Кто из ученых придумал название социология. Подходы других наук в социологии. Вклад Эмиля Дюркгейма

Обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.

В структуре социологической науки можно выделить три уровня :

  • фундаментальных исследований , задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
  • прикладных исследований , в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
  • социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии : социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования . Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

Функции социологии

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная . Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерная черта социологии — единство теории и практики . Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии.

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется её прогностическая функция . Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывает перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная oт определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Взаимосвязь социологии и других общественных наук

Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальных общностях и индивидах. И здесь прежде всего необходимо сопоставить социологию и социальную философию, у которых очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. решает общественные проблемы умозрительно , руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений.Социология заявила, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки.

Как соотносятся общественные науки: и социология? Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального “Я”.Сфера социологии- это проблемы межличностного взаимодействия “Мы”. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.

Социология — наука о жизни общества, и она тесно взаимосвязана с другими общественными науками, отражающими его сложную многогранную жизнедеятельность.

Структура социологии и ее функции

Логика развития мировой социологической мысли объективно выделила в социологии своеобразные ступени ее развития, каждая из которых имеет определенный уровень целостности и конкретности и может рассматриваться в качестве элемента ее структуры.

Исторически первой социология сформировалась как социальная философия. Второй этап связан с развитием ее как социальной инженерии, третий — как научно-практической деятельности. Отсюда в дальнейшем сложилось представление о специфической трехуровневой структуре социологии:

  • высший уровень — общая социология (теоретическая социология, макросоциология)
  • средний уровень — отраслевые направления (частные социологические теории, теории среднего уровня)
  • низший уровень — эмпирическая, прикладная социология (микросоциология, конкретные социологические исследования).

Названные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, обусловливают друг друга, причем в такой степени, что любое отраслевое направление, например, немыслимо без наличия в нем глубоких теоретических предпосылок, а также эмпирического базиса исследования, равно как фундаментальные исследования не протекают вне и помимо развития отраслевых и эмпирических направлений.

Составной и неотъемлемой частью современной социологии является ее история. Социология как социальная философия в структуре социологического знания имеет основополагающее значение. Как социальная наука, вырастающая из философии и развивающаяся первоначально на ее основе, она объективно несет в себе печать философского образа мышления. А это значит, что социология в данной ипостаси всегда была, есть и еще долго, очевидно, будет оставаться не только наукой, стремящейся постичь сущность общественных процессов, их подлинные причины и закономерности и отразить их в научных, теоретических понятиях и категориях, но и мировоззрением, то есть формой отражения социальной действительности в адекватных мировоззрению идеологических образах.

Проблема соединения рационального (научного) и идеологического (ценностного) подходов в исследовании глубоко исторична. Она сопровождает все этапы развития мировой мысли, где в области познания природы по мере того, как изживается синдром «цеховой учености», «мышление в понятиях» и «мышление в образах» не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

Однако сказанное относительно взаимной обусловленности и взаимной дополняемости научных и идеологических методов в области естествознания не означает, тем не менее, что физика, химия или математика имеют по своему конечному результату какой-либо иной статус, кроме статуса науки. Социология же всем ходом своего исторического развития, совокупностью и качеством тех социальных проектов, которые она выработала, доказала, что она имеет иной, отличный от естествознания статус. Формы социологического познания, в которых отражается реальность, помимо логических законов и категорий включают в себя различные формы репродуктивного воображения, основанные на интересе (центральной категории мировоззрения). Именно поэтому большинство научных результатов социологии носит характер научных гипотез, идеологических моделей, то есть мировоззрения, которое может быть пересмотрено в любое время, ибо интерес, как подчеркивал французский мыслитель Ламетри, является тем могучим волшебником, который в глазах разных людей меняет образ одного и того же предмета.

Социологическая истина по природе своей обладает свойством дуализма. На это обстоятельство впервые с определенностью указал Лавров, введя в научный оборот понятия «правда-истина» (су- шее) и «правда-справедливость» (должное). Данное обстоятельство объективно должно ставить общественное сознание в условия критического восприятия любых социальных концепций и идей, кто бы их ни выдвигал, и выбора их в качестве средств решения практических и жизненно важных задач.

Разумеется, такой подход не означает отрицания связи общественной мысли с жизненной практикой. Задачи практического, сознательного и планируемого подхода ко многим сторонам общественной жизни все активнее пробивают себе дорогу, а следовательно, социально-инженерная функция социологии приобретает все большее значение. Социология как социальная инженерия начала складываться уже с первых своих шагов, хотя подобной терминологии в науке древних мы еще не обнаруживаем. Достаточно вспомнить известные проекты «идеального государства» Платона и Аристотеля, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Общественный договор» Ж. Руссо и др.

Однако особенно интенсивно и научно содержательно социаль- но-инженерный подход в социологии начал развиваться в рамках американской социологии в начале XX в., затем в 1920-х гг. в России. Наиболее интересные исследования в этом направлении были предприняты пионерами американской социальной инженерии — Г. Эмерсоном, Ф. Тейлором, Э. Мэйо и др. Их разработки были связаны прежде всего с задачами научной организации труда в промышленности. Подобными вопросами в России в этот же период активно занимались А.К. Гастсв, А.В. Нечаев, П.М. Керженцев и др.

В СССР социоинженерный подход осуществлялся во многих направлениях, и прежде всего в теории и практике социального планирования, разработке целевых комплексных программ как республиканского, так и регионального, отраслевого направлений.

