Их изучает фонетика. Фонетика – это наука о звуках. Фонетические ошибки и их причины

Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки в потоке речи, их сочетаемость и их позиционные изменения.

В основе описательной фонетики может лежать как акустическая характеристика звуков речи, так и артикуляторная. С акустической точки зрения звуки речи характеризуются следующими признаками: высотой, силой, тембром и длительностью. Высота звука зависит от количества колебаний голосовых связок, выражаемого в герцах в сек.: чем больше герц в сек., тем выше звук. Сила звука, или интенсивность, зависит от амплитуды колебаний голосовых связок. Сила звука измеряется в децибелах. Тембр звука зависит от совокупности основного тона и обертонов. Длительность звука зависит от количества времени, расходуемого на произнесение звука. Длительность звука связана с темпом речи. Чем быстрее темп, тем меньше длительность звука и наоборот, чем медленнее темп, тем больше длительность звука.

Артикуляторная характеристика звуков основана на различиях в движении органов речи.

Как акустические, так и артикуляторные характеристики основываются на результатах, полученных с помощью экспериментально-фонетических методов.

Среди экспериментально-фонетических методов выделяются акустические и соматические. К акустическим методам, с помощью которых изучаются различные акустические свойства звуков, относятся, например, спектрографический и осциллографический. К соматическим методам, в основе которых лежит регистрация движений органов речи, относится, например, рентгенографический.

В "Русской грамматике" при описании интонации используются акустические характеристики звуков речи, а в фонетическом описании - их артикуляторные характеристики. При описании артикуляции звуков приводятся рентгенограммы. В "Фонетике" дается также описание сочетаний звуков в словоформах, в разных позициях по отношению к морфемной структуре словоформ. Это описание позволяет выявить возможности и ограничения сочетаемости звуков в словоформах с точки зрения фонетики и морфемного состава.

Речевой поток представляет собой непрерывную линейную последовательность звуков. Звук является минимальной незначимой единицей речевого потока. Звук выступает в речи нерасчлененно, как единое целое; из него нельзя выделить отдельные элементы произношения (артикуляции). Так, например, можно произнести один за другим звуки, составляющие слово моль, но нельзя произнести отдельно мягкость звука [л`] или лабиализованность (огубленность) звука [о].

Примечание 1. Здесь и везде далее звуки и их сочетания в пределах словоформ заключаются в квадратные скобки (например, [с`т`う п`]), а фонемы и их сочетания в пределах словоформ - в две вертикальные черты || (например, |c 3 т`еп` 2 |).

Примечание 2. Выделение отдельных звуков является в известной мере огрубленным, так как в потоке речи звуки следуют непосредственно один за другим, изменяясь в зависимости от качества предшествующего или последующего звука.

Сам по себе звук не обладает языковым значением, но косвенно он связан со значением: из звуков состоят значимые единицы, которые могут, в частности, состоять и из одного звука. Например, в русском языке звук [и] в пределах словоформы может быть морфом, несущим определенное значение: в словоформе кони и - флексия им. п. мн. ч., в словоформе (в) пути - это флексия предл. п. ед. ч., в словоформе руки - флексия род. п. ед. ч., в словоформе зови - флексия повелительного наклонения. При линейном звуковом членении, например, в словоформе руки выделяются четыре звука: [рук`и], не связанные каждый в отдельности ни с каким значением а при членении этой же словоформы на морфы выделяются две значимые звуковые последовательности, два морфа: [рук`-и].

Словоформы могут состоять из одного, двух и более звуков. Так, словоформы (предлоги) с, о, в состоят из одного звука, ад, на, по - из двух, под, при, раз - из трех, ворс, порт, кость - из четырех, караван, сарафан - из семи звуков.

Звуки делятся на гласные и согласные. При произнесении согласных струя воздуха встречает преграду, образующуюся в результате смыкания (полного или частичного) органов речи. При произнесении же гласных струя воздуха не встречает никакой преграды, воздух свободно проходит через органы речи.

Русская грамматика.

Фонетика изучает звуковую сторону языка, которая является внешним выражением нашей мысли, её формой и материей и как материальная форма должна изучаться самостоятельно, отдельно от другой стороны языка – внутренней, т.е. содержательной.

Фонетика (от греч. phoneticos – звуковой, голосовой) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.

