К д ушинский биография кратко. Народный учитель. Константин Дмитриевич Ушинский. Основные педагогические идеи Ушинского

Творческая жизнь Ушинского.
Ушинский родился в городе Тула в феврале 1823 года. Его мама умерла рано, когда маленькому Косте было всего 12 лет. Папа участвовал в войне с французами 1812 года, и дослужился до офицера. Семья была дворянская, хоть и мелкопоместная.

Семья Ушинских переселяется в Новгород-Северск, где папа получает должность судьи. Вблизи города они покупают небольшое имение. Обучение Константина изначально проходило на дому. В возрасте 11 лет он начинает обучение в гимназии и поступает в 3 класс. Ее он оканчивает в 17 лет.
Далее поступает на юридический факультет в Москве. Там на него произвели большое впечатление Грановский и Редкин, читавшие ему лекции по истории и философии. Благодаря им, Константин Дмитриевич начал задумываться о том, чтобы продолжить развивать знания в педагогике. После того, как Ушинский оканчивает обучение, он остается для получения звания профессора.

Он был любознательным и увлекался не только юриспруденцией и педагогикой, но и театром. Его также волновал вопрос о доступности образования для простого народа. Он даже работал исполняющим обязанности профессора на кафедре государственного права.

Ушинский имел опыт и в редакторской работе, когда работал в «Ярославских губернских ведомостях». Константин имел либеральные взгляды, его эрудиции можно позавидовать, а то, как он легко общался с учениками, насторожили руководство лицея.

В итоге Ушинскому пришлось оставить преподавательскую деятельность. Вскоре он переезжает в Санкт-Петербург, где ему помогают устроиться в Гатчинский Сиротский институт. Он быстро продвигается по службе и за год достигает должности инспектора классов. В институте он находит работы Гугеля по педагогики. Они оказывают на него большое влияние в будущем.

Пишет статьи для таких журналов, как «Журнал для воспитания», «Современник», «Библиотека для чтения». В 1859 году переходит работать в Смольный институт Благородных девиц. Там он достигает определенных успехов, добивается объединения «благородных» и «неблагородных» девиц, открывает класс для подготовки воспитательниц, у детей появились каникулы и праздники, а для педагогов он организовал совещания и конференции. В 1862 году его увольняют, и он уезжает за границу. Там он получает хороший опыт в работе с детьми, преподавая как в школах, так и в детских садах.

Первые книги «Детский мир» и «Родное слово» он пишет, пребывая за границей. 1868 году, когда он уже 8 лет проживает в России, в печати появляется начало его главной работы «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».

В зрелости активно занимался общественной деятельностью. У него была жена - Надежда Семеновна. Она подарила ему трех сыновей и двух дочерей.
Умер Константин от болезни в декабре 1870 году.

«Ушинский – это наш народный педагог, также как Пушкин – наш народный поэт, Ломоносов – первый народный ученый, Глинка – народный композитор, а Суворов – народный полководец».
Лев Николаевич Модзалевский


Трудно назвать другого преподавателя дореволюционной России, пользовавшегося таким же авторитетом, такой же любовью учителей, детей и их родителей, как Константин Дмитриевич Ушинский. Этот человек совершил настоящую революцию в отечественной педагогической практике, став основоположником новой науки, ранее не существовавшей в России. Для зарождающихся народых школ Ушинский разработал гениальные по своей простоте и доступности учебники, а для их учителей – целый ряд замечательных руководств. Более чем пятьдесят лет, вплоть до самой революции, целые поколения русских детей и преподавателей воспитывались на книжках, написанных Ушинским.

Константин Дмитриевич родился в дворянской семье 2 марта 1824 года. Его отец, Дмитрий Григорьевич, окончил Московский благородный пансион и был человеком весьма образованным. Долгое время он находился на военной службе, участвовал в войне 1812 года. Выйдя в оставку, осел в Туле, зажил мирной жизнью и женился на дочери местного помещика. Через некоторое время после рождения Константина их семье пришлось переехать, – его отца назначили на должность судьи в расположенный на Черниговщине небольшой, старинный городок Новгород-Северский. Все детство и отрочество будущего педагога прошли в усадьбе на берегу Десны в окружении красивейших мест полных преданий глубокой древности. Первые одиннадцать лет жизни Константина Дмитриевича были безоблачными. Он не знал ни нужды, ни домашних дрязг, ни строгих взысканий. Мать, Любовь Степановна, сама руководила занятиями сына, сумев пробудить в нем пытливость ума, любознательность и огромную любовь к чтению. В 1835 году, когда Константину пошел двенадцатый год, его мама умерла. Ушинский на всю жизнь сохранил о ней самые нежные воспоминания.

Вскоре отец женился во второй раз, выбор его пал на сестру генерала Гербеля, управляющего Шостенским пороховым заводом. Как ни велика была происшедшая в семье маленького Константина перемена, она, к счастью, никак не отразилась на нем пагубными последствиями. Спустя некоторое время после смерти матери Ушинский поступил в местную гимназию, благодаря домашней подготовке он был зачислен сразу в третий класс. В классе преобладали великовозрастные ученики из среды не дворянской. Однако это не помешало Ушинскому сблизиться с ними. Он часто бывал дома у бедняков-одноклассников, наблюдал обстановку в их семьях, образ жизни, воззрения и привычки. Эти «уроки» очень сильно пригодились ему в будущем.

