Определение слова фонетика в русском языке. Фонетика - это интересно

Со словом "фонетика" каждый из нас сталкивался в школе, когда изучал русский язык. Этот раздел в русском языке очень важен, как, впрочем, и все другие. Знание фонетики позволит Вам грамотно произносить звуки в словах, чтобы Ваша речь была красивой и правильной.

Определение фонетики

Итак, начнем наш разговор с того, что скажем, что такое фонетика. Фонетика - это часть науки о языке, которая изучает звуки, являющиеся составной частью слов. Фонетика имеет связь с такими разделами русского языка, как орфография, культура речи, а также словообразование и многие другие.

Звуки в фонетике рассматриваются как элементы всей языковой системы, с помощью которых слова и предложения воплощаются в звуковую форму. Ведь только с помощью звуков люди могут общаться, обмениваться информацией и выражать свои эмоции.

Фонетику разделяют на частную и общую. Частную по-другому называют фонетикой отдельных языков. Она делится на описательную фонетику, которая описывает звуковой строй определенного языка (к примеру, фонетика русского языка) и историческую фонетику, изучающую то, как изменяются звуки с течением времени. Общая фонетика занимается изучением основных условий звукообразования, составлением классификации звуков (согласных и гласных), а также исследованием закономерностей сочетаний различных звуков.

А теперь настало время рассказать о том, что такое фонетика русского языка. Фонетика русского языка состоит из нескольких уровней формирования устной речи. А именно:

  • Звуки, разновидность звуков, произношение звуков.
  • Слоги, сочетания звуков.
  • Ударение.
  • Интонация, речь в целом и паузы.

Отметим, что русский язык включает в себя 37 согласных звуков и 12 гласных. Звуки образуют слоги. Каждый слог обязательно имеет один гласный звук (например, мо-ло-ко). Ударением называют произнесение определенного слога в слове с большей длительностью и силой. А интонация - это речевой элемент, который выражается в изменении высоты тона. Под паузой понимается остановка голоса.

Таким образом, мы теперь знаем, что такое фонетика, определение этого понятия подведет итог данной статьи. Фонетика – раздел науки языкознания, изучающий звуковую сторону языка, а именно звукосочетания и слоги, а также закономерности объединения звуков в цепочку.

Что такое фонетика? Давайте разберемся. Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Что такое фонетика?

Лексика русского языка богата и разнообразна, как богат и звуковой состав. Его изучением занимается отдельная наука. Мы говорим сейчас именно о фонетике. Само слово произошло от греческого термина, обозначающего "звуковой", "звук". Поможет ответить на вопрос о том, что такое фонетика, определение - это раздел языкознания, в котором изучаются различные звуки речи, а также их соединения в том или ином языке (слоги, закономерности создания речевой цепочки звуков, их сочетания). Возможно, еще не совсем ясно, о чем идет речь. Сейчас главное - лишь отметить, что важнейшим понятием этого раздела является звук.

Изучает его влияние на объекты и субъекты специальная дисциплина - звуковедение.

Звук и буква

Для того, чтобы уяснить себе, что такое фонетика, необходимо сначала четко разграничить термины "звук" и "буква". Не следует смешивать данные понятия. Слова "кто" и "что" различаются именно звуками ([ш] и [к]), а не буквами. Ведь именно в речи существует русский язык. Что такое фонетика, вы поймете, когда уясните разницу между двумя понятиями, данными в заголовке.

Звуки слышатся и произносятся, буквы же читаются и пишутся. Другие соотношения невозможны: нельзя произнести букву, проговорить, пропеть, продекламировать, невозможно ее и услышать. Элементы алфавита не бывают ни мягкими, ни твердыми, ни звонкими, ни глухими, не безударными, ни ударными. Все подобные характеристики относятся именно к звукам. Это они являются языковыми единицами, буквы же принадлежат лишь алфавиту и не имеют, чаще всего, отношения к описанию языковых закономерностей. Выбор буквы определяет качество звука, а не наоборот. Следовательно, можно сделать следующий вывод. В любом языке существуют звуки независимо от того, есть в нем письменность или нет.

Сам по себе он, в отличие от других единиц языка (слова, морфемы, предложения, словосочетания), не имеет определенного значения. Функция звуков в языке - обеспечение возможности нашего общения - сводится к различению и формированию слов и морфем.

Предмет фонетики

Отвечая на вопрос, что такое фонетика, определение мы уже привели. Рассмотрим теперь предмет этого раздела языкознания. Его составляет тесная связь между письменной, устной и внутренней речью. В отличие от разных других языковедческих отраслей, фонетика занимается изучением не только лишь языковой функции, но также материальной стороны объекта: рассматривает работу аппарата речи, акустическую характеристику некоторых звуковых явлений, а также то, как носители языка воспринимают их.

Данная наука, в отличие от так называемых "нелингвистических" дисциплин, рассматривает все эти явления как элементы определенной системы, которые служат для воплощения предложений и слов в звуковую, материальную форму. Без этого, как известно, общение невозможно.

Поскольку звуковую сторону нашего языка можно рассматривать в функционально-языковом и акустико-артикуляторном аспектах, в этой науке выделяют собственно фонетику и фонологию.

Следует также знать, что такое фонетика и орфоэпия, в чем их различие. Последняя представляет собой раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение.

История науки фонетики

Что такое фонетика, правило соединения звуков в речи, различные ее аспекты - все это люди знали не всегда. Эта дисциплина не сразу же составила раздел науки о языке, несмотря на то, что древнеиндийские ученые имели блестящие достижения в данной сфере, а александрийские и греческие составили удачную классификацию различных звуков. В дальнейшем лингвистика на эту сторону языка обращала мало внимания.

17 век отмечен как начало изучения того, как звуки образуются в речи. Подобный интерес был вызван необходимостью обучения глухонемых (труды Х. П. Бонета, И. К. Аммана, Дж. Уоллиса). В конце 18 века ученый Х. Краценштейн основал акустическую теорию гласных, развитую в дальнейшем Л. Р. Гельмгольцем в середине 19 века. К этому времени исследования в области физиологии и анатомии были обобщены в работах Э. В. Брюкке. Учение о звуковой стороне с лингвистической точки зрения во всех разделах впервые было представлено в труде Й. Шмидта и Э. Зиверса в 1872 году. Большой вклад в данную науку внесло на сегодняшний день множество ученых, задававшихся вопросом, что такое фонетика. Примеры наиболее известных из них: Р. Раск, Панини, Я. Гримм, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. Шлейхер, Ж. П. Руссло, Ж. Жильерон, П. Пасси, Э. Зиверс, Д. Джоунз, М. Граммон, Л. В. Щерба, В. А. Богородицкий, Н. С. Трубецкой, Е. Д. Поливанов, Р. О. Якобсон, М. Халле, Г. Фант, Р. И. Аванесов, Л. Р. Зиндер, Л. Л. Касаткин, М. В. Панов, Л. А. Вербицкая, Л. В. Бондарко, О. Ф. Кривнова, С. В. Кодзасов.

Стоит отметить, что даже в первой половине 19 века ученые еще плохо различали буквы и звуки. Сильно продвинула фонетику вперед необходимость создавать в колониях грамматики туземных языков, а также изучение различных бесписьменных диалектов и описания языков в сравнительно-историческом аспекте.

Три аспекта исследований

Существует три аспекта фонетических исследований. Первый из них - артикуляционный (то есть анатомо-физиологический). Он изучает звук речи с позиции его создания (например, установлено, что он произносится на выдохе). Рассматривается, какие органы участвуют в произношении, пассивны или активны голосовые связки, вытянуты ли при этом губы вперед и т. д.

