Приёмы привлечения внимания. Способы привлечения внимания слушателей

Существуют специальные приемы, позволяющие поддерживать внимание аудитории на достаточно высоком уровне. Назовем наиболее распространенные.

    Вопросно-ответный ход. Задайте вопрос и сами ответьте на него, выдвиньте возможные сомнения и возражения, выясните их и придите к определенным выводам.

    Перейдите от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

    Задайте вопрос одному из слушателей, например: «У вас, я вижу, иная точка зрения?».

    Подойдите ближе к слушателям, сократите дистанции между говорящим и слушателями, поменяйте позицию.

    Создайте проблемную ситуацию, выдвиньте гипотезу, которую докажете вместе со слушателями (внешние приемы: давайте проверим, рассмотрим и т.д.). Предложите слушателям ситуацию, вызывающую вопрос: «Почему?», этим стимулируете их познавательную активность.

    Используйте прием новизны информации, гипотез, и вы заставите аудиторию предполагать, размышлять.

    Сделайте опору на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

    Покажите практическую значимости информации.

    Используйте юмор: это позволяет быстро завоевать аудиторию.

    Ненадолго отступите от темы: это дает возможность слушателям «отдохнуть».

    Замедлите темп произнесения речи и одновременно ослабьте силу голоса: это привлечёт внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

    Используйте наглядные пособия (таблицы, схемы, макеты, слайды и др.).

    Используйте доказательство «от противного».

Готовясь к выступлению, продумайте, какие из приемов привлечения внимания, как и в какое время, вы будете использовать.

Доказательство. Тезис в доказательстве

Подготовка к выступлению обязательно включает продумывание способов доказательства. Чтобы слушатели поверили в справедливость наших идей, её надо доказать, то есть подобрать аргументы.

Структура аргументации

Тезис

Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3

Пример 1 Пример 2 Пример 3

Вывод

Когда вы приступаете к аргументации, начните с формулировки тезиса , то есть мысли, которую и надо доказать.

Аргументы логические и психологические

Аргументы (доводы) – это мысли, суждения, приводимые для подтверждения тезиса. В качестве подкрепления аргументов могут использоваться факты, ссылки на авторитетные источники, примеры из жизни, литературы и т.д.

Начиная работу над доводами, сформулируйте два или три утверждения, которые в сумме доказывают справедливость тезиса. После этого подберите к ним иллюстрации – конкретные примеры, подкрепляющие аргумент.

Надо помнить, что аргументация основана на логических доводах, однако она обязательно должна подкрепляться психологическими, то есть не только опираться на соответствие реальной жизни и иметь четкую с точки зрения логики форму, но и влиять на чувства слушателя.

Аргументы

Логические

Психологические

Влияют на разум, убеждают через сферу рационального:

    факты, не вызывающие сомнения;

    выводы науки (в том числе и научные аксиомы);

    статистические данные;

    законы природы;

    положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативно-правовых актов;

    данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов и др.

Влияют на чувства, убеждают через сферу эмоционального:

    личная уверенность или неуверенность пишущего или говорящего;

    статистические данные, если они вызывают своей внушительностью и значимостью определённые эмоции;

    примеры, вызывающие эмоции;

    показ негативных последствий, которые наступят, если за истину принять антитезис;

  • прямая апелляция к совести, чувствам, долгу и др.

Что бы происходил правильный процесс получения и восприятия всей информации, а так же, чтобы собеседнику было интересно с вами общаться, нужно правильно .

Для того, что бы контролировать внимание партнера, нужно учиться использовать приемы контролирования ситуации. Это сложный и увлекательный процесс, когда вы овладеете всеми способами контролирования, то внимание собеседника будет привлечено, только к вам.

Под управлением внимания понимают активация всех чувств восприятия человека, путем воздействия на человека невербальными способами общения.

Внимание собеседника можно привлечь, если начать разговор с интересующей его проблемы или темы, это бесспорно, самый действенный способ.

