Общее в подготовке офицеров запаса

Подготовка офицеров запаса.

Необходимо рассказать о КАЧЕСТВЕ пополнения, которое получала русская армия в годы Первой мировой. К сожалению, в основном оно было из рук вон плохим.
Давайте посмотрим, как при Николае Втором была организована подготовка военнослужащих запаса.
Очень подробный анализ этого дан в работе генерал-лейтенанта В.А. Драгомирова «Подготовка русской армии к Великой войне.
(Драгомиров Владимир Михайлович (7.2.1867 -29.1.1928) генерал-лейтенант (31.5.1913). Брат А.М.Драгомирова. Образование получил в Пажеском корпусе (1886) и Николаевской академии Генштаба (1892).

Ключевая роль на войне принадлежит офицерам.
Кадровый состав русского ПЕХОТНОГО офицерства был выбит процентов на 80-85 еще к концу 1914 года.
Основная нагрузка в пехотных частях легла на плечи офицеров запаса и «скороспелых» прапорщиков производства военного времени.

О том, как готовили офицеров зараса в императорской армии и рассказывает В. Драгомиров:
«…о подготовке офицеров запаса.
В русской армии в запас зачислялись офицеры, оставившие службу по различным причинам и состоявшие в возрасте, установленном для военнообязанных.
Эта категория запаса давала случайные пополнения, многие из таких лиц занимали должности, освобождавшие от призыва, ни к каким обязательным учебным сборам они не привлекались».

Иначе говоря, все офицеры по тем или иным причинам (в т.ч. пьянство, растраты, и т.п.) оставившие службу автоматически зачислялись в офицеры запаса. НИКАКОЙ учебной работы, или переподготовки с ними не проводилось.

«Другой источник составляли вольноопределяющиеся. Они призывались на сокращенные сроки, проходили обучение, подготавливались к офицерским обязанностям по очень сокращенной программе, после чего производились в прапорщики запаса. В этом звании они призывались два раза на учебные сборы. Такая постановка дела была совершенно неудовлетворительна.
Прапорщики запаса были подготовлены слабо. Войска ими не интересовались и считали их обучение обузой для себя».

Тут и комментировать НЕЧЕГО.
Какая польза будет от таких офицеров на войне никого не интересовало.

Главная беда нашей организации военного резерва (на случай войны) было в том, что:
«войска готовили запасных офицеров не для себя, а в общий армейский запас. Они не знали личнаго состава запасных офицеров, которых получат при мобилизации, не могли следить за их поведением в жизни, и отбросить негодный элемент, не могли ни распределить их по различным должностям, сообразно их способностям, ни подготовить к этим должностям…»

А вот в Германии каждая дивизия готовила офицеров, унтеров и рядовых запаса ДЛЯ СЕБЯ, зная что они, в случае войны, придут к ним в полки, батальоны и роты. Это было одной из причин того, что германские Резервные и Ландверные полки и дивизии, как правило, ничем не отличались от кадровых частей в боеспособности и дисциплине.
У нас же, к сожалению, второочередные части постоянно отмечались в худшую сторону по этим показателям. Даже в самом начале войны руские второочередные части считались органиченно боеспособными и годными, в лучшем случае, лишь для пассивной обороны.

«В 1910 г. закон о воинской повинности был изменен. Вольноопределяющиеся проходили 2-х летний срок службы и подготавливались по определенной программе сначала к унтер-офицерским, а затем к офицерским обязанностям. Кроме того они призывались на учебные сборы. Закон этот не был вотирован в полном объеме, согласно пожеланиям военного ведомства.
Но и после проведения указаннаго выше закона военное ведомство не установило связи офицеров запаса со своими частями, которыя они пополнятъ при мобилизации. Это в значительной степени ослабило значение нового закона».

