Формирование эго и супер-эго. Что такое эго и суперэго: интересная психология

Каждый человек наделен совокупностью субъективных программ, иллюзий и вытекающих из них страданий. Наше бессознательное говорит нам о направленности к единству, а поверхностный ментальный уровень не позволяет нам этого единства достичь. Огромное количество ложных «Я», живущих в каждом человеке, определяет сферу его восприятия. Именно из этих «Я» и состоит эго. И чем грубей и уже сознание, тем сильнее привязка человека к этим ложным «Я».

Эго и эгоизм, или Что такое эго

Социальная

Эта функция дает человеку возможность ответить на вопрос: «Где я должен находиться?». Благодаря ей мы определяем свою роль в социуме: расставляем приоритеты в работе и личной жизни, выбирая коллег и спутников жизни.

Защитная

«Что я сейчас чувствую?» - на этот вопрос отвечает защитная функция. Она способна создать психологические барьеры, которые способны уберечь человека от психологических травм и . Она помогает не утратить себя или, наоборот, разорвать связь с реальностью, чтобы индивидуум мог почувствовать себя в полной безопасности.

Контрольная

«Что будет, если...» - контрольная функция позволяет ответить на этот вопрос. «Я» контролирует индивидуума, не позволяя ему выйти за рамки дозволенного, моральных и нравственных запретов. Благодаря контрольной функции индивидуум адаптируется в обществе наименее болезненными способами.

Суждение

Тут вопрос можно сформулировать следующим образом: «Какое влияние на меня оказывает то или иное явление?» Основываясь на общепринятых нормах и личном опыте, эго делает вывод о событиях внешнего мира. Благодаря этому процессу происходит формирование мнений, убеждений и привычек человека.

Целеполагание

В этом случае уместны вопросы: «Для чего мне это нужно?», «Каким я должен стать?» Целеполагание предполагает постоянный поиск идеального «Я», который требуется достичь, определяет цели и задачи: новая работа, создание семьи, повышение уровня доходов и т. д.

Как влияет эго на жизнь человека

Это влияние для каждого индивидуально, но в большинстве случаев оно сводится к тотальному недовольству, сомнениям в собственных силах, унынию и краху веры в справедливость.

Важно! Слепое потакание всем желаниям не является нормой поведения, поэтому очень важно научиться контролировать проявления своего «Я».

Ведь оно - центр, генерирующий все наши желания: о богатстве, счастье, любви, вечной молодости и т. д. Этим запросам нет предела. И до тех пор, пока субъект отождествляет себя со своим эго, его реальность будет затуманена, а мир - искаженным.

Управление своей жизнью

Для того чтобы достичь баланса в проявлении влияния эго в нашей жизни, необходимо следовать нескольким простым правилам:

  • определить собственные критерии успеха и методично двигаться ему навстречу;
  • не быть полным аутсайдером, стараясь плыть против течения только ради того, чтобы сделать что-то наперекор;
  • следует понять, что большинства не существует, есть только конкретный человек, с которым и следует взаимодействовать;
  • гнев и должны быть преобразованы в творчество;
  • энергия должна быть израсходована не на разочарование, а на творческий акт.

Как обнаружить влияние

Эгоистичные люди горды, тщеславны, жаждут власти и корысти, агрессивного соперничества. Их верные спутники - обиды, ревность и зависть. Пассивные эгоисты трусливы, ленивы, лживы и ненавидят окружающих.

Избавление от эгоизма

Он бывает двух видов: рациональный (здравый) эгоизм и гедонизм. Рациональный эгоизм не подразумевает нанесения ущерба другим людям. Чтобы проявить собственную индивидуальность, здесь не требуется ущемлять в чем-то других людей. В то же время гедонизм - это эгоизм, приносящий вред окружающим. Он бесцельный, лишенный эффективности. Именно гедонизм и требует своей ликвидации либо поиска баланса между ним и здоровым эгоизмом.

Важно! Главный совет, помогающий избавиться от гедонизма: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой!»

Разумеется, процесс избавления от привычек, которые вырабатывались годами, будет длительным и не легким. Для начала необходимо принять тот факт, что заботиться о других - это нормально, что этот процесс может радовать и приносить удовольствие. Эгоистичные соображения могут постепенно исчезнуть, если постараться «примерять» на себя проблемы других людей, в первую очередь - родных и близких, понять и помочь в их решении. Чтобы избавиться от гедонизма, стоит больше давать, чем требовать взамен. Это правило касается как эмоций, так и материальной сферы.

Эго в науке и религии

Начиная с работ Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, проблеме изучения этого вопроса уделяли внимание и другие ученые. В мировой науке в нем видели творческое единство (Фихте), или наоборот - считали его множеством личных сил, которые в разное время способны выступать на передний план (Ницше).

