Шуя, город - ивановская область - россия. Яшма – самая древняя, самая любимая

Шуя - город в составе Ивановской области, расположенный на берегах реки Тезы. Существует несколько версий происхождения названия города. Первая, самая очевидная, связывает его с древнерусским словом «шуий» - левый, и действительно, исторический центр Шуи находится на левом берегу Тезы. Согласно другой, название города восходит к финскому слову «суо», которое переводится как болотистая местность: оно осталось в память о том, что на этой территории когда-то жили финно-угорские племена. Третья версия - самая лестная для шуян, ведь она возводит слово «Шуя» к сарматскому наименованию, означающему «столица»: некоторые историки всерьез считают, что Шуя была когда-то столицей Белой Руси.

Первое летописное упоминание о Шуе встречается в 1539 году в связи с разорением города войсками казанского хана Сафа-Гирея. Но сам город, конечно, древнее: во-первых, чтобы поселение разорили, оно уже должно существовать, во-вторых, род князей Шуйских, получивший название по своим вотчинным землям, известен уже с 1403 года. Самым знаменитым его представителем является Василий Шуйский, правивший русской землей в 1606-1610 годах. В 1654-55 годах Шую постигло страшное бедствие - началась эпидемия моровой язвы - чумы. Именно в это время шуйским иконописцем Герасимом Тихоновым-Иконниковым по просьбе народа была написана Шуйская-Смоленская икона Божией Матери, появление которой избавило город от чумы. Чудотворная икона настолько прославилась своими чудесами, что царь Петр I, прибывший в Шую в 1722 году, решил увезти ее с собой, но жители города на коленях умолили самодержца оставить им главную святыню и Заступницу. К Шуйской-Смоленской иконе прикладывался и царь Александр II, когда, будучи еще наследником, он путешествовал со своим воспитателем, известным поэтом В.А. Жуковским по городам России . В XVIII веке для иконы на месте старой приходской церкви итальянским архитектором Я.Маричелли был отстроен в камне Воскресенский собор, рядом с которым в 1810 году появилось поистине шуйское чудо - колокольня, высота которой составляет 106 метров. Она является второй по высоте отдельно стоящей звонницей в России , и выше ее только колокольня Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге .

С Воскресенского собора начались трагические события XX века, связанные с массовыми репрессиями верующих. Настоятель собора отец Павел Светозаров вместе с жителями города отказался отдать церковные ценности, имеющие богослужебное употребление, тем самым нарушив указ Ленина. Начались волнения, тысячи людей вышли на площадь перед Воскресенским собором. Конная милиция стала стрелять по людям. Ныне погибшие в этой неравной схватке причислены к лику святых, а на площади, где произошли трагические события, в 2007 году установлен первый в России памятник новомученикам. Однако чудотворная икона была безвозвратно утрачена, правда, существует предание, что она появится вновь.

Шуя связана и с историей литературы. Духовное училище, в здании которого сейчас располагается один из корпусов Шуйского педагогического университета, закончил Иван Цветаев - основатель знаменитого музея на Волхонке и отец поэтессы Марины Цветаевой. А его отец, Владимир Цветаев, служил в селе Дроздово, и именно он отпевал деда знаменитого поэта-символиста К.Д. Бальмонта, род которого жил на шуйской земле. В деревне Гумнищи была родовая усадьба Бальмонтов, сейчас сохранился только усадебный парк, а в соседнем селе Якиманна похоронены родители поэта. К.Д. Бальмонт учился в шуйской гимназии (сейчас это гимназия №2 имени К.Д. Бальмонта); сохранился дом на берегу Тезы, где поэт жил с родителями. В память о знаменитом земляке в Шуе ежегодно проходят бальмонтовские чтения, организуется детский фестиваль «Солнечный эльф», издается литературно-художественный альманах «Солнечная пряжа».

Александровой горы и древнего городища Клещин. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси.
Название камня связывают с тем, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность).

Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца.

Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца.

Синь-камень расположен на Ярилиной плеши (Городище)

Камень испещрён мелкими бугорками. Согласно последним исследованиям, вес камня — около 12 тонн.
Координаты Синь-камня: N 56° 47.050" - E 38° 49.489" (WGS84)
Адрес: Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский р-н, Александрова гора (старые названия - Ярилина плешь, Ярилина Гора).
Ближайшее село - Городище.

Языческие времена
Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в ІХ—XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.
Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. (По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня — вершина Александровой горы, что неверно.)