Но помимо того, что вы говорите, вы должны учитывать, как вы это говорите. Что бы привлечь внимание собеседника, ваша речь должна быть эмоционально окрашена, яркой и экспрессивной. А если ваша речь будет не яркой, вялой и безразличной, то внимание собеседника вам не добиться.

Главное средство, которое поможет донести всю необходимую информацию до собеседника – это ваш голос. Главное, что бы он был особенный, эмоционально окрашенный. Ведь человек, который впервые слышит ваш голос, внутри для себя его записывает и сохраняет, а потом когда он слышит ваш голос вновь – он его узнает. Именно поэтому, что бы привлечь внимание собеседника , он должен сразу ему запомниться как живой и яркий. Мямле ни когда не стать хорошим оратором, запомните это. Так как тихий и неуверенный голос, оказывает плохое воздействие на внимание собеседника и может стать даже не приятным.

И порой, для вашего оппонента бывает намного важнее то, как вы говорите, какие при этом используете обороты и как эмоционально окрашиваете свою речь, чем то, какое вы несете содержание.


Итак, мы предлагаем вам опробовать, 12 приемов привлечь внимание собеседника:

1. Нейтральная фраза. Ученые доказали, что если начать разговор с фразы, которая не несет смыслового напряжения, будет намного лучше. Тогда внимание собеседника будет привлечено только к вам, ведь таким приемом вы заинтересуете его;

2. Начать разговор с повышенного тона. Громкая речь всегда привлекает внимание, но важно, что бы вы понимали: громкая речь отличается от крика. Недопустимо строить весь разговор на повышенном тоне, это скажет вашему собеседнику о том, что вы не уверенны и боитесь его. Но использование повышенного тона в начале разговора, привлечет внимание собеседника. Так же можно выделять требуемую (важную для вас) фразу громким тоном, таким образом, вы незаметно сделаете акцент на данной информации;

3. Завлечение слушателя. Суть данного приема состоит в том, что вы начиная свое общение произносите главную фразу очень тихо. А потом перейти на более громкий тон, такая контрастная подача поможет сделать управление вниманием собеседника еще проще. Главное помнить, что такой прием может сработать только в том случае, если вы полностью уверены в своих словах.

4. Зрительный контакт. Установка зрительного контакта добавит вашему разговору, важности между вами и оппонентом. Этим приемом пользуются ведущие лидеры, так как знают о его эффективности. Суть приема заключается в том, что лектор обводит собравшуюся аудиторию взглядом и устанавливает с каким – либо человеком и всю лекцию читает именно ему.

Помимо общения с глазу на глаз, этот прием можно применять и при массовых сборах. Он будет так же эффективен. Так как глядя своему собеседнику в глаза, вы сосредотачиваете его внимание на себе, а так же используя этот прием, вы можете контролировать и продолжительность этого внимания.

5. Акцентирование. Этот прием применяется в тех случаях, когда нужно вам к определенной фразе именно в этот момент. Акцентирование может носить как прямой, так и косвенный подтекст. Прямое акцентирование заключается в выделении нужной фразы стоп – словами, например: «обратите внимание» или «Особенно, это» и другие. А косвенная акцентировка, заключается в том, что вы выделяете нужную фразу голосом.

6. Выбор темпа речи. Внимание собеседника постоянно переключается, и управление вниманием происходит следующим образом. Оратор должен исключить в своей речи монотонные и замедленные тона. Так как такая речь, способствует отвлечению внимания от вас. Даже если ваша информация, то скучный и нудный темп заставляет отвлечься от вас и вашей речи.

Чтобы привлечь внимание собеседника , нужно постоянно контролировать темп своей речи, а так же громкость подачи информации. Ведь говоря громче или тише, а так же меня темп речи, вы заставляете своего собеседника слушать вас внимательно. Так как если он отвлечется, то потеряет нить беседы.

