Оскар Нимейер: «Маэстро Архитектуры. Бразильский архитектор Оскар Нимейер: биография, работы. Музей и культурный центр Оскара Нимейера

Построенные по проектам Оскара Нимейера здания - такой же бренд Бразилии, как кофе, футбол, карнавал и статуя Христа. В преддверии открытия XXXI Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро Лайф #Дом рассказывает о главном архитекторе Латинской Америки, в творчестве которого, как оказалось, так много советского.

Оскар Нимейер умер в 2012 году в возрасте 104 лет, оставив после себя более 400 зданий в 18 странах мира. Современный облик столичного Бразилиа во многом его заслуга. Его имя стало синонимом нового бразильского зодчества. За 80 лет своей работы он создал архитектурный облик двух крупнейших бразильских городов - Рио и Бразилиа, оставив в прошлом устаревший колониальный стиль, столь привычный для Латинской Америки.

Оскар и здание ООН

Он начал свою карьеру в 1939 году с проектирования павильона Бразилии на Всемирной выставке в Нью-Йорке (New York World"s Fair). Но статус архитектурной суперзвезды Нимейер получил после того, как стал участником команды архитекторов, участвовавших в разработке проекта штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Окончательный же вид здания основывался на его идеях, включивших в себя лишь небольшие дополнения его учителя - Ле Корбюзье.

После завершения строительства штаб-квартиры ООН Нимейер получил назначение на пост декана Высшей школы дизайна при Гарвардском университете, но Правительство США отказало ему в американской визе из-за членства в коммунистической партии Бразилии. "Идейный враг", дескать...

tiny-mce-image-wide-container mceNonEditable">

Принципиальная новизна подхода состояла в слиянии утопического и монументального: глядя на перевёрнутые белые чаши и две параллельные колонны, можно подумать, что внутри этого космического здания находится галерея современного искусства или художественный университет, но уж точно никак не скучные бюрократические коридоры Национального конгресса Бразилии.

То же можно сказать и о кафедральном соборе в виде воздетых к небу рук, в котором неподготовленный зритель вряд ли распознает религиозное сооружение. И уж тем более сложно поверить, что все эти пластичные и текучие конструкции построены из монолитного железобетона.

К самым известным зданиям, которые Нимейер спроектировал в Бразилиа, относятся Дворец Национального конгресса, Дворец правительства, Министерство юстиции, Дворец Верховного суда, Дворец рассвета, Кафедральный собор. После провозглашения Бразилиа новой столицей Нимейер подал в отставку с поста главного зодчего правительства и вернулся к жизни частного архитектора.

Кстати, казино в богатом пригороде так и не было использовано по назначению: в 1946 году власти Бразилии приняли закон о запрете азартных игр, а здание превратилось в Музей современного искусства.

Оскар и коммунисты

В юности Нимейер интересовался коммунистической идеологией, а в 1945 году присоединился к Бразильской коммунистической партии, что спустя двадцать лет стало для него серьёзной проблемой: тогда правительство было свергнуто вследствие военного переворота.

Оскар Нимейер симпатизировал СССР, был знаком с Фиделем Кастро, а в 1963 году стал лауреатом Ленинской премии за "укрепление мира между народами".

Из-за своих левых взглядов ему пришлось бежать из страны в 1965 году и поселиться во Франции, где он занялся проектированием жилых зданий для Европы и Северной Африки, а также разрабатывал дизайн мебели.

Нимейер спроектировал штаб-квартиру Коммунистической партии в Париже в 1985 году, а чуть позднее - в конце военной диктатуры - вернулся на родину.

Россия, к сожалению, не входит в список стран, где Нимейер оставил архитектурный след. Но, несмотря на это, у бразильца с советскими конструктивистами очень много общего: то же самое следование принципам функционализма, выбор чистых линий и белого цвета в противоположность любым орнаментам и фактурам, а также проекты по строительству массового жилья. Единственное, чем он, пожалуй, от них отличался, это любовь к плавным линиям и изгибам вместо острых углов и чётких линий.

Одним из известнейших проектов массового жилья стал жилой дом "Копан" в Сан-Паулу, напоминающий застывшую морскую волну, - самый большой жилой комплекс в Латинской Америке. На площади в 6000 м² уместилось 38 этажей и почти 5 тысяч жителей. "Копан" даже имеет свой собственный почтовый индекс. Эта работа перекликается с марсельской "Жилой единицей" Ле Корбюзье и домами-коммунами в СССР.

Оскар получает "Оскар"

80-е годы XX века - время критического переосмысления конструктивизма, когда скепсису подверглись такие живые классики архитектуры, как Мис Ван дер Рое и Ле Корбюзье, в своё время предлагавший взрывать европейские города, чтобы застроить их одинаковыми "домами-машинами для жилья".

Было очевидно, что коммунистический проект во всём мире терпит фиаско, и критика художественных принципов утратившей актуальность идеологии воспринималась как нечто само собой разумеющееся.

Раскритикована была и бразильская утопия: Бразилиа стала символом упадка модернизма и невыполненных обещаний светлого будущего. Огромные пустые площади, заполненные монументальными белыми зданиями в окружении трущоб, казались символом предельного социального неравенства и отчуждения.

А в конце 80-х Нимейер наконец получает архитектурный "Оскар" - Притцкеровскую премию. В своей речи на вручении премии он сказал: "Моя архитектура следует старому принципу, где красота превалирует над ограничениями конструктивистской логики".

Оскар Нимейер продолжал работать до глубокой старости. В 1996 году в возрасте 89 лет он проектирует и строит Музей современного искусства в Нитерое - фантастическую летающую тарелку, зависшую над обрывом у Атлантического океана.

