Основные темы и проблемы ранней поэзии А. Вознесенского

Поэтический процесс 60-х годов - явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов - Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия».

Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно - к одному из его самых ярких его стихотворений - «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский - «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям.

На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения - временное и пространственное, он но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной.

Творчество Андрея Вознесенского развивалось сложным путем. Незаурядный талант поэта, поиски им новых возможностей поэтического слова сразу привлекли внимание читателей и критики. В его лучших произведениях 50-х годов, таких как поэма "Мастера" (1959), стихи "Из сибирского блокнота", "Репортаж с открытия ГЭС", передана радость работы, оптимистическое жизнеощущение человека-творца. Лирический герой Вознесенского полон жажды действовать, творить:

Я со скамьи студенческой

Мечтаю, чтобы зданья

Ракетой ступенчатой

Взвивались в мирозданье!

Однако порою в то время ему недоставало гражданской зрелости, поэтической простоты. В стихах сборников "Парабола" и "Мозаика" (1960) энергичные интонации и ритмы, неожиданная образность и звукопись местами оборачивались увлечением формальной стороной стиха.

Стихи двух его первых книг полны молодой экспрессии. Автор стремится передать в них яростный напор окружающего мира. Но уже в сборнике «Антимиры» (1964) поэтическая манера Вознесенского становится более отточенной и рационалистичной. Романтическая экспрессия как бы «застывает» в метафоры. Теперь поэт не столько соучаствует в событиях, о которых рассказывает, сколько наблюдает за ними со стороны, подбирая к ним неожиданные и острые сравнения .

Впервые стихотворения Андрея Вознесенского были опубликованы в "Литературной газете". В 70е годы вышли сборники стихов: "Тень звука", "Взгляд", "Выпустите птицу", "Соблазн", "Избранная лирика".

Поэт Сергей Наровчатов, анализируя книгу Андрея Вознесенского "Витражных дел мастер", проследил связь между ее поэтикой и искусством витража. Как известно, связь между литературой и изобразительным искусством давняя, но в наши дни это "содружество муз" еще более укрепилось.

В стихах А. Вознесенского "Роща", "Бобровый плач", "Песнь вечерняя" до предела заострена мысль о том, что, разрушая окружающую природу, люди губят и убивают лучшее в себе самих, подвергая смертельной опасности свое будущее на Земле.

В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления, прежде всего, духовного содержания поэзии. И выводом из этих раздумий становятся следующие строки о жизненном назначении искусства:

Есть высшая цель стихотворца --

Ледок на крылечке оббить,

Чтоб шли обогреться с морозца

И исповеди испить.

Эти порывы и устремления прозвучали в книгах "Дубовый лист виолончельный" (1975) и "Витражных дел мастер" (1976), "Тоскую о милых устоях". Они обусловили и появление иных мотивов, образных штрихов и деталей, например, в восприятии природы. Отсюда -- "Милые рощи застенчивой родины (цвета слезы или нитки суровой)..."; "Груша заглохшая, в чаще одна, я красоты твоей не нарушу"; "Сосны цветут -- свечи огня спрятав в ладони будущих шишек..."; "Виснут черемухи свежие стружки...". Поэт с каким-то удивлением признается сам себе: "Вижу как будто впервые озеро красоты русской периферии".

«Объясняя, почему он не жалеет лет, отданных архитектуре, Вознесенский писал в предисловий к «Дубовому листу виолончельному»: «Любой серьезный архитектор начинает осмотр проекта с плана и конструктивного разреза. Фасад--для непосвященных, для зевак. План--конструктивный и эмоциональный узел вещи, правда, нерв ее».

Вознесенский работает над произведениями большой поэтической формы, им написаны поэмы "Лонжюмо", "Оза", "Лед69", "Андрей Палисадов" и др. Его поэмы естественно вырастают из его стихотворений и возвышаются среди них, как деревья среди кустов. Эти поэмы стремительны, образы не застревают на быте и скрупулезной описательности, не хотят буксовать. Пространство дается в полете: "ночной папироской летят телецентры за Муром". В центре внимания -- Время (с большой буквы), эпическое Время:

Вступаю в поэму,

Как в новую пору вступают.

Так начинается поэма "Лонжюмо".

Реакция поэта на современное, жизненно важное -- мгновенна, безотлагательна, скорая помощь и пожарная команда его слова -- круглосуточны и безотказны. Болевое, человечное, пронзительное решительно и отчетливо характеризует творчество поэта.

Все прогрессы реакционны,

Если рушится человек.

Андрей Вознесенский писал также статьи по проблемам литературы и искусства, немало занимался живописью, часть его полотен находится в музеях.

В 1978 году в Нью-Йорке ему присудили премию Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии, в этом же году за книгу "Витражных дел мастер" Андрей Вознесенский награжден Государственной премии СССР.

По Вознесенскому, человек - строитель того времени, в котором живет:

… минутные деревья вам доверены,

владейте не лесами, а часами.

И здесь поэт говорит о том, что время - оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется.

Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов:

и плечи вместо соболя кому-то

закутайте в бесценную минуту...

Действительно, время - это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его - во власти только высших сил, Бога.

Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы - те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!»

Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении - времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них.

Интересно, что в стихотворении нет конкретизации - нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого.

Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть.

И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни.

Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что:

Последние минуты - короче,

Последняя разлука - длиннее...

И ничего здесь не попишешь - так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние».

Умирают - в пространстве,

Живут - во времени.

И здесь уж выбор за каждым - где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.