7. Прием применения пауз. Используя паузы, вы незаметно для него подготавливаете его восприятие к нужной вам информации. Применение тактических пауз очень полезно в следующих случаях:

Используя паузу, вы фокусируете внимание оппонента на себе, так как он заинтересованно ждет от вас, что же вы расскажите. В этот момент можно говорить самую важную по значимости информацию;
Помимо применения паузы, можно использовать совместно тактический прием повышения или понижения голоса. Это придаст вашей информации еще большее значение, и собеседник будет лучше вас слушать;
Использование коротких пауз, схоже с использованием знаков препинаний. Как и в написанном тексте, знаки препинания – паузы, дают нам возможность понять материал. Таким образом, вы лучше доносите суть сказанного вами;
Так же применение паузы даст вам возможность перейти к новой части беседы. А собеседник сможет перестроиться от одной информации на другую и значит лучше ее усвоить и понять.

8. Переформулировка. Этот прием, отлично заставляет сконцентрироваться вашего собеседника, так как его суть заключается в том, что вы высказываете свою же ранее сказанную мысль другими словами. Особенно важен это прием, если вы желаете донести важную для вас информации и хотите, что бы ваш оппонент ее точно понял и усвоил.

Если же ваша беседа носит вопросно–ответную форму, то этот прием позволит точно получить ответ, на интересующий вас вопрос.

9. Провокация. Если вы выдаете провокационную информацию, то ваш собеседник обязательно захочет вам возразить и, конечно же, будет внимательно вас слушать.

10. Гипербола. Не стесняйтесь приукрасить или преувеличить выдаваемую вами информацию. Ваш оппонент, обратит внимание, и потом вы обязаны заострить внимание на вашей позиции.

11. Выдвигание прогноза. Если вы уверены в том, что делаете, то вы обязаны предоставлять свои прогнозы.

12. Трехходовка. Если ваш оппонент агрессивно настроен, то тогда нужно действовать по следующим пунктам:

Дайте понять, что вы понимаете его состояние и вам очень жаль;
расскажите, что чувствуете сейчас вы, что вы расстроены и подавлены;
выждите небольшую паузу, а потом предложите успокоиться всем вам и вместе искать путь решения конфликта и сложившейся ситуации.

Запомните, что управлением вниманием вашего оппонента, не простая задача, но если вы в совершенстве овладеете всеми приемами, то сможете управлять кем угодно. Так как именно вы будите контролировать, что видит и слышит ваш собеседник.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Дорогие друзья, сегодня я Вас познакомлю с приемами привлечения внимания собеседника .

Привлечение внимания – это важный аспект в любом переговорном процессе, в видении бизнеса через интернет, создание различного рода продающих страниц, использование различных штучек воздействия на психику человека, с целью привлечения внимания, и т.д.

Мы с вами знаем, что способов привлечения внимания в написании текста множество. Но мы сегодня поговорим о смысловой нагрузке привлечения внимания .

Это будет полезно как в интернет бизнесе, в бизнесе в реале, в деловом общении.

Чешский социолог Иржи Томан, выделил следующие способы привлечения внимания:

1. Сообщение нового . Всем людям свойственно любопытство, желание узнать что-то новое. При этом все стремятся получить новую информацию как можно скорее и с наименьшей затратой труда. Сообщение новой информации, касающейся профессии или увлечения слушателя также вызывает интерес. Внимание слушателя можно привлечь, предложив ему новые аспекты дела или новые аргументы, которых он до того не знал.

2. Рассказ или упоминание о чем-то необычном, что вызывает удивление . Люди любят слушать о необычных приключениях, новых достижениях науки и техники, об интересных случаях из жизни людей, и вообще обо всем, что отличается от повседневной жизни.

3. Привлечение внимания путем организации дискуссии или спора с третьим лицом . Такой способ содержит в себе определенную долю риска. Если полемика приобретет слишком острый характер, присутствующие могут проявлять осторожность в интересе и внимании к вам. Нельзя превращать дискуссию в конфликт. «…Всегда необходимо помнить, о том, что нельзя поддаваться искушению триумфовать над побежденным».

