Особенности устной публичной речи. Публичная речь, ее особенности. Домашнее обучение в центре «Алгоритм»

Особенностью публичной речи как разновидности речевого общения является то, что это вид прямой коммуникации, контролируемый коммуникатором и адресатом. Это позволяет обеим сторонам корректировать характер взаимодействия, влиять на его результаты, что обусловливает такую специфическую черту публичной речи, как спонтанность, которая, однако, носит ограниченный характер. Это связано с тем, что текст публичного выступления, имея устную форму презентации, как правило, готовится заранее и фиксируется в письменном виде.

Традиционно публичную речь относят к устной форме публицистического стиля на основании общности главной функции - функции воздействия и используемых языковых средств. Однако в последнее время все больше внимания уделяется рассмотрению публичной речи как сложного соединения, в рамках которого взаимодействуют различные функциональные стили.

Сохраняя в целом черты классической ораторской речи, современная публичная речь находится под сильным влиянием средств массовой коммуникации, особенно газеты. Такое взаимодействие объясняется тем, что публичная речь не образует особую автономную область словесного творчества, а является формой, в которой реализуется деятельность человека в таких сферах, как политика, наука, юриспруденция и т.д.

Специфика публичной речи определяется прежде всего ее социальным назначением.

Ораторское слово, как известно, имеет большое общественное значение как могучее средство агитации и пропаганды, как оружие убеждения и непосредственного воздействия на широкие массы, что в равной степени относится и к другим формам массовой коммуникации.

Кроме того, общими характеристиками для публичной речи и таких форм массовой коммуникации, как радио, телевидение, являются устная форма общения и большой объем аудитории.

Такое сопоставление дает основание говорить о публичной речи как одной из форм массовой коммуникации. Наиболее ярко это проявляется, как уже отмечалось, во взаимодействии публичной речи с газетным стилем. В

частности, это выражается в использовании таких элементов газетного стиля в публичной речи, как газетная лексика и сокращения, традиционные газетные штампы, перифразы и т.п.

Большое место в публичной речи занимают элементы официально-делового стиля, что объясняется официальной обстановкой общения, а также стремлением оратора создать впечатление объективности.

Наиболее характерными признаками официально-делового стиля, используемыми в современной публичной речи, являются традиционность средств выражения, строгая композиционная форма, конкретность, стандартизированность.

Важной задачей публичной речи, особенно лекционной, является распространение научных знаний, что обусловливает использование в ней элементов научного стиля, таких, как аргументированность положений, специфическая терминология, строгая, логически последовательная система связей, выражающаяся в широком использовании союзов при синтаксической организации высказывания.

Любое публичное выступление - это прежде всего ситуация живого общения оратора и слушателей. В связи с этим оратор активно использует разговорные элементы, что помогает ему обеспечить простоту и естественность речи, создать атмосферу непринужденности и непосредственности общения с аудиторией.

Одной из основных характеристик публичной речи является ее выразительность, которая достигается за счет употребления в ней элементов художественного стиля, таких, например, как образность, выражающая чувственное восприятие действительности и, тем самым, способствующая созданию желаемого эффекта и реакции на сказанное; эмоциональная окраска высказываний, выражающаяся в подборе синонимов и обилии эпитетов; разнообразные формы экспрессивного синтаксиса, используемые с целью эмоционального воздействия на слушателей, и др.

Кроме того, внутри публичной речи, которая представляет собой по существу разновидность письменной речи, репрезентируемой устно, происходит взаимодействие норм устной и письменной речи, а также взаимодействие таких характеристик, как подготовленность/спонтанность, монологичность/диалогичность, односторонность/двусторонность коммуникации.

Важной особенностью публичной речи является то, что немалая роль в реализации ее основной функции как вида прямой коммуникации принадлежит внелингвистическим средствам, например, использованию наглядности в изложении материала, а также паралингвистическим и кинестическим средствам - жесту, мимике и др.

Все описанные признаки современной публичной речи дают основание говорить о публичной речи как о сложном стилевом явлении, которое занимает особое место в функционально-стилевой системе языка.

Главным понятием риторики является оратор (от латинского "огаге" - говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (по латыни "audire" - слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.

Все вышесказанное позволяет заключить, что ораторская речь сочетает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность - совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, которое помогает воспринять и усвоить ее содержание.

Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники:

артистизм;

уверенность;

дружелюбие;

искренность;

объективность;

заинтересованность, увлеченность.

Остановимся подробнее на этих свойствах.

Обаяние.

Обаятельный человек тот, кто умеет быть самим собой, умеет отказаться от чужого, наносного, привнесенного. Еще Аристотель говорил о том, что речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту. Свое согласие с Аристотелем выражал в " Кратком руководстве к риторике..." М. Ломоносов. Умение быть естественным дается непросто, потому что во многих ситуациях говорящий чувствует на себе оценку слушателей (например, при поступлении на работу или в момент публичного выступления). Тогда возникает потребность "выйти за границы" своего привычного облика, своего обычного "я". Это приводит к результату, о котором выразительно сказал американский писатель и философ ХIХ в. Ралф Эмерсон: "Я не слышу, что вы говорите, потому что слишком громко кричит то, что вы собой представляете". Значит, нужно изучить себя, особенности своего характера, внешние их проявления, характерные именно для вас, и, отказавшись от недостатков, отнестись бережно и любовно к тому, что может нравиться и быть полезным для окружающих.

Обаяние неразрывно связано с артистизмом.

Артистизм.

