Как развить в себе самоорганизованность. Восемь способов улучшить свою самоорганизацию. Причина четвёртая: Неумение отдыхать

Многих людей, всерьез задумывающихся об искусстве тайм-менеджмента, волнуют вопросы, связанные с организацией времени. Бизнесмены и начинающие фрилансеры сумели почувствовать на себе, насколько важно и значимо правильно распоряжаться своим

«Как жаль, что в сутках только двадцать четыре часа! Сколько дел можно было бы переделать!» - вздыхают они.

Необходимо заметить, что очень важно грамотно подходить к процессу планирования, тогда и двадцать минут в день можно употребить с пользой и большой выгодой для себя. Самоорганизация - это ответственный и трудоемкий процесс, которому можно и нужно учиться. Данная статья посвящена людям, которые хотят с пользой распорядиться волшебным сокровищем - временем - и достичь в жизни своих целей.

Почему важно планировать время?

Время - единственный невосполнимый ресурс. К примеру, если у человека пропали деньги, то это, конечно, неприятно, но их всегда можно заработать, тем самым, утрата будет восполнена. Приятного в этой ситуации мало, но из нее всегда есть выход. Время же вернуть нельзя. Никому еще не удавалось возвратиться в прошлое, чтобы исправить ошибки молодости. У нас есть только настоящее. «Здесь и сейчас» - вот лозунг уверенных в себе, Неудачники живут либо в прошлом, либо в будущем, они постоянно упускают реальные возможности, которые жизнь предлагает в данную минуту.

Теория самоорганизации подразумевает, что личность, осознавшая необходимость четкого планирования своей деятельности, будет неотступно контролировать собственные желания и следить за временными промежутками, которые уходят на выполнение того или иного занятия. Как правило, такие люди преследуют высокие цели и хотят стать успешными.

Как правильно организовать день

Чтобы четко ответить на этот вопрос, личность должна представлять себе цель и задачи целого дня. Ведь если утро началось бесцельно, вы лениво болтали с домашними, потом чуточку смотрели телевизор, все мечтая попозже заняться планированием, скорее всего, этот день уже потерян. Вы запустили программу лени, и вам совершенно не хочется предпринимать активные шаги. Тогда лучше сделайте его выходным, и вам не придется ни о чем жалеть.

Заниматься планированием будущего дня лучше накануне вечером. Так больше вероятности, что вы не упустите значимые детали, и у вас возрастут шансы подружиться со временем, чтобы в дальнейшем оно работало на вас, а не вы на него. Развитие самоорганизации начинается с твердого желания и умения ограничить себя в том, что мешает вашему движению вперед.

Эффективная деятельность

Чтобы работа была в радость, и в понедельник утром вам хотелось бежать в офис, она, безусловно, должна быть любимой. Если вам надоело изо дня в день выполнять один и тот же регламентированный набор определенных действий, задумайтесь, возможно, вы занимаетесь не своим делом. Никогда не поздно все исправить, однако, вы должны располагать необходимыми ресурсами и силами.

Самоорганизация - это умение построить дело таким образом, чтобы оно эффективно работало и приносило пользу. Заметьте, что среднестатистический человек работает в неделю 40-45 часов. Бизнесмен, желающий стать успешным, проводит в работе более 80-100 часов за семь дней. Разница огромна. Кроме того, у наемного работника иногда отсутствует мотивация плодотворно работать: с понедельника он начинает мечтать о пятнице, когда приблизятся, наконец, выходные. Тот, кто развивает собственное дело, устает гораздо меньше, потому что деятельность приносит радость и состояние вдохновения. Хочется работать, самосовершенствоваться.

