Любимые стихи K.P. Христианская поэзия

О БЕЛЫХ ОДЕЖДАХ, ДЖИНСАХ И «ПРАВОСЛАВНОЙ» МОДЕ.До своего грехопадения Адам и Ева были окружены, как бы окутаны Божией благодатью. Это была их «одежда», а в иной они не нуждались. И сквозь всю свою историю, сквозь все скитания, вплоть до нынешнего крайнего духовного одичания, люди пронесли в глубине сознания память об этой сияющей благодати, что освещала и согревала их тела и души во времена райской, безгрешной жизни. Память эта, поборов языческую любовь к пестроте, проявляет себя в устойчивом, не выветривающемся веками трепетном отношении к белым простым длинным одеяниям – этому слабому, грубо-чувственному ее подобию. Белоснежные древнеегипетские калазирисы, греческие хитоны и длинные белые рубахи наших предков не что иное, как выражения этой памяти. Интересно, что древние египтяне, начало культуры которых теряется в глубине тысячелетий, чрезвычайно ценили льняное полотно ослепительной белизны и настолько тонкое, что сквозь несколько слоев сшитой из него одежды просвечивали родинки на теле. Еще более тонкие, совершенно прозрачные ткани умели делать из хлопка древние индусы. Нетрудно понять, что могло быть прообразом таких одеяний. Белый цвет всегда был символом чистоты. Чистота одежды или тела изначально понималась как чистота духовная, как свобода от нечистой силы: именно в этом смысле говорилось о «нечистом» месте и вообще о любой нечистоте. Гигиеническое понимание чистоты пришло уже в наше время. В традиционной православной культуре очищение тела и надевание чистых белых рубах было частью необходимой подготовки к церковной службе, написанию иконы, строительству храма и прочим богоугодным делам. Даже в современном испорченном мире сохраняется особое отношение к белым одеяниям. Белое платье невесты по-прежнему символ ее невинности, нравственной чистоты. Вкусив запретного плода, Адам и Ева «узнали… что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание» (Быт. 3, 7). Их тела, привыкшие к теплу от пронизывающей их благодати (вспомним, как растаял снег вокруг Серафима Саровского, так что согрет был и его собеседник Мотовилов) ощутили не только духовную, но и физическую уязвимость. Вместо духовной одежды человек получил, подобно животному, грубую плотскую. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21). Одежда должна была не только защищать от внешних воздействий, но и прикрывать «срам», оберегать целомудрие. Но с развитием культуры люди стали использовать одежду совсем не для того, для чего она дана была Господом. Одежда приобрела знаковый характер, стала своеобразным языком их самовыражения. Древние люди были выносливы и холодов не боялись. Но они надевали на себя шкуры животных-тотемов, заменявших им истинного Бога, в знак породнения с этим животным ради его покровительства (этому же служили и другие обряды, например принятие жертвенной крови). Много позднее, в Древнем Риме, легионеры которого, как известно, воевали и на севере, и на юге, в подобные шкуры с головой животного, накинутой вместо капюшона, было принято одевать музыкантов, чьей главной задачей было поднятие боевого духа воинов. Для этого же надевали шкуры и дикари: устрашить врага, поддержать боевой дух «своих». Пример из другой эпохи. Разве не было душно нашим боярам и дворянам летним зноем под несколькими слоями пышных одежд, в тяжеленной шубе на меху, в высокой горлатной шапке? Их костюм говорил о знатности происхождения, высоком положении в обществе. Заявить об этом считалось важным, ради этого приходилось терпеть. Современные модницы пока еще не перещеголяли французских дам рубежа XVIII–XIX веков, ходивших в полупрозрачных платьях, надетых либо на голое тело, либо на мокрое трико, и при этом всерьез обсуждавших возможность обходиться вообще без всяких одежд. Бесстыдниц того времени не могли остановить даже увещевания врачей, устраивавших экскурсии на кладбища к могилам жертв «голой» моды, умерших от пневмонии. А на фотографиях середины XIX века мы видим приехавших на Кубу англичан – чопорных господ в кринолинах и фраках. И это в сорокаградусную жару! А рядом с ними – полунагие туземцы. Фотографии, сделанные этнографическими экспедициями начала прошлого века в русской глубинке: деревенские девушки, одетые в праздничные костюмы. Начало осени, под ногами – раскисшая земля. Богатые невесты в кожаных сапогах, под которые надевалось несколько пар шерстяных носок с узорными краями. Рядом – девушки из бедных семей, босиком. Одним – не жарко, другим – не холодно. *** Мы приняли христианство от Византии, когда-то перемешавшей в своем художественном горниле традиции громадного культурного региона: кельтские, римские, греческие, индийские и прочие. Аскетическая идея хранения целомудрия причудливо обернулась в ее костюме невероятной, истинно восточной пышностью, пестротой, перегруженностью, так что человеческое тело превратилось в подставку для демонстрации всей этой роскоши. Русь к художественному наследию своей великой предшественницы отнеслась весьма избирательно. «Третий Рим» скрупулезно и без суеты отобрал из богатого византийского сундука только то, что соответствовало спокойно-негромкой русской душе – простой, благородной, бесхитростной, исполненной внутреннего, непоказного достоинства. Лишь то, что соответствовало чистоте и духу христианской истины. В быту жили скромно: все лучшее несли в церковь. Убранство Божиих храмов и богослужебных одеяний священнослужителей Руси зримо являли величие Господа и небесных чертогов. Великолепные царские облачения были собственностью государства так же, как и одежды царских служилых людей и челяди. Они не были роскошными предметами личного пользования. Их назначение – выражать высокий государственный статус православной Руси, возглавляемой помазанником Божиим. Весьма многие существенные черты нашего менталитета так и остались незыблемыми. Даже после губительных для святоотеческих нравов петровских реформ русские дамы отличались от своих западноевропейских сестер большей стыдливостью. В романе «Война и мир» Лев Толстой, писатель, которому дано было очень остро чувствовать тончайшие оттенки нравственного состояния общества, неоднократно называет следовавшую крайней французской моде начала XIX века петербургскую «львицу» Элен Безухову «голая Элен», тем самым подчеркивая несоответствие этой моды русскому менталитету. А о другой героине романа, образ которой противопоставлен