Характеристика и механизм действия проекции. Защитные механизмы психики. Характеристики основных защит(Современные психотехнологии манипулирования). Проекция, галлюцинация, восприятие

projectio - «бросание вперед ») - механизм психологической защиты , в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне . Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя.

Проекция - это общий психологический механизм, с помощью которого субъективные содержания переносятся на объект. К примеру, цвет является субъективным переживанием. Так, фраза «комната жёлтого цвета» - это проекция, ибо в объекте самом по себе нет желтизны, желтизна есть только в нашем восприятии. То же касается звука: поскольку сам по себе он не существует и звук этот лишь у нас в голове, то его восприятие можно назвать проецированием.

Особенности

Проекция - один из основных защитных механизмов при параноидном и при истероидном расстройстве личности .

Но этот же механизм лежит в основе эмпатии : человек не может непосредственно ощущать внутреннее состояние другого человека, но может сопереживать , реагируя на различные проявления этого состояния. В результате действия проекции эти реакции воспринимаются как непосредственное ощущение чужого состояния. В большинстве случаев такая эмпатия повышает взаимопонимание людей .

Он же лежит в основе персонификации («одушевления») предметов и сил природы, в «очеловечивании» животных. Например, такие словосочетания, как «спокойное море», «тревожное море», «буря злилась», «преданная собака», «независимая кошка», «несчастная лошадь» являются результатом приписывания внешним объектам своей собственной реакции на них.

Проекция -вид психологической защиты, связанный с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на другое лицо. Проекция проявляется, когда, столкнувшись с собственным неблаговидным поступком, нежелательным качеством, человек частично урезает информацию об этом, не допуская осознавания, что это его собственный поступок или качество.

Допуская в сознание информацию о существовании неблагоприятного факта как такового, человек относит его не к себе, а к другому лицу или объекту, дополняя тем самым вытесненную часть информации.

Термин «проекция» ввел Фрейд, понимая ее как приписывание другим людям того, в чем человек не расположен себе сознаться. Он рассматривал проекцию как нормальный психологический механизм - процесс уподобления окружающий людей себе, своему внутреннему миру. Проекция дает возможность относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи. Тогда к ним можно применить защиту как к внешним вредностям. Появляясь уже в раннем детстве, проекция выступает как наиболее частая форма защиты у взрослых. Проявление ее общеизвестны: низкорослый человек считает свой рост средним, старая дева возмущается распущенностью нравов, злой человек не верит в доброту других людей. Уподобление окружающих себе нашло отражение во многих пословицах и поговорках: честный считает всех правдивыми; нечестный думает, что все лгуны; клятвопреступник не верит клятвам; вор каждого подозревает; вор свою дверь запирает и т. д.

При проекции информация трансформируется таким образом, что не сам человек враждебно настроен, агрессивен, жаден, а другое лицо --по отношению к нему. Подобная рокировка свойств отчетливо обнаруживается и в специальных психологических исследованиях. Так, показано, что больше половины лиц, осужденных за хищение, считает, что подавляющее большинство людей живет на доходы, полученные преступным путем итд.

Обладая положительной самооценкой, человек, как правило, уверен в себе и не нуждается в демонстрации особых достоинств своей персоны, у него нет желания непрерывно самоутверждаться. При низкой самооценке, напротив, человек часто недоволен собой, у него возникает конфликт между желаемым и реальным образами «Я», который провоцирует проекцию и тем самым ведет к установке на отрицательное восприятие окружающих. Поэтому низкая самооценка -ключевое звено в процессе возникновения предубеждений и предрассудков. Неоднократно отмечалось, что проекция играет заметную роль в формировании различных предрассудков: сословных, расовых и т.п. Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проецируются собственные положительные качества и поступки, за которые этого другого и начинают любить. С другой стороны зло, причиненное другому человеку, например, жестокое и несправедливое обращение с ним, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика.