Второй аспект - акустический (другими словами, физический). В нем звук изучается как некоторое колебание воздуха, отмечаются его физические характеристики: сила (амплитуда), частота (высота) и длительность.

Третий - функциональный (фонологический). При его рассмотрении мы отмечаем функции, которые имеют звуки в языке, применяем такое понятие, как "фонема".

Акустическая, перцептивная, артикуляционная и функциональная фонетика

Акустическая фонетика изучает звуки речи как физические явления, описывает такие их характеристики, как высота (которая зависит от частоты колебаний), сила (от амплитуды), громкость, тембр и длительность звука. Также этот раздел рассматривает физиологию и анатомию речевого аппарата.

Перцептивная изучает особенности анализа и восприятия звуков речи органом слуха, то есть ухом.

Функциональная фонетика (то есть фонология) рассматривает в качестве элементов языковой системы звуковые явления как служащие для формирования слов, морфем и предложений.

Методы фонетических исследований

В различных аспектах применяются разные методы.

Для артикуляционного аспекта - интроспекция (самонаблюдение), палатографирование, одонтографирование, лингвографирование, фотографирование, рентгеносъемка, киносъемка.

Методы, применяемые в акустическом аспекте изучения: осциллографирование, то есть преобразование различных колебаний воздуха в конкретный акустический сигнал, интонографирование, спектрографирование.

Разделы фонетики

Фонетика также делится на общую, историческую, сравнительную и описательную. Общий раздел изучает закономерности, характерные для всех мировых языков, их звукового строя. Сравнительная сопоставляет его с другими (в основном родственными) языками. Фонетика историческая прослеживает то, как развивался он на протяжении длительного периода (иногда с момента появления конкретного языка - отделения его от праязыка). Предмет описательной - звуковой строй на конкретном этапе развития (чаще всего фонетический строй именно современного языка).

Основные фонетические средства и единицы

Итак, что такое фонетика, мы определились. Перечислим теперь основные ее единицы. Они делятся на суперсегментные и сегментные.

Сегментные - это единицы, которые возможно определить в потоке речи: слоги, звуки, фонетические слова (такт, ритмические структуры), фонетические фразы (синтагмы).

Остановимся поподробнее на этих терминах. Фонетическая фраза - определенный отрезок речи, который представляет собой смысловое и интонационное единство, с обеих сторон выделенное паузами. Синтагма (иными словами, речевой такт) - это отрезок некоторой фонетической фразы, который отмечен тактовым ударением и особой интонацией. Между тактами паузы не обязательны (либо они могут быть короткими), деление это не очень интенсивно. Следующий термин - фонетическое слово (то есть ритмическая структура) - представляет собой часть фразы, которая объединена словесным ударением. Наименьшая единица любой речевой цепочки - слог. А звук - это минимальная единица фонетики.

Суперсегментные единицы

Суперсегментные (различные интонационные средства) накладываются в речи на сегментные. К ним относятся динамические (ударение), мелодические (тон) и темпоральные (длительность или темп). Ударение представляет собой выделение определенной единицы в ряду некоторых однородных с помощью интенсивности звука (энергии). Тон - речевой ритмико-мелодический рисунок, который определяется изменением частоты некоторого звукового сигнала. Темп представляет собой скорость речи, определяющуюся числом сегментных единиц, которые мы произносим за единицу времени. Время звучания этого сегмента называется длительностью.

Надеемся, вы понимаете теперь, что такое фонетика, какова история этой науки, можете назвать ее основные разделы и единицы. Мы постарались максимально полно и по возможности лаконично все это описать.

Лекция 4. Фонетика План лекции:

    Определение фонетики, различные разделы фонетики

    Основные аспекты изучения звуков языка:

а) физический (акустический)

б) физиологический (биологический)

в) социальный (языковой)

    Соотношение звуков и букв

    Классификация звуков

а) Признаки, отличающие гласные звуки от согласных

б) Классификация гласных звуков.

в) Классификация согласных звуков.

1. Определение фонетики, различные разделы фонетики

Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

Фонетика – это наука о «звуковом материале» языка, об использовании этого материала в значащих единицах языка и речи, об исторических изменениях в этом материале.

В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика и сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков.

Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.

В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика . Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная фонетика, или фонология, акцентология, или учение о словесном ударении, интонология, или учение об интонации.

Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся звуки.

Акустическая фонетика исследует чисто физические особенности (характеристики, параметры) звуков речи на отдельных языках.

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Функциональная фонетика, или фонология , изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм. Таким образом, между терминами фонетика и фонология нельзя ставить знак равенства: фонология - это лишь часть фонетики, частная дисциплина, которая изучает функции, которые звуки речи, фонемы.

В кругу остальных языковедческих единиц - грамматики, лексикологии - фонетика занимает равноправное с ними положение как самостоятельная наука. Она взаимодействует, прежде всего, с грамматикой. Это взаимодействие обусловлено тем, что одни и те же звуковые особенности звуковой формы языковых явлений оказываются существенными не только для звуковой стороны языка, но и для некоторых участков его грамматического строя. Например, определенные виды чередований оказываются морфологизованными, то есть используются при образовании разных форм одних и тех же слов или разных слов от одних и тех же корневых морфем. (Ср. в русском языке: будить - бужу, водить - вожу, друг- дружок или в немецком языке: sprechen-sprach, stechen-stach.)

Подобные морфологизованные чередования звуков изучаются возникшей на стыке фонетики и морфологии дисциплиной, называемой морфонологией .

Как для фонетики, так и для синтаксиса весьма существенны правила фразовой интонации конкретных языков, так как каждое конкретное предложение характеризуется определенным интонационным оформлением. Поэтому данные, полученные в собственно интонологических исследованиях, находят самое непосредственное применение в работах по описательному синтаксису.

Фонетика это:

