Проект далеко ли до солнца. Далеко ли от нас солнце? Перспективная начальная школа

Первым расстояние от Земли до Солнца пытался вычислить Аристарх Самосский.

Древнегреческий астроном, математик и философ II века до н. э., впервые предложивший гелиоцентрическую систему мира и разработавший научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров.

Как же он это сделал?

До наших дней дошло только одно его сочинение: «О величинах и расстояниях Солнца и Луны». В нем он впервые в истории науки пытается установить расстояния до этих небесных тел и их размеры, до него расстояния до Солнца и Луны только предполагались, измышлялись. Аристарх Самосский пользовался научным методом, основанным на наблюдении лунных фаз и солнечных и лунных затмений. Его вычисления основаны на предположении, что Луна имеет форму шара и заимствует свет от Солнца. Следовательно, если Луна находится в квадратуре, то есть выглядит рассечённой пополам, то угол Земля-Луна-Солнце является прямым.

Измеряем угол между Луной и Солнцем (α), устанавливаем отношение расстояний от Земли до Луныи от Луны до Солнца :. По измерениям Аристарха Самосского α=87°, тогда получаем, что Солнце примерно в 19 раз дальше, чем Луна. Далее он, используя наблюдения за солнечными затмениями, указал на то, что угловые размеры обоих светил на небе примерно одинаковы. Следовательно, Солнце во столько же раз больше Луны, во сколько раз дальше, то есть (по данным Аристарха), отношение радиусов Солнца и Луны примерно составляет 20.

Итак, по Аристарху, расстояние от Земли до Солнца в 19 раз больше расстояния от Земли до Луны. На самом деле расстояние до Солнца в 394 раза больше расстояния до Луны. А вот расстояние до Луны в Античности было определено весьма точно Гиппархом , причем он использовал метод Аристарха Самосского, только другой, основанный на анализе лунных затмений. Он предполагал, что суточный параллакс Солнца составляет 7′ - максимальная величина, при которой он неразличим невооруженным взглядом. В результате получается, что минимальное расстояние до Луны составляет 67 1/3, максимальное 72 2/3 радиусов Земли; расстояние до Солнца, соответствующее суточному параллаксу 7′, составляет 490 радиусов Земли.

Гиппа́рх Нике́йский (ок. 190 до н. э. - около 120 до н. э.)-древнегреческий географ и математик II века до н. э., величайший астроном античности.

Экваториальное кольцо - инструмент, использовавшийся Гиппархом для наблюдения равноденствий. Его тень падает на сам прибор только тогда, когда Солнце находится на экваторе (то есть в точках равноденствий). Таким образом, с помощью этого инструмента можно с довольно высокой точностью определять моменты равноденствий.

Первую более или менее приемлемую оценку расстояния от Земли до Солнца способом параллакса получили Джованни Доменико Кассини и Жан Рише. В 1672 году, когда Марс находился в великом противостоянии с Землёй, они измерили положение Марса одновременно в Париже и в Кайенне - административном центре Французской Гвианы. Наблюдавшийся параллакс составил 24″. По результатам этих наблюдений было найдено расстояние от Земли до Марса, которое было затем пересчитано в расстояние от Земли до Солнца - 140 млн. км.

Как узнать расстояние до Солнца? И вообще, как определить расстояние до предмета, если приблизиться к нему невозможно? Люди придумали способы, с помощью которых можно не только определить расстояние до какого-нибудь недоступного предмета, но и узнать расстояние до небесных тел — до Луны, до Солнца, до звезд. Для этого необходимо было знание математики и очень точные измерительные приборы.

Расстояние до небесных светил астрономы определяют подобно тому, как артиллеристы определяют расстояние до цели. Предмет, расстояние до которого надо определить, рассматривают одновременно с двух разных мест, откуда он виден по разным направлениям. Зная расстояние между точками наблюдения и угол между направлениями на цель, можно высчитать расстояние до нее. Производя наблюдения за небесными телами с двух разных точек земного шара, астрономы вычислили расстояние до Солнца, Луны, планет.

