Глобальные проблемы человечества: пример, пути решения. Проблемы - это что? Проблемы человека. Как правильно реагировать на проблемы

Проблемы появляются в нашей жизни не случайно. Это своего рода болезни не тела, а души, которые мы привыкли игнорировать до тех пор, пока не становится еще хуже.

Все проблемы в нашей жизни напрямую или косвенно связаны с внутренним миром, энергией и биополем. Наша энергетика — второе невидимое тело, которое тоже может болеть. Когда у нас болит голова, мы пьем таблетки, а когда заболевает душа — не обращаем на это внимания, пуская все на самотек. Внутренний мир очень уязвим, он податливее, чем наша биологическая оболочка. Именно от душевного состояния зависит жизнь человека, его удача и счастье. — недуги энергетического уровня, которые подчас остаются незамеченными. Пока в нашем биополе образуются пробелы, а жизненные силы покидают нас, мы ничего не меняем, а только жалуемся на черную полосу и обижаемся на неприятности.

Сглаз: первопричина всех проблем

Пожалуй, к самым ужасным человеческим качествам можно отнести зависть, гнев, раздражение. Любой человек вольно или невольно может повлиять на вашу жизнь, ваше биополе и энергию. Разумеется, ничего хорошего от такого воздействия ждать не приходится. Это своего рода психологическое нападение, которое в основном случается неосознанно, но всегда успешно. Отрицательный импульс, направленный недобрым человеком, быстро достигает свою цель, и вот тут начинаются серьезные проблемы.

Ваш организм начинает бороться с инородной дисгармоничной энергетикой, а та начинает притягивать к себе еще больше негатива, черпая его из нас же. Все наши отрицательные эмоции : обида, злость, уныние, грусть — идут на кормежку этого импульса. Человек теряет интерес к жизни, появляется вялость, апатичность, навязчивые мысли. Тем самым негативная энергетика продолжает множиться, увеличиваться, расти до тех пор, пока полностью вас не истощит. Вы перестаете черпать жизненные силы, счастье покидает вас, теперь вы самая настоящая приманка для всего черного и злого в этом мире.

Порча: энергетическая болезнь от колдовства

Изливайте положительную энергию в мир и формируйте пути, по которым в вашу жизнь будет притягиваться счастье, удача, процветание и любовь. Когда вы научитесь отдавать больше доброты, чем забираете себе, вы увидите, как изменится ваша жизнь . Это своеобразная подзарядка позитивом, силой, жизнерадостностью и удачей. Положительный настрой — залог вашего счастья, демонстрирующий, что вы в силах отразить любое негативное воздействие. Занимайте тем, что любите, общайтесь с теми, кто сильнее вас, помогайте тем, кто слабее, узнавайте что-то новое каждый день. Быть собой — значит, быть уникальной личностью, в которой нуждается этот мир.

Встаньте рано утром и скажите себе раз и навсегда, что жизнь прекрасна, и она станет такой. Наши мысли и наши слова — вот что определяет реальность. Черпайте позитивную энергетику всеми доступными способами, наслаждайтесь жизнью, и тогда проблемы не найдут к вам дорогу. Мы желаем вам отличного настроения, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

Древнейшими моральными категориями являются добро и зло. Эти категории возникли в период раннего матриарха­та и первоначально обозначали внешние силы, благо­приятные либо враждебные человеку. Содержание этих ка­тегорий заметно меняется от эпохи к эпохе (например, оценка убийства в разные исторические эпохи - от древно­сти до современности - или отношение к ростовщичеству в Средние века и последующие периоды истории).

В целом в противопоставлении добра и зла осуще­ствляется оценка поступков, содействующих либо препят­ствующих укреплению позиций общественных групп, разви­тию либо застою (регрессу) общества.

Другой моральной категорией является категория долга. В ней на уровне общественного мнения (сознания) представ­лена совокупность обязанностей человека перед обществом, а на уровне индивидуального сознания - понимание лично­стью этих обязанностей и принятие их ею. Требование дол­га является моральной основой социальной дисциплины.


