Конспект урока "Основные социальные слои Российского государства XIV–XV вв". Социально экономическое и политическое развитие древней руси

Объединенное вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый этап развития государственности. Огромное по территории, в шесть раз большее бывшего Московского великого княжества, Российское государство имело гораздо более сложную структуру господствующего класса и его правящих учреждений. Усложнились государственные функции как во внутренних, так и во внешних делах. Если в феодальных княжествах предшествующего периода дворцовое и собственно государственное управление были слабо расчленены, то теперь появились функциональные органы управления, отдельные от дворцового хозяйства. Формировался многоступенчатый слой служилых людей.
В международных отношениях уже не отдельные земли и княжества, а централизующееся государство противостояло другим народам и государствам, что в условиях классово антагонистического общества с при-сущими ему постоянными международными конфликтами значительно повышало устойчивость народов в борьбе за независимость, которая в свою очередь была первостепенным условием социально-экономического и культурного прогресса.

Великокняжеская власть

Правительство Ивана III старалось возвысить великокняжескую власть нaд феодальной знатью. Особыми клятвенными грамота ми бояр заставляли присягать на верность великому князю Московскому. Последний стал налагать «опалы» на бояр, удаляя их от своего двора и тем самым - от высших ступеней государственной службы, конфисковывать их вотчины, ограничивать или расширять иммунитетные привилегии землевладельцев. Женитьба вторым браком на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, введение нового пышного церемониала при московском дворе, государственного герба - двуглавого орла, особых знаков великокняжеского достоинства - «барм» (оплечья) и так называемой «шапки Мономаха», якобы полученной Владимиром Мономахом из Византии, не говоря уже о полной перестройке Кремля, - все это должно было внешне подчеркнуть возросшую силу московских государей. Однако действительная степень государственной централизации зависела не столько от субъективных устремлений великокняжеской власти, сколько от реального соотношения социально-политических сил, а это последнее определялось уровнем и направлением общественно-экономического развития.

Следы прежней автономии

Поскольку объединительный процесс в России протекал в условиях прогрессирующих феодальных общественных отношений со свойственным им натуральным типом хозяйства и ослабленного монголо-татарским вторжением и игом развитием городов и товарно-денежных отношений, следы феодальной раздробленности еще долго сохранялись в политическом строе объединенной вокруг Москвы феодальной Руси. Духовные и светские феодалы располагали громадными богатствами - землями, промыслами, иногда небольшими городами.
Крупную феодальную организацию представляла собой церковь со своей системой суда и управления. У главы церкви - митрополита - были свой «двор», бояре, войско, служилые люди, обеспечивавшиеся условным феодальным держанием. Сходной была организация местных церквей, подвластных митрополиту и управлявшихся архиепископами и епископами. Только по наиболее крупным уголовным преступлениям суд над церковными людьми осуществлялся светскими властями, в то время как церкви принадлежало право суда по семейным и некоторым другим делам над всем населением.
Владения крупных светских феодалов пользовались иммунитетными привилегиями, благодаря чему феодалы располагали более или менее широкими судебно-административными правами по отношению к подвластному им населению, а нередко и своим войскам, состоявшим из служилых людей - дворян. После смерти Ивана III вновь восстановились уделы в Московском княжестве, что также являлось одним из важных следов прежней автономии.

Феодальная знать в новом государстве

Шла острая борьба группировок знати за место во вновь формирующейся иерархии феодальных властителей единого Российского государства. В старомосковскую знать, поколениями служившую великому князю Москов-скому, вливалась княжеско-боярская знать прежде самостоятельных княжеств и уделов в них. Новая система иерархии облекалась в форму «местничества» - порядка назначения на должности в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Высшее место в иерархии заняли потомки «Рюриковичей» и выходцев из Литвы - «гедиминовичей».
Политическим строем Российского государства стало самодержавие с Боярской думой. и боярской аристократией. Так определял этот строй В. И. Ленин применительно к XVII в. 1 , когда значение боярской аристократии по сравнению с предшествующим временем стало уменьшаться - тем более эта характеристика может быть отнесена к концу XV-XVI в.

Боярская дума

При великом князе сложился постоянно действующий совет знати - Боярская дума. Ее члены назначались великим князем на основе местнических правил. Первоначальное количество бояр было небольшим (около 20 человек). К «думным чинам» относились бояре. Впоследствии чины бояр получали не только сыновья бояр и князей, а в XVII в. в обиходе стали называть боярами всех господ вообще; позднее слово «боярин» превратилось в слово «барин». Вторым по старшинству думным чином были окольничьи, далее - думные дворяне, позднее появились думные дьяки - представители растущей правительственной администрации. Боярская дума засе-дала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала местнические дела. Формулой решения были слова: «великий князь указал, и бояре приговорили». Скоро великокняжеская власть стала выделять узкий круг непосредственных советников - так называемую «ближнюю думу».
В дальнейшем круг участвующих в решении государственных вопросов сословий расширился за счет дворянства и верхушки купечества. Это произошло в середине XVI в. и воплотилось в практике Земских соборов зародышем которых исследователи считают совещания Ивана III с представителями разных слоев феодалов накануне похода на Новгород в 1471 г.

Церковные соборы

На решение государственных вопросов оказывала влияние и высшая духовная власть. Хотя великий князь назначал митрополитов и епископов по своему усмотрению (собираемые по его инициативе церковные соборы лишь утверждали выбор великого князя), на практике церковные деятели не всегда выступали лишь советчиками и помощниками великого князя - порой они противодействовали его мероприятиям, если последние противоречили их интересам. Церковные соборы обсуждали многие вопросы, которые выдвигала нуждавшаяся в поддержке церкви великокняжеская власть.

Приказы

С увеличением функций государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы военными, иностранными, земельными, финансовыми, судебными и прочими делами. В старинных органах дворцового управления - Большом дворце и Казне - начали образовываться особые ведомственные «столы», управляемые дьяками. Позже они развились в приказы, когда определенная группа вопросов стала поручаться («приказываться») какому-либо боярину, вокруг которого складывался постоянный штат дьяков и подьячих. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г., но возможно, что они возникли несколько раньше.
Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали древние принципы нераздельности судебной и административной власти. Для обеспечения приказов им нередко давались в управление отдельные города и уезды, где они собирали в свою пользу налоги и пошлины. Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные. Образо-вание новых приказов происходило в значительной мере стихийно, под влиянием вновь возникавших потребностей. Границы деятельности приказов нередко бывали весьма противоречивыми.
Например: финансовые дела делились между приказами Большого дворца, Большого прихода и другими. Разбойный приказ занимался преследованием «лихих людей». Были территориальные приказы - «чети».
С присоединением новых территорий возникли Казанский, Сибирский и другие приказы, ведавшие всеми делами на определенной территории. В приказах постепенно формировался слой профессиональных чиновников из незнатных служилых людей - знатоков своего дела, со временем начавших оказывать влияние на решение государственных вопросов.

Местное управление

Для управления в уездах - бывших самостоятельных землях и княжествах или их уделах - назначались на некоторый срок бояре-наместники. В помощь им посылались по волостям «волостели», а для выполнения судебных функций - «приставы» и «доводчики». Уезды делились на станы, станы - на волости, а иногда и наоборот. В некоторых случаях существовало деление на земли - трети и четверти. Единого принципа административно-территориального устройства не было. За выполнение своих судебно-административных функций наместники и волостели собирали с подвластного и подсудного населения в свою пользу «корм», подобно тому как в древней Руси по «Русской Правде» существовал «покон вирный». Такая форма управления и его обеспечения на практике легко приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков, фактически вновь возникало нечто вроде феодальной автономии отдельных земель, с той разницей, что во главе их стоял не местный князь, а московский наместник. Наместники управляли также местными военными силами.

Судебник 1497 г.

Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, в 1497 г. был составлен Судебник Ивана III. Устанавливались единые нормы уголовной ответственности и процедуры ведения следствия и суда. Классовая сущность Судебника видна очень отчетливо - всем своим содержанием он направлен на защиту интересов феодальных землевладельцев, их жизни и собственности, их власти над зависимым населением, а также феодального государства. 57 статья Судебника устанавливала в качестве общегосударственного закона правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году - за неделю до Юрьева дня, осеннего (26 ноября), и в течение недели после него, с обязательной
выплатой «пожилого» - оплаты за проживание на земле феодала, а в действительности компенсации землевладельцу за потерю рабочих рук. Вместе с тем в интересах сохранения контингента налогоплательщиков для государства Судебник ограничил источники холопства (холопы не несли тягла). Человек, поступивший на службу к феодалу в городе, - чаще всего городской ремесленник, не должен был становиться холопом. Оставляя горожанину личную свободу, великокняжеская власть тем самым сохраняла его для себя в качестве объекта эксплуатации, тяглеца.