Артистизм - это умение общаться с окружающими активно и с игровой установкой, соблюдая при этом чувство меры. Это значит, что вы постоянно настраиваете себя на то, что говорить с другими людьми приятно, более того, что это радость. Быть умелым игроком - значит изображать, т.е. в определенной мере утрировать не столько чьи-то чужие черты, а свои собственные. "Лучший образец для подражания - это вы сами", - утверждает риторика. Особенно ценен компонент игры, актерства в публичной речи. Оратор может и должен показать себя, но при этом обязан не нарушать общепринятых рамок поведения. Психологи установили, что популярность у публики создается, если отчетливо проявляются сразу две тенденции в речевом поведении оратора:

1) стремление к индивидуализации и 2) стремление "быть как все", не выходя за пределы выразительности поведения. Последовательность поведенческих факторов, влияющих на популярность ораторов у аудитории, выглядит так:

1) внешность (общий облик, одежда, манера держаться);

2) подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная - у мужчин;

3) выраженность индивидуальных черт - выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.

Уверенность.

В ситуации непринужденной беседы, когда собеседники знакомы, равны по статусу, когда нет никаких признаков "официоза", право на речь получает то один из них, то другой. Но в жизни часто возникают такие ситуации, когда наблюдается неравноправие участников по отношению к речи, особенно ясно выражена такая иерархия при ораторской, публичной речи: право голоса на определенное условленное время передается оратору; аудитория должна выполнять собственную роль. Таким образом, право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль "главного" в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается. А между тем, 70% начинающих ораторов считают неконтролируемый страх проблемой номер один. Это чувство знакомо и профессионалу. Его испытывали даже Демосфен и Цицерон. Оно получило название "ораторский страх". Как же избавиться от этого чувства?

Чтобы победить страх, нужно знать его причины.

1. Они могут быть связаны с индивидуальными чертами личности.

2. Причина страха кроется в нереалистических ожиданиях - настроенности на то, что речь должна оказать какое-то необыкновенное воздействие на слушателей. Другие результаты воспринимаются как крах. Этому способствует повышенное внимание к себе.

3. Вызывает страх и безразличие к вам собеседника или аудитории.

4. Собственная установка на неудачу.

5. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка к беседе или выступлению, незнание темы или предмета речи - некомпетентность.

Техника борьбы со стрессом как с физиологическим явлением описана во многих пособиях.

Дружелюбие.

Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черту, которая вам импонирует, даже если в целом человек вам несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если аудитория совсем незнакома, помните, что среди собравшихся найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище. Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру.

Искренность.

Применительно к публичной речи искренность называют "ораторской честностью". Это черта, которую особенно ценят слушатели у выступающего. Чтобы заставить своего адресата верить во что-то, нужно самому в это верить. Нечестность говорящего проявляется в интонации, взглядах, мимике и т.д. Ее можно увидеть и в бездоказательности суждений, недостаточности примеров и фактов, необоснованности выводов.

Объективность.

Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление. Соблюдать это правило на практике довольно трудно. И все же выражать презрение, нетерпимость к чужому мнению не стоит ни при каких обстоятельствах, поскольку адресат невольно переносит их на себя, в результате может возникнуть конфликтная ситуация. Существует этика речевого общения, в частности ораторская этика, которая гласит, что с аудиторией необходимо разговаривать на равных, не забывая при этом о принципе доступности изложения.

Заинтересованность.

Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки. А поэтому избегайте говорить о том, что вам совершенно безразлично.

Правило риторики: уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора заразительны: они передаются слушателям.

Публичной (ораторской) речью называют определенную форму разговорной деятельности в условиях конкретного общения с аудиторией.

Публичная речь несет информативную функцию и по своей специфике относится больше к монологу, то есть к форме речевого общения, пассивно воспринимающегося слушателями, без возникновения ответной словесной реакции.

Специфические особенности публичной речи

1. Возникновение «обратной связи».

Оратор во время своего доклада может фиксировать изменение настроения и поведения слушателей. Делает он это, обращая внимание на реакцию людей, их непосредственное отношение к сказанному им.

Реплики и конкретные вопросы дают возможность выступающему понять, что именно волнует публику. Тем самым, образуется «обратная связь», благодаря которой оратор может внести корректировки в свою речь. В результате своеобразный диалог помогает установить тесный контакт с аудиторией.

2. Реализация устной формы общения.

Публичная речь по своей сути - это открытое живое обращение к слушателям, в результате которого происходит реализация такой формы литературного языка, как устное исполнение. В отличие от грамотно составленного письменного доклада, устную речь надо уметь правильно преподать.

Поэтому стоит уделять внимание четкому построению и организации публичного выступления, чтобы слушатели впоследствии легко воспринимали и усваивали полученную информацию. Доказано, что после ознакомления с письменным документом воспроизводится до 50% полученных из него данных. Подобная же информация, донесенная до людей в устном виде, дает воспроизведение до 90%.

3. Тесная взаимосвязь книжной речи с формой ее устного воспроизведения.

В ходе тщательной подготовки публичной речи всегда необходимо опираться и ссылаться на самые надежные источники - книги. Ими могут служить сборники как научно-публицистической, так и художественной литературы, также не лишними в данном процессе станут словари и справочники.

В итоге готовый текст приобретет характерные особенности книжной речи. Однако если механично прочитать с трибуны данную рукопись, то ее информация не будет полноценно понята и принята аудиторией. Поэтому рекомендуется в процессе доклада проявлять элементы разговорной речи, чтобы вовремя подстраивать свое выступление под реакцию слушателей. Надо отметить, что опытный оратор всегда сумеет правильно сочетать устную речь с книжно-письменной.

Добавим, что во время подготовки письменного варианта выступления нельзя забывать о правилах, установленных для устной речи, и составлять документ так, чтобы впоследствии его было легко воспроизводить с трибуны.

