Путешествие в раннее новое время. Формирование инфраструктуры путешествий: дилижанс и гостиница. Последствия Великих географических открытий

Великие географические открытия были подготовлены развитием кораблестроения . Появился новый тип судов – каравелла . Эти корабли могли ходить под парусами и против ветра, кроме того, имея небольшие размеры, они вместе с тем были очень вместительны. Появилась астролябия , благодаря которой можно было установить широту местонахождения судна, компас.

Совершенствовалось огнестрельное оружие. Возник способ сохранения мяса (путем засолки), что давало возможность морякам не зависеть от торговли, совершая длительные плавания.

Мореплаватели, купцы, политики и ученые этой эпохи базировались на концепции единого Мирового океана . Идея Мирового океана становится освященной и церковной традицией, став частью религиозного мировоззрения.

Появились идеи, что возможно плавание из Европы в Азию в западном направлении. Развивалась картография. В 1492 г. немецкий географ Мартин Бехайм создал большой глобус и подарил его своему родному городу Нюрнбергу. Этот глобус до сих пор является самым древним дошедшим до нас и полностью сохранившимся.

Первой европейской страной, активно приступившей к далеким путешествиям и открытию новых земель, была Португалия . После того как Португалии удалось отделиться от Испании и определились к середине XIII в. ее границы, она оказалась совершенно отрезанной и изолированной от Европы. Поэтому правительство этой страны оказывало покровительство морским путешествиям.

Открытия и завоевания Португалии в эпоху Великих географических открытий:

Генрих Мореплаватель . Построен большой флот. Исследование западного побережья Африки. Открыты Азорские, Канарские о-ва. Создание каравеллы.

Дело, начатое Генрихом Мореплавателем, продолжил другой португальский путешественник Барталамео Диаш . В 1487 г. он предпринял морскую экспедицию вдоль западного побережья Африки и достиг ее южной оконечности, названной им мысом Доброй Надежды.

В то время как Испания в поисках Индии продолжала морские путешествия на запад, Португалия не оставляла свои попытки достичь Индии восточным путем.

Летом 1497 г. португальский король Мануэле I назначил руководителем экспедиции в Индию одного из придворных, представителя старинного дворянского рода Васко да Гама .

Экспедиция прошла вдоль западного побережья Африки, далее отклонилась на юго-запад и по большой дуге вышла к мысу Доброй Надежды и, обогнув Африку, пошла дальше (теперь уже на север) вдоль восточного побережья Африки к экватору.

Идя вдоль восточно-африканского побережья, корабли старались не терять из виду землю. В порту Малинди Васко да Гама нанял арабского лоцмана, кторый вывел португальцев в Индию.

В августе 1498 г. экспедиция под предводительством Васко да Гамма отправилась в обратный путь, и в июле 1499 г. корабли вошли в Лиссабонскую гавань. Португалия торжествовала. Васко да Гама получил титул «дона», а также титул «адмирала Индийского моря». В возрасте 65 лет (1524) он умер в городе Кочине на юге Индии.

Португальцы стремились к захвату не столько обширных территорий, сколько стратегически важных пунктов, дававших им возможность контролировать торговые пути.

Открытия и завоевания Испании в эпоху Великих географических открытий:

Во второй половине XV в. произошло объединение двух самых крупных государств Пиренейского полуострова – Кастилии и Арагоны, что привело к созданию испанской монархии. Испанские войска начали освобождать земли, захваченные арабами еще в 711 г. Последней областью, освобожденной от арабов в 1492 г., была Гранада. После этого Испания стала самым могущественным государством на Пиренейском полуострове и уже не могла мириться с господством португальцев на море. Стремление к лидерству толкало королевскую знать к расширению территории, добыче золота и захвату рабов. Но мореплавание и судостроение в Испании было развито слабо. Поэтому испанские монархи прибегали к услугам мореплавателей из других стран. Одним из таких мореплавателей был итальянец Христофор Колумб .

Колумб несколько раз предлагал свои услуги королям Португалии и Испании. Только в 1492 г. получил согласие и финансирование. Путешествие началось 3 августа 1492 г. из Севильи. Сначала корабли достигли Канарских островов, а оттуда взяли курс строго на запад в открытый океан и 12 октября этого же года достигли суши. Это был один из Багамских островов в Карибском море, который измученные долгим плаванием матросы назвали «Сан-Сальвадор», что в переводе значит «святой спаситель».

Продолжая плавание, корабли повернули на юг и 25 октября 1492 г. достигли острова Куба. Далее Колумб направил свои корабли вдоль берега этого острова, повернув на восток. Он посчитал, что это не остров, а часть большого континента. Все участники экспедиции были уверены в том, что достигли берегов Японии, Китая или Индии. Условно они назвали открытые земли Вест-Индией , а местных жителей – индейцами.

Пройдя вдоль берегов Кубы и острова Гаити, повернул назад. Весной 1493 г. путешественники с триумфом вернулись в Испанию. За это путешествие Колумбу был пожалован личный герб и присвоено звание адмирала.

После этого, в 1493, 1498 и 1504 г. Колумб совершил еще три путешествия, открыл много островов в Вест-Индии, исследовал побережье Центральной Америки. Но до конца жизни был уверен, что дошел до Азии.

В последующие годы исследователь Америго Веспуччи доказал, что земли – новый материк, а его имя вскоре прикрепилось к этим землям – Америка.

В 1519-1522 гг. – первое кругосветное путешествие Фернанда Магеллана . Это было первое в истории кругосветное путешествие, которое доказало шарообразность Земли. Великие географические открытия способствовали не только формированию мирового рынка, но и развитию международных и культурных связей, складыванию постоянных водных и морских маршрутов, ставших впоследствии туристскими.

Во второй половине XVI в. на главные роли в морских путешествиях выходит Голландия и Англия.

