Как избежать стресса в школе. Школьный стресс: как его преодолеть? ситуация: Переход из школы в школу или из класса в класс

«Школьный стресс. Профилактика.»

Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин “школьный стресс”.

Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.

  1. Понятие стресса

Стресс (в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.

Большая энциклопедия по психиатрии под редакцией Жмурова В.А трактует понятие следующим образом: Стресс (англ. stress – напряжение, давление) - термин H. Selye (1936), обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др.) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы).

Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Собственно стресс сам Г. Селье считает нормальной и необходимой адаптивной реакцией. В патологии обычно имеется в виду дисстресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения.

Выделяют следующие виды стресса:

Эустресс

Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма - разлаживаться.

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

Причины стресса могут быть внутренними и внешними . Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное и сделано нами для удобства, так как они все взаимосвязаны.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности ребенку необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать у первоклассника стрессовое состояние.

Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах:

В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;

Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;

Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.

Тревожности и непоседливости.

Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;

Упрямства;

Постоянном жевании ребенком чего-то, очень жадному, без разбора, глотании пищи (иногда, наоборот, наблюдается стойкое нарушение аппетита);

Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;

Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;

Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;

Повышенной тревожности.

Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

  1. Профилактика школьного стресса

Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его. Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми. Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.

Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.

Для этого понадобится:

Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.

Спортивные занятия. Повышают устойчивость к стрессам различные физические нагрузки утром, днем, вечером (но не позже, чем за три часа до сна). Спортивные занятия - это вообще отличный способ снятия стресс у детей, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Очень полезны прогулки на свежем воздухе для расслабления после физических или умственных нагрузок. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно. В это же время полезно общаться, спрашивать о состоянии здоровья, проведенном дне, обсуждать проблемы, помогая избавиться от накопившегося за день негатива.

Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору. Необходимо контролировать контент, который поступает к ребенку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.

Подготовка к стрессовой ситуации. Чтобы снизить риск негативных последствий, например, когда ребенок пойдет в детский сад, психологи рекомендуют родителям играть с малышом в прятки. Это поможет понять, что отсутствие мамы или папы временное и всегда заканчивается их приходом.

Правильное питание. Здоровая и полезная пища также имеет очень важное значение для психологического состояния. Об этом уже упоминалось в причинах возникновения стресса. И дело не только во вкусовых ощущениях или чувстве сытости. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Для активных и впечатлительных детей, у которых проблемы, например, со сном, рекомендуют в чай добавлять мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Кроме того, например, недостаточное поступление такого элемента, как магний, способствует нарушению обменных процессов в клетках, перевозбуждению нервной системы, развитию склонности к диабету, повышению артериального давления и так далее. Дефициту магния способствует употребление ортофосфорной кислоты в газированных сладких напитках, энергетиках, чрезмерное применение в пищу полуфабрикатов, насыщенных пищевыми добавками (глутамат, аспарат), прием психостимуляторов.

Прием витаминов во время смены сезонов. Начиная с поздней осени и заканчивая ранней весной естественное поступление в организм микроэлементов (того же магния) снижается. Это является одним из факторов возникновения стресса. Поэтому необходимо компенсировать поступление нужных веществ, принимая витамины.

Профилактика школьного стресса у подростков

Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для под­росткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личност­ные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое "Я", познает собственную уникальность.

Факторы риска:

В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагопри­ятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрес­совых состояний. Это может быть, например:

негативное отношение со стороны одноклассников;

боязнь неправильно ответить на уроке и получить низкую оценку;

отсутствие взаимопонимания с учителем;

предстоящая контрольная работа.

Из школы он возвращается домой, где его ждут уже другие проблемы:

семейные конфликты;

недостаток любви, а иногда и родительская жестокость.

Негативное влияние различных стрессовых ситуаций сказывается на ус­певаемости ученика, его поведении, отношениях со сверстниками и педагога­ми, т. е. влечет за собой возникновение все новых стрессовых ситуаций.

Каждый учитель требует от учащихся овладения материалом по своему предмету на достаточно высоком уровне, что, с одной стороны, естественно и понятно. Но, с другой стороны, стремление школьника демонстрировать бле­стящие результаты по всем дисциплинам иногда, к сожалению, не обходится без ущерба для его здоровья. Большинство учащихся оказываются настоль­ко перегружены информацией, огромным объемом знаний, необходимых для усвоения, что часто попадают под воздействие информационного стресса.