4. Совмещение выступления с различными видами средств общения.

По своей сути публичная речь является устной формой общения, а значит, язык - это главное оружие докладчика. Готовящийся выступить перед публикой человек, должен досконально владеть культурой речи, не использовать жаргонные и нецензурные слова.

При этом кроме языковых средств, для придания выступлению эмоциональности, оратору рекомендуется сочетать свое выступление с невербальными и кинетическими средствами коммуникации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ф едеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Реферат

по дисциплине «Русский язык»

на тему: «Устная публичная речь: понятие, особенности, основные виды аргументов. Оратор и его аудитория»

Новосибирск, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и т.д.

Целью реферата является исследование устной публичной речи, ораторского искусства.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1. Дать понятие устной публичной речи, выделить ее особенности

2. Рассмотреть основные виды аргументов

3. Рассмотреть понятие оратора и его аудитории

1. ПОНЯТИЕ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

Устная публичная речь - один из видов устной формы русского литературного языка (помимо разговорной речи), который применяется в общественно значимых публичных выступлениях на разные темы. К публичной речи. говорящий прибегает, прежде всего, для действенной передачи сообщения, при наличии темы, требующей определенного уровня знаний и в случае публичного общения в производственной и социокультурной средах. оратор речь аргумент слушатель

Для публичной речи характерно преимущественно одностороннее воздействие выступающего на аудиторию. Также важны: степень информированности слушателя, численность аудитории, взаимоотношения между ней и оратором. Речь может быть подготовлена заранее (продумано содержание и композиция), но в момент речи она носит спонтанный характер (высказывание достраивается в момент речи).

В зависимости от коммуникативной функции высказывания, оно может иметь разную форму: диалогическую (если главная цель - общение) и монологическую (если главная цель - передача информации). Очень частое явление - проявление в речи всех функций (сообщения, общения и воздействия), поэтому форма монолога включает в себя элементы диалога и отличается неоднородностью, а небольшие части монологической речи, наоборот, приближаются к диалогу.

2. ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

Публичная речь - основа ораторского искусства. Для того, чтобы речь правильно воздействовала на слушателя, нужно соблюдать некоторые правила, а именно:

1) выступающий должен сам хорошо разбираться в выбранной теме, четко формулировать задачи и понимать суть вопроса;

2) он должен быть иметь устоявшуюся позицию и быть уверенным в своей;

3) нужно самому быть заинтересованным в раскрытии темы, быть внимательным к аудитории;

4) уметь воздействовать на публику психологически;

5) обязательно составить план будущего выступления в виде конспекта или тезисов, чтобы речь была логичной и интересной. Главное, чтобы аудитория не ощущала того, что вы все читаете по бумажке. Лучше, если план будет у вас в памяти;

6) достойно вести себя во время выступления: быть аккуратно одетым, говорить грамотно и уважительно и быть готовым к возможным спорам.

Немаловажным является хорошее знание и умелое пользование языком (соблюдение правил произношения, логические ударения, живая интонация). Речь не должна быть слишком быстрой, сложной для понимания на слух (со множеством сложных или иностранных слов). Не стоит забывать о работе с аудиторией. Хороший прием - делать во время выступления небольшие перерывы и обсуждения, чтобы получить представление, насколько информация дошла до людей и как они ее поняли.

Но самое главное для выступающего - досконально изучить материал и, что называется, «быть в теме». Для этого нужно хорошо продумать содержание выступления и объективно оценить свои возможности при подаче материала - его следует несколько раз проверить, вносить поправки, чтобы не допустить неточностей, штампов или нелогичности. Также лучше несколько раз выступление прорепетировать, чтобы проверить, не затянуто ли оно, насколько полно оно выражает мысль.

Между аудиторией и выступающим должен установиться психологический контакт. Одним из эффективных средств повышения заинтересованности являются паузы, которые характеризуют эмоциональную речь - они передают чувства говорящего Но не следует делать эти паузы слишком длинными, иначе люди подумают, что вы просто плохо разбираетесь в предмете.

Публичная речь - сложный вид работы, с множеством тонкостей и особенностей. Самый главный совет для выступающих - продумывать свою речь заранее, учитывая особенности публичного выступления.

3. ВИДЫ АРГУМЕНТОВ

Для того, чтобы максимально эффективно воздействовать на аудиторию, нужно грамотно применять аргументы - как логические, так и эмоциональные. Далее мы рассмотрим основные виды аргументов.

Логические аргументы:

1. индуктивные (привести несколько фактов и обобщить их);

2. аналогические (применяется только если сопоставление уместно);

3. установление причинно-следственных связей (заключение от причины к следствию и заключение от следствия к причине);

4. дедуктивные (умозаключение из общего положения).

Публичные речи обычно состоят из трех частей:

1. Вступление, которое включает в себя зачин (с целью привлечь внимание) и завязку (с целью заинтересовать публику)

2. Основная часть - формулировка и пояснение тезиса, главных положений выступления, его аргументирование

3. Заключение, цель которого - усиление значения сказанного и создание соответствующей установки и настроения у аудитории. В нем может быть упомянут основной тезис, содержаться обобщение всего вышесказанного и призыв.

Выразительность речи достигается при помощи так называемых тропов (выразительных средств, например, метафор, эпитетов, сравнений) и фигур речи (особых приемов, повышающих убедительность речи, например, аллюзии, риторические вопросы и восклицания).

Кроме аргументов и средств выразительности, важно знать основные формы воздействия на слушателя:

1. Убеждение - это изменение точки зрения собеседника путем приведения как логических, так и эмоциональных агрументов.

