Новицкая. Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Есть разные части речи. Союз относится к служебным. Это не главный морфологически важный объект, но он занимает своё место в предложениях текста. Он хочет, чтобы каждое слово в связке представляло единый синтаксическое целое. Для каждой части речи существует своё определение.

Сою́з именуется служебной частью и призван связывать одиночные части в одно предложение, он не может изменяться и никаким членом не является. Существует разделение союзов по многим признакам.

Что обозначают союзы

Союзы бывают сочинительными и подчинительными. А первые, в свою очередь, подразделяются на:

  • соединительные,
  • разделительные,
  • противительные.

Соединяются равноправные части с помощью:

и; да (в значении «и»), не только.., но, тоже, ни.., ни.

С помощью которых происходит взаимоисключение, называются разделительными. Их примерами являются следующие союзы: или…или, не то не то, или, либо.

Союзы, противопоставляющие, считаются противительными. Это союзы а, да (в значении «но»), все же, но.

Стоят особняком

Есть ещё несколько групп сочинительных союзов. Они не изучаются в школьной программе по русскому языку. Градационные выражают сопоставление - не то чтобы…а, если не… то и; есть присоединительные (причем, также, и, да и).

А при пояснительных союзах требуется что-то пояснить или, дополнить (то есть, как то).

Подчинение в союзах

Такие союзы делятся по значению придаточных предложений (изъяснительные, обстоятельственные, определительные). Подчинительные союзы соединяют главные и придаточные предложения. Это и называется подчинением. Виды таких союзов:

  • изъяснительные (чтобы, как),
  • условные (если, коли, если…то),
  • обозначающие время (едва, лишь),
  • указывающие на причину (потому что, ибо),
  • сравнение (как бы, будто, словно),
  • уступки (пускай, хоть),
  • цель (дабы, чтобы),
  • следствие (так что).

Бывают союзы, совмещающие в себе несколько видов . Например, союз «чтобы» - это целевой и изъяснительный.

По происхождению

Различают два вида: производные, образованные от других частей речи (потому что, пускай, зато) и непроизводные, не имеющие связи с другими частями речи - (однако, и, что, а).

Состав имеет значение

Состоящие из одного слова, то есть, простые (словно, ибо) и из нескольких слов - сложные (в то время как, после того как, потому что).

По употреблению

Таких три группы:

  • Одиночные (а, что);
  • Повторяющиеся (и…, и; как…, как);
  • Парные - из двух слов (как…, так, если…, то).

Примеры заданий.
4. Прочитайте список слов. Зелёным карандашом подчеркните слова, значения которых вам понятны. Выпишите непонятные слова. При помощи подходящих толковых словарей объясните их для себя.
Артель, братство, группа, землячество, коалиция, кружок, лига, мир, партия, плеяда, совет, собрание, союз, товарищество, компания, федерация, команда, школа.
Устно объясните, что в значениях этих слов является общим. Чем они различаются?

ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ .
1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.
Децёмбер
Януариус
Фебруариус
Узнай у старших и запиши в третий столбец названия зимних месяцев в языках народов твоего края.
2. Запиши названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:
а) с явлениями неживой природы
б) с явлениями живой природы

Скачать и читать Окружающий мир, рабочая тетрадь, 2 класс, часть 2, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2015

Примеры заданий.
2. Рассмотри карту в учебнике на с. 4-5. Найди на ней название той части Российской Федерации, где ты живёшь. Дополни этим названием предложение:
Я живу в ___________________________________.
3. Представь союз разных частей России в образе волшебного цветка. На одном из его лепестков красиво напиши название своей части Российской Федерации. Длинное название можно обозначить сокращённо первыми буквами слов. Например: Ямало-Ненецкий автономный округ - ЯНАО.

Скачать и читать Окружающий мир, рабочая тетрадь, 2 класс, часть 1, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2015



Скачать и читать Окружающий мир, 2 класс, Часть 2, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.., 2012

Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС.
В пособии представлены научно-методические основы курса (Окружающий мир) авторов Плешакова А.А, Новицкой М.Ю. и их реализация в УМК для 2 класса, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса во 2 классе, методические разработки всех уроков.

