Презентация на тему "тарас бульба". Презентация по литературе Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба". презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему Урок с презентацией гоголь тарас бульба


Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С.Пушкин


Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество -- широкая, разгульная замашка русской природы, -- и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: "Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак" (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед.


Родина – это и твой род, родные, родители, прародители – твоя история. Это и твой родной дом, где впервые для тебя, как и для Н.Гоголя, забьёт родник творчества. Это и необъятные просторы родной земли – России. России, в чьём имени и синие росы, и утреннее небо, и сила русичей, как издавна называют русский народ. К истории родины обращались многие писатели, поэты. Что двигало ими?

Почему так важно знать и любить своё прошлое?


Историческая эпоха, отражённая в произведении.

Когда-то Киевская Русь была одним из мощных государств с центром в г. Киеве. Но Монгольское нашествие в середине 13 века привело к окончательному распаду Киевской Руси.

К началу 16 века было завершено объединение русских земель, но Белая Русь (Белоруссия) и Малая Русь (Украина) были захвачены Речью Посполитой.

Повсюду насаждались польские законы, язык, нравы, обычаи. Многие польские дворяне (по – польски их называли шляхитчами) обзавелись на Украине земельными владениями, и множество украинских крестьян превратились в их крепостных. Поляки силой навязывали православной Украине унию – соединение католической и православной церкви под властью Папы Римского. Православные церкви закрывались, глумились над православными обрядами и богослужением. Население стало подыматься на защиту своей веры. На Украине одно за другим вспыхивают восстания. Главной силой в них были украинские казаки.



Откуда пошло слово «КАЗАК» ?

Большинство ученых считают, что оно заимствовано из тюркского языка и означает «вольный человек».

Другие полагают, что оно берёт своё начало в монгольском языке , где слово «ко» означает «броня», «латы» , а слово «зак» - «межа», «граница» , т.е. «казак» - защитник границы.

Первое появление этого слова в документах относится к 1444 году. Появление же вольного казачества учёные относят к 16 веку.



Степи, простиравшиеся от низовьев Днепра до Дона и Волги, в 16 веке обезлюдели. На Руси и в соседнем Польско-Литовском государстве эта территория была названа Диким полем. Постепенно на его окраинах начинают селиться русские люди. Лесостепные земли, богатые травами, зверьём, реки с несметными запасами рыбы манили к себе людей. Эти люди, называвшими себя казаками, жили в укрепленных городках, построенных по берегам рек. Опасность набегов вынуждала казаков объединяться в военные общины. Такие общины появились на Днепре, Дону, Волге.

Казаки делились на Городовых , или украинских, и Низовых , или запорожских . Низовые казаки жили вольно за порогами Днепра

В 40-е годы 16 века днепровские казаки основали Запорожскую Сечь. Запорожская - т.е. за порогами Днепра. А почему Сечь?. Сечь от слова «засека» - укрепление из срубленных деревьев, телег, территорию окапывали и ставили засеки.


Портрет казака

Казаки носили широкие шаровары на учкуре, т.е на шнуре, который их поддерживал, и бешметы. Поверх бешмета надевался чекмень - приталенный кафтан, широкие рукава которого были стянуты в манжеты. Головным убором чаще всего служила шапка из бараньего меха - «трухменка», суконный верх которой свисал в виде клина. Запорожцы предпочитали длинные висячие усы, а на бритой голове оставляли лишьпрядь волос - чуб.




В центре повествования главный герой - Тарас Бульба.

В чём видит он смысл жизни?

Каким изображает его писатель, что выделяет в его внешности и поступках?


Поступки героя, характер

Качества


Найдите описание Тараса. При чтении выделите ключевые слова и детали, помогающие понять характер героя.

Поступки героя, характер

Качества

Не любил роскошь

Моя нравственная оценка героя

Простота нрава

Боролся против притеснения, за веру православную

Свободолюбие, защитник православия

Создан для бранной тревоги

Храбрый, решительный, целеустремлённый



По мнению Тараса мужчина должен быть мужественным, выносливым, верным своему делу. Для него мужчина только тогда становится мужчиной, когда он побывал в бою.

Тарас – символ Малороссии. Все качества, которые присущи Тарасу, мы увидим и в его товарищах. Они присутствуют во всем русском народе.

Назовите еще раз эти качества. (Таблица).

Каких же людей хотел показать Гоголь, создавая образ Тараса Бульбы? (Настоящих патриотов, способных защитить Родину).