Одним из последних проектов великого архитектора стал концертный зал "Ибирапуэра" в Сан-Паулу. Красный козырёк над входом напоминает длинный высунутый язык - так почти столетний архитектор "показал язык" всему миру.

Ученик великого французского архитектора Ле Корбюзье, самый преданный служитель модернизма и автор более 600 зданий по всему миру Оскар Нимейер ушел из жизни в возрасте 104 лет, не дожив всего десяти дней до своего 105-летия. Это случилось 5 декабря в родном для Нимейера Рио-де-Жанейро. Здания Нимейера совершили настоящую революцию в архитектуре Бразилии XX века - за 80 лет своей работы он изменил облик этой страны.

В 1930-е годы любые постройки на родине Нимейера все еще копировали неоклассическую европейскую архитектуру - здания походили на роскошно отделанные дворцы в стиле барокко и никак не соответствовали новому образу жизни людей. Однако волею судеб Оскару удалось сломать представления его соотечественников о том, как должны выглядеть здания. В начале 40-х годов он познакомился с Жуселину Кубичеком, будущим президентом Бразилии, который предложил Нимейеру разработать проект застройки молодого города, призванного стать новой столицей. Нимейер согласился и уже через 4 года (с 1956 по 1960 год) удивил весь мир своими смелыми футуристическими постройками административных объектов Бразилиа. Больше не существовало пышных и праздных зданий, так приевшихся глазу бразильцев, остались только плавные, гибкие линии новых строений, горячо любимые самим архитектором. Своими произведениями Нимейер не только сформировал новый облик национальной архитектуры Бразилии, но и избавил страну от ее колониального прошлого, все еще отражавшегося в искусстве, и, более того, подарил ей уверенность в будущем. Он сумел разработать собственный уникальный стиль в архитектуре и стал первым, кто применил монолитный железобетон для создания плавных, изящных, ажурных конструкций.


Дворец правительства в Бразилиа, 1960

Помимо создания зданий в Бразилии Оскар Нимейер активно творил и за ее пределами, сотрудничая с зарубежными компаниями. На начальных этапах своей карьеры он стал известен миру как участник проекта по созданию штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Позднее, во время эмиграции во Францию (из-за наступления военной диктатуры в Бразилии) Нимейер создал множество общественных зданий и для Европы. Архитектор был оторван от родины и тосковал по ней, но вернуться обратно смог только в 1985 году. Через три года, в 1988-м, Нимейер получил главную архитектурную награду - Притцкеровскую премию.

Работа в родной Бразилии продолжалась вплоть до самой смерти архитектора. Вернувшись, он создал мемориал имени президента Кубичека, музей современного искусства в Нитерое, собственный музей и культурный центр "Оскар Нимейер", где проходит знаменитый бразильский карнавал.

Жилой дом "Копан" в Сан-Паулу, 1951-1965

"Меня не привлекают прямые углы и прямые, неизменные и четкие линии, созданные человеком. Меня привлекают кривые, свободные и чувственные. Те кривые, которые мы можем видеть в горных силуэтах, в форме морских волн, на теле любимой женщины", - писал Нимейер в своих мемуарах The Curves Of Time ("Кривые времени"). B uro 24/7 предлагает вспомнить несколько его "криволинейных" работ, оставивших значительный след в истории архитектуры. Тем временем в Бразилии сегодня объявлен недельный траур по ушедшему гению, а в пятницу все желающие смогут проститься с Оскаром Нимейером в Рио-де-Жанейро.


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002



Дворец Национального конгресса в Бразилиа, 1960



Национальный музей Бразилии, 2006



Кафедральный собор в Бразилиа, 1960-1970


Мемориал Кубичеку, 1980



Музей современного искусства в Нитерое, 1996


Музей Оскара Нимейера в Куритибе, 2002



Музей Оскара Нимейера в Куритибе, 2002

Текст: Гаяна Демурина

Нимейер работал постоянно и неустанно. На его рабочем столе остался лежать проект здания ресторана в Рио-де-Жанейро, над которым 104-летний зодчий трудился в последние дни жизни.

Творец жив в своих творениях. А это значит, что более 400 зданий, построенных этим фантастическим архитектором в 18 странах мира, продолжают жизнь своего Творца. В настоящий момент по его проекту заканчивается строительство музея Пеле в городе Сантос. А сколько еще готовых, но пока нереализованных проектов увидят жизнь благодаря коллегам и ученикам Нимейера, смогут рассказать наши потомки.

«Нет архитектуры древней и современной. Есть хорошая или плохая»

«Главное в архитектуре - чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею…»

«Я всю свою жизнь любил смотреть на облака, ожидая откровения в их постоянно меняющихся формах»

«…прямые линии и углы делят и разделяют пространство, а я всегда любил изгибы, которые являются сутью окружающей нас природы»

«Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины»

«Только бетон позволяет мне управлять изгибами такого широкого размаха… бетон обеспечивает непрерывную модуляцию пространства»

1. Дом Каноас (Casa das Canoas) – Рио-де-Жанейро, Бразилия. 1954

Чертежи и фотографии этого дома, построенного Нимейром для своей семьи, вошли в международные справочники по архитектуре, как яркий пример слияния здания с окружающей природой. Здесь нет четких границ и углов, конструкция дома адаптирована к неровностям земной поверхности. Одна из стен дома возведена над огромным камнем, пролежавшим тысячелетия на этом месте. Часть этого камня находится во дворе, а другая создает оригинальный интерьер гостиной.

