Психология задиры: нарциссизм, пониженная эмпатия и страх неудачи

Истина - это задира, который ко всем пристает, и все притворяются, что им это нравится.

Грегори Дэвид Робертс. Шантарам

Задиристость как качество личности – склонность вести себя вызывающе, цеплять, приставать к кому-нибудь, затевая ссоры, драки, с целью обнаружить и доказать свое превосходство над соперником (интеллектуальное, физическое), в котором задиристый человек уверен заранее.

Из дневника П.И. Долгорукова: «История Пушкина с отставным офицером Рутковским. Офицер этот служил некогда под начальством Инзова и по приглашению его приехал сюда для определения к месту. Сегодня за столом зашел между прочим разговор о граде, и Рутковский утверждал, что он помнит град весом в 3 фунта. Пушкин, злобясь на офицера со вчерашнего дня (?), стал смеяться над его рассказом, и сей, вышед из терпения, сказал только: «Если вам верят, почему же вы не хотите верить другим». Этого было довольно. Лишь только успели встать из-за стола и наместник вышел в гостиную, началось объяснение чести. Пушкин назвал офицера подлецом, офицер его мальчишкой, и оба решились кончить размолвку выстрелами. Офицер пошел с Пушкиным к нему, и что у них происходило, это им известно. Рутковский рассказал, что на него бросились с ножом, а Смирнов, что он отвел удар Пушкина; но всего вернее то, что Рутковский хотел вырвать пистолеты и, вероятно, собирался с помощью прибежавшего Смирнова попотчевать молодого человека кулаками, а сей тогда уже принялся за нож. К счастью, ни пуля, ни железо не действовали, и в ту же минуту дали знать наместнику, который велел Пушкина отвести домой и приставить к дверям его караул…»

Задиристость – это постоянная готовность бросить перчатку. Вопреки здравому смыслу она лезет на рожон. Когда лезешь на рожон, знай, что можешь быть сражен. Рожон – это заостренный кол. В умелых руках достаточно грозное оружие. Широко использовалось с древности на Руси в силу своей простоты и доступности. Металл в старину был дорогим удовольствием, владеть настоящим оружием могли позволить себе далеко не все. А вот изготовить заостренный кол мог практически любой.

Задиристость – это желание самоутвердиться за счет подрыва самооценки своей жертвы. Задиристость, заранее предполагая своё превосходство (интеллектуальное, физическое) над оппонентом, провоцирует его на противодействие, на конфликт – словесный или физический. У детей она легко диагностируется: задиры умышленно злобно дразнятся, угрожают, обзывают, бьют, распространяют злые сплетни, сексуально оскорбляют или запугивают жертв. Задиристость беспола, она присуща и мужчинам и женщинам. Она прописалась и в селе и в городе, и в обеспеченной и в бедной семье.

В отличие от задорности, нацеленной показать, что ты не хуже других, задиристость сориентирована доказать, что другие хуже тебя. В этом явно прослеживается влияние гордыни. Задиристость – это, прежде всего, неуважительность к людям, покушение на право других быть другими. В межличностном общении задиристость категорична, безапелляционна и бескомпромиссна. Она игнорирует чужие мнения, интересы и намерения. Задиристость чрезмерно далека от деликатности и тактичности, она способна заявить в оскорбительной форме, какими ей представляются твои друзья и близкие, с неприкрытым вызовом бросить в лицо человеку: «Тебе морду давно не били?». Приблизительно как в анекдоте, когда задира вызывает нахала на дуэль: — Поручик, вы трус и подлец! Я вызываю Вас на дуэль! - А я не приду! - Почему? - Потому что я трус и подлец!