О широком распространении культа «синих камней» свидетельствуют также и исследования финского этнографа Арья Альквист, зафиксировавшие в 1995 году в Переславском районе шесть «синих камней», помимо камня у оз. Плещеево:
Синий камень в низине у деревни Скоморохово
Синий камень — лес, болото близ поселка Релинский
Синий камень — в 3-х километрах от деревни Деревково
Синий камень — возле деревни Городище (рядом с селом Глебовское)
Синий камень у дороги близ села Романово
Синий камень на небольшом бугорке на опушке леса Строга за рекой Кубрь
Альквист предположила, что название «синий» у культовых камней мерян связано с именем Укко, верховного божества грозы финно-карельской мифологии, имевшем прозвище «Синяя накидка» (Sinivitta), который в мифах часто представал в одежде синего цвета.
Почитание углублений в виде «следов» и «чаш», часто встречающихся на синих камнях, связано с древним культом зооморфных и антропоморфных предков. Например, по мнению В. А. Бурова, эти углубления олицетворяют вход в пещеру «матери-горы», а сам валун выступает как вместилище душ — членов определённого рода. Такая трактовка была предложена по аналогии между поверьями о культовых камнях в меряно-русских верованиях и представлениями других финно-угорских народов (в частности, манси) о «стране мертвых», путь в которую лежит через отверстие в скале с водой.


ЗАГАДКИ СИНЕГО КАМНЯ
(газета «Русская правда»)
После крещения Руси такой артефакт древней дохристианской культуры не мог оставить равнодушным церковь. И как это часто бывает, официальная идеология сделала все, чтобы прекратить паломничество к камню. Как? Иерархи прокляли его и попытались уничтожить. Вот что достоверно описывают документы. В 1152 году христиане поднялись на гору, где лежал Синь-камень, и сбросили его вниз. Но люди продолжали ходить к поверженному языческому идолу. В XVII веке на единоборство с ним вышел дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий. Он собственноручно выкопал яму, свалил в нее силами всего прихода “каменного беса” и засыпал землей. Но через несколько лет каменная глыба впервые продемонстрировала тягу к самостоятельному движению и “выглянула” из-под земли. И опять к ней потянулись люди. Зимой 1788 года камень на глубине около 5 метров. Вскоре рыбаки стали докладывать, что валун медленно, но неуклонно ползет по дну в направлении “своей” горы. Это движение было едва заметным, однако весной 1850 года он оказался у подножия холма, с которого был низвержен. И по-прежнему не останавливался. Фотографии 50-х годов прошлого века запечатлели глыбу на самом берегу озера, а спустя десятилетия валун оказался уже на расстоянии ста метров от этого места. И по-прежнему приходят люди. Кто-то просит избавить от болезней, другие загадывают желание и верят, что Синь-камень выполнит его.
Десять лет назад здесь работала группа исследователей. «Мелкозернистый кварцевый биотитовый сланец» - дали Синему камню оценку геологи. Свой цвет он приобретает только солнечным утром, когда, влажный от росы, отражает небо. В лунные ночи оттенок скорее фиолетовый. Еще парадокс: «На одном его краю - совершенно нормальная радиационная ситуация - около 0,14 микрорентген в час, на другом - в несколько раз выше». Вывод экспедиции несколько туманен: «Глыба находится на пересечении неких “энергетических” силовых линий - оттого и движется». Само перемещение, увы, тогда не было зафиксировано. Так же как не объяснено, почему он никогда не покрывается снегом и иногда светится по ночам.


И вот впервые получены достоверные факты «блуждания» камня. Но не исследователями, а кинематографистами. Продюсер компании “Гипо-Теза” Александр Волков рассказывает:
-Мы осенью и в начале зимы снимали фильм о необычных явлениях природы, которые происходят В один из первых дней попробовали зафиксировать на пленку древние надписи на камне. Не получилось. Они видны только с определенной точки, только утром и только при ярком солнечном свете. Чтобы не потерять ракурс, пометили колышками места, в которые упиралась тренога видеокамеры. Когда через две недели вернулись, обнаружили, что камень “отполз” сантиметров на восемь! Стало интересно. Продолжили замеры. За три с половиной месяца нашей работы Валун продвинулся более чем на 40 см, и приподнялся на 4-5 сантиметров!
-А что говорят местные жители?
-Они просто этого не замечают. Каждый день ходят мимо, сантиметр туда, два обратно (смеется). Вы обратите внимание, когда фонарный столб у вашего подъезда постепенно сместится за полгода сантиметров на пятьдесят?..
-Слишком много эзотерических загадок для нашего просвещенного техногенного века…
-Я не мистик. Но… Когда мы собрали вместе все аномалии, которые происходят в округе (шаровые молнии, свечения, необычные представители животного мира, которых встречали в округе), стало понятно, что у них, скорее всего - одна общая причина. Возможно, Синь-камень - частица какой-то глобальной экосистемы, о которой мы пока ничего не знаем. И то, что он лежит не на своем месте, приводит к появлению «чудес» в округе. Поэтому Синь-камень и двигается, чтобы занять отведенное ему природой место.
-В таких случаях принято спрашивать: «Так что же ожидать от «знамения»? Катастрофы, наводнения, революции?
-Не думаю. По-моему, его движение - это путь к гармонии.


