Основные социологические теории развития общества. Основные социологические концепции XX в. Типы социологических теорий

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

ЛЕКЦИЯ 7.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:

1. Социальная система.

2. Основные концепции социологии.

3. Основные социально-экономические теории.

Система – (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение), совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Претерпев длительную историческую эволюцию, понятие система» с середины 20 века становится одним из ключевых философски-методологических и специально-научных понятий. В современном научном и техническом знании разработка проблематики, связанной с исследованием и конструированием систем разного рода, проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем, в кибернетике, системотехнике, системном анализе и т. д.

Социальная система – сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединённые разнообразными связями и взаимоотношениями, социальными по своей природе.

Социальными системами являются группы людей, достаточно долгое время находящихся в непосредственном контакте; организации с чётко оформленной социальной структурой; этнические или национальные общности; государства или группы взаимосвязанных государств и т. п.; некоторые структурные подсистемы общества: например, экономические, политические или правовые системы общества, наука и т. д.

Каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в неё индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает по отношению к окружению как единое целое.

С позиций материалистического понимания истории возникновение, функционирование, развитие и смена социальных систем рассматривается как естественно исторический процесс.

Исходными связями социальных систем являются производственные отношения; по мере исторического развития формируются и другие виды социальных отношений политические, идеологические и т.д.), что увеличивает количественно и обогащает содержание социальных связей между людьми, а также служит основой формирования новых типов социальных систем.

В ходе исторического развития, по мере интенсификации торговых, экономических, политических, культурных взаимосвязей между отдельными странами и регионами происходит постепенный и противоречивый процесс формирования мировой социальной системы.

Социология (с франц. sociologic, от лат. societas – общество и греч. logos – слово, учение; буквально - учение об обществе), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.



Необходимой предпосылкой социологического познания является взгляд на общество как на объективно взаимосвязанное целое , «...а не как нечто механически сцепленное и допускающее поэтому всякие произвольные комбинации отдельных общественных элементов.. » (Ленин В.И.).

Социология как самостоятельная наука сложилась в 19 веке (термин введен французским философом О. Контом) в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии; специализации и кооперации общественных наук; развития эмпирических социальных исследований.

Переворот в науке об обществе, заложивший основание научной социологии , был осуществлен К. Марксом : «Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не вязанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву … так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноисторический процесс» (Ленин В.И.).

Буржуазная социология развивалась в 19 веке в двух (сначала почти не связанных друг с другом) направлениях – теоретическая социология и эмпирические социальные исследования.

Теоретическая социология пыталась реконструировать главные фазы исторической эволюции и одновременно описать структуру общества. Однако развитие общества представлялось социологам-позитивистам в виде более или менее прямолинейной эволюции, а структура общества сводилась к механическому соподчинению различных «факторов». В зависимости от того, какой именно стороне общественной жизни придавалось наибольшее значение, в социологии 19 в. выделяют несколько различных направлений.

В социологии существуют различные школы.

Географическая школа подчёркивала влияние географической среды и её отдельных компонентов (климат, ландшафт и т. д.). Демографическая школа считала главным фактором общественного развития рост народонаселения.

Расово-антропологическая школа интерпретировала общественное развитие в понятиях наследственности, «расового подбора» и борьбы «высших» и «низших» рас.

Биоорганическая школа рассматривала общество как подобие живого организма, а социальное расчленение общества – как аналогичное разделение функций между различными органами. Социальный дарвинизм видел источник общественного развития в «борьбе за существование».

В конце 19 – начале 20 вв. широкое распространение получили различные разновидности психологической социологии инстинктивизм ; бихевиоризм ; интроспекционизм (объяснение общественной жизни в терминах желаний, чувств, интересов, идей, верований и т. п.. Наряду с попытками объяснения общественной жизни в терминах индивидуальной психологии появились теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание, а также процессы и формы социального взаимодействия.

Психологическая социология способствовала изучению таких вопросов, как общественное мнение, специфика коллективной психологии, соотношение рационального и эмоционального моментов в обществ. сознании, механизмы передачи социального опыта, психологические основы и условия формирования социального самосознания индивида и группы. Однако сведение социологии. к психологии приводило к игнорированию материальных общественных отношений, их структуры и динамики.

Второй линией развития социологии в 19-м веке были эмпирические социальные исследования. Потребность в информации о населении и материальных ресурсах, необходимой для нужд управления, вызвала появление периодических переписей и правительственных обследований. Урбанизация и индустриализация также породили ряд новых социальных проблем (бедность, жилищный вопрос и т.д.), изучением которых еще в 18 в. начали заниматься общественные организации, социальные реформаторы и филантропы. Первые эмпирические социальные исследования (работы английских политических арифметиков 17 в., французских правительственных обследования 17-18 вв.) не имели систематического характера. В 19 в. Кетле разработал основы социологической. статистики, Ле Пле – монографический метод изучения семейных бюджетов. Появились первые центры социальных исследований (Лондонское статистическое об-во, общество социальной политики в Германии и др.).

Современная западная социология - чрезвычайно сложное и противоречивое явление, представленное множеством школ и направлений. Они отличаются друг от друга теоретической направленностью, политической ориентацией, временем возникновения, исторической судьбой. Существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее интересных и плодотворных вариантов классификации современных направлений в социологии предложен шведским ученым П. Монсоном. Положив в основание классификации вопрос о Взаимосвязи личности и общества, Монсон выделил четыре основных подхода.

· Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из Примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении общественных закономерностей, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно следующая: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет начало во взглядах О. Конта и Г. Спенсера, затем продолжена в социологической концепции Э. Дюркгейма. Из современных течений к ней можно отнести Школу структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и Теорию конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

· Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону Личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем М. Вебера, а из современных направлений к ней относят Символический интеракционизм (Г. Блумер), Феноменологию (А. Шюц, Т. Лукман) и Этнометодологию (Г. Гарфинкель).

· Третий подход нацелен на изучение самого Механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы срединную позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этого подхода считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций - Теория обмена (Дж. Хоманс).

· Четвертый подход - Марксистский. По типу объяснения социальных явлений он близок первому подходу. Принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира (неомарксизм Г. Маркузе), тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Рассмотрим кратко некоторые из наиболее влиятельных современных социологических направлений.

По-прежнему достаточно распространенным и популярным течением в современной западной социологии (особенно американской) остается Неопозитивизм. Он не представляет собой единой школы, это скорее некая общая ориентация, сторонники которой называют себя представителями научной социологии или естественно-научного направления в социологии.

Становление неопозитивизма относится к 20-м годам ХХ столетия и связано с выработкой «стандартной концепции науки». Она предполагает реализацию следующих принципов:

O Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности - природной и культурно-исторической;

O Методы социального исследования должны быть такими же строгими, точными и объективными, как методы естествознания;

O Субъективные аспекты человеческого поведения (мотивы, смыслы, ценностные ориентации и пр.) можно исследовать только через их открытое проявление;

O Истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;

O Все социальные явления могут и должны быть описаны количественно;

O Социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.

Благодаря своей прикладной эмпирической ориентации неопозитивизм активно разрабатывал и осваивал различные методы социологического исследования: наблюдение, метод анализа документов, разнообразные опросы и др. Одной из первых в этом направлении была работа американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 -1920). В этом исследовании, основанном на методе изучения документов в основном личного характера (дневники, автобиографии, письма), осуществлен глубокий и интересный анализ жизни людей в новых социокультурных условиях. Работа получила большой общественный резонанс и считается хрестоматийной.

Неопозитивизм достиг пика своей популярности в 40-50-е годы, после чего наступает некоторый спад. Возрождению неопозитивизма в конце 70-х годов способствовала общественно-политическая обстановка: требование надежной информации, и научной экспертизы социальных явлений стало государственным заказом. Социология ответила на это усилением прикладной функции, воплощенной прежде всего в социальной инженерии, расширением поля прикладных исследований. Вместе с тем предпринимаются активные попытки преодоления эмпиризма и описательности.