Современные школьники подвергаются насилию, не только становясь его непосредственными жертвами и свидетелями, но и просто узнавая о нем. Сред­ства массовой информации представляют достаточно широкий и субъективный обзор военных действий, убийств, жестокости и стихийных бедствий. Подобная подача материала травмирует детскую психику и может разрушить их уже сло­жившееся представление о мире. В результате, подростки теряют уверенность в своих силах, растут в страхе перед окружающим миром и пессимистично настроены на будущее. Некоторые из них подвержены посттравматическому стрессовому расстройству.

Педагогический коллектив одним из первых замечает у учащихся необыч­ные особенности поведения, которые могут являться симптомами стрессового расстройства. Конечно, организуя работу с ребенком, необходимо вовлекать в нее не только педагогов, но и родителей, а также других его близких. Однако сегодня, к сожалению, многие дети растут в так называемых неблагополучных семьях, и классный руководитель или учитель-предметник оказывается для них первым и единственным источником помощи.

Особое значение приобретает способность классного руководителя вовре­мя предвидеть появление возможной стрессовой ситуации. Эту непростую за­дачу можно решить, если педагог обеспокоен не только усвоением школьниками нового материала, но и заботится об их психоэмоциональном состоянии. Клас­сный руководитель, пользующийся доверием и уважением воспитанников, спо­собен помочь им ценным советом или своевременным предостережением.

Признаки стресса:

Различают следующие виды симптомов, которые указывают на возможное воздействие стрессовых факторов на школьника:

физиологические - расстройства сна, общая утомляемость, психосо­матические заболевания;

Эмоциональные - раздражительность, тревожность, различные стра­хи, низкий эмоциональный фон и др.;

Поведенческие - отсутствие последовательности в действиях, неспо­собность сконцентрироваться на каком-либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям;

Познавательные - нарушение концентрации внимания, снижение интеллектуальных способностей.

Заметив у подростка один из перечисленных признаков, классный руко­водитель не может быть полностью уверен в стрессовом воздействии, необхо­димо более подробное изучение и наблюдение за школьником. Вместе с тем сочетание нескольких симптомов указывает на возможное стрессовое состоя­ние, в котором находится подросток. В этом случае помочь ему можно, объе­динив усилия семьи, школьного психолога, классного руководителя, социаль­ного педагога, учителей-предметников.

Среди тем классных бесед, направленных на формирование у подростков стрессоустойчивости, можно предложить темы, приведенные ниже.

Темы классных часов:

Что я знаю о стрессе

В ходе классной беседы, посвященной этой теме, одной из задач является определение имеющихся у подростков знаний о стрессе, услышанных от взрос­лых, сформированных под влиянием средств массовой информации, а также исходя из их личного опыта. Важно понять, что школьники знают о стрессе, услышать их собственное мнение по проблеме, поскольку это необходимо для успеха дальнейшей работы по формированию готовности учащихся к преодо­лению школьных стрессов.

На последующих занятиях подростки получают информацию о стрессе, его воздействии на организм, положительном и отрицательном влиянии на чело­века. Сегодня широко распространено мнение о том, что стресс носит негатив­ный характер и вреден для психофизиологического здоровья человека, поэто­му нужно рассказать учащимся и о положительной роли, которую стресс может играть в их жизни. Конечно, воздействие сильного и продолжительного стрес­сового фактора отрицательным образом влияет не только на школьную успе­ваемость, но и на здоровье подростков. Но нельзя также и забывать, что крат­ковременный стресс может помочь нам в достижении цели, способствовать самосовершенствованию человека. Важно, чтобы школьники поняли, что нель­зя полностью оградить себя от стрессов, но необходимо научиться сосущество­вать с ними так, чтобы в полной мере наслаждаться жизнью.

Сила воли: как ее воспитать

На классных беседах могут обсуждаться не только вопросы, непосредст­венно связанные со стрессом, но и другие, затрагивающие сферы его воздей­ствия и способы преодоления. Так, например, одной из задач занятия по теме "Сила воли: как ее воспитать?"является принятие школьниками активной жиз­ненной позиции, поскольку, как известно, для проявления силы воли необхо­димо желание и возможность собственного выбора действий.

