Краткий пересказ лев николаевич толстой кавказский пленник. Краткий пересказ Кавказский пленник в сокращении (Толстой Лев Н.)

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.

Главная мысль

Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.

    Чему учит рассказ?

    Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

    Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

    Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Русский офицер Жилин служил на Кавказе. Как-то раз он получил письмо от своей старой матери, в котором она просила сына приехать домой повидаться с ней, быть может в последний раз. Да и невесту она ему подыскала. Жилин подумал, что и правда уж мать плоха стала. И решил взять отпуск. Тем более, что и жениться уже давно пора.

Взяв отпуск, отправился Жилин домой. В те годы на Кавказе шла война. Одному из крепости нельзя было выезжать. Татары могли в плен взять или убить. Поэтому два раза в неделю из крепости в крепость шел обоз под охраной. С одним из таких обозов и поехал герой. Но обоз шел медленно: то солдаты останавливались отдохнуть, то колесо слетит. Весь обоз останавливается тогда и ждет. Жилину надоело. До крепости всего двадцать пять верст, а за полдня пути и половину не прошли.

Решил он поехать один. Конь у него хороший был. Он сам его вырастил, купив еще жеребенком за сто рублей. Тут к нему еще один офицер подъехал. Звали его Костылин. У того ружье заряженное было. Вот и поехали они вдвоем вперед остальных без охраны. Жилин предупредил Костылина, чтобы они держались вместе, не разъезжались. Пока по степи ехали, видимость была хорошая. Но дорога пошла между двух гор. Здесь можно было на татар нарваться. Жилин и предложил въехать на гору осмотреться. Костылин стал возражать. Но Жилин все же поехал, наказав Костылину внизу под горой стоять.

Только поднялся на гору, смотрит, а там человек тридцать татар стоят. Жилин быстро коня развернул и поскакал вниз. Костылину кричит, чтобы тот ружье вынимал. Но офицер увидел, что татары за Жилиным гонятся, развернул своего коня и стал убегать от них. Тогда одна надежда у героя осталась – на коня своего доброго. Но у татар кони еще лучше. Понял Жилин, что не уйти ему. Решил тогда подороже жизнь продать – шашкой хоть одного зарубить. И поскакал навстречу татарину с красной бородой.

Но татары выстрелили и ранили коня под Жилиным. Упал он и придавил герою ногу. Не может Жилин выбраться. А тут еще и татары на него навалились. Стали прикладами его бить. Связали, на коня сзади татарина с красной бородой его посадили и повезли к себе в аул. Хотел Жилин дорогу рассмотреть, куда его везут, но кровь глаза залила. А вытереть ее не может: руки связаны.

Приехали в аул. Сняли офицера с коня. Дети татарские прибежали, стали в него камнями кидать. Взрослые их отогнали, Жилину на ногу колодку надели, чтобы убежать не смог. В сарай его отвели и заперли в нем. Всю ночь герой не мог уснуть. Как только рассвело, подобрался он к стене, расковырял щелку и стал смотреть, что вокруг делается. А самому пить очень хочется. Слышит – загремел замок. Значит, отпирают его. Пришли двое татар. Вчерашний, с красной бородой, и другой, черноватый. Они о чем-то стали говорить. Но Жилин ничего не понял.

Стал он жестами показывать, что хочет пить. Поняли его. Черный татарин крикнул что-то. В сарай пришла девочка лет тринадцати. Это была Дина, дочь черного татарина. Ему красный за долги отдал Жилина. Дина принесла воды, села на корточки напротив Жилина и стала наблюдать, как он пьет. Потом хлеб пресный принесла и снова за Жилиным наблюдала.

Вскоре повели героя в саклю к татарам. Там гости приехали. Один знал русский язык. Он сказал, что черного татарина зовут Абдул-Мурат, что он за героя заплатил деньги и теперь хочет, чтобы Жилин написал письмо домой с просьбой выкупить его. Запросили с Жилина три тысячи рублей. Но он наотрез отказался писать письмо, потому что много денег запросили. Его стали пугать, что если письмо не напишет, то его убьют. Но Жилин был смелый человек. Он рассердился и сказал, что не даст больше пятисот рублей. А если убьют его, то ничего не получат.

Абдул-Мурат был восхищен храбростью русского пленника. Но тут привели еще одного русского. Жилин узнал в нем Костылина, которого тоже поймали татары. С Костылина за освобождение потребовали пять тысяч. Написали они письма. Но Жилин адрес неправильно указал. Он знал, что матери никак не собрать таких денег. Да и он твердо решил бежать из плена во что бы то ни стало. И еще Жилин условие татарам поставил, прежде чем письмо домой писать. Он потребовал, чтобы их с Костылиным вместе держали, колодки с них сняли и кормили хорошо. Их хозяин согласился, но сказал, что колодки им только на ночь будут снимать.