2. Внушение - это форма речевого воздействия без аргументов, за счет эмоционального давления на слушателя (особенно на женщин и детей). Внушаемый воспринимает чужое мнение некритически, заимствует его.

3. Принуждение - это способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него последствий. Механизм принуждения может быть чисто речевым (угрозы, запугивания), а может включать неречевые элементы.

Принуждение должно отсутствовать в публичном выступлении.

4. ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ

Оратор (от лат. orator, orare - «говорить») - тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием.

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть ораторское искусство.

Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.

Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой - лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор - это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

Чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории, оратор должен обладать определенными навыками и умениями. Перечислим некоторые из них:

1) уверенное высказывание во время любого общения;

2) умение говорить на любую тему;

3) умение точно выражать свои мысли;

4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;

5) умение аргументировать и убеждать.

Ораторское искусство - это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой - слушатель, или аудитория.

Аудитория представляет собой общность людей, которая выступает в роли единой социально-психологической группы.

Для слушательской аудитории характерны следующие признаки:

1) однородность (неоднородность) , т. е. разница по полу, возрасту, уровню образованности, интересам слушателей;

2) количественный состав присутствующих;

3) чувство общности (признак, проявляющийся при определенном эмоциональном настрое аудитории, когда зал аплодирует или же, наоборот, выражает недовольство);

4) мотив действия слушателей. Люди посещают лекции по различным причинам. По мнению психологов, можно выделить 3 группы моментов:

а) интеллектуально-познавательного плана (когда люди приходят, потому что сама тема вызывает интерес);

б) морального плана (требуется присутствие человека);

в) эмоционально-эстетического плана (когда люди приходят, потому что им интересны оратор, его выступления, его манера держаться и т. д.).

Именно поэтому у слушательской аудитории можно отметить различный настрой на восприятие выступления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Можно сформулировать общее положение, которое имеет силу определенного закона в ораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно.

Творческое волнение непременно обнаружится во всем поведении говорящего, скажется в тембре его голоса, в звучащей речи, в интонациях и вообще в том, как он говорит. Такое волнение - важный импульс к тому, чтобы самый ответственный этап ораторского труда - публичное исполнение - был пройден успешно.

Необходимо уметь подавить неизбежно возникающее всякий раз желание сказать слушателям как можно больше. Во-первых, само время ораторского выступления не позволяет объять необъятное. Во-вторых, приходится считаться с механизмом слушательского восприятия, в частности, с возможностью восприятия и усвоения определенного объема информации и знания.

Вот почему опытный лектор, пропагандист, докладчик или обозреватель никогда не стремится, если можно сказать, "выговориться" по данной теме до конца. Он всегда оставляет кое-что "про запас", и хорошо, когда слушатели чувствуют или догадываются, что говорящий мог бы выступать по освещенной теме вновь и вновь, каждый раз обнаруживая новый подход к ней, раскрывая новые ее грани.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гируцкий А.А. Общее языкознание. - М.: Гетра-Сист, 2001

2. Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. - М.: Феникс, 2002 г.

3. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М.: Наука, 2001

4. Корнилова Е. Н. Риторика -- искусство убеждать. М.: УРАО, 1998 г.

5. Сопер П. Основы искусства речи. - М.: Прогресс, 2002

6. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. - М.: Наука, 2000

7. Федосюк М.Ю. Русский язык. - М.: Наука, 2001

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Задача культуры речи. Типы речевой культуры, устная и письменная разновидность русского языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, устная публичная речь. Совершенствование навыков грамотного письма и говорения.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Понятие и сущность ораторства. Определение ораторского искусства, его история возникновения. "Секреты" ораторского выступления перед аудиторией. Особенности, роды и виды ораторской речи. Анализ функциональных стилей литературного языка в речи оратора.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Современное информационное общество и различный контекст применения искусства риторики. Понятие устной публичной речи и ее родовидовая классификация. Массовая коммуникация и политическая задача риторики. Коллективное авторство и технологичность текста.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Соотношение книжно-письменных стилей с устной речью, текстовая организация деловой диалогической, монологической и публичной речи. Интонация и смысловая дискретность; фонетические, грамматические, лексические и лингвистические нормы устной деловой речи.

    реферат , добавлен 15.10.2009

    Определение современной риторики и ее предмета. Общая и частная риторика. Особенности античного риторического идеала. Расцвет древнерусского красноречия. Особенностb публичной речи. Роды и виды ораторского искусства. Деловое общение и коммуникации.

    шпаргалка , добавлен 22.12.2009

    Общая характеристика форм речи. Устная форма речи. Письменная форма речи. Специфика норм письменного кодифицированного языка. Сходства и различия между устной и письменной формами речи.

    контрольная работа , добавлен 24.07.2007

    Логические и эмоциональные аргументы, используемые для воздействия на аудиторию. Основные требования к ораторской речи во время публичного выступления. Особенности установления контакта с аудиторией, "фактор адресата". Понятие "нравственный долг оратора".

    реферат , добавлен 25.11.2014

    Понятие ораторской речи как разновидности публичной речи, ее сущность и особенности. Элементарные принципы и приемы риторики, форма подачи речи. Применение выразительных приемов. Номинативная, коммуникативная и экспрессивная функции парламентской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Теоретические основы речевых конструкций. Общая характеристика речевого воздействия: природа, предпосылки (психологические, когнитивные, логические, коммуникационно-семиотические), способы (убеждение, внушение) и сферы применения (политика, реклама).

    курсовая работа , добавлен 04.06.2012

    Сущность понятия "контакт". Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими. Основные особенности аудитории и ораторской речи. Речевое воздействие и общественное сознание. Характерные особенности ораторского искусства П.А. Александрова.