В обучении же молодой Ушинский не отличался особым прилежанием. Обладая огромными способностями, он редко выполнял домашние задания, довольствуясь повторением пройденного прямо перед занятиями. Все свободное время мальчик предпочитал посвящать прогулкам и чтению. К слову, гимназия и отцовская усадьба располагались на противоположных концах города, расстояние между ними составляло около четырех километров. С момента поступления и до самого окончания учебы в ней Ушинский, очарованный красотой здешних мест, а в особенности берегами Десны, предпочитал преодолевать этот путь пешком, проходя в общей сложности не менее восьми километров ежедневно. Желая расширить области доступного чтения, Константин Дмитриевич без посторонней помощи в совершенстве изучил немецкий язык и мог свободно читать Шиллера. Однако самостоятельные работы завели его слишком далеко – несмотря на свои недюжинные таланты, он не сумел выдержать выпускного экзамена и, как следствие, остался без аттестата.

Получив на пороге выхода в жизнь первый щелчок, Ушинский вовсе не растерялся. Наоборот, с жаром принялся готовиться к вступительному экзамену в столичный университет. В 1840 году он успешно выдержал все проверки и оказался в рядах студентов юридического факультета. В этот период времени Московский университет переживал времена небывалого подъема. Большая часть профессоров была людьми молодыми, недавно возвратившимися из-за границы с огромным запасом знаний, горячей преданностью науке и твердой в нее верой. Звездами первой величины в блестящем составе преподавателей были профессор государственного права и законоведения Петр Редкин и профессор Тимофей Грановский. На лекции этих светил стекались студенты всех факультетов, включая математический и медицинский. Редкин и Грановский замечательно дополняли друг друга. Первый не отличался особым лекторским дарованием, однако увлекал своих слушателей неумолимою логикой, глубиною и обширностью эрудиции. Его речи всегда вызывали напряженную работу мысли. Второй, наоборот, обладал изумительным мастерством чтения, действуя преимущественно на чувства слушателей, возбуждая интерес к истории, однако, не пробуждая усиленной интеллектуальной работы.

Ушинский изучал предметы выбранного им факультета свободно, без затруднений. Обладая отличной памятью, он запоминал не только главную мысль изложенного материала, но и все частности. На лекциях он редко оставался в роли пассивного слушателя, вставлял удачные замечания, задавал вопросы. Зачастую после уроков по какому-либо предмету ему случалось объяснять своим друзьям мысли, которые им не удалось понять в профессорском изложении. Однако Ушинский пользовался любовью одноклассников не только из-за прямого и открытого характера, интеллекта и остроты высказываний. Он умел быть по-настоящему хорошим товарищем, охотно делил с друзьями свой последний рубль, последнюю трубку табаку. Стоит отметить, что в студенческие годы Ушинскому приходилось очень трудно. Состояние его семьи с каждым годом все уменьшалось, деньги поступали из дома редко, их не хватало даже для самой скромной жизни. В течение всего времени учебы в университете Константину Дмитриевичу приходилось давать частные уроки.

Блестяще учась, Ушинский не забросил своего знакомства с художественной литературой. На русском он предпочитал читать Пушкина, Гоголя и Лермонтова, на французском – Руссо, Декарта, Гольбаха и Дидро, на английском – Милля и Бэкона, на немецком – Канта и Гегеля. Наряду с этим будущий педагог страстно увлекался театром, визиты в который считал для себя обязательными. Он ежемесячно выделял из своего скромного бюджета некоторую сумму, на которые покупал самые верхние, дешевые места.

В 1844 году Константин Ушинскийи окончил юридический факультет «вторым кандидатом» прав. Еще два года он продолжал стажироваться в стенах университета, после чего граф Строганов, являвшийся попечителем Московского учебного округа, пригласил его в Демидовский юридический лицей, расположенный в Ярославле. Несмотря на молодой возраст, Константин Дмитриевич был назначен на должность исполняющего обязанности профессора камеральных наук на кафедре государственного права, законоведения и финансов. Познакомившись с учащимися заведения, Ушинский писал: «В каждом из них в большей или меньшей степени чувствуется специалист, но очень мало «человека». А между тем все должно быть наоборот: воспитание должно оформить «человека», – и только потом из него, из личности развитой, непременно выработается соответствующий специалист, любящий свое дело, изучающий его, преданный ему, способный приносить пользу в выбранной им области деятельности в соответствии с размерами своих природных дарований».

Молодой профессор довольно быстро завоевал расположение лицеистов. Он блестяще владел предметом, умел ясно и интересно объяснить труднейшие моменты из теории познания и истории философии, а потрясающая эрудиция, простота в общении, неравнодушие к проблемам окружающих и человечное отношение к ученикам и вовсе сделали его всеобщим любимцем. Популярности также способствовала знаменитая речь, произнесенная Константином Дмитриевичем на торжественном собрании 18 сентября 1848 года. В эпоху слепого подражания отечественной науки науке заграничной, в основном – немецкой, Ушинский выступил с резкой критикой немецких методов камерального образования. В своей речи он сумел доказать, что зарубежные камералисты весьма неудачно объединили искусство и науку, а их учебники по предмету являются лишь сборниками советов и предписаний по разным областям промышленности. Однако Ушинский не ограничился лишь критикой, отвергнув немецкую систему, он предложил свою собственную. По его предложению камеральное образование должно было базироваться на подробнейшем изучении жизни и потребностей народа нашей страны в тесной связи с местными условиями. Разумеется, данные взгляды не встретили поддержки среди руководителей учебного заведения, посчитавших их вредными для учащихся, подстрекающими к протесту против бытующих порядков. Попечитель лицея написал на молодого преподавателя несколько доносов, над Константином Дмитриевичем был организован негласный надзор.

В 1850 году на совете преподавателей лицея было оглашено новое требование, – предоставить всем учителям полные и подробные программы своих курсов, расписанные по дням и часам. Предписывалось даже указывать из какого конкретно сочинения и что намерены цитировать преподаватели. Это вызвало новые столкновения Ушинского с руководством. Он с жаром доказывал, что каждый педагог, прежде всего, должен считаться со своими слушателями и что раздробление курса по часам «убьет живое дело преподавания». Однако его призвали не рассуждать, а беспрекословно исполнять. Верный своим принципам, со словами «на такое не отважится ни один добропорядочный преподаватель», Ушинский подал прошение об отставке. Его примеру также последовали некоторые учителя.

