Падение династии романовых фильм 1927. Начало династии Романовых. История династии Романовых. Любовь сильнее власти

Сегодня в нашем 11 выпуске проекта «120 лет кино. Первый шаг» неделя документального кино. Мы представим один режиссёрских дебютов знаменитой Эсфирь Ильиничны ШУБ. Советский кинорежиссёр, сценарист, киномонтажёр, киновед была одной из родоначальниц советской документалистики.

О ней:

Эсфирь Ильинична родилась в 1894 в Сураже Черниговской губернии (ныне - Брянская область). С шестнадцати лет и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изучала русскую литературу на Высших женских курсах в Москве.

В 1919 году молодая Эсфирь Шуб устроилась на работу в секретариат Театрального отдела Наркомпроса, была личным секретарем Всеволода Мейерхольда, заведующего ТЕО Наркомпроса. В 1922 году перешла на работу в киностудию «Госкино», где и началась её кинематографическая карьера.

Вначале Эсфирь была монтажёром иностранных фильмов, готовящихся к советскому прокату, игровых картин киностудии, а также фильмов дореволюционной эпохи. Она была способна практически любое зарубежное кино превратить в агитационный плакат.

Прежде, чем самой делать фильмы, она перемонтировала восемь картин. И в 1927 году на киностудии Совкино (ныне Мосфильм) сняла свой первый кинофильм под названием «Великий путь». В этот же год вышло и знаменитое «Падение династии Романовых».

Дальше Эсфирь выпустила много интересных документальных фильмов. В 1935 году стала заслуженной артисткой Российской федерации. С 1942 по 1953 годы работала режиссёром Центральной студии документальных фильмов. Автор выпусков киножурнала «Новости дня». Ушла из жизни в 1959 году.

Фильмография:

1927 - Великий путь

1927 - Падение династии Романовых

1928 - Россия Николая II и Лев Толстой

1930 - Сегодня

1932 - К. Ш. Э. (Комсомол - шеф электрификации)

1934 - Москва строит метро

1937 - Страна Советов

1937 - Турция на подъёме

1939 - Испания

1940 - Кино за 20 лет

1941 - Фашизм будет разбит

1942 - Страна родная

1946 - К пребыванию в Москве участников сессии исполкома международной демократической федерации женщин

1946 - Судебный процесс в Смоленске

1947 - По ту сторону Аракса

1949 - От чистого сердца

О фильме:

«Падение династии Романовых» – документальный фильм, собранный Эсфирь Шуб целиком из материалов царской хроники. В фильме демонстрируется жизнь в России и Европе с 1913 по 1917 годы.

Эсфирь Шуб так грамотно отобрала и скомпоновала материал, что страшные события, вроде революции и Первой мировой войны, представляются не просто оправданными социально-политической ситуацией, а даже закономерными. Фильм достаточно лаконичен. Первая половина показывает страшное социальное расслоение в России в период празднования трёхсотлетия дома Романовых. Дальше значительное место отведено под причины и ход Первой мировой войны. В кадрах европейских дворов особенно интересно смотрится немецкий. В Германии гражданская верхушка страны в цилиндрах идёт такими стройными рядами, как в Российской империи военные не ходили. Заканчивается фильм кадрами с Владимиром Лениным в 1917 году.

Фильм очень интересный и познавательный, несмотря на свою социалистическую пропагандистскую сущность. В области монтажа в двадцатые годы бал правил отечественный кинематограф в лице Сергея Эйзенштейна, Льва Кулешова и Дзиги Вертова. Одно из лучших тому подтверждений – мастерство Эсфирь Шуб, заставившей царя на кадрах помпезной хроники выглядеть слабым и обречённым только с помощью правильного монтажа. Режиссёра сложно обвинить и в спекуляции или в подтасовке. В конце концов, она ведь всего лишь берёт хроникальные кадры, снятые в одно и то же время, и ставит их рядом, достигая необходимого ей эффекта.

К сожалению, сегодня в сети можно найти только анголоязычный вариант фильма с иностранными титрами и закадровым голосом. Но на самом деле кадры «Падения» настолько грамотно скомпонованы, что даже промежуточные титры становятся не очень важными и необходимыми.

Которая углубила экономическую нестабильность, вызвала новую волну социальной неудовлетворенности и, как следствие, Февральскую революцию 1917 года.

Первая мировая война.

Первая мировая война началась 15 июля 1914 года с объявления войны Австро-венгерской империей Сербии. В Россию она пришла 19 июля этого же года. В этот день Вильгельм II , германский император, объявил войну Российской империи.