Сфера социокультурного проектирования, то есть применения социальных технологий к обстоятельствам реальной жизни, так называемых теорий среднего уровня, стала предельно широкой и охватывает по существу весь спектр общественных отношений. Продуктом социального проектирования все чаще выступают такие области деятельности, которые до недавнего времени являлись по существу невостребованными: это внутренняя и внешняя политика, военное дело, разведка, коммерческая и иная, связанная с новыми экономическими условиями хозяйственного управления деятельность.

Третий уровень социологии — научно-практическая деятельность — это прикладные исследования и непосредственное осуществление социальных программ, реализация выводов исследований, непосредственное участие исследователя в объективации результатов. На этом уровне социология выступает как «работающая корпорация».

Таким образом, социальная философия (общая социология), социальная инженерия (отраслевая социология) и научно-практи- ческая деятельность (прикладная, эмпирическая социология) не отделены друг от друга. Они, в сущности, являются сторонами одного и того же процесса познания и преобразования социальной действительности независимо от ее уровня и масштаба — глобального, общегосударственного, отраслевого, регионального, уровня отдельного производственного объединения, предприятия, малой или большой группы, а также личности.

Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями , которые она выполняет. Как общественная наука, в соответствии со структурой знания, его относительной специализацией социология выполняет теоретико-познавательную (гносеологическую), мировоззренческую (идеологическую) и преобразовательную (практическую) функции. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные. К ним относят управленческую, методологическую, просветительскую, прогностическую функцию социального контроля, коммуникации и т.н. В сущности, они все зависят от первых трех или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты через их понимание.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем данного общества с учетом многообразия конкретно-ис- торических и социально-культурных условий его развития. В рамках этой функции социология исследует вопросы методологии и теории социального познания, открывает законы развития социума, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.

Мировоззренческая функция — это особая реальность. Будучи теоретической формой общественного сознания (идеологией), социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе этих знаний, становятся источниками социальной активности людей. Вебер в социологии вообще видел важнейший инструмент по выработке интереса эпохи в виде теоретической конструкции. По мнению выдающихся русских социологов (Лавров, Соловьев и др.), всякая истинная социология в своей мировоззренческой функции должна являться одновременно и подлинной идеологией национального духа, вырабатывать национальную идею и способствовать глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей.

Особое значение имеет преобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной политики, социального порядка и прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день.

Транскрипт

1 Вариант Когда впервые появился термин "социология": Ответ 1: в ХV в; Ответ 2: в ХIХ в; Ответ 3: в XX в; 2. Широко распространенный в западной социологии термин "постиндустриальное общество" применяется для обозначения: Ответ 1: современного западного общества; Ответ 2: общество, которое будет существовать в XXI в.; Ответ 3:европейского общества конца XIX начала XX в. 3. Что из перечисленного попадает под определение социальной группы? Ответ 1: класс; Ответ 2: социальный слой; Ответ 3: страна; Ответ 4: этнические общности; Ответ 5: семья; Ответ 6: производственное объединение; Ответ 7: все перечисленные выше. 4. Как называется молодежная субкультура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением традиционной культуры "культуры отцов"? Ответ 1: конформизм; Ответ 2: контркультура; Ответ 3: профессиональная культура. 5. Какую категорию характеризует данное понятие: "основанная на браке или кровном родстве малая группа, социальная ячейка, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью. Это... Ответ 1: брак; Ответ 2: сожительство; Ответ 3: семья.

2 Вариант Кем в первые был введен в научный оборот термин "социология": Ответ 1: М. Вебером; Ответ 2: К. Марксом; Ответ 3: О. Контом. 2. "Исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией" - к какому понятию относится это определение? Ответ 1: к понятию "этнос"; Ответ 2: к понятию "община"; Ответ 3: к понятию "класс". 3. Какой известный философ известным пунктом теории элитарного искусства сделал идею " сверхчеловека" - белокурой бестии", наделенной, наряду со "здоровой ментальностью", зоологической "волей к власти", а также совершенно уникальной эстетической восприимчивостью? Ответ 1: У. Ростоу; Ответ 2: Т. Парсонс; Ответ 3: Ф. Ницше. 4. Как называется чрезмерное возвеличивание какой-либо личности? Ответ 1: авторитет; Ответ 2: деспотизм; Ответ 3: культ. 5. Как называется одна из основных концепций современной западной социологии, усматривающая в современном развитии общества преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем - капитализма и "социализма", в их последующем синтезе в "смешанном обществе"? Ответ 1: теория стадий роста; Ответ 2: теория информационного общества; Ответ 3: теория конвергенции.

3 Вариант Маркс, Зиммель и Дарендорф - что объединяет эти имена? Ответ 1: это философы-марксисты; Ответ 2: это ученые - сторонники социального конфликта; Ответ 3: известные политические деятели Западной Европы. 2. Культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов. Когда появляется термин "Культура" в его современном значении? Ответ 1: в ХVIIIв.; Ответ 2: в XIX в.; Ответ 3: в XX в. 3. Как называется положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением? Ответ 1: социальное; Ответ 2: компаративное; Ответ 3: нормативное. 4. Среди мотивов брака выделяют - по любви, по расчету, вынужденный, беспечный, назло кому - либо. Укажите, какие из них наиболее стабильны? Ответ 1: по любви; Ответ 2: по расчету; Ответ 3: вынужденный. 5. Какова принципиальная позиция российского правительства в чеченском конфликте до апреля Ответ 1: игнорирование; Ответ 2: силовое решение; Ответ 3: компромисс.