4. Использование оригинального и своеобразного стиля высказывания, усиление его образности . При этом необходимо помнить, что краткие и простые предложения намного понятнее, чем длинные и сложные.

5. Сообщение ярких и интересных сравнений и примеров в начале рассказа . Не нужно утруждать слушателя длинными вступлениями.

6. Выразительное интонирование речи: изменение в нужных местах темпа речи, тона и силы голоса, выделение определенных слов, использование пауз.

7. Сопровождение речи иллюстрациями и наглядностью, демонстрация фотографий, картин, приборов и т.п.

Мы должны с вами помнить о том, что начало вашего выступления- является значимым моментом в привлечении вашего внимания

С целью привлечения внимания партнера можно использовать:

Цитаты знаменитых людей;

Предложения, поражающие своей необычностью;

Истории, немедленно вызывающие сочувствие слуша¬телей;

Риторические вопросы;

Исторические эпизоды, занимательные приключения из прошлого или настоящего.

Следующим моментом, который является безотказным средством привлечения внимания - это юмор .

Эффект юмора считается общепризнанным, так как остроумная шутка действует мгновенно и безотказно.

Опытный оратор или лектор в выступлении периодически использует шутки, анекдоты с целью возбуждения интереса и поддержания контакта

И еще один момент, очень важный.

Есть компании, лидеры, наставники, которые постоянно стараются мотивировать людей, и не учитывают тот факт, что излишняя мотивация не способствует успеху, а наоборот, после супер мотивирующего мероприятия-человек просто исчезает или перестают работать, или у него снижается уровень работоспособности.

В психологии известен эффект Йеркса- Додсона, который состоит в том, что чрезмерно сильная- мотивация препятствует успеху деятельности , особенно сильно это проявляется в общении, в том числе и деловом. Одним из средств выхода из этой тупиковой ситуации можно предложить юмор. В данном случае он становится мостиком между мотивацией и успехом . Нужно самому уметь шутить над собой и позволять делать это другим.

Таким образом, юмор является незаменимым средством преодоления коммуникативных барьеров , в частности, связанных с отсутствием у партнера интереса к сообщению. Однако использование шутки, юмора в деловом общении должно соответствовать ряду требований :

Юмор должен быть нейтрален по смыслу, или хотя бы не направлен на партнера;

Шутка должна быть понятна и доступна собеседнику;

Юмор не должен затрагивать моральные и другие ценности партнера;

Юмор должен быть уместным.

Несоответствие юмора этим требованиям может привести к противоположному результату.

С целью привлечения внимания может использоваться комплимент . Он затрагивает чувство гордости собеседника, располагает его к теме общения. Завуалированной разновидностью комплимента является ссылка на компетентность партнера в данном вопросе, его профессионализм, авторитет.

Продолжение следует…

Это могут быть самые разные приемы. Определенного эффекта по привлечению внимания можно добиться, например, простым отходом от трибуны или стола, приближением к слушателям, если это возможно, разного рода иными простейшими действиями. К числу способов привлечения внимания относятся разного рода подчеркивания определенных мест выступления: повторение, замедление речи, паузы, ускорение речи, в частности, когда делаются некоторые отступления. Грубой, однако, ошибкой, как отмечалось выше, является повторение конца почти каждой фразы.

При этом следует соблюдать правила:

1. Не стучи по кафедре, столу. Не делай выговоров, обращенных ко всем слушателям. Если необходимо, сделай персональное замечание.

2. Используй любую возможность для графического изображения материала.

3. (Там, где есть доска) Следи за доской, на ней не должно быть ничего лишнего, отвлекающего.

4. Используй паузы для наблюдения за слушателями. Не бойся оценки со стороны аудитории, оценивай ее сам.

