Логопедические упражнения на развитие интонации. Упражнения на дикцию, интонацию, голос. Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений

На самом деле каждый человек имеет уникальную возможность испытать возможности своего голоса. Не зависимо от ваших способностей, сила и интонация голоса может быть развита и даже усилена. Сила голоса напрямую связана с его тембром, высотой, артикуляцией и интонацией. Для увеличения силы голосовых связок и для того, чтобы научиться правильно менять интонацию, важны систематические тренировки и воздействие нагрузок.

Упражнения для интонации голоса

Несколько полезных советов приведенных ниже, практикуют на занятиях ведущие специалисты. Каждый актер проходит через это и вы можете почувствовать себя одним из них, так ваши занятия будут не только полезными, но и очень захватывающими. Итак:

  1. Возьмите какую-нибудь одну фразу и попробуйте произнести ее с разной интонацией, начиная от любопытства и заканчивая страхом в голосе. Так вы уведите возможности голоса и ваших интонаций.
  2. Запишите себя на диктофон. Это поможет услышать вас так, как вас воспринимают окружающие и найти самостоятельно свои ошибки и подчеркнуть и усилить сильные стороны.
  3. Читайте больше художественных произведений с большим количеством диалогов и по возможности по ролям, так вы сможете больше тренировать интонацию в разных диапазонах.
  4. Участвуйте в театральных постановках.
  5. Не забывайте о жестах и знаках препинания.
  6. Сделайте все для того, чтобы чувствовать себя уверенно и свободно.

Такие упражнения на развитие интонации голоса помогут вам стать отличным оратором, ведь все мы знаем, что не столько привлекает порой содержание речи, как ее подача. Речь, произносимая в одной интонации – скучна и неинтересна. Зато динамика в голосе, очень привлекает и даже притягивает внимание слушателей. К тому же, недостаточно просто обратить на себя внимание слушателей, важно еще и научиться тому, чтобы удерживать это внимание на протяжении всего выступления.

Правильная интонация голоса

Однако не достаточно просто обращать на себя внимание, важно делать это грамотно. Именно поэтому было бы полезным обратиться за помощью специалиста , и следовать примерам успешных ораторов. Интересно то, что даже дефекты речи поддаются исправлению. Голос – это уникальный инструмент, который можно формировать и которым важно научится грамотно управлять. Дикторы, ведущие, актеры и многие другие, могут стать для вас подходящим примером. Однако, личные систематические упражнения не заменят вам ни чем другим своей пользы.

Почему опасно недооценивать силу интонации? Для того, чтобы понять ответ на этот вопрос посмотрите на следующие факты. Вы поймете, что изменение интонации голоса имеет действительно огромную силу.

  • Монотонность речи делает ее скучной;
  • Слушатели не будут иметь интереса и будут «засыпать» слушая вас;
  • Вы будете чувствовать себя неуверенно и некомфортно.

Этого всего можно избежать, если научиться хорошо управлять интонацией. Тренируя интонацию голоса, вы станете непревзойденным оратором, приковывающим к себе внимание аудитории.

Владимир - Ноя 24th, 2014

Интонационные упражнения

Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Сложные задачи курса заставляют творческих, вдумчивых преподавателей искать новые пути, экспериментировать, совершенствовать педагогический процесс.

Педагог должен при этом ясно представлять себе возможности какого-либо методического приёма в постепенном нарастании трудностей, а также пути для достижения результатов на которые нацеливается программа.

В настоящее время на уроках сольфеджио используются 4 основных вида работы:

  1. 1. Интонационные упражнения;
  2. 2. Анализ на слух;
  3. 3. Чтение с листа;
  4. 4. Запись музыки (диктант).

Все они должны обеспечить развитие разных сторон слуха и способствовать выработке навыков чтения с листа и записи.

Разнообразные интонационные упражнения служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются средством развития сторон слуха.

В дальнейшем интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания навыка чтения с листа.

Иногда у педагогов возникает вопрос – можно ли обойтись без интонационных упражнений? Да, можно, но только тогда, когда учащийся обладает отличными слуховыми и вокальными данными.