Психоанализ Фрейда и Карла Юнга

Эго и психология неразрывно связаны, но этот вопрос изучала не только наука. Религия и эзотерика также отдавали ему должное место в своих учениях. Согласно теории Зигмунда Фрейда, динамика человеческой психики состоит из трех психологических сущностей: Эго, Ид, Супер-Эго. По Фрейду, главная функция эго - исполнительная; оно связывает внешний и внутренний мир, обеспечивая непрерывное, но последовательное поведение индивидуума, позволяет реализовать личную точку отсчета. Это обеспечивает соотношение событий прошлого, настоящего и будущего. Объясняя, что такое эго человека, Фрейд предполагал, что оно не совпадает ни с телом, ни с психикой, а, достигнув своего развития, может трансформироваться под воздействием изменений условий жизни или болезни.

По мере развития личности эго трансформируется в супер-эго. Это происходит благодаря принятию социальных стандартов и родительских запретов. Термин «сила эго», который впервые использовал Зигмунд Фрейд, означает прогресс от немедленной реакции к рациональному мышлению. Подтверждая эту теорию, Фрейд приводил в качестве примера существенные различия в формах и эффективности деятельности, существующие у зрелых людей.

Согласно его теории люди с сильным эго объективны в своих оценках; склонны к планированию и порядку; не подвержены влиянию случайных импульсов; способны сохранять свою индивидуальность под влиянием физического и социального окружения. Поведение людей со слабым эго - это поведение ребенка. Тут решающую роль играют импульсы. У таких людей искажено представление реальности, они менее продуктивны и зачастую страдают от невротических симптомов. Аналитическая психология Карла Юнга воспринимает эго как комплекс, включающий в себя все содержимое сознания. Вместе с бессознательным (личным и коллективным) оно входит в структуру психики. Юнг считал, что этот комплекс данных, созданный в первую очередь из своей осведомленности касательно собственного тела, существования и данных памяти. Согласно этой теории, эго - комплекс психических факторов, обладающий огромной энергией притяжения. Оно, подобно магниту, притягивает содержание из неведомой области бессознательного и впечатления извне. Когда между этими компонентами возникает связь, то они осознаются.


Религия и эзотерика

Не обошли своим вниманием этот вопрос и мировые религии. Индуизм и считают эго всего лишь искаженным восприятием мира в глазах человека. То есть само по себе эго - не зло, просто его могут неверно истолковать. Свое «я» эти религии считают верным отождествлять не с телом, а с душой. Это и позволит достигнуть истинного эго. У человека, в жизни которого преобладает этот вид эго, душа полна спокойствия, он самодостаточен, добр и бескорыстен. В случае с преобладанием ложного эго все совершенно наоборот - индивидуум страдает, он зол и постоянно неудовлетворен.

В суфизме «нафс» (эго) - название движущей силы и воли субъекта, делающих возможным противостоянием двух начал (Животного и Божественного). Когда преобладает животное начало и «Я» не чисто, то человека ведут в никуда его животные желания. Если же «Я» чистое, то индивидууму открыта дорога к Богу. Учение суфистов предлагает не бороться с эго, а контролировать его.

В христианстве эго отвечает на главный вопрос: «Кто же я на самом деле?» Разумное животное или божественная душа? Причем в человеке эти две сущности соседствуют, и выбор всегда остается за самим человеком. Выбор в пользу разумного животного порождает ложное эго - причину всех человеческих грехов, и с ним следует обязательно бороться посредством молитвы и развития любви.

«Ахамкара» - так называется эго в буддизме. Это явление считается центральным предметом изучения. Возникло оно от неведения о том, что мир вокруг нас является частью бесконечности. Оно всеми силами пытается все загнать в рамки, принимая в буддизме роль источника страданий и абсолютного отсутствия свободы. Эзотерика определяет эго как проявление обособленности личности от всего остального мира.

Отдельно о мужском, женском и детском эго

Между мужчиной и женщиной существует принципиальное различие: мужчина стремится к самореализации в соответствии с личными требованиями к себе, женщинами, наоборот, движет желание отвечать общественным стандартам.

Мужское эго самодостаточно в достижении целей, не нуждается в одобрении. При этом самоутверждение женщины происходит посредством мужчины. Семейное благополучие, достаток, воспитание детей и образование - все это женщина получает через мужчину. Поэтому очень важно, чтобы мужчина и женщина действовали сообща и имели совместные цели. Разница между мужчинами и женщинами не только в способе самореализации. У мужчин преобладает разумный подход к происходящему, они редко полагаются на интуицию, тогда как женщины, наоборот, отдают предпочтение чувствам, нежели разуму. Эмоциональный компонент эго у женщин более развит, нежели у мужчин.

Знаете ли вы? Мужчины более самоуверенны, поскольку мальчики с детства идентифицировали себя с супергероями. Большинство женщин подобной самоуверенностью похвастаться не могут, поскольку они идентифицируют себя с куклой Барби.

«Я» ребенка и окружающий мир сольются воедино немного позже. С рождения маленький беспомощный ребенок привыкает, что любые его требования выполняются безоговорочно. Этот детский эгоизм, который будет развиваться лет до 10, пока не уступит место подростковому, обусловлен еще и тем, что ребенок не может понять все переживания другого человека. Формирование подросткового эго обеспечит обновление убеждений и ценностей. Это возраст, в котором дети соперничают за лидерство, определяют свое место в социуме. Очень важно, чтобы здравый эгоизм на этом этапе позволил ребенку проявить лидерские качества, а не быть аутсайдером.