Скачать и читать Окружающий мир, 2 класс, Методическое пособие с поурочными разработками, Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Саркисян Ю.В., 2013

Учебник доработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
В учебнике наряду с сезонными изменениями в природе рассматриваются труд и праздники людей в разное время года, вопросы охраны здоровья, тесно связанные с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также проблемы охраны природы. Кроме знаковой системы навигации, в методический аппарат учебника вводятся рубрики «Вспомним», «Обсудим», «Подумаем», «Узнаем подробнее», «Проверим себя». Рубрики «Мы узнаем», «Мы научимся» перед каждым разделом ориентируют ребёнка в содержании и планируемых результатах его учебной деятельности.

Скачать и читать Окружающий мир, 2 класс, Часть 2, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2012

Окружающий мир, 4 класс, Часть 2, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2013

Окружающий мир, 4 класс, Часть 2, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2013.

Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В учебнике на основе материала естественно-научных и историко-обществоведческих знаний раскрыта ценность социально-нравственных взаимоотношений людей в обществе, представлен широкий круг фактов, которые помогут учащимся практически освоить смысл понятий "гражданин", "соотечественник", "гражданское общество", "российский народ". Разнообразные природоведческие и историко-культурные сведения объединены в учебнике идеей сохранения и развития природного и культурного достояния России,
Методический аппарат, сохраняя сложившуюся в учебниках 1-3 классов структуру, включает новую рубрику "Календарь памятных дат". В рубрике "За страницами учебника" расширяется диапазон направлений, предлагаемых для проектной деятельности.

Р.П. Рогожникова Градационные союзы в русском языке

Ленинград

Градационные союзы в русском языке стали выделяться исследователями совсем недавно. Впервые на них обратили внимание Ф.И.Серебряная и В.А.Белошапкова. Вначале были отмечены союзы не только…, но и; да и.. Позднее к этой группе были отнесены и другие союзы:не столько…, сколько…; не то чтобы…, но…; если не…, то….

Подробное описание предложений с градационным союзом да и, а также с некоторыми другими, главным образом с союзомне только…, но и…, осуществлено Ф.И.Серебряной. Она дает определение градационных отношений, отмечая, что градационные отношения характеризуются преобладанием одного элемента сравнительно с другим, различным весом членов градационного ряда.

Группа градационных союзов не ограничивается перечисленными выше союзами. Их значительно больше. По-видимому, они еще все выявлены, однако еще не все выявлены, однако уже теперь можно назвать следующие:

не только…, но и…; не только…, но, а…; не только что…, но и…; не только что…, но, а…; не токмо…, но и…; не токмо что, но, и…; да и; а то и; а не то и; не то что, …,а, но…; не то чтобы…, а, но…; не так чтобы…, а…; не столько…, сколько… (не столь…, сколько…; не столь…, сколь…); не так…, как…; мало того, что; кроме того, что; помимо того, что; если не…, то…; если не…, ежели не…, то…; коли не…, так…

Из этого перечня можно видеть, что градационные союзы различны по своему лексико-морфологическому составу: среди них есть сложные союзы: да и; а то и; а не то и; не то что; не только; не только что; если не; кроме того, что; помимо того, что; мало того, что – и сложные расчлененные союзы, компоненты которых находятся в разных частях предложения:не только…, но и…;не только…, но…; не так…, как…; не столько…, сколько…; если не…, то и др.

Расчлененные союзы характеризуются множеством вариантов, поэтому существенным является вопрос об их границах, о том, какие компоненты входят в союз, а какие не являются его компонентами.

У расчлененных градационных союзов варьируется как первая, так и вторая часть. Союзы, различающиеся по лексическому и лексико-фразеологическому составу первой части, представляют собой различные лексико-синтаксические образования и, таким образом, являются разными союзами, разными лексико-синтаксическими единицами. Ср.: не только…, но и…; не только что…, но и…; не то чтобы…, а, но…; не то что…, а, но. Нужно отметить, что многие из них очень близки или даже идентичны по значению и различаются обычно лишь стилистически. Ср:не только…, но и…; не токмо…, но и…(просторечн.); не то чтобы…, а, но…; не так чтобы…, а, но…(разг.).