Время для отдыха

Никогда не забывайте вовремя восстанавливать силы. Иначе можно даже на любимой работе дойти до перенапряжения, что способно негативно отразиться не только на производительности труда, но и на здоровье. Копирайтеру, например, следует заботиться о сохранности своего зрения, правильной осанке. Часто от сидячей работы и вес незаметно начинает прибавляться, поэтому совершенно нелишним становится делать физические упражнения и больше двигаться. Делайте разумные перерывы в работе, не забывайте о здоровье. Если почувствовали боль в глазах, немедленно остановитесь.

Семейные задачи

Несмотря на всю важность нельзя обходить вниманием близких людей. Да, очень важно сделаться успешным, но если это достигается за счет сокращения взаимодействия с вашей семьей и друзьями, то в итоге плоды этих титанических усилий не принесут вам ожидаемого удовлетворения. Условия самоорганизации не должны вгонять вас в настолько жесткие рамки, которые вы не могли бы изменить при желании. Больше занимайтесь детьми, устраивайте себе выходные. Пусть это станут четко фиксированные дни недели, так будет проще всем. И когда вы не работаете, дарите любимым радость!

Самореализация

Самоорганизация - это, прежде всего, эффективное движение к намеченной цели. Чтобы стать успешным, вы должны быть уверены в том, что движетесь в правильном направлении. Поэтому так важно найти свое предназначение, а не просто заниматься вслед за лучшим другом. Ищите себя, пробуйте, а когда найдите, уделяйте побольше времени саморазвитию. Социальная самоорганизация выражается в необходимости нести другим людям свет и добро, служить им через эффективно выполняемую деятельность. Состоявшийся человек счастлив от того, что приносит пользу окружающим.

Таким образом, самоорганизация - это необходимый шаг для От того, насколько эффективно человек использует свое время, целиком и полностью зависит его будущее.

Иногда даже самого занятого человека может преследовать ощущение, что у него слишком много времени уходит на несущественные дела. Бывает ли, что перед тем, как приступить к работе, вы пять минут ищете потерянный документ, еще пять минут – нужное сообщение в электронной почте, заваленной кипами виртуального спама? Таким образом, за сутки набегает целый час, который потрачен на поиск потерянных вещей. И это всего лишь за одни сутки – затем эти часы суммируются и год за годом превращаются в целые дни и недели.

Множество людей страдают от плохой самоорганизации. И, в то время как они могут утешать себя, что творческий человек способен эффективно работать среди царящего вокруг хаоса, такая неорганизованность в итоге может стоить очень дорого. Например, повышения, которое ускользнет прямо из-под носа из-за недостатка нужных качеств. Отсутствие дисциплины увеличивает количество стресса, а также снижает креативность. В общем, оно не позволяет человеку быть эффективным и дотягивать до своих потенциальных возможностей.

Пять советов, которые улучшат навыки эффективной самоорганизации

Давайте рассмотрим несколько способов, которые позволят повысить формирование навыков самоорганизации, и, таким образом, приблизить к достижению желанных целей.

1. Используйте записную книжку .И по сей день она остается одним из мощнейших инструментов самоорганизации. Вы можете записывать важные мысли во время разговора с руководителем или с коллегами. Или же она поможет зафиксировать нужную информацию при общении с клиентом по телефону. Так или иначе, все необходимые данные будут собираться в одном месте. Вам больше не придется полагаться лишь на свою память – ведь события в современном мире сменяются настолько быстро, что человеческий мозг просто не в состоянии в течение длительного времени удерживать нужную информацию.

2. Ежедневно уделяйте около пятнадцати минут на то, чтобы организовать свой день . Это может быть написание списка дел накануне вечером, или же подготовка к предстоящему рабочему дню. Важно, чтобы ваше время не расходовалось стихийно – качественно продумав дела, которые должны быть выполнены и то, что необходимо для работы, вы повысите свою эффективность в разы.

3. Каждой вещи – свое место . Некоторые мамочки учат своих детей, что их игрушки и другие вещи должны иметь свой собственный «дом». Попробуйте стать на время для себя такой «мамочкой». Пускай «домом» для ваших ключей станет определенное место на полке. Как насчет одежды, журналов, пишущих принадлежностей? Приучив себя к порядку, вы сможете сэкономить немало времени и оградить себя от лишнего стресса.

