Проект – программы «здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Проект "здоровьесберегающие технологии в доу"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - «Детский сад № 3 «Солнышко»

Проект по здоровьесбережению

«Если хочешь быть здоров»

Воспитатель старшей группы:

Малиновская Валентина Олеговна

ЗАТО Сибирский

Актуальность.

Принципы.

Этапы: организационный, основной (практический), заключительный.

Средства.

Список литературы.

Актуальность проекта «Если хочешь быть здоров»

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей - одна из главных задач дошкольного образования. От состояния здоровья детей зависит благополучие современного общества. В последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, разнообразные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей. Поэтому необходимо постоянно помнить о том, что сейчас здоровых детей очень мало.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне огромного роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

На основании вышесказанного, перед коллективом детского сада ежегодно стоят задачи, касающиеся здоровьясбережения дошкольников.

На основании вышесказанного, был разработан долгосрочный проект по здоровьесбережению воспитанников «Если хочешь быть здоров» на 2 года.

Цель проекта: формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Объектами проекта:

воспитанники образовательной организации (от 3 до 7 лет);

семьи воспитанников;

педагогический коллектив.

4. Задачи проекта:

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Работа с педагогическим коллективом:

Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям;

Формирование потребности в ЗОЖ.

Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей дома.

Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ.

Обмен опытом;

Организация взаимодействия с узкими специалистами

5. Принципы:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровьесбережению детей.

Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

6. Основные этапы:

1 этап - организационный:

Изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;

Составление схем взаимодействия с узкими специалистами;

Систематизированный материал:

«Беседы о ЗОЖ»,

«Пальчиковые игры»,

«Игровой массаж»,

«Артикуляционная гимнастика»,

«Элементы дыхательной гимнастики»,

«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.

2 этап - основной (практический).

На втором этапе была реализована здоровьесберегающая направленность образовательного процесса: использование здоровьсберегающих технологий: в ходе организованной образовательной деятельности (НОД, развлечения, индивидуальная работа, подгрупповая работа):

«беседы о ЗОЖ»,

«игры с элементами психогимнастики»

«пальчиковые игры»

«артикуляционная гимнастика»,

«игровой массаж»;

«элементы дыхательной гимнастики».

Здоровьсберегающие технологии:

При проведении режимных моментов: подвижные игры на прогулке, игровой массаж при просыпании;

Развитие общей моторики - при организации двигательного режима.

Совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях организуется двигательный режим, используется артикуляционная гимнастика.

Совместно с педагогом-психологом проводятся игры с элементами психогимнастики.

3 этап - заключительный.

В конце каждого года подводятся итоги:

Знания о ЗОЖ;

Развитие двигательной сферы, общей и мелкой моторики

Стабильность эмоционального благополучия детей.

Стабильность физической и умственной работоспособности.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы средств:

1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе.

2. Физкультминутки и динамические паузы.

Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

3. Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

4. Дыхательная гимнастика.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба - бо - бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

5. Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Массаж глаз - проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика - даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

«Солнышко»

«В небе солнце катится -

Словно жёлтый мячик.

То за тучку спрячется,

То по ёлкам скачет.

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось».

6. Закаливание.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

7. Гимнастика после сна.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

  • звуковые сигналы (например, музыка)
  • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
  • импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

8. Самомассаж.

Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.

9. Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

10. Релаксация.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Чаще используйте минутки покоя:

Посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.

11. Аромотерапия.

Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны - очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы - улучшает работу сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя - очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Список литературы

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.

Проект "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Здоровьесберегающие технологии – это система мер включающая взаимосвязь и взимодействие всех факторов образовательной среды направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В оздоровительные технологии входит и пальчиковая гимнастика о которой я хочу вам рассказать, которую использую перед каждым занятием:

Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать... Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение - двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как подпевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки» - знакомую дошкольникам- «Рукавичка» ,» Теремок»,» Колобок» и др. адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок:

  • стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
  • совершенствует внимание и память;
  • формирует ассоциативно-образное мышление;
  • облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами.

Для выполнения упражнений необходимы незаточенные трехгранные карандаши, валик.

Упражнение №1 «Ходули»

С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:

Человечек не скучает,

По тропиночке шагает,

Он к болоту подошел

И по кочкам всем прошел.

(можно предложить нарисованную дорожку. См. ниже)

Упражнение №2 «Перехваты»

Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш.

Упражнение №3 «Дудочка»

Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д.