Фонетика Фонетика
ФОНЕТИКА (от греческого слова phone`- голос, звучащая речь) - отдел языковедения (см.), изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется в четырех направлениях:
1) антропофоника (физиология звуков речи), изучающая произносительную (собственно физиологическую) и слуховую (акустическую) сторону языка, и фонология, изучающая использование звуков для выражения значений - для образования слов и фраз;
2) учение о фонетических элементах (аналитическая Ф.) и учение о фонетических сочетаниях, к-рое в свою очередь расчленяется на учение о взаимовлиянии фонетических элементов (комбинаторная Ф.) и учение о высших фонетических единицах, называемое обычно акцентологией;
3) общая Ф. и частная Ф. или Ф. отдельных языков;
4) синхроническая Ф. и диахроническая (историческая) Ф.
Звучание речи создается модификацией выдыхаемой воздушной струи, истекающей изо рта и из носа в процессе дыхания. Эта модификация достигается при помощи работ подвижных органов речи, определяющих установку произносительного аппарата (рис.), конфигурацию полостей гортани, зева и рта и включение в произносительный аппарат или выключение из него полости носа. Совокупность произносительных работ, необходимых для осуществления установки того или иного звука, называется артикуляцией звука.
В основу классификации звуков речи кладутся физиологические (произносительное) признаки, т. к. они допускают более точное описание и практически более важны, чем признаки слуховые. Физиологическая классификация учитывает:
1) место образования, определяемое наименованием либо активного, т. е. подвижного, органа, производящего основную работу в артикуляции данного звука, либо соответствующего пассивного (неподвижного) органа;
2) способ образования (преимущественно - ширину прохода для выдыхаемой воздушной струи, определяемую степенью сближения артикулирующих органов в месте образования и степенью раскрытия рта, т. е. опущения нижней челюсти);
3) степень сближения голосовых связок (ширину голосовой щели, от к-рой зависит наличие или отсутствие голоса в составе звука);
4) положение мягкого нёба (от которого зависит наличие или отсутствие носового тембра в составе звука);
5) в известных случаях она включает указание на дополнительную работу, входящую в состав артикуляции. Подробнее - см. табл.
С акустической точки зрения различаются звуки, в к-рых локализованный шум преобладает над общим резонансом полости рта - шумные, и звуки, в к-рых локализованный шум в большей или меньшей степени теряется в общем резонансе - сонорные; сонорные звуки, к числу к-рых относятся все гласные, а из согласных - латеральные и дрожащие или ударные, нормально встречаются только в звонкой форме, т. к. при значительной ширине прохода выдыхаемый воздух не вызывает в месте образования отчетливо воспринимаемого шума, и звучание создается преимущественно в суженной голосовой щели, в результате вибрирования голосовых связок.
Для изучения произносительно-слуховой стороны языка применяются физиологические и акустические приборы. Совокупность этих приемов исследования, к-рая носит неточное название экспериментальной Ф., правильнее называть инструментальным методом в Ф.
Фонетическим элементом в антропофонике является отдельный звук речи, в фонологии - фонема. Фонема определяется как простейшая совокупность произносительно-слуховых свойств, необходимых и достаточных для того, чтобы служить в данном языке единственным или основным признаком для различения пары слов при расчленении их на рядоположные элементы; иначе - фонема есть отдельный звук речи, рассматриваемый с точки зрения его социальной функции (функции образования и различения слов) в отвлечении от особенностей его произносительного исполнения и звучания, вызванных условиями того или иного сочетания звуков. В этом смысле фонема, как известная абстракция, противопоставляется своим конкретным обнаружениям - комбинаторным (иначе позиционным) вариантам. Так в словах мел и мель гласные е с произносительно-слуховой (антропофонической) точки зрения неодинаковы (в первом - широкое ε, во втором - узкое е), но они являются вариантом одной фонемы, т. к. применение того или другого из них зависит исключительно от комбинаторных условий: узкое е в русском яз. появляетется только перед мягкими согласными; ср. ε широкое в дело и е узкое в деле или дельный. Напротив, применение звука л (твердого) или ль (мягкого) не зависит от предшествующего гласного: ср. стал и сталь, лук и люк; следовательно, различие между л и ль

является основным для различения приведенных слов, и потому л и ль - в русском языке разные фонемы.
Звуковые различия, к-рые в одном языке не способны служить основными признаками для различения слов (не семасиологизованы, иначе - не фонологизованы), в другом языке могут оказаться словоразличительными (семасиологизованными, фонологизованными). Так, во французском языке слова mais («но») и mes («мои») различаются в устной речи только тем, что в первом на конце ε широкое, а во втором е узкое; потому эти два звука, к-рые в русском яз. являются вариантами одной фонемы, во французском представляют собой две разные фонемы. В русском яз. не фонологизованы ни длительность, ни высота гласных; между тем немецкие слова satt («сыт») и Saat («посев»), французские слова bette («свекла») и bete («животное», «глупый») различаются попарно только тем, что в одном гласный - краткий, а во втором - долгий; слово африканского языка эве fu («боль») и fu («волос») различаются только тем, что в первом гласный произносится низким, а во втором - высоким голосом; поэтому краткие и соответствующие долгие гласные во французском и немецком, низкие и высокие гласные в эве являются в этих языках особыми фонемами.
Комбинаторными условиями ограничено в каждом языке применение не только того или иного варианта фонемы, но и той или иной фонемы и даже целых разрядов фонем, объединенных наличием определенного произносительно-слухового признака (фонетических, точнее - антропофонических категорий). Так, в русском и немецком языках (в отличие например от украинского, французского, английского) звонкие шумные согласные не допускаются в конце слова и заменяются соответствующими глухими: ср. сады и сад (произносится сат). Замена звуков в составе слов в зависимости от комбинаторных (позиционных) условий называется комбинаторным или позиционным чередованием (комбинационной или позиционной альтернацией), иначе - дивергенцией. Так, дивергенцией связаны между собой все варианты одной фонемы, далее - в русском яз. фонемы глухих и звонких, твердых и мягких согласных (ср. звуки, соответствующие букве д, в сады и сад, вода и воде), ударных и безударных гласных и т. п. Дивергенция основана на взаимовлиянии звуков (чаще всего - смежных) или на влиянии ударения на качество гласного; эти факторы вызывают частичное изменение артикуляции; поэтому дивергенты (звуки, связанные дивергенцией) обладают значительным числом одинаковых произносительно-слуховых признаков.
Система свойственных данному языку фонем, дивергенций и принципов акцентной организации речи (см. «Ударение» и «Слог») называется его фонетической системой (иначе - фонетической структурой), которая представляет собой специфическую область социальных норм и исследование к-рой составляет предмет частных синхронических Ф.
В силу особенностей графики и орфографии буквенный состав письменных слов какого-либо языка далеко не всегда соответствует звуковому составу произносимых и слышимых слов, и Ф. вынуждена пользоваться особым условным письмом, в к-ром каждый звук обозначается всегда одной и той же буквой и каждая буква всегда обозначает один и тот же звук (фонетическая транскрипция). Так. обр. создается возможность при помощи одних и тех же букв выражать слова различных языков в целях сравнительного изучения фонетических систем. Значительным распространением пользуется транскрипционная система Международной фонетической ассоциации (см. табл. звуков речи, где эта система использована с некоторыми изменениями и дополнениями).
Историческая Ф. изучает развитие фонетической системы того или иного языка или группы родственных языков. Она опирается при этом частью на критический анализ написаний в древних памятниках письменности, частью (а для древнейших эпох - исключительно) - на сопоставление звуковых систем родственных языков или диалектов одного языка в позднейшие эпохи и гл. обр. в их современном состоянии, доступном непосредственному наблюдению. Историческая Ф. составляет наиболее разработанный отдел сравнительной грамматики различных групп языков.Библиография:
Grammont M., Traite de phonetique, P., 1933; Jespersen O., Lehrbuch der Phonetik, 2 Aufl., Lpz., 1913; Sievers E., Grundzuge der Phonetik, 5 Aufl., Lpz., 1901; Roudet L., Elements de Phonetique generale, Paris, 1910; Томсон А. И., Общее языковедение, Одесса, 1910. Специально по экспериментальной фонетике - Rousselot P. J., Principes de phonetique experimentale, p. 1-3, P., 1897-1905; Scripture E. W., The elements of experimental phonetics, N. Y., 1902; Его же, Anwendung der graphischen Methode auf Sprache und Gesang, Lpz., 1927; Millet A., Precis d’experimentation phonetique, Paris, 1926; Panconcelli-Calzia G., Die experimentelle Phonetik..., 2 Aufl., B., 1924; Богородицкий В. А., Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных, Казань, 1930; Щерба Л. В., Русские гласные, СПБ, 1912; Его же, Восточнолужицкое наречие, т. I, Петроград, 1915; Ржевкин С. Н., Слух и речь в свете современных физических исследований, М. - Л., 1928; 2-е изд., 1936. Специально о понятии фонемы - Бодуен-де-Куртенэ И., Введение в языковедение (лит.), П., 1917, Его же, Versuch einer Theorie phonetischer Alternationen, Strassburg, 1895; Яковлев Н. Ф., Таблицы фонетики кабардинского языка (лит.), Москва, 1923; Сепир Э., Язык, М. - Л., 1934; Бернштейн С. И., Стих и декламация (в сб. «Русская речь», новая серия в 1-м изд. «Academia». Л., 1927); статьи в сборниках «Travaux du Cercle linguistique de Prague». Prague, 1929 и дал. Специально о проблемах исторической фонетики - Wechssler E., Giebt es Lautgesetze?, Halle, 1900 (с библ.); Baudouin de Courtenay J., O prawach glosowych (Rocznik slaw., Krakow, 1910); Hermann E., Lautgesetz und Analogie, B., 1931; Абаев В. И., О фонетическом законе, в сб. «Язык и мышление». I, Л., 1933; Марр Н. Я., Яфетическая теория (Бакинский курс - Избр. работы, том II). Специальные журналы: Maitre phonetique, Bourg-la-Reine, P., с 1886; Phonetische Studien, Marburg in Hessen, с 1887, с 1893 под назв.: Neuere Sprachen; La parole, P., 1891-1904, Revue de phonetique, P., 1911-1922; Vox, B., 1891-1922; Archives Neerlandaises de phonetique experimentale, La Haye, с 1927; Zeitschrift fur Experimentalphonetik, Organ der Internat. Gesellschaft fur Experiment. Phonetik, hrsg. v. E. W. Scripture, Lpz., с 1930 и дал. Quarterly Journal of Speech Education. Chicago, с 1915. О фонетической транскрипции - Lautzeichen und ihre Anwendung in verschiedenen Sprachgebieten. Unter Schriftleitung von M. Heepe. Berlin, 1928. Работы по Ф. отдельных языков см. в соответствующих статьях.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939.