Элен, Наташе Ростовой, собирающейся на свой первый в жизни бал, он пишет: «Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо». Весьма знаменателен такой факт: когда русские женщины надевали платья декольте, они, как правило, снимали нательные крестики. Если же этого не делали, то это воспринималось не как проявление большой набожности, а, напротив, глубокого духовного падения: крест из святыни превращался в красивую безделушку. Эта «мода» пришла из Франции. Знаменитая французская кинозвезда Бриджит Бардо уже в наше время «освежила» моду своих развратных предшественниц, надев крест, с ее легкой руки ставший опять популярным «украшением» европейского женского костюма. Генералиссимус Суворов, величайший герой нашего Отечества, писал, что для него превыше всего на свете – честь дочери. Странно ли это? Нет, не странно. Потому что он, истинный христианин, который шагу не мог ступить без Бога, без молитвы, хорошо понимал, что никакие военные победы не спасут Россию, если будет попрано целомудрие. Скромное поведение, целомудрие девушки, порицание свободных связей, хранение семьи – все это основные нравственные составляющие общественной системы, залог будущего страны, необходимые условия воспитания новых поколений. *** Наступил джинсовый век – подлинная революция в одежде, отразившая новую фазу отношений между мужчиной и женщиной. Еще раз пошатнулись патриархальные традиции, все еще сохранявшиеся даже в губительной среде коммунистического «равноправия». В качестве морального оправдания джинсовой моды в обществе окончательно утвердился миф об «удобстве» брюк как таковых по сравнению с «устаревшей» юбкой. Но так можно говорить разве что сравнивая брюки с мини-юбками. И, право же, что удобнее – накинуть через голову юбку или влезать, извиваясь, в две тесные, колом стоящие штанины, а потом еще мучиться с часто подводящей застежкой-молнией? И в каком наряде современная женщина выглядит красивее? На самом деле вопрос «простоты» зависит от привычки и психологической установки. Например для тех же японцев нет ничего более удобного, чем есть, сев на корточки перед крохотным столиком да еще с помощью двух длинных палочек вместо вилки. Вряд ли найдется европеец, которому это может понравиться. Житель Средней Азии предпочитает для своего обеда позу по-турецки, а древние греки, римляне и представители многих других народов за пиршественными столами возлежали. Удобно же или неудобно в джинсах, зависит от того, как человек привык себя вести, какие манеры ему свойственны. Сидеть в скромной позе, соединив коленки и держа прямо спину, в них очень неудобно. Джинсы требуют, чтобы их владелец небрежно развалился на сидении, широко раскинув ноги. В джинсах женщина может свободно и естественно курить, носить мужскую стрижку или всклокоченные волосы, вести развязные разговоры, пересыпанные грубыми неприличными словечками, с изобилием сленговых оборотов. Джинсы отвечают вполне определенному стилю жизни, иначе вы в них будете выглядеть совершенно неестественно. Еще один миф: в брюках будто бы теплее, чем в юбке. Устройте в двух проходных комнатах сквозняк, затем завесьте проем открытой двери простой ситцевой занавеской до полу. Вы сразу заметите, насколько меньше стало дуть. Значительная часть холодного воздуха будет как бы стекать вниз даже по самой тонкой, но вертикально свисающей ткани. Так вот, к сведению утверждающих о тепле брюк: эта одежда создает вокруг малого таза постоянный, очень тонкий сквозняк, который самым пагубным образом отражается на женском здоровье. А в старину и вообще все наши предки ходили в длинных рубахах – мужчины носили их поверх штанов. Если современные женские брюки создают такого рода сквозняк, да еще и сдавливают кожу, мышцы, кровеносные сосуды, то судите сами, насколько полезны брюки! Джинсы же вдобавок создают постоянную неестественную подпорку, давление снизу, тем самым медленно, но верно, искривляя позвоночник, не давая позвонкам нормально функционировать. Поэтому у тех, кто постоянно с юности носит джинсы, формируется совершенно специфическая осанка – сутулая спина. Конечно, степень деформации бывает различной, но факт остается фактом: среди постоянных, многолетних носителей джинсов невозможно встретить человека со стройной фигурой. Джинсы этого просто не потерпят. Грустно и смешно, но были «теоретики», которые оправдывали «красоту» джинсов, обращаясь к… русской иконописи! В 1970-е годы в одном солидном художественном журнале появилась статья, в которой вполне серьезно доказывалось, что полинявшие и вытертые (а позже – нарочито выбеливаемые) места на джинсах ведут свою эстетическую родословную от изображения пробелов на иконах и фресках. Помню, как на одной студенческой конференции в текстильном вузе обсуждался доклад, в котором юная особа при всеобщем горячем одобрении доказывала необычайную женственность джинсов. В том же вузе на семинарском занятии другая девушка осмелилась сделать доклад о православном понимании термина «женственность». Она говорила о Божией Матери, святых женах и их одеяниях… Аудитория выслушала все в гробовом молчании, и даже врожденная студенческая корпоративность не помогла: ни слова одобрения и поддержки. Словно речь шла о чем-то крайне неуместном и неприличном. Вот так воспитываются сегодня наши будущие модельеры, подавляющее большинство из которых – женщины. Чему удивляться? Понимание женственности – своеобразная лакмусовая бумажка состояния нравственного здоровья общества. В период максимального одичания человека неведомые древние художники изображали женщину в виде невероятно грузной фигуры (так называемые палеолитические Венеры). Лицо у таких фигур вообще отсутствует, ибо в те времена единственно ценимым качеством женщины была ее способность к воспроизведению потомства. Напротив, воплощением манерности, кокетства и горделивого чувства превосходства над окружающими являют собою изображения так называемых «парижанок» эгейской культуры середины II тысячелетия до Р. Х. – раскрашенных, завитых, в вычурных, глубоко декольтированных платьях. Позднеренессансный идеал итальянской женской красоты конца XVI века – дебелые, ленивые, инфантильно-чувственные особы с коровьими глазами. А в России в послереволюционную эпоху невероятно популярными, а стало быть, женственными считались крепкие девушки в красных косынках, резиновых тапочках, с резкими манерами и учебником политэкономии