До этого момента Николай II всячески пытался предотвратить масштабный международный конфликт, требуя решить конфликт сербов и австрийцев мирным путем, через Гаагскую конференцию, но все было безрезультатно.

Уже 20 октября Россия оказалась в состоянии войны с Германией, Австрией, Османской империей и чуть позже Болгарией (вместе все они образовали Четверной союз, пришедший на смену Тройственному союзу ).

Россия вошла в коалицию с Англией и Францией (Антанта ). Незначительную помощь в боевых действиях этой коалиции оказывали также Италия, Румыния и некоторые другие страны.

Войска Германской империи в августе 1914 года вторглись в пределы Бельгии и Люксембурга, а вскоре и Франции. Французы с трудом, но все-таки сдерживали немцев, и линия фронта постепенно передвинулась к побережью Атлантического океана на северо-западе Франции.

Уже 18 августа в ходе Галицкой битвы русские взяли верх над немцами в Восточной Пруссии . Но после этого боевые действия приняли позиционный характер, без существенного продвижения. Сербы захватили у Австрии Белград, но тут в войну вступила Турция на Северном Кавказе. Это сильно осложнило связь России через Черное и Средиземное моря с союзниками.

В 1915 году на Западном фронте война становилась все более и более ожесточенной, немцы начали применять химическое оружие, однако существенных успехов не добились ни они, ни союзники.

На восточном фронте, в Галиции, Россия начала теснить австро-венгров, стремясь на помощь французам, однако немцы быстро прислали подмогу и закрыли дыру в австрийской обороне. На северном участке восточного фронта немцы также начали давить. В результате Россия вынуждена была отступить, и противник занял Галицию и Волынь. Основной причиной отступления стало крайне скверное снабжение русских войск как провиантом и боеприпасами, так и свежими силами. Кроме того, Россия испытывала очень серьезную нехватку снарядов для артиллерии. Сербы не смогли ничем помочь, потому что в октябре в войну на стороне Австрии вступила Болгария.

В 1916 году на западном фронте в ходе Верденского сражения союзники (Англия и Франция) потеряли более 700 тысяч солдат, а Германия - почти 500 тысяч (хотя официальные данные несколько ниже). Битва при Вердене длилась с 21 февраля по 18 декабря - почти десять месяцев. Союзники победили, но взаимная истощенность войск стала причиной того, что линия фронта практически не изменилась (поэтому фактически - результатом была ничья). В этом же году немцы предложили мир французам и англичанам, но союзники его отвергли. Чуть позже, в 1917 году, когда перевес Антанты стал очевиден, к союзникам примкнули США (как и во Второй мировой).

Еще в 1915 году Николай II принял на себя командование русской армией, и постоянно ездил из столицы в Ставку.

8 сентября 1916 года немцы на Восточном фронте предприняли попытку российской обороны (Свенцянский прорыв ), но были разбиты, и война снова вернулась в позиционное русло.

Одним из наиболее значимых эпизодов Первой мировой войны стала оборона крепости Осовец в восточной Польше. Защитники Осовца героически отразили три штурма многократно превосходящих немецких войск с сентября 1914 года по август 1915 года. В конце концов, немцы предприняли новое средство - атаку смертельным газом, после чего отправились зачищать руины крепости от мертвецов. На подходе к стенам на 14 батальонов немцев (около 7 тысяч солдат) бросилась в атаку горстка чудом выживших русских солдат (около 60 человек). На бегу они страшно кашляли, их кожа и глаза были неестественного цвета из-за отравления хлором, лица замотаны грязными тряпками (противогазов у защитников не было). В итоге 60 русских солдат обратили в бегство семь тысяч немцев, которые пришли в ужас от Атаки мертвецов . В августе 1916 года, после прорыва немцев на другом фланге, Осовец потерял свое оборонительное значение, и оставшиеся в живых защитники (не более 50 человек) 18 августа покинули практически разрушенный оплот обороны.

19 января 1917 года состоялась конференция в Петрограде (позже известная как Петроградская конференция ), на которой представители Англии, Франции, Италии и, конечно же, России договорились о начале совместного наступления весной этого года. Надо сказать, что еще в 1914 году, после нападения немцев Санкт-Петербург был избавлен от немецкого окончания «бург» (то есть «город») и переименован в более славянский Петроград.