4 Вариант Определите, кому принадлежат эти взгляды: "Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму из тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" Ответ 1: К. Маркс; Ответ 2: О. Конт; Ответ 3: Г. Спенсеру. 2. Что первоначально подразумевалось под словом "культура"? Ответ 1: создание искусственной природы; Ответ 2: способы обработки земли; Ответ 3: правила поведения в обществе. 3. Выберите основной тип ролевых внутренних конфликтов личности. Ответ1: между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурных ролевых ожиданий; Ответ 2: конфликт вызванный различиями в трактовке социальной роли личностью и обществом; Ответ 3: различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли; Ответ 4: все перечисленное выше. 4. Какая наука изучает религию как социальный институт, ее генезис, место и роль в обществе, возникновение, функционирование, развитие и исчезновение религии? Ответ 1: философия; Ответ 2: теология; Ответ 3: социология. 5. Кто такие люмпены? Ответ 1: деклассированные слои населения; Ответ 2: кустари; Ответ 3: квалифицированные рабочие.

5 Вариант Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы, рассматривая их в связи с общественным целым? Ответ 1: социология; Ответ 2: политология; Ответ 3: политэкономия. 2. Чем можно объяснить появление массовой культуры? Ответ 1: переориентацией производства на массового покупателя и демократизация общества; Ответ 2: кризисом элитарной культуры в начале XX в.; Ответ 3: изобретением телевидения. 3. Социальный статус - это: Ответ 1: степень признания достоинства личности; Ответ 2: оценка, которую общество дает статусу личности или должности; Ответ 3: положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями. 4. Назовите ведущие, основные функции семейно-брачных отношений. Ответ 1: репродуктивная, социализации, хозяйственно-организаторская; Ответ 2: рекреативная, коммуникативная, регулятивная; Ответ 3: накопления собственности; Ответ 4: все перечисленное выше. 5.Социальный конфликт - это конфликт между: Ответ 1: администрацией предприятия и трудовым коллективом Ответ 2: индивидами трудового коллектива; Ответ 3: борьба порожденная конфрактацией общественных и групповых интересов; Ответ 4: все перечисленное выше.

6 Вариант Как называются теории, разрабатывающие проблемы функционирования в обществе различных социальных общностей? Ответ 1: теории социокультурной динамики; Ответ 2: теории социальных групп; Ответ 3: теории среднего уровня. 2. Какое понятие обозначает особую форму организации молодежи, представляющую собой автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющую стиль жизни и мышления ее носителей? Ответ 1: молодежная субкультура; Ответ 2: молодежный инфантилизм; Ответ 3: поп-арт. 3. Как называется господство, основанное на исключительных качествах, приписываемых лидеру? Ответ 1: олигархическое; Ответ 2: тоталитарное; Ответ 3: харизматическое. 4. Кому принадлежит эта позиция, что главный вопрос социальных конфликтах - это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть? Ответ 1: Р. Дарендорфу; Ответ 2: М. Гинзберу Ответ 3: К. Марксу 5. В странах Восточной Европы в посткоммунистическую эпоху произошли серьезные изменения социальной структуры, в том числе: Ответ 1: появились средние и мелкие собственники; Ответ 2: начался рост безработицы; Ответ 3: произошли качественные изменения в слое бывшей партийной бюрократии; Ответ 4: следует назвать все выше перечисленные.

7 Вариант Что такое ментальность? Ответ 1: образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе; Ответ 2: трансформирование профессиональным меньшинством система ценностей традиционной культуры; Ответ 3: совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объектированных в предметах. 2. Как называется процесс, в результате которого человек утрачивает связь со своим классом, морально опускается, не участвует в общественном производстве? Ответ 1: процесс деклассированния; Ответ 2: социальная стратификация; Ответ 3: отчуждение от средств производства. 3. Назовите ведущие, основные функции семейно-брачных отношений. Ответ1: репродуктивная, социализации, хозяйственно-организаторская; Ответ 2: рекреативная, коммуникативная, регулятивная; Ответ 3: накопления собственности; Ответ 4: все перечисленное выше. 4. Кто и когда явился основателем социологии: Ответ 1: Э. Дюркгям; Ответ 2: М. Вебер; Ответ 3: О. Конт; Ответ 4: К. Маркс; Ответ 5: Г. Зиммель. 5. Назовите из перечисленных виды социальных изменений: Ответ 1: эволюционные; Ответ 2: революционные; Ответ 3: глоболизация социальных процессов.

8 Вариант Как называется терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям? Ответ 1: толерантность; Ответ 2: плюрализм; Ответ 3: консенсус. 2. Подберите определение к понятию "социальная стратификация"? Ответ 1: теория о перемещении индивидуумов из одного социального слоя в другой; Ответ 2: система признаков социального расслоения, неравенства; Ответ 3: концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям. 3. Назвать, какие из перечисленных функций выполняет культура: Ответ 1: функцию социализации; Ответ 2: коммуникативную функцию; Ответ 3: защитную функцию; Ответ 4: функцию наполнения и хранения знаний. 4. Какая социолизация личности имеет определяющее значения и почему: Ответ 1: первичная социализация; Ответ 2: вторичная социализация. 5. Образование это: Ответ 1: основа прогресса общества; Ответ 2: воспроизводство рабочей силы; Ответ 3: воспроизводство всей общественной жизни; Ответ 4: формирование личности; Ответ 5: все перечисленное выше.