Андрей Андреевич Вознесенский - поэт (12.5.1933 Москва - 1.06.2010 Москва). Отец — гидроинженер. В 1957 году Андрей Андреевич окончил Московский архитектурный институт. Вознесенский, чье творчество связано с традицией 20-х годов, говорил в 1962 о Б. Пастернаке как о поэте старшего поколения, чей совет он считает для себя наиболее ценным. Поэтическое дарование соединяется у Андрея Андреевича с талантом художника.

Как Б. Ахмадулина и Е. Евтушенко, он начал свою поэтическую карьеру во время оттепели. С 1958 года его стихи появлялись в газетах и журналах. В 1960 году вышли первые сборники "Парабола " и "Мозаика ". Смелые в формальном отношении, они произвели сенсацию в советской литературе и за рубежом и очень быстро создали Вознесенскому литературное имя, что способствовало его частым зарубежным поездкам.

Пребывание в Соединенных Штатах (1961 год) отразилось в цикле его стихов "Сорок лирических отступлений из поэмы Треугольная груша " (1962). На четвертом съезде Союза писателей Андрей Вознесенский был включен в состав правления Союза писателей СССР. Цикл стихов Андрея Андреевича "Антимиры " (1964), вызвавший много споров, был поставлен в виде ряда сцен и песен авангардным Театром на Таганке и в течение многих лет пользовался значительным успехом.

Стихи и поэмы (или — циклы стихов) Вознесенского постоянно появлялись в журналах, альманахах и отдельных изданиях, в которые он, каждый раз в другом порядке, включал и свои прежние стихи. В неофициальном альманахе «Метрополь » (1979), он единственный, кто представлен текстами, уже напечатанными в СССР. С 1985 года Андрей Вознесенский активный поборник перестройки. В книге "Аксиома-самоиска " (1990) он объединил новые стихи, прозу, публицистику со старыми своими текстами без вынужденных цензурных изменений. Андрей Андреевич жил в Москве.

Скорое всеобщее признание принес этому автору его собственный поэтический почерк, экстравагантность которого поначалу резко выделялась на фоне унифицированной поэзии, пропагандировавшейся в сталинские времена. Вознесенский записывает свои стихи сразу и больше не изменяет первоначальную редакцию. Его творчество исходит из восприятия цивилизации и города в мировом масштабе и представляет собой контраст с русской поэзией, которая связана с природой, из-за географической широты и большого внимания к технике 20-го в. С годами в поэзии Андрея Вознесенского появилась тема тревоги в связи с научно-технической революцией; наряду с любовной лирикой появляется гражданская тема — защита свободы художника. Такое название сборника стихов как "Взгляд " (1972) подчеркивает визуально-описательный аспект поэтики этого автора, название сборника "Ахиллесово сердце " (1966) — его стремление сказать о сердце и душе как о самом ранимом человеке; об этом, собственно, и идет речь в стихах Вознесенского. Техника и цивилизация — это области, из которой он преимущественно черпает свои чрезвычайно смелые метафоры, сопрягающие очень далекие понятия. Бывает, что метафоры, найденные Вознесенским, не служат определенной цели (освещение взаимосвязи явлении и сближение полярного во взаимообусловленности его превращений), а становятся игрой с необычным ради необычного. Андрей Андреевич — противник традиционной рифмы, особенно в раннем своем творчестве. Его стих определяется звучанием, ритмом, ассонансом, а также внутренней рифмой. Игре слов у этого поэта соответствует игра звуком, он пользуется звучащей структурой для проявления своей локальной семантики и метафорики, идущих от конструктивизма (Holthusen). Вознесенскому чужды поиски незаменимого слова и стремление к максимальному уплотнению стиха, его цель - публицистическое воздействие за счет новизны и даже вызывающей исключительности содержания и звучания.

Творчество Андрея Вознесенского в современной поэзии занима­ет нишу «социально ориентированного» авангарда, идущего от рус­ского футуризма с его пафосом жизнестроительства, злободневно­стью, экспериментированием в области художественных форм, поиском словесных средств выразительности. Лирика Андрея Воз­несенского требует пристального, может быть, многократного про­чтения, потому что поэт обращается к вопросам сложным, он избе­гает готовых выводов и решений. Помимо сложного ассоциативного мышления, характерного для творческой практики Вознесенского, он склонен к резкой смене настроений, интонаций, метафор и лек­сических уровней.

В лучших произведениях Андрея Вознесенского 50-х годов, та­ких, как поэма «Мастера», стихи «Родина», «Из сибирского блокно­та», «Репортаж с открытия ГЭС», передано оптимистическое миро­ощущение человека. В поэме «Мастера» прославляется «дерзкий труд» народных умельцев, от которых поэт унаследовал «ненасыт­ный голод работы и открытий»:

Я со скамьи студенческой Мечтаю, чтобы зданья Ракетой Стоступенчатой Взвивались В мирозданье!

В 60-е годы появляются новые сборники, «Антимиры» (1964) и «Ахиллесово сердце» (1966), в которых ноты жизнелюбия и чело­вечности стали еще глубже и пронзительнее. А в поэме «Оза» (1967), говоря о миссии поэта спасти мир от «роботизации», «псевдо­прогресса», Вознесенский обращается к историческим судьбам Ро­дины, к извечной, постоянной красоте природы и человеческой ду­ши:

Лишь одно на земле постоянно,

Словно свет звезды, что ушла, —

Продолжающееся сиянье,

Называли его душа.

