Особенности оплаты сбора за пользование объектами животного мира. Глава XIV Охрана и рациональное использование животного мира
Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
Объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция.
Животный мир, находящийся в пределах территории РФ, является государственной собственностью.
Объекты животного мира, относящиеся к федеральной собственности:
редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;
обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
населяющие территориальное море, континен-тальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;
подпадающие под действие международных договоров РФ; *
отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
естественно-мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.
Пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира.
Пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативны- правовыми актами субъектов РФ предоставлена возможность пользоваться животным миром.
Юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии органами государственной власти могут предоставляться объекты животного мира.
Права владения и пользования объектами животного мира принадлежат пользователю на условиях и в пределах, установленных законодательством РФ, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Виды пользования животным миром в Российской Федерации:
охота;
рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразовате- лей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;
изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Использование объектов животного мира -
изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.
природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия железнодорожного транспорта.
Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях автомобильного транспорта (на полосах отвода автомобильных дорог), предназначена для защиты автомобильных дорог и каналов от неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений;
Растительность на землях городских и сельских поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов).
Земли поселений - земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий;
Растительность на землях водного фонда (на полосах отвода каналов).
Земли водного фонда - земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.
Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях водного фонда (на полосах каналов), предназначена для защиты каналов от неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений.
Земли могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований;
Растительность на землях иных категорий.
од в готовности, обеспечивающей их немедленное использование.
Мероприятия по защите лесного фонда и не
входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса:
текущие, экспедиционные, аэровизуальные и другие лесопатологические обследования;
общий, рекогносцировочный и детальный надзор за развитием вредителей и болезней леса;
разработка авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и болезнями леса; ,
организация работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вредителей и болезней леса;
государственный контроль за осуществлением перечисленных мероприятий.
Органы государственной власти субъектов РФ:
организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;
утверждают ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к немедленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;
создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон и др.
ФЗ №148 от 11 ноября 2003 г. введен сбор за использование объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Это обязательные взносы, выплачиваемые на федеральном уровне. Их оплата не зависит от региона проживания.
Кто платит сборы?
К плательщикам взносов относят физлиц, владельцев предприятий и ООО, получивших возможность зарегистрировать потребление объектов животного мира - ст. 333.1. НК РФ.
ФЗ №209, принятый 24 июля 2009 года, «Об охоте и поддерживании запасов, об установленных изменениях в пунктах законодательных актах РФ» разрешает добывать ресурсы с помощью охоты.
Пользование живых особей разрешается с тем условием, что физлицо или организация осуществляют их вылавливание. Документ выдается:
- В охотничьих с/х угодьях. Для получения лицензии юрлицу или владельцу предприятия необходимо заключить охотхозяйственное соглашение.
- В охотничьих угодьях, находящихся во всеобщем доступе. Специальный комитет по ведению хозяйства выдает разрешение субъектам РФ.
- В огороженных природных зонах. Закон об охране природы выдает свидетельство природоохранным учреждениям.
Пользование водными запасами подразумевает начисление взносов физлицам и предприятиям, на законодательном уровне зарегистрировавшим свидетельство на изъятие водных запасов во внутренних водах. Улов может осуществляться на материковом шельфе, в Азовском море, Баренцевом и Каспийском. Экономическая зона России, архипелаг Шпицберген - также территории, разрешающие использование биологических ресурсов.
Налогообложение
Объекты налогообложения животного мира: виды зверей и птиц. Перечень особей зарегистрирован в п. 1 ст. 333.3 НК РФ. Вылов животных из естественной окружающей среды возможен только с согласия соответствующих органов. Пользование водными компонентами окружающей среды также облагается взносом. Предметом сбора признаны рыбы и другие водные существа, для ловли которых требуется лицензия.
Если коренным народам Севера и Сибири, а также лицам, находящихся там на постоянном месте жительства, необходимо использовать живых особей и водные ресурсы окружающей среды по личным нуждам, то такие объекты не облагаются налогом.
Важно! Налогообложению не подлежат объекты и природные запасы, количество которых нужно, чтобы удовлетворить собственные потребности. Добыча и рыбалка разрешены только в том регионе, где проживает налогоплательщик. Хозяйственная деятельность ведется традиционным образом.
Локальные органы исполнительной власти совместно с Федеральными согласовывают количество живых особей, которых можно выловить. Объекты животного мира, которые разводятся в неволе и искусственно созданной окружающей среде, не предполагают оплату. По статье 333.2 НК РФ налогом облагается животное, добытое из естественной среды обитания.
