Обновленное содержание. Учитель, не понимающий «до конца новую программу»

Эта статья содержит пояснения, сделанные для Microsoft Word 2010, но она так же применима и для других популярных версий Microsoft Word - 2007 и 2013.

Как создать содержание / оглавление в Word?

Создать оглавление в Word можно как вручную, так и автоматически. Второй вариант предпочтительнее, потому что Word позволяет не только вставить оглавление по имеющимся в тексте заголовкам, но и в дальнейшем легко и просто обновлять это оглавление - как сами заголовки, так и номера страниц, на которых они расположены. Конечно же, автоматически формируемое оглавление особенно актуально для больших текстов.

Перед автоматическим созданием оглавления вам необходимо показать, что является заголовками и подзаголовками в вашем тексте. Выделите полный текст заголовка или подзаголовка, затем на вкладке "Главная" в подразделе "Стили" выберите нужный уровень заголовка (мы рекомендуем создавать оглавление на основе не более чем трех уровней заголовков, иначе читателю будет сложно ориентироваться в тексте).

Подсказка: часто бывает удобным присваивать стиль с использованием кнопки "Формат по образцу" - выделяете заголовок-образец, нажимаете упомянутую кнопку и затем щелкаете по новому заголовку.

Когда Вы добавите все заголовки и подзаголовки вашего текста, приступайте к созданию раздела оглавления (или содержания). Щелкните в то место в документе Word, где должно быть расположено оглавление, затем перейдите на вкладку "Ссылки" и нажмите кнопку "Оглавление". В открывшемся списке выберите нужный формат оглавления ("Автособираемое оглавление 1" или "Автособираемое оглавление 2") - после этого оглавление будет добавлено в указанном вами месте документа.

Как обновлять содержание / оглавление в Word?

После того, как вы дополните документ текстом и новыми заголовками, а также, возможно, измените ранее добавленные заголовки, вам потребуется обновить содержание документа. Для этого выделите оглавление и в появившейся рамке нажмите кнопку "Обновить таблицу". В открывшейся форме сообщите Word, какой именно вариант обновления вам нужен:

  • если состав и текст заголовков не менялся - выберите "обновить только номера страниц";
  • если добавлялить, удалялись или изменялись заголовки - выберите "обновить целиком".

Два дня – 23 и 24 ноября 2017 г. – в Московском городском педагогическом университете обсуждали апробацию нового содержания школьных учебных предметов, которое было обновлено после введения Федеральной целевой программы развития образования. Этому была посвящена Всероссийская конференция «Инновационные практики и программы в сфере проектирования и обновления содержания общего образования: результаты внедрения, перспективы развития».

В конференции приняли участие (очно и дистанционно) педагоги, руководители образовательных организаций, ведущие специалисты педагогических университетов и научных институтов России, представители органов исполнительной власти, студенты из 58 регионов. Участники обсуждали проблемы, связанные с обновлением содержания образования и проблемы внедрения в школы новых программ.

В своем приветственном слове ректор МГПУ Игорь Реморенко заметил, что современный учитель выбирает в своей работе не те ресурсы, которые позволяют запомнить большой объем информации, а те, которые развивают познавательный интерес детей.

По словам начальника управления стратегического развития МГПУ Кирилла Баранникова, выступавшего с докладом об отечественной и международной образовательной практике, содержание образования – один из основных предметных элементов, на котором сфокусировано внимание учителя.

На всероссийской конференции прошло пленарное заседание, на котором были представлены результаты анализа мирового и отечественного опыта, круглый стол по обсуждению масштабов проектирования и описания образовательного пространства, а также обсуждались итоги внедрения модели развития сет

и образовательных организаций в семи Федеральных округах Российской Федерации: Центральном, Приволжском, Уральском, Северо-западном, Южном, Сибирском, Дальневосточном.

В рамках проекта, результаты которого обсуждались на конференции были предложены подходы к обновлению содержания учебных предметов на уровне основного общего образования, а также разработаны методические рекомендации по обновлению содержания общего образования на материалах всех предметных областей. Образовательные организации, принимавшие участие в апробации и внедрении модели, самостоятельно решали, какие предметы или предметные области они выберут для реализации проекта.

