Пусть душит жизни сон тяжелый. Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» Блока

В отличие от произведений «Незнакомка» и «Ночь, улица, фонарь…», меньшей популярностью пользуется жизнерадостное творение Блока «О, я хочу безумно жить». Анализ стихотворения, представленный в этой статье, поможет понять, чем выделяются эти строфы среди остальных творений поэта. Так же упоминается история создания и влияние стихотворения на читателя, жившего в разные эпохи.

«О, я хочу безумно жить»

Анализировать произведение невозможно без его прочтения:

О, я хочу безумно жить:Все сущее - увековечить,Безличное - вочеловечить,Несбывшееся - воплотить!Пусть душит жизни сон тяжелый,Пусть задыхаюсь в этом сне, -Быть может, юноша веселыйВ грядущем скажет обо мне:Простим угрюмство - разве этоСокрытый двигатель его?Он весь - дитя добра и света,Он весь - свободы торжество!

История создания

Начать анализ «О, я хочу безумно жить» Блока нужно с даты написания. Это пятое февраля 1914 года. Едва закончив свой поэтический цикл «Ямбы», Александр Александрович задумался над тем, каким произведением открыть подборку, и в итоге буквально за час написал это стихотворение.

Повлияли на поэта явно назревающая Первая мировая война, усиление революционных настроений, а также возможность призыва в армию. Угнетающая обстановка подействовала на стихотворца, в то время уже склонного к упадническим настроениям в своем творчестве, как и к неожиданным душевным подъемам. Недавно вернувшийся на родину после очередного лечения во Франции, Блок, узнает, что его могут призвать на службу. И если начнется Европейская война, даже привлечь к военным действиям. Молодой человек чувствовал к этому отвращение, и вместе с этим – огромное желание жить свободно. Реальную жизнь поэт называет тяжелым сном, в котором он задыхается, и противопоставляет ей безумное желание жить светло и свободно. Вероятно, так Блок хотел показать, что несмотря на печаль, сквозящую во всех произведениях сборника, в душе он «дитя добра и света». И в поэзии им движет именно стремление освободиться от неприятностей реальной жизни, рассказав о своих чувствах.

Также следует отметить, что в это время Блок был недоволен решением своей сестры Ангелины, с которой был крепко дружен с 1909 года, пойти в монахини и посвятить этому свою жизнь. Когда Ангелина скончалась в 1919 году, Блок посвятил «Ямбы» ее памяти. Анализируя «О, я хочу безумно жить», можно сделать вывод, что эти открывающие стихи сборника неразрывно связаны с его сестрой. В своем дневнике поэт отметил, что «Ангелина начала праветь под влиянием матери». Монашество казалось Блоку таким же удушливым занятием, как и служба в армии.

Анализ

«О, я хочу безумно жить» Блок написал в жанре лирической поэзии в свободной форме, наполнив его философской тематикой личностных размышлений поэта. Сам стихотворец является лирическим героем произведения, жадно мечтающим о полной жизни и свободе, задыхающимся в тяжелом сне реальности. По сюжету стихотворения, этот Поэт надеется, что после его смерти некий «веселый юноша» прочтет стих и поймет, что написал их свободный человек, добрый и со светлой душой, увлеченный не «угрюмством», а именно надеждой избавить от этого «угрюмства» всех и вся, и в первую очередь себя самого. Под «веселым юношей» Блок наверняка подразумевает жизнерадостного человека будущего, свободного от тягот войны и жизненных несчастий. Под «угрюмством» же подразумеваются произведения из сборника «Ямбы», своеобразным предисловием к которым и стал стих Блока «О, я хочу безумно жить».


Анализ с морфологической стороны показывает, что стихотворение написано в размере четырехстопного ямба. Интересно, что первая строфа содержит кольцевую рифму, а две другие – перекрестную.

К выразительным средствам, которые использовал Блок, относятся метафоры («тяжелый сон жизни», «дитя добра и света»), эпитеты («веселый», «безумно»), а также анафора:

...Пусть душит жизни сон тяжелый,Пусть задыхаюсь в этом сне...

Любопытны нарочитые искажения слов, такие как «вочеловечить» (просторечное произношение) и «угрюмство».

Критика

Цикл «Ямбы» был высоко оценен литературными критиками, сам Блок считал его своим лучшим циклом, подвергая все свое творчество критическому анализу. «О, я хочу безумно жить» в 1914 году, отмечалось как «тонкая, философская работа, восхваляющая влияние поэтов на молодые умы и сердца в качестве воплотителей – увековечивающих и очеловечивающих».


