Самообразование его цели и виды. Как перейти на самообразование в школе? Что нужно для самообразования

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! Залогом успешного повышения своего мастерства является умение самостоятельно организовывать себе процесс обучения и получения новой информации. Это очень эффективно, и поэтому сегодня я решил поднять такую тему, как самообразование с чего начать план действий.

Плюсы самообразования

  • Расширяется круг знакомств, так как общение происходит с единомышленниками со всего мира, а это способствует развитию новых идей.
  • Знания человек получает на основе новой информации, актуальной в данное время в данном обществе.
  • Материал, подобранный для изучения, будет полностью соответствовать запросу. В институтах много лишних предметов, которые совсем не нужны для какой-то специфики, но при этом считаются базовыми. На это теряется время и ресурсы.
  • Это бесплатно. Максимум, внести символическую плату за пользование каким-либо ресурсом, хотя в просторах интернета очень много бесплатных ценных ссылок, сайтов и приложений.
  • Управление временем. Нет нужды подстраиваться под расписание какой-либо системы, не теряются минуты на дорогу и прочее. То есть, будет удобный индивидуальный график, с возможностью отвлекаться на форс-мажорные ситуации.
  • Выше уровень мотивации в силу того, что есть ценность и осознание вложенных усилий. В высших учебных заведениях роль мотиватора выполняют преподаватели, особенно когда оценивают уровень знаний. Поэтому фокус внимания смещается на них, и теряется ответственность за уровень полученного и усвоенного материала.
  • Возможность получать знания и опыт от лучших и успешных людей, готовый материал которых самостоятельно выбираешь. А не от преподавателей, которых уже по факту назначили вас чему-то научить, несмотря на отсутствие авторитета.

Виды

Что это такое, и какие плюсы у самообразования вы уже поняли, теперь хочу познакомить вас с его разновидностью:

  1. Бытовое. Научение чему-либо во время проведения досуга, либо для выполнения домашних обязанностей.
  2. Познавательное. Пополнение информации об окружающем мире.
  3. Самореализация. Развитие в себе интеллектуальных способностей, либо физической формы и выдержки, духовности и нравственности. О способах развития своей физической формы, вы можете
  4. Профессиональное. Повышение уровня квалификации, для того, чтобы достичь успеха и продвинуться в карьере и получить социальное признание и одобрение.

С чего начать, план действий


Программа у каждого индивидуальна, в зависимости от вида самообразования и целей. Но существует условно несколько общих пунктов, которые должны учитывать люди, решившие разработать собственный план.

  1. Учитывая то, что много важной и свежей информации поступает из других стран, стоит начать изучение английского языка. Он универсальный и на нем общается весь мир, поэтому, чтобы быть в курсе свежих новостей и идей – очень важно изучить.
  2. Должна быт постепенная проработка материалов. Не просто изучение абсолютно всей литературы по нужной теме, а отбор качественной информации.
  3. Развивайте в себе способность к самоорганизации, не позволяйте себе отвлекаться и расслабляться в специально выделенное время для обучения. Используйте каждые возможности, чтобы приняться за чтение. Даже во время дороги или в ожидании очереди организуйте себе продуктивное времяпрепровождение.
  4. Читайте сокращенные варианты популярных книг, это значительно сэкономит время.
  5. Общайтесь на форумах, ведь в беседе возникают гениальные идеи, налаживаются связи, закрепляется изученный материал и происходит обмен опытом. А также участвуйте в вебинарах, скайп-презентациях, тренингах и прочее.
  6. Используйте все методы для получения необходимой информации, в том числе и всякие онлайн курсы. Существует много онлайн-университетов, которые предлагают широкий выбор профессий совершенно бесплатно.
  7. Для того чтобы закрепить полученные знания и преобразовать их в умения и навыки, следует постоянно их применять, пробовать на практике. Тогда будет формироваться опыт, который запоминается намного лучше, чем просто теория.
  8. Улучшайте свою технику чтения, чтобы в максимально короткие сроки обрабатывать большое количество материала. На эту тему я публиковал статью, с ней вы можете ознакомиться по .
  9. Воспринимайте сложности и проблемы как шанс развития. Потому что именно тогда, пытаясь в чём-то разобраться, вы способны открыть истину для себя. Используйте не только специализированную литературу, но и поисковики, такие как Google и Yandex, чтобы найти ответы на свои вопросы.
  10. Распишите свои цели и сроки их реализации. Это позволит контролировать процесс обучения и замечать малейшие достижения. И составьте календарный план занятий, чтобы на каждый день присутствовал необходимый объём для обучения. О том ка достичь своей цели, мы с вами уже говорили, .

