П н в биологии. Дарвин и смысл биологии. История становления и развития

Завершенная предметная линия учебников «Биология» (концентрический курс) коллектива авторов под руководством И.Н. Пономаревой предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Она разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.). Учебники курса входят в систему учебно-методических комплектов (УМК) «Алгоритм успеха». УМК по биологии Пономаревой И.Н. и др. выпускает издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ» .

В основе концепции курса - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих свойств живой материи.

Учебники по биологии Пономареврй И.Н. и др. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует ФГОС ООО 2010 г.

Состав УМК «Биология» Пономаревой И.Н. и др. для 5-9 классов:
- Учебник. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. (5 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс); Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. (7 класс); Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. (8 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. (9 класс).
- Рабочая тетрадь. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В. (5 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс); Суматохин С.В., Кучменко В.С. (7 класс); Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. (8 класс); Пономарева И.Н., Панина Г.Н., Корнилова О.А. (9 класс).
- Дидактические карточки. 6, 7 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс); Шурхал Л.И. (7 класс).
- Тестовые задания. 6, 7, 8, 9 классы. Автор: Солодова Е.А.
- Методическое пособие. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Николаев И.В. (5 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс); Суматохин С.В., Кучменко В.С. (7 класс); Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. (8 класс); Пономарева И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В.С. (9 класс).
- Программы + CD. 5-11 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. и др.
- Методическое пособие «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников» + CD. 5-9 классы.

Учебники по биологии разработаны в соответствии с программой курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. Учебники содержат вопросы и задания для контроля усвоения учебного материала, лабораторные и практические работы по основным темам курса. Учебники для 7-9 классов дают возможность углубленного изучения биологии.

В содержании учебников по биологии отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательных организациях на данной ступени обучения, такие, как наблюдение, описание, биологический эксперимент, моделирование и др. Учебники по биологии содержат сведения о передовых достижениях современной биологической науки, биотехнологии, селекции и др. Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся, реализации системно-деятельностного подхода в обучении, обеспечивает формирование навыков самооценки и самоанализа обучающихся. Изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью и последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов (разнообразные цветовые и шрифтовые выделения, алгоритмы, графики, схемы, иллюстрации и др.).

К учебникам разработаны рабочие тетради по биологии. Система заданий в рабочих тетрадях по биологии направлена на формирование, развитие и закрепление учебных знаний и умений, универсальных учебных действий, развитие самостоятельности учеников в познавательной деятельности, содействует формированию таких предметных практических навыков, как организация и проведение экспериментов, наблюдений, описаний и измерений. Содержание заданий позволяет учителю реализовывать дифференцированное обучение с учетом интересов и возможностей каждого ученика. Предлагаемые в рабочих тетрадях по биологии Пономаревой, Корниловой, Суматохина, Маша и др. задания, имеющие различный познавательно-обучающий характер, соответствуют названным разделам и параграфам учебников.

Дидактические карточки соответствуют программе базового курса биологии и содержанию учебника. Карточки могут быть использованы учителем на разных этапах обучения: при объяснении нового материала и его закреплении, для проверки знаний, а также для индивидуальной и коррекционной работы с учётом интересов, возможностей и уровня развития конкретных учеников. Карточками могут пользоваться и ученики для самоконтроля учебной деятельности.
Первая цифра - порядковый номер карточки, вторая цифра - номер параграфа учебника, к которому относятся вопросы и задания. Задания к дополнительному материалу учебника отмечены знаком *.

Тестовые задания дают возможность проверить свои знания и облегчают запоминание учебного материала.

Методические пособия содержат авторскую образовательную программу, примерное поурочно-тематическое планирование и методические рекомендации к проведению уроков, а также материалы, необходимые для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Предложен дополнительный методический материал, который можно использовать на уроке или в задании для домашней работы. Структура и содержание методических пособий соответствует структуре и содержанию учебников. Пособия адресованы учителям и методистам общеобразовательных учреждений.