1 См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 346.

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.

В XVI в Русь присоединяет к себе Казанское и Астраханское ханства, башкирские земли, Западную Сибирь, области Донского и Яицкого казацких войск. В XVII в. была присоединена вся Сибирь и произошло воссоединение с Украиной.

Делаются попытки выйти к Балтийскому (Ливонская война) и Черному морям. Развивается торговля с Западом и Востоком, многонациональная Россия в XVII в. насчитывает 226 городов.

XVII в. для России - эпоха борьбы с интервенцией Литвы, Польши, Швеции и крестьянских войн (Болотников, Разин).

Происходит дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий). Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию (бояр) и служилое сословие (дворян). Экономической базой первой группы являлось вотчинное землевладение, второй - поместное землевладение. Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и под условием службы.

В середине XVI в. происходит первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем: устанавливается единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий (независимо от их вида - вотчины или поместья) их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширяются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий, с XVII в. поместья царским указом могут преобразовываться в вотчины.

Городское население в XVII в. получает устойчивое наименование "посадские люди". Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

Внеэкономическая зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды: ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить "детей боярских"), учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов крепостными.

Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, "Освященный собор" (церковные иерархии) и выборные от дворянства и посадов.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства.

Вопросы обсуждались по сословиям ("по палатам"), но принимались всем составом Собора.

Сословно-представительными органами на местах (в середине XVI в.) стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялось в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из "лучших людей", сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.

Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало (наряду с новыми отраслевыми - Разбойный, Стрелецкий - появились новые территориальные - Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы). Происходила достаточно частая реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциям и предписаниям (по горизонтали).

В XVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.

Церковь в XV-XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах…

Вместе с тем политическая роль церкви возрастала: в 1589 г. в России учреждается патриаршество и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе).

Создаются новые сложные формы законодательства - общерусские кодексы (Судебники, Соборное Уложение), указные (уставные), в которых систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст книги Судебников.

Обязательственное право XV-XVI вв. развивалось по линии постепенной замены личностной ответственности по договорам имущественной ответственностью. Так, при заключении договора займа закон запрещал должникам служить в хозяйстве кредиторов.

В сфере наследственного права в XV-XVI вв. наблюдается тенденция к постепенному расширению круга наследников и правомочий наследодателя.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 12. Общественное и государственное устройство Руси в 16-17 в.:

  1. Форма правления и государственного устройства Древней Руси

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Образование единого Российского государства в 15-16 веках

1.1 Основные события в период 15-16 века

1.2 Социально-экономическое развитие России в 15-16 веке

2. Развитие России в 17 веке

2.1 Причины политического и экономического кризиса в России на рубеже 16-17 веков и основные события смуты

2.2 Правление Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, Василия Шуйского

2.3 Создание и результаты народных ополчений

2.4 Итоги Смутного времени. Состояние Российского государства в начале правления Михаила Романова

Заключение

Список использованных источников

Введение

В 15-17 веках происходило образование единого Российского государства. Эта проблема считается одной из ключевых в исторической науке.

Российское государство зарождалось в XIV веке под гнетом внешнего ига, строилось и расширялось в XV и XVI веках, среди упорной борьбы за свое существование на западе, юге и юго-востоке. Эта внешняя борьба и сдерживала внутренние вражды. Процесс становления и развития Российского централизованного государства происходил в сложных условиях. Россия обретала свое место в мире, свое геополитическое пространство в результате кровопролитных побед и умелой политики. Данный процесс сыграл важную роль для истории государства, предопределив его дальнейшее положение, развитие и явился закономерным.

В XVII в. продолжалась централизация русского государства. В 17 веке имело место смутное время, которое привело к хозяйственному упадку. Это было время становления новой власти и реформ.

В настоящей работе мы охватим оба данных важнейших периода в истории России.

Цель настоящей курсовой работы заключается в изучении положения Русского государства в 15-17 веках.

Рассмотреть основные события в период 15-16 вв.;

Охарактеризовать социально-экономическое развитие России в 15-16 вв.;

Изучить причины политического и экономического кризиса в России на рубеже 16-17 вв. и основные события смуты;

Охарактеризовать правление Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, Василия Шуйского;

Рассмотреть причины создания и результаты народных ополчений;

Подвести итоги смутного времени. Рассмотреть состояние Российског государства в начале правления Михаила Романова.

Для написания даной курсовой раоты были использованы учебники по истории России таких авторов, как: Арсланов Р.А., В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова, Боханов А.Н., Горинов М.М., Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Кириллов В.В., Ключевский В.О., Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. и другие.

Структура курсовой работы обусловлена поставленными целями и задачами исследования и включает в себя? введение, две главы, разбитых на параграфы, заключение и список использованных источников.

1. Образование единого Российского государства в 15-16 веках

1.1 Основные события в период 15-16 века

Во 2-й половине 15-1-й трети 16 вв. произошло включение большинства русских земель в состав Московского великого княжества. Москва стала столицей единого Российского государства.

Великий князь всея Руси Иван III Васильевич (правил в 1462-1505) присоединил к Московскому великому княжеству Ярославское (1463), Ростовское (1474) княжества, Новгородскую республику (1477), Тверское великое княжество (1485), Вятскую землю (1489). "Стояние на Угре" войск хана Большой Орды Ахмата и Ивана III в 1480 завершилось отступлением Ахмата, что привело к окончательному освобождению Руси от монголо-татарского ига. В результате русско-литовских войн 1487-94 и 1500-03 к Москве отошли Верховские княжества, Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец и др. В 1487 Казанское ханство стало вассалом Российского государства (до 1521). С конца 15 в. складывалась поместная система землевладения.

Поместье, обладателем которого был служилый дворянин, а верховным владельцем великий князь, не могло передаваться по наследству, продаваться и т. д. Дворянство составляло основу вооружённых сил государства. Возраставшая потребность государства и феодалов в деньгах заставляла их повышать доходность вотчин и поместий посредством перевода повинностей на денежные налоги, увеличения оброков, введения собственной запашки, перевода крестьян на барщину. Судебник 1497 узаконил единый срок перехода крестьян к др. владельцам, обычно осенью, за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. При Иване III шёл процесс складывания центрального государственного аппарата. Боярская дума стала постоянным совещательным органом при верховной власти. В неё входили думные чины: бояре, окольничие, с начала 16 в. - думные дворяне, позднее думные дьяки. Продолжалось объединение дворов присоединённых к Москве княжеств в составе Государева двора. Взаимоотношения княжеско-боярской аристократии московской и региональной регулировались местничеством. При этом ещё сохранялся ряд особых территориальных дворов (Тверской земли до 40-х гг. 16 в., Новгородской земли до 1-й четверти 17 в.). Действовали центральные исполнительные органы (Казна, дворцы). Местные административные, финансовые и судебные функции исполнял сложившийся на Руси институт наместников и волостелей, содержавшихся за счёт кормлений, 2-й брак (1472) Ивана III с племянницей последнего византийского императора Зоей (Софьей) Палеолог послужил росту международного авторитета Москвы. Были установлены дипломатические и торговые отношения с папским престолом, Священной Римской империей, Венгрией, Молдавским княжеством, Османской империей, Ираном, Крымским ханством и др. Иван III привлёк к строительству церковных и светских зданий в Москве итальянских архитекторов Алевиза Фрязина (Миланца), Алевиза Фрязина (Нового), Аристотеля Фьораванти и др.

При Иване III обострилась борьба 2 течений в Русской православной церкви: иосифлян (основатель и духовный руководитель Иосиф Волоцкий) и нестяжателей (Нил Сорский, Паисий Ярославов, Вассиан Патрикеев и др.). Попытка нестяжателей провести в жизнь на церковном соборе 1503 идею об отказе монастырей от земельной собственности вызвала активное противодействие Иосифа Волоцкого и его сторонников.

Иван III, рассчитывавший пополнить земельный фонд государства за счёт секуляризации, был вынужден признать программу иосифлян: "Стяжание церковное - Божие суть стяжание". Он также изменил своё отношение к кружку вольнодумцев (Ф. В. Курицын, Иван Чёрный и др.), сложившемуся при дворе его сына и соправителя (с 1471) великого князя Ивана Ивановича Молодого (1458-93) и его жены (с 1483) Елены Стефановны (умерла в опале в 1505), и уступил архиепископу Новгородскому Геннадию и другим иерархам, требовавшим жестоких наказаний представителей т. н. новгородско-московской ереси.