Интересно: чаще всего школы выбирали русский язык и литературу, немного реже предпочтение отдавалось естественно-научным предметам, математике и информатике, иностранному языку общественно-научным предметам, а реже всего выбирали технологию, искусство, физическую культуру и основы безопасности жизнедеятельности.

Для взаимодействия разработчиков и школ-участниц был создан специальный раздел на образовательном портале. Разрабатываемые материалы размещались на странице портала, где апробаторы могли ознакомиться с материалами разработчиков, разместить свои контрольно-измерительные материалы, конспекты уроков, технологические карты уроков, проектные работы учащихся. Учителя-апробаторы высказывали свое мнение и вносили предложения по изменению обновленного содержания образования в основной школе.

На конференции состоялась работа предметных секций по итогам распространения и внедрения модели развития сети образовательных организаций. Результатом работы проблемных групп стали целевые ориентиры дальнейшей работы по обновлению содержания образования и пути преодоления основных проблем, связанных с внедрением новых программ.

В данной статье рассматриваются вопросы реализации новых подходов в обучении учащихся первой ступени в условиях обновления образования. Определяется роль учителя в этом процессе, а также раскрываются основные направления в части обновленное содержание образования и особенности учебных программ в начальной школе.


Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, адаптированной к меняющимся социальным и экономическим условиям.
– это пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов, методов обучения и воспитания, внедрение принципиально достижения учащихся.

Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.

В настоящее время много говорится о технологизации учебного процесса и о преимуществах внедрения педагогических инноваций. Как повысить ? Как сделать школу местом SMART-образования? Что будет способствовать созданию в школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности?

Обновление образования предполагает активное обучение, которое необходимо проводить в условиях созданной коллаборативной среды и дифференциации обучения, реализацию межпредметных связей. Обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, изучение потребностей учащихся.

Качественные изменения в образовании невозможны без нового взгляда учителя на учебный процесс.


Учителя должны:

  • создавать позитивную атмосферу обучения, вовлекать всех учащихся;
  • воспитывать у учащихся уверенность, ответственность и активность;
  • использовать правильные методы и задания, направленные на развитие навыков учащихся;
  • организовывать и планировать групповые (общеклассную работу и в малых группах), индивидуальные или парные задания, эффективно использовать материалы, ресурсы и вспомогательные материалы для проведения запланированных уроков согласно установленным целям;
  • использовать при объяснении простой, понятный язык;
  • наблюдать за учениками и стараться получить отдачу.

Начальная школа играет основополагающую роль в становлении личности ребенка, целостного развития его способностей.

Цели начальной ступени образования:

  • раскрытие индивидуальности ребенка;
  • осмысление его знаний об окружающей действительности;
  • формирование желания и умения учиться, т. е. познавательной мотивации.

Учебные программы начальной школы направлены на:

  • развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации соответственно возрастным возможностям;
  • формирование пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе;
  • развитие духовно-нравственных ценностей;
  • формирование функциональных навыков обучения: считать, читать, писать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи.

Большое внимание необходимо уделять системе оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся.

Основные принципы оценивания:

  • валидность;
  • систематичность;
  • последовательность;
  • объективность;
  • прозрачность;
  • актуальность;
  • достоверность.

Оценивание предполагает параллельное развитие двух линий : формативного и суммативного.

Новые учебные программы основаны на компетентностном подходе. Они формируют компетенции, заложенные в основе функциональной грамотности, необходимой для успешной социализации учащихся.

По известной в мировой педагогике теории Бенджамина Блума «Таксономия целей обучения», существующий стандарт позволяет ученику хорошо освоить только два из шести уровней познания: «знать» и «понимать». С помощью нового стандарта есть возможность достигнуть оставшихся четырех уровней познания: «применять», «анализировать», «синтезировать» и «оценивать».

При проектировании содержания предметов использованы принципы спиральности, сквозных тем. Принцип спиральности позволит наращивать знания и умения учащихся постепенно – по темам и классам, переходя от простого к сложному. Обеспечивает преемственность в изложении учебного материала и интеграцию предметов для более целостного восприятия окружающего мира.

