Эссе «Моя профессия — педагог. Эссе "моя педагогическая профессия"

Эссе «Моя педагогическая профессия»

учителя начальных классов

МКОУ СОШ с. Гордино,

Гординой Ирины Николаевны

Все начинается с детства. А детство с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – прежде всего учитель.

Учитель - святое слово. И этим добрым словом вспоминаешь учителей, которые помогли тебе стать человеком. Свое призвание я начала ощущать еще в школьные годы. Уже тогда моим любимым занятием была игра в школу. На выбор профессии повлияла моя мама. Благодаря наставлениям моей мамы, я стала учителем. С большим уважением я вспоминаю свою первую учительницу Анну Андреевну. Добрая и серьезная, счастливая и справедливая, умная и красивая, задумчивая и творческая. С уважением я вспоминаю всех учителей нашей школы и понимаю, что быть учителем непросто, сколько труда и терпения нужно было им, чтобы из маленьких непослушных мальчиков и девочек выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди.

Я – учитель. Учитель – это даже профессия, а образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками. Как же не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?

В далекой стране жил человек. Много детей у него было, да не все они его любили. Обижался человек, винил детей в злобе и хитрости. И обидевшись на них, ушел в страну для себя неведомую. Долго ли коротко ли ходил, а ноги его опять к дому привели. И увидел он сад цветущий, дома красивые, поля, возделанные и детей своих счастливых. Опять обиделся он на детей своих и поселился недалеко от них. Прибегали внуки к нему - он их не приветствовал, приходили дети, он на них обижался, не разговаривал с ними. А когда умер человек, все дети наконец-то пришли к нему и взрастили сад на могиле его с почтением и любовью.

О чём говорит эта притча?

Не сердитесь и не огорчайтесь, дети наши вырастут и без нас, но лучше будет, если мы будем рядом. Развиваться нужно не только нам, но и им. Они сами должны учиться определять, что плохо и что хорошо.

У каждого свои взгляды и свои понятия о хорошем и плохом. Мы видим это по-своему, дети видят по-другому. Зачастую мы им можем объяснить действия, только со своей точки зрения. А всегда ли мы правы? Ведь сами не раз убеждались в ошибочности своих мыслей и поступков. Предоставьте детям право выбора, свободу действий. Чем раньше они научатся думать сами, тем быстрее мудрость к ним придет. Вот о чем эта притча.

Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, и, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха».

Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье. Только совместная работа родителей и классного руководителя будет способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми.

Главное в профессии учителя научиться жить со своими воспитанниками одной дружной семьей, ведь так важно просыпаться и идти туда, где тебя ждут и любят, где тебе тепло и уютно, и тогда все у тебя получится!

Каждому педагогу просто необходимо много работать над собой, следить за методическими новинками, знакомиться с опытом работы учителей-новаторов. Большую роль играет умение учителя уверенно и целесообразно пользоваться современной техникой. Это позволит выгоднее выглядеть в глазах своих учеников.

И закончить свои размышления я хочу мудрой мыслью «Свеча ничего не потеряет, если от её пламени зажечь другую свечу…»

Эссе на педагогическую тему “Моя профессия – учитель”

В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать
маленькая искорка ребенка.
В.А. Сухомлинский

В определенный момент жизни каждый человек стоит перед выбором профессии. В этот момент важно прислушаться к себе, к своему сердцу, почувствовать притяжение и ощутить веру к делу, которое в дальнейшем составит большую часть жизни… И только тогда успех такого важного выбора позволит личности реализоваться на пике своих возможностей.
Мое призвание, потребность души и мой сознательный выбор - быть учителем начальных классов. Именно БЫТЬ И ПРОЖИВАТЬ этот путь, отдаваясь всецело, а не быть «случайным попутчиком» в профессии с целью обеспечить свое существование.