подмышкой. Каждому свое. Весьма характерна в этом смысле печальная динамика моды на обнажение женского тела в наше время. Так, в 1980-х годах мелькание обнажающейся при наклонах, поднятии рук и каких-то резких движениях полосы талии из-за недостаточно длинной кофточки считалось пикантной полуприличной деталью. Закончилось это возникновением уже в 1990-е годы моды на так называемые топики – коротенькие кофточки вроде индийских чоли, теперь уже совершенно законно обнаживших нижнюю половину спины и живот до талии. Прошло еще несколько лет – блузки, правда, несколько удлинились, но зато опустилась линия пояса, так что нарочито и вызывающе обнажился пупок. В суетных условиях городского бытия это выглядит совсем не соблазнительно и не изящно, а скорее физиологично и неприятно. Да еще пирсинг, этот штрих папуасской моды, свидетельствующий о том, что возможности моды «цивилизованной» исчерпаны и дальше искать в ней просто нечего. А далее, в точном соответствии с градусами падения нравственности, линия пояса поползла еще ниже… Неловко об этом писать, да куда деваться, ежели это наша гнусная повседневная действительность. И поистине пробирает смех сквозь слезы, когда переводишь глаза от этого срама вверх и видишь простодушную физиономию, совсем не глупую и ничуть не развратную. Эдакая современная Наташа Ростова, которая убеждена, что так можно и нужно одеваться, потому что так теперь ходят «все». *** Сегодня к Богу прийти легче, чем 20 лет назад. Окончательно выхолостились ложные идеалы атеистического «земного рая» и для многих наших соотечественников наступила пора подлинного христианского прозрения. Но вместе с тем пришли и свои проблемы: во всех углах засуетились околоправославные силы – от циничных «подсвечников», переминающихся с ноги на ногу в храмах, чтобы обрести популярность верующих избирателей, до целой своры «программистов» всех мастей, сочинителей и пробивателей всевозможных «программ» и «проектов» на православную тему – по медицине и экологии, искусству и педагогики. А еще существует у нас феномен доморощенной православной «моды», родившейся в околомонастырской среде. Остроумно пишет об этом Н.А. Павлова, характеризуя обстановку первых лет возрождения Оптиной пустыни. «Паломницы спешно переодевались в черное с головы до пят и, подвязав по-монашески низко платки “в нахмурку”, именовали друг друга “матушками”. С “батюшками” же дело обстояло так: как раз в ту пору монастырю пожертвовали большую партию флотских шинелей, которые шли нарасхват. Потому что, если к черной шинели добавить черную шапочку типа скуфьи да взять четки поувесистей, то вид был почти монашеский» (Павлова Н.А. Пасха красная. М., 2000. С. 16). Монашеское облачение обладает необычайной выразительностью, обаянием и притягательной силой для верующих, ибо оно суть материальное выражение глубокого духовного смысла. Что же касается одеваемых в подражание ему темных одежд, то они действительно очень красивы и совершенно преображают любого человека, хоть молодого, хоть старого. Но к лицу они бывают только при одном условии: если соответствуют духовному устроению его носителя. Если же гармонии между человеком и столь много обязывающим полумонашеским одеянием нет, то такой костюм оборачивается своего рода сектантской униформой, вызывающей законное раздражение нецерковных и даже церковных людей, которые такой «моды» не придерживаются. Вообще говоря, открыто носить четки полагается только монахам, и несоответствие внешнего вида с претензией на благочестие внутреннему настрою – явление вовсе не христианское. Но во что же, может спросить читатель, все-таки одеваться современной православной женщине? И на этот, как и на любой другой вопрос, ответ следует искать в Священном Писании. «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут… Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь, и не говорите: “что нам есть?” или “что пить?” или “во что одеться?” Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 28–33). Человек приходит в мир, чтобы спастись. Так давайте и будем думать о спасении и не тратить драгоценное время и средства на всякие пустяки. Господь в свое время пошлет то, что нам нужно. Если вы еще очень молоды и хотите нравиться или немощны пока духом, чтобы отказаться от каких-то украшений, всегда есть возможность чем-то дополнить свой туалет по вкусу и карману, не нарушая при этом его скромности, соответствия роду занятий, возрасту, обязательных требований приличия, принятых в Православии. Главное, чтобы одежда была естественной, не навязанной никем и ничем со стороны, соответствовала состоянию вашей души. Любая же мода есть отражение чужого вкуса, а потому – насилие. Но самое главное, как можно меньше думать о том, как мы выглядим перед людьми, и больше – о том, как выглядим перед Господом, Который видит нас постоянно, во что бы мы ни одевались. Тогда и проблем с костюмом у нас не будет. Это касается и привычки краситься, которую порой никак не могут перебороть многие православные и даже церковные женщины. Все мы знаем, что искажать образ Божий – грех, но… как часто пытаемся свалить вину на других, как истинные дочери праматери Евы: мужу, мол, так нравится, на работе у нас иначе нельзя и прочее. Но если вы хороший работник и работа ваша не противоречит христианским установлениям, чего же бояться? На протяжении веков христиане выносят страшные мучения ради Христа, а мы боимся стереть с губ помаду и немножко потерпеть недоумения знакомых и сослуживцев. В семейной же жизни особого уважения, как и прочного счастья, с помощью косметики и модных костюмов еще никто не обрел. Если любящий муж думает, что раскрашенная жена красивее, то он скоро поймет свое заблуждение, и это будет первым шагом к достижению истинно христианской любви в вашей семье, которой нужно искать всем – и молодым, и пожилым. Как одевались святые жены, перед изображениями которых мы сегодня молимся? Так же, как и все женщины их времени. И, несомненно, скромно и непритязательно, потому что мысли их были заняты совершенно иными заботами. Живописуя их на иконах, фресках, мозаиках, художники разных эпох в знак глубокого почитания порой облекали их в пышные, драгоценные одежды уже своего времени. Но что бы они ни носили, главной их «одеждой» была благодать Божия, сделавшая их облик прекрасным и бессмертным на все времена. Любовь Буткевич кандидат искусствоведения 22 января 2007 г.