Родители в этот период должны помочь ребенку и стать ему другом, а не контролером, пытаясь навязать собственную модель поведения. Пускай эго ребенка развивается самостоятельно, без постороннего давления и влияния чужих ценностей.

Глубоко изученное наукой, проанализированное мировыми религиями понятие «эго» до сих пор вызывает живой интерес не только у профессиональных психоаналитиков, но и у обыкновенных людей, которых интересует ответ на вопрос: «Что же это такое, мое эго?» Хотя главная проблема эго кроется совершенно не в его наличии, а в его главном качестве - эгоизме. Именно его человек способен победить, поменяв свои принципы жизни, начиная заботиться о других людях, развивая сострадание и уважение к окружающим.

Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго .

Ид

Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия . Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы . В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов - кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах.

Первичные процессы - нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя”. Сложность поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом. Например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети понимают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.

Эго

Эго (от лат. “ego” - “Я”) - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности , цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Суперэго

Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования суперэго (от лат. “super” - “сверх” и “ego” - “Я”).

Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал . Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго - это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Психосексуальные стадии развития личности

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивида закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадии , коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной . В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, который приходится на промежуток примерно между 6-7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период - это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называются прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В таблице дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

Стадии психосексуального развития по Фрейду

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

Оральная

0 -18 месяцев

Рот (сосание, жевание, кусание)

Отвыкание (от груди). Отделение себя от материнского тела

Анальная

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

Половые органы (мастурбация)

Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная

Отсутствует (сексуальное бездействие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

В термине “психосексуальный” подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие личности, является сексуальный инстинкт , прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости . В случаях фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание и жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде “остаточного” поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.

Основные инстинкты поведения человека

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но качество ее остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами . Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами.

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти . Первая группа (под общим названием Эрос ) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение человеческого рода. Признавая большое значение инстинктов жизни, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. “хотеть” или “желать”).

Либидо - это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

Вторая группа - инстинкты смерти, называемые Танатос , - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличии от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: “ Цель жизни является смерть”.



Социальная природа человека обуславливает его способность жить в обществе и быть его частью. Структура личности как таковая и совокупность индивидуальных особенностей личности конкретного человека обеспечивают ему возможность быть субъектом социокультурной жизни общества.

Психологи расходятся во взглядах и представлениях о содержании понятия «личность» и о структуре личности. Однако существует немало очень интересных теорий, позволяющих лучше понять социальную природу человека и особенности функционирования его психики.

Личность и ее свойства

Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода. Когда индивид начинает действовать как субъект социокультурной жизни общества, он становится личностью. Структура личности, ее черты, свойства и качества «нарастают» на данные при рождении особенности психики индивида.

Личность – совокупность устойчивых психологических свойств индивида, которые определяют его социально значимые поступки.

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ:

  • Воля – способность осознанно управлять эмоциями и действиями.
  • Способности – различные свойства личности, необходимые для осуществления той или иной деятельности.
  • Мотивация – совокупность свойств, определяющих и объясняющих направленность поведения.
  • Темперамент – совокупность психофизиологических свойств, связанных с динамикой психических процессов.
  • Характер – совокупность стойких свойств, которые определяют особенности отношений человека и его поведение.

Понятие «личность» употребляется в быту, когда говорят о конкретном волевом, харизматичном, уважаемом людьми человеке.

Различные теории личности

Одним из наиболее спорных вопросов научной психологии является вопрос о структуре личности.

Для того чтобы разобраться во множестве различных теорий и определений структуры личности, а также упорядочить эти знания, принята классификация теорий личности по нескольким основаниям:

  • По способу определения причин человеческого поведения:
  1. психодинамические,
  2. социодинамические,
  3. интеракционистические,
  4. гуманистические.
  • По акценту на структуру или динамику свойств и качеств:
  1. структурные,
  2. динамические.
  • По диапазону возрастов, рассматриваемых в теории:
  1. дошкольного и школьного возраста,
  2. всех возрастных периодов.

Существуют и другие основания для классификации теорий личности. Такое многообразие вызвано отсутствием согласия во взглядах разных психологических течений и школ, которые порой не имеют никаких общих точек пересечения.

Наиболее интересные и известные теории личности:

  • психоаналитическая теория З. Фрейда;
  • теория черт личности Г. Олпорта и Р.Кеттела;
  • теория социальных ролей Э. Берна;
  • теория личности А. Маслоу;
  • теория личности Э. Эриксона.

З. Фрейд – выдающийся ученый, «отец» современной психологии, который перевернул представления людей о самих себе и собственном «Я». До него было принято считать, что психика человека это его самосознание и сознательная деятельность.

З. Фрейд ввел понятие «Бессознательное» и разработал структуру личности в виде трехкомпонентной динамической модели. Он сформулировал психодинамическую теорию, выделил этапы формирования личности и определил их как психосексуальные стадии развития.

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда

Основной акцент и фундамент теории З. Фрейда это его трактовка бессознательных психических процессов и инстинктов как движущих человеком вне его воли и сознания сил.