КУЛЬТЫ СИНЕГО КАМНЯ
Поверхность Синь-камня усеяна денежной мелочью, цветами. На кустах поблизости можно увидеть множество развешенных ленточек и лоскутков. Все это - результат деятельности нео-язычников, приносящих камню дары и загадывающих под завязывание ленточек сокровенные желания. Синь-камень даже пытаются кормить - нередко на нем можно увидеть нарезанную колбаску, хлеб, дольки фруктов. К синему камню привозят различные предметы и "заряжают" их в энергетическом поле этого монумента, чтобы впоследствии использовать в качестве оберегов.

Кому же показано посещение Синь-камня - этой древней святыни?
Ну, во-первых, бесплодным парам.
Боги, которым поклонялись у камня славянские язычники, Ярила и Велес, покровительствовали в т.ч. и плодородию, причем плодородию в широком смысле, т.е. и человеческому. Вот и припадают к Синь-камню женщины, чтобы вымолить у высших сил ребенка. Мужчины же приходят сюда для обретения мужской силы. Иногда от камня откалывают мелкие кусочки, чтобы носить их рядом с гениталиями. А некоторые, размельчив осколок в ступке, съедают его.
Но сразу предупредим, что это скорее всего даст противоположный ожидаемому результат - какому божеству понравится то, что оболочку, в которую облечен его дух, расковыривают и едят. Синь-камень отомстит!
Около Синь-камня человек заряжается энергией, становится активным и жизнерадостным.
Здесь приходит в норму давление, проходят головные и сердечные боли. По непроверенным и клинически неподтвержденным данным, камень помогает при бронхиальной астме, болезнях опорно-двигательного аппарата, псориазе, дерматозах и пр.
На Ивана-Купалу (Духов день) у Синь-камня, как и в древности, собираются молодые девушки с парнями, т.к. считается, что в этот день, после ритуальных процедур можно унаследовать от него долговечность, прочность и твердость. А некоторые девушки привораживают тут своих избранников.

Синь-камень - путешественник.
Его переместил на нынешнее место много тысячелетий назад Скандинавский ледник, вероятней всего, из Онежско-Ладожского района. Рядом
Плещеевский великан - это семиугольная (в вертикальной проекции) плита с размерами: по длиной оси ~ 2.9 м, а по короткой ~ 2.6 м. Над землей валун возвышается в самой высокой части на ~ 0.6 м, в самой низкой на ~ 0.05 м. Вся поверхность Синь-камня покрыта выступами и впадинами размером ~ 3 см.
Когда-то (вероятно, когда камень был весь на поверхности) был рассчитан объем валуна, который составляет ~ 4 куб.м. Вес великана такого объема ~ 12 т (рассчитывался по удельной плотности аналогичных пород).
Цвет Синь-камня, вообще-то, как у обыкновенного булыжника - темно-серый, но после дождя его поверхность приобретает чуть заметный темно-синий оттенок. Сделан камень из кварцевого биотитового сланца мелкой структуры. Синий оттенок наблюдается из-за отражения света, преломленного водяной пленкой, зернами кварц-биотита.

История Синь-камня
Дохристианство.
В дохристианские времена наш герой не знал горя. Он был объектом уважения и почитания сначала финно-угорских язычников из племени меря, а затем и наших славянских.
Поселение язычников у Плещеева озера впервые появилось приблизительно 2 тысячи лет назад. Синь-камень служил тогда алтарем святилища. К нему несли дары. Духу, по мнению язычников живущему в камне, приносились жертвы.
В IХ—XI вв. у камня обосновались отечественные язычники из новгородских и приднепровских земель. Поклонение продолжилось. Именно тогда глыбу назвали Синь-камнем, а гору, у подножия которой он лежал, Ярилиной Горой. Камень считался сердцем Ярилы - бога Солнца, его украшали цветами, кусты подле него - ленточками, вокруг водили хороводы. Не так давно академик РАЕН В. Чудинов с коллегами обнаружил на камне следы славянских рун (кириллицы еще не было). Некоторые удалось расшифровать, и одна из них гласила: "Перунов камень" (Перун - один из главных русских языческих богов).
По другой версии, валун являлся святилищем покровителя скотоводов, землепашцев и целителей, бога Велеса. Согласно славянской языческой вере, души умерших поднимались по лунному лучу к вратам «нави», где их встречал сам Велес. Название Синь-камень могло произойти и отсюда, ведь синий цвет - это цвет «нави». Если душа умершего оказывалась чиста, она отражалась от Луны и шла по солнечному лучу к обители Всевышнего - Солнцу.