Великий Князь Константин Романов "Научи меня, Боже, любить..."

Константин Константинович, поэтический псевдоним К. Р. (10 (22) августа 1858, Стрельна - 2 (15) июня 1915, Павловск) - член Российского Императорского дома, великий князь, генерал-адъютант (1901), генерал от инфантерии (1907), генерал-инспектор Военно-учебных заведений, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург. Получил разностороннее домашнее образование. В его обучении и воспитании принимали участие известные историки С. М. Соловьев, К. И. Бестужев-Рюмин, музыкальный критик Г. А. Ларош, виолончелист И. И. Зейферт, писатели И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский. С детства великого князя готовили к службе на флоте. В 7 лет его воспитателем был назначен капитан 1-го ранга И. А. Зеленой, состоявший в этой должности до совершеннолетия великого князя. Занятия велись по программе Морского училища. В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана». В августе 1876 года сдал экзамен по программе Морского училища и был произведён в чин мичмана. Был известным русским поэтом, автором нескольких сборников. Первые стихотворные произведения были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1882. Первый сборник, включавший стихотворения 1879-1885 годов, вышел в 1886. В 1888 издал первую поэму «Севастиан-мученик», затем сборники «Новые стихотворения К. Р.», «Третий сборник стихотворений К. Р.» (1900), «Стихотворения К. Р.» (1901).
С великим князем вели переписку И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. А. Фет, ценивший его вкус и даже поручавший ему исправлять свои стихи.
Принадлежал к так называемой старой школе, был продолжателем классических традиций. Первоклассным талантом поэт К. Р. не обладал, но занял своё место в истории русской литературы. Многие его стихотворения отличались мелодичностью и были положены на музыку (самое известное - романс «Растворил я окно…» с музыкой П. И. Чайковского, сочинившего музыку также на «Я сначала тебя не любила…», «Вот миновала разлука» и другие стихотворения К. Р.). Сам написал несколько романсов на стихи В. Гюго, А. К. Толстого, А. Н. Майкова.
К. Р. перевёл на русский язык трагедию Ф. Шиллера «Мессинская невеста», трагедию И. В. Гёте, шекспировского «Короля Генриха IV». Автор удачного перевода шекспировского «Гамлета» на русский язык, над которым работал с 1889 по 1898 год; перевод с обширными комментарими в 3-х томах был издан в 1899 и неоднократно переиздавался.
Пьесу К. Р. на евангельский сюжет «Царь Иудейский» и авторские примечания к ней М. А. Булгаков использовал как материал для романа «Мастер и Маргарита».

Молитва

Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!


Колокола

Несется благовест... Как грустно и уныло
На стороне чужой звучат колокола.
Опять припомнился мне край отчизны милой,
И прежняя тоска на сердце налегла.

Я вижу север мой с его равниной снежной,
И словно слышится мне нашего села
Знакомый благовест: и ласково, и нежно
С далекой родины гудят колокола.

6. В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?

А. В том, что он является усыпальницей адмиралов

«Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?

В. Вел.князь К.К. Романов (К.Р.)

8. Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?

Б. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

9. Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?

Г. Митра

10. « Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля(по старому стилю) - дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?

А. Именины


Система оценивания:

За каждый правильный ответ в задании 1 начисляется 1 балл .

Максимум 10 балловза задание 1 .

ЗАДАНИЕ 2.

Рассмотрите два изображения: икону и фотографию, сделанную в Вознесенской церкви на Городке.

Какой момент Евангельской истории изображен на иконе?

Благовещение Пресвятой Богородицы

Какой момент Литургии отражен на фотографии?

Момент перед Причастием (Допустимый вариант Причастие)

Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой эти два изображения.

Как Пресвятая Богородица со смирением приняла весть о том, что от Нее родится Спаситель, так и верующие люди, крестообразно сложив руки на груди в знак смирения, принимают Святые Дары (Тело и Кровь Спасителя). Принимают со смирением Благодать через самое главное Таинство.

Система оценивания:

За правильный ответ на вопрос «Какой момент Евангельской истории изображен на иконе?» начисляется 1 балл .

За правильный ответ на вопрос «Какой момент Литургии отражен на фотографии?» начисляется 1 балл .

За правильное описание связи между картиной и иконой начисляется от 1 до 3 баллов , в зависимости от точности описания.

Максимум 5 балловза задание 2 .

ЗАДАНИЕ 3.

Внимательно прочитайте отрывок из стихотворения А.Л. Мея «Слепорожденный». Ответьте на вопросы.


Узрев народ, учитель сел
На холм возвышенный средь поля;
По манию его руки
К нему сошлись ученики,
И он отверз уста глаголя...
Не передать словам людей
Его божественных речей:
Нема пред ними речь людская...
Но весь народ, ему внимая,
Познал и благ земных тщету,
Познал и мира суету,
Познал и духа совершенство,
Познал, что истое блаженство
Себе наследует лишь тот,
Кто духом нищ, кто слезы льет,
Кто правды алчет, правды жаждет,
Кто кроток был и незлобив,
Кто сердцем чист, миролюбив,
Кто от людей невинно страждет,
Кого поносят в клеветах
И злобным словом оскорбляют,
Кого за правду изгоняют -
Им будет мзда на небесах!..


3.1. О каких заповедях идет речь в стихотворении?

О заповедях Блаженства

3.2. Кем и при каких обстоятельствах были даны эти заповеди?

Заповеди Блаженства были даны Иисусом Христом во время Нагорной проповеди.

3.3. Каково количество этих заповедей?

Девять


3.4. Пользуясь текстом стихотворения, попытайтесь восстановить текст заповедей так, как он записан в Священном Писании.