Задиристость – верная подруга конфликта. Она провоцирует обиды, протестные настроения окружающих, вызывает раздражение, негодование и гнев. Задиристость может умышленно оттолкнуть, встать впереди тебя в очередь, задеть какими-то хамскими репликами, словом, действует разнообразно, лишь бы вызвать активное противодействие других. В этом она сродни энергетическим вампирам, питающимся выбросами энергии людей. Алгоритм их действий прост, но результативен: спровоцировать окружающих на проявление отрицательных эмоций, а затем с аппетитом пожирать их энергию.

А. Мороз пишет: «Формированию задиристости могут служить — гордость — тщеславие (славолюбие) — жестокость — осуждение — злость, от которой поведение человека обращается либо к задиристости, либо к трусости. Оборотной стороной задиристости может считаться податливость. Противостоять задиристости удобнее всего скромностью, уважительностью, доброжелательностью. Именно эти качества и вызывают у задиристого наибольший протест».

Задиристость порой граничит с глупостью. Это видно из басни «Эзоп и задира»:

Удача многих увлекает к гибели.
Задира в Эзопа запустил булыжником.
Эзоп - «Отлично!» - и еще дал грош ему,
Добавив: «Дал и больше бы, да нечего;
Зато смотри, на ком тебе разжиться бы:
Швырни-ка в того, богатого и сильного,
Таким же камнем - получишь по достоинству»
Тот поступил согласно наставлению,
Но обманулась наглость в дерзких чаяньях:
И схваченному крест был наказанием.

Задиристость, будучи противницей равных отношений, генерирует отношения «сверху – вниз». В известном киношедевре «Семь самураев» есть эпизод, связанный с проявлением задиристости. Суть такова: возле городской стены сидит самурай. Само спокойствие и выдержка. Вдруг возле него начинает виться задира – местный чемпион. Он стал наскакивать, насмехаться над молчаливым самураем, словом, делать всё возможное, чтобы спровоцировать дуэль. Но не видит никакой реакции. Наконец, задира кидает ему труса… Народ вокруг оживляется, предвкушая интересный сценарий развития событий. Самурай, которому всё это изрядно поднадоело, встаёт, и начинается дуэль. Первый раз, как водится, удары были не до смерти. А затем по команде они выхватывают мечи и бьют. Задира мощно так размахивается, будто дубинкой, причём казалось — достаёт. Мастер ударил по малой амплитуде, наискосок… некоторое время стояли они, и было не понять, кто кого убил. И вдруг задира завис вместе с мечом в нескольких миллиметрах от заветной цели – шеи противника, и упал, как подрубленный дуб. А Мастер, как ни в чём не бывало, вложил меч в ножны и снова уселся у стены.
Такая вот история…

Петр Ковалев

Прирожденные задиры намеренно добиваются того, чтобы их жертвы чувствовали свою никчемность. В социальном поле вокруг себя агрессоры постоянно видят конкурентов. Они пытаются не просто их унизить, но еще и показать свое превосходство над этими неудачниками, уничтожить их чувство собственного достоинства. Как и в соревновательном спорте, где победители воспринимаются в сравнении с проигравшими, хулиганы идентифицируют себя через своих жертв. Их самооценка зависит от возможности преследования побежденных: я победитель, потому что ты - неудачник.

Недавние исследования показали, что задиры обладают нормальной или несколько завышенной самооценкой (по крайней мере, в областях физической привлекательности и популярности), но кроме того они крайне чувствительно относятся к позору и собственным неудачам. Как говорит клинический психолог Мария Ламия, страх опозориться - это то, что пытается спрятать задира. Он приходит в ярость от собственных провалов и недостатков, поэтому он начинает унижать окружающих, таким образом самоутверждаясь за их счет.

Задиры и нарциссы придерживаются одних и тех же поведенческих стратегий. Возможно, даже имеет смысл отметить их тесную взаимосвязь: все задиры - нарциссы с преувеличенным чувством собственного значения и пониженным сочувствием к своим жертвам. Соответственно, многие нарциссы становятся агрессивными задирами, как это произошло, например, с Лэнсом Армстренгом , который активно использовал правовую систему и доступ к СМИ, чтобы унижать своих соперников или людей, чьи заявления и поступки шли вразрез с его интересами.