Фоне́тика 1) звуковой уровень языковой системы: состав звуков, слогообразование, ударение и интонация ; поэтому говорят о фонетике звуков, слова, фразы. Русская фонетика звуков характеризуется преобладанием согласных звуков (37 согласных на 5 гласных); слогообразующие – только гласные , ударение силовое, разноместное, подвижное; интонация представлена серией конструкций. Нормативный аспект фонетики определяет орфоэпия .
2) Лингвистическая дисциплина, изучающая фонетический уровень языковой системы. Русская фонетика сложилась в начале 20 в. в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ , развивалась в работах Л. В. Щербы, А. А. Реформатского , М. В. Панова . Разделы науки фонетики: акустика, артикуляция (способы произнесения звуков) и фонология, изучающая системные отношения звуков (фонем). Историческая фонетика описывает современное состояние звукового строя языка и его историю (утрата и появление звуков, изменения отношений между ними), диалектная фонетика исследует фонетические системы говоров .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Фонетика ФОНЕТИКА (греч.). Учение о звуковом составе отдельных языков и о фонетических изменениях (см.) звуков в истории этих языков. Ф. является наиболее разработанным отделом науки о языке. Литература . По сравнительной Ф. индо-европейских языков см. Сравнительное языковедение. По Ф. нынешнего русского языка: 1) Радован Кошутић. Граматика руског језика. 1. Гласови. 1. Општи део. Петрогр. 1920 (на сербском яз.); 2) В. Чернышов. Законы и правила русского произношения. 3 изд. Петрогр. 1915 (элементарное руководство), а также соответствующие отделы в общих руководствах В. А. Богородицкого, В. К. Поржезинского, А. И. Томсона, Д. Н. Ушакова (см. Д. Н. Ушаков. Краткое введение в науку о языке, список пособий). Многими учеными термин Ф. применяется также к акустике и физиологии звуков речи (см.). См. также Экспериментальная Ф.

Н. Д. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

Что такое фонетика??

Афина

Раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку) .
Предмет фонетики

[править]

2) акустический (физический)

[править]
История фонетики как науки

Игорь крушинский

нэь] , фонетики, мн. нет, ж. [от греч. phonetikos - звуковой] (лингв.) . 1. Отдел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Экспериментальная фонетика. Историческая фонетика. 2. Звуковая сторона речи, звуковой состав языка. Говоры отличаются друг от друга фонетикой.

Катя ангелочек

Фоне́тика (от греч. φωνή - «звук» , φωνηεντικός - «звуковой») - раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку) .

Предмет фонетики
К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.
Три аспекта фонетических исследований
1) анатомо-физиологический (артикуляционный)
Исследует звук речи с точки зрения его создания:
Какие органы речи участвуют в его произношении;
Активны или пассивны голосовые связки
Вытянуты ли губы вперед и т. д.
2) акустический (физический)
Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту) , силу (амплитуду) , длительность.
3) функциональный аспект (фонологический)
Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
История фонетики как науки
Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана) . В конце XVIII века X. Краценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. P. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie(нем.) » (1872).
Методы фонетических исследований
Артикуляционный аспект:
cамонаблюдение (интроспекция)
палатографирование
лингвографирование
одонтографирование
фотографирование
киносъёмка
рентгеносъёмка.
Акустический аспект:
осциллографирование - преобразование колебаний воздуха в акустический сигнал
спектрографирование
интонографирование.
Основные фонетические единицы и средства

Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт) , фонетические фразы (синтагмы) .
Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма (речевой такт) - отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие) , тактовое ударение не очень интенсивно.
Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
Слог - наименьшая единица речевой цепочки.
Звук - минимальная фонетическая единица.
Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон) , динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность) .
Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность - время звучания сегмент

Екатерина лебедева

Фоне́тика (от греч. φωνή - «звук» , φωνηεντικός - «звуковой») - раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Даниил ехлаков


Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.
Содержание [убрать]
1Предмет фонетики
2Четыре аспекта фонетических исследований
3История фонетики как науки
4Методы фонетических исследований
5Основные фонетические единицы и средства
6Разделы фонетики
7Артикуляционная фонетика
8Перцептивная фонетика
9Классификация звуков речи
9.1Акустические признаки
9.2Артикуляционные признаки
9.3Согласные
9.3.1Шумные
9.3.2Сонорные
9.3.3Место образования
9.4Гласные
10Фонетика русского языка
10.1Чередования
11См. также
12Примечания
Предмет фонетики [править | править вики-текст]
К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.
Четыре аспекта фонетических исследований [править | править вики-текст]
1) анатомо-физиологический (артикуляционный) - исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; активны или пассивны голосовые связки; и т. д
2) акустический (физический) - рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3) функциональный аспект (фонологический) - изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
4) перцептивный - изучает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношения между произнесёнными звуками и услышанными.
История фонетики как науки [править | править вики-текст]
Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. Ф. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Эрнста фон Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.)» (1872).
Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Панини, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ж. П. Руссло, П. Пасси, Ж. Жильерон, Э. Зиверс, М. Граммон, Д. Джоунз, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Г. Фант, М. Халле, Л. Р. Зиндер, Р. И. Аванесов, М. В. Панов, Л. Л. Касаткин, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова.
Методы фонетических исследований [править | править вики-текст]
Артикуляционный аспект:
самонаблюдение (интроспекция)
палатографирование
лингвографирование
одонтографирование
фотографирование
киносъёмка
рентгеносъёмка.
Акустический аспект:
осциллографирование
спектрографирование
интонографирование.
Основные фонетические единицы и средства [править | править вики-текст]
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
Сегментные единицы - единицы, которые можно выдели

Хадижат омарова

Изучает звуковую сторону языка: звуки речи, способы их образования, акустические свойства, закономерности звуковых изменений, классификацию звуков, ударение, слогораздел.
Фонетическая транскрипция-специальный вид письма, передающий звуковой облик слов.
Звук речи-наименьшая единица звучащей речи.