Естественные желания и потребности, вступая в конфронтацию с моралью и нравственностью, нормами поведения, принятыми в обществе, порождают психологические и психические проблемы.

Чтобы решить подобные проблемы, З. Фрейд стал проводить психологический анализ личностных качеств и особенностей поведения своих пациентов.

В психоанализе психолог помогает клиенту осознать подавляемые желания и инстинкты при помощи повторных переживаний травмирующих событий детства или недалекого прошлого, использует методы толкования сновидений и свободные ассоциации.

Структура личности по Фрейду включает три компонента:

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОНО, Id (ИД)

Этот компонент имеется у человека с рождения, так как включает инстинктивные, примитивные формы поведения. Бессознательное – источник психической энергии, основной, определяющий компонент личности. Ид толкает человека к немедленному удовлетворению желаний и потребностей, руководствуется принципом удовольствия.

Если инстинкты не удовлетворяются, возникает нервозность, тревожность, напряжение. Если человек удовлетворяет все свои потребности без учета норм и правил, принятых в обществе, его жизнедеятельность носит деструктивный характер. Социально неприемлемо действовать инстинктивно, не задумываясь о разумности и культуре своего поведения.

Два основных инстинкта человека по Фрейду: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Инстинкт жизни включает силы, побуждающие человека сохранить и продолжить жизнь, свой род. Общее название этих сил – Эрос.

Инстинкт смерти – группа сил проявления агрессии, жестокости, стремления к перекрещению жизни, уничтожению, смерти – Тонатос.

Главным, основным и сильнейшим З. Фрейд считал сексуальный инстинкт. Мощная сила сексуальных инстинктов – Либидо. Энергия либидо движет человеком и находит разрядку в сексе.

Эти инстинкты не осознаются, но управляют поведением индивида.

  • СВЕРХСОЗНАНИЕ ИЛИ СВЕРХ-Я, SUPER-EGO (СУПЕР-ЭГО)

Сверхсознание – это мораль, система норм и ценностей нравственности, этические принципы, которые были привиты в процессе воспитания и самовоспитания, в ходе социализации и адаптации в обществе. Сверх-Я приобретается, формируется, начинает проявляться с трехлетнего возраста, когда ребенок учится понимать что такое «Я», а также что такое «хорошо» и «плохо».

Сверхсознание – морально-этическая сила. Она включает совесть как способность воспринимать критически свои мысли и поступки и эго-идеал как правила хорошего поведения, ограничения, стандарты должного.

Родительские наставления и контроль, перерастая в самоконтроль, становятся идеалистическими представлениями о том «как должно быть». Голос родителя/учителя/наставника, который ребенок слышал в детстве, «трансформируется» в собственный внутренний голос, когда человек вырастает.

Сверх-Я стимулирует человека быть совестливым, честным, искренним, стремиться к духовным ценностям, развитию, самореализации, испытывать вину и стыд за недостойное поведение.

  • СОЗНАНИЕ ИЛИ Я, EGO (ЭГО)

Структура личности по Фрейду предполагает, что Эго человека это часть личности, ответственная за принятие решений. Сознательное Эго ищет компромисс между требованиями Оно и ограничениями Сверх-Я, которые нередко выступают как противодействующие силы.

Сознание обеспечивает безопасность и сохранность жизни, принимая решение удовлетворить инстинкты в социально приемлемой форме. Именно Сознание воспринимает, ощущает, запоминает, воображает, рассуждает. Оно задействует силу воли и разум, стремясь понять как и когда лучше и целесообразнее удовлетворить желание.

Эго руководствуется принципом реальности. Способы защиты Эго как от чрезмерного влияния Бессознательного, так и от Сверх-Я называются защитными механизмами психики. Они призваны сдерживать импульсы Бессознательного и давление со стороны Сверхсознания.

Защитные механизмы оберегают Эго от психологических травм, чрезмерного переживания, тревог, страхов и иных негативных явлений.

З. Фрейд выделил такие защитные механизмы:

  1. Вытеснение – переход травмирующих воспоминаний в сферу Бессознательного.
  2. Проекция – приписывание неприемлемых качеств, мыслей и чувств другим людям.
  3. Рационализация – попытка рационально объяснить и оправдать нежелательные поступки, мысли или поведение.
  4. Регрессия – возврат к детским моделям поведения.
  5. Сублимация – трансформация сексуального инстинкта в социально приемлемое поведение, чаще – творчество.
  6. Отрицание – неспособность признать очевидное, упорное отстаивание своей неправоты.
  7. Изоляция – вытеснение сильных эмоций, имевших место в травмирующей ситуации (ситуация осознается, но просто как факт).
  8. Идентификация – процесс чрезмерного вживания в роль или травмирующую ситуацию, приписывание себе несуществующих качеств.
  9. Замещение – бессознательная замена травмирующей ситуации или действия другими реальными или вымышленными событиями.
  10. Компенсация и гиперкомпенсация – стремление сделать недостатки незаметными за счет развития достоинств.

Человек с сильным, развитым Эго удачно сохраняет баланс между Оно и Сверх-Я, эффективно разрешает внутренние конфликты. Слабое Эго либо безвольное, слишком подверженное влиянию движущих сил, либо ригидное, слишком неуступчивое.