Р.М. Грановская

«Проекция представляет собой своего рода вытеснение (аналогичное конверсии и т. д.), в котором представление становится осознанным в форме восприятия, а связанный с ним аффект, подвергаясь инверсии в неудовольствие, отделен и возвращен в Я».
Это то определение проекции, которое Фрейд дает Юнгу в апреле 1907 г. в одном из писем, где он высказывает ряд теоретических идей по поводу паранойи.

Стремясь объяснить проекцию, Фрейд добавляет в том же письме: «Каково условие того, чтобы некий внутренний, инвестированный аффектом процесс мог быть спроецирован вовне? Обратимся к норме: исходно наше сознание воспринимает всего только два рода объектов. Обращаясь вовне, оно имеет дело с восприятиями (Wahrnehmung), которые сами по себе аффектом не инвестированы и обладают собственными качествами; а внутри оно (сознание) имеет опыт «ощущений» (Empfindung), которые являются экстериоризацией влечений, использующих в качестве опоры некоторые органы, и в очень малой степени обладают таким свойством, как качественность, но, напротив, способны к значительной количественной инвестиции. То, что представляет собой это самое количество, локализовано внутри, а то, что качественно и лишено аффекта, расположено снаружи» (р. 86).

Рассуждая таким образом, Фрейд ставит перед собой цель метапсихологического осмысления проекции. Проекция предстает как некий защитный механизм, который Фрейд в письме характеризует как «своего рода вытеснение». Однако, рассматривая случай Шребера, Фрейд (1911) противопоставляет два защитных механизма: вытеснение, даже отвержение, которое действует в направлении снятия инвестиции неких представлений вплоть до появления возможности отвода объекта, и проекцию, которая находится еще дальше на пути «провала вытеснения, разрыва на поверхности, возврата вытесненного», что позволяет вновь отыскать дорогу для объектной реинвестиции, рассматривать бред как «попытку излечения». Это значит, что речь идет о двух экономически различных механизмах защиты, несмотря на то что их задачи могут быть взаимосвязаны, в частности, в рамках невротического функционирования.

Кроме того, если Фрейд в своих трудах часто упоминает патологическую проекцию, защитный механизм, характерный, например, для паранойи или фобии, то так же часто он упоминает и нормальную проекцию, процесс, не защитный и конституирующий для психики. В письме Юнгу он обращается к собственной концепции психического функционирования, настаивая на необходимости сопряжения работы влечения, отсылающего к области количественного и экономического, и восприятия, открывающего доступ к качественному во фрейдовской перспективе, позволяющему чему-либо «становиться сознательным». С этой точки зрения проекция играет ведущую роль в процессе дифференциации внутреннего и внешнего, снаружи и внутри.

Защита и/или процесс, проекция является сложной концепцией, и о ней Фрейд мог бы, по утверждению Джонса, написать целую статью в период, когда он размышлял о метапсихологии. Но как мы знаем, подобный труд так и не дошел до нас, несмотря на то что Фрейд, рассматривая случай Шребера (1911), заявлял о своем проекте «углубленного исследования процесса проекции» (р. 315). После Фрейда этой теме были посвящены многочисленные труды. Кроме того, известно понятие проективной идентификации, которое разрабатывалось М. Кляйн и пост-кляйнианцами и которое в аналитическом сообществе могло проявиться скорее как эвристическое, чем как проекция. Мы
можем рассчитывать на то, что участники нашего коллоквиума в рамках постоянного психоаналитического образования в Москве помогут пролить свет на эти понятия и составить суждение об их уместности в аналитическом процессе.

Проекция: функция непризнания и/или знания

Таким образом, проекция в своей защитной функции нацелена на то, чтобы отбросить вовне нечто, что не признано в самом себе. Фрейд часто подчеркивал, что легче защититься от внешней опасности, чем от внутренней. В работе «Тотем и Табу» (1913) он отмечает, что первобытные люди не признавали собственную бессознательную враждебность по отношению к умершим, приписывая им эту самую враждебность, и считали усопших опасными духами. Точно так же как и в психопатологии, здесь проекция способствует разрешению конфликта, связанного с амбивалентностью, в данном случае позволяя отказаться от всякого чувства ненависти по отношению к усопшему.

