Проблема взаимоотношений поэтов и читателей аргументы. С4, С5. Тема поэта и поэзии в русской литературе. Проблема поиска смысла жизни в современном мире


Недавно в старых вещах я нашла свою тетрадь со стихами. Открыла. И понеслись воспоминания… Вспомнилось, как папа, большой любитель сочинять разные истории, стишки, перефразировал известную басню Крылова:

Лебедь, рак и щука вышли погулять,
Вдруг им кот попался, начал в них стрелять –
В лебедя – промазал, рака подстрелил,
Щука испугалась ну и говорит:
«Ах, моя кисуля, не стреляй в меня,
Принесу колбаски, дам тебе сырка!»

Вдохновленная папиным «произведением», я написала свой первый стих:

Ах ты, козочка-коза, не бодай ты меня,
Принесу тебе я сена,
Дам тебе я молока,
Только не бодай ты меня!

С тех пор поэзия навсегда покорила мое сердце. В отличие от других детей, я любила читать стихи, легко их запоминала и много сочиняла сама. Конечно, любовь к лирике зародилась задолго до моей первой импровизации, она долго росла в душе благодаря тому, что каждый день по крохе мне дарили родители, по вечерам читая книги, рассказывая стихи и играя в подобные импровизации.

Теперь, когда у меня самой появилась дочь, захотелось заразить и ее этой любовью. Думаю, у меня уже получается: в два с половиной года она уже придумывает простые рифмы и с удовольствием рассказывает известные ей стихи.

С чего начать?

Как же воспитать в ребенке интерес к поэзии, как привить любовь к стихам?

Интересен подход к этой теме француженки, матери двух дочерей, автора собственной методики Сесиль Лупан. Она советует с раннего детства читать малышам сложные произведения, такие как басни Лафонтена, а чтобы их смысл доходил до ребенка, советует подкреплять чтение наглядными картинками чуть ли не к каждой фразе. Эти картинки также помогут поддерживать интерес к длинному произведению. Слушая мировую классику, ребенок откладывает в свой пассивный словарь много красивых литературных выражений и фраз, которые незаметно перекочуют в его активный лексикон.

Как богата наша русская литература, и как она сможет обогатить речь и внутренний мир ребенка! Чего только стоят фразы из уст малыша: «Мой черноглазый принц», «Хлеба не дают, плакать не велят», «Ты все пела? Это дело, так пойди же попляши!». Не упускайте возможность почитать на ночь крохе стихи Есенина, Пушкина, Барто, Ахматовой и других! Этим вы также сможете привить ребенку любовь к книгам и к чтению.

Ну а начинать этот сложный, но увлекательный путь в мир литературы можно вопреки мнению Лупан (она была против «примитивных» стишков) с народного фольклора: с пестушек, потешек да веселых прибауток, с успокаивающих колыбельных. Пусть ребенок почувствует не только богатство и высоту классики, но и легкость и простоту такого родного народного слова!

Стихи – это настоящий кладезь опыта поколений, знаний, но это еще и отличное успокоительное средство. Попробуйте бороться с детскими страхами, со стрессом с помощью подходящих стишков. Этот метод также хорошо помогает адаптироваться в новой для ребенка обстановке, например, при подготовке к детскому саду.

Пусть рифма будет вашим спутником повсюду.

Хорошо, когда мама знает много стишков на все случаи жизни. Пусть ребенок просыпается, моет руки, кушает и идет на прогулку под веселый стишок. Знакомство с животными, погодой, миром вокруг тоже будет проходить веселей, если подыскать подходящие четверостишья. Тут на помощь может прийти М. Л. Лазарев и его «Цветоник». Кажется, что в его арсенале есть песенки и стишки на все случаи жизни.

Если ребенок уже говорит, можно поиграть в рифмы, сначала просто показывая ему, как это весело (так: кошка-плошка-дорожка-ложка-ножки; или так: вот кошка, перед ней плошка, уходи с дорожки, грязные ножки). Потом малыш сам сможет искать рифмы к словам.

Для развития богатой речи подойдут не только упражнения на поиск рифмы, но и, например, на поиск антонимов (высокий-низкий, старый-новый, старый-молодой!), игра «Закончи предложение» (Прошел дождь, и на асфальте остались…).

Пусть чистой будет наша речь.

Давайте лучше знакомить подрастающее поколение с красотой нашего языка, нашей поэзии, и тогда мы вырастим творческие гармоничные личности с выразительной богатой речью и безудержной тягой ко всему прекрасному.

В каких произведениях русской классики поставлена пробле­ма воспитания и образования и что их сближает с пьесой Фонвизина?

Проблема воспитания и образования поставлена в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе И.А. Гонча­рова «Обломов». Во всех трех произведениях мы видим един­ство авторской позиции - понимание определяющей роли семьи, воспитания в формировании нравственного и интел­лектуального облика молодого человека.

Жизнь недоросля мы видим в повести А.С. Пушкина «Ка­питанская дочка». С пятилетнего возраста мальчика отдали на руки стремянному Савельичу, затем отец нанял для сына француза, мосье Бопре, слабовольного и легкомысленного человека. Петруша гонял голубей, лакомился пенками от ва­ренья, сваренного матушкой, делал змеев из географической карты, играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Но в один прекрасный момент это «благоденствие» было нарушено. Отец отправил сына на военную службу. Здесь стоит отметить муд­рость и прозорливость Андрея Петровича Гринева, который не захотел, чтобы сын служил в Петербурге, где он «научится мотать да повесничать». Вместо Петербурга Гринев отправля­ет сына в Оренбург, в «сторону глухую и отдаленную», наде­ясь, что суровая и тяжелая служба сделает из него настоящего офицера. Значимо и напутствие, которое отец дает сыну на прощание: «Береги платье снову, а честь смолоду».

