"Поэзия – чудесная страна…" Сценарий литературного вечера (ко Всемирному дню поэзии). Сценарий развлечения "вечер поэзии". Литературное развлечение «Страна Поэзия

Сценарий литературного вечера

" Поэзия - чудесная страна…"

о Всемирному дн ю поэзии )

сценарий литературного вечера «Поэзия - чудесная страна…», приуроченного ко Всемирному дню поэзии, который отмечается 21 марта каждого года.

Цель мероприятия: прививать любовь к поэзии, развивать творческие способности, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка.

Первая часть мероприятия - своеобразный пролог к главной части - чтению своих стихов начинающими поэтами.

Целесообразно, за некоторое время до Дня поэзии, объявить конкурс на лучшее стихотворение и представить победителя на вечере. Особую торжественность мероприятию придаст приглашение профессиональных поэтов, которые вручат участникам конкурса сборники своих стихов.

1-й ведущий: Поэзия - чудесная страна,

Где правит рифма целым миром!

Ей власть особая дана

Нас покорять звучаньем лиры!

2-й ведущий : Она открыта тем ,кто слышит

Души движенье, мысли ход,

Кто рифмами живёт и дышит,

В ком жажда творчества живёт.

Трудно представить нашу жизнь без поэзии. Мысль, вооруженная рифмой, становится острее и ярче. Она попадает прямо в цель - наше сердце и пробуждает душу, послушайте:

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.

1-й ведущий: Проделаем простой опыт - выразим прозой содержание этого известного стихотворения А.С.Пушкина: «Я вас любил, может быть, в моей душе любовь не совсем угасла, но пусть она вас больше не тревожит. Я не хочу ничем вас печалить…» Слова те же, что и у Пушкина, но содержание очень обеднено. Исчезла рифма - и потускнели нежность, любовь, возвышенное благородство чувств; вместо яркого выражения переживаний остался сухой их перечень.

2-й ведущий : Поэзия делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. Чтобы привлечь внимание общества к поэзии как к источнику ответов на многие вопросы человечества, как к искусству, полностью открытому людям, на 30-й сессии ЮНЕСКО в 1999 году было принято решение 21 марта каждого года отмечать Всемирный день поэзии.

1-й ведущий: С 2000г Всемирный день поэзии отмечается во многих странах фестивалями, конкурсами маститых и начинающих поэтов, викторинами, мастер-классами, литературными вечерами, презентациями новых поэтических произведений, вручениями литературных премий. Мы рады видеть сегодня в этом зале истинных любителей и ценителей поэзии.

2-й ведущий: Поэзия — давняя, но вечно юная вдохновенная любовь человечества! Историки говорят, что первые стихи были созданы еще в 2-3 веке до нашей эры. С тех пор поэзия всегда была с людьми - и многим помогала жить Б. Постернак дал такое опредиление поэзии («Определение поэзии»):

Это- круто налившийся свист,

Это-щелканье сдавленных льдинок,

Это- ночь, леденящая лист,

Это- двух соловьев поединок.

1-й ведущий: А так определяет поэзию А.Ахматова («Про стихи»):

Это - выжимки бессонниц,

Это - свеч кривых нагар,

Это - сотен белых звонниц

Первый утренний удар.

2-й ведущий : А вот, что говорили о поэзии древние греки: «ПОЭ́ЗИЯ- (от греч. Poiesis — "делание, приготовление, творение, созидание", от финикийского phohe — "уста, голос, язык" и Ish — "Божество") — в глубокой древности в странах Ближнего Востока финикийское "поэсис" означало: Божественный, древнейший магический язык, благодаря которому человек может ощутить свое единство с природой, стихиями и божественными силами, управляющими миром».

1-й ведущий: Древнегреческий поэт Гесиод рассказывая о своей встрече с богинями-музами, покровительницами поэтического искусства, объяснил, что именно они раскрыли ему секрет художественного воображения, фантазии.

А.С. Пушкин описывал явление ему Музы такими словами:

В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых

Близ вод сиявших в тишине,

Являться муза стала мне. («Евгений Онегин»)

2-й ведущий : Сколько терний и невзгод, сколько жизненных трагедий познали поэты, творя свой подвиг! Велика их заслуга перед народом.

Есенин, Пушкин, Блок и Фет,

Ахматова, Барто, Твардовский…

В России, если ты поэт -

Ты должен ярким быть и броским.

Знать, словом должен зажигать,

И душу вылечить словами.

Тебе ли этого не знать,

Поэт, живущий рядом с нами?

Поэзия - великий дар!

Кто оседлать сумел Пегаса,

Тот никогда не будет стар,

Рифмуя мысли ежечасно.

Вечер, как обычно, открывает Хозяйка гостиной (салона). Во вступительном слове она подводит к теме вечера, представляет гостей и начинает мероприятие чтением стихотворения Р. Рождественского «Всё начинается с любви».

1-й ведущий . Любовь — неумирающая тема не только русской, но и мировой литературы. Тема, такая же вечная, как и само явление. И такая же многогранная, как и само чувство любви. Самое прекрасное, гуманное и плодотворное из всех чувств.

2-й ведущий . Любовь родительская – в таком облике она впервые врывается в нашу жизнь, с лаской, заботой. Она является источником всего хорошего на земле и непременно порождает в нас ответное чувство.

1-й ведущий . Любовь к какому-либо делу, к работе – обязательное условие развития и успеха. Любовь к своей Родине, народу даёт силы для свершения подвигов во имя их счастья и процветания. Христианская любовь к ближнему позволяет нам творить добро и дарить тепло окружающим, не даёт оскудеть душе. Любовь ко всему прекрасному, к тому, что тебя окружает, к жизни, наконец — Любовь во всех её ипостасях являлась источником вдохновения поэтов всех времён.

2-й ведущий . Её величество Любовь дала жизнь и советской поэзии, страницы которой заполнили замечательные имена поэтов предвоенной и военной эпохи, поэтов-шестидесятников, тех, кто творил в 70-80-е годы прошлого века, бардов. И так же, как творцы прежних поколений, русские поэты XX века воспели Любовь в самом сокровенном её проявлении – в отношениях Мужчины и Женщины .

1-й ведущий . Страсть и нежность, непреклонная гордость и рабская покорность, преданность и коварство, боль и блаженство, величайшая трагедия – и ощущение безграничного счастья!

2-й ведущий . Как многолико это чувство, как тяжела порою эта ноша! Но именно она — Любовь между мужчиной и женщиной — является началом всех начал.

Танец влюблённых под муз. М. Легран «Мелодия любви» (Оркестр Поля Мориа)

Чтецы:

О. Высоцкая. «Песнь любви»

Е. Евтушенко. «Любимая, спи…»

Б. Ахмадулина. «О, мой застенчивый герой…»

Б. Пастернак. Зимняя ночь

М. Румянцева. Бессонница

1-й ведущий . Прозвучавшие стихи написаны в 50-60-е годы прошлого века, когда появилась целая плеяда замечательных лириков, среди которых, безусловно, лидировали Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский и другие. Любовная лирика XX века удивительно музыкальна. На стихи советских поэтов написано множество песен, которые мы поём и сегодня. Одну из них – на стихи поэта Николая Заболоцкого – вы сейчас услышите в исполнении нашего гостя … (или ученика).

Песня на стихи Н. Заболоцкого «Очарована, околдована…»

2-й ведущий . Мы предлагаем вам послушать ещё одну песню, которая появилась сравнительно недавно, но сразу же пришлась по душе многим юношам и девушкам. Автор стихов – советский поэт Эдуард Асадов. Эта песня, как, впрочем, и многие другие, – яркое свидетельство популярности советской поэзии. Её исполнит…

Песня на стихи Э. Асадова «Я могу тебя очень ждать…»

1-й ведущий . Удивительно: стихи Эдуарда Асадова никогда не принадлежали к высокой поэзии. Их никогда не изучали в школе, они не звучали со сцен концертных залов, но среди молодёжи они популярны до сегодняшнего дня.

2-й ведущий . Возможно, это объясняется незамысловатостью и в то же время узнаваемостью сюжетов и героев, которые близки и понятны школьникам. Кроме того, внимание привлекает и судьба самого поэта, который большую часть жизни провёл в чёрной маске из-за полученного на фронте ранения в лицо. Большинство стихотворений он написал, уже будучи инвалидом. (Включение в программу стихотворений Э.Асадова объясняется высоким интересом старшеклассниц к ним ).

Чтецы:

Э. Асадов. «Сатана» (возможно исполнение других стихов ).

Б. Ахмадулина. Нежность

Р. Рождественский. «Отдать тебе любовь?» (исполняется как диалог, девушкой и юношей )

Песня на стихи В. Тушновой «Не отрекаются, любя…»

А. Кочетков. «Баллада о прокуренном вагоне» (исполняется как диалог )

1-й ведущий. Да, к сожалению, любовь, какой бы самоотверженной она ни была, не всегда может предотвратить трагедию. Жизнь – очень хрупкая штука, поэтому и относиться к ней надо бережно, с любовью. Евгений Евтушенко в союзе с композитором Евгением Крылатовым создали прекрасную песню об этом. Давайте послушаем её в исполнении…

Песня на стихи Е. Евтушенко «Серёжка ольховая» (исполняется под гитару )

2-й ведущий. Во все времена любовь помогала побеждать невзгоды. А во время Великой Отечественной войны она и согревала, и вселяла надежду, и вдохновляла на подвиги. В 40-50-е годы XX века своё веское слово о войне и о любви к Родине сказали поэты Михаил Исаковский, Михаил Дудин, Маргарита Алигер, Евгений Долматовский, Юлия Друнина, Давид Самойлов и др. А в послевоенные десятилетия эстафету подхватили поэты-шестидесятники.

Чтец . Р. Рождественский. «На Земле безжалостно маленькой…»

1-й ведущий. Мотив грандиозности подвига, совершённого простыми людьми в шинелях, стал центральным в поэзии о войне. Наряду с этим, в лирике многих поэтов получила развитие тема спасительного для воина ожидания любимой, верности, самой мысли о сохранности домашнего далёкого очага, семьи.

Песня на стихи М. Исаковского «В лесу прифронтовом»

2-й ведущий . Любовь, надежда, вера – вот что давало силы жить и бороться. И в то же время в стихах и песнях о войне прослушивается трагическая «музыка», осознание священного смысла войны, всеобщего равенства людей в тылу и на фронте перед бедой, ощущение неумирающей памяти.

Чтецы:

М. Румянцева. «Клоун»

Ю. Друнина. «Прощание»

Песня на стихи Д. Самойлова «Когда мы были на войне…»

Чтец : М. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»

1-й ведущий. Стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» до сих пор остаётся истинным шедевром всей лирики военных лет. «Праздник возвращенья» солдат нёс своему дому: жене, детям, близким, — но его дар некому принять… А будут ли благодарны те, кому он принёс свободу от фашизма?

2-й ведущий . Обязательно будут. Не случайно поэт Егор Исаев заметил: «…осторожно ходит по земле босая Память – маленькая женщина», а Юрий Левитанский через много лет после войны признаётся: «Не я участвовал в войне, она участвует во мне». Поэт Евгений Агранович написал прекрасные стихи, которые, благодаря композитору Р.Хозаку, стали песней для кинофильма «Офицеры». Сегодня её исполнит наш гость.

Песня на стихи Е. Аграновича «От героев былых времён…» (исполняется под гитару )

1-й ведущий. Любовь к Родине – святое чувство. В стихах русских классиков XIX века оно ассоциируется с любовью к Матери. В советской поэзии любовь к Маме, Отцу, родительская любовь к своим детям становится отдельной темой. Жизненным кредо каждого человека считают эту Любовь и признательность родителям поэты Андрей Дементьев, Евгений Долматовский, Вероника Тушнова, Эдуард Асадов, Расул Гамзатов и многие другие.

Чтец: Р. Гамзатов. «Не надо мне лекарств и докторов»

Песня на стихи А. Розенбаума «Песня дочери» (исполняется под гитару )

1-й ведущий. Песня, которую вы сейчас услышали, относится к жанру авторской песни . Этот жанр появился в поэзии в условиях жёсткого идеологического давления конца 50-х – начала 60-х годов XX века. Авторская песня уходит корнями в народную смеховую культуру, использует образы и поэтику городского фольклора, анекдота, традиции городского романса XIX века, даже «блатные» мотивы.

2-й ведущий . Авторы создают песни-рассказы, песни-исповеди, песни-моноспектакли. Поющие поэты становились своеобразными режиссёрами, музыкантами и актёрами, «выпевающими», выговаривающими свои стихи. Неизменный их атрибут – гитара. У истоков авторской песни стояли Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор.

1-й ведущий . Юрий Визбор – менестрель студенчества, давший ему голос. Главная заслуга этого барда – в создании десятков «песен в свитере», «песен в ковбойке» (туристических, таёжных, альпинистских). До сих пор часто звучит его песня «Милая моя…».

Песня Ю. Визбора «Милая моя, солнышко лесное…» (исполняется под гитару )

2-й ведущий . Широко известно имя Владимира Высоцкого — актёра театра на Таганке. Его песни поражают совершенством перевоплощения, сменой авторских масок, серьёзностью взгляда на устройство мира и человеческих душ. Это, как правило, песни-диалоги со слушателями, каждая вызывала живой отклик в их душах. Предлагаем вам послушать песни на стихи этого поэта.

Песня В. Высоцкого «Я несла свою беду…» (песня исполняется ученицей под «минусовку» ).

«Песня о друге»

«Он не вернулся из боя»

«Здесь вам не равнина…» и другие

На этом основная программа может быть завершена (Хозяйка гостиной подводит итог, благодарит гостей), однако, если есть гитара, то вечер можно продолжить, но теперь он становится импровизированным, проходит в тёплой, радушной обстановке.

День поэзии в подготовительной группе детского сада

Всемирный день поэзии. Конспект занятия в подготовительной группе.

Цель:
Речевое развитие и формирование интереса к художественному слову, умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова.
Задачи :
Создать условия для познавательно-речевого развития ребёнка.
Воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям.
Закрепить усвоенный ранее литературный материал.
Развивать у дошкольников художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Формировать задатки стихосложения.
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход занятия.

1 этап. Мотивационно - побудительный.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня необыкновенный день! 21 Марта в 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение - ежегодно отмечать Всемирный день поэзии.
А вы знаете что такое поэзия? (ответы детей)
Что значит слово – поэт? (ответы детей)
Каких поэтов вы знаете? (ответы детей)
Давайте мы с вами сегодня вспомним своих любимых поэтов, их произведения и попробуем себя в роли поэтов.

Воспитатель:
Поэзии чудесные страницы
Для нас сегодня открывают дверь,
И чудо пусть любое сотвориться
Ты главное в него всем сердцем верь.

Любовь и красота природы,
Дорога сказок, мир любой
Подвластно все ПОЭЗИИ, попробуй
И дверь в её страну открой.


2 этап. Основная часть.
Воспитатель : Ребята давайте вспомним с вами наших любимых поэтов. (дети называют имена знакомых поэтов)

А.С Пушкин


Я попрошу вас назвать знакомые вам произведения этого автора.
Дети называют знакомые стихи и сказки .

Воспитатель: Мы попросим Риту прочитать одно из стихотворений А.С. Пушкина.

Девочка читает стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало"



Воспитатель: Как красиво автор описывает красоту поздней осени.
Ребята какие впечатления производит на вас это стихотворение? (ответы детей)
Какие чувства вы испытываете, когда слышите эти строки?(ответы детей)
Назовите пожалуйста какие еще поэты писали свои стихи о красоте природы?Ответы детей.

Дети называют фамилии поэтов, в том числе фамилию С.Есенина.


Сергей Есенин воспевал в своих стихах красоту русской природы. Стихи этого автора очень мелодичны, многие из них, впоследствии стали песнями.
Мы попросим Женю прочитать стихотворение С. Есенина «Белая береза».



Воспитатель: Ребята, мы с вами читали и заучивали много стихотворений о природе, кто из вас сможет вспомнить и прочитать стихи, которые мы заучивали? Дети читают стихи по желанию.
Воспитатель: Скажите о чем и о ком еще пишут свои стихи поэты?
Ответы детей.
Воспитатель: Недавно мы с вами готовили праздничный концерт для наших мам. На нашем празднике прозвучало стихотворение Елены Благининой.


Давайте сегодня вспомним это стихотворение, я попрошу ребят прочитать нам стихотворение Е.Благининой "Посидим в тишине".



Воспитатель: Как вы думаете, о чем хотел сказать нам автор, когда писал эти стихи?
Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть поэты, которые пишут стихи адресованные особой категории людей?
Эти стихи бывают веселыми, бываю грустными, в них могут происходить необыкновенные чудеса и превращения. О каких стихах я говорю?
Ответы детей.

Воспитатель: Конечно я говорю о стихах для детей. Назовите авторов детских стихов.
Ответы детей.

Воспитатель. К.И. Чуковский, один из поэтов, который писал для детей. Мы с вами читали много произведений этого автора.


Давайте поиграем в игру "Отгадай-ка" Я буду показывать иллюстрации к стихам автора, а ваша задача назвать произведение. (воспитатель показывает иллюстрации дети дают ответы, все вместе вспоминают отрывки из произведений)


Дети: "Мойдодыр"


Дети: "Телефон"


Дети: "Айболит"


Дети: "Бармалей"


Дети: "Путаница"

Воспитатель: Агния Львовна Барто поэт, друг детей. Она писала свои стихи и для совсем маленьких детишек, и детей постарше.


Воспитатель: Какие произведения этого автора вы знаете?
Ответы детей.

Сейчас мы послушаем стихотворение «Жил на свете самосвал», которое прочитают наши ребята.
Дети читают стихотворение "Жил на свете самосвал".


Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами отдохнем и сделаем зарядку, но не простую, а зарядку в стихотворном сопровождении.

Физкультминутка


Воспитатель: Как вы думаете почему стих так приятно слушать, и легко выучить наизусть? Ответы детей.
Правильно, они очень складно читаются, потому что авторы подбирают слова с созвучным окончанием, то есть подбирают рифмы. Хотите узнать что такое рифма?

Я предлагаю вам послушать стихотворение американского поэта Джона Чиарди «Удивительные птицы»:


Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в поэтов и попробуем сочинить стихотворение. Главное помнить о том, что в каждом стихотворении должны быть не только рифмы но и смысл, то есть мы должны придумать какую – нибудь историю, и подобрать слова так чтобы они хорошо рифмовались.
В результате нашей игры в поэтов получился вот такой стих

Про моего кота
Подарили мне кота,
Ах, какая красота!
Буду я его любить,
И сосисками кормить.

Поиграем мы с котом,
Помурлыкаем, потом.
Я ему поглажу шерстку,
Сделаю ему прическу.

Его красиво наряжу,
На шею бантик повяжу.
Мы поиграем со скакалкой,
Пойдем на речку, на рыбалку.

Мы много рыбы там наловим,
Уху из рыбы приготовим.
Потом мы всю уху съедим,
И на песочке полежим.

А когда домой придем,
Поохотимся с котом.
Выйдет мышка погулять,
Кот за ней, скорей бежать.

Он её своею лапой,
Очень быстро, ловко цапнет.
А потом мы спать пойдем,
Вот так с котом мы и живем!


3 этап. Заключительный
Воспитатель хвалит детей, вручает детям медали начинающих поэтов.

Ведущий: Жизнь замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова оборвалась рано и трагически – в неполные 35 лет. (1, 2 слайд)

Ведущий: Из воспоминаний Станислава Куняева: «С Тверского бульвара в низкое окно врывались людские голоса, лязганье троллейбусных дуг. Шум проносящихся к Никитским воротам машин. В Литинституте шли приемные экзамены, и все абитуриенты по пути в Дом Герцена заглядывали ко мне с надеждой на чудо. Человек по десять в день. Так что настроение у меня было скверное… Заскрипела дверь. В комнату вошел молодой человек с худым, костистым лицом, на котором выделялся большой лоб с залысинами и глубоко запавшие глаза. На нем была грязноватая белая рубашка, выглаженные брюки пузырились на коленях. Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

— Здравствуйте, — сказал робко. – Я стихи хочу вам показать. Молодой человек протянул мне странички, где на слепой машинке были напечатаны одно за другим вплотную – опытные авторы так не печатают – его вирши. Я начал читать. (Слайд 3)

Чтец: Взбегу на холм и упаду в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву…

Россия, Русь – куда я ни взгляну!

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы…

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в твои леса и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Они несут на флагах черный крест.

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов в окрестностях России.

Кресты, кресты…

Я больше не могу!

Я резко отниму от глаз ладони

И вдруг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони.

Заржут они – и где-то у осин

Подхватит эхо медленное ржанье,

И надо мной – бессмертных звезд Руси,

Спокойных звезд безбрежное мерцанье…

(«Виденье на холме»)

Ведущий: — Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие махонькие глазки смотрели на меня пытливо и настороженно.

— Как вас звать?

Николай Михайлович Рубцов. (Слайд 4)

Ведущий: Из воспоминаний Г.Горбовского; «Николай Рубцов – поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровал читающий мир поэзией – не придуманной, органической… Время от времени в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И все же хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов — надвигалось. Долгожданный поэт… Но… не секрет, что многие даже из общавшихся с Николаем узнали о нем как о большом поэте уже после его смерти…»

Прикоснуться к строкам Рубцова – значит прикоснуться к чему-то светлому и доброму. (Слайд 5)

Чтец: Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…

Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные крики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц.

Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полет этих гордых прославленных птиц.

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей –

Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавлей…

Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!

Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…

(«Журавли»)

Ведущий: (Слайд 6) Задумываясь над первоистоками этой красоты, унесемся в Беломорье – край суровый, богатый сказками, преданиями, легендами. Здесь, в селе Емецк Архангельской области, 3 января 1936 года родился Николай Рубцов. Отец работал в сельпо, мать сидела с детьми. В семье было шестеро детей (три девочки и три мальчика). Еще до войны начались страшные утраты. В 1940 году умерла 17-летняя старшая Надя, работавшая счетоводом в сельпо. (Может быть, по-другому сложилась судьба поэта, если бы была жива старшая сестра…). Ушел на фронт отец и всякая связь его с семьей прервалась. А вскоре будущий поэт лишился матери: она тяжело заболела и умерла. (Слайд 7)

Ведущие: Сохранились мемуарные записи, которые сделал Рубцов в последние годы жизни. «Шел первый год войны. Моя мать лежала в больнице. Старшая сестра поднималась задолго до рассвета, целыми днями стояла в очередях за хлебом, а я после бомбежек с большим увлечением искал во дворе осколки, и если находил, то гордился ими и хвастался. Часто я уходил в безлюдную глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал за ним, всячески, как только умел. Об этом моем занятии знал только брат, который был на несколько лет старше меня. Однажды он пришел ко мне в сад и сказал: «Пойдем в кино». «Какое кино?» — спросил я. «Золотой ключик», — ответил он. Мы посмотрели кино «Золотой ключик», в котором было так много интересного, и, счастливые, возвращались домой. Возле калитки нашего дома нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла». У нее на глазах появились слезы. Брат мой заплакал тоже и сказал мне, чтоб я шел домой. Я ничего не понял тогда, что такое случилось, но сердце мое содрогнулось, и теперь часто вспоминаю я кино «Золотой ключик», тот аленький цветок и соседку, которая сказала: «А ваша мама умерла».

Чтец: Домик моих родителей

Часто лишал я сна.

— Где он опять, не видели?

Мать без того больна. –

В зарослях сада нашего

Прятался я как мог.

Там я тайком выращивал

Аленький свой цветок.

Этот цветочек маленький

Как я любил и прятал!

Нежил его, — вот маменька

Будет подарку рада!

Кстати его, некстати ли,

Вырастить все же смог…

Нес я за гробом матери

Аленький свой цветок.

(«Аленький цветок»)

Ведущий: Колю забрала к себе соседка. Потом у неё пропали карточки на хлеб, и вина упала на семилетнего мальчишку. Он убежал в лес, жил там неделю, а когда возвратился, его отправили в детдом. Николай пешком ушел оттуда в город к сестре. Его снова нашли и на этот раз отправили за сотни километров от больших дорог – в Никольский детдом Тотемского района Вологодской области. (Слайд 8)

Чтец: Мать умерла.

Отец ушел на фронт.

Соседка злая

Не дает проходу.

Я смутно помню

Утро похорон

И за окошком

Скудную природу.

Откуда только –

Как из-под земли! –

Взялись в жилье

И сумерки, и сырость…

Но вот однажды

Все переменилось,

За мной пришли,

Куда-то повезли.

Я смутно помню

Позднюю реку,

Огни на ней,

И скрип, и плеск парома,

И крик: «Скорей!»,

Потом раскаты грома

И дождь… Потом

Детдом на берегу…

(«Детство») (Слайд 9)

Ведущий: Здесь-то и суждено было провести Коле Рубцову целых семь сиротских, горьких и счастливых, лет. Никольское он всегда считал своей родиной. Из воспоминания бывшей пионервожатой Екатерины Ивановны Брагиной: «Вечерами ребята собирались в пионерской комнате, у растопленной печи и мечтали о том времени, когда все станут счастливыми, не будет больше детских домов. Здесь, в пионерской, стоял единственный книжный шкаф – вся библиотека детского дома. Здесь же готовились праздничные концерты.

Помнится, готовили мы сцены о Пушкине-лицеисте к юбилею поэта. Все ломали голову над костюмами, и Коля очень переживал, желая хоть немного походить на юного поэта. И попросил он завить ему волосы, чтобы стать кучерявым…»

Ведущий: Николай Рубцов от природы был мальчиком застенчивым, учился хорошо. Много читал, пытался писать стихи. Начитавшись книг о морских путешествиях, он буквально бредил морем. Закончив семь классов, 14-летний Рубцов отправился в Ригу. Там было море и – верх мечтаний – мореходное училище. Но «мореходка» не приняла юного романтика. Не вышел возрастом!

Можно представить себе горе подростка – рухнула, как карточный домик, первая его радужная мечта.

Чтец: …Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно

И в моряцкой конторе

Все просился на судно.

Умолял, караулил…

Но нетрезвые, с кренцем,

Моряки хохотнули

И назвали младенцем.

(«Фиалки»)

Ведущий: Мечта привела его в Архангельск, где он попал кочегаром на рыболовецкое судно. Манили и большие города. В 1955 году он уже работает в Ленинграде. (Слайд 10)

Ведущий: Но к морю он все-таки добрался! Из Ленинграда на четыре года уходит служить на флот. Здесь начинает писать и печататься во флотских изданиях.

Влекли меня матросские дороги

С их штормовой романтикой.

И вот районный военком, седой и строгий,

Мне коротко сказал: «Пойдешь на флот!»

(«Родное море»)

Ведущий: (Слайд 11) Эскадронный миноносец на долгие четыре года стал для него родным домом. Вместе со строгим воинским уставом и боевой учебой пришли надежность и обеспеченность быта. Сослуживцы запомнили матроса Рубцова веселым и общительным. Он был неразлучен с гармонью, играть на которой научился еще в детдоме. Демобилизовался Рубцов в 1959 году. И сразу стал вопрос: куда поехать? В село Никольское, где жил в детдоме, но что он там будет делать? Начинающий поэт решил ехать в Ленинград. Там – поэты, журналисты, издательства… Он устроился на работу на Кировский завод. Вот как описал Рубцов свой первый разговор с напарником, с пожилым кочегаром.

Чтец: …Бросил лом, платком утерся.

На меня глаза скосил:

— А тельняшка, что для форсу? –

Иронически спросил.

Я смеюсь: — По мне для носки

Лучше вещи нету, факт!

— Флотский, значит?- Значит, флотский.

Что ж, неплохо, коли так!

Кочегаром, думать надо,

Ладным будешь, — произнес,

И лопату, как награду,

Мне вручил: — Бери, матрос!

(«В кочегарке»)

Ведущий: С этой «наградой» Николай Рубцов был неразлучен года полтора. Не теряя времени, записался в литобъединение при заводе. Осенью 1961 года его стихи вошли в сборник «Первая плавка», составленный из стихотворений рабочих Кировского завода. Узнав, что у молодого поэта лишь семилетнее образование, руководители литобъединения настойчиво советовали ему попробовать поступить в Литературный институт. Но сначала надо было закончить десятилетку, и он стал учиться в вечерней школе. (Слайд 12)

Ведущий: И вот Николай Рубцов приезжает в Москву. Утверждение поэтических представлений поэта и его взглядов на жизнь происходит уже в Москве, в пору учебы в Литинституте им. М.Горького. В Литинститут Рубцов пришел уже с немалым багажом жизненных впечатлений и, главное, со своим творческим голосом.

Ведущий: Из воспоминаний Сергея Викулова: «На творческий конкурс Литинститута Н.Рубцов представил самодельную книжку «Волны и скалы». В неё вошло 38 стихотворений. Но те, кто стал учить Рубцова, вероятно, не сразу поняли, что перед ними – не просто талант, а почти сформировавшийся поэт… К своим двадцати шести годам прошедший, как говорят, огонь и воду, познавший не только (а вернее не столько) верхние, просторные и светлые этажи жизни, но и ее глухие подвалы и даже ее дно, он ждал от Литинститута не школярских разговоров о ямбах и хореях, а откровений о жизни, о душе человеческой… Ждал – и не дождался…»

Ведущий: Роберт Винонен вспоминает, как на студенческой вечеринке читали стихи по кругу… «Настал черед поэта-первокурсника, паренька из Вологды… Н. Рубцов прочитал «В горнице моей светло…». Произошла некоторая заминка: больно уж просто, даже наивно. Так и было сказано: мол. Парень ты хороший, но поэзия – дело серьезное. Мы в космосе, а ты «матушка принесет воды». (Слайд 13)

Чтец: В горнице моей светло:

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе…

(«В горнице»)

Ведущий: Николай Рубцов стал студентом. В «гениях» не ходил, его ценили не только в институте, но и на Высших литературных курсах. Его стихи-песни еще до публикации доходили до всех уголков России – через душу людей, через их память. Существует более 130 песен на стихи Николая Рубцова.

(Звучит песня «Букет») (Слайд 14)

Ведущий: Руководитель творческого семинара Николай Сидоренко, аттестуя Рубцова за второй курс, говорил «Если вы спросите меня: на кого больше надежд, я отвечу: на Рубцова. Он – художник по организации его натуры, поэт по призванию».

Ведущий: Рубцов много ездил по стране.

<…> Как будто

Ветер гнал меня по ней,

По всей земле – по селам и столицам!

Я сильным был,

Но ветер был сильней, —

Нигде не мог остановиться. <…> (Слайд 16)

Ведущий: В самые трудные минуты жизни поэт всегда возвращался в Тотьму, в село Никольское. Здесь он вырос и здесь впоследствии написаны его лучшие стихи. Однажды он сказал…

Я уплыву на пароходе,

Потом поеду на подводе,

Потом еще на чем-то вроде,

Потом верхом, потом пешком

Пойду по волоку с мешком –

И буду жить в своем народе!

Ведущий: Это шутливое предсказание Рубцова сбылось. В 1963 году Рубцов перевелся на заочное отделение и надолго исчез из Москвы. Он уехал в свою «Николу».

Из воспоминаний Сергея Викулова: «Он почти ничего не рассказывал о себе… Мы знали только, что где-то в деревне у него есть жена Гета, есть дочка… Забрать семью к себе он не мог… Некуда было…»

Ведущий: Поэт Александр Романов писал: «Николай Рубцов! Стихи его настигают душу внезапно. Они не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе. Они, как ветер, как зелень и синева, возникли однажды из неба и земли и стали этой вечной синевой и зеленью…»

Здесь не только эмоции, здесь точно выражены свойства подлинной лирики, которая звучит, а не «читается».

Чтец : Ветер под окошком

Тихий, как мечтанье,

А за огородами

В сумраках полей

Крики перепелок,

Ранних звезд мерцание,

Ржание стреноженных

Молодых коней.

К табуну

С уздечкою

Выбегу из мрака я,

Самого горячего

Выберу коня,

И по травам скошенным

Удилами звякая,

Конь в село соседнее

Понесет меня.

Пусть ромашки встречные

От копыт сторонятся,

Вздрогнувшие ивы

Брызгают росой, —

Для меня, как музыкой,

Снова мир наполнится

Радостью свидания

С девушкой простой!

Все люблю без памяти

В деревенском стане я,

Будоражат сердце мне

В сумерках полей

Крики перепелок,

Дальних звезд мерцание,

Ржание стреноженных

Молодых коней…

«Деревенские ночи»

Ведущий: В 1964 году Рубцова исключили из института «за злоупотребление спиртными напитками и глумление над святынями». Пил он не больших других и глумиться над святынями не думал. Просто собрал с этажей портреты русских классиков, поставил у себя в комнате и беседовал с ними… Поначалу исключение из института казалось Рубцову несущественной ошибкой, которую легко будет исправить осенью, когда вернуться из отпусков все преподаватели. Но в институте Рубцова не восстановили. (Слайд 17)

Ведущий: Несмотря на все свои буйства, он был застенчивым и каким-то очень гордым. Это только в стихах он мог закричать, словно от боли:

Я люблю судьбу свою,

Я бегу от помрачений!

А в жизни – нет. В жизни Рубцов никогда не позволял себе жаловаться. Даже если приходилось просить взаймы денег, он делал это мучительно трудно.

Ведущий: За свою жизнь поэт поменял много профессий: он был слесарем-сборщиком, кочегаром, избачом, литконсультантом. За публикации своих стихов в районных газетах, а если повезет, в областных он получал гроши. «Были бы у меня средства, я никогда не печатал бы свои стихи…»

Ведущий: При жизни Николай Рубцов издал только четыре тоненьких книжечки, общим тиражом сорок три тысячи. После его смерти вышло более двадцати изданий, тираж давно перевалил за пять миллионов.

В конце шестидесятых годов жизнь поэта вроде бы наладилась. До 1968 года у Рубцова не было своего угла. Он писал: «Нет ничего… есть только любовь к одной избе…» Наконец он получил место в общежитии, в комнате, где жили еще двое мужчин.

Ведущий: В московских журналах готовились к публикации подборки его стихов, появились какие-то деньги, признание. В 1970 году выходит последнее прижизненное издание – книга стихов – «Сосен шум». Рубцов «входил» в литературный круг.

Чтец:

Ты мне тоску не пророчь!

Тихая зимняя ночь.

Светятся, тихие, светятся, чудные,

Слышится шум полыньи…

Были пути мои трудные, трудные.

Где ж вы, печали мои?

Скромная девушка мне улыбается,

Сам я улыбчив и рад!

Трудное, трудное – все забывается,

Светлые звезды горят!

Кто мне сказал, что во тьме заметеленной

Глохнет покинутый луг?

Кто мне сказал, что надежды потеряны?

Кто это выдумал, друг?

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звездами нежно украшена

Тихая зимняя ночь.

Ведущий : Сколько раз писали и говорили о родной деревне, о деревенской школе, о школьных годах! Но нужен был Рубцов, чтобы воспеть это единственное и незабываемое.

Чтец: Тихая моя родина,

Ивы, леса, соловьи.

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

Где здесь погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.

Тихо ответили жители:

«Это на том берегу».

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол священной обители

Яркой травою порос.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Ведущий: Да, всеми силами души любил Рубцов свою тихую родину, нашу общую Родину. Но как человек и поэт он многое не мог принять «на земле, не для всех родной». С его жизненным опытом, мировоззрением и пророческим даром ему было жить порой невыносимо тяжело, почти невозможно…

…Я в ту ночь позабыл

Все хорошие вести,

Все призывы и звоны

Из Кремлевских ворот.

Я в ту ночь полюбил

Все тюремные песни,

Все запретные мысли,

Весь гонимый народ.

Ведущий: В 1967 году вышла книга «Звезда полей». С годами «Звезда полей» превратилась в большую и добрую неодинокую звезду, прославившую поэта.

(Звучит песня «Звезда полей»)

Ведущий: Рубцов всегда жил трудно и больно. Даже не жил, а, скорее, продирался сквозь равнодушие жизни и порою пытался докричаться до собеседника, но его не слышали, не хотели слышать, и тогда он снимался с тормозов.

Ведущий: Многие чувствовали, что Рубцов приближается к трагедии. Накануне 1971 года поэт получил от близкого человека такую открытку: «Поздравляю с Новым годом! Желаю… Береги голову, пока не поздно!..» Это было одно из предупреждений, добрый совет. Но Рубцов уже не слышал, он летел к своему концу.

Если умру – по мне

Не зажигай огня!

Весть передай родине

И посети меня.

Где я зарыт, спроси

Жителей дальних мест,

Каждому на Руси

Памятник – добрый крест!

Поэт всегда много писал о смерти, но так, как в последние месяцы, – никогда. Он как бы предсказал свою смерть.

Ведущий: Я умру в крещенские морозы.

Я умру, когда трещат березы.

А весною ужас будет полным:

На погост речные хлынут волны!

Из моей затопленной могилы

Гроб всплывет, забытый и унылый,

Разобьется с треском, и в потемки

Уплывут ужасные обломки.

Сам не знаю, что это такое…

Я не верю вечности покоя.

Ведущий: Так и вышло. Та крещенская ночь, глухая и дикая… она настала! Он погиб 19 января 1971 года. Его убила женщина. Это трагическая любовь двух поэтов – Николая Рубцова и Людмилы Дербиной, наверное, будет еще долго будоражить умы…

Ведущий: В 1973 году на могиле Рубцова поставили надгробье — мраморную плиту с барельефом поэта. Внизу по мрамору бежит строчка из его стихов: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» — которая звучит, словно последнее завещание Рубцова этой несчастной и бесконечно любимой стране, что не бережет ни своих гениев, ни саму себя…

Отложу свою скудную пищу

И отправлюсь на вечный покой.

Пусть меня еще любят и ищут

Над моей одинокой рекой.