От Земли до Солнца почти 150 млн. км. Луч света проходит это расстояние за 8 минут 20 секунд. В природе не существует большей скорости, чем скорость света — 300 000 км/с, никакое тело, никакая частица не могут двигаться быстрее. Но если бы вдруг аше Солнце погасло, то мы на Земле узнали бы об этом только через 8 минут 20 секунд, так как Солнце от нас находится на огромном расстоянии.

Бывают и другие ситуации. Проходя вблизи Солнца комета Тейлора раскололась на две части. Оба обломка обзавелись своими собственными хвостами, но, отойдя от нашего дневного светила, больше никогда не наблюдались. Часто различные «неприятности» происходят с небесными путешественницами вдалеке от наших глаз, например после встречи с гигантом Юпитером. Его притяжение настолько изменяет орбиты комет, что они уходят…

Пустынные и полупустынные территории составляют 32-43 % всей суши и — не без помощи человека — ежегодно увеличиваются примерно на 9 млн. км2. На севере Африканского континента находится крупнейшая пустыня мира — Сахара. На юге Африки тоже есть несколько пустынь, и самая неприветливая и знойная из них — Калахари. В Северной Америке самая страшная пустыня —…

Раньше на Земле было много огнедышащих гор. И древние народы считали, что извержение вулкана — это великий гнев богов. Сейчас одни совсем потухли, другие — в глубоком сне. Вулканы встречаются на нашей планете везде, даже на дне океанов. Древние римляне и греки были уверены, что в недрах огнедышащих гор находятся гигантские кузницы, где куют оружие…

Эта ледяная страна в течение длительного времени была загадкой для людей. Суровая природа, тяжелые, труднопроходимые льды в окружающих морях, высокие ледяные окраинные барьеры — все это способствовало ее изоляции от внешнего мира. Главной особенностью шестого материка является его расположение: почти весь континент, площадь которого чуть ли не в 2 раза больше Австралии, находится внутри Южного…

Сегодня ученые могут целым рядом опытов подтвердить вращение Земли вокруг своей оси. Самый знаменитый опыт был проведен в 1851 году французским физиком Жаном Фуко. Установка представляла собой тяжелый маятник на длинном подвесе. Чем длиннее подвес, тем лучше проходил опыт. Поэтому обычно такой маятник устанавливают в высоких соборах. Маятник Фуко имеется и в Московском планетарии. Если…

В конце лета — начале осени, если посмотреть налево и чуть вниз от Большой Медведицы, можно увидеть три ярких звезды. Они образуют большой треугольник. Про эти звезды так и говорят — летне-осенний треугольник. Эти три звезды относятся к разным созвездиям. Одно называется Лебедь, другое Лира, а третье Орел. Но каждая звезда в созвездии имеет свое…

Само расположение звезд на небе внушает мысль о двух рыбах, связанных между собой лентой или веревкой. Происхождение названия созвездия Рыбы очень древнее и, по-видимому, связано с финикийской мифологией. В это созвездие Солнце вступало в пору богатой рыбной ловли. Богиня плодородия изображалась в виде женщины с рыбьим хвостом, который, как гласит легенда, появился у нее, когда…

Понаблюдайте за Луной и вы увидите, что вид ее меняется каждый день. Сначала узенький серп, затем Луна полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп повернут выпуклостью влево, как буква “С”,…

Точные измерения показывают, что диаметр Солнца — величина непостоянная. Несколько лет назад астрономы обнаружили, что объем Солнца уменьшается и увеличивается на несколько километров каждые 2 часа 40 минут, причем этот период сохраняется строго постоянным. С периодом 2 часа 40 минут изменяется и светимость Солнца, т.е. излучаемая им энергия. Такие изменения объема Солнца называются радиальными пульсациями….