2. Национальный Конгресс – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это самое известное здание Оскара Нимейера находится на центральной оси столицы Бразилии. Оно по праву считается главной архитектурной доминантой города.

Здание вписано в окружающий рельеф и соединено с административными корпусами подземными переходами. За зданием Конгресса находится площадь Трех Властей, где проходят торжественные парады и встречи официальных гостей.

3. Дворец рассвета (Palácio da Alvorada) – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это трехэтажное здание общей площадью 7000 м², расположенное на полуострове водохранилища Параноа, является официальной резиденцией президента Бразилии.

Медицинский центр, зал для конференций, бассейн, несколько обеденных залов, музыкальная комната и библиотека…

Первый этаж дворца предназначен для официальных приемов; на втором этаже размещены помещения для личного пользования президента и его семьи.

4. Резиденция Копан (Résidence Edifício Copan) - Сан-Пауло, Бразилия.1966

Огромное волнистое здание, напоминающее развивающийся флаг, это – самый большой жилой комплекс в Латинской Америке.

В принципе, это один дом. Но дом настолько большой, что у него есть даже свой почтовый индекс. На площади в 6006 м², под крышей 38-этажного Копана, разместилось шесть жилых блоков, в которых проживает около 5 тысяч человек, и торговый центр.

5. Кафедральный собор (Catedral de Brasília) – Бразилиа, Бразилия. 1970

Именно за проект этого собора Нимейер получил Притцкеровскую премию "за лучшее сооружение в стиле модернизма".

Шестнадцать гиперболоидных колонн католического собора Пресвятой Девы Марии символизируют 8 пар рук, воздетых к небу.

Чтобы попасть внутрь собора, необходимо спуститься на несколько метров под землю. Пройдя по темному коридору, как сквозь темноту собственных грехов, посетитель попадает в светлое, яркое, сказочное пространство. Свет с потолка и сквозь витражи, расположенные между 16 колоннами, дает ощущение бесконечного райского счастья.

6. Культурный центр Вулкан – Гавр, Франция. 1982

Культурный центр Вулкан - одна из достопримечательностей города Гавра. Он состоит из двух блоков, которые называют соответственно «Большой вулкан» и «Малый вулкан». В Большом находятся театр на 1200 мест и 350-местный кинотеатр. В Малом – несколько различных залов от 60 до 500 мест.

7. Музей современного искусства – Нитерой, Бразилия. 1996

По мнению архитектора, это его самый грандиозный проект.

Здесь грандиозно все: необычный внешний вид здания, который все единодушно окрестили «космическим кораблем инопланетян»; расположение залов экспозиций по спирали; и завораживающий вид, который открывается со смотровой площадки. Этот вид на Рио-де-Жанейро с огромной скульптурой Христа, с океаном и пляжами, зачастую отвлекает посетителей музея от самих экспозиций.

8. Музей Оскара Нимеера - Куритиба, Бразилия. 2002

Музей видеоарта, архитектуры и дизайна занимает площадь в 19 000 м². Здание музея, высотой 16 м с трехэтажным куполом диаметром 50 м, установлено в центре искусственного водоема на бетонном постаменте.

Из множества прозвищ, за этим зданием закрепилось два: «Всевидящее око» и «глаз Оскара». Днем «глаз» из зеркального стекла отражает небо, а ночью светится изнутри.

9. Концертный зал Ибирапуэра (Auditório Ibirapuera) - Сан-Пауло, Бразилия. 2005

Публика единодушно решила, что почти столетний архитектор Оскар Нимейер таким образом «показал язык всему миру». И действительно, ярко-красный козырек над входом в концертный зал напоминает длинный язык.

Одной из особенностей конструкции здания является возможность опускать заднюю стену. Таким образом, зрители имеют возможность смотреть представления, находясь под открытым небом.

10. Башня Цифрового Телевидения – Бразилиа. 2012

Строительство телевизионной башни было закончено в 2010 году, к 50-летию города Бразилиа, но торжественное открытие состоялось только 2 года спустя, 21 апреля 2012.

Общая высота башни – 180 м. 60-метровая верхушка – это, собственно, металлическая телевизионная антенна.

120-метровое основание башни с двумя ответвлениями, заканчивающимися стеклянными куполами, Нимейер назвал «Цветок Серрадо». В верхнем «цветке», в 80 метрах от поверхности земли, планируется открыть ресторан, а нижний «цветок» будет использоваться в качестве художественной галереи.


Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на

Бразильский модернист Оскар Нимейер (1907-2012) любил кривые линии и избегал прямых углов. В течение своей продолжительной жизни он построил многое в разных точках планеты, но самое главное - всё же в сердце своей страны, столице Бразилиа, в конце 1950-х годов. Главным мотивом его творчества стали кривые линии, выполненные в железобетоне. Кривые, естественно, нашли отражение и в его мемуарах - «The Curves of Time», изданные в 2000 году (литературно - «Изгибы времени»).

Нимейер был самым известным коммунистом-зодчим за пределами СССР и самым возрастным из здравствующих звёздных архитекторов. Он скончался в 2012 году в возрасте 104 лет. В больнице Рио-де-Жанейро сообщили, что архитектор не смог перенести респираторную инфекцию. Нимейер подхватил эстафетную палочку долгожительства от Филипа Джонсона, первого лауреата Притцкеровской премии (1979), который умер в 2005 году на 99-м году жизни. Как и Джонсон, Нимейер был лауреатом Притцкеровской премии (получил в 80 лет в 1988 году) и не переставал работать даже в преклонном возрасте.