4. Регулярно наводите порядок на своем рабочем столе . Часто он становится той зоной, где скапливается огромное количество старых бумаг, ненужных проектов и других не имеющих отношения к делам документов. Уборка является одним из лучших способов организовать свое пространство для более продуктивной работы.

Если же вы боретесь с плохой организованностью дома – то первым шагом будет избавление от бесполезных вещей и наведение чистоты. Выбросьте старую одежду, выходящие из срока годности лекарства, ненужные предметы.

5. Разработайте систему поддержки порядка . Однажды избавившись от хлама и наведя чистоту, вы испытаете чувство огромного облегчения. Но спешим предупредить – оно вряд ли продлится долго. Вещи вокруг вас будут упорно стремиться к энтропии – этому поспособствуют потоки новых предметов или документов. Чтобы противостоять им, разработайте собственную систему поддержания порядка. Например, своевременное уничтожение ненужных файлов поможет предупредить скопление мусора на рабочем столе.

Научиться быть организованным – непростая задача. Однако при желании она под силам любому. Внедрите в свою жизнь описанные правила – и скоро вы обязательно начнете наслаждаться теми результатами, которые принесут организованность и дисциплина.

Недавно я писал о самодисциплине – было две довольно подробные и основательные статьи: собственно и . Сегодня – небольшое, но, надеюсь, довольно ценное и неочевидное дополнение, которое поможет научиться себя организовывать чуть лучше.

Когда организуешь себя для какого-то дела, пытаешься ставить цели и достигать их, тебя в той или иной мере осаждают посторонние желания и мысли, зачастую приходится делать то, что не хочется. Любая работа, даже самая творческая по своей сути так или иначе связана и с рутиной.

Или иначе. Есть желание что-то делать (зарядку, вести дневник, учить иностранный язык – и еще неслабая вереница стандартных примеров), но это желание скоро исчезает, человеку не хватает регулярности. Недельку-другую держится – а потом…

У меня такая ситуация была с личным дневником. Я несколько раз начинал его вести – и это продолжалось несколько недель, а потом забрасывал (не было быстрых результатов и обратной связи от читателей, как в случае с блогом). Наткнувшись же через год-два на старые записи, я получал прямо-таки вагон и маленькую тележку ценной пищи для ума, множество возможностей понять и проанализировать себя.

Я хотел вести дневник – пусть даже не всегда было что записывать. С , прости Господи, было все в порядке (человеческим языком говоря: это было мое настоящее желание). Я мог заставить себя делать записи каждый день – но в таком дневнике, как я понимаю, толку немного.

Решение оказалось очень простым. Причем даже не гениально-простым, а именно простым и логичным, до него было легко дойти, если бы правильно ставить задачу.

Я часто записываю свои рабочие размышления на черновике. Так удобнее думается, начертив схемку или выписав в столбик список вещей, которые в это время занимают сознание, гораздо проще принять решение. Я просто стал делать эти записи в ежедневнике, последовательно заполняя его страницы. В итоге я и получил что хотел – материал для самоанализа в будущем. Это получился не совсем дневник, но в данном случае никакой разницы нет.

Зачем я это рассказал?

Затем, чтобы продемонстрировать на простом примере механизм самоорганизации – точнее, способ, который может помочь организовать себя для выполнения дела, которое по каким-то причинам выполняется со скрипом.

Механизм таков:

1. Понять, что конкретно вам нужно. (В моем случае – субъективные записи, помеченные датами)
2. Повертеть головой влево-вправо и найти дело, которое вы делаете просто так, регулярно. (В моем случае – наброски для принятия решений, рабочие размышления)
3. Совместить то, что нужно, с тем, что и так делается.
4. PROFIT!!!