В большинстве же случаев интонационные упражнения необходимы, так как они дают возможность постепенно отрабатывать возможность постепенно отрабатывать навыки восприятия и воспроизведения отдельных элементов музыкального языка, наиболее быстро подводят к основной цели – умению сольфеджировать и слышать. Одно из условий успешной работы над интонационными упражнениями состоит в том, что они не должны быть оторваны от художественной музыкальной литературы.

Процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет 4 стадии:

  1. 1. Ознакомление;
  2. 2. Слушание;
  3. 3. Запоминание, путем многократного повторения;
  4. 4. Умение точно, красиво и быстро воспроизвести.

Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков:

  1. 1. По количеству голосов (одноголосие и многоголосие).
  2. 2. Упражнения в ладу;
  3. 3. От отдельно взятого звука;
  4. 4. С аккомпанементом;
  5. 5. Без сопровождения;

Все эти методы должны прорабатываться параллельно. Ритм при пении лучше всего выбирать равномерный, темп – спокойный. Когда интонационные упражнения (гаммы, интервалы) уже освоены возможно варьирование ритма и темпа. При работе над строем, при пении аккордов возможно исполнение без четкого ритмического оформления – по указанию педагога.

Возможны специальные ритмические упражнения:

  1. 1. На сольмизацию (название нот без пения в заданном ритме);
  2. 2. На воспроизведение ритма, пения путем выстукивания;
  3. 3. На выстукивание ритмического сопровождения мелодии.

Интервалы и их разрешения необходимо петь вверх и вниз.

В процессе пения упражнений следует менять темп и штрихи (легато, стаккато).

Особенно важно варьировать настройки. Задача настройки – помочь войти в сферу тональности и удержать ее в памяти.

  1. 1. Настройка играется педагогом.
  2. 2. Педагог играет тоническое трезвучие, учащиеся поют гамму, каденцию и т.д.
  3. 3. Педагог дает один звук – тоника, ученики пропевают всё самостоятельно.
  4. 4. Педагог дает начальный звук мелодии, называет ступень – ученики сами отыскивают тонику и настраиваются.
  5. 5. Настройка по камертону (звук ля).
  6. 6. Самостоятельная настройка на произвольной высоте (поется на слоги).
  7. 7. Перестройка от предыдущей тональности (по памяти).

Работая над чистотой интонаций, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков, о работе над развитием голоса учащихся.

Многие педагоги в начале урока проводят хоровое распевание. В него обычно включаются:

  1. 1. Упражнения на дыхание, для протяжного пения;
  2. 2. Упражнения для развития легкости и подвижности голоса;
  3. 3. Упражнения для укрепления и расширения диапазона голоса.

Любое упражнение, а тем более примеры по сольфеджио должны быть не только точно проинтонированы, но красиво и музыкально исполнены.

Основные требования, которые можно предъявлять к качеству пения:

  1. 1. Пение legato.
  2. 2. Свободное организованное дыхание, смена дыхания по фразам или по имеющимся в тексте упражнениям.
  3. 3. Пение легким звуком с динамикой от piano до mezzo forte.
  4. 4. Четкое, ясное произнесение названий нот или текста.
  5. 5. Осмысленность, выразительность исполнения.

Материалом для интонационных упражнений могут быть тетрахорды, гаммы, ступени гаммы, попевки, интервалы, аккорды, последовательности, секвенции тональные и модулирующие, распевы, настройки, песни.

Вначале каждого упражнения следует проводить с гармонической поддержкой, затем постепенно переходить к пению a capella. Многоголосные упражнения следует включать в работу как можно раньше (со 2 класса ДМШ) и дальше вести работу параллельно.

В процессе развития слуха учащиеся нуждаются не только в знаниях, но и обязательно в практической проработке каждого понятия. Поэтому петь на слоги, подбирать и импровизировать нужно и детям и взрослым.

Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста.

Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики

"Дирижеры"

Цель . Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал. "Дирижерские" палочки (по количеству детей).

Описание . Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

"Составь схему"

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал . Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из верхнего левого угла в нижний правый угол, - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит текст, каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько повествовательных предложений он отметил в тексте.

"Кто хозяин?"

У Миши и Сени жила собака. Ее звали Дружок. Мальчики подобрали Дружка

с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Дружок выздоровел. Кто хозяин Дружка? Миша и Сеня каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Дружок бежал впереди. Вдруг на Дружка напали овчарки. Миша закричал и залез на дерево. А Сеня не убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Миша теперь не спорил, кто хозяин Дружка.

