«Людям свойственно ошибаться»: происхождение и значение афоризма

Все мы слышали довольно известное выражение: «Людям свойственно ошибаться». С ним сложно не согласиться, потому что на Земле не существует человека, который бы ни разу в жизни не совершил ошибки. Откуда пошло данное выражение, кто его автор? Истоки происхождения данного афоризма уходят в далёкое прошлое. Попробуем разобраться с историей возникновения этой фразы и её смыслом.

Происхождение афоризма

Установить конкретного автора данного изречения не представляется возможным. Это выражение активно использовалось, начиная еще с античных времен. Греческий поэт Феогнид, живший и творивший за 500 лет до н. э., высказывал мысль, являющуюся прообразом данного выражения. По его мнению, если злиться на каждую ошибку друзей, невозможно будет ни с кем сохранить тёплые дружеские отношения. А всё потому, что «ошибки между смертными неизбежны». Позже похожее выражение повторялось в различных вариантах. Греческий драматург Еврипид говорил так: «Всем людям свойственно ошибаться». А Демосфен утверждал, что не ошибаться способны только боги. Марк Анней Сенека - римский ритор - также произносил эту фразу, которая у него звучала так: «Человеку свойственно ошибаться». Именно такая формулировка стала наиболее распространённой.

Фраза «человеку свойственно ошибаться» по-латыни

Практически во всех странах мира принято использовать некоторые крылатые выражения на Латинские слова и фразы прочно вошли в обиход и в нашей стране. Некоторые выражения настолько прочно закрепились в нашей речи, что порой мы даже и не задумываемся о том, откуда они были заимствованы. К примеру, очень часто используются такие фразы: persona non grata (нежелательная личность), carpe diem (лови момент) и другие.

Как же будет звучать фраза «человеку свойственно ошибаться» на На латыни изречение произносится так: Зная, как звучит распространённое выражение на данном языке, вы можете выражаться более оригинально, демонстрируя окружающим свою эрудированность. Выражение «человеку свойственно ошибаться» по-латыни из ваших уст прозвучит более весомо, чем на родном языке.

Значение афоризма

Какое значение имеет выражение «человеку свойственно ошибаться»? Кто сказал, что люди безгрешны? Отнюдь, все мы рано или поздно совершаем в своей жизни те или иные ошибки, которые могут быть как мелкими и незначительными, так и подчас роковыми.

Учитывая этот факт, необходимо быть толерантным к чужим промахам. Изречение учит нас терпимости и снисходительности к чужим ошибкам, ведь мы тоже рано или поздно окажемся на месте оступившегося. Если мы не будем прощать чужие провинности, мы никогда не сможем выстроить близкие отношения ни с друзьями, ни с родственниками. И в конечном итоге сами от этого будем несчастны. Умение прощать - это великий дар.

Но не все, к сожалению, им обладают. Разорванные связи, разрушенные семьи, потерянная дружба - это всё результат неумения оправдать в своих глазах чужие человеческие слабости. Человеку свойственно, к сожалению, легко находить оправдание себе, и очень трудно - проступкам других.

В каких случаях звучит фраза «людям свойственно ошибаться»

Данный афоризм произносится в тех случаях, когда нужно объяснить причину какой-либо ошибки того или иного человека. Однако часто бывает так, что люди прикрываются данной фразой, списывая свое нежелание или неумение на то, что все мы не без греха. Конечно, каждый имеет право на промах, однако, если человек не стремится добросовестно выполнять свои обязанности - в работе или в любой другой области жизни, его эта фраза отнюдь не оправдывает. Нельзя всё списывать на свое несовершенство и плыть по течению, не прилагая никаких усилий для того, чтобы прогрессировать, развиваться и изменяться к лучшему.

Да, действительно, каждому человеку свойственно ошибаться, однако всегда необходимо стремиться к тому, чтобы этих ошибок в жизни было как можно меньше.

Схожие по смыслу поговорки

Кроме афоризма «людям свойственно ошибаться», есть еще множество схожих по смыслу поговорок. Например: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Или: «На всякий час ума не напасешься». Все они имеют примерно одинаковую суть.