9 Вариант Из каких элементов состоит социальная система: Ответ 1: социальная связь; Ответ 2: социальное взаимодействие; Ответ 3: социальные отношения; Ответ 4: все перечисленное выше. 2. Кто из названных социологов обосновал теорию постиндустриального общества"? Ответ 1: Белл; Ответ 2: Бжезинский; Ответ 3: Тоффлер; Ответ 4: Ростоу; Ответ 5: Арон. 3. Укажите из перечисленных функций функцию социальных институтов: Ответ 1: упорядочение определенной сферы в обществе; Ответ 2: повышение эффективности развития общества; Ответ 3: отчуждение от средств производства. 4. Какие основные задачи решает экономическая политика: Ответ 1: экономический рост; Ответ 2: экономическая эффективность; Ответ 3: полная занятость трудоспособного населения; Ответ 4: социализация личности; Ответ 5: справедливое распределение доходов; Ответ 6: все перечисленное выше. 5. Что обозначает социальный статус: Ответ 1: возраст; Ответ 2: национальность; Ответ 3: семейное положение; Ответ 4: профессию.

10 Вариант Что обозначает социальный статус: Ответ 1: возраст; Ответ 2: национальность; Ответ 3: семейное положение; Ответ 4: профессию. 2. Как называется одна из основных концепций современной западной социологии, усматривающая в современном развитии общества преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем - капитализма и "социализма", в их последующем синтезе в "смешанном обществе"? Ответ 1: теория стадий роста; Ответ 2: теория информационного общества; Ответ 3: теория конвергенции. 3. Как называется процесс, в результате которого человек утрачивает связь со своим классом, морально опускается, не участвует в общественном производстве? Ответ 1: процесс деклассированния; Ответ 2: социальная стратификация; Ответ 3: отчуждение от средств производства. 4. Подберите определение к понятию "социальная стратификация"? Ответ 1: теория о перемещении индивидуумов из одного социального слоя в другой; Ответ 2: система признаков социального расслоения, неравенства; Ответ 3: концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям. 5. Кто такие люмпены? Ответ 1: деклассированные слои населения Ответ 2: кустари; Ответ 3: квалифицированные рабочие;

11 Вариант Что обусловливает и определяет качественное своеобразие, историческую специфику любого общества, его тип, социальную структуру и социальные институты? Ответ 1: соотношение политических партий и движений; Ответ 2: уровень развития производительных сил; Ответ 3: отношения собственности. 2. В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение общественного развития на несколько этапов. Назовите их. Ответ 1: 3 этапа: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества; Ответ 2: 2 этапа: традиционное и постиндустриальное общества; Ответ 3: 5 этапов: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и постиндустриальное общества. 3. Что является проявлением высших потребностей человека согласно теории «иерархии потребностей» А. Маслоу? Ответ 1: витальные потребности; Ответ 2: культурные потребности Ответ 3: творчество. 4.Подберите понятие к следующему определению: «Уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций, норм, регулирующих политические отношения». Ответ 1: политическая система; Ответ 2: политический институт; Ответ 3: политическая культура. 5. Как называется направление в социологии и социальной психологии, которое объясняет социальное поведение и жизнь общества через свойственное человеку стремление воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов и групп? Ответ 1: ролевая теория; Ответ 2: теория социализации; Ответ 3: теория подражания.

12 Вариант Что означает понятие «традиционное общество»? Ответ 1: доиндустриальное европейское общество с замедленными темпами развития; Ответ 2: социалистическое общество; Ответ 3: общество, в котором сильны христианские традиции. 2. Что понимается под социальной группой? Ответ 1: любой коллектив, реальный или воображаемый, с которым индивид соотносит своё поведение или будущее; Ответ 2: группа, представляющая собой определённый социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других; Ответ 3: относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения. 3. Как называется молодёжная субкультура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением традиционной культуры (культуры «отцов»)? Ответ 1: профессиональная культура; Ответ 2: контркультура; Ответ 3: конформизм. 4. Определите, к какому понятию относится определение: «Устойчивая система социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности». Ответ 1: личность; Ответ 2: гражданин; Ответ 3: человек. 5. Определите, к какому понятию относится определение: «Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит»? Ответ 1: социальная адаптация; Ответ 2: социализация; Ответ 3: интериоризация.

13 Вариант Что представляет, с точки зрения М. Вебера, основу «духа капитализма», определившего развитие цивилизованного капитализма? Ответ 1: аскетическая этика протестантских сект; Ответ 2: особенности католического вероисповедания; Ответ 3: крайний индивидуализм, ориентированность на успех, «достиженческий комплекс», присущий «западному» человеку. 2. «Свойство этического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы» какое понятие включает данное определение? Ответ 1: национализм; Ответ 2: шовинизм; Ответ 3: этноцентризм. 3. Подберите понятие к следующему определению: «Область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения материальных и духовных благ, совершенствования структуры досуга, сферы услуг и т.д.»: Ответ 1: культура; Ответ 2: молодёжная политика; Ответ 3: социальная сфера. 4. Как называется группа, к которой индивид принадлежит в настоящее время, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учётом следующих характеристик данной группы: образ жизни, доход, престиж, статус? Ответ 1: первичная группа; Ответ 2: референтная группа; Ответ 3: общность. 5. Как называется ситуация, при которой социальный и личный статус приходят в противоречие друг с другом и индивид вынужден предпочесть один другому? Ответ 1: фрустрация; Ответ 2: статусный конфликт; Ответ 3: маргинальный статус.

14 Вариант Подберите определение к понятию «социальная стратификация»: Ответ 1: система признаков социального расслоения, неравенства; Ответ 2: теория перемещения индивидов из одного социального слоя в другой; Ответ 3: концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям. 2. Как называется процесс, в результате которого человек утрачивает связь со своим классом, морально опускается, выпадает из системы общественного производство? Ответ 1: отчуждение от средств производства; Ответ 2: процесс деклассирования; Ответ 3: процесс люмпенизации. 3. Какое понятие подходит под определение: «Произвольное соглашение людей, которые объединились в процессе работы, распределив и закрепив за каждым членом определённые функции для наиболее эффективной деятельности»? Ответ 1: социальный институт; Ответ 2: социальная организация; Ответ 3: социальная группа. 4. Какая категория характеризуется данным определением: «Исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и отношения»? Ответ 1: брак; Ответ 2: семья; Ответ 3: сожительство. 5. Что, по Вашему мнению, отличает гражданское общество от семьи и государства? Ответ 1: размер; Ответ 2: наличие рациональных договорных отношений; Ответ 3: наличие функций принуждения.