Великий князь всея Руси Василий III Иванович (правил в 1505-33) присоединил к Москве Псковскую республику (1510), Рязанское великое княжество (1521). Отвоевал у Великого княжества Литовского Смоленск (1514). Размеры территории государства возросли с 430 тыс. км2 (начало 60-х гг. 15 в.) до 2800 тыс. км2 (начало 30-х гг. 16 в.). Василий Ш, следуя политике своего отца, строго регулировал свои отношения с удельными князьями, ряд уделов был ликвидирован. Он начал сооружение за Окой Большой засечной черты и в интересах средних и мелких феодалов поддерживал освоение земель к Югу от Москвы. Он, как и Иван III, приглашал в Москву иностранцев: врача и переводчика Н. Булева, Максима Грека и др. Для обоснования божественного происхождения великокняжеской власти использовал идеи Иосифа Волоцкого, "Сказания о князьях Владимирских", теорию "Москва - третий Рим". Развод с Соломонией Сабуровой (1525) и женитьба на Елене Васильевне Глинской обострили отношения Василия III с частью московского боярства.
В годы регентства великой княгини Елены Глинской (1533-38) и после её смерти при малолетнем великом князе всея Руси (с 1533) Иване IV Васильевиче (1530-84) обострилась борьба придворных группировок. В ней участвовали фаворит Елены - князь И. Ф. Овчина-Телепнёв-Оболенский (умер в заключении), князья Бельские, Шуйские, бояре Воронцовы, князья Глинские. В этот период были ликвидированы уделы братьев Василия III -князей Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого (оба погибли в тюрьме). Проведены денежная реформа (1535-38), описание земель (1536-44), начата губная реформа (1539-41) и др. годунов российский смута

В 1-й половине 16 в. поместное землевладение в центральных уездах охватывало более трети земель, но господствующей формой земельной собственности оставалась вотчина. Происходило усиление промыслового и ремесленного производства. Крупными железоделательными центрами стали Новгород, Серпуховско-Тульский район, Устюжна-Железопольская; солеварением занимались в Соли-Галицкой, Уне и Неноксе (на берегу Белого моря), Сольвычегодске; обработкой кож - в Ярославле и др. В торгово-ремесленную верхушку ряда городов входили гости и торговые люди гостиной и суконной сотен. Пушнина поступала с Севера, куда из центра доставлялся хлеб. Торговля с восточными странами (Османская империя, Иран, государства Средней Азии) была более развитой, чем со странами Запада. Крупнейшим рынком страны стала Москва. В середине 16 в. в стране было уже до 160 городов, большинство из которых были военно-административными центрами-крепостями.

Иван IV Васильевич венчался на царство, царский титул считался равным императорскому. Ближайшим советником царя был митрополит Макарий. В конце 40-х - 50-е гг. 16 в. Иван IV совместно с т. н. Избранной радой (А. Ф. Адашев, Сильвестр и др.) участвовал в составлении Судебника 1550, завершил губную и провёл земскую реформы (в ходе последней отменены кормления), начал созывать Земские соборы, центральные общегосударственные сословно-представительные учреждения с законосовещательными функциями. Происходило становление сословно-представительной монархии. Царь управлял совместно с Боярской думой, опираясь на решения Земских соборов. Государев двор включал верхние слои господствующего класса (в т. ч. княжескую и старобоярскую аристократию) и делился на чины: думные, а также близкие к ним, включавшие представителей высших придворных должностей, московские чины и дворян от уездных корпораций. Сформировались основные категории служилых людей "по отечеству" и "по прибору". Местничество регулировало систему родовых и служебных взаимоотношений дворянских родов. При этом, Иван IV указом 1550 ограничил применение норм местничества на военной службе учётом ратных заслуг. В середине 16 в. сформировалась система центральных исполнительных учреждений-приказов (Посольский, Поместный, Разрядный и др.). В 1550 было учреждено 6 стрелецких полков, делившихся на сотни. Поместная система комплектования армии была оформлена "Уложением о службе" (1555-60).

Важнейшим итогом внешней политики в 1550-е гг. стало взятие Казани, присоединение территорий Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств к России и включение народов Среднего Поволжья и Западного Приуралья в состав складывающегося многонационального государства. Во 2-й половине 16 в. в России, кроме русских, жили татары, башкиры, удмурты, марийцы, чуваши, мордва, коми, карелы, саамы, вепсы, ненцы и другие народы.

С целью предотвращения набегов крымских ханов на южные и центральные районы страны в 1556-59 были предприняты походы русских и украинских войск на территорию, подвластную Крымскому ханству. В 1559 воевода Д. Ф. Адашев высадился на побережье Крыма, захватил ряд городов и селений и благополучно вернулся в Россию.

В 1558 Иван IV начал Ливонскую войну, с целью овладеть Прибалтикой и утвердиться на побережье Балтийского моря. Под ударами русских войск Ливонский орден распался. Против России выступили Швеция, Польша и Великое княжество Литовское (с 1569 - Речь Посполита).

Около 1560 произошло падение правительства Избранной рады, некоторые члены которой выступали против ведения Ливонской войны, а также считали необходимым продолжение борьбы с Крымским ханством. Иван IV подозревал также своих бывших приближённых в симпатиях к своему двоюродному брату - удельному князю Владимиру Старицкому. После поражения русских войск от польско-литовской стороны на р. Ула под Полоцком (1564) царь наложил опалу и казнил князей М. П. Репнина, Ю. И. Кашина, воеводу Н. П. Шереметева и др. Пытаясь сломить скрытую оппозицию некоторой части аристократии и добиться неограниченной самодержавной власти, в декабре 1564 Иван IV приступил к организации опричнины. Удалившись в Александрову слободу, 3.1.1565 он объявил об отречении от престола, возложив вину на духовенство, бояр, детей боярских и приказных людей. В слободу прибыла депутация от Боярской думы и духовенства, выразившая согласие на предоставление царю чрезвычайных полномочий. Царь учредил "особный" двор со своим войском, финансами и управлением. Государство было разделено на опричную и земскую территории. В опричнине действовала опричная дума, финансовые приказы (Чети). Земщина продолжала управляться Боярской думой. Производились выселения феодалов, не зачисленных в опричнину, с передачей их земель опричникам. С февраля 1565 начался опричный террор В 1568 казнены боярин И. П. Фёдоров и его предполагаемые "сторонники", в 1569 истреблены Старицкие, митрополит Филипп и др. В январе - феврале 1570 царь возглавил поход на Новгород, сопровождавшийся опустошением Тверской и Новгородской земель и разгромом Новгорода. В том же году были казнены многие сторонники Ивана IV (опричники А. Д. и Ф.А. Басмановы, дьяк И. М. Висковатый и др.). В 1571 царь и опричное войско не сумели отстоять Москву от набега крымского хана Девлет-Гирея. При этом земские воеводы князья М. И. Воротынский, Д. И. Хворостинин и др. нанесли хану сокрушительное поражение в Молодинской битве 1572. В том же году Иван IV отменил опричнину, а в 1575 назначил великим князем всея Руси касимовского хана Симеона Бекбулатвича, сам же именовался князем Иваном Васильевичем Московским, сохраняя всю полноту власти. В 1576 он вернул себе царский трон.

Временные успехи в ходе Ливонской войны (взятие Мариенхаузена, Люцина, Зессвегена, Шваненбурга и др. в 1577) сменились рядом поражений от войск польского короля Стефана Батория и шведского короля Юхана III. В 1581-82 гарнизон Пскова во главе с князем И. П. Шуйским выдержал осаду польско-литовских войск.

Внутренняя политика Ивана IV и затяжная война привели страну в 70-80-х гг. 16 в. к тяжёлому экономическому кризису, разорению населения налогами, опричными погромами, запустению значительных территорий России. В 1581 Иван IV ввёл временный запрет крестьянского выхода в Юрьев день. Продолжая политику расширения территории государства, царь поддержал поход Ермака Тимофеевича против Сибирского ханства (около 1581), положив начало присоединению Сибири к Российскому государству. Ливонская война завершилась (1583) потерей ряда русских земель (Ям-Запольский мир 1582, Плюсское перемирие 1583). Царствование Ивана IV, прозванного "Грозным", закончилось крахом многих начинаний и личной трагедией царя, связанной с убийством сына - царевича Ивана Ивановича. Историки не сумели однозначно объяснить причины его поступков. Сочетание талантливости, незаурядной образованности и садистских наклонностей царя иногда связывают с его тяжёлой наследственностью, психическими травмами в годы малолетства, манией преследования и др.