(По В. Осеевой.)

"Точка"

(игра проводится со старшими дошкольниками на занятиях по подготовке к обучению грамоте)

Цель. Знакомство со знаком препинания - точкой, закрепление навыков восприятия понижения основного тона.

Материал. Листы бумаги в клетку, фломастеры - по количеству детей.

Описание. Педагог объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: "Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо" (С. Маршак).

Затем детям зачитывают различные

тексты и дают задание поставить на

листе бумаги столько точек, сколько

повествовательных предложений

они отметили.

"Волшебная линия"

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

1-й вариант.

Материал . Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол, - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

2-й вариант.

Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети "рисуют" в воздухе.

" Восклицательный знак"

Цель. Закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком.

Материал. Карточки с изображением восклицательного знака - по количеству детей.

Описание. Педагог знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождает стихотворением:

Чудак - восклицательный знак!

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

"Ура! Долой! Караул! Разбой!"

Затем педагог произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.

"На опушке".

Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки!

"Лесенка"

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками, фишки - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит фразы,

а дети переставляют фишку или

оставляют на той же ступеньке

(в зависимости от повышения или

понижения мелодики).

"Вопросы"

Цель . Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.

Описание. Педагог произносит вопросительные предложения, а дети, дирижируя рукой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и ее понижение к концу предложения.

"Вопросительный знак"

Цель. Закреплять навыки узнавания вопросительных предложений с вопросительным словом, знакомить с вопросительным знаком.

1-й вариант.

Материал. Карточки с изображением вопросительного знака.

Описание. Педагог произносит текст. Дети, когда слышат вопросительное предложение, показывают карточку.

2-й вариант.

Описание . Педагог произносит текст. Каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте.

"Кулики".

Кто там бродит у реки?

Это наши кулики.

А чего они хотят?

Накормить своих ребят.

Где ребята?

На песочке.

Сколько их?

Сынок и дочка.

У сынка на горлышке Все промокли перышки, От того, что, не спросясь, Сунул клювик прямо в грязь...-

"Вопрос-ответ"

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова, учить дифференцировать на слух различные виды мелодики.

Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака - по количеству детей.

Описание . Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга - "точки", другая - "вопросительные знаки". Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки.

Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: "Кошка поймала мышку?" -"Кошка поймала мышку".

"Позовем вместе"

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.

Описание. Педагог произносит фразы со "звательной" интонацией. Дети в воздухе рукой "рисуют" повышение основного тона в начале и понижение к концу фразы.

"Просьба"

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка, узнавания предложении, выражающих просьбу, совет, приказ.

Описание. При повторном воспроизведении текста педагогом дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат предложение, содержащее просьбу, совет или приказ.

" Просчитался ".

Жил в своем логове волк. Жилище свое он не чинил и не чистил. Оно было грязное и ветхое.

Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась.

Дружище, прости меня, пожалуйста! -сказал слон. - Я нечаянно, и сейчас починю.

Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша еще крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать себе новый дом.

Стой! - закричал волк. - Ты что же, думаешь так легко отделаться?! Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу.

Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.

Вот тебе новый дом! - сказал слон и ушел.

Ничего не понимаю, - удивился волк. -То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил...

Дурачина ты! - прокаркал ворон. - Не видишь разницы между трусостью и воспитанием.(По С. Михалкову.)

"Воздушный шарик"

Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.

Материал. Картонный прямоугольник размером 20x55 см с вертикальной прорезью, по которой двигается изготовленный из плотного картона "воздушный шарик" с прикрепленным к нему держателем.

Описание. Дети поочередно двигают «воздушный шарик» по прорези, ориентируясь на повышение и понижение основного тона голоса (мелодики) педагога, который произносит отдельные фразы.

«Назови ласково»

Цель . Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи.

Описание. Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».

«Что кому нужно?»

Цель.

Материал. Два набора картинок: один - с изображением людей разных профессий, второй - с изображением соответствующих орудий труда.

Описание . Педагог раздаёт детям картинки из первого набора, а картинки с изображением предметов показывает, задавая вопрос: «Кому нужен... (молоток)?» Ребёнок, у которого картинка с изображением плотника, отвечает: «Молоток нужен плотнику». За правильный ответ даётся фишка.

«Что с чем?»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.

