Какие бывают орфограммы в русском языке. Упражнения на все виды орфограмм русского языка. Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
ГРУППЫ ОРФОГРАММ
1.) Орфограммы в корне слова . 2.) Орфограммы в приставках
1. проверяемая гласная приставки,которые пишутся всегда одинаков
2. непроверяемая гласная приставки на З, С
3.чередующаяся гласная пре -, при -
4. проверяемая согласная И-Ы после приставок
5. непроверяемая согласная
6. О – Е после шипящих и Ц
7. И – Ы после Ц
3.) Орфограммы в суффиксах 4.) Орфограммы в окончаниях
1. О-Е после шипящих О-Е после шипящих
2. И-Ы после Ц И-Ы после Ц
3. ЧИК, ЩИК в существительных окончания существительных
4. ЕК, ИК в существительных прилаг. , причастий
5. К, СК в прилагательных глаголов
6. Н, НН в прилагательных
8. Н, НН в наречиях
9. ОВА (ЕВА) – ИВА (ЫВА)
10. УЩ (ЮЩ) – АЩ (ЯЩ)
11. О-А на конце наречий
5) НЕ и НИ с разными частями речи
1. НЕ с сущ; прил; наречиях;
2. НЕ с глаг; дееприч; кр. прич;
3. НЕ с причастиями
4. НЕ и НЕ в местоимениях и наречиях
6)Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
1. сложные существительные
2. сложные прилагательные
3. местоимения
4. наречия
5. частицы
6. междометия
7. предлоги со словами
8. ПОЛ-ПОЛУ-.
7) Употребление букв Ь и Ъ.
1.Ь и Ъ разделительные.
2. Ь для обозначения мягкости.
3. в глаголах на тся, ться.
Ешь, ишь
Повелит. накл.
Неопр. форма
4. Ь в сущ 3 скл.
5. Отсутствие Ь: чк,чн,нщ,рщ
В сущ. Р.п. (туч)
В прил. кр. формы
6. Ь на конце наречий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь...
Подчеркивание орфограмм - это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм - двумя.
Список обязательных орфограмм первого класса
- Большая буква в начале предложения.
- Имена собственные.
- Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
- Мягкий знак – показатель мягкости.
- Разделительный мягкий знак*.
- Сочетания ЧК-ЧН.
- Проверяемые безударные гласные в корне слова.
- Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
- Имена собственные.
- Предлоги.
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
М ы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
Идём – орфограмм нет.
Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Цве ту́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
. – В конце предложения ставится точка.
В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
Бе жи́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.
Беж и т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
Ко лю́чий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.
Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.
. – В конце предложения ставится точка.
П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Пи щáт - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.
Пищ а т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
Пуш и стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .
. – В конце предложения ставится точка.
П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях - двумя чертами, гласную одной.
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
ло ви́л - улó в
6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней - двумя.*
дуб - дуб ы , лож ка - лож е к
7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву - двумя. Если непроизносимой согласной нет - подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове - первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней - двумя чертами.*
мест ный - мест о , опасн ый - опас е н
8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет - двумя.
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней - одной чертой.
С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма - приставку, корень, суффикс или окончание.
Орфограмма - правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии.
Различают буквенную и небуквенную орфограммы по признаку выбора из нескольких вариантов одной буквы или выбора из нескольких вариантов правильного написания слова — вместе, отдельно, через дефис, или выяснения места переноса слова из строки в строку.
В распознавании орфограммы говорящий должен ориентироваться на орфографическое правило, которым она объясняется (правила произношения и написания безударных "е, и" и т. п.).
Количество орфограмм определяется количеством орфографических правил.
Слово «орфограмма» - хорошо известное каждому школьнику и взрослому человеку. Сколько раз все слышали от учителя-словесника: «Не забывайте выделять орфограмму в слове». В русском языке есть целый раздел, который отвечает за правила написания слов, все эти основные правила составляют систему. Весь раздел, в котором изучаются правописания слов с точки зрения орфографии, можно представить в виде следующих подразделов:
- Написание морфем;
- Дефисное, раздельное и слитное написание;
- Прописные и строчные буквы в словах;
- Перенос слов;
- Графическое сокращение слов.
Все написания русских слов подчиняются принципам орфографии русского языка. Их тоже несколько, они имеют свои особенности, области применения. О каждом из них можно говорить долго. Важно уяснить самое главное, что есть в этих принципах.