Сегодня.
Сейчас будет грустно. Синь-камень в настоящее время проваливается сквозь землю. В 50-х годах он возвышался над поверхностью земли на 1.5 м, а теперь, его высота составляет, в среднем, 30 см. По каким причинам это происходит, не совсем ясно.
Бытует красивая, но малооптимистичная версия, что Синь-камень появляется перед наступлением лучших времен, а пропадает в преддверии невзгод.

МЕТАФИЗИКА
С точки зрения метафизики, все, что вытворяет Синь-камень у Плещеева озера, объясняется элементарно. Просто, в этом месте пересеклись энергетические силовые каналы (т.н. "лей-линии"). Оказывается, наши предки каким-то третьим чувством ощущали эти точки и тут же обустраивали там свои святилища. В таких аномальных зонах случается всякое - летают огненные шары, пропадают люди, ходят камни.
Ассоциация "Экология непознанного" не могла обойти своим вниманием магический валун и в 1996 году снарядила туда экспедицию. Полученные результаты шокировали всех. Энергетическая структура Александровой Горы, совершенно не примечательной внешне, поразила даже видавших виды лозоходцев ассоциации. Эта структура состояла из пяти концентрических колец. Два наружных кольца значительного диаметра опоясывали гору и были заряжены отрицательно. Внутри них располагались еще три небольших, с положительным зарядом. Радиометрические исследования подтвердили исследования лозометрические. Не менее сложное устройство имело и поле вокруг синего камня. Вот почему Синь-камень временами флюоресцирует, а зимой всегда свободен от снежного покрова.
А вот объяснение воплощения в жизнь пожеланий, загаданных у камня.
В процессе загадывания, человек мысленно-эмоциональной энергией транслирует желание в камень, а есть мнение, что у минералов кристаллическая решетка способна аккумулировать и затем отдавать информационные посылы. Таким образом, терафим (я думаю, что такое терафим, тут никому объяснять не надо) "заряжается", причем сила заряда варьирует в зависимости от ритмического рисунка и искренности посыла, а также от того, вслух ли он произносится, или "про себя". А не является ли Синь-камень у аким терафимом, чей заряд проявляет себя в исцелении недугов и исполнении желаний?

И все же почему?
"Восстание камня из могилы", возможно, происходило из-за того, что пучение грунта зимой выталкивало камень на поверхность, а вешние воды подразмывали почву подле него.
Наиболее реальное объяснение выхода Синь-камня на берег дал священник Вознесенской церкви (1842—1869гг.) Н.М.Меморский. По его мнению, камень покоился на небольшой глубине и ежегодно вмерзал в лед, а во время ледохода смещался к берегу, в сторону наиболее частого направления ветров, которые в этих местах могут достигать ураганной силы.
"Закапывание" камня происходит, скорее всего, из-за топких (особенно в весенний паводок) берегов Плещеева озера.

Для полноты картины приведем еще несколько существующих теорий движения камней.
1. Днем нагретые солнцем камни удлиняются в южную сторону. Ночью, остывая (причем быстрее с северной стороны, где днем меньше нагревались), начинают уменьшаться. В результате таких деформаций камни передвигаются в южную сторону.
2. На камень определенного удельного веса в плотном грунте может действовать «архимедова сила», выталкивающая и перемещающая его.
3. Вибрационные воздействия, флюктуации гравитационного поля, различные деформации почвы также могут провоцировать перемещения камней.

Но какие бы реалистические, фантастические или псевдонаучные теории не приводились в объяснение блужданий Синь-камня, поневоле верится, что камень с такой историей, выслушавший столько слезных мольб и горячих пожеланий, повидавший столько страдальцев, являющийся средоточием людского горя и надежд - уже не просто камень, а место общения с какой-то высшей силой, во власти которой и исполнять желания, и исцелять недуги, и казнить, и миловать.
Поторопитесь же повидаться с милым синим великаном и загадать желание, пока он не исчез с земной поверхности навсегда.

Принято считать, что формирование котловины озера Плещеево связано с выпахивающей деятельностью ледников и подледным стоком. Геологическим бурением установлено, что в существует глубокая (до 175 м) рытвина, которая врезана в глины и известняки пермского времени, сформировавшиеся около 250 млн. лет назад.
Она образовалась в нижнем плейстоцене (не позднее 600 тыс. лет назад) и в дальнейшем последовательно расширялась и углублялась льдами днепровского (170-250 тыс. лет назад) и московского (125-170 тыс. лет назад) оледенений. После отступления московского ледника возник бассейн, куда стекали талые воды и сформировалось древнее Плещеево озеро.
Есть также основания полагать, что определенную роль в образовании котловины озера играли и карстовые явления, т.е. растворение горных, в основном известняковых пород природными водами.

