Краткий конспект лекций по всеобщей истории. Провал попыток ограничить гонку вооружения. II. Проверка домашнего задания

История 7 класс.

Тема: Итальянское Возрождение.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

Образовательная: на основе фактов, текста урока сформировать представление об изменениях, которые привели к возникновению эпохи Возрождения

Воспитательная: привить ученикам любовь и уважение к образованию, мыслителям эпохи возрождения, культуре в целом.

Развивающая на уровне УУД:

Предметные: Раскрывать сущность понятий «Возрождение», «гуманизм». Определять особенности итальянского Возрождения. Давать описание произведений искусства.

Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях Возрождения. Извлекать информацию из фрагмента документа исторического характера. Подбирать из интернет-ресурсов информацию об искусстве итальянского Возрождения

Метапредметные:

Личностные : Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.

Основные понятия: Ренессанс, Итальянские войны

Персоналии: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520), Тициан (1470/80 -е -1576), Никколо Макиавелли (1469-1527).

Этапы урока:

1.орг момент

2.проверка Домашнего задания

3.изучение нового материала

4.Закрепление изученного, рефлексия

5. домашнее задание.

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

УУД.

Орг момент

Приветствие выявление отсутствующих

Приветствие староста класса называет отсутствующих.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по вопросам:

1.Определите на карте, какие земли отошли к Испанской и Португальской колониальным империям?

2. Когда, какие договора были заключены между Португалией и Испанией и какие условия были обговорены в этих договорах?

3. Как повели себя испанские и португальские конкистадоры в завоёванных ими землях?

4. Какие государства были уничтожены испанцами в Новом Свете?

5. Можно ли назвать действия испанце и португальцев в новом свете цивилизационным подходом?

6. В чем основное различие в политике испанских и португальских властей в колониях?

7. Почему стали соперничать с испанцами и португальцами правительства других стран по завоевании колоний?

8. Что такое раздел мира?

Отвечают на поставленные вопросы.

Умение излагать выученное. Держать речь. Давать аргументированные ответы.

Изучение новой темы.

1. Учитель ставит проблемную ситуацию: пишет на доске незнакомые для учеников слова и имена: Ренессанс. Джоконда, Буонаротти, Сикстинская капелла, Юлий II , Лев X . Италия. XIV - XVI вв. Тициан, Давид, Маккиавелли и задаёт вопрос: Что общего между этими терминами и именами?

2. Вопрос: какова основная проблема нашей темы? При неполноценных ответах можно корректировать высказывания наводящими вопросами.

3. Делит учеников на три группы и выдает карточки с заданиями, которые должны показать изменения, происшедшие в культурной жизни Европы.

4. Вопрос: В чем причина того, что центром Ренессанса в середине XVI становится большая часть Европы, а Италия приходит в упадок?

1. Ученики высказывают свои суждения. Правильным будет мнение. Которое указывает на культурную составляющую в теме. А потом сравнивают с названием темы в учебнике.

2. Высказывают мнения. Правильное это: какое влияние оказала культура Возрождения на европейскую цивилизацию в общем?

3. Работают в группах. Делают задания и высказываю свои суждения

4. Высказывают мнение, что Итальянские войны, как и все другие войны приведи к разорению той территории. На которой шла война. А причиной того, что Италия не смогла противостоять притязаниям великих держав того периода, была раздробленность. В результате которой страна экономически и культурно находясь на пике роста и процветания. Была в военном отношении крайне слабой и несобранной.

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Закрепление изученного, рефлексия.

Выполняют задания 1 - 6 и отвечают на вопросы:

1.Что вы сегодня нового услышали?

2. Что было для вас интересного, почему?

Выполняют задания, в тетради, отвечают на вопросы.

Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях Возрождения

Домашнее задание.

Пишет на доске: §3., задание 7.

Записывают задания.

Подбирать из интернет-ресурсов информацию об искусстве итальянского Возрождения

Карточки:

1.

Что такое Ренессанс?

Почему рядом с термином Возрождение - Ренессанс используется слово Гуманизм?

Через какие этапы прошел Ренессанс,

Почему Италия стала главным центром эпохи Возрождения?