Заключение

На этом всё, уважаемый читатель! Не отвлекайтесь от цели, и помните, что с помощью упорного труда вы сможете реализовать свои мечты и добиться высот. Пока, пока.

Современный мир - это водоворот новинок, изменений и постоянного, ни на секунду не прекращающегося развития. В этих условиях принцип и процесс саморазвития и самосовершенствования невероятно важны.

Человек, который останавливается на достигнутом, пусть даже высоком уровне, рискует рано или поздно стать анахронизмом - потерять связь с настоящим и будущим, утратить способность эффективного самовыражения и, возможно, даже разучится решать новые проблемы.

Что такое самообразование?

Самообразование — это процесс добровольной и осознанной познавательной деятельности, которая проводится по индивидуальному желанию и мотивируется личными побуждениями. Самообразование может иметь профессиональный или личный характер и преследовать соответствующие цели, например, повышение профессиональных навыков и ускорение карьерного роста или получение новых знаний, умений и расширение личного кругозора и мировоззрения.

Характерной чертой является отсутствие системного контроля извне. План самообразования учителя, медика, юриста или временно безработного человека абсолютно уникален для каждого. Человек, занимающийся профессиональным и личностным развитием, полностью контролирует весь процесс - от сроков и содержания до результатов и их эффективности.

Самообразование в педагогике

Педагогика - это сфера деятельности, не терпящая стагнации. Педагог, неспособный меняться, принимать новое и делать его частью своей жизни, не может дать новому поколению людей необходимый опыт и даже знания.

В сегодняшнем мире с огромной скоростью меняется все, кроме, пожалуй, признанной классики. Любой педагог, будь то школьный учитель или воспитатель детского сада, за свою карьеру сталкивается с несколькими поколениями людей. Кому, как не ему, должен быть понятен процесс неумолимого изменения, развития и обновления? Кто, если не педагог, должен стремиться стать частью того же мира, что и люди, за которых он в ответе перед обществом?

Педагогическая деятельность чрезвычайно комплексна и специфична, ее высокое общественное влияние и социальная роль диктуют свои требования соответствия профессии. Реальность воспитательной и образовательной работы такова, что воспитатель, учитель, преподаватель сталкиваются с частыми и фундаментальными изменениями в процессе организации собственной деятельности и условий труда.

Меняющиеся социальные требования, высокие темпы развития наук, методик и средств преподавания ставят все более сложные задачи для современного педагога и бросают вызов его творческому мышлению, умению реагировать на неожиданности, перестраивать свою деятельность в ответ на смену общественной ситуации и научным и социальным открытиям.

План по самообразованию воспитателя должен покрывать все возможные сферы интересов детей. Вполне вероятна ситуация, в которой педагог не может высказать обдуманное мнение или обоснованную точку зрения по тому или иному вопросу. Однако любознательность и желание знать все об интересах своих подопечных мотивирует к непрерывному саморазвитию.

Попытки регламентации самообразования

Ни одно специализированное учебное заведение не сумеет дать молодым специалистов максимально важные темы по самообразованию. Во-первых, это крайне индивидуализированный и субъективный процесс; во-вторых, не существует стандартного набора тем, спектр которых охватывал бы всю глубину и разнообразие современного мира. Такие понятия, как «самообразование по ФГОС» и «обязательные курсы повышения квалификации», знакомы каждому педагогу. Но, несмотря на наличие норм, регламентов и внешнего контроля, процесс профессионального самообразования остается личным выбором каждого.

Педагогические вузы акцентируют внимание на том, насколько важно и необходимо постоянное самообразование учителя. Однако, навыки и умения, необходимые для организации этого процесса, не закладываются во время лекций и семинаров по педагогике и методике преподавания. Умение составить план по самообразованию воспитателя или учителя приходит с опытом работы, а также в процессе анализа собственной деятельности, сравнения ее с работой коллег и изучения новинок в сфере методологии.

Влияние самообразования на общее интеллектуальное развитие

Мозг человека часто сравнивают с компьютером, несмотря на то, что похожих черт практически нет. Однако, есть момент, который делает наш мозг чрезвычайно похожим на вычислительную машину - стремление к автоматизации. Мозг старается затрачивать как можно меньше энергии на определенные процессы, порой доводя их до автоматизма. С одной стороны, это удобно, можно выполнять рутинную работу и одновременно строить планы на отпуск. С другой стороны, ничто хорошее не дается легко.

Со временем мозг «застывает», успокаивается и костенеет в созданных им самим рутинных процессах, и когда наступает момент столкнуться с чем-то новым, пойти на необходимые изменения, человеческое сознание отказывается воспринимать мир вне привычных рамок. Именно так появляется человек с ограниченным кругозором, тот самый, что в Тулу едет со своим самоваром и иначе жить отказывается.