Потеряв работу, Константин Дмитриевич какое-то время перебивался литературной поденщиной – писал переводы, рецензии и обзоры в мелкие провинциальные журналы. Попытка устроиться в какое-либо уездное училище сразу вызывала подозрения, ибо было непонятно, почему молодой профессор решил поменять престижную, высокооплачиваемую должность в Демидовском лицее на нищенское место в захолустье. Полтора года промучившись в провинции, он перебрался в Петербург. Связей и знакомств у него не было, обойдя множество школ, училищ и гимназий, бывшему профессору с огромным трудом удалось устроиться на место чиновника департамента иностранных вероисповеданий.

Департаментская служба не могла обеспечить педагога, в то время уже женатого на Надежде Семеновне Дорошенко, происходившей из древнего казацкого рода. Зато необременительная работа не препятствовала к поиску других занятий. По-прежнему увлекаясь изучением иностранных языков и философией, Ушинский получил доступ к журнальной работе в самых различных ее видах – в качестве переводчика, компилятора, критика. Довольно скоро за ним упрочилась репутация образованного и талантливого писателя. Однако подобная деятельность оплачивалась весьма скудно, забирая при этом много времени и сил. Его здоровье, никогда не отличавшееся особенной крепостью, пошатнулось. Прекрасно понимая опасность продолжения подобных занятий, Ушинский начал активно искать выход.

Все изменила случайная встреча под конец 1853 года с бывшим коллегой по Демидовскому лицею П.В. Голохвастовым. Этот человек знал и ценил дарования Константина и помог найти ему новое место. Уже 1 января 1854 Ушинский уволился из департамента иноземных исповеданий и отправился в Гатчинский сиротский институт в качестве преподавателя русской словесности. В стенах этого заведения воспитывалось более шестисот мальчиков-сирот. Институт был известен своими суровыми порядками, регулярной муштрой и строжайшей дисциплиной. За малейшую провинность сирот лишали еды, сажали в карцер. По идее подобные порядки должны были сделать из них людей, преданных «Царю и Отечеству». Ушинский же так охарактеризовал новое место работы: «Наверху экономия и канцелярия, в середине администрация, под ногами учение, а за дверьми – воспитание».

Пять лет он пробыл в Гатчине и сумел за это время многое изменить. За основу новой системы воспитания Ушинский положил развитие чувства искреннего товарищества. Ему удалось искоренить фискальство, каждый, кто совершал вредный проступок, согласно неписаному закону должен был найти в себе мужество признаться в нем. Также педагогу удалось полностью изжить воровство. В институте стало считаться доблестью защищать и поддерживать слабых. Некоторые заложенные Константином Дмитриевичем традиции прочно привились сиротам и передавались из одного поколения в другое вплоть до 1917 года.

Через год Ушинского повысили в должности, назначив инспектором классов. В ходе одной из проверок он обратил внимание на два опечатанных шкафа. Сорвав замки, он обнаружил в них то, что дало ему последний толчок в поисках как самого себя, так и своего места в мире. В них находились бумаги бывшего инспектора Егора Осиповича Гугеля. О нем помнили лишь то, что он был «чудаком-мечтателем, человеком не в своем уме», кончившим в сумасшедшем доме. Ушинский писал о нем: «Это была необыкновенная личность. Едва ли не первый педагог, серьезно взглянувший на дело воспитания и увлекшийся им. Горько же он поплатился за это увлечение…». Пролежавшие более двадцати лет уникальные, лучшие по тем временам и никому не нужные труды по педагогике Гугеля, которые не уничтожили только из-за лени, попали в руки Ушинского. Изучив бумаги умершего инспектора, Константин Дмитриевич, наконец, четко осознал свой путь.

В 1857-1858 годах в России возникли первые печатные издания для преподавателей. Известный русский педагог Александр Чумиков пригласил Константина Дмитриевича работать в основанном им «Журнале для воспитания». Одной из первых работ Ушинского была статья «О пользе педагогической литературы», в которой он облек в четкие формулировки продуманные им за долгие годы мысли и идеи. Статья имела колоссальный успех. После этого Константин Дмитриевич стал постоянным автором журнала Чумикова. Каждая его работа развивала новые взгляды на методы воспитания в стране, обличала чиновников от просвещения, видевших проявление вольнодумства в каждой новаторской затее. Его статьи зачитывались до дыр, в один миг педагог стал известным, а его мнение авторитетным. Современники говорили о нем: «Вся внешность Ушинского содействовала тому, чтобы слова его глубоко западали в душу. Крайне нервный, худощавый, выше среднего ростом. Из-под густых, черных бровей лихорадочно сверкают темно-карие глаза. Выразительное лицо с тонкими чертами, высокий прекрасно очерченный лоб, свидетельствующий о недюжинном уме, черные, как смоль, волосы и черные бакены кругом щек и подбородка, напоминающие густую, короткую бороду. Бескровные и тонкие губы, проницательный взор, видящий, казалось, человека насквозь…. Все красноречиво говорило о присутствии упорной воли и сильного характера…. Тот, кто видел Ушинского хотя бы раз, навсегда запоминал этого человека, разительно выделявшегося из толпы своею внешностью».