Планеты взаимодействуют с Солнцем и друг с другом. Закон всемирного тяготения объясняет характер этого взаимодействия. Если бы этого взаимодействия не было, планеты улетели бы в космическое пространство. Солнечная система перестала бы существовать. На Земле заметно проявляется действие Луны: дважды в сутки происходят приливы и отливы. Планеты слишком сильно удалены от Земли, чтобы своим притяжением, отраженным…

Содержание учебно-практических работ. 2 класс (12 занятий) 1. Далеко ли до Солнца? 2. Солнце – обыкновенный жёлтый карлик. 3. Спутники планет. 4. Кто строит крепости на воде? 5. Кто построил это гнездо? 6. Едят ли птицы сладкое? 7. Почему яйцу нельзя переохлаждаться? 8. Московский Кремль. 3 класс (12 занятий) 1. Что находится внутри Земли? 2. Помогите Пете Семёнову? 3. Много ли на Земле льда? 4. Где хранится пресная вода? 5. «Многоэтажная» атмосфера Земли. 6. Облака. 7. Сказочный мир горных пещер. 8. Жизнь под землёй. 9. Природное сообщество – аквариум. 10. Озеро Байкал. 11. Стены Древнего Кремля.

Слайд 14 из презентации «Уроки ПНШ» к урокам педагогики на тему «Перспективная начальная школа»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Уроки ПНШ.ppt» можно в zip-архиве размером 152 КБ.

Скачать презентацию

Перспективная начальная школа

«Пособие для начальных классов» - Ткаченко Вл. «Аппликация». Осени. Урок русского языка 4 класс. Авторы: Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. День здоровья. Петельный шов «Салфетка» 3 класс. Исследовательская работа «Здоровьесбережение» Пискунович Женя 3 класс. Коллективная работа Бумагопластика 4 класс. ПЕРЕМЕНА 3-4 класс. Русский язык авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.

«Школа XXI века» - Курс "Грамота". Моделирующей деятельности. «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА»- школа новых образовательных стандартов. Курс «Русский язык». Поисковой деятельности. Системно-деятельностный подход. Темп обучения. Курс «Литературное слушание ». Отсюда две методические особенности УМК. Под руководством учителя ученик выстраивает алгоритм решения учебной задачи.

«УМК Начальная школа 21 века» - Автор Лутцева Е.А. - Музыка. Букварь. «Литературное чтение» Успешно решает задачу углубления интереса к чтению и литературе. «Литературное слушание». УМК «Начальная школа 21 век». Автор Ефросинина Л.А. - Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др. - Окружающий мир. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И. - Литературное чтение.

«Планета знаний учебники» - 22. УМК для начальной школы. 36. Маршрут к разделу учебника «Окружающий мир», 3 класс, часть 1. Маргарита Геннадьевна Нефедова, учитель, педагогический стаж более 15 лет. 16. 26. «Изобразительное искусство», 1-4 класс. «Математика», 1 класс, часть 1. «Математика», 1 класс, 1 часть. О структуре УМК «Планета знаний».

«Программа Гармония» - Программа «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой. Программа «Гармония» даёт ученику: Особенности УМК «Гармония». Программа «Гармония» даёт родителям: Связь, стройность, соразмерность… Автор презентации: учитель начальных классов Н.В. Гибтева.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Введение Мы Солнце каждый день видим и привыкли к нему. Не каждый человек задумывается о том, что солнце играет важную роль в жизни нашей планеты. Ведь солнце нужно не только для света и загара. Благодаря ему есть жизнь на нашей планете. Мы привыкли видеть солнце в виде большого круглого светящегося шара. На уроках окружающего мира я узнал, что солнце- это огромная раскаленная звезда и мне стало интересно на каком же расстоянии от нас она находится.

3 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить,как далеко звезда солнце находится от планеты Земля. Задачи: Изучить литературу по теме исследования. Провести исследования на заданную тему Сделать выводы по теме исследования.

4 слайд

Описание слайда:

Поклонение солнцу на Руси. У славянских народов Солнце было главным божеством. Его считали богом весны и плодородия и называли коляда. На Руси верили,что, как и все живое на Земле Солнце рождалось, расцветало и старело. Богу солнца были посвящены многие праздники календарного года. Например Иван купала – в ночь 24 июня славяне встречали восходящее солнце, любуясь им. Велесов день – святки с 25 декабря по 6 января ряженные дети ходили по дворам.(они гнали прочь нечистую силу прославляли Солнце.