Мировая война показала, насколько бездарна была такая система подготовки.
О том, что представляли из себя обычные второочередные дивизии мы можем увидеть на примере дивизии генерала Константина Лукича Гильчевского.
(Константин Лукич Гильчевский (5 марта 1857 - год смерти точно неизвестен) - русский генерал-лейтенант, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и Первой мировой войны.
Сын солдата сверхсрочной службы. В службу вступил 11 марта 1872 года вольноопределяющимся. Участник русско-турецкой войны 1877-78. За отличие при взятии Карса произведен в прапорщики (25.04.1878). Выдержал офицерский экзамен при Тифлисском пехотном юнкерском училище. 15 мая 1882 получил звание подпоручика…
При проведении мобилизации 19 июля 1914 года К.Л. Гильчевский назначен командующим 83-й пехотной дивизией, которая вошла в состав 31-го армейского корпуса.

"Контингент запасных,- писал он в воспоминаниях,- состоял из пожилых солдат, бывших даже в японской войне. Настроение было небоевое. Воинский порядок соблюдался слабо. Большинство офицеров относились к своим обязанностям безучастно".

Очень важно подчеркнуть ЭТО:
«БОЛЬШИНСТВО офицеров относились к своим обязанностям БЕЗУЧАСТНО»!!! Это пишет командир дивизии о СВОИХ офицерах. Они безучастно (иначе говоря равнодушно, наплевательски) относились к исполнению своих обязанностей НА ВОЙНЕ!!! А ведь это – самое ее начало, 1914 год, и часть этих «безучастных» офицеров были кадровыми, не «запасниками».

Сравните эту реальность с тем, как сейчас нам в кино показывают бравых царских офицеров: все как один бодры, геройски отважны, утонченно - вежливы в общении, они блистают новенькими золотыми погонами и поголовной готовностью немедленно отдать жизнь «за бога, царя и отечество».
А на деле, к сожалению, все было далеко не так.
Не лучшим оказалось и поведение войск в бою:
"Батареи, впервые попав под огонь и не имея у орудий щитов, растерялись. Передки поскакали в тыл, а командир дивизиона, офицеры и прислуга, вынув из орудий замки и прицелы, побежали назад от своих пушек".

Равнодушие офицеров не исчезло и во время боев:
"В этот день, как и ранее, на походе нас поражал вид ротных командиров, ехавших верхом при ротах совершенно безучастно.
Лучшие командиры полков были убиты, хорошие офицеры выбыли уже в первом пятидневном бою;
командир Орского полка, Москули, все время прятался в обозе якобы по болезни;
командир Бузулукского полка заявлялся тоже больным; полк вел капитан, очень слабый.
Порядка в полках и в артиллерийской бригаде не было. Приходилось на каждом переходе пропускать мимо себя дивизию по два-три раза и каждый раз обгонять дивизию верхом,- и все же, как бы умышленно, порядок не налаживался.
Поражало полное безучастие командиров полков и батарей и их безразличное отношение к продовольствию людей и лошадей".

Командир дивизии, в свои 57 лет, носился верхом от полка к полку, пытаясь добиться выполнения своих приказов:
"Винтовки стояли не в козлах, а были воткнуты штыками в землю.
Командный состав не обращал на это внимания.
Я потребовал, чтобы винтовки немедленно были вычищены, смазаны и поставлены в козлы.
Ближайший от меня какой-то солдат приказание умышленно не исполнил; тогда я, выхватив револьвер, произвел в него несколько выстрелов".

Командир дивизии, видя ОТКРЫТОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ солдата в боевой обстановке, вынужден был применить оружие к виновному.
А вот остальные «господа офицеры», видя этот явный бардак, старались «не вмешиваться» …
От такого «невмешательства – шаг до полной деморализации части, массового мародерства и грабежей.

"Его (Гильчевского) дивизия,- писал Свечин,- действовала в боях весьма успешно, но при занятии австрийского города Уланува, в котором казаки начали погром, продолжила этот погром и сожгла город начисто. Этот прискорбный эпизод обусловил отчисление его от командования дивизией.

Спустя некоторое время Гильчевскому доверяют другую дивизию.

"Гильчевский,- писал Александр Свечин,- получает 1-ю ополченскую дивизию - сборище почти небоеспособных дружин, получившее потом название 101-й пехотной дивизии".
На деле определение "небоеспособные" выглядело почти комплиментом.