Марк Цицерон дополнил фразу о свойстве человека совершать ошибки, и в его интерпретации она звучит так: «Человеку свойственно ошибаться, а глупцу - настаивать на своей ошибке». Этим он хотел сказать, что только умные люди способны признавать свои промахи и исправлять их по мере возможности. Глупцы же будут упорствовать и считать себя правыми, несмотря ни на что. Соответственно, не признавая своих ошибок, такие люди будут совершать их вновь и вновь.

Заключение

Каждому человеку свойственно ошибаться - и это факт. Не так страшно совершить ошибку, как не осознать её. Тот, кто работает над собой, а не считает чужие грехи, способен достичь многого в жизни. И напротив, люди, которые оправдывают свои неудачи тем, что у кого-то их больше, вряд ли будут удачливы и успешны. Вместе с тем нужно быть терпимее к недостаткам других. Если люди не совершают плохих поступков сознательно, а лишь по своей неосмотрительности - не стоит их судить слишком строго. Идеальных людей не существует - все мы можем рано или поздно оступиться. Главное, вовремя понять, в чем причина наших неудач, сделать правильные выводы и «произвести работу над ошибками». Только в таком случае наши ошибки сослужат нам хорошую службу - дадут бесценный опыт, который поможет достичь успеха в жизни.

Человеку свойственно ошибаться

С латинского: Errare humnnum est [эррарэ хумапум эст].

Слова римского ритора (оратора) Марка Аннея Сенеки Старшего (ок 55 до н. э. - ок. 37 н. э.). Не путать с более известным Сенекой - философом-стоиком Луцием Аннеем Сенекой Младшим, ок. 4 до н. э. - - 65 н. э.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Человеку свойственно ошибаться

Прообраз этого выражения встречается у греческого поэта Феогнида, жившего за 500 лед до н. э.; он высказал мысль, что невозможно сохранить ни с кум тесных дружеских отношений, если сердиться на всякую ошибку друзей, "так как ошибки неизбежны между смертными" . В дальнейшем эта мысль повторялась у греческого поэта Еврепида (480-406 г. до н.э.) в трагедии "Ипполит" – "всем людям свойственно ошибаться"; у Цицерона ("Филиппики", 12, 5) – "Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке". Римский ритор Марк Анней Сенека (ок. 55 г. до н.э. – ок. 37 г. до д.н.) говорит: "человеку свойственно ошибаться". Именно эта формулировка ("Errare humanum est" – "Человеку свойственно ошибаться") и получила широкое распространение.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Человеку свойственно ошибаться" в других словарях:

    Ошибаться человеческое дело. Ср. Человеку свойственно ошибаться. Тургенев. Рудин. 3. Рудин. Ср. Я человек и, как человек, могу ошибаться. Салтыков. Помпадуры. 6, 2. Ср. Es irrt der Mensch, so lang er strebt. Göthe. Faust. Prolog. Ср. Irren ist… …

    Человеку свойственно ошибаться - крыл. сл. Прообраз этого выражения встречается у греческого поэта Феогнида, жившего за 500 лед до н. э.; он высказал мысль, что невозможно сохранить ни с кум тесных дружеских отношений, если сердиться на всякую ошибку друзей, «так как ошибки… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Человѣку свойственно ошибаться. Ошибаться человѣческое дѣло. Ср. Человѣку свойственно ошибаться. Тургеневъ. Рудинъ. 3. Рудинъ. Ср. Я человѣкъ и, какъ человѣкъ, могу ошибаться. Салтыковъ. Помпадуры. 6, 2. Ср. Es irrt der Mensch, so lang er strebt … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    С латинского: Cujusvis hominis est errare, nullius, nisi insipientis, in errore perseverare (куюсвис хоминис эст эррарэ, нуллиюс, ниси инсипиен тис, ин эррорэ пэрсэвэрарэ). Буквально: Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме… … Словарь крылатых слов и выражений

    Ошибайся, да сознавайся. Ср. Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого. Гр. Л. Толстой. Война и мир. 2, 1, 4 (Дуэль). Ср. Мудрость состоит не в том, чтобы никогда не делать ошибок, а в том, чтобы… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    свойственно - см. свойственный; в функц. сказ. Человеку сво/йственно ошибаться … Словарь многих выражений

    В Викицитатнике есть страница по теме Латинские пословицы Во многих языках мира, в том числе в … Википедия