Многие задиры вырастают в неблагополучных семьях. Скандально известный игрок НФЛ Ричи Инкогнито сам подвергался агрессии, когда был ребенком. Лэнс Армстронг был брошен своим биологическим отцом, в то время как отчим часто наказывал его ремнем. Когда эти люди выросли, они нашли пути компенсировать свои травмы, унижая других.

Мы сможем лучше понять, что бессознательно движет задирой, разобравшись, какие эмоции они пытаются спровоцировать у своих жертв. Для хулигана эти люди - проекции того, чем он сам боится стать - неудачником.

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы

Возрастная группа: подготовительная

Тема НОД: «Мишка – задира»

Ведущая образовательная область: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие

Цель: выявление признаков агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста при просмотре мультфильма

ü выявить основные факты агрессии у детей;

ü профилактика агрессивного поведения, формирование

навыков социально-нормативного поведения.

ü продолжать развивать способность узнавать эмоции

по отрывкам литературных произведений;

ü продолжать развивать способность понимать собственное

эмоциональное состояние;

ü развивать произвольное внимание;

ü развивать мыслительные процессы обобщения и анализа;

ü развивать речь и коммуникативные навыки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Центр развития ребёнка детский сад № 33»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

по теме: «Мишка – задира»

Воспитатель:

Немченко Наталья Анатольевна

2014 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы

Возрастная группа: подготовительная

Тема НОД: «Мишка – задира»

Ведущая образовательная область: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие

Цель: выявление признаков агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста при просмотре мультфильма

Задачи:

  • выявить основные факты агрессии у детей;
  • профилактика агрессивного поведения, формирование

Навыков социально-нормативного поведения.

  • продолжать развивать способность узнавать эмоции

По отрывкам литературных произведений;

  • продолжать развивать способность понимать собственное

Эмоциональное состояние;

  • развивать произвольное внимание;
  • развивать мыслительные процессы обобщения и анализа;
  • развивать речь и коммуникативные навыки

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, индивидуальная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: чтение стихотворений, просмотр слайдов, беседа.

Оборудование: мультфильм «Мишка-задира» (продолжительность 10 мин.); мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

Предварительная работа: овладеть работой показа презентации при переходе слайдов с видеоматериалом, к слайдам с изображением картинок; переход осуществляется с помощью щелчка «мыши» по синей стрелке «далее», которая находится в левом нижнем углу белого фона слайда).

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Вводная часть

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с маленьким медвежонком

(показ слайда № 1, № 2)

Дети просматривают слайды.

Воспитатель зачитывает стихотворение:

Был сынок у маменьки медвежонок маленький.

В маму был фигурою в медведицу бурую.

Уляжется медведица под деревом в тени.

Сын рядом присоседится и так лежат они.

Нравится ли вам такой медвежонок?

Кто скажет, где живут медведи?

Чем они питаются?

А теперь давайте узнаем о медвежонке побольше.

Дети слушают стихотворение и отвечают на вопросы педагога.

2. Основная часть

Просмотр слайдов № 3, № 4, № 5, № 6, № 7

Слайд № 3

Сыночек дисциплины

Совсем не признаёт!

Нашёл он мёд пчелиный

И грязной лапой в мёд!

Слайд № 4

Родители беседуют

Мешает он беседе.

Перебивать не следует

Взрослого медведя!

Слайд № 5

Не знает он приличий,

Он дом разрушил птичий.

Дерётся он в кустах,

В общественных местах.

Слайд № 6

Ужасно он воспитан,

Всю ночь ревёт, не спит он!

А медвежат соседки,

Столкнул с огромной ветки.

Дети просматривают слайды.

А теперь вам нравится медвежонок?

Почему не нравится?

Что сделал плохого медвежонок?