И герой исполняет завет своего отца. Гринев попадает в водоворот крупных исторических событий, оказавшись фак­тически между жизнью и смертью. И вот тут-то вчерашний недоросль предстает перед нами настоящим мужчиной с чет­кими, определенными понятиями о чести, о воинском долге, о милосердии. Гринев не бросает в трудную минуту свою неве­сту, не оставляет Савельича. До конца честен он и во взаимо­отношениях с Пугачевым, сохраняя верность государствен­ной присяге. Однако Петруша Гринев, превратившийся из не­доросля в достойного мужчину, - все же счастливое исклю­чение в русской литературе. Традиционное российское воспитание не сгубило его благородной, чистой души.

Но в русской литературе есть и пример героя, жизнь кото­рого оказалась загубленной благодаря воспитанию. Такой образец пагубного влияния воспитания на человеческую душу представляет нам И.А. Гончаров в романе «Обломов». Глав­ный герой этого романа давно уже стал у нас персонажем на­рицательным, символизирующим лень, пассивность, бездей­ствие.

Детство главного героя Ильи Ильича прошло в Обломов­ке, в тихом и сонном крае. Сказки няни, легенды и предания о нечистой силе, ласки матери, обильные обеды, вкусные до­машние пироги, прогулки по саду и двору - жизнь в Обло­мовке течет неспешно и неторопливо, ни бурь, ни потрясений не бывает в этом мирном уголке. Родители не позволяют маль­чику что-либо сделать самому, всячески балуют ребенка, не слишком утруждают его учебой.

И вот результат воспитания - в тридцать два года, оста­вив службу, Илья Ильич совершенно опустился, проводит все свои дни, не вставая с дивана, в любимом восточном халате и мягких удобных тапочках. Имение Обломова практически разорено, его обманывает управляющий, однако герой не в состоянии разобраться с собственными делами. Он мечтает о любви и семье, но идеальная любовь становится для него не­возможной: Ольга Ильинская не отвечает идеалу Обломова, Агафья Пшеницына же воплощает лишь одну сторону этого идеала. В жизни Обломова нет места каким-либо потрясени­ям, полезной деятельности. Безусловно, герой добр и благоро­ден, душа его «чиста и ясна, как стекло», он осознает сует­ность и бесполезность многих человеческих устремлений. Однако всего этого оказывается недостаточно для настояще­го счастья. Обломов так и не смог воплотить в жизнь своего идеала.

Раскрывая внутренний мир своего героя, Гончаров умело использует портрет, описание его домашней обстановки, пей­заж. Так, мысль гуляет по лицу Обломова «вольной птицей». Характерные детали его костюма - это восточный халат и домашние тапочки. Любовную историю с Ольгой Ильинской в какой-то степени символизирует ветка сирени, бро­шенная героиней.

Таким образом, система воспитания и образования, при­нятая в русских дворянских семьях в 18-19-м вв., была во мно­гом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и серд­ца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие ка­чества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реа­лизовать свои собственные мечты, и вместе с тем гордость и безверие, трусость и злонравие. Черты эти становились опре­деляющими в личностной реализации людей, в их судьбах, в их жизненной состоятельности. Воспитание, таким образом, определяет характер человека, его судьбу, его место в жизни.

«Через поэзию к воспитанию любви

к родному языку»

Выступление на научно – практической

конференции по патриотическому воспитанию

Как бы ни называлось и каким бы ни было государство, в котором человек родился, но то, что его окружает, - это его Родина. Лес, поле, река или куст сирени у дома или улица с небоскребами.

Чувство Родины – одно из сильнейших и необходимейших в системе человеческих чувствований. Без патриотизма человек ущерблен. Он не ощущает своих корней, родная земля его не питает.

Между матерью и ребенком первоначально существует биологическая связь. Укрепится эта связь или разорвется, перейдет из биологической сферы в сферу духовную – это уже, и вопрос воспитания. Связан ли человек некими узами с землей, на которой он родился? Хочется думать, что – да, связан. Но укрепится или разорвется эта связь, зависит от обстоятельств жизни и обстоятельств воспитания.

Обратимся к книге немецкого философа Фридриха Ницше, которая носит красноречивое название «Человеческое, слишком человеческое», в которой он на свои собственные вопросы «что привязывает всего сильнее?» какие узы почти немыслимо разорвать? Справедливо утверждает: «благодарность к земле, на которой выросли…»

Именно от нас, педагогов зависит, как раскрыть ребенку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает затем в чувство любви к Родине.

Мы понимаем, что вопросы патриотического воспитания очень сложны, но ведь первые годы жизни ребенка это важный этап его воспитания. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок. Нам очень созвучны слова М. Ломоносова «Повелитель многих языков, язык российский, велик перед всеми… имеет природное изобилие, красоту и силу…»

Педагоги нашего дошкольного учреждения особое внимание в воспитании у ребенка чувств патриотизма придают родному слову. Мы видим в обращении к прекрасному источник гражданственности. Это и определило тему моего выступления: «Через поэзию к воспитанию любви к родному языку»

Тончайший и сложнейший мир букв и звуков составляют слово. Недаром говорится:

«Слова, слова, слова…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном мире – море слов –

Купаться ежечасно!»