Таким образом, усиление спроса на социальную информацию создает финансовую основу и благоприятный политический климат для развития неопозитивизма. Но нельзя не видеть и ограниченности этого направления, связанной с отсутствием фундаментальной теоретической базы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Концепция социологизма французского мыслителя Э. Дюркгейма

В конце XIX века в различных областях духовной культуры Франции заметно усилилось влияние контовского позитивизма. В кругах социальных реформаторов постепенно стала находить поддержку идея социологии как самостоятельной науки, которая могла бы выработать основы научной реорганизации общества.

В понимании Дюркгейма социология есть исследование главным образом социальных фактов, а также их научное объяснение. Ученый стремился доказать, что социология может и должна существовать как наука объективная, предметом которой является социальная реальность, имеющая особые, присущие только ей одной качества. Элементы этой социальной реальности, по Дюркгейму, - социальные факты, совокупность которых составляет общество. Социолог дает следующее определение: «социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение».

Для того чтобы выделить и рассматривать социологию как ocoбую науку, необходимо, по Дюркгейму, соблюдение как минимум двух условий: а) она должна обладать особым предметом, отличающимся от предметов других наук; б) этот предмет должен быть доступен наблюдению и поддаваться объяснению так и настолько, как и насколько оказываются наблюдаемыми и объяснимыми факты, с которыми имеют дело другие науки.

Из этого своеобразного двойного «социологического императива» следуют две знаменитые формулы учения Дюркгейма: социальные факты следует рассматривать как вещи; эти факты обладают таким основным отличительным признаком как принудительное воздействие на индивида.

Говоря о социальных фактах, Дюркгейм выделяет две группы. С одной стороны, это морфологические факты, выступающие как формы общественного бытия. С другой - он говорит о фактах коллективного сознания, т.е. коллективных представлениях, являющихся сущностью морали, религии, права.

Социология выступает у Дюркгейма как сложное структурное образование, включающее три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Задача первой состоит в изучении структуры общества и его материальной формы (социальной организации народов, географической основы их жизни, народонаселения, распределения его по территориям и т.д.). Задача второй характеризуется как изучение конкретных проявлений общественной жизни (религии, морали, права, экономики и др.). Что касается третьей - общей социологии, то она, по замыслу Дюркгейма, должна устанавливать, раскрывать наиболее общие законы жизни общества и синтезировать их в единое целое.

В концепции французского ученого особое место занимает вопрос о соотношении социологии с другими общественными науками, в первую очередь с философией. Социология занимает в его системе центральное место, поскольку вооружает все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых могут и должны вестись исследования в различных областях общественной жизни. Задача социологии в том, чтобы объединить представителей различных социально-гуманитарных дисциплин с помощью общей точки зрения на характер социальных фактов, совпадающих критериев их оценки, единого метода исследования. Только в этом случае социология перестанет быть абстрактной, метафизической наукой, а другие общественные дисциплины станут своеобразными ветвями, разделами социологического знания, изучающими коллективные представления в их конкретной форме - моральной, религиозной, экономической, правовой и др.

В вопросе о взаимосвязях социологии и других общественных наук особое значение имеет ее соотношение с философией. Дюркгейм исходит из того, что влияние социологии на философию должно быть не меньшим, чем философии - на социологию. Это влияние имеет сугубо позитивную направленность, поскольку нацелено на освобождение философии от ее спекулятивного и умозрительного характера и придание ей определенной конкретики, т.е. того качества, которое присуще социологии как науке. Однако нельзя не обнаружить и иного требования французского ученого - об отделении социологии от философии и придании ей статуса совершенно самостоятельной науки.

Центральное методологическое место в его творчестве занимает теория общества, получившая название «социологизма». Два основных положения характеризуют «социологизм» Дюркгейма. Во-первых, это примат общественного над индивидуальным. Общество рассматривается как более богатая и значимая реальность, чем индивид. Оно выступает как определяющий деятельность человека фактор, а социальные факты при таком подходе должны «находиться» вне их индивидуальных проявлений.

Понятие общества было настолько значимым для Дюркгейма, что он его буквально обожествлял - не только в переносном, но и в прямом смысле слова.

Он называл общество богом, употреблял понятия бога и общества как синонимы целью утвердить взамен обветшалых религиозных представлений новые, якобы отвечающие критериям рациональности и светскости. С одной стороны, Дюркгейм подчеркивал священность общества, наделяя его чертами одухотворенности, с другой - подчеркивал земные, социальные корни религии. Дюркгейм хотел выразить идею морального превосходства общества над индивидами. Но тем самым он рисовал его в традиционных религиозных красках.

В соответствии с трактовкой соотношения общественного и индивидуального Дюркгейм проводил четкое различие между коллективным и индивидуальным сознанием. «Совокупность верований и чувств, общих в нем членам одного и того же общества, - писал он, - образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием». Коллективное, или общее, сознание он называл психическим типом общества и рассматривал условия eго существования и способ развития, несводимый к материальной основе. Чтобы обозначить эмоционально окрашенные верования и идеи, Дюркгейм ввел термин «коллективные представления». Стремясь выразить динамический аспект коллективного сознания, его спонтанный нерегулируемый характер, он ввел термин «коллективные представления» для обозначения эмоционально окрашенных общих идей и верований.

Второе главное положение «социологизма» формулируется как принцип объективного научного подхода к социальным фактам, связанный с требованием объяснять одни из них другими, но не сводить к биологическим либо психологическим явлениям и процессам. В этом смысле можно говорить о критике Дюркгеймом биологического и психологического редукционизма.

Главными признаками социального факта являются их независимое, объективное существование и их принудительный характер, т.е. способность оказывать на индивида внешнее давление, это коллективные представления или факты коллективного сознания. Последним Дюркгейм противопоставлял факты, понимаемые им как формы общественного бытия или так называемой социальной морфологии, которая изучает строение и форму отдельных «материальных» частей общества, его «анатомическую структуру».

Факты морфологического порядка наряду с коллективными представлениями Дюркгейм называл «внутренней социальной средой», подчеркивая способность коллективного сознания производить другие социальные факты и даже создавать общество, социолог придавал ему самодовлеющий автономный характер, никогда неставя вопрос о границах этой автономии или ее относительном характере. Употребляемое им понятие «материального субстрата» общества воплощалось в экологическом, демографическом и технологическом материале.

Первое правило, которое должно было, по мнению Дюркгейм, обеспечить объективный подход к социальной действительности, выражалось в принципе: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».

Трактовать социальные явления как «вещи», разъяснял социолог, означает признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, так э как исследуют свой предмет естественные науки. Цель социологической науки не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления. С помощью последних устанавливаются более глубокие причинные связи и законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности социологии, которая этот закон раскрывает, о ее родстве с другими науками.

2. Концепции немецкой классической социологии.

2.1 По нимающая социология М. Вебера

социологический вебер дюркгейм теннис

М. Вебер (1864-1920 гг.) органично продолжает великие традиции немецкой философии. Свою социологию М. Вебер определяет как понимающую. Идея немецкого социолога состоит в том, что объясняя явления природы, люди прибегают к суждениям, подтвержденным человеческим опытом, чтобы иметь ощущение тог они их понимают. Здесь понимание достигается через определение понятий и установление связей между ними, так сказать, «опосредованным» путем. Тем более, что сами эти явления природы, как таковые, смысла не имеют.

Другое дело - человеческое поведение. Здесь понимание оказывается непосредственным: профессор понимает поведение студентов, слушающих лекции; пассажир понимает, почему шофер такси не едет на красный свет. Человеческое поведение, в отличие от «поведения» природы, представляет собой внешне проявленную осмысленность, связанную с тем фактом, что люди наделены разумом. Социальное поведение (социальное действие) содержит осмысленное построение, которое социологическая наука в состоянии понять и исследовать.

Принцип понимания оказывается критерием, с помощью которого сфера, важная для социолога, отделяется от той, что не может быть предметом его исследования. Поведение индивида социолог понимает, а «поведение» клетки - нет. В равной степени, по Веберу, социолог не понимает «действия» народа или народного хозяйства, хотя вполне может понять действия составляющих народ индивидов. Другими словами, возможности социологического понимания ограничиваются действиями и поведением индивидов.

Речь идет о том, что специфическим объектом понимающей социологии Вебер провозглашает не внутреннее состояние или внешнее отношение человека как таковое, взятое само по себе, а его действие. Действие же - это всегда понятное (либо понимаемое) отношение к тем или иным объектам, отношение, которое характеризуется тем, что оно предполагает наличие определенного субъективного смысла.