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают,

Как на дудочке играют.

Упражнение №4 «Согреваем ладошки»

Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.

Катать валик или карандаш:

по столу ладонями;

по столу подушечками пальцев;

между ладошек:

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.

Упражнение №5 «Собираем брёвнышки»

Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем

Братья помогают папе,

Старший братик и меньшой,

Очень ловко и умело,

Поднимают груз большой.

одними и теми же пальцами разных рук;

одной рукой за два конца (счётные палочки) .

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.

Упражнение №6 «Дрова»

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора.

Повторить упражнение второй рукой.

Упражнение №7 «Дятел»

Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты? Покажи

Упражнение №8 «Точилка»

Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:

Мы точилочку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет острым наш

Синий карандаш.

Упражнение №9 «Колодец»

Необходимо взять из кучки карандашей один из них двумя пальцами так, чтобы остальные не передвинулись;

Возможно введение игрового элемента в упражнение при наличии двух и более участников, которые по очереди достают карандаши. Если карандаши передвинулись - игрок пропускает ход. Выигрывает участник, у которого по окончании игры окажется больше карандашей. Заключительным этапом игры может стать построение колодца:

Ровно брёвнышки кладём,

Мы колодец соберём,

Чтоб была у нас всегда.

Очень чистая вода.

или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.

Упражнение №10 «Маятник» , «Качели»

Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д., расположить ее вертикально и начать раскачивать – «маятник»

взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать - «качели» ;

Упражнение №11 «Учусь правильно писать»

  • покрутить карандаш большим, средним и указательным пальцами одной руки, затем другой, после чего двумя руками одновременно (для детей 4 лет) ;
  • положить карандаш на ладошку и прокрутить его всеми пальцами руки, не помогая себе другой;
  • взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме) . Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем:

а) поочередно отрывать пальцы от карандаша под счет от 6 до 10;

б) стучать по карандашу поочередно указательным, большим и средним пальцами

Учусь я карандаш держать,

Чтоб буквы правильно писать.

Упражнение № 12 «Гусеница»

Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами:

Гусеница вверх и вниз ползет -

С веточки не упадет.

  • постучать по карандашу поочередно указательным

большим и средним пальцами;

  • подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;

Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего

двумя руками одновременно.

Еще проводятся в нашем саду а именно в моей практике пластический балет

Цель:

Укреплять здоровье детей и развивать их физические качества.

Задачи:

Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания и кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма, опорно-двигательного аппарата.

Формировать правильную осанку и укреплять мышечный корсет.

Развивать гибкость, пластичность, грациозность и изящество в движениях.

Закаливать организм.

Содействовать творческому самовыражению детей.

совершенно очевидно, что сегодня у большинства детей дошкольного возраста имеются проблемы, связанные со здоровьем, и чаще всего- с двигательным развитием.

В последние годы заметно возросло количество ослабленных новорожденных детей из-за травм шестого, поясничного отдела практически нет, а так же черепно-мозговых травм, получаемых во время родов. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители очень увлекаются интеллектуальным развитием ребёнка (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков по подготовке к школе) . Именно поэтому у детей дошкольного возраста нарушается осанка.

Система физического воспитания в детском саду позволяет повысить интерес к физическим занятиям и стимулировать их двигательную активность без ущерба для здоровья.

В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс ДОУ.

Одной из важнейших проблем физкультурно-оздоровительной работы ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий. Острота проблемы состоит в том, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс систематических и интеллектуальных проблем.

Большая нагрузка физического развития ложится на физкультурные занятия. Но несмотря на это физкультурных занятий порой не хватает, чтобы глубже развить физические качества детей. Поэтому было решено создать кружок физического развития «Стрекоза» . Для организации и проведения работы за основу была взята педагогическая технология «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н.Н. Ефименко. Ключевыми позициями являются строгое следование законам природы и всеобъемлющий игровой метод.

В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей.

Горизонтальный пластический балет-это новая система физического воспитания, спортивной тренировки коррекции, оздоровления и творческого самовыражения детей. Стиль работы оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя программу горизонтально- пластического балета, занимающиеся как бы погружаются в особый мир движений, музыки, образов, порождающих соответствующие ассоциации.

Новизна данной физкультурно-оздоровительной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления. Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей

(физическая культура, здоровье, социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Применение в физкультурно-образовательной работе ДОУ методики горизонтального пластического балета гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, лёгкую походку, является профилактикой нарушения осанки.