Прошел месяц плена. Кормили их плохо. За это время Костылин еще одно письмо домой написал, денег просил. Он все время сидел в сарае: то дни считает, когда письмо придет, то спит. А Жилин не надеялся на выкуп. Стал он присматриваться к жизни в ауле, по аулу ходит «выпытывает, как ему бежать». Или сидит что-нибудь рукодельничает, кукол из глины делает.

Одну такую куклу в татарской одежде он на крышу сарая поставил. Увидела ее Дина, позвала других татарок. Смотрят они на куклу, смеются, а взять не решаются. Тогда Жилин поставил куклу, сам зашел в сарай и стал наблюдать за девочками. Дина подбежала, схватила игрушку и убежала с ней. А утром Жилин увидел, что кукла у девочки уже в лоскутки разные одета и качает она ее, как ребенка. Но старая татарка забрала игрушку и разбила ее.

Тогда Жилин сделал еще одну, еще лучше прежней, и отдал Дине. В благодарность девочка принесла ему вместо простой воды молока. Потом стала иногда сырные лепешки приносить. А однажды принесла ему кусок баранины в рукаве. Так прошел еще месяц. Жилина татары уважали, приносили ему то часы, то ружейный затвор починить. За лекаря его держали. А он в это время все прислушивался и присматривался, даже на гору взобрался, окрестности осмотрел, да лаз в сарае вырыл. Он ждал удобного случая, чтобы бежать.

Как-то раз татары приехали в аул злые. Один из них вез впереди себя тело убитого в стычке с русскими татарина. В ауле крик поднялся. Мужчины спорили, что с русскими пленными делать. Некоторые предлагали убить их. Но Абдул-Мурат не согласился. Он все ждал выкуп. Жилин решил, что пришло время бежать. После того, как татары справили поминки по убитому и разъехались, Жилин и Костылин убежали.

Костылин был толстый, грузный. Жилин лаз специально побольше сделал. Но тот все же задел камень, зашумел. Собаки в ауле всполошились. Но Жилин заранее хозяйского пса приручил. Успокоился он, а пленники отправились к своим. Идти было тяжело. Сапоги, которые им дали, были уже изношены. Ноги в кровь стирали. Жилин, недолго думая, снял их, босиком пошел. А Костылин все отстает да отстает. Посоветовал Жилин и ему сапоги снять. Да только это не помогло. Костылин в кровь ноги на камнях изрезал.

Стал он еще больше отставать. Просит Жилина отдохнуть. Потом вообще предложил одному спасаться, а его бросить. Но не таким был Жилин, чтобы товарища бросать. Понес он Костылина на себе. Тяжело, но идет. Татарин им встретился. Они за камнями спрятались. Когда подниматься стали, Костылин не выдержал боли, закричал. Услыхал их татарин, позвал подмогу. Поймали беглецов, избили плетьми да в яму посадили. Теперь кормить стали еще хуже. Колодки вообще не снимали и из ямы не выпускали. Костылин совсем разболелся. Целыми днями лежал, стонал или спал.

А Жилин все думал, как бы ему из ямы выбраться да к своим бежать. Попробовал он и тут подкоп делать. Но землю девать было некуда. Увидел это Абдул-Мурат и пригрозил убить пленников. Сидел как-то Жилин в раздумье, как вдруг на колени ему лепешка упала и черешни посыпались. Поднял он голову и увидел Дину. Она засмеялась и тотчас убежала. Наделал Жилин снова игрушек из глины. Но Дина не пришла. А вот голоса татарских мужчин услышал пленник. Он к тому времени уже немного понимал по-татарски. Мужчины требовали убить русских пленных, потому что неподалеку от аула расположился отряд казаков. Если в ауле найдут пленников, могут пострадать жители.

Вскоре после этого появилась и Дина. Она рассказала Жилину, что их хотят убить. Он стал просить девочку помочь ему сбежать. Но Дина не согласилась и ушла домой. Вечером герой был занят невеселыми мыслями, когда на голову посыпалась земля. Он увидел, как в яму спускается шест. Это Дина пришла, чтобы помочь своему другу. Костылин бежать отказался. Он распух весь. И Жилин решил, что с ним не уйти. Он выбрался из ямы. Попытался сбить колодку. Дина ему помогала. Но ничего у них не получилось. Тогда Жилин пошел прямо в колодке: времени у него было немного.