Важной моральной категорией является совесть, отража­ющая способность личности к эмоциональной оценке совер­шенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с иде­ей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании. Не случайно Гитлер говорил о «химере совести», утверждая, что «совесть, как и образова­ние, портит людей»: манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести. Деградация лично­сти всегда начиналась с проявления бессовестности.

Совесть ограждает общество и людей от нежелательных поступков, пробуждая в них тягостное состояние, называе­мое голосом или угрызениями совести. Масштабы оценки поступков сквозь призму совести зависят от степени социа-лизированности личности и связанной с нею нравственной чуткости.

Категории чести и достоинства личности отражают при­знание ценности личности на основе наличия у нее некото­рых обязательных черт: благородства, готовности к самоот­верженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой. Названные категории способст­вуют утверждению представлений об этих важных чертах и тем самым дают определенный ракурс идеальной личности. контролируя развитие личностей реальных.

Честь и достоинство предполагают фиксацию некоторых неотъемлемых черт - прав личности, посягательство на ко­торые служит основанием и оправдывает моральное сопро тивление. Несомненно, что набор неотъемлемых качеств различных классов, сословий и других групп и сама идея чести как способ отнесения к той или иной группе имеют конкретные исторические истоки, например дворянская честь.

Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами. История знает самые различные трактовки счастья. Так, гедонистическая этика усматривает счастье в наслаждениях, религиозная - в стра­дании, потребительская - в деньгах и вещах. Если исхо­дить из того, что человек - творческое социальное сущест­во, то есть все основания полагать, что счастье состоит в творческом развитии личности, содержательном труде и полноценном человеческом общении. Понятно, что достиже­ние этого состояния обеспечивает непрерывный процесс жизнедеятельности; его остановка по тем или иным причи­нам немедленно создает ощущение дискомфорта.


Наконец, моральный идеал - это представление о со­вершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности.


Моральный идеал задает цели нравственному развитию. В этом качестве он отражает, прежде всего, несовершенство реальной моральной практики и выступает важнейшим фактором развития морали и целостного осуществления ее норм и требований в жизни и поведении личности. Весьма примечательно, что в моральной философии Конфуция (ок. 551-479 гг. до н. э.) познание человека совпадает с его нравственным самоопределением. Поэтому, по мысли фило­софа, нельзя ответить на вопрос: «Что такое человек?», не отвечая на вопрос: «Каким он должен быть?»

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

В повседневной жизни реализация нравственных норм и требований, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низ­кой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.). Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведе­ния. Это приводит к тому, что возникает столкновение и противостояние жизненных позиций и их отражений в ре­альной практике нравственной жизни. Эгоистические груп­повые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть с горизон­та общесоциумные задачи и интересы. Люди довольно час­то клянутся ими, но действуют по своим специализирован­ным индивидуальным и групповым программам.

Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсут­ствии у нее собственного нравственного переживания обще-социумных нравственных требований и норм, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других лю­дей и целых социальных групп (в этике такое явление на­зывается параличом эмпатии, т. е. сопереживания). Человек часто рассуждает правильно, но эти рассуждения приобре­тают у него демонстративный и приспособленческий харак­тер (социальная мимикрия) и не затрагивают действитель­ного содержания его внутреннего мира, часто ограниченного примитивными устремлениями и превратным восприятием сути общественной жизни.

Огромную роль в развитии нравственной культуры лич­ности играет разнообразие и богатство ее жизненных связей и интересов, ее способность не ограничивать себя узким кру­гозором непосредственного и практически необходимого. Мир художественной литературы и художественной культу­ры в целом раздвигает горизонты личности и открывает ей многие из тех насущных связей и взаимозависимостей


Мироздания, которые закрыты для повседневного опыта про­фессиональной специализации, ограничений социального статуса и т. д. Нравственное развитие может существенно изменить первоначальные доминанты интересов человека и продвинуть его на пути освоения богатств и ценностей ми­рового культурного опыта.

ЯМ Основные понятия: нравственная культура, мораль, нрав­ственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и досто­инство личности, моральный идеал.