"Дружины,- вспоминал Гильчевский,- были вооружены старыми винтовками Бердана. Патроны к ним были с дымным порохом давнего изготовления, отсыревшие, так что при выстреле некоторые пули падали в нескольких шагах от стрелков, а во время боя цепь окутывалась густым дымом. Боевая подготовка дружин была очень слабая. Мне рассказывали, что при отступлении дружин от города Черновицы они при обороне нередко копали окопы фронтом не к противнику, а в обратную сторону - так плохо они ориентировались в поле.
Никогда дружины не выступали в назначенное время, а всегда на несколько часов позже и часто не исполняли приказа или искажали его.
А в одной дружине командовала дружиной жена командира дружины, донская казачка Полковникова. Она по-своему комментировала приказы и настаивала, чтобы они исполнялись по ее толкованиям. Ездила она верхом при дружине рядом с мужем, одетая в мужской казачий костюм".
Во многом соответствовал ополченцам и командный состав:
"402-й полк не внушал особой надежды, так как командир его Кюн, хотя с виду был и бравым, но во время боя совершенно терялся; он, даже находясь в закрытии на своем наблюдательном пункте, от артиллерийского огня почти терял сознание".

Тут сложно что-либо комментировать…
Отметим лишь, что происходило это все безобразие (включая героическую жену командира дружины, в мужском костюме командовавшую этим «войском», вместо мужа) не где-нибудь в бандах батьки Махно в годы Гражданской, а в дивизии царской армии, выступившей в поход против Германии.
Каковы были ее шансы на победу в бою с немецкими частями – вопрос риторический.

Но может быть, так было только во второочередных частях, а в кадровых полках имелся образцовый порядок и железная дисциплина?!

Есть очень интересные воспоминания русского генерала Б. Геруа о том, как он принимал в 1915 году командование над лейб-гвардии Измайловским полком. (Это был один из старейших и славнейших полков царской армии):
«В мае 1915 года полк стоял на позициях под Ломжей.
Приехал я в этот пыльный тогда городок 5 июня. Навестил брата, исполнявшего должность генерал-квартирмейстера 12-й армии, и представился Безобразову, командиру Гвардейского корпуса.
Генерал, знавший меня по пулеметным сборам гвардии, встретил ласково, но предупредил:
- Вы принимаете трудный полк!

Полк находился в резерве, что было удобно для его приема; штаб стоял в помещичьем доме Кисельницы….

Было неизвестно, от кого я принимал полк.
Оказалось, что в штабе полка орудовал импровизированный парламент, состоявший, кроме чинов штаба, из всех четырех батальонных командиров и двух вольноопределяющихся унтер-офицеров из команды конных разведчиков.
Вся эта компания жила и заседала в штабе полка.
Когда я приказал обратиться каждому к исполнению своих прямых обязанностей, мне показалось, что это было встречено с удивлением и неодобрением.
Впрочем, я думаю, что полковой адъютант Н. Н. Порохов и заведовавший оперативной частью И. В. Белозеров понимали странность управления, установившегося в полку, и благословляли исчезновение «депутатов», превращавших штаб полка в род клуба».

Как видим, задолго до Февраля 1917 года и последовавшего за ним полного развала русской армии, еще в июне 1915 года в гвардейском (!) Измайловском полку всеми делами заправлял какой-то удивительный коллективный «совет» из господ офицеров и даже вольноопределяющихся!
Причем этот «импровизированный парламент» не только заправлял делами в полку, но и даже жил в его штабе (что уж и вовсе не лезло ни в какие ворота!). Чем в это время занимался и.о. командира полка – остается только удивляться.
Это происходит во время войны и в боевой обстановке! Руководство Гвардейского корпуса (единственного в русской армии) разумеется, знает об этом, но предпочитает «не вмешиваться».


«Полк существовал без настоящего хозяина почти четыре месяца. Мой предшественник генерал Круглевский был ранен в феврале. Ему пришлось отнять руку. На возвращение его не было надежды, но тем не менее с назначением преемника тянули.
Состояние полка в сборе в тылу позиций позволило принять его в строю. Батальоны были выстроены в резервных колоннах, в двух местах, чтобы не было слишком большого скопления.
Хотя бомбардировка с воздуха находилась тогда в самом зачаточном состоянии, все же наши густые сомкнутые колонны могли привлечь внимание и соблазнить какого-нибудь случайного немецкого летчика.