Психологическая функция самообразования

Каждые несколько лет мозг должен получать «встряску», сознание должно выходить за рамки привычного, и зоны комфорта должны расширяться. Именно таким образом человек сохраняет свою активность на высоком уровне, именно в этом заключается ценность постоянного развития. Самообразование - это действие, поддерживающее познавательные процессы человека в постоянном тонусе.

Психологическая функция самообразования состоит в том, что этот процесс создает ряд препятствий, поддерживающих человеческий мозг и сознание в состоянии бдительности и готовности. Такой человек обладает гораздо большей профессиональной и личностной ценностью для макро- и микросоциума.

Необходимость самосовершенствования

Самообразование — это составной процесс самосовершенствования, который побуждается расхождением реального человека и его идеального образа. Момент, когда человек осознает возможность и необходимость стать лучше, является основным побудителем работы над собой - процесса, длиною в жизнь.

Самосовершенствование - это самостоятельный, осознанный процесс развития нравственных, интеллектуальных и физических качеств путем постоянной работы над собой, постановки и решения новых проблем, выполнения более сложных задач и формирования лучшей версии себя - той, которая сможет не только ориентироваться, но и максимально проявлять себя в быстро изменяющемся мире.

Самосовершенствование ведет за собой повышение самооценки, расширение зоны комфорта, личностное и профессиональное развитие. Существует ряд профессий, представители которых не мыслят эффективного выполнения обязанностей без постоянного процесса самообразования. Медики, педагоги, психологи, юристы и многие другие профессионалы нуждаются в постоянном саморазвитии как личных, так и профессиональных качеств.

Личностный рост

Способность к саморазвитию, самообразованию и постоянному личностному росту является залогом формирования успешного человека, основными чертами которого будут ответственность, самостоятельность, уверенность в своих силах и настойчивость в достижении целей. Именно такие личности особенно ценны для общества и пользуются огромным успехом во всех сферах жизнедеятельности.

Психологи характеризуют человеческую личность как сумму трех составляющих - эмоциональной, познавательной и поведенческой. Личностные качества оцениваются по тому, насколько развита каждая из трех составляющих. Фактически это то, что человек знает о себе и об окружающем мире, что он чувствует, и как он это выражает и использует.

Постоянный личностный рост особенно важен в педагогике. Учителя, воспитатели детских садов и преподаватели вузов готовят к жизни будущие поколения, и делают это, не только передавая определенный набор знаний и навыков, но и собственным примером и жизненным опытом. Преподаватель, способный практически продемонстрировать преимущества саморазвития и самообразования, влияет на мировоззрение своих учеников гораздо сильнее и глубже.

Профессиональный рост

Каждый профессионал на определенном этапе своей карьеры оказывается на перепутье, где его ждет указательный камень, описывающий три возможных пути его профессионального развития:

  • самосовершенствование;
  • стагнация;
  • адаптация.

Путь самосовершенствования самый трудный, на нем множество препятствий, трясин и неожиданных поворотов, но именно он способен привести идущего к наиболее полной самореализации, раскрытию и использованию своего потенциала.

Путь адаптации - проторенная дорога, ведущая из пункта А в пункт В, с определенным количеством ям, кочек и крутых поворотов. В результате в пункт В прибывает достойный профессионал среднего уровня, ориентирующийся в пути по дорожным знакам и сборнику правил.

Путь стагнации - ровная изолированная тропа, ведущая по кругу. Фактически, стагнация - это застой. Мозг стремится затратить минимум энергии и автоматизирует привычные действия до такого уровня, когда что-либо новое или непривычное воспринимается в штыки.

Самообразование воспитателей детских садов, учителей, преподавателей вузов, методистов и даже чиновников в сфере образования должно всегда идти по пути самосовершенствования.

Что нужно для самообразования?

Чтобы получить ощутимые результаты от процесса самообразования, саморазвития и самосовершенствования, нужны, в первую очередь, желание и сила воли. Однако этим ряд необходимых предпосылок, личных качеств и требуемых действий не отграничивается.

Для успешного процесса необходимы внешние и внутренние стимулы. Среди внешних профессиональных побудителей могут быть:

  • конкуренция;
  • профессиональные требования;
  • общественное мнение;
  • карьерный рост;
  • финансовое вознаграждение.

Внутренними профессиональными и личностными стимулами, мотивирующими самообразование учителя, являются:

  • профессиональные амбиции;
  • интерес и преданность делу;
  • творческий подход;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • потребность в новых знаниях и опыте.