5. С целью привлечения внимания, усиления различных моментов изложения используй жесты и мимику. Выражение лица, поза, жест, что хорошо знают выступающие «со стажем», являются дополнительными средствами выразительности. Скучное, равнодушное лицо рождает скуку и равнодушие у слушателей.

6. Воздерживайся, однако, от бурной жестикуляции.

7. Не перенимай жестов у других, ищи соответствие жестов излагаемым мыслям.

Хорошими приемами привлечения внимания, а также активизации слушателей, способствующими налаживанию и поддержанию обратной связи с аудиторией, являются следующие:

Размышление вслух . Данный прием состоит в том, что выступающий задает вопросы самому себе и, рассуждая на глазах у слушателей, намечает и рассматривает возможные варианты ответов на эти вопросы, дает им обоснование: анализирует ответы, ищет и находит убедительные решения. В этом случае перед слушателями как бы раскрывается «кухня» мыслительной работы выступающего.

Активизирующие вопросы . Выступающий задает вопросы самим слушателям, если это, конечно, возможно. Вопросы при этом должны содержать элементы проблемности. Они должны требовать обоснования, сравнения, сопоставления, выводов, которые в целом вполне доступны слушателям.

Устный фронтальный опрос . Прием используется тогда, когда это возможно, но не обязательно только в учебной аудитории, например, там, где выступление делается не впервые. При этом опрос увязывается с ранее рассмотренным материалом, но с акцентом на новой теме. Опрос может производиться в начале выступления или поэтапно, по ходу выступления.

Элементы дискуссии и полемики . Выступающий инициирует формулирование самими слушателями различных вариантов решения некоторого вопроса, высказывание различных точек зрения, оценок, используя заранее заготовленные примеры. Затем эти ответы используются при окончательной формулировке ответов и оценок в рамках обсуждаемого материала. Этот прием предполагает сопоставление различных точек зрения, демонстрирование борьбы мнений, различных интересов. Даже если слушатель при этом сначала присоединяется к неверной точке зрения или предлагает свое собственное неточное решение, все равно этот прием активизирует интерес, все познавательные процессы со стороны слушателей вообще.

О самой полемике и различных ее видах более подробно будет сказано в следующем 10-м разделе пособия.

ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

В современной практике выступлений все шире применяется так называемый проблемный метод изложения , в отличие от более привычного информационно-иллюстративного , или описательного способа. Последний предполагает подачу материала в готовом виде: выступающий приводит факты, выводы как уже установленные и осуществленные. При этом приводятся все необходимые объяснения и обоснования. Материал подается в логически-доказательном, нейтрально-эмоциональном, либо, наоборот, эмоционально-образном виде. Но само доказательство, повторимся, и в том и в другом случае приводится как уже сделанное, готовое, законченное.

Информационно-иллюстративный подход по-своему очень экономичен, дает образцы логики изложения и образного описания, развивает понимание, память, репродуктивное, или воспроизводящее мышление; затрагивает эмоциональную сферу слушателей. Однако этот метод слабо развивает активность слушателей, их инициативу, творческие способности. Этот-то недостаток и призван преодолеть проблемно-поисковый метод выступления.

Проблемный метод направлен на активизацию познавательной деятельности слушателей уже по ходу выступления. Он в большей степени возбуждает интерес к предмету обсуждения, способствует развитию самостоятельности, творческого отношения к предмету путем постоянного диалога выступающего и слушателей, полемики с самим собой и слушателями.

Проблемное выступление должно отвечать своему названию, как в отношении содержания, так и в отношении методического исполнения. В таком выступлении серьезные проблемы, ведущие идеи, актуальные задачи рассматриваются и подаются с использованием различных поисковых средств и на основе воспроизведения самой логики поиска, в частности, научного поиска.

Проблемное выступление должно воспроизводить все основные уровни проблемного поиска в той области, к которой относится тема выступления. Оно должно учитывать:

1. Уже решенные проблемы данной области.

2. Проблемы, решенные лишь частично.

3. Только что поставленные, новые проблемы, подлежащие решению в некотором будущем.