В качестве дела, которое вы делаете просто так, может также выступать:

— проблема, требующая решения
— дело, которое можно делать по-другому
— хобби, которое можно слегка модифицировать
— хобби друга, которое можно слегка модифицировать;)

Короче. Главный совет этого поста, который может помочь вам стать чуть более организованным по жизни:

Чтобы организовать самого себя для выполнения какого-то дела, постарайтесь найти другое дело, так, чтобы можно было убить двух зайцев

(Хотя мне больше нравится такая формулировка: У вас есть проблема? Натравите ее на другую проблему!)))

Подобные «лайфхаки» часто называют . Я бы назвал сегодняшний совет несколько более честно. Например, так: «принцип эффективного мышления». Как-то длинновато, правда, получилось…

Ну да ладно. Переходим ко второй половине статьи. Все вышенаписанное – тоже важно и полезно в плане организации себя, но ради такого совета я бы не стал огород городить пост писать.

На рассмотренном примере отлично выявляются некоторые другие закономерности, о которых тут уже писалось ранее. Поняв это, я лишний раз осознал, насколько все в жизни взаимосвязано, насколько сходны причины у самых разнообразных проблем и неопрятностей . От неумения организовать себя – до увлечения поп-психологией и проблемами с , мотивацией, самодисциплиной.

Судите сами:

— моя изначальная проблема (неумение организовать себя для ведения дневника) была вызвана нечетким представлением о том, чего я, собственно, хочу. Сознание просто скользнуло в привычную, шаблонную сторону – дневник? Дневник!
(а ведь любое развитие может протекать только если разум свободен от шаблонов – или хотя бы усиленно с ними борется)

— можно сказать и по-другому: проблема проистекала из неумения (нежелания?) анализировать удачи и неудачи);

— а можно и так: я пытался делать что-то, чего на самом деле не хотел. Когда заходит речь об организованности и самодисциплине – значит, дело не вяжется с вашими желаниями. Однако я продолжал попытки вместо того, чтобы остановиться и подумать.

Самоорганизация - процесс упорядочения элементов за счет внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия. Это наиболее общее определение термина, которое, во многом, послужит и нам. Ведь его можно перенести и в самообразование, при котором учебный процесс или отдельные его части нужно уметь организовать самостоятельно, исходя из индивидуальных целей, наличия времени, специфики образовательного материала. Это не отдельная задача, стоящая перед каждым, кто задается вопросами самообучения, а ценный навык современного человека. И далее в этом уроке мы опишем этапы формирования и его составляющие; создания собственного алгоритма, помогающего следовать плану обучения.

Самоорганизация: от навыка до стиля жизни

Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация - это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении.

В рамках тренинга и в этом уроке в частности мы будем говорить о самоорганизации как навыке. Между тем, это не совсем верно, хотя для удобства мы и будем использовать такое определение. Самоорганизация в некоторой мере является консолидацией нескольких умений. В большинстве своих трактовок она включает, а, следовательно, и тесно связана с такими навыками как , организационные способности (с приставкой «само» разумеется - речь не об организации мероприятий, а о развитии нужных качеств, таких как пунктуальность, склонность к порядку и планированию, приоритизация, правильная ). При этом все написанное в той или иной мере будет справедливо в отношении самообразования, но нужно понимать - самоорганизация развивается как стиль жизни, а не как отдельный элемент его составляющий.

Исходя из этого, самоорганизация как навык должна развиваться комплексно. Более того, она нуждается в постоянном поддержании в активном состоянии, системе контроля и реакции на изменения, как внутреннего, так и внешнего характеров. Психологи и педагоги при определении процесса самоорганизации выделяют в нем следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция. По сути, их можно расценить и как этапы, которые необходимо пройти для развития навыка. А уже его оттачивать, гибко настраивая для разных задач в течение жизни.