15 Вариант «Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизнедеятельности» к какому понятию относится это определение. Ответ 1: национальные отношения; Ответ 2: производственные отношения; Ответ 3: общественные отношения. 2. Подберите определение к следующему понятию: «Переходы людей из одних социальных групп и слоёв в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение), либо движение к более низким иерархическим позициям (социальная деградация)» Ответ 1: номенклатурная карьера; Ответ 2: социальная мобильность; Ответ 3: карьера и антикарьера. 3. Что является основной предпосылкой появления маргинальных личностей, т.е. индивидов, утративших социальные связи в обществе? Ответ 1: неграмотность; Ответ 2: бедность, безработица; Ответ 3: переход современных обществ на стадию постиндустриального развития. 4. Какие основные типы социальной организации Вы можете назвать? Ответ 1: низкого уровня, среднего уровня, высокого уровня; Ответ 2: первичные и вторичные; Ответ 3: формальные и неформальные. 5. Как называется сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности? Ответ 1: творчество; Ответ 2: наука; Ответ 3: образование.


Социальная сфера общества. Социальная структура общества. Социальные общности. Социальные группы. Виды социальных групп. Социальная роль и социальный статус человека. Социальная дифференциация. Социальная

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

1 Выбор по зи ций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выберите

ЗАЧЕТ по дисциплине «Социология и политология» (вопросы и тесты) Вопросы к зачету по дисциплине «Основы социологии и политологии» 1. Каковы социально-политические, экономические и теоретические предпосылки

НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально информационных технологий АННОТАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» направленность (профиль) программы

АННОТАЦИЯ к рабочей программе по обществознанию для 10а класса (базовый уровень) Рабочая программа по обществознанию для 10а класса составлена на основе Образовательной программы «МБОУ «СОШ 20» утвержденной

Понятие об обществе. Общественные отношения и их виды. Общественные науки. Взаимодействие общества и природы. Экологический кризис. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Социальные институты.

Промежуточная аттестация по обществознанию 8 класс Часть 1. Эта часть работы содержит задания 1-23 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте

УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 32 Образовательный стандарт учебного предмета «Обществоведение» (IX XI классы) 1. Цель изучения учебного предмета Целью

ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ I Специфика обществознания и основные этапы его развития Науки об обществе и науки о природе: сходство и различие. Становление научного обществознания. Обществоведческая проблематика

Общество ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Общество как динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Жизнь во взаимосвязи и движении. Правовая

Page 1 of 11 Аттестационное тестирование в сфере профессионального образования Специальность: 170105.65 Взрыватели и системы управления средствами поражения Дисциплина: Социология Время выполнения теста:

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию (школьный этап) 2016-2017 учебный год 8 класс Максимальное количество баллов 50 Время выполнения

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ кафедра социально-экономических

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ

Пояснительная записка. Дисциплина «Основы социологии и политологии» вводится в соответствии с ГОС СПО в средних и специальных учебных заведениях в качестве обязательной дисциплины цикла ОГСЭ «Общие гуманитарные

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 20» Утверждена приказом МБОУ «СОШ 20» от 31.08.2016 122 Рабочая программа по обществознанию для

ПРОГРАММА СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Тема 1. Общие философские предпосылки для понимания общества как высшей формы движения материи. Различные подходы к определению общества. Основные

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Рабочая

Календарно-тематическое планирование. 11 класс. Профильный уровень. Тема урока часы Термины и понятия Исходный материал Тема 1. Социальное развитие современного общества. Дата 1-2 Социальная структура

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ Общество как объект социологии. Социологи как самостоятельная наука. Предметная область и метод социологии. Место социологии в системе общественных

Итоговая контрольная работа по обществознанию10 класс Часть А 1. Человек в отличие от животных 1) заботится о потомстве 2) подвержен смене настроения 3) планирует свою деятельность 4) нуждается в защите

Планируемые результаты освоения учебного предмета Знать/ понимать: 1.Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений; 2.Закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся

1 I. Человек, общество, история. Мир человека и мир природы. Понятие социальной реальности. Человек как результат биологической и социо культурной эволюции. Биосоциальная природа человека. Общество и личность.

Утверждено на заседании экзаменационной комиссии по обществознанию «11» ноября 2015 г. Программа вступительного испытания, проводимого Академией самостоятельно, по обществознанию ОБЩЕСТВО Общество как

Содержание I. Содержание дисциплины... 3 II. Учебно-методическое обеспечение дисциплины... 7 2 I. Содержание дисциплины 1.Общество. Становление научного обществознания. Выдающиеся мыслители обществознания

Тесты по проверке остаточных знаний 1. Что является предметом социологии? А) Общество и его структуры. Б) Социальная обусловленность явлений. В) Совместная жизнь людей? 2. В какой исторический период социология

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс Вариант 1, Октябрь 2011 ВАРИАНТ 1 А1. Экономика как социальная наука не связанна с наукой 1) политологией 2) социологией 3) историей 4) биологией А2. Элементом культурной подсистемы

1 Автономная некоммерческая организация «ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ и УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ» УТВЕРЖДАЮ Ректор Г.Г. Блохин «01» июня 2015 года ПРОГРАММА И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Общество Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Человек. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ»