Наличие силы воли необходимо человеку во многих ситуациях, в т. ч. в ситуациях фрустрации. Школьник переживает подобное состояние, когда что-то препятствует достижению его цели (например, он не получает той оцен­ки, к которой стремился, или не может решить задачу и др.). В этом случае справиться со своими негативными эмоциями ему помогут поддержка и так­тичное поведение взрослых и друзей, а также его личные качества (способность преодолевать трудности, терпение, сила воли, способность справляться с не­гативными эмоциями). На этом занятии учащимся можно предложить разыграть различные ситуации и способы их возможного разрешения (например, когда необходимо доделать какую-то важную работу, но человек устал или у него появились более интересные дела, что поможет ему собраться и все-таки завершить начатое?).

Как я преодолеваю трудности

Дискуссия на тему борьбы с трудностями позволит подростку сравнить опыт одноклассников со своим собственным, что, в свою очередь, расширит диапазон возможных вариантов его поведения в той или иной ситуации.

Я учусь планировать

Известно, что умение планировать, грамотно распределять свои силы и время позволяет человеку свести к минимуму некоторые стрессовые ситуации. У подростков многие стрессы, связанные со школой, вызваны неумением пра­вильно распределить свое время, вследствие чего они не успевают качествен­но выполнить домашнее задание, а свободного времени практически не оста­ется.

Особенно остро отсутствие умения планировать свое время и распределять силы ощущается в период сдачи экзаменов, когда многие школьники, стараясь подготовиться в последний день и выучить как можно больше, приходят на экзамен уставшими, психологически истощенными. Поэтому во время классной беседы с подростками на тему"Я учусь планировать"необходимо обсудить, как и почему четко составленный план Действий может помочь разрешить про­блемную ситуацию, затратив на это оптимальное количество сил и времени. Обсуждение какого-либо конкретного примера, предложенного самими школь­никами, позволяет более подробно рассмотреть данную проблему.

Что для меня значит общение

Как известно, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, а наличие уверенности в себе и качество этого общения тесно взаи­мосвязаны, а также влияют на положение, занимаемое подростком в кругу сверстников. Поэтому одно из классных занятий предлагаем посвятить обсуж­дению следующих тем:"Что для меня значит общение", "Общение и уверенность в себе", "Общение - необходимый компонент жизни человека".

На таких классных часах внимание уделяется ценности общения между людьми, его основным видам. Учитывая, что качество выстраиваемых отноше­ний между подростком и взрослыми или сверстниками зависит, в т. ч., и от ха­рактера его общения с ними, умение правильно общаться, правильно доносить до собеседника свои мысли, эмоции, просьбы, правильно слушать другого человека приобретает особую значимость.

Развитие у подростков определенных умений и навыков осуществляется через разыгрывание различных ситуаций с их последующим анализом. Так, например, упражнение, направленное на развитие навыков активного, реф­лексивного слушания, помогает учащимся осознать, насколько красноречивым может иногда быть наше невербальное общение и поведение. В этом упражне­нии подросткам предлагаются две ситуации: как посредством невербального поведения (жестов, мимики) можно показать заинтересованность в беседе или, наоборот, опрометчиво оттолкнуть собеседника, демонстрируя свое равноду­шие или даже отчуждение. Также могут применяться коммуникативные игры и задания, обучающие умению сотрудничать.

Занятие на тему "Как научиться слушать и понимать другого человека" посвящено тем проблемам и конфликтным ситуациям в жизни подростка, ко­торые могут быть вызваны отсутствием взаимопонимания в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Общаясь с другим человеком, важно понять его, услышать то, что он говорит, поскольку часто общение рассматривается лишь как способ заявить о своем "Я". На занятии следует также рассмотреть общение как средство психологической помощи другому человеку.

Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье

В числе возможных последствий стресса на организм школьника могут быть различные психосоматические заболевания. От состояния здоровья че­ловека зависит и уровень его стрессоустоичивости. Поэтому хорошо посвятить некоторые занятия теме здорового образа жизни. В ходе классной беседы под­ростки ищут ответы на следующие вопросы: что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье? как мое здоровье зависит от меня? Помимо факторов, благопри­ятно или, наоборот, негативно воздействующих на состояние нашего здоровья, необходимо обсудить со школьниками, почему здоровье является необходимым условием и крепкой базой для достижения человеком своих жизненных целей и самореализации.