Учитель - это сложная и ответственная профессия. О работе учителя можно много рассказывать. Здесь с одной стороны - педсоветы, методические объединения, родительские собрания, планы, отчетная документация, проверка тетрадей, ежедневные домашние подготовки к урокам, а с другой - творческие встречи, проекты, открытия малые и большие, и каждый день общение с ребятами. Это мир, полный шумных детских голосов, искренняя любовь, это блеск в глазах, это неутолимый интерес ко всему новому, нечто большее, чем просто работа…
Чем мне нравится моя профессия? Нравится тем, что я нужна своим ученикам каждый день, каждый час. Ещё мне нравится моя профессия тем, что я живу в удивительном мире, который не даёт мне останавливаться ни на миг, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждая секунда – это поиск нового, безумно занимательного. Где все время надо быть интересным для окружающих и оставаться таким всегда, где просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей и задумок. Поэтому в этом мире уживаются только самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и яркие люди! Ведь это особый мир - это мир детства!

Чем я руководствуюсь ? Когда я начинала делать первые шаги в педагогике, ведущими принципами я выбрала для себя:
1) Не отмахнись. Даже разбитая коленка или утерянная ручка могут стать для ребенка причиной трагедии;
2) Улыбайся, что бы ни случилось. У нас много поводов для разочарований, важно научиться смотреть на всё философски и с юмором. Никакие проблемы не должны убить улыбку, которую учитель дарит ученикам;
3) Каждый ребенок - личность. Свободно мыслить и иметь своё, собственное мнение, правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать решение может только личность.
4) Учись учиться. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития общества. Человек мыслящий - наивысшая ценность сегодня. Современная школа и новые стандарты, по-моему, требуют от современного учителя не только идти в ногу со временем, а на шаг впереди.

Достаточно продолжительное время в системе образования преобладала авторитарная педагогика, рассчитанная на "среднего" ученика. В этой ситуации личностные качества учащегося не всегда учитывались в должной мере и в недостаточной степени развивались. Для современного общества необходимы перемены в системе образования. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является важным элементом в этом процессе. Отсюда и главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Для своих учеников я должна быть не просто учителем, но и наставником. Не просто давать знания детям, но и воспитывать их. Но чтобы добиться результата, мне необходимо стать другом для ученика. Душа ребенка - это как мозаика, состоящая из многих частичек, которую учитель должен собрать в одно целое. Я получаю истинное наслаждение и здоровый азарт, когда на уроке дети отвечают наперебой, когда пытаются высказать свои мысли, когда загораются в их глазах искры радости от полученной похвалы. Не упрекаю ребенка за неправильный ответ, за чрезмерное желание высказаться, выслушиваю и даю совет, оценку. Чтобы на уроке было интересно, учу ребенка трудиться. Мы с моими учениками тесно сотрудничаем, дружим, совместно добываем знания.
Почему учитель именно начальных классов?... А разве можно отказаться от слов: “Вы моя первая учительница, и я Вас буду помнить всю жизнь”, “Вы такая добрая, как моя мама”, “Я так скучал”… Дети всегда вызывали во мне самые теплые и нежные чувства. Иногда мне говорят, что невозможно любить чужих детей. Но как тогда назвать те чувства, с которыми идешь в класс?!... Это и предвкушение нового дня с новыми открытиями; и желание удивить и увидеть горящие глаза; возможность обменяться частичкой тепла и заботы; в конце концов, получить заряд непосредственности, открытости, желания научиться чему-то еще… Не это ли любовь? А ведь помимо прочего именно этого в большей степени не хватает нашим детям, так как многие родители вынуждены проводить много времени на работе в поисках средств на содержание семьи, дабы дать детям все самое необходимое. А если к этому факту присовокупить стремление современной женщины ко всякого рода независимости, то становится очевидным, насколько ребенку не хватает внимания. И в этот момент я осознаю, что, то, как сложится школьная жизнь ребёнка, зависит во многом от учителя, а значит - от меня. И я много думаю о том, как помочь ребёнку в самом начале его пути, его развитии, в его умственном и духовном росте и становлении.