Портал BERLOGOS сделал подборку высказываний знаменитого бразильского модерниста XX века, которые отражают его творческие принципы и устремления.

О СЕБЕ И СВОЕЙ ЖИЗНИ

Моё полное имя должно звучать так: Оскар Рибейро де Алмейда де Нимейер Соареш, или просто Оскар де Алмейда Соареш. Но иностранная фамилия возобладала (нем. Niemeyer ; бабушка архитектора была родом из немецкого Ганновера. - Прим. ред. ), и я стал известен просто как Оскар Нимейер.

Для меня архитектура всегда начинается с рисунка. Мама рассказывала, что я рисовал пальчиком по воздуху, когда был очень маленьким. Мне нужен был карандаш. Затем я подрос, окреп и взял в руки карандаш. И с тех пор с ним не расстаюсь… Когда я смотрю на местность, где планируется возвести здание, и размышляю о планах и бюджете, рисунки возникают очень быстро. Я достаю карандаш. Он начинает плавать по бумаге. Так появляется здание.

Я всегда противостоял жизни , как недрогнувший бунтарь. После прочтения Сартра окружающая жизнь стала для меня нечестной и безжалостной. Когда мне было 15 лет, я терзал себя мыслями о судьбе человека, о его обречённости быть одиноким и беззащитным в этом мире. Я был напуган идеей о том, что когда-нибудь уйду из жизни навсегда. Я, как и любой другой человек, пытался стереть эти мысли и вместо этого насладиться теми возможностями, которые предоставляет судьба нам без консультаций. Я почувствовал экстаз от фантастического мира природы вокруг нас. Рука об руку с моими друзьями я отбросил в сторону тревожные мысли, которыми страдал в одиночестве. Я надел маску юношеского оптимизма и хорошего заразительного смеха. Я был известен резвым и непринуждённым парнем, любителем богемного стиля жизни, в то время как внутри себя я вскармливал огромную печаль при мыслях о человечестве и жизни.

Я родился в семье , которая относилась к среднему классу. Мой дедушка работал в федеральном кабинете министров, мы жили хорошо. Став взрослым, я почувствовал всю нечестность нашего мира. Что я люблю в своей работе, так это то, что я нахожусь на стороне бедных и стараюсь работать с ними. Я вступил в партию коммунистов… Самое важное событие молодости - стать частью крупной борьбы, быть готовым к противодействию.

Я всегда был бунтарём . Оставив позади все предубеждения моей католической семьи, я увидел мир несправедливым и неприемлемым. Бедность распространялась повсеместно, как будто это было естественной и неизбежной нормой. Я вступил в коммунистическую партию и всерьёз увлекся идеями Маркса, которые разделяю до сих пор.

Не знаю, почему я всегда проектировал огромные общественные здания. Поскольку такие постройки не всегда выполняют функции социальной справедливости, я старался сделать их красивыми и эффектными, чтобы бедные люди могли остановиться, посмотреть на них и получить заряд энергии и энтузиазма. Будучи архитектором, это всё, что я могу сделать для них.

Культурный центр в Авила, Испания

Жизнь значит для меня куда больше, чем архитектура.

ОБ АРХИТЕКТУРЕ

Архитектура - это изобретение. Всё остальное является повторением и не представляет интереса.

Конечно, я доставил немало головной боли моим инженерам в течение карьеры, но все они всегда оставались со мной. Я постоянно хотел, чтобы мои здания были светлыми, насколько это возможно, чтобы касались земли осторожно, чтобы пикировали, парили и, конечно же, удивляли.

Кафедральный собор Бразилиа, Бразилия

Архитектура должна вызывать удовольствие и быть практичной. Если архитектор заботится только о функции, то результат будет смердящим.

Каждый архитектор обладает собственным стилем. Климат в Бразилии влияет на архитектуру и вынуждает меня изменять некоторые вещи. Архитектура в Бразилии куда более лёгкая, более простая и более прозрачная, чем в других, намного более прохладных местностях.

Национальный театр в Нитерое, Бразилия

Архитектура связана с любопытством . Архитектура, как и любое другое произведение искусства, должна вызывать удивление. Она должна быть такой, чтобы люди могли в ней видеть особенности и различия.

Я всегда старался свести несущие конструкции здания к минимуму. Чем меньше несущие конструкции, тем более дерзкой и значимой получается архитектура. Такова работа всей моей жизни.

Национальный конгресс Бразилии

О ЖЕЛЕЗОБЕТОНЕ

Моё архитектурное творчество началось с проекта церкви святого Франциска Ассизского в Пампулье (1942-43), где я придумал чувствительные и непредсказуемые кривые линии. Данный проект - отправная точка свободной архитектуры, наполненной кривыми линиями, которые я люблю до сих пор. На самом деле Пампулья - это начало проекта в Бразилиа. Пампулья - это первая реальная попытка создать рационалистическую архитектуру.

Oscar Nimeyer_berlogos_citati_10

Церковь святого Франциска Ассизского в Пампулье

Сейчас мы наслаждаемся полной пластической свободой . Железобетон сделал новые и непредсказуемые формы реальностью, начиная с проекта в Пампульи в 1940-х годах.

Музей современного искусства в Нитерое, Бразилия

Изобретение новых форм из железобетона - моё хобби и главная радость. Я искал и открывал их, размножал и комбинировал благодаря современным технологиям, чтобы достичь архитектурного зрелища.