Материал. Любые предметы быта (ключ, лейка, тарелка и др.).

Описание . Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Вызванный ребёнок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением: «Суп едят из тарелки», «Цветы поливают из лейки».

«Почемучки»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

Материал. Сюжетные картинки.

Описание . Педагог говорит детям, что сегодня они будут «почемучками» - будут задавать вопросы, а он - отвечать на них. Вопросы дети формулируют по сюжетным картинкам, которые выставляются на доске. Например: «Почему люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др.

«Письма-загадки»

Цель . Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

Материал . Набор карточек, на которых с помощью рисунков, заменяющих имена существительные, и стрелок, заменяющих глаголы, зашифрованы фразы. На каждой карточке зашифрована одна или две фразы, символы следуют; один за другим, как слова в предложении.

Описание. Педагог просит прочитать зашифрованное письмо и предъявляет детям одну карточку. Сначала показывает первый символ (существительное-рисунок), при этом остальные символы прикрыты плотной бумагой. Поскольку детям неизвестна зашифрованная фраза, то педагог просит их называть каждое слово с вопросительной интонацией, т.е. с повышением мелодики. Затем показывает следующий символ (стрелку), дети подбирают подходящий по смыслу глагол (желательно заслушать несколько предположений) и произносят два слова вместе, но мелодика повышается уже на втором слове. Так происходит до тех пор, пока не будут открыты все символы, после чего вся фраза произносится целиком в соответствии с поставленным знаком препинания.

«Просьба»

Цел ь. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.

Описание По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д.

Игры-упражнения на развитие восприятия темпа речи

"Карусели"

Цель . Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера).

Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле

(в медленном темпе)

Завертелись карусели

(в умеренном темпе),

А потом кругом, кругом

(в быстром темпе),

Все бегом, бегом, бегом

(бег).

"Курочка и цыплята"

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

(медленный темп)

А за ней ребята -

Желтые цыплята

(быстрый темп).

"Барабанщик"

Цель . Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал . "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание . Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

«Поехали, поехали»

Цель. Закреплять умение координировать темп движений и темп речи.

Описание: Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».

"Осенние листочки "

Цель. Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").

Материал . Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

Описание . Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Игры-упражнения на развитие восприятия ритма речи

«Повтори ритм»

Цель : развивать чувство ритма.

Описание. Большим и указательным пальцем медленно в ритм текста стучать по столу.

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-етсказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там.

«Подбор рифмы.»

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.

Описание.

1 вариант. Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не... (Найдёшь? Кушаешь? Млеешь?)

Маленький бычок,

Рыженький бочок.

Ножками ступает.

Головой... (Трясет? Вертит? Мотает?)

2 вариант. Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу:

Наша старшая сестра

Вяжет... (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями?)

У меня в кармашке

Маки... (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики?)

3 вариант.

Педагог дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:

Шина, машина, прокололась, ехала.

Ехала машина.

Прокололась шина.

Ножки, сапожки, надевай, на, теплые.

Надевай на ножки

Теплые сапожки.

" Язычки-дразнилки"

Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Материал. Игрушки "язычки" - индивидуально на каждого ребенка.

Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в "язычок". Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки или бубны.

"Забияки-петушки"

Цель. Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Материал. Шапочки петухов - для каждого ребенка.

Описание . Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.

"Кегли и мячи"

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. "Кегли" и "мячи", вырезанные из картона, фанеры или пластика.

Описание.

1-й вариант . Объяснив детям, что "кегли" (К) обозначают сильные удары, а "мячи" (м) - слабые, педагог на доске с помощью магнитов прикрепляет их в определенной последовательности, например: КмКмКмКм (двудольный метрический размер), или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер), или КммКммКммКмм (трехдольный метрический размер).

Дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.

Усложнение . Педагог на доске может составить только один фрагмент ритмического рисунка, а дети, поняв последовательность, должны продолжить ряд. В этом случае целесообразно проверить, как каждый ребенок составил модель, и только после этого попросить воспроизвести ритм в речи.

2-й вариант . Педагог ритмично произносит серии слогов с равномерно повторяющимся акцентом, например: Та-та-Та-та-Та-та... или та-Та-та-Та-та-Та.., а дети на столах выкладывают "мячи" и "кегли" в заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать получившийся ритм.