2.

В чем ярче всего проявился подъем культурной жизни в Италии?

Каких наиболее ярких представителей эпохи возрождения вы знаете? Расскажите об их главных достижениях

В каких жанрах и как проявился в работах представителей Ренессанса тема гуманизма?

Какова главная тема в работах известных художников и скульпторов?

3

Что изменилась в научном мышлении человека в 15-16 вв?

Как изменилась историческая мысль с началом эпохи Возрождения7

Кто является самым ярким представителем исторической и политической мысли в данную эпоху?

Что такое Маккиавелизм? Почему эта мысль, утверждение является основой для оправдания безнравственной политики многих правителей и правительств? Как вы думаете? Актуально ли данное утверждение в нашу эпоху?

Тема: «Византийское Средневековье» для 10 класса

Тип урока : комбинированный

Цели и задачи урока :

Образовательный аспект:

Продолжить формировать представления о периоде Средневековья;

Дать представление о своеобразии византийской цивилизации;

Осветить особенности византийского феодализма;

Осветить положение религии и церкви, развитие византийской культуры.

Развивающий аспект:

Продолжить формирование умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Воспитательный аспект:

Воспитывать уважение и прививать любовь к историческому прошлому.

Основные понятия и термины : ромеи, узурпация, василевс, иконоборчество, фем

Ход урока:

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

Работа с карточками:

Карточка № 1: 1. Дайте определение понятиям: цехи, гильдии

2. Охарактеризуйте процесс развития средневековых городов

Карточка № 2: 1. Дайте определение понятию бюргерство.

2. Охарактеризуйте сословие горожан. Какое место оно занимало в структуре средневекового общества

Устный опрос:

    Назовите и охарактеризуйте основные этапы Средневековья

    Расскажите о развитии средневековой культуры

    В чем состояли причины кризиса 14-15 вв?

III. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала

Когда в 395 году император Феодосии разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием, он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная гибель западной части и тысячелетняя жизнь восточной.

    Начало византийской цивилизации

    Периодизация истории Византии

    Особенности византийского феодализма

    Система власти Византии

    Религия и церковь

    Культура Византии

IV. Этап усвоения новых знаний

    Начало византийской цивилизации

В IV в. стало очевидным, что исторические пути Западной и Восточной частей Римской империи расходятся. Константин I Великий, правитель ещё единой империи, в 330 г. перенёс её столицу на место небольшого города Византия. Столица получила имя своего основателя, став городом Константина - Константинополем, её ещё называли вторым Римом. В 395 г. расхождение Запада и Востока империи обрело официальный статус. На востоке образовалась Восточная Римская империя, которую позже стали называть Византией. Подданные этой империи сохранили самоназвание «ромеи», т. е. римляне, хотя государственным языком был греческий. Две особенности определили развитие Восточной Римской империи. Она была прямой преемницей Древнего Рима, собственно Римской империи. И с самых первых дней её существование было неразрывно связано с христианством и церковью. Византийская ветвь христианства будет называться православной, а её церковная организация обретёт статус ортодоксальной церкви. Всё это послужило основанием для Византии претендовать на исключительное положение в средневековом мире, заявляя права на политическое и духовное лидерство.

    Почему же Византия оказалась более прочной, чем Западная Римская империя?

    На востоке Римской империи рабство было развито слабее, чем на западе

    Сохранился обмен между городом и деревней

    В городах сохранилось ремесло и торговля

    Император мог содержать сильную армию и флот

    Византия отражала нападения внешних врагов

Нельзя обойти стороной и тот факт, что в науке историческая роль Византии никогда не оценивалась однозначно, особенно в аспекте её влияния на другие народы, и в частности на Россию. Значительная часть западных историков и политологов до сих пор обвиняет Россию в том, что она не может расстаться с имперским наследием Византии, традициями её великодержавия, воплотившимися в концепции «Москва - Третий Рим» и в государственном авторитаризме. Оставим подобные суждения на их совести и попробуем сделать краткий обзор истории Византии и её влияния на народы и страны.