И в первом случае, и во втором происходит разбалансировка структуры личности, нарушается гармония, психологическое благополучие оказывается под угрозой.

Правильная структура личности по Фрейду предполагает баланс всех ее компонентов, гармонию между Эго, Оно и Сверх-Я.

Когда мы говорим об эго, мы очень часто имеем в виду разные вещи. Какой бы не была причина, это слово стало означает близкие, но различные аспекты психики человека: когда в общественном понимании «эго» означает «тёмную сторону» человека, воплощающую в себе исключительно интерес к себе и восполнению собственных потребностей, в психологии «эго» является одним из троицы психики человека: ид, эго и супер-эго. Именно на последнем определении этой части нашей личности мы остановимся и рассмотрим его для того, чтобы лучше представлять себе, что такое человек.

Трёхчастную структуру психики человека разработал создатель психоанализа Зигмунд Фройд (его фамилию некорректно употребляют в русском языке как «Фрейд», напрочь забывая о фонетике, ассоциируемой с немецкими фамилиями). Он полагал, что каждый человек имеет три аспекта сознания, которые так или иначе составляют всё наше мышление: ид («оно́» на латыни), эго («я») и супер-эго («то, что над «я»»); причины для подобного наименования см. .

Ид, в теории Фройда, — это совокупность наших потребностей, базовых и более высокого уровня, и желаний. Ид не считается с реальностью: этой части личности нужно всё, здесь и сейчас, и если этого нет, то это проблема не личности, а всего окружающего мира. Дети рождаются исключительно с идом, не зная ничего более — именно поэтому младенцы настолько требовательны. Ид — это требования внимания к себе, требование восполнения потребностей в пище, воде и сне, требование важности, уважения, заботы, любви, поклонения и подчинения. Другими словами, эта часть личности отвечает за всё, что мы хотим.

Однако реальность не желает преклоняться перед чьими-то желаниями: еда не пребудет к нам на стол, пока мы не найдём её сами или не поручим кому-то сделать это за нас; этот человек, однако, может отказаться, и тогда кроме как с желанием мы ни с чем не останемся. Именно по этой причине у ребёнка при взрослении формируется эго — в основном сознательная часть нас, которая отвечает за сравнение желаний с возможностями себя и реальности и заставляет нас реагировать соответствующе. Если в два года ребёнок сделает многое, чтобы получить то, что ему понравилось — вплоть до физического насилия над обладателями понравившейся вещи — то уже в шесть он задумается: как ему получить это? если я не могу взять это просто так, что мне нужно сделать, чтобы иметь эту вещь? Подобное мышление — результат развития эго вместе с тем, как ребёнок начинает осозновать себя как отдельную личность, а не только эфемерного обозревателя окружающего мира, которому все всё должны.

Теория Фройда также гласит, что на наше мышление влияет третья часть — супер-эго. Это — все внешние факторы, препятствующие немедленному удовлетворению желаний: идеалы и контр-идеалы, правила, табу, законы, манеры, воспитанные в нас родителями или другими фигурами власти, такими, как учителя, врачи, представители охраны порядка и так далее. Эта часть нашего мышления говорит нам о том, что делать нельзя или неположено, а что — следует или необходимо; супер-эго выступает как мерой нашей близости к нашему идеалу, так и судьёй нашему поведению, наказывая нас виной за то, что мы воспринимаем как проступки или ошибки.

Когда ид говорит «Я хочу заняться сексом с ним», супер-эго тут же отвечает: «Неположено заниматься сексом с незнакомым человеком». Эго, услышав это, констатирует: «Наш хозяин уважает принцип, изложенный супер-эго, а также неписанные правила поведения в обществе, и потому не примется удовлетворять своё желание прямо сейчас. Однако желание несёт вес для хозяина, и потому он начнёт искать способ достичь своей цели в более социально-приемлимом контексте». Человек не слышит этого «разговора», но вердикт эго очевиден сознанием: нужно найти социально-приемлимый способ заняться сексом с объектом интереса. Самым простым способом, говорит эго, будет узнать по реакции объекта, интересен ли ему секс с этим человеком; лучшим способом для этого будет познакомиться с объектом интереса, дабы построить доверие, а затем тем или иным способом узнать ответ на вышеуказанный вопрос.

Разумеется, подобное производство решения распространяется не только на сексуальные отношения: всё, от воровства и убийства до помощи незнакомцу в беде и отношений с близкими, проходит подобную проверку. Объём развития каждой из трёх частей, а также конкретные интересы внутри них учитываются при каждом решении, сознательно или бессознательно.

Ид является полностью бессознательным — только его коммуникации с эго позволяют нам осознавать наши желания. Супер-эго, в большей части, также бессознательно, но в то же время мы можем осознавать наши идеалы поведения и правила, наложенные на нас обществом или другим внешним влиянием, без особого труда. Эго — в основном сознательная часть: именно поэтому мы осознаём себя как отдельные личности; часть эго, однако, всё же скрывается позади сознания, проводя некоторые рассчёты и обмен информацией вне нашего поля ментального осязания, дабы не беспокоить хозяина излишне оголёнными «проводами».