Путешествия Джеймса Кука. Задача середины XVIII в. – поиск Южного материка. 1768-1771 гг. – первая экспедиция. Исследовал Новую Зеландию, доказал существование пролива между о-вами Северный и Южный (пролив Кука). Открыл Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии. Исследовав Торресов пролив, доказал, что Новая Гвинея – остров. Собрана богатая ботаническая коллекция. 1772-1775 г. – вторая экспедиция. Поиск Южного материка (71 ю.ш.). Доказал, что в 40-60 ю.ш. земли нет. Открыт ряд островов в Полинезии. О-в Пасхи. Новая Каледония. 1776-1779 гг. – третье путешествие. Цель – поиск северо-западного пути. Открыл Гавайские о-ва, исследовал побережье Аляски (залив Кука). Прошел Берингов пролив, но льды заставили повернуть обратно. В столкновении с гавайскими аборигенами Дж.Кук погиб.

Таким образом, в этот период открыты многие земли в Тихом океане. Составлены подробные карты новых земель. Собрана богатейшая научная коллекция. Пример путешествий с научными целями.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные факторы, которые изменили статус путешественника в Европе;
  • принципиальное отличие дилижанса как средства передвижения массового характера;
  • сервисные характеристики придорожных заведений гостеприимства;

уметь

Аргументировать мотивационную периодизацию истории туризма;

владеть

Навыком сравнительно-исторического анализа правового статуса путешественника.

Факторы изменения статуса путешествий и сервиса в Новое время

Новое время, которое историки отсчитывают с XVI– XVII вв., принципиально отличается от Средневековья по всем параметрам политической, экономической, культурной жизни. С точки зрения истории туризма и гостеприимства наиболее важными являются процессы появления новых средств передвижения, расширения коммуникаций и новые представления людей о комфорте. К радикальным переменам в этих сферах привели несколько важнейших факторов Нового времени.

Во-первых, усовершенствование компаса сделало возможным дальние морские путешествия через океаны, что привело к открытию Америки X. Колумбом и А. Веспуччи, Индии и всего азиатского побережья в результате плавания Васко да Гама, кругосветному плаванию Магеллана. Земля действительно "стала круглой", известный европейцам мир предельно расширился. Это познакомило европейцев с обычаями и культурой разных народов, а также позволило осознать важности коммуникаций, торговли, дорог. Повысилась общая мобильность населения, путешествие даже в дальние края перестало быть испытанием неведомого.

Во-вторых, были совершены ключевые научные открытия астрономов и географов, в частности, Н. Коперника, Г. Галилея, Т. Браге, И. Кеплера, которые описали реальную картину мироздания, солнечной системы. К. Линней создал атлас животных и растений. Научные открытия стали новым источником знания, вытесняя религиозные представления о мире. В связи с развитием науки возросла ценность светского образования, не осталось ни одной европейской страны, не имевшей своего университета. В сознании европейцев закрепился тезис о пользе путешествий с точки зрения образования. Полученные в пути знания ценились настолько высоко, что каждый путешественник спешил обнародовать свои путевые заметки. Возникла целая литература путешествий.

В-третьих, экономика Европы получила мощный толчок, когда начался "золотой поток" из Нового Света, продолжавшийся почти полтора века. Произошла настоящая революция цен, которые в Европе рывком выросли в четыре-пять раз, продукция сельского хозяйства впервые стала рентабельной, что означало огромное расширение рынка. Первоначально лидерами экономической жизни в Европе стали те страны, которые могли контролировать потоки золота и рабов, т.е. имевшие сильный флот: Испания, Португалия, Нидерланды, Англия. Однако Англия и Нидерланды сумели использовать заморское золото для модернизации собственной экономики, вскоре оттеснив Испанию и Португалию на второй план. Экономический рывок Европы вызвал резкое повышение стандартов жизни, требований к комфорту, возникло понятие сервиса.

В-четвертых, гигантское ускорение человеческой цивилизации придавали новые и новые технические изобретения. Винт, вертикальное мельничное колесо, уголь, колесо со спицами, амортизаторы у повозки радикально меняли средства передвижения. Технические достижения вызывали повышение стандартов качества жизни, тягу к комфорту у высших слоев общества, возможность длительных путешествий для удовольствия. Строились и украшались города, возводились мосты и дороги, соборы и дворцы. Ярмарки, которые проводились в Европе с VII в. (Шампань), становились повсеместными и более длительными, что привело к возникновению формы всемирных выставок. В мире становилось все больше мест и достопримечательностей, интересных с точки зрения туризма.

Все эти факторы вызвали в Европе бурный рост городов, дорог, коммуникаций, деловых и торговых. Торговые города Венеция, Флоренция, Париж, Лондон имели до 100 тыс. жителей, а в конце XVIII в. Лондон стал первым городом с миллионным населением. Быстро росло качество жизни, повышались стандарты роскоши, формировался новый класс свободных горожан. Знать усваивала новые потребности: роскошь интерьеров, модную и престижную одежду, искусство кулинарии, ювелирного дела, наслаждалась театром, балами и другими развлечениями. На столе европейцев появились картофель, томаты, фасоль, перец, кукуруза, тропические фрукты, а также шоколад, чай и кофе.

После XVI в. в Европе больше не было крупных эпидемий чумы, контакты людей стали более частыми, а население прибавлялось. Эпоха Возрождения XIV–XVI вв. воспитала человека деятельного, любознательного, активного; создала светскую литературу и искусство. У людей стал появляться досуг – время, которое можно было потратить на путешествие или развлечение. Прежние типы "человека путешествующего" – паломника, купца и воина – дополняются светскими людьми, которые пускаются в путь за знаниями, знакомством с культурой других народов, для оздоровления и спорта. Сочинение одного из самых известных мыслителей эпохи Возрождения Мишеля Монтеня "Опыты" формулирует основы нового миропонимания. Разнообразие мира требует веротерпимости и стремления к взаимопониманию и диалогу разных культур. Светские путешественники в отличие от паломников идут за новыми впечатлениями, расширяя свой кругозор, стремясь к собственному усовершенствованию. Требования комфорта и безопасности путешествий становятся важными. Путешествие позволяет переоценить свою жизнь, "укрепить душу", избавляет от суетности и мелочности.