Ответы детей (бельчата предложили Мишке орешки, а он ударил их веткой; отобрал у ёжика ягода, а ёжика подвесил на ветку; распугал птиц, ударив веткой по луже; полез на дерево, чтобы разорить гнездо)

Ребята, кто из вас догадался, почему мультфильм называется «Мишка – задира»?

(слайд № 7, № 8; слайд № 9 автоматически воспроизводит фрагмент и останавливается в нужный момент)

Ответы детей.

(просмотр слайдов № 7, № 8, № 9)

Почему лисёнок и зайчата решили проучить мишку – задиру?

(слайд № 10, № 11)

Ответы детей.

(просмотр слайдов № 10, № 11)

3. Заключительная часть

Мы с вами увидели, что к концу мультфильма мишка изменился.

Каким он стал?

Из каких поступков это видно?

Как вы думаете, почему мишка попросил прощения?

Стал добрым, дружелюбным.

Помог подняться маленькому зайчику; подружился с лисёнком и зайчатами; попросил прощения.

Ему стало стыдно.

Я знаю понаслышке, и люди говорят,

Что задиры Мишки есть среди ребят!

Как вам кажется, она права?

Если даже они и есть, то думаю, что после просмотра этого мультфильма их не будет.

Дети слушают стихотворение.

Ответы детей.

Сыночек дисциплин совсем не признает! Нашел он мед пчелиный - и грязной лапой в мед!

Родители беседуют - Мешает он беседе. Перебивать не следует Взрослого медведя!

Не знает он приличий - Он дом разрушил птичий, Дерется он в кустах, В общественных местах.

Ужасно он воспитан, всю ночь ревет, не спит он! А медвежат соседки столкнул с высокой ветки.


Часть 1

Механизмы защиты от нападок

    Не реагируйте на нападки на вас. Не показывайте задирам, что они обижают вас; просто уйдите. Такие люди испытывают глубокое удовлетворение, когда измываются над другими людьми, поэтому проявление реакции на их нападки только подстегнет их. Задирам необходимо привлечь внимание, поэтому если вы будете показывать, что они обижают вас, то они будут получать еще больше удовольствия от процесса.

    • Эта тактика может привести к непредвиденным действиям со стороны обидчика, поэтому внимательно изучите ситуацию. Некоторые хулиганы будут чувствовать себя в безопасности, мучая вас (пока им это доставляет удовольствие), если они будут видеть, что вы никак не страдаете от их действий.
    • Вы не сможете поговорить толком с таким человеком. Уйдите достойно, сказав, что у вас есть, чем заняться. Если это будет продолжаться, то постойте за себя. Более того, будьте готовы постоять и за другого человека, который подвергается нападкам.
  1. Почувствуйте вашу внутреннюю силу. У каждого человека есть такая сила; многие задиры полагают, что у вас нет внутренней силы, поэтому они пытаются унизить вас. Не поддавайтесь на сознательные попытки уверить вас, что у вас нет внутренней силы и что вы слабый человек.

    • Не думайте, что задиры могут подавить вас, как личность. На самом деле вы гораздо сильнее задир, так как они – слабые люди, пытающиеся самоутвердиться за счет других людей. Задиры всю жизнь будут слабаками.
  2. Постарайтесь избегать задир в школе и в повседневной жизни. Если они ходят одной с вами дорогой – просто измените ваш маршрут; если они вас не видят, то не смогут поиздеваться над вами. Постарайтесь сделать все, чтобы избегать их, однако не давайте им знать, что вы их избегаете. Они поймут, что вы боитесь, и примут это за свой успех, что приведет к еще большим нападкам.

    • Всегда ходите с другом; чем вас больше – тем безопаснее. Помните, что задиры – трусы, которые любят делать нападки в компании себе подобных. Если вы не один, то они не будут связываться с вами (задиры трусливы, а значит любят быть в безопасности).
  3. Постарайтесь не шутить над самим собой, чтобы показать, что нападки задир вас ничуть не задевают. Это только позабавит задир и подтолкнет отпускать собственные насмешки и издевательства в ваш адрес, чтобы понизить вашу самооценку.