Методика этой технологии заключается в том что все упражнения выполняются в лежаче – горизонтированных позах (упражнения в положении лёжа на спине, на животе, ползание по-пластунски, на средних и высоких четвереньках, упражнения в положении сидя, на низких и высоких коленях) . Не исключаются движения и в положении стоя. Таким образом в этой форме работы акценты переносятся с традиционных танцевально-оздоровительных движений – в горизонтированный, четырёхопорный вектор, относительно медленный, плавный стиль движений под музыку. В горизонтально-пластическом балете естественная красота движений, изящество, законченность, выразительность. Все упражнения сопровождаются текстом-сказкой, которая позволяет тренировать тело, развивать интеллект и формировать у детей необходимые духовные качества. Суть данной программы заключается в том, что педагог вместе с детьми при помощи движений, их рисунка показывают окружающий нас мир.

Программа предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в открытых занятиях, физкультурных праздниках, организациях фоторепортажей.

Пластический балет «Весеннее настроение» .

Задачи: Содействовать развитию и совершенствованию органов и систем организма детей. Формировать правильную осанку. Содействовать умению согласовывать движения с музыкой. Содействовать творческому самовыражению. Закреплять знания об окружающем мире.

Звучит запись пения птиц. Затем включается медленная, волнующая музыка, на фоне которой звучат слова педагога (педагог вместе с детьми выполняет все упражнения) :

С наступлением весны природа просыпается. Пригревает солнце.

Подул ласковый ветерок. Из набухших почек появляются листочки, стелется мягкая, сочная трава. Любуются своей красотой и первыми лучами солнца весенние цветы.

  1. «Спящий цветок «. И.п. лёжа на спине, сгруппироваться.
  2. «Цветок просыпается «. И.п. из группировки выпрямиться, руки поднять вверх.

Интересно стало цветочку, есть ли кто рядом?

3. «Любопытство «. И.п. из положения лёжа на спине поворачивать голову вправо – влево.

И увидел он вокруг зелёную, сочную траву, слегка шевелившуюся от дуновения весеннего ветерка.

4. «Травушка –муравушка «. И.п. лёжа на спине волнообразные движения руками.

Дуновение ветра коснулось и зелёных листьев берёзы.

5. «Листочки из почки «. И.п. лёжа на животе, руки вперёд, прогнуться.

И вдруг, услышав сладковатый запах берёзовой листвы, муравьи поползли вверх по дереву друг за другом.

6. «Муравьи» . И. п. стоя на низких четвереньках, ползание друг за другом.

На раскрывшийся цветок присела пчёлка-труженица.

7. «Пчёлка-труженица» . И.п. стоя на средних четвереньках, подняться на высокие четвереньки.

Запыхтел майский жук, пытаясь взлететь после спячки.

8. «Майский жук.» И.п. сидя спиной в круг подняться на задние четвереньки и раскачиваться вперёд –назад.

Пролетавшая мимо бабочка, словно смеясь над неуклюжим жуком, замахала своими крылышками.

9. «Бабочка-красавица «. И.п. сидя на полу, плавные движения руками и ногами.

Увидело весеннее солнышко резвящихся насекомых и решило пощекотать их своими лучами

10. «Лучики.» И.п. сидя, ноги врозь, упор руками сзади – различные маховые движения ногами.

Вдруг заметило солнышко нежный весенний цветок, который смотрел на него, улыбнулось, и цветок протянул к нему свои лепестки.

11. «Ласковый взгляд «. И.п. сидя на низких коленях – потянуться за руками вперёд- вверх и прогнуться назад.

Обрадовался цветочек, что солнышко заметило его, и стал подставлять ему свои щёчки-листочки.

12. «Щёчки- листочки «. И.п. стоя на высоких коленях топтание на месте, руки имитируют движения листочков.

Паря высоко в небе, щебечут птицы.

13. «Птицы» . И.п. стоя, слегка пружинить ногами, руки выполняют движения крыльев. Глядя на такую красоту, хочется собрать все цветы и подарить их всем людям на земле.

14. «Собирающие цветы «. И.п. отойдя назад, развести руки в стороны и сходясь в круг, плавно скрестив руки поднять их вверх и в стороны.

Собравшись вокруг цветов в весенний хоровод весело закружились бабочки, стрекозы, жуки, пчёлы и птицы, восхваляя весну.

15. «Весенний хоровод» . И. п. стоя в кругу, выполнять кружения с различными движениями рук.