Звуки речи тесно связаны с биологией, физиологическими особенностями человека, с его социальной природой, поэтому могут рассматриваться с разных сторон. Современная фонетика различает в звуке речи четыре аспекта: функциональный (или лингвистический ), артикуляторный , акустический и перцептивный . Другие же учёные говорят лишь о трёх таких аспектах:

1) физическом (тембр, высота, сила голоса);

2) физиологическом (работа органов речи, устройство речевого аппарата);

3) лингвистическом (как звуки, которые ничего не значат сами по себе, участвуют в различении морфем и слов).

Первые два аспекта изучаются фонетикой , последний – фонологией . Фонетика и фонология – не самостоятельные науки, а разделы одной и той же области знаний, т.к. объектом их изучения является звуковой строй языка. В связи с тем, что данные разделы по-разному рассматривают звуковой строй языка, каждый из них имеет свой собственный предмет изучения.

Фонетика связана с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и акустика речи – с другой. Как и языкознание в целом, фонетика связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека.

В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно

В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Фонетика занимается изучением условий звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека, а также анализирует акустические особенности звуковых единиц, закономерности сочетания звуков, влияния особенностей одного из соседних звуков на другой (разного вида аккомодация или ассимиляция), природу слога, законы сложения звуков в слоги, факторы, обусловливающие слогоделение, фонетическую организацию слова, в частности ударение, интонационные средства (высоту основного тона голоса, силу, длительность, темп, паузы, тембр).

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к 17 в. и было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы Х.П. Бонета, Дж. Уиллиса и др.). В конце 18 в. Х. Краценштейном было положено начало акустической теории гласных, которая была развита в середине 19 в. Г.Л.Ф. Гельмгольцем. К середине 19 в. исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э.В. Брюкке. С лингвистической т. зр. учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работах Э. Зиверса в 1876 и 1881 гг. ажную роль в развитии фонетики сыграли труды Г. Суита, О. Есперсена, М. Граммона и др. В России значительную роль в развитии общей фонетики сыграли работы И.А. Бодуэна де Куртенэ, а также его учеников – В.А. Богородицкого и Л.В. Щербы. Из современных лингвистов можно отметить Р.И. Аванесова, Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевича, А.А. Реформатского и др.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методическое пособие введение в языкознание

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования южный федеральный университет.. педагогический институт.. факультет лингвистики и словесности..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Введение в языкознание» являются формирование знаний в области языкознания, развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных, универсальных (

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Введение в языкознание» (Б3.Б.5.) относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Введение в языкознание»

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): · владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цел

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п Темы Лекции Семинары Самост. работа 1. Языкознание как наука. «Введение в язык

МОДУЛЬ 1. ВНЕШНЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
À Нормативное время для изучения модуля: лекции – 12 часов практические занятия – 14 часов самостоятельная работа студента – 14 часов ¤ Цели мо

Учебный элемент 1.3. Язык как общественное явление.
Язык - летописец жизни народа. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. Функции языка. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. Социолингвистика как раздел языкознани


Учебные пособия: а) Основная литература: Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973. Будагов Р.И. Введение в науку о языке.

II. Объект, предмет и цели языкознания как науки.
Наука о языке называется языкознанием, языковедением или лингвистикой. Первый термин является наиболее употребительным, последний - международным. Слово лингвистика

V. Основные проблемы и задачи общего языкознания.
Общее языкознание обладает своей особой проблематикой, отличной от частного. К задачам общего языкознания относится следующее: Определение объекта

VII. Методы языкознания.
«Метод (от греч. methodos - «путь исследования») в языкознании: а) обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка,

IX. Место языкознания в системе наук и его связь с другими науками.
Как известно, современная наука состоит из трёх главных разделов: естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общес

II. Понятие и виды динамики языка. Экстра- и интралингвистические (внутренние) условия развития языка.
Основным условием существования языка является его непрерывное изменение (стихийное и сознательное). Это изменение представляет собой сложный и многоаспектный процесс и связано с понятием динамики

III. Теории происхождения языка.
Вопрос о том, когда и как возник язык, интересовал людей с древних времён. Язык возник до рождения науки о нём, поэтому представление о времени и сущности этого явления наука черпает из косвенных и

V. Предположительный характер первоначальной звуковой речи.
При рассмотрении вопроса о ступенях развития человеческого существа возникает ряд вопросов, касающихся проблемы происхождения языка как механизма человеческого общения: 1) об арсенале звук

Язык - летописец жизни народа.
2. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. 3. Функции языка. 4. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. 5. Социолингвистика как раздел яз

Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания.
Вопрос о том, что такое язык, каковы его функции и сущность, давно занимал людей. Ещё в античный период сложилось два основных взгляда на язык: 1) Язык - это природное явление, он о