Я заповедь. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Я заповедь. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Я заповедь. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Я заповедь. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Александр Бабаликов работает на Донецком металлургическом заводе. Стихи он сочиняет с детства. Сначала многие из них посвящал своей матери, а когда в конце минувшего столетия уверовал в Бога, стал в поэтической форме описывать свои духовные переживания и искания.

Жажда по Богу

Туманным веяньем coзнанья
Я устремляюсь в высоту
И за суетной жизни гранью
Вдыхаю Бога красоту.

И утомленный безрассудством
Ум наполняющих идей,
К Нему спешу я прикоснуться
Всей жаждой немощи своей.

О бездна нежного дыханья
Тепла, заботы, чистоты,
Дающая душе познанья
И благодать от наготы.

И сердце трепетом исходит,
Услышав: «Время - как вода…
Жизнь, словно цвет листвы, проходит,
Лишь Бог пребудет навсегда.

Держи, что от Него имеешь, -
Грядет пастух собрать стада!
В Нем жизнь пожнешь, коль жизнь посеешь,
Войдя сквозь тесные врата!»

Новое рождение

Боже, дай мне начало иное,
Где вся суть - не из праха и в прах,
Чтобы жизнью своею земною
Славить Сущего на небесах.

Чтобы в книге, начатой сначала,
Больше не было грязных страниц,
И душа, трепеща, ликовала,
Не имея в полете границ.

Сотвори же меня не из злата,
А из солнечных ясных лучей,
И мой дух пропитай ароматом
Соком налитых пряных полей.

Как кристальные горные воды,
Мои помыслы, Отче, создай,
И проросшие святости всходы
Благодатью Своей орошай.

Изваяй мое сердце из хлеба,
Что, как жизнь, заповедал Христос,
Пусть глаза станут звездами с неба,
А ветра - словно пряди волос.

Дай мне льдом для греха обращаться,
А для Истины - жарким костром,
И, себя расточив, оставаться
Богатейшим на свете при том.

Пробудитесь!

Воспрянь от сна, народ Живого Бога!
Готовьте путь Грядущему с небес!
Разрушив крепость гордости убогой,
Сотрите в прах всех идолов сердец.

И слепотой своею не гордитесь,
Пустите в сердце обличенья дух.
Сквозь тернии шагая, убедитесь,
Как, усыпляя, грех смыкает круг.

Мы сеем ложь, а жаждем всходов правды,

Не внемля истине, двуличьем дорожим,

Дождавшись шторма, строим переправы,
Лелея лесть, от совести бежим.

Вкушая мудрость, глупость извергаем.
Свое дороже - липнет к праху прах.
Мы Бога чтим, а брата проклинаем,
Возводим храмы гордости в сердцах.

Слепой нам часто служит провожатым,
Немой нас учит громко говорить.
Нас нищий осыпает мнимым златом,
Лентяй стараньем хочет впрок снабдить.

Мы в грязь ныряем, будучи омыты,

Вернувшись, навсегда уходим вновь.
Идем сквозь стены, видя дверь открытой.
Нет в сердце истины, не царствует любовь.

Покайтесь же, вернитесь сердцем к Богу,
Смирите гордость, возжелав Творца
И, взяв свой крест, ступите на дорогу,
Отдав Христу и души, и сердца!

Ищите мудрости, сердца,
На всяком месте призывайте,
Дороже злата почитайте
И все сосуды наполняйте
Живой водой из недр Отца.

Ищите чистоты, сердца,
И средь греха архитектуру,
Ваяйте святости скульптуру
И светлой истины натуру
Во славу красоты Творца.

Ищите доброты, сердца,
Открывши двери, приглашайте,
Слезами раны омывайте
И жизнью мертвых наполняйте,
Себя раздавши до конца.

Торопитесь делать добро

Как росток при потоке живительном
Соком жизненным преисполняется,
Так живущий под кровом Спасителя
От премудрости Божьей питается.

Наша жизнь, как река быстротечная,
Судьбы наши - цветы полевые.
Как же часто, хмельные, беспечные,
Прожигаем мы дни дорогие.

Недоделал, не понял, не выслушал,
Не заметил, не дал, не сказал.
И однажды пред троном Всевышнего
Вдруг узнаешь, что жить опоздал.

И вина, как пустыня бескрайняя,
Иссушает мучения совести,
Оставаясь рубцами раскаянья
В сердце, словно печать безысходности.

Торопитесь же делать добро.
Сердцем к золоту не прикипайте,
Не стремитесь копить серебро,
Душу ради Иисуса отдайте.

Торопитесь заботу дарить,
Похвалы и наград не желая,
Дайте Богу ваш труд оценить
И воздать, небеса открывая.

Мы не знаем, где века предел,
И не можем вернуть время вспять,
Но живем, зная жизни удел -
В Боге силы свои обретать!

На распутье

На распутье от времени к вечности
Две дороги даны человечеству:
И одна из них - гибель в беспечности,
А другая - стремленье к Отечеству.

Как пространна и как соблазнительна
Та дорога, что ложью застелена,
Блефом легких побед опьянительна
И слепым равнодушьем подбелена.

А другая стезя - испытание,
У Голгофы она начинается,
И в сердца, что горят упованием,
Часто скорбь жадным жалом впивается.

Но ко всем на распутье стоящим
Дух взывает: «Ступи на дорогу,
Где слепой вновь становится зрячим
И немой - громко славящим Бога.

Где ни силы, ни власти, ни время,
Ни глубины и ни высота
Не погубят цветущее семя,
Что взошло у Господня креста!»

Молитва

Научи меня, Боже, любить,
Даже если весь мир презирает,
Научи меня сердце хранить
Oт сетей, что соблазн расставляет.

Научи меня, Боже, молчать,
Когда мерзость уста оскверняет,
Научи меня благословлять
Тех, кто, глядя во след, проклинает.

Научи меня, Боже, стоять,
Когда почва у ног уплывает,
Научи всей душой сострадать,
Когда враг мой от боли стенает.