Впечатление от сомкнутого строя полка получилось плачевное.
Батальоны и роты были плохо выравнены по фронту и в затылок; стояли они на неправильных, неровных дистанциях и интервалах.
Снаряжение у солдат было пригнано кое-как и разнообразно. Люди стояли мешковато и не выказывали никакого подъема при виде нового командира.
Офицеры не отставали от солдат и смотрели «буками».
В двух ротах были заявлены претензии, потом, при разборе, оказавшиеся правильными.
Заявление жалоб считалось в войсках, и не без основания, признаком внутреннего беспорядка части.

Во время моего обхода рот люди шевелились и даже слышались разговоры.
В одной роте пример этому подавал сам фельдфебель, которого я должен был тут же подтянуть».

Очевидно что, эпоха «коллективного руководства» не прошла даром, и «бордельеро» в Измайловском полку был преизрядным!
Если уж во время строевого смотра нового командира г.г. офицеры смотрели на него «буками», солдаты в строю болтали, а пример им подавал «сам фельдфебель», то дальше ехать некуда…

Солдатские комитеты в марте 1917 года во всех частях русской армии возникли не по мановению волшебной палочки, а произросли как раз из этого бардака, подготовившего для них благодатную почву.

Но ОЧЕНЬ многое все-таки, даже в той обстановке бардака в полку, зависело от конкретного человека, его командирских качеств и офицерской добросовестности:

«Если в строевой части полка все показалось мне нестроевым, то в тыловой, нестроевой, к моему великому удивлению и неожиданному удовольствию, все оказалось в отличном строевом порядке. Единственная часть, которая представилась мне молодцевато и по-гвардейски, - была хозяйственная, с ее тыловыми командами, обозными и нестроевой ротой. Этой частью заправлял молодой и энергичный капитан А. В. Есимонтовский.
Постоянное отделение от полка и самостоятельность позволяли начальнику хозяйственной части, если он хотел и умел, лепить из нее часть «по своему образу и подобию». А так как А. В. Есимонтовский любил во всем отчетливость и нарядность, то и вверенные ему обозные и мастеровые легко перещеголяли своих запущенных строевых собратьев.
В таком же отличном состоянии представился мне санитарный отдел с его обозом и санитарами. У полкового врача Пороховского была несомненная строевая жилка, и он охотно шел в ногу с Есимонтовским, держа своих людей, лошадей и повозки в образцовом порядке. Впоследствии, при моем поощрении и замене неповоротливых казенных санитарных рыдванов легким двуколочным обозом, Пороховский неизменно радовал мой глаз подтянутостью своей санитарной колонны, каковы бы ни были боевые условия»…

Эх, если бы таких «тыловиков» есимовских и пороховских было большинство в царской армии!
Как знать, может быть она бы и не докатилась бы до своего позорного краха весной 1917 года…
Но, увы, НАСТОЯЩИХ, боевых, требовательных, бескомпромисных офицеров в царской армии явно не хватало.
А бездумное использование кадровых частей, в начале Первой мировой, и огромные потери в них привело к тому что их с каждым годом войны становилось все меньше и меньше…

Б. Геруа продолжает свой рассказ:
«Хорошее впечатление о тыле полка не могло разогнать моей заботы в отношении строевого полка, которым долго никто не занимался и который не только не напоминал о гвардии, но скорее походил на захолустную и захудалую часть…

Приходило в голову: наезжало ли старшее начальство в полк с репутацией «трудного» во время четырехмесячного междуцарствия и что оно сделало, чтобы сдержать этот ополз гвардейства и даже элементарной дисциплины. Получали ли временно командовавшие полковники головомойки и было ли известно о введении в полку, под конец, соборного начала в управлении?
Таковы, на протяжении самых первых дней моего командования, оказались мои впечатления и переживания, предвещавшие новому командиру мало веселого».