Но стремясь погрузиться «в ход природ неисповедимый» («тиши­ны я хочу, тишины!»), поэт скоро убеждается, что тишина природы обманчива и вовсе не безмятежна. Об этом говорит посвященное «Памяти жертв фашизма» стихотворение «Зов озера». Трагический поворот темы творчества, безграничных человеческих возможно­стей, убитых людьми в самих себе, обнаруживается в «Плаче по двум нерожденным поэмам» (1965). Поэма звучит как плач по по­воду всего неосуществленного, неродившегося, потерянного, непроявленного:

Убил я поэму. Убил, не родивши. К Харонам!

Хороним поэмы. Вход всем посторонним.

Кому из «посторонних» предлагает Вознесенский почтить память нерожденных поэм? Он предлагает «встать» не только героям, наделенным в стихотворении именами собственными (это Серван­тес, Борис Леонидович Пастернак, Данте-Алигьери, Расул Гамза­тов, Николай Коперник, Борис Леванов, Марк Александрович Ландау), не только тем, чьи деяния похожи на деяния многих («ге­ройские мальчики», «девка в джаз-банде», министр, бабуся), но и безмолвным свидетелям «зачатия» поэм — прудам в Останкине, липам ночным, дорогам. Заканчивает свою поэму Вознесенский скорбным плачем, в котором звучит боль о несостоявшемся, безвоз­вратно потерянном:

Вечная память…

Вечная память,

Зеленые замыслы, встаньте как пламень,

Вечная память,

Мечта и надежда, ты вышла на паперть!

Вечная память!..

Многообразны и оригинальны использованные в этой поэме сравнения («липы ночные, как лапы в ветвях хиромантии», «гробы, как складные ножи гиганта»), метафоры («дороги, убитые горем», «хороним поэмы», «лежат две поэмы, как белый бинокль театраль­ный»).

Противопоставление прошлого и настоящего, утверждение не­возвратимости прошлого и ощущение настоящего как несовершен­ного будущего звучит в стихотворении «Ностальгия по настоящему» (1976). Уже само название стихотворения показывает, что Возне­сенскому чужда поэтическая традиция обращения к темам памяти, прошлого, ностальгии. Парадоксальность заглавия и рефрена сти­хотворения, используемые автором, несут в себе глубокий смысл:

Я не знаю, как остальные,

Но я чувствую жесточайшую

Не по прошлому ностальгию —

Ностальгию по настоящему…

Одиночества не искупит В сад распахнутая столярка.

Я тоскую не по искусству,

Задыхаюсь по-настоящему…

«По настоящему» и «по-настоящему» — разница в дефисе, но разница смысловая. В первом случае «настоящее», которое осмыс­ливается в противоположность «прошлому»; во втором — в проти­воположность «искусственному, поддельному, ложному». Игра на совмещении двух смыслов слова «настоящее» — «современное», «подлинное» — приводит к пониманию исторического процесса как постоянного «улучшения» жизни и нравов, если не действительно­го, то по крайней мере желательного для поэта («Что прошло, то прошло. // К лучшему…»), к противопоставлению искусства и жиз­ни, к объявлению недостатков пережитками прошлого.

В этом стихотворении Андрей Вознесенский развивает традиции футуризма в сфере художественной формы, активно используя не­правильные и редкие рифмы, поэтические неологизмы, вводя в стихи разговорную, а подчас грубую лексику, предпочитая близкий к ритмам разговорной речи тонический стих.

В 70-80-е годы гуманное чувство в стихах Вознесенского стано­вится более острым, зрелым и действенным. Поэт обнаруживает способность и внутреннюю потребность всем сердцем переживать чужие горести и беды, немедленно откликнуться, прийти на по­мощь людям. Он остро реагирует на сложность и боли современного мира, хотя еще не всегда вносит ясность и определенность в поток своих ощущений. Но естественность чувства и простота формы по­беждают и у него, все реже уступая место рассудочности и услож­ненным построениям. Поэт выражает свое «я» в разных ипостасях. Он, например, необыкновенно чуток к женскому страданию, к жен­ской боли, к унижению чувства человеческого достоинства именно в женщине. Это вообще одна из лучших традиций русской классиче­ской литературы от Некрасова до Блока и Маяковского. Вознесен­ский — достойный преемник этой традиции.

Критик Л. Озеров отмечал: «Я — где боль, везде» — жизненный и творческий принцип Маяковского становится и для Вознесенско­го ведущим… Болевой порог этого поэта низок, нервы его обнажены «…ты пощупай ее ладонью — болит!» Это «болит» прокатывается по всей поэзии Андрея Вознесенского. Бьют собаку — болит. Бьют женщину — болит. Уничтожают народ — боль. Несут атомную ги­бель человечеству — боль.

Поэт хочет уберечь от боли всех. Больше того, он скорбит по по­воду неосуществленного, неродившегося, потерянного, непроявленного… Всё это боль. И этой болью переполнено его сердце».

Его «Монолог Мерлин Монро» с повторяющимся «невыносимо, невыносимо», его «Лобная баллада», «Бьют женщину», а из более ранних — «Последняя электричка», «Мотогонки по вертикальной стене», «Эскиз поэмы» являют нам поэта, который сквозь женскую боль и женское страдание воспринимает боль и страдание чуждого нам антигуманистического мира. В стихотворении «Бьют женщину» Вознесенский рассказывает о том, как бесчеловечно избивают жен­щину в машине, а потом, когда она выбрасывается из машины на шоссе, продолжают ее истязать:

И взвизгивали тормоза.

К ней подбегали тормоша.

И волочили и лупили Лицом по снегу и крапиве.