Научи меня, Боже, прощать,
Когда горечь за горло сжимает,
Научи меня правду искать,
Когда ложью сердца отравляют.

Научи меня, Боже, мечтать
В нищете и в большом изобилье.
Научи меня, Боже, летать,
Даже если обломаны крылья.

Научи меня праведность чтить,
Преврати плоти бунт во смиренье,
Научи меня благодарить,
Зная цену крови искупленья.

Великий Боже

Непостижима так природа
И мощь величия Твоя,
Что пред Тобою все народы -
Как пыль в пустыне бытия…

Ты - срок в безвременном пространстве,
Твой облик свят в миру без лиц,
Ты - Млечный Путь средь вечных странствий,
Ты - огражденье без границ!

Ты - свет средь темноты кромешной,
Ты - глас средь мертвой немоты,
Ты - берега для вод безбрежных,
Ты - сладость сердца, пик мечты!

Но вот вопрос, что век из века
Все тщетно силятся понять:
За что ты любишь человека,
Что с неба сшел его спасать?

В ту ночь с престола славной силы
Явилась Истина, тогда

Печатью с неба свет излила
На Спаса новая звезда…

Как велики, мудры и дивны,
Святой Господь, дела твои!
Кто мог постигнуть их глубины,
Кто был советником любви?

В сердца чудесным эликсиром,
Любовью нежною дыша,
Течешь Ты, и блаженным миром
Переполняется душа.

Взмыть к небесам душа срывается,
Чтоб слышать, как в лучах рассвета
Хвалебной одой прославляется
Рожденье Нового Завета!

Я хотел бы зарею родиться,
Растворяющей грёзы ночи,
И жемчужной росою искриться
На наполненных жизнью почках.

Я хотел бы родиться солнцем,
Чтоб теплом согревать продрогших,
Быть с прозрачной водой колодцем,
Омовением губ иссохших.

Стать хотел бы я радугой в поле
Над пьянящим цветов ароматом,
Быть свидетельством Божьей воли
Для спасенных в ковчеге когда-то.

Жажду, Господи, жизнью своею
От истоков Твоих наполняться,
По пустыне идти с Моисеем,
На великую гору взбираться.

О сомненья, грехи и неверность
Сердце, словно скрижали, разбивши,
Вновь, цепляясь за Божию ревность,
Я к Отчизне спешу, устыдившись.

Исцеленный елеем и правдой,
Вновь с вершины в пустыню бросаюсь
И, отбившись от Божьего стада,
Грешным узником в скорби скитаюсь.

Но Господь мой благой вновь с любовью Своей,
Не гнушаясь, простер ко мне руки,
И опять в мои раны стекает елей,
Исцеляя меня от разлуки.

Как же часто в суетном потоке
Мы плывем, забывая Тебя,
И в пьянящем заботами соке
В упоении топим себя.

Твой призыв для нас -
Гром пред грозою,
Не внимаем ему, а бежим,
Как Иона во чреве, глухие,
И от страха «о Боже!» кричим!

И стоя на развалинах храма
Нашей жизни, разбитой судьбой,
Слышим голос сквозь зримую драму:
«Я люблю! Возвращайся домой!

Неужели тебя я покину?
Посмотри на Голгофу - Я здесь
Новый храм в Духе Славы воздвигнул,
В нем заблудшим пристанище есть.

Не скитаться вам больше без крова

И не сохнуть от жажды в песках.

Я Себя полагаю основой
В ваших жаждущих мира сердцах» .

И отныне не сможет губитель
Искупленных Христом унижать.
Бог нам жизни построил обитель
И туда сатане не достать!

Как хочу я, Господь мой прекрасный,
В благодати Твоей утопать,
Сердцем трепетным с верностью страстной
О любви Твоей строки слагать.

Благость славить в душевном волненье,
Мудрость нищенским разумом чтить.
Научи меня, Боже, в смиренье
Ждать, надеяться, верить, любить!

Александр Бабаликов
г. Донецк

Сценарий общешкольного мероприятия «Роль семейных и православных традиций в духовно-нравственном воспитании ребенка» в рамках Рождественских чтений

«НАУЧИ МЕНЯ, БОЖЕ, ЛЮБИТЬ"
Литературно-музыкальная гостиная

Учитель химии

Цели:

- развитие православных традиций;

- совершенствование форм организации досуга;

- включённость зрителей в эмоционально-ценностный опыт мышления и действий посредством раскрытия творческого потенциала учащихся и педагогического коллектива.

Задачи:

- воспитание у детей чувства любви, милосердия, доброты;

- развитие исполнительских способностей у учащихся, умения сотрудничать в коллективной деятельности с педагогами;

- воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств и эстетического сознания;

Оформление зала: технические средства: фортепиано, экран, мультимедийный проектор, ноутбук для воспроизведения музыкального ряда; костюмы для танца; презентация в формате Microsoft Power Point

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Звучит аудиозапись "Флейта, рояль и скрипка" композитор Ю.Пастернак.

2. Ведущий 1 :

Кто богу дни свои вверяет

И чтит его святой завет,

Того он чудно охраняет

Средь жизни, горести и бед.

Ведущий 2:

Все хочет петь и славить Бога

Заря, и ландыш, и ковыль,

И лес, и поле, и дорога -

Они зовут за словом слово,

И песню их из века в век

В иных созвучьях слышит снова

И повторяет человек.

3. Песня в исполнении учителей "Научи меня, Боже, любить...

4. Музыкально- поэтическая строка : О.Васичко "Рождественская звезда".... Б.Пастернак (отрывок)

Рождественская звезда

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

- Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, -
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.

Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.

Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.

- А кто вы такие? – спросила Мария.
- Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
- Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

1947 г.

5. Ведущий 1 :

Есть один очарованный храм,

Где молюсь я и ночью, и днем,

Но не свечи колышутся там,

А лучистыеи звезды - огнем.....