Так пусть любовь согреет моих учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества – выстоять и победить.

“Урок окончен”, – говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь...

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)

…Пришла из школы, с работы… Нет, «пришла» не то слово, скорее «приплелась», не видя дороги перед собой от усталости.

…У меня первый класс - самый трудный во всей начальной школе.

…Почему сегодня не пошел урок? Что я сделала не так? Как же завтра начинать новую тему, если сегодняшняя не усвоена?

…Нет, так не пойдет, я дома, дела остались позади, может чашечка кофе меня взбодрит?

…Опять Максим подрался с Вовой, еле успокоила. Ну как объяснить мальчику, что драка - это плохо, если в семье говорят противоположное… Дима без спроса взял карандаш с парты Насти…

…Не удастся мне сегодня отдохнуть - эти мысли… Ну, разве, может быть у учителя отдых? Принесла две стопки тетрадей, нужно дописать планирование, чтобы сдать вовремя, не помешало бы нарисовать что-нибудь к уроку, ведь пособий не хватает…

…Зачем? Как я выбрала профессию, где работа продолжается и дома?

(Достаю стопку тетрадей, кладу на стол.)… Может быть музыка поможет отвлечься… (Включаю радио).

(Открываю первую тетрадь)… наклона нет, Славе трудно его соблюдать, - пишет левой рукой… исправить… Написать показ…

(Невольно прислушиваюсь к звукам оркестра, льющемся с радиоприемника.) Основные темы уже сыграны, незамысловатая первая мелодия - тягучая, расслабляющая - вторая. Над всем этим парит ритм - четкий, пока ненавязчивый…

…Первый урок на практике… Изобразительное искусство… Нужно дать два часа по теме «Кукольный театр»… Все, что планировала, успела «преподать» за пятнадцать минут… Дети называют меня Ирина Юрьевна, очень необычно, мне всего восемнадцать лет…

…Мелодию обыгрывают все новые и новые оркестровые группы: то деревянные, то струнные, то духовые. Ритм все четче, все навязчивей, он гипнотизирует, заставляет уйти усталость…

…Как много еще тетрадей… Такое впечатление, что их становится больше с каждой проверенной… А здесь что? Катя «некрасивую» букву пыталась стереть пальцем. Итог - дырка… Подчеркнуть… Написать показ…

…Первый год работы в школе, первый класс… Очень шумно, не могу наладить дисциплину… Отворачиваюсь к окну, чтобы собраться, успокоиться…Слышу: «Учительница на нас обиделась!» Тишина… Маленькая случайная победа. Этот способ не раз потом меня выручал…

…А вот следующая тетрадь… Все аккуратно, но, что это за светлые пятна? Неужели следы слез? Нужно поговорить с мамой, чтобы не заставляла переписывать… Подчеркнуть… Написать показ…

Музыка все громче… оркестр подходит к кульминации всего произведения. Общее forte заставляет ритмично отбивать ритм ручкой, забыть о плохом…

Урок окончен, собираемся домой… Класс опустел… За ребенком пришла мама и осталась… Она рассказывает о проблемах семейной жизни, плачет, просит помочь советом… Но как я могу помочь? У меня нет семьи… Может, достаточно будет просто выслушать? Посочувствовать?

…Мой первый выпуск: цветы, смех…Неужели это я смогла этих ребят научить, воспитать?... Смогла!

…Первое сентября… Первый класс… Завожу детей в кабинет, закрываю дверь, смотрю каждому в глаза… Я уже не боюсь, что не смогу их ничему научить… Но хотелось бы сохранить в ребятах те черты, особенности, которые в них есть. Как лучше преподать не всем, а каждому?... Мне еще учиться и учиться…

Надо же как быстро стали «пролетать» тетради… Исправить… Написать показ…

…Одной не справиться с трудной задачей психологического подхода к каждому ученику… Консультации психолога… Треннинги… Получилось!