Раскрывая главные особенности понимающей социологии, Вебер останавливается на трех из них, характеризующих наличие объясняемого поведения человека и придаваемого ему смысла.

Понимание в чистом виде имеет место там, где есть целерациональное действие. В целерациональном действии для Вебера смысл действия и самого действующего совпадает: понять смысл действия - это и значит в данном случае понять действующего индивида, а понять его - значит понять смысл его поступка. Такое совпадение Вебер считал идеальным случаем, т которого должна отправляться социология как наука. В понимающей социологии Вебера важное место занимает проблема ценности и оценки. В этом вопросе на него оказали значительное влияние неокантианцы, в первую очередь Г. Риккерт. Вебер разграничивает два акта - отнесение к ценности и оценку. Оценка имеет субъективную природу, тогда как ценность превращает наше индивидуальное мнение в объективное и общезначимое суждение. Наука, по Веберу, должна быть свободна от оценочных суждений. Но значит ли это, что социолог (или иной ученый) должен вообще отказаться от собственных оценок и суждений? Нет, не значит, но они не должны «вторгаться» в его собственный научный анализ, а высказывать их он может лишь как частное лицо (но не как ученый).

Отсюда у Вебера родилось понятие ценности как интереса эпохи. Разграничивая оценочное (ценностное) суждение и отнесение к ценности, Вебер имел в виду, что первое - это субъективное утверждение морального или жизненного порядка, тогда как второе - содержание объективной науки. В этом разграничении можно увидеть разницу между политической и научной деятельностью и одновременно - общность интересов политика и ученого. На индивидуально-личностном уровне, в рамках собственной жизненной судьбы Вебер хотел быть ученым, но в то же время он стремился и к политической деятельности.

Поскольку узловой категорией понимающей социологии является понимание, представляет интерес его веберовская трактовка. В ней выделяется непосредственное понимание и объясняющее понимание. Первое означает рациональное непосредственное понимание мыслей и предполагаемого смысла действия. Мы непосредственно понимаем действие дровосека, рубящего лес, или охотника, прицеливающегося, чтобы выстрелить в зверя. Объясняющее понимание означает выявление мотивационного смысла действий. Мы понимаем действия того, кто рубит дрова или прицеливается перед выстрелом, не только непосредственно, но и мотивационно, объясняя, для чего человек делает это, а не то, делает так, а не иначе и т.д.

Трактуемое таким образом понимание, считает Вебер, означает интерпретирующее постижение: а) реально предполагаемого в отдельных случаях (если речь идет об историческом анализе событий); б) предполагаемого, взяток в среднем и приближенном значении (если речь идет о социологическом рассмотрении массовых явлений); в) смысла или смысловой связи в научно конструируемом чистом типе какого-либо часто повторяющегося явления.

По существу М. Вебер заложил фундамент современной социологии. Социология должна стремиться прежде всего к пониманию не просто человеческого поведения, а его значения. Социолог призван понять смысл поступков человека и какой смысл придает своим поступкам сам человек, какую цель и значение вкладывает в них.

2.2 Процессы и формы взаимодействий Г. Зиммеля

Социологию Г. Зиммеля принято называть формальной. Формальная социология изучает и классифицирует формы - универсальные способы воплощения исторически изменчивых содержаний. За выявлением чистых форм, отделенных от содержания, следует их упорядочение, систематизация и психологическое описание в историческом времени. Зиммель подчеркивает, что форма (как материя) не может быть потеряна, потеряна может быть лишь ее единственная возможность реализации. Формальная социология вычленяет из всей совокупности социальных явлений чистые формы.

Таким образом, главным в его творчестве было понятие формы, хотя он осознавал, что она возникает на основе связанного с ней содержания, которое, однако, без формы существовать не может. Форма выступала у Зиммеля как универсальный способ воплощения и реализации содержания, которое являло собой исторически обусловленные мотивы, цели, побуждения человеческих взаимодействий.

Проблема соотношения формы и содержания не могла его не волновать. Он хорошо понимал их диалектику, особую роль формы в ней, когда она способна ломать изоляцию частей целого. В ряде случаев он противопоставляет форму содержанию, в других же - видит тесную связь между ними, прибегая в анализе каждый раз к сравнению с геометрическими формами в связи с их противоречиями, соответствием определенным телам, которые можно рассматривать как держание этих форм.

Одним из базовых в социологической теории Зиммеля было понятие взаимодействия. Его немецкий социолог считал основной «клеточкой» общества. Он писал, что «общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а также множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, к сочетанию и согласованию внутренних состояний, т.е. к оказыванию воздействий и, в свою очередь, их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, «общество».

Подчеркивая ключевую роль взаимодействия в социологической концепции Зиммеля, достаточно сказать, что центральная категория социологии - общество - рассматривалась им как совокупность взаимодействий формы и содержания. В этом отношении большое значение приобретает следующее положение социолога, ставшее, по существу, хрестоматийным: «Общество», в каком бы смысле теперь ни употреблялось это слово, становится обществом, очевидно, только благодаря указанным видам взаимодействия. Известное число людей образуют общество не потому, что в каждом из них живет какое-либо конкретно определенное или индивидуально движущее им жизненное содержание; лишь в том случае, если жизненность этих содержаний приобретает форму взаимных влияний, если происходит воздействие одного из них на другого - непосредственно или через посредство третьего, - из чисто пространственного соседства или временной смены людей рождается общество».

Необходимо отметить два основных значения понятия общество. Во-первых, общество, как подчеркивает социолог, - это «комплекс обобществленных личностей», «общественно-оформленный человеческий материал». Во-вторых, оно представляет собой сумму тех форм отношений, благодаря которым из личностей и образуется общество в указанном выше смысле слова. Общество непрерывно порождается взаимодействием. Индивиды соединяются в общество, т.е. «обобществляются». Таким образом, термином «общество» у немецкого социолога тесно связан другой ключевой термин - «обобществление».

Задача социологии как науки и состоит в том, чтобы изучать различные формы обобществления, классифицировать и анализировать формы социальной жизни. Если есть наука, предметом которой является общество, и ничто другое, - а таковая есть, считает он, и эта наука имеет название социологии, - то ее единственной целью может быть только исследование взаимодействий, видов и форм обобществления. Предметом социологии должно быть изучение форм социальной жизни, а не ее содержания. По Зиммелю, социальное содержание не требует специального социологического рассмотрения, потому что является предметом внимания многих наук об обществе. Изучением же социальных форм они не занимаются. Поскольку социология возникла позднее, чем большинство из этих наук, ей осталось (и досталось) именно это предметное поле.

Обобществление как процесс характеризуется рядом признаков. Один из них - количество участвующих. Обобществление возможно, если во взаимодействии участвуют два или более индивидов, если они соответствующим образом относятся друг к другу. Еще один признак обобществления состоит в том, что оно требует своей локализации в определенном пространстве.

Анализ процессов обобществления должен привести, по мнению Зиммеля, к вычленению в социальных явлениях ненаблюдаемых в чистом виде факторов. Эти «чистые формы обобществления» и становятся предметом социологии. Немецкий ученый отмечал, что социологический метод вычленяет из социальных явлений момент обобществления так, как грамматика отделяет чистые формы языка от содержания, в котором эти формы живут, социология должна не только выявлять эти чистые формы, но и системазировать их, давать их психологическое обоснование и описание в историческом изменении и развитии. Именно таким образом социология превращается в понимающую социологию.

Зиммель рассматривал понимающую социологию как социологическую теорию познания, как теорию исторического понимания.

Немецкий исследователь различал общую и чистую, или формальную социологию. Под общей социологией он понимал применение социологического метода в различных общественных науках. Что касается формальной социологии, то она рассматривалась как описание и систематизация чистых форм обобществления. Кроме того, в систему социологического знания Зиммель включал социологическую теорию познания и социальную философию (он ее называл социальной метафизикой).

Будучи ярким представителем формальной социологии, Г. Зиммель в ряде работ конкретизировать свое учение об обществе с помощью классификаций социальных форм и их детального рассмотрения. Образцы такой классификации и анализа он дает в «Социологии». Исследователи творчества немецкого социолога отмечают, что одна из них включает в себя социальные процессы, социальные типы и модели развития.