Среди личностных качеств и навыков, необходимых для успешного процесса самообразования, стоит выделить:

  • умение видеть и оценивать конечный результат процесса;
  • настойчивость и скрупулезность;
  • любознательность;
  • умение планировать и оценивать процесс самообразования;
  • способность мыслить критически и аналитически;
  • развитые процессы восприятия и переработки новой информации.

Мотивация

Непросто совмещать профессиональную деятельность, личную и общественную жизнь и в то же время заниматься постоянным процессом самосовершенствования и самообразования. Именно поэтому главную роль в этом процессе играет мотивация.

Самообразование воспитателя, учителя или любого другого профессионала - процесс длительный, и его результаты зачастую проявляют себя неявно и не сразу, поэтому для успешного достижения целей профессионального и личного развития необходимо помнить о поставленных целях и мотивах, побудивших человека к самообразованию.

«Видеть цель» и «представлять себе конечный результат» - это, конечно, действенные методики, однако, звучат они намного проще, чем претворяются в жизнь. Мотивация самого себя должна быть таким же длительным и действенным процессом, как и самообразование воспитателя или другого профессионала.

Мотивационные приемы

Для поощрения продолжительной познавательной, психологической и физической деятельности используются мотивационные приемы, разделяющиеся на две группы, - стимулирование и принуждение самого себя. К приемам самостимулирования относятся:

  • убеждение;
  • поощрение;
  • внушение.

Самопринуждение разделяется на:

  • осуждение;
  • запрет;
  • приказ.

План самообразования учителя необязательно должен быть изложен на бумаге, но, тем не менее, необходимо строго и неукоснительно следовать его пунктам. Для поддержания мотивации важна отчетность. Если человек способен давать самому себе объективный отчет о проделанной работе, усвоенных знаниях и полученном опыте, это само по себе является отличным стимулом к продолжению деятельности.

Самообразование — это неотъемлемая часть педагогической деятельности, потому что учитель является не только носителем знаний, но и личным примером. Знания и эрудированное мнение педагога не должны ограничиваться его предметом и академическими знаниями в общем, а покрывать всю сферу возможных интересов его учеников.

Признаком человека думающего и понимающего окружающий мир является постоянное стремление к новым знаниям, опыту, расширению кругозора. Если сравнивать образование традиционное, то есть при наличии преподавателя или наставника, с самообразованием, второе всегда будет более эффективным, нежели первое. Почему? Потому что знания, полученные самостоятельно, опыт, которые зиждется на собственных исследованиях, и открытиях – бесценны, они становятся частью личности на пути . Все, чего человек достигает самостоятельно, не только лучше откладывается в памяти, оно преобразует саму личность и легче переносится из области теории в область практики.

Что такое самообразование

Самое главное отличие самообразования – отсутствие обучающего заведения или человека, а также полная свобода обучаемого в выборе предмета, методов и источников. Если вас отправляют на курсы повышения квалификации, пусть даже они вам интересны, это совершенно другое. Самообразовываясь, вы самостоятельно выбираете область, в которой хотите расти и накапливать новые знания, затем составляете какой-то план и следуете ему по собственному желанию. здесь является не какое-то внешнее воздействие или причина, а внутренняя мотивация, благодаря которой самообразование так эффективно. Главная прелесть полученных таким образом знаний заключается в том, что вы очень быстро пропускаете их через себя и включаете в жизненный процесс. Предметом самообразования может быть что угодно – кулинария, веб-дизайн, мировая экономика или игра на бирже, или игра на инструменте и т.д.

Психологически эффективность самообразования объясняется очень просто – полученные самостоятельно знания и навыки человек ценит куда больше, чем те, которые преподнесли ему на блюдечке, и именно их он в первую очередь хочет применить, реализовать в своей практике и жизни.

Как приступить к самообразованию

Итак, если необходимость самообразования как части развития личности стала для вас очевидной, возникает вопрос: «а с чего, собственно, начать?». Практические советы в этой области являются лишь советами, так как вы сами выбираете удобную для себя форму получения новых знаний. Но, прежде чем начинать, нужно определить для себя более или менее конкретную цель, иначе ваше «путешествие» за знаниями может оказаться нескончаемым. Затем необходимо составить план действий, включив в него комфортные для вас методы обучения и источники информации. Самый доступный и удобный способ – воспользоваться ресурсами сети Интернет, также это могут быть бумажные издания: книги, журналы, научно-исследовательские работы (переведенные или на языке оригинала). Также не стоит исключать аудио и видеоматериалы, различные подкасты и документальные фильмы.

График, по которому вы будете работать, разумеется, тоже составляете вы, исходя из своих желаний и возможностей, но главное – вовремя остановиться, перестать набирать материал и попробовать применить знания на практике. Один из самых эффективных подходов к самообразованию в частности и образованию вообще – чередование: набрав достаточное количество информации по какому-либо вопросу, применяйте его на практике, затем двигайтесь дальше, поднимаясь на ступень выше. И не забывайте о том, что самообразование – процесс, длящийся в течение всей жизни, без него рост и развитие личности либо прекращается, либо весьма затрудняется.