Тарас Бульба – собирательный образ, выразитель взглядов своего времени.


Всё дело решалось у казаков в Сечи. В сечь принимали любого лишь бы не был католиком или евреем. Сечь жила по своим строгим, но справедливым законам. Только такой уклад жизни мог создать сильных и могучих людей. В бой шли вместе, делились куском хлеба, берегли друг друга от смерти. Символы казачьего войска – булава, бунчук, хоругвия, печать, литавры.

Зачем людям надо помнить о прошлом?

Одним из показателей человечности и культуры является память о прошлом, в котором мы черпаем опыт жизни.



  • Для конца 20-х и начала 30-х годов XIX века одной из волнующих проблем была проблема историзма. Обострившийся интерес к истории, начинающийся расцвет исторической науки, это не могло не отразиться на художественной литературе и вызвало появление огромного количества исторических романов и повестей. Исторический роман в 30-е годы - потребность времени.
  • Вторая причина обращения Гоголя к историческому жанру - это стремление художника уйти от ничтожного и пошлого мира в мир народной героики. (Героика – г ероическое содержание, героическая сторона какой - либо деятельности, каких - либо событий. )

Работая над «Тарасом Бульбой» Гоголю предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников:

  • «Описание Украины»
  • «Историю о казаках запорожских»
  • Рукописные списки украинских летописей
  • Был еще один, важнейший источник: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы.

Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладом для историка и поэта, желающих постигнуть «историю народа». Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий. Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум.


«Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд

промежуточных редакций некоторых глав.


Усилившийся осенью 1839 года интерес Гоголя к истории и к фольклору был связан с работой над второй редакцией «Тараса Бульбы». Пришлось снова обратиться к написанным в различное время черновым наброскам новой редакции, заново многое переосмысливать, устранять некоторые случайно вкравшиеся противоречия. Интенсивная работа продолжалась в течение трех лет: с осени 1839 года до лета 1842.

Вторая редакция «Тараса Бульбы» создавалась одновременно с работой Гоголя над первым томом «Мертвых душ». Эта редакция стала глубже по своей идее, совершеннее в художественном отношении.

Начало I главы второй редакции.


Во второй редакции повесть значительно расширилась в своем объеме, став почти в два раза больше. Вместо девяти глав в первой редакции - двенадцать глав во второй. Появились новые персонажи, конфликты, ситуации. Были введены новые подробности в описании Сечи, сражений, заново написана сцена выборов кошевого.

Речь Тараса перед запорожцами.


Самое же главное в другом. В первой, «миргородской», редакции «Тараса Бульбы» движение украинского казачества против польской шляхты еще не было осмыслено в масштабе общенародной освободительной борьбы. Именно это обстоятельство побудило Гоголя к коренной переработке всего произведения.

Гоголь неизменно подчеркивает слитность, общность, мощь всей Запорожской рати.

Запорожцы.

По дороге в Сечь.






«Тарас Бульба». Встреча Тараса с сыновьями. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1842.


«Тарас Бульба». Встреча Тараса с сыновьями. Автолитография Павла Соколова. 1862.



Казаки в степи. Картина С. Василъковского.



«Тарас Бульба». В бою.


«Тарас Бульба». Тарас и Андрий.

Автолитография Е. Кибрика 1945г.


«Тарас Бульба». Тарас после пленения Остапа. Автолитография Е. Кибрика. 1945.


«Тарас Бульба». Остап перед казнью. Автолитография Е. Кибрика. 1945.


«Тарас Бульба». Смерть Тараса.

Автолитография Е. Кибрика. 1945.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1809-1852 "Бранное, трудное время». Урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » (7-й класс). Презентация учителя русского языка и литературы МОУ « Чамеревская СОШ» Григорьевой Е.Ф.

«Сейчас много говорят о том, как воспитать молодежь патриотами. Но я не понимаю, о каких молодых патриотах мы можем говорить, если старика, прошедшего Великую Отечественную войну, спокойно подрезает на дороге какой-нибудь молодой нахал на иномарке, и у ветерана прямо за рулем отказывает сердце? К сожалению, понятие патриотизма из-за громких слов, которые произносятся по этому поводу, нивелируется. …На самом деле, патриотизм – это проявление лучших чувств, которые только есть в человеке.» (Игорь Петренко - актер, исполнявший роль Андрия в кинофильме « ТарасБульба »).

«Тарас Бульба », эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера» . В.Г. Белинский.