«Дорожки»

Цель. Закреплять умение трансформировать зрительно-наглядные схемы в звуковые ритмы и наоборот.

Материал и оборудование . Изготовленные из бархатной бумаги прямоугольники (3x8 см) и квадраты (3x3 см) с приклеенными к обратной стороне кусочками липучки; осязательные коврики (10x40 см) из коврового покрытия.

Описание . Педагог на доске выкладывает схему ритмических рисунков, в которой прямоугольниками обозначены «длинные» звуки (половинные, четвертные), а квадратами - «короткие» звуки (восьмые). Дети моделируют эту последовательность на своих ковриках. Затем педагог вместе с детьми пропевает заданный ритмический рисунок на любой гласный звук.

Важно, чтобы пение ребёнка подкреплялось движением руки по получившейся цепочке прямоугольников и квадратов: ведя пальцем по прямоугольнику, ребёнок тянет звук; ставя палец на квадрат - произносит звук кратко.

«Продавец»

Цель: развивать чувство ритма, учить воспроизводить ритмический рисунок.

Оборудование: металлофон.

Описание: проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди:

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрешки расписные,

Есть машинки заводные.

«Подскажи словечко»:

Цель: учить подбирать рифму к словам.

Описание:

Раным-рано по утру Гуляю на балконе я

Лейку новую беру. Там, где цветет…(бегония)

Мне воды не жалко.

Пей, моя…(фиалка)

«Осенние листья»

Цель:

Описание:

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и

указательным пальчиками.)

«Листья»

Цель: учить координировать ритм движений и речи

Описание:

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

«Помощники»

Цель: учить координировать ритм движений и речи

Описание:

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга, хлопок в

ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в

ладоши; повторить)

Хороводная игра «Снежная баба»

Цель: учить координировать ритм движений и речи

Описание:

Сегодня из снежного мокрого кома (идут по кругу, катят перед собой

Мы снежную бабу слепили у дома. воображаемый ком)

Стоит наша баба у самых ворот. («рисуют» руками три круга,

начиная с маленького)

Никто не проедет, никто не пройдет. (грозят указательным пальцем

сначала правой руки, потом левой)

Знакома она уже всей детворе, (идут по кругу, последние слова

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» говорит один ребенок- Жучка)

Игры-упражнения на развитие восприятия тембра голоса

«Кот – кошка – котенок»

Цель.

Описание. Педагог предлагает детям воспроизвести, как мяукает папа-кот, мама-кошка, малыш-котенок, произнося слово «мяу» с изменением высоты голоса и сопровождая движениями.

"Угадай-ка"

Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание. Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

«Медвежата»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Материал . Три маски медведей.

Описание: Два ребёнка играют роли медвежат, один - медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Мам, мёду нам, мам, молока бы нам». Медведица отвечает низким голосом: «Вот я вам, всё мало вам!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вот я вам, вот я вам!»

«Высоко – низко»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Описание: педагог предлагает детям произносить протяжно гласный звук в различных тембровых регистрах, изменяя тембр в зависимости от положения руки педагога. Если рука поднята вверх – звук произносится высоким голосом, если рука на уровне груди – средним по высоте голосом, а если рука опущенная вниз – звук произносится низким голосом.

Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения

"Слушай, думай, называй "

Цель.

Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).

"Найди важное слово"

Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.

1-й вариант.

Материал. Наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству детей.

Описание . Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок.

Например: "Девочка играет в мяч". Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения.

2-й вариант.

Материал. Аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок - по количеству детей.

Описание . Дети слушают аудиозапись и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов-носителей логического ударения.

Рыбке рак - ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

(В. Лунин.)

«Построения»

Цель.

Описание: Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребёнку по имени, просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.

«Кто в каком домике живёт?»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Описание: Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.

«Вьюга».

Цель: учить регулировать силу голоса.

Описание: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:

Вьюга начинается.

Дети по команде делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У…

Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса.

«Кто кого?»

Цель: Развитие силы голоса.

Педагог ставит двух детей друг против друга, и по сигналу воспитателя дети начинают сначала тихо, а затем громко тянуть гласные: А, О и т.п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

«Тихо – громко»

Цель: учить изменять силу голоса.

Описание: дети, медленно разводя руки в стороны, протяжно произносят гласный звук. Начинают с тихого звучания, увеличивая силу голося по мере разведения рук.