Yazida gawazova

фонетика это часть науки о языке, которая изучает звуки, являющиеся составной частью слов. Фонетика имеет связь с такими разделами русского языка, как орфография, культура речи, а также словообразование и многие другие

Итак, начнем наш разговор с того, что скажем, что такое фонетика. Фонетика - это часть науки о языке, которая изучает звуки, являющиеся составной частью слов. Фонетика имеет связь с такими разделами русского языка, как орфография, культура речи, а также словообразование и многие другие.
Подробнее на Elhow: http://elhow.ru/ucheba/russkij-jazyk/fonetika/chto-takoe-fonetika?utm_source=users&utm_medium=ct&utm_campaign=ct

Иван королев

Фонетика-это раздел языка (наука) , который изучает звуки (звуковой состав языка). Все глухие звуки содержатся в следующей фразе: "Степка, хочешь щец? -Фи! "(с, т, п, к, ч, х, ш, ш, ц, ф). Парные согласные по глухости/звонкости: б, п, в, ф, к, г, д, т, ж, ш, з, с. ВСЕГДА МЯГКИЕ: ч, щ, й. ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ: ж, ш, ц.

Марина сигаева

Фоне́тика (от греч. φωνή - «звук», φωνηεντικός - «звуковой») - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.

Чугаева татьяна

Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т. е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.
Звук как единица языка.
Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.
Звуки гласные и согласные.
Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Гласные звуки (6 шт.) - это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума.

§ 26. Термин "фонетика", как и многие другие лингвистические термины, – греческого происхождения (ср. греч. phone – "звук", phonetikos – "звуковой, голосовой", phonetike – "фонетика"). Подобно многим другим языковедческим терминам, в том числе и обозначающим названия языковых уровней, данный термин неоднозначен: им обозначается не только один из уровней языковой системы, но и раздел науки о языке, изучающий соответствующий языковой уровень, единицы последнего, их признаки, взаимоотношения между ними и т.д. Именно так объясняется термин "фонетика" в разных словарях – общих толковых и терминологических. Под фонетикой понимается, соответственно, "звуковой состав языка" и "раздел языкознания, изучающий звуковой состав языка" , "звуковой строй языка" и "раздел лингвистики, изучающий звуковой строй языка" , "акустические и физиологические (артикуляционные) свойства данного языка" и "раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические свойства, т.е. физиологию и акустику звуков речи" и т.п.

Наряду с термином "фонетика" в современном языкознании употребляются и другие соотносительные по значению однокоренные термины – "фонемика", "фонематика", "фонология", "фонемология", "фонематология". Наиболее распространенным из них является термин "фонология", который обычно используется для обозначения раздела языкознания, или, точнее, раздела фонетики, изучающего "звуки речи как средство различения звуковых оболочек (звуковой стороны, выражения) слов и морфем..." . В то же время термин "фонология" иногда употребляется также для обозначения фонетики в рассмотренном выше ее понимании, т.е. в значении учения о звуковом составе, фонетическом уровне языка вообще . Некоторые зарубежные ученые (М. Граммон, Ф. де Соссюр) называли этим термином учение о звуках речи как физико-физиологических явлениях , использовали его для обозначения "изучения звуков речи во всех их тончайших оттенках безотносительно к их значимости" . В аналогичном значении, в значении звукового строя языка, термин "фонология" иногда употребляется и в отечественном языкознании. Это видно из таких высказываний, как, например: "Задача у науки о звуковом строе языка (у фонологии) одна: установление единиц этого строя, их системы и их функционирования или эволюции..." ; "...до сих пор фонология в основном занимается характеристикой и систематикой репрезентантов фонем, а не фонем..." . По свидетельству Л. Р. Зиндера, в подобном значении некоторыми советскими лингвистами употребляется и термин "фонемология" . На основании изложенного представляется возможным упорядочить использование рассматриваемых терминов, а именно: термин "фонетика" сохранить в одном из двух его значений – использовать для обозначения фонетического уровня, фонетического строя языка (ср. "лексика"), а термин "фонология" применять для обозначения раздела языкознания, изучающего фонетический строй, единицы фонетического уровня языка (ср. "лексика" и "лексикология").

Объектом изучения в разделе фонетики, как уже было сказано при определении понятия фонетики, являются прежде всего звуки речи, или фонемы, звуковой строй, фонемный состав языка. Именно "учение о звуках... в современной фонетике занимает центральное место" . В то же время в фонетике изучаются и другие единицы языка, языковые средства, которые сами по себе, подобно звукам речи, не выражают языковых значений. Это такие отрезки звучащей речи, сегменты речевого потока, как слоги, дифтонги, трифтонги и т.п., а также некоторые несегментные, нелинейные единицы, такие, как ударение, интонация; "с изучением звуков тесно связано изучение и других явлений звуковой стороны языка: ударения, слога, интонации, в исследовании которых фонетика добилась значительных успехов" . По словам М. И. Матусевич, в фонетике изучается "вся звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, но и их фонетические чередования, различные виды ударения (в словах и во фразах), мелодические типы (т.е. типы интонаций. – В. Н.) и ряд других вопросов, касающихся звукового оформления речи" (подробнее о таких фонетических явлениях см. ниже).

Кроме названных фонетических средств, в качестве объекта фонетики как раздела языкознания нередко рассматриваются и такие сегментные единицы, или отрезки звучащей речи, как фонетическое слово, такт (речевой такт), фраза (фонетическая фраза, фонологическая фраза) . При этом такие единицы, наряду со звуками речи и слогами, иногда определяются как основные фонетические единицы языка .

Многообразие языковых средств, рассматриваемых в качестве объекта фонетики, находит отражение в предлагаемых некоторыми лингвистами определениях данного раздела языкознания. В качестве примера можно привести следующее утверждение: "Фонетика... – наука о звуках человеческой речи, или фонемах, о слогах, речевых тактах, а также о таких звуковых явлениях, которые тесно связаны с целыми словами и предложениями и самостоятельно не вычленяются в речи (ударение, интонация)..." .

Для обозначения совокупности разнородных языковых явлений, изучаемых в разделе фонетики, нередко используются такие выражения, как "звуковые средства", "звуковой материал", "звуковая сторона языка", а изучающий эти явления раздел науки о языке определяется, соответственно, как "раздел языкознания, изучающий языковые средства языка" , как наука о "звуковом материале" языка , как раздел языкознания, изучающий его "звуковую сторону" .

§ 27. Фонетическим словом называется отрезок речи, объединенный одним словесным ударением. Это – "либо одна словоформа, несущая на себе ударение, либо сочетание в потоке речи ударной словоформы с соседней безударной словоформой (реже с двумя безударными словоформами)" .

Фонетическое слово называют еще фонологическим словом , акцентным словом , акцентной группой , большим словом .