Также желательно поговорить о тех видах деятельности, которые благотвор­но влияют на организм человека в целом, делая его менее уязвимым при небла­гоприятном воздействии стресса. Особое внимание следует обратить на:

регулярные физические занятия, которые не только помогают чело­веку избавиться от переизбытка адреналина, но и повышают чувство самоконтроля, учат управлять своими мускулами;

положительные эмоции. Кроме активного занятия каким-либо видом спорта, такие эмоции человек получает при занятии танцами, имея интересное хобби, при увлечении подвижными играми или чтением, музыкой, при общении с семьей и друзьями;

питание. Не секрет, что хорошо сбалансированное питание играет важную роль в жизни человека, поскольку способствует сохранению как физического, так и психического здоровья человека. Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих не только их гармоничный рост, своевременное со­зревание систем организма, оптимальные параметры интеллектуаль­ного развития, но и устойчивость организма к неблагоприятному воздействию стрессовых факторов. Поэтому выработка серьезного отношения к своему питанию занимает важное место в системе обуче­ния школьников подросткового возраста эффективному преодолению стрессовых ситуаций. Для обсуждения классный руководитель может выбрать следующие темы: "Какие продукты полезны, а какие вредны для моего здоровья", "Пропускать или нет утренний завтрак","Как лучше питаться во время подготовки к экзаменам" и др.

У подростков, пропускающих завтрак, отмечается тенденция к ослаблению внимания и снижению работоспособности по сравнению с теми, кто регулярно завтракает. Продукты должны быть распределены в течение дня таким образом, чтобы максимально удовлетворить физические и психические потребности человека. Поэтому на этом классном занятии можно попросить учащихся рас­сказать о том, что они едят на завтрак, какие продукты больше всего любят, какие витамины знают, в каких продуктах их больше всего.

Как я контролирую свои эмоции

Как правильно реагировать на критику

Часто одним из стрессовых факторов для подростка становится конфликтная ситуация или критика, направленная в его адрес. Поэтому классному руководи­телю следует уделить внимание и этим вопросам. Основными задачами занятия на тему "Как правильно реагировать на критику" являются следующие:

Научить подростков отличать справедливую критику от несправед­ливой;

Научить учащихся грамотно реагировать на критику;

Развить у школьников умения и навыки конструктивной критики.

В ходе ролевой игры "Искусство критики" подростки учатся правильно критиковать действия друг друга, а также грамотно реагировать на критические высказывания.

Что такое конфликт

В число основных задач занятия на эту тему входит развитие у подростков умения правильно и достойно вести себя в конфликтной ситуации, способности в спорной ситуации искать компромисс, удовлетворяющий интересы всех сто­рон, вовлеченных в конфликт. В ходе дискуссии, проходящей в классе, предла­гается обсудить следующие вопросы:

Какие существуют правила, обязательные для любого общения?

Что делать, чтобы не допустить возникновение конфликта?

Что нужно сделать, чтобы разрешить уже существующую конфликтную ситуацию?

Какие существующие способы решения конфликтных ситуаций эффек­тивны, а какие нет?

В ходе ролевых игр, в которых подростки занимают противоположные стороны конфликта, школьники приобретают навыки грамотного поведения в спорных ситуациях. На занятии происходит моделирование конфликтов с их последующим рассмотрением, а также разбор реальных спорных ситуаций, предложенных самими подростками. В качестве конфликтных могут рассмат­риваться следующие ситуации: конфликт с учителем, вызванный поведением подростка; учитель поставил