Сквозные темы помогают установить внутрипредметные и межпредметные связи, формировать знания, умения, ценностные ориентации и нормы поведения в сферах, имеющих точки соприкосновения с учебными предметами.

Обновленное содержание базируется на ожидаемых результатах, которые определяются по образовательным областям. Ожидаемые результаты позволяют оценивать работу учащегося, его достижения.

В основу программ всех уровней образования заложена система ценностей «Мәңгілік Ел». Идеи «Мәңгілік Ел» будут внедряться в школьное содержание через академические предметы, исследовательскую и внеурочную деятельность, дополнительное образование, элективные курсы.

Вводятся новые предметы. В начальной школе – это «Естествознание», «Информационно-коммуникационные технологии» (с 3-го класса), «Познание мира» с обновленным содержанием материала.


➤Вебинар!➤

Обновление содержания образования: психологическая поддержка участников образовательного процесса

Наталья Тифанциди

Директор КГУ «СОШ № 17 с дошкольным мини-центром», с. Панфилова Талгарского района, эксперт ЭС «AСTUALIS: Образование»

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения

Перестраиваться, конечно, если признаться честно, было сложно.

Прежде чем начать работать по этой программе, передо мной стояли задачи:

Самое главное это развивать критическое мышление у детей, и у себя как у учителя тоже;

Научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;

Развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;

Обновленное содержание по предмету история

Идеи спиралевидного обучения (Дж. Брунер). Работа американского психолога Дж. Брунера «Психология познания» вышла на русском языке в 1977 г. Как сказано в предисловии к этому изданию, Дж. Брунер изучает основные формы познавательной деятельности (образования понятий, классификации), которые складываются в процессе практической деятельности и обучения. Он показывает, как умелое педагогическое воздействие может привести к интенсивному развитию познавательной деятельности человека. Одна из центральных проблем педагогического творчества Дж. Брунера – признание ребенка активным субъектом познавательной деятельности, исследователем окружающего мира. Главную цель школы ученый видел в развитии мыслительных способностей учащихся, в формировании качеств, необходимых для жизни в быстро меняющемся мире. В этой связи им были разработаны психолого-педагогические основы развития у учащихся интуитивного мышления, опубликованы работы по стимулированию интереса к приобретению знаний, использованию в процессе обучения метода самостоятельных открытий.

Ученик проходя из года в год, повторяет навыки и умения что подобно показана (1 Слайд )

1 Слайд

Мысалы, орта білім беру деңгейіндегі «Қазақстан тарихы» пәні бойынша «Әлеуметтік қатынастардың дамуы» бөлімінің «Этникалық қатынастар» бөлімшесі бойынша (2 кесте) білім беру бағдарламасының спиральділігі, яғни оқушылардың алға ілгерілеуі айқын көрінеді, себебі сыныптан сыныпқа жоғарылаған сайын оқу материалы күрделене береді.

2 кесте

Бөлім: Әлеуметтік қатынастардың дамуы

Бөлімше: Этникалық қатынастар

Тақырыптар, мазмұны

Оқу мақсаттары

5 сынып

Алғашқы адамдар қалай өмір сүрді

5.1.1.1 алғашқы адамдардың антропологиясын сипаттау

6 сынып

Түркі тілдес халықтардың миграциясы Еуразия тарихына қаншалықты әсерін тигізді

6.1.1.1 түркі тілдес тайпаларды атап, олардың картада территориялық орналасуын көрсету

7 сынып

7.1.1.1 жоңғар шапқыншылығы кезіндегі демографиялық өзгерістерді және миграциялық процестерді түсіндіру

8 сынып

Неліктен ұжымдастыру саясаты «Ұлы нәубетке» әкеліп соқтырды

8.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себептері мен салдарын анықтау

9 сынып

9.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себеп салдарлық байланысын талдау арқылы дәйекті қорытынды жасау