Принципиальность орфографии
Все орфограммы можно разделить на такие, которые пишутся по принципам:
- Морфологии;
- Фонетики;
- Дифференциации;
- Традиционным способом.
Что подразумевает морфологический принцип ?
Обращается особое внимание на морфемы однокоренных слов. При письме они остаются неизменными, хотя фонетически могут видоизменяться. Этот принцип полностью игнорирует процессы, происходящие в фонетике: оглушаются или озвончаются согласные, смягчаются ли они. Все виды морфем в родственном словесном ряду остаются одинаковыми.
А что диктует фонетика?
При фонетическом написании слова вынуждены придерживаться того написания, которое слышится. Достаточно вспомнить приставки, оканчивающиеся на буквы «з» и «с». Буква «з» обозначает звонкий звук, значит, приставка с ней будет писаться в слове, корень которого тоже имеет звонкий согласный звук в самом начале. Полная противоположность отмечается с буквой «с». В качестве примера можно привести слово «беззаветный».
Есть приставки, которые представляют собой пары (раз - роз и рос - роз). Написание гласной в них зависит от ударения, например, «разгон » и «розвальни ».
Корни слов, в которых первая буква «и», зависят от приставок на согласную (исход - безысходный).
Что такое дифференцирование?
При дифференцированном принципе написания всё зависит от чередующихся гласных и букв или суффиксов, на которые необходимо обращать внимание. Это касается корней пир -пер, кас-кос и других.
По традиции пишутся слова, имеющие в своём составе непроверяемые гласные и согласные. Такое написание лучше всего проверять по словарю, можно, понадеявшись на память, запомнить. К ним относятся, в основном, исключения из правил и иностранные заимствованные слова.
Добавочные орфограммы
Есть ещё ряд орфограмм, которые влияют на целые группы слов, выделенных по схожести в написании. Написание через дефис, слитное или раздельное напрямую связано с самостоятельностью частей речи. Для этого необходимо знать, к какой морфологической единице относится рассматриваемое слово. Что это? Отрицательное или неопределённое местоимение, а, может быть, наречие. Для каждой части речи имеется свой алгоритм определения её написания. Например, местоимение кто-то пишется через дефис.
Синтаксис и лексика регулируют написание имён собственных и первых слов предложениях.
Перенос слов основан на членении на слоги. Существует несколько запретов для этого правила: нельзя переносить, не оставлять одну букву. Две одинаковые согласные можно переносить, распределив их на обе строчки. К примеру, перенести слово класса можно таким образом: клас-са.
Правил сокращения слов несколько. Нельзя сократить, выбросив начальную часть слова, не бывает сокращений, законченных на гласные буквы и буквы-знаки. Когда нужно сократить слово, убрать можно не менее двух букв.
Принципы русской орфографии
Орфография – это 1) система правил правописания слов; 2) раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств.
Одно из основных значимых для обучения понятий орфографии – орфограмма. Однако учёные формулируют определения этого термина по-разному (см. задание 1 данного параграфа).
В лингвистике и методике используются понятия тип, группа и вид орфограммы. К типам орфограмм по графическому обликупринято относить следующие:
· буква (гласная, согласная, прописная, строчная, ъ, ь);
· пробел (раздельное написание);
· контакт (слитное написание);
· чёрточка (знак переноса).
Научиться определять ошибкоопасные места в слове помогают опознавательные признаки орфограмм; основные из них приведены в таблице.
Тип орфограммы | Опознавательные признаки |
Буква | |
Гласные | Безударность Шипящие и Ц перед гласными |
Согласные | Конец слова Стечение согласных Н перед окончанием и суффиксом |
Ъ и Ь | Мягкие согласные на конце слова и в стечении согласных Звук [й] после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и Шипящие на конце слова [цъ] на конце глаголов |
Прописные | Начало предложения или текста Наличие собственных имён и собственных наименований |
Дефис | Сложные слова Приставки кое-; в-, по- в наречиях Суффиксы -нибудь, -либо, -то Частицы -то, -ка |
Пробел / контакт | Частицыи приставки не, ни, частицы бы, же, ли Предлоги |
Чёрточка | Конец строки |
Орфограммы объединяются в группы на основании определённых общих признаков: по месту нахождения в слове (орфограммы в приставках), близости условий выбора написания (суффиксы -то, -либо, -нибудь, приставка кое- в наречиях и местоимениях), одинаковым опознавательным признакам (О – Е после шипящих в разных частях речи), графическому совпадению (НЕ приставка и частица).
Орфографическое правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах.