К социальным процессам Зиммель относит подчинение, господство, примирение, соревнование и др. Вторая категория социальных форм охватывает социальные типы, означающие систематизацию некоторых сущностных характерных качеств человека, не зависящих от взаимодействуй между людьми (аристократ, бедняк, циник, кокетка, купец, женщина, чужой, буржуа и т.д.). Третья группа социальных форм включает в себя модели развития и характеризует социальную дифференциацию, взаимосвязи группы и индивидуальности. Зиммель пишет, что усиление индивидуальности ведет к деградации группы (чем меньше группа, тем ее члены менее индивидуальны и, наоборот, с увеличением группы ее члены становятся более непохожими друг на друга).

Зиммель определяет социологию как науку об обществе: она исследует формы социальной действительности, являющиеся универсальным способом воплощения исторически изменчивых содержаний. Последнее рассматривается им как исторически обусловленные цели, мотивы, побуждения человеческих взаимодействий. В совокупности взаимодействий формы и наполняющего ее содержания реализуется общество.

2.3 Социальные формы и их эволюция Ф. Тенниса

Значительный вклад в развитие западной социологии классического периода внес один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, основатель и первый президент Немецкого социологического общества профессор Фердинанд Теннис.

Социология, по мнению Тенниса, изучает различия в отношениях между людьми. Главный тип (или форма) различий характеризуется наличием или отсутствием связанности между людьми.

Теннис говорит о том, что у социологии как особой науки есть свои специфические предметы. Это - «вещи», имеющие место только в социальной жизни. «Они, - пишет социолог, - продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь - для мышления самих социально связанных людей. Эту «связанность» людей (т.е. различные формы социальных связей между ними) и изучает социология.

По существу, речь идет об исследовании взаимозависимости и взаимодействия людей. В качестве простейшего случая социальной связанности Теннис анализирует обмен.

Но, конечно же, социальные связи не ограничиваются только обменом. Они гораздо более многообразны, а их типы и формы положены в основу социологической концепции Тенниса. Он сопоставляет (а в известной мере, и противопоставляет) два типа связей и соответствующих им типа общества. Первый тип социальных связей он определяет как общинные (общностные), второй - как общественные. Общинные (общностные) связи обусловливаются такими психологическими характеристиками как душевная близость, склонность людей друг к другу, наличие эмоций, привязанности, личных переживаний. Общественным связям присущи характеристики рационального плана: обмен, торговля, выбор. Первый тип отношений свойствен преимущественно патриархально-феодальным обществам, второй - капиталистическим. Общинные (общностные) отношения включают в себя родовые отношения, отношения соседства и дружбы. Общественные отношения имеют вещную природу и строятся в рамках принципов и структур рациональности.

Эти два ряда связей - общинные (общностные) и общественные. В общине (общности) социальное целое логически предшествует частям в обществе, наоборот, социальное целое складывается из частей. Различие общины (общности) и общества - это различие органической и механической связи (солидарности) составляющих социальное целое частей. В социологической концепции Тенниса два типа отношений, соответственно, два типа организации социальной жизни тесно связаны с двумя типами воли - естественной, инстинктивной и рассудочной, рациональной. Первый тип воли является фундаментом общинных (общностных) связей, второй - общественных связей. Немецкий социолог уделял большое значение проблеме воления. Социальная связанность между людьми основана на том, что воля одного влияет на волю другого, либо стимулируя, либо сковывая ее.

Общность и общество выступают у Тенниса как основные критерии классификации социальных форм. Сами формы социальной жизни подразделяются социологом на три типа: а) социальные отношения; б) группы, совокупности; в) корпорации, или соединения, союзы, объединения, товарищества. Названные типы форм социальной жизни характеризуются историками социологии как одна из самых первых попыток рассмотреть социальную структуру общества.

Социальные отношения имеют объективный характер. Теннис подчеркивает, что следует различать социальные отношения товарищеского типа, социальные отношения по типу господства и смешанные отношения. Каждый из этих типов отношений имеет место как в организации общности, так и в общественной организации.

Совокупность социальных отношений между более чем двумя участниками являет собой «социальный круг». Это ступень перехода от социальных отношений к группе или совокупности. Совокупность - второе понятие формы (после социальных отношений); «сущность социальной совокупности заключается в том, что естественные и душевные отношения, образующее ее фундамент, сознательно принимаются, а стало быть, их сознательно хотят. Это явление наблюдается повсюду, где происходит народная жизнь, многообразных формах общностей, например в языке, укладе жизни и обычаях, религии и суевериях…». Группа (совокупность) образуется тогда, когда объединение индивидов рассматривается им как необходимое для достижения какой-то специфической цели.

Третья форма, рассматриваемая ученым, - корпорация. Она возникает тогда, когда социальная форма обладает внутренней организацией, т.е. те или иные индивиды выполняют в ней определенные функции. «Ее (корпорации), - пишет социолог, - отличительной чертой является способность к единому волению и деянию - способность, которая наиболее явно представлена в способности к принятию решений…». Корпорация может возникнуть из естественных отношений (Теннис приводит в качестве примера кровно-родственные связи), из общего отношения к земле, из совместного проживания и взаимодействия как в сельской местности, так и в городе. Применительно к корпорации имеет место та же самая процедура рассмотрения человеческих отношений по критерию «товарищество - господство» с последующим членением типов социальных связей на общностные (общинные) и общественные.

Основываясь на различиях социальных форм, Теннис утверждает, что по мере их развития от первоначального базиса совместной жизни возникает индивидуализм, который является провозвестником перехода от общности к обществу. Один из вариантов описания такого перехода, связанного с появлением индивидуализма, выглядит следующим образом: «…убавляется не просто социальная жизнь, а общностная социальная жизнь - развивается, приобретает все большую власть, и, наконец, получает превосходство другое, новое взаимодействие, происходящее из потребностей, интересов, желаний, решений действующих личностей. Таковы условия «гражданского общества»» как радикальной формы разнообразных явлений, которые охватываются социологическим понятием общества и по своей тенденции безграничны, космополитичны и социалистичны». Это общество - по существу речь идет о капиталистическом обществе - представляет собой совокупность семей и индивидов преимущественно экономического характера.

Учение о социальных формах является предметам рассмотрения чистой, или теоретической, социологии. Он различал чистую (теоретическую), прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая - динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных. Поэтому эмпирическая социология была названа им социографией.

Сам Теннис проводил эмпирические (социографические) исследования, касающиеся преступности, самоубийств, развития промышленности, демографических изменений, деятельности политических партий и др. Как видно, круг интересов немецкого социолога к эмпирическим проблемам был достаточно широким. Причем некоторые из его исследований были весьма скрупулезными.

3. Американская социологическая мысль в н ачале ХХ в.

На развитие социологической мысли в начале ХХ в. огромную роль оказала Чикагская школа. Она была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США.

Школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году.

Американский исследователь Лестер Куртц выделяет три поколения в развитии Чикагской социологической школы. Первое поколение охватывает период развития с основания школы до первой мировой войны.

Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Вудбери Смолл (1854-1926) - был первым в США профессором социологии.

В 1825 году он основал «Американский журнал социологии» и был его редактором на протяжении трех десятилетий. Что касаемо взлядов Смолла, то базовым сырьевым материалом социального процесса является для него деятельность группы. Групповая деятельность основывается на элементарных человеческих интересах, и неизбежный конфликт этих интересов придает динамику социальному процессу. В то же время он полагал, что конфликты могут быть урегулированы, а анархии можно избежать, если они протекают под авторитетным контролем государства, выносящего третейские решения относительно групповых антагонизмов.

В 1893 году Смолл предложил развернутую схему человеческих интересов, возникающих в сопоставимых формах групповых проявлений. Разрабатывая эту схему, он использовал в ней и идеи Густава Ратценхофера, австрийского социального дарвиниста.

Именно первое поколение Чикагской школы - Смолл, Винсент, Томас, Хендерсон утвердили либерализм в качестве основной социально-философской доктрины социологической школы. Либерализм понимается в США как идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индивида, а также на вере в возможность социального прогресса и улучшения качества жизни с помощью изменений и инноваций в социальной организации общества.