    Периодизация истории Византии

Сердцем Восточной Римской империи были Малая Азия и Балканы, где в течение тысячелетия существовали мощные центры античной цивилизации. В состав её также вошли Сирия, Палестина, Египет, острова Эгейского моря, Киренаика, Кипр, часть Месопотамии и Армения. В конце V-VI в. Византия на короткое время распространила своё влияние на Апеннинский полуостров, часть Пиренейского полуострова и Северную Африку. Византия - огромное полиэтническое государство, включавшее разные народы, цивилизации и культуры, что вообще характерно для империй. Это огромный разноязыкий мир, каждая часть которого имела свои традиции и особенности развития, уходящие в глубокую древность. Византии предстояло для всех них стать «историческим мостом» между прошлым и будущим, между древностью и Средневековьем, впитать многообразие их исторического опыта и переплавить в уникальную цивилизацию - византийскую. Историю Византии принято делить на три периода:

      Ранневизантийский период: IV - первая половина VII в.

Это время становления средневековой империи. Византия сохраняет унаследованный от Рима авторитет мировой державы, византийский император - высший арбитр в отношениях между народами и образец для подражания, к которому обращены взоры правителей вновь образовавшихся варварских государств Запада. В Византии продолжали существовать позднеантичные государственные и социальные институты, например сенат, сохранилось довольно в широких масштабах рабовладение, кодифицировалось римское право, процветали унаследованные от Античности города. Вместе с тем появились ростки феодальных отношений. В византийской деревне зарождались патронатные формы крестьянской зависимости. Крестьяне бежали от казённых налогов на земли крупных собственников, отдавались под их покровительство, тем самым они, оставаясь ещё лично свободными, в условиях хозяйствования начинали зависеть поземельно.

      Средневизантийский период: VII-XII вв.

VII-VIII века - время иконоборчества.

Иконоборчество – борьба против почитания икон

В борьбу против почитания икон были втянуты все слои населения, однако иконоборцы потерпели поражение. Византия - особый вариант средневекового государства, представлявшего собой сплав традиций поздней Римской империи, влияния восточных деспотий, некоторых признаков феодальных монархий Запада. В VII-IX вв. произошли глубокие изменения в управлении империей. Монарх сменил латинский титул «император» на греческий «василевс». Однако, несмотря на укрепление и расширение административного аппарата, в империи нарастала социальная нестабильность, которую прежде всего питал сепаратизм крупных феодальных землевладельцев. Это привело к радикальным изменениям в структуре провинциального управления. Был создан фемный строй, основу которого составляли военно-административные округа - фемы. В фемах сформировалось особое воинское сословие стратиотов. Стратиоты получали за воинскую службу земельные наделы в наследственное владение. Создание фемного строя привело в итоге к децентрализации управления империей. Византия и её соседи в IV-XIII вв. Ухудшилось внешнеполитическое положение империи. На границы наседали турки-сельджуки, кочевники устремились к Дунаю, сицилийские норманны хотели захватить Адриатику. К концу XII в. от империи отделился Кипр, болгары образовали самостоятельное государство «второе Болгарское царство», сербы добились независимости от империи. Императорский двор погряз в интригах, чиновничий аппарат лихоимствовал и не выполнял свои функции. Империя распадалась.

      Поздневизантийский период: XIII-XV вв.

Завершающий, трагический этап византийской истории. Воспользовавшись кризисом империи, западноевропейские монархи стали отрывать от Византии привлекавшие их территории, сицилийский король - Ионические острова, английский король Ричард I - Кипр, который затем уступил иерусалимскому королю. В апреле 1204 г. войска крестоносцев штурмом взяли Константинополь. Западные рыцари креста вели себя в столице христианской империи как жестокие варвары, уничтожали население, грабили, насиловали, не щадили своих собратьев по вере, пытавшихся укрыться в церквах. На территории Византии была создана Латинская империя и ещё несколько государств крестоносцев. Византийцы пытались организовать сопротивление. Им удалось сохранить за собой часть земель, на которых возникли самостоятельные государства - Никейская империя, Эпирское царство и Трапезундская империя.Никея стала инициатором возрождения Византийской империи. В 1261 г. войска никейского правителя Михаила VIII Палеолога вошли в Константинополь. Возрождённая Византийская империя была лишь тенью прежней. Её территория сжалась до части Малой Азии, Фракии и Македонии, нескольких островов. Изнутри её сотрясали восстания. Укреплению империи не способствовали и острые богословские споры, вспыхнувшие в XIV в. и раскалывавшие византийское общество. У империи было много врагов, но самые сильные из них - турки-османы. В мае 1453 г. турецкие войска взяли Константинополь. Захватчики подвергли город разграблению, а население уничтожению, как два с половиной века назад крестоносцы. Закончилось существование более чем тысячелетней империи. Второй Рим пал. Константинополь был наречён новым именем - Истамбул и стал столицей мусульманской империи османов.