Решающим изобретением, определившим переход к Новому времени, стал печатный станок Гутенберга, созданный в 1445 г. Возможность тиражирования и радикальное удешевление книгопечатания имело самые революционные последствия. Книга превратилась из предмета роскоши в повседневный предмет. Появилась возможность для существования ежедневной прессы, газет, журналов, листовок, рекламы. Распространение печати способствовало расширению знаний о мире, мотивировало новых и новых путешественников отправиться в другие страны.

Освоение дальних территорий и усовершенствование морских судов позволило наладить постоянное морское сообщение по маршрутам "Лондон – Венеция и города Средиземноморья", "Европа – Индия", "Европа – Южная Америка". Все прибрежные города Европы от Балтики до Средиземного моря оказались связаны между собой. Возрастающее значение приобретал путь через Атлантику. Пять освоенных маршрутов связывали Старый и Новый Свет. Романтика путешествий через Атлантику все еще питалась отблеском индейского золота, пиратских историй, работорговли, удачи и опасностей. Коммерческий вариант путешествий был налажен Вест-Индскими и Ост-Индскими компаниями, первая и богатейшая (40% торгового флота мира) из которых (Ост-Индская) возникла в 1602 г. в Амстердаме, а самой долговременной – почти до конца XIX в. – стала Британская Ост-Индская компания.

Становление колониальной системы, которое последовало за открытием других земель европейцами, также повлияло на мотивацию путешествий. В колонии можно было заработать капитал, закалить характер, приобрести жизненный опыт, составить себе имя. Наличие колоний у ведущих европейских стран стимулировало развитие транспорта, коммуникаций, формирование системы гостеприимства, сервиса, а также расширяло географию и мотивацию предпринимаемых путешествий. В Новое время изменяется и контингент путешествующих. Помимо тех, кто ездил по делам, государственным или торговым, или совершал паломничество, появились те, кто путешествовал с целью образования. Обычный маршрут, которым завершалось образование молодого англичанина, совершался по континенту: Лондон - Париж – Генуя – Милан – Флоренция – Рим – Швейцария – Германия – Нидерланды – Лондон. С ослаблением религиозных мотивов возрос индивидуальный характер и образовательная направленность путешествий. В XVII в. о пользе последних говорили многие мыслители и философы. Основатель педагогики Ян Амос Коменский настаивал на обязательном проведении экскурсий для обучения школьников.

Класс: 7

Форма проведения : урок-путешествие.

Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся о процессах, явлениях, разрушавших традиционное общество в 16-17 вв.;
  • развивать умение составлять причинно-следственную связь между процессами, событиями, имевшими место в данный период;
  • развивать навыки коллективной работы, работы в группе;
  • вызвать интерес к Раннему Новому Времени;

Оборудование:

  • карта «Великие географические открытия»;
  • корабль с отделяющимися парусами;
  • презентация «Живопись эпохи Возрождения»;
  • музыкальное сопровождение: «Шум моря», «Капитан, капитан, улыбнитесь...»
  • карточки с именами путешественников;
  • названия городов под цифрами;
  • сигнальные карточки с цифрами;
  • анкета для жюри.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель сообщает ученикам тему, цели урока, формы организации деятельности школьников.

Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок-путешествие. Мы будем путешествовать по морям и океанам, по странам и городам, но и еще по времени.

Как вы думаете, в какое время мы поплывем?

Что это за время, которое мы называем Р.Н.В., где появился этот термин, когда, что обозначает?

Как называется общество Р.Н.В.?

Я знаю, вы конечно уже взрослые, но даже взрослые люди в душе хоть когда-нибудь хотят побыть детьми, возвратится в детство, в юность, и сегодня, я думаю, у нас будет такая возможность.

Отправимся мы в путешествие вот на таком корабле, который называется «Мечта».

Сегодня работаем в группах, нужны помощники (выбор жюри).

II. Организация игровой деятельности.

Цель определена, корабль есть, нужна команда.

1) Д/З Представление команд (жюри, баллы).

2) Остановка «Португалия» (музыкальное сопровождение «шум моря»)

Почему? Каких первооткрывателей можете назвать?

а) Ребятам выдаются карты, и предлагается за минуту вспомнить и нарисовать маршрут одного из первооткрывателей данной эпохи. Выбираются карточки с именами моряков для каждой группы.

б) Игра «Снежный ком». Первая команда отвечает на вопрос, (передает ком др. команде) вторая повторяет ответ первой команды и называет свой ответ и т.д.

Что изменилось в Европе в результате В.Г.О.? (жюри, баллы)

3) Остановка «Италия»

Почему? Докажите.

а) «Архитектура эпохи Возрождения».

На доске под цифрами названия городов 1 Флоренция. 2 Рим. 3 Венеция. На партах сигнальные карточки с цифрами. Учитель читает текст, в котором упоминаются памятники архитектуры, имена мастеров и наглядно. (Презентация .)

Учитель: 1Венеция, 2Флоренция, 3Рим;

Дети: 3, 1, 2;

1 . Этот город долгое время считался центром эпохи Возрождения. Оправдывая свое название лат. («Цветущий город») был богатым и процветающим. Горожане города были воспитаны гуманистами в духе преклонения перед античным искусством. Славу города преумножил один из самых богатых и влиятельных родов-Медичи, а особенно Лоренцо Великолепный. В этом городе создавались самые знаменитые церкви и палаццо 16 в. Церковь Санта Мария-Магдалена, палаццо Пацци, Этот город был поистине родным городом Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи. (Флоренция)

2. Этот город в 15-16 вв. становится одним из центров Возрождения. Он приобрел ведущее значение в развитии итальянской архитектуры: палаццо ди Венеция, Ватиканский папский дворец, собор св. Петра - архитектором которого был Браманте. В конце 16 вв. Доминика Фонтана по приказу папы Сикста 5 предпринял грандиозную перестройку основных улиц города, соединив крупнейшие паломнические базилики города единой сетью дорог, пересечения которых – площади - были украшены великолепными памятниками архитектуры и фонтанами. На одной из площадей стала красоваться Сикстинская капелла, в оформлении которой принимали участие приглашенные мастера: Микеланджело, Рафаэль. (РИМ)

3. Архитектурный облик этого города сложился в 14-16 вв. Богато декорированные здания церквей, фасады дворцов с ажурными галереями, мосты, узкие кривые улочки со сплошными рядами 3-4- этажных домов, множество каналов, придают городу характер праздничный и живописный. В центре города площадь Сан-Марко с 5-купольным собором святого Марка. Крупнейшим архитектором города был А. Палладио, украшавший город многочисленными виллами в «Римском стиле: виллы Барбаро, Библиотека, театр Олимпико и др. В этом городе жили и творили такие живописцы, как Веронезе, Тициан, Беллини и др. (ВЕНЕЦИЯ) (жюри, баллы).