Приступая к работе над «Тарасом Бульбой », Гоголь признавался в письме к Погодину: "Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной". Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть "сколько возможно" воздуха "бранного, трудного времени", ощутить "энергическую, могучую" атмосферу Запорожской Сечи – "гнезда", откуда, по словам писателя, "вылетают все те гордые и крепкие, как львы! откуда разливается воля и козачество на всю Украйну ". Хочется надеяться, что нравственные уроки произведения не пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, который подчёркивал: "После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повести г. Гоголя ".

О повести Н. В. Гоголя. События повести «Тарас Бульба » разворачиваются в "тяжёлом XV веке", когда "бранным пламенем объялся древлемирный славянский дух". В Сечи было множество "закалённых рыцарей", "опытных партизанов ", которые "имели благородное убеждение мыслить, что... неприлично благородному человеку быть без битвы ". Повесть "Тарас Бульба " - это героическое освещение эпохи, характеров, нравов, необычайная экспрессия стиля, неистовая яркость словесных красок. "...Разве здесь не все казачество, с его удалью, разгульною жизнью, беспечностью и ленью, его буйными оргиями и кровавыми набегами ".

Историческая справка Малороссийские, или украинские,казаки жили по обеим сторонам Днепра. Поселения казаков делились на округи, или полки, носившие названия по городам (Переяславский, Черкасский, Миргородский и др.), числом до 20. Начальником всего казацкого сословия был гетман, знаками его достоинства были войсковое знамя, бунчук, булава и печать. От украинских, или «городовых», казаков надо отличать «низовых», или «Запорожских». Они не подчинялись никакой власти. Запорожцы постепенно образовали род военного братства. На одном из островов располагался лагерь Запорожцев, или по-другому Сечь. Жили казаки (или козаки, как они себя называли) в шалашах, сплетенных из хвороста, обедали за общественными столами. В Сечь принимался всякий пришелец православной веры и оставался сколько хотел. Женщины в Сечь не допускались под страхом смерти.

Запорожье наполнялось людьми самого беспокойного характера. Это были воины, которые на своих легких челнах («чайках») выплывали в Черное море и грабили турецкие берега, а в степи сражались с татарскими наездниками. Это был своеобразный форпост российского государства, хотя долгое время не принадлежал ему. Польское правительство пыталось остановить запорожцев, но лишь усиливало недовольство в рядах казаков. Когда же поляки попытались ввести католичество, поднялись козаки на панов. Из вождей казацких восстаний (от 1593 до 1638 годов) особо просавились в борьбе с поляками Наливайко, Павлюк, Остраница и Тарас (возможно, прототип Тараса Бульбы). Восстания сопровождались страшной жестокостью с обеих сторон. Особенно свирепствовали отряды гайдамаков. После неудачного восстания отрядов Остраницы к 1638 году Украина затихла, но спустя 10 лет чрезмерный гнет польских панов вызвал новое восстание всего народа под предводительством Хмельницкого. Борьба Запорожцев не была напрасной: она подготовила падение Польши, присоединение Восточной Руси к России.

В мирное время…

Запорожская Сечь в 15 веке

«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»

«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственной пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов..."

… Русь! Русь! Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? Н.В.Гоголь.

Богатырь Бульба со своими могучими сыновьями Остап Андрий

Герои - запорожцы Моисей Шило Степан Гуска Охрим Гуска Кукубенко Бовдюг Балабан

«Нет уз святее товарищества!» « Но не на костер глядел Тарас,… глядел он, сердечный, в ту сторону где отстреливались козаки:…» Дерегус М., Тарас Бульба на чолі війська. Гончар І., Дума про Тараса

Повесь « Тарас Бульба » в живописи. Картина М.Г.Дерегуса 1952 год Тарас над телом убитого сына. П.П.Соколов 1867

И.Репин « Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

«Тарас Бульба » - поэма о любви к родине.

Домашнее задание 1.По мотивам репинского сюжета сочините для заключительной главы «вставной» эпизод с новыми персонажами, посмевшими бросить вызов иноземному владыке, тем самым доказав, что казачий дух сломить невозможно. 2. Придумать диалоги: Тарас – воин. Тарас – отец. Тарас – защитник Отчизны и веры.