Түсінікті арттыру үшін «Қазақстанның экономикалық дамуы» бөлімінің «Шаруашылық» бөлімшесіне (3 кесте) сәйкес 5 пен 9 сыныптардағы оқу мақсаттарының спиральділігі ұсынылады. Бұл тұста 5 сыныптан бастап 9 сыныпқа дейін қазақ жеріндегі экономиканың дамуын сыныптан сыныпқа көшкен сайын күрделене беретіндігін көруге болады. Мысалы, алғашқы адамдардың кәсібі, көшпелілер мен отырықшылардың экономикалық байланысы, қазақ шаруашылығына жоңғар шапқыншылығының әсері, жаңа экономикалық саясат және Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығы. Бұл жерде назар оқу мақсаттарында болуы қажет. Себебі, оқу мақсаттары білім беру бағдарламасының негізгі құжаттарының бірі.

3 кесте

Бөлім: Қазақстанның экономикалық дамуы

Бөлімше: Шаруашылық

5 сынып

Не себепті ботайлықтарды жылқыны алғашқы қолға үйретушілер деп атайды

5.4.1.1 ежелгі адамдардың алғашқы кәсібін сипаттау

6 сынып

Қимақтарда қалалық мәдениетінің дамуын қандай деректер дәлелдейді

6.4.1.1 көшпелілер мен отырықшылар арасындағы өзара экономикалық байланыстарын анықтау

7 сынып

Не себепті «Елім-ай» бүкілхалықтық әнге айналды

7.4.1.1 жоңғар шапқыншылығының қазақ халқының шаруашылығына тигізген зардаптарын анықтау

8 сынып

Не себепті Кеңес үкіметі Жаңа экономикалық саясаттан бас тартты

7.4.1.1 деректер мен дәйектерді салыстыру арқылы жаңа экономикалық саясаттың нәтижесінде орын алған өзгерістерді талдау

9 сынып

Соғыстан кейінгі кезеңде қандай әлеуметтік-экономикалық өзгерістер орын алды

9.4.1.1 Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығында орын алған өзгерістерге баға беру

Спиральді білім беру қағидатына негізделген білім беру бағдарламасы арқылы оқушының бұрынғы біліміне сүйене отыра, анағұрылым күрделі идеяларға қисынды жолмен ауысуға мүмкіндік береді. Демек, оқушы әр сынып сайын тақырыпты әр түрлі деңгейде қайталап және толықтырып отырса тақырыптың тереңнен оқылунына көп көмегін тигізеді.

Малокомплектная школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Можно с уверенностью сказать, что недостаточное внимание уделяется вопросу о проблемах малокомплектных школ со стороны методистов и учителей-практиков.

Но есть проблемы. Проблемы стоят количестве детей. Закрыв школ, мы закрываем и деревню. Ведь известно, что часто село живет школой. Нужно не только определять и ставить перед собой задачу, но и решать её с учетом интересов школьника, его семьи, учителя.

В условиях малой школы педагогу представляется возможным узнать глубже каждого ученика, рассчитать обучение для каждого школьника. В такой школе ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика.

Казалось бы, в классе, где пять-семь учащихся, а то и два-три, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребенка педагогам отлично известны. Система обучения, по сути, индивидуальная. Контроль знаний в классах с малой наполняемостью буквально тотальный. На каждом уроке каждый день можно опрашивать всех учащихся. В этих условиях качество знаний вроде бы должно быть на высоте!

Сельские школы оснащены компьютерами, имеются мультимедийные проекторы, и другие современные технические средства, позволяющие повысить качество знаний учащихся. Средства есть - знаний нет! В чем причина? На мой взгляд, существует целый ряд причин, препятствующих повышению качества обучения в малочисленной школе. Они носят как объективный, так и субъективный характер.

Безусловно, на относительно низкое качество знаний сельских школьников влияет невысокий образовательный и культурный уровень родителей.

В школе, где мало учащихся, на каждого из них в течение всего учебного дня приходится огромная нагрузка. Ведь одних и тех же спрашивают на всех уроках, одним и тем же дают различные задания. В результате этого у некоторых учащихся может угаснуть интерес к занятиям, появиться усталость, перенапряжение.