Вид орфограммы – её название, в котором обычно указывается тип орфограммы (гласные Е – И ), основной опознавательный признак (в безударных личных окончаниях глаголов ), иногда – условия выбора или способ проверки (1 и 2 спряжения ). Такие названия орфограмм приводятся в школьных учебниках, справочниках, что облегчает процесс обучения, поиск правил (безударные гласные в корне, проверяемые ударением; Ь после шипящих во 2 лице единственного числа глаголов ).
Современная русская орфография опирается на несколько принципов. Основной принцип – фонематический ,суть которого в том, что на письме отражаются фонемы, пишется та буква, которая соответствует фонеме в сильной позиции. Часто этот принцип называютморфологическим , потому что морфема (корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут изменяться (-вод-: вóды [о], наводнение [Λ], водяной [ъ] и т. д.). Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем многие орфограммы путём подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы фонема оказалась в сильной позиции (для безударных гласных – под ударением, для звонких / глухих согласных – перед сонорными и т. д.), т. е. была бы чётко обозначена.
На фонематическом принципе основаны следующие правила: безударные гласные в корне, звонкие и глухие согласные в корне, непроизносимые согласные в корне; на этот принцип опирается написание гласных и согласных в большинстве приставок, суффиксов и окончаний.
Наряду с фонематическим, действует и фонетический принцип: буква выбирается в соответствии с произношением. Правил, основанных на данном принципе, немного: буквы з – с на конце приставок (разбудить, расписание : фонема <з>, звуки [з], [с]; в слове пишется та буква, которая обозначает произносимый звук), гласные а – о в приставках раз- (роз-), рас- (рос-);и – ыв корне после приставок на согласный (предыстория, предыюльский ). Влиянием этого принципа объясняется и написание гласных о – ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок – ножичек, парчовый – кочевой, свечой – тучей и т. п.
Действует в нашей орфографии также исторический , илитрадиционный , принцип, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Например, гласные и, а, упосле шипящих – это отражение изменений фонетической системы древнерусского языка. В соответствии с этим же принципом пишутся словарные, а также заимствованные слова, окончание -ого прилагательных мужского рода в родительном падеже единственного числа и др. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка.
Существует в современной орфографии и принципдифференцированного ,или дифференцирующего написания (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки). Иногда на орфографию влияет грамматическое значение (ожёг – глагол и ожог – существительное) и словообразовательное значение (Е – И в приставках пре- и при-).
Сборник орфограмм изучаемых в начальной школе поможет правильно организовать дополнительные занятия летом и облегчит выполнение домашних заданий в течении учебного года.
Орфограмма «приставок ПРЕ- и ПРИ-».
При-
1) Близость к чему-либо:
Пришкольный участок (участок около школы)
Придорожная трава (трава у дороги).
2) Приближение, прибавление, присоединение к чему-либо:
Прибежал к финишу (приблизился к финишу)
Пришить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани).
3) Неполное действие:
Прикрыть (не полностью закрыть)
Приглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью).
Пре-
1) Близкое к слову очень или слишком:
Презлой (очень злой)
Премного (очень много)
2) Близкое к приставке пере-:
Преградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).
Содержание
Орфограмма «Буквы И, А, у после шипящих».
Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН».
Буквы И и Ы после буквы Ц
Орфограмма «Разделительный Ь знак»
Орфограмма «Разделительный Ъ знак».
Орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова».
Орфограмма «Соединительные гласные О, Е в сложных словах».
Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова».
Орфограмма «Гласные и согласные в приставках».
Орфограмма «приставок ПРЕ- и ПРИ-».
Орфограмма «Мягкий знак Ь после шипящих на конце имён существительных»
Орфограмма «Буквы Е, И в падежных окончаниях имён существительных»
Орфограмма «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»
Орфограмма «Родовые окончания имён прилагательных»
Орфограмма «Буквы Е и И в окончаниях глаголов»
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих в неопределённой форме глагола и во 2-м лице единственного числа»
Орфограмма «Разделительное написание частицы НЕ с глаголами»
Орфограмма «-ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах».
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, 1-4 класс, Орфограммы - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Русский язык, Орфографическая копилка, Опорные конспекты для учащихся 1-5 классов, Ткаченко Е.В., 2000
- Веселые диктанты, Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам, 1-5 классы, Агеева И.Д., 2002
- Правила и упражнения по русскому языку, 1-5 класс, Алмазова О.В., Сосунова Е.А., 1997
- Программа курса, К учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык», 1-4 классы, Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И., 2012