Однако в этом наступлении Россия уже не приняла участие. В конце февраля 1917 года русские войска выпали из Первой мировой войны по причине государственного переворота во время Февральской революции (если не считать еще одного небольшого эпизода - неудачного Июньского наступления Керенского летом этого же года). 3 марта 1918 года представители Советской России подписали сепаратный Брестский мир в Брест-Литовске с Австрией, Германией, Турцией и Болгарией о выходе России из Первой мировой войны, что фактически означало ее поражение. А 11 ноября 1918 года немцы подписали акт о капитуляции и вручили его представителям Англии, Франции и США . Россиян среди победителей не было.

Февральская революция.

Основными причинами революции стали:

  • экономический кризис, вызванный Первой мировой войной ;
  • отсутствие значимых успехов и наличие множества неудач в ходе боевых действий российской армии;
  • дискредитация императорской семьи возросшим влиянием на политику властей обычного придворного лекаря (Григория Распутина );
  • невнимание императора к внутриполитическим проблемам (по причине все той же войны);
  • раскачивание социальной ситуации революционными организациями при поддержке некоторых сил извне.

26 февраля события 1905 года начали повторяться. Восстали рабочие, а на следующий день к ним присоединились солдаты. Император в этот момент был с Ставке вместе с семьей. Восстанием руководили РСДРП (Ленин - из-за рубежа) и другие революционные организации. Вскоре столица и некоторые другие города России со всеми органами управления, почтой, телеграфом и железнодорожными станциями оказались в руках восставших.

Николай II спешно попытался вернуться в столицу, но проехав часть пути (до станции с символическим названием «Дно») обнаружил, что все пути перекрыты. 2 марта 1917 года император был схвачен вместе с семьей революционерами и вынужден был подписать отречение от престола. Повстанцы под конвоем отправили Николая в ссылку. 26 августа императорская семья была доставлена в Тобольск. В апреле 1918 года арестанты были перевезены в Екатеринбург, где большевики планировали судить Николая. Однако 17 июля 1918 года, рано утром Николай Романов , его жена Александра Федоровна , четыре дочери и сын, а также прислуга и придворный врач - доктор Боткин были расстреляны комиссаром Юровским и его сподручными, после чего тела были ограблены и закопаны в ближайшем лесу.

14 августа 2000 года император Николай II и его семья были канонизированы Русской православной церковью. Канонизация вызвала множество споров. Однако, если учесть последние месяцы жизни Николая Александровича Романова, когда он осознал совершенные им ошибок и начал вести праведную жизнь, то канонизация была более или менее оправдана (особенно, если учесть обстоятельства его смерти). Так или иначе Николай Александрович (а уж тем более его семья) не заслуживал такой участи, и вполне мог стать всеми любимым государем, если бы период его правления не пришелся на столь сложные годы в истории России.

В московском музее Дом иконы и живописи им. С.П.Рябушинского проходит выставка «Романовы. Падение династии», открывает которую икона святых Царственных страстотерпцев, выполненная Анатолием Этенейером.

На выставке можно увидеть иконы, перед которыми молились члены царской семьи (например, икону святого благоверного князя Александра Невского, Казанскую икону Божьей Матери из Феодоровского собора в Царском селе), книгу «Феодоровский государев собор в Царском селе» с дарственными подписями государя Николая Александровича и государыни Александры Федоровны.

Здесь и трон цесаревича Алексея, и его тросточка, на которую мальчику приходилось опираться в периоды нездоровья. Игрушка царских детей…

Часть одной из стен зала превращена в экран, на котором сменяют друг друга фотографии. Начиная от времени, когда царственные супруги еще были молоды, полны ожиданий и надежд, и заканчивая последними, тобольскими фотографиями - когда до мученического конца оставалось совсем немного.

Вот на фото появляются две сестры – императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна, они – рядом с большим креслом. Тем самым, что представлено в экспозиции. Кресло в неоготическом стиле (выполнено на фабрике Николая Свирского по эскизу архитектора Николая Набокова) из императорской библиотеки в Зимнем дворце. Красивое кресло вдруг перестает быть просто молчащим экспонатом…

Среди экспонатов – портреты императора и императрицы, выполненные придворным художником Александром Маковским еще при жизни царственной четы. Эти портреты до конца 2011 года находились в Швеции, в доме фрейлины Великой княгини Ольги.