Русская культура конца 15-16 вв. представлена выдающимися достижениями в области книгопечатания (типографии Ивана Фёдорова, П. Т. Мстиславца), архитектуры (ансамбль Московского Кремля, Покровский собор на Красной площади, ц. Вознесения в Коломенском), церковной живописи (фрески и иконы Дионисия), прикладного искусства. В 16 в. составлены Воскресенская, Никоновская и другие летописи, Лицевой летописный свод. Проблемы власти, взаимоотношения церкви и государства, социально-политического и экономического устройства рассматривались в трудах Филофея, Иосифа Волоцкого, Максима Грека, Ермолая-Еразма, И. С. Пересветова, Ивана IV Грозного, князя А. М. Курбского и др.

1.2 Социально-экономическое развитие России в 15-16 веке

Монгольское нашествие привело к гибели огромных масс людей, запустению ряда районов, перемещению значительной части населения из Приднепровья в Северо-Восточную и Юго-Западную Русь. Страшный урон народонаселению наносили и эпидемии. Тем не менее, воспроизводство населения имело расширенный характер, за 300 лет (с 1200 по 1500 г.) оно выросло примерно на четверть. Население Российского государства в XVI в., по подсчетам Д.К. Шелестова, составляло 6-7 млн. человек.

Однако рост населения значительно отставал от роста территории страны, которая увеличилась более чем в 10 раз, включив такие обширные регионы, как Поволжье, Приуралье, Западную Сибирь. Для России являлась характерной низкая плотность населения, сосредоточение его в определенных районах. Наиболее густонаселенными были центральные районы страны, от Твери до Нижнего Новгорода, Новгородская земля. Здесь была самая высокая плотность населения - 5 человек на 1 кв. км. Населения явно не хватало для освоения столь обширных пространств.

Российское государство формировалось как многонациональное с самого начала. Важнейшим явлением этого времени стало складывание великорусской (русской) народности. Формирование городов-государств лишь способствовало накоплению этих различий, однако сознание единства русских земель сохранилось.

Славянское население междуречья Волги и Оки испытало на себе сильное влияние местного финно-угорского населения. Оказавшись под властью Орды, жители этих земель не могли не впитать в себя и многие черты степной культуры. Со временем язык, культура и быт более развитой Московской земли начали все больше влиять на язык, культуру и быт населения всей Северо-Восточной Руси.

Развитие экономики способствовало усилению политических, религиозных и культурных связей между жителями городов и сел. Одинаковые природные, хозяйственные и прочие условия помогали созданию у населения некоторых общих черт в его занятиях и характере, в семейном и общественном быту. В сумме своей все эти общие признаки и составили национальные особенности населения северо-востока Руси. Москва в сознании народа стала национальным центром, и со второй половины XIV в. появляется и новое название этого края - Великая Русь.

На всем протяжении этого периода в состав русского государства вошли многие народы Поволжья, башкиры и др.

После монгольского нашествия экономика Северо-Восточной Руси переживает кризис, начиная лишь примерно с середины XIV в. медленно возрождаться.

Основными пахотными орудиями, как и в домонгольский период, были соха и плуг. В XVI в. соха на всей территории Великороссии вытесняет плуг. Соха усовершенствуется - к ней прикрепляют специальную доску - полицу, которая увлекает вместе с собой взрыхленную землю и сгребает ее на одну сторону.

Основными культурами, которые выращиваются в это время, становятся пришедшие на смену пшенице и ячменю рожь и овес, что связано с общим похолоданием, распространением более усовершенствованной сохи и, соответственно, освоением под пахоту ранее недоступных районов. Были широко распространены и огородные культуры.

Системы земледелия были разнообразны, здесь было много архаики: наряду с недавно появившимся трехпольем широко было распространено двухполье, переложная система, пашня наездом, а на севере очень долго господствовала подсечно-огневая система.

В рассматриваемый период начинает применяться унавоживание почвы, которое, правда, несколько отстает от распространения трехпольной системы. В районах, где господствовало пашенное земледелие с навозным удобрением, животноводство занимало очень большое место в сельском хозяйстве. Роль животноводства была велика и в тех северных широтах, где хлеба сеяли мало.

Рассуждая о сельском хозяйстве и экономике нужно обязательно учесть, что основной авансценой русской истории стали земли Нечерноземья. На всем этом пространстве господствуют малоплодородные, главным образом дерново-подзолистые, подзолистые и подзолисто-болотные, почвы. Эта худородность почв была одной из причин низкой урожайности. Основная же причина ее - в специфике природно-климатических условий. Цикл сельскохозяйственных работ здесь был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней. Вот почему крестьянское хозяйство коренной территории России, обладало крайне ограниченными возможностями для производства товарной земледельческой продукции. В силу тех же обстоятельств в Нечерноземье практически не было товарного скотоводства. Именно тогда возникает многовековая проблема русского аграрного строя - крестьянское малоземелье.

По-прежнему большую роль в жизни восточных славян играли древние промыслы: охота, рыбная ловля, бортничество. О масштабах использования «даров природы» вплоть до XVII в. свидетельствуют многие материалы, в том числе записки иностранцев о России.

Однако и ремесло постепенно начинает возрождаться. Происходит ряд существенных сдвигов в ремесленной технике и производстве: появление водяных мельниц, глубокого бурения соляных скважин, начало производства огнестрельного оружия и т. д. В XVI в. процесс дифференциации ремесла идет очень интенсивно, появляются мастерские осуществляющие последовательные операции по изготовлению продукта. Особенно быстро росло ремесленное производство в Москве и других крупнейших городах.

Товарная продукция обращалась в основном на местных рынках, но торговля хлебом уже перерастала их рамки.

Многие древние торговые связи утратили свое былое значение, но появились другие, и торговля со странами Запада и Востока получает достаточно широкое развитие. Однако особенностью внешней торговли России был высокий удельный вес таких предметов промыслов, как пушнина и воск. Масштабы торговых сделок были невелики, а торговлю вели главным образом мелкие торговцы. Впрочем, существовали и богатые купцы, которые в XIV-XV вв. фигурируют в источниках под именем гостей или нарочитых гостей.

В XIV в. начинает развиваться вотчинное землевладение.

В более выгодных условиях оказалась церковная вотчина. После нашествия церковь пользовалась поддержкой ханов, проявлявших веротерпимость и проводивших гибкую политику в завоеванных землях.

С середины XIV в. в монастырях происходит переход от «келиотского» устава к «общежитийному» - на смену житию монахов в oтдельных кельях с отдельной трапезой и хозяйством шла монастырская коммуна, обладавшая коллективной собственностью.

Крупным землевладельцем со временем становится и глава Русской Церкви - митрополит, в ведении которого находилось разветвленное и многофункциональное хозяйство.

Однако основной массив земель в XIV-XV вв. составляли так называемые черные волости - своего рода государственные земли, распорядителем которых выступал князь, а крестьяне считали ее «Божьей, государевой и своей». В XVI в. из массива черных земель постепенно выделяются «дворцовые земли», и великий князь становится одним из крупнейших землевладельцев. Но более важен был другой процесс - распад черной волости за счет раздачи земель церковным и светским землевладельцам.

Поместье, которое получает широкое распространение с конца XV в. и становится экономической и социальной опорой власти вплоть до позднейших времен.

До широкого распространения поместья основной доход бояр составляли всякого рода кормления и держания, т. е. вознаграждения за исполнение административных, судебных и других общественно полезных функций.

Остатки прежних княжеских родов, бояре, «поместчики» постепенно формируют костяк «высшего сословия». Основную массу населения в XIV-XV вв. по-прежнему составлял свободный люд, который получил наименование «крестьяне».

Крестьяне, даже оказываясь в рамках вотчины, пользовались правом свободного перехода, которое оформляется по мере развития крупного землевладения и входит в первый общероссийский Судебник 1497 г. Это известный Юрьев день - норма, согласно которой крестьяне, уплатив так называемое пожилое, могли переходить от одного землевладельца к другому.

В худшем положении были зависимые крестьяне: половники и серебреники. Видимо, и те и другие оказывались в столь сложной жизненной ситуации, что вынуждены были брать ссуды и затем отрабатывать их.

Основной рабочей силой вотчины по-прежнему оставались холопы. Впрочем, число обельных холопов сокращалось, а возрастал контингент кабальных холопов, т. е. людей, оказавшихся в рабской зависимости по так называемой служилой кабале.