Библиография http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Taras-Bulba-urok/006-Kartina-M.G.Deregusa-1952-god.html http:// 900igr.net/kartinki/literatura/Taras-Bulba-urok/011-Kartina-M.G.Deregusa-1952-god.html http:// www.3dtotal.ru/pgallery/showimage.php?i=4233 festival.1september.ru › articles/504172 / gogol.ru › gogol / illyustracii_k_proizvedeniyam … gogol.ru › tags / taras_bulba 3dtotal.ru › pgallery/showimage.php … ru.wikipedia.org › wiki / Шульга,_Иван_Николаевич







Повесть рассказывает о борьбе украинского народа за свою независимость. В те далекие времена Украина находилась под гнетом польских помещиков – панов. Они превращали крестьян в крепостных, облагали тяжелыми налогами, подвергали суровым наказаниям и даже казнили.












Н.Гоголь с интересом знакомился с историческими сочинениями, летописями, народными песнями и преданиями, в которых нашли отражение эти события. Перед ним вставала живая, яркая история народа, а воображение рисовало вольные степи, могучие характеры, крепкие натуры.






В основе сюжета картины И.Репина лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд 4 прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы отправили султану ответ. Репин изображает их в тот момент, когда они сочиняют свое знаменитое письмо.


Один за другим отпускают запорожцы острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются над кичливым врагом, над самой мыслью о возможности их порабощения.. Казаки охвачены единым настроением, единым порывом веселья, исполненного несокрушимой веры в свои силы.
16








История создания повести «Тарас Бульба» История создания повести «Тарас Бульба» Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей- Самодвинца, Величко, Грабянки и т.д.Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: народные песни! Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей- Самодвинца, Величко, Грабянки и т.д.Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: народные песни!


Запорожская Сечь в повести: Запорожская Сечь в повести: Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размёта души. Свободные и равные Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размёта души. Свободные и равные


Образ казаков в повести Образ казаков в повести В повести Гоголь воссоздал картину национально – освободительной борьбы народа против польской шляхты! В повести Гоголь воссоздал картину национально – освободительной борьбы народа против польской шляхты!




Чем мне понравилась книга Каждый народ вправе гордиться своей историей. История любого народа – неповторимая, самобытная. Её тысячелетиями создавали предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, приумножали культуры, выковывали характер. Каждый народ вправе гордиться своей историей. История любого народа – неповторимая, самобытная. Её тысячелетиями создавали предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, приумножали культуры, выковывали характер. И обидно, что сегодня многие политики забыли свою историю и пытаются поссорить два братских народа. И обидно, что сегодня многие политики забыли свою историю и пытаются поссорить два братских народа.


Поляков понуждали завоёвывать Русь. Православных теснили и притесняли со всех сторон. Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово «рос», и переименовали Окраиной. Позже узаконили слова «Украина» и «украинец», чтобы они забыли свое название «русский» и навсегда оторвались от святой и православной Руси. Поляков понуждали завоёвывать Русь. Православных теснили и притесняли со всех сторон. Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово «рос», и переименовали Окраиной. Позже узаконили слова «Украина» и «украинец», чтобы они забыли свое название «русский» и навсегда оторвались от святой и православной Руси.


А ведь в сознании запорожцев украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли русской! Тарас Бульба подчеркивает эту мысль: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле не было таких товарищей» А ведь в сознании запорожцев украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли русской! Тарас Бульба подчеркивает эту мысль: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле не было таких товарищей» На протяжении всей истории эти два народа всегда помогали друг другу. На протяжении всей истории эти два народа всегда помогали друг другу.


Это произведение учит нас быть честными, порядочными людьми. Оно воспитывает в нас чувство любви к своему народу, беззаветной преданности своей Родине. Сегодня наше поколение может учиться у героев повести мужеству, взаимопомощи, любви к ближнему. Это произведение учит нас быть честными, порядочными людьми. Оно воспитывает в нас чувство любви к своему народу, беззаветной преданности своей Родине. Сегодня наше поколение может учиться у героев повести мужеству, взаимопомощи, любви к ближнему.


Мне нравится как Гоголь описывает природу, ярко, красочно, невольно ощущаешь себя её частью. «Степь чем далее, тем становилась прекраснее….. Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов». И не влюбиться в такие просторы нельзя. А как же их предать?... Мне нравится как Гоголь описывает природу, ярко, красочно, невольно ощущаешь себя её частью. «Степь чем далее, тем становилась прекраснее….. Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов». И не влюбиться в такие просторы нельзя. А как же их предать?...


«История в некотором смысле есть священная книга народа: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижал откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего» «История в некотором смысле есть священная книга народа: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижал откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего» Н.М. Карамзин Н.М. Карамзин