    • Нет ничего смешного в издевательствах (над вами или над другим человеком); соглашаясь с задирами, вы только усугубите проблему. Если вы думаете, что шуткой снимите напряжение сложившейся ситуации, то вы сильно ошибаетесь – вы только подольете масло в огонь.
  4. Вместо этого ответьте обидчику той же монетой – подшутите над ним. Если вы сделаете это прилюдно, то вызовете смех окружающих людей. Это кошмар, который испытает задира, так как вы пошатнете его власть над вами и другими людьми. Не уделяйте внимания задирам, так как они будут считать, что могут получать удовольствие от нападок и на других людей.

    • Не отвечайте хулиганам, которые применяли к своим жертвам методы физического воздействия, так как это спровоцирует конфликт, в котором вы не сможете победить. Просто уйдите, не обостряя ситуацию. Сообщите об этом учителю, полицейскому или родителям, если вы считаете, что вам угрожает опасность.
  5. Будьте умнее их. Обычно хулиганы не слишком умны, поэтому вы сможете воспользоваться своим преимуществом.

    • Смейтесь над тем, что они вам говорят, и чем сильнее они пытаются вас задеть, тем сильнее вы должны смеяться. Без притворства! Подумайте о чем-то действительно очень смешном и рассмейтесь. Это неприемлемо для хулигана, потому что изначально он хочет заставить вас плакать, а не смеяться.
    • Прокричите случайную фразу прямо им в лицо. Вы должны делать это только в случае, если они следуют за вами по пятам, или просто делают что-то дико раздражающее. Есть множество вещей, которые вы могли бы произнести, например, детский стишок про животного, или придумать что-то свое: «Если бы у меня была сотня, я бы купил огромную рыбу!». В этом случае спонтанность будет ключом к вашему спасению. Хулиган будет ошарашен, или даже начнет смеяться, а вы получите время, необходимое для побега. Если они решат, что вы сумасшедший, то это тоже хорошо!

    Часть 2

    Умейте постоять за себя
    1. Запишитесь в школу боевых искусств. Подумайте о занятиях карате, кунг-фу, тхэквондо или аналогичным боевым искусством. Это придаст вам уверенности в себе, улучшит вашу физическую форму, и вы будете знать, что сможете постоять за себя. Хулиганы трусливы и не любят связываться с теми, кто сильнее них; узнав, что вы занимаетесь боевым искусством, они будут обходить вас стороной.

      • Вам не обязательно выглядеть так, как выглядят спортсмены, но всем своим видом покажите окружающим, что вы человек, с которым лучше не связываться. Лучше быть готовым к драке и уметь постоять за себя.
    2. Постарайтесь предвидеть все заранее. Изучите окрестности на предмет возможных путей отхода, мест сборищ хулиганов, опасных и безопасных зон, территориальных границ. Вычислите привычки и спутников хулигана, так как у каждого из них есть своя компания (помните, что хулиганы трусливы и нападают только группой).

      • Когда идете, демонстрируйте уверенность в себе. Ходите целеустремленно и с видом человека, с которым не стоит связываться. Идите вперед с высоко поднятой головой, смотря строго перед собой, и используйте боковое зрение, чтобы знать о людях вокруг вас. Неважно, поможет ли это, но стойте прямо и будьте спокойны.
    3. Выучите несколько приемов самообороны. Это очень важно, если вам придется драться. Вам нужен не черный пояс, а просто несколько приемов самообороны. В удары вкладывайте не только силу, но и все ваше желание ответить обидчику.