Функции языка.
Существуют различные классификации функций языка. Наиболее распространённая классификация относит к основным функциям следующие языковые факты: Коммуникативная (контактоустан

Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества.
Правильно сущность языка была определена лишь в русле теории диалектического материализма, которая утверждает, что язык имеет общественную природу, возникает и развивается в обществе исключительно

Территориальная и социальная дифференциация языка. Понятие общенародного и национального языка. Литературный язык.
2. Стилевая дифференциация языка. 3. Понятие нормы. Литературная норма. 4. Проблема кодификации языковых норм. 5. Вспомогательные языки: койне, пиджины, креольские языки,

II. Стилевая дифференциация языка.
"Стиль всегда характеризуется принципом отбора и комбинации наличных языковых средств...; различия стилей определяются различиями этих принципов." Отб

III. Понятие нормы. Литературная норма.
Языковая норма - это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации. "Нор

IV. Проблема кодификации языковых норм.
Нормы развиваются стихийно, в практике общественной жизни. В литературном языке на определённом уровне развития общества эти нормы могут сознательно регламентироваться, иначе, кодифицироват

Учебный элемент 1.5. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. 2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. 3. Степанов Ю.С. Яз

МОДУЛЬ 2. ВНУТРЕННЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
À Нормативное время для изучения модуля: лекции – 12 часов практические занятия – 16 часов самостоятельная работа студента – 13 часа ¤ Цели мод

II. Понятие знака.
Знаком в широком понимании является любой материальный носитель социальной информации. Знак – это заместитель. Проф. П.В. Чесноков даёт следующее определение знака

IV. Языковой знак как лингвистическая категория.
Язык состоит из единиц, которые являются знаками для передачи внеязыковой информации. Языковой знак – это нечто (произнесённое или записанное), чт

Структура языка.
В Языке каждое речевое произведение членится на более мелкие значимые части, обладающие отдельностью, вариативностью и способностью к бесконечному использованию в тех же или других комбинациях для

Понятие системности языка.
В отличие от простого строения, основанного на взаиморасположении и связи составных частей, система основана на сложном единстве разнородных взаимообусловленных элементов. Это уже не просто

III. Основные единицы фонетики.
К основным единицам звукового строя языка относятся: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза, ударение, интонация. Звук – это мельчайшая едини

IV. Понятие фонемы.
«Фонема (от греч. phonema – звук, голос) – единица звукового строя языка, служащая для опознания и различения значимых единиц языка – морфем, в состав которых она входит в качестве

V. Понятие фонетических законов.
Фонетические законы (звуковые законы) – законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых

VI. Основные фонетические процессы.
Основными фонетическими процессами языка являются следующие. Ассимиляция – это процесс уподобления согласных звуков одного и того же достоинства. Явление ассимиляции – это

VII. Другие фонетические процессы.
Эпентеза – вставка звука в определённых сочетаниях: земя (болг.) – земля, нрав – ндрав. Протеза – добавление звука в начале слова: осьм (древнерус.) – вос

Учебный элемент 2.7. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА.
План. I. История вопроса. II. Понятие о грамматическом строе языка как объекте и предмете изучения грамматики. III. Лексическое и грамматическое значение слова. Различие

I. История вопроса.
Грамматика как наука исследует грамматический строй языка. Эта наука имеет давние традиции. Истоки современной европейской грамматической мысли и соответственно терминологии следует искать в трудах

II. Понятие о грамматическом строе языка как объекте и предмете изучения грамматики.
Грамматика (греч. grammatike – искусство писать буквы, от gramma – буква, написание) – 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и кон

III. Лексическое и грамматическое значение слова. Различие между ними.
«В слове сочленены его звуковая материя и его значение – лексическое и грамматическое. К грамматическому значению слова относятся: его значение как части речи, т.е. как единицы, принадлежащей к опр

IV. Понятие грамматической формы слова.
С понятием грамматического значения тесно связано понятие грамматической формы. Понятие формы может быть определено с философской и лингвистической точек зрения. С философской т. з

V. Понятие грамматической категории.
С понятием грамматической формы тесно связано и понятие грамматической категории. Этот термин заимствован из логики. Ещё в античные времена понятие логической категории

VI. Формальная и функциональная грамматики.
«В соответствии с основными характеристиками грамматического строя языка – его формальной организацией и его функционированием – в русской науке с наибольшей определённостью, начиная с работ Л.В.Ще