Ставки сборов. Расчеты
Ставки сборов утверждаются, независимо от нахождения конкретного живого существа на территории России. Охота на водяного пастушка или камышницу обойдется в 20 рублей. Это минимальный размер. Максимальный начисляется за охоту на овцебыка и гибрида зубра с бизоном. Это 15 000 рублей за 1 живое существо. Справочная информация о размере ставок утверждена в ст. 333 НК РФ, 2004 г. Вычисления проводятся по формуле: Итоговая сумма=норма ставки * количество живых существ.
Предусматриваются льготные ставки:
- нулевая;
Если добывание живых существ необходимо для охраны жителей и устранения угрозы, то налоговая начисляет нулевую ставку. Она также устанавливается, когда нужно оградить физлицо от больных животных, регулировать виды существ или воспроизводить живых особей. По закону данные действия нужно согласовать с соответствующими органами власти.
Льготные ставки
Если объектом добычи являются животные возрастом до 1 года, то действует «скидка» в 50% от начальной стоимости сбора. Сумма за пользование водными биозапасами начисляется за 1 тонну каждого вида. Размер ставки зависит от места обитания млекопитающих. Если ловля рыб предназначена для воспроизводства и акклиматизации запасов, то сборы исчисляются по нулевой ставке. Использование ресурсов для научно-исследовательской деятельности также рассчитывается по ставке 0%.
15% ставки от основного взноса предоставляется владельцам предприятий, пользующихся биоресурсами для ведения рыбохозяйственной деятельности в поселках. Перечень населенных пунктов утвержден Правительством РФ. Рыболовецкие артели также могут рассчитывать на 15% от ставки.
Рыбохозяйственным называется предприятие, занимающееся ловлей рыбы и производящее рыбную продукцию с помощью водных запасов. Льготная налоговая ставка действует только при условии производства предприятием свыше 70% продукции с использованием биоресурсов.
Для животного мира сбор рассчитывается путем сложения количества особей и размера ставки. Для водных биоресурсов сумма учитывает количество млекопитающих и размер ставки, установленный для особи на начало действия свидетельства.
Пример вычислений сбора за потребление объектов животного мира
Объект: пятнистый олень, количество - 4 особи, 2 из которых возрастом до 1 года.
Порядок оплаты
Плательщики должны предоставить оплату за потребление охотничьих запасов. Физлица производят оплату в контролирующем органе по фактическому местонахождению. Владельцы предприятий и организации оплачивают сумму взноса по месту регистрационного учета. Сбор исчисляется за единицу особи.
Взнос оплачивается единоразово в момент получения свидетельства о праве пользования объектами животного мира. Потребление водных биозапасов разрешено при оплате взноса разово и регулярно. Разово вносится сумма в размере 10% от ставки сбора. Оставшаяся часть оплачивается ежемесячно равными платежами в течение срока действия лицензии. Оплату платежей следует осуществлять до 20-го числа.
Документы
Физлица не предоставляют документы в налоговую инспекцию о зарегистрированном свидетельстве. ИП и предприятиям, которые получили лицензию, необходимо предоставить в контролирующие органы информацию:
- Сведения о получении лицензии.
- Размер сбора, который следует оплатить.
- Доказательство оплаты.
В течение 10 дней после выдачи свидетельства вышеперечисленную информацию нужно предоставить в налоговый орган. Информация отправляется по специальной форме, заверенной Приказом ФНС России от 26.02.2006 г. Если плательщик не предоставит в уполномоченную организацию сведения в положенный срок, то за каждый непредоставленный документ взыскивается штраф - 200 рублей.
Важно! Если частный предприниматель обладает лицензией на охоту, но его деятельность не связана с извлечением прибыли, то он имеет право не информировать налоговую о получении разрешения.
Возврат сбора
Граждане РФ (физлица) не могут рассчитывать на возврат суммы, переплаченной за сбор. Владелец предприятия и юрлицо могут претендовать на зачет или возврат сбора. Этот факт отражен в п.1 ст. 333.7 НК РФ. По завершении срока действия свидетельства юрлица имеют право потребовать от налоговой, которая его выдала, возврат сбора. Причина - лицензия не использовалась (разрешение на охоту не реализовано).
Зачет суммы или возврат переплаты осуществляется по стандартным правилам, указанным в гл.12 НК РФ. Нужно предоставить:
- Заявление плательщика о зачете суммы.
- Точную информацию о полученном свидетельстве.
- Сведения о размере сбора, необходимого к оплате и фактически оплаченного сбора.