Конкретное указание места действия («у поворота на Купавну») придает описываемой сцене достоверность, и в то же время вневре­менную емкостью:

Бьют женщину. Веками бьют,

Бьют юность, бьет торжественно Набата свадебного гуд,

Бьют женщину…

Боль и обида за женщину, пусть чужую и незнакомую, рождает­ся в поэте из чувства любви к живому человеку и ненависити ко всему, что унижает личность, порабощает ее:

…Она как озеро лежала Стояли очи как вода И не ему принадлежала Как просека или звезда

И звезды по небу стучали Как дождь о черное стекло И, скатываясь, остужали Ее горячее чело.

Большое место в лирике Вознесенского занимает тема неразде­ленной женской любви. На контрастах написана «Исповедь». При­мелькавшийся повседневный оборот «ну что тебе надо еще от ме­ня?» становится эпицентром «поединка рокового» — любви — нена­висти:

Исчерпана плата до смертного дня.

Последний горит под твоим снегопадом,

Был музыкой чуда, стал музыкой яда,

Ну что тебе надо еще от меня?

Однако перед трагической силой любви победительница ока­зывается побежденной, победа оборачивается поражением, крик боли — шепотом мольбы:

И вздрогнули складни, как створки окна.

И вышла усталая и без наряда.

Сказала: «Люблю тебя. Больше нет сладу.

Ну что тебе надо еще от меня?»

Пронзительным признанием в любви звучит стихотворение «Не исчезай». Лирический герой чувствует незримую связь с возлюб­ленной, которая дремлет на его плече в самолете. Любовь превыше всего, сильнее смерти:

Не исчезай, в нас чистота,

Не исчезай, даже если подступит край.

Ведь все равно, даже если исчезну сам,

Я исчезнуть тебе не дам. Не исчезай!

Во многих стихотворениях Андрея Вознесенского звучит тема России, Родины, получая порой необычное звуковое воплощение. В 80-е годы поэт подходит к новому жанру «видеом», где изображение неотделимо от звука. Первая видеома «Поэтарх» была создана для Парижской выставки и представляла Золотой шар на голубом фоне неба, от него вверх тянулись золотые нити с буквами алфавита. Эта видеома предназначалась для стихотворения «Когда народ- первоисточник»:

Когда народ-первоисточник Меняет истину и веру,

Печален жребий одиночек,

Кто верен собственному вектору.

Среди виляющих улыбочек И мод, что все перелопатили,

Мой путь прямой и безошибочный,

Как пищевод шпагоглотателя.

В 1993 году в газете «Известия» печаталась поэма «Россия воскресе», состоящая из множества сонетов. В этих стихах прозвучала вера поэта в будущее спасение России:

Россию хоронят. Некрологи в прессе.

Но я повторяю — Россия воскресе.

Помолимся вместе за тех, кто в отъезде,

За ближних и дальних помолимся вместе,

За тех, кто страдает и кто в мерседесе,

За бомжа, что спит не на вилле Боргезе,

Пусть с помощью Божьей Россия воскресе!

Творчество Андрея Вознесенского вызывает пристальный инте­рес литературной критики. По мнению А.А. Михайлова, «Андрей Вознесенский — поэт более сложный для восприятия на слух, чем Евтушенко или Рождественский, и тем не менее его эстрадным вы­ступлениям сопутствует успех в самых разных аудиториях.

Чем это можно объяснить? Вместе с усложнением поэтики Воз­несенский широко ввел в поэзию то, что Маяковский называл «ко­рявым говором миллионов» — язык улицы, грубоватую фразеоло­гию повседневного быта, открывая в них новые источники выразительности. Достигается ли этим эстетический эффект? Мож­но без труда отыскать некоторые «излишества» в употреблении вульгаризмов у Вознесенского, но зато можно привести множество примеров, когда грубоватая фразеология органична как характери­стическая черта, как стиль».


На этой странице искали:

  • творчество вознесенского
  • вознесенский творчество
  • Поэма Вознесенского
  • творчество андрея вознесенского
  • Андрей вознесенский творчество

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Вознесенской Андрей Андреевич (1933-2010) - советский и российский поэт, архитектор, художник и публицист. Один из самых известных поэтов-«шестидесятников» Советского Союза, за своё творчество был награждён в 1978 году Государственной премией СССР и в 2010 году Премией Правительства Российской Федерации (посмертно). В 1996 году во время проведения Парижского фестиваля «Триумф» французской газетой «Нувель обсерватер» Вознесенский был признан «самым великим поэтом современности».

Родители и детство

Андрей появился на свет в Москве 12 мая 1933 года. Его отец, Вознесенский Андрей Николаевич, 1903 года рождения, по профессии был инженером-гидротехником, работал на должности директора ведущей российской организации, которая занималась проектированием водохозяйственных и гидротехнических сооружений (Гидропроект). Андрей Николаевич также имел звания профессора и доктора технических наук, работал в Институте водных проблем Академии Наук СССР, принимал непосредственное участие в строительстве Ингурской и Братской гидроэлектростанций. Имел звание Заслуженного деятеля науки и техники Узбекской ССР.

По отцовской линии у Андрея Вознесенского был прадед - архимандрит, настоятель Муромского Благовещенского собора на Посаде, Андрей Полисадов. По национальности прадед был грузин, его взяли в заложники русские во время покорения Кавказа и увезли с собой в город Муром, где определили в монастырь. Прадед потом окончил семинарию, вступил в брак с русской женщиной и получил церковную фамилию - Вознесенский.

Мама, Вознесенская Антонина Сергеевна (девичья фамилия Пастушихина), 1905 года рождения, происхождением она была из Владимирской области.