Приобщить ребенка к этому огромному миру слов и стало нашей главной задачей. Чем раньше мы это сделаем, тем раньше, как говорил академик Дмитрий Лихачев «откроем уста детей» и добьемся желаемых результатов. Главное средство, которое поможет нам это сделать – русский язык, именно он влияет на нравственность, духовность подрастающего поколения.

Истинная поэзия, истинная гармония должны прийти к ребенку, как только проснется его слух и глаза станут фиксировать предметы окружающего мира. Как замечательны слова Александра Блока:

«Золотую птицу мы увидим во сне.

Всю вчерашнюю ночь она пела с мачты,

А корабль уплывал к весне…»

Золотая птица устами поэтов призывает к добру, свету, воспитывает красоту родной земли, погружает ребенка в стихию родной речи. Мы искали путь к сердцу ребенка, что же питает его душу, естественно, это живопись и музыка, но первое с чем он встречается, - это поэзия.

Наше дошкольное учреждение не первый год работает над проблемою приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей. Это очень интересная работа, но еще нам хотелось бы подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством родного языка. Как уместны здесь слова Н.В. Гоголя «дивишься драгоценностями нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг». Постигать драгоценности нашего языка мы начали с того, что очень близко ребенку – это родная природа. Она дает прекрасную возможность в воспитании патриотизма. Стихи о природе понятны и доступны детскому восприятию. Многие поэты с большой любовью описывают словом времена года. Из многообразия прекрасных поэтических произведений мы отобрали стихи русских поэтов второй половины XIX века. Их произведения являются общепринятыми мировыми шедеврами. Детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с творчеством Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А. Фета, А.Н. Майкова, И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова.

Стихи этих поэтов раскрывают красоту всех времен года: разноцветную осень, волшебную зиму, нежную весну, красное лето.

Перед собой мы поставили следующие задачи

· Привить ребенку вкус к родному языку, развивать чутье к его звуковым красотам;

· Дать возможность наслаждаться мелодией, ритмом, настроением стиха;

· Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении.

Для нас традиционны занятия, в которых мы используем музыку в сочетании с изобразительной деятельностью и поэтическим словом

Позвольте привести пример:

При обучении детей рассказыванию на тему морских пейзажей, для развития творческого порыва мы предлагаем им рассмотреть репродукции картин И.К. Айвазовского «Тихое море», «Прибой у крымских берегов»; Клода Моне «Скалы в Бель-Иль». Дети сравнивали картины, отмечали, что море изображено по-разному, но очень красиво. Рассматрели, сколько оттенков синего и голубого использовали художники, а музыка Н.А. Римского – Корсакова и М.П.Мусоргского аккомпанировала им, давая возможность вспомнить строчки из произведений А.С. Пушкина и В.Я. Брюсова:

«Так и вздулись сердитые волны,

так и ходят, так воем и воют…»

«Волны взбегают упорные…

Гибнут в борьбе, непокорные…»

Наряду с этим интересны и нестандартные методы и приемы нашей работы с детьми. Мы их нашли и считаем, что они дали положительные результаты.

Предлагаю вашему вниманию следующие методы: метод сравнения, театрализации, диалогического общения, творческого состязания.

Например, метод сравнения позволил нам подвести детей к пониманию того, что каждый поэт изображает время года по-своему, передавая свои чувства, наблюдения, изыскивая свои средства выразительности. Дети узнали, что осень может быть разной. В поэтических строках А.Майкова

«Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу»,

«Осень веселая, бодрая, радостная - это золотая осень», - говорили дети, а у Фета:

«Задрожали листы, облетая, …

Тучи неба закрыли красу…»

«Осень грустная, задумчивая – это поздняя осень», - утверждали ребята.

Не менее интересны и приемы, эффективно используемые нами в работе:

Совместно с детьми мы находим в тексте ласковые красивые, сказочные и грустные слова: чародейка, синева, блистать, зарница, засверкать, багряный.

Предлагаем детям объяснить, как они понимают поэтические метафоры: «Смотрит весело лес из-под черных кудрей»

Эти строки И.С. Никитина Саша объяснила так: «Зима только наступила, и снега выпало мало, лесу надоела осень и он веселится, что пришла зима, у деревьев ветки и веточки торчат во все стороны как кудряшки, их зима еще не одела в пуховые шапочки»

Поэтические строки И. З. Сурикова о лете «золотом облиты темные листы» Федя пояснил по-своему: «Летом солнце, как дождик, обливает все своим золотым солнечным светом. На солнце все блестит и светлые молодые, и темные листочки, и травинки. Все, как в сказке!»

Немаловажным приемом считаем объяснения этимологии слова: дети узнали, что слово «вешняя» - устаревшее слово, в современной речи не встречается, означает «весенняя». Слово «багряный» очень любимое поэтами, это темно – красный цвет.

Также мы используем невербальные средства общения. Дети имитируют засыпание и пробуждение природы, звон капели, шум ветра.

Очень интересен прием подбора пословиц к стихам. Так, стихи И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева о гостье-зиме, «чародейке» с ее вьюгам и морозами ассоциировались у детей с пословицей «сядем рядком да поговорим ладком». Пестрость лугов и яркость цветов в стихах И.З.Сурикова и А.Н.Майкова - с пословицей «мир, что огород: всё в нем растет».

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей речи. Детские чувства развиваются в процессе усвоения ими языка тех произведений, с которыми их знакомят воспитатель. Эти чувства дети проявляют в деятельности, в частности, в самостоятельной речевой. Она возникает по инициативе самих детей, в нее они переносят речевые умения, навыки, полученные на занятиях.