б) «Живопись эпохи Возрождения».

Команды получают чистые листы, подписывают № команды, на презентации репродукции картин. Дети должны по порядку написать имя автора и название произведений.

  1. Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джаконда)»
  2. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»
  3. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
  4. Питер Брейгель Старший «Крестьянский танец»
  5. Рембрандт Ван Рейн «Возвращение блудного сына»
  6. Микеланджело «Сотворение Адама»

Листы собираются, проверяем по командам

Почему эти картины мы относим к эпохе Возрождения? (жюри, баллы)

4) Остановка « Край света ».

Продолжаем путешествие и отправляемся на край света, а куда же это? Ведь по представлениям средневековых ученых он был.

В Р.Н.В. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области естествознания. На этой основе складываются новые представления о вселенной, рождаются новые методы исследования природы.

Сейчас послушаем эти представления, достижения.

Представитель от команды должен за минуту рассказать суть учения любого ученого или изобретателя, (жюри, баллы).

5) Oстановка «Германия».

Почему Германия? Что такое Реформация? Что произошло в результате Реформации?

Посовещавшись в группах, ребята должны ответить на вопрос:

Кто из деятелей Реформации мог сказать эту фразу?

Я здесь стою, и не могу иначе, да поможет мне Бог (Лютер)

Власть должна быть отдана простому народу (Мюнцер)

Если церковь определила, что вещь, кажущаяся нам белой, черна, мы сразу должны признать ее черной (И. Лайола)

Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков (Филипп 2)

Молись и работай (Ж.. Кальвин) (жюри, баллы)

6) Конкурс капитанов.

Учитель говорит о том, что в конце плавания моряки сворачивают паруса, ставят корабль на якорь, наводят порядок. И предлагает командам «разобрать» корабль. А именно: по очереди выходят к кораблю капитаны, снимают по одной прикрепленной детали, читают понятие и дают его определение.

Жюри подсчитывают балы, музыкальное оформление: Капитан, капитан, улыбнитесь...

Абсолютизм, Возрождение, Гуманизм, Реформация, фермеры.

III. Подведение итогов уроков.

К сожалению, путешествие наше заканчивается, но я думаю, что мы его продолжим на следующих уроках. Нас многое еще ждет впереди. Подсчитывает количество баллов, выбирается команда-победитель, награждение, оценки за урок.

IV. Домашнее задание : составить тест по изученной теме.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с факторами, влиявшими на становление и генезис туризма в Новое время, а также предпосылками, способствовавшими возникновению массового туризма. Кроме того, дается характеристика тех видов туризма, которые появились в указанный период.

В Новое время интенсивность как путешествий в целом, так и собственно туризма значительно возросла. Этому способствовал ряд факторов.

- во-первых , либерализация политической и общественной жизни, явившаяся следствием революционных преобразований в ряде европейских стран и США. Повышение безопасности передвижений явилось следствием окончания периода феодальной раздробленности и, соответственно, появления централизованных государств, имевших большие возможности нивелировать криминогенные ситуации в пределах собственных границ.
- во-вторых , развитие транспортных систем, как морских, так и сухопутных, появление железных дорог.
- в-третьих , в то время происходило дальнейшее увеличение числа гостиниц и постоялых дворов.
- в-четвертых , после эпохи Великих географических открытий стало формироваться единое мировое экономическое пространство, что не только неизбежно вело к эскалации количества и объема торговых операций, но и настоятельно требовало исследования и освоения новых территорий.
- в-пятых , эпоха Просвещения являла собой следующую после Ренессанса ступень научной революции, что приводило не только к увеличению учащихся в уже существовавших университетах и открытию новых, но и к значительному росту числа «путешествий за знаниями» молодежи европейских стран.

Данные процессы нашли свое отражение в ряде исторических источников и репрезентативном блоке научной литературы. К источниковой базе относятся многочисленные описания походов как зарубежных , так и отечественных путешественников-ученых: географов, востоковедов, историков и др.; а также дипломатов, военных, паломников .

К исследовательской литературе необходимо отнести труды, анализирующие и описывающие экспедиции и путешествия . Отдельно можно привести работы, где рассматриваются российские путешествия . Особую ценность представляет материал об организации, маршрутах и условиях первых туристских групп, содержащийся в специальных периодических изданиях рубежа XIX-XX вв. .

В XVII-XVIII вв. существовали определенные торговые маршруты как местные, так и международные и межконтинентальные, по которым курсировали значительные массы людей. Трудно предположить, что все они руководствовались только вопросами наживы и не посещали курортов или не знакомились с памятными историческими местами тех стран, где вели торговлю. Некоторые купцы были друзьями гуманистов, сами прекрасно знали латынь и были знакомы со всеми сколько-нибудь известными литературными произведениями того времени. Сыновья европейских (в частности, английских) купцов, обучавшиеся ремеслу негоцианта, часто проходили стажировку в Смирне, где их опекал английский консул. Из Германии они ехали в итальянские города, например, в , чтобы изучить там двойную бухгалтерию.