Что же такое прекрасный голос ? Это свободный, яркий, льющийся голос, голос не хрипит и не сипит, виртуозное владение интонациями голоса, умение общаться и располагать к себе собеседника, хороший голос несет высокий уровень энергетики.

В общении с мужчиной говорите медленнее, ниже (слишком высокие тона голоса мужчины не понимают, не слышат, они их раздражают).

  • Гласные и согласные звуки –хорошая дикция.
  • Умение делать паузы.
  • Дыхание: умеете ли вы говорить на дыхании и владеете ли правильным дыханием.
  • Ударение: правильно ли вы ставите ударение в словах, во фразах.
  • Темп: можете ли вы владеть быстрым и медленным темпом голоса.
  • Ритм.
  • Интонация: насколько вы владеете различными интонациями.

Предлагаем комплекс упражнений на дыхание, которые помогают:

  • Вернуть голос, если вы ранее потеряли его;
  • Укрепить связки;
  • Избавиться от лор-заболеваний;
  • Сделать голос более глубоким, мягким, эластичным и ярким, чтобы он выходил из вас свободнее.


Если делать все упражнения правильно – дыхательная гимнастика заменяет занятия спортом. Т.е. физически вы будете уставать. Но если вы будете чувствовать себя расслабленными, значит, упражнения делаете неправильно.

Для детей эти упражнения тоже будут полезны (возраст детей строго после 5 лет – не перегружайте их голосовые связки!)

Основные правила этой гимнастики:

  • Плечи во время вдоха не поднимать. Плечи должны быть свободные.
  • Лучше делать перед зеркалом.
  • Вдох обязательно короткий, резкий и шумный. Он должен быть похож на «шмыг» носом. Плечи при этом не участвуют, работает только диафрагма. Делать 8 раз по 4 подхода каждое упражнение . После каждого подхода отдохнуть 5 секунд.
  • Этот легкий, короткий шмыг проникает в самую глубину наших легких, и легкие начинают хорошо работать, чистится весь организм, поднимаются ваши хронические заболевания. Если будет кашель, головокружение – это нормально.
  • Противопоказание: высокое давление. Начинайте слабо и только 1 подход.

Некоторые упражнения используются в «Дыхательной гимнастике Стрельниковой».

Упражнение №1 «Ладошки».

При резком вдохе (шмыге) сжимаем руки в кулаки, выдох тихий и небольшой.


Упражнение №2 «Погончики».

Стоя, руки вперед, пальцы растопыриваем и держим в напряжении. Делаем вдох/шмыг вниз.


Упражнение №3 «Насосик».

Движения вниз, словно мы держим насос в руках и накачиваем шины. Руки при этом свободны и расслаблены. Движение вниз – вдох/шмыг.


Упражнение №4 «Кошечка».

Исходное положение – стоя. Приседаем на поворотах и делаем хватательные движения руками, как кошка. На каждую сторону/поворот делаем резкий вдох/шмыг через нос.


Упражнение №5 «Обними плечи».

На шмыге мы себя закрываем, обнимаем плечи.

Упражнение №6. 2 в 1 «Нососик» + «Обними плечи».

Делаем насосик на шмыге, на втором шмыге – обнимаем плечи, немного отклоняясь назад.


Упражнение №7. «Повороты головой».

При выполнении этого упражнения плечи должны быть неподвижны. Шмыг на каждый поворот.


Упражнение №8 «Китайский болванчик».

Легкий наклон головы на каждый шмыг.


Наклоны головы вперед и назад на каждый шмыг. Назад сильно голову не запрокидываем. Увидели потолок – и хватит.


Упражнения на ноги.

  • Одна нога впереди, другая сзади. Получается, что мы приседаем на одну ногу и на другую. Две ноги сгибаются/приседают вместе, но корпус тела и центр тяжести переносится с одной ноги на другую. Переход с одной ноги на другую сопровождаем шмыгом. Затем меняем ноги и делаем 4 подхода на другую ногу. Расстояние между ног небольшое.


  • Упражнение «Рок-н-ролл». Одну ногу приподнимаем к локтю, при этом вторая слегка сгибается. Поднимаем ногу на каждый шмыг.


  • Делаем короткий шмыг, задерживаем дыхание. И на задержанном дыхании считаем восьмерками (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь). Выдох. Повторяем упражнение 8 раз по 4 подхода.