В музыке, на самом пике - неожиданная пауза, которая заставляет мучительно желать продолжения исполнения… и… музыкальный хаос, звуковая катастрофа! Что хотел этим сказать Равель, маленький человек, всю жизнь страдавший из-за своего роста? Может, эта музыка к балету, а может, композитор переложил на ноты работу одного из заводов Форда? А может, это произведение создано, чтобу успокоить, заставить поверить в свои силы, отбросить все плохое и стремиться с оптимизмом в будущее?

И опять первый класс… Новая развивающая программа… Опять нужно многому учиться… Смогу ли теперь научить детей?

Работа учителя - это постоянное обновление… круговорот… это вечный поиск… и нельзя опускать руки! Это как повторяющиеся темы в « Болеро», но в каждой теме - что-то новое, неожиданное…

Все получится!

Эссе «Моя профессия - педагог»

Искусство быть педагогом также многогранно и сложно, как всякое искусство. Жизнь педагога – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность. Наличие педагогических способностей, общей культуры, компетентности, широкой образованности, психологической грамотности и методической подготовленности – это профессиональные качества современного педагога. На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям, то есть, найти свое призвание.

Моя профессия – воспитатель детского сада. Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей - «своих детей». Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам. Но главное – воспитатель должен уметь любить детей, причём – всех своих детей, не смотря на то, что все они разные - каждый со своим характером и причудами, и чувства вызывают разные. Ко всем своим воспитанникам нужно научиться относиться объективно, ведь за каждым характером скрывается личность, которую нужно помочь развить.

Великий педагог Г. Песталоцци, сказал: «Если не любить, то не имеешь права воспитывать». Действительно, без любви не может быть воспитателя. Любовь воспитателя к детям – это любовь не к избранным, а к каждому ребенку – покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому. Быть воспитателем - это значит, по- матерински окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием сразу более двадцати малышей, а в ответ получить бурю эмоций и новый заряд позитива. Ты видишь улыбки детей и счастливые лица их родителей. И хочется верить, что, отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка делаешь этот мир добрее и лучшее. Основными качествами своей профессии считаю именно любовь и доброту. Каждый педагог должен иметь свои особенные секреты. Глаза ребенка – это состояние души, в которой многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим. У воспитателя должна быть своя изюминка, свои способы поднятия настроения. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка. От педагога должно исходить не просто слово, а волшебное слово, преобразующее других, несущее свет и тепло. Чтобы слово было волшебным нужна любящая душа. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Быть воспитателем – это зажигать свет в сердцах детей, звать к добру, задавать цель.

В зависимости от обстоятельств, воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет, поможет в любую минуту. Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее… Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми. Каждый ребёнок- личность со своим видением мира, со своими особенностями и возможностями и, конечно, же, талантами. Очень важно для педагога воспитывать у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг.Чтобы ребенок поверил педагогу сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная 0ответственность. С моей точки зрения, воспитатель – это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью. Я очень верю, что мои воспитанники станут счастливыми и их мир детства рядом со мной будет красивым и игривым, чистым и нежным, и таким неповторимым, как падающие снежинки, и они успешно найдут путь к далекому горизонту.

Быть воспитателем, это быть советчиком и союзником для маленьких детишек, человеком, не дающим готовые истины, а сопровождающим в поиске истины. Это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к вершинам педагогического мастерства, к бесконечной жизни в душах дошколят.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Из­дательский центр «Академия», 2009. - 416 с.

Раздел первый ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Глава I

ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее „ появления не представляется возможным.

Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастающего по­коления, поэтому целесообразно сделать небольшой исто­рический экскурс, чтобы выяснить, когда в человеческом обществе возникла потребность в воспитании и обучении детей. При этом следует подчеркнуть, что в течение боль­шого исторического отрезка времен» воспитание осуществ­лялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поко­ления с младшими.