В конце XVI в. начинается процесс интенсивного закрепощения крестьян. Некоторые годы объявляются «заповедными», т. е. в эти годы запрещается переход в Юрьев день. Однако магистральным путем закрепощения крестьян становятся «урочные лета», т. е. срок сыска беглых крестьян, который становится все более длительным. Следует также иметь в виду, что с самого начала процесс закрепощения захватывал не только крестьян, но и посадское население страны.

Горожане - черные посадские люди - объединяются в так называемую черную посадскую общину, которая существовала в архаических формах на Руси вплоть до XVIII в.

Еще одна важная черта, характеризующая сословия восточнославянских земель того времени, - их служилый характер. Все они должны были выполнять те или иные служебные функции по отношению, к государству.

2. Развитие России в 17 веке

2.1 Причины политического и экономического кризиса в России на рубеже 16-17 веков и основные события смуты

На рубеже XVI и XVII вв. Московское государство переживало тяжёлый и сложный кризис, морально-политический и социально-экономический. Положение двух основных классов московского населения - служилых и «тяглых» людей - и раньше не было лёгким; но в конце XVI в. положение центральных областей государства значительно ухудшилось.

С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств Среднего и Нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей широкий поток крестьян стремившихся уйти от государства и помещичьего «тягла», и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук и к тяжелому экономическому кризису внутри государства. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило государственное и помещичье тягло на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал всё большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений.

Положение холопов «полных» и «кабальных»всегда было достаточно тяжёлым, а в конце XVI в. число кабальных было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.

Во второй половине XVI в. особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжёлая Ливонская война(продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей) потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571 году значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения (особенно в «опричных» областях), усиливала общий разлад и деморализацию; в царствование Грозного «водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего».

В довершении всех бед в начале века страну поразил страшный неурожай. Он явился мощным толчком для открытого проявления широкого социального недовольства существующим политическим режимом. Это бедствие довело основное тягловое население страны до полного разорения. Крестьяне, спасаясь от голода и эпидемий, покидали свои дома и направлялись в города. Помещики, не желая кормить своих холопов, зачастую сами выгоняли их, не давая положенных отпускных. По стране бродили толпы голодных и обездоленных людей.

Пытаясь ослабить социальное напряжение, правительство в 1601 году временно разрешило переход крестьян от одного помещика к другому. В Москве были организованы государственные работы, в том числе и по завершению строительства колокольни Ивана Великого в Кремле. Бесплатно раздавался хлеб из царских житниц. Но это не могло спасти население страны от вымирания. Только в столице за два года погибли 127 тысяч человек.

Вместе с тем хлеб в стране был. Процветали ростовщичество и безудержная спекуляция. Крупные землевладельцы - бояре, монастыри и даже сам патриарх Иов - придерживали огромные хлебные запасы в своих кладовых, ожидая его нового подорожания.

Массовые побеги крестьян и холопов, отказы от уплаты повинностей продолжались. Особенно много людей уходило на Дон и Волгу, где проживало вольное казачество. Тяжёлая экономическая ситуация внутри страны привела к падению авторитета правительства.

В 1603 году нарастает волна многочисленных восстаний голодающего простонародья, особенно на юге страны. Крупный отряд повстанцев под командованием Хлопка Косолапа действовал под самой Москвой. Правительственным войскам с огромным трудом удавалось подавлять такие бунты.

Пока на Московском престоле сидели государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого и строители Московского государства, население в огромном большинстве своём безропотно и беспрекословно подчинялось своим «природным государям». Но когда династия прекратилась и государство оказалось «ничьим», земля растерялась и пришла в брожение. Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей «безгосударной».

Открытая смута в Московском государстве началась со смертью бездетного царя Федора Ивановича (1598). Принято думать, что окончилась она со вступлением на престол царя Михаила Фёдоровича (1613). В этот промежуток времени московская жизнь была полна борьбой различных общественных и политических сил. Всматриваясь в ход этой борьбы, замечаем, что сначала её предметом служит Московский престол. За обладание им служат разные «желатели власти»: Романовы с Годуновыми, затем Годуновы с самозваным царевичем Дмитрием Ивановичем, и напоследок, убив самозванца, престолом овладевает князь из потомства Рюрика Василий Иванович Шуйский. Это время (1598 - 1606) есть период династическо й Смуты. Вскоре за воцарением Шуйского начинается ряд восстаний на царя Василия и на окружающих его «лихих бояр». Хотя восставшие и прикрываются именем царя Дмитрия, которого не считают убитым, однако ясно, что движение руководится уже не династическими мотивами, а мотивами классовой вражды. На рабовладельческую вершину общества восстают общественные низы - казачество - в чаянии политического и государственного переворота. Это открытое междоусобие продолжается с 1606 по 1610 год и может быть названо временем социальной борьбы. В московское междоусобие, вскоре же по его возникновении, начинают вмешиваться всякого рода иноземцы, чтобы воспользоваться слабостью Москвы в своих частных интересах или же для пользы их государств - Швеции и Речи Посполитой. Это вмешательство приводит к тому, что Новгородская и Смоленская окраины государства переходят под власть шведов и поляков, а в самой Москве, после свержения с Московского престола царя Василия, водворяется польско-литовский гарнизон. Таким образом, социальная Смута приводит к разложению общественного порядка в Московском государстве и к падению государственной самостоятельности. Вмешательство иноземцев и их торжество над Москвою возбуждают в русских национальное чувство и направляют против народных врагов все слои московского населения. С 1611 года начинаются попытки свержения чужой власти; но они не удаются до тех пор, пока им вредит слепая непримиримость общественных слоёв. Но когда в 1612 году образовалась в Ярославле боевая организация, объединившая средние классы московского общества, дело получает иной оборот.

Ярославское временное правительство успело настолько повлиять - и внушением и силой -на казачью массу, что достигло единения всех народных сил и восстановило царскую власть и единое правительство в стране. Этот период Смуты (1611 - 1613) может быть назван временем борьбы за национальность.

2.2 Правление Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, Василия Шуйского

Период Смуты во времени тесно связан с моментом избрания на российский престол Бориса Годунова (1598 - 1605). По смерти бездетного царя Фёдора Ивановича (в январе 1598 года) Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Когда Москва вдруг очутилась без царя, естественно, что взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова. Его кандидатуру на престол усиленно и настойчиво проводил патриарх Иов, но Борис долго отказывался, уверяя, что ему никогда и на ум не приходило вступить на превысочайший престол Российского царствия. Был созван Земский собор из представителей всяких чинов, людей всех городов Московского государства, и собор единодушно избрал на царство Бориса Фёдоровича, который и воцарился по прошению и по избранию «всего освященного собора, и боляр, и христолюбивого воинства и всенародного множества православных християн Российского государства». Торжественное венчание Годунова на царство в сентябре 1598 года, ознаменовавшее, казалось бы, триумф его политической карьеры, стало началом крушения политики государственной централизации, которую Борис Годунов проводил вслед за Иваном Грозным. Воцарение Годунова, не принадлежавшего по своему происхождению ни к Рюриковичам, ни к Гедиминовичам, в отличие от его конкурентовт- Мстиславских и Шуйских, ещё более усилило распри в среде высшей знати. Росли слухи о том, что царевич Дмитрий был убит в Угличе по приказу Годунова.

Царь Борис как во внутренней, так и во внешней политике развивал те тенденции, которые наметились в последние годы правления Ивана Грозного. Прежде всего, правительство Годунова заботилось об удовлетворении насущных нужд служилого дворянства, в котором оно видело свою главную опору. С этой целью были приняты уложение об отмене тарханов (земель, освобождённых от уплаты налогов) 1584 г. и закон о выделении господской запашки феодалов начала 90-хх годов. Решительный предел ставился росту владений церкви. Намечалось оздоровление хозяйства военно-служилых землевладельцев. Целевая серия мероприятий была призвана покончить с обезлюдьем центра страны. Например, было осуществлено так называемое посадское строение - учёт населения посадских слобод и сотен, целью которого было вернуть людей, ушедших на частновладельческие дворы и слободы в города. Указы 1597 года о пятилетнем сыске крестьян и о холопах имели целью закрепить за служилыми людьми их челядь.

Некоторому ослаблению внутренней социальной напряжённости в стране способствовала внешнеполитическая деятельность Годунова, благоприятствовавшая освоению юга и юго-востока страны и продвижению в Сибирь. В Поволжье, в южные и сибирские земли хлынул поток крестьян, холопов и ремесленников, спасавшихся от голода и гнета. На новых рубежах возводились крепости и города, осваивались необжитые земли.