Для крупномасштабной межконтинентальной торговли необходимы были гостиницы и постоялые дворы, где купцы в безопасности могли переночевать во время переездов или жить во время ярмарок, которые были необыкновенно популярны в Европе в то время. Поэтому торговля, развивая гостиничное хозяйство, способствовала и становлению туризма. Целые кварталы, которые выделялись в восточных городах для иноземных купцов, послужили прообразом Немецких дворов в Европе.

В Новое время продолжал развиваться лечебный туризм, но появляется новшество - морские курорты. После того как английским врачом Ричардом Расселом в середине XVIII в. была доказана и разрекламирована полезность для здоровья морской воды, аристократия Европы начала осваивать южное побережье Англии, Лазурный берег Франции, были возрождены и некоторые курортные места побережья Апеннинского полуострова. Бум, связанный с морскими курортами, начался в Европе после того, как эти места посетили для лечения коронованные особы. Так было в Англии, когда после пребывания принца Уэлльского в Браттоне появились десятки курортных местечек поблизости. После того как Наполеон III прошел курс лечения в Биаррице, это место на долгие годы превратилось в туристскую Мекку. В России Ялта (а со временем и весь Крым) начала считаться модным курортом также после того, как Ливадия стала летней резиденцией царской семьи.

Но лечение на водах, и не только морских (Баден-Баден, Виши, Карлебад и др.), было уделом аристократии . Отдыхая на признанных европейских курортах, человек как бы приобщался к элите, получал своеобразный «знак качества». Ведь «общество на водах» было не что иное, как высшее общество, - то, что сейчас принято называть VIP. Мода на лечение и вообще отдых «на водах» появляется во второй половине XVIII в. Для развлечения аристократов в курортные места приезжали лучшие театральные и музыкальные коллективы.

Со второй половины XVIII в. все больше молодых англичан завершают свое образование и «вступают в жизнь» после большого путешествия по Европе. И так как в то время Британская империя была, безусловно, самой богатой державой в мире, это сказалось и на туризме. Многие авторы уже в конце XVIII в. стали называть англичан «нацией путешественников», так как путешествующих англичан можно было встретить в Европе повсюду. Но все большей популярностью для отдыха, а также и для повышения уровня образования, в частности для изучения французского языка, стала пользоваться Швейцария.

Франция, которая долгое время была ведущей страной в области научного туризма, постепенно сдавала свои позиции в области туристских услуг в целом. Причиной тому явилась Великая французская революция и последовавшие за ней революционные войны. В Швейцарии же безопасность граждан, а также и уровень сервиса были намного выше. Те туристы, кто хотел совершить культурно-познавательное путешествие, традиционно отправлялись в Италию.

В XIX в. научные программы по исследованию различных регионов планеты принимают все более организованный и планомерный характер. К выдающимся ученым-путешественникам можно отнести Александра Гумбольдта (1769-1859), посвятившего практически всю свою жизнь изучению различных регионов Земли: Северной и Западной Европы, Южной Америки, Урала и Сибири. К наиболее известным путешественникам, исследовавшим африканский континент, по праву относят Давида Ливингстона и Генри Мортона Стэнли.

Была мало изучена европейцами и потому представляла несомненный интерес для ученых различных специальностей - от религиоведов и лингвистов до географов и биологов. Проведение ряда научных исследований субсидировалось английской Ост-Индской компанией, которая с конца XVIII в., по сути, руководила огромной территорией полуострова Индостан и поощряла ее разносторонние исследования. Одной из самых ранних была экспедиция в 1808 г. Г. Уэбба к истокам Ганга. После того как цель экспедиции была достигнута, путешественники посетили города Бадринат и Мана, а также священный водопад Барсу. В Бадринате путешественники посетили старинный индуистский храм, который был одновременно центром паломнического и лечебного туризма . В отчете Г. Уэбб довольно цинично затронул меркантильную сторону паломнических туров. «Число горячих источников очень велико. У всякого свое название и особое свойство, а брахманы, конечно, ухитряются извлекать пользу из каждого... Многочисленные поборы, которые взимают на этом пути к раю, могли бы привести верующего к выводу, что хождение по узкой стезе добродетели также обходится недешево» .

В 1808 г. для исследования Пенджаба, где находилось государство сикхов, была послана новая английская экспедиция. Кроме этнографических наблюдений за сикхами были внимательным образом исследованы и рынки городов этого региона, в особенности г. Амритсара. Но большое внимание уделялось и проблемам, связанным с паломничеством сикхов . Участники этой экспедиции посетили Лахор, заметив, что «на этот город, как на Дели и Агру, время наложило свою тяжелую разрушающую руку» , не могли не полюбоваться красотами Тадж-Махала, а затем возвратились в . Очевидно, что участники «вояжа», выполняя конкретный заказ компании, также по мере возможности ознакомились со всеми достопримечательностями, которые находились на данной территории.

Одним из наиболее значимых научных предприятий XIX в. стала кругосветная экспедиция, в которой участвовал великий натуралист Чарлз Дарвин (1809-1882). В «Автобиографии» ученый писал: «Путешествие на «Бигле» было, конечно, самым важным событием моей жизни, определившим всю мою последующую деятельность» .

(акварель Оуэна Стенли)

Мемуары Ч. Дарвина об этом путешествии представляли столь высокую научную и познавательную ценность, что их многократные переиздания помогли воспитать не одно поколение естествоиспытателей и географов. «На мой взгляд, - отмечал ученый, - для молодого натуралиста не может быть ничего лучше путешествия в дальние страны... Возбуждение, вызываемое в нем невиданными предметами, и возможность успеха побуждают его к более энергичной деятельности... Путешествие, однако, доставило мне слишком глубокое наслаждение, чтобы я не посоветовал его каждому натуралисту... С нравственной точки зрения, путешествие научит его добродушному терпению» . Таким образом, во время своего путешествия Ч. Дарвин отметил не только его высокую познавательную, но и релаксационную ценность.