Образование - не будет преувеличением сказать, что в этом слове люди разных эпох и времён видели не только знания, которые получает человек в школах, институтах, университетах и других учебных заведениях, но находили в нём радость, душевную отраду и даже .

Естественно, получение образования необходимо, ведь для этого и созданы образовательные учреждения и предусмотрены образовательные программы. Но можем ли мы ответить на вопрос о том, хватает ли нам той базы, которая содержится в среднем и даже высшем образовании, утвердительно?

Конечно, для многих людей этого может быть вполне достаточно - если им хватает диплома, какой-то работы (причём совсем по специальности), ; если они довольствуются стандартной рабочей неделей, соцпакетом и кажущейся стабильностью. Однако есть и другая категория людей - это люди, стремящиеся к постоянному личностному и профессиональному развитию, самосовершенствованию и улучшению качества жизни, неустанному продвижению по карьере, повышению уровня доходов, ; люди, «прокачивающие» себя и свою жизнь, не знающие границ и пределов, отвергающие ограничения, рамки и стереотипы.

И может ли таким людям дать то, что им нужно, привычная образовательная система? Ответ очевиден - конечно же, нет. По этой причине они выбирают для себя более сложный, но более интересный путь в жизни - самообразование.

Самообразование - тенденция современности и будущего. Но даже сегодня найти достойный материал, в котором бы полноценно раскрывались все тонкости и «подводные камни» этого процесса, стоит немалых трудов, по причине чего гораздо чаще люди тратят сотни часов и миллиарды импульсов нейронов на то чтобы выработать хоть какую-то систему самостоятельного получения знаний, которая была бы эффективной и давала ощутимый результат. Это и навело нас на идею о создании тренинга по самообразованию. В результате у нас получился отличный материал, включающий в себя базовые аспекты самостоятельного образования, которым вы можете воспользоваться прямо сейчас.

Данный курс раскроет вам, в первую очередь, что вообще такое самообразование, каковы его основы, какими особенностями оно характеризуется и что в себя включает. Каждый урок самообразования раскрывает отдельную тему, благодаря чему вы сможете чётко уяснить для себя, какие существуют методы и средства самообразования, каковы его цели и задачи. Вы узнаете, как разрабатывается индивидуальный план самообразования, какие навыки для этого могут пригодиться, как достигается повышение личной эффективности, развитие творческих, личностных и профессиональных качеств. Также мы поговорим о том, какие существуют пути самообразования. А учитывая то, что самообучение и самообразование личности вообще всегда требуют и привлечения к деятельности сторонних материалов, мы рассмотрим и некоторые материалы по самообразованию, которые окажут вам существенную поддержку в работе.

Можем вас уверить, что после прохождения данного тренинга личностное, профессиональное, творческое и интеллектуальное самосовершенствование посредством своих собственных усилий вам будет гарантировано. Способствует этому также и то, что в тренинге даётся огромное количество практических упражнений, методов, советов и рекомендаций. Сам же тренинг будет полезен любому человеку, для которого , от ученика или студента до менеджера, педагога и бизнесмена.

Что такое самообразование?

Одним из признаков по-настоящему мыслящего и развивающегося человека, стремящегося к познанию себя, окружающего мира и его явлений, является тяга к получению новых знаний, навыков, опыта, расширению своих границ и кругозора. И если привести в пример традиционное образование, где есть преподаватель, и сравнить его с самостоятельным образованием, где такового нет, то второе будет значительно эффективнее, чем первое. Но здесь сам собой встаёт вопрос «А почему именно так?».

Дело в том, что знания, добытые человеком самостоятельно, навыки, которыми он овладел сам, опыт, который получил посредством своих действий, успехов и ошибок - всё это бесценно и интегрируется в его - становится частью его натуры. Абсолютно всё, чего человек смог добиться сам, намного лучше запечатлевается в его памяти, а также трансформирует его личность и переносит теоретические знания в практическую плоскость.

Это такая форма индивидуальной деятельности человека, которая мотивирована его собственными профессиональными и личностными интересами и потребностями и направлена на приобретение необходимого багажа знаний, навыков и умений и их усовершенствование, а также на развитие и усовершенствование им качеств своей личности. Самообразование является неотъемлемой частью жизни и деятельности развивающегося человека.

Основной особенностью самообразования является отсутствие образовательного учреждения и обучающего человека, абсолютная свобода действий самообучающегося при выборе предмета изучения, источников и методов.