Школа — новый ответственный рубеж в жизни ребенка и, к сожалению, начало этого пути не всегда проходит гладко.У большинства первоклашек в течение разного времени наблюдается т.н. школьный стресс. И удивляться этому не стоит. Ведь период, когда дети идут в первый класс, выпадает на 6-7 лет, а это время очередного возрастного кризиса. Сейчас происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к повышенной утомляемости, раздражительности, перепадам настроения. Меняется и характер: в начале кризиса малыш «регрессирует», а затем делает резкий «рывок» в развитии вперед. Теперь понятно, что если такую «ломку» наложить на важную миссию первоклассника, детям и их родителям становится не сладко. О том, какие сюрпризы может преподнести «школьный стресс» и как пережить этот новый, сложный период в жизни ребенка, мы говорили с детским психотерапевтом центра ALTERA Людмилой Баталиной.1. Страх. Если ребенок начинает бояться спать самостоятельно, мочить кровать или у него появляются тики, заикания, значит, дело не обошлось без сильного страха. И чаще всего причиной становится крик или наказания учительницы. Обязательно узнайте у ребенка, как она разговаривает, и поговорите с мамами одноклассников, чтобы подтвердить информацию. Если учительница действительно повышает голос, для начала попробуйте объяснить ребенку, что так она выражает эмоции и зла им не желает. Педагога попросите хотя бы объяснять детям, почему она на них кричит. Если это не поможет, надо менять учительницу или школу, а ребенка необходимо показать неврологу и психотерапевту.2. Бойкот. Начнем с хорошей новости: в первом классе изгои меняются как перчатки, и ребенок, которого категорически не воспринимал коллектив вчера, может стать любимчиком завтра. Все в руках родителей. Во-первых, уговорите ребенка не унывать и начинайте действовать. Поговорите с учительницей, объясните ситуацию и попросите ее чаще хвалить ребенка, давать ему ответственные задания, назначить, например, старостой класса. Это улучшит его имидж в глазах одноклассников. Во-вторых, поговорив с ребенком, выясните, чем интересуются его одноклассники. Возможно, все играют с какой-то игрушкой, которой у вас нет. В таком случае лучше ее купить. Также можно предложить ребенку пригласить несколько одноклассников домой и устроить чаепитие или сводить всю компанию, например, в зоопарк. Если все эти ухищрения не изменят ситуацию, значит причина в самом ребенке (в его поведении), и проблему нужно решать совместно с психологом.3. Устаолсть. Для некоторых детей школьная нагрузка оказывается просто непосильной (из-за возраста или особенностей нервной системы). Такие ребята уже через 15 минут теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Вы можете заметить, что ребенок быстро устает и рано ложится спать. Помочь первоклашке можно, изменив его режим дня. Отмените все кружки и секции в течение первого года обучения. Следите, чтобы в 21.00 ваш ребенок уже отдыхал, и обязательно старайтесь забрать его со школы до дневного сна (не оставляйте на продленку). Помогайте ему с уроками, и, конечно, обязательно ежедневно гуляйте на свежем воздухе. Если это не помогает, поговорите с учительницей об одном «выходном» в неделю, когда вы будете просто заниматься дома. А у вашего педиатра спросите о дополнительном приеме витаминов и микроэлементов.4. Протест. Как правило, протестующие против чего-то малыши становятся агрессивными: они непослушны, нарушают дисциплину на уроке, на перемене, ссорятся с одноклассниками, мешают им играть, отказываются идти в школу, ломают игрушки или школьную канцелярию и т. д. Так первоклашка выражает протест новой системе и родителям. Важно выяснить, с чем это связано. Во-первых, сами поинтересуйтесь у учительницы об отношениях ребенка с одноклассниками, о том, как он ведет себя на переменах и на улице. И помните, что ребенка нужно поддерживать в любой ситуации и напоминать, что вы хотите ему помочь. Даже если учительница отчитывает перед вами чадо, не спешите тягать его за ухо перед всем классом и становиться на сторону педагога. Молча выслушайте ее точку зрения, поблагодарите и скажите, что обязательно выясните все дома. Чтобы разобраться в ситуации, вы должны выслушать и мнение ребенка, а если вы унизите его прилюдно, он может перестать вам доверять. А учительницу попросите в следующий раз ругать вашего ребенка наедине. Дома спокойно объясните ребенку, что он — часть коллектива, в котором есть свои законы. Например: «Понимаешь, в школе не принято вскакивать, если ты знаешь ответ. Нужно просто поднять руку. Пойми, это такие правила, и их нужно соблюдать всем».5. Замкнутость. Некоторые первоклашки начинают замыкаться, часто плакать, краснеть, теряться даже при малейшем замечании учителя. Главная задача родителей — ежедневно расспрашивать ребенка о том, что происходит в школе, как изменилась его жизнь, комфортно ли ему сейчас. Спросите о его соседе по парте, об их отношениях, о «хороших» и «плохих» по его мнению, ребятах в классе, о обеде в столовой. Даже в таких, казалось бы, мелочах, может раскрыться причина проблемы. Узнав ее, попытайтесь совместно с ребенком найти выход (например, попросив учительницу пересадить). Если малыш категорически не хочет рассказывать, попробуйте выведать информацию с помощью историй из своей жизни. Скажите: «А знаешь, когда я пошла в школу, у меня были проблемы...». И наведите парочку разных примеров. Возможно, это позволит малышу разговориться.Специалисты говорят, главное войти в контакт с ребенком, помочь ему расслабиться и привыкнуть к незнакомой среде. Тогда Вы сможете спокойно заниматься своими делами, пока Ваше чадо вместе с другими школьниками познают окружающий мир через призму школы.По материалам segodnya.ua