Исследованием австралийского материка в 30-40-х гг. XIX в. занимались английский путешественник Томас Митчелл и немецкий путешественник Людвиг Лейхгардт, совершивший трансконтинентальное путешествие в 1844 г. Арктику и Антарктику изучали такие выдающиеся путешественники-полярники, как Джеймс Уэдделл, Джон Биско, Джон и Джеймс Россы, Роберт Мак-Клур, Нильс Норденшельд, Джордж де Лонг, Фритьоф Нансен и др. Безусловно, их экспедиции в неисследованные области Земли носили черты и экстремального туризма.

С точки зрения развития туризма XIX в. был рубежным. Даже формально само слово «турист» возникло в начале этого века. Оно появилось на страницах книги англичанина Педжа, который констатировал, что «путешественника в наши дни называют туристом» . Нет ничего удивительного в том, что термин был введен, по всей вероятности, англичанами, хотя одновременно он начал использоваться и жителями материковой Европы.

Еще с конца XVIII в. в Великобритании возникла, как указывалось, «мода» на путешествие по Европе молодых людей по окончании школы. Со временем масштабы этого явления увеличились. В 1888 г., например, Ла-Манш пересекли полмиллиона англичан . Очевидно, что не все покидали Британские острова как туристы. Расширяя колониальную империю и осваивая новые рынки, английское правительство в основном делало ставку на предпринимателей и торговцев, а также на колониальную администрацию, которые прокладывали путь туристам. Благодаря этим социальным стратам в восточных странах создавались «колониальные кварталы», которые по уровню комфорта начинали постепенно соответствовать европейским стандартам. Но и в самой Европе появлялось все больше отелей, которые, возникнув еще в XVII в., стали отличаться от обычных постоялых дворов большим набором и качеством услуг, в частности, тем, что у каждого постояльца была своя отдельная спальня.

Именно в Великобритании в 1857 г. был организован Английский альпийский клуб - первое объединение любителей путешествий в горах. Местом высокогорных восхождений первоначально были Альпы. Затем география путешествий английских альпинистов расширилась до Кавказа, Гималаев и гор Новой Зеландии. По их примеру развивался туризм и на континенте: в Швейцарии, Италии, Австрии, Германии и Франции также создавались альпийские клубы, а со временем стали выходить и периодические издания - к концу XIX в. их насчитывалось уже около трех сотен . Первым из них был вышедший в 1863 г. в Лондоне «Альпийский журнал». На страницах этих изданий шла не только популяризация альпинизма, но и реклама, а также печатались научные статьи, содержащие сведения о горах.

Почему же Великобритания стала лидером в области туризма? Этот факт в значительной мере объясняется тем, что именно в этой стране, первой в мире, начался промышленный переворот, выдвинувший государство на передовые позиции в мире практически во всех областях жизни. Для темы данного исследования крайне важно, что именно в Великобритании в 1825 г. возник и новый вид передвижения - железная дорога, что резко интенсифицировало и удешевило передвижения населения.

Характеризуя развитие туризма до XIX в., можно сказать, что он развивался не благодаря, а скорее вопреки той инфраструктуре, которая тогда существовала. Оценил же достоинства железной дороги для развития туризма Томас Кук. С массовой поездки «с целью прогулки», состоявшейся в 1841 г., в которой приняло участие 600 человек, можно отсчитывать эру современного туризма. Т. Куку принадлежат слова: «Мы должны иметь железную дорогу для миллионов» . Туризм возможно развивать лишь при развитии, в свою очередь, средств транспорта и мирохозяйственных связей в целом.

В 1844 г. Т. Кук заключил соглашение с Midland Railway Company об оптовых скидках на билеты для туристических групп. С 1847 г. его контора стала распространять специальные билеты, как на групповые, так и на индивидуальные экскурсии по городам Великобритании, а затем и Европы. Открытие Суэцкого канала в 1869 г. было превращено в туристическое шоу, и Т. Куком был организован туристский маршрут - его бюро предлагало туристу полный комплекс туруслуг. Для туристов стали бронировать гостиницы, вводить различные скидки, разрабатывать новые маршруты, в том числе паломнические - в Палестину, а также экзотические - например, в Крым и на Кавказ. Даже сам проезд по железной дороге вскоре был превращен в туристское путешествие. В 1883 г. состоялась первая поездка на «Восточном экспрессе» по маршруту: Париж-Бухарест. Вслед за Т. Куком в Великобритании было открыто туристское бюро Фреймза и сэра Генри Ланна .

После Великобритании второй страной, где стал развиваться массовый туризм, стала Швейцария. Деятельность ее многочисленных агентств по распространению специальных афиш, плакатов, листовок о предлагаемых туруслугах с 80-х гг. приобрела панъевропейский характер. В конце же XIX в. во всех европейских странах были созданы многочисленные общества, специализирующиеся на туруслугах и их рекламе. Во всех сколько-нибудь солидных газетах появились рубрики, дающие информацию о путешествиях и их маршрутах. К началу XX в. туризм стал частью жизни европейцев. В швейцарском справочнике по народному хозяйству за 1905 г. отмечено следующее: «Туризм - феномен новейшего времени, возникший вследствие усиления потребности в восстановлении сил и перемене климата, пробуждении эстетического интереса к произведениям искусства и природным ландшафтам, стремление к общению с природой» .

Туризм был явлением строго социальным. Только горожане, но никак не сельские жители, принимали участие в туристских мероприятиях. Урбанизация шла слишком активными темпами, и, чтобы избежать излишних экологических и психических нагрузок, городские жители «изобрели» различные виды туризма. Так появился дачный туризм. А социал-демократами Австрии первоначально в Вене в 1895 г., а затем в Германии и Швейцарии была создана специальная организация - «Друзья природы». Она организовывала для рабочих заводов и фабрик коллективные «поездки выходного дня». Этот выезд за город с членами семьи, сопровождавшийся экскурсией по памятным местам, был ярким туристским мероприятием.

Молодежь Германии в начале ХХ в. создала союз «Перелетные птицы». Члены этого союза путешествовали не только по Германии, но маршруты их походов, как правило, пролагались по сельским местностям, так как «Wandervogel», как они себя называли, хотели быть как можно ближе к природе. В походах они нередко вели краеведческие исследования. С ростом популярности спорта с середины XIX в. в Англии, а с конца века и в других европейских странах стали появляться разнообразные спортивные объединения - общества циклистов (велосипедистов), горные (альпинистские) клубы и др.