Ну вот ТАКАЯ обстановка была в Измайловском полку уже в 1915 году, при полном попустительстве и равнодушии его лощеных лейб-гвардейских офицеров…

Б.Геруа многое сделал для того, чтобы переломить там ситуацию, но коренного изменения обстановки не получилось и у него:
«В брошенную жителями Сморгонь солдатня
ходила за так называемыми «покупками», возвращаясь с разною дрянью, а иногда и с хорошими товарами, вроде, например, сапожного, которым славилась Сморгонь. Знаю только, что впоследствии один из полковых мастеров-сапожников сшил мне превосходные высокие сапоги из отличной сморгонской шагрени. Я довольно щедро заплатил сапожнику по петербургским ценам, но не спрашивал, во что ему обошлась шагрень в Сморгони!
Набеги на город дали возможность командиру 8-й сводной роты штабс-капитану Козеко удовлетворить его артистический вкус (он пописывал недурные стихи) и превратить свой командирский блиндаж в кокетливый будуар, с подушками, коврами и занавесками».

Что ж, «кокетливый будуар» командира роты в боевой обстановке недурно характеризует моральный климат г.г. офицеров царской гвардии…
И ведь не стеснялись этого они!
Странно другое - то, что потом они удивлялись «внезапно» вспыхнувшей ненависти к офицерству со стороны нижних чинов.
Корни его – в этих «будуарах», а также в равнодушии и безучастности их самих…

Вывод о результатах подготовки офицерских кадров в царской армии делает В.Драгомиров в своей статье:
«Уже в конце 1914 г. Главный Штаб заявил о неимении источников для пополнения офицерского состава. В полках число кадровых офицеров постепенно убывало.
В 1915 г., а тем более в 1916 г., они насчитывались единицами. Все остальное оставляли офицеры запаса…
Установленная, начиная с 1916 г., подготовка офицеров в особых школах на театре военных действий восполняла этот пробел в слабой степени. Это обстоятельство составляло крайне тяжелую сторону в жизни армии. Оно значительно снизило боевую способность армии и ее устойчивость против вредных влияний извне, тем более, что многие из запасных офицеров в значительной степени и сами раньше подпадали под эти влияния и оздоровляющее влияние военной жизни не коснулось их глубоко. После революции влияние их стало преобладающим и все отрицательные стороны подобного офицерского состава сказались быстро».

В следующей главе рассмотрим подготовку унтер-офицеров и солдат запаса.

На фото танковые атаки ПМВ. Западный фронт.

Запаса для армии и флота с учетом современных требований, которые предъявляются к военным специалистам. Количество военных специальностей в Вооруженных Силах непрерывно возрастает. Это требует большой гибкости от военно-учебных заведений, непрерывного совершенствования учебно-воспитательного процесса и учебной материально-технической базы. Этот закономерный процесс совершенствования подготовки военных кадров имеет прямое отношение и к деятельности военных кафедр.

Каждая военная кафедра готовит запаса определенной специальности, требования к подготовке которых определены учебными программами. Однако з подготовке запаса различных профилей имеется и много общего. Наличие общих требований к подготовке запаса неизбежно ведет к тому, что в учебных программах подготовки командиров, политработников, инженерного состава имеются одинаковые дисциплины, а также общие по содержанию темы.

Например, общей для командного и инженерного состава является программа по партийно-политической работе в Советских Вооруженных Силах. Офицеры запаса всех специальностей должны знать основные положения марксистско-ленинского учения о происхождении и классовой сущности войны и армии, ленинского учения о защите социалистического Отечества; политику партии по вопросам коммунистического строительства и укрепления обороны страны. Они должны изучить задачи, содержание, формы и методы организации и проведения политико-воспитательной работы, морально-политической и психологической подготовки личного состава, организации социалистического соревнования; структуру и задачи политорганов, партийных и комсомольских организаций в Советской Армии и Военно-Морском Флоте.