    Особенности византийского феодализма

Византия была, по существу, единственной страной, где феодальные отношения развивались непосредственно из позднеримских, характерных для разложения поздней рабовладельческой системы. Социально-экономическое развитие Византии определялось тем, что император являлся верховным собственником земли; имелся значительный фонд государственных земель, принадлежавших императорскому домену или государственной казне. Эти земли были настолько обширны, что крестьяне, жившие на них, не всегда могли их обработать.Государственные и императорские земли сдавались в длительную аренду. Императорская, государственная собственность на землю сближает Византию со странами Востока. Государство широко использовало практику пожалования земель за службу - военную или государственную. Феодальные формы землевладения, сложившиеся в Византии, отчасти напоминали феодально-ленные владения в Западной Европе, однако имели и существенные отличия. Так, например, могла быть передана во владение на условиях обязательной службы не собственно земля, а прежде всего право взимания налогов на этой территории. Государство могло конфисковывать пожалованные владения. Если в Западной Европе феодалы обладали правом иммунитета, т. е. судебными и административными привилегиями, то византийские феодалы никогда не имели права высшего суда в своих владениях. Большая часть феодальных пожалований не была наследственной. В Византии не сложилось иерархической сеньориально-феодальной системы, как на Западе. Все феодалы зависели от центральной власти. Военная организация также была государственной, феодалы не имели своих собственных сильных военных отрядов. Окружение феодалов не было связано с ними правовыми или поземельными узами. Кроме императорской, государственной и условно-феодальной собственности, существовала собственность крестьянских общин (земли, находившиеся в общественном пользовании) и индивидуальная крестьянская собственность.Развитие фемного строя определялось наличием у стратиотов (воинов-крестьян) участка земли определённого размера. Владение таким участком было автоматически связано с несением воинской повинности. Помимо значительного числа свободных общинников, в Византии существовали и различные категории зависимого крестьянства. Особенность Византии заключалась и в том, что это была «страна городов». Города же были напрямую связаны с центральной властью и никогда не находились под юрисдикцией крупных феодалов, как это имело место в Западной Европе. Феодальная иерархия в Западной Европе привела к возникновению устойчивой системы титулов, приобретших наследственный статус. Это укрепляло внутренние связи сословия феодалов. Принципиальным отличием было то, что в Византии титул давался только пожизненно и никогда не был наследственным. Человек мог продвигаться от титула к титулу, от одного чиновничьего ранга к другому. Пожалование титула или чина было исключительной прерогативой императора. Император определял место человека в аристократической среде.

Заполнить таблицу:

Европейский и византийский феодализм

Линия -

сравнения

Феодализм

европейский

византийский

Формы землевладения

На условиях службы земля (феод) передава­лась во владение фео­далу, как правило, на­следственное

На условиях службы фео­далу передавалось право взимания налогов с опре­делённой территории: большая часть феодальных пожалований не была на­следственной

обязанности

феодалов

Право иммунитета (су­дебные и администра­тивные привилегии)

Не имели права высшего суда в своих владениях

Феодальная иерархия

Иерархическая вассально-ленная система (пра­вовая и поземельная зависимость вассалов от сеньоров); возникла устойчивая си­стема титулов (наслед­ственный характер)

Все феодалы зависели от центральной власти, не имели военных отрядов; титул присваивался импе­ратором пожизненно и не наследовался, можно бы­ло двигаться по служеб­ной лестнице

Положение крестьян

Большая часть крестьян находилась в зависимо­сти от феодалов

Значительное число сво­бодных крестьян - об­щинников;

существовали зависимые категории населения

Положение городов

Возникали большей ча­стью заново на землях крупных феодалов, вели борьбу с ними за права и вольности

Сохранились со времён Античности, были напря­мую связаны с централь­ной властью

    Система власти Византии

    Предположите, какой была власть императора в Византии?