Он шел всю ночь. Уже близился рассвет. Ему удалось спрятаться от татар. Силы Жилина были на исходе. Но вот кончился лес. И видит Жилин, что под горой дым стелется. Там казаки сидели. Но и татары его увидели. Трое на горе стояли. А он на открытом месте, как на ладони виден. Поскакали к нему татары. А пленник из последних сил к казакам побежал. Сам кричит им, чтобы помогли. Услыхали его казаки. Человек пятнадцать на коней вскочили, навстречу ему поскакали. Увидели это татары, повернули назад. А Жилина обступили солдаты. Он им рассказал, что с ним приключилось, узнали его товарищи. В крепость доставили. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Он еле живой к тому времени был.


Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери, и решил он съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары. Случилось это по вине Костылина. Он должен был прикрывать Жилина, но увидел татар, испугался и побежал от них. Костылин оказался предателем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому татарину. Пленников заковали в кандалы и держали в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать родным письма с требованием выкупа. Костылин послушался, а Жилин специально написал другой адрес, потому что знал: выкупить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Костылиным в сарае целый месяц. К Жилину привязалась хозяйская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал раздумывать, как им с Костылиным бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.

Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отставать и ныть - ему сапогами ноги натёрло. Из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников, те взяли собак и быстро догнали пленников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью. Вместо сарая заложников посадили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отчаялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Жилин отошёл подальше от деревни и попытался снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепёшек, и заплакала, прощаясь с Жилиным. Он был добр к девочке, и она к нему очень привязалась. Жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка очень мешала. Когда силы закончились, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, русские. Жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пересекать поле. Только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, десятинах в двух от него, стоят трое татар. Увидали они Жилина и бросились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал Жилин руками, закричал что было духу своим: «Братцы! Выручай! Братцы!». Услыхали Жилина казаки и бросились наперерез татарам. Испугались татары, не доехав до Жилина стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин о своих приключениях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Краткое содержание «Кавказский пленник» Вариант 2

  1. О произведении
  2. Главные герои
  3. Другие персонажи
  4. Краткое содержание
  5. Заключение

Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери, и решил он съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары. Случилось это по вине Костылина. Он должен был прикрывать Жилина, но увидел татар, испугался и побежал от них. Костылин оказался предателем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому татарину. Пленников заковали в кандалы и держали в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать родным письма с требованием выкупа. Костылин послушался, а Жилин специально написал другой адрес, потому что знал: выкупить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Костылиным в сарае целый месяц. К Жилину привязалась хозяйская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал раздумывать, как им с Костылиным бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.

Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отставать и ныть - ему сапогами ноги натёрло. Из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников, те взяли собак и быстро догнали пленников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью. Вместо сарая заложников посадили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отчаялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Жилин отошёл подальше от деревни и попытался снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепёшек, и заплакала, прощаясь с Жилиным. Он был добр к девочке, и она к нему очень привязалась. Жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка очень мешала. Когда силы закончились, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, русские. Жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пересекать поле. Только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, десятинах в двух от него, стоят трое татар. Увидали они Жилина и бросились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал Жилин руками, закричал что было духу своим: «Братцы! Выручай! Братцы!». Услыхали Жилина казаки и бросились наперерез татарам. Испугались татары, не доехав до Жилина стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин о своих приключениях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание рассказа Кавказский пленник. Будем рады, если вам удастся прочитать этот рассказ целиком.

В 1872 году Львом Толстым был написан рассказ. Граф Лев Николаевич Толстой продолжает традиции А.С.Пушкина. Но не в романтизме, а в русском реализме. Он рассказывает о русском офицере Жилине. Он способен найти способ решения даже самой безвыходной ситуации. Показан настоящий русский характер.

Главная мысль рассказа «Кавказский пленник» в том, что Толстой Лев Николаевич ясно показал читателю такие проблемы общечеловеческие как верность, товарищество доброта, взаимовыручка. Идея произведения в том, что доброта способна нивелировать зло.

Краткое содержание произведения «Кавказский пленник» по главам

Читатется за 3 минуты

Глава 1

Жилин – русский офицер, каких много, на Кавказе. Служит и не тужит. В один из дней он получает от матушки письмо с просьбой приехать погостить (да еще она пишет, что невесту ему присмотрела…). Офицер не может перечить матери и, отпросившись у начальства, едет на побывку домой.