В «уголке» великой княгини Елизаветы Федоровны, под ее иконой – личные вещи: икона святого преподобного Сергия Радонежского и святой мученицы Елизаветы (иконописец Михаил Тюлин), ее фотография с автографом, «Серафим» – копия с эскиза Виктора Васнецова для росписи святого князя Владимир в Киеве, сделанная, предположительно, самой Елизаветой Федоровной…

Искусство, культуру, экономику страны обычно принято ассоциировать с тем человеком, который управлял страной. С оценкой эпохи правления Николая II сложилась странная ситуация. Реформы, достижения экономики, науки, культуры как-то особо не связываются с его именем. Хотя понятно, что без прямого участия самодержавного правителя, без его поддержки – ничего в таких масштабах развиваться бы не могло. Почему-то с именем последнего русского царя связывают только гибель страны. Но ведь тот расцвет, взлет культуры, искусства, экономики, который наблюдался в России на рубеже XIX-XX веков – это время его правления. Его эпоха. В Доме иконы зрителю предоставляется возможность прикоснуться и к ней.

Эпоха государя Николая II

Рубеж XIX-XX веков в России. Русский модерн. Это, пожалуй, несколько больше, чем определение конкретного стиля (при всех элементах общности с общемировым явлением, при всех особенностях, которые перечисляются в любом учебнике по истории искусств). Время культурного, экономического взлета, время надежд.

Для той эпохи характерен поиск корней, интерес к прошлому (от дворянско-усадебного до далеко-былинного). В произведениях музыки, изобразительного искусства, в литературе, начинают звучать ноты, связанные с народным творчеством.

Открытие древнерусской иконы на рубеже веков обозначило тот высочайший духовно-эстетический уровень культурного «прошлого».

Попытки обрести «корни», то, за что можно удержаться, чтобы не унесло, не смело, наверное, были необходимы не только в эстетическом смысле. Хотя, казалось бы, какие могли быть тогда предчувствия? До крушения – далеко, расцвет – почти во всех смыслах…

Экспозиция музея – не просто показ отдельных экспонатов (которые и сами по себе – восхитительны), но и попытка погрузить зрителя в саму эпоху, показать русский модерн в разных его проявлениях – начиная от быта и заканчивая церковным искусством.

Зритель откидывает тяжелую портьеру и вот он в символической гостиной Серебряного века. Обои для этого зала готовились на заказ – по рисункам обоев рубежа веков. В «прихожей» – шкафчик, на створках которого – богатыри. Шкафчики, полочки, зеркала в «неорусском стиле», с текучими «модерновскими» линиями – действительно произведения искусства, которые совсем еще недавно выполняли вполне функциональные задачи…

Предметы мебели, картины на стенах (в том числе Ильи Репина, Михаила Нестерова), разные мелочи, вроде визитницы или подсвечника – все это нам дает картину быта. Быта, в котором не просто пересыпали ночь, чтобы утром бежать куда-то, а – жили. Который, казалось, должен был защитить от всех перипетий внешнего мира. Стоит только задернуть шторы. Кремовые или нет – уже нюансы. На выставке – представлены такие шторы. По предположению – они из петербургского дома Федора Шаляпина и выполнены Федором Шехтелем.

Изящное подвенечное платье начала прошлого века. А рядом – женский потрет, сделанный Михаилом Нестеровым. Яркая иллюстрация: вот такие девушки и надевали подобные платья.

В одном из залов второго этажа – произведения изобразительного искусства. В том числе показывающие попытки художников эпохи русского модерна сказать новое слово в церковном искусстве более современным языком. Насколько они были удачны – другой разговор.

Изучая представленные на выставке эскизы монументальных произведений (например, «Богоматерь с Младенцем» Михаила Нестерова, эскиз к росписи собора святого Владимира в Киеве или эскизы росписей Вильгельма Котарбинского из цикла «Дни творения» для этого же собора), можно увидеть, как эти произведения выглядят в оригинале уже «на объекте»: одна из стен превращена в огромный экран, на котором постоянно меняются изображения.

Религиозная тематика в этом зале соседствует со сказочно-былинной: здесь можно увидеть работу Павла Корина «Преподобный», «Спас на Престоле» Виктора Васнецова и – «Витязь на распутье» того же художника.

На третьем этаже музея – иконы, напоминающие о стиле русский модерн. В том числе – драгоценными окладами, по которым часто пущен растительный орнамент, произведения фирм-поставщиков Императорского и Великокняжеских дворов Павла Овчинникова, «П. Оловянишникова сыновья» и прославленных мастеров золотого и серебряного дела Кузьмы Конова, Дмитрия Смирнова, Сергея Жарова…

О подобных масштабных экспозициях можно сказать «выставка удалась», если посетитель не просто посмотрел и оценил экспонаты, а буквально – погрузился в представляемую эпоху. В Доме иконы так и происходит. Ты ходишь из зала в зал, с этажа на этаж, вглядываешься, возвращаешься к увиденному. А потом, посмотрев в зеркало той эпохи (интересно, кто смотрелся в него сто лет назад?), с удивлением увидишь себя и почувствуешь полную неуместность собственного, вроде бы вполне подходящего для XXI века вида здесь - в изысканном Серебряном веке…









Экспозицию, на которую свои личные вещи музею «Дом Иконы» передали более 40 российских коллекционеров, экспонаты предоставили 4 государственных музея, «Собрание русских икон при поддержке фонда Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного», можно будет в течение всего 2013 года по адресу Москва, ул. Спиридоновка, 4, стр. 1.

Фотографии Владимира Ештокина

Утром 2 марта генерал Рузский доложил Николаю II, что миссия генерала Иванова не удалась. Председатель Государственной Думы М.В.Родзянко через генерала Рузского заявил по телеграфу, что сохранение династии Романовых возможно при условии передачи трона наследнику Алексею при регентстве младшего брата Николая II - Михаила. Государь поручил генералу Рузскому запросить по телеграфу мнение командующих фронтами. На вопрос о желательности отречения Николая II положительно ответили все (даже дядя Николая, великий князь Николай Николаевич, командующий Кавказским фронтом), за исключением командующего Черноморским флотом адмирала

А.В. Колчака, который от посылки телеграммы отказался. Предательство руководства армии было для Николая II тяжелым ударом. Генерал Рузский сказал императору, что надо сдаваться на милость победителя, т.к. высшее командование, стоящее во главе войска, против императора, и дальнейшая борьба будет бесполезна.

Перед царем встала картина полного разрушения его власти и престижа, полная его обособленность, и у него пропала всякая уверенность в поддержке со стороны армии, если Главы ее в несколько дней перешли на сторону врагов императора.

Государь эту ночь с 1 на 2 марта долго не спал. Утром он передал генералу Рузскому телеграмму с уведомления председателя Думы о своем намерении отречения от престола в пользу сына Алексея. Сам он с семьей намеревался как частное лицо проживать в Крыму или Ярославской губернии. Несколько часов спустя, он приказал позвать к себе в вагон профессора С.П.Федорова и сказал ему: -Сергей Петрович, ответьте мне откровенно, болезнь Алексея неизлечима?" Профессор Федоров ответил: -Государь, наука говорит нам, что эта болезнь неизлечима. Бывают, однако, случаи, когда лицо, одержимое ею, достигает почтительного возраста. Но Алексей Николаевич, тем не менее, будет зависеть всегда от всякой случайности. Государь грустно сказал: - Это как раз то, что мне говорила Государыня... Ну, раз это так, раз Алексей не может быть полезен Родине, как бы я того желал, то мы имеем право сохранить его при себе."

Решение было им принято, и вечером 2 марта, когда приехали из Петрограда представитель Временного Правительства А.И.Гучков - военный и морской министр и член исполкома Думы

В.В.Шульгин, он передал им акт отречения.

Акт об отречении был отпечатан и подписан в 2-х экземплярах. Подпись царя была сделана карандашом. Время, указанное в Акте, - 15 часов, соответствовало не фактическому подписанию, а времени, когда Николаем II было принято решение об отречении. После подписания Акта Николай II выехал обратно в Ставку, чтобы попрощаться с армией.

3 марта, пятница: "Спал долго и крепко. Проснулся далеко за Двинском. День стоял солнечный и морозный. Говорил со своими о вчерашнем дне. Читал много о Юлии Цезаре. В 8.20 прибыл в Могилев. Все чины штаба были на платформе. Принял Алексеева в вагоне. В 9.30 перебрался в дом. Алексеев пришел с последними известиями от Родзянко. Оказывается, Миша (младший брат царя) отрекся в пользу выборов через 6 месяцев Учредительного собрания. Бог знает, кто его надоумил подписать такую гадость! В Петрограде беспорядки прекратились - лишь бы так продолжалось дальше"*.

Так, через 300 лет и 4 года после застенчивого шестнадцатилетнего мальчика, неохотно принявшего престол по просьбе русского народа (Михаил I), его 39-летний потомок, тоже по имени Михаил II под давлением Временного Правительства и Думы утратил его, пробыв на престоле 8 часов с 10 до 18 часов 3 марта 1917 года. Романовская династия прекратила свое существование. Наступает последний акт драмы.