Идея и образ империи были чрезвычайно привлекательны для Средневековья. Западные государи грезили о восстановлении Римской империи, видели в ней совершенную государственную модель. Византия же не грезила, а являлась прямой наследницей, продолжательницей римской имперской традиции, усвоив её в самой поздней и полной форме.Византийский император был автократором (самодержцем), а вся система его власти - единоличной и универсальной. Ему принадлежала верховная и абсолютная власть над землёй, страной и её подданными. Он был светским властителем и одновременно высшим религиозным авторитетом. Император также являлся фигурой репрезентативной, символизирующей вселенскую власть, мощь империи. Не случайно знаки власти византийских императоров были заимствованы в одеяниях и ритуалах монархов Европы (пурпурная мантия, держава и т. п.).Император был фигурой сакральной, весь императорский ритуал должен был указывать на существование мистической связи между царём земным и Царём Небесным. Трон императора был двухместным. Одно сиденье занимал земной владыка, на другом лежал крест, символизирующий присутствие Христа. Император считался, подобно Богу, высшим подателем благ для подданных и высшим судьёй, имевшим право казнить, миловать, увечить, отбирать имущество, смещать с государственных постов. Вместе с тем император был верховным блюстителем закона. Есть некий исторический парадокс в том, что в самом автократическом государстве была осуществлена огромная работа по кодификации римского права, которое через много веков будет положено в основу европейского права, в эпоху, когда Европа задумается над демократизацией государственного и общественного устройства. В Византийской же империи существовало зафиксированное право, а вот права людей были ограничены центральной властью. Центральная власть концентрировала в своих руках и функции контроля. Власть прежде всего «творилась» в столице - здесь издавались законы, здесь готовились все важнейшие документы, здесь была вершина административно-бюрократического аппарата, отсюда в провинции рассылались сборщики податей.

5.Религия и церковь

Формирование византийской государственности совпало с богословскими спорами, выработкой христианской догматики, утверждением христианства как государственной религии, а церкви как особого социально-политического института. Тринитарные споры (споры о Троице) завершилисьпринятием Никео-Цареградского Символа Веры (325 г., 381 г.). Споры о сущности (природе) Иисуса Христа (христологические) бушевали три века и привели в конце концов к торжеству православия (ортодоксального учения). Особенностью духовной жизни византийского общества являлось то, что богословские споры не были достоянием только христианских книжников и священнослужителей. К ним подключались самые широкие слои населения - от аристократов до простолюдинов, в них была всерьёз задействована власть. Так, современник рассказывал, что о Троице спорили на улицах, рынках, площадях, в лавках и даже в банях. Это свидетельствует о глубокой религиозности византийцев. В VIII-IX вв. в иконоборчество были вовлечены все слои населения, а император-иконоборец объявил: кто за почитание икон и мощей - тот против трона и державы. Обнаруживалась очевидная связь между религиозными взглядами и отношением к государству. Закат Византийской империи также был осложнён полемикой по богословским вопросам. Многие были увлечены мистическим учением Григория Паламы, который считал, что человек может обрести спасение через особую энергию божественного света, пролившуюся людям во время Преображения Христа на горе Фавор. Это учение - исихазм - было принято православной церковью, однако оно уже не могло послужить действенному сплочению духовных сил народа перед лицом надвигающейся гибели их страны. В то время как на Западе в Средние века шла непрерывная борьба между папским престолом и светскими правителями за высшую власть, в Византии сложилось своеобразное равновесие между государством и церковью, между светской и церковной властью. Православные иерархи, за редким исключением, проповедовали единение с государством, довольствуясь ролью его главных духовных наставников и советчиков. В Византии церковь не имела той экономической и административной самостоятельности, какая сложилась в Западной Европе. В империи церкви и монастыри хотя и были крупными землевладельцами, но не превратились в независимые от государства замкнутые феодальные княжества, подобно церковным вотчинам и аббатствам Западной Европы. С первых веков существования наметились расхождения между восточной и западной ветвями христианства. В западной господствовало учение о спасающей роли церкви, в руках которой находились и оценка добродетелей верующего, и отпущение грехов. Восточное христианство отводило важную роль в спасении человека индивидуальной молитве и через её посредство допускало мистическое слияние с Богом. Между восточной и западной церквами резко обозначились и расхождения, касавшиеся церковной обрядности. Языковые различия и территориальная разобщённость Запада и Востока способствовали их нарастанию. Всё это привело к расколу церквей в 1054 г., после которого христианский мир окончательно распался на две части. Этот раскол не преодолён и до сих пор. Христианство по византийскому образцу принимали народы, входившие в ареал государственного и культурного влияния Византии.