Безударные слова, входящие в состав фонетического слова, называются клитиками, среди которых различают проклитики, т.е. слова, располагающиеся перед самостоятельными, ударяемыми словами (ср. греч. proklino – "наклоняю вперед"), и энклитики , т.е. слова, располагающиеся после ударяемого слова (ср. греч. enklind – "склоняюсь"), В качестве проклитик выступают, например, предлоги в русском и многих других языках (ср.: на столе, у стола, со стола, за столом, под столом), частица не в русском языке (ср.: не хочу, не пришел, не спится), артикли в немецком, английском, французском и других языках (ср. в немецком языке: der Mensch – человек, die Hand – рука, das Buch – книга). В качестве энклитиков выступают, например, некоторые русские постпозитивные частицы (ср.: сказал бы, садись же, хочешь ли), особые, сокращенные формы личного местоимения в польском языке: go (наряду с jego – "его"), ти (наряду с jemu – "ему"), древняя форма винительного падежа единственного числа возвратного местоимения siq в том же польском языке, которой в русском языке соответствует возвратная частица, или постфикс, -ся (-сь) (ср., например: dobrac siq – "добраться", prosic siq – "проситься", zapominac siq – "забываться"). В некоторых случаях в состав фонетического слова могут входить одновременно и проклитики, и энклитики (ср. в русском языке: а придет ли, да сегодня же, на дачу бы).

Словесное ударение в составе фонетического слова может перемещаться с самостоятельного, основного слова на служебное, т.е. на клитики, обычно употребляемые без ударения. Это характерно, в частности, для некоторых языков с фиксированным ударением. Так, например, в польском языке, где ударение постоянно падает на предпоследний слог, при сочетании односложных слов (словоформ) со слоговыми предлогами или отрицательной частицей те ударение закономерно переходит на последние (ср.: do mnie – "ко мне", za rok – "за год", nie mam – "не имею"). Аналогичное явление имеет место и в русском языке, при нефиксированном ударении (ср.: на пол, за город, под руку, не был, не жил).

Фонетические слова, равно как и слоги, выделяются в потоке речи на основе собственно фонетических признаков (отношений), без учета выражаемого ими смысла .

Примечание . Возможны случаи, когда разные фонетические слона входят в состав одного слова как лексической единицы языка (так называемого словарного, или орфографического, слова). Это бывает тогда, когда слово (словоформа) имеет два равноправных, равноценных ударения, т.е. разные ударения в слове имеют одинаковую силу, например в немецком слове blutarm – "очень бледный" . Некоторые ученые в качестве разных фонетических слов рассматривают также части сложных лексических единиц, имеющих дополнительное, второстепенное, или побочное, ударение (наряду с основным, главным ударением), т.е. части этих слов, объединенные и основным, и дополнительным ударением. Это иллюстрируется такими примерами: высокоуважа́емый, перепончатокры́лые . По мнению других лингвистов, фонетическое (акцентное) слово создается главным ударением; "с помощью второстепенного ударения создается лишь некоторое различение внутри единого смыслового и фонетического целого" .

Такт (речевой такт) представляет собой отрезок речи между двумя краткими (ограничительными) паузами; он может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения .

По определению О. С. Ахмановой, такт – это "основная единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами (или минимумами ритмо-мелодической интенсивности)" . В лингвистической литературе данная фонетическая единица называется также речевым звеном , дыхательной группой . Чаще всего в этом значении используется термин "синтагма" .

Фраза (фонетическая, фонологическая фраза) – самая крупная фонетическая единица. Фраза (от греч. phmsis – "выражение, способ выражения") – это "ряд тактов, объединенных и выделенных интонацией (в частном случае ряд может состоять и из одного такта)" .

Для обозначения данной фонетической единицы иногда используются и другие термины, например: "фонетическое словосочетание" , "высказывание" , "интонема" .

Термином "фраза" нередко обозначается также фонетическая единица, обычно называемая тактом, или речевым тактом . По определению Н. Д. Светозарова, фразой называется (наряду с другими понятиями) "любое интонационно-смысловое единство, ограниченное с двух сторон паузами" . При таком употреблении данного термина "в нем объединяются понятия Ф. (т.е. фразы. – В. Я.) и синтагмы" .

§ 28. Задачи фонетики как раздела языкознания определяются объектом исследования. Фонетика занимается всесторонним изучением различных фонетических средств языка (языков), их фонетических свойств и т.д. (см. § 27). Фонетические средства изучаются в фонетике с точки зрения их функционирования в речи и изменения в процессе языкового развития. При более широком понимании фонетики как раздела лингвистики в ее задачи включается также изучение норм произношения звуков речи (соответственно выделяется подраздел орфоэпии), совокупности графических, начертательных знаков, используемых для передачи звуков речи на письме (выделяется подраздел графики), системы правил передачи звуков речи на письме, написания значимых единиц языка (подраздел орфографии).

В зависимости от характера задач, решаемых в области фонетики, принято различать фонетику частную и общую (подобно тому, как различается частное и общее языкознание). Частная фонетика занимается изучением фонетических средств, различных фонетических явлений отдельных конкретных языков или определенных групп языков, их фонетических систем в целом, вопросов функционирования и развития фонетических систем соответствующих языков. Общая фонетика изучает общие фонетические закономерности, действующие в разных языках, на основе данных, полученных в результате анализа фонетических явлений отдельных конкретных языков. В свою очередь, она является теоретической основой для изучения фонетических систем, разных фонетических явлений этих языков.

В рамках частной фонетики различается фонетика описательная, или синхроническая, и фонетика историческая, или диахроническая. Описательная фонетика изучает звуки речи и другие фонетические явления с точки зрения их функционирования, взаимодействия и использования на определенном этапе развития данного языка, в частности, в его современном состоянии. Историческая фонетика занимается изучением вопросов формирования, изменения и развития разных фонетических явлений отдельных языков или определенных групп языков и фонетических систем этих языков в целом.

В описательной фонетике звуки речи как важнейшие единицы фонетического строя языка изучаются в разных аспектах, с разных точек зрения. Обычно говорят о трех аспектах изучения звуков речи, таких, как 1) физический, или акустический, 2) биологический, физиологический (анатомо-физиологический), или артикуляционный, и 3) собственно лингвистический, социальный, или функциональный. В соответствии с этим различается фонетика акустическая, артикуляционная и функциональная.

Акустическая фонетика рассматривает звуки речи с точки зрения их физических, или акустических, признаков, т.е. изучает акустические свойства звуков, которые позволяют воспринимать звуки речи на слух и различать их.

Наряду с акустической фонетикой, акустическим аспектом изучения звуков речи, некоторые лингвисты особо выделяют перцептивный аспект, предполагающий изучение звуков с точки зрения их восприятия человеком, слушающим звучащую речь . Название этого аспекта связано по значению со словом перцепция , которое восходит к латинскому perceptio (понимание, познавание) и объясняется как "отражение предметов и явлений реального мира в их целом во время воздействия их на наши органы чувств; восприятие..." .

Артикуляционная фонетика изучает биологические, физиологические свойства звуков, физиологию их образования, т.е. работу органов речи, в результате которой образуются соответствующие звуки, а также устройство речевого аппарата.

Функциональная фонетика занимается изучением звуков речи с точки зрения их социального использования в процессе общения, выполняемой ими функции, или назначения, – служить средством общения людей.

Функциональная фонетика обычно называется фонологией, которая противопоставляется фонетике акустической и артикуляционной. Иными словами, различаются собственно фонетика, включающая акустическую и артикуляционную фонетику, и фонология как особый подраздел фонетики, или самостоятельный "раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее функциональной значимости" , "раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство различения звуковых оболочек (звуковой стороны, выражения) слов и морфем..." . По словам Л. Р. Зиндера, "звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляционном и функционально-языковом аспектах", в соответствии с чем различается собственно фонетика и фонология . Таким образом, термин "фонетика" используется в широком смысле (как учение о звуках речи в трех названных выше аспектах) и в более узком смысле (как учение о звуках речи в акустическом и артикуляционном аспектах).