    Ошибки нередко входят в привычку. Есть люди, которые не совершают ошибок. Это те, за кого думают другие. Хенрик Ягодзиньский Давайте учиться на чужих ошибках репертуар своих слишком однообразен. Лешек Кумор Он учился на ошибках, но его обошли те …

    - (384 322 гг. до н.э.) ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель школы перипатетиков, из Стагиры (п ов Халкидика) Об избрании (на государственные посты) всегда хлопочут не столько порядочные, сколько случайные. Добродетель… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Во многих языках мира, в том числе в русском, используются различные фразы и выражения на латинском языке, описывающие разнообразные жизненные случаи. Как правило, значение в первую очередь имеет контекст, в котором фраза применяется, а её… … Википедия

Книги

  • От Дарвина до Эйнштейна: Величайшие ошибки гениальных ученых, которые изменили наше понимание жизни и вселенной
  • От Дарвина до Эйнштейна. Величайшие ошибки гениальных ученых, которые изменили наше понимание жизни и вселенной , Ливио М.. Эта книга - блестящее подтверждение вечной истины «не ошибается только тот, кто ничего не делает»! Человеку свойственно ошибаться, а великие умы совершают подлинно великие ошибки.…

Общаться в чатах, оставлять комменты… так просто в интернете. И быстро, если не надо регистрироваться.

Раз или два писала на эмоциях, и при этом от ярости перед глазами краснело и темнело. Иногда случайно нажимала ввод и текст отправлялся прежде, чем проверяла на ошибки. Себя я хорошо знаю: если текст большой, то мне приходится перечитывать его трижды, чтобы эти ошибки найти - я часто отвлекаюсь на содержание. А уж что касается особо глупых ошибок, то это всё из-за рассеянности.

Но вот, это всё-таки случилось. Да, я отправила текст с ошибкой или несколькими, отредактировать не могу и бью себя ушами по щекам. А что теперь делать? Правильно, зайду на какую-нибудь страничку и буду гневно осуждать ошибающихся. Я же с репетитором по русскому занималась! Он же меня до пятёрок дотянул! Я же… да плевать уже кто я, какая я и кто они, эти доставшие высокомерием поборники грамотности. Ничего, что раздражают все эти наши совершенные. Нет, пусть живут, ладно.

Но так ругаться на чужие ошибки… Это очередной способ возвыситься над другими? За счёт правописания?! Это было бы глупо. Но это было всегда, даже в библии есть про высматривающих соринки в чужих глазках. Хотя нет, это правда слишком глупо. Наверное, вся эта злоба от того, что у бедолаг отняли значительную часть детства. Бедняжкам очень хотелось играть в куклы/машинки/приставку/гаджеты, а родители учиться заставляли. И ругались потом ещё, изверги, что по русскому в тетрадке 4, а не 5. Так что ли? Нет, не думаю. Это слишком по Фрейду. Куда интереснее считать адской несправедливостью то, что они тратят время на проверку своих текстов на предмет недочётов, гуглят или быстренько шерстят справочник Розенталя, а основная масса наполняющих интернет своим мнением, судя по всему, этого не делает. Можно понять наших письменно идеальных, если они считают ошибки в тексте своеобразным признаком неуважения или невежливости. Наверное, эти люди не ругаются матом. Я тоже. Просто мне свойственно ошибаться. Представьте себе, грамотеи, всем живым существам свойственно ошибаться!

Истину открыла, тоже мне.

И я проверяю на ошибки свои тексты. Если очень «многа буков», то проверяю с вордом, справочником и образами светлых лиц учителей в памяти. Однако… случается. Я могу обнаружить, что забыла правило, которое читала для коррекции предыдущего текста. Мой семилетний сын может десять раз за пятнадцать минут подбежать со своими восторгами или выпросить литр чая вовсе не разово в графине, кстати, и я могу не обратить внимания на ошибку. Могу, бывает. Случаются и очепятки))