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора в Смольный институт. Перейдя в «институт благородных девиц», он первым делом способствовал приглашению туда новых талантливых учителей – Семевского, Модзолевского, Водовозова. Процессу преподавания, проводившемуся прежде формально, вскоре был придан систематический и серьезный характер. Затем, основываясь на принципах демократизации народного образования, Константин Дмитриевич уничтожил существовавшее в институте разделение на благородных и неблагородных (мещанских) девиц, введя для всех совместное обучение. Кроме того воспитанницам было позволено проводить праздники и каникулы у родителей. Развитие получили направления естествознания, географии, русской истории и риторики. Воспитанницы познакомились с произведениями Лермонтова, Гоголя и многих других авторов, о которых ранее ничего не слышали. Унылое преподавание математики, признававшейся по традиции предметом, непостижимым для женских умов, было впервые поставлено как одно из лучших средств для развития логического мышления. Появился специальный педагогический класс, в котором ученицы получали специальную подготовку для работы воспитательницами. Ушинский ратовал и за обучение самих преподавателей, введя для этого новую форму – семинары.

После его двухлетней работы «институт благородных девиц», прежде не интересовавший столичное общество по причине своей рутины и замкнутости, вдруг сделался предметом внимания со стороны всего Петербурга. О происходящих там реформах говорила печать, представители разных ведомств, родители учениц и обычные преподаватели стремились попасть туда и послушать лекции. То, что они видели и слышали в институте, вызывало у них изумление. Ученицы всех классов обоих отделений более не тяготились учением, напротив, были явно захвачены занятиями, обнаруживая при этом большие способности. Из кукол и кисейных барышень они превратились в разумных, развитых девушек со здравыми понятиями и суждениями. Между преподавателями Ушинского и ученицами были простые и естественные отношения, основанные на взаимном доверии, уважении и доброжелательстве. При этом авторитет учителей в глазах учащихся был очень велик.

К сожалению, в Смольном институте повторилась та же история, что и в Ярославле. Свежая струя воздуха, ворвавшаяся в затхлую атмосферу классных дам, понравилась далеко не всем. Настойчивый и энергичный в достижении целей, никогда не поступающийся своими принципами, не умеющими ладить с самолюбцами и лицемерами, Ушинский нажил себе к 1862 году целую массу врагов. Основной конфликт разгорелся между ним и начальницей института – Леонтьевой, обвинившей педагога в безбожничестве, вольнодумстве, аморальности и непочтительном отношении к начальству. Однако просто так уволить Ушинского уже было невозможно. Его имя приобрело слишком большую популярность в России. И тогда был использован «благовидный» предлог – самочувствие Константина Дмитриевича. Для лечения и одновременно изучения школьного дела талантивый педагог был командирован за границу. Фактически же это было изгнанием, растянувшимся на пять лет.

Полный планов, под наплывом новых идей научного характера Ушинский побывал в Швейцарии, Италии, Бельгии, Франции, Германии. Праздное развлечение и отдых были ему чужды, везде он посещал учебные заведения – детские сады, приюты, школы. В Ницце знаменитый педагог неоднократно беседовал с императрицей Марией Александровной о проблемах воспитания. Известно, что она даже поручила Ушинскому разработать систему воспитания наследника русского престола.

За границей Константин Дмитриевич сумел написать уникальные труды – учебные книги «Детский Мир» и «Родное Слово». Их успех после издания в России был ошеломительным. И это не поразительно, скорее – закономерно. Во-первых, книги Ушинского являлись первыми в стране учебниками для начального обучения. Во-вторых, они распространялись по общедоступной цене. В-третьих, учебники были понятны детскому сознанию. До этого не существовало книг для детей, доступных детям. Впервые ребятишкам из глухой провинции предлагали не зубрежку маловразумительных слов, а понятные и интересные рассказы о хорошо известном им мире – о природе и о животных. Этот мир был родным домом для простого народа, и народ знал о нем все – его нравы, его повадки и его язык. Еще в юности Ушинский писал: «Называйте меня варваром в педагогике, однако я глубоко убежден, что прекрасный ландшафт обладает огромным воспитательным влиянием на развитие юной души... День, проведенный посреди рощ и полей, стоит недель, проведенных на учебной скамье…». Однако Ушинский не стал останавливаться на достигнутом. Вслед за двумя книгами он выпустил «Книжку для учащих» – особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову». Данное пособие по преподаванию родного языка до 1917 года выдержало более 140 изданий.

Интересный факт – в бытность министром народного просвещения А.В. Головнина, «Детский Мир» Ушинского заслужил похвалу за прагматичность, разнообразие и богатство статей по естествознанию, помогающих наглядному ознакомлению ребятишек с предметами природы. В 1866 году, спустя всего пять лет, Константин Дмитриевич был поражен известием, что его книга была не допущена комитетом министерства народного просвещения, возглавляемого уже графом Д.А. Толстым. Тот же самый ученый комитет, который давал первую рецензию о «Детском Мире», на этот раз истолковал статьи, как развивающие у детей материализм и нигилизм. Лишь в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века «Детский Мир» вновь рекомендовали во всех учебных заведениях, хотя, разумеется, никаких изменений в книге не произошло.

Живя за границей, Ушинский задался целью написать общедоступную антропологическую книгу, заключающую в себе упорядоченное собрание всех сведений о природе человека. Для этого ему пришлось перечитать массу сочинений знаменитых естествоиспытателей и мыслителей от Аристотеля до Дарвина, Канта и Шопенгауэра и сделать из них надлежащие выписки, чтобы затем связать их общей идеей, получив единое представление о том, что уже было известно науке о человеческой природе. Только на подготовительные работы у него ушло пять лет. С целым багажом сырого материала, Ушинский вновь возвратился в Северную столицу в 1867 году. В конце этого же года он выпустил в свет первый том своего основного жизненного труда, названного им «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В 1869 году появился второй и последний том. Данное сочинение является единственной в мировой педагогической литературе антропологической энциклопедией. В ней представлена важная информация для любого, кто интересуется свойствами физической и духовной природы человека. Константин Дмитриевич планировал написать и третий том, однако этот труд остался незаконченным.