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» Программа вступительных испытаний по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для абитуриентов негосударственного

УТВЕРЖДАЮ Директор Иркутского юридического института (филиала) Академии прокуратуры федерации В.А. Пак 2014 Программа вступительных испытаний по обществознанию Основой данной программы служат федеральный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

Тема 1. Политология как наука 1. Место политологии в системе социально-гуманитарного знания. 2. Структура политической науки, ее парадигмы. 3. Связь политической науки и практики. Необходимо раскрыть соотношение

Утверждаю: Ректор ОЧУВО «Московский инновационный университет» А.Б. Ярощук «04» июля 2016 г. ПРОГРАММА вступительных испытаний по дисциплине «Обществознание» Направления: 40.03.01 Юриспруденция 38.03.01Экономика

Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова». М.: «Просвещение»,

На изучение предмета «Обществознание» в 11 классе отводится 102 часа в год (3 часа в неделю). В конце изучения каждого главы учащиеся выполняют контрольную работу. Всего предусмотрено 3 контрольных работ

МПС РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ростовский государственный университет путей сообщения Министерства путей сообщения Российской Федерации" Контрольный

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИТОЛОГИЯ» Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь. Политика и её функции. Власть

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Т. ТРУБИЛИНА»

Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» для поступающих в на базе среднего общего образования. Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии, гуманитарных дисциплин

VII. Материалы по системе промежуточного и итогового тестирования Материалы по системе промежуточного тестирования 1. Кто первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал

ГЛОССАРИЙ по дисциплине: «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ и ПОЛИТОЛОГИИ» 1. Авторитарный политический режим государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом

Вариант.. Любая социальная группа характеризуется) малочисленностью состава) неформальным контролем за поведением) родственными связями) общностью социального статуса. Силой государства обеспечиваются

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 стр. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

Серия «Библиотека школьника» А. Д. Барышева Шпаргалки по обществознанию Издание 4-е, стереотипное Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 УДК 373.167.1:32 ББК 60я722 КТК 447 Б26 Б26 Барышева А. Д. Шпаргалки по обществознанию

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ НАУЧИТСЯ Модуль 1. Человек. Человек в системе общественных отношений приводить примеры проявления социальной сущности человека; различать понятия «материальная культура» и «духовная культура»,

Пояснительная записка Что мы знаем об обществе, в котором живем? Этот отнюдь не праздный вопрос часто задают себе и ученые, и обыватели, далекие от науки. Общество это огромная целостная и при этом постоянно

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Обществознание», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА» Т.Э. Зульфугарзаде ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию Москва 2013 Содержание дисциплины 1. Общество Становление научного

Часть А (А1-А30) Задания А1-А25 Выберите среди предложенных ответов свой единственный и заштрихуйте соответствующий ему овал в бланке ответов на пересечении номера вопроса и номера ответа. 1. В т.н. «естественном

ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

СОЦИОЛОГИЯ для специальностей: 1-21 03 01 История (по направлениям), 1-21 05 06 «Романо-германская филология» 1.1. Цели и задачи дисциплины Основными целями изучения студентами цикла социальногуманитарных

Рассмотрено на заседании МС (или МО) протокол от 2015г. «Проверено» заместитель директора по УВР «Утверждаю» директор МБОУ лицей «МОК 2» Свердлов В.Я Рабочая программа по обществознанию 2015 2016 учебный

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 20» Утверждена приказом МБОУ «СОШ 20» от.08.206г. 22 Рабочая программа по обществознанию для класса

1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель предлагаемого курса сформировать у слушателей основы «социологического воображения» (социологического подхода). Этот термин был введен научный оборот американским

2 Принята на заседании приемной комиссии ВолгГТУ протокол 1 от 16.11.2015 Программа вступительного испытания по обществознанию в Волгоградский государственный технический университет Программа сформирована

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Москва 2014 Стр. 1 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным

Прежде чем раскрыть смысл основных положений прикладной социологии, обратимся к содержанию понятия «социология» и его научному статусу. Обычно слово «социология» ассоциируется с проведением опросов населения, выясняющих мнение людей по различным проблемам. Безусловно, опросы — важный инструмент исследования в социологии, а данные, полученные с их помощью, могут быть использованы в любой науке. Однако исследовательский диапазон социологии значительно шире: от сбора информации о предпочтениях избирателей в предвыборный период, причинах семейных конфликтов до разработки теорий, объясняющих особенности развития и функционирования как общества в целом, так и его отдельных структур. В массовом сознании социологию часто путают с психологией, демографией, статистикой, философией и другими науками. Поэтому представляется важным определить ее научный статус.

Термин « » образован из сочетания латинского словаsocietas - общество и греческогоlogos - наука, знание, т.е. буквально — наука об обществе. Именно в таком значении ввел в научный оборот данный термин основатель социологии французский философ (1798-1857). В обыденном представлении слово «общество» предстает как совокупность людей, объединенных по каким-то признакам или интересам, например общество филателистов, спортивное общество и т.д. На языке социологии термин «общество» означает исторически сложившийся тип социальной организации явлений и процессов, которая формируется как результат совместной жизни, взаимодействия людей, оказывает влияние на их мышление и поведение, проявляется в поступках, высказываниях, вешах, сделанных людьми.