Материалы археологических раскопок, данные этногра­фии позволили ученым сделать предположение, что воспи­тание как объективный процесс начало складываться в пе­риод перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. Орудийная деятельность влияла на биоморфологическое развитие человека, способствовала изменению его созна­ния, появлению членораздельной речи. Эволюция в хозяй­ственной деятельности сказалась на общих условиях жиз­ни людей: улучшилось питание, стали возникать постоян­ные стойбища. Эти перемены повлекли за собой рост численности детей, удлинение периода детства.

В обществе стала формироваться объективная потреб­ность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, что­бы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой - подготовить их к будущей самостоятельной жизни.

Первоначально эта потребность удовлетворялась в со­вместной деятельности взрослых и детей. Раннее приобще­ние младшего поколения к хозяйственной деятельности взрослых облегчалось тем, что и сам труд (сбор кореньев, плодов; приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и др.), и орудия, с помощью которых он осуществлялся, были достаточно примитивны. Заботу о подрастающем поколении сначала проявляли все взрослые члены общи­ны. Затем она концентрируется в руках представителя стар­шего, умудренного опытом поколения.

Воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли и пове­дение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине пра­вила, требования, запреты. Это знаменовало зарождение соб­ственно форм воспитания, целью которого становилась не только передача опыта трудовой деятельности, но и развитие у детей таких качеств, форм поведения, которые соответство­вали требованиям общества, особенностям хозяйствования.

Долгое время подготовка ребенка к жизни не отделялась от его практического участия в коллективной и трудовой жизни сообщества. Однако, по утверждению исследователей-этнографов, к периоду первобытного общества отно­сятся возникновение и накопление эмпирических средств воспитания и обучения (игрушки, ритуалы, обряды, произ­ведения устного народного творчества).

С упорядочением брачных отношений, появлением пар­ного брака зарождаются домашне-семейные формы воспи­тания, где функцию воспитания выполняют родители, род­ственники. Усложнение хозяйственной деятельности, соци­альных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человече­ства форма воспитания и обучения - инициация. Инициа­ция - это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых. Это был (у многих народов сохранился и поныне) своеобразный экзамен на взрослость. Для успешной сдачи экзамена надлежало усво­ить обширную программу, состоявшую из определенных знаний, практических умений, физической, ритуальной, социально-нравственной подготовки. Главным в подготов­ке мальчиков было формирование навыков и умений той деятельности, которая им предстояла во взрослой жизни (земледелие, охота, скотоводство, воинское дело и др.). Девочки овладевали секретами домоводства, учились тка-* честву, гончарному делу, плетению и т.д.

Значительную часть требуемых инициацией умений дети приобретали в семье, в общине. Но непосредственно перед

инициацией мальчиков и девочек собирали (раздельно) в специальные дома или лагеря молодежи, где шла поэтап­ная подготовка. Эти дома и лагеря можно считать прооб­разом школы. Тогда же в общине выделились лица, посвя­тившие свою жизнь обучению и воспитанию молодежи. Конечно, это еще не учителя в полном смысле слова, но они, несомненно, являлись историческими предшественниками педагогов-профессионалов.

Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В этой ко­лыбели человеческой цивилизации в состоятельных семьях попечение о детях возлагали на более или менее образо­ванного раба, который сопровождал ребенка своего гос­подина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидал­ся окончания занятий, чтобы, почтительно следуя позади своего подопечного, довести его до дома. Дома раб следил за ребенком, за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель.

Позднее из обычного раба педагог превратился в домаш­него воспитателя. Таким образом, слово «педагог» утрати­ло свое первоначальное значение. Педагогами стали назы­вать профессиональных воспитателей, а затем и преподава­телей, учителей.

Для любознательных

В древнерусском языке слово «учитель» употреблялось обычно в его высшем значении - наставник на жизненном пути, человек, про­поведующий «учение», слово Божие. К учителю ученик обязан был всю жизнь испытывать чувства почитания, уважения, благодарнос­ти. Со времен Киевской Руси из рукописи в рукопись переписыва­лось «Слово о том, яко не забывать учителей своих» Кирилла Ту­ровского: «Если ты научился и от простого человека, а не от иерея, то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души сво­ей...» (Рукопись гр. А.С.Уварова. - СПб., 1858. - Т. 2. - С. 131).