Во внешней политике стремление к поиску мирных решений конфликтов в 1584 - 1598 годах превратилось в принцип поддержания дружественных отношений с соседними странами. Россия в годы царствования Бориса Годунова практически не вела кровопролитных войн.

В осуществлении своей политической программы Годунов не смог бы обойтись без слаженного государственного аппарата. Он привлёк к государственной деятельности многих выдающихся администраторов и упорядочил действие приказов. Борис стремился разрушить родовой принцип формирования Боярской думы, заменив его семейно-корпоративным, когда при назначении в Думу решающую роль играла близость к правлению.

Достижения политики Бориса Годунова были непрочными, поскольку основывались на перенапряжении социально-экономического потенциала страны, что неизбежно вело к социальному взрыву. Недовольство охватывало все слои общества: знать и боярство были возмущены урезанием своих родовых прав, служилое дворянство не удовлетворяла политика правительства, не способного пресечь бегство крестьян, существенно снижавшее доходы их поместий, посадское население выступало против посадского строения и усиления налогового гнета, даже православное духовенство было недовольно урезанием своих привилегий и жестким подчинением самодержавной власти.

В соседней Речи Посполитой только и ожидали повода вмешаться во внутренние дела ослабевшей России. В 1602 году там объявился человек, выдававший себя за чудом уцелевшего царевича Дмитрия, сына Ивана IV, погибшего в Угличе 15 мая 1591 года. В действительности самозванцем был галичский дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, постригшийся в монахи Чудова монастыря, а затем бежавший в Литву. Возможно, он был ставленником опальных бояр Романовых.

Поначалу польский король Сигизмунд III помогал самозванцу тайно. Лжедмитрию I, принявшему католичество, с помощью сандомирского воеводы Юрия Мнишека, на дочери которого - Марине - он обещал жениться, удалось собрать отряд наёмников из 4 тыс. человек.

В октябре 1604 года Лжедмитрий вступил в южные окраины страны, охваченные волнениями и восстаниями. На сторону самозванца перешёл ряд городов, он получил пополнение отрядами запорожских и донских казаков, а также местных повстанцев. К началу 1605 года под знаменами «царевича» собралось более 20 тыс. человек.

21 января 1605 года в окрестностях села Добрыничи Камарицкой волости произошло сражение между отрядами самозванца и царским войском во главе с князем Ф. И. Мстиславским. Разгром был полный: Лжедмитрий I чудом спасся бегством в Путивль. В этот критический для самозванца период 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис Годунов и на престол вступил его 16-летний сын Фёдор Борисович Годунов. Боярство не признало нового царя. 7 мая на сторону Лжедмитрия перешло царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями Голицыными. Бояре-заговорщики 1 июня 1605 года организовали государственный переворот и спровоцировали в столице народное возмущение. Царь Фёдор был свергнут с престола и задушен вместе с матерью.

1 июня 1605 года Москва присягнула самозванцу, обосновавшемуся в Кремле. Однако вскоре надежды на «доброго и справедливого» царя рухнули. На русский престол сел польский ставленник. Чужеземцы, наводнившие столицу, вели себя как в завоеванном городе. По всей стране открыто говорили, что шапкой Мономаха завладел беглый монах. Бояре также более не нуждались в царе - авантюристе. Новому заговору предшествовала свадьба Отрепьева с Мариной Мнишек - католичка была увенчана царской короной православного государства. Москва забурлила. В ночь на 17 мая 1606 года началось восстание горожан. Заговорщики ворвались в Кремль и убили Лжедмитрия I. Труп Лжедмитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришёл.

Через три дня новым царём «выкликнули» с Лобного места на Красной площади родовитого боярина Василия Ивановича Шуйского (1606 - 1610), организатора заговора. Формально власть перешла в руки Боярской думы, но эта власть была эфемерной.

Внутриполитическое состояние государства продолжало ухудшаться. Страну будоражили слухи о спасении «царевича Дмитрия». На юге началось массовое восстание, центром которого стал город Путивль.

Восставшие казаки, крестьяне и посадские люди избрали в Путивле «большим воеводой» прибывшего к ним с отрядом запорожцев Ивана Исаевича Болотникова, бывшего военного слугу князя А. Телятевского с Черниговщины.

Летом 1606 года Болотников во главе 10-тысячного войска восставших начал поход на Москву. Были взяты крепости Кромы и Елец, под которыми полки Василия Шуйского потерпели поражение. К октябрю 1606 года к Болотникову присоединились крупные отряды служилых дворян стрелецкого сотника И. Пашкова и рязанского воеводы П. Ляпунова, а также дворянина Г. Сумбулова, выступивших против боярского царя. Помощь восставшим оказал и путивльский воевода князь Г. Шаховской.

Несмотря на значительные силы, повстанческие отряды не смогли овладеть столицей. В сражении под селом Коломенским 2 декабря 1606 года царские войска разбили восставших, чему способствовал переход на сторону царя Василия дворянских отрядов. После этого повстанческим отрядам пришлось отступить и в декабре 1606 года укрепиться в Калуге. В мае 1607 года Болотников отошел в Тулу, где и сел в осаду. На разгром осаждённых повстанцев 21 мая выступили спешно собранные правительственные войска во главе с царём Василием. Осаждавшие устроили запруду на реке Упе и затопили город. Только после этого повстанцы сдались (в октябре 1607 года). При этом Василий Шуйский обещал сохранить жизнь всем сдавшимся в плен. Однако боярское правительство так и не сдержало своего обещания - над участниками крестьянско - дворянской смуты была учинена жестокая расправа. Самого же Ивана Болотникова сослали в далёкий Каргополь, где вскоре он был тайно ослеплен и утоплен.

Новый самозванец объявился в Стародубе летом 1607 года. Современники строили немало догадок о его происхождении. В «Барнулабовской летописи» белорусский летописец наиболее достоверно называет его Богданкой, учителем детей у попа в Шклове. Именно он стал новым ставленников польских интервентов. В мае 1608 года царские войска были разгромлены под Болховом, и Лжедмитрий II во главе крупных отрядов польских и литовских магнатов двинулся на Москву. По пути к нему присоединились недавние болотниковцы, а также казачьи отряды атамана Ивана Заруцкого. В начале июня 1608 года войска нового самозванца подошли к Москве, но, потерпев поражение у Химок и на Пресне, встали укреплённым лагерем в селе Тушино, от названия которого Лжедмитрий II получил прозвище «Тушинский вор». Началась осада столицы. Часть столичной знати переметнулась от царя Василия Шуйского к новому претенденту на русский трон, в Тушино начала действовать своя Боярская дума, приказы. Захватив в октябре 1608 года Ростов, польские отряды взяли в плен митрополита Филарета Романова и, привезя его в Тушино, провозгласили патриархом.

Отпущенная из Москвы в июле 1608 года по условиям перемирия с поляками Марина Мнишек вместе с отцом также оказалась в Тушине и признала в новом самозванце своего мужа.

В этот период в стране установился фактически режим двоевластия. Отряды тушинцев контролировали значительную часть Российского государства, грабя и разоряя население. В самом Тушинском лагере самозванцем полностью управляли предводители польских отрядов. Их разбойные действия вызывали вооружённый отпор окрестных крестьян и горожан. 16 месяцев (с октября 1608 по январь 1610 года) польско - литовские отряды Яна Сапеги осаждали Троице-Сергиев монастырь, но его защитники отбили все приступы врага.

В этот период царь Василий Иванович решил просить помощи у Швеции, на престол которой претендовал польский король. На север для сбора войск был отправлен царский племянник, 24-летний князь М. В. Скопин - Шуйский. 28 февраля 1609 года он заключил в Выборге договор со Швецией, по которому она за уступленный город Корела прислала вместо 15-тысячного воинского отряда лишь 7 тыс. наемников во главе с Я. П. Делагарди.

Войско Скопина - Шуйского двигалось через Новгород и Тверь, пополняясь по пути местными ополчениями. Оно смогло разбить тушинцев и снять осаду с Троице-Сергиева монастыря. 12 марта 1610 года полководец вступил в Москву. Самозванец бежал в Калугу. Большинство польских отрядов ушло к королю Сигизмунду III. В Москве, во время празднования победы, в апреле 1610 года неожиданно умер Скопин - Шуйский. Полагали, что его отравила царская родня.

2.3 Создание и результаты народных ополчений

Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия и не ехал в Россию, правление поляков и польских клевретов в Москве возбуждало против себя всё большее неудовольствие. Теперь и у служилых людей, и у «земских» людей вообще, и у тех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, оставался один враг - тот, который занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.