В европейских странах, в частности в Германии, стал развиваться познавательно-пешеходный туризм. Во время выходных дней жители прирейнских городов не только стремились на природу, но старались по мере возможности посетить старинные замки, узнать исторические подробности, связанные с их прошлым, возможно, и воскресить какие-нибудь традиции .

В связи с увеличением масштабов путешествий дальнейший импульс развития получило и гостиничное хозяйство. В 1829 г. в Бостоне была открыта гостиница, в которой имелся посыльный, номера для гостей запирались на ключ, в каждом номере размещались ванна и туалет . Это стало своего рода стандартом для американских отелей на многие годы. Чаще всего отели возникали недалеко от железнодорожных станций, так как железные дороги являлись частью курортного бизнеса и курортной собственности. С конца XIX в. начинают возникать гостиничные цепи. В Европе, например, Цезарем Ритцем в период с 1870 по 1907 г. была сформирована цепь отелей Ритца, большинство из них были лицензированы для последующей работы под именем Ritz .

Резюмируя развитие путешествий и туризма в Новое время, можно отметить, что в XVII-XVIII вв. масштаб путешествий увеличился: «обыденными» стали кругосветные путешествия, сотни судов ежегодно пересекали акватории Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Международная торговля совершенствовалась, а деятельность торговых компаний охватывала все большие территории и вовлекала в нее все возрастающее количество людей. В век Просвещения все чаще совершались экспедиции с сугубо научными целями, началось планомерное изучение материков. Интенсификация межгосударственных контактов стала носить планетарный характер. При этом продолжали развиваться паломнический и лечебный туризм, в последнем выделилось новое направление - морские курорты.

В XIX - начале XX в. сохранились и получили дальнейшее развития все те виды туризма, которые существовали ранее. Революционным же является возникновение предпосылок для массового туризма. Это стало возможным благодаря коренному изменению в средствах транспорта и в связи с появлением «среднего класса», а также с повышением общего уровня и качества жизни в ведущих индустриальных странах мира. Кроме того, стали появляться фирмы, которые специализировались именно на реализации на рынке туристских услуг. Путешествия также привели к тому, что европейцы создали в странах Востока «анклавы» западной цивилизации, устраивая там комфортабельные гостиницы. Осваивая колонии, европейцы, кроме того, определяли районы и медицинские показатели для местных курортов.

Литература

1. Амундсен Р. Южный полюс. - М.: Мысль,1972.
2. Аусвейт Л. Как открывали земной шар. - М.: Географгиз, 1939.
3. Берг Л.С. Очерки по истории русских географических открытий. - М-Л.: Академия наук СССР, 1949.
4. Берг Л.С. Путешествия Н.М. Пржевальского. - М-Л: Детгиз, 1952.
5. Бронников К. Путешествие к св. местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенные в 1820 и 1821 гг. - М.: В типографии С. Селивановскаго, 1824.
6. Бугенвиль Л.А. Кругосветное путешествие на фрегате «Будез» и транспорте «Этуаль» в 1766-1769 гг. - М.: Географгиз,1961.
7. Варшавский А.С. Путешествие Дюмон-Дюрвиля. - М.: Знание, 1977.
8. Венюков М.И. Очерки современного Китая. - М.: б/и, 1874.
9. Венюков М.И. Путешествия по окраинам Русской Азии и записки о них. - М.: Типография Московского университета, 1868.
10. Берн Ж. История великих путешествий. В 3 книгах. Кн.2-3. - М.: Изд. центр «Терра», 1993.
11. Владимиров В.Н. Дж. Кук. - М.: Географгиз, 1938.
12. Гейне Г. Путешествие по Гарцу. Соч. В 4 т. - М.: Художественная литература, 1970. - Т.4.
13. Гехтман Г.Н. Выдающиеся географы и путешественники. - Тбилиси: Тб. Гос. ун-т, 1962.
14. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. Чудновского А.Д. - М.: ЭКМОС, 2000.
15. Грум-Гржимайло Г.Е. Описание путешествия в Западный Китай - М.: Типография Моск. ун-та, 1907.
16. Гумбольдт А. Путешествие в 1829 г. по Сибири и Каспийскому морю. - СПб.: при Императорской Академии наук, 1837.
17. Гумбольдт А. Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799-1804 гг. В 3 т. - М.: Наука, 1963-1969.
18. Дарвин Ч. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». - М.: Мысль, 1983.
19. Дмитриевский П.А. Записки переводчика... - М.: б/и, 1892.
20. Дневник Абела Янсзона Тасмана. Путешествие к неведомой Южной Земле 1642 г. - М.: Географгиз, 1948.
21. Дюмон-Дюрвиль Ж. Путешествие вокруг света. - СПб.: При Императорской Академии наук, 1843.
22. Записки флота капитана П.И. Рикорда о плавании к японским берегам в 1812-1813 гг. и об отношениях с японцами. - СПб.: б/и, 1816.
23. История Русской Америки (1732-1867). Т.1-2. - М.: Международные отношения, 1997.
24. Камерон В.А. Пересекая Африку. - М.: Наука, 1981.
25. Коцебу О.Е. Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Предприятие» в 1823-1826 гг. - М.: Наука, 1981.
26. Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. - М.: Дрофа, 2007.
27. Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. - М.: Высшая школа, 1999.
28. Кук Дж. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. - М: Географгиз, 1948.
29. Кук Ф.А. Мое обретение полюса. - М.: Мысль, 1987.
30. Литке Ф. Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан. - СПб.: Морская типография 1828.
31. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т. 3-4. - М.: Просвещение, 1984-1985.
32. Малаховский К.В. В поисках Южной Земли. - М.: Наука, 1983.
33. Миклухо-Маклай Н.Н. Собр. соч. В 6 т. - М.: Наука, 1996.
34. Минаев И.П. Дневники путешествий в Индию и Бирму 1880-1885 гг. - М.: Географгиз, 1955.
35. Нансен Ф. В страну будущего. Великий северный путь из Европы в Сибирь через Карское море. - Красноярск: Кн. Изд-во, 1982.
36. Нойкирхен Г. Мореплавание вчера и сегодня. - Л.: Лениздат, 1977.
37. Норов А.С. Путешествие по Святой земле в 1835 г. - М.: Международный фонд единства православных народов, 1999.
38. Пири Р. Северный полюс. - Вильнюс: Витурис, 1988.
39. Пржевальский Н.М. Путешествия по Азии. - М.: Армада-Пресс, 2006.
40. Путешествие в Южное море французского флота капитана Жана Сюрвиля. - СПб.: б/и, 1797.
41. Русаков B.C. Русские колумбы и робинзоны. - М.: Гос. публ. Ист. Б-ка России, 1903.
42. Рэли У. Открытие Гвианы. - М.: Знание, 1963.
43. Сафронов Ф.Г. Русские на северо-востоке Азии в XVII - середине XIX в. - М.: Наука, 1978.
44. Северин Н.А. Отечественные путешественники и исследователи. - М.: Географгиз, 1956.
45. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. - М.-СПб.: Издательский Торговый дом «Герда», 2000.
46. Форстер Г. Путешествие вокруг света в 1772-1775 гг. - М.: Наука, 1986.
47. Шаповал Г.Ф. История туризма. - Минск: Экоперспектива, 1999.
48. Majupuria Trilok Chandra, Majupuria Indra. Holy places of Buddhism in Nepal&lndia. - Bangkok, 1987.
49. Журналы: «Всемирный путешественник», «Известия Кавказского альпийского клуба», «Записки Крымского горного клуба», «Ежегодник Русского горного общества», «Ежегодник Кавказского горного общества, «Русский турист».