яны: этические категории, моральное сопротивление.

Проверьте себя

1) В чем состоит отличие принципов морали от мораль­ных норм? 2) Как вы понимаете смысл моральных принци­пов личности? 3) Чем мораль отличается от нравственнос­ти? 4) Какие вопросы решает этика? 5) Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общест­венном развитии? 6) Что такое нравственная культура лич­ности? Чем она отличается от общей культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Давно уже замечено, что далеко не всегда люди оце­
нивают содержание того или иного художественного произ­
ведения (оперы, песни, пьесы, кинофильма и т. д.) с точки
зрения морали. Так, в опере «Кармен» мы не удивляемся,
что главная героиня любит человека сомнительных занятий;
в фильме «Крестный отец» имеем дело с явной героизацией
главарей преступного клана; многие вполне добропорядоч­
ные люди с восторгом поют «Мурку» и т. д. Чем, по ваше­
му мнению, объясняется феномен отступления морали перед
искусством? Не идет ли человек в этих случаях на сговор
со своей совестью?

2. Используя справочную литературу, объясните отличие
индивидуализма от эгоизма.

3. Выскажите свое отношение к практике защиты чести
и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи­
ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное
выражение?

4. Известный английский философ Гоббс (1588-1679) в
своей книге «Левиафан» особо подчеркнул эгоистическую
природу человека, которая, по его мнению, в условиях
цивилизации лишь углубляется и усложняется. Сотрудниче­
ство людей друг с другом он рассматривал преимущественно
с точки зрения своекорыстия, выгоды. В свете этой позиции
весьма странным представляется случай, когда философ по­
дал нищему милостыню и объяснил свой поступок тем, что,
дескать, милостыня не только облегчает участь нищего, но
и уменьшает его собственные муки, причиняемые ему видом


Нищего. Как вы полагаете, действительно ли объяснение Гоббса принижает его альтруистический поступок до эгои­стического? Или здесь мы имеем дело с чем-то другим?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877- 1950) - русского философа.

Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно­сти человеческой личности как основного условия всякого прочного и успешного социального строительства... На пер­вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год­ности сводится к проблеме технического умения, то есть со­ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле это не так. Личная годность человека состоит в способности его уметь достигать целей и в способности его действитель­но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое­го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме­ние достигать поставленных целей предполагает нечто большее, чем простое техническое умение. Оно требует не только общих умственных способностей - умения быстро ориентироваться в положении, находить наилучший выход из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и соответствующих нравственных качеств, прежде всего чув­ства личной ответственности, мужества, привычки к незави­симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо­тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней, свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности. Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо­кую духовно-нравственную культуру личности.

Из этого следует один решающий вывод: личная год­ность общественного работника предполагает свободное раз­витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы или люди, внешне дрессированные и «натасканные» на оп­ределенное дело, не были подлинно производительными и солидными верными работниками.

<...> Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве­стному, тысячей исторических примеров подтвержденному выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный фанатизм: всякая подлинная вера - не только религиозная вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как источник общественной деятельности, - возможна только на основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен­ная почва, в которой она произрастает, есть последняя, таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще­ства человека.

Франк С. Л. Личная жизнь и социальное строительство//Семен Франк.

Непрочитанное. - М., 2001. - С. 261-263.


ИИ Вопросы и задания к источнику. 1) Почему, на ваш взгляд, про­блема «личной годности» не сводится лишь к обретению «техниче­ского умения»? Объясните причину изначальной ограниченности «технического умения». 2) Какие нравственные качества необходи­мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут­верждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело лю­ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод примерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу­ществлении последовательной смысложизненной деятельности? Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?

Наука

Вспомните:

в чем заключается сущность научного познания? По­чему неизбежны дифференциация и интеграция научно­го знания? Что такое социальный институт?

Современный человек постоянно пользуется достиже­ниями науки. Телевизор и компьютер, самолет и мобильный телефон, успехи в медицине - это и многое другое основа­но на научных поисках.