      • Быстрый удар в пах ошеломит вашего противника; он скорчится, а вы сможете убежать.
      • Если удар в пах не сработал, попробуйте ударить в солнечное сплетение (непосредственно под ребрами, в центре) или нанесите удар под коленную чашечку, чтобы нападающий упал.
      • Если хулиган схватил или толкнул вас, то на самом деле вы завладели преимуществом. Попробуйте сохранить равновесие, левой рукой захватите руку обидчика, а правой рукой нанесите удар под локоть. Или же можете нанести хлесткий и жесткий удар тыльной стороной ладоней по ушам хулигана (ему будет очень больно).
      • Как только представится возможность, убегайте, прячьтесь в надежном месте и зовите на помощь.
    4. Научитесь понимать себя. Определитесь с вашими целями и узнайте свои сильные и слабые стороны. Знайте, что вы хотите и на что вы способны. Внутренняя уверенность в себе поможет вам при нападках со стороны задир, которые любят унижать людей словами. Такие задиры нуждаются в слушателях, а их слова основываются не на достоверных фактах, а на чем-то, что может обидеть вас сильнее всего.

      • Постарайтесь победить сплетника: расскажите всем, что это неправда и что задире просто требуется внимание к собственной персоне. Пусть люди думают плохо не о вас, а о сплетнике. Укажите людям, что задира пытается унизить вас, и что на самом деле это очень слабый человек, пытающийся самоутвердиться за чужой счет.
      • Нападки на вас со стороны задиры – это не ваша проблема, а проблема самого задиры. Так задиры демонстрируют свою неуверенность в себе и слабость. Если они отстанут от вас, то, скорее всего, переключатся на другого человека.
    5. Не издевайтесь на другими людьми, чтобы не опуститься до уровня задиры. Вы можете указать задирам, почему они издеваются над вами (потому что слабаки) и найти слабости в их аргументации, но никогда, никогда, никогда не копируйте их поведение. Заставив вас быть похожим на них, они выиграют, а вы проиграете.

      • Если вы все-таки будете поступать, как хулиганы, то попадете в неприятности вместе с ними. Поверьте, что правоохранительные органы не будут разбираться, кто на самом деле хулиган, а кто просто подражает им.

    Часть 3

    Пресечение постоянных нападок
    1. Узнайте, с каким задирой вы имеете дело. Некоторые задиры любят применять физическую силу, другие унижают людей словами, третьи затрагивают ваши эмоции. Многие задиры использовать комбинацию этих стратегий.

    2. Или виртуальные нападки, так же реален, как и издевательства в реальной жизни. Виртуальные нападки происходят посредством мгновенных сообщений, электронных писем и других способов электронной коммуникации. Самым лучшим способом справиться с таким видом нападок – это удалять сообщения от онлайн-задир, а также не читать то, что они пишут. Удостоверьтесь, что вы занесли такого задиру в черный список.

      • Кибермоббинг – это такое же противоправное действие, как и издевательства в реальной жизни. Расскажите об этом родителям, начальнику или в полиции.
    3. Сообщайте об издевательствах над вами родителям, или учителю в школе, или начальнику, или любому другому человеку, который может наказать хулигана. Важно, чтобы вы поговорили с кем-либо, способным решить вашу проблему. Это весьма смелый шаг – не каждый решиться выставить себя перед другим человеком уязвимым.

      • Не переживайте о том, что хулиган может вам отомстить; замалчивание проблемы только усугубит ее. Также вы можете рассказать о вашей проблеме друзьям, и они могут постоять за вас.
      • Если вы можете поговорить с кем-то в школе об издевательствах над вами – сделайте это. Не смущайтесь. Вы можете поговорить о ваших проблемах с кем-то очень опытным, и это действительно поможет. В этот момент вы можете почувствовать себя очень ничтожным человеком, однако, так вы поставите себя выше хулигана.
    4. Помогайте другим людям. Задиры пытаются самоутвердиться за счет других людей. Они хотят, чтобы им уделяли внимание, и, скорее всего, переняли привычку задирать людей от своих друзей или родных. Вы и сами столкнулись с издевательствами, поэтому знаете, как это может быть неприятно, и знаете, как помочь другим людям.