Логика проблемного выступления может носить сквозной либо поэтапный характер. В первом случае проблема, поиск решения которой осуществляется, формулируется уже в самом начале выступления. Затем проблема постепенно разворачивается, обогащается привлекаемым материалом, обосновывается все новыми данными и промежуточными выводами, которые выступающий пытается строить вместе со слушателями (Сравни: концентрический способ изложения, о котором речь шла в разделе 5.1.).

Во втором случае - при поэтапном изложении - сначала строится так называемое «дерево проблемы», и далее каждая отдельная его веточка, т.е. некоторый более частный вопрос - подпроблема, рассматривается самостоятельно. Решение любого такого вопроса (подпроблемы) служит в дальнейшем предпосылкой рассмотрения некоторого другого вопроса (подпроблемы) на исходном «дереве проблем» (Сравни также: ступенчатое изложение из того же раздела 5.1.).

Нередко, однако, в хорошо построенном проблемном выступлении имеет место комбинация обоих этих вариантов.

Проблемное выступление возможно и полезно не всегда, а лишь при наличии ряда необходимых условий:

1. Материал должен носить отчетливо выраженный логически доказательный характер, почти все основные компоненты решения соответствующей проблемы, связанных с нею подпроблем должен быть налицо.

3. Слушатели должны обладать достаточным начальным уровнем знаний и поэтому быть способными принять активное участие в анализе материала.

4. (Весьма важное условие) Должен иметь место достаточный объем времени.

Начинать подготовку проблемного выступления, как и всякого иного, нужно с определения его темы и целей, с учетом того, какие из этих целей должны быть поставлены и в какой мере достигнуты по ходу данного выступления.

После постановки целей производится «проблемный» анализ материала, в ходе которого формулируются задачи, которые должны быть решены в процессе выступления. Решение этих задач, в свою очередь, должно давать возможность сформировать достаточно полное решение исходной проблемы в целом. Для этого уже сами задачи должны быть объединены в некоторую систему - «дерево задач».

По мере надобности проблемный анализ материала дополняется методическим анализом, включающим уяснение того, какими методами, методиками нужно владеть, чтобы решать те или иные их сформулированных и представленных на «дереве» задач. Выступающий должен своевременно предлагать слушателям необходимые методические и методологические средства, а еще лучше - как бы находить их вместе со слушателями.

Если все необходимые условия соблюдены, то выступление становится диалогом выступающего со слушателями и слушателями между собой, совместным поиском, нередко с элементами спора, дискуссии, и даже полемики. Умственная активность слушателей при этом внешне выражается в репликах, замечаниях, общей реакции понимания или непонимания, причем осознаваемого («я знаю, что я этого не знаю, или не понимаю»). Она также проявляется в одобрении или неодобрении чьих-либо предложений, в ответах на поставленные выступающим вопросы, что позволяет установить четкую обратную связь в ситуации «выступающий - слушатели».

В ходе проблемного выступления слушатели постоянно озадачиваются: им нужно уяснить суть поставленных вопросов, усвоить необходимую информацию для формулирования ответов на них, вспомнить то, что им уже известно в связи с обсуждаемой проблемой. Они участвуют в совместном поиске на основании некоторого предположения, корректируют собственные позиции и действия, а также позиции и действия других участников совместного поиска, в том числе самого выступающего.

Некоторые правила проблемного изложения:

1. Сочетай знакомое слушателям с незнакомым, увязывай незнакомое со знакомым.

2. Создавай по ходу выступления обстановку, в которой у слушателей возникают естественные интеллектуальные затруднения и естественное желание преодолеть их в виде поиска недостающей информации, новых знаний, новых способов действия.

3. Активно используй вопросы, создавай быстротечные локальные проблемные ситуации.

4. Систему основных вопросов готовь заранее с целью управления поисковой активностью слушателей. Продумывай в связи с ними формулировки проблем, возможных гипотез, которые могут быть выдвинуты слушателями по ходу обсуждения.