А вот мама пишет без ошибок в русском языке. При этом она не русская. Она говорит, что перечитала всё, что было в деревенской библиотеке ещё в детстве и уверена, что её грамотность именно от этого. Я тоже читала очень много. Книга была первым, за что я бралась проснувшись, и последним, что я видела перед сном, но на мне фишка не сработала. Что я делала и буду делать? Конечно же работать над собой. Но устану в какой-то момент. Потому что из-за своей особенной памяти я, взрослая женщина, открываю одни и те же правила каждый год, чтобы как будто бы заново с ними познакомиться. Представьте, как весело учить одно и то же. Нет, я ни чем таким не больна. Таблицу Менделеева и законы генетики я помню даже при условии, что в работе они мне не нужны, а по образованию и вовсе экономист. Но вот этот кошмар с родной речью… из памяти вымывается начисто сам по себе. Каждый раз. Да, так тоже бывает.

От лица всех нормальных живых людей готова извиниться за ошибки, мне не сложно. Но это как-то странно. Ведь есть люди, которым просто даётся всё, за что бы они не брались. И есть те, кому всё даётся с большим трудом. Есть уставшие, не высыпающиеся, болеющие, переработавшие. Мне и за них извиниться?

Короче, хватит уже обличать. В жизни нет и не будет ничего идеального! Всё изменчиво, даже сам благословенный русский язык со всем его шлейфом правил.

Слова древнеримского оратора Марка Сенеки (ок. 55 до н. э. - ок. 37 н. э.) - "Errare humanum est" (Человеку свойственно ошибаться, лат.).

Позже, древнеримский политик и оратор (106 - 43 до н.э.) дополнил эту фразу -

Примеры

Демин Александр Васильевич

"Принцип определенности налогообложения: монография" М.: Статут, 2015: "В конце концов errare humanum est - человеку свойственно ошибаться . Налоговое правообразование как продукт сознательно-волевой деятельности людей не свободно от человеческих ошибок, заблуждений, эмоций, лоббирования, волюнтаризма и т.п."

(1925 - 1991), (1933 - 2012)

"Трудно быть Богом" (1963 г.), гл. 7: "Люди склонны совершать ошибки . Может быть, я ошибаюсь и стремлюсь не к той цели, ради которой стоило бы работать так усердно и бескорыстно, как работаю я."

(1564 - 1616)

"Отелло", перевод Б.Л. Пастернак (1945) - слова Яго

"Люди — только люди.
Их свойство ошибаться."

(1883 - 1923)

"Похождения бравого солдата Швейка" (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 - 1971)), ч. 1, гл. 3: "- Я думаю,- сказал Швейк,- что на все надо смотреть беспристрастно. Каждый может ошибиться, а если о чем-нибудь очень долго размышлять, уж наверняка ошибешься. Врачи – тоже ведь люди, а людям свойственно ошибаться . Как-то в Нуслях, как раз у моста через Ботич, когда я ночью возвращался от "Банзета", ко мне подошел один господин и хвать арапником по голове; я, понятно, свалился наземь, а он осветил меня и говорит: "Ошибка, это не он!" Да так эта ошибка его разозлила, что он взял и огрел меня еще раз по спине. Так уж человеку на роду написано - ошибаться до самой смерти. Вот однажды был такой случай: один человек нашел ночью полузамерзшего бешеного пса, взял его с собою домой и сунул к жене в постель. Пес отогрелся, пришел в себя и перекусал всю семью, а самого маленького в колыбели разорвал и сожрал. Или приведу еще пример, как ошибся один токарь из нашего дома. Отпер ключом подольский костел, думая, что домой пришел, разулся в ризнице, так как полагал, что он у себя в кухне, лег на престол, поскольку решил, что он дома в постели, накрылся покровами со священными надписями, а под голову положил евангелие и еще другие священные книги, чтобы было повыше. Утром нашел его там церковный сторож, а наш токарь, когда опомнился, добродушно заявил ему, что с ним произошла ошибка. "Хорошая ошибка! - говорит церковный сторож.-- Из-за такой ошибки нам придется снова освящать костел". Потом предстал этот токарь перед судебными врачами, и те ему доказали, что он был в полном сознании и трезвый,-- дескать, если бы он был пьян, то не попал бы ключом в замочную скважину. Потом этот токарь умер в Панкраце... Приведу вам еще один пример, как полицейская собака, овчарка знаменитого ротмистра Роттера, ошиблась в Кладно. Ротмистр Роттер дрессировал собак и тренировал их на бродягах до тех пор, пока все бродяги не стали обходить Кладненский район стороной. Тогда Роттер приказал, чтобы жандармы, хоть тресни, привели какого-нибудь подозрительного человека. Вот привели к нему однажды довольно прилично одетого человека, которого нашли в Ланских лесах. Он сидел там на пне. Роттер тотчас приказал отрезать кусок полы от его пиджака и дал этот кусок понюхать своим ищейкам. Потом того человека отвели на кирпичный завод за городом и пустили по его следам этих самых дрессированных собак, которые его нашли и привели назад. Затем этому человеку велели залезть по лестнице на чердак, прыгнуть через каменный забор, броситься в пруд, а собак спустили за ним. Под конец выяснилось, что человек этот был депутат-радикал, который поехал погулять в Ланские леса, когда ему опротивело сидеть в парламенте. Вот поэтому-то я и говорю, что всем людям свойственно ошибаться, будь то ученый или дурак необразованный. И министры ошибаются."