Языки живые и мертвые
"Язык существует лишь постольку, поскольку им. пользуются, говорят на нем, воспринимают его, пишут на нем и читают." (Сепир. Э. Язык //Избранные труды по языкознанию и культурологии. М

Искусственные языки.
Работа по созданию искусственных языков началась в древности. Первые из дошедших до нас проектов этого рода появились не позднее IV-III вв. до н.э., а в XVII в. Р. Декартом, затем и Г.В. Лейбницем

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Задача семинарских занятий состоит в том, чтобы выработать у студентов навыки самостоятельной работы с лингвистическими источниками разных типов, научить их использованию всего комплекса источников

Темы рефератов.
1. Проблемы языка и речи в современных исследованиях. 2. Тождество и различие в языке и речи. 3. Слово в языке и речи. 4. Функционирование системы языка в речи.

I. Язык - летописец жизни народа.
II. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. III. Функции языка. IV. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. V. Социолингвистика как разде

I. Территориальная и социальная дифференциация языка. Понятие общенародного и национального языка. Литературный язык.
II. Стилевая дифференциация языка. III. Понятие нормы. Литературная норма. IV. Вспомогательные языки: койне, пиджины, креольские языки, лингва франка. ЛИТЕРАТУРА:

Тема 13. ПИСЬМО
План. 1. Общее понятие о письме и предпосылки письма. 2. Этапы и формы развития начертательного письма. 3. Графика. 4. Алфавит. 5. Орфография.

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ
Тема: ЯЗЫКИ МИРА 1. Объясните разницу между языком, диалектом и жаргоном. 2. Чем определяется степень распространённости языка? 3. Что лежит в основе генеалогической клас

СТУДЕНТОВ
1. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков: санскрит, абхазский, баскский, украинский, туркменский, алт

ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
1. Фразеосинтаксические схемы в современном русском языке. 2. Членимое и нечленимое предложение в системе языка. 3. Место нечленимого предложения в системе языка.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Языкознание как наука, его объект, предмет, цель, задачи и структура. Место курса «Теория языка. Основы лингвистических учений» в системе языковедческих дисциплин. 2. Связь языкознания

ВНУТРИВУЗОВСКИЕ
1. Страница кафедры русского языка и теории языка на сайте ПИ ЮФУ: http://pi.sfedu.ru/pageloader.php?pagename=structure/university_departments/chairs/russian_language 2. Инкампус: http://w

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТАЛЫ
1. Донецкий лингвистический портал http://mova.dn.ua/index.php 2. Украинский филологический портал http://litopys.org.ua/ 3. Филологический поисковик http://philology.flexum.ru

САЙТЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ И КАФЕДР
1. Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина http://pushkin.edu.ru 2. Институт лингвистических исследований РАН http://iling.spb.ru/ 3. Институт русского языка им

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА
1. Ассоциация лингвистов-экспертов Юга России http://ling-expert.ru 2. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org 3. Объед

БИБЛИОТЕКИ
1. «Из архивов русской революции»: http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm 2. Philosophy in Russia: http://www.philosophy.ru/ 3. Toronto Slavic Quarterly, ред. Захар

СЛОВАРИ
1. Вишнякова О. В.. Словарь паронимов русского языка http://www.classes.ru/grammar/122.Vishnyakova/ 2. Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.В. Виноградова: www.slovari.r

САЙТЫ ПО ЯЗЫКОЗНАНИЮ
1. Архив петербургской русистики www.ruthenia.ru/apr/index.htm 2. Вавилонская башня. База данных по сравнительному языкознанию. http://starling.rinet.ru/index2ru.htm 3. Генеал

ЖУРНАЛЫ
1. «Казанская лингвистическая школа»: представлены труды школы, информация о ее истории, научной жизни и приоритетах: http://www.kls.ksu.ru 2. HumLang (Язык Человека), ред. А.А.Поликарпов:

ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ
1. Alsic: Apprentissage des Langues et Systemes d"Information et de Communication. Журнал дает возможность обмениваться новейшими теоретическими и практическими разработками в следующих областях

ГЛОССАРИЙ
Адстрат– (лат. – слой, пласт) вид контактирования языков, при котором язык пришельцев влияет на язык аборигенов и сохра­няется в качестве соседнего с ним. Акцентол