У Андрея была ещё старшая сестра Наташа.

Неподалёку от Владимира на реке Киржач расположен одноимённый городок. Здесь, на маминой родине, и прошло детство будущего поэта. Когда началась война, Андрюша с мамой были эвакуированы за Урал в город Кургану, где их приютила у себя семья машиниста. В 1941-1942 годах Андрей учился в Кургане в школе № 30. Через много лет он вспоминал этот город: «Эвакуация забросила нас в ужасную дыру, но какой же эта дыра была доброй!»

Из эвакуации Андрюша с мамой вернулись в Москву, где он пошёл в одну из старейших школ города (сейчас это учебное заведение № 1060). Эту школу в своё время окончил знаменитый режиссёр Андрей Тарковский.

Юность

С раннего детства мальчик проявлял огромную любовь к сочинительству и рисованию. О своих детских стихах Андрей никогда не рассказывал, а вот произведения юности он отважился показать своему любимому поэту Борису Пастернаку. Парнишка отправил тетрадку со своими сочинениями великому литератору, а тот пригласил юношу в гости прямо к себе домой. Вознесенский был очень поражён, когда гений поэзии встретил его в коридоре коммунальной квартиры в свитере с дырявым рукавом.

Потом между ними завязалась переписка. Борис Леонидович ответил четырнадцатилетнему парню, что, несмотря на молодость, он ворвался в литературу стремительно и бурно. И эти, на первый взгляд незначительные письма, соединили двух поэтов - одного начинающего, совсем молодого, а второго опытного, можно сказать, мэтра. Их дружба продолжалась до самой смерти Пастернака.

Однажды Борис Пастернак сказал Андрею, что ему всегда нравилась его манера выражать свои мысли, думать и видеть окружающий мир, но мэтр литературы не ожидал, что Вознесенской будет услышан и признан обществом так скоро. Пастернак был рад, что ему удалось дожить до этого времени - периода признания Вознесенского как поэта.

Можно сказать, Пастернак таким образом благословил молодого Вознесенского на великое литературное будущее. Тем не менее сам же и отговорил парня от поступления в литературный институт. Пастернаку казалось, что юное дарование могут там испортить, и вообще мужчине лучше иметь более серьёзную профессию в жизни, чем поэт. Так в 1952 году Андрей после окончания школы поступил в Московский архитектурный институт. Отучился, как положено, пять лет и в 1957 году получил диплом архитектора.

Творчество

По полученной специальности Вознесенскому работать не довелось, его жизнь уже полностью принадлежала искусству. С того времени и навсегда Андрей стал человеком двух профессий. Однако многие критики впоследствии отмечали, что именно архитектурное высшее образование повлияло на творчество Вознесенского. Его называли изобретателем в поэзии, а в стихах всегда можно было уловить игру, конструкции, архитектурное мышление. Вряд ли найдутся любители поэзии, которые не знают его знаменитых «сортиров рококо» и «коровников в амурах».

В 1958 году были опубликованы его первые стихи, которые отличались своеобразным стилем. Лирика Вознесенского была экстравагантной, звуковые эффекты и ритмическая система в них усложнялись. Яркие стихи молодого поэта, которые печатали в периодических изданиях, не остались незамеченными.

А уже в 1959 году, после того как напечатали его поэму «Мастера», имя поэта Андрея Вознесенского стало всенародно известным. Признание миллионов читателей было получено. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов. Началась эра «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно.

В Москве на Новой площади в Политехническом музее стали организовываться литературные вечера. Там читали свои стихи Вознесенский, Окуджава, Рождественский, Евтушенко, Ахмадуллина. Залы набивались полные. Они не могли вмещать всех желающих слушать поэзию нового поколения. Поэты стали выступать на стадионах, где собирались многотысячные аудитории.

1960 год ознаменовался выходом сразу двух поэтических сборников Вознесенского «Мозаика» и «Парабола». В культурной жизни СССР это стало очень ярким событием. В советскую официальную литературу его стихи не вписывались, критики только и делали, что разносили поэзию Вознесенского в пух и прах.

В 1963 году разразился его знаменитый скандал с Н. С. Хрущёвым. В Кремле проходила творческая встреча, и Вознесенский должен был выступать. Свою речь он начал с заявления, что не является членом Коммунистический партии, как и его любимый поэт Владимир Маяковский. На что Хрущёв предложил Андрею Вознесенскому убираться вон, и если необходимо, то даст указания для подписания ему заграничного паспорта.

Возможно, в другое время и для другого поэта, это был бы крах всего творческого пути. Но не для Вознесенского, народу нужны были его стихи. Книги поэта расходились огромными тиражами.

Также сильно его творчество любили за границей. Он очень много и часто ездил с выступлениями в Польшу, Болгарию, США, Австрию, Италию, Великобританию, Канаду, Францию. Среди поклонников поэзии Вознесенского Роберт Кеннеди, Пабло Пикассо, Аллен Гинзберг, Мартин Хайдеггер, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Мэрилин Монро, Пьер Карден, Жаклин Кеннеди, Марк Шагал, Рональд Рейган.

Около двух десятков поэтических сборников вышло из-под пера Вознесенского. В 1993 году фурор произвёл его безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», который был напечатан в журнале «Дружба народов».

Самым известным его произведением, которое было поставлено на театральных подмостках, стала любимая во всём мире рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка - визитная карточка труппы московского театра «Ленком». В мировой известности этой оперы немалая заслуга Вознесенского. И не только в том, что они вместе с композитором Алексеем Рыбниковым написали потрясающие стихи и музыку. Вознесенский хорошо дружил со знаменитым модельером Пьером Карденом, который помог организовать постановки «Юноны и Авось» в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира.