Какой бы разнообразной ни была педагогическая деятельность Ушинского – журнальная, кабинетная, в личных и письменных общениях с другими педагогами – она не поглощала всех его сил. В нем еще не умерла жилка ученого, и он очень любил бывать на университетских диспутах. Константина Дмитриевича живо интересовала история, философия, гистология, анатомия и физиология человека, юридические науки и политическая экономия. В 1867 году он опубликовал в «Голосе» прекрасный очерк «О голоде в России», в котором предстал недюжинным экономистом, хорошо понимающим основы экономического благосостояния страны. К тому же Ушинский был блестящим полемистом. Находчивый и остроумный, логичный и точный в положениях и выводах, он полностью оправдывал название «ученого бойца». Присутствуя на университетских диспутах, Ушинский, высоко ценящий науку, никогда не стеснялся называть вещи своими именами и прямо говорить горькую правду. Из-за этого у него часто случались яростные споры с патентованными учеными, многие из которых косо смотрели на вмешательство Ушинского в их ученую область.

Положение Константина Дмитриевича в эти годы можно было назвать завидным. Хотя ни о какой преподавательской работе речи не шло (министр народного просвещения даже не принял его прошения), материальное положение знаменитого педагога находилось в самом цветущем состоянии в связи с необычайным спросом на все его печатные труды. Не занимая какого-либо официального поста, он был слышим по всей России, – разумеется, для лиц, интересующихся педагогическими проблемами. Самостоятельный в распоряжении своим временем и в выборе занятий, ни от кого не зависимый, Ушинский мог по праву считать себя счастливым, однако для этого, к сожалению, ему не хватало самого главного – здоровья.

Охваченный жаждой деятельности гениальный педагог совершил ошибку, оставшись в Петербурге до весны 1870 года. Его больная грудь с трудом выносила сырые петербургские весны и осени. Окончательно разболевшись, Ушинский был вынужден отправиться за границу, в Италию. Однако в Вене он слег и провалялся в больнице две недели. Местные медицинские светила рекомендовали ему вернуться в Россию и отправиться в Крым. Константин Дмитриевич так и сделал, поселившись неподалеку от Бахчисарая. За месяц он настолько окреп, что предпринял путешествие по южному берегу Крыма и посетил город Симферополь, в котором принял участие в съезде народных учителей. Эти места Ушинский покинул в середине лета 1870 года. Бодрый духом и телом, полный самых лучших надежд он уехал в свое имение в Черниговской губернии в расчете вернуться сюда вместе со всем семейством.
Существовало и еще одно обстоятельство, торопившее Ушинского. Его старший сын, Павел, окончил курс военной гимназии и был направлен в одно из высших военных заведений страны. Летние каникулы он решил провести вместе с семьей. Юноша был великолепно развит, как физически, так и умственно и подавал большие надежды. Константин Дмитриевич не чаял в нем души. Однако в свое имение педагог вернулся как раз к похоронам сына, по случайности смертельно ранившего себя на охоте….

Это был страшный удар, окончательно надломивший душевные и физические силы Ушинского. Оставаясь внешне спокойным, он замкнулся, избегал разговоров даже с родными. Осенью этого же года Константин Дмитриевич вместе со всей семьей переехал в Киев, где устроил двух дочерей в институт. Однако жизнь здесь страшно тяготила его: «Душит глушь, ничего близкого сердцу. Но полагаю, для семьи будет лучше, чем в другом месте. О себе не думаю – кажется, моя песня спета уже окончательно». В это же время доктора пытались уговорить его вернуться в Крым на лечение, однако сам педагог рвался в Петербург. Он писал: «Плох ли, хорош ли Петербург, но я сжился с ним сердцем... там я бродил без куска хлеба, там сделал состояние; там безуспешно искал должность уездного учителя и разговаривал с Царями; там был неизвестен ни одной душе и там заслужил себе имя».

В Крым Ушинский отправился крайне неохотно. Вместе с ним поехали двое младших сыновей. По дороге педагог простудился, а по приезду в Одессу у него выявили воспаление легких. Сознавая, что близится его конец, он без промедления вызвал из Киева остальных членов семьи. В ночь со 2 на 3 января 1871 года Константин Дмитриевич скончался. Ему было всего 46 лет. После смерти педагога его дочь Вера открыла в Киеве на собственные средства мужское училище. Другая дочь, Надежда, в селе Богданка, где было имение Ушинских, на деньги, полученные от продажи рукописей отца, основала начальную школу.

Ушинский любил повторять, что для правильного воспитания мало одной лишь любви и терпения к детям, еще необходимо изучать и знать их природу. Процесс воспитания он считал величайшим, святым делом, требуя, чтобы к нему относились со всей серьезностью. Он говорил: «Неправильное воспитание тяжко отзывается на всей жизни человека, это основная причина зла в народе. Ответственность за это падает на воспитателей… Преступник, тот, кто занимается воспитанием, не зная его». Несмотря на запреты сочинения великого Учителя продолжали печатать, тысячи преподавателей во всех концах России пользовались ими. В общей сложности книги Ушинского разошлись в разных слоях и классах русского населения десятками миллионов экземпляров.

Спустя почти два века с момента рождения Константина Ушинского многие из его фраз до сих пор не теряют актуальности. Он говорил: «Разве в быстром передвижении на пароходах и паровозах, в мгновенной передаче новостей о цене товаров или о погоде через электрические телеграфы, в износке как можно большего количества толстейших трико и тончайших бархатов, в истреблении смердящих сыров и благовонных сигар человек откроет, наконец, предназначение своей земной жизни? Конечно же, нет. Окружите нас этими благами, и увидите, что мы не только не сделаемся лучше, но даже не будем счастливее. Мы или будем тяготиться самой жизнью или начнем понижаться до уровня животного. Это есть нравственная аксиома, из которой человеку не вывернуться».