Словом «стресс» частенько злоупотребляют, используя его к месту и не к месту. Чуть испортилось настроение - «у меня стресс»; неудачный день и всё валится из рук - «не знаю, стресс, наверное». Жонглирование этим термином и его постоянное муссирование в СМИ приводит к обратному эффекту - мы перестаём к нему относиться серьёзно, воспринимая порой важные тревожные звоночки от близких людей за недостойное внимания нытьё.

Совсем недавно мы писали про . В одном из комментариев мы получили отклик выпускницы, полный отчаяния:

За 11 класс похудела на 10 кг, во время экзаменов ещё на 4,
2 недели лежала в реанимации, потом почти пол-лета в разных больницах, в т.ч. в психиатрической, до сих пор лечусь:(

То, о чём написала эта девушка - и есть сильный эмоциональный стресс, сопровождающийся истощением нервной системы, и вызван он неспособностью контролировать свою реакцию на запросы социальной среды.

Жизнь человека в целом состоит из череды переходов из состояния стабильности в состояние кризиса. Это совершенно нормальный ход событий, тем не менее, неизменно вызывающий у нашего организма определённую реакцию, даже если особо важные/неприятные/ответственные события предсказуемы.

Вы каждый день ездите в автомобиле на работу и точно знаете, в каком месте города встанете в пробку, и всё равно нервничаете, когда в ней оказываетесь. Вы прекрасно осведомлены о том, в какой день вам сдавать отчёт, но с приближением дедлайна не можете не переживать. Каждый школьник знает дату контрольной или экзамена, но подготовка к ним, вопросы родителей, напоминания учителей создают дополнительное нервное напряжение. На фоне завышенных запросов от внешней среды - неважно, реальны эти запросы или лишь так воспринимаются психикой, загнанной в угол реакцией тревоги - и могут дать сбой адаптационные механизмы.

Дети находятся в состоянии постоянной адаптации; в общем-то, как и взрослые, но адаптационные процессы у детей происходят гораздо интенсивнее. Как и их сбои. Задача ребёнка, вступившего в школьный возраст - продолжать осваивать систему межличностных воздействий и содержание человеческой культуры. Если выразить проблему достаточно прямолинейно и грубо, то, насколько успешно проходит это освоение и насколько благоприятная среда для этого создана, можно понять по тому, как происходит процесс адапатции и как проходят возрастные кризисы.

Иными словами: если ребёнок дезадаптирован, постоянно проявляет стрессовые реакции, в этом участвуют два основных фактора: первый - сама структура личности ребёнка, склонная к подобным реакциям; второй - внешняя среда, то и дело подбрасывающая неадекватно высокие запросы. И эти два фактора находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

А на какой из этих факторов для своего ребёнка способны оказать непосредственное влияние именно вы? Правильно, на атмосферу среды, которая его окружает.

О том, как следует действовать взрослому человеку, чтобы не создавать дополнительный источник стресса для ребёнка школьного возраста, нам ответиила семейный психолог Анна Девятка .

Анна Девятка

практикующий семейный и личный психолог, гештальт-терапевт

Личность развивается благодаря преодолению сложностей и выдерживанию психоэмоционального напряжения, связанного со стремлением преодолеть стрессовую ситуацию и добиться успеха. Рассматривая стресс с позитивного ракурса, можно сказать, что стресс - это одна из ступенек взросления.

Поэтому, рассказывая про источники школьного стресса, мы обозначим позитивный прогноз преодоления ситуации и возможные действия взрослого человека.