Вторая часть некоторых градационных союзов также варьируется. Так, у союза не только…, но и… она или выступает в виде:но и, а и; но, или вообще отсутствует. Во всех случаях союзы различаются по своим семантическим оттенкам. С помощью союзане только…, но и сопоставляются какие-либо действия, явления, качества, причем второе из них является наиболее существенным. Именно с помощью компонентаи во второй части союза создается значение сопоставления. Первый однородный член как бы сам собой разумеется. Например:В избе было душно и смрадно; целая толпа народа – не только домашние, но и соседи – скучилась у подножия печки, на которой лежал больной (Салтыков-Щедрин. Пешехонская старина). Детям рудниковых рабочих приходится слишком рано содержать не только самих себя и свои семьи, но и семью отца (Мамин-Сибиряк. Горное гнездо).

Союз не только…, но (а) присоединяет такие однородные члены предложения, из которых второй однородный член или предложение противопоставляются первому. Значение противопоставления возникает при отсутствиии во второй части союза. Противопоставление второй части градационного ряда подчеркивается словаминапротив, наоборот . Особенно четко противопоставленность частей обнаруживается в таких предложениях, в которых первая часть градационного ряда является отрицательной. Например:Володя был единственным человеком, который не только не выказывал знаков уважения инспектору лесоэкспортной конторы, но, наоборот, мрачно покрикивал на него (Атаров. Начальник малых рек).

Вряд ли можно говорить о тенденции к вытеснению образований без и во второй части союза в современном языке, поскольку в том и другом случае имеются известные семантические различия.

Отсутствие второй части союза создает резкое противопоставление членов предложения или предложений в пределах градационного ряда, причем вторая часть становится по существу, центром внимания. Например: Я видел у других Отчизну, дом друзей, родных. А у себя не находил Не только милых душ – могил! (Лермонтов. Мцыри). В этом возрасте не только год – месяц может многое изменить («Комсомольская правда», 19 марта 1966 г.).

Ср также союзы не то что…, не то чтобы … без второй части:Просыпался, тужился, припоминая, но позади была чернота – гладко, как стесано, и черно, не то что сна – лица ни одного не видел (М. Шолохов. Тихий Дон). Марлену Топнияну, своему ученику, сказал как-то с истинным сокрушением: «Я думал, вы серьезный человек, а вы на гармошке играете». (Марлен играл на аккордеоне.) И не то чтобы он ругал парня, - он его жалел (А. Аграновский. Призвание).

Все эти семантические оттенки близких по лексико-морфологическому составу образований свидетельствуют о том, что последние являются различными лексико-синтаксическими единицами.

Включение в предложение частиц, с помощью которых не создается новое, а лишь усиливается основное значение, не приводит к тому, что такие частицы становятся составной частью союза. Так, к союзу не только…, но… могут примыкать частицыдаже, также, еще , во второй части предложения.

Однако с их помощью не создается нового значения. Эти частицы не являются обязательными компонентами в предложениях. Вряд ли можно говорить об особых союзах не только…, но даже…; не только…, но также….

Некоторые расчлененные союзы не однозначны. Например, союзы не то что…, а, но…; не то чтобы…, а, но… могут соединять однородные члены предложения и предложения с различными значениями.

    Союзы не то что…, а, но…; не то чтобы…, а, но… соединяют однородные члены или предложения, из которых первый выражает неуверенность в том, что данное явление названо точно, второй же однородный член уточняет его, а иногда лишь приблизительно называет какое-то явление. Поэтому второй однородный член или второе предложение обычно сопровождаются такими частицами, какпросто, прямо и др. под. Градация здесь заключается в том, что одно и то же понятие называется по-разному, и обычно второй однородный член или второе предложение представляет это понятие более значимым словом. Сочетанияне то что…, а, но…; не то чтобы…, а, но… ; выполняют не только функции связывания частей предложения или предложений, но вносят в предложение оттенки, не свойственные союзам. Эти сочетания в данном случае правильнее было бы назвать сложными союзными частицами. Например:Пахом степаныч не то что громко говорил, а прямо кричал (Гарин-Мизайловский. Карандашом с натуры). И не то что бабушка баловала ее, а просто в голову не приходило в чем-либо отказать, так мило умела выпросить внучка все, что хотела (А.Толстой. Четыре века). Выражение не то чтобы жалости, а сумрачной озабоченности появилось на лице генерала, и он вдруг заторопился (А Фадеев. Молодая гвардия).