Я работаю в школе, где наполняемость классов низкая, от 3 до 6 обучающихся. Дети обучаются из разных семей: многодетных, малообеспеченных, полных и неполных. Многие ученики довольно медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, иногда с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. Не говоря уже о обновленной программе.

Использованная литература:

    Ізғали Жоламан Ізғали

«Өрлеу» БАҰО» АҚ филиалы Атырау облысы бойынша

педагогикалық қызметкерлердің біліктілігін арттыру институты,

Деңгейлік бағдарламалар орталығының жетекшісі,

Тарих магистрі

    ҚР Президенті Н.Ә.Назарбаевтің 2017 жылдың 31 қаңтарындағы «Қазақстанның үшінші жаңаруы: жаһандық бәсекеге қабілеттілік» тақырыбындағы халыққа Жолдауы.

    Мұғалімге арналған нұсқаулық. «Қазақстан тарихы» және «Құқық негіздері» пәндері бойынша педагог қызметкерлердің біліктілігін арттыру курсының білім беру бағдарламасы. Астана. 2016.

    Предыбайло Татьяна Ивановна

Учитель истории и обществознания МКОУ Шрамовская ООШ

    Обновление содержания образования в Республике Казахстан

    Википедия

В настоящее время в педагогическом сообществе нет более актуальной темы, чем модернизация системы образования. До сих пор идут дискуссии сторонников и противников внедрения обновлённого содержания образования.

Хотелось бы воспользоваться возможностью через нашу областную профессиональную газету «Учительская плюс» выразить своё мнение о плюсах и минусах обновлённого содержания образования. В первую очередь поддержу сторонников «обновлёнки». Государство взяло политический курс по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), самой мощной и сильной международной экономической организации развитых стран мира, поэтому нашей системе образования нужно соответствовать стандартам ОСЭР, а для этого нужно модернизировать систему отечественного образования.

Организация экономического сотрудничества и развития создана в 1961 году. Миссия ОСЭР – содействие политике улучшения благосостояния людей, что отражается в слогане организации «Best policies for better life» (лучшая политика для лучшей жизни). ОСЭР объединяет 35 стран. Казахстан присоединился к ОСЭР в 2010 году. И первый мониторинг, проведённый по стандартам ОСЭР, показал, что наши 15-летние учащиеся отстают от среднестатистических школьников стран ОСЭР по грамотности чтения на два с половиной года, по естествознанию – на два года и по математике – на полтора года. Были изучены причины такого отставания, и анализ показал, что наша страна не отвечает международным стандартам в области содержания образования. Поэтому, в первую очередь, стал вопрос о необходимости обновления содержания образования в казахстанских школах. Чтобы понять, где и насколько мы уступаем, в 2019 году впервые пройдёт сравнительное исследование качества учительского корпуса и в 2020 году будет проведён замер компетенций взрослых от 16 до 65 лет.

В 2015 году Казахстаном была принята Дорожная карта обновлённого содержания образования, которая состоит из конкретных шагов по формированию компетенций, принятых странами ОСЭР: уметь работать с информацией, технологиями и знаниями, быть в команде с партнёрами и обществом. Дорожная карта включает в себя поэтапное внедрение 12- летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение новой модели полиязычного образования в старшей школе и вузах. Разработаны шаги по развитию критического мышления, навыков самостоятельного поиска информации, формированию IT-знаний. Начата работа по цифровизации образовательного процесса и контента. Внедряется политика трехъязычия и системного изучения английского языка, идёт переход казахского алфавита на латинскую графику.

Как видим, внедрение обновлённого содержания образования необходимо для того, чтобы войти в клуб 30 самых развитых стран мира. А это политический курс государства.

Вместе с тем правы и противники обновления содержания образования. Реализация идёт без учета лучших советских и казахстанских традиций. Нельзя формально «насадить» западные модели образования в нашу среду. Для того чтобы обновление содержания образования проходило более успешно и результативно и было поддержано общественностью, учителями и особенно родителями необходимо учитывать наш опыт – фундаментальное советское и казахстанское образование. В последнее время мы постоянно приводим в пример США, Западную Европу. Но объективности ради нужно отметить, что ведь там общественность очень озабочена низким уровнем знаний своих школьников. Слабое место в системе западного обучения на протяжении многих лет – это низкий уровень преподавания и изучения математики, физики, химии. А в советской школе, по мнению западных экспертов, фундаментальным предметным дисциплинам учили более качественно и основательно. И нам необходимо, вводя обновлённое содержание образования, сохранить наши традиции в фундаментальной подготовке школьников.