6. Инсценировка притчи «Дорога в храм»

Когда-то давно один мудрый пилигрим, странствовавший по разным землям, шел мимо чистого поля по направлению к храму. В поле он увидел трех работающих людей. В этой земле пилигрим еще ни с кем не встречался, и ему захотелось поговорить с этими людьми. Пилигрим приблизился к трем работникам и, желая предложить свою помощь, обратился к тому, который выглядел самым уставшим и, как показалось пилигриму, недовольным и даже озлобленным. "Что Вы тут делаете?" - задал вопрос пилигрим. Первый работник, весь перепачканный и уставший, с нескрываемой злобой в голосе ответил: "Что, не видишь, камни ворочаю". Такой ответ удивил и расстроил пилигрима, и тогда он обратился ко второму работнику с тем же вопросом. Второй работник на мгновение отвлекся от своей работы и безучастно сказал: "Не видишь разве? Деньги зарабатываю!" Пилигрим почему-то был неудовлетворен и таким ответом, а ведь он, напомню, был мудрым человеком. Тогда он подошел к третьему работнику, чтобы задать все тот же вопрос. Третий работник остановился, отложил в сторону свой незамысловатый инструмент, отряхнул руки, поклонился страннику и, подняв глаза к небу, тихо сказал: "Я здесь строю дорогу к храму".

7. Поэтическая строка "Опять я нарушил..."

Опять я нарушил какую-то заповедь Божью,

Иначе бы я не молился вечерней звезде,

Иначе бы мне не пришлось с неприкаянной дрожью

Бродить по безлюдью, скитаться неведомо где.

Опять я в душе не услышал Господнее слово,

Господнее слово меня обошло стороной,

И я в глухоту и в безмолвие слепо закован,

Всевышняя милость сегодня побрезгала мной.

Господь, Твое имя наполнило воздухом детство

И крест Твой вселенский - моих утоление плеч,

И мне никуда от Твоих откровений не деться,

И даже в молчаньи слышна Твоя вещая речь.

8. Инсценировка притчи "СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ"

Как-то раз одному человеку приснился сон, будто идет он по песчаному берегу, а рядом с ним - Господь. И начал человек вспоминать события своей жизни. Вспоминал радостные - и замечал на песке две цепочки следов, своих и Господа. Припоминал несчастья - и видел лишь одну. Опечалился тогда человек и стал спрашивать Господа: - Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня? Почему же в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку? Почему Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь ответил: - Я люблю тебя и никогда тебя не покидал. Просто в пору бед и испытаний Я нес тебя на руках.

9. Фортепиано Бах «Настроение»

10. Поэтическое слово "Человек в пути "М.Алигер


Я хочу быть твоею милой.
Я хочу быть твоею силой,
свежим ветром,
насущным хлебом,
над тобою летящим небом.

Если ты собьешься с дороги,
брошусь тропкой тебе под ноги
без оглядки иди по ней.

Если ты устанешь от жажды,
я ручьем обернусь однажды,-
подойди, наклонись, испей.

Если ты отдохнуть захочешь
посредине кромешной ночи,
все равно -
в горах ли, в лесах ли,-
встану дымом над кровлей сакли,
вспыхну теплым цветком огня,
чтобы ты увидал меня.

Всем, что любо тебе на свете,
обернуться готова я.
Подойди к окну на рассвете
и во всем угадай меня.

Это я, вступив в поединок
с целым войском сухих травинок,
встала лютиком у плетня,
чтобы ты пожалел меня.

Это я обернулась птицей,
переливчатою синицей,
и пою у истока дня,
чтобы ты услыхал меня.
Это я в оборотном свисте
соловья.
Распустились листья,
в лепестках - роса.
Это - я.
Это - я.
Облака над садом...
Хорошо тебе?
Значит, рядом,
над тобою - любовь моя!
Я узнала тебя из многих,
нераздельны наши дороги,
понимаешь, мой человек?
Где б ты ни был, меня ты встретишь
все равно ты меня заметишь
и полюбишь меня навек.

11. Инсценировка притчи "Женщина плачет"

Маленький мальчик спросил маму: "Почему ты плачешь?"
- Потому что я - женщина.
- Я не понимаю!
Мама обняла его и сказала: "Этого ты не поймёшь никогда".
Тогда мальчик спросил у отца "Почему мама иногда плачет без причин?" - "Все женщины иногда плачут без причин" - всё, что смог ответить отец.
Потом мальчик вырос, стал мужчиной, но не переставал удивляться: "Почему же женщины плачут?"
Наконец он спросил у Бога. И Бог ответил:
"Задумав женщину, Я хотел, чтобы она была совершенной.
Я дал ей плечи такие сильные, чтобы держать весь мир, и такие нежные, чтобы поддерживать детскую головку.
Я дал ей дух настолько сильный, чтобы вынести роды и другую боль.
Я дал ей волю, настолько сильную, что она идёт вперёд, когда другие падают, и она заботится о павших и больных, и усталых, не жалуясь.
Я дал ей доброту любить детей при любых обстоятельствах, даже если они обижают её.
Я дал ей силу поддерживать мужа, несмотря на все его недостатки.
Я сделал её из его ребра, чтобы она защищала его сердце.
Я дал ей мудрость понять, что хороший муж никогда не причиняет жене боль намеренно, но иногда испытывает её силу и решимость стать рядом с ним, без колебаний.
И, наконец, Я дал ей слёзы. И право проливать их, где и когда необходимо.
И тебе, сын Мой, надо понять, что красота женщины не в её одежде, причёске, её красота в глазах, которые открывают дверь к её сердцу. Тому месту, где обитает любовь".

12. Инсценировка притчи "Девушка и ромашки"

Счастье бежало по полю... Так быстро, весело и безмятежно, что не заметило ямы и угодило в нее. Cидит на дне этой ямы и плачет. Люди узнали об этом и стали приходить к яме, чтобы посмотреть на это чудо. Cчастье исполняло их желания, и они уходили, счастливые и довольные. Однажды мимо этого места шел молодой человек. Он остановился у края ямы и долго наблюдал, как люди загадывают всё новые и новые желания, а потом подал руку и вызволил счастье из плена. "Что ты хочешь? Я исполню твое любое желание", - спросило Счастье. А молодой человек ничего не ответил, и пошел дальше своей дорогой. А Счастье побежало рядом...