В последующей истории озера нашла отражение чрезвычайная динамичность природных условий центра Русской равнины. На протяжении этого времени шло неуклонное снижение уровня озера и обмеление, обусловленное эволюцией рельефа и процессами осадконакопления. На фоне исторического снижения уровня происходили его существенные колебания, изменения величины акватории водоема и растительного покрова его берегов. Эти колебания связаны с климатическими ритмами разного порядка - от соответствующих ледниковым и межледниковым эпохам до многовековых.


Национальный парк «Плещеево озеро» расположен в 130 км к северо-востоку от Москвы в Ярославской области, на маршруте «Золотого кольца». Уникальное озеро Плещеево и его окрестности, - один из центров формирования Русского государства - являются ценной природно-исторической территорией национального значения, частью природного и культурного наследия нашего Отечества.
Целью создания национального парка «Плещеево озеро», его миссией является сохранение и восстановление уникального природно-исторического комплекса в районе города Переславля-Залесского и жемчужины Верхней Волги - озера Плещеево с эндемичной популяцией переславской ряпушки.
Образован национальный парк в 1988 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 26.09.88 г. № 400 как Переславский Природно-исторический национальный парк, который находился в ведении Администрации Ярославской области и функционировал как ее структурное подразделение.

Александрова гора

Месторасположение: северо-восточный берег озера Плещеева
Описание: Александрова гора (Ярилина плешь, Лысая гора) возвышается среди холмов на самом берегу Плещеева озера и является частью Клещинского археологического комплекса. Высота горы над уровнем озера составляет около 30 метров, поверхность ее неровная, вся в ямах, траншеях и буграх - следах раскопок столетней давности. Вершина, некогда имевшая вид ровной площадки размером около 30 соток, ныне очень незначительна. Холм связан с коренным берегом озера узкой глинистой грядой.
Предполагают, что в давние времена Александрова гора играла роль укрепленного кремля-детинца у возникшего здесь древнерусского поселения. Приблизительно в ХI веке на ее вершине осталось лишь языческое капище - святилище бога солнца Ярилы. А в ХIII столетии князь Александр Невский основал на этом холме православный монастырь, возможно, сгоревший в Смуту в начале ХVII века.
В настоящие дни вершина Александровой горы служит прекрасной видовой точкой - с ее высоты открывается изумительный вид на монастыри, озеро и прибрежную природу.

По преданиям Синь-камень находился именно на этой горе, но откуда его потом скатили вниз!

_________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие
http://www.plesheevo-lake.ru
В. Барышев, Прошлое озера Плещеево. «Коммунар» 3 апреля 1941 года.
Бердников, В. Синий камень Плещеева озера // Наука и жизнь. — 1985. — № 1. — С. 134—139.
Комаров К. И. Древние боги Ярославской земли
Смирнов, М. И. Старые боги // Доклады Пезанпроб. — Переславль, 1919. — Том 4.
Меморский, Н. М. Отголосок на статью: «О чудном свойстве Плещеева, или Переславского озера» // Владимирские губернские ведомости. — 1850. — 30 декабря. — С. 291—293.
Несытов, И. Е. Чудное свойство Плещеева, или Переславского озера // Владимирские губернские ведомости. — 1850. — 11 ноября. — С. 248—249.
http://hotimdetey.ru/article/sakralnie_mesta/siniy_kamen/
Демидова, О. Аномальная зона // Юность. — 2004. — 9 июня.
Пуришев, И. Б. Ещё раз о синих камнях // Коммунар. — 1985.
Киселев А. В. Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв. Сообщения Ростовского музея — С. 230. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» (2004).
Культовые камни Ярославского Поволжья — статья археолога профессора И. В. Дубова.
Синий камень: легенды и реальность — статья и уникальные фото в журнале Деловой Переславль.
http://www.liveinternet.ru/

От «Золотого кольца» в районе Иванова есть небольшое ответвление к востоку; дорога ведет нас в старинные селения Шую и Палех.

Город Шуя и река Шуя

Город Шуя назван по реке Шуе, которая впадает в Тезу. У ивановской речки Шуи есть несколько тёзок. Это реки в бассейне Онежского озера, Белого моря, притоки Орши, Унжи. Поэтому есть тёзки и у города Шуи, например на Валдае: «…между большими стволами сосен внизу виднеется деревенька. Горстка домов. Дымы из труб. По равнине к деревне ползет воз с сеном. У крайней избы бегают две собаки, сороки ныряют в воздухе над домами и огородами. Находишь по карте название деревушки. Шуя… Идешь по гребню, и между соснами справа долго маячит сонная Шуя» (См. Песков В. М. Валдайский иней - в кн.: Лесные глаза. М., 1979, с. 101.)