Даже если вы отправляетесь на курсы повышения квалификации или записываетесь на какой-то тренинг, это ещё (или уже) не самообразование, ведь обучаясь самостоятельно, вы исключительно сами выбираете ту область, которой хотите овладеть, а после так же самостоятельно создаёте план обучения и следуете ему так, как вам заблагорассудится.

Основной и главной мотивирующей силой в процессе самообразования является не какой-то внешний фактор, причина или воздействие, а только внутренняя потребность человека - именно благодаря этому самообразование является таким эффективным.

Уникальность полученных при помощи такого способа знаний состоит, в первую очередь, в том, что человек полностью пропускает их через себя и делает частью своей жизни. Предметом же здесь может выступать всё, что угодно, например, иностранные языки, и многое другое, вплоть до составления сканвордов и игре на скрипке.

С точки зрения психологии результативность самообразования объяснить очень и очень просто: то, что человек получает самостоятельно, не важно, знания это, деньги, слава, успех или материальные объекты, он ценит намного больше, нежели то, что было получено им без каких бы то ни было усилий. По этой же причине полученные самостоятельно знания и умения хочется как можно скорее реализовать и применить, и тренинг наш, собственно говоря, на это и рассчитан.

Самообразование на практике

Как мы понимаем, если вы уже читаете вводный урок к тренингу по самообразованию, значит, у вас есть необходимость в получении знаний путём самостоятельных исследований. Соответственно, и вопрос «С чего начинать?» у вас наверняка имеется.

По большому счёту, практические рекомендации на тему самостоятельного обучения - это в полном смысле - рекомендации, т.к. программа занятий, их форма, последовательность и т.д. - это ваше личное дело. Однако перед началом вы, непременно, должны поставить перед собой цель - для чего вы всем этим занимаетесь? В противном случае ваши усилия могут оказаться тщетными.

Целью самообразования может быть:

  • Обеспечение непрерывности и системности своей деятельности по овладению новыми знаниями и навыками
  • Максимальный учёт своих индивидуальных особенностей и познавательных потребностей в процессе обучения
  • Решение поставленных задач в удобное время, без ущерба остальной деятельности

В практике повседневной жизни идея профессионального и личностного роста вне самообразования просто не может быть осуществима. По мнению социологов, вместе с развитием личности деятельность перерастает в самодеятельность, развитие становится саморазвитием, а образование - самообразованием. И самообразование в этом контексте следует трактовать как собственную активность человека, направленную на раскрытие и обогащение своих потребностей личностного, профессионального, творческого и духовного характера, а также на максимальное и всестороннее раскрытие своего потенциала.

Основными характеристиками самообразования являются самостоятельность, непрерывность, дисциплинированность, целеустремлённость, нацеленность на результат. К тому же, самообразование является процессом, который длится не какой-то конкретный период времени, а всю жизнь человека, если он проявляет живой интерес ко всему, что есть вне его, и что происходит внутри него. Иначе личностный рост и развитие становятся намного сложнее или прекращаются вовсе.

Если вы овладеете навыками самостоятельно обучения и будете применять их систематически и регулярно, чтобы закрепить, вы сможете стать не только более образованным, эрудированным и информированным человеком, но и более сильной личностью вообще, благодаря чему сможете дать фору и интеллектуалам, и людям, имеющим по два, а то и по три высших образования. Но главное - вы будете в состоянии самореализоваться, достигнуть своих целей и претворить в жизнь самые смелые планы и замыслы.

Не будет лишним подметить также и то, что любое ваше действие, направленное на получение новых знаний, освоение новых навыков, получение интересующей информации уже является самообразованием. Заметьте: услышав разговор на интересную тему между незнакомыми людьми, вы приходите домой и ищете то, что вас заинтересовало, в Интернете; не справляясь с какими-то функциями на работе, вы обращаетесь к Уставу или описанию должностных обязанностей и т.д. Но такое самообразование является «местечковым», несистематизированным и малоэффективным. Если же вы глубоко заинтересованы в том, как сделать его качественным и продуктивным, у вас есть отличная возможность сделать это уже сегодня. И не сомневайтесь - вы можете это сделать, ведь здесь, как и везде в жизни, всё в ваших руках.

Как этому научиться?

Нет никакого сомнения в том, что кто-то обладает тягой к знаниям уже с малых лет - рассматривает энциклопедии и атласы, разгадывает кроссворды, много читает и смотрит познавательные передачи. Таким людям систематизировать процесс самообразования несколько легче, чем тем, у кого «хромает» самодисциплина, кому приходится совершать над собой усилие, чтобы взяться за книгу или конспект, в ком преобладает тяга к приятному времяпрепровождению, а не к работе над собой и движению по пути развития. Но это ещё не значит, что первые лучше вторых, а вторым путь к успеху «заказан», ведь человек способен на огромные достижения, особенно, если он сильно чего-то хочет. Вы вполне в состоянии овладеть секретами самообразования, независимо от того, каковы черты , насколько сильна и т.п., причём без чьей-либо активной помощи и поддержки - сами и своими усилиями, на что, к слову заметить, и рассчитан данный тренинг.