В мировую социологическую классику вошла пятитомная работа этого периода Чикагской школы «Польский крестьянин в Европе и в Америке», опубликованная Уильямом Айзеком Томасом и Флорианом Витольдом Знанецким.

Уильям Томас сформулировал концепцию социальной ситуации, которую он делил на три важнейшие составные части: 1) объективные условия, заложенные в существующих социальных теориях и ценностях; 2) установки индивида и социальной группы; 3) формулирование существа ситуации действующим индивидом.

В совместной работе со Знанецким Томас детально исследовал именно систему социальных установок и показал, что конфликты и социальная дезинтеграция с необходимостью возникают в случаях, когда индивидуальные определения ситуации личностью не совпадают с групповыми ценностями.

Будучи представителем психологического направления в социологии, Томас выделял четыре группы побудительных желаний человека, играющих ведущую роль в определении его поведения: необходимость нового опыта, обеспечение безопасности, стабильности своего образа жизни, потребность в признании себя со стороны окружения и жажда господства над своим окружением. Индивидуальную конфигурацию этих желаний он связывал с врожденными особенностями человека, прежде всего с его темпераментом.

Одной наиболее значимой инновацией в «Польском крестьянине» является типология личностей с точки зрения преобладающих у них механизмов социальной адаптации.

Мещанский тип характерен традиционностью своих установок; богемный отличается нестойкими и мало связанными установками при общей высокой степей адаптации; творческий тип - наиболее значимый, хотя и легкомысленный, для судеб социального прогресса, поскольку лишь этот тип личности способен на генерирование изобретений и инноваций.

В работе У. Томаса и Ф. Знанецкого активно применялся метод изучения документов личного характера. Интенсивно использовались также данные польских архивов, материалы прессы, документы американских социальных агентств по миграции, так называемые «глубокие» интервью.

Анализируя письма и дневники, Томас и Знанецкий открыли множество мотивационных и поведенческих реакций на социальную среду; реакций, отражающих эмоциональную и событийную сторону индивидуальной адаптации. Ученые пришли к выводу, что общество представляет собой универсальный ряд социальных характеров: филистайн - мещанский, богемиан - богемный, креативный - активный, или творческий.

Эти три характера несут в себе единый механизм приспособления, представленный ступенями: 1) Детерминация характера врожденным темпераментом. Конструирование организации личностной жизни, которое завершает процесс объективации различных отношений, доставляющих характер; 2) Адаптация характера к требованиям общества и ближайшего окружения; 3) Адаптация индивидуальной жизненной организации к конкретной социальной организации.

Проанализировав процесс личностной адаптации, Знанецкий и Томас пришли к принципиальному для социологов выводу: социальная эволюция, с одной стороны, укрощает процесс, с другой - требует от человека более индивидуализированных реакций сознания и поведения. Именно в историческом диктате лежит причина формирования и правления социальных характеров.

Первый тип характера - филистайн объединяет людей, ориентированных в сознании и поведении на стабильность. Их психика с трудом воспринимает требования изменяющейся ситуации. Жизнь филистайна связана с традиционными ситуациями, и он формируется как конформист. Однако он проявляет способность к сопротивлению, давлению изменений во внешней среде.

Богемная характеризуется спонтанностью поведенчески реакций. Люди данного типа не способны к формированию стабильных моделей поведения. Как отмечали Знанецкий и Томас, богемная склонен демонстрировать определенную степень адаптивности к новым условиям, но она не ведет его к новой целостной модели организации жизни. Исторические корни этого характера порождены переходным состоянием общества, при которых не успели сложиться никакие постоянные социальные ориентиры.

Третий тип - креативный является в наибольшей степени социально-эффективным характером, поскольку он строит свою жизнь исходя из тенденции к модификации и разнообразию, при этом следуя своим собственным целям. Он постоянно расширяет контроль над социальной средой и адаптирует к ней свои желания, т.е. приспособление идет через иной механизм - механизм активной деятельности. Люди креативного характера образуют динамическое ядро социальных систем. Хотя они составляют меньшинство в любом обществе, их деятельность наиболее продуктивна.

Таким образом, все типы социального характера представляют собой результат сплава темперамента и социально-исторических условий формирования личностей.

Уже в ранних произведениях Знанецкого в центре внимания оказалась проблема ценностей - ключевая проблема философских дискуссий конца XIX - начала XX в. Именно ценности стали основанием проведения разграничительной линии между миром природы и миром культуры. Для авторов ценность представляет любой предмет, который имеет поддающиеся определению содержание и значение для членов какой-либо социальной группы. Установки являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценностям.

Знанецкий исходит из того, что ценности по своей природе не субъективны, они существуют реально, как и природные вещи, а значит, науки о культуре имеют такое же право на существование, как и науки о природе. Право на существование любой науки Знанецкий связывает с исследованием определенного аспекта действительности, т.е. с соответствующим предметом, который выступает в качестве относительно замкнутой системы. Каждая из этих систем состоит из ограниченного и теоретически обозримого числа элементов, а также имеет специфическую внутреннюю структуру. Сама же эмпирическая реальность, по Знанецкому, представляется в виде неисчерпаемого многообразия фактов, и только в результате исследования выявляется способ их связи в определенную структуру и систему.

Знанецкий различал четыре рода основных социальных систем, образующих базовые понятия социологии: а) социальные действия; б) социальные отношения; в) социальные личности; г) социальные группы

Среди базисных понятий социологии наиболее подробно разработана категория социальные действия. Ей Знанецкий посвящает свою фундаментальную работу «Социальное действие». К категории социального действия он относит лишь те индивидуальные и коллективные человеческие действия, которые имеют другие человеческие индивиды в качестве главной ценности. Эти человеческие действия преследуют цель вызвать определенные изменения в этих главных ценностях (социальных объектах).

Основные идеи Знанецкого, связанные с трактовкой социальных действий, прочно вошли в фундамент современной социологической теории. Ф. Знанецкий провел детальный анализ и дал классификацию возможных видов социального действия. Он делит все виды социальных действий на две категории: приспособления и оппозиции. К первой относятся те действия, которые вызывают желательное поведение индивидов или групп без угрозы каким-либо ценностям или возможностям партнера, ко второй - те, которые связаны с угрозами и репрессиями.

По Знанецкому, в своем собственном категориальном определении социальное действие не сталкивается с человеческими индивидами или коллективами в качестве психобиологических реалий. В этом плане люди - объекты социального действия - называются социальными ценностями в целях их отграничения от эстетических, технических, экономических и других ценностей. И именно социальное действие выступает как центральный предмет социологического исследования.

Другая основная категория у Знанецкого - система социальная личность. Социальная личность создается в условиях определенной среды и воспроизводит уже созданные модели, в которых выражается реальная система прав и обязанностей, и является социальной ценностью в рамках социальных отношений и взаимодействий.

Как один из типов социальных систем рассматривает Знанецкий и социальную группу, в которой личность выполняет соответствующие роли, занимает ту или иную позицию, а также обладает соответствующими правами и обязанностями. Социальная жизнь индивида не ограничивается рамками отдельной социальной группы, как не ограничивается огромное число социальных действий человека одной социальной группой, членом которой он является.

В отличии, например, от Дюркгейма Знанецкий не ставит в жесткую зависимость поведение личности от группы, не принимает однолинейной детерминации индивида группой. Отношения между социальной группой и личностью рассматриваются им в перспективе среднего пути между социологическим холизмом и индивидуализмом. Его теория социальных групп как культурная система имеет своим фундаментом известный методологический принцип - гуманистический (человеческий) коэффициент. Введение этого коэффициента связано с тем, что каждая группа, подобно социальной личности, имеет характер социальной ценности, т.е., будучи объектом, она одновременно является и субъектом.

Его социологическая концепция противопоставляется социологизму Дюркгейма, пренебрегающему ролью индивида в социальном процессе, а также формальной социологии Зиммеля. Исходя из его взглядов, социология не должна идти ни путем спекулятивного поиска, ни путем голого эмпиризма, ни путем крайнего холизма, ни путем крайнего индивидуализма, а искать средний путь меж крайних методологических позиций.