5. Не старайся организовать всеобъемлющую поисковую деятельность слушателей при изложении достаточно нового для них материала.

6. Не противопоставляй проблемно-поисковый метод другим, традиционным методам изложения, тем более что сам проблемный метод имеет своих довольно почтенных по возрасту предшественников (беседы Сократа).

7. Избегай чрезмерной искусственности создаваемых по ходу изложения проблемных ситуаций, например, с целью «украшательства» выступления модными приемами.

8. Не пресекай ошибочных суждений слушателей. С помощью дополнительных вопросов подводи их к тому, чтобы они самостоятельно обнаруживали ошибки в своих рассуждениях, сами приходили бы к необходимым выводам.


Похожая информация.



Введение

Заключение

Список литературы

Введение


Сутью и обоснованием выбора данной темы является тот факт что концентрация внимания аудитории на выступающем - необходимое условие для того, чтобы информация напрямую попадала в мозг людей. Если внимание публики занято мыслями о своих делах и проблемах, разговором с соседом, разглядыванием каких-нибудь материалов и оратор не сумел его захватить, любая речь бессмысленна.

Без внимания никакое воздействие на сознание и на эмоции публики невозможно. Самая мощная пушка бесполезна, если она не наведена на цель, ее снаряды будут рассеяны по воробьям. Так и сила оратора будет распыляться, если он не сумел захватить внимание слушателей.

Между тем хорошо известно из психологии, что внимание людей капризно и непостоянно, само по себе оно сконцентрировано не будет, но хороший оратор обязан грамотно им управлять. И важно делать это тонко и, как ни странно звучит, незаметно для публики - у хорошего оратора никакие приемы не бросаются в глаза.

Для этого в своей работе выделяются такие подтемы:

-способы привлечения внимания

-способы удержания внимания

1. Способы привлечения и удержания внимания


Во-первых, любой движущийся предмет. Когда вы появляетесь перед публикой, сам факт появления нового движущегося объекта уже завладевает вниманием людей, хотя бы на несколько секунд - но для начала и этого достаточно. Я всегда говорю людям на тренинге - выступление начинается, не когда вы открываете рот и начинаете говорить, а когда появляетесь в поле зрения публики. В момент вашего появления все люди в аудитории повернут голову на вас - ага, вот кто у нас следующий, ну, давай, давай, сейчас посмотрим, на что ты способен… И вы спокойно и уверенно, по-хозяйски шагаете на сцену и занимаете центральное место для выступления.

Во-вторых, выразительная жестикуляция. Руки - тоже движущийся объект, который хорошо цепляет внимание людей. Жестикуляция выполняет очень важную функцию - она дает пищу для глаз. Обычно мы в общении перегружаем информацией звуковой канал, а зрительный канал у публики скучает. Ну, посмотрели люди, как вы вышли, как вы одеты, как вы держитесь, ну и все. Дальше глаза скучают. Плакаты, слайды, и наглядные пособия далеко не всегда есть в запасе. А между тем, зрительный канал способен воспринимать в 10 раз больше информации, чем звуковой!

В-третьих, контакт глазами. Есть ораторы, которым некомфортно смотреть в зал, поэтому они начинают шарить глазами по сторонам и теряют контакт с аудиторией. Важное правило для любого оратора - держать глазами аудиторию, в основном центральный сектор, иногда - боковые сектора зала. Держите глазами публику!

В-четвертых, сильный и уверенный голос оратора. Звук голоса сам по себе является сильным раздражителем и не дает "засыпать" залу, даже если содержанием вы не удивляете. Если у вас негромкий голос, и вы полагаете, что публике и так слышно, вы заставляете людей, особенно на задних рядах, напрягать внимание и прислушиваться. А внимание так устроено, что оно скоро утомляется, и люди в зале перестают прислушиваться, и уходят мыслями в себя.