5 слайд

Описание слайда:

Как появилось Солнце Трудно поверить, но еще 5 миллиардов лет назад ни Солнца, ни окружающих его небесных тел не существовало. Только хаотично перемещались облако, тем быстрее оно вращалось. Составляющие его частицы постоянно сталкивались между собой и выделяло тепло. В течении миллионов лет облако нагревалось все больше и больше, пока наконец не превратилось в горящий пар. Так 4 миллиарда 500 миллионов лет назад появилось Солнце. облака, состоявшие из газа и пыли.. Затем самое большое из облаков стало вращаться вокруг своей оси и постоянно сжиматься. И тем больше сжималось

6 слайд

Описание слайда:

Что такое Солнце Сначала я решил провести опрос своих близких, что они знают о Солнце. Вопрос 1: Что такое Солнце? А)Звезда- 100% Б) планета – 0% Вопрос 2: Как вы думаете на каком расстоянии находится от нас Солнце? А) Очень далеко – 100% Б) Близко – 0% По результатам опроса видно, что близкие знают Солнце- это Звезда. И находится от нас очень далеко.

7 слайд

Описание слайда:

Далеко ли от нас Солнце Как узнать расстояние до солнца. Для этого мне надо большие знания математики очень точные измерительные приборы. У меня пока нет ни того и ни другого. Поэтому я решил действовать через свои наблюдения. Наблюдая мы замечаем, что тем дальше от нас находится какой то предмет, тем он выглядит меньше по размеру. Например: я сфотографировал машины из окна своего дома и они легко поместились на фотографии, но на самом деле они больше самого окна.(ФОТО)

Расчётно-конструкторское бюро - 2

Далеко ли до Солнца?

Мат. , часть 1 , стр.7 – 32

Окр. мир., часть 1, стр. 17 – 21

Цель: формирование ценностного отношения к совместной учебной деятельности по осознанию целостности окружающего мира.

Планируемые результаты:

Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; принятие ценности природного мира.

Метапредметные :

Р егулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.

К оммуникативные: учиться формулировать собственное мнение, допускать возможность существования различных точек зрения.

П ознавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ и синтез объектов.

Предметные: Осознание целостности окружающего мира, использование начальных математических знаний для оценки пространственных отношений.

На занятиях расчётно-конструкторское бюро работу лучше организовывать в малых группах: парами или четвёрками.

    Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы решать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Вам, друзья, нельзя лениться,

Так как вы – ....... /ученики/

    Подготовка к восприятию нового материала:

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? /солнце/

Бегают вкруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки,

Промелькнут года и дни,

Но не встретятся они. /Планеты/

    Объявление темы и постановка цели урока:

Прочитайте тему урока.

Подумайте, чему сегодня мы будем учиться?

Что из окружающего мира вы уже узнали о Солнце?

    Работа по теме урока:

Откройте ТПО № 3 /Самостоятельное чтение/

Солнечная система - это удивительный космический механизм, в который входят планеты и одна звезда - Солнце. Все части этого механизма находятся на определённом расстоянии друг от друга и от центра системы - Солнца. Эти расстояния настолько большие, что в астрономии* пришлось ввести специальную единицу измерения длины - световой год.

Самый быстрый из всего, что есть в Солнечной системе, - это луч света. Никто и ничто не может перемещаться быстрее него.

Расстояние, которое проходит луч света за один земной год, называется СВЕТОВЫМ ГОДОМ, а расстояние, пройденное за одну минуту, - СВЕТОВОЙ МИНУТОЙ. Если пустить такой луч с Земли, то до Солнца он «добежит» примерно за 10 мин. В этом случае можно сказать, что расстояние от Солнца до Земли 10 световых минут (св. мин).

Ближе всего к Солнцу располагается планета Меркурий. Чтобы добраться до этой планеты, лучу света нужно пройти расстояние 4 св. мин. А чтобы добраться до следующей планеты - Венеры, ему нужно пройти от Меркурия ещё 3 св. мин. Преодолев от Венеры расстояние 8 св. мин, луч света доходит до Марса.

Что нового вы узнали из текста?

Что вас поразило?

Задание 1 . Составь числовое выражение для вычисления расстояния от Солнца до Марса в световых минутах.