Занятие 8

Публичная речь в настоящее время играет все более активную роль в жизни общества. Владение умением выступать публично, эффективно воздействовать на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успеха во многих областях и видах профессиональной деятельности: политике, менеджменте, торговле, юриспруденции, педагогике, сервисе и др. Эффективность публичного выступления обусловливается знанием уместности высказывания, логикой, эмоциональностью и выразительностью речи оратора. Наибольшее впечатление производит речь говоримая, но не читаемая по рукописи. Важно создать у слушателя впечатление, что речь творится непосредственно в момент выступления, которое должно звучать как разговор с аудиторией. Коммуникативность, установка на живое общение со слушателями создается разговорностью речи, зрительным и голосовым контактом. Вместе с тем каждая речь, рассчитывающая на успех, должна тщательно готовиться и продумываться. При этом намечается цель, определяется материал, способы его подачи и расположения, разрабатывается план речи (тезисы, подтезисы), определяются средства речевого воздействия. При выборе темы выступления необходимо стремиться к тому, чтобы она была интересна как для самого оратора, так и для его слушателей. Целью выступления могут быть развлечение, информация, воодушевление, убеждение, побуждение (агитация). Главными источниками материала для выступления являются: 1) личный опыт; 2) размышления и наблюдения; 3) беседа; 4) чтение.

Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет определённые виды речи с учётом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

К социально-политическому красноречию относят выступления, посвящённые вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т.д; к академическому красноречию – учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение; к судебному – речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.; к социально-бытовому – приветственные, застольные, юбилейные речи и т.п.; к богословско-церковному – проповеди, речи на соборе.

Для воздействия на аудиторию используются как логические, так и эмоциональные аргументы.

Логические аргументы: 1) факты и обобщение их (индукция); 2) аналогия (используется только в том случае, если уместно сопоставление явлений); 3) умозаключение о причинной зависимости (имеет два вида: заключение от причины к следствию и заключение от следствия к причине); 4) дедукция, или умозаключение из общего положения.



Пояснение: дедукция состоит из трех суждений: большой посылки - общего положения и заключения. Этот трехстепенный процесс называется силлогизмом. Пример силлогизма из" "Риторики" М.В. Ло­моносова:

I. Всяк благоразумный рассуждает о будущем.

II. Но Семпроний не рассуждает о будущем.

III. Следовательно, Семпроний неблагоразумен.

I - большая посылка, II - мапая посылка, III - заключение.

Эмоциональные (психологические) аргументы: 1) физическое благополучие (сохранение жизни и безопасности), свобода, удобство, привычки слушателей; 2) материальные, экономические и социальные интересы публики; 3) чувство собственного достоинства собравшихся; 4) истина и траво (стремление людей к правде и справедливости).

Любая тема речи нуждается в разработке, т. е. в создании набора так называемых «общих мест» или заранее разработанной системы понятий, предлагающей «способы мысли» о любой данной теме. «Общее место» или топос – это смысловая модель речи. Топосы (или топы) можно разделить на три группы: определение (имя, род-вид, часть-целое, сущность), соположение (сопоставление и противопоставление) и обстоятельство (место, время, цель, причина, образ действия).

Публичные речи обычно имеют три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении выделяется зачин (его цель – привлечь внимание) и завязку (ее цель – заинтересовать аудиторию). В основной части формулируется и поясняется тезис, главное положение речи, приводятся аргументы и факты в его поддержку. Цель заключения – усилить значение сказанного и создать соответствующую установку и настроение у слушателя. В заключении могут содержать­ся напоминание исходного тезиса, обобщение и призыв.

Важную роль для создания выразительности речи оратора играют так называемые тропы (выразительные средства) и фигуры (особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия). Примером тропа может служить метафора, примером фигуры – риторический вопрос (более подробно о тропах и фигурах красноречия см. в Приложении 2).

1. В чем заключаются причины возрастания роли публичной речи в современном обществе?

2. Что необходимо для успеха речи оратора?

3. Каковы требования к языку и стилю публичного выступления?

4. Охарактеризуйте основные роды и виды ораторской речи.

5. Какие виды логических и психологических аргументов вы знаете?

Задания:

Задание 1. Насколько удовлетворяет требованиям, предъявляемым к публичной речи современная практика технических средств массовой коммуникшщи? Выберите для оценки одну из программ радио или ТВ, которая содержит выступление, беседу или интервью. Какие моменты в организации общения, в форме и содержании речи показались вам удачными, целесообразными? Что мешало общению, затрудняло речевой контакт и понимание? Составьте план краткого выступления ответа на эту тему (3-5 мин).

Задание 2. Изучите схему "Композиционное построение речи". Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

Композиционное построение речи
Части выступления Приёмы привлечения внимания
Вступление Задачи: Пробудить интерес к теме предстоящего разговора - Установить контакт - Подготовить слушателей к восприятию выступления - Обосновать постановку вопроса Основное условие - максимальная лаконичность. П. Главная часть Задачи: - Последовательно разъяснить выдвинуть положения - Доказать их правильность - Подвести слушателей к необходимым выводам. III. Заключение Задачи: - Суммировать сказанное - Повысить интерес к предмету речи -Подчеркнуть значение сказанного - Поставить задачи - Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи). - Обращение - Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы - Прием сопереживания - Изложение парадоксальной ситуации - Апелляция к интересам аудитории - Прием соучастия - Апелляция к событиям - Апелляция к географическим или погодным условиям - Апелляция к речи предыдущего оратора - Апелляция к авторитетам или известным источникам - Апелляция к личности оратора - Юмористическое замечание - Вопросы к аудитории.

Задание 3. Определите, какие ошибки допущены в следующих ситуациях начала общения, нередко встречающихся в практике публичной речи.