6.Культура Византии

    Заслушивание доклада учащегося

В первые века Средневековья Византия оставалась хранительницей античных традиций. Это прежде всего нашло отражение в ранневизантийской архитектуре, искусстве мозаики. Самым великолепным сооружением раннесредневекового христианского мира стал главный собор Константинополя - собор Святой Софии.

Характерная для Византии централизация находила отражение в стремлении византийской культуры к определённому единству эстетических идеалов и форм. Искусство представлялось отражением Божественной Красоты, которой предназначено спасти мир. Искусство должно было воспроизводить не изменчивый и не совершенный земной мир, а Идею, Божественный образ бытия, вечный и неизменный, открывающийся внутреннему просветлённому взору. В Византии родился уникальный жанр искусства - иконопись. Икона (от греч. eikon - изображение, образ) - это символическое изображение, в котором присутствует религиозное таинство. Икона пишется красками в соответствии со строго соблюдаемыми правилами (канонами). Изображение на иконе двухмерное, плоскостное, третье измерение - догматическое, духовное, богооткровенный смысл. Образ на иконе предельно обобщён, включает малое количество деталей, но должен воплощать в себе неисчерпаемый запас духовной энергии. Византийская иконопись стала источником средневекового искусства Руси. Из поздневизантийской иконы произросла итальянская живопись, предвосхитившая Возрождение. Исходным принципом христианского культа был символизм, благодаря которому реальные предметы наделялись сверхъестественным смыслом. Все элементы культа становились символами, аллегориями, обнаруживали иное, внутреннее тайное значение. Самый храм оказывался символом космоса, и вся его архитектура, вся система мозаик и росписи предназначалась к тому, чтобы воплощать в зримых образах христианскую идею связи земного и небесного... Храм заключал в себе всё пространство: небо - купол, рай - алтарную апсиду (впрочем, символы не были однозначными и апсида мыслилась также пещерой Вифлеемскою, местом рождения Христа) и даже ад, западные части здания, где первоначально стояли во время богослужения те, кто ещё не принял крещения и только стремился стать христианином. Здесь, в западной части храма, помещалось иной раз изображение Страшного суда.Устремление к Идее, к Бесконечности стало для византийцев важнейшей эстетической задачей.Византия была страной христианской учёности. Философ и богослов Иоанн Дамаскин, создавший философско-теологическую систему, не уступающую западноевропейскойсхоластике, начал свой труд «Источник знания» знакомым нам всем выражением: «Ученье - свет, а неученье - тьма». Здесь был создан первый христианский учебник «Шестоднев» Василия Великого, в городах действовало много школ. Главная константинопольская школа по уровню преподавания превосходила западноевропейские университеты. Развивались разные области знаний - математика, астрономия, медицина, география, изучение природы и др. В Византии грамотность была распространена намного шире, чем в Западной Европе. Из Византии античное наследие греков проникало в Западную Европу, особенно через области, активно с ней контактировавшие. Из Византии через «моравских братьев» Кирилла и Мефодия (IX в.) пришла азбука и грамотность в славянские земли и на Русь. Традиции византийской культуры и после её гибели продолжали жить в культурах других православных стран, они нашли развитие в Московском государстве, считавшем себя религиозным и отчасти государственным преемником Византии. В конце XIX - начале XX в. византийские художественные формы были переосмыслены в искусстве модерна и неовизантийском стиле архитектуры.