Общая структура преодоления стрессовой ситуации выглядит так:

    Независимо от возраста важна вера в себя и надежда на то, что вы справитесь;

    Определение источника стресса;

    Фантазия о том, какой результат хотите получить после преодоления ситуации;

    Осознание, чего именно не хватает для успешного преодоления. Поиск этого ресурса;

    Понимание, может ли ребёнок наработать опыт преодоления ситуации сам, или здесь нужна помощь взрослого. Иногда ребёнку достаточно эмоциональной поддержки от близких, а иногда взрослым необходимо включиться в ситуацию и решать её на уровне взрослый-взрослый, например, поговорить с педагогом.

    После преодоления ситуации необходимо дать признание ребенку, закрепить его представление о том, что он смог успешно преодолеть сложность и теперь это его опыт в копилке успехов.

А теперь давайте подробнее разберем несколько классических источников школьного стресса.

1 ситуация: Адаптация в первом классе

Источники стресса связаны с появлением новых требований к ребенку, а значит, и новых правил, которые нужно соблюдать и в рамках этих правил выстраивать отношения с учителем и сверстниками. Новые правила появляются не только у ребёнка, но и у всей семьи – ведь раньше общиий ритм дня и недели подстраиивался под дошкольный образ жизни. Теперь ситуация изменилась и взрослым приходится передоговариваться между собой по бытовым вопросам: кто отводит ребенка в школу, кто забирает, как включить всё это в график работы взрослых. Можно сказать, что адаптацию к первому классу проходит вся семья.

К возможным стрессам нужно готовиться заранее, поэтому очень рекомендуется отдать будущего школьника ина подготовительные занятия именно в ту школу, где потом планируется обучение. И совсем замечательно, если ребёнок пойдёт в один класс со своим другом или подругой.

2 ситуация: Негативная социальная оценка или сверхпозитивная социальная оценка

В стенах школы самым авторитетным взрослым для ребенка становится учитель. По сравнению с прошлыми дошкольными временами ярче воспринимается оценка действий ребенка со стороны педагога, которая сопровождается прохождением кризиса компетентности-некомпетентности у младшего школьника. Источником стресса в данном случае будут неадекватно завышенные или заниженные требования к ребёнку со стороны педагога. Как следствие, ребёнок может либо постоянно находиться в напряжении и зубрить не ради знаний, а ради того, чтобы оправдывать ожидания взрослого. Негативная оценка опасна чрезмерной снисходительностью по отношению к ребенку - он чувствует, что от него многого не ждут, и это снижает стремление учиться.

Стабилизироваться в данной стрессовой ситуации ребенку помогают родители. Именно родители знают своего ребенка лучше всего и понимают, на что он способен. Родителям необходимо наладить контакт с педагогом на уровне взрослый-взрослый, чтобы освободиться от возможного клейма «очень способного» или «бестолкового». Так ребёнок получит больше свободы выражать себя через обучение.

3 ситуация: Сложности в общении

Наиболее болезненно они воспринимаются в подростковом возрасте, когда ребенку важно признание сверстников и уважение его как личности. Каждая проблемная ситуация в общении является источником стресса, поэтому важно, чтобы у подростка был близкий человек, к которому он прислушивается и может рассказать о своей проблеме, не нарвавшись на осуждение или нравоучения. Задача взрослого - поддержать ощущение успешности ребёнка, снизить драматическое восприятие ситуации, помочь порассуждать - вдруг всё совсем не так, как ему кажется внутри своей ракушки? Хорошо, если есть возможность поддержать ребёнка, отправив его на тренинги общения.

4 ситуация: Переход из школы в школу или из класса в класс

Смена коллектива, места обучения и правил - всегда стрессовая ситуация. Ребёнку важно объяснить, что первое время необходимо потратить на «ориентирование на местности», не нужно дружить с первым встречным, важно присмотреться к одноклассникам, понять, кто тебе нравится и с кем хотел бы дружить, и только после этого делать шаги к сближению.

Также важно понять, какие требования предъявляют педагоги и насколько школьник им соответствует. Если необходимо, подтянуть знания.

На школьные годы приходится активное развитие личности ребенка, развитие самооценки, самостоятельности и уверенности в своих силах, умения учиться новому и общаться с людьми. Это 11 лет непрерывного развития, кризисных скачков, маленьких трагедий и побед. И для детей, и для родителей. Обе эти стороны будут 11 лет находиться в постоянном адаптационном периоде. И к нему нужно, как бы это ни звучало, учиться адаптироваться.