      • Один из самых простых способов помочь другим людям – это объяснить им ситуацию. Расскажите им, что задиры – это слабые и неуверенные в себе люди, пытающиеся контролировать свои чувства, чтобы стать хоть чуточку счастливее.
      • Если кто-то говорит вам, что над ним издеваются, пойдите вместе с этим человеком, чтобы сообщить о его проблемах. Возможно, у этого человека не хватает духа сообщить об издевательствах над ним, но вместе с вами он почувствует уверенность.
    5. Издевательства и нападки – это серьезная проблема. Ее не нужно скрывать, но необходимо рассказывать о ней другим людям, чтобы они были готовы противостоять задирам. Поговорите с руководством школы о возможности рассказать другим ученикам о том, что происходит в школе каждый день.

      • Не думайте, что только вы подвергаетесь нападкам; на самом деле через это прошло множество людей, но они предпочитают не афишировать этот факт. Начните бороться с издевательствами, и вы удивитесь, как много людей присоединится к вашей борьбе.
    • Всегда оставайтесь спокойным, так как это озадачит хулиганов, которые пытаются вызвать негативную реакцию.
    • Что бы вы ни делали, не начинайте драку с задирой, пока вам действительно не будет угрожать опасность.
    • Ходите везде в компании друзей. Чем вас больше, тем безопаснее.
    • Игнорируйте задир и просто отойдите от них. Они просто хотят привлечь внимание к себе.
    • Расскажите кому-нибудь, что вас запугивают. Если вы слышали истории о том, как над людьми издевались в течение нескольких лет, главная их проблема была в отсутствии общения и неумении постоять за себя.
    • Если кто-то издевается над вами, не издевайтесь в отместку над ними. Не опускайтесь до уровня трусливого и слабого задиры.
    • Если хулиган угрожает вам физической расправой, сообщите об этом в полицию или родителям.
    • Постарайтесь избегать встреч с задирами. Если вы находитесь в школе, поговорите об этом с учителем или руководством школы (если вы стесняетесь, сделайте это вместе с вашим другом).
    • Не бойтесь, что хулиган отомстит вам за то, что вы сообщили о нападках с его стороны. Если вы позволите издеваться над вами сейчас, то над вами будут издеваться постоянно.
    • Если в вашей школе не борются с издевательствами одних учеников над другими, перейдите в другую школу, где такое практикуется.

    Предупреждения

    • Всегда сообщайте учителю, полицейскому, родителям о случаях издевательств над вами и не останавливайтесь, пока вас не услышат. Игнорирование – это отличный прием для борьбы с задирами, но если вас услышат другие, то это будет намного лучше.
    • Многих детей учат тому, что хулиган не причинит им вреда, если он просто потешается над ними обидными словами. Зачастую это совсем не так. Будьте осторожны с хулиганами, старайтесь быть вместе с другими людьми, когда хулиганы начинают нападать на вас (в конце концов, оторвитесь от компьютера и выучите несколько приемов самообороны).
    • Не принимайте то, что говорят вам задиры, близко к сердцу. Также не позволяйте им дурачить себя. Если они стараются быть милыми с вами – дайте им шанс. Если это все очень похоже на притворство – игнорируйте их.
    • Если хулиган является взрослым или почти взрослым человеком и при этом угрожает вам, или делает вам больно – это называется нападением. Немедленно сообщите об этом в полицию.