Педагоги заметили, что во время прогулки дети стали чаще использовать в процессе наблюдения поэтические строки. Так они описывают листопад и красоту осени стихами А.К.Толстого и А.Н.Плещеева: «В ярком золоте день утопает..» и «Листья пожелтевшие по ветру летят…»

Появление первого снега, его кружение и великолепие у детей созвучны стихам И.С. Никитина, И.З.Сурикова и А. . Фета.

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится…»

«Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам…»

Рассматривание сказочных узоров на стекле сопровождалось строками «вот пришли морозы и зима настала».

Катаясь на санках с горы, мы слышали строчки стихов И.З.Сурикова

«Уж теперь не будет спору –

За салазки, да и в гору…»

« Вот свернули санки

И я на бок – хлоп!»

Стихи стали появляться в речи детей в различных ситуациях:

При рассматривании репродукций картин. Так, сравнивая картины И.Левитана и А.Куинджи с одноименным названием «Березовая роща», дети восхищались царством берез, их ажурной и прозрачной листвой, и зазвучали стихи Ф.И.Тютчева:

«Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!»

Картины А.Рылова «Закат» вызвал у детей чувство ожидания чего-то таинственного. В красном небе с фиолетовыми тучами за лесом садится солнце. Этот вечерний пейзаж стал созвучен строкам А.Фета:

«Гаснет вечер, скрылось солнце,

Лишь закат краснеет»

Слушая классическую музыку, ребята стали подбирать к ней стихи любимых поэтов, созвучные музыкальным произведениям С.В.Рахманинова «Весенний поток», Э.Грига «Ручеек», сопровождались строкам Ф.Тютчева

«Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…»

Музыкальные напевы зимы А.Вивальди, С.Прокофьева были созвучны стихотворению И.З.Сурикова

« Чародейкою зимою

Околдован лес стоит…»

При составлении описательных рассказов о природе дети начали вводить в речь знакомые поэтические строчки.

Предлагаю вашему вниманию рассказ Олега «Осень пришла в Москву».

«В Москве наступила осень. Она, как волшебница, разукрасила деревья и кусты. Нагнала сильный ветер и «задрожали листья, облетая» и

«Обсыпался весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят».

Птицы улетели, «их не стало боле», а для оставшихся птиц осень припасла «кисти ярко-красных вяжущих рябин».

Знакомство с русской поэзией обогатило наших детей. Они научились описывать и сравнивать явления природы. Активизировался словарный запас, обогатился словами, обозначающими эмоциональное состояние, сенсорное ощущение. Дети стали обращать внимание на музыкальность и плавность стихов, замечать, как лаконичен язык поэтов.

Решать задачу формирования у детей поэтического чутья к звуковым красотам и самобытности родного языка помогли нам и авторские сказки. Что может быть прекрасней сказок А.С. Пушкина. Не первый год мы работаем со сказками поэта, в них есть всё для развития и воспитания любви к своему языку. Они сближают взрослых и детей, открывают мир чудес и переживаний. Мы стремились донести до наших ребят, что сказки – это целый мир, у них своя земля, свои законы, свой язык. Сказки АС.Пушкина рассказали детям, что на этой земле живут цари и мужики, сварливые бабы и удалые богатыри, да еще целый животный мир – зайцы, волки, белки, собаки, серые утки; да еще неведомые иноземные люди, да еще какое-то загадочное, но реальное «за морем»:

«Ладно за морем иль худо?» - «За морем житье не худо…».

Здесь и морская стихия своя, тоже густо заселена – богатырями, чертями: и она изменчива от сказки к сказке, как от погоды к погоде, это бескрайняя таинственная держава маленькой Золотой рыбки. Здесь свои небеса, в которых живут Солнце и Месяц.

Образные строчки пушкинских сказок помогли нам приобщить детей к национальной культуре:

Они узнали, как величавы города старой Руси на острове Буяне. За белыми стенами маковки церквей, все богато в этом городе, здесь творят только добро.

Язык сказок легко ввел в речь детей слова и обороты, свойственные людям, живущим на Руси того времени:

« и молва трезвонить стала»

« не кручинься»

«он стоял позадь забора»

«при честном при всем народе»

А как наши дети любят играть со словами и в этом помогают игры по сказкам А.С.Пушкина. Эти игры разработали педагоги нашего дошкольного учреждения, и они активно вошли в жизнь детей. Часто можно услышать, как ребята самостоятельно играют в них в группе, на прогулке, даже дома с родителями, споря и поучая их.

Вот некоторые из них:

«Подбери рифму » - очень важно точно подобрать рифму

рыбка – ошибка, улыбка

мудрец – удалец, молодец

«Закончи предложение » - нужно хорошо знать сказку, чтобы

справиться с этой игрой.

« В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно….». (служит)

«И в светлицу входит царь,

Стороны той …….». (государь)

Сложно подбирать антонимы, а у наших детей это получается быстро в игре «Скажи наоборот»

ветхая землянка – новая;

белка ручная – дикая;

неспокойное море – тихое.

В этой игре наряду с

активизацией словарного запаса дети учатся проявлять творчество при описании внешности и характера героя.

Немолодая, высокая, стройная, красивая, лицо белое? (злая царица)

Крепкий, высокий, молодой, сильный (Балда)

Жадный, обманщик, трусливый (Дадон и поп)

Сколько пословиц знают дети и умеют в игре «Вспомни пословицу» подобрать её к конкретной сказке, эпизоду.

«Где любовь и совет, там и счастье, и свет»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

«На бедного Макара все шишки валятся»

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Отбирая нетрадиционные формы работы, мы продумали результативные методы и приемы, которые направлены на развитие речевого творчества ребенка, так как они наиболее продуктивны и способствуют не только пробуждению воображения ребенка, но и широкому употреблению языковых средств.