При этом следует понимать, что теория нужна лишь для получения общего представления и структуризации знаний. Ниже мы также опишем некоторые практические аспекты, из совокупности которых фактически и строится «бытовая» самоорганизация, необходимая для любой успешной деятельности (в том числе и самообразование).

Этапы создания системы самоорганизации

Целеполагание

Задача - стать организованным - должна решаться путем постановки небольших целей и их достижения. О важности умения ставить цели в самообразовании было сказано в первом уроке. Аналогично ситуация обстоит и в таком ее аспекте как самоорганизация - именно с этого стоит начинать работу в данном направлении. По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый - над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй - каким должен быть итог работы?

Анализ ситуации

Этот этап - экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед вами вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.

Планирование

Следующий этап - планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Если отойти от теории это может показаться сложным, но на деле большинство из нас может с легкостью определить те действия, которые нужно начать совершать для изменений, в противовес устоявшемуся положению дел. Нужно лишь структурировать их и оформить в план.

Волевая регуляция и коррекция

Выработка привычек

Самоорганизация это комплексный навык, состоящий из комбинации личностных качеств и мелких привычек. Выработка привычек - процесс во многом сходный по своей природе, вне зависимости от того, говорим ли мы о чтении профессиональной литературы минимум 15 минут в день или о еженедельной уборке квартиры. Детальнее о развитии привычек читайте в наших статьях и .

Органайзеры и прочие «помощники»

Быть более организованным, да и просто держать в голове все необходимые данные, будь то связано с образованием или любой другой деятельностью, помогут многочисленные специально предназначенные для этого инструменты. Благо в наш информационно-технологический век недостатка в них нет. Рынок предлагает достаточное количество вариантов - от заточенных под конкретные рабочих тетрадей и ежедневников до мини-программ и приложений для смартфонов и планшетов. Канбан-доски, электронные списки задач, онлайн-календари - короткий список категорий. Более специфичными в области самообразования можно считать worksheets - специально разработанные для нужд обучающихся тетради. Они предлагаются для более успешного освоения . Развиваются и сервисы интерактивного взаимодействия - в онлайн-классе вы можете «сидеть» за партой, имея возможность общения с учителем и одноклассниками. В целом, онлайн-образование переживает сейчас настоящий бум, предлагая много не только интересных, но и функциональных инструментов для саморазвития.

Популярные заблуждения о самоорганизации

Напоследок - некоторые заблуждения, которые связаны с таким полезным навыком как самоорганизация. Их выделяет в книге «Самоорганизация по принципу «изнутри наружу»» - специалист в области личной организованности и тайм-менеджмента.

Способность к самоорганизации - это врожденная характеристика личности . Отдельные люди более дисциплинированы и организованы в силу природных способностей. Это справедливо лишь в незначительной мере. На самом деле мы говорим о навыке, который можно развить. Кому-то процесс дается легче, кому-то сложнее, но развить его может любой.

Чтобы стать организованным - нужно долго и упорно трудиться . Доля правды здесь есть, но на самом деле это не так. Пройдя процесс один раз, и вынеся нужные уроки, в дальнейшем будет гораздо легче. Это как уборка дома, где давно никто не убирался. Сначала нужно приложить много сил, но в дальнейшем, если поддерживать порядок постоянно, будет не так сложно, как в первый раз.

Самоорганизация - не статичный процесс, поддерживать определенный порядок постоянно невозможно . Тот порядок, который организован в одних условиях, вполне может оказаться неактуальным для другого человека в других условиях. Но это не будет значить, что самоорганизация не работает в обоих случаях. Очевидно, что этот процесс необходимо адаптировать под нужды разных людей - он будет разным для офисного работника и мамы с грудным ребенком. Но как навык, самоорганизация состоит из деталей, которые идентичны в любых случаях. Это как детский конструктор - из него можно построить как дом, так и автомобиль.