Музей в Куритибе, Бразилия

О ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

Когда Ле Корбюзье приехал в Рио , я помогал ему проектировать несколько объектов (самое известное - здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, 1937-1943. - Прим. ред.). Таким образом, я с самого начала карьеры занимался архитектурой, которую любил. Я взял максимум от сотрудничества с и от его теоретических трудов, которые прочитал. Единственное прямое влияние на меня с его стороны заключалось, однако, во фразе, которую он сказал мне: «Архитектура является универсальной, всеобщей». Затем я начал собственную практику, выполнив проект в Пампулье. Именно здесь я понял, что архитектура должна быть разнообразной.

Однажды Ле Корбюзье сказал мне, что архитектура - это изобретение ума, вольное произведение нашей мысли.

Критические замечания не сильно волновали меня … Отличный от других Ле Корбюзье отказывался заниматься тем, что было на волне успеха. Я запомнил одну его ремарку: «Оскар, всё, что ты делаешь, является барочным (причудливым, вычурным ), но сделано это очень хорошо». А спустя несколько лет он сказал: «Они [критики] говорят, что моё творчество - такое же причудливое».

Я отчетливо помню переживания , связанные с первой встречей с Ле Корбюзье в аэропорту, куда мы, группа архитекторов, приехали встречать его. Эта встреча произошла как будто вчера. Он был для нас архитектором-гением, сошедшим с небес. С одной стороны, он был очень нетерпеливым и энергичным при создании своей архитектуры, но с другой стороны, я всегда чувствовал, что он был человеком, глаголющим сообщение, победную песню о красоте, которую нельзя заглушить. Принять и понять его - вот что я всегда старался сделать.

Вполне очевидно, что моя архитектура повлияла на поздние проекты Ле Корбюзье. Но этот фактор только сейчас стали осознавать критики его творчества.

О «БАУХАУЗЕ»

Мы ненавидели «Баухауз» . Это было худшее время в архитектуре. У них просто нет таланта. Всё, что у них было, - это набор правил. Даже для вилок и ножей они придумали правила. Пикассо никогда не принял бы правила. Дом похож на машину? Нет! Всё механическое - некрасиво. Правило - это самая худшая вещь. Вам всегда хочется нарушить правило.

О СТОЛИЦЕ БРАЗИЛИА

В мире никогда не было города , построенного из ничего, как Бразилиа. Наша столица появилась в конце света. Там не было телефонов, не было дорог, там не было ничего! Всё появлялось и поднималось из ничего. Несколько существовавших дорог были грязными. Транспортная проблема была самой серьёзной.

Моим главным развлечением , когда я ехал на автомобиле в сторону Бразилиа, являлось рассматривание облаков. Какие многочисленные и неожиданные образы они создают! Сейчас они формируют мистические, похожие на башни соборы - вполне очевидно, это соборы Сент-Экзюпери; а сейчас они создают безжалостных воинов или римские колесницы, бегущие по небу; или - диковинных монстров; но чаще всего (потому что я всегда высматриваю их) - образы прекрасных и нереальных женщин, лежащих на облаках. (2000)

Признаюсь, что к моменту начала работы над Бразилиа мне наскучили многочисленные объяснения, которые ранее сопутствовали моим проектам. Я твёрдо осознавал, что могу всё делать без оправданий и без оглядки на неизбежные критические выпады, число которых, безусловно, будет только расти в мой адрес. (2000)

Чувство протеста охватило меня в Бразилиа. Это было не навязыванием прямых углов, которые я ненавидел, а одержимой идей архитектурной чистоты и структурной логики. (2000)

В Бразилиа я прославлял структуру , вкладывая в неё архитектурный стиль. Архитектура и структура - те две вещи, которые должны рождаться вместе и обогащать друг друга. (2000)

До появления Бразилиа я смотрел на архитектуру как на упражнение, где можно практиковать спортивный дух и ничего больше. Сейчас же я живу этим городом. (1958)

О КРИВЫХ ЛИНИЯХ

Кривые характерны моим работам, поскольку естественны для Бразилии, чистой и простой. Я бразилец прежде всего, лишь после - я архитектор. Я не могу разделять эти понятия.

Национальный музей, Бразилиа

Горы / волны / женщины = кривые линии.

Меня не привлекают прямые линии и углы, жёсткие и негибкие, созданные человеком. Я люблю свободно текучие, чувственные кривые линии. Кривые, которые я нахожу в горах моей страны, в изгибах её рек, в волнах океана, которые видны из окон моей мастерской в Рио, и на теле любимой женщины. Из кривых линий сделана вся Вселенная, искривлённая Вселенная Эйнштейна.

О ДОЛГОЛЕТИИ

Я чувствую себя на 60 лет… Что я мог делать в 60, то же самое я могу делать и сейчас. (2007)

Не думал , что проживу столько много лет. Но я уверен, что это не предел. Я не слишком часто заглядываю в прошлое; я предпочитаю думать о том, что же ещё осталось сделать. (2006)

Всё имеет начало и конец . Ты. Я. Архитектура. Надо стараться делать лучшее, что ты можешь, но при этом оставаться скромным. Ничего не хранится слишком долго.

Жизнь очень быстротечна . Важно быть нежным и оптимистичным. Я оглядываюсь назад и полагаю, что всё, что мы сделали в этой жизни, было хорошим. Простым. Скромным. Каждый творит свою собственную историю и двигается дальше. Вот и всё. Я не считаю себя особенным и важным. То, что мы создаём, не важно. Мы очень незначительны в этом мире.

Оскар Нимейер (порт. Oscar de Niemeyer; 15.12.1907 — 05.12.2012) - выдающийся бразильский архитектор XX столетия, основатель современной латиноамериканской школы зодчества, новатор в области железобетонной архитектуры. Член коммунистической партии , член Президиума Совета Мира, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1963 г).