V. Этап закрепления новых знаний

1. Назовите хронологические рамки существования Византии?

    В чем было важное отличие общественного строя Византии от других стран Европы?

    Какие можно выделить особенности развития византийского феодализма?

VI. Рефлексия

Ответьте на вопросы:

На уроке мне было…

Мне было понятно/ не понятно..

VII. Этап подведения итогов и домашнее задание

Т. о., сегодня мы с вами познакомились с одним из наиболее сильных государств Средневековья и выяснили основные черты его исторического развития

Параграф 10, письменно задание 2 на с.130

Наименование ОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Должность

учитель истории и обществознания

Красноперекопск

Дата создания

Комментарии 0

Скачиваний 17

Размер файла 23.28Кб

Педагогические цели:
образовательная: раскрыть причины нарастания международной напряжённости;
выяснить причины и сущность политики умиротворения;
анализируя причины бессилия Лиги Наций и демократических стран и США в противостоянии агрессивной политике фашистских государств
воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве¬нных качеств личности;
развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
Знать, уметь: называть основные причины краха Версальско-Вашингтонской системы, очаги напряжения, показывать на карте территориальные захваты Германии и Японии, знать содержание мюнхенского соглашения, секретных переговоров в Москве, советско-германского пакта о ненападении, владеть терминологией, хронологией темы, анализировать документы.
Тип и вид урока: урок усвоения новых знаний
Основное содержание темы. Международные отношения в 30-е гг. XX в. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении.
Основные понятия: очаги новой мировой войны, коллективная безопасность, военно-политические блоки, «ось» Берлин-Рим-Токио, Антикоминтерновский пакт, политика «умиротворения» агрессоров, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова-Риббентропа.
Образовательные ресурсы: Улунян А. А. История. Всеобщая история. 11 классс: учеб. для 11 кл. общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под ред. А.О.Чубарьяна.-М. : Просвещение, 2014
Наглядность, ТСО: настенные карты, презентация, компьютер, медиа проектор.
План
Орг. момент.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (30 мин.)
1) Противоречия в системе международных отношений.
2) Провал попыток ограничить гонку вооружения.
3) Возникновение очагов Второй мировой войны.
4)Политика «коллективной безопасности» в Европе.
5) Крах Версальско-Вашингтонской системы.
Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10-15 мин.).
Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).
Д/з §12, читать, в 3 письменно, анализ документов с. 117-118

Предпросмотр страницы №2

2) Провал попыток ограничить гонку вооружения.

3) Возникновение очагов Второй мировой войны.

4)Политика «коллективной безопасности» в Европе.

5) Крах Версальско-Вашингтонской системы.

Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10-15 мин.).

Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).

Ход урока

Орг. момент.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).

Вспомните положение в СССР и мире к середине 30-х годов. (ответы обучающихся)

Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).

В 2018 году исполнится ровно 79 лет с момента начала самой кровопролитной, самая разрушительной, самой жестокой из всех войн – второй мировой.Что произошло, когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему? Об этом и поговорим мы сегодня на нашем уроке.

Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (30 мин.)

1) Противоречия в системе международных отношений.

Вспомните, что из себя представляла Версальско-Вашингтонская система? Работа по учебнику В чем проявились противоречия в системе международных отношений?

2) Провал попыток ограничить гонку вооружения.

Работа с учебником: проанализировать п. 2 учебника и документ на с. 177, сделать вывод: какие шаги предпринимали СССР и мировая общественность для преодоления гонки вооружений в Европе.

3) Возникновение очагов Второй мировой войны.

Работа с презентацией и картой с опорой на ранее полученные знания. Перечислить очаги напряженности в мире.

Политика внешней экспансии

(сл. 6)

Германия

(сл. 7)

(сл. 8)

1931г.- пользуясь гражданской войной, японцы захватили Маньчжурию, чем нарушили договор 9 Вашингтонской конференции. 1937г.-вторжение в Центральный Китай.