При изучении звуковых единиц языка в современной лингвистике осуществляются различные опыты, эксперименты. В связи с этим особо выделяется экспериментальная фонетика, в задачи которой входит изучение звуковых единиц языка на основе опытов, экспериментов . В экспериментальной фонетике часто используются различные технические средства – приборы, аппараты, поэтому ее нередко называют фонетикой инструментальной , или аппаратурной .

Используемые в фонетических исследованиях технические средства позволяют более точно определить акустические и артикуляционные признаки звуков речи, характер изменения звуков в речевом потоке. Так, например, с помощью специальною прибора, называемого осциллографом, звуковые колебания превращаются в колебания электрического тока, светового луча, фиксируемые на кинопленке или на экране, что позволяет определить длительность, силу звука, высоту его тона. С помощью спектрографа (звукового спектрографа) можно получить общую акустическую картину звука речи. Искусственное небо (пластинка из целлулоида или иного тонкого материала, покрытая тальком) позволяет зафиксировать положение языка по отношению к небу при произнесении того или иного звука. Использование рентгеновского аппарата дает возможность наблюдать за положением и изменением разных органов речи в процессе их работы. При помощи технических средств искусственным путем (без участия человека) создаются речеподобные звуки .

§ 29. Значение фонетики. Фонетика изучает единицы языка, которые непосредственно не выражают каких-либо значений, сами по себе не содержат какой-либо информации, поэтому на первый взгляд может показаться, что изучение фонетических единиц не имеет существенного значения. На самом деле это не так: изучение фонетических единиц имеет исключительно важное как теоретическое, так и практическое, прикладное значение.

Теоретическое значение фонетики объясняется прежде всего тем, что она имеет дело с такими материальными единицами языка, как звуки речи, т.е. единицами, без материального воплощения которых невозможно представить себе другие, более сложные единицы языка и в целом язык как средство общения людей. По словам Р. И. Аванесова, "без знакомства с фонетической системой языка невозможно теоретическое или практическое изучение языка" , в частности его грамматического строя и словарного состава . Неслучайно именно с фонетики обычно начинается научное описание и изучение языков.

Изучение звуковой системы языка, изменения элементов этой системы, закономерностей изменения звуков речи в процессе исторического развития языка имеет важное значение для исторического языкознания, прежде всего для исторической грамматики и исторической лексикологии. Оно "помогает нам не только объяснить происходившие в языке изменения, но и в какой-то мере предсказать возможные пути развития его" .

Практическое, прикладное значение фонетики в области языкознания состоит, прежде всего, в том, что на основе данных фонетики создаются системы письма для бесписьменных языков и совершенствуются существующие письменные системы; фонетика положена в основу обучения письму и чтению; на нее опирается изучение произношения на неродном языке.

Лингвистические сведения, полученные в результате фонетических исследований, практически используются и в других сферах человеческой деятельности. В медицине (в такой ее отрасли, как логопе́дия), например, они широко используются для успешного лечения речевых расстройств, устранения дефектов речи. Лингвистические сведения в области фонетики необходимы для совершенствования технических средств связи, для повышения эффективности их работы, увеличения пропускной способности телефонных линий и т.д.

  • Словарь современного русского литературного языка. Т. 16. С. 1472.
  • Словарь иностранных слов. С. 743.
  • Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. С. 496; см. также: Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Справочник лингвистических терминов. С. 464.
  • Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. С. 499.
  • Об этом см., например: Зиндер Л. Р. Общая фонетика. 2-е изд. М., 1979. С. 12.
  • См. об этом: Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 57.
  • Щерба Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. Т. 1. С. 162.
  • Реформатский А. А. Из истории отечественной филологии. М., 1970. С. 83.
  • Торсуев Г. II. Проблемы теоретической фонетики и фонологии. М., 1969. С. 15-16.
  • См.: Зиндер Л. Р. Общая фонетика. С. 12.
  • Зиндер Л. Р. Общая фонетика. С. 4.
  • Там же.
  • Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. С. 5.
  • См., например: Волгина Н. С., Розенталь Д. Э„ Фомина М. И., Цапукевич В. В. Современный русский язык. 3-е изд. М., 1966. С. 74; Русский язык: энциклопедия / гл. ред. ТО. Н. Караулов. С. 598.
  • См.: Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. С. 598.
  • Головин Б. Н. Введение в языкознание. 1966. С. 23–24.

С вопросом «Что такое фонетика?» рано или поздно сталкивается любой образованный Почему? Ну, во-первых, такие науки, как фонетика и фонология поверхностно изучаются в общеобразовательных школах (углубленно - в специализированных), ведь именно в стенах учебных заведений учеников начинают обучать правильному произношению звуков.

Во-вторых, нередко вопрос «А что такое фонетика вообще?» мы задаем преподавателям, едва записавшись на популярные нынче курсы иностранных языков.

Я попытаюсь ответить на этот вопрос очень подробно, но в то же время в простой и понятной манере. Для удобства статья будет разделена на несколько частей.

1. Фонетика и фонология - разделы современной лингвистики

В современной лингвистике звуковую сторону языка принято рассматривать в двух основных аспектах: акустико-артикулярном (с точки зрения фонетики) и функциональном (с точки зрения фонологии). Единицей фонетики является звук, фонологии - фонема.

Фонетический аспект предполагает изучение звуков с артикуляционно-акустической позиции, т.е. отвечает на вопрос, как именно образуются звуки и как взаимодействуют речевые органы в процессе говорения.

Ученые-лингвисты определяют как минимальные единицы речевой цепи, которые являются результатом сложной артикуляционной деятельности человека. Для них также характерны определенные акустические и перцептивные (связанные с восприятием речи) свойства. Фонологический аспект изучает собственно лингвистическую сторону фонемы и определяет, какую функцию выполняет она в процессе коммуникации.

2. Что такое фонетика? Основные разделы науки

Фонетика - это наука, изучающая звуковую сторону языка. Но это не просто учение о звуках, как принято считать. Фонетика рассматривает еще и интонацию, ударение, слоги и паузы. Но главным предметом исследования все-таки являются издаваемые человеком звуки, способы их образования и акустические свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.

Основные единицы фонетики, вычленяемые из звучащей речи, называются линейными (сегментными). К ним относятся:

  • звук;
  • слог;
  • такт;
  • фонетическое слово;
  • фраза.

Но есть и суперсегментные: ударение, пауза, интонация. Они оформляют уже звучащую речь, помогая сделать ее более выразительной.

3. Фонетика и орфоэпия

Под орфоэпией следует понимать учение о нормах о специальных правилах, которые применяются при произношении не только отдельных звуков, но и их сочетаний. Наука также затрагивает и закономерности в постановке ударения.

Орфоэпической нормой называют произносительный вариант, который единственно возможен в данном слове. Он соответствует как системе произношения, так и основным закономерностям развития определенного языка.

Включают в себя фонетическую систему языка, а именно состав различаемых в современном языке фонем, их качество и изменения, происходящие в определенных фонетических позициях. Орфоэпия также охватывает произношение отдельных грамматических форм.

Следует обратить внимание на то, что эта наука не охватывает, например, такую важную сторону звучащей речи, как дикция. Многие считают, что, скажем, заикание и картавость тоже являются отдельными отраслями языкознания. Проблемы дикции рассматривает медицина. Почему? Потому что теоретически человек может иметь идеальную дикцию, но в тоже время абсолютно не владеть литературным произношением.