Каково происхождение названия речки Шуи? Нашей, ивановской, да и остальных?..

Довольно распространена версия о славянских корнях этого гидронима: название Шуя объясняется славянским шуйца-«левая». Ивановская Шуя действительно лежит на левом берегу реки Тезы. А шуйца могла противопоставляться деснице… Но все дело в том, что ареал названия с основой шуя на карте России практически нигде не смыкается с ареалом названий с основой десн- . О чем это может говорить? Скорее всего о том, что основы принадлежат языкам разных семей. Значит, название Шуя не славянское? Так какое же?

Топонимика города Шуя

Значение названия Шуя пытались выяснить еще в XVIII в. Первым это сделал историк И. Н. Болтин (1735-1792): он подчеркивал древность города и утверждал, что слово шуя сарматского (!) происхождения и означает «столица». Конечно, такое предположение было наивным.

Очевидно только одно: название это не славянское, а имеет в своей основе финно-угорский корень, что вполне обосновано с исторической точки зрения. Можно предположить, что таким корнем мог быть suo - «болото» (существует, например, в современном финском языке). В городе Шуе долгое время было большое болото - прямо рядом с крепостными укреплениями, а улица поблизости именовалась Болотной. Начальный звук этого слова мог звучать как ш или как нечто среднее между ш и с (вспомним карело-финское «шепелявое» с ). Поэтому русскими слово могло быть воспринято и передано с начальным ш . Ну а я (а) , по-видимому, показатель женского рода (ведь название относится к слову «река»), возникший уже на русской почве. Производящей основой гидронима могло стать и слово suja, имеющее в некоторых угро-финских языках значение «талый», а также «открытый». В марийском языке эта основа имеет значение «половодье». С точки зрения принципов номинации такая гипотеза вполне жизненна.

В плане дальнейшей разработки этой версии можно проанализировать и то, что для самодийских и прафино-угорских языков характерна словообразовательная модель, обязательно включающая географический термин, определяющий характер объекта. С этой точки зрения название Шуя может быть образовано не просто из «болото» (шуо), а из «болотная река» (шуо-оя). В то же время ученым известны и славянские гидронимы Шуя, другие русские реки и речки с названием Шуя могут быть переведены не как Болотные реки, а как Левые.

Шуя как Борисоглебская слобода

Город на реке Шуе не сразу воспринял ее название. В исторических документах он именуется то Шуей, то Борисоглебской слободой. Параллелизм прослеживается и в таком факте: в грамоте Ивана Грозного дворянам Лазаревым прямо говорится, что имение их находится в Борисоглебском, или Шуйском, стане. Почему Борисоглебская слобода? Дело в том, что такое название носил шуйский посад (Владимирские губернские ведомости, 1846, № 11; Описание города Шуи и его окрестностей. М., 1851, с, 3.). Образовано оно было по церкви в честь Бориса и Глеба (т. е. Борисоглебской). Упоминание в источниках Шуи как Борисоглебской слободы, думается, также не случайно: значение торгово-ремесленного посада было более велико по сравнению с небольшим острогом - собственно городом Шуей.

И в летописях, и в актовых документах топоним Шуя появляется почти одновременно - в первой половине XVI в. В летописях мы находим его под 1539 г.: тогда Шуя пострадала от набега казанского царя Сафа-Гирея. Древнейший документ, упоминающий Шую,- грамота Ивана Грозного: «…пожаловал есми Игнатья Борисовича Голохвастова городком Шуею с правдою и с пятном и с корчмою в кормленье» (Цит. по: Описание города Шуи…, е. 5-6.). Упоминание о Шуе как о городе встречаем и в известной духовной грамоте Ивана Грозного, датируемой июнем - августом 1572 г.: «Да сына же своего Федора благословляю, даю ему город Суздаль… да город Шую с волостми, и с путьми, и с селы, и со всеми пошлинами» (См.Духовные и договорные грамоты…, с. 442.).

Василий Шуйский и Шуя

Сам топоним Шуя также послужил основой для другого имени собственного, иного разряда. Какого? Откроем страницы драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов»; одним из главных действующих персонажей является боярин Василий Шуйский. После долгой борьбы и интриг ему удается взойти на некоторое время на русский престол. Род Шуйских действительно связан с городом Шуей. В начале XV в. с присоединением Суздаля к Москве бывшие суздальские князья получили в удел город Шую с прилегающими землями, и от князя Василия Кирдяны и его сына Юрия пошел род Шуйских. Подобная фамилия возникла отнюдь не случайно; как пишет профессор А. М. Селищев, ранние фамильно-словесные знаки вызваны были феодально-владельческой тенденцией к определению принадлежности того или иного феодала к своему роду; среди этих фамилий было много таких, которые определяли территориально область, принадлежавшую феодалу,- Елецкий, Звенигородский, Мосальский и др. (См. Селищев А. М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ.- В кн.: А. М. Селищев. Избранные труды, М., 1968, с. 97.)