    Кроме того, союз не то что…, а, но… выражает градационно-сопоставительные отношения. Происходит как бы сопоставление однородных членов, и однородный член, присоединяемый второй частью союза, представляется более существенным, более значимым, чем первый однородный член. В этом случае при втором однородном члене нередко употребляется усилительная частицадаже или местоимениесам, самый . Например:Я тем не порочу своих дочерей, но я бы не то что любую, А всех их сейчас променял бы ей-ей, на первую девку рябую (А.К.Толстой. Садко). – Раньше, - рассказывал Шликин, - воробьи собирались стаями по две-три тысячи штук. Бывало как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались (К.Паустовский. Расстрелянный воробей).

Другую группу градационных союзов составляют сложные нерасчлененные градационные союзы. К ним относятся: да и, а то и, а не то и, если нет, не только, не то что, не то чтобы.

Некоторые из них соотносятся с расчлененными союзами. И те и другие включают в свой состав одни и те же компоненты, но в расчлененных союзах присутствует еще и вторая часть, ср.: если не…, то… - если не; не только…, но и…- не только; не то что…, а, но… - не то что; не то чтобы…, а, но… - не то чтобы.

И расчлененные и сложные союзы представляют собой самостоятельные отдельные союзы, различающиеся и по своему лексико-морфологическому составу, и по присущим им семантическим оттенкам, и по местоположению в предложении. Общим для всех сложных союзов, соотносящихся с расчлененными, является их присоединительный характер. Расчлененные союзы его лишены.

Расчлененный союз если не…, то… соединяет однородные члены предложения; из них второй член является более реальным, хотя и менее значительным по сравнению с первым однородным членом, который допускается. Например:Творилось несуразное, губительная путаница коверкала планы, и наступление грозило окончиться если не разгромом наступающих, то, во всяком случае, неудачей (М.Шолохов, Тихий Дон).

Соотношение однородных членов, соединяемых союзом если не, иное. Союзесли не присоединяет второй однородный член, являющийся, с одной стороны, более значительным по содержанию в сравнении с первым однородным членом, а с другой стороны, как бы оговоркой, допускающей более широкое, более значительное представление о чем-нибудь. Например:Кузнец Архип, по всеобщему показанию, был жив и, вероятно, главный, если не единственный виновник пожара (Пушкин. Дубровский).

Сложные союзы не только, не то что, не то чтобы могут присоединять второй однородный член к первому как непосредственно, так и с помощью союзаа, усиливающего противопоставление. Например:- Так, может, не скоро ваши будут? – Как не скоро? Наши скоро в Курске будут, а не только у вас (А.Гайдар. В дни поражений и побед). – Так вы полагаете, что хлебопашеством всего выгоднее заниматься? – спросил Чичиков. – Законнее, а не то что выгоднее (Гоголь. Мертвые души).

В сочетании с некоторыми словами союз если не может фразеологизироваться. Такими словами являютсябольше, меньше, лучше. Это совершенно не свойственно расчлененному союзуесли не…, то… Фразеологизации способствует отсутствие других слов в части, присоединяемой союзомесли не, и позиция однородного члена с этим союзом.

Сочетания если не больше, если не меньше, если не лучше употребляются с определенными однородными членами:

    Первый однородный член представляет собой антонимичное слово с отрицанием не: Таня куда красивее, но Женя, наверное, нравится ребятам не меньше, если не больше – своей живостью, счастливым характером (Ажаев. Далеко от Москвы).