Развитие науки, ее возросшая роль в социокультурной жизни общества, производстве, образовании привели к оформлению в середине XX в. науки о науке - науковеде ния. Науковедение изучает закономерности функционирова­ния и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами ма­териальной и духовной жизни общества.

Среди проблем, разрабатываемых сегодня наукой и на­уковедением, особое внимание обращается на пути усиления роли науки в общественном развитии; проведение фундамен­тальных и прикладных исследований, способствующих нововведениям (инновациям) в разностороннюю человечес­кую деятельность; эффективность участия ученых в реше­нии глобальных проблем.

Под проблемой принято понимать некоторую преграду, спорный вопрос, который необходимо решить. Нельзя понимать ее как термин или состояние, это - действие. Сложности возникают в индивидуальной вселенной в результате создания равносильного противоположного намерения. Проблемы - это неотъемлемая часть выживания. Они будут решены только тогда, когда человек примет однозначную позицию.

Способность конфронтировать

Это понятие определяет готовность человека повернуться лицом к чему-либо. Когда возникает проблема, людям приходится находиться между двух противоположных постулатов или идей. Не каждый четко знает, в какую сторону ему дальше двигаться. Проблема будет существовать до тех пор, пока человек не примет решение.

Интенсивность спорного вопроса иссякает в том случае, когда он начинает конфронтироваться. Эта способность и является конечным результатом. Человек, который не боится смотреть в лицо сложностям, урегулирует любую проблему и устранит ее.

Внутренняя Вселенная

Чтобы исчезли спорные вопросы в физической Вселенной, в первую очередь необходимо разрешить ваши проблемы в личной Вселенной. Человек самостоятельно их создает, поэтому зачастую советы неэффективны. Чтобы снизить интенсивность проблемы, необходимо стимулировать индивидуума к тому, чтобы он ее объяснил. Люди способны решать исключительно свои собственные внутренние спорные вопросы. Пытаясь решить чужую проблему, человек не становится источником ее решения, скорее, он всего лишь втянут в нее и после того, как его участие закончится, проблема образуется снова.

Как устранить проблему?

Чтобы избавиться от сложностей, необходимо понимать, что наличие проблемы - это только следствие. В первую очередь нужно устранять причины, по которым они возникают. А находятся они всегда внутри человека.

Психологи выделяют два ключевых фактора, которые влияют на решение проблем:

Недостаток информации;

Более ранняя смежная проблема, которая не устранена.

Проблемы человечества

Топливно-сырьевой вопрос;

Использование ресурсов Мирового океана;

И прочие.

Бегство - это выход?

Очень часто человек живет в таком ритме, когда все дела совершаются на "автомате". Вроде бы они все выполнены, но не добросовестно. Со временем этот снежный ком разрастается и приводит к тому, что накапливается большое количество проблем различной сложности и степени важности. Человек начинает ощущать себя загнанной лошадью, но для того чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо признать, что проблемы - это результат собственных мыслей или действий. Чтобы избавиться от них, стоит повернуться к ним лицом, а не убегать.

Остановиться и успокоиться!

Чтобы решить какой-либо спорный вопрос, нужно восстановить внутреннее спокойствие и попытаться разобраться в причинах, которые привели к проблеме. Необходимо хорошенько и не торопясь все обдумать, не прислушиваясь к чувству страха, которое мешает адекватно мыслить. И тогда образ вырастет сам собой: все противоположности сойдутся в один путь, который и приведет к решению проблемы.

Юмор и позитив

Проблемы - это неприятности, которые заставляют человека чувствовать дискомфорт, а иногда и панику. Они могут возникать во всех сферах жизни: на работе, дома, в личных делах или касаться здоровья. На протяжении жизни человеку приходится преодолевать большое количество трудностей, поэтому полезно научиться правильно их воспринимать, чтобы они не омрачали настроение.

Проблемы необходимо воспринимать как фактор, помогающий достичь новых успехов. Не стоит спрашивать себя, за что они достались, лучше посмотреть на них с юмором и позитивом. Необходимо помнить о том, что выбор есть всегда, значит, и эта ситуация, такая сложная на первый взгляд, вполне решаема.