Пограммы предназначены для организации обучения биологии в 5-11 классах общеобразовательных организаций. Издание содержит программы по биологии для 5-9 классов и 10-11 классов (базовый уровень). Программа для 5-9 классов соответствует ФГОС ООО (2010 г.), программа для 10-11 классов - ФГОС СОО (2012 г.). Программа курса биологии в основной школе даётся с двумя вариантами планирования, соответствующими разным вариантам распределения традиционных блоков «Растения», «Животные», и «Человек». При этом общие биологические закономерности могут изучаться либо постепенно, начиная с 5 класса, либо отдельным блоком в 9 классе. К программам прилагается CD, содержащий тематическое планирование для 5-11 классов, который поможет учителям и методистам подготовить рабочую программу курса. Адресовано учителям общеобразовательных организаций.

В пособии «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников» рассмотрены принципы организации проектной и исследовательской деятельности школьников 5-9 классов в области биологии и экологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО, способы и формы организации такой деятельности. Приведены примерные программы и тематическое планирование разных форм проектной и исследовательской деятельности школьников. Даны рекомендации по организации работы школьного научного общества, проведению школьных конференций и конкурсов. Адресовано учителям общеобразовательных организаций и методистам.


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Биология человека. Дж. Харрисон и др.

Пер. с англ. - М.: Мир, 1979. - 612 с.

Настоящее-второе - издание значительно дополнено и переработано по сравнению с первым, выпущенным в свет в переводе на русский язык в 1968 г. (Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека - М.: Мир, 1968). В монографии рассмотрены общие вопросы теории эволюции, история приматов, происхождение человека, генетика человека и изменчивость (изменчивость размеров и формы тела, пигментации, состава крови и т. д.), рост, физическое и умственное развитие. Заключительная часть посвящена вопросам экологии.

Предназначена для биологов всех специальностей, врачей, антропологов, этнографов, археологов, экономистов и социологов. Может служить пособием для преподавателей средних школ и техникумов, а также при чтении лекций о происхождении человека и па антирелигиозные темы.

Формат: djvu

Размер: 6,6 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие редактора перевода 5
Предисловие к первому изданию 7
Предисловие ко второму изданию 10
Часть I. Эволюция человека (Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тэннер и В. Рейнолдс) 13
Глава 1. Закономерности эволюции 13
Глава 2. Приматы 32
Глава 3. Человекообразные обезьяны и человек 60
Глава 4. Развитие гоминид 71
Глава 5. Происхождение человеческого общества 106
Список литературы 126
Часть II. Генетика человека (Дж. Харрисон) 129
Глава 6. Законы Менделя и человек 129
Глава 7. Генетика пола 146
Глава 8. Независимое распределение и сцепление 156
Глава 9. Гены и их действие 166
Глава 10. Влияние внешней среды 181
Глава 11. Генетическая структура человеческих популяций.
I. Системы браков 190
Глава 12. Генетическая структура человеческих популяций.
II. Изменения частот генов 205
Список литературы 228
Часть III. Биологическая изменчивость в популяциях современного человека (Н. Барникот) 229
Глава 13. Введение 229
Глава 14. Размеры и форма тела 237
Глава 15. Пигментация и некоторые другие морфологические признаки 259
Глава 16. Биохимическая изменчивость 275
Глава 17. Группы крови 309
Глава 18. Другие виды изменчивости 348
Список литературы 363
Часть IV. Рост и конституция человека (Дж. Тэннер) 366
Глава 19. Кривая роста человека 366
Глава 20. Пубертатный скачок роста и определение возраста по степени развития 390
Глава 21. Гормональные, генетические и средовые факторы, регулирующие рост 408
Глава 22. Физическое и умственное развитие 428
Глава 23. Анализ и классификация типов телосложения 439
Глава 24. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением 461
Список литературы 470
Часть V. Экология человека (Дж. Уайнер) 472
Глава 25. Введение 472
Глава 26. Экология питания 488
Глава 27. Климатическая адаптация 519
Глава 28. Болезни 564
Глава 29. Стабильность популяций 580
Список литературы 595
Предметный указатель 597
Указатель латинских названий 608
Оглавление 611

Биоло́гия (от греч. bios - жизнь и logos - слово, учение), совокупность наук о живой природе - об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность и др.).