В процессе овладения материалом вы столкнётесь с двумя составляющими - теоретической и практической.

Теоретическая составляющая будет представлена базой знаний, которые требуют осмысления и усвоения на уровне ума.

Практическая составляющая будет представлена упражнениями, методиками, техниками и рекомендациями, которые требуют применения на уровне практики - в обычной каждодневной жизни.

Исходя из этого, мы хотим оградить вас от совершения той ошибки, которую нередко делают люди, изучая какие-либо ценные материалы. Эта ошибка заключается в том, что абсолютно вся информация остаётся лишь информацией и не находит себе применения, хотя должна быть использована по назначению. Отчасти это вина составителей и авторов, т.к. они преподносят знания так, что их сложно перевести в практическую плоскость, а отчасти тех, кто эти знания впитывает, т.к. они либо не понимают как, либо просто не желают приступать к действиям.

С ориентировкой на это и создан наш тренинг «Самообразование». Его целью является не беспрерывный поток теоретической информации или сложных для понимания и применения приёмов, а понятное объяснение того, как выстраивать процесс самостоятельного образования, и доходчиво изложенные методики для применения. Ко всему прочему, всё это подаётся именно таким образом, чтобы читатель не потерял мотивацию, а, напротив, сохранял желание изучать материал и скорее использовать его.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по самообразованию

Проведя собственное исследование в рамках данной темы, определив наиболее и наименее важные её составляющие, а также произведя адаптацию изученного и найденного под применение на практике, мы разработали комплекс уроков по самообразованию.

Каждый из уроков посвящён отдельной теме, касающейся самообразования. В них разобраны основные составляющие этого процесса, которые вам будет нужно изучить, и, естественно, как уже было не раз нами сказано, приведено множество практических элементов - именно на них сделан главный уклон.

В первом уроке будет затронут, в первую очередь, самоанализ как диагностика человеком своих истинных стремлений, желаний и поступков - это нужно для того чтобы понять, как «заряжать» себя на действия. Вы узнаете о том, как связаны между собой самоанализ и учебная мотивация, как проводить самоанализ и ставить цели при самообучении, познакомитесь с несколькими эффективными методиками на тему мотивации себя и других.

В четвёртом уроке вы найдёте ответы на все вопросы, касающиеся самоорганизации и самодисциплины: вы узнаете о том, какие для самообразования, а какие - нет, как избавиться от и как привить продуктивные, как можно научиться дисциплинировать себя и что для этого нужно. Особое внимание будет уделено стилям самоорганизации, некоторым основам и развитию усидчивости. Поговорим мы и о , и об открытости новому.

Как проходить занятия?

Те знания, которые доступны вам из нашего тренинга, максимально адаптированы под практическое применение, и могут быть использованы любым человеком. Но мы всегда делаем акцент на том, что в любом тренинге, как и в любом деле, основополагающим является переход от получения информации и размышлений о ней к практике. Да вы и сами прекрасно понимаете, что можно перечитать тысячу учебников, статей и умных книг, можно пройти десятки тренингов, но так и остаться на том же месте, если всё вновь узнанное и почерпнутое не будет использовано на деле - в жизни.

Так как проходить тренинг?

Освоение каждого из уроков может быть распределено вами на несколько периодов. Вы можете, например, создать для себя такой график: изучаете один урок в течение трёх дней: 1 день - чтение материала, 2 день - осмысление прочитанного, 3 день - практика того, что узнали. Затем один день отдыха и затем изучение нового урока. Получается, что вы сможете изучить два урока за неделю и весь курс примерно за три недели, т.к. дни отдыха и занятий будут смещаться вперёд.

Всегда держите в памяти, что уроки нужно не просто штудировать, а внимательно изучать, чтобы понять смысл написанного. А те упражнения и методики, которые станут вам доступны, важно делать частью своей каждодневной жизни, чтобы они закрепились. Единичный успех - это ещё не показатель. Показателем является систематический успех.

С течением времени ваша жизнь уже будет невозможна без самообразования - тяга к познанию чего-либо нового будет постоянно трансформироваться в действия, а учитывая то, что вы уже будете научены опытом, изучать любой заинтересовавший вас предмет будет просто и увлекательно.