Проблемы человека - это повод пересмотреть жизнь. Не все сложности требуют решения, иногда полезнее оставить все, как есть. Человек сам решает, как ему поступать в каждом конкретном случае. Но забывать о чувстве юмора не стоит. Пока есть силы смотреть на проблемы с улыбкой, правильные решения будут находиться без особых трудностей.

Большая проблема или много маленьких?

Зачастую решение проблемы лежит на поверхности, но не каждый может его разглядеть. Чтобы было проще разобраться в сложившейся ситуации, необходимо осознать, что большая проблема состоит из более маленьких и менее значимых. Вот с их решения и нужно начать. Не стоит винить в неудачах окружающих людей, лучше признать свою ответственность.

После того как человек признал существование проблемы, необходимо составить план ее решения и продумать, какие ресурсы можно использовать. Действовать следует решительно и спокойно, без паники. Не нужно бояться совершить ошибку, ведь она является показателем того, что человек делает шаги навстречу цели.

Не менее важен и анализ. Он помогает избежать повторения подобной ситуации в будущем. Необходимо проанализировать все свои поступки и мысли и определить, где была допущена ошибка. После проделанной работы обязательно нужно похвалить себя. Это повышает самооценку и заставляет поверить в собственные силы.

Справляться с проблемами - это труд, но он нужен для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к совершенству. Преодолевая преграды с честью, человек начинает еще больше уважать себя, стремится постоянно повышать качество своей жизни и проявлять свои лучшие черты характера.

Слишком большое участие государства. Это наследие еще СССР. Как ни странно, вместо того, чтобы освободить образование от бича чиновничества, продолжается линия усредненности, убогости и неэффективности. Я сейчас говорю не только про среднее, но и про высшее образование.

Подробнее о причинах неэффективности:

1. Отсутствие конкурентного отбора педагогов в школы. Это приводит к тому, что преподавать может как профессионал своего дела, так и проходимец, который не нашел другого места в жизни. Исключением из правила являются элитные лицеи и гимназии, но они не составляют большинство учебных заведений.

В идеале, чтобы избавиться от этого, нужно просто приватизировать все школы. Но так как ни один политик в здравом уме на это не пойдет, побаиваясь за свой рейтинг, хорошо бы было ввести механизмы, с помощью которых родители детей смогли бы реально воздействовать на кадровую политику, вплоть до увольнения отдельных людей с должности. Это сделает учителей более ответственными перед учениками. Они будут лучше понимать, что образование - это такая же сфера услуг, как медицина, ритейл и реклама, а сами они - наемные работники, живущие за счет налогов.

2. Излишний контроль государства за преподавателями. В вузах и школах преподаватели вынуждены не только преподавать свой предмет, но и отчитываться об этом в органы контроля за образованием. Требования, предъявляемые этими органами, зачастую взяты с потолка. Мне могут возразить, что без контроля преподаватели совсем потеряют стимул к работе, на что я отвечу, что централизованный контроль почти никогда не бывает эффективным, и что основа любого открытого рыночного общества - самоорганизация, а нынешняя система контроля качества порождает показуху и круговую поруку внутри учебного заведения.

3. Материальная зависимость обучающихся от государства. Это порождает лютое бесправие, когда сотрудники горадминистрации могут, например, запросить определенное количество учащихся на митинг в пользу местного царька. Отказывающихся будут пугать плохими оценками, отчислениями, незачетами, а также попрекать тем, что они учатся за счет государства(умалчивая, кто пополняет госбюджет). Это порождает и огромное хамство со стороны администрации учебных заведений. Порой они вообще не считают обучающихся за людей, позволяют себе грубить им и оскорблять.

Решение это системы довольно простое: сокращение бюджетных мест. Да, любой политик, который выдвинет это в качестве пункта своей программы, не наберет на выборах и 1%, но сокращать бюджетные места необходимо. Их должно быть не больше 10-15% от общей массы студентов. Никто не посмеет так нахально манипулировать полноценными клиентами учебного заведения, без денежных трансфертов которого оно просто не выживет.