Времена были неспокойные, на Кавказе война шла. Страшно. Татары. Жилин и другой офицер Костылин, едут в обозе, но им хочется добраться поскорее и они принимают решение обогнать обоз. Они впереди, свободны. А что еще надо молодым? И вдруг…

Татары нападают на них и забирают в плен Жилина. Костылину пока удалось бежать от них.

Глава 2

Идет время. Спустя несколько дней Жилин узнает, что Костылина тоже пленен и, мало того, он (то есть Костылин) продан Абдул-Мурату.

Татары не теряют времени даром и принуждают пленников писать письма на родину с просьбой о выкупе. Жилин, мать жалеючи, указывает неправильный адрес. Он ведь знает, в какой бедности и нужде живет родительница.

Глава 3

Прошел месяц. Пленники живут в сарае. Днем им сковывали свободу движений, чтобы они не убежали. Жилин был рукастым мужиком, поэтому, чтобы не скучать, мастерил из глины игрушки для Дины (дочь хозяина). Дина за его поделки тайно по ночам подкармливала пленников молоком и лепешками. Да еще своему новому хозяину некоторые вещи нужные починил!

Глава 4

В плену время тянется мучительно долго. Много есть о чем подумать и что придумать. И вот Жилин задумал убежать из плена. Для осуществления мечты он с Костылиным выкопали подкоп. Воспользовавшись покровом ночи и отсутствием татар, им удалось осуществить свой план.

Глава 5

Пленники на свободе. Их пока никто не преследует. Но вот незадача – Костылин натер ноги. Сначала он шел, как мог, а потом, когда стало совсем невмоготу – его понес Жилин на горбуше. Так им не удалось уйти далеко, и вскоре друзья были пойманы татарами. Их снова везут к Абдул-Мурату. Татары взбешены дерзким поступком русских.
Многие татары приняли решение, что пленников надо лишить жизни, но Абдул мудро ждет выкуп за них и пока дарует им жизнь. Костылин и Жилин снова в плену, в глубочайшей яме. Условия их содержания теперь во много раз хуже.

Глава 6

Время идет своим чередом. А житье пленных с каждым днем все хуже. Их кормят подобно скоту сырой едой. В яме условия для жизни далеко не идеальны: холодно, сыро, воздух спертый. Костылина лихорадит, а Жилину все горше и горше с каждым днем.

Однажды Жилин увидел у ямы Дину. Она принесла ему немного пищи. В следующий приход Дина сообщила Жилину о том, что его собираются казнить. В результате у Жилина созрел план собственного спасения. Он попросил Дину принести длинный шест, она ночью выполнила его просьбу.

Жилин думает бежать вместе с Костылиным, но последний не может даже шевелиться. Тогда Жилин бежит один. Они тепло расстаются с Диной. Она напоследок дает ему еды на дорожку.

Жилин бежит один. Он пробирается по лесу. Когда он выходит на поле, то опасается, чтобы его не обнаружили татары. Но казаки помогли ему в самой критической ситуации.

Жилина отвезли в крепость. Тогда он принял решение не ехать домой, а служить на Кавказе.

Костылина же выкупили еле живого только спустя месяц.

Картинка или рисунок Кавказский пленник

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мало - Без семьи

    В небольшой французской деревне живёт матушка Барберен, воспитывая восьмилетнего сына Рэми. Муж её работает в Париже каменщиком, домой не приезжает, только отправляет деньги. Рэми с матерью живут дружно и счастливо, хоть и не богато.

  • Краткое содержание Тень ветра Сафон

    Речь пойдет о простом сыне букиниста Даниэле, которому с рождения прививали любовь до книг. Однажды его папа отвел в одно место, которое считалось забытым и заброшенным – это библиотека.

  • Краткое содержание Фицджеральд Ночь нежна

    Обстоятельства привели к их личной встрече, общение продолжилось, они подружились, она влюбилась. Он осознавал ответственность последствий. У неё была прихоть богатой женщины.

  • Краткое содержание Песнь о Роланде

    Старинный французский эпос повествует об одном эпизоде борьбы католиков с мусульманами за торжество истинной веры. Одержав множество побед в Испании, окрестив большую часть страны

  • Краткое содержание Гоголь Женитьба

    В данной пьесе сатирически показан процесс женитьбы, а точней – сватовства, выбора жениха. Засидевшуюся почти до тридцати лет в девках Агафью (купеческую дочь) все убеждают, что пора создавать семью. То же происходит и с будущим Обломовым – Подколесиным