По материалам биографического очерка М.Л. Песковского «Константин Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность»

Биография

Родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года , мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии , вся семья Ушинских переехала туда. Всё детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны . Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Памятный знак Константину Дмитриевичу, который учился в Московском Университете

После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета , где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин , который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского занятия педагогикой.

После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

Дом, в котором Ушинский жил в Ярославле

Константин Ушинский в 1840-е годы

В июне 1844 года учёный совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее . С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости ». Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург , где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий - достаточно мелкую чиновничью должность. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в , который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Так, за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание - за дверьми здания». Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854-1859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и обычаи в институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года. Так, ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, как правило, характерное для учебных заведений закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания. Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.

Ушинский в 1859 году

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов , где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавание учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения », который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Однако у Ушинского произошёл конфликт с начальницей института М. П. Леонтьевой , которая обвинила его в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института - он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» - «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определённой философской системы, он вполне самостоятельно дал в своём труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного - чувствование прекрасного - осознание. Так же в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.

В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь , Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися. Учитель Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачев вспоминал:

Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение… Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица.

При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, К. Д. Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и К. Д. Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в Симферополе.

Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая . Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии ), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать . В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого К. Д. Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев , для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым . По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе , где и скончался 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года).

Похоронили Ушинского в Киеве на территории Выдубецкого монастыря .

Семья

Жена Константина Дмитриевича Ушинского - Надежда Семёновна Дорошенко, с которой он познакомился ещё в молодости в Новгород-Северском, происходила из древнего казацкого рода . Летом 1851 года, когда Ушинский находился в служебной командировке в Черниговской губернии, он женился на ней.

Дочь Вера (в замужестве Пото) на свои средства открыла в Киеве мужское Городское Училище им. К. Д. Ушинского. Дочь Надежда в селе Богданка, где одно время находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинения своего отца, открыла начальную школу.

Основные педагогические идеи Ушинского

Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868-1869) и других педагогических работах.

Влияние идей Ушинского

Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили » («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова , предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов

Цитаты

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее» .

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока»

Память

Именем К. Д. Ушинского названы:

  • Научная педагогическая библиотека Российской академии образования в Москве

Учебные заведения:

  • Южноукраинский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского в Одессе
  • Ярославский государственный педагогический университет
  • Гимназия № 1 в Симферополе
  • Педагогический колледж в Гатчине
  • Педагогический колледж № 1 в Москве
  • Педагогический колледж в Нижнем Новгороде
  • Гимназия в Гатчине
  • До перестройки школа № 47 в Ленинграде (теперь - им. Лихачёва)
  • Школа № 6 в городе Тула
  • Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск

Улицы:

  • Улица, на которой он жил (бывшая Стрелецкая) в Ярославле
  • Улица в Санкт-Петербурге , название утверждено в 1970 году
  • Улица в Киеве

Улица в г. Миллерово.

  • Улица и переулок в Харькове .
  • Улица в Симферополе
  • Улица в Перми
  • Улица в Воронеже

Награды:

  • Премия К. Д. Ушинского (существовала в СССР)
  • Медаль К. Д. Ушинского (утверждена приказом Министерства образования и науки РФ «О знаках отличия в сфере образования и науки» (№ 84 от 6 октября 2004 г.)

Памятники Ушинскому:

  • Санкт-Петербург , Набережная Мойки , 48 - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена . Памятник работы скульптора В. В. Лишева был открыт во дворе института 30 июня 1961 года .

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1854-1859 - - Гатчина, проспект 25-го Октября, 2;
  • 1859-1862 - Тульский переулок, 3;
  • 1864 год - квартира Л. Н. Модзалевского в доходном доме Кононова - Фурштатская улица, 33;
  • 1867-1870 - доходный дом Ожеровского - Большая Московская улица, 8.

Примечания и ссылки

Библиография

  • Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том I (1867) ; в формате PDF
  • Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том II (1869)
  • Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии" (1870)
  • Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее (1847)
  • Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании (1856)
  • Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола (1859)
  • Ушинский К. Д. Три элемента школы (1857)
  • Ушинский К. Д. О средствах распространения образования посредством грамотности (1858)
  • Ушинский К. Д. Школьные реформы в Северной Америке (1858)
  • Ушинский К. Д. Внутреннее устройство североамериканских школ (1858)
  • Ушинский К. Д. на сайте НПБ им. К. Д. Ушинского РАО .
  • Ушинский К. Д. «Опыт педагогической антропологии» в педагогической библиотеке Бориса Бим-Бада

Литература

  • Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М .: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. - 232 с. - 1 000 экз. - ISBN 978-5-7598-0548-9
  • Серова А. А.

Константина Дмитриевича Ушинского по праву можно назвать одним из величайших русских педагогов, психологов и писателей. Его влияние на русскую культурную и политическую жизнь середины девятнадцатого века сложно переоценить, а педагогические методики и вообще педагогика, которую разработал Ушинский, до сих пор применяются практически повсеместно.

Биография: кратко

Биографические данные о ранних годах жизни преподавателя крайне скудны. Известно, что родился Константин Дмитриевич Ушинский в феврале 1823 года в Туле, в семье небогатого дворянина, владеющего небольшим поместьем. Если официальная краткая биография верна, мать будущего великого педагога умерла, когда её сыну было только двенадцать лет.

Окончив гимназию с отличием, Ушинский отправился учиться на юриста в Москву. Его биография говорит, что по окончании курса он получил звание кандидата юридических наук. Юноша остался в университете, чтобы готовиться стать профессором. Его волновали судьбы представителей простого люда. Особенно огорчало его то, что у большинства представителей народных масс нет возможности получить образование…

Во время работы в гимназиях и лицеях К. Д. Ушинский постоянно вызывал недовольство коллег и начальства тем, что общался с учениками как с равными, кроме того, он обладал слишком либеральными для того времени воззрениями.