После выхода сборника в 1919 году, уже после революции, «О, я хочу безумно жить» анализировалось новой властью и тоже оценивалось высоко. При жизни Блока это стихотворение хвалили за наполненность искренней жаждой к жизни, а также за меткое описание «старого строя» как удушающего сна наяву. К середине двадцатого века в советских учебниках анализ «О, я хочу безумно жить» включал в себя важное упоминание о «веселом юноше», как о главном человеке коммунистического будущего.

Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В.С.
Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская направленность:

Да. Так диктует вдохновенье:
Моя любовная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Туда, туда, смиренней, ниже, -
Оттуда зримей мир иной…

(«Да. Так диктует вдохновенье…», 1911 – 1914)

Эпиграфом к циклу стала цитата из «Сатир» Ювенала (96 ок. 127): «Негодование рождает стих» (пер. В.Н. Орлова).
«Негодование» Блока обращено на «непроглядный ужас жизни», представляющий в стихотворениях цикла «Ямбы» «ночной»,
«черной», «траурной», «лживой», полной «безличного» и «несбывшегося». Реминисцентный ряд цикла чрезвычайно богат – в нем
слышны отголоски произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А, Некрасова, Ф.И. Тютчева. Лирический герой А. блока,
наследник и продолжатель русской поэтической традиции, обращается к читателям от имени ее носителей:

Но мы – все те же. Мы, поэты,
За вас, о вас тоскуем вновь,
Храня священную любовь,
Твердя старинные обеты…

(«О, как смеялись вы над нами…», 1911)

В стихотворении «О, я хочу безумно жить…» лирический герой провозглашает как цель своего творчества:

Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!

В отличие от скептицизма «Художника», данное стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни («хочу безумно
жить»), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным:

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне…

Понятие «жизнь» двойственно – это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия,
становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «воплотить» лишенное плоти, «увековечить» мгновенное,
вдохнуть душу в «безличное». Лирический герой стихотворения предстает новым «пророком», продолжающим пушкинскую и
лермонтовскую традицию. «Пророк» Пушкина (1826), исполненный божественной «волей», у Лермонтова превращается в
«угрюмого» отшельника, о котором «старцы детям говорят»:

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

(«Пророк», 1841)

О блоковском пророке «в грядущем скажет» «юноша веселый», напоминающий «племя//Младое, незнакомое» пушкинского отрывка
«Вновь я посетил…» (1835), «внука»

…когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Потомок блоковсокго пророка прежде всего просит его «угрюмство», сосредоточенность на темной стороне действительности:

Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?

На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе «всеведенья» пророка снова, как у Пушкина, оказываются
«добро и свет» («Он весь – дитя добра и света…»). Заключительная строчка – реминисценция из другого пушкинского
стихотворения, хотя можно сказать, что в ней развивается мотив, характерный для всего творчества великого поэта,
восславившего в «жестокий век… свободу» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836). Свобода – «сокрытый двигатель»
творчества, позволяющий поэту продолжать свой путь, «обходя моря и земли», как пушкинский пророк, преодолевая время и
судьбу.

Стихотворение стало первым в сборнике Блока "Ямбы", который сам автор считал наиболее удачным среди всех своих поэтических сборников. Все произведения в этом цикле посвящены философским размышлениям о смысле жизни и роли поэтов в обществе того времени, о переживаниях творческих людей.

Главная тема стихотворения

Стоит обратить внимание на то, что если большинство его поэтов-предшественников считали главной целью поэта донести до массового читателя важные философские мысли с поучающим подтекстом, Блок видел свое предназначение в более простых вещах. Поскольку поэт был напрочь лишен тщеславия, он не задавался философскими вопросами о том, как воспринимают в своем внутреннем мире читатели его строчки.

Нужно понимать, что в то время поэт мог бы покорить сердца сотен прекрасных дам, поскольку его современницы восхищались его коллегами, засыпая с портретами известных поэтов под подушками. Однако Блок к этому не стремился, и старался просто выражать свои личные переживания и чувства в стихотворной форме.

В данном произведении основная суть в выражении мечты поэта, которая заключается в возможности воплотить "несбывшееся". Он подчеркивает при этом тяжесть эмоций, которые испытывает от жизни словно бы в двух мирах: реальном и воображаемом. При этом автор рассказывает читателям, что в том, воображаемом, мире он испытывает настоящее счастье, а вот в повседневности его давит некая тяжесть.