Примером может служить описание своих рассказов с включением в речь художественного текста сказки:

«Молодец Балда, наказал попа, наказал за дело. Поп ленивый и жадный, а бесенок глупым был, и Балда его перехитрил:

«Испугался бесенок да к деду,

Рассказать про Балдову победу»

А что делать, ничего, собрали и отдали оброк»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Через поэзию к воспитанию любви

к родному языку»

Выступление на научно – практической

Конференции по патриотическому воспитанию

Как бы ни называлось и каким бы ни было государство, в котором человек родился, но то, что его окружает, - это его Родина. Лес, поле, река или куст сирени у дома или улица с небоскребами.

Чувство Родины – одно из сильнейших и необходимейших в системе человеческих чувствований. Без патриотизма человек ущерблен. Он не ощущает своих корней, родная земля его не питает.

Между матерью и ребенком первоначально существует биологическая связь. Укрепится эта связь или разорвется, перейдет из биологической сферы в сферу духовную – это уже, и вопрос воспитания. Связан ли человек некими узами с землей, на которой он родился? Хочется думать, что – да, связан. Но укрепится или разорвется эта связь, зависит от обстоятельств жизни и обстоятельств воспитания.

Обратимся к книге немецкого философа Фридриха Ницше, которая носит красноречивое название «Человеческое, слишком человеческое», в которой он на свои собственные вопросы «что привязывает всего сильнее?» какие узы почти немыслимо разорвать? Справедливо утверждает: «благодарность к земле, на которой выросли…»

Именно от нас, педагогов зависит, как раскрыть ребенку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает затем в чувство любви к Родине.

Мы понимаем, что вопросы патриотического воспитания очень сложны, но ведь первые годы жизни ребенка это важный этап его воспитания. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок. Нам очень созвучны слова М. Ломоносова «Повелитель многих языков, язык российский, велик перед всеми… имеет природное изобилие, красоту и силу…»

Педагоги нашего дошкольного учреждения особое внимание в воспитании у ребенка чувств патриотизма придают родному слову. Мы видим в обращении к прекрасному источник гражданственности. Это и определило тему моего выступления: «Через поэзию к воспитанию любви к родному языку»

Тончайший и сложнейший мир букв и звуков составляют слово. Недаром говорится:

«Слова, слова, слова…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном мире – море слов –

Купаться ежечасно!»

Приобщить ребенка к этому огромному миру слов и стало нашей главной задачей. Чем раньше мы это сделаем, тем раньше, как говорил академик Дмитрий Лихачев «откроем уста детей» и добьемся желаемых результатов. Главное средство, которое поможет нам это сделать – русский язык, именно он влияет на нравственность, духовность подрастающего поколения.

Истинная поэзия, истинная гармония должны прийти к ребенку, как только проснется его слух и глаза станут фиксировать предметы окружающего мира. Как замечательны слова Александра Блока:

«Золотую птицу мы увидим во сне.

Всю вчерашнюю ночь она пела с мачты,

А корабль уплывал к весне…»

Золотая птица устами поэтов призывает к добру, свету, воспитывает красоту родной земли, погружает ребенка в стихию родной речи. Мы искали путь к сердцу ребенка, что же питает его душу, естественно, это живопись и музыка, но первое с чем он встречается, - это поэзия.

Наше дошкольное учреждение не первый год работает над проблемою приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей. Это очень интересная работа, но еще нам хотелось бы подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством родного языка. Как уместны здесь слова Н.В. Гоголя «дивишься драгоценностями нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг». Постигать драгоценности нашего языка мы начали с того, что очень близко ребенку – это родная природа. Она дает прекрасную возможность в воспитании патриотизма. Стихи о природе понятны и доступны детскому восприятию. Многие поэты с большой любовью описывают словом времена года. Из многообразия прекрасных поэтических произведений мы отобрали стихи русских поэтов второй половины XIX века. Их произведения являются общепринятыми мировыми шедеврами. Детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с творчеством Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А. Фета, А.Н. Майкова, И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова.

Стихи этих поэтов раскрывают красоту всех времен года: разноцветную осень, волшебную зиму, нежную весну, красное лето.

Перед собой мы поставили следующие задачи

  • Привить ребенку вкус к родному языку, развивать чутье к его звуковым красотам;
  • Дать возможность наслаждаться мелодией, ритмом, настроением стиха;
  • Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении.

Для нас традиционны занятия, в которых мы используем музыку в сочетании с изобразительной деятельностью и поэтическим словом

Позвольте привести пример:

При обучении детей рассказыванию на тему морских пейзажей, для развития творческого порыва мы предлагаем им рассмотреть репродукции картин И.К. Айвазовского «Тихое море», «Прибой у крымских берегов»; Клода Моне «Скалы в Бель-Иль». Дети сравнивали картины, отмечали, что море изображено по-разному, но очень красиво. Рассматрели, сколько оттенков синего и голубого использовали художники, а музыка Н.А. Римского – Корсакова и М.П.Мусоргского аккомпанировала им, давая возможность вспомнить строчки из произведений А.С. Пушкина и В.Я. Брюсова:

«Так и вздулись сердитые волны,

так и ходят, так воем и воют…»

«Волны взбегают упорные…

Гибнут в борьбе, непокорные…»

Наряду с этим интересны и нестандартные методы и приемы нашей работы с детьми. Мы их нашли и считаем, что они дали положительные результаты.

Предлагаю вашему вниманию следующие методы: метод сравнения, театрализации, диалогического общения, творческого состязания.