Подчеркивая роль субъекта, учитывая «гуманистический коэффициент» в структуре социальных систем, Знанецкий в то же время считал социологию номотетической, т.е. формулирующей законы на основе индуктивного метода сбора данных. Таким образом, социология основывается у него на эмпирической социальной реальности, на которой только и возможны теоретические обобщения и построение социологической теории.

В полной мере проявили себя между первой мировой войной и серединой 30-х годов XX века лидеры Чикагской школы Роберт Парк иЭрнест Берджесс. Основной проблематика их работы - различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность получила написанная Парком и Берджессом книга «Введение в науку социологии» (1921), долгое время бывшая основным учебником студентов-социологов в университетах США. Она считается основополагающей для формирования современной эмпирической социологии.

Роберт Эзра Парк считается идейным создателем Чикагской школы. Широко известна его работы «Иммигрантская пресса и ее контроль» (1922), «Город» (1925), в которой проанализированы различные аспекты влияния социального окружения на человеческую жизнь, рассмотрены также биологические и экономические факторы человеческой жизнедеятельности.

Среди важных социологических понятий, впервые введенных Парком, следует особо отметить понятие социальной дистанции, как показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп, а также концепцию маргинальной личности, характеризующую индивида, находящегося в социальной структуре на стыке социальных групп либо же на их периферии.

Большое внимание уделяется разработке и использованию различных методов эмпирического исследования. Исследуются установки и ценностные ориентации (аттитюды) различных социальных групп. Для этого применяется метод опроса - как устного (интервью), так и письменного (анкетирование), причем сам метод детально прорабатывается. Впервые ставятся проблемы его достоинств и недостатков.

Одними из главных достижений Чикагской школы стали работы в области социальной экологии (тесно связанные с изучением города). Социальную экологию Чикагской школы иногда называют теорией социального изменения, основы которой были сформулированы Парком. В ней речь идет о том, что общество необходимо рассматривать как организм, подверженный эволюции. Последняя есть движение от одного порядка к другому, более высокому. Этих порядков Парк называет четыре: экологический (пространственно-территориальный), экономический, политический, социально-культурный.

Условием выживания и развития общества является поддержание в первую очередь экологического, или территориального, порядка. Он есть следствие пространственного, физического взаимодействия индивидов. На его основе возникает экономический порядок, являющийся результатом производства, торговли и обмена. На базе достигнутого экономического порядка появляется политический порядок, который может быть реализован с помощью политических средств, контроля и регуляции поведения. Наконец, наиболее неформальным видом порядка в обществе становится социально-культурный порядок, который чаще всего испытывает на себе влияние традиций.

В основе каждого вида порядка, утверждает Парк, находится свой особый вид социального взаимодействия, позволяющий людям переходить от конфликта к согласию.

Существуют и конкретные научные изыскания, осуществленные под непосредственным руководством Бёрджесса. Эти исследования проводились в самом Чикаго с помощью, как уже говорилось выше, методов, прежде всего метода социального картографирования. Был разработан целый ряд социальных карт Чикаго - досуговых мест (танцплощадок, кинотеатров, театров и др.), мест расположения тех или иных этнических общин (итальянцев, немцев, негров, мулатов, китайцев и т.д.). Причем составлением таких мест (картографированием) занимались студенты. Это позволило в рамках программы «Город как социальная лаборатория» определить и представить в ручном, систематизированном виде определенную структуру города.

Значительный интерес наблюдается в отношении использования качественных неформализованных методов исследования, что наиболее характерно для творчества Бёрджесса. Он вообще одним из первых в социологии использовал метод case study, направленный на всестороннее описание и объяснение отдельного социального факта (случая). Иногда этот метод называют монографическим.

Работы Парка и Бёрджесса оказали большое влияние на исследования небольшого города, в частности проведенные за пределами Чикагской школы супругами Еленой и Робертом Линд. В этих работах, ставших так же классическими, как и многие труды Чикагской школы, исследовались жизнь общин и проблемы социального неравенства в небольшом американском городе. Толчком для названных выше трудов супругов Линд послужило изучение Парком проблем негров в Америке и в целом расовых отношений.

Характеристика Чикагской школы будет неполной, если не коснуться хотя бы кратко взглядов двух известных ее представителей - У. Огборна и Л. Вирта. Они также много и успешно занимались изучением американского города. Огборн, в противоположность лидерам школы Парку и Бёрджессу, которые стремились органично соединить количественные и качественные методы исследования города, настаивал на необходимости лишь первых. Поэтому не случайно статистическая методология исследования получила в его работах наиболее заметное выражение.

Одна из основных работ Огборна - «Социальное изменение». В ней он изложил свою теорию культурного отставания, или, как ее иногда называют, культурного лага. Суть ее состоит в том, что изменения в материальной культуре происходят, как правило, быстрее и активнее, чем преобразования в нематериальной (адаптивной) культуре. Это означает, что развивающаяся техника, воздействующая в первую очередь на состояние материальной культуры, определяет все остальные социальные изменения. Он стал одним из первых представителей технологического детерминизма в социологии. Однако теория культурного лага подверглась в литературе того времени критике и вызвала дискуссии за противопоставление двух типов культур - материальной и нематериальной.

Если теория Огборна была связана с изучением города не жестко, то концепция Вирта была самой что ни на есть урбанистической и касалась разработки теории городского образа жизни. Он первым в социологии ввел понятие «городской образ жизни», который он противопоставил сельскому.

В рамках чикагской школы были созданы предпосылки для возникновения урбанистической концепции Луиса Вирта, который разработал понятие городского образа жизни. В своей концепции Вирт воедино связал характеристики пространственной и социальной организации крупного города (большая численность, высокая концентрация, социальная неоднородность населения) с характеристиками особого городского типа личности, который формируется в этих условиях. По мнению Вирта, численность, плотность и неоднородность населения характеризуется: преобладанием анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении; снижением значимости территориальных общностей; уменьшением роли семьи; многообразием культурных стереотипов; неустойчивостью социального статуса горожанина, повышением его социальной мобильности; ослаблением влияния традиций в регулировании поведения личности.

С писок использованной литературы

1. Зборовский, Г.Е. История социологии: учебник / Г.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2007. - 608 с.

2. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор - академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА. - М., 1999. - 576 с.

3. История социологии. ХIХ-ХХ века: в 2 ч. Ч. 1. Западная социология: учеб. пособие для студент о в, обучающихся по направлению 540400 «Соц.-экон. образование» / А.В. Воронцов, И.Д. Громов. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 423 с.

4. История социологии: Учеб. Пособие / Елсуков А.Н., Бабосов Е.М., Грицанов А.А. и др.; Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. - Мн.: Высш. шк., 1993. - 319 с.

5. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Учебное пособие для вузов - М.: «Изд-во ПРИОР», 2000. - 368 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление социологии как науки: мыслители древности Платон и Аристотель, родоначальник социологии О. Конт. Социологическая мысль в работах К. Маркса. Уровни социальной реальности Э. Дюркгейма, идеальный тип М. Вебера. Типология социальности Ф. Тенниса.

    реферат , добавлен 04.02.2010

    Социология Г. Спенсера, эволюционизм. Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма, идея социальной солидарности. Политическая социология М. Вебера, теория "социального действия", религия в социологической концепции М. Вебера.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Социология как самостоятельное направление научной мысли. Социал-дарвинистские концепции. Психологические концепции и психоаналитическая концепция З. Фрейда. Марксистский взгляд на классовый характер государства. Социологическая концепция марксизма.

    контрольная работа , добавлен 25.05.2015

    Теория М. Вебера о социальных действиях, ее влияние на общественно-политическую мысль. "Понимающая социология" как родоначальница особой традиции в социологическом мышлении, метод социального познания; концепция экономики, политики, религии, права.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2010

    Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. Место Дюркгейма в истории социологии. Социологическая концепция Вебера. Предмет и методы "понимающей социологии". Вебер и современное общество. Марксистская социология и ее судьбы.

    реферат , добавлен 03.02.2008

    Эволюционная социология Г. Спенсера: первый опыт системного подхода. Социологический реализм Э. Дюркгейма. Релятивистская социология Г. Зиммеля. М. Вебер - крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли, его понимающая социология.

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Социальные предпосылки возникновения социологии как науки. "Формальная" школа социологии Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и В. Парето. Классическая социология начала XX в. Социологическое воззрение О. Конта. Американская социология: основные этапы развития.