Введение

При обучении иностранным языкам в средней школе уделяется очень большое внимание интонационным средствам. Не усвоив звуковую систему языка, ученик не сможет пользоваться этим языком как средством общения. Правильно сформированные навыки и умения речи означают умение говорить, читать и писать на иностранном языке, то есть понимать этот язык при устном восприятии. Для формирования фонетических навыков необходимо не только уметь произносить правильно звуки, а также знать правила соединения этих слов в предложения. Произносительные навыки не являются речевыми, ведь произносить можно не только фразы и слова, но и звуки просто, вне зависимости от того, необходимы они для речи или не. С иной точки зрения нет речевого навыка, который не включал бы произносительных, потому что без артикуляционных движений вербального аппарата нельзя ни писать, ни говорить, ни слушать, ни читать. На этом основании можно сделать вывод, что формирование фонетических навыков начинается с организованного или стихийного формирования произносительных навыков. Формировать произносительные навыки нужно непосредственно с первых этапов обучения иностранному языку и продолжать это действие с тем или иным коэффициентом насыщенности, пока в этом есть необходимость.

Фонетика как наука. Содержание обучения фонетике

Фонетика. Предмет фонетики

Фонемтика (от греч. цщнЮ - "звук", цщнзенфйкьт - "звуковой") - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.

Предмет фонетики.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Место фонетики в системе языка

Какое место в ряду лингвистических дисциплин занимает фонетика? Этот вопрос получал в языкознании различное решение. Одни рассматривали фонетику как часть грамматики, другие - как самостоятельную дисциплину. Второе решение имеет больше оснований уже потому что фонетика оперирует незнаковыми, односторонними единицами, единицами плана выражения: ни фонемы, ни звуки, которые манифестируют эти фонемы (являются их конкретными представителями), сами по себе, как об этом уже говорилось, значениями не обладают, в то время как единицы всех остальных ярусов, начиная с морфем, наделены смыслом и потому являются знаковыми единицами. Фонетика - единственная дисциплина, предметом которой является изучение звуковой материи языка. Все остальные дисциплины материальной стороной единиц своего плана не интересуются: они сосредоточивают внимание на специфике структурно-смысловой стороны морфем, слов, словосочетаний, предложений.

Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение состоит уже в том, что фонетико-фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода основанием, на котором зиждется все языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения овеществлены в звуках. Следовательно, без изучения фонетики невозможно изучение ни лексического, ни грамматического строя языка.

Изучение фонетики в ее фонологическом аспекте закладывает основы формирования научного мировоззрения филолога, будучи "опытным полем языкознания". Фонетика "учит молодого филолога понимать, что язык - единая, стройная, умная, внутренне согласованная целостность. Закономерности языка проще понять на фонетике, потому что сама фонетика проще лексики и грамматики".

Практическое значение фонетики неоспоримо. Ее достижения используются в самых различных областях:

в создании письменности для бесписьменных народов и в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков;

в методике обучения чтению и письму;

в обучении произношению и орфографии неродного языка;

в обучении речи глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика);

фонетический навык средняя школа

в решении ряда технических задач: а) в телефонии и радиотехнике при передаче речи по трактам связи; б) в кибернетике - для разработки проблем автоматизации

Но также иностранный. Однако за много лет большая часть того, что изучалось в школьные годы, забылось. И теперь вы вряд ли вспомните, к примеру, о том, что изучает фонетика .

Фонетика описывает звуковой состав и основные звуковые процессы языка. Это раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка (звукосочетания, слоги, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Фонетика – это самостоятельный раздел языкознания, имеющий свой предмет и задачи. К предмету этого раздела языкознания относится связь между устной, письменной и внутренней речью. Фонетика, в отличие от других языковедческих дисциплин, помимо языковой функции, изучает также материальную сторону своего объекта, а именно работу произносительного аппарата, акустическую характеристику звуковых явлений, а также их восприятие носителями языка. Кроме того, фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов в материальную звуковую форму.

Задачи фонетики:

Установить звуковой состав языка в определенный период его развития;

Изучить язык в статическом состоянии или в развитии;

Определить изменения звуков речи, выяснить причины этих изменений;

Изучить фонетические явления языка в сравнении с фонетическими явлениями родственных языков;

Изучить звуковые структуры нескольких языков с целью нахождения у них общего и специфического.

Как все лингвистические науки, фонетика исследует языковые явления в плане диахронии или синхронии. Изучение фонетики в плане диахронии представляет собой изучение фонетических явлений в изменении, времени или в переходе одних явлений в другие. Изучение фонетики в плане синхронии – это исследование фонетики языка как готовой системы взаимообусловленных элементов.