Например, метод сравнения позволил нам подвести детей к пониманию того, что каждый поэт изображает время года по-своему, передавая свои чувства, наблюдения, изыскивая свои средства выразительности. Дети узнали, что осень может быть разной. В поэтических строках А.Майкова

«Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу»,

«Осень веселая, бодрая, радостная - это золотая осень», - говорили дети, а у Фета:

«Задрожали листы, облетая, …

Тучи неба закрыли красу…»

«Осень грустная, задумчивая – это поздняя осень», - утверждали ребята.

Не менее интересны и приемы, эффективно используемые нами в работе:

  • совместно с детьми мы находим в тексте ласковые красивые, сказочные и грустные слова: чародейка, синева, блистать, зарница, засверкать, багряный.
  • предлагаем детям объяснить, как они понимают поэтические метафоры: «Смотрит весело лес из-под черных кудрей»

Эти строки И.С. Никитина Саша объяснила так: «Зима только наступила, и снега выпало мало, лесу надоела осень и он веселится, что пришла зима, у деревьев ветки и веточки торчат во все стороны как кудряшки, их зима еще не одела в пуховые шапочки»

Поэтические строки И. З. Сурикова о лете «золотом облиты темные листы» Федя пояснил по-своему: «Летом солнце, как дождик, обливает все своим золотым солнечным светом. На солнце все блестит и светлые молодые, и темные листочки, и травинки. Все, как в сказке!»

  • немаловажным приемом считаем объяснения этимологии слова: дети узнали, что слово «вешняя» - устаревшее слово, в современной речи не встречается, означает «весенняя». Слово «багряный» очень любимое поэтами, это темно – красный цвет.
  • Также мы используем невербальные средства общения. Дети имитируют засыпание и пробуждение природы, звон капели, шум ветра.
  • Очень интересен прием подбора пословиц к стихам. Так, стихи И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева о гостье-зиме, «чародейке» с ее вьюгам и морозами ассоциировались у детей с пословицей «сядем рядком да поговорим ладком». Пестрость лугов и яркость цветов в стихах И.З.Сурикова и А.Н.Майкова - с пословицей «мир, что огород: всё в нем растет».

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей речи. Детские чувства развиваются в процессе усвоения ими языка тех произведений, с которыми их знакомят воспитатель. Эти чувства дети проявляют в деятельности, в частности, в самостоятельной речевой. Она возникает по инициативе самих детей, в нее они переносят речевые умения, навыки, полученные на занятиях.

  • Педагоги заметили, что во время прогулки дети стали чаще использовать в процессе наблюдения поэтические строки. Так они описывают листопад и красоту осени стихами А.К.Толстого и А.Н.Плещеева: «В ярком золоте день утопает..» и «Листья пожелтевшие по ветру летят…»
  • появление первого снега, его кружение и великолепие у детей созвучны стихам И.С. Никитина, И.З.Сурикова и А. . Фета.

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится…»

«Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам…»

  • рассматривание сказочных узоров на стекле сопровождалось строками «вот пришли морозы и зима настала».
  • катаясь на санках с горы, мы слышали строчки стихов И.З.Сурикова

«Уж теперь не будет спору –

За салазки, да и в гору…»

« Вот свернули санки

И я на бок – хлоп!»

Стихи стали появляться в речи детей в различных ситуациях:

  • при рассматривании репродукций картин. Так, сравнивая картины И.Левитана и А.Куинджи с одноименным названием «Березовая роща», дети восхищались царством берез, их ажурной и прозрачной листвой, и зазвучали стихи Ф.И.Тютчева:

«Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!»

Картины А.Рылова «Закат» вызвал у детей чувство ожидания чего-то таинственного. В красном небе с фиолетовыми тучами за лесом садится солнце. Этот вечерний пейзаж стал созвучен строкам А.Фета:

«Гаснет вечер, скрылось солнце,

Лишь закат краснеет»

  • Слушая классическую музыку, ребята стали подбирать к ней стихи любимых поэтов, созвучные музыкальным произведениям С.В.Рахманинова «Весенний поток», Э.Грига «Ручеек», сопровождались строкам Ф.Тютчева

«Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…»

Музыкальные напевы зимы А.Вивальди, С.Прокофьева были созвучны стихотворению И.З.Сурикова

« Чародейкою зимою

Околдован лес стоит…»

  • При составлении описательных рассказов о природе дети начали вводить в речь знакомые поэтические строчки.

Предлагаю вашему вниманию рассказ Олега «Осень пришла в Москву».

«В Москве наступила осень. Она, как волшебница, разукрасила деревья и кусты. Нагнала сильный ветер и «задрожали листья, облетая» и

«Обсыпался весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят».

Птицы улетели, «их не стало боле», а для оставшихся птиц осень припасла «кисти ярко-красных вяжущих рябин».

Знакомство с русской поэзией обогатило наших детей. Они научились описывать и сравнивать явления природы. Активизировался словарный запас, обогатился словами, обозначающими эмоциональное состояние, сенсорное ощущение. Дети стали обращать внимание на музыкальность и плавность стихов, замечать, как лаконичен язык поэтов.

Решать задачу формирования у детей поэтического чутья к звуковым красотам и самобытности родного языка помогли нам и авторские сказки. Что может быть прекрасней сказок А.С. Пушкина. Не первый год мы работаем со сказками поэта, в них есть всё для развития и воспитания любви к своему языку. Они сближают взрослых и детей, открывают мир чудес и переживаний. Мы стремились донести до наших ребят, что сказки – это целый мир, у них своя земля, свои законы, свой язык. Сказки АС.Пушкина рассказали детям, что на этой земле живут цари и мужики, сварливые бабы и удалые богатыри, да еще целый животный мир – зайцы, волки, белки, собаки, серые утки; да еще неведомые иноземные люди, да еще какое-то загадочное, но реальное «за морем»:

«Ладно за морем иль худо?» - «За морем житье не худо…».