(1860 - 1904)

" " (1884 г.): "Может быть. Humanum est errare (Человеку свойственно ошибаться (лат.)) - и следователи несовершенны: судебные ошибки часты под луной. Вы находите, что мы ошиблись?"

Письмо И. Я. ПАВЛОВСКОМУ 28 апреля (10 мая) 1898 г. Париж - "Прилагаю рукопись. Сам Bernard Lazare, как оказывается, не воспользовался нашим разговором и передал материал другому липу, это же лицо написало нечто такое, с чем я не могу связать своего имени. Вначале еще ничего, но середина и конец совсем не то. Мы не говорили ни о Мелине, ни об антисемитизме, не говорили о том, что человеку свойственно ошибаться (стр. 4-я); и план и цели нашей беседы были совсем иные."

(1801 - 1872)

Рассказы В. И. Даля о временах Павла I (1870 г.) - рассказанная Далем история не упоминает выражение, но хорошо иллюстрирует его смысл:

"Отец мой служил в Гатчине при вел. кн. Павле Петровиче, оставил место это по неприятностям, о коих никогда не говорил мне, но о личности вел, князя, между прочим, рассказал мне следующий случай. В Гатчине стоял один из конных полков, и вел. кн. ежедневно бывал на разводе и ученьях. Майор Фрейганг, по какому-то недоразумению, опоздал к разводу. Вел. кн. встретил его так, что тот, просидев несколько минут перед ним молча, с опущенным палашем, на седле, вдруг свалился, как сноп, наземь. Вел. кн. требовал от врача, отца моего, ежедневно по два раза, устного донесения о положении пораженного ударом, и призвал тотчас к себе оправившегося больного. Встретив его, подав ему ласково руку и посадив его, вел. кн. спросил по-немецки.

"Управление персоналом", 2013, N 1

Умение ставить четкие практические цели и задачи - это одна из основных базовых компетенций эффективного топ-менеджера, но, как показывает практика, этап постановки целей вызывает сложность у многих руководителей.

И прежде чем говорить об ошибках, хотелось бы еще раз уделить внимание одному из самых распространенных, простых и действенных способов постановки целей - использованию системы S.M.A.R.T. В соответствии с данной системой цели должны быть:

S (Specific) - конкретные

M (Measurable) - измеримые

A (Achivable) - достижимые

R (Result-oriented) - ориентированные на результат

T (Timed) - ограниченные по времени.

Конкретные цели (S) - цель должна быть четко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.

Измеримые цели (M) - если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то невозможно определить, достигнут ли результат.

Достижимые цели (A) - цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Не нужно ставить таких целей, которые, наоборот, приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Достаточно ставить сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь в виду, что они должны быть достижимыми.

Ориентированные на результат цели (R) - цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый результат, то данный час можно провести, попивая кофе или просто болтая.

Ограниченные по времени (T) - любая цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.

Еще римский оратор Марк Анней Сенека (ок. 55 г. до н. э. - ок. 37 г. до н. э.) говорил: "Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке". Как это ни странно, но руководители совершают в основном одни и те же ошибки, что переходит в определенный момент в чрезмерную зависимость от системы. Чтобы избежать такой систематической зависимости, выделим основные ошибки руководителей при постановке целей и задач.