Что изучает фонетика? Это могут быть фонетические системы отдельных языков (так называемые частные фонетики). Существует и общая фонетика, изучающая звуки речи всех языков. Она определяет возможности артикуляции звуков речевым аппаратом, выясняет общие звуковые законы в языках, исследует природу звуков, анализирует условия их образования, изучает слог, интонацию, ударение.

Также выделяют:

Сравнительную фонетику, которая сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Это необходимо для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Однако такое сопоставление помогает пролить свет также и на закономерности родного языка. В некоторых случаях сравнение родственных языков позволяет проникнуть вглубь их истории.

Историческую фонетику, прослеживающую развитие языка на протяжении длительного периода времени.

Описательную фонетику, рассматривающую звуковой строй того или иного языка на определенном этапе.

Артикуляционную фонетику, рассматривающую анатомо-физиологическую базу речевого аппарата и механизмы речепроизводства.

Перцептивную фонетику, изучающую особенности восприятия звуков человеческим органом слуха. Перцептивная фонетика призвана ответить на вопрос, какие звуковые свойства являются существенными для восприятия речи человеком (к примеру, для опознания фонемы) с учетом изменяющихся артикуляционных и акустических характеристик речевых сигналов. Также она считается с тем, что в процессе восприятия звучащей речи люди извлекают информацию не только из акустических свойств того или иного высказывания, но также из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл сообщения. Перцептивная фонетика выявляет специфические и универсальные перцептивные характеристики, которые присущи звукам языка вообще и звукам конкретных языков.

В зависимости от целей, стоящих перед фонетикой, различают практическую и теоретическую фонетику. Теоретическая фонетика решает вопросы, связанные со звуковой стороной языка, условия образования звуков, закономерности изменения и сочетания звуков, членение речевого потока. Изучение звуковой стороны языка позволяет уяснить грамматические явления, объясняет исторические процессы развития языка.

Что изучает фонетика практическая? В первую очередь, она опирается на положения теоретической фонетики. Изучение звуков на практике имеет значение для постановки правильного произношения звуков языка, для орфографии и так далее. Данные фонетики используют в сурдопедагогике и логопедии.

Можно выделить три аспекта фонетических исследований:

Анатомо-физиологический – исследует звуки речи с точки зрения их создания;

Акустический – рассматривает звук как колебание воздуха, фиксируя его физические характеристики: длительность, частоту и силу;

Функциональный – изучает функции звуков, оперирует фонемами.

На первый взгляд фонетика может показаться скучным предметом, однако для тех, кто всерьез увлекается языкознанием и осваивает иностранные языки , изучение звуковых единиц языка представляет большой интерес.

Предмет фонетики

Речь доступна для восприятия благодаря материальности своих знаков. Знаки эти – звуковые при устном общении и графические при письменном. Изучением звуковой стороны языка занимается фонетика, один из разделов языкознания.

Термин фонетика происходит из греч. pfōnè (звук, гшолос, шум, речь). Она изучает звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков, их синтез, звуковые законы. Из всех основных разделов лингвистики фонетика – самый молодой. В европейском языкознании до ХIХ в. не различались звуки и буквы, не осознавался тот факт, что план выражения естественного языка исчерпывается звуками.

Отдельные разделы фонетики обладают либо особым предметом исследования, либо особым методом исследования, либо особой точкой зрения на звуки. Предметом изучения сегментной фонетики является способ образования и свойства отдельных звуков. Предмет супрасегментной фонетики , или просодики – звучание более крупных отрезков речи: слогов, слов, синтагм, фраз. Специфические инструментальные методы исследования обособляют экспериментальную фонетику .

Автономную область фонетики образует фонология , или функциональная фонетика, изучающая звуки лишь в той мере, в какой они способствуют различению смыслов. Фонология возникла позже других разделов фонетики. Она вырабатывает системный взгляд на фонетический уровень, исследует структурные и функциональные закономерности звукового строя языка.

Историческая фонетика имеет дело лишь с фактами письменности, она не может анализировать звуки непосредственно, поэтому это наименее «звуковой» раздел фонетики.

_______________________________________________________________________________

Инструментальные методы исследования

К инструментальным методам относятся: палатография , при помощи которой устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании, тензопалатография для измерения силы артикуляции, рентгенография , позволяющая видеть положение органов речи и их движение, осциллография , позволяющая определять длительность, высоту и интенсивность звуков, спектрография , дающая общую акустическую картину звука.