Как говорит Википедия, у Ушинского была замечательная семья - жена и шестеро детей, причём две дочери, Вера и Надежда, продолжили его дело, открыв несколько школ.

Во время работы в знаменитом Сиротском институте в Гатчине Константин Дмитриевич написал свою знаменитую статью «О пользе педагогической литературы». Эта публикация оказалась невероятно успешной, и К. Д. Ушинского пригласили в «Журнал для воспитания» писать статьи по педагогике.

Новые методы обучения, которые будущий великий преподаватель пытался внедрить в Смольном институте благородных девиц, обеспечили ему множество врагов. Он вынужден был уехать за границу. Его отправили туда под благовидным предлогом: изучать педагогические системы в разных странах. За границей он выпустил в тираж своё «Родное слово» и книжку под названием «Детский мир».

За свою педагогическую карьеру К. Д. Ушинский успел поработать в таких учебных заведениях, как:

  • Демидовский лицей (Ярославль).
  • Смольный институт благородных девиц (Санкт-Петербург).
  • Гатчинский сиротский институт (Санкт-Петербург).

Помимо этого он некоторое время преподавал в университете.

Под конец жизни Константин Дмитриевич получил известность в качестве либерального общественного деятеля. Он умер в 1871 году, когда ему было всего сорок семь лет.

Педагогические и психологические воззрения

Считается, что Константин Дмитриевич - это основоположник научной педагогики. Научная педагогика - это наука о том, как именно следует правильно воспитывать и обучать ребёнка, чтобы, закончив образование, он стал полезным членом социума, успешным индивидом.

Вполне однозначно высказывался Ушинский о народности в общественном воспитании. По его мнению, нация едина, и каждый гражданин страны должен иметь право на получение образования.

Кроме того, Константин Дмитриевич Ушинский разработал новаторский, более чем революционный для того времени звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению. Он был отличен от тогдашних сухих теоретических наук. Согласно данной методике, чтобы обучить детей грамоте, следует применять:

  • Наглядное объяснение.
  • Специальные подготовительные упражнения для письма.
  • Звуковые упражнения, которые будут подготавливать к чтению.

Сейчас вышеуказанная методика широко применяется в начальных классах для постепенного обучения первоклассников навыкам чтения и письма, хотя в то время она вызывала яростное сопротивление многочисленных сторонников традиционной системы обучения.

Ушинский Константин Дмитриевич был не только педагогом, но и прекрасным писателем. Его популярные даже в наши дни рассказы и сказки пронизаны глубоким гуманизмом, душевной любовью к маленькому человеку и неподдельным чувством патриотизма.

Наиболее известны его детские рассказы: «Спор деревьев», «Трусливый Ваня», «Никита Кожемяка», «Хлеб». Всего у Константина Ушинского насчитывается пятнадцать сказок и рассказов различной тематики, однако все они связаны общей идеей и похожей композицией. Сюжеты данных сказок разнообразны.

В отличие от других детских художественных произведений того времени, рассказы Ушинского не несут в себе религиозных нравоучений и политической нагрузки; они просто учат ребёнка любить родной край и близких людей. Сейчас по многим сказкам великого русского педагога детишек учат читать, их перепечатывают в азбуки и хрестоматии. Выходит, эти сказки, которым более ста пятидесяти лет, до сих пор не утратили своей актуальности и воспитательной силы.

Педагогические идеи и общественные воззрения Константина Дмитриевича Ушинского нашли своё отражение в следующих книгах:

  • «Детский мир».
  • К. Д. Ушинский «Человек как предмет воспитания».
  • «Родное слово».

Что интересно, «Родное слово» было переведено на языки народов Закавказья и там использовалось как учебное пособие в различных школах и семинариях. Западные учёные также высоко оценивают вклад русского педагога в великое дело воспитания молодого поколения, сказки и научные книги Ушинского переведены на множество языков народов мира и часто переиздаются в России.

Константин Дмитриевич по праву считается величайшим педагогом, чьё имя стоит в одном ряду с Макаренко, Сухомлинским и другими фигурами, оказавшими большое влияние на обучение и воспитание юношества.

В честь К. Д. Ушинского названы различные высшие учебные заведения, школы и гимназии. Имя этого великого русского педагога носят улицы городов и небольшие населённые пункты в России и отдельных странах СНГ. В Российской Федерации с 2004 года выдающимся педагогам присуждается медаль Ушинского. Автор: Ирина Шумилова

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ушинского Константина Дмитриевича

Ушинский Константин Дмитриевич – русский педагог, писатель; родоначальник научной педагогики.

Детство

Константин Ушинский родился 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1823 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича, мелкопоместного дворянина, офицера в прошлом, доблестного участника Отечественной войны.

Ранние годы Константина прошли в маленьком городке Новгород-Северский (Черниговская губерния), где его отец по назначению вышестоящих трудился судьей. Неподалеку от города, прямо на берегу Десны, семья купила небольшое имение.

В одиннадцатилетнем возрасте Константин стал учеником Новгород-Северской гимназии. Смышленого мальчугана приняли сразу в третий класс. К сожалению, мама Дмитрия Любовь Степановна не смогла увидеть всех успехов своего мальчика – в 1835 году ее не стало…

Юность

В 1840 году Ушинский окончил гимназию и сразу же поступил в Московский университет на юридический факультет. В течение четырех лет Константин впитывал, словно губка, знания, которыми с ним делились преподаватели, многие из которых, к слову, были известными профессорами. В 1844 году, успешно освоив курс юриспруденции, Ушинский решил сдать магистерский экзамен. Летом того же года, блестяще выступив перед ученым советом университета, Ушинский получил кандидатскую степень.