Первые систематические попытки познания живой природы были сделаны античными врачами и философами (Гиппократ , Аристотель, Теофраст, Гален). Их труды, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии человека (Везалий и др.). В 17 - 18 вв. в биологию проникают экспериментальные методы. На основе количественных измерений и применения законов гидравлики был открыт механизм кровообращения (У. Гарвей , 1628). Изобретение микроскопа раздвинуло границы известного мира живых существ, углубило представление об их строении. Одно из главных достижений этой эпохи - создание системы классификации растений и животных (К. Линней , 1735). Вместе с тем преобладали умозрительные теории о развитии и свойствах живых существ (самозарождения, преформации и др.). В 19 в. в результате резко возросшего числа изучаемых биологических объектов (новые методы, экспедиции в тропические и малодоступные районы Земли и др.), накопления и дифференциации знаний сформировались многие специальные биологические науки. Так, ботаника и зоология дробятся на разделы, изучающие отдельные систематические группы, развиваются эмбриология, гистология, микробиология, палеонтология, биогеография и др. Среди достижений биологии - клеточная теория (Т. Шванн, 1839), открытие закономерностей наследственности (Г. Мендель, 1865). К фундаментальным изменениям в биологии привело эволюционное учение Ч. Дарвина (1859). Для биологии 20 в. характерны 2 взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, сформировалось представление о качественно различных уровнях организации живой природы: молекулярном (молекулярная биология, биохимия и другие науки, объединяемые понятием физико-химическая биология), клеточном (цитология), организменном (анатомия, физиология, эмбриология), популяционно-видовом (экология, биогеография). С другой стороны, стремление к целостному, синтетическому познанию живой природы привело к прогрессу наук, изучающих определенные свойства живой природы на всех структурных уровнях ее организации (генетика, систематика, эволюционное учение и др.). Поразительных успехов начиная с 50-х гг. достигла молекулярная биология, вскрывшая химические основы наследственности (строение ДНК, генетический код, матричный принцип синтеза биополимеров). Учение о биосфере (В. И. Вернадский) раскрыло масштабы геохимической деятельности живых организмов, их неразрывную связь с неживой природой. Практическое значение биологических исследований и методов (в т. ч. генетической инженерии, биотехнологии) для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования естественных ресурсов и охраны природы, а также проникновение в эти исследования идей и методов точных наук выдвинули биологию с сер. 20 в. на передовые рубежи естествознания.

Для биологии 2009 год - дважды юбилейный. Оба юбилея, отмечаемых в этом году биологами всего мира, связаны с именем Чарльза Дарвина - создателя эволюционной теории.

12 февраля исполнилось 200 лет со дня его рождения, а 24 ноября исполнится 150 лет со дня публикации главного труда его жизни - книги "О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", более известной под сокращенным названием "Происхождение видов". Эта книга была второй публикацией, посвященной эволюционной теории Дарвина, которую он сам называл "теорией происхождения посредством модификации" - "theory of descent with modification". Впервые основные положения этой теории были представлены на суд научной общественности 1 июля 1858 г., когда на заседании Линнеевского общества были зачитаны отрывки из рукописей Дарвина и очерк Альфреда Рассела Уоллеса, пришедшего независимо к тем же, что и Дарвин, выводам о механизме происхождения видов. 20 августа 1858 г. эти тексты были опубликованы в трудах Линнеевского общества под общим заголовком. Однако эта краткая публикация прошла почти незамеченной, и лишь вышедшая в следующем году книга "Происхождение видов" мгновенно приобрела широкую известность не только в научном мире, но и далеко за его пределами, положив начало триумфу изложенной в ней теории.

Эволюционная теория составляет фундамент всей современной биологии. Ее появление внесло смысл в науку о жизни, бывшую до Дарвина лишь совокупностью множества фактов, не поддающихся согласованию в рамках единой теории. Открытие Дарвином и Уоллесом ключевого механизма эволюции дало возможность исследовать не только явления жизни сами по себе, но и естественные причины этих явлений. Значение эволюционного подхода для науки о жизни безупречно выразил Ф.Г. Добржанский в заглавии своей знаменитой статьи: "Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции". До дарвиновского открытия естественных механизмов эволюции в биологии было не больше смысла, чем в химии до открытия периодического закона. Ко времени Дарвина биология накопила немало феноменологических знаний, но без эволюционной теории их полноценный анализ был невозможен; их можно было лишь формально упорядочивать и продолжать накапливать. Не менее важно, что до Дарвина над всей биологией висел чуждый науке наших дней вопрос "зачем?", порождающий стремление установить, с какой целью живые организмы обладают теми или иными свойствами. Предчувствуя скорое рождение эволюционной биологии, В. Гёте - один из проницательнейших мыслителей своего времени - утверждал, что вместо того, чтобы говорить о том, зачем быку рога, следует пытаться разобраться в том, как они у него появились. Но до открытия естественного отбора отвечать на вопрос "как?" можно было лишь формально, например, описывая появление рогов в процессе индивидуального развития или выдвигая гипотезы об их появления в ряду предковых форм, без четкого представления о механизмах этого появления. Открытие естественных механизмов эволюции Дарвином и Уоллесом (и последовавшее уже в XX в. открытие аппарата наследственности, лежащего в основе этих механизмов) показало ненужность и иллюзорность вопросов "зачем?", поиском ответов на которые занимались биологи в додарвиновскую эпоху.