    Первый однородный член представляет собой сочетание количественного числительного и существительного или существительное со значением количества: Можно сказать, что половину, если не больше, длинного и трудного пути из первобытного состояния в современное люди проделали на коне (В.Кожевников. Живая вода).

    Первый однородный член представляет собой качественное прилагательное или причастие, иногда с относящимися к ним словами и обязательно со словами так же, такой же: Индусы времен Дария Гистама и Александра Македонского представляются нам такими же, если не лучше, как и нынешние потомки их (Добролюбов. Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии).

В просторечии в этом случае может употребляться также союз как не:

    Мое звено нынче одной премии полтораста пудов зерновых, как не больше, - говорила в одной группе обедающих Дуся Самсонова (Лаптев. Заря).

Сложный союз а то и служит для соединения однородных членов предложения в простом предложении или предложений в сложносочиненном предложении. Все составные компоненты этого союза образуют единое целое, а именно как единое целое он употребляется с определенным значением. Существует мнение, что частицаи в сочетании с союзома то способствует усилению последующего члена или предложения. На наш взгляд, в подобных случаях частицаи является компонентом нового союза.

Чаще всего союз а то и присоединяет однородный член предложения, который представляется более сильным, более значительным в количественном отношении по сравнению с предыдущим.

Наиболее часто союз а то и соединяет сочетания числительного с существительным, причем второе числительное выше по счету. Например:Нацепятся сзади к трактору и культиватор, и сеялок две, а то и три, да еще волокуша(Лаптев. Заря). Ну, канат при такой длине провисает на фарватере метра на полтора, а то и на два (Грибачев. Солнце всходит за Доном…).

Ср. также случай, когда существительное имеет количественное значение: Голодно живут приятели мои, тетя Глаша, достанешь ли муки, пуда два, а то и мешок? (М.Горький. Егор Булычов и другие).

Второй член градационного ряда может быть выражен также наречиями более, больше, менее, меньше, иногда в сочетании с наречием меры и степени:немного, чуть-чуть и т.п. Например:Вероятно, партитура займет сотню страниц, а то и чуть-чуть более (Кюи. Письмо П.И.Юргенсону, 14 мая 1903 г.). Три недели работал Ваня у Спирьки, зарабатывал по рублю в день, а то и больше (Макаренко. Флаги на башнях). Да ведь еще рано, десять часов, а то и меньше (Чехов. Архиерей).

Однородные члены предложения могут быть выражены конкретно-предметными существительными, глаголами, наречиями, причем во всех этих случаях второй член градационного ряда представляет собой слово, более весомое по своей значимости: Чего-нибудь замышляет эта Фаина… Поди на Самосадку пробредет, а то и на Ключевской (Мамин-Сибиряк. Три конца). В нас жил и бурлил дух молодой революции. И вечерами, а то и ночами улицы замирали от наших декламаций и песен (Кленов. Поиски любви).

Части градационного ряда могут в свою очередь включать в себя несколько однородных членов. Однородные члены при этом соединяются либо без помощи союзов, либо союзами. Например: Они шли…, неся перед собой на груди, как младенцев, свои автоматы, придерживаемые одной рукой, натруженной, набрякшей, а то и перевязанной после ранения (Фадеев. Молодая гвардия). Здесь проявляется оратор-доброволец. Он залезает на решетку, на каменный столбик, а то и на крышу машины и говорит, яростно жестикулируя (Т.Гайдар. Из Гаваны по телефону).

Градационный ряд может быть построен как бы по нисходящей линии, т.е. последний однородный член представляется менее значимым по сравнению с другими однородными членами. Эта меньшая значимость его подчеркивается наречием просто, например:Крестьяне бородатые, безусые и древние, в руках кринки, ведра, туеса, набитые сливочным маслом, а то и просто узелки (Шишков. С котомкой).

Союз а то и соединяет не только однородные члены, но и предложения. Предложения, присоединяемые союзома то и, заключают в себе факт более значительный по сравнению с тем, о котором идет речь в первом предложении. Значимость этого факта подчеркивается наречиямивовсе, совсем. Например:В домах старухи старые. А то и вовсе заперты калитки на запор (Некрасов. Кому на Руси жить хорошо). Если ты будешь набивать себе голову всякими глупостями, так я знаю, что останешься на второй год, а то и совсем исключат (Серафимович. Сережа).