The article goes into the issues relating to the factors which influenced the formation and genesis of tourism in the New Times, and the factors that led to mass tourism evolvement. Besides, the author characterizes the types of tourism which emerged in the period hereinbefore.

  1. Предмет и периодизация истории Раннего Нового времени.
    2. Европейское общество на рубеже Раннего Нового времени. Характеристика демографических и социальных процессов.
    3. Новые взгляды на человека, общество, окружающий мир, этику, религию и культуру в эпоху Высокого Ренессанса.
    4. Аграрные отношения и их трансформация в Раннее Новое время (до 1789 г.).
    5. Городское производство, торговля и финансы в XVI — XVII вв. Социальные и культурные изменения в жизни европейских городов.
    6. Сословный строй и социальные изменения в европейском обществе. Старые новые общественные группы. Новые типы социальных связей.
    7. Мануфактурная и фабричная стадии развития капитализма. Начало и характер индустриальной революции во второй половине XVIII века.
    8. Понятие модернизации. Исторические причины, типы, особенности процессов модернизации в разных регионах и социальных средах.
    9. Европейский колониализм в Старом и Новом Свете в XVI – XVIII вв. Типы колониальных систем в раннее Новое время.
    10. Особенности Ренессанса в Германии. Немецкий гуманизм XV — XVI вв.
    11. Предпосылки и причины Реформации в Европе. Кризис средневекового католицизма.
    12. Крестьянская война в Германии. Этапы, движущие силы, характеристика программ, исторические итоги.
    13. Процесс усиления Пруссии среди германских государств во второй половине XVII – XVIII вв.
    14. Особенности социально-экономического и политического развития Нидерландов в XVI веке. Формирование предпосылок буржуазной революции.
    15. Революция в Нидерландах: характер, движущие силы, этапы, историческое значение.
    16. Основные доктрины реформационных учений (Лютер, Кальвин, Цвингли).
    17. Контрреформация в Западной Европе в XVI – XVII вв.
    18. Основные проблемы международных отношений в западной Европе в XVI веке.
    19. Европейский абсолютизм в Ранее Новое время. Типы абсолютистских режимов, национальные особенности.
    20. Основные проблемы развития Испания в Раннее Новое время Особенности абсолютизма. Социальные, национальные, колониальные проблемы.
    21. Общество, государство и модернизационные процессы во Франции XVI века.
    22. Гражданские войны во Франции и Нантский эдикт 1598 г.
    23. Утверждение системы французского абсолютизма при Людовике XIV во второй половине XVII – начале XVIII вв.
    24. Тридцателетняя война в Европе. Причины; характеристика основных конфликтов и противоречий; основные этапы; исторические итоги.
    25. Формирование Вестфальской системы международных отношений. Новые тенденции в международных отношениях второй половины XVII века.
    26. Английское общество в переходную эпоху XVI – XVII вв. Складывание предпосылок английской революции.
    27. Начало английской революции и гражданские войны 1640 – 1649 гг.
    28. 28. Индепендентская республика и протекторат Кромвеля.
    29. Реставрация Стюартов и «Славная революция» 1688 г. Формирование английской политической системы.
    30. Международные отношения в Европе в 1648 – 1714 гг. Основные конфликты и направления развития МО.
    31. Международные отношения в 1714 – 1789 гг. Война за австрийское наследство, Семилетняя война, состояние европейских МО к началу французской революции.
    32. Европейское Просвещение: основные идеи и направления, представители, национальные особенности (Англия, Франция).
    33. Особенности развития североамериканских колоний в XVII — XVIII в. Противоречия между колониями и метрополией.
    34. Война за независимость североамериканских колоний 1776-1783 гг. Позиция и участие европейских держав в войне.
    35. Конституция США. История разработки, содержание, значение.
    36. Французское общество перед революцией XVIII века. Кризис абсолютизма.
    37. Империя австрийских Габсбургов во второй половине XVII – конце XVIII в. Основные внешнеполитические, социально-экономические и национальные проблемы.
    38. Итальянские государства во второй половине XVII – XVIII вв. Проблема национального объединения Италии.
    39. Новые тенденции развития европейской культуры и искусства в XVII – XVIII вв.
    40. Развитие науки и техники в РНВ