"Я хочу рассказать вам сегодня о.-.".

" Может, я скажу не совсемудачно, но...".

"Дорогие друзья! Позвольте рассказать вам...".

"Я еще только начинаю свою деятельность. Но попробую объяснить вам..."

"Вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить".

"Все вы помните, что Петербург был основан в 1703 году".

постараюсь решить ваши проблемы: все вы хотите делать это лучше?".

"Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите..."

"Я очень волнуюсь, поэтому прошу простить мне некоторую сум­бурность...".

"Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю предмет...".

всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы..."

Задание 4. Прочитайте следующий текст, ответьте на вопросы:

Какие ошибки допущены в тексте? Найдите их, выпишите, объясните, как нужно сказать в каждом отдельном случае.

После того, как все ошибки исправлены, перепишите тест начис-
то так, как он должен выглядеть, по вашему мнению.

Выступление на собрании

Значит, это, я, честно говоря, позволю, понимаете, потратить, так сказать, две минуты на мое сообщение, как я болею душой, как профессионал, и преклоняюсь, значит, перед аудиторией за все ихние труды по менеджменту и всю работу фирмы, конечно, очень знаю, понятно.

Конечно, поэтому нужно, в общем, так сказать, послать ваши, можно сказать, образцы, значит, в дирекции на местах, и они, это, прийдут к вам обратно, вот.

Скажу одно, я не думаю, скажем так, начинать, уважаемые, сначала, а надо, значит, делать сначала, и все, чего тут не понимать, понимаете?

А еще, значит, вопросы встали за общий план, поговорили, или его совсем не делать, честно говоря. Да ради Бога, пусть бы кто и не знал, а в кассе пусто, значит. В купе с образцами, деньги, честно сказать, могут сделать аврал, нежели чем закрывать филиал. Смотрите, я уже стихи выражаю, и будете персонал, который, как все говорят – «персона нан гранда».

Ну, а теперь, честно говоря, хватит, серьезно. Нет другой пути, как вверх и вперед, взад – не пройдет. И не на дядю, это значит, это сваливать, а только на себя. Мы профессионалы, так сказать. Определить понимаете, и в дело, если, так сказать, нужно.

Если есть вопросы, может быть, есть, то тут и отвечать не надо: все, честно говоря, скажем, понятно, если нет умников и бездельников, которые не желают, вот и все, а думают, что он, значит, на нас, конечно, ругается без начала.

А все инженера, так сказать, отделов, они, значит, останутся еще, понимаете, ну хотя бы минут на 20 или, значит, 30, точно.

Спасибо, как говорится, Вам, значит за внимание, вот так. И, значит, займемся делами повсеместно, чтобы начать, углубить успехи и принять новые примеры для нашего фирменного процветания. Счастливой вам пути. Ехайте прямо и вперед, и нечего смотреть, значит, повернув голову взад. Поэтому у меня и конец, понимаете, так сказать. Наша цель – более два миллиона рублей, и ни грамма меньше. Вот. В районе – три миллиона, как наша целевая программа, понимаете, вот так. Извиняюсь, если что... (По Д. Н.Александрову, с.457-458)

Задание 5. Прочитайте речь адвоката Ф.Н. Плевако в защиту старушки из Сызрани, которая украла жестяной чайник стоимостью около 50 копеек и была предана суду присяжных, так как она являлась потомственной почетной гражданкой. Прокурор требовал наказания для совершившей кражу, не взирая на ее почтенный возраст и ничтожную стоимость похищенного, в связи с тем, что неуважение к праву частной собственности может привести к разрушению основ государства, однако присяжные взяли сторону адвоката и оправдали подзащитную. Определите, какие выразительные средства и аргументы использует адвокат для убеждения присяжных. Можно ли доводы назвать корректными?

"Много бед, испытаний пришлось претерпеть России за ее больше, чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Около двух десятков языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно".

Задание 6.Подготовьте текст информационной речи (на 5 минут). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Обратите особое внимание на заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория - слушатели группы. Изучите внимательно памятку по составлению информационной речи.

I. Примерные темы для информационной речи:

События в нашей стране.

События за рубежом.

Новости науки и техники.

Новости культурной жизни города.

Спортивные новости.

Новинки литературы.

Роль компьютеров в производстве (экономике, образовании и пр).

П. Схема оценки информационной речи:

1. Тема и цель.

Интересны? Уместны? Актуальны?

2. Вступление. Интересно ли?

Использован ли прием привлечения внимания?

Не слишком ли длинно?

3. Главная часть:

Продуман ли план?

Весь ли материал относится к делу?

Достаточно ли примеров?

Конкретно ли содержание?

Достигнута ли цель?

4. Заключение:

Ясно? Есть ли обобщение сказанного?

5. Произношение

Уверен ли говорящий в себе?

Правильна ли поза? Жесты?

Удачен ли темп речи? Не монотонно ли?

Есть ли контакт с аудиторией?

Есть ли речевые ошибки?

III. Памятка по составлению информационной речи

"Информационная речь с первого до последнего слова – продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.

Вступление следует подобрать и поработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки.

В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение" (П. Сопер).

Задание 7. Ознакомьтесь с некоторыми типовыми планами агитационных выступлений, предложенными Д. Карнеги. Подготовьте на основе одного из них агитационное выступление на близкую для вас тему (3-5 мин). Подумайте о средствах привлечения и удержания внимания аудитории, логических и эмоциональных аргументах, о выразительной стороне речи. Особенно тщательно проработайте начало и заключительную часть своего выступления.

А. 1. Изложение фактов. 2. Соображения, вытекающие из них. 3. Призыв к действиям.