Эффективное выполнение начинается с постановки четких целей. Давно замечено, что при передаче информации смысл ее часто искажается, поскольку один и тот же набор сведений воспринимается разными людьми по-разному.

Корень непонимания (когда, казалось бы, совершенно очевидное не выполняется или игнорируется) между руководителем и подчиненными кроется именно в неспособности людей одинаково оценивать одну и ту же ситуацию. Это приводит к существенному искажению конечного результата по сравнению с желаемым. Стоит также обратить внимание, что корректно поставленная цель должна отражать движение к желаемому результату, а не стремление убежать от проблемы. Например , если поставленная цель имеет формулировку "уменьшить численность рекламаций", то здесь возникает большое количество запретов, что зачастую сковывает инициативу сотрудников. В итоге они боятся действовать, чтобы не навлечь на себя гнев руководителя. Поэтому желательно перефразировать цель следующим образом: "улучшить качество выпускаемой продукции". В данной интерпретации цель более понятна, доступна подчиненным и подразумевает активные действия.

Одной из основных компетенций руководителя является способность делегировать полномочия. Однако некоторые руководители вместо того, чтобы поставить задачу перед подчиненным, выполняют ее сами, обосновывая это тем, что слишком долго объяснять, все равно ошибутся, это слишком ответственно и сложно и т.п. Подобные топ-менеджеры либо не умеют, либо не хотят делегировать полномочия своим подчиненным, что приводит к тому, что руководитель буквально тонет в рутинной работе, становится "слепым" и не имеет возможности посмотреть на себя и подчиненных со стороны, правильно организовать рабочий процесс. Проект, который на первый взгляд кажется подавляющим, вполне управляем, если распределяется между различными сотрудниками. Кроме того, при распределении работы создается возможность для развития лидерских навыков.

Выбор исполнителей. Задачи не должны ставиться перед сотрудниками, которые ввиду низкой квалификации, недостаточного опыта либо большой загрузки на данный момент другой работой не могут выполнить это задание.

Каждый должен отвечать за свою работу. Прежде всего, необходимо навести элементарный порядок, разграничить функции, определить полномочия и сферу ответственности сотрудников. Если два и более исполнителя будут вместе делать одно и то же - ждите провала, понадеются друг на друга и не сделают.

При выборе исполнителей также необходимо уделять внимание взаимоотношениям между сотрудниками и руководителями, они могут быть слишком субъективными и мешать выбору. Из-за каких-то предубеждений выбор может пасть "не на того". Предубеждения могут оказать положительное или отрицательное влияние. Или какой-то из сотрудников может быть "святым". Здесь же имеют место контрасты, сравнения сотрудников или их достижений, стереотипы, сложившиеся по отношению к сотрудникам или, наоборот, первое впечатление о сотруднике. Как правило, первое впечатление складывается при подборе персонала. Руководитель должен обладать способностью отсеивать "ненужные" кадры при собеседовании. Каждый сотрудник должен соответствовать занимаемой должности. Французская пословица гласит: "Если кто глуп, то это надолго". Профессионалы должны работать у нас, а все остальные пусть идут к конкурентам!

Сроки имеют большое значение в постановке задачи , сотрудник должен четко понимать, к какому времени задача должна быть выполнена. Сроки должны быть достаточными для выполнения задачи, но не более того, так как у сотрудника может сложиться мнение, что время еще есть и он может приступить к ее выполнению позже.

Отсутствие контроля и обратной связи между руководителем и подчиненными. Дело подобно автомобилю: само по себе оно будет двигаться только под гору. (Заповедь американских менеджеров.)

Отсутствие контроля, несомненно, приведет к отрицательному результату, поскольку даже те сотрудники, которые никогда не ошибались, могут допустить ошибку в связи с чрезмерной самоуверенностью. Что касается обратной связи, то подчиненному нужно дать возможность сообщить руководителю о тех или иных проблемах, возникающих на этапах выполнения задачи. Как показывает практика, подчиненные редко сообщают заранее о возможной проблеме, а ставят перед фактом, когда ничего уже исправить нельзя. Причины могут быть разные: недостаточная ответственность, недальновидность либо просто страх перед руководителем. Довольно часто руководитель настолько вселяет страх в подчиненных, что их бросает в дрожь только при мысли, что руководитель на них косо посмотрит, а уж про то, что будет их ругать и наказывать, и говорить нечего... Поэтому стоит давать подчиненным возможность сообщать о возникающих проблемах.