Поскольку социология — наука об обществе , то очевидно, что се объектом должно быть именно оно, но не просто общество, а прежде всего современное общество и отчасти прошлое, поскольку для лучшего понимания современности необходимы исторические сравнения. Это самый распространенный подход к определению социологии и предмета се исследования. Вместе с тем необходимо отметить, что объект социологии в общем совпадает с объектами других наук, которые принято называть общественными: история, экономика, антропология, демография, политология, социальная психология и др. Она выступает в значительной степени как обобщающая наука и является теоретической и методологической базой для этих теорий. Методика и техника изучения социальной жизни, различных социальных общностей, разрабатываемые социологией, как мы увидим далее, используются другими общественными и гуманитарными науками. При изучении самых различных сторон жизнедеятельности общества всегда включается социальный аспект. Социология, разрабатывая теорию общественного развития, тем самым расширяет границы видения каждой из этих наук. Однако каждая из них имеет свой специфический предмет исследования, который всегда ограничен, однозначен в отличие от объекта.

Выделение предмета исследования путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта и абстрагирования от других его свойств представляет собой важный и необходимый этап научного познания окружающего мира. Иногда такое выделение занимает очень длительный период времени. Так, например, общество в качестве объекта изучения предстало около 2,5 тыс. лет назад перед наиболее пытливыми и выдающимися умами Древней Греции. Один из величайших философов Античности — Платон стремился изучить особенности политики как специфического способа человеческой деятельности, а Аристотель конструировал теорию всеобщих социальных отношений, этических и эстетических категорий.

Социальные процессы исследовались Гоббсом, Макиавелли, Дидро, Вольтером, Радищевым, Сен-Симоном и многими другими выдающимися мыслителями различных эпох и народов. Но только научное творчество французского философа Огюста Копта, который ввел само понятие «социология» и которого но нраву называют отцом социологии, как было отмечено выше, способствовало все более отчетливому выяснению предмета социологии и становлению ее как самостоятельной науки. Он считал, что наряду с физикой, математикой и другими науками должна существовать особенная наука о социальных явлениях и процессах, т.е. наука об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом.

В трудах выдающихся ученых Г. Спенсера, Дж.С. Миля, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса и других крупнейших социологов понятие предмета социологии становится все более определенным, наполняется конкретным содержанием. Э. Дюркгейм, в частности, отмечал решающую роль для определения предмета данной науки изучения «социальных фактов», К. Маркс — «общественных отношений» и «борьбы классов», М. Вебер — «социальных действий», Г. Зиммель — «социальных взаимодействий», П. Сорокин — «социальной структуры», Т. Парсонс — «социальной системы», Н. Луман — «коммуникационных процессов в системах», Э. Гидденс — «структурационных действий социальных субъектов» и т.д.

П. Сорокин подчеркивал, что социология не единственная наука об обществе, его изучают и другие науки, например история, политология, экономические научные дисциплины. Если иметь в виду последние, то комплекс экономических наук исследует поведение и взаимоотношения людей в сфере экономики, т.е. феномен« homo economics » во всем многообразии его проявлений. Политология изучает многообразие взаимодействия такого феномена, каковым является« homo politics », религиоведение — « homo religious ». Что же касается социологии, то она изучает не какой-то отдельный, пусть очень важный пласт общественных процессов и отношений, но прежде всего человека как существо социальное, становящееся человеком только благодаря сознанию и взаимодействию между людьми в специфическом социальном мире, т.е. феномен« homo socials ».

От психологии социология отличается тем, что она исследует не закономерности внутреннего, психического мира человека и его различные проявления — познавательные, мотивационные, операциональные и др., а интересуется прежде всего социальными взаимодействиями , складывающимися между индивидами и их общностями. А от юриспруденции ее ключевое отличие состоит в том, что первая исследует противоправное поведение, а вторая изучает все виды поведения, но с позиций его влияния на общество. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом — как образ жизни больших социальных групп людей.

Следовательно, социология носит интегративный характер, включая в себя и перерабатывая с социологических позиций знания из экономической теории, политологии, психологии, юриспруденции и т.д.

Таким образом, социологию интересуют многообразные аспекты общественной жизни, которые характеризуются сложными социальными взаимоотношениями и связями. Они формируются на уровне отдельных личностей, личностей и групп, объединяющихся в различные общности (семейные, производственные, территориальные, политические, национальные и т.д.), находящиеся, как и личности, в постоянном движении, изменении и развитии. Динамика их изменений и развития обусловлена социальной средой.

Многие отечественные и зарубежные ученые в качестве ключевой категории социологического анализа рассматривают социальную общность, которая трактуется как взаимосвязь людей, обусловленная единством их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности, близости их взглядов, верований, субъективных представлений о целях и средствах деятельности.

К социальным общностям относятся «все (или большинство) устойчивые формы самоорганизации социального субъекта. Это и семья, и различные социально-профессиональные группы, и этнонациональные и территориальные общности, и, наконец, человечество в целом. Понятие «общность» охватывает все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии».

— это то, где мы живем и работаем, учимся и отдыхаем: трудовые и учебные коллективы, семьи и дружеское окружение, этносы и нации, города и села и т.д. Именно общность выступает связующим звеном между личностью и обществом. Следует отметить, что социальные общности возникают под воздействием, с одной стороны, деятельности людей, а с другой — сложившихся в обществе структур и социальных институтов. Но, возникнув, они оказывают влияние на функционирование и развитие общественных отношений, всего общества.

Понятие «социальная общность» соединяет и такие виды организации людей, которые не имеют жесткой налаженности, носят временной характер (зрительские и молодежные досуговые группы, толпа и др.)

Обращение к социальной общности как к основной категории выделения предмета социологии позволяет объяснить состояние таких социальных субъектов, как классы, социальные слои и группы. Таким образом, в сферу интересов социологии включается прежде всего вся совокупность связей людей и отношений, которые носят название социальных.