    реферат , добавлен 03.05.2015

    Характеристика социологических взглядов Эмиля Дюркгейма - создателя методологии "социологизма", патриарха французской социологической школы. Формальная социология Ф. Тениса и Г. Зиммеля.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Социальные факты и структурный функционализм Э. Дюркгейма, особенности его социологизма. Исследование функций разделения труда и выявление его позитивных последствий. Трактовка нормального и патологического в развитии общества. Теория социальной аномии.

    контрольная работа , добавлен 09.06.2009

    Предпосылки появления социологии. Классическая социология XIX в.. "Понимающая" неклассическая социология Германии. Американская социология XIX-XX вв. Модернизм и постмодернизм. Российская социология XIX-XX вв. Социология-наука и учебная дисциплина.

УО ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.П.М. МАШЕРОВА

Реферат

Тема: «Основные социологические концепции личности»

Подготовила студентка 5 курса ФФКиС группы 55 Кременевская О.В.

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Психологическое направление в русской социологии начало развиваться в конце XIX - начале XX века, являясь выражением общего для социальных наук того времени интереса к проблемам мотивации и механизмов человеческого поведения. Основной принцип, разделяемый всеми сторонниками этого направления, - стремление сводить общественные явления к психическим, искать ключ к объяснениям общественных явлений и процессов в психологии человека, групп и общностей.

Основную задачу социологии учёные видели в исследовании личности во всех ее проявлениях (биологических, психологических, социальных) и на этом основании - в установлении факторов, способствующих формированию ее социального облика и идеала. Все это они обозначали термином "борьба за индивидуальность". Всесторонний научный анализ проблем личности привел социологов к психологическому обоснованию социологии.

На формирование взглядов учёных оказали влияние демократические идеи русских мыслителей - революционных демократов 60-х годов. Из основателей позитивизма особенно известен Г. Спенсер с его концепцией личности и учением об эволюции. Именно идеи Спенсера повлияли на разработку социологами психологических основ социологии.


1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Личность в социологии рассматривается как целостность социальных свойств человека. Она – продукт общественного развития и складывается в процессе включения индивида в систему общественных отношений. Включение индивида в эту систему происходит посредством деятельного общения. Человек, что-то делая, всегда вступает в какие-то отношения с другими людьми. Общаясь, человек всегда удовлетворяет какие-то потребности, что-то делает. Иначе говоря, в процессе деятельности всегда складываются отношения, требующие от человека проявления определенных качеств. Совокупность этих социальных по своей природе качеств и определяется как личность.

Таким образом, качества, составляющие личность, отражают устройство общества. Одни качества отражают общественный строй в целом. Другие – классовую структуру общества, то место, которое занимает в этой структуре данный индивид. Третьи – профессиональную структуру общества и т.д.

Социологический анализ выделяет в личности именно социально-типическое. При этом можно выделить три уровня такого анализа.


Во-первых, речь может идти о типичности поведения того или иного человека для какой-то социальной группы: типичный рабочий, типичный студент, типичный татарин и пр. Здесь критерий определения личности – наличие качеств, необходимых для успешного функционирования с точки зрения группы (советский человек).

Во-вторых, социологов интересует отношение индивида к группе, ее требованиям. Критерий определения личности уже другой: как человек решает для себя вопрос об отношении личности и общества. Можно выделить нормативный тип личности, всегда старающийся поступать так, как надо, как положено, как принято. Иной тип – модальная личность, поступающая по обстоятельствам, иногда нарушая правила. Бывают девиантные (отклоняющиеся) личности, для которых нарушение правил, социальных норм стало самоцелью, позволяющей этой личности выделиться, показать себя, противопоставляя себя "толпе". Асоциальный тип личности характеризуется искренним непониманием того, что, для успешной жизни среди людей надо следовать каким-то нормам. Такие люди не стремятся нарушать нормы, чтобы что-то доказать другим или себе. Но они и не нарушают нормы, оправдывая это необходимостью. Асоциальный тип просто не замечает существования норм, отражающих устройство общества, группы, в которой он живет. Он – "выше этого".

В-третьих, социология много внимания уделяет тому, как человек строит свои отношения с обществом. В этом плане можно выделить авторитарный тип личности, которому присущ индивидуализм, стремление противопоставлять себя "толпе". При этом общение, стремление достичь своих целей не дает возможности игнорировать других людей. Поэтому авторитарная личность строит свои отношения с обществом, с другими людьми по принципу "господство - подчинение". Если она не может подавлять, то она подчиняется, не упуская возможности при первом удобном случае взять реванш и подавить тех, кто "подавлял" ее. К этому типу преимущественно относятся те, кто поднимается "из грязи в князи". Казалось бы, прямо противоположный тип личности – конформист. Человек такого типа склонен к беспрекословному подчинению. Он соглашается со всеми и во всем. Понятно, что такое отношение к проблеме "я и общество" скорее предполагает неверие в себя, в свои способности и возможности отстоять свою точку зрения, чем искреннее стремление "жить дружно". Поэтому авторитарист, не имеющий возможности подавить других, часто ведет себя как конформист. И наоборот, конформист часто оказывается авторитаристом, привыкшим к неудачам, хотя и не расставшимся с мечтой однажды за все "отыграться". Наконец, существует толерантный тип личности. Это человек, охотно и без напряжения общающийся с другими людьми, но не стремящийся нравиться всем и любой ценой, - что характерно для конформистов, - и не стремящийся к верховенству, к господству над другими, - что характерно для авторитаристов. Он общается, преследуя свои цели, интересы. Но такой человек не навязывает их другим людям, признавая за ними право иметь свои цели и интересы. Это предполагает как уважение к другим, так и уважение к себе; как требование уважения к себе от других, так и способность самому уважать других, считаться с их мнениями и интересами, даже тогда, когда они совсем не похожи на твои. Иначе, пользуясь социально-политическими понятиями, такой тип личности можно назвать демократическим.

Эти типологии личности не совпадают друг с другом. Например, в одном обществе нормативный тип личности чаще всего одновременно является конформистским или авторитарным, а в другом – толерантным, демократическим.

Эти типологии фиксируют разные стороны отношения между индивидом и обществом, группой, в процессе которого и достигается результат, представленный тем или иным типом личности. Личность "делает" группа, общество. Не человек выбирает, к какому типу личности он ближе, а общество "воспитывает" определенный тип личности. Многое определяется тем положением, которое человек занимает в обществе.

Палитра разработок проблем человека в социологии довольно разнообразна. Это, прежде всего, теории социального действия, восходящие к М. Веберу, и их развитие в дальнейшем Т. Парсонсом и другими учеными. Рассматривая индивидуальное человеческое действие как самоорганизующуюся систему, Т. Парсонс раскрыл его специфику, как

а) символического, т. е. имеющего символические механизмы регуляции –язык, ценность и т. п.;

б) нормативного, т. е. зависимого от общепринятых норм и ценностей;

в) волюнтаристического, т. е. независимого в какой-то степени от условий среды, хотя и зависимого от субъективных «определений ситуации».

Изучение механизмов социального действия и взаимодействия позволило Т. Парсонсу и его последователям выделить структуру так называемых «потребностных диспозиций» субъекта действия или его мотивационную структуру (когнитивную, катектическую – способность различать в ситуации положительные и отрицательные для личности значения). Также оценочную и ценностную ориентацию как область не внутренних, а уже внешних символов, регулирующих действия всех субъектов взаимодействия. Это, в свою очередь, дало возможность показать несостоятельность представлений о личности как полностью независимой от общества или же жестко культурно запрограммированной.

Т. Парсонс провел также различение понятий личности как целостной биотехнологической системы, с одной стороны, и социального деятеля как абстрактного комплекса социальных ролей, с другой стороны. Тем самым он сформулировал модель системы действия, включающей в себя культурную, социальную, личностную и органическую подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена, что явилось одним из главных теоретических достижений Т. Парсонса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми.

В социологии понятие личность означает устойчивую систему социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности. Оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под влиянием общества происходит социализация человека.

Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

В основу психологических теории личности в современной социологии положены психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей, применяемые в американской гуманистической психологии, особенно в разделе психотерапия, например:

1) транзактный анализ (особенно популярный), выделивший структурный анализ личности, теорию игр и сценариев: Э. Берн, К. Стейнер;

2) психосинтез (сочетание классической философии и психологических знаний, включая положения экзистенцианализма, фрейдизма, психоанализа, вероучения буддизма, йоги, христианства).

3) рационально-эмотивная терапия (А. Эллис) строится по классической формуле: человек расстроен не столько данным событием, сколько представлением о нем, причем утверждается, что эмоциональные реакции и жизненный стиль человека связаны с базовыми представлениями.

Значительным влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы Г. Кули, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Концепция распределения ролей у Т. Парсонса - деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

Данный экскурс в историю позволяет заключить, что понятие личности играет в социологии не всегда центральную, но очень важную роль. Независимо от того, рассматриваем ли мы общество как первичное по отношению к человеку или, наоборот, видим в человеке «строителя» социальной реальности, мы не можем отрицать того факта, что обязательным субстратом социального является индивид как носитель биологических и психологических особенностей.

поведение личность


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Ленинград: изд-во ЛГУ, 1998.

2. Гришаев С.В., Немировский В.Г. Социальный портрет молодого предпринимателя // СоцИс., 1999, №5.

3. Джеймс У. Личность. // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.

4. Душацкий А.Е. Ценностно-нормативные; доминанты российских предпринимателей. // СоцИс., 1999. № 7.

5. Инкельс А. Личность и социальная структура. // Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1965.

6. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

7. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: Парадигмы и темы: Учебник для высших учебных заведений / Московский Государственный ин-т междунар. отношений МИД РФ (МГИМО-Универ-ситет). - М.: Изд-во «Анкил», 1997.

8. Кон И.С. Люди и роли // Новый мир. - 1970. -№ 12.

9. Кон И.С. Психологическая социология конца XIX - начала XX вв. // История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Редкол.: Г.В.Осипов (отв. ред.), Л.Г.Ионин, В.П.Култыгин; Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

10. Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т.Парсонс, А.Шюц: Тексты / Сост. Е.И.Кравченко: Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.


Инкельс А. Личность и социальная структура. // Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1965

Душацкий А.Е. Ценностно-нормативные; доминанты российских предпринимателей. // СоцИс., 1999. №7.

Кон И.С. Люди и роли // Новый мир. - 1970. -№ 12

Деление теорий на общие и отраслевые дает возможность провести различие между общей и отраслевой социологией, либо по объекту («общество в целом» и его «части»), либо по типу теорий (общие служат основанием для формирования социологической парадигмы (впрочем, как и специальные — опосредованно через них), а отраслевые образуют «пограничный пояс» на стыке социологии с другими науками) К понятию обшей социологии приложи мы характеристики социологии фундаментальной и теоретической, хотя отраслевая социология, разумеется, не исключает научной ориентации и теоретического уровня, но чаще всего имеет эмпирический и прикладной характер. Таким образом, структура социологического знания представляется многомерной и может быть описана в трех измерениях: по объекту знания (общая и отраслевая социология), по функции знания (фундаментальная и прикладная), по уровню знания (теоретическая и эмпирическая)

Особый слой теоретического социологического знания образуют теория социального развития, теория социальных систем, теория социального детерминизма и др.
Стоит отметить, что основанием деления таких теорий служит ряд общенаучных категорий: «развитие», «система», «детерминизм» и проч., т. е. таких, кᴏᴛᴏᴩые применимы не только в обществоведении, но и в естествознании и по уровню абстракции приближаются к философским категориям «материя», «сознание» и т. д. Эти теории могут претендовать на статус общих.

Фундаментальные и прикладные теории

Можно также различать социологические теории по их преимущественной ориентации: фундаментальные и прикладные. Первые ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием социологического знания, концептуального аппарата социологии, методов социологического исследования. Стоит заметить, что они отвечают на два вопроса: «Что познается?» (объект) и «Как познается?» (метод), т. е. связаны с решением познавательных задач. Вторые ориентированы на решение актуальных социальных проблем, связаны с преобразованием изучаемого объекта и отвечают на вопрос: «Для чего познается?». Отметим, что теории здесь различаются не по объекту или методу, а по той цели, кᴏᴛᴏᴩую ставит себе социолог, решает он познавательные задачи или практические.

Прикладные теории ориентированы на поиски средств для достижения намечаемых обществом практических целей, путей и способов использования познанных фундаментальными теориями законов и закономерностей. Прикладные теории непосредственно касаются определенных практических отраслей человеческой деятельности и прямо отвечают на вопрос: «Для чего?» (для социального развития, совершенствования социальных отношений и т. д.) Прикладной (практический) характер социологических теорий определяется тем вкладом, кᴏᴛᴏᴩый они вносят в теории, прямо связанные с решением задач социального развития.

Признак «фундаментальности» не совпадает с признаком «теоретичности», и наоборот, хотя второй термин часто употребляется как синоним первого: теоретическая физика, теоретическая психология, теоретическая биология. Здесь «теоретический» означает не только теоретический уровень научного знания в отличие от эмпирического, но и его теоретическую, фундаментальную направленность в отличие от практической, прикладной.

Отметим, что теоретическое знание в качестве фундаментального выступает в сопоставлении с прикладным, а не эмпирическим знанием и не исключает практической направленности. Нужно помнить, такие характеристики, как «практический аспект», «прикладная функция», вполне приложимы к теоретическому уровню знания. Его антитезой будет не прикладное знание, а эмпирическое.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что деление теорий по ориентации на фундаментальные и прикладные достаточно условно, поскольку любая из них прямо или косвенно вносит определенный вклад в решение и научных, и практических задач. В строгом смысле следует говорить исключительно о преимущественной ориентации той или иной теории: научной, фундаментальной либо практической, прикладной, что и дает основание для ее отнесения к определенной категории. То же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям: они могут быть ориентированы на решение научных проблем, например на формирование специальной социологической теории, или практических, связанных, например, с совершенствованием социальной структуры общества. Фактически данные два аспекта социологического знания неразрывно связаны между собой и, будучи отнесенными к социологии в целом, в конечном счете образуют две из се функций: познавательную и практическую.

Таким образом, термины «фундаментальный» и «прикладной» обозначают аспект, направленность социологического знания в целом и не тождественны терминам «теоретический» и «эмпирический», обозначающим его уровни. В первом случае основанием деления будет целевая установка, во втором — уровень абстракции.

Здесь следует отметить одно существенное обстоятельство. Деление социологических теорий на уровни и типы по различным основаниям (по объекту, уровню абстракции, социологической категории, подходу, методу, целевой установке и др.), т. е. построение их типологии, а в конечном счете их обоснованной иерархии, так или иначе демонстрирует сложную структуру предмета социологии, способ его изображения, деления на «уровни», «стороны», «аспекты», «сферы». Говоря иначе, вопросы структуры предмета социологии и социологического знания тесно связаны между собой, а ϶ᴛᴏ, в ϲʙᴏю очередь, означает, что адекватное изображение предмета социологии требует постоянного совершенствования методологических концепций, связанных с описанием структуры отображающего его знания.

Другие типы теорий

Различия между динамическими и стохастическими (от греч.stochasis - догадка) теориями состоят в характере тех законов и процессов, кᴏᴛᴏᴩые лежат в их основе. Динамические теории характеризуют поведение системы или объекта строго однозначно. В основе стохастических теорий лежат статистические законы. Эти теории описывают или объясняют поведение системы или объекта с определенной степенью вероятности. Стохастическое (или статистическое) объяснение раскрывает содержание системы (объекта) в виде определенных статистических зависимостей, кᴏᴛᴏᴩые выступают в качестве форм проявления закономерностей, детерминирующих поведение данной системы (объекта) Этот вид объяснения всегда содержит в себе большую или меньшую степень вероятности. Это во-первых. И, во-вторых, стохастическое объяснение во многом зависит от теоретического анализа изучаемого объекта. Иначе статистическое объяснение будет оторвано от общих тенденций в развитии данного объекта, от того механизма, кᴏᴛᴏᴩый описывается в статистических зависимостях.

Отметим, что теории, описывающие изменения структуры изучаемого объекта, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к разряду теории развития , а теории, описывающие факторы стабилизации его структуры, составляют класс теории функционирования.