То, что скрывается за труднопереводимым американским термином «буллинг» является проблемой для подростков не только в этой стране, но и по всему миру — в любом месте, где ежедневно встречается множество детей, всегда будут те, кто издеваются и те, над кем издеваются. Однако в США, где огнестрельное оружие практически любой мощности абсолютно доступно для молодых людей всех возрастов, а некоторые даже получают его в подарок на день рождения, гораздо больше фатальных исходов, чем в любой другой стране мира, и вызываемые издевательствами массовые убийства и самоубийства стали уже национальной эпидемией. Документалист Ли Херш человек к чужим проблемам неравнодушный и уже брался за такие сложные работы, как фильм о большой роли музыки в борьбе против апартеида в Южной Африке и историю американца мексиканского происхождения, который закрыл собой гранату и спас тем самым жизни нескольких своих товарищей морпехов. К теме буллинга режиссера подтолкнул не только характерный для него интерес к общественным проблемам, но и личный опыт — в школе он сам был объектом издевательств со стороны других детей. Его часто спрашивали почему он снял фильм о жертвах, а не о хулиганах. На это у Херша есть ответ — режиссер считает, что последние слишком часто имели возможность рассказать о себе, а вот голос их противоположностей практически не слышен. Целью Херша был не поиск универсальных ответов, его больше интересовало то, что он может дать высказаться этим детям с помощью платформы, к которой прислушивается общество.

Режиссер провел время с множеством семей, но в итоге в картину вошли истории только пяти, среди который родители, чей одиннадцатилетний сын застрелился, не выдержав издевательств, и четырнадцатилетная девочка, которая принесла пистолет матери в школу по схожим причинам. Херш показывает жертв буллинга как обычных детей с обычными желаниями, обычными семьями и даже с наивными рассуждениями, характерными для их возраста. Он не показывает, то, чем они отличаются, а наоборот обращает внимание на вещи, которые роднят их с другими ровесниками, в том числе и теми, кто над ними насмехается. Эти простые истории действуют гораздо более эффективнее и отрезвляюще, чем прилизанные фильмы с рафинированными тридцатилетними красавчиками с идеальным лицом и кожей, которые играют забитых пятнадцатилетних подростков. Они побуждают к действию и вызывают отклик в душе зрителя гораздо лучше, чем голая демонстрация постановочного насилия. Трое детей, которые стали центром фильма, имеют совершенно разные проблемы и позиции по отношению к своему положению в обществе — кто-то уже решительно настроен против него, кто-то еще всеми силами пытается влиться, а кто-то предстает перед судом и готовится принимать профессиональную помощь. Вместо универсального ответа, режиссер нашел универсальный портрет, показав подростков разного пола, возраста, цвета кожи и убеждений, которые представили собой самые распространенные ситуации, отражающие проблему буллинга.

Решение режиссера поработать с двумя семьями, которые уже лишились своих детей, только улучшило картину и степень ее влияния на аудиторию. Во-первых, на фоне безутешных отцов, потерявших часть себя и прекрасно знающих кого винить, особенно заметно как сильно еще живые дети нуждаются в любой помощи. Во-вторых, сами эти семьи являются прекрасным примером активных действий против буллинга — несмотря на неотпускающую боль, они не замкнулись в себе и работают над тем, чтобы доносить до общества свои идеи и необходимость решать проблему каждому человеку, который имеет хоть какое-то отношение к школьной системе. Фильм «Проект „Задира“ стал для них действенной площадкой, которая позволила рассказать свою печальную историю широким массам, и если это заставит хотя бы задуматься, то это уже стоило того. При просмотре фильма многим захочется заплакать уже с первых минут и подобное ощущение может не отпустить вас до самого конца, но это не манипуляция, это настоящая человеческая боль, которой поделились, чтобы заставить вас заступится за забитого подростка, когда у вас есть такая возможность. Никто ничего не преувеличивает. Если это отец, потерявший первого ребенка, первого сына, то логично, что он плачет, вспоминая об этом. Если это семья, чей ребенок жив, хоть и подвергается издевательствам, то логично, что они будут больше позитивны, чем негативны. Если это семья, от которой отвернулся весь город из-за гомосексуальности их дочери, то логично, что они будут злы. Ли Херш добился своего — он дал голос тем, кто всегда молчит, и смог передать как их боль, так их надежду на лучшее и энергию для перемен, которой они поделились.