Некоторые градационные союзы по своему строению и морфологическому составу напоминают подчинительные союзы. Однако характер отношений, структура предложений, в которых они употребляются, свидетельствует о том, что это не подчинительные союзы. Так, союз мало того что соединяет однородные члены предложения, а также является средством связи в сложносочиненном предложении. Он употребляется в экспрессивно-эмоциональной книжной и разговорной речи. Особенностью предложений с союзоммало того что является связанность членов предложения или частей предложения, соединяемых этим союзом, также с предыдущим контекстом.

В первой части, присоединяемой союзом мало того что, мысль, высказанная в предыдущем контексте, повторяется, во второй части она усиливается, т.е. действие второй части однородно первому, но по своей значимости, интенсивности является более сильным. В то же время действие первой части представляется как бы само собой разумеющимся. Отношения членов предложения, связываемых союзоммало того что , напоминают отношения с союзомне только…, но и, однако предложения с союзоммало того что более экспрессивны. Например:Люди в кабинете так и не знают, что подвезли случайного попутчика, и, мало того, что подвезли, вероятно спасли от замерзания (Солоухин. Каравай заварного хлеба).

Вторая часть градационного ряда, усиливающая предыдущий однородный член, может иметь при себе усилительные частицы даже, еще и. Они делают еще более значительным второй однородный член. Например:- И это правильно, что я толстый обрубок! Мало того, что обрубок, еще и дурак! (Ю.Герман. Дело, которому ты служишь). Дмитрий же машинально повернул чашечку вверх дном (никогда не видел севрского фарфора) и прочитал на чашечке синими буквами начертанное «Дулево». Мало того, что прочитал, еще и поднял вопрошающие глазищи свои на Елизавету Захаровну (Солоухин. Мать-мачеха).

Второй однородный член в градационном ряду не только усиливает первый, но в ряде случаев, как бы противопоставляется ему. Тогда второй однородный член присоединяется союзами но, так. Например:(И.П.Павлов): Если оба рефлекса подкрепляются пищей, то оба они держатся и даже мало того, что держатся, но даже увеличиваются («Павловские среды», 2 октября 1935г.). Один работает старшим научным сотрудником института «Гипроникель», а другой, мало того, что работает научным сотрудником физико-технического института Академии наук СССР, так еще и рассказы пишет, публикует их в журналах («Литературная газета», 9 мая 1964 г.). Аналогичные отношения наблюдаются в тех случаях, когда союзмало того что соединяет однородные предложения. Например:В цехе мне легко доказали, что Юрий Михайлович – пустое место. Мало того, что у него нет специального образования, так и практик он никудышный («Правда», 11 ноября 1966г.). Он, конечно, был растеря и разиня. Мало того, что он ночью забрался в чужое купе, - вот и сейчас он не мог вспомнить, куда засунул свои брюки (А.Гайдар. Чук и Гек).

Союзы кроме того что; помимо того что, напоминающие по форме подчинительные союзы, также связывают как однородные члены предложения, так и предложения. В части, связываемой этими союзами, происходит ограничение первого однородного члена предложения или первого предложения. Второй однородный член предложения или второе предложение представляются более значимыми по сравнению с первым. Значение ограничения заключено в лексическом значении союзов. Союзыкроме того что; помимо того что идентичны в этом значении, но различаются по сфере употребления. Союз кроме того что широко употребителен в самых разнообразных стилях речи, союзпомимо того что больше связан с книжными стилями. СР.:Кое-кто засомневался. Но скептики, помимо того, что играют отрицательную роль, иногда поддают задора, обостряют мысль («Известия», 15 июня 1964 г.). Я думаю, каждая школа наша, кроме того, что должна быть единым типом советской школы, должна иметь свое лицо и гордиться этим лицом (Макаренко. Мои педагогические воззрения).