Во главе национально-религиозной оппозиции в это время становится патриарх Гермоген. Он твёрдо заявляет, что если королевич не примет православия, а «литовские люди» не уйдут из Русской земли, то «Владислав нам не государь». Когда его словесные доводы и увещания не оказали действия на поведение противной стороны, Гермоген стал обращаться к русским людям с прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и отечества.

Голос патриарха вскоре был услышан. «Великое разорение» земли Русской вызвало широкий подъём патриотического движения в стране. Призывные грамоты главы Русской православной церкви патриарха Гермогена и рязанского воеводы Прокопия Ляпунова сделали свое дело.

Прокопий Ляпунов стал организатором Первого народного (или, как его называют, земского) ополчения, которое в начале марта 1611 года выступило к Москве.

Однако 19 марта в столице вспыхнуло новое восстание москвичей. Разгорелись уличные бои, в которых интервенты стали терпеть неудачу. Тогда они подожгли город. Польский гарнизон укрылся за стенами Кремля и Китай-города.

Когда ополчение вошло в Москву, то нашло на её месте пепелище. К Ляпунову к тому времени уже примкнули тушинские дворяне во главе с Д. Т. Трубецким и казаки под начальством атамана Ивана Заруцкого. Началась осада вражеского гарнизона. Вскоре после убийства казаками в июне 1611 года Прокопия Ляпунова Первое земское ополчение распалось. Под столицей остались только казачьи отряды.

Тем временем Сигизмунд III взял обескровленный Смоленск. Шведы начали переговоры с новгородским боярством о признании русским царём сына короля Швеции Карла - Филиппа.

Неудача Первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. Осенью 1611 года Российское государство, не имевшее центрального правительства и войска, стояло на грани национальной катастрофы. Но нашлась сила, которая спасла страну от иноземного порабощения. На вооружённую борьбу с польско-шведской интервенцией поднялся весь русский народ. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву.

Знамя борьбы за национальное освобождение было поднято в Нижнем Новгороде. Здесь в октябре 1611 года земский староста Кузьма Минин - Сухорук, мелкий торговец мясом и рыбой, обратился к горожанам с призывом собрать народное ополчение для освобождения Москвы. Патриотический призыв нашёл горячий отклик у нижегородцев, которые решили отдать на создание ополчения «третью деньгу», т. е. третью часть личного имущества. По инициативе Минина создаётся «Совет всея земли»,явившийся временным правительством. Возглавить земскую рать приглашается князь Д. М. Пожарский, отличившийся во время московского восстания против поляков. В начале марта 1612 года ополчение начинает поход на Москву через Ярославль, который становиться местом сбора военных сил.

В конце августа 1612 года войско Минина и Пожарского подошло к столице. 22 - 24 августа под стенами Москвы произошло ожесточённое сражение с королевской армией под командованием гетмана К. Ходкевича, спешившей на помощь осаждённому гарнизону. Поляки были наголову разбиты и бежали восвояси.

Засевшие за кремлёвской стеной интервенты капитулировали 26 октября. Столица России была полностью освобождена. Сложность политической обстановки в Речи Посполитой и отсутствие средств для продолжения военных действий заставили Сигизмунда III на время отказаться от своих претензий на русский престол.

2.4 Итоги Смутного времени. Состояние Российского государства в начале правления Михаила Романова

Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть в стране. В январе 1613 года в столице собрался Земский собор из почти 700 представителей от дворянства, бояр, духовенства, 50 городов, стрельцов и казаков. Решался вопрос об избрании нового русского царя. После долгих и безрезультатных споров 7 февраля 1613 года им стал под напором казачества шестнадцатилетний Михаил Романов (1613 - 1645), сын митрополита Филарета, находившегося в это время в польском плену.

Избрание Михаила Фёдоровича считается обыкновенно концом Смуты. Новому московскому царю оставалась лишь борьба с последствиями пережитой государством катастрофы и с последними уже слабыми вспышками острого общественного брожения.

Борьба за власть и за царский престол, начатая московским боярством, привела в последствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной «борьбе всех против всех и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое выражение в тушинских «перелётах» и в тех диких и бессмысленных зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки воровских людей».

Заключение

Целью настоящей работы являлось изучение положения Русского государства в 15-17 веках. В ходе работы автором была изучена учебная литература по разрабатываемой теме и сделаны следующие выводы.

В рассматриваемый период происходило становление единого Русского государства. Имели место реформы и народные восстания, связанные с данной ситуацией. Но несмотря на это создание единого государства создало благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития русского народа. Благодаря ликвидации раздробленности Россия расширила свою территорию, добилась независимости и стала проводить самостоятельную внешнюю политику, превратившись в субъект международных отношений.

Однако исторические особенности развития российской цивилизации привели к складыванию деспотической формы государства, которая решающим образом будет влиять на весь дальнейший ход русской истории.

Получила дальнейшее развитие феодальное землевладение, различия между вотчинами и поместьями начали стираться. Боярство и верхи служилого сословия объединялись в рамках Государева двора, а их материальное и служебное положение все больше определялось близостью к княжеской власти.

Русский город в целом отставал в своем развитии и не мог обеспечить в полной мере потребности общества и государства в промышленной продукции. Вокруг городов складывались местные рынки, но общенациональный появится значительно позже.

Таким образом, развитие России характеризовалось разнообразием социально-экономических укладов и, в целом, поступательным движением вперед, политическую основу которого создавало объединение страны. Однако при той огромной роли, которую приобретало государство, решающим образом воздействовавшее на все сферы жизни, будущее страны попадало в сильную зависимость от политики великокняжеской власти.

...

Подобные документы

    Образование единого Российского государства в XV-XVI вв. Социально-экономическое развитие. Причины политического и экономического кризиса на рубеже XVI-XVII вв. Основные события смуты. Состояние Российского государства в начале правления Михаила Романова.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2017

    Причины российского политического и экономического кризиса на рубеже XVI-XVII веков. События Смуты, правление Бориса Годунова, Лжедмитрия, Василия Шуйского. Причины польской интервенции, создание и развитие народных ополчений, итоги Смутного времени.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2010

    Определение значения политических событий в XVI-XVII веках в истории России. Боярское правление как начало политического кризиса. Исследование его предпосылок и причин. Правление Бориса Годунова и Василия Шуйского. Ополчения. Воцарение новой династии.

    реферат , добавлен 02.06.2014

    Рассмотрение причин, предпосылок и последствий Смутного времени. Анализ внешней и внутренней политики правления претендентов на российский престол - Бориса Годунова, Лжедмитрия, Владислава и Михаила Романова в период глубокого цивилизационного кризиса.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2010

    Предпосылки возникновения династического кризиса в России после прекращения правления династии Рюриковичей. История возникновения и последствия Смуты на Руси. Описание правления Б. Годунова. Общая характеристика периода правления бояр – семибоярщина.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2010

    Объективная оценка периода правления Бориса Годунова, причины его восшествия на престол, семья. Сложные отношение народа и нового царя. Трагическая судьба детей и жены Бориса после его кончины, последствия царствования Годунова для будущего России.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2010

    Характеристика социально-экономического и политического положения России на рубеже XVI–VII вв.; предпосылки династического, социального, экономического, политического кризиса российской государственности. Общий ход Смуты, ее характер и последствия.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2012

    Общая характеристика России на рубеже ХVI-ХVII веков. Анализ причин начала Смутного времени: прекращение правления династии Рюриковичей, избрание Земским собором на престол Б. Годунова. Знакомство с основными особенностями создания народного ополчения.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Исследование времени правления первых представителей династии Романовых, внутренней и внешней политики, церковных преобразований культурного развития России. Анализ положения страны, охваченной последствиями Смуты, до прихода к власти Михаила Романова.

    реферат , добавлен 10.05.2011

    Cущность эпохи Смуты, ее предпосылки, хронология, содержание и историческое значение. Внешнеполитический кризис России в конце XVI–начале XVII веков, царствование Лжедмитрия I. Исторический портрет Бориса Годунова. Освобождение страны от интервенции.

Монгольское нашествие привело к гибели огромных масс людей, запустению ряда районов, перемещению значительной части населения из Приднепровья в Северо-Восточную и Юго-Западную Русь. Страшный урон народонаселению наносили и эпидемии. Тем не менее, воспроизводство населения имело расширенный характер, за 300 лет (с 1200 по 1500 г.) оно выросло примерно на четверть. Население Российского государства в XVI в., по подсчетам Д.К. Шелестова, составляло 6-7 млн. человек.