Здесь и морская стихия своя, тоже густо заселена – богатырями, чертями: и она изменчива от сказки к сказке, как от погоды к погоде, это бескрайняя таинственная держава маленькой Золотой рыбки. Здесь свои небеса, в которых живут Солнце и Месяц.

Образные строчки пушкинских сказок помогли нам приобщить детей к национальной культуре:

  • Они узнали, как величавы города старой Руси на острове Буяне. За белыми стенами маковки церквей, все богато в этом городе, здесь творят только добро.
  • Язык сказок легко ввел в речь детей слова и обороты, свойственные людям, живущим на Руси того времени:

« и молва трезвонить стала»

« не кручинься»

«он стоял позадь забора»

«при честном при всем народе»

А как наши дети любят играть со словами и в этом помогают игры по сказкам А.С.Пушкина. Эти игры разработали педагоги нашего дошкольного учреждения, и они активно вошли в жизнь детей. Часто можно услышать, как ребята самостоятельно играют в них в группе, на прогулке, даже дома с родителями, споря и поучая их.

Вот некоторые из них:

«Подбери рифму » - очень важно точно подобрать рифму

Рыбка – ошибка, улыбка

мудрец – удалец, молодец

«Закончи предложение » - нужно хорошо знать сказку, чтобы

справиться с этой игрой.

« В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно….». (служит)

«И в светлицу входит царь,

Стороны той …….». (государь)

Сложно подбирать антонимы, а у наших детей это получается быстро в игре «Скажи наоборот»

ветхая землянка – новая;

белка ручная – дикая;

неспокойное море – тихое.

«Как можно узнать героя по описанию?» В этой игре наряду с

активизацией словарного запаса дети учатся проявлять творчество при описании внешности и характера героя.

Немолодая, высокая, стройная, красивая, лицо белое? (злая царица)

Крепкий, высокий, молодой, сильный (Балда)

Жадный, обманщик, трусливый (Дадон и поп)

Сколько пословиц знают дети и умеют в игре «Вспомни пословицу» подобрать её к конкретной сказке, эпизоду.

«Где любовь и совет, там и счастье, и свет»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

«На бедного Макара все шишки валятся»

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Отбирая нетрадиционные формы работы, мы продумали результативные методы и приемы, которые направлены на развитие речевого творчества ребенка, так как они наиболее продуктивны и способствуют не только пробуждению воображения ребенка, но и широкому употреблению языковых средств.

Примером может служить описание своих рассказов с включением в речь художественного текста сказки:

«Молодец Балда, наказал попа, наказал за дело. Поп ленивый и жадный, а бесенок глупым был, и Балда его перехитрил:

«Испугался бесенок да к деду,

Рассказать про Балдову победу»

А что делать, ничего, собрали и отдали оброк»

Итоги работы воспитателей с детьми нас радуют. Мы увидели, что с помощью родного языка можно творить чудеса.

Так пусть же через слово красота, доброта входят в детские сердца, вселяя любовь к Отечеству, к родному языку.



Поэзия - один из важнейших путей становления человека. Не зря люди, которые читают наизусть стихи какого-либо автора сразу становятся в глазах остальных более возвышенными, более умными и зрелыми, более душевными. Проблему связи поэзии и зрелости человеческой души поднимает Е.Коревая в данном тексте.

Она словно сравнивала между собой двух совершенно разных людей, примерно одного возраста. Первым человеком, на которого актриса обратила внимание стал таксист, и то ли потому что автор так описывает, то ли по другой причине, читателю молодой человек кажется человеком не умудрённым, в какой-то степени глупцом, который не познал прелесть поэзии, ведь даже не сблизился с ней. А девушка, которая пала к ногам памятника великой поэтессы кажется мудрой девушкой, которая уже знает. что такое жизнь, поэтому то и знает прелесть литературы. Люди, которые игнорируют литературу обладают куда меньшим авторитетом, чем те, кто явно читает и наслаждается этим. Позиция автора ясна: любовь к поэзии может стать показателем зрелости и мудрости человека.

Я согласен с точкой зрения автора. Эту проблему не раз раскрывали в своих произведениях великие русские писатели и поэты. Так, в романе Ивана Тургенева "Отцы и дети" главный герой - нигилист Евгений Базаров презирает чувства и литературу, говорит о том, что это всё не нужно человеку будущего, он смеётся над Кирсановым старшим, который наизусть знает и читает Пушкина. Однако, после того, как он влюбился, он осознал неправильность своих суждений. Евгений повзрослел и понял важность литературы, что показывает значимость последней. Литература способна сделать человеку жизнь легче, убрать из души его пустоту. Так было с Родионом Раскольниковым из произведения Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Он, полный горечи, прочитав Евангелию начал новую жизнь, что показывает значимость книги в жизни человека.

Поэзия способна изменить человека, подтолкнуть к новому, развить ему. Однако, чтобы понять это, необходимо понять её значимость, полюбить её. Человек, которому это удалось, повзрослеет, получит мудрость.

Обновлено: 2017-10-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Текст

(1)Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызы­вающим наибольшие споры категориям. (2)Не случайно еще теоретики XVIII века ввели понятие «вкуса» - сложного сочетания знания, умения и интуиции, врожденной талант­ливости.