Теперь же позвольте рассказать вам, почему всё вышесказанное более не считается верным.

Я был удивлён узнать, что, несмотря на очевидное наследие доктора Фройда в психологии и психоанализе, абсолютное большинство его идей и теорий относительно работы разума было оспорено во время его жизни и после его смерти. Современная психология, опираясь на его работы, находит очень мало доказательств его правоты, в том числе и в рамках концепции трёхчастной структуры психики. Несмотря на его статус как новатора и катализатора прорыва в исследовании человеческого разума, большинство современных научных институтов не смеет более опираться на труды доктора Фройда более, чем для исторической важности. Несмотря на популярность имени, его работы больше не несут большого значения, ибо со времени его смерти многие преуспели в критике его работ либо в создании теорий, несущих большую правоту или доказательства.

Зигмунд Фройд был, однако, прав кое в чём: наши действия определяются не только нашими решениями, но и частями нашего разума, которые мы не можем осознать. Наши страхи, желания, травмы и достижения, наши отношения и ошибки, стремления и мотиваторы — всё это влияет на нас, осознаём мы это или нет, каждый день, в каждом нашем действии. Это, однако, не означает, что человека невозможно познать: метод психоанализа доктора Фройда был невероятно полезен для диагностики психики человека. Простыми словами, пациент на приёме рассказывает о себе совершенно всё, что только может прийти в голову, после чего доктор прослеживает связи между теми или иными явлениями, находит причины и следствия и, в соответствии со своими находками, даёт советы или, в тяжёлых случаях, назначает курс лечения.

Я нахожу неимоверным и чрезвычайно полезным тот факт, что психоанализ доступен не только психологам. Познать себя может каждый, и это — основа саморазвития. В том, что только определённая группа людей может заниматься чем-то, что мы считаем великим, могущественным или сокровенным, есть нечто привлекательное: это избавляет нас от ответственности перед собой, ибо мы можем сказать себе: «Это — не моё дело, я доверю это профессионалам и избавлю себя от нахождения истины, которая может оказаться горькой и даже жестокой». Я же нахожу в этих возможностях чувство могущества, чувство контроля над собой: нет ничего лучше знания того, что я нахожусь в контроле над собой, после взросления в доме, где мне ни до чего не было дозволения. Из того, что я видел, это чувство нужно многим, пусть они и не осознают этого; меня на этот путь привело только откровение подруги, жившей в семье, похожей на мою.

Вопрос о том, что такое Эго, может появиться перед каждым человеком, который сталкивался со словом «эгоизм». Именно из-за такой ассоциации данное понятие нередко воспринимается в узком и негативном плане. На самом деле понятие Эго имеет более глубокое и важное значение.

Что такое Эго человека?

Чтобы понять, что значит Эго, следует обратиться к разным психологическим школам. Но даже в таком случае получим лишь приблизительное представление об этой непростой составляющей нашей личности. О собственном Эго больше всего размышлений можно найти в психоанализе. Чаще всего под этим понятием подразумевают внутреннюю сущность человека, которая отвечает за восприятие, запоминание, оценку окружающего мира и контакты с социумом.

Мужское и женское Эго помогает людям отделять себя от окружающей обстановки, осознавать себя как индивидуальность и самостоятельное существо. В то же время Я старается удержать человека во взаимосвязи с окружающим миром, помогает понимать происходящее вокруг и принимать решения для необходимых действий. На протяжении жизни эта часть личности способна меняться и расширяться, если человек прилагает усилия для духовного роста.

Что такое большое Эго?

Понятие большое или высокое Эго относится к сфере эзотерики. Высокое Эго – это духовность личности, божественные качества, приобретенные в процессе познания высших духовных материй. Каждый житель нашей планеты рождается существом, направленным на удовлетворение своих личных желаний и потребностей. Низшая сущность подталкивает индивида быть потребителем, жить за счет других, поддерживая свой организм. Низшее собственное Эго является источником всех проблем: зависти, лжи, агрессии, жадности.

В противовес низшей внутренней сущности высокое Эго стремится выйти за рамки личности и тела и соединиться со вселенной. Молитвы, мантры, аутотренинги и другие духовные практики помогают Эго обрести новое значение, стать шире и объемнее. На этом этапе человек приобретает более высокие стремления, начинает воспринимать окружающих как близких людей. При этом меняется характер, душа становится светлее, одухотвореннее и целостнее.


Эго - это хорошо или плохо?

Человеческое Эго - важный компонент . Без него невозможно существование человека как такового. Неважно, мужское Эго или женское, оно помогает воспринимать внешний мир и анализировать его с точки зрения важности для человека. Благодаря внутреннему «Я» каждый индивид адаптируется в мире, находит свое место и призвание, контактирует с окружающими людьми.

О том, хорошо ли иметь собственное Эго или плохо, можно говорить только в ракурсе уровня развития этой субстанции и взятых им на себя доминирующих функций. Если окружающий мир воспринимается только в качестве платформы для удовлетворения собственных потребностей, то можно сказать, что Эго развито на слабом уровне. Высокоразвитое «Я» стремится быть частью мира, поэтому учитывает не только личностные интересы, но и интересы окружающих.