Однако рост населения значительно отставал от роста территории страны, которая увеличилась более чем в 10 раз, включив такие обширные регионы, как Поволжье, Приуралье, Западную Сибирь. Для России являлась характерной низкая плотность населения, сосредоточение его в определенных районах. Наиболее густонаселенными были центральные районы страны, от Твери до Нижнего Новгорода, Новгородская земля. Здесь была самая высокая плотность населения - 5 человек на 1 кв.км. Населения явно не хватало для освоения столь обширных пространств.

Российское государство формировалось как многонациональное с самого начала. Важнейшим явлением этого времени стало складывание великорусской (русской) народности. Формирование городов-государств лишь способствовало накоплению этих различий, однако сознание единства русских земель сохранилось. Арсланов Р.А., В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова. История России с древнейших времен до конца 20 века. Пособие для поступающих в вузы. - 2000 г. 519 с.

Славянское население междуречья Волги и Оки испытало на себе

сильное влияние местного финно-угорского населения. Оказавшись под властью Орды, жители этих земель не могли не впитать в себя и многие черты степной культуры. Со временем язык, культура и быт более развитой Московской земли начали все больше влиять на язык, культуру и быт населения всей Северо-Восточной Руси.

Развитие экономики способствовало усилению политических, религиозных и культурных связей между жителями городов и сел. Одинаковые природные, хозяйственные и прочие условия помогали созданию у населения некоторых общих черт в его занятиях и характере, в семейном и общественном быту. В сумме своей все эти общие признаки и составили национальные особенности населения северо-востока Руси. Москва в сознании народа стала национальным центром, и со второй половины XIV в. появляется и новое название этого края - Великая Русь.

На всем протяжении этого периода в состав русского государства вошли многие народы Поволжья, башкиры и др. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2-х кн.: Кн. 1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ,2000. - 1056 с. - Классики исторической мысли.

После монгольского нашествия экономика Северо-Восточной Руси переживает кризис, начиная лишь примерно с середины XIV в. медленно возрождаться.

Основными пахотными орудиями, как и в домонгольский период, были соха и плуг. В XVI в. соха на всей территории Великороссии вытесняет плуг. Соха усовершенствуется - к ней прикрепляют специальную доску - полицу, которая увлекает вместе с собой взрыхленную землю и сгребает ее на одну сторону.

Основными культурами, которые выращиваются в это время, становятся пришедшие на смену пшенице и ячменю рожь и овес, что связано с общим похолоданием, распространением более усовершенствованной сохи и, соответственно, освоением под пахоту ранее недоступных районов. Были широко распространены и огородные культуры.

Системы земледелия были разнообразны, здесь было много архаики: наряду с недавно появившимся трехпольем широко было распространено двухполье, переложная система, пашня наездом, а на севере очень долго господствовала подсечно-огневая система.

В рассматриваемый период начинает применяться унавоживание почвы, которое, правда, несколько отстает от распространения трехпольной системы. В районах, где господствовало пашенное земледелие с навозным удобрением, животноводство занимало очень большое место в сельском хозяйстве. Роль животноводства была велика и в тех северных широтах, где хлеба сеяли мало. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. Книга I. М., 2001. - 347 с.

Рассуждая о сельском хозяйстве и экономике нужно обязательно учесть, что основной авансценой русской истории стали земли Нечерноземья. На всем этом пространстве господствуют малоплодородные, главным образом дерново-подзолистые, подзолистые и подзолисто-болотные, почвы. Эта худородность почв была одной из причин низкой урожайности. Основная же причина ее - в специфике природно-климатических условий. Цикл сельскохозяйственных работ здесь был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней. Вот почему крестьянское хозяйство коренной территории России, обладало крайне ограниченными возможностями для производства товарной земледельческой продукции. В силу тех же обстоятельств в Нечерноземье практически не было товарного скотоводства. Именно тогда возникает многовековая проблема русского аграрного строя - крестьянское малоземелье.

По-прежнему большую роль в жизни восточных славян играли древние промыслы: охота, рыбная ловля, бортничество. О масштабах использования "даров природы" вплоть до XVII в. свидетельствуют многие материалы, в том числе записки иностранцев о России.

Однако и ремесло постепенно начинает возрождаться. Происходит ряд существенных сдвигов в ремесленной технике и производстве: появление водяных мельниц, глубокого бурения соляных скважин, начало производства огнестрельного оружия и т.д. В XVI в. процесс дифференциации ремесла идет очень интенсивно, появляются мастерские осуществляющие последовательные операции по изготовлению продукта. Особенно быстро росло ремесленное производство в Москве и других крупнейших городах.

Товарная продукция обращалась в основном на местных рынках, но торговля хлебом уже перерастала их рамки.

Многие древние торговые связи утратили свое былое значение, но появились другие, и торговля со странами Запада и Востока получает достаточно широкое развитие. Однако особенностью внешней торговли России был высокий удельный вес таких предметов промыслов, как пушнина и воск. Масштабы торговых сделок были невелики, а торговлю вели главным образом мелкие торговцы. Впрочем, существовали и богатые купцы, которые в XIV-XV вв. фигурируют в источниках под именем гостей или нарочитых гостей.

В XIV в. начинает развиваться вотчинное землевладение.

В более выгодных условиях оказалась церковная вотчина. После нашествия церковь пользовалась поддержкой ханов, проявлявших веротерпимость и проводивших гибкую политику в завоеванных землях.

С середины XIV в. в монастырях происходит переход от "келиотского" устава к "общежитийному" - на смену житию монахов в oтдельных кельях с отдельной трапезой и хозяйством шла монастырская коммуна, обладавшая коллективной собственностью.

российское государство смута романов

Крупным землевладельцем со временем становится и глава Русской Церкви - митрополит, в ведении которого находилось разветвленное и многофункциональное хозяйство. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2-х кн.: Кн. 1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ,2000. - 1056 с. - Классики исторической мысли.

Однако основной массив земель в XIV-XV вв. составляли так называемые черные волости - своего рода государственные земли, распорядителем которых выступал князь, а крестьяне считали ее "Божьей, государевой и своей". В XVI в. из массива черных земель постепенно выделяются "дворцовые земли", и великий князь становится одним из крупнейших землевладельцев. Но более важен был другой процесс - распад черной волости за счет раздачи земель церковным и светским землевладельцам.

Поместье, которое получает широкое распространение с конца XV в. и становится экономической и социальной опорой власти вплоть до позднейших времен.

До широкого распространения поместья основной доход бояр составляли всякого рода кормления и держания, т.е. вознаграждения за исполнение административных, судебных и других общественно полезных функций. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. Книга I. М., 2001. - 347 с.

Остатки прежних княжеских родов, бояре, "поместчики" постепенно формируют костяк "высшего сословия". Основную массу населения в XIV-XV вв. по-прежнему составлял свободный люд, который получил наименование "крестьяне".

Крестьяне, даже оказываясь в рамках вотчины, пользовались правом свободного перехода, которое оформляется по мере развития крупного землевладения и входит в первый общероссийский Судебник 1497 г. Это известный Юрьев день - норма, согласно которой крестьяне, уплатив так называемое пожилое, могли переходить от одного землевладельца к другому.

В худшем положении были зависимые крестьяне: половники и серебреники. Видимо, и те и другие оказывались в столь сложной жизненной ситуации, что вынуждены были брать ссуды и затем отрабатывать их. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2-х кн.: Кн. 1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ,2000. - 1056 с. - Классики исторической мысли.

Основной рабочей силой вотчины по-прежнему оставались холопы. Впрочем, число обельных холопов сокращалось, а возрастал контингент кабальных холопов, т.е. людей, оказавшихся в рабской зависимости по так называемой служилой кабале.

В конце XVI в. начинается процесс интенсивного закрепощения крестьян. Некоторые годы объявляются "заповедными", т.е. в эти годы запрещается переход в Юрьев день. Однако магистральным путем закрепощения крестьян становятся "урочные лета", т.е. срок сыска беглых крестьян, который становится все более длительным. Следует также иметь в виду, что с самого начала процесс закрепощения захватывал не только крестьян, но и посадское население страны.

Горожане - черные посадские люди - объединяются в так называемую черную посадскую общину, которая существовала в архаических формах на Руси вплоть до XVIII в. Арсланов Р.А., В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова. История России с древнейших времен до конца 20 века. Пособие для поступающих в вузы. - 2000 г. 519 с.

Еще одна важная черта, характеризующая сословия восточнославянских земель того времени, - их служилый характер. Все они должны были выполнять те или иные служебные функции по отношению, к государству.