Фрагменты фото моего пластического балета «Весенние настроение»

ПРОЕКТ – ПРОГРАММЫ

«ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МБОУ НШ – ДС № 24 с. Чкаловское

Воспитатели: Е.В. Оськина, О.В. Нефедьева

В федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Именно в этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии.

Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьеформирующих и здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.

Здоровье состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Здоровьесберегающий педагогический процесс – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Актуальность проекта: здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.

Цель проекта: становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы детского сада.

Задачи:

Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, ресурсное обеспечение.

Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий.

Развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.

Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Ожидаемые результаты:

Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;

Совершенствование навыков самостоятельности;

Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни

Современные здоровьесберегающие технологии

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

3. Коррекционные технологии

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Условия реализации проекта:

Реализация здоровьеформирующие и здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы.

Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.

Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.

Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.

Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.

Реализация различных форм систематической работы с родителями.

В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль. На основании анализа комплексных результатов наблюдений за детьми и повторной медицинской диагностики даются новые рекомендации педагогам и родителям по проведению следующего этапа физкультурно-оздоровительной работы.

Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями развивающегося организма ребенка. В нашем детском саду при организации питания соблюдаются все гигиенические требования к приготовлению, доставке и раздаче пищи. Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита. Каждый прием пищи в детском саду используется как благоприятный момент для воспитания у дошкольников культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Важным моментом в организации питания детей можно считать дежурство детей, которые помогают взрослому накрыть стол, разложить столовые приборы, брать использованную посуду. Однако, особое внимание мы уделяем на то, чтобы у детей, помогающим взрослым, не нарушался режим дня, их деятельность была посильной и не сокращала времени прогулки или дневного сна.

Основные принципы рационального питания:

Обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма

Соблюдение режима питания

Выполнение установленных правил технологии приготовленных блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов.

В соответствии с этими принципами при организации питания должны соблюдаться следующие требования:

Качество поставляемых продуктов

Выполнение натуральных норм

Технологии блюд

Калорийность питания

Выход и качество блюд

Соответствие температуры подаваемых блюд

Доведение норм питания до детей

Своевременность приготовления и сроки реализации готового питания

Количество пищевых отходов

Культура организации питания.

За все мероприятия, связанные с организацией питания детей, несет ответственность врач, заведующий дошкольным образовательным учреждением, воспитатель, младший воспитатель.

На основе учебного плана составляется расписание НОД на учебный год с учетом здоровьеформирующего и здоровьесберегающего режима:

Соблюдение максимально допустимой недельной учебной нагрузки;

Соблюдение длительности занятий;

Соблюдение минимального перерыва между занятиями 10 минут;

Чередование в расписании занятий по сложности с усложнением к середине недели;

Чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня.

Некоторые занятия мы проводим с детьми старшего возраста во второй половине дня, после дневного сна. Длительность этих занятий не более 25 – 30 минут. Общественно-полезный труд детей старших и подготовительных групп проводим в форме самообслуживания.

Физкультурные занятия проводим не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий:

В младшей группе – 15 минут

В средней группе – 20 минут

В старшей группе – 25 минут

В подготовительной группе – 30 минут.

Одно из трех физкультурных занятий для детей проводится на открытом воздухе. Занятия проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

Компоненты:

двигательный режим дошкольников

оздоровительный режим дошкольников

динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)

подвижные и спортивные игры

контрастная дорожка, тренажеры

утренняя гимнастика

физкультурные занятия

закаливание

спортивные развлечения, праздники

День здоровья

СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

Проект : «Зелёная аптека » (группа «Сказка») Руководитель проекта : воспитатель - Черных Мария Тимофеевна.
Участники проекта : воспитатель, дети группы их родители.
Срок реализации проекта : апрель 2013 год.
Описание проекта :
Актуальность: Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Нашу группу посещают разные дети, есть и часто болеющие. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы .
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека , решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Зелёная аптека». Цель проекта : Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровительного человека. Задачи проекта :
  1. Сформировать представления о роли растения в оздоровлении и сохранении здоровья человека .
  2. Формировать умения проявлять познавательную и продуктивную инициалу.
  3. Развивать мышление.
  4. Развивать все виды речи детей.
  5. Развивать любознательность, наблюдательность.
  6. Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
  7. Формировать эстетическое восприятие окружающего вида, экологически грамотное в природе.