На первый взгляд может показаться удивительным, что идея естественного отбора, сравнительно простая и ясная, возникла лишь в середине XIX в. Тем не менее это вполне объяснимо. Почву для дарвиновской революции в биологии подготовили достижения другой естественной науки - геологии. Лишь незадолго до возникновения теории эволюции результаты многолетних геологических исследований убедительно показали, что возраст Земли составляет не тысячи и даже не десятки тысяч, а, по крайней мере, сотни миллионов лет. Ключевую роль в формировании этих представлений сыграл один из учителей Дарвина - выдающийся геолог Чарльз Лайель (1797-1875). Быть может, в XVIII в. и ранее кому-то и приходили в голову мысли, сходные с дарвиновскими идеями, но эти мысли должны были быть немедленно отброшены как явно ошибочные с учетом бытовавших представлений о возрасте Земли. Представить себе миллионы и миллиарды лет земной истории в то время было очень непросто.

Не вызывает сомнения, что эволюционная теория возникла бы и без Дарвина, но его обширные знания и незаурядные способности сыграли огромную роль в быстром развитии этой теории и в ее научном успехе. Хотя в XIX в. по понятным причинам степень специализации ученых была намного ниже, чем сегодня, даже для того времени Дарвин отличался незаурядной широтой познаний и разнообразием научных интересов и достижений. К областям естествознания, в развитие которых он внес ощутимый вклад, относятся геология, палеонтология, зоология, антропология, ботаника, физиология растений и селекция. Широта теоретических и практических знаний очень помогла Дарвину в создании, разработке и популяризации эволюционной теории.

"Происхождение видов" - книга объемом около 500 страниц - в предисловии заявлена автором как "краткий обзор" ("abstract"). Первоначально Дарвин собирался изложить свою теорию в намного более объемном двухтомном труде, получившем рабочее название "Естественный отбор" {""Natural Selection"). Но после публикации отрывков из черновых рукописей "Естественного отбора" Дарвин решил не откладывать более подробные разъяснения своих эволюционных воззрений в долгий ящик и подготовил на основе незаконченного труда новый, более лаконичный текст. "Происхождение видов" написано красивым и довольно простым языком, не перегруженным специальными терминами, вполне доступным даже для читателя, не обладающего специальными знаниями. Исключительное научное значение и немалые литературные достоинства обеспечили "Происхождению видов" особое место среди литературных памятников человечества. В наши дни эту книгу издают даже в сериях популярной классики, составленных преимущественно из художественных произведений.

За лаконичными тезисами и красноречивыми рассуждениями "Происхождения видов" стоят годы кропотливой работы, в течение которых Дарвин проводил многочисленные исследования и эксперименты и обдумывал всевозможные аспекты своей теории. Основная мысль "Происхождения видов", опубликованного в 1859 г., в общих чертах изложена Дарвином в записной книжке 1838 г.; таким образом, от зарождения эволюционной теории до первой посвященной ей публикации прошло два десятка лет. Эти годы не были потрачены Дарвином впустую (хотя некоторые из его изысканий того периода и не имеют непосредственного отношения к эволюции). Дарвин благоразумно воздержался от преждевременной публикации своей теории. Это позволило ему в окончательном варианте провести всестороннее обсуждение положений эволюционной теории, подкрепив ее необходимыми данными, и даже ответами на возможные возражения. В итоге книга оказалась намного убедительнее, чем могла бы быть ранняя публикация преимущественно умозрительных выводов.