ХХ век богат на глобальные события, произошедшие в идеологии, политике и экономике, науке и технике, культуре и медицине. В это непростое время в мире появилось множество гениев искусства, подаривших человечеству шедевры, по сегодняшний день покоряющие нас своим величием. Одним из таких гениальных творцов стал величайший архитектор, бразилец Оскар Нимейер. Признанный художник пространства возводил только величественные общественные сооружения. Безграничность полета его мысли и «интернациональное» строение души позволяли мастеру создавать монументальные сооружения, сформировавшие современный портрет нашей планеты.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Биография

Оскар Рибейру Алмейда Нимейер Суарес Фильюродился 15 декабря 1907 г. в . В зажиточной семье португало-немецкого происхождения было шестеро детей. Мальчик воспитывался в доме бабушки и дедушки, родителей матери.

Дед мальчика служил министром по делам Верховного суда Бразилии. Через всю жизнь Оскар пронес воспоминания об авторитарной, но доброй бабушке, создавшей в доме теплую атмосферу дружбы, окружавшей детей любовью и заботой. Молодой человек учился в элитном колледже, где впервые всерьез заинтересовался архитектурой.

Мать умерла, когда будущий зодчий был совсем юным, а отец дожил до глубокой старости, он любил приходить в мастерскую сына и часами наблюдать за его работой.

В 1930 г. юноша поступил в Национальную школу изящных искусств, на архитектурный факультет. В то время директором школы был назначен Лусиу Коста, общественный деятель и молодой архитектор. Он предпринимал попытки приблизить учебный курс к современным требованиям жизни, открыть дорогу новым художественным направлениям, направляя внимание студентов к достижениям национального зодчества. Из-за противостояния реакционной профессуры, прогрессивный директор, не проработав и года, вынужден был уйти с руководящего поста, несмотря на протест поддерживающих его студентов, объявивших забастовку. Оскар на всю жизнь сохранил дружеские отношения с Л. Коста.

В 21 год (1928 г.) молодой человек женился, в 1934 г. окончил Школу изящных искусств, а в 1936 г. вошел в группу бразильских архитекторов, начав выполнять самостоятельные проекты.

Начало карьеры

Первым осуществленным проектом начинающего архитектора стали детские ясли в родном городе (1937 г). Композицию окруженного зеленью здания он выстроил на сочетании 2-х объемов: вытянутого 2-этажного с садом на плоской крыше, и 4-этажного, кубического, поднятого на столбах.

В конце 1930-х гг. в Бразилии стала формироваться национальная школа современной архитектуры, первым воплощенным в жизнь планом которой было столичное здание Министерства Образования и Здравоохранения (порт. Palаcio de Gushtavu Capanema; 1937-1943 гг). Первоначально проектом руководил Л.Коста, но с 1939 г. его возглавил Оскар Нимейер.

Для своего времени замысел был очень смелым, здание впоследствии оказало большое влияние на латиноамериканскую архитектуру. При отделке дворца использовались исключительно местные материалы. Внутренний бетонный каркас здания позволил соорудить широкие фасады из стекла, а на окнах была установлена современная солнцезащита в виде жалюзи. В 1939 г. тандем Коста – Нимейер осуществил постройку бразильского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в котором ярко проявились черты свободы, свежести и национального колорита. В образе павильона гармонично сочетаются респектабельность и эксцентричность.

Востребованность архитектора стремительно росла, в 1940 г. он познакомился с , бывшем тогда мэром бразильского города (порт. Belo Horizonte). Период 1940-1943 гг. ознаменовался проектированием ряда правительственных зданий, в которых отмечается переплетение истинно бразильских элементов с четкими и строгими классическими, что создает неподражаемую игру прямых и изогнутых линий.

Важнейшие работы мастера

Важнейшей работой О.Нимейера начала 1940-х годов, явившейся подлинной жемчужиной архитектуры современной Бразилии, стал спортивно-развлекательный комплекс в пригороде Белу-Оризонти (порт. Belo Horizonte). Начинавший в то время свою политическую карьеру, энергичный Жуселину Кубичек задумал превратить эту пустынную местность в современную элитную зону отдыха и обратился к входившему в моду зодчему. С того момента началась совместная деятельность заказчика и архитектора, у которого с середины 1940-х гг. от заказов уже не было отбоя.

В этот период времени по его проектам были построены здания:

Автор привнес в архитектуру того периода поэтические лейтмотивы, органично соединяя архитектуру со скульптурой. Он стремится вписывать здания в окружающий природный ландшафт, активно использует свои инженерно-технические способности, изучает преимущества использования новых материалов, став одним из первооткрывателей художественных возможностей монолитного железобетона.

В 1945 г. Оскар Нимейер вступил в Коммунистическую партию. В 1947 г. архитектор занимался разработкой проекта здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Преуспевающий архитектор строил дома и для собственной семьи. В 1949 г. в Мендисе, недалеко от Рио, он построил небольшую одноэтажную дачу. Создавая дом в Каноа (порт. Canoa — пригород Рио-де-Жанейро), зодчий продемонстрировал собственные эстетические творческие принципы, воплотил и максимально полно выразил свое эстетическое «кредо» (1954 г). Руководствуясь своим вкусом, а также стремясь удовлетворить бытовые и эстетические потребности членов семьи, мастер создал сооружение, сразу же привлекшее внимание архитектурного мира. Дом, построенный на склоне холма, частично “врезан” в него: в подземных помещениях расположены ванные. В «Casa das Canoas» теперь открыт музей.