Ст. 78 НК РФ гласит, что плательщик может запросить сумму возврата сбора по нереализованной лицензии в местном контролирующем органе. Заявка рассматривается в письменном виде. Решение по возврату принимается уполномоченным представителем в течение 10 дней.
62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
Право пользования животным миром - это система правовых норм, которые регламентируют порядок предоставления и условия использования объектов животного мира, права и обязанности пользователей животным миром. Право пользования животным миром для конкретных субъектов означает совокупность возникающих у них прав и обязанностей по отношению к предоставленным им в пользование объектам животного мира.
Субъектами права пользования животным миром являются юридические лица и граждане, в том числе и иностранных государств (ст. 33,36 Закона о животном мире, ст. 11 Федерального закона «О континентальном шельфе РФ», ст. 9 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ»).
Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура которых включает в себя традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности. Переуступка права на приоритетное пользование животным миром другим гражданам и юридическим лицам запрещена (ст. 49 Закона о животном мире, ст. 9 Закона о континентальном шельфе РФ).
Объектами права пользования животным миром являются объекты животного мира - организмы животного происхождения (дикие животные) или их популяции (ст. 1 Закона о животном мире).
Право пользования животным миром можно классифицировать на отдельные виды по срокам, целям и способам пользования.
Оно может быть долгосрочным (в случае предоставления юридическим лицам) или краткосрочным (при предоставлении гражданам). Законом о животном мире не определяются конкретные сроки пользования или их предельные размеры.
Пользование животным миром может осуществляться двумя способами -с изъятием или без изъятия объектов животного мира из среды их обитания.
По целевому назначению выделяются следующие виды пользования животным миром (ст. 34 Закона о животном мире):
Рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
Добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Этот вид пользования связан с изъятием животных из естественной среды их обитания (например, для научных экспериментов, зоологических коллекций, получения лекарственного сырья и др.) и допускается только по разрешениям компетентных органов (ст. 43 Закона о животном мире);
Извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей природной среды, опылителей растений, биофильтраторов и др. Осуществляется в естественных условиях без изъятия животных из природной среды, а пользователями в таких случаях выступают сельскохозяйственные, лесохозяйственные организации, граждане - владельцы личных подсобных хозяйств, садовых участков и др. (ст. 45 Закона о животном мире);
Изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, рекреационных, эстетических целях. Возможно без изъятия животных из среды их обитания (путем различных форм наблюдения, мечения, фотографирования и других методов исследования) или с изъятием объектов животного мира из природной среды. В первом случае оно допускается без разрешения компетентных органов и бесплатно, во втором - по разрешениям бесплатно или за определенную плату (ст. 44 Закона о животном мире);
Получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, пантов и т. д.). Допускается без изъятия животных из природной среды и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания (ст. 46 Закона о животном мире).
Федеральными законами «О континентальном шельфе РФ» и «Об исключительной экономической зоне РФ» предусмотрены и другие виды пользования животным миром - товарное выращивание, искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов и т. д. (ст. 10 Закона о континентальном шельфе, ст. 8 Закона об исключительной экономической зоне РФ).
Основания возникновения права пользования животным миром
Основаниями возникновения права пользования животным миром являются юридические факты, главное место среди которых занимает лицензия -разрешение специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира.
Юридическим лицам объекты животного мира предоставляются в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии, которую выдает указанный государственный орган по решению Правительства РФ (в отношении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности) или органа исполнительной власти субъекта РФ.
Долгосрочная лицензия должна содержать сведения о пользователе, видах, объектах, сроках, условиях пользования животным миром, границах территории, акватории, необходимой для пользования.
Пользователь также должен заключить договор о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для пользования животным миром с органом исполнительной власти соответствующей территории (акватории).
При наличии нескольких претендентов может проводиться конкурс.
Гражданам животный мир предоставляется в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Она выдается специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования животного мира по их заявке или пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.
Именная разовая лицензия дает право на однократное использование животных с указанием их видов и количества, места и срока пользования.
Платность пользования животным миром
Право пользования животным миром является платным. Система платежей включает в себя:
Плату за пользование животным миром;
Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, определяются в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда Постановлением Правительства РФ «О плате за пользование объектами животного мира» от 29 сентября 1997 (с дополнениями от 15 ноября 1997 г.). Так, плата за добывание лося установлена в размере 5-10 минимальных размеров оплаты труда, кабана - 1-2, бобра - 0, 4-0, 9 и т. д.
Плата за пользование животным миром поступает в бюджеты РФ и ее субъектов и расходуется на цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием животного мира и среды его обитания.
Пользователи животным миром уплачивают также сбор за выдачу лицензии (ст. 53 Закона о животном мире).
