будут урны революции культурной.

Песня известна своим ироническим припевом:

И ведь главное, знаю отлично я,
Как они произносятся.
Но что-то весьма неприличное
На язык ко мне просится:
Хун-вей-бины…

  • Песня В. Высоцкого «Гогер-Могер» (1974)
  • Песня группы «Ляпис Трубецкой » «Красный факел» с альбома «Культпросвет » (2009):

Красный факел не погас -
Хунвейбины среди нас.

См. также

Напишите отзыв о статье "Хунвейбины"

Ссылки

  • Александр Тарасов .
  • (о книге бывшего хунвейбина «Алый мемориал»)

Примечания

Отрывок, характеризующий Хунвейбины

– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.