Но проекция имеет также функцию знания, поскольку благодаря непризнанию и утаиванию от самого себя внутреннего мира позволяет открывать мир внешний. В паранойе речь фактически идет о признании в другом того, что субъект не хочет видеть в себе, исследуя таким способом внешний мир. С этой точки зрения проекция, о которой Фрейд в 1913 г. пишет, что она «играет главную роль, определяя наш способ представления внешнего мира» (р. 78), дает некое репрезентативное содержание, мы о нем узнаем только лишь через ощущения удовольствия или боли, те лишенные качества «ощущения», о которых Фрейд писал в письме Юнгу. Проекция способствует работе изображения благодаря происходящим от внешнего мира «перцептивным остаткам» и делает возможным поворот, подобно тому, как разномодальные восприятия оказываются перенесены на объекты внешнего мира.

В этой своей функции знания проекция становится, как пишет Фрейд в 1911 г. в работе «Тотем и табу», «методом понимания», который и позволяет первобытному человеку вновь обрести в богах и духах то, чем сам он является. Таким образом, Фрейд указывает на важнейшую связь между проекцией и идентификацией, когда отмечает, что для первобытного человека является естественным и как будто врожденным свойством проецировать свою собственную сущность на внешний мир, рассматривая все наблюдаемые события как обязанные своим происхождением неким существам, имеющим глубинное сходство с ним самим. Не будучи тождественной анимизму, проекция тем не менее тесно связана именно с этим образом мысли, позволяющим первобытному человеку «устанавливать отношение» с миром и влиять на него, воздействовать, способствуя достижению «психического господства», лежащего в основе физического господства над опасной природой.

Фрейд здесь сравнивает чувство бессилия и отчаяния первобытного человека с возможными чувствами ребенка в начале жизни. Речь идет не о том, чтобы сводить доисторического человека к ребенку, против чего активно выступают наши коллеги, изучающие доисторического человека, а скорее о том, чтобы описать некий фундаментальный психический процесс: проекция соотносится с идентификацией (в смысле идентификации, ассимиляции, установления аналогии), позволяя развитие идентификации в рефлексивном смысле — как «идентификации себя». Проекция вписывается в непризнание в той мере, в какой тревога перед лицом внешнего мира становится в конечном счете лучше переносимой, чем тревога, которая связана с внутренним миром и опасностью влечения. Но одновременно проекция создает возможность какой-то ассимиляции между самим собой и внешним миром, а это как раз характеристика анимистического подхода к миру, лежащая тем не менее в основе способности воспринимать и конституировать внешний мир.

В размышлениях об эволюции культуры Фрейд (1913) предположил переход от анимистической стадии в развитии человечества к стадии религии и далее к научной стадии, способной получить широкое распространение, в особенности под влиянием психоанализа. Но психическое функционирование таково, что проекция и связанные с ней верования могут, конечно же, эволюционировать в направлении какого-то более объективного знания о мире, однако при этом и связанные с ними иллюзии не могут быть полностью устранены, как об этом напоминает галлюцинация сновидения. Гипотеза галлюцинаторного удовлетворения желания, построенная на модели галлюцинации сновидения, показывает, что галлюцинация предшествует восприятию и что это последнее является в основном неким верованием, как это отметил Мерло-Понти (Merleau-Ponty, 1945). Проекция как процесс с необходимостью отсылает к фрейдовской диалектике галлюцинации и восприятия.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Вы можете приобрести — фильмы-тренинги по избавлению от многих ваших невротических проблем, измените качество жизни к лучшему.

Каждый ролик стоит от 200 р за единицу.

большой фильм тренинг по избавлению от ОКР, ВСД, панических атак

фильм продолжительностью более 12 часов, рассчитан на работу с четыре месяца, стоит всего 2 500 р

приобретайте фильм и избавляйтесь от проблемы обращайтесь

по почте [email protected] Skype: yristreamlet

к психологу Левченко Юрию Николаевичу

В психологии означает, что человек воспринимает собственные психические процессы как свойства внешнего объекта.