Если замечено, что сотрудник при выполнении работы отклоняется от намеченного пути, руководитель должен вмешаться и сделать замечание, соблюдая при этом следующие правила:

  • реагировать на ошибку подчиненного сразу же, как только она замечена;
  • делать замечание наедине;
  • за одну ошибку критиковать только один раз;
  • давать возможность сотруднику в ходе беседы объясниться;
  • делать замечание или выговор, только проверив факты.

Ошибки возникают, когда работник только приобретает опыт руководства. Когда вы рядовой сотрудник, у вас есть работа, за которую в конечном итоге отвечаете только вы. Когда становитесь менеджером, все меняется. Теперь вы несете ответственность за результаты группы людей, а не только за себя.

Должность топ-менеджера требует разработки целого ряда новых бизнес-навыков - навыков общения, управления. Некоторые из наиболее талантливых сотрудников, с технической точки зрения, стали худшими менеджерами, потому что они не в состоянии были сделать переход от рабочего до руководителя.

И наоборот, большинство руководителей со стажем привыкли к успеху, и первоначально они узнали достаточно, чтобы далее приобретать навыки. Успешные менеджеры должны уметь найти лучшие способы выполнения задач и достижения своих целей. Бизнес-среда имеет свойство меняться, если менеджер не реагирует, не адаптируется к переменам и не использует изменения в своих интересах, то есть не учится, в результате страдает бизнес-процесс.

Один из известных римских историков, Тит Ливии, говорил: "Исход крупных дел часто зависит от мелочей". Поэтому при постановке целей и задач необходимо учитывать уровень руководителя и исполнителя. От этого зависит, насколько стоит конкретизировать задачи на подзадачи. Если перед нами недавно принятый сотрудник без опыта работы, конечно, до него в отличие от квалифицированного сотрудника придется более подробно довести алгоритм действий, чтобы он в начале своей трудовой деятельности не наломал дров. Но если речь идет об опытном исполнителе, то излишняя детализация постановки целей не нужна, так как мы рискуем впоследствии получить не думающий и безынициативный персонал. Самый лучший способ создать условия - когда сотрудники сами находят решения, вовлекаясь в процесс. Менеджеру, заинтересованному в повышении эффективности работы своих подчиненных, стоит обратить на это внимание. Главное здесь - установить обратную связь и контролировать процесс . Контролировать подчиненных необходимо, но не все подчиненные понимают это правильно. Многие сотрудники видят контроль как сомнение руководителя в их профессионализме. Как быть в такой ситуации? Если при постановке задачи руководитель сразу устанавливает сроки контрольных точек и формат отчета, например с 9.00 до 9.20, каждый рабочий день сотрудник в кабинете руководителя докладывает о проделанной работе, то в данном случае сотрудник воспримет это гораздо спокойнее, чем регулярное выдергивание из рабочего процесса или просто неоднократные расспросы при встрече в коридоре между кабинетами, по нескольку раз в день. В такой ситуации даже самый выдержанный сотрудник начнет нервничать, что непременно скажется на его работе и, скорее всего, далеко не в лучшую сторону.

Достижение целей и задач компании неразрывно связано с взаимодействием сотрудников, которые зачастую находятся в разных подразделениях и, вполне вероятно, что и в подчинении разных структурных топ-менеджеров. В результате мы, например, получаем такую ситуацию.

Генеральный менеджер (директор) ставит ту или иную задачу перед топ-менеджерами по направлениям (заместителями), разделив ее на подзадачи, исходя из направленности (производство, финансы и т.п.), менеджеры по направлениям, соответственно, ставят подзадачи своим подчиненным и т.п. Такие взаимодействия приводят к необходимости общения сотрудников и подразделений. Современные организации слишком зависят от широкого распространения информации по всей организации. Неспособность установить контакт сотрудников разных подразделений также влияет на конечный результат поставленной задачи или цели. Во многих организациях большинство сотрудников не имеет ни малейшего понятия о том, что происходит. Подразделения существуют изолированно друг от друга. Некоторые руководители уклоняются от социальных ситуаций и, естественно, избегают общения со своими работниками, особенно когда сообщение является в некотором роде отрицательным. Другие просто не прилагают усилий для передачи информации на постоянной основе, позволяя себе выборочно "забыть" сообщить что-либо своим сотрудникам. Так вот наиболее "знающие" являются самыми ценными сотрудниками в организации.