Структурный анализ стихотворения

В произведении всего 3 строфы с использованием кольцевой рифмы. Первые строчки как раз посвящаются описанию мечты поэта, в уже во втором четверостишии автор рисует свои ощущения, испытываемые от столкновения поэта тонкой душевной организации с реалиями обычного мира. В заключение Блок делится своими мыслями и ощущениями, которые приходят к нему в его вымышленном мире фантазий.

Для подчеркивания эмоций используются слова "сон тяжелый", "в грядущем скажет", "юноша веселый". Блок пишет о том, каким видит себя в реальном мире со стороны - угрюмым и замкнутым человеком с большими трудностями в общении с окружающими. В то же время, он представляет читателям и свое видение собственного образа внутри.

Также он говорит о том, что его внутренний образ полон свободы и ощущения независимости, и именно это он хочет передать читателям. Тут нет высокопарных эпитетов и сложных словооборотов о том, как важна роль поэта в обществе. Стихотворение простое, понятное и легко читается, имеет равномерный ритм и единую структуру в каждой строфе.

Вывод

Читателю вполне понятна мысль, которую выражает поэт, и для современных людей отсутствие сложных художественных приемов очень кстати, поскольку сегодня не в моде устаревшие сложные конструкции в стихах. Большинство творческих людей способны разделить с автором его переживания, прочувствовав их, поскольку за прошедшие годы мало что изменилось в этом плане и все так же люди с творческой душой ощущают себя чужими в обыденной повседневности.

Исполнилось 34 года. Это был уже сформировавшийся молодой писатель со своим личным взглядом на жизнь и на литературное творчество. Имя Александра Блока было известно многим в дореволюционной России. Этот год был для Блока плодотворным и продуктивным. Он много и хорошо писал, издавался. Его сборник «Ямбы» публика встретила восторженно. Первым в сборнике шло стихотворение «О, я хочу безумно жить…» В нём поэт открыл читателю свои мысли, тайны и надежды.

О чём же это стихотворение? Как понять задумку Блока? Что он хотел сказать своими бессмертными строчками? Первая строка так точно стала афористичной ещё при жизни автора. И именно в ней раскрывается всё дальнейшее содержание стихотворения, его тематическое и идейное единство. Если говорить научно и скупо, то тема стихотворения - поэт и его поэзия. Что Блок думает об этом устойчивом литературоведческом термине? Как он объясняет его силой своего ума, страстью своего сердца?

По большому счёту, Блок всегда был далёк от условностей, а тем более от тщеславия. Для него слава ничего не значила. Он писал стихи потому, что ему нравилось их сочинять, экспериментировать со словом, с рифмой, с образами, с фантазией. Он не считал конечным результатом своего нового поэтического произведения какую-то сверхважную воспитательную задачу. Его стихи нужны были прежде всего ему самому.

Поэт в «О, я хочу безумно жить…» делится с читателем своим сердцем, своей радостью, своим оптимизмом. Он выступает против угрюмства и против угнетённости духа и сознания. Несмотря на тяжесть жизни, на потери, промахи и несбыточные мечты, нужно, по мнению, Блока, всегда стремиться к чему-то лучшему, большему, сильному, значительному. Блок готов всё и всех прощать, о всех помнить («всё сущее увековечить» ), дерзать и творить («несбывшееся - воплотить» ). Блок хочет, чтобы люди были добрыми, удачливыми, светлыми, весёлыми и свободными. Поистине, благородное и человечное желание! И сам Блок и его неунывающий лирический герой дают читателю словесный стимул к созиданию и творчеству.

Размер стихотворения не совсем безупречен. Ямб в нём перескакивает на хорей, а хорей - на ямб. Ударение иногда хаотично становится не на своё место, но от этого произведение только выигрывает, оно становится неповторимым и харАктерным. В первой строфе рифмуются первая-четвёртая, вторая-третья строки (кольцевая рифмовка), во второй и третьей строфах уже всё по-другому: рифма перекрёстная. Можно подумать, что поэт совсем не заботится о стройности стиха. Да нет же, Блок придерживается конкретной цели - раззадорить читателя и вовлечь его в радостный и чудесный процесс «стихоплётства».

Изобразительных средств языка у Блока в стихотворении не очень много. Но все они очень сочны и ярки. Чего только стоят тропы: безумно жить, вочеловечить, сон тяжёлый, дитя добра и света, свободы торжество, сон душит, сокрытый двигатель, задыхаюсь в этом сне .

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
  • «Фабрика», анализ стихотворения Блока
  • «Русь», анализ стихотворения Блока