КАДР

Фонетическая организация и членение речи

Речь построена из звуковых отрезков разной длины. Кратчайшим звуковым отрезком являются звуки речи. В речевом потоке изолированности отдельных звуков нет. Звуки речи и слоги – простейшие сегментные (линейные) единицы языка, ударение и интонация – суперсегментные единицы. Такты, синтагмы и фразы – сложные сегментные единицы, объединенные ударением и интонацией.



В потоке речи происходит членение не на отдельные звуки, а на слоги. Мельчайшей произносительной звуковой единицей, которую можно произнести изолированно, является слог . Физиологический механизм слогообразования относится к самым стойким навыкам речевой деятельности. По расположению слоговых (гласных) и неслоговых (согласных) звуков принято выделять несколько типов слогов .

Группа слогов, объединенных одним ударением и отделенных от другой группы паузой, называется тактом. Такт – это отрезок, сплачиваемый ударением и выделяемый невозможностью, неестественностью внутренней паузы . Такт может включать один и более слогов. Границы слова и такта могут совпадать. Между тактами в потоке речи обязательно отмечаются непродолжительные паузы: при всем / при том.

Такты объединяются в более крупные элементы – синтагмы.Синтагма – это минимальный отрезок речевой цепи, характеризующийся целостностью смыслового содержания, грамматической и фонетической оформленностью : резать яблоко, разъезжать по разным городам. Фонетическое единство синтагмы достигается усилением последнего в синтагме словесного ударения, которое называется синтагматическим: Как удивил меня / поступок брата . Синтагма не создает впечатления интонационной законченности, это отрезки речи, отделенные друг от друга сменой интонационного рисунка и небольшими паузами. Цепочка синтагм объединяется в более крупное смысловое целое – фразу .

Итак, речь фонетически распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми произносительными фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени.

Типов слогов

Слоги бывают прикрытые и неприкрытые , открытые и закрытые . Комбинация из данных четырех признаков и образует четыре типа слога . Если условно обозначить все гласные знаком a , а согласные – знаком t , то



a – это слог неприкрытый, открытый,

ta – прикрытый, открытый,

at – неприкрытый, закрытый,

tat – прикрытый, закрытый.

В тех языках, где нет ограничений в типе слога, слог большой роли не играет. В большинстве языков есть свой преобладающий тип слога. Целый ряд языков допускает лишь открытые слоги, к ним относятся, например, полинезийские, о чем легко судить по названиям островов Тихого океана –Ра-па-ну-и, Га-ва-йи, Ту-а-мо-ту .

Принцип открытых слогов когда-то господствовал в славянских языках. Славянские языки тяготели к прикрытым слогам. Перед начальными гласными в славянских языках часто появляются протетические согласные (дополнительный звук в начале слога). Начальное [e] переходит в , [o] – в : лат. edo > рус. еда, ст.-слав. осмь > рус. восемь .

Уральские и тюркские языки в начале слога допускают лишь одиночный согласный. Заимствования с начальными сочетаниями согласных должны были устраняться. Этого можно достигнуть следующим образом.

1) Первый согласный опускается и группа согласных упрощается. По такому пути пошли прибалто-финские языки, заимствуя германские и славянские слова: фин. lejma (клеймо), raaki (брак), raja (край), Ranska (Франция), эст. rist (крест).

2) Между согласными появляется эпентетический гласный: венг. baràt (из слав. брать ), kiràly (из слав. краль ).

3) Перед начальным согласным возникает протетический гласный: лат. schola > исп. escuela , лат. scutum ‘щит’ > исп., порт. escudo .

Тип слога определяет общий фонетический строй языка, влияет на усвоение заимствований и изменение фонетического строя языка в условиях преобразования типа слога, а также на трансформацию лексического и грамматического строя.

Такт

Служебные слова чаще безударны и примыкают к ударным. Безударное слово, стоящее перед ударным, называется проклитикой : англ. in the hou se ‘в доме’, рус. мой дя дя, на по ле. Безударное слово, стоящее после ударного, называется энклитикой : рус. за реку, по воду, ду мал бы, да й-ка, польск. štu duje sa ‘он учится’, uczy my się ‘мы изучаем’.

Фразу

Фраза объединяет синтагмы благодаря наличию фразового ударения, падающего на последний ударный гласный в последней синтагме. По своей линейной протяженности фраза совпадает, как правило, с предложением. Фраза состоит из одного и более синтагм, это наиболее крупная фонетическая единица. Она образует интонационное и смысловое единство. Фразы разделяются значительными паузами, во время которых говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации.