В театре на Таганке в виде песен и стихов ставили его поэтический цикл «Антимиры», музыку к которым писали Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий. Это было что-то типа творческого вечера Вознесенского, где в первом отделении его стихи читали актёры театра, а во втором он сам.

На стихи Вознесенского написано очень много популярных эстрадных песен, которые исполняли именитые советские певцы. Самые известные из них:

· «Песня на «бис», «Миллион алых роз» (Алла Пугачёва);

· «Вальс при свечах» (Сергей Никитин);

· «Верни мне музыку», «Особый друг», «Начни сначала» (София Ротару);

· «Затмение сердца» (Валерий Леонтьев);

· «Ода сплетникам» (Владимир Высоцкий);

· «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (Галина Беседина и Сергей Тараненко);

· «Плачет девочка в автомате» (Евгений Осин).

поэт публицист вознесенский цикл

· Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) -- за выдающиеся заслуги в развитииотечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.

· В 1978 г. в Нью-Йорке Вознесенскому А. А. присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии

· Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) -- за большой вклад в развитие отечественной литературы

· Орден Трудового Красного Знамени (1983)

· Государственная премия СССР (1978) -- за сборник «Витражных дел мастер» (1976).

· Он является почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.

· Золотой Почетный знак «Общественное признание» (2003)

Личная жизнь

Непродолжительные отношения были у Вознесенского с поэтессой Беллой Ахмадуллиной после того, как она ушла от своего первого супруга Евгения Евтушенко.

В 1964 году Андрей женился на Зое Богуславской. До конца жизни она была его Музой и Озой (так он называл Зою). Это была необыкновенная любовь. Богуславская была старше Вознесенского на четыре года, на момент их знакомства она состоялась как драматург, писатель и литературный критик. Более того, Зоя была замужем и растила сына.

Но Вознесенский выбрал её как своё спасение, будто чувствовал каждой клеточкой своего тела, что это и есть его судьба. Она сопротивлялась и не хотела ничего менять в своей благополучной счастливой жизни. Но Андрей был настойчив, и Зоя сдалась. Она оставила прежнюю семью, и 46 лет шла рядом с Вознесенским бок о бок в радости и в горе.

Болезнь и смерть

На самом деле смерть как будто постоянно преследовала его и тихо отступала. В 70-х годах по Советскому Союзу прокатился слух о том, что поэт Андрей Вознесенский попал в аварию и разбился. Авария, и правда, была, машину смяло, как говорится, всмятку, но все, кто в ней находился, остались живы. За рулём был знаменитый писатель и поэт Казахской ССР Олжас Сулейменов. В машине также находилась актриса Татьяна Лаврова, которая была для Вознесенского его вечной и яркой влюблённостью.

Вторая авария случилась в жизни поэта, когда он ехал на такси к себе домой в Переделкино. Машина снова была смята в хлам, а поэт остался жив благодаря своей любимой песцовой лохматой шапке. Смерть снова обошла его, а он позднее написал стихи, где благодарил неведомого зверя, из которого пошили спасительную шапку.

Третий раз поэту повезло, когда он должен был улетать из Новосибирска в Москву и опоздал на свой самолёт, который во время этого полёта разбился.

В 1995 году медики диагностировали у Андрея Вознесенского первые признаки болезни Паркинсона. У него начали слабеть мышцы горла и конечностей.

В 2006 году у поэта случился первый инсульт. Последствия после него были тяжёлыми: почти полная парализация левой руки и проблемы с ногами, Андрей Андреевич очень тяжело стал передвигаться.

В 2010 году у него случился второй инсульт и потеря голоса. В мае этого же года Вознесенский с супругой Зоей Богуславской уехали в одну из лучших немецких клиник в город Мюнхен. Медиками ему была сделана операция, в ходе которой устранили атеросклеротическое повреждение артерий, что предотвращало возможность последующих инсультов. Но оперативные действия хирургов из Германии не смогли надолго продлить жизнь поэту.

1 июня 2010 года у Вознесенского случился третий инсульт. В 13 часов 10 минут его сердце остановилось. Перед этим жена вызвала «Скорую помощь», но когда медики приехали, поэт уже был мёртв. Когда тело Вознесенского увозили в морг, у ворот дома уже лежали красные гвоздики.

Андрей Андреевич проживал в Переделкино, рядом находилась дача-музей его учителя Бориса Пастернака. Ученик прожил дольше своего наставника на пятьдесят лет и два дня.

За это время Вознесенский ежегодно на день рождения Пастернака (6 февраля) и в день его смерти (30 мая) приходил на дачу своего учителя. После смерти Пастернака в его рабочем столе была найдена тетрадь, подписанная «Андрюшины стихи», в нескольких местах простым карандашом стояли какие-то пометки. Вознесенский оказался очень благодарным учеником. За полвека он только один раз не пришёл на дачу-музей Пастернака, 30 мая 2010 года. Он просто не мог этого сделать физически, а быть может, почувствовал, что через два дня он встретится со своим наставником уже навсегда…

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Основные биографические вехи в жизни и деятельности одного из ведущих деятелей русского символизма Андрея Белого. Детские и университетские годы поэта. Пьеса "Балаганчик о любовном треугольнике. Жизнь после Октябрьской революции, последние годы жизни.

    презентация , добавлен 23.11.2012

    Детские и юношеские годы Александра Блока, его работа в период революции и последние годы жизни. Любовь к женщинам, нашедшая свое отображение в творчестве поэта. Тематическое наполнение циклов стихотворений "Распутья", "Город", "Возмездие", "Кармен".