Знаменитый дом в Каноа

С конца 1940-х гг., в условиях быстрого экономического развития государства Нимейера начинают привлекать темы, глобальные по размерам и роли в градостроительстве. Он мечтал о грандиозной задаче, где его профессионализм мог бы принести пользу своему народу.

Плодотворный период 50-х годов ХХ столетия

В 50-х гг. прошлого века бразильский мастер архитектуры решительно отошел от стереотипов, он проектировал сооружения — своеобразные скульптурные произведения, напоминающие памятники архитектуры невиданной цивилизации, всегда отчетливо вырисовывающиеся на фоне тропического неба. Он придумал свой неповторимый стиль, в котором формы традиционной индейской хижины уживаются с величественными аркадами колониальной архитектуры, а сферические купола, напоминающие тарелки НЛО, будто заглядывают в космическую эру. Колонны мастера, как бы едва касающиеся земли, кажутся невесомыми; его мощные железобетонные здания визуально лишены массивности, они выглядят удивительно пластичными и легкими, а гармонично вплетенные в экстерьер зеленый ландшафт и вода словно их оживляют

К таким постройкам 1950-х годов (помимо «идеального города мечты») относятся: поселок в Сан-Жозе-дус-Кампус (порт. São Josе dos Campos); больница «Южная Америка» (1952 – 1959 гг.) в Рио-де-Жанейро; «Башня Нимейера» (1954 г.) и жилой комплекс им. Кубичека (1951-1962 гг.) в Белу-Оризонти (порт. Belo Horizonte); здание кондитерской фабрики и бизнес-центр «Montreal» (1950 г.); жилые дома «Eiffel» (1955 г.) и выставочный комплекс (1951 – 1954 гг.) в (порт. São Paulo).

С 1957 г. по инициативе Ж. Кубичека, ставшего в 1956 г. президентом Бразилии, Оскар Нимейер начал активно работать над застройкой города (порт. Brasília). Архитектор увлеченно трудился над обликом новой столицы страны, проявляя себя по-новому, используя в творчестве экспрессионизм.

Работа в Бразилиа (с июня 1958 г.), в том числе непосредственно на строительной площадке, связанная с преодолением многочисленных трудностей, была настоящим человеческим, творческим и патриотическим подвигом мастера и принесла замечательные плоды, ставшие украшением мировой архитектуры.

По схеме генерального плана, очертания города напоминают взлетающую птицу. Жесткое функциональное зонирование совмещено с прогрессивным решением транспортной проблемы (дорожные развязки, подземные и наземные пешеходные переходы), классицистическая парадность — со строгостью и четкой симметрией осевой застройки. Жилая зона протянута вдоль автомагистрали, изогнутой в строгом соответствии с природным рельефом, а перпендикулярно к ней, по гребню полуострова к водохранилищу спускается грандиозная пологая лестница площадей, по обеим сторонам которой выстроились правительственные и важные общественные здания. Своеобразная выразительность города была достигнута за счет контраста необычных форм зданий делового центра и жилых комплексов, выполненных в строгих геометрических формах.

Многие архитектурные проекты той эпохи явились отражением мечты о внеземной реальности. Одним из таких зданий стал Дворец заседаний Национального Конгресса Бразилии (1960 г). Здание построено в виде параллелепипеда, на котором располагаются 2 полусферы, между которыми возвышаются 2 параллельных 100-метровых небоскреба. Под одной «чашей», повернутой вниз, расположены помещения
Сената, под второй, повернутой вверх — помещения Палаты депутатов.

За проектирование католического Кафедрального Собора Пресвятой Девы Марии, созданного зодчим в эти
годы, в 1988 г. Оскар Нимейер был удостоен Притцкеровской премии (англ. Pritzker Architecture Prize — награда, ежегодно присуждаемая за достижения в области архитектуры). Здание Собора состоит из 16 колонн, которые символизируют руки, воздетые к небу. Просветы между колоннами закрыты витражами. Благодаря своеобразной архитектуре, все внутреннее пространство всегда заполнено светом.

По проектам зодчего в Бразилиа были построены: Президентский дворец «Алворада» (порт. Palаcio da Alvorada — «Дворец рассвета»; 1958 г.); «Palace Hotel» (1958 г.); «Планальту» (порт. Palаcio do Planalto — «Дворец плоскогорья» ; 1960 г.) - рабочая резиденция президента страны; Дворец Верховного суда (1960 г.); Национальный конгресс и корпус министерств (1960 г.); гостиница «Nacional» (1962 г.)

Оскар Нимейер: Годы иммиграции

Со второй половины 1960-х годов талант южноамериканского архитектора стали признавать в мировых культурных и профессиональных кругах. Из-за своей приверженности к идеологии коммунистов, во времена военной диктатуры Нимейер эмигрировал во Францию (1964 – 1985 гг.), время от времени посещая родину, курируя строительство Бразилиа. В Европе он углубленно изучает культурное наследие античности и переходит на следующую творческую ступень, для которой характерны оригинальность идей и неординарность форм. Здания мастера приобретают все более строгие технические оттенки.

В этот период он построил ряд зданий во Франции, Италии, Ливане, Гане, Алжире. Архитектор бесплатно разработал проект бразильского аэропорта (1965 г). Главной целью проектировщика было создать «…ворота новой столицы, которые бы так гармонировали с ее архитектурой, чтобы каждый приезжающий сюда ощущал, что его ждет новый и современный город». Архитектурной общественностью проект был единодушно одобрен, но военные власти не могли доверить строительство столичного воздушного порта прогрессивному общественному деятелю с коммунистическими убеждениями.