Упражнения на дикцию

Очень важно, что и как мы говорим. Чтобы нас было понятно и ясно слышно, помогает наш артикуляционный аппарат. Если мы им пользуемся правильно, и он у нас работает, тогда нас все понимают, нам легко говорить, и голос льется намного легче.

Но если артикуляционный аппарат очень вялый – страдает дикция. Предлагаем вам комплекс упражнений для работы с артикуляционным аппаратом.

Все упражнения делаем перед зеркалом, чтобы видеть свои ошибки, контролировать себя.

Каждое упражнение делать 10 раз и почаще. Первый результат вы увидите в течение недели – речь будет более четкой, ясной и приятной на слух.

  • Разогреем губы . Губы отвечают за четкость. Они держат звук. Причем так, как они направляют звук, так он и выходит. Это упражнение также для красоты вашего лица (рабочие мышцы и улучшается кровообращение), лицо будет более подтянуто.

Трубочка-улыбка-трубочка-улыбка…


Упражнение делаем активно, растягиваем улыбку до упора.

  • Делаем трубочку из губ и водим в стороны, влево и вправо.
  • Делаем круговые движения трубочкой по часовой стрелке, затем против часовой.
  • Натягиваем губы на зубы. Затем скатываемся и делаем как бы оскал. Повторили упражнение. Если вы под носиком почувствовали тепло, значит, упражнение делаете правильно, т.е. действительно разогревается артикуляционный аппарат. Если ничего не чувствуете, попробуйте делать упражнение более активно.


  • Упражнение для языка: покусывание языка, будто делаем отбивную. Покусали по бокам, пришла слюна, стало легче говорить, активизировалось кровообращение в языке, и голос сразу становится объемнее.


Бывает ситуации, когда вы говорите, у вас пересохло во рту, а водички попить рядом нет. Просто покусайте язычок, придет слюна, вам станет намного комфортнее разговаривать дальше.

  • Упражнение для языка: упираемся в левую, в правую щечку поочередно. Как бы толкаем язык, чтобы он вышел сквозь щеку. Упражнение предназначено для того, чтобы язык не был вялым и умел хорошо напрягаться.
  • Упражнение для языка: «Жало-Лопатка». Высовываем язык вперед и напрягаем его, затем расслабляем. Еще раз напрягаем и расслабляем.


  • Упражнение для нижней челюсти: чтобы челюсть свободно уходила вниз, и наш звук лился полноценно, со всем объемом, со всеми красками. Если у нас зажат голос, мы не сможем четко произносить гласные звуки, не донесем своих эмоций до собеседника (сексуально, интригующе, интересно, восторженно). Опускаем нижнюю челюсть и поворачиваем в сторону вправо-влево. Далее делаем упражнение по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Упражнение делаем аккуратно, чтобы не повредить челюсть. После упражнения делаем «полоскание» (надуваем щечки, как будто полощем зубы).


  • Упражнение для нижней челюсти: берем тыльную сторону ладошек и поглаживаем свои щечки. Вы увидите, насколько ваш рот может опуститься вниз. Например, проговорим фразу «Два сапога пара». Это упражнение можно делать до 30 раз или до того момента, как почувствуете, что ваша нижняя челюсть расслабилась.


  • Упражнение для лучшего звучания голоса. Работаем над гласными звуками (И, Э, А, О, У), они очень эмоциональные. Выдох-вдох через рот и тянем звук «И» на одном дыхании, насколько сможете (и-и-и-и…). Повторяем упражнение с остальными звуками в той последовательности, как написано выше.
  • Работает над согласными звуками. Звук «М» активизирует грудную часть тела и живот. Помычим на выдохе 3 раза (техника, как в предыдущем упражнении): тихо, средне и громко.
  • Звук «Р», чтобы голос звучал звонче и ярче. Техника выполнения та же. Давайте порычим снизу вверх (по нарастающей) и наоборот.

Упражнения на интонацию

Интонация очень важна, потому что когда мы говорим на одной ноте, наш голос звучит скучно, нас слушать неинтересно.

Всего известно более 100 различных интонаций в голосе человека. Но если вы будете владеть 10 интонациями и 10 эмоциями, это позволит вам быть яркими, конкурентноспособными и уверенными в себе.