Впоследствии Дарвин подготовил еще одну важную работу, посвященную теории эволюции и дополняющую "Происхождение видов" - двухтомник "Происхождение человека и половой отбор". В ней он подробнее изложил свои взгляды на историю человека как биологического вида (о которой в "Происхождении видов" было сказано только, что на этот вопрос будет пролит свет: "Light will be thrown on the origin of man and his history") и на одну из важнейших для эволюции форм отбора (обсуждаемую в "Происхождении видов" лишь вкратце).

Люди, которым религиозные предрассудки мешают принять научные представления об эволюции, нередко говорят о так называемых ошибках Дарвина. В связи с этим и в этот юбилейный год можно услышать не только заслуженные похвалы великому ученому и его блистательной книге, но и немало обвинений в его адрес - обвинений в заблуждениях и даже в недобросовестности. Разумеется, Дарвину, как и любому другому ученому и человеку, было свойственно ошибаться. Вероятно, самой существенной его ошибкой было убеждение, что наследование результатов упражнения органов можно считать доказанным фактом. (Не стоит, впрочем, переоценивать роль этого заблуждения: в том же "Происхождении видов" убедительно показано, почему упражнение органов не позволяет объяснить возникновение признаков рабочих особей у общественных насекомых, вполне объяснимое в рамках представлений о естественном отборе.) Ошибки можно найти у любого ученого. Далекие от науки люди часто не учитывают, что возможность ошибки неизменно присутствует в научных исследованиях, а поиск и исправление постоянно допускаемых ошибок -один из важнейших факторов научного прогресса. Дарвин, как и любой ученый, ошибался во многих вопросах, но, как бы не хотелось кому-то уверить себя и других в обратном, у современных биологов уже не вызывает сомнения, что он был совершенно прав в самом главном - в своем представлении о том, что наблюдаемое разнообразие живой природы возникло под действием естественных причин, доступных для научного исследования.

Хотя Дарвин и разделял некоторые заблуждения своих современников и, разумеется, не мог знать того, что науке еще предстояло открыть, в ряде вопросов он далеко опередил свое время. Найдя принципиальную возможность естественного объяснения для наблюдаемого разнообразия жизни, он позволил биологи и отказаться от обращения за объяснениями к сверхъестественному, точнее от замены объяснений отсылками к сверхъестественному. Дарвиновский подход в биологии можно считать частным случаем "бритвы Оккама" - принципа, составляющего одну из основ научного метода, согласно которому не следует домысливать сущностей, усложняющих объяснение наблюдаемых явлений. Разумеется, этот принцип пытались применять в изучении живой природы и до Дарвина, но он первым указал на логическую необходимость естественного отбора, показав избыточность сверхъестественных объяснений биологических явлений. Обосновывая свои взгляды в "Происхождении видов", он указывает ряд гипотетических фактов, которые могли бы опровергнуть его теорию, будь они установлены. В настоящее время возможность проверки научной концепции на ложность (так называемая фальсифицируемость) считается, наряду с принципом Оккама, одной из основ научного метода, но во времена Дарвина до работ Карла Поппера, утвердивших фальсифицируемость как критерий научности, оставалось еще несколько десятилетий.

Достойна удивления научная проницательность Дарвина. Задолго до оформления экологии как самостоятельной дисциплины он говорил о сложности наблюдаемых в природе взаимодействий и об их принципиальном значении для эволюции видов. Особенно красноречиво эта мысль высказана в главе "Происхождения видов", посвященной борьбе за существование. Задолго до открытия древних гоминид он предвидел возможность обнаружения их ископаемых остатков в регионах, на тот момент- еще не исследованных геологами. Задолго до возникновения эволюционной психологии, бурно развивающейся в настоящее время, он предсказал, что его теория даст психологии новый, эволюционный фундамент.

В наши дни биология развивается, пожалуй, интенсивнее любой другой естественной науки. Объем биологических знаний растет как снежный ком в немалой степени за счет развития молекулярных методов. Предметом активных исследований стали индивидуальные геномы и генофонды природных популяций, проливается свет на сложные механизмы индивидуального развития организмов, продолжается изучение "глубоких, пленительных тайн" работы мозга. Открытый Дарвином смысл биологии продолжает наполняться новым содержанием. Роль его великого открытия в современной науке не только не умаляется, но и продолжает возрастать. Поэтому вполне закономерно и справедливо внимание, уделяемое этому юбилейному событию. Учение Дарвина остается актуальным и сегодня, оно не теряет и, видимо, никогда не потеряет своего значения как базисная теория биологии.