(З)Прежде всего, необходимо подчеркнуть историческую ограниченность этих определений: то, что представляется «хорошим» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зрения может показаться «плохим». (4)Молодой Тургенев - человек с тонко развитым поэтиче­ским чувством - восхищался Бенедиктовым, Чернышев­ский считал Фета - одного из любимейших поэтов Л.Н. Толстого - образцом бессмыслицы, полагая, что по степени абсурдности с ним можно сопоставить только геометрию Ло­бачевского. (5)Случаи, когда поэзия с одной точки зрения представляется «хорошей», а с другой - «плохой», на­столько многочисленны, что их следует считать не исклю­чением, а правилом.

(6)Чем же это обусловлено? (7)Для того чтобы в этом ра­зобраться, необходимо иметь в виду следующее: мы рас­сматриваем поэзию как некоторый вторичный язык. (8)Однако между художественными языками и первичным, естественным языком есть существенная разница: хорошо говорить на русском языке - это значит правильно гово­рить на нем, то есть говорить в соответствии с определен­ными правилами. (9)Говоря по-русски, мы можем узнать бесконечное количество новых сведений, но русский язык предполагается уже известным нам настолько, что мы пере­стаем его замечать. (Ю)Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. (11)В поэзии дело обстоит иначе - самый ее строй информативен и все время должен ощущаться как неавтоматический.

(12)Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую инфор­мацию, - это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (13)Нарушение первого принци­па сделает текст бессмысленным, второго - тривиальным. (14)Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для нее ин­формативные. (15)А это подразумевает конфликт с чита­тельским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (16)Но, побеждая чи­тателя, писатель берет на себя обязательство идти дальше. (17)Победившее новаторство превращается в шаблон и теря­ет информативность. (18)Новаторство - не всегда в изобре­тении нового. (19)Новаторство - значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и не­совпадение с нею.

(20)Цель поэзии, конечно, не «приемы», а познание ми­ра и общение между людьми, самопознание, самопострое­ние человеческой личности в процессе познания... (21)Поэтический текст - мощный и глубоко диалектиче­ский механизм поиска истины, истолкования окружающе­го мира и ориентировки в нем. (22)В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. (23)Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать ее механизм, ее внутреннюю структуру.

(Ю. Лотман)

Сочинение

Есть люди, которым понятнее простые, информативные тексты, без вычурности и запутанного сюжета. Но люди с богатым воображением и развитой фантазией не довольст­вуются примитивным искусством, им нужна высокая по­эзия, в которой им самим найдется место для сотворчества. Взгляды на искусство этих двух категорий абсолютно про­тивоположны, но именно из субъективного мнения форми­руется и общественное мнение.

Именно об этом говорит известный литературовед Ю. Лотман в данном тексте. Автор поднимает проблему ис­тинной поэзии, которая не должна быть и слишком простой, и чересчур вычурной. Ю. Лотман считает, что идеальная по­эзия - это та, в которой соблюдается баланс между «ожи­даемым» и «неожиданным».

Позиция автора мне понятна и близка, я разделяю мне­ние известного литературоведа. Действительно, в погоне за простотой и ясностью стиха иногда теряются волшебство, магия поэтического слова. И наоборот, если поэта влечет форма, а не содержание, «хорошей» поэзией такие стихи назвать трудно.

В тексте Ю. Лотмана упоминается фамилия А.А. Фета. Вместе с Ф.И. Тютчевым, А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым его причисляли к идеологически консерва­тивному течению, которое было названо русской критикой 1950-х годов «чистым искусством». Оно воспринималось ре­волюционно настроенным обществом негативно, и этому способствовало мнение Н.А. Некрасова и В.Г. Белинского. Но поэты этой группы были уверены, что поэзия должна быть выше преходящих идей, она должна говорить о веч­ных ценностях - о любви, о природе, о человеке, его душе, о Боге. И они оказались правы. Прошли революции, войны, социальные и природные катаклизмы, а поэзия Ф.И. Тют­чева, А.А. Фета не потеряла своей актуальности. Возьмем, к примеру, хотя бы знаменитое тютчевское:

Не то, что мните вы, природа... Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Кстати сказать, Алексей Толстой, над которым посмеи­вались из-за того, что он игнорировал идеи социал- демократов, входил в группу литераторов, именовавших се­бя Козьмой Прутковым. А уж как коснулось его сатириче­ское перо чиновников и казнокрадов, знает каждый читаю­щий гражданин России!

В начале XX века «будетляне» сбросили «с парохода со­временности» Пушкина, Достоевского и стали писать стихи по-новому. В погоне за формой потерялась не только магия поэзии, но и вообще всякое содержание. Все помнят стихи экспериментатора в области словотворчества и «зауми» В. Хлебникова:

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно!

Не хочется говорить о них, что это «плохие» стихи, но ничего для души в них нет. Наверное, поэтому очень скоро они стали всего лишь признаком исторической эпохи, а Пушкин и Достоевский вернулись к читателю. Д. Хармс, иронизируя, написал В. Хлебникову такое посвящение:

Ногу за ногу заложив, Велимир сидит. Он жив. Все.

Мне кажется, это самая яркая оценка футуристической поэзии. А вот В.В. Маяковский остается с нами без натяж­ки, потому что в своей лирике сумел найти баланс между необычной формой, продиктованной новым временем, и ста­рыми, как мир, истинами.

Быть настоящим поэтом - это значит иметь, как говорил М. Волошин, Божью искру и особый талант чувствовать, пе­реживать, видеть так, как и все остальные люди, но чуточку больше, чем они. Вот тогда поэзия будет «хорошей».