Б. 1. Продемонстрировать нечто плохое. 2. Показать, как исправить дело. 3. Просьба о сотрудничестве.

В. 1. Вот положение, которое надо исправить. 2. Нам для этого надо то-то и то-то. З. Вы должны помочь по таким-то причинам.

Г. I. Добиться интереса и внимания. 2. Завоевать доверие. 3. Изложить факты и разъяснить достоинства вашего предложения. 4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.

Задание 8. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек».

Задание 9. Прочитайте Геттисбергскую речь Авраама Линкольна (19 ноября 1863 г.) Проанализируйте данную речь следующим образом:

1. Выделите основные идеи и понятия, на которых строится речь.

2. Разберите композицию речи: каковы особенности вступления, на какие части делится основная часть речи, чем характеризуется заключение.

3. Какие словесные средства создают стиль данной речи?

Восемьдесят семь лет назад отцы наши заложили на этом континенте основы новой нации, зачатой в свободе и преданной идее, что все люди созданы равными. Ныне мы вовлечены в великую междоусобную войну, исход которой должен решить, может ли эта нация или иная, рожденная в тех же условиях и преданная той же идее, рассчитывать на длительное существование.

Мы собрались на великом бранном поле этой войны. Мы пришли сюда, чтобы посвятить часть его месту последнего упокоения тех, кто отдал свою жизнь во имя жизни нации. Правильно и достойно то, что мы делаем.

Но, строго говоря, мы не сможем ни освятить, ни почтить, ни возвеличить эту землю. Сражавшиеся здесь храбрецы, живые и мертвые, освятили ее настолько, что не в наших силах прибавить или отнять что-либо. Мир едва отметит и недолго будет хранить в памяти, что мы здесь говорим, но он никогда не забудет того, что они совершили.

Скорее мы – живые – должны отдать себя тому незавершенному делу, которому они столь благородно послужили. Нам – живым – скорее надлежит посвятить себя великой задаче, все еще стоящей перед нами. От этих мертвых, чтимых нами, мы должны воспринять еще большую преданность делу, за которое они отдали все, чем только можно было доказать преданность. И мы обязаны дать торжественную клятву, что не напрасно погибли они, что наша нация с помощью Божьей вновь возродится к свободе, и власть волей народа, посредством народа и для народа не исчезнет с лица земли.

Задание 11. Внимательно прочитайте речь Козьмы Минина. Какие логические и эмоциональные аргументы использует оратор и какую роль в увеличении воздействующей силы речи играют здесь тропы и фигуры?

Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна, они заняли Москву, если падет Москва, падем и мы. Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отчество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас - рабство или свобода.

.Литература

1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов. - М: Просвещение, 1984.- 383 с.

2. Агеенко, Ф.Л. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва; под ред. М. А. Штудинера. – М.: Рольф, 2000. – 807с.

3. Александрова, 3.Е. Словарь синонимов русского языка / 3.Е. Александрова. - М. : Рус. яз, 2005. - 564 с.

4. Александров, Д.Н. Риторика / Д.Н. Александров. - М.: Флинта, 2004. - 622 с.

5. Бирих, А.К. Словарь фразеологических синонимов русского языка / А.К. Бирих, В.М. Мокиенко, Л.И. Степанова; под ред. В.М. Мокиенко. - М. : Астрель, 2001. – 494 с.

6. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

7. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. -249 с.

8. Введенская, Л.А. Учебный словарь омонимов русского языка / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. - М.: МарТ, 2005. – 254 с.

9. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно / Л.А. Вербицкая. - М.: Высш. шк., 2001 – 238 с.

10. Волков, А.А. Основы русской риторики / А.А. Волков. - М.: МГУ, 1996 - 313 с.

11. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина; под ред. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 269 с.

12. Голуб, И.Б. Искусство риторики /И.Б. Голуб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 374 с.

13. Голуб, И.Б. Упражнения по стилистике русского языка / И.Б. Голуб. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 231с.

14. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 441с.

15. Голуб, И.Б. Искусство риторики / И.Б. Голуб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 – 374 с.

16. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. - М.: Просвещение, 1989 - 208 с.

17. Горбачевич, К. С. Словарь синонимов русского языка / К.С. Горбачевич. – М.: Эксмо, 2005. – 599 с.

18. Ефремова, Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костомаров. - М. : Рус. яз., 2003. - 345 с.

19. Жуков, В.П. Словарь фразеологических синонимов русского языка / В.П. Жуков, М.И. Сидоренко, В.Т. Шкляров; под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987 – 440 с.

20. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. - М.: Юристъ, 2004. - 383 с.

21. Казарцева, О.М. Культура речевого общения / О.М. Казарцева. М. : Флинта, 2003. - 495 с.

22. Карнеги, Дейл. Собрание сочинений: В 3 т. / Д. Карнеги Т. 2. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Звездные моменты из жизни мировых знаменитосте. – М: ЧеРо - 429 с.

23. Кожин, А.Н. Функциональные типы русской речи / А.Н. Кожин, О.А. Крылова, В.В. Одинцов. - М.: Высш. школа, 1982. - 223 с.

24. Козырева, Т.Г. Современный русский язык: Понятие о сложном предложении. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. / Т.Г. Козырева, Н.И. Астафьева. – 2-е изд., перераб. Мн.: Высш. шк. – 1987. – 159 с.

25. Кохтев, Н.Н. Риторика / Н.Н. Кохтев. - М.: Просвещение, 1994 - 206 с.

26. Кучеренко, Н.Д. Орфография. Русский язык в теории и практике. / Н.Д. Кучеренко. – М.: Лист, 1997. – 224 с.

27. Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М. : Большая Рос. энцикл. , 2002. - 707 с.

28. Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово / А.К. Михальская. - М. : Просвещение, 1996 - 416 с.

29. Мурашов, А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех / А.А. Мурашов. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 93 с.

30. Новиков, В.А. Толковый словарь: термины рыночной экономики / В.А. Новиков. - М.: Наука, 1994. – 231 с.

31. Новые слова и значения: слов.-справ. по материалам прессы и лит. 80-х гг. / Под ред. Е.А. Левашова. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. - 903 с.

32. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов / Под ред. Н.3. Котеловой. - М.: Рус. яз., 1984. - 805 с.

33. Новый краткий словарь иностранных слов / Отв. ред. Н.М. Семенова. - М. : Русский язык, 2005. - 793 с.

34. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скворцова. - М.: Оникс 21 век, 2005. - 894 с.

35. Панюшева, М.С. Современный русский язык: Практикум по пунктуации: Пособие для вузов. / М.С. Панюшева, Г.С. Шалимова. – 3-е изд., испр. И доп. М.: Дрофа, 2003. – 192 с.

36. Петрякова, А.Г. Культура речи / А.Г. Петрякова. - М. : Флинта, 2002. – 253 с.

37. Риторика или Ораторское искусство: учеб. пособие для студентов вузов /Авт.- сост. И.Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 431 с.

38. Рождественский, Ю.В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. - М.: Флинта, 2004-510 с.

39. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 361 с.

40. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д.Э Розенталь, Е.В Джанджакова, Н.П. Кабанова. - М.: ЧеРо, 1999 – 399 с.

41. Розенталь, Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. / Д.Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательский дом Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. – 448 с. – (Поступающим в вузы).

42. Русский язык: Энциклопедия. - М.: Дрофа, 2003 - 703 с.

38. Словарь антонимов русского языка / отв. ред. Е. Бузаева.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 238 с.

43. Современный словарь иностранных слов / Л.М. Баш и др. - М.: Цита-дель-Трейд, 2005. - 959 с.

44. Стернин, И.А. Практическая риторика / И. А. Стернин. - М. : Academia, 2003.- 268 с.

45. Толковый словарь рыночной экономики - М.:"Глория", 1993.- 301 с.

46. Русский язык для студентов / Федосюк и др. - М: Флинта, 2005. - 251с.

47. Фразеологический словарь русского языка / Сост.: Л.А. Воинова и др.; под ред. А.И. Молоткова. - М.: Астрель, 2001.-510 с.

48. Фроянова, Т.И. Культура русской речи. Практикум: Учебное пособие. / Т.И. Фроянова. – СПб.: «Паритет» 2003. – 160 с.

49. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С.Н. Цейтлин. - СПб.: Изд. дом "МиМ" , 1997. - 187 с.

Тема 8. Особенности устной публичной речи

Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов

Основной функцией речи является передача информации – коммуникативная функция. Однако информативность представляет важное условие для всех стилей. Необходимость устной передачи различной информации является условием функционирования разговорной речи.

Несмотря на так называемую «свободу» и «ненормированность» разговорной речи, определенные требования все-таки существуют. К примеру, используемые слова должны быть однородными стилистически; использование лексики, эмоционально окрашенной, должно иметь основание. На фонетическом, морфологическом и синтаксическом уровнях, действуют определенные закономерности, свойственные именно разговорной речи.

Особенностью разговорной речи является то, что большая часть информации содержится не в тексте высказывания, а в ситуации общения. Говорящий надеется на то, что собеседник сумеет выбрать из речи нужную ему информацию, т.к. ему в той же мере понятен разносторонний контекст конкретной ситуации общения: время и место действия, события, жестикуляция и мимика, речевой этикет.

Помимо использования слова, которое имеет конкретное значение, существуют иные методы передачи информации. Они не относятся к речи как к таковой. Это внеязыковые факторы, невербальные средства общения – мимика и жесты. Жесты и мимика используются для усиления чувств и выражения отношения говорящего к собеседнику. Выражение лица подчас показывает гораздо больше, чем говорят слова. Помимо «изучения» лица партнера, следует следить и за своей мимикой и жестами, знать, как вы реагируете на слова, замечания, предложения.

Жесты
указательные уточняют указательные местоимения тот, то, этот
изобразительные используются тогда, когда не хватает слов, когда хочется «наглядно» продемонстрировать форму предмета, его размер и пр.
символические условны, они связаны с абстракцией (например, поклон артистов перед публикой после спектакля)
эмоциональные служат выражением эмоций и чувств
ритмические отражают ритм речи; подчеркивают замедление, ускорение речи, а также выделяют логическое ударение
механические выдают волнение выступающего, говорят о его неуверенности в себе (когда говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, теребит галстук)

Риторика особая наука о законах "изобретения, расположения и выражения мыслей в речи", т.е. наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей.



Другое название этой науки – ораторское искусство, красноречие, мастерство устного публичного выступления, (устар.) элоквенция.

Особенности риторики как эмоционально-интеллектуальной деятельности:

Понятие «логическая культура оратора » включает в себя следующие умения:

на этапе подготовки речи – подбор и отбор фактического материала, разработка плана и композиции выступления, формулировка тезиса (основной мысли), выстраивание системы доказательств и аргументов;

в ходе самого выступления – парирование контраргументов оппонентов

на этапе подведения итогов выступления – анализ ошибок и промахов, допущенных во время речи. У Москвина аргументативная компетенция индивида (с. 5)

Языковая культура оратора предполагает умение выбрать языковые средства, соответствующие теме, аудитории, ситуации, обеспечивающие эффективность, выразительность и убедительность речи.