Различают два значения термина «социальное »: широкое и узкое. Социальное в широком смысле означает все, что касается общества, синоним слова — общественное. В узком смысле социальное употребляется для характеристики взаимоотношений между субъектами, возникающих в процессах их действий и взаимодействий в социальной среде — в малых и больших социальных группах и общностях, организациях и обществе в целом. Одним из первых вопрос о выделении феномена «социальное» как специфического предмета социологической науки поставил французский социолог Э. Дюркгейм.

Следовательно, все сказанное позволяет заключить, что социология — это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, механизмах и принципах их взаимосвязи и взаимодействия в социальной системе.

В отечественной науке существуют и другие подходы к определению предмета социологии и его теоретического обоснования. Эта проблема продолжает оставаться дискуссионной, не имеющей до сих пор однозначного решения.

Общество, или социум, как любое другое явление нуждается в наблюдении и исследовании. Для этого в 1832г. Огюстом Контом был введен термин – « ». , прежде всего, которая занимается рассмотрением и изучением , его систем.


Не стоит считать Конта умопомешаным. Его психическое расстройство связано исключительно с объемом информации. В 1829 г. он излечился от недуга и продолжил работу.

Француз Конт на самом деле был весьма далек наук. Он окончил технический ВУЗ, и его интерес к «механизму» работы общества был основан именно на выявлении связей и принципов, как это было бы или механике. Идея проанализировать общественные связи настолько сильно захватила Конта, что он буквально ею жил, цепляясь за каждую логичную и нелогичную цепочку связей в жизни групп людей. Он терроризировал пьяниц и легкодоступных женщин. Пытался выводить закономерности.
В итоге еще молодой Конт заработал помешательство и был помещен в психиатрическую клинику, что, впрочем, не помешало написать ему два труда, которые легли в основу науки социологии: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики».

По мнению Конта, социология функционирование общества: систему взаимоотношений людей, их взаимодействия, взаимообусловленности и влияние тех или иных факторов на человека, группу, массу. Социология также рассматривает закономерности различных социальных действий и отношения между личностями. Главная цель данной науки заключается в анализе составляющей структуры социальных отношений.

Хотя термин и имеет конкретного , давшего ему толкование и впервые введшего его в оборот, существуют другие его определения и подходы к значению понятия, а потому в учебной можно найти самые разные описания «социума», «социологии», «социальности» и пр. родственных понятий.

Азы социологии

Говоря о специфике науки, необходимо отметить, что она состоит из направлений, где общество рассматривается как упорядоченная система. Во вторую очередь науку интересует индивид как часть группы. Индивид не может являться обособленным объектом в системе, он выражает конкретную принадлежность к той или иной социальной группе.


Сознание общества постоянно меняется, поэтому в социологии нет единой теории. Здесь постоянно образуются огромное количество воззрений, подходов, которые не редко открывают новые направления данной науки.

Если сравнивать социологию, например, с философией, то первая основана на действительности. Она показывает жизнь, человеческую сущность именно в момент действительности. Вторая, в свою очередь, рассматривает общество абстрактно.

Прежде всего, социология изучает общественную практику: как формируется система, как она закрепляется и усваивается индивидами. Рассматривая структуру науки, необходимо отметить, что она довольно многосложна. Имеется целая система ее классификаций.

Наиболее часто выделяют:
- теоретическую социологию,
- эмпирическую,
- прикладную.

Теоретическая, в большей степени направлена на научное исследование. Эмпирическая строится на методических приемах, а более приближена к практике. Направления социологии также многообразны. Она может быть гендерной, фискальной. Существует социология культуры, медицины, права, экономики, труда и других.

Социологией называют науку об обществе, законах его развития и функционирования, системах и социальных институтах. На сегодняшний день понятие расширилось и вмещает в себя множество отдельных учений.

В данной статье мы подробно расскажем, что означает социология и чем занимаются социологи.

Социология: определение

В дословном переводе с греческого языка социология означает “наука об обществе”. Она занимается изучением внутренних механизмов функционирования общества, а также отдельных его структур, к которым могут относиться конкретные социальные структуры, организации, институты и группы.

Социология изучает и особенности социального поведения людей, а также отношения индивида с обществом. Подробнее о том, что является предметом изучения этой науки, вы можете прочесть в нашей статье .

Виды социологии

Различают три основных вида социологии:

  1. теоретическая;
  2. эмпирическая;
  3. прикладная.

Теоретическая социология опирается на научное исследование общества для освоения теоретических знаний. Однако без эмпирической социологии этот вид не имеет достаточных оснований. Эмпирическая социология занимается исследованиями, которые в своей основе имеют обработку и анализ социологической информации. Данный вид также называют социографией, делая акцент на описательном характере этого раздела науки. Последний вид - прикладная социология, более остальных основывается на практике. Он применяет уже полученную социологическую информацию для решения серьезных общественных задач и вопросов.

Что за профессия - социолог?

Социологи по роду своей деятельности делят науку на макро- и микросоциологию. Так, первый вид, как и следует из названия, изучает социальные процессы всего общества в целом, тогда как предметом микросоциологии выступают маленькие социальные системы и взаимоотношения отдельных людей.

Кроме того, социолог может заниматься конкретным уровнем социологии - верхним, средним или нижним. В верхнем уровне его деятельность касается общесоциологических знаний, в среднем - специальных и отраслевых теорий, а в нижнем - определенных социологических исследований.

Важно отметить, что средний уровень, в свою очередь, подразделяется на отдельные ветви. Таким образом, социолог может охватывать сферу политики, культуры, экономики, права и т. д. Предметом его исследований могут стать также конкретные группы общества - семья, молодежь, люди пожилого возраста. Иногда социологи опираются на изучение отдельных личностей и их взаимоотношений с обществом.