13. Танец со свечами.

14. Ведущий 1:

Родная Русь!Как прежде ты чиста,

Хоть весь твой путь забрызган клеветою;

Ты по стопам распятого Христа

Идешь все той же светлою стезею!

Растила ты сынов, богатырей,

Вливала в них божественное пламя,

Клоня чело у правды алтарей,

Над миром зла - любви вздымала знамя...

15. Поэтическое слово "Мой лейтенант...." Д.Гранин

16. Фортепиано Бах «Прелюдия».

17.Поэтическое слово "Я попросил у Бога...."

Я попросил у Бога забрать мою гордыню …

Я попросил у Бога забрать мою гордыню, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что гордыню не забирают. От нее отказываются.

Я попросил Бога вылечить мою дочь, прикованную к постели, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что терпение - результат испытаний. Его не дают, его заслуживают.

Я попросил Бога подарить мне счастье, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что дает благословение, а буду ли я счастлив, зависит от меня.

Я попросил Бога беречь меня от боли, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что страдания отделяют человека от мирских забот и приближают к Нему.

Я попросил у Бога духовного роста, но Бог сказал мне "нет". Он сказал, что дух должен вырасти сам, а Он лишь будет подрезать меня, чтобы заставить плодоносить.

Я попросил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.

Я попросил мудрости, и Бог послал мне вопросы, над которыми нужно ломать голову.

Я попросил мужества, и Бог послал мне опасности.

Я попросил любви, и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи.

Я попросил благ, и Бог дал мне возможности.

Я не получил ничего из того, что просил.

Я получил все, что мне было нужно.

Бог внял моим молитвам.

18. Поэтическое слово Киплинг "Молитва перед битвой"

Пала на земли и воды

Ярости мрачная тень

Восстали на нас народы

Тёмен грядущий день.

Но, извлекая из ножен

Мечи, да страшатся враги

К Тебе притекаем, Боже!

Господи, помоги!

Воинств небесных Владыка

Суди не по нашим делам

Мы в неразумии диком

Творили неистово срам.

Но каемся и умоляем -

Рабов неразумных прости,

На милость Твою уповаем

Дай силы на смерть идти.

А тот, из среды нашей воин,

Что истиной не просвещён,

Тобою дарованной, молим:

Да будет и он прощён.

Веры его неправой

Господи, в грех не вмени

А если вернёмся со славой

Вину его нам помяни.

От поисков суетной чести

О, Сущий на небеси,

И от необузданной мести

И страсти иной упаси.

И нас укрепи, недостойных,

Дабы сражённый в борьбе

Без судорог безпокойных

Сумел отойти к Тебе.

Владычице Пресвятая

Да не оставиши нас

Ныне к тебе прибегаем

В страшный и смертный час

Прощается грешному много

Молитвой твоей преблагой

Когда возвращается к Богу

Душа из юдоли земной.

Подходит воинство вражье.

Близок последний бой.

Даруй нам победу, Блаже!

Отцы побеждали Тобой!

Сияньем знамений чудных

Не Ты ли мир просветил.

День наступает судный.

Услыши нас, Боже Сил.

19. Песня в исполнении учителей : дуэт" Молитва"Окуджава Б.

20.Исполнение притчи «Ангел»

Жил в старой деревне отшельник-горбун.
Его опасались, его не любили,
Шли слухи о нем, будто Он – злой колдун,
и люди его стороной обходили.

Бродил по деревне Он с ветхим мешком
в пальто многолетнем, изъеденном молью.
И если его провожали смешком,
Он тихо вздыхал, без обиды, но с болью.

А люди глумились, шепча за спиной:
рога у него, мол, под шапкою скрыты,
И оттого этот малый хромой,
что у него вместо пальцев копыта.

Однажды в деревню вселилась беда:
то всходы пшеницы погибнут под градом,
То летом в июле придут холода,
то волки порежут на пастбище стадо.

Настали тревожные, тяжкие дни,
придётся им туго зимой без зерна.
Не зная что делать, решили они:
"Горбун виноват! Смерть тебе, Сатана!

Пойдемте, пойдемте скорее к реке!
Он там, он в землянке живет как изгнанник!"
И двинулись скопом. И в каждой руке,
зажат был в дороге подобранный камень.

Он шел им навстречу, печален и тих,
Он всё уже знал, Он не глупый, Он понял.
И Он не свернул, Он не скрылся от них
и только лицо свое прятал в ладонях.

Ни разу не вскрикнув под градом камней,
Он только шептал: «Пусть простит вас Всевышний!
Камнями по телу, но сердцу больней.
На нас не похож, значит, - злой, значит, лишний…»

Закончилась казнь. Кто-то грубо сказал:
"Давайте посмотрим уродскую спину!
Ни разу не видел такого горба!"
Пальто все в крови он с убитого скинул.

В больном любопытстве томилась гурьба.
Вдруг молча, как статуи, люди застыли,
«Злой черт», «Сатана» прятал вместо горба,
под старым пальто белоснежные крылья…

И мимо землянки, глаза опустив,
проходят жестокие глупые люди.
Всевышний, быть может, им все же простит,
но Ангела больше уж рядом не будет...

21. Фортепиано :Бах Ф.Э.«Фантазия»

22. Ведущий 2: (заключительное слово из молитвенного опыта Матери Терезы Калькуттской)

Необходимо найти время на раздумья.

Необходимо найти время на молитву.

Необходимо найти время на улыбку - это источник силы.

Необходимо найти время на отдых.

Необходимо найти время, чтобы любить и быть любимым.

Необходимо найти время, чтобы отдавать другим, - это секрет непрекращающейся любви, это привилегия, которую дал Бог.

Это признание того, что день слишком короток, чтобы быть себялюбцем.

Необходимо найти время на чтение.

Необходимо найти время на дружбу.

Необходимо найти время на труд - это фонтан мудрости.

Это дорога к счастью. Это цена успеха.

Необходимо найти время на милосердие - это ключ от Неба.