КАДР

Ударение

Над цепочками отдельных звуков надстраиваются некоторые звуковые явления: всевозможные пограничные сигналы, ударения, движения основного тона, которые в совокупности, называются просодическими средствами языка. Важнейшие просодические явления – это ударение и интонация. Это суперсегментные единицы языка.

Ударение – это выделение какого-либо слога из цепи слогов каким-либо способом. Именно ударение объединяет слоги в такт. По объекту выделения ударение бывает словесное, синтагматическое, фразовое. Такое выделение может быть произведено тремя способами: силой произношения, долготой и движением голосового тона. По акустико-артикуляционной характеристике различается ударение монотоническое и политоническое .

По месту словесного ударения различаются языки со свободным (разноместным) ударением и языки со связанным или фиксированным одноместным ударением. В языках с фиксированным одноместным ударением ударение падает на определенный слог относительно начала или конца слога. Постоянное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка.

При свободном ударении ударным может быть любой слог слова. К языкам со свободным ударением относятся русский, литовский, мордовский, английский. В языках со свободным ударением, благодаря ударению, могут различаться разные слова и формы слов (рус. мука му ка, засыпа ть – засы пать, руки – ру ки ).

В другом аспекте различается подвижное и неподвижное ударение .

Организующая роль ударения очень велика в языке. Различные типы ударения выполняют разные функции: словоразграничивающую , кульминативную , семантическую , грамматическую .

________________________________________________________________________________

По объекту выделения

По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное, синтагматическое и фразовое. Прежде всего ударение связано со словом, является его признаком. Словесным ударением называется выделение одного из слогов фонетического слова и подчинение ему всех остальных безударных слогов. Словесное ударение наблюдается в слове или группе, состоящей из знаменательного слова и примыкающих к нему служебных или полуслужебных слов. Раздел науки, изучающий словесное ударение, называется акцентология .

Различаются четыре типа синтаксического ударения: фразовое, синтагматическое, логическое и эмфатическое, или эмоционально-экспрессивное.

Фразовое и синтагматическое ударение выполняют фонетическую и семантико-синтаксическую роль, объединяя слова в синтагмы и фразы. Фразовыми называются наиболее интенсивные словесные ударения в высказывании. Фразовое ударение падает на последний ударный гласный последней синтагмы: Что вы делали вчера вечером ?

Слово, носящее на себе синтагматическое ударение, будет иметь ударный слог более сильный и более долгий, чем другие слова той же синтагмы. Синтагматическое ударение падает на последний ударный слог синтагмы.

Иной характер носит логическое ударение . Оно наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. Логическое ударение способно даже нарушать нормы словесного ударения: до еды и после еды . Логическое ударение может быть поставлено на любом слоге, оно зависит от смысловых устремлений говорящего.

Эмфатическое ударение связано с эмоциональным выделением тех или иных слов в составе высказывания: Он замеча-ательный человек!

Монотоническое

Монотоническое ударение характеризуется единством высоты, но изменением силы и длительности звука. Монотоническое ударение достигается более интенсивным произнесением ударного слога, при этом нередко происходит его удлинение. Монотоническое ударение бывает силовым (динамическим) и квантитативным (количественным, долготным). При динамическом ударении слог выделяется силой воздушной струи, при квантитативном – длительностью. Часто динамические и квантитативные признаки сопутствуют друг другу. Так например, в русском языке ударный слог отличается от безударного не только силой, но и длительностью. Русское ударение более сильное, чем французское, польское, словацкое.

Политоническое

Политоническое (музыкальное, тоновое) ударение характеризуется изменением высоты тона, его музыкальностью. Ударный слог выделяется интонационно понижением, повышением тона. Таким было ударение в латинском, древнегреческом, древнеиндийском, праславянском языках, имеется он в сербохорватском и литовском, норвежском, шведском, китайском, вьетнамском, корейском, японском и др. языках. В языках с музыкальным ударением е слова, одинаковые по фонетическому составу, отличаются движением слогового тона: литовское sũdyti ‘судить’ произносится с восходящим тоном на первом слоге, а sūdyti ‘солить’ – с нисходящим; aũšti ‘светать’ и áušti ‘мерзнуть’ .

Постоянное ударение

Ударение может быть на первом слоге (чешский, словацкий, латышский, финский), на втором слоге (лезгинский), предпоследнем (польский, марийский) и последнем (тюркские, французский, армянский, таджикский).

Разновидностью фиксированного ударения является альтернативное, при котором место ударения определяется выбором из двух возможных слогов в зависимости, например, от долготы / краткости слога, как в латинском языке.