Какие данные из текста помогут вам выполнить это задание?

/самостоятельно с проверкой/

От Солнца до Меркурия - 4 св. мин.

От Меркурия до Венеры - 3 св. мин.

От Венеры до Марса - 8 св. мин.

4 + 3 + 8 =

Молодцы! Вы правильно исследовали текст и выбрали нужные данные для решения поставленной задачи.

Задание 2 . Вычисли значение этого выражения.

4 + 3 + 8 = 15 св. мин. - от Солнца до Марса

Прочитайте задание № 3

Задание З . Определи, какая из планет - Земля или Марс - находится ближе к Солнцу. Запиши соответствующее равенство или неравенство.

/самостоятельно с проверкой/

От Земли до Солнца - 10 св. мин. Где нашли эти сведения? /в тексте/

От Солнца до Марса 15 св. мин. Где нашли эти сведения? / в решении предыдущего задания/ Земля – Солнце < Солнце – Марс

Прочитайте следующую часть познавательной статьи.

От Солнца до Юпитера луч добирается 50 св. мин.

А на расстояние от Солнца до Сатурна луч света затрачивает на 40 св. мин больше, чем на расстояние от Солнца до Юпитера.

Задание 4 . Запиши расстояние от орбиты Юпитера до орбиты Сатурна.

Как вы поняли это задание?

Кто может объяснить, что такое орбита?

Откройте словарики в конце ТПО № 3, проверьте ваше предположение.

Вернитесь к фрагменту познавательной статьи и сделайте вывод для ответа на вопрос задания.

Т.к. расстояние от Солнца до Сатурна на 40 св. мин. больше, чем до Юпитера, то это и будет расстоянием между их орбитами.

Задание 5 . Вычисли расстояние от Солнца до Сатурна. Для решения задачи составь краткую запись. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ .

Какие данные помогут вам выполнить это задание?

От Солнца до Юпитера - 50 св. мин.

От Солнца до Сатурна - ?, на 40 св. мин больше, чем до Юпитера

50 + 40 = 90 св. мин. - от Солнца до Сатурна

Задание 6 . На сколько расстояние от Солнца до Земли меньше, чем расстояние от Солнца до Сатурна? (Ты можешь решить задачу, построив круговую схему.)

От Солнца до Земли - 10 св. мин. Где нашли эти сведения? /в тексте и в задании № 3/

От Солнца до Сатурна – 90 св. мин. Где нашли эти сведения? /в задании № 5/

Ты уже знаешь, сколько времени нужно лучу света для того, чтобы добраться от Солнца до некоторых планет.

Задание 7 . Напиши названия планет Солнечной системы на схеме.

Задание 8 . Как ты узнал(а), какая планета отмечена на схеме в верхнем левом углу? Обращался(лась) ли ты к учебнику «Окружающий мир»?

Задание 9 . Рассмотри внимательно схему и вырази в световых минутах расстояние, которое изображено на схеме одним сантиметром. Напиши это значение в правом нижнем углу схемы.

Между Сатурном и Юпитером на схеме 1 см, а из задания № 4 мы знаем, что это расстояние 40 св. мин., значит 1 см = 40 св. мин.

Задание 10 . Измерь на схеме расстояние от Урана до Сатурна в сантиметрах. Вычисли это расстояние в световых минутах. (Если у тебя возникнут трудности, вырази сантиметры в миллиметрах. На нашей схеме 5 мм соответствуют расстоянию 20 св. мин в космосе.)

От Урана до Сатурна на карте 2 см 5 мм. Из предыдущего задания мы знаем, что 1 см = 40 св. мин., значит надо:

    в. мин. + 40 св. мин. + 20 св. мин. = 100 св. мин. – между Ураном и Сатурном

Какую цель ставили мы в начале урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

    Я научился...

    Было интересно …

    Было трудно...

    Могу похвалить себя за то, что...

    Могу похвалить одноклассников за то, что...

    Больше всего мне понравилось...

    Мне показалось важным...

    Для меня было открытием то, что...

    учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 162» Шершнева Татьяна Валерьевна