Одновременно они должны уметь: применять знания марксизма-ленинизма в работе с личным составом, организовывать и проводить партийно-политическую работу по обеспечению высокого уровня боевой и политической подготовки и задач боевой готовности в подразделении; воспитывать личный состав в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, классовой ‘Ненависти к врагу и непримиримости к буржуазной ; обеспечить высокую воинскую дисциплину среди подчиненных, воспитывать у них политическую бдительность, веру в свое оружие, прививать любовь к своему роду войск; проводить партийно-политическую работу в боевой обстановке.

Студенты всех военных кафедр имеют общую программу по общевоенной подготовке. За время военного обучения они должны твердо изучить общевоинские уставы Вооруженных Сил СССР, уметь правильно применять их положения при выполнении служебных обязанностей в подразделении и воспитании личного состава, поддержании воинской дисциплины и организованности, научиться готовить оружие к стрельбе, приводить его к нормальному бою, метко вести огонь из всех видов штатного вооружения и личного оружия, а также проводить занятия с подчиненными по общевоинским уставам, огневой и строевой подготовке. Офицер запаса должен иметь хорошую строевую выучку, быстро и четко выполнять строевые приемы, уверенно управлять строями отделения и взвода.

Являются также общими темы программы по тактической (тактико-специальной) подготовке, касающиеся изучения основ современного общевойскового боя, боевых свойств оружия массового поражения и зажигательных средств противника и способов защиты от них, основ военной топографии и др. Все общее в содержании и методике обучения и воспитания студентов на военных кафедрах является одним из важных факторов развития единой системы военной подготовки студентов на базе высших и средних специальных учебных заведений.

Одновременно следует подчеркнуть важность единства понимания преподавателями всех военных кафедр основополагающих принципов, которые должны лежать в основе планирования и организации подготовки запаса независимо от их военной специализации.

Во-первых, необходимо учить будущих в первую очередь тому, что требует современная война, практика оперативной и боевой подготовки войск. Поэтому подготовка запаса на военных кафедрах должна иметь практическую направленность с учетом предназначения офицера в войсках.

Во-вторых, офицер запаса, закончив военную кафедру вуза и периодически повышая свою ‘военную квалификацию на сборах, должен быть готов занять свое место в рядах Вооруженных Сил без дополнительной подготовки.

В-третьих, окончательное профессиональное становление офицера запаса наступает только в результате приобретения им практических навыков в выполнении своих обязанностей в войсках по полученной на военной кафедре специальности.

Вместе с тем подготовка различных специальностей имеет мното особенностей. Эти особенности отражаются в учебных планах и программах. Они предусматривают изучение целого комплекса специальных дисциплин, формирование у студентов конкретных военно-профессиональных навыков и умений. Профилирование предполагает также тесную связь изучения программы военной подготовки со. всем комплексом общественных наук, фундаментальных и специальных дисциплин, которые изучает студент на кафедрах своего вуза. Оно закономерно проявляется в учебном тематическом плане, организации и проведении учебно-воспитательного процесса на цикле или военной кафедре.

Успешная подготовка запаса различных специальностей во многом зависит от того, насколько в учебно-воспитательном процессе и методике преподавания учитывается предназначение офицера запаса в войсках. Для этого необходимо, чтобы каждый преподаватель четко представлял себе квалифицированную характеристику, или «модель» офицера, которого готовит данная военная кафедра или цикл.

В министерстве обороны РФ разъяснили, как именно пройдет реформа, в ходе которой в гражданских вузах исчезнут все военные кафедры. В начале июня правительство РФ внесло в Госдуму проект закона, призванного унифицировать образовательные структуры, занятые военной подготовкой студентов. Согласно документу, все военные кафедры и факультеты в гражданских вузах предлагается сделать военными учебными центрами. Многих подобная реструктуризация напугала. Пошли слухи, что студенты больше не смогут обучаться на военных кафедрах, так как они будут ликвидированы.

Пугаться, как выясняется, абсолютно нечего. Число студентов, которые смогут получить воинскую специальность или звание непосредственно в своем институте или университете, напротив, увеличится.

"Ни в одном вузе не сократится военная подготовка студентов, а наоборот, количество вузов, где есть военные кафедры, будет увеличиваться", - сообщил на брифинге в минобороны статс-секретарь, замминистра обороны РФ Николай Панков.