Шуя — город и острог

Город Шуя рос и строился по обычному плану, типу: крепость + посад. Вот только за деревянными укреплениями в центре города закрепилось наименование «острог», ранее не встречавшееся в нашем историко-топонимическом путешествии по «Золотому кольцу» России. В грамотах XVII в., где речь идет о Шуе, читаем: «Город и острог».

Любопытны предания об этом городе, "что он есть один из самых древних городов и был некогда Столицею Белой России, и что само слово Шуя на сарматском языке значит Столица". Древнее поселение на месте Шуи основали, вероятно, угро-финские племена чудь и меря; и название его может происходить от финского слова "суо" – болото, озеро, болотистая местность. Согласно другой версии, наименование восходит к древнеславянскому "ошую", т.е. "слева", "по левую руку" (в данном случае "на левом берегу").

Первое документальное свидетельство о Шуе относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разоренных казанским ханом Сафа-Гиреем. Однако есть основания предполагать, что город существовал уже в середине 14 века в составе Суздальско-Нижегородского княжества.

С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведет свое начало от Василия Кирдяпы – одного из Суздальских князей. Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский – последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606-1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых. Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне окрестность Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне территория пл. Союзной) были осадные дворы, принадлежавшие князю И.И. Шуйскому, князю Д.М. Пожарскому и др.

Внимание царствующих особ к нашему городу не ослабевало на протяжении многих веков. Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил ее в числе других 19 городов в состав опричнины (1565-1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя переходит в наследство его сыну Федору.

В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Петр I . Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне – чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654-1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Петр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург . Горожане, узнав об этом, упали перед царем на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своем месте в Воскресенском храме.

В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета, которая любила охотиться в окрестных лесах.

Побывал в Шуе и еще один наследник престола. В 1837 году, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В.А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II. Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан – богатейших купцов Посылиных и Киселевых.

Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы – в 1654 г. в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании, привозившей товары из Архангельска . В это же время Шуя славилась ярмарками.

В 1781 г. российская императрица Екатерина Великая издает указ об образовании Владимирского наместничества и утверждает герб города Шуи. Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделенный на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард – символ губернского города Владимира ; в нижней части – "на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы". Действительно, мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова 1629 г. Уже в 16 веке определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в 16-17 веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли "шубником".

С давних времен развивался в Шуе текстильный промысел - изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах. С середины 18 века в Шуе появляются ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 г. Однако уже к концу 18 века всемирный рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы - династия Киселевых - были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и ее окрестности. Параллельно Киселевым быстро развивались фабрики купцов братьев Посылиных. Продукция посылинских мануфактур была удостоена большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Санкт-Петербурге в 1829 г. "Этот купеческий дом в Шуе искони богатый, расчетливый и настойчивый в исполнении задуманных предприятий, имеет все средства вещественные и невещественные, чтоб сделать свою прядильную фабрику одним из первых заведений в государстве", – так русский писатель Дмитрий Шелехов в середине 19 века отзывался о тех, кто стоял у истоков шуйской текстильной промышленности.

Шуйское купечество сыграло важную роль в благоустройстве и создании архитектурного облика города. Силуэт Шуи определяли храмы. К 1917 г. в города было 20 церквей. Шедевром русского зодчества 1 половины 19 в. по праву считается комплекс Воскресенского собора с его всемирно известной 106-метровой колокольней – первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. В 1891 г. на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства крупнейшего фабриканта М.А. Павлова. С 1991 г. Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря - шуйской православной обители, известной с 1425 г.

Шуя всегда была связана с российской культурой. Шуйское духовное училище, одно из старейших в России, закончил Иван Владимирович Цветаев, создатель московского Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина, знаменитая "Волхонка", отец выдающейся поэтессы "серебряного века" Марины Цветаевой). Шуя – родина Константина Бальмонта, замечательного лирика, "стихийного гения" русской поэзии, который по праву считается зачинателем русского символизма.

В шуйской земле покоятся все предки поэта, здесь сохраняются в неизменном историко-культурном ландшафте XIX-нач. XX в. дом поэта, здания гимназий, где он учился и другие мемориальные места (парк, территория усадьбы родителей и т.д.).

История шуйской земли находит свое отражение в богатой коллекции Шуйского историко-художественного и мемориального музея.