Что такое Эго-идентичность?

Эго-идентичность является важной составляющей теории психоаналитика Эрика Эриксона. В своих работах психоаналитик выделяет эго-идентичность, как важную часть становления и успешного существования личности. Понятие больше затрагивает чувства, а не разум, поэтому его нередко используют в женской психотерапии. Эго-идентичность - это целостность , в которой могут объединяться различные социальные и личностные роли.

Наилучшего развития Я-идентичность достигает в случае уверенности человека в жизненном пути и самоопределения в трех сферах: политике, профессии, религии. Неопределенность человека приводит к развитию личностного кризиса. Наиболее глубоким среди кризисов является подростковый, задача которого вывести подрастающего человека на новый уровень сознания и самовосприятия.

Эго - психология

Внутреннее Эго всегда находилось в центре внимания представителей психоанализа. Эту часть человеческой психики рассматривали в совокупности с Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-Эго). Основоположником данной концепции является Зигмунд Фрейд, который считал движущей силой личности влечения и инстинкты. Его последователи - А. Фрейд, Э. Эриксон и Э. Гартман - считали, что Эго является более независимой субстанцией, чем предполагал Фрейд и более важной.

Что такое Эго по Фрейду?

Эго по Фрейду – это высокоорганизованная структура в психике, отвечающая за ее целостность, организованность и память. Согласно Фрейду, «Я» стремится защитить психику от неприятных ситуаций и воспоминаний. Для этого оно использует защитные механизмы. Эго является посредником между Ид и Супер-Эго. Я учитывает послания от Ид, перерабатывает их и действует на основе полученной информации. Можно сказать, что Эго является представителем от Ид и его передатчиком во внешний мир.


Эго - концепция Эриксона

Эго психология Эриксона хотя и была построена на основе разработок Фрейда, все же имела в себе существенные отличия. Основной акцент концепции был поставлен на возрастные периоды. Задачей Эго, по Эриксону, является нормальное личностное развитие. Я способно развиваться, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, исправлять неправильное развитие психики и помогать бороться с внутренними конфликтами. Хотя Эриксон и выделяет Эго, как отдельную субстанцию, но при этом считает ее неразрывно связанной с социальной и соматической составляющей личности.

В своей теории развития Э. Эриксон большое место отводит периоду детства. Этот длительный временной промежуток позволяет человеку развиваться в умственном плане и получить хорошую базу для дальнейшего самосовершенствования. Недостатком детства, по мнению ученого, является багаж иррациональных переживаний, тревог, страхов, которые оказывают влияние на качество дальнейшего развития.

Истинное и ложное Эго

Категория истинного и ложного Эга не относится к психологии, а проистекает из учения, описанного в древних индийских книгах - Ведах. В этих рукописях можно обнаружить другое понимание, что такое Эго. Согласно этому учению, ложное Эго – это субстанция, которая помогает человеку воспринимать физический мир и жить в нем. Эта сила вызывает в человеке те желания и побуждения, которые необходимы для выживания и комфорта его самого и близких людей. По этой причине данную субстанцию называют еще эгоизмом.

Истинное Эго выходит за пределы личности и корысти, помогает обращать внимание на окружающий мир, чувствовать его проблемы, помогать людям. Жизнь, в основе которой лежат поступки и мысли, проистекающие от истинного Я, становится светлой и чистой. Побороть эгоизм и жить, следуя за истинным «Я», своими силами невозможно. Основой такой жизни является высшая любовь к Богу.


Защитные механизмы Эго

Основоположником теории защитных механизмов является З. Фрейд. В научных работах он высказывался о защитных механизмах, как о средствах защиты психики от давления Ид и Супер-Эго. Эти механизмы работают на уровне подсознания и приводят к искажению реальности. Фрейд выделял такие Эго – защиты:

  • вытеснение – удаление из памяти информации, которая травмирует психику или является неприятной;
  • проекция - перенесение мыслей и желаний на другого человека;
  • замещение – перенесение негативной реакции с одного человека, вызвавшего реакцию, на другого;
  • рационализация – объяснение неприемлемого поведения с точки зрения логики таким образом, чтобы поведение стало казаться приемлемым или единственно возможным;
  • регрессия – возврат к поведению, характерному для более младшего возраста;
  • сублимация – перенаправление импульсов, вызывающих дискомфорт, в социально одобряемую деятельность;
  • реактивное образование – проявление поведения прямо противоположному тем желаниям, которые имеет человек;
  • отрицание – отказ осознавать неприятные события или мысли.

Как приобрести Эго?

Эго человека рождается вместе с появлением индивида в этот мир. В течение жизни оно может менять направленность, перерождаясь из эгоистичного Я в высшее. Мужское и женское Эго требует к себе внимания всего мира, так как считает себя центром Вселенной. Религии разных народов сходятся во мнении, что перебороть своими силами врожденное эгоистичное Эго практически невозможно. Справиться с ним можно только с помощью сверхъестественной божественной силы. Приобрести высшее Я можно путем постоянных духовных практик, чтения духовной литературы и самосовершенствования.


Как усмирить свое Эго?