В Рио-де-Жанейро мастер построил здание издательства «Manchete» (1967 г.); дворец Правосудия (1970 г.); отель «Nacional» (1971 г.); Министерство Обороны и резиденцию вице-президента Бразилии (1974 г.); станцию метро «Sаenz Peña» (1979 г). Кафедральный Собор Бразилиа - одно из центральных зданий бразильской столицы, было спроектировано в 1958 г. и закончено в 1970 г. Большая часть Собора расположена под землей, наземная часть представляет собой “воронку” с 16-ю изогнутыми бетонными колоннами. Крыша собора оформлена витражами. Утверждая, что в творчестве бразильского зодчего органично сочетаются модернизм и бразильское барокко, критики обычно приводят в пример столичный Кафедральный Собор.

В сентябре 1981 г. знаменитый архитектор осуществил свою мечту: в зеленой зоне открыл мемориальный ансамбль, посвященный инициатору строительства Бразилиа, Ж.Кубичеку. Главным элементом комплекса стал плоский параллелепипед со скошенными гранями, в котором разместились мемориальная библиотека и аудитория.

Мемориальный ансамбль Ж.Кубичеку

Объектам, созданным гениальным архитектором, присущи выразительность, теплота и пластичность. Проекты мастера всегда тщательно разработаны, до мельчайших деталей, конструктивно и функционально. Он постоянно стремится к усовершенствованию архитектурной формы - к контрасту объемов, к динамичности фактуры поверхностей, к включению произведений смежных искусств в канву архитектурной композиции.

В 1985 г., когда эпоха военной диктатуры в Бразилии завершилась, Оскар Нимейер вернулся на родину, возглавив Бразильскую коммунистическую партию (1992 — 1996 гг).

Возвращение на родину, последние годы творчества

В 1989 г. в штате Сан-Паулу был открыт музей — Мемориал Латинской Америки (порт. Memorial da Amеrica Latina), спроектированный выдающимся зодчим.

С 1990 гг. мастер занимается шлифовкой своего творческого почерка, состоящего в сочетании общественного характера зданий с яркой индивидуальностью. В основном архитектор проектирует культурные и мемориальные сооружения.

В 1996 г., в возрасте 89 лет в городе (порт. Niterói) бразильский архитектор завершил пятилетний труд над зданием Музея современного искусства (порт. Museu de Arte Contemporаnea de Niterоi; MAC). Вид здания, выполненного в стиле «модернизм», напоминает космический корабль. Свой замысел мастер объяснил так: «Летающая тарелка, пролетавшая когда-то над городом, так была восхищена красотой этих мест, что приземлилась и решила навсегда здесь остаться, положив начало Музею».

Здание еще одного музея, одного их самых необычных в мире, было построено по проекту знаменитого архитектора еще в 1978 г. в городе (порт. Curitiba), на юге Бразилии. Но только в 2002 г. здесь решено было открыть Музей Современного искусства, архитектуры и дизайна. Однако, жители Бразилии называют оригинальное по конструкции здание «Museu do Olho» - «Музей Глаза» , так как одно из зданий грандиозного комплекса напоминает собой гигантский блестящий глаз, смотреть на который можно бесконечно. Если глядеть на «Глаз» спереди, кажется, будто люди, движущиеся по белому мосту — это капли воды, медленно текущие вверх и вниз.

Этот шедевр из зеркального стекла и белоснежного бетона, состоящий из 3-этажного купола диаметром 50 м., в 2003 г. переименовали в честь великого, 96-летнего автора проекта (порт. «Museu Oscar Niemeyer»). Сегодня этот Музей заслуженно считается символом Куритибы.

Музей Глаза (г.Куритиба)

В 2000-е годы по проектам Оскара Нимейера были построены: аудитория «Ibirapuera» в Сан-Паулу (2002 г.); Национальный музей в Брильа и культурный центр «Оскар Нимейер» в (порт. Goiânia) — 2006 г.; здание «Cabo Branco» в (порт. João Pessoa) — 2008 г. В 2011 г. в городе Авилес (исп. Avilеs, España) открылся Международный Культурный центр, названный в честь автора проекта (исп. Centro Cultural Internacional Oscar Niemeyer).

За огромный вклад в развитие Российско-Бразильских отношений, в канун 100-летнего юбилея выдающегося архитектора В.Путин подписал Указ о его награждении Орденом Дружбы.

5 декабря 2012 г., не дожив всего 10 дней до своего 105-летия, в родном Рио-де-Жанейро величайший Мастер архитектуры всех времен и народов скончался.

Мастер архитектуры всех времен и народов

  • В своих воспоминаниях бразильский архитектор писал, что он должен был именоваться Оскар Рибейру (фамилия матери) Соарес (фамилия отца). Однако, отец, который жил и воспитывался в доме дяди, его фамилию Нимейер в знак уважения присоединил к своей родовой.
  • В 1970-е гг. увлекся проектированием мебели: его диваны с пружинящими «ножками» и кожаные кресла, чаще всего выполненные в соавторстве с дочерью Аной-Марией, художником-декоратором, часто выставлялись как в Бразилии, так и за рубежом.
  • Одно из главных творений зодчего, «идеальный город» Бразилиа, который появился в 1960 г. в результате смелого инженерного и социального эксперимента, благодаря таланту и одержимости трех выдающихся людей, а также трудолюбию и стойкости 60 тыс. их соотечественников, спустя всего 27 лет с момента своего рождения был провозглашен ЮНЕСКО памятником всемирного наследия человечества, встав в один ряд с такими легендами, как Рим, Афины, Санкт-Петербург и Самарканд.

Некоторые высказывания великого зодчего