Стивен Джобс увольнял тех, кто сомневался в том, что задача реальна. Возможно, метод Джобса довольно бездушен, но все же достоин внимания, поскольку Джобсу все же удалось собрать под крышей Apple команду талантливых дизайнеров и менеджеров. И в итоге у нас есть компьютер, мышка, iPhone и прочее. Как только сотрудник начинает говорить, что задача нереальна, или пытается найти способ не выполнять ее, необходимо вовремя понять, что он сдался. Продолжать работать с людьми, которые не верят в то, что делают, также будет мешать выполнению поставленных глобальных задач.

В постановке целей мотивация персонала - это всегда кропотливая, ориентированная на сотрудника работа. Ответственность сотрудника неразрывно связана с его мотивацией к выполняемой работе. Ответственность редко появляется, если сотруднику не интересны задания руководителя. Навыки руководителя вызывать желание у сотрудника выполнять поручения или, другими словами, мотивировать ответственность, - это то, чем должен обладать каждый руководитель. И только если руководитель способен добиться нужной мотивации, можно говорить об его умении сформировать ответственность сотрудника. Вредно, когда хвалят слишком часто, это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, это снижает побуждение к делу.

В мире существует достаточное количество компаний, которые не наказывают своих сотрудников, а только мотивируют, но данная система становится весьма сомнительной, если работа сотрудника привязана к конкретному плану, где за невыполнение плана должно следовать то или иное взыскание. Или наоборот, в компании только наказывают, а не поощряют. Каждый сотрудник в таком случае будет стремиться выполнить свои обязанности на 100%, а не на 110% или 115%. Зачем? Это же все равно никто не оценит. В любом случае наказание должно быть адекватным и справедливым. При трудоустройстве любой человек берет на себя обязанность надлежащим образом исполнять свои функции, соблюдать график работы, следовать корпоративной культуре и т.д. Лучше всего сразу оповещать работника о системе штрафов за те или иные провинности, чтобы наказание не стало для него неожиданностью. Следует также помнить, что необдуманными штрафами или резкими замечаниями можно напрочь отбить желание работать качественно и честно зарабатывать деньги. Отрицательная обстановка в коллективе, где каждый боится гнева начальника, способствует возникновению ошибок, за которыми следует новое наказание.

Поэтому правильнее будет выстроить систему мотивации сотрудников, где каждый работник будет знать, за что ему дадут премию, а за что накажут. Повысить эффективность работы коллектива работодатель может с помощью наград, благодарностей и поощрений. Человек должен держаться за должность и бояться потерять свое место работы. Боязнь в один момент лишиться всего этого будет действеннее любого штрафа. За все время, наверное, никто еще не придумал ничего более эффективного, чем метод кнута и пряника.

Есть еще очень важный момент в рабочем процессе, о котором многие и не задумываются, но он имеет огромное значение. Независимо от тяжести ответственности, которую топ-менеджеры несут на своих плечах, они должны сохранять чувство юмора и способность создать творческую, рабочую обстановку. Работа для сотрудников любого уровня должна быть источником удовольствия, радости и оптимизма.

Мы всегда говорим, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих, но тем не менее из своих ошибок мы чаще делаем правильные выводы и лучше их запоминаем. Безусловно, большинство из того, о чем было сказано выше, проверено на личном опыте. Нет людей, которые родились великими специалистами и руководителями, они стали такими путем длительного труда, проб и ошибок. Все приходит со временем, и все время приходится учиться. Развитие компании и выход на другой уровень начинаются с управления персоналом, потому что любые изменения создают люди.

Однажды Томас Алва Эдисон сказал: "Я не терпел поражений. Я просто нашел 1000 способов, которые не работают".

Д.Семикашев

Начальник службы

управления персоналом

Беседовала