Ожидаемый результат: Какие полезные растения растут вокруг нас (комнатные растения, растения в огороде, в лесу, на участке в детском саду). Рост и развитие лука, календулы. Как влияет в употребление лука, чеснока и настой шиповника в период эпидемий на организм человека.
Работа над проектом началась с модели трёх вопросов:

  1. Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать?
  2. Что мы знаем?(Щавель люди едят, чтоб быть сильными, в луке много витаминов).
  3. Что хотели бы узнать (какими растениями помогают, чтоб глазки хорошо видели, зачем мама меня заставляет, как дома можно вырастить лук, как можно есть семена шиповника).

Были применены следующие методы исследования:

  1. Наблюдение (в повседневной жизни был организован цикл наблюдений за луком в разные отрезки времени). Наблюдение было направлено на познание и практическое преобразование (осмотр объектов, заполнение дневников наблюдения).
  2. Словестный метод (Чтение книг по нашей тематике).
  3. Непосредственно образовательная, познавательная, продуктивная и трудовая деятельность.
  4. Совместная практическая деятельность (воспитание - дети, воспитатель - родители, родитель - дети).

Этапы проведения работы:
1 этап. Подготовительный
Мы познакомились с темой, выделили её актуальность, планировали деятельность , распределили обязанности.
2 этап. Практический этап
Дети проводили опыт, эксперименты.
3 этап. Аналитический этап. Заключительный
Совместно с родителями был выпущен «Сборник лекарственных растений»,
включающий в себя народные рецепты, фотоматериалы, рисунки, сказки, стихи о лекарственных растениях, выращенных на огороде.
Организационные формы работы над проектом :
Мероприятия
Подготовительный этап Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки рассказы, сказки.
Родительское собрание, участвуем в проекте «Зелёная аптека».
Приобретение необходимого оборудования семян.
Трудовая деятельность - полив цветников.
Основной этап Экскурсии в лес, прогулки по экологической тропе.
Посадка лука в горшочки.
Посадка семян и рассады.
Опытно-экспериментальная деятельность : «Строение растений», «Размножение, рост, развитие лука», «Как заварить целебный чай».
Экскурсии в лес с родителями в выходной день.
Занятия с детьми «Зелёная аптека», « Комнатные лекарственные растения», «Лекарственные растения».
Тематическое занятие: «В мире лекарственных растений»
Занятия в гостях у доктора Айболита. Индивидуальная работа с детьми по проекту .
Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях.
Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «Какого растения часть?».
Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.
Заключительный этап Оформление совместного альбома детских работ «Зелёная аптека».

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» - Здоровьесберегающие технологии. Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ. Система здоровьесбережения в ДОУ. Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Гимнастика пальчиковая. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья.

«Здоровьесберегающие технологии» - Анималотерапия. Игровая терапия. Целебная сила и негативное влияние цвета. Виды здоровьесберегающих технологий и их классификация по важности. Использование здоровьесберегающих технологий. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Куклотерапия. План проведения. Арт-терапия.

«Здоровье дошкольника» - Физкультура. Биоэнергопластика. Организация двигательной активности. Кроссворд. Способы укрепления и сохранения здоровья. Цель анкетирования. Физкультурный калейдоскоп. Анализ состояния здоровья воспитанников. Итоги тематической проверки. Деловая игра. Дистанция. Жан-Жак Руссо. Черный ящик. Результаты анкетирования родителей.

«Санитарные требования к детским садам» - Определение режима питания детей. Организация медицинского обслуживания детей. Вид деятельности. Функционирование дошкольных образовательных организаций. Организация работы пищеблока. СанПиН. Минимальный набор служебно-бытовых помещений. Возрастная категория детей. Семейные группы. Санитарно-эпидемиологические требования.

«Здоровье детей в детском саду» - Гимнастика после сна. Работа с родителями. Принципы организации питания. Первые представления. Основные факторы закаливания. Режим дня. Ходьба по тактильным дорожкам. Создание представлений о здоровом образе жизни. Разработка комплексной стратегии. Обширный комплекс закаливающих мероприятий. Формы работы с родителями.

«Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ» - Проектная деятельность. Проект «Азбука здоровья». Знания педагогов о формах работы с детьми. Рубрика. Воспитатели. Педагогический совет. Участники проекта. Безопасность. Проект решения. Организация работы по здоровьесбережению. Растишка. Лучший завтрак. Будь здоров. Создание условий для здоровьесберегающего пространства в ДОУ.