Тратить время на самоорганизацию непродуктивно . Ведь организация со временем приходит сама собой, достаточно постепенно «влиться в течение», поэтому учиться ей не обязательно. Но в данном отношении все немного сложнее. Речь идет не только о порядке вещей или правильной организации пространства. Самоорганизация является важной составляющей тайм-менеджмента и окупится многократно, поскольку в перспективе, с выработкой личной системы, будет способна помочь и в деле экономии времени, и его рационального использования, и повышения эффективности.

Успешного вам освоения навыка!

Этот урок поможет заложить лишь основу формирования первичных умений и навыков самоорганизации, совершенствовать которые нужно будет самостоятельно. Возможно, мы сейчас озвучим непопулярную мысль, особенно для тех, кто верит в быстрые результаты, но в данном направлении нужно будет работать в течение жизни. Советы из данного урока носят глобальных характер, их цель - указать знаковые вопросы развития самоорганизации (а также возможные проблемы и способы их решения), которая тесно связана не только со способностью учиться, но и любой другой деятельностью человека (работа, отдых). В интересующей нас области основное внимание нужно уделять тем аспектам, от которых непосредственно зависит обучение. Задача их определения сугубо индивидуальна но, скорее всего, вам, для того чтобы успешно самостоятельно обучаться, не понадобится отдельно работать над навыком самоорганизации. Комплексная работа подскажет необходимое направление, сориентироваться в котором, как мы надеемся, вы сможете благодаря этим урокам.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

НАТА КАРЛИН

Самоорганизация личности – это процесс четкого регулирования собственного времени, и дисциплины. Чтобы добиться успеха в большом деле, нужно знать его структуру и не забывать про ежедневное планирование своего дня. Нужно не забывать, что ценнее обычного времени ничего не существует. Чтобы стать самоорганизованным человеком, необходимо развивать в себе , ответственность и обязательность.

Основы самоорганизации личности

К последнему пункту относится и питание. считаются не только курение, прием алкоголя и наркотиков. Нас «убивает» также неправильное питание. Не ешьте жирную, острую и копченую пищу. Выпивайте 2 литра простой (негазированной) воды ежедневно. Займитесь собственным телом – спорт вам поможет в этом. Ложитесь спать и вставайте по утрам в одно время. Ищите в жизни позитив.

Запомните, что вас никто со стороны контролировать не будет. Каждое действие и мысль вы должны оценить самостоятельно, и принять единственно верное решение.

Самоорганизация личности с научной точки зрения

Одна из ключевых проблем теории педагогики – саморазвитие и самоорганизация личности каждого учащегося, в особенности – студента. Успех обучения в ВУЗе напрямую зависит от личностных качеств обучаемого. От этого зависит уровень овладения знаниями, и самоорганизация. Психологи считают, что начало обучения в высшем учебном заведении считается переходным моментом между простой (репродуктивной) его формы на следующие стадии психического состояния и активного сознания. В данном случае, контролировать молодого человека уже некому. Исчезают родители, которые проверяли уроки, и учителя, которые заставляли доучиться до 11 класса, чтобы получить обязательное среднее образование. Теперь успех процесса зависит только от уровня самоорганизации студента, и желания .

Если обобщить понятие «самоорганизация студента», то оно уместится в одном слове – «самопродвижение». Это управляемое сознанием человека достижение определенных благ путем строгого контроля за собой.

Психологи разделяют четыре варианта определения самоорганизации личности:

Личностный. Сторонники данного варианта самоорганизации личности полагают, что процесс становления происходит только через самопознание себя, как единственного двигателя к достижению поставленных целей. Данная теория основана на зависимости уровня самоорганизации от уровня интеллектуального развития, силы воли, нравственных качеств и эмоциональной устойчивости индивидуума. Человек с подобными характеристиками способен самостоятельно воплощать задуманное в жизнь с помощью усилий воли и желания к самосовершенствованию. От зависит мотивация человека к дальнейшим действиям и достижению следующих целей.
Деятельностный. В данном случае на первый план ставятся такие качества личности, как профессиональные навыки, умения, систематизация и управление процессами, состоящими из последовательных операций. Последователи теории деятельностного подхода считают, что образование — это основной процесс, предшествующий организации и самоорганизации человеческой личности.