Борьба с собственным Я является одной из самых трудных задач каждого личности. Если человек имеет Эго, раздутое страстями, злобой, завистью, материальными желаниями, то ему придется долго и тяжело сражаться с этой частью своей личности. Первое, что необходимо для усмирения своего Эго, - это осознание того, что оно является эгоистичным, низшим. Следует понять, к чему оно ведет, распознать все свои стремления, желания, мотивы и побуждения. После этого необходимо выбрать способ, с помощью которого можно будет работать над своим Эго. Для этого можно использовать духовные практики или же психологические программы работы над собой.

Книги про Эго

Огромное количество информации о внутреннем Я собрано в таких книгах:

  1. З. Фрейд «Я и Оно» . В книге рассмотрена сила Эго, его значение и связь с бессознательной и сознательной стороной психики.
  2. А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы» . Кроме размышлений над составляющими психики в книге можно найти подробное описание защитных механизмов.
  3. Э. Эриксон «Идентичность и жизненный цикл» . В книге подробно описывается центральное понятие психологии Эриксона – идентичность.
  4. Э. Гартман «Философия бессознательного» . В своей работе автор постарался объединить различные представления о бессознательном и собственном Эго.

Конечно существует масса теорий подсознательных процессов но, на сегодняшний день в научном мире более популярна теория Зигмунда Фрейда. Почему? Эта теория имеет много врагов, многие ее считают очень "странной". Учение Зигмунда Фрейда было запрещено, так у фашистов - его книги сжигали в фашисткой Германии. В СССР его теория была объявлена несовместимой с марксизмом и тоже запрещена. По мнению тех и других, учение Фрейда слишком уж делает человека и его желания и стремления примитивными и не идеализирует его, что идет вразрез с политикой страны.

Но не смотря на все это именно его теория объясняет многие поступки людей. Благодаря его учению, врачи и психологи смогли помочь многим пациентам.

По теории Фрейда мы рождаемся с Ид. Id уже заложена или "запрограммирована" в нас. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.

Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия - из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности.

Если бы мы управлялись бы исключительно принципом удовольствия, то в какой-то момент могли бы осознать, что для удовлетворения наших потребностей мы вырываем из рук других людей понравившиеся нам вещи. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо. Согласно Фрейду, Ид пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесс, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта - как способ удовлетворения потребности.

В возрасте 4-5 лет у нас начинает активно развиваться другой компонент психики - Суперэго.
Суперэго - это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы. Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения.

Суперэго составляют:

Эго-идеал, который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения. Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правилам, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.
- Совесть включает в себя информацию о том что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям, наказанию либо чувству вины и угрызениям совести.

Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам.

Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.

Эго - компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире. Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.
Эго действует на основе принципа реальности, который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения - Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.
Эго также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями - через вторичный процесс, в ходе которого Эго уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу, созданному Ид в первичном процессе.
Эго пытается примерить Ид и Суперэго и выработать оптимальное решение, приемлемое для всех.
Для этих целей Эго использует защитные психологические механизмы. Защитные механизмы это инструмент "в руках" Эго для решения конфликта между Ид и Супер-Эго.

Защитные механизмы

Все психологические защитные механизмы - подсознательные.
- Если же Вы знаете что делаете или зачем это делаете - это не защитный механизм.
-Защитные механизмы изменяются со временем.
-Если Вы опознали защитный механизм, то он не используется в настоящее время, возможно он использовался в прошлом.
-Защитные механизмы носят адаптирующую функцию, но они могут быть патологическими.
Насколько эффективно Эго и насколько оно хорошо и профессионально использует свои инструменты - психологические защитные механизмы? Если бы Эго работало идеально, то и мы бы всегда были идеальными людьми. Но ведь мы знаем, что мы не всегда принимаем правильные решения. Иногда вдруг, пропадает настроение, иногда бывают необъяснимые вспышки гнева или возникает раздражение...
Какова же разница между нормальными психологическими механизмами и уже психопатологией? Разница в том: как долго, к месту ли, Эго использует свои инструменты... Другими словами как далеко зашел тот или иной защитный механизм? Правильно ли мы понимаем реальность и правильно ли подобран защитный механизм? Не извращаем ли мы реальность, умышленно или по незнанию, чтобы найти согласие?

Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго

Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт. Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент. Человек с сильным Эго способен эффективно справляться с подобным стрессом, а те, у кого Эго чересчур сильно или, наоборот, слабо, может стать слишком неуступчивым или слишком слабовольным.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.

P.S. ИД - Это темная, недоступная часть нашей личности; то темное, что вам о ней известно, мы узнали, изучая работу сновидения и образование невротических симптомов, и большинство этих сведений носят негативный характер, допуская описание только в качестве противоположности Эго. Мы приближаемся к Ид при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела Ид открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям Ид наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов Ид не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии под давлением экономического принуждения, объединяясь в компромиссные образования. В Ид нет ничего, что можно было бы отождествлять с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Ид нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени и, что в высшей степени странно и ждет своего объяснения философами, нет никакого изменения психического процесса с течением времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Ид, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Ид, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения.
(Зигмунд Фрейд. Продолжение лекций по введению в психоанализ.)