Союзы кроме того что; помимо того что соединяют однородные предложения, в которых логическое подлежащее одно и то же, но оно выражается или одним и тем же словом в том и другом предложении (чаще всего личным местоимением), или разными словами: именем существительным и местоимением. Таким образом, в этих предложениях с разных сторон характеризуется одно и то же лицо или предмет, причем действие второго предложения представляется более сильным, более интенсивным, более значимым. Например:- Конечно, это грубый подсчет, но вполне достаточный для оценки перспектив. Помимо того, что вы сами производите сталь, вы много металла в форме разного машинного оборудования и стального проката ввозите из-за границы (Емельянов. О времени, о товарищах, о себе). Кроме того, что Рот был возмущен Муравьевым лично, он хотел отличиться, хотел первым изловить преступников (О.Форш. Первенцы свободы).

Таким образом, характер отношений, выражаемых союзами мало того что; кроме того что; помимо того что, свидетельствует о том, что эти союзы связаны с выражением градационных отношений.

Как сторонник толерантности и проповедник мирной жизни в духе взаимопонимания и помощи между народами разных наций (что в Москве, например, успешно осуществляется) привожу несколько необычный пример творческого/поэтического сотрудничества.
В книгу оригинальных стихотворений и избранных переводов известного поэта Эдуарда Хандюкова вошли его лучшие поэтические работы последнего времени. Эдуард Хандюков блестяще проявил себя в жанре «рубай», что удается далеко не каждому стихотворцу, даже одаренному. Данное издание уникально и по форме, и по содержанию благодаря участию замечательного афганского поэта Латифа Наземи и не менее замечательного переводчика Рахматуллы Раванда.Авторы-составители книги являются давними друзьями Центра афганской диаспоры. Результат творческих усилий Эдуарда Хандюкова и Рахматуллы Раванда вышел за пределы литературы и вырос до масштабов общечеловеческого, общекультурного значения, так как представляет собой уникальный пример сразу двух переводов - с русского языка на фарси (дари) и с фарси (дари) на русский. Авторы открыли не одну дверь в мир одной культуры - они распахнули двери в обе стороны и, таким образом, дали возможность читателю наслаждаться и сравнивать, критиковать и обдумывать уникальный творческий материал.
Для многих книга «Друзья, прекрасен наш союз» станет добрым спутником в нашей многотрудной, но интересной жизни. Читать эти стихотворения – сущее наслаждение!
Хандюков Э., Наземи Л., Раванд Р. Друзья, прекрасен наш союз: сборник стихотворений и переводов. - М.: ИПО «У Никитских ворот», 164 с. Тираж 500 экз.
Эта рецензия опубликована в газете Правительства Москвы "ТВЕРСКАЯ,13" на моей авторской странице "Мир чтения" - год литературы, 31 января 2015 г. с.19.

Эдуард Хандюков родился 12 сентября в 1940 г. в Приазовье, в городе Мариуполе.
Окончил Ленинградское Высшее инженерное морское училище им. адмирала С.О. Макарова и Московское Высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское).
Секретарь Правления МОО Союза писателей России, член редколлегии журнала «Поэзия».
Действительный член Академии медико-технических наук. Лауреат Московской областной литературной премии имени Ярослава Смелякова за 2011 год. Лауреат конкурса «Лучшая книга 2008 - 2011».

Рахматулла Раванд родился 25 декабря в 1954 г. в провинции Бадахшан в Афганистане. Окончил педагогическое училище в городе Кондузе и в 1981 г. Московский энергетический институт. С 1986 по 1990 гг. работал в издательстве «Прогресс» в Москве старшим контрольным редактором и переводчиком. Автор переводов и публикаций множества книг и статей.

Латиф Наземи родился в 1946 г. в городе Герат. Окончил филологический факультет Кабульского университета в 1969 г. С 1971 по 1973 гг. работал литературным критиком на радиостанции Кабула. С 1973 по 1989 гг. работал преподавателем в кабульском университете. В конце 1989 г. иммигрировал с родины и до нынешнего дня живёт и работает в Германии. Опубликовал многочисленные статьи и очерки, некоторые из них на английском, немецком, французском, русском, монгольском и болгарском языках. Издал три сборника стихов.

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил