Политическое развитие на рубеже 18 19 веков. Раздел II. Российская империя в XVIII –XIX веках. Власть в Российской империи

К концу XVIII в. Российская империя была крупнейшей по территории державой мира. Она была настолько обширной, что посланный после смерти императрицы Екатерины II гонец, преодолевавший около 180 верст (верста равняется 1 , 06 км) в день, привез весть об этом событии в город Иркутск в Восточной Сибири спустя 34 дня, а на Камчатку через 3 месяца.

Карта Российской имерерии в 1790 году (Полный размер)

В XVIII в. в 4 раза возросла и численность населения России. К началу XIX столетия она составляла около 44 млн человек. Однако лишь 3 млн человек проживали в восточных районах страны за Уралом.

Национальный состав населения был весьма неоднородным. Его основу составляли русские. На юге и западе европейской части страны они жили наряду с украинцами и белорусами. Русские (великоруссы), украинцы (малороссы) и белорусы считались тогда единым народом. В Прибалтике проживали эстонцы, латыши, литовцы, русские, а также немцы. На севере Европейской России и в Поволжье большие территории были заселены народами финно-угорской (мордва, мари, удмурты, карелы и др.), тюркской (татары, башкиры, чуваши и др.), алтайской (калмыки) языковых групп. Много различных народностей проживало в Сибири и на Дальнем Востоке (татары, якуты, эвены, эвенки, юкагиры, буряты, чукчи, нанайцы, горные алтайцы и др.) . Подданство России приняла в XVIII в. часть казахов.

Русские крестьяне конца XIX века.

Народы России исповедовали практически все основные мировые религии. Государственной религией являлось православие, которого придерживались русские, украинцы и белорусы, представители других народов (всего 87% населения). После реформ, проведеиных в XVII в. патриархом Никоном, в Русской православной церкви произошел раскол. Часть православных христиан не признавали нововведений и придерживались старообрядчества.

Петропавловская церковь. Фото конца XIX - начала ХХ века.

В западных районах было распространено католичество (литовцы, поляки) и протестантизм (латыши, эстонцы, немцы). Многие тюркоязычные народы исповедовали ислам, калмыки и буряты - буддизм. После присоединения к России в конце XVIII в. части земель Речи Пасполитой подданными империи стали евреи, исповедовавшие иудаизм. Некоторые народы сохраняли языческие верования (мордва, мари и др.).

Основными сословиями страны были дворянство - до 400 тыс. человек, духовенство - 215 тыс. человек, крестьянство - более 90% населения страны, мещанство - до 4 % , купечество - около 1 % , казачество - 1,5 млн человек.

Сословное деление присуще аграрному обществу. В экономике такого общества ведущая роль принадлежит сельскому хозяйству. В сельском хозяйстве России, так же как и в промышленности, продолжала господствовать феодально-крепостническая система. Более половины крестьян, а также значительная часть работников промышленных предприятий - мануфактур находились в крепостной зависимости от дворян-землевладельцев и собственников мануфактур.

Основой политического строя России являлось самодержавие. Монарху принадлежала вся полнота законодательной, распорядительной и судебной власти. Император, которого в просторечье называли царем, являлся фактически и главой Православной церкви. Император правил страной при помощи государственного аппарата. Большая часть чиновников аппарата была выходцами из дворянского сословия. Власть на местах осуществлялась губернаторами и наместниками, назначавшимися царем также в основном из числа высшего дворянства.

Болыпая часть дворян не видела потребности перемен ни в экономике, ни в политическом устройстве страны. Основанием такого взгляда являлось могущество Российской империи на международной арене и довольно успешное развитие экономики, культуры и т. д. Однако еще во второй половине XVIII в. проявились черты упадка феодально-крепостнической системы. Главная причина этого состояла в незаинтересованности подневольных работников в результатах своего труда. Наметилось пока малозаметное отставание России от передовых западноевропейских государств, где ликвидировались основные черты феодализма и развивалось новое, капиталистическое (индустриальное) общество. Зарождение некоторых черт капиталистического общества происходило и в России, но эти черты были очень слабы.

Все стороны экономической, политической, общественной жизни страны требовали преобразований. Многое тут зависело от намерений центральной власти, прежде всего императора

На рубеже XVIII-XIX веков в Российской империи царствует император Павел I (1796-1801 г.), сын Екатерины Великой, которому удалось вступить на престол лишь в возрасте 42-х лет.

Обиженный на мать за то, что та не пожелала уступить ему корону, свою политику Павел ведет так, что она полностью перечит политике Екатерины. Во-первых, в опалу попадают многие вельможи Екатерины. А политические преступники, которых она осудила, наоборот, освобождаются (например, Радищев).

Либеральные указы Павла

Павел издает несколько указов, посвященных крестьянскому вопросу: в 1796 году крестьяне получают право на жалобы или присягу императору; 1797-98 год - запрещается продавать крестьян без земли.

Запрещается барщина по воскресеньям (и ограничивается лишь тремя днями в неделю). Также были восстановлены физические наказания для дворян, запрещены дворянские собрания и выборный суд. Офицерство подлежало ревизии.

В результате этого указа в двенадцати губерниях начались восстания, поскольку дворяне не желали ему подчиняться.

В 1798 году купцы получают право покупать крестьян для работы на мануфактурах. Служащие отныне обязаны начинать работу в 8.00 и заканчивать в 22.00. Также вводятся ограничения на костюм - одежда также регламентируется государством. Ужесточяется цензура: закрываются все частные типографии, запрещается выезд за границу даже на учебу.

Военная реформа Павла I

В 1797 году Павел проводит военную реформу, в результате которой в армии вводится прусский военный мундир и парики, а также появляется практика проведения вахт-парадов. В армейской сфере он всецело следует традициям своего отца, императора Петра III, который боготворил прусскую военную систему и мечтал о введении такой же в России.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что Павел отменил петровский указ о том, что император волен сам выбирать себе наследника, и установил четкую систему наследования только по мужской линии. Также Павлом была восстановлена система коллегий.

Внешняя политика

Во внешней же политике тоже наблюдаются изменения: Павел отказывается от участия в борьбе с революционной Францией и в ноябре 1798 года присоединяется к коалиции против Наполеона (поскольку перед этим Павел присоединяется к Мальтийскому ордену, а Наполеон захватывает Мальту). В 1799 году из опалы возвращается Суворов, его отправляют на войну в Италию.

Однако в 1800 году, когда англичане захватили Мальту, они отказались вернуть Павлу положенную ему по соглашению долю. Павел выходит из коалиции и заключает союз с Наполеоном.

Дворянство не одобряло политику Павла, и в 1801 году он был убит в результате заговора, целью которого было возвести на трон его сына, будущего императора Александра I.

Цели урока: охарактеризовать территорию и население Российской империи, ее экономическое развитие и политическое устройство. Показать отличия в развитии нашей страны с развитием западных стран. Определить роль уральского региона в исторических событиях данного периода.

Оборудование урока.

1. Ноутбуки.

2. Атласы “Россия в начале XIX века”.

3. Карта “Россия в начале XIX века”.

4. Портрет Павла I.

5. Кроссворды “Российская империя в начале XIX века”.

6. Телевизор и видеопроектор.

План урока.

1. Территория и население.

2. Политическое устройство.

3. Сословный строй.

4. Транспорт. Торговля. Промышленность.

Ход урока

На прошлых уроках мы с вами изучали, как развивались различные страны мира в XIX веке. Давайте вспомним, историю каких стран мы изучали? (Учащиеся отвечают)

Мы говорили о том, что в западных странах бурно развивались капиталистические отношения. Давайте вспомним, что такое капитализм? (Учащиеся отвечают)

Молодцы, многое вспомнили. Прежде, чем перейти к изучению новой темы, я должна вас предупредить о том, что в конце урока вы будете выполнять самостоятельную работу. Поэтому, слушайте внимательно, запоминайте и записывайте.

Сегодня мы с вами начинаем изучать историю России в XIX веке. Мы узнаем, как развивалась наша страна, какой она была, кто проживал на ее территории, так же хорошо развивались наша экономика, как в западных странах, каких удивительных писателей, поэтов, художников. Ученых родила наша страна в XIX веке. Какие войны вел наш народ, какие реформы происходили. Все это мы будем изучать на протяжении всего второго полугодия. А сегодня мы познакомимся с тем, какую территории занимала Россия, какие народы ее населяли, каково было политическое устройство, хозяйство. Тема нашего урока – “Российская империя на рубеже XYIII – XIX веков”. (Учащиеся записывают тему урока в тетради).

1. В XIX веке наша страна называлась Российская империя. К началу XIX века территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. От северного Ледовитого океана до Каспийского моря и среднеазиатских пустынь. Н этом пространстве проживало 40 млн. человек. Давайте проследим и покажем эту территорию в атласах. (Учащиеся по атласу показывают территорию России)

Столицей Российской империи был город Санкт-Петербург. (Показывают в атласах)

Россия всегда была многонациональной страной. Бок о бок жили разные народы, связанные между собой общей исторической судьбой. (Задание учащимся: назвать народы, проживавшие на территории России. Сегодня что-то изменилось?)

В религиозном отношении Россия тоже была неоднородна. Около 87% населения придерживалось православной веры. Значительная группа народов (татары, башкиры, некоторые народы Кавказа) придерживались ислама. Калмыки, буряты исповедовали буддизм. Значительная часть северных и сибирских народов (чукчи, эскимосы, эвенки) сохраняла языческие верования.

2. Сейчас мы поговорим о политическом устройстве Российской империи. Записываем в тетрадях подзаголовок: Политическое устройство. Я вам буду рассказывать, а вы запишите в тетрадях схему политического устройства.

(На доске: Политическое устройство. Учащиеся делают запись в тетрадях).

По своему политическому устройству Российская империя была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть. В начале XIX века на троне нашей страны сидел император Павел I. Его портреты есть у каждого из вас на партах.

Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. От произвола чиновников, от их бюрократии страдали все слои населения, которые полностью были подчинены воле царя и чиновников.

(По ходу рассказа рисуем схему:

император

чиновники

Власть царя никто не ограничивал. Он делал все, что хотел, не спрашивая разрешения. Не было такого закона, которому император обязан был подчиняться.

(Вопрос: вспомните, какое политическое устройство было в западных странах?

Какова была схема власти?)

А я сейчас приглашаю сюда его императорское величество императора Павла I.

(Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением).

Спасибо, Ваше императорское величество. Присаживайтесь. А мы подведем итоги. Итак, закон о престолонаследии. Кому и как передавался трон в Российской империи?

(Учащиеся отвечают).

3. Каков же был сословный строй Российской империи в начале XIX века? Какие же слои населения существовали в нашем обществе и какие ступеньки они занимали? Кто по положению был выше, а кто – ниже? Я вам представляю таблички с названиями сословий. Кто попробует у доски расположить эти таблички в правильном порядке?

(Таблички расположить следующим образом:

Не забудьте записать схему сословного строя в тетради, пока я вам рассказываю о представителях этих сословий.

Главенствующим, самым богатым и образованным сословием было дворянство. Закон закреплял за ними ряд привилегий, важнейшим из которых было право владеть крепостными крестьянами. Имения, населенные “крепостными душами”, были главным источником дворянских доходов. Сами дворяне нигде не работали, жили в свое удовольствие, устраивали балы, рауты. Дворянский титул передавался по наследству.

Что же такое духовенство? Это священнослужители. Они стояли на одной социальной лестнице с дворянством, имели столько же прав, сколько и дворяне. Подробнее об этом сословии мы будем говорить на отдельном уроке.

Кто такие купцы? Это торговцы. Они занимались внешней, внутренней, мелкой городской торговлей. Они имели меньше прав, чем дворянство, но имели и ряд привилегий перед мещанами и крестьянами. Например, купцы не платили подати государству.

Мещане – это непривилегированное сословие. В основном, это городское население: ремесленники, наемные работники, мелкие торговцы. Мещане были обложены высокой податью, они должны были поставлять рекрутов в армию, подвергались телесным наказаниям.

Самым многочисленным сословием было крестьянство. Оно составляло более 80% всего населения страны. Почти все крестьяне были крепостными, т.е. зависимыми. Помещики могли крестьянина женить по своей воле, продать, подарить, проиграть в карты. Крестьяне платили государству все подати, которые только существовали, из них набирали рекрутов в армию, они подвергались телесным наказаниям. Это было самое бесправное сословие.

Особым сословием было казачество. Казачьи войска создавались для охраны границ государства. Казаки были вольными людьми. Возглавлял казачье войско атаман. Атаманом считался наследник императорского престола. Казаки отличались своеобразным бытом, традициями, языком. Они были гостеприимны, трудолюбивы, набожны, почтительны к старшим. Рассказывают, как одна донская казачка побила за безнравственный поступок своего сына, успевшего дослужиться до генерала. “Помилуйте, матушка! Вспомните, что я генерал!” - вскричал провинившийся. “Не генерала бью, а сына”, - ответила старая казачка.

Таков был сословный строй в Российской империи в начале XIX века.

4. Сейчас мы переходим к следующему пункту плана. Мы с вами поговорим о том, как развивалась торговля, транспорт и промышленность в нашей стране в начале XIX века.

В первой половине XIX века основной поток грузов внутри страны перевозился по рекам. Корабли перевозили хлеб, лес, пеньку, железо. В южных губерниях, где не было большого количества рек и озер, как на севере, грузы перевозились в обозах по грунтовым дорогам. Весной и осенью дороги размывало дождями и они становились непроходимыми. Лишь в середине XIX века началось строительство шоссейных дорог. И лишь в 1851 году в России открылось движение на железной дороге, связывавшей Петербург и Москву. Скажите, кто-нибудь из вас знает изобретателя первого в России паровоза? Где он был изобретен?

(Учащиеся отвечают. Запись в тетрадях: виды транспорта: водный, сухопутный)

В местах пересечения торговых путей устраивались ярмарки. Ежегодно на ярмарки стекалось множество товаров, отечественных и зарубежных, из стран Европы и Востока, вплоть до Китая. Здесь продавались и покупались различные товары: скот, шерсть, кожа, меха, ремесленные изделия, зерно, ткани, чай, сахар и многое другое. Ярмарки устраивались обычно 1–2 раза в год. Их было немного. Самыми большими и знаменитыми ярмарками были ярмарки в Нижнем Новгороде, в Ростове Великом, Макарьеве. На Урале тоже была своя ярмарка, находилась она в городе Ирбите.

(Учащиеся ищут в атласах названные города)

(Запись в тетрадях: виды торговли: ярмарки,…)

И все-таки на ярмарки вывозились далеко не все товарные излишки, производившиеся в России. У помещиков скапливались нереализованные запасы хлеба за несколько лет.

Кроме ярмарок в городах работали лавки, где можно было купить различные товары ежедневно. Лавки были специализированными. Существовали лавки мясные, мануфактурные, бакалейные и другие. (Продолжение записи: лавки,…)

Была еще одна интересная группа мелких торговцев. Их называли коробейники потому, что они носили на себе огромные короба, в которых находился различный мелкий товар. Это могли быть сувениры, ленты, табакерки, платки и многое другое. Коробейники ходили по улицам и предлагали свой товар всем прохожим. Для того, чтобы вы лучше смогли представить себе этих коробейников. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма “Гардемарины”. (Учащиеся смотрят фрагмент фильма)

(Продолжение записи в тетрадях: коробейники)

Промышленность в стране развивалась крайне плохо. Количество заводов и фабрик было незначительным. Попробуйте вспомнить, что такое фабрика, завод?

(Учащиеся отвечают)

В нашей стране в начале XIX века преобладали мануфактуры. Ответьте, что такое мануфактуры? (Учащиеся отвечают)

Итак, мы выяснили, что в России преобладал ручной немеханизированный труд. Паровые машины, способные заменить труд людей, почти не применялись. Почему это происходило? Да потому, что в Российской империи существовало крепостное право. Все крестьяне принадлежали своим помещикам или государству. Свободных рабочих рук не было. И, даже если какой-то предприниматель хотел и мог построить фабрику, поставить туда паровые машины, то работать на этих предприятиях было бы некому. Ведь нанять рабочего не представлялось возможным. Ни один помещик не отпустил бы своего крепостного, чтобы тот нанялся на завод и стал там работать за деньги. Помещику это было совсем не выгодно. А раз не развивалась промышленность, то не строились и города. Россия того времени была деревенской. Городов было очень мало.

Таким образом, делаем вывод: наличие крепостного права в России серьезно тормозило экономическое развитие, а в конечном итоге тормозило и развитие капитализма. Наша страна почти на двести лет отставала от стран Западной Европы и США.

Итак, мы сегодня с вами познакомились с тем, как развивалась наша страна в начале XIX века. Узнали о территории, населении, политическом и сословном строе, развитии торговли, транспорта и промышленности. И теперь пришло время выполнить самостоятельную работу, о которой я вам говорила в начале урока. Желающие могут выполнить работу на компьютерах, остальные я раздам кроссворды, которые нужно будет решить. Все, кто сегодня был внимателен на уроке, легко справиться с работой. На выполнение задания я отвожу 5–6 минут времени. Приступайте.

5. Рефлексия.

1. Что нового сегодня на уроке узнали?

2. Легко или нет воспринимался материал?

3. Было ли интересно?

4. Кто активнее всего работал на уроке? Какую отметку заслуживает?




Работа с картой «Российская империя в начале XIX века» 1) Как называлось государство в начале 19 века? 2) Назовите границу Российской империи.Назовите границу Российской империи 3) Какие территории были присоединены к России в конце 18 века? Как происходили эти присоединения?территории 4) Представители каких религий проживали на территории Российской империи?религий 5) Каким было административное деление страны? Кто и когда ввел деление страны на губернии?административное деление










Сословия в России – группы людей, которые обладали одинаковыми правами и обязанностями. Дворянство, 1% Православное духовенство, 1% Купечество, 0,6% Мещане, 4% Крепостные крестьяне, 40-45% Государственные крестьяне, 40-45% Казаки, 6% Дом мещанина Крестьянин в поле




Экономическое развитие Основная отрасль – сельское хозяйство Крестьяне находились в собственности у помещика Оброк и барщина – крестьянские повинности в пользу помещика Развитие с/х шло экстенсивным путем Наблюдается процесс расслоения крестьян (капиталистые, отходники) Рост числа мануфактур и наемных рабочих за счет крестьян Рост товарно-денежных отношений


Основным условием существования феодально- крепостнической системы было наделение крестьян землей и господство натурального хозяйства. Следовательно, развитие товарно-денежных отношений, отходничества, районная специализация, рост числа мануфактур и наемных рабочих разрушали феодально-крепостническую систему и способствовали развитию капиталистических отношений.


Политический строй Император Коллегии Святейший Синод Правительствую- щий Сенат Исполнительные учреждения Высшее духовное учреждение Высший судебный орган Самодержавная монархия – государство, в котором правителю принадлежит неограниченная верховная власть