1933-1935гг.-полный пересмотр Версальско-Вашингтонской системы, отмена военных ограничений. Восстановление «равенства» и ликвидация «несправедливости». Германия вызывала сочувствие, т.к. боролась с коммунистической угрозой. 1936г.- Германия поддержала фашистский мятеж в Испании 1938г.- германские войска вошли в Австрию

1935-1936гг. – агрессия Италии против Эфиопии 1936г.- оформлен союз «Берлин-Рим» 1936г.-Антикоминтеровский пакт Германии и Японии 1937г.- оформилась ось «Берлин-Рим-Токио»

4)Политика «коллективной безопасности» в Европе. 5) Крах Версальско-Вашингтонской системы.

Вконтакте

Конспект урока истории в 9 классе на тему: «Наука, культура и искусство второй половины XX в.»

Участник: учитель истории и обществознания МБОУ Саралинской СОШ Скрипко Светлана Александровна 2015 г

Конспект урока Тема: Наука, культура и искусство второй половины 20 века.

Цель : показать необходимость создания для человека и окружающей среды безопасных технологий и их влияние на культуру и искусство.
Задачи:
1. Изучить этапы НТР.
2. Путем анализа решения глобальных проблем миром, научить обучающихся мыслить самостоятельно, иметь собственную точку зрения на происходящее в мире
3. Подкрепить интерес школьников к спортивным увлечениям
4. Развивать навыки самостоятельного выступления.
Предварительная подготовка: Ученики перед уроком получают домашнее задание - раскрыть смысл следующих понятий: клонирование, нанотехнологии, демографический взрыв, глобализация, концептуальное искусство.
Оборудование: школьные парты расставлены в форме круга. Кабинет украшен на усмотрение учителя фоторепродукциями, отражающими тему урока: первые компьютеры, овечка Долли, атака террористов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., фото «Битлз», Олимпийские игры и т.д.1. Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята! Сегодня нас ожидает увлекательная дискуссия. Круглый стол на тему «Наука, культура и искусство второй половины 20 века» считаю открытым.
2. Изучение нового материала. Учитель знакомит со вторым и третьим этапом НТР. Необходимо сделать акцент, что главной особенность второго этапа стала возможность применения микропроцессоров при автоматизации производственного цикла вплоть до создания роботов, обладающих искусственным интеллектом. А в третьем этапе главных успехов добились биология и медицина.
- Внимание вопрос, скажите пожалуйста, что такое клонирование? Правильно, давайте запишем в тетрадь: Клонирование - это искусственное создание организмов-клонов, то есть, генетически идентичных оригинальному (донорскому) организму.
- А теперь хочется услышать от вас аргументы «за» и «против» данного процесса. (Ответы ребят)

Что ж, продолжим. Пути решения глобальных проблем.
Опасность демографического взрыва. Беседа по этому вопросу. Работа со значением слова. Демографический взрыв – неконтролируемый рост населения Земли. Основной вывод – демографический взрыв может привести к нарушение баланса между процессами естественного воспроизводства природных ресурсов и хозяйственной деятельностью человека.

А теперь речь пойдет о глобализации и глобализме . Кто может развести эти понятия? (Проблемная ситуация). Ученики высказывают свою точку зрения, подкрепляя её аргументами. Основной вывод: глобализацию как процесс формирования общепланетарной цивилизации стоит отличать от глобализма – стремления навязать остальному миру собственные порядки и стандарты, начиная от принципов регулирования экономики и кончая массовой культурой.

Еще одна тема для обсуждения – олимпийские игры и массовый спорт. Ребята, давайте вспомним, как недавно наша страна принимала гостей в Сочи на Олимпиаде-2014? Кто прославил Россию? О каких новых видах спорта вы узнали? Роль спорта в жизни общества?

Урок подходит к концу. Давайте вспомним, что нового произошло в науке, культуре и искусстве в конце 20 века? Почему стали ТАК необходимы безопасные технологии?

Молодцы! Отличная работа.
Домашнее задание: «Концептуальное искусство моими глазами» создание самостоятельного объекта.