    презентация , добавлен 12.10.2011

    Детство и юность, семья Ахматовой. Брак Ахматовой с Гумилевым. Поэт и Россия, личная и общественная темы в стихах Ахматовой. Жизнь Ахматовой в сороковые годы. Основные мотивы и тематика творчества Анны Ахматовой после войны и в последние годы жизни.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2011

    Детские и юношеские годы А.П. Чехова. первые публикации и начало литературной деятельности. Самое страшное произведение русской литературы - "Палата № 6". Художественное мастерство Чехова в области драматургии. Последние годы жизни и творчества писателя.

    реферат , добавлен 03.06.2009

    Детство и годы учебы А.П. Чехова в Таганроге. Литературные интересы молодого Чехова, его увлечение театром. Творчество писателя в различные периоды жизни. Поездка на остров Сахалин. Усадьба в Мелихове. Драматургическая деятельность. Последние годы жизни.

    презентация , добавлен 28.12.2011

    Полная биография поэта 60-х годов Андрея Андреевича Вознесенского. Общая характеристика поэзии периода "оттепели". Анализ убеждённых интернационалистов и сторонников мира без границ. Сущность важных особенностей поэтики. Проблемы ранней поэзии писателя.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2015

    Описание жизни А. Пушкина - величайшего русского поэта, драматурга и прозаика. Его успехи и неудачи в домашнем образовании, лицейские годы. Ссылка молодого поэта за свободолюбивые стихи. Помолвка Пушкина с Наталией Гончаровой. Последние годы жизни поэта.

    презентация , добавлен 13.11.2013

    Детские годы и юность И.С. Тургенева. Знакомство с французской певицей П. Виардо, дружеские отношения с которой продолжались в течение всей его жизни. Цикл очерков "Записки охотника", осуждающих крепостное право. Вклад в развитие русской литературы.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Детские годы М.Ю. Лермонтова в селе Тарханы. Переезд Лермонтова в Москву, его учеба в университете. Период кавказской ссылки поэта, ее влияние на дальнейшее творчество. Период творческого спада в годы, проведенные в условиях казарменной муштры.

    презентация , добавлен 17.01.2012

    Марина Ивановна Цветаева как русская поэтесса, прозаик, переводчик. Детство и юность, влияние матери. Начало творческой деятельности. Романтические пьесы и поэмы периода гражданской войны. Эмиграция и возвращение в СССР. Последние годы жизни Цветаевой.

А ндрей Вознесенский считал себя последователем Владимира Маяковского и был единственным учеником Бориса Пастернака. Вознесенский первым стал работать в новом жанре поэзии - видеомы. Он написал либретто к легендарному спектаклю «Антимиры» и всемирно известной рок-опере «Юнона и Авось», а эстрадные песни с текстами Вознесенского остаются известными и сегодня.

Единственный ученик Пастернака

Андрей Вознесенский родился в Москве в 1933 году. Свои первые стихи он написал в 10 лет. Спустя четыре года юный поэт отправил свои произведения на рецензию Борису Пастернаку . Через некоторое время Пастернак позвонил Вознесенскому и предложил встретиться - так началась их многолетняя дружба. Пастернак не признавал институт ученичества: считал это лишней тратой энергии поэта. Однако Андрей Вознесенский стал его единственным учеником. Они часто встречались, беседовали о жизни, судьбе, поэзии.

После школы Андрей Вознесенский поступил в Московский архитектурный институт. Поэт вспоминал: «Это Пастернак. Он запретил мне идти в Литературный институт, потому что он говорил: «Вас ничему там не научат, только испортят», и я пошел в Архитектурный» .

Андрей Вознесенский. Фотография: andreyvoznesensky.ru

Андрей Вознесенский. Фотография: andreyvoznesensky.ru

Когда Вознесенский заканчивал учебу, в Архитектурном институте случился пожар. Студентам отсрочили защиту дипломов на два месяца, а в поэтическом портфолио молодого поэта-архитектора появилось стихотворение «Пожар в Архитектурном институте».

Пожар в Архитектурном!
По залам, чертежам,
амнистией по тюрьмам -
пожар, пожар!

По сонному фасаду
бесстыже, озорно,
гориллой краснозадой
взвивается окно!
А мы уже дипломники,
нам защищать пора.

Трещат в шкафу под пломбами
мои выговора!

Все выгорело начисто.
Милиции полно.
Все - кончено!
Все - начато!
Айда в кино!

Андрей Вознесенской. Отрывок из стихотворения «Пожар в Архитектурном институте», 1957 год

Андрей Вознесенский и Борис Пастернак. Фотография: bulvar.com

Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина. Фотография: andreyvoznesensky.ru

Андрей Вознесенский и Владимир Высоцкий. 1960-ые. Фотография: andreyvoznesensky.ru

Вознесенский окончил Архитектурный институт в 1957 году. Свои профессиональные знания он использовал лишь дважды: разработал архитектурную часть монумента «Дружба навеки» на Тишинской площади в Москве и создал памятную композицию на могиле родителей.

Оттепель: слава и опала

Вознесенский часто бывал на дружеских чтениях в доме Пастернака в Переделкино . Там он прочел свою первую поэму «Мастера» об ослепленных зодчих храма Василия Блаженного. В 1959 году ее опубликовала «Литературная газета».