целенаправленная познават. деятельность, управляемая самой личностью; приобретение система-тич. знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, полит. жизни и т. п. В основе С. - непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. С. - одно из средств самовоспитания.

Осн. виды С. - общее, специальное (профессиональное). и политическое. Осн. форма С. - изучение лит-ры научной, научно-популярной, учебной, худож. и др. Источниками С. служат также прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей, консультаций специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок: разл. виды практич. деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др.

С. всегда имело целью получение квалификации или повышение образоват. уровня. Мн. крупные деятели науки, литры, иск-ва, обществ, орг-ции помогали С.: создавали нар. библиотеки, читальни, нар. дома. В 1863-66 в Петербурге издавался уч.-лит. журн. «Самообразование», в 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при уч. отделе Об-ва распространения техн. знаний, к-рая разработала спец. программы по мн. предметам, изучавшимся в ун-тах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письм. консультации. Облегченные программы для С. выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891). при Пед. музее воен.-уч. заведений по инициативе Н. А. Рубаки-на, Н. И. Кареева и др. В 1892 группой моек, ученых во главе с И. И. Янжулом была издана «Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по осн. отраслям знания». В нач. 20 в. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914), «Среди книг» (т. 1- 3, 1911-152).

Значит. роль в развитии С. играли разл. обществ, курсы и народные ун-ты.

С 20-х гг. организованная и система-тич. работа проводилась гл. обр. в области полит. С. В области общего С., направляемого политпросветами Нар-компросов и профсоюзами, намечалась широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной ср. школы.

В сер. 30-х гг., в связи со значит. развитием сети общеобразоват. школ, техникумов и вузов, С. стало осн. способом самостоят. углубления и расширения знаний, полученных в уч. заведениях.

В условиях научно-техн. революции (с 50-х гг. 20 в.). широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Усиливает потребность в С. и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс С., с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.

Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливает особую значимость С.

Важную роль в формировании навыков С. играет школа. С. - обязательный компонент совр. обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в уч. заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в уч. заведении курсов.

С., обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. Обучение дает возможность обогатить С. коллективным поиском, снять нек-рые трудности самостоят. познания. Развиваясь в системе обучения, С. получает новые стимулы для своего утверждения. Навыки С. вырабатываются в первую очередь в процессе проведения разл. видов самостоят. работы учащихся, предусмотренных шк. программами (выбор необходимой лит-ры, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной лит-рой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для С. умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления. Важной формой подготовки школьников к самообра-зоват. работе является направляемое учителями и родителями внеклассное чтение.

Развитию навыков С. у школьников способствуют внеклассные и внешкольные занятия в разл. кружках, клубах, лекториях, техн. творчество, опытничес-кая работа и др.

Навыки С., полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе уч. работы в ср. спец. и высших уч. заведениях. Важную роль в этом, помимо самостоят. работы с уч. и науч. лит-рой, играют занятия в семинарах, науч. кружках, науч. студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследо-ват. экспедициях и др.

С. - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным). и периодич. повышением квалификации, переподготовки специалистов.

Воспитание потребности в С. находится в прямой зависимости от авторитета конкретной специальности. Учитель нередко воспринимается не только как преподаватель определенного уч. предмета, но и как воспитатель в широком смысле слова, оказывающий большое воздействие на людей. Особую область спец. С. составляет.н. пед. С. В процессе совершенствования общей культуры и проф. знаний путем С. изучаются вопросы педагогики и психологии, теории управления, методики уч. предмета, общей культуры.

Направление и содержание С. определяются самим учителем в соответствии с его потребностями и интересами.

Для учителей, воспитателей, работников образования Гос. б-ка по нар. образованию им. К. Д. Ушинского систематически публикует библиографич. указатели, краткие обзоры новой лит-ры и библиографич. указатели по отд. проблемам пед. науки. Списки новых книг помещаются в пед. периодике, в т. ч. в пред-метно-метод. журналах.

Помощь родителям в их пед. С. оказывают школы. Статьи для С. родителей публикуются в журн. «Семья и школа», «Здоровье» и др. Издаются науч.-популярные брошюры и книги по вопросам воспитания, обучения и охраны здоровья детей.

Лит. Медынский Е. Н., Внешк. образование, его значение, организация и техника, M., 19185; Терпигорев А. М., Труд и самообразование, [М.], 1959; Ковы-нев Н. К., Работа с книгой, М., 1961; Рубакин Н. А., Как заниматься самообразованием, М., 1962; Громцева А. К., Самообразование как социальная категория, Л., 1976; ее же, Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983; Руководство самообразованием школьников, под ред. М. Н. Скаткина, Б. Ф. Райского, М., 1983. А. К. Громцева.

Отличное определение

Неполное определение ↓