Вместе с тем нужно признать, что в традиционном советском и казахстанском образовании акцент делался на теорию и меньше внимания уделялось практическому применению знаний. Как известно, международные и отечественные специалисты неоднократно указывали на отличительные особенности нашего фундаментального образования, в центре которого, в большей степени, способность к запоминанию, нежели способность к мышлению. Этот недостаток фундаментальной подготовки не давал технологической отдачи, не формировал компетенции. В образовательных же системах передовых мировых держав, стран Организации экономического сотрудничества и развития в основе лежит компетентностная философия, при которой акцент делается, прежде всего, на технологический подход, формирование компетенций. Поэтому страны ОЭСР (Корея, Япония, Финляндия) добились больших экономических успехов за счет компетенций, технологий в образовании, что привело к высокой конкурентоспособности человеческих ресурсов.

Хочу подчеркнуть: компетентностный, технологический подходы не отменяют фундаментального подхода. Без этого достижения советской школы мы не обойдёмся. Вместе с тем мы должны понять, что в обновлённом содержании образования нужно соединить фундаментальный и компетентностный подходы. Таким образом, обновлённое содержание образования предполагает смену парадигмы образования: от «инструктивного» образования к «конструктивному». Результатом современного образования станут способы активного познания и преобразования окружающей действительности.

Кроме того противники обновлённого содержания образования отмечают увлечение цифровизацией и слабую гуманитарную подготовку учащихся. Исследования показывают, что современные дети стали хуже говорить и писать, так как виртуальное общение ведёт к утрате коммуникационных устных и письменных навыков. Увлечение «цифрой» формирует у учащихся «клиповое мышление». Современные ученики не пытаются даже коротко переписываться в социальных сетях, а используют незамысловатые смайлы или вовсе перебрасываются мемами. Применяя информационно-коммуникационные технологии, мы создали психологическую проблему безлюдного обучения, так как в Интернете нет реального общения: контактов с реальными людьми и с реальным миром. Зато можно всё. Поэтому школьники подписываются в сетях вымышленными именами – никами и выставляют вымышленные фотографии – аватарки. Такая виртуальная жизнь ведет к фрагментарному живому общению. Материальные учебники и учитель теряют позиции главных источников знаний.

Благодаря социальным сетям школьники-виртуалы зацикливаются «на себе любимых». Давайте задумаемся, почему в последнее время люди так увлечены селфи: фотографируют себя даже в самых примитивных бытовых ситуациях. Потому, что в условиях сети можно говорить о себе бесконечно, возводя на пьедестал своё самолюбие. Только в интернете можно так легко самоутвердиться.

Школе нужно защищать учеников от негативного воздействия цифровых технологий и вредоносной информации, которую они получают. В 1994 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребёнка.

В ней в статье 13 говорится, что дети имеют право на получении информации, если она не наносит им вреда. В феврале 2015 года у нас принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Реализуя обновлённое содержание образования, необходимо соблюдать разумный баланс между правом ребёнка на свободу выражения, свободу доступа к информации и ограничениями в её получении. Сегодня, когда поток информации становится безграничным, внедряя обновлённое содержание образования, упор нужно сделать на умение критично воспринимать информацию.

Таким образом, если в ходе модернизации системы образования будут сняты все вопросы и будет идти системная работа по её корректировке, то педагогическая общественность, всё сообщество поддержит реализацию обновлённого содержания образования. Сегодня его реализацию нужно сделать такой, чтобы она позволила ответить на все вопросы учителей, родителей, школьников, а значит, получила бы поддержку всего казахстанского общества.

Римма БЕКТУРГАНОВА,
советник ректора КГПУ, доктор педагогических наук, член Академии естественных наук и информатизации