Я думаю, что смогла ответить на поставленный в самом начале статьи вопрос, что такое фонетика, а заодно мне удалось объяснить и доказать читателям, что человек не может существовать без знания языка. Без него непременно остановилось бы любое развитие общества, искусства, техники и науки. Способность выражать мысли образно, точно и ясно не дается природой, это приобретенный навык, которому приходится учиться долго, терпеливо и упорно. Изучение языка помогает тем, кто стремится лучше писать и говорить, ведь для того, чтобы выражать мысли, важно уметь вовремя подобрать самые нужные и точные слова.

Основная форма существования языка – звуковая, письменная форма вторична.

Письменность – исторически конкретная форма фиксации звучащей речи и прямого отношения к сущности языка не имеет. В общем виде фонетику можно определить как уровень языка, отражающий его звуковую сторону (и соответственно -науку о нем).

ФОНЕТИКА (греч. phonetikos «звуковой, голосовой», phone «звук») – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

Существуют различные определения предмета фонетики : одни ученые предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский), другие ученые в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин, А.А. Гвоздев, Л.Л. Касаткин, М.В. .Панов); способы обозначения на письме звуковых единиц (графика) + правила написания значимых единиц (Щерба).

Фонетика изучает систему звуков, их закономерные чередования в потоке речи, ударение, его виды, интонацию, членение звукового потока на слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке.

Фонетика как уровень языка обладает следующими функциями : 1) основные - конституирующая (строительная) и, напротив, дифференцирующая (смыслоразличительная); последняя является главной, так как именно она отвечает за основной принцип речи - членораздельность; 2) дополнительные - символическая (приобретение звуком смысловой значимости в поэзии, к примеру) и эстетическая.
Виды фонетики.

В зависимости от предмета и задач фонетики различают общую фонетику и частную.
Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Частная фонетика то же самое, только в пределах одного языка.

С точки зрения подхода:

Синхронная (описательная)

Диахронная (историческая) (dia – сквозь, через)
Описательная фонетика (СФ) исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Источником СФ явл. живой звучащий язык.

ДФ изучает звуковую сторону языка в ее историческом развитии.

Сопоставительная фонетика устанавливает сходства и различия в фонетическом строе разных языков.
Экспериментальная фонетика (инструментальная) является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами:

Непосредственное наблюдение (при помощи различных приборов)

Самонаблюдение

Ученик Б.де Куртенэ – В.А. Богородецкий первым в мире создал экспериментальную лабораторию при Казанском универе в 1884 г.

В Париже создана в 1886 г.

В 1899 г. С.К. Булич создает такую же лаборатория в Петерб. Универе. В 1909 г. Л.Н. Щерба.

Такая лаборатория сейчас создана в РАН.

Основные методы фонетических исследований.

1. Палатография (palatum – нёба) (статистическая и динамическая).

При помощи этого метода устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании.

2. Рентгенография позволяет увидеть положение органов речи и их движение.

3. Осциллография позволяет определить длительность, силу и интенсивность звуков.

4. Глотография (греч. gloto – горло, язык) – электронный прибор для регистрации работы голосовых связок.

5. Ларингоскоп: для изучения работы гортани

6. ЭВМ с 80-х гг.

7. Анкеты, вопросники и тд – социофонетика.

Разделы фонетики.

1. Собственно фонетика – изучает общие вопросы звуковой организации языка (артикул.-акустич. св-ва зв. и тд.)

2. Фонология – изучение звуковой природы языка в ее функциональной значимости.

3. Акцентология – изучает вопросы ударения.

4. Интоналогия (лат. intonare – громко произносить) – изучение общих и частных интонаций.

5. Силлабика (греч. syllabe – слог) – изучает природу слога и проблему слогоделения.

6. Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos - речь) – изучает нормативное произношение.

Связь фонетики с другими дисциплинами. Прикладное значение фонетики.

Связь фонетики с другими науками.

Среди всех лингвистических дисциплин только фонетика изучает план выражения языкового знака. Звуковая сторона автономна и развивается по своим законам – это дает фонетике право на самостоятельное существование.

Фонетика напрямую связана с орфографией : Фонетика формулирует правила произношения отдельных звуков и их групп, изучает и устанавливает правила взаимоотношения фонемы и графемы, их соответствие:

Например: [p] → p: p en

→ pp: happ y

→ gh: hiccough /hiccup

→ графема присутствует, но звука нет: pn eumonia

Фонетика связана с грамматикой

  1. через правила чтения.

Чтение окончаний существительных во мн. числе: основа +S = [s] / [z] /

Чтение окончаний правильных глаголов в прошедшем времени: основа +ed = [t] / [d] /

  1. чередование фонем (гласных или согласных) при образовании множественного числа существительных и временных форм неправильных глаголов.

foo t – fee t –

si ng – sa ng – su ng [i] – [æ] – [Λ]

leaf – leav es [f] – [v]

bath – bath s [θ] – [ð]

  1. через интонацию.

Интонация помогает определить логический предикат предложения.

‘He came home. (Who?)

He ‘came home. (Did he come?)

He came ‘home. (Where?)

Фонетика связана с лексикологией

  1. только ударение различает грамматическую категорию и значение слова:

‘object (предмет) - to ob’ject (не одобрять)

‘abstract (реферат) - to ab’stract (извлекать)

  1. сложные слова и сочетания слов различаются ударением:

‘bluebottle – василек и ‘blue ‘bottle – синяя бутылка; ‘blackbird – черный дрозд и ‘black ‘bird – черная птица

  1. омографы – слова с одинаковым написанием, но разным произношением. Благодаря произношению можно определить их лексическое значение.

Wind - ветер / – виток

Bow - лук / – поклон

Tear - разрыв / – слеза

Фонетика связана со стилистикой через интонацию и ее компоненты: ритм, паузу, мелодику, а также через такие явления как рифма, аллитерация, которые основываются на повторяемости звуков. Например, повторение звука [m] в стихотворении создает настроение веселья (merriment):

There are twelve months in all the year,

As I hear many men say,

But the merriest month in all the year

Is the merry month of May.

Еще одно стилистическое средство, иллюстрирующее связь с фонетикой, носит название ономатопея. Сюда относятся слова, условно передающие природные звуки или крики животных:

Bow-wow, says the dog;

Mew-mew, says the cat;

Grunt-grunt, goes the hog;

And squeak, goes the rat.

Из нелингвистических наук, изучающих звуковую сторону языка, фонетика связана с акустикой, физиологией, анатомией . Но фонетика изучает лингвистическую сущность звуковых явлений (т.е. какую функцию они выполняют в речи).

Фонетика связана с медициной и психологией при лечении люди с патологией речи.

Фонетика связана с социальными науками.

Социофонетика изучает взаимодействие произношения и общества, изменение фонетических структур в соответствии с разными социальными функциями.

Кто (мужчина / женщина, пожилой / молодой, городской / сельский …)

как (ласково, с угрозой, спокойно …)

используя какие фонетические средства

кому (другу, начальнику, незнакомцу …)

когда (на работе, дома...)

и почему (чтобы убедить, попросить …)

говорит .

Фонетика связана с рядом технических дисциплин . Прежде всего, это экспериментальная фонетика – построить прибор, провести исследования, подсчитать результат.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕТИКИ. Фонетика имеет целый ряд прикладных аспектов: преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха, в логопедии, сурдопедагогике. Фонетические данные широко используются при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека, в медицине при диагностике и исследовании афазий. В целом ряде технических направлений также используются фонетические данные: для улучшения качестве передачи речи по каналам связи, в робототехнике при разработке систем, управляемых звучащей речью, для автоматического распознавания речи и т.д.