4. Эгалитарная направленность образования. Об этом я уже частично писал. Государство уже около 20 лет занимается жутким популизмом, постепенно увеличивая количество бюджетных мест в вузах. Качество образования от этого страдает чрезвычайно, поскольку, во-первых, зависимые от бюджетных денег студенты не могут реально влиять на программы обучения, а во-вторых, образование теряет свою ценность, ведь каждый ресурс ценен исключительно в силу своей дефицитности.

5. Призыв в армию. Многие молодые люди поступают в вуз только чтобы откосить от призыва. Это косвенно способствует тому, что неэффективные учебные заведения держатся на плаву, привлекая людей, которые, с одной стороны, не имеют выбора, учиться им или нет, а с другой, совершенно плевали в такой ситуации на то, как и кто будет их учить.

6. Отсутствие свободы выбора программы обучения. Студент и школьник находятся в одинаково идиотском положении, когда вместо того, чтобы изучать интересные им сферы, тратят время и нервы на бесполезнейшие лекции по физкультуре и бжд.

1.Выскажите свое отношение к практике защиты чести
и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи-
ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное
выражение?

2.Прочтите отрывок из работы Семена Людвиговича Франка (1877-
1950) - русского философа.
Тут прежде всего мы наталкиваемся на проблему годно-
сти человеческой личности как основного условия всякого
прочного и успешного социального строительства... На пер-
вый взгляд могло бы показаться, что проблема личной год-
ности сводится к проблеме технического умения, то есть со-
ответствующего знания, опыта и тренировки. На самом деле
это не так. Личная годность человека состоит в способности
его уметь достигать целей и в способности его действитель-
но, безусловно искренне и добросовестно, из глубины свое-
го духа верить в определенную цель и хотеть ее. Уже уме-
ние достигать поставленных целей предполагает нечто
большее, чем простое техническое умение. Оно требует не
только общих умственных способностей - умения быстро
ориентироваться в положении, находить наилучший выход
из него, знания людей и умения с ними обращаться, но и
соответствующих нравственных качеств, прежде всего чув-
ства личной ответственности, мужества, привычки к незави-
симому суждению. Еще важнее, чем умение, подлинное хо-
тение, внутренний импульс к энергичной и добросовестной
деятельности, что, в свою очередь, определяется внутренней,
свободно-личной верой в определенные идеалы и ценности.
Все вместе взятое предполагает сложную, тонкую и глубо-
кую духовно-нравственную культуру личности.
...Из этого следует один решающий вывод: личная год-
ность общественного работника предполагает свободное раз-
витие его личной внутренней жизни. Никогда еще рабы
или люди, внешне дрессированные и «натасканные» на оп-
ределенное дело, не были подлинно производительными и
солидными верными работниками.
<...> Мы приходим к простому и, в сущности, общеизве-
стному, тысячей исторических примеров подтвержденному
выводу, с которым, однако, не хочет считаться социальный
фанатизм: всякая подлинная вера - не только религиозная
вера в специфическом смысле, но и нравственная вера как
источник общественной деятельности, - возможна только
на основе свободной личной духовной жизни, ибо единствен-
ная почва, в которой она произрастает, есть последняя,
таинственная, самопроизвольная глубина внутреннего суще-
ства человека.
Вопросы и задания к источнику. 1) Почему, на ваш взгляд, про-
блема «личной годности» не сводится лишь к обретению «техниче-
ского умения»? Объясните причину изначальной ограниченности
«технического умения». 2) Какие нравственные качества необходи-
мы, на взгляд философа, для успешной деятельности? 3) Автор ут-
верждает, что рабы или «натасканные» на определенное дело лю-
ди не могут быть хорошими работниками. Подкрепите этот вывод
примерами. 4) Что такое нравственная вера? Какова ее роль в осу-
ществлении последовательной смысложизненной деятельности?
Каковы, на ваш взгляд, опасности утраты нравственной веры?