«Я - в больнице. Слишком часто стали повторяться эти жестокие заболевания. Нынешнее совпало с Вашим вступлением в литературу, внезапным, стремительным, бурным. Я страшно рад, что до него дожил. Я всегда любил Вашу манеру видеть, думать, выражать себя. Но я не ждал, что ей удастся быть услышанной и признанной так скоро».

Борис Пастернак

В 1960 году практически одновременно вышли два сборника стихов Андрея Вознесенского, один во Владимире, второй - в Москве. Владимирский сборник «Мозаика» сразу попал в немилость. Использованное в стихах слово «беременная» цензоры расценили как порнографию, а посвященное трагедии Великой Отечественной войны произведение «Я - Гойя» - как формализм. Со скандалом уволили редактора книжного издательства Капитолину Афанасьеву, тираж приказали арестовать и уничтожить, но решение приняли слишком поздно: все экземпляры были раскуплены. Похожая ситуация сложилась и с московским сборником «Парабола». Однако цензура не смогла остановить поэзию Вознесенского: его книги обрели библиографическую ценность, поклонники передавали сборники из рук в руки, переписывали стихи и поэмы в тетради.

Несмотря на строгую цензуру, запрета на выступления Вознесенского не было и он вместе с другими поэтами-шестидесятниками читал свои стихи на стадионах, в концертных залах, на площадях. Вознесенский был популярен не только в СССР - он выступал на концертных площадках во Франции, Великобритании, Польши, Норвегии, Швеции, Венгрии. Читал стихи в США, где познакомился с семьей президента Кеннеди и кинодивой Мэрилин Монро . Стихами Вознесенского зачитывался брат американского президента Роберт Кеннеди, он переводил их на английский язык.

В марте 1963 года на встрече первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева с интеллигенцией Вознесенского обвинили в «антисоветчине», расшатывании основ социалистического строя. На что Вознесенский с трибуны заявил: «Как и мой учитель, Владимир Маяковский , я - не член коммунистической партии». Закончить речь ему не дали, а Хрущев пригрозил выслать поэта из страны» .

Последовали «проработки», слежки, скандалы в Союзе писателей. В это время Вознесенский старался не появляться в Москве, не выступал в Лужниках и Политехническом музее . Он много ездил по стране, проводил встречи с читателями в регионах.

В это время в жизни поэта появилась Зоя Богуславская - писательница, критик, драматург, «Оза» из поэм Вознесенского. В 1964 году они поженились. В доме Вознесенского и Богуславской часто проводились поэтические вечера, дружеские встречи. Гостили Владимир Высоцкий , Белла Ахмадулина , Юрий Трифонов, Борис Хмельницкий, Олег Табаков, Валерий Золотухин, Людмила Максакова. Здесь бывали и друзья семьи, живущие за границей, - драматург Артур Миллер, писатель Курт Воннегут, поэты Джей Смит и Стенли Кьюниц, брат американского президента Эдвард Кеннеди с семьей.

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская. Фотография: voznesolog.ru

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская. Фотография: newizv.ru

Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская. Фотография: stories-of-success.ru

Драматургия и видеомы

В конце 1964 года Юрий Любимов пригласил Андрея Вознесенского выступить со своими стихами в Театре на Таганке. Любимов вспоминал: «Нас познакомил Пастернак. Я спросил у Бориса Леонидовича, мол, к кому из молодых поэтов мне следует присмотреться и прочитать внимательно. Он сказал - к Андрюше Вознесенскому» . Изначально Любимов планировал организовать вечер «Поэт и театр». Репетиции шли два месяца. В постановке участвовали Владимир Высоцкий, Александр Васильев, Борис Хмельницкий. Постепенно проект перерос в полноценный спектакль на стихи Вознесенского «Антимиры». Его премьера состоялась 2 февраля 1965 года. Спектакль оставался в репертуаре Театра на Таганке последующие 15 лет, был показан почти 800 раз и всегда собирал аншлаги.

Еще один известный театральный проект в творческой биографии Андрея Вознесенского - либретто к рок-опере «Юнона и Авось» . Ее премьера прошла в Московском театре им. Ленинского комсомола 9 июля 1981 года. Тогда западная пресса оценила рок-оперу как антисоветский спектакль. Из-за такой характеристики театральную труппу не выпустили с «Юноной и Авось» на гастроли за рубеж, однако стараниями Вознесенского этот запрет позже был снят.

«Вознесенский сыграл громадную роль в становлении нашего театра, около 30 лет назад придумав произведение, признанное визитной карточкой труппы. Спектакль «Юнона и Авось» обрел широкую известность не только в России, но и за рубежом. И это произошло во многом благодаря дружбе Вознесенского с великим модельером Пьером Карденом, авторитет которого способствовал показу постановки в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира».

Марк Захаров

Намеренно затягивался выпуск аудиоверсии рок-оперы, пластинка «Юнона и Авось» увидела свет лишь в 1982 году. Спектакль до сих пор ставят в театре «Ленком» . Музыкальную тему из рок-оперы «Я тебя никогда не увижу» не раз исполняли современные певцы.

Всего Андрей Вознесенский опубликовал около 20 сборников прозы и стихов, в 1983 году выпустил трехтомное собрание сочинений. Эстрадные песни на его стихи стали известными в последней четверти XX века: «Миллион алых роз», «Песня на «бис», «Начни с начала», «Плачет девочка в автомате». Также в творчестве Андрея Вознесенского появился жанр видеом - визуальной поэзии, где нет привычных строф: слова выстраиваются в геометрические фигуры, а предметы заменяют буквы или части слов. Выставки видеом Вознесенского проходили в Париже, Нью-Йорке, Берлине.