  • Тон воина – это уверенный, руководящий тон голоса (например, тон учителя на уроке, начальника на работе). Он говорится твердо и очень уверенно. Таким тоном говорят о важных вещах.
  • Тон друга – более мягкий тон, звучание голоса выше. Звук добрый, мягкий, располагающий (как общение с друзьями).
  • Интонация старца – очень близка с другом, но старец говорит медленнее. Отсутствует эмоциональная окраска.
  • Интонация мудрец. Это тяжелый, низкий голос, почти шепотом. Каждое слово в нем очень важно. Паузы после каждого слова.


Находите новые для себя интонации и тренируйте дома. Не забывайте повторять блоки на тренировку вашего дыхания, дикции и интонации.

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми.

Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевого нарушения, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Все это приводит к значительным трудностям в овладении детьми навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речью.

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей.

С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР была проведена коррекционно-логопедическая работа. Она проводилась последовательно и систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей.

Коррекционно-логопедическая работа решала следующие задачи :

1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;

2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.

Так же необходимо развивать речевое дыхание – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи.

Эти задачи помогает решить такая форма работы, как игровые упражнения. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.

Коррекционная работа проводилась поэтапно. На первом этапе развивалось умение воспринимать, а на втором этапе – воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи.

Перед началом работы была проведена диагностика выразительных средств речи дошкольников с ОНР по методике Лазаренко О.И., в ходе которой определялось:

– умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;

– умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та ) или отстукивания;

– возможность выделять ударный слог в слове;

– способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);

– умение делать логическое ударение во фразе.

Результаты диагностики показали, что дети испытывают трудности в умении говорить шепотом; переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише); выделять голосом нужное слово; повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении; передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.

На основании полученных результатов были подобраны игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации.

Работа проводились как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Каждое занятие начиналось с дыхательных упражнений направленных на коррекцию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы, с целью научить детей управлять своим вдохом и выдохом. Это беззвучные дыхательные упражнения в положении «лежа», затем «сидя», «стоя», постепенно переходящие в фонационные (произнесение звуков на выдохе).

Интонация организует устную речь, с ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая настроение (грусть, тревогу, радость…) Овладение интонационными средствами языка связано с общим развитием ребенка.

В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений.

С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, использовались игровые упражнения на воспроизведение фраз. Такие упражнения проводились последовательно с постепенным усложнением. Сначала фразы воспроизводились отраженно, в соответствии с интонациями логопеда. Затем с противоположными типами интонации, а так же самостоятельное воспроизведение мелодики предложений, стихотворных текстов, без демонстрации образца интонации.

Параллельно с работой над интонацией проводилась работа над логическим ударением . Для развития способности детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение, использовались следующие игровые упражнения: – для воспроизведения фразы с логическим ударением по образцу: «Повтори предложение и выдели «главное» слово» ; – для сравнения двух предложений, отличающихся только логическим ударением: «Как звучат предложения, одинаково или по-разному?» ; – для воспроизведения логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: «Узнай и покажи» ; – для развития умения перемещать логическое ударение в предложении: «Что изменилось?»

Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте , были направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовала короткие диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т.д.

Дети дошкольного возраста чаще говорят и читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса. Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость ) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др.), если они далеко, и как гудят, если они близко?» . Использовала звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)» .

В работу по развитию восприятия тембра голоса , умения определять характер звучания тона голоса на слух, включались игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.

В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, использовались серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок («Колобок» , «Теремок», и др.), короткие диалоги.

В работе по развитию темпа и ритма использовались логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнения детей в умении определять количество изолированных ударов использовались карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками ). Так же дети учились самостоятельно записывать серии предложенных ударов условными значками. В работу над темпом включались не только упражнения на скорость произнесения речи: «Скажи медленно, быстро» , но и на развитие умения удерживать заданный темп в движениях рук, ног в течении определенного отрезка времени, а так же изменение темпа.

Для развития умения воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности в экспрессивной речи, использовались театральные этюды, игры – драматизации, инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов.

Итоговая диагностика проводилась по той же методике. Обследование показало, что игровые упражнения помогли детям усвоить разнообразие

интонационных средств выразительности речи. Дети научились изменять высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, главное слово во фразе, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.

Проведенная работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.