Людей же, профессионально занимавшихся обучением детей грамоте на Руси, называли чаще всего не «учитель», а «мастер грамоты» или просто «мастер». Для таких мастеров преподавание, как правило, не было основным видом деятельности. Ими стано­вились люди разных профессий, владевшие грамотой, - книжные писцы, иконописцы, дьяки и др. Профессиональные навыки дети, как правило, получали в семье или в ближайшем сословном окру­жении. Иногда ребенка отдавали в обучение мастеру-профессио­налу. Таким образом, обучение осуществлялось в рамках народ­ной трудовой «педагогики» и сословных традиций.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля значение слова «учитель» определяется как на­ставник, преподаватель.

Наставник наставляет, как надо жить, как вести себя, чтобы стать настоящим человеком, т. е. воспитывает. Пре­подаватель вооружает детей знаниями, помогает овладеть элементами разных культур, человеческими ценностями, т.е. обучает. Эти две составные части (воспитание и обучение) деятельности по передаче подрастающему поколению об- щественно-исторического опыта, по формированию ценно­стных ориентаций и подготовке его к жизни и труду осуще­ствляет одно лицо - учитель. Таким образом, в современ­ном понимании учитель - это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание.

В «веере» тесно переплетающихся педагогических про­фессий достойное место занимает воспитатель. Воспита­тель - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развития личнос­ти другого человека. Профессия воспитателя известна, как отмечалось выше, со времен античности. В средние века и в новое время в некоторых учебно-воспитательных учреж­дениях (гимназия, институт для благородных девиц, кадет­ский корпус и др.) воспитательные функции выполняли осо­бые должностные лица - классные дамы, классный надзи­ратель, наставник и др. В состоятельные семьи приглаша­лись (и приглашаются в настоящее время) домашние воспитатели - гувернеры, бонны и др.

В современной системе общественного воспитания ут­верждены специальные должности, реализующие воспита­тельные функции. Это воспитатель в детском доме, интер­нате, дошкольном учреждении. Однако следует учесть, что в педагогическом процессе обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, в силу чего функции воспитания осуществ­ляет каждый педагог, работающий в детском саду, школе, колледже, вузе.

Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массо­вых современных педагогических профессий. Она возник­ла в XVII-XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие уч­реждения первоначально предназначались для детей-сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища» во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-при­юты в России). Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети со­стоятельных родителей. Лица, которые осуществляли при­смотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т.е. вы­полняли воспитательную работу, в разных странах имено­вались по-своему: нянями, руководительницами, учителями, наставницами, воспитателями. Примечательно, что среди первых педагогов дошкольных учреждений лиц мужского пола было больше, чем в дальнейшем.

1840 г. ознаменован в истории педагогики тем, что Ф.Фребель (1782-1852), выдающийся немецкий педагог, дал своему дошкольному заведению (год открытия - 1837-й) в г. Бланкенбурге название детский сад. Однако новым было не только название дошкольного учреждения, но и его на значение, а именно: обучить матерей с помощью практичес­кого руководства и показа приемов правильному воспита­нию детей. Идеи Ф. Фребеля и разработанные им рекомен­дации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреж­дениях многих стран мира. Не составила исключение и Рос­сия, где были организованы детские сады по системе Ф. Фре­беля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них. Воспитательниц, работавших во фребелевских детских са­дах, стали называть садовницами или «фребеличками».

Сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осозна­валось особое значение периода первых лет жизни челове­ка для становления его личности в последующие годы. За­дачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих госу­дарств. В развитых странах (Франция, Великобритания, США) охват детей дошкольными учреждениями составля­ет 80-90%. Необходимость расширения сети дошкольных учреждений диктуется не только педагогическими, но и со­циально-экономическими причинами (возрастание прито­ка женщин на рынке труда, необходимость оказания помо­щи в воспитании детей малоимущим семьям и др.). Тенден­ция дальнейшего развития общественного дошкольного воспитания сопряжена с постоянным ростом численности профессиональных воспитателей. Учитывая возрастающие требования к образовательным функциям дошкольного учреждения, более высокий уровень профессиональной подготовки современного воспитателя, его все чаще называ­ют педагогом.