Пользование животным миром может осуществляться бесплатно, если это не требует получения лицензий.
Пользователь осуществляет правомочия владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором (для юридических лиц). Он не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Законом о животном мире (ст. 33). Распоряжение осуществляется на основе так называемой распорядительной лицензии, которая представляет собой специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.
Правомочия владения и пользования проявляются через права и обязанности пользователя животным миром, которые составляют содержание рассматриваемого права. Их конкретный перечень зависит от видов и субъектов пользования.
Пользователи животным миром имеют право (ст. 40 Закона о животном мире):
Пользоваться предоставленными им объектами животного мира;
Пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории в установленном порядке, если эти объекты содержатся в полувольных условиях;
Собственности на добытые объекты животного мира и на продукцию, полученную от них;
Выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;
Заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;
Вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира, а также реализовывать произведенную продукцию и изделия;
На предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях и возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления деятельности, связанной с пользованием животным миром;
Предъявлять иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель животных, ухудшение среды их обитания, нарушением законных прав, связанных с пользованием животным миром;
Оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира по согласованию с владельцами (пользователями) земель, лесного фонда и органами по охране животного мира.
Пользователи животным миром обязаны:
Осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;
Соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;
Применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
Не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира;
Осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
Проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
Оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
Обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
Применять при пользовании животным миром гуманные способы.
Еще по теме Статья 7.11. Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии):
- Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
- 11.5. Правовое регулирование охраны и использования животного мира
- 6.4.4. Условия лицензий на другие виды пользования недрами
- § 1. ЛИЦЕНЗИИ ПО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ. ВИДЫ ЛИЦЕНЗИЙ И УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ
- § 31. Право пользования вообще и по русскому закону. - Отношение пользования к владению. - Может ли быть самовластное пользование?
- § 13.3. Использование охраняемых объектов без вознаграждения
- Часть V ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО В ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕСУРСОВ
- Глава XII ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО В ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕСУРСОВ
- ГЛАВА 11. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика -
2. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА
Пользователями животного мира, в соответствии с законом могут быть государственные, общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных – почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.
Наиболее распространенными видами пользования животным миром являются охота и рыболовство.
Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности, заключающийся в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту. Охота включает промысловое добывание диких зверей и птиц, а так же любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.
Правовое регулирование охоты осуществляется на основе как закона «О животном мире», так и некоторых специальных нормативно-правовых актов, включая Положение об охоте и охотничьем хозяйстве, утвержденное постановлением Советом Министров РСФСР от 10 октября 1960 года (с последующими изменениями и дополнениями), Типовые правила охоты в РСФСР 1988 года и др.
Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а так же с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.
Рыболовство – промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных – осуществляется в установленном порядке.
Наиболее общим специальным актом, регулирующим рыболовство, является Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 года, с последующими изменениями и дополнениями.
Различается рыболовство промысловое, спортивное и любительское. Причем в законодательстве не установлены формальные критерии, разграничивающие спортивное и любительское рыболовство. Отсутствуют в нем и различия в их правовом регулировании.
Все водоемы, которые используются или могут использоваться для промысловой добычи рыбы либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными. Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, определяются Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим и физическим лицам.
Любительский лов и спортивный лов рыбы осуществляется для личного потребления бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства и водопользования.
4. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА.
Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительских целях, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.
Так как, возможности сохранения объектов животного мира и среды их обитания во многом зависят от условий осуществления разнообразной хозяйственной деятельности человека, регулирование соответствующих отношений особо предусмотрено в гл.III Закона «О животном мире». Здесь установлено общее правило, в соответствии с которым любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, что бы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Общие правила рассматриваемого закона развиты в постановлении Правительства РФ от 16 августа 1996 года, утвердившем «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Требования регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; столкновения с проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума, вибрации.
С учетом специфичности вредных воздействий достаточно полно в названном постановлении регламентированы требования по охране животного мира при осуществлении сельскохозяйственных, лесопромышленных и лесохозяйственных, промышленных и водохозяйственных производственных процессов, эксплуатации транспортных магистралей и объектов, трубопроводов, при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи.
Так, при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, порядок работ, исключающие возможность гибели животных.
При создании и эксплуатации ирригационных и мелиоративных сооружений в местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной концентрации объектов животного мира необходимо обеспечивать условия для свободного и безопасного их передвижения через указанные сооружения, оснащать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоративных систем специальными защитными устройствами.
В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая деятельность, несовместимая с целями заповедования.
Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если рассмотреть ситуацию с охраной животных в Краснодарском Крае, то можно отметить, что у нас имеется достаточно большое количество неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие на животный мир. К ним можно отнести нарушения правил применения ядохимикатов и минеральных удобрений, загрязнение окружающей природной среды, вырубка лесов, в т.ч. и на территории заказников и национального парка, сплошная распашка степей, посадка монокультур, строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений, резкое изменение уровня воды в водоемах, выжигание растительных остатков на полях и зарослей тростника.
Эти, а также сложившиеся за последние годы социально-экономические условия (в т.ч. резко усиливающееся браконьерство) привели к снижению численности в крае основных видов охотничье-промысловых животных. За последние 10 лет численность кабана сократилась на 57%, оленя на 62%, косули на 65%. Актуальным стал вопрос о запрещении охоты на копытных на территории края.
Продолжает снижаться численность таких ценных пушных животных, как ондатра, енот-полоскун, куница. С отменой государственной монополии на пушнину уровень заготовок стремительно сократился, а фактическую добычу определить невозможно, т.к. этим видом деятельности стали заниматься значительное количество фирм и граждан. Необходимо срочно рассмотреть вопрос о лицензировании этого деятельности.
В последние годы значительно возросла нагрузка на охотничьи угодья. К началу 2001 года число охотников в крае составляло свыше 100 тыс. человек. Настораживает деятельность некоторых новых общественных охотничьих организаций, которые не имея охотничьих угодий выдают охотничьи билеты и собирают членские взносы. Никакой информации в государственные органы о своей деятельности они не представляют.
К сожалению местные природоохранные службы, при выявлении таких фактов, далеко не всегда могут принять действенные меры. В связи с этим необходимо усилить координацию всех государственных служб с привлечением основных охотопользователей и создать краевой совет по охотничьему хозяйству. Огромное значение для охотничьего хозяйства края имеют государственные охотничьи заказники. При площади заказников 4,2% от всех охотугодий края здесь сосредоточено около трети всех копытных животных.
Необходимо продолжать работы по увеличению площади заказников, соблюдению режимов их деятельности, улучшению финансирования. В связи с резким подорожанием кормов, горюче-смазочных материалов, транспорта практически прекращены работы по разведению и расселению охотничьих животных. Значительно сократились объемы биотехнических и охранных мероприятий. Ослаблена работа по борьбе с вредными хищниками, что в ближайшие годы может привести к увеличению гибели домашних животных. В настоящее время осуществляется охрана только охотничьих животных, в условиях устаревшей правовой базы.
По-прежнему не регламентируется, в большинстве случаев, добывание животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, большинства насекомых, непромысловых птиц, в т.ч. занесенных в Красную книгу России. Практически бесконтрольно развивается промышленная заготовка водных беспозвоночных, заготовка змеиного яда, сбор коллекций редких и исчезающих видов птиц, насекомых.
Эти проблемы заслуживают пристального изучения и должны попасть в поле зрения, начавшихся в комитете работ по лицензированию отдельных видов деятельности.
И в завершение, можно сказать, что возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в охране окружающей среды в рамках всего международного общества.
Утрата любого биологического вида дикой природы, наносит ущерб интересам общества, ведет к невосполнимым потерям генофонда, таит в себе опасность разрушения целых экосистем, ослабление защитных функций биосферы.
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
2. Об охране окружающей среды: ФЗ РФ от 20 декабря 2001 года. // Российская газета. 2002. 12 января.
4. О континентальном шельфе Российской Федерации: ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1999 г. // Российская газета. 1995. 7 декабря.
5. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: ФЗ РФ от 17 декабря 1998 г. N 191- ФЗ // СЗ РФ. 1998 г. № 51. ст. 6273.
6. "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 67 // Российская газета 1998. 31 января.
7. "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997 // СЗ РФ. 1996 г., N 37, ст. 4290.
8. "О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289 с изменениями и дополнениями от 23 ноября 1996г. и от 30 июля 1998 г. / Российская газета 1996. 15 февраля.
9. "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1342 // СЗ РФ. 1996 г., N 47, ст. 5335.
Охраны животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения; применять при пользовании животным миром гуманные способы. 5. Правовое регулирование охоты и рыболовства Наиболее важное значение в характеристике правового режима использования животного мира имеет правовая регламентация охоты и рыболовства. ...
Всегда следует помнить, что агробиоценозы весьма хрупки и уязвимы. Управление агробиоценозами должно базироваться на точных знаниях и контролируемых технологических действиях. Глава 3. Охрана животного мира Охране подлежат все животные, если понимать эту проблему широко, включая и управление численностью. Потери любого биологического вида - крайне нежелательное явление для биосферы и в...