У Константина Дмитриевича было множество интересов, его увлекали не только право и законы. Так, Ушинский с удовольствием изучал литературу, театральное искусство и философию. Кроме того, Ушинского страшно занимал остро стоящий тогда вопрос популяризации грамотности среди населения.

В Ярославле

В 1846 году Константин Ушинский был назначен на должность исполняющего обязанности профессора камеральных наук в Демидовском лицее (Ярославль). Молодой профессор тут же привлек внимание «старичков» и мгновенно был осужден за свои либеральные взгляды, за чрезмерную, как казалось другим преподавателям, эрудицию, за чересчур простое общение с учениками. Начались доносы, интриги… В итоге в 1849 году Ушинский ушел в отставку.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Покинув стены лицея, Константин Дмитриевич первое время «кормил» себя переводами статей из зарубежных журналов, написанием обзоров и рецензий. Переждав некоторое время «в подполье», Ушинский попробовал устроиться на должность преподавателя, однако все его попытки оказывались безрезультатными. Устав от постоянных неудач, Ушинский собирает свои скромные пожитки и уезжает в Санкт-Петербург.

В городе на Неве

Первое время в Санкт-Петербурге Ушинский работал столоначальником департамента иноземных вероисповеданий. В начале 1854 года, благодаря помощи его давнего друга, Константина Ушинского приняли на должность преподавателя в Сиротский институт в Гатчине. Порядки в Сиротском институте были строгие – например, за невинную шалость воспитанника могли посадить в карцер, а за порог учреждения можно было выходить только по субботам и воскресеньям. Ушинский был поражен тем, насколько прогнила система воспитания в этом институте, и решил во что бы то ни стало исправить ситуацию. Увлеченный педагогикой еще со времен университета, Ушинский был уверен, что ему это удастся. И так оно и случилось. За пять лет работы в институте Ушинский смог уничтожить практику доносов и мелкого воровства и зародить в воспитанниках чувство общности, единства. По мнению Константина Дмитриевича, которого, кстати, за успехи в работе повысили до инспектора класса уже в 1855 году, чувство товарищества – основа успешного воспитания. Кстати, порядки, установленные Ушинским, остались в Сиротском институте и после его ухода и просуществовали вплоть до 1917 года.

Работа в Сиротском институте оказала огромное влияние на Ушинского. В стенах этого заведения он нашел записи русского педагога Егора Гугеля, труды которого и вдохновили Ушинского на серьезные занятия педагогикой.

Работая в Сиротском институте, Ушинский публикует статью «О пользе педагогического воспитания». Статья имела огромный успех. После ее печати педагога пригласили писать для журналов «Современник» и «Библиотека для чтения».

В 1859 году Ушинский становится инспектором классов Смольного института благородных девиц. Вступив в новую должность, Константин Дмитриевич начинает изменять устоявшиеся порядки, которые, по его мнению, мешали процессу обучения. Так, Ушинский добился отмены разделения учениц на «благородных» и «неблагородных», добился ведения уроков на русском языке, а также открыл специальный класс, в котором готовили будущих воспитательниц. Увы, нововведения Ушинского были встречены тепло далеко не всеми. Начальница института Мария Леонтьева посчитала его вольнодумцем и атеистом. Консервативно настроенная женщина добилась того, что в 1862 году Ушинского на 5 лет отправили якобы на лечение и изучение школьного дела за границу. Пришлось бросить и любимую преподавательскую деятельность, и редакторский труд в «Журнале Министерства народного просвещения», который только благодаря Ушинскому из среднесортного издания превратился в серьезный педагогический журнал.

За рубежом

Константин Ушинский побывал и в Германии, и во Франции, и в Бельгии, и в Швейцарии, и в Италии… Везде педагог посещал школы, приюты и детские сады, знакомясь с правилами преподавания других стран, с открытиями и достижениями педагогики. Свои наблюдения Ушинский, конечно же, старательно записывал.

В 1864 году Ушинский публикует книги «Родное слово» и «Детский мир», а также сборник рекомендаций для учителей по преподаванию по этим учебникам. Руководство к преподаванию оказало огромное влияние на русскую школу, книга переиздавалась более сотни раз и была актуальной долгие годы.

Возвращение

В середине 1860 годов Ушинский возвращается в Россию. В 1868 году он выпускает первый том своего труда под названием «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», чуть позднее выходит второй. Третий том так и не был дописан…

Не отрываясь от написания «Человека как предмета…», Ушинский последние годы своей жизни вел активную общественную деятельность. Он писал статьи о школах для отпрысков ремесленников и школах для воскресного посещения, участвовал в учительских съездах и с огромным удовольствием делился своим опытом с коллегами.

Кончина

Летом 1870 года Ушинского начало подводить здоровье. Сначала он лечился неподалеку от Бахчисарая, затем вернулся домой, решив, что уже достаточно окреп, однако дома его ждало несчастье – один из его сыновей (Павел) погиб на охоте. После этого Ушинские решают перебраться в Киев. Константин Дмитриевич купил там дом, однако сразу переезжать не спешил – для начала он решил немного подправить опять пошатнувшееся здоровье в Крыму. По дороге в Крым Ушинский подхватил простуду. Ему пришлось изменить маршрут и остановиться на время, как ему казалось, в Одессе. Но до Крыма педагог так и не добрался. 22 декабря 1870 года (3 января 1971 года по новому стилю) Ушинского не стало.

Семья

Со своей женой Надеждой Семеновной (в девичестве Дорошенко) Ушинский познакомился еще во времена жизни в Новгород-Северском. В 1851 году Константин Дмитриевич, находясь в городке по делам, взял Надежду в жены. В семье появились дети – сыновья Павел, Константин и Владимир и дочери Вера и Надежда.