Всегда выступает как защита, как приписывание другому человеку своих переживаний.

Но не только человеку, но и обстоятельствам, предметам, даже времени года. Но давайте разберем все подробнее.

Например, если человек отрицает у себя наличие расистских чувств, то предполагает, что представители другой нации его ненавидят.

Примитивно говоря: «На воре и шапка горит!»

Проекция может быть как позитивной, так и негативной.

В первом случае человек приписывает другому человеку положительные качества.

Такое бывает при неразделенной любви, когда человек свято верит, что ему отвечают взаимностью. А на самом деле им пользуются, сколько таких примеров.

Даже вспоминать не хочется.

Негативные примеры придумайте сами. Может это вам свойственно, а может вашим друзьям, возможно, это где-то вы видели.

Конечно, проекция дает определенное удобство человеку, защищает его от неприятных переживаний. Ведь как приятно свалить собственную вину, собственные неудачи на кого-то другого.

Вроде сам не виноват, что так плохо живешь, ведь все кругом виноваты.

Человеку, чтобы избавиться от собственных проблем, необходимо признать собственные ошибки, понять собственное заблуждение.

Притча о голубе поможет вам это понять.

«Один голубь постоянно менял гнезда, поскольку от каждого из них исходил неприятный, острый запах, невыносимый для его тонких чувств.

Как-то раз он с горечью пожаловался на это мудрому старому голубю.

Тот все кивал и наконец, сказал: «Оттого, что ты постоянно меняешь гнезда, ничего не изменится. Запах, который тебе мешает, идет не от гнезд, а от тебя самого».

Вот про этот негативный перенос я и говорил. Вы никого не узнали?

Но бывают и курьезные переносы.

Вот смешная притча.

«Одна пожилая супружеская пара праздновала золотую свадьбу.

За завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу.

Я всегда отдавала ему верхнюю половинку хлебца с хрустящей корочкой. Но сегодня я хочу, чтобы деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половину хлебца, а другую отдала мужу.

К ее огромному удивлению он очень обрадовался, поцеловал ее руку и сказал:

«Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел эту мягкую часть хлебца.

Ту которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь»

Этими притчами, я хотел показать, что проекция встречается практически у всех людей в той или иной степени.

Чаще возникающие негативные проекции отравляют жизнь человеку. Вы спросите, как формируется проекция?

Человек сталкивается с сильным переживанием в жизни, например болью или удовольствием, наше подсознание и сознание все запечатлевают.

Запоминается все, что сопутствовало этому переживанию: обстоятельства, время, люди, даже погода или время года.

И вот вырабатывается бессознательный навык. Расскажу не притчу, а быль.

Один бывший военный, прошедший горячие точки. Ему приходилось гореть в БТР, прыгать десантом с парашюта. И вот на гражданке, он ехал с женой из гостей на метро.

В гостях солидно выпил, а в метро ему стало плохо, его рвало. Его схватила милиция! На глазах жены унизили его, побили, издевались. Жена его выкупила….

С тех пор, он стал бояться метро и замкнутого пространства. Вот так у него возникла фобия.

Психологическая работа с негативными проекциями успешно проходит по методике гештальт-терапии и поведенческой психологии.

Это позволяет клиенту обрести новое восприятие и приобрести те качества, которые он, не принимая в себе, проецирует на другие объекты: людей неодушевленные предметы, животных, обстоятельства.

Эту психотерапию я использую в авторской методике по избавлению от фобий и панических атак.

Как результат этой психологической работы, личность обретает целостность, гармонизирует положительные и отрицательные стороны своей личности.

Получает освобождение от накопленных чувств по отношению к объекту проекции.

Кандидат психологических наук Левченко Юрий Николаевич

Психологическая помощь on-line

кандидат психологических наук

Левченко Юрий Николаевич

МОИ КОНТАКТЫ

Skype: yristreamlet

7 903 7984417