Офицеров запаса сегодня готовят в гражданских вузах по 150, а солдат и сержантов запаса - по 90 военно-учетным специальностям.

В военном ведомстве подчеркивают, что в последние годы последовательно наращивали объемы военной подготовки, увеличивая количество военных кафедр в гражданских вузах. В 2015 году их было 70, в 2016 году - уже 75, в 2017 году - 87. А в сентябре 2018 года на заседании коллегии минобороны будет рассматриваться вопрос о создании еще шести. Таким образом, в стране будет 93 военные кафедры (если к тому моменту закон о военных учебных центрах еще не вступит в силу).

В министерстве обороны рассказали, что до 2008 года в гражданских вузах существовали только программы подготовки офицеров запаса. И реализовывали эти программы только военные кафедры. В 2008 году была организована подготовка кадровых офицеров по инженерным, технологичным, наукоемким специальностям в гражданских вузах.

В дополнение к военным кафедрам в гражданских вузах появились учебно-военные центры. Таким образом, с 2008 года в вузах существуют две структуры - военная кафедра и учебно-военный центр. Они работают в одних учебных аудиториях, на одних полигонах, на одном вооружении, на одной военной технике.

"Родилась идея для всех видов военной подготовки создать в гражданских вузах единую унифицированную структуру под названием военный учебный центр. Такие центры будут реализовывать все три программы военного обучения: подготовку офицеров запаса, кадровых офицеров, а также рядовых и сержантов запаса", - рассказал Николай Панков.

В минобороны подчеркнули, что создание военных учебных центров не несет абсолютно никакой угрозы для преподавательского состава ныне существующих военных кафедр. Напротив, объемы военной подготовки возрастут, поэтому никто из преподавателей место работы не потеряет. "Мы ничего не меняем, сохраняем объемы подготовки и существующие ныне программы подготовки. Военную подготовку в гражданских вузах сейчас проходят более 61 тыс. студентов. По подготовке кадровых офицеров - 10,5 тысячи, офицеров запаса - 34,2 тысячи, сержантов и солдат запаса - 16,5 тысячи. И вот эти пропорции будут сохраняться", - отметил замминистра обороны. По словам Панкова, студенты и вовсе не заметят этих "переливов".

Законопроект о создании на базе военных кафедр в гражданских вузах военных учебных центров был рассмотрен и одобрен на заседании правительства России 30 мая.

"Цель законопроекта - повысить эффективность управления процессом обучения студентов вузов по имеющимся направлениям военной подготовки", - говорится на официальном сайте кабинета министров. По мнению авторов законодательной инициативы, это, в том числе, необходимо для более эффективного совместного использования имеющейся в институтах и университетах учебно-материальной базы, учебного вооружения и военной техники.

"Мы много говорили о том, что надо максимальному количеству молодых людей дать возможность проходить военную подготовку, получать военную специальность в вузах, - заявил на недавнем заседании Общественного совета при минобороны глава военного ведомства Сергей Шойгу. - Мы эту работу продолжаем. У нас начали появляться комплексные центры подготовки. Туда входят и военные кафедры, и военные институты".

ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.

Студенты – граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие другим установленным требованиям, имеют право заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт. Этот контракт предусматривает обучение по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и в дальнейшем прохождение военной службы по призыву.

Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно состоит из теоретического и практического курсов обучения в вузе, учебных сборов, проводимых в воинской части, военно–учебном заведении, учебном центре или полигоне.

Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами. Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация», составляет 30 дней. По военным специальностям «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация» сборы продолжаются в течение 75 дней.

В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинской части, учебном центре или вузе и принимаются специально созданной для этого экзаменационной комиссией. Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас. Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Вопросы и задания

1. Дайте определение воинской обязанности и расскажите о ее содержании.

3. Какие обязанности в целях обеспечения воинского учета возложены на граждан РФ?

4. Какие мероприятия проводятся в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе?

5. Какие виды добровольной подготовки граждан к военной службе предусмотрены Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»?

6. Разработайте и оформите графически схему содержания медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет и при призыве на военную службу.