В этом варианте самоорганизация – это умение собирать воедино все знания и ресурсы, которые приобрел человек с целью , построения выводов и цепочек, ведущих к самоорганизации. В данном случае элементами самоорганизации принято считать целеустремленность, строгую дисциплину и контроль за собой, планирование и расстановку приоритетов.

Интегрированный. В данном случае процесс самоорганизации личности считается совокупностью факторов деятельностного и личностного подходов. Элементы первого и второго тесно переплетены между собой, и служат достижению единственной цели.
Технический. Практики-психологи в последнее время делают упор на данный вариант подхода к самоорганизации личности. Технические средства, изучение их работы, и применение на практике повышают интенсивность рабочего процесса и эффективность труда. К данной категории относятся методы научной организации, такие как , самоменеджмент (индивидуальный менеджмент), способы научной организации деятельности. В данном случае полагается, что самоорганизация личности достигается только четким планированием времени.

Как правило, в роли движущей силы к достижению самоорганизации выступает совокупность многих процессов. Каждый психолог старается делать упор на тех факторах, которые по его мнению становятся основополагающими в этом процессе.

Если вдуматься в то, что говорят ученые и собрать воедино все качества, присущие процессу самоорганизации, то создается впечатление, что они пишут программу для роботов-андроидов, имеющих уровень сознания, достаточный для принятия решений. Кроме того, их теории исходят их того, что правила самоорганизации личности прописаны в виде постулатов, и не терпят лирических отступлений. Ее результат – достижение конкретных целей, и по-другому просто быть не может. В данном случае компьютерная программа не подходит. Поэтому большинство ученых-психологов сходятся во мнении, что процесс достижения самоорганизации личности должен опираться только на личностные качества человека.

Духовная культура как часть самоорганизации личности

Духовная культура личности складывается из совокупности следующих качеств человека:

Уровня образования;
Религиозных убеждений;
Количества и качества потребностей;
Наличия навыков, умений и способностей;
Желаний, мечтаний и поставленных целей.

Человек не робот, это существо, имеющее душу. Она должна быть способна к сопереживанию, полна оптимизма или пессимизма, доверия или разочарования. Каждая личность должна стремиться к самосовершенствованию, самопознанию, и самоорганизации.

Стремление человека к духовному развитию заложено в нем природой. Поэтому степень самоорганизации напрямую зависит от психологической среды, педагогических условий и возможностей, представляемых к формированию человека на духовном уровне.

Психологи считают, что гуманитарные науки являются основой культурного развития личности. Понимание прекрасного вызывает в человеке те порывы, которые и отличают его от животного. Стремление стать лучше, изменить этот мир, жить по законам и заповедям, прописанным в Библии – все это основы самосовершенствования, ведущие к высотам самоорганизации. Прививаемые человеку с детства духовные ценности становятся для него ориентиров для действий и поступков на протяжении жизни.

Поэтому важно в воспитании подрастающего поколения выбирать правильную последовательность развития в душе ребенка личностных качеств. Родители, как никто другой, знают интересы и пристрастия своего чада. Старайтесь развить в нем эти данные. А школа, давая среднее образование, не должна забывать о том, что души детей – это пластилин из которого вылепить можно все, что угодно.

С одинаковой вероятностью можно создать высокодуховные личности, которые стремятся к самопознанию, самоорганизации и самосовершенствованию. Для этого и направить их мысли и стремления в правильное русло. Или пресечь порывы юных душ в самом начале пути. Это навсегда убьет в маленьком человеке желание даже думать, что в этой жизни все зависит только от него.

20 января 2014