В-пятых, энергетика речи. Энергетика - это эмоциональный заряд человека, его увлеченность, экспрессивность. Энергетика держит внимание людей лучше, чем многое другое. Заряженный по энергетике человек становится сильнейшим магнитом для зала, от него невозможно отвести глаз, он выразителен, он интересен, он привлекателен. И наоборот, в вялом состоянии нельзя выходить на публику и говорить, это лучший способ усыпить зал и далее при своем появлении вызывать только зевотный позыв.


2. Контакты с аудиторией: удержание внимания


От длинных монологов слушатели быстро устают. И начинают подремывать, считать ворон за окном, витать в своих мыслях… Оратору можно, конечно, утешать себя тем, что его слова, возможно, действуют прямо на подсознание. И продолжать делать то, что так убаюкивающее воздействует на аудиторию…

Но можно начать делать что-то другое. Бороться за внимание слушателей. Использовать самые разные средства, чтобы это внимание не только захватить, но и удержать.

Самый простой и эффективный способ - это все время что-то менять в своем выступлении.

Изменять интонации. Делать свой рассказ эмоционально насыщенным (ничто так не убаюкивает, как монотонный, одноцветный голос оратора).

Поднимать и опускать энергетику. То успокаивать аудиторию… то заводить её так, чтобы она чуть ли не бесновалась!

Передвигаться по аудитории, подходить к первому ряду, отходить назад… активно жестикулировать. Движущиеся объекты привлекают больше внимания!

Менять способ донесения информации: 3 минуты - слайды, 4 минуты - лекция, 2 минуты - история из жизни, 3 минуты - вопросы в зал…

Как только оратор начинает делать что-то новое - происходит всплеск интереса к тому, что происходит. Всё новое подсознательно притягивает внимание человека (хотя бы для того, чтобы оценить, не опасно ли это для жизни).

Разнообразие - это общая идея. А вот как именно это разнообразие можно создавать, мы и поговорим.

Один из самых простых приемов - это имитация диалога. Просто вы в своем выступлении начинаете беседовать с воображаемым собеседником. Отвечая на его вопросы, задавая ему свои. Создавая спектакль одного актера!

Это позволяет оживить речь, сделать её более разговорной, живой, стимулирует внимание слушателей (они становятся как бы свидетелями спора/беседы).

Построить подобный диалог помогают фразы:

"Мне могут возразить…"

"Иногда спрашивают…"

"Иногда мне приходится слышать такие, например, высказывания… на что я обычно отвечаю"

"Есть три вопроса, которые мне обычно задают…"

Вот, например фрагмент оправдательной речи Брута после убийства Цезаря (в интерпретации Шекспира), в котором он использовал этот приём (в этой речи есть также риторические вопросы к слушателям, про которые мы поговорим в следующей рассылке).

"…Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше, чем его. И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше, но потому, что я любил Рим больше. Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами, или чтобы Цезарь был мёртв и вы все жили свободными людьми? …"

После этой пламенной речи народ начал чествовать Брута, как народного героя. Правда, не прошло и 10 минут, как после ответной речи Антония тот же народ бросился с горящими факелами жечь дом Брута.

"Юлий Цезарь" Шекспира почти наполовину состоит из подобных фрагментов, где мнение и действия толпы определяются искусством оратора, тем, насколько красиво оратор манипулирует мышлением толпы.

аудитория внимание оратор управление

Заключение


Управлять вниманием в деловом общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

Итак, важно помнить, что для того, чтобы захватить аудиторию во время начала публичного выступления есть немало взаимодействующих факторов, воздействующих на психику, подсознание и внимание слушателей, которые должен знать каждый оратор.

Список литературы


1.С. Кара-Мурза "Манипуляция сознанием" 2009

2.Игнатьев Д. Настольная энциклопедия Public Relations. / Д. Игнатьев, А. Бекетов, Ф. Сарокваша. - М., 2006. - 229 с.

.Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, 2010. - 624 с.

.Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М., 2003. - 246 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.