Слова «учитель», «педагог», «преподаватель», «воспи­татель» очень близки по значению, поскольку ими называ­ют людей, которые посвятили себя педагогической деятель­ности, выбрали служение педагогической профессии.

Педагог, где бы он ни трудился - в дошкольном учреж­дении, школе, колледже, университете, художественной студии, спортивной секции, на курсах повышения квалификации и т.п., является, представителем одной из самых социаль но значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на раз­витие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педаго­га в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.

В современной науке принято деление профессий на те, представители которых заняты в производственной сфере (в создании материальных ценностей), и те, представители которых не заняты в этой сфере. Учитель, воспитатель дош­кольного учреждения, преподаватель университета и др. не участвуют непосредственно в общественном производстве. Но они, содействуя формированию человека как созидате­ля всех материальных и духовных ценностей и как основ­ной духовной ценности общества, прямым образом влия­ют на развитие производительных сил общества, приобща­ют подрастающее поколение ко всем достижениям миро­вой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Однако, чтобы по-настоящему содействовать прогрес­сивному развитию общества, педагоги, как и образователь­ная система (дошкольные учреждения, школы, колледжи и др.), в которой они трудятся, должны быть устремлены, ориентированы на будущее. Дети, посещающие сегодня детский сад, ученики школы вступят в самостоятельную жизнь по прошествии более или менее значительного чис­ла лет. Студент колледжа, который овладевает содержани­ем учебно-воспитательной работы, вступит в пору своей самостоятельной профессиональной деятельности, нахо­дясь уже не в современной школе, не в нынешнем дошколь­ном учреждении. Какой станет тогда жизнь, так стремитель­но меняющаяся в последнее время? Насколько сегодняшние воспитанники, ученики, студенты окажутся подготовленны­ми к ней?

Функция современного педагога - помогать воспитан­никам приспособиться к меняющейся социокультурной си­туации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом. Например, во многих странах мира, не исключая и нашу, наблюдается всплеск насилия, терро­ризма, экстремизма. Эта проблема постоянно муссируется в средствах массовой информации, рассматривается на го­сударственном уровне и т. д. Но не грубая сила и попрание прав человека, а ростки гуманизма, символом которого стала всемирно известная мать Тереза, - вот основа про­гресса общества. И именно на гуманизме, а не на культиви­ровании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания должно строиться се­годняшнее воспитание.

В самой деятельности педагога заложено гуманистичес­кое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.).

Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога. Совре­менное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Десятилетие назад известный социолог И. В. Бестужев-Лада назвал дет­ские сады «камерами хранения», подчеркнув тем самым, что они годятся лишь для присмотра за детьми. Сегодня функ­ция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях - одна из важных для общества, но не единствен­ная, школа требует, чтобы в дошкольном учреждении осу­ществлялась полноценная подготовка к школе. Родители воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы пе­дагог изучал индивидуальные особенности детей и соответ­ственно строил процесс воспитания, чтобы их дочери и сыновья получали широкое образование, выходящее за рам­ки традиционного (иностранные языки, спортивные заня­тия, приобщение к искусству и т.д.). Не менее остро стоит вопрос о подготовке «эффективного учителя», способного в условиях массовой школы обеспечивать высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспи­тании. Чтобы отвечать современным повышенным требо­ваниям, педагог должен постоянно пополнять знания обще­культурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, не­сти высокую ответственность за свои действия.

Таким образом, в современном мире растет объектив­ная социальная значимость профессии педагога. Однако, справедливости ради, необходимо сказать, что одновремен­но отмечается и недооценка педагогического труда со сто­роны общества.

Педагогическая деятельность имеет черты, общие с лю­бой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом особенностей.