"Семь чудес" города Шуя

С давних времен принято выделять "семь чудес света", семь античных произведений архитектуры и искусства, не имеющих себе равных по размерам, красоте и неповторимости. Из богатейшей и долгой истории нашей родной Шуи также можно выбрать семь достопримечательностей, семь неповторимых исторических ценностей, отличающих и отмечающих наш город среди других.

Первое "чудо" Шуи

Предание о том, что город Шуя был некогда столицей Белой России и само слово "шуя", как утверждал в 18-м веке историк И.Н. Болтин, в переводе с сарматского означает "столица". Об этом предании сообщает книга "Картина России, изображающая историю и географию, хронологически, генеалогически и статистически. Собрано из верных источников". (Москва, 1807): "Древние наши писатели под именем Белой России разумели Польской и Мерянской, или Суздальской предел с принадлежащими к ним областями... так, что границы сея области простирались на север до Великой Руссии по Волгу, на восток до Югров и вниз по Волге до устья реки Оки с Мордвою, на юг до Оки же с княжеством Рязанским и Болгарами , а потом до реки Воронежа . Престол древнейший во время Сарматских государей в сей части был град Шуя; при Владимире Ростов ; но Юрий II перенес его в Суздаль ; Андрей II во Владимир, Иоанн Калита в Москву".

Второе "чудо" Шуи

Второе "чудо" относится не к самой Шуе, но к Шуйской земле. Это рекорд рождаемости из книги "Дополнения к Деяниям Императора Петра Великого" (т. 18, 1797 г.). "В присланной к переписи ведомости в бывшую Московскую губернскую канцелярию из Шуйского Уездного Суда 1782 г. февраля 27 дня показано, что тогож уезда владения Николаевского монастыря, у крестьянина Федора Васильева, которому от роду 75 лет, было две жены, с коими прижил он детей: с первой - 4 четверни, семеры тройни, да шестнадцатеры двойни, итого 69 человек, с другой женой - двои тройни, и шестеры двойни, итого 18 человек; всего же имел он с обеими женами детей 87 человек, из коих померло 4, налицо живых 83 человека". Этот рекорд официально "признан" мировым - об этом сообщает известная во всем мире "Книга рекордов Гиннеса".

Третье "чудо" Шуи

Колокольня Воскресенского собора. Она была выстроена в 1832 году. "Зданием каменная, о пяти ярусов, ярусы украшены башнями, колоннами и лепными украшениями. Вышина колокольни от основания до оконечности креста 49 саж. 2 арш.". В переводе на современные единицы измерения высота колокольни составляет почти 106 метров. Из всех православных построек Воскресенская звонница уступает по высоте лишь колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (высота ее около 120 м).

Четвертое "чудо" Шуи

Икона Шуйско-Смоленской Божией Матери, находившаяся до 1922 года в Шуйском Воскресенском соборе. Написана она в 1654-1655 гг., во время свирепствующей в Шуе страшной "моровой язвы". Автор иконы - шуйский изограф Герасим Тихонов сын Иконников. (Не в обиду будет сказано палешанам, искусство иконописи пришло в Палех , по всей видимости, из Шуи). Уже на другой день после написания иконы, иконописец увидел образ иконы измененным, он пытался исправить изображение, но на следующий день повторилось тоже самое. Это было первое чудо Шуйской иконы. А всего их было записано 109. Икона была признана чудотворной в 1667 г. особой государственной комиссией, состоящей из 5 архимандритов, 2 игуменов и протоиерея. По преданию, Петр I в 1722 году посещал Шую только для того, чтобы поклониться Шуйской иконе, якобы излечившей его от тяжелой болезни и что царь хотел забрать икону в Москву, да шуйские купцы на коленях отговорили...

Пятое "чудо" Шуи

Пятое "чудо" также имеет непосредственное отношение к Воскресенскому собору. Это большой колокол собора. Он имел вес 1270 пудов (около 21 тонны!). Высота его 5 аршин (аршин=71 см) и диаметр - 4 аршина. Это 10-11-й по весу колокол в России. (Для сравнения: главный колокол главного собора в Риме - собора Св. Петра - весит "всего" 700 пудов).

Шестое "чудо" Шуи

Особенности быта и нравов шуян, многократно отраженные в русском фольклоре. Редко какой город может похвастаться таким количеством поговорок, присказок, прибауток...
Например, широко известные выражения "ваня-тетеря" и "турушинский совок" - чисто шуйского происхождения. "Ваня-тетеря" жил когда-то в нашем городе, а выражение "турушинский совок" происходит от фамилии бывшего хозяина магазина на Торговой площади Шуи - Турушина Ивана Мартьяновича.

А сколько поговорок о Шуе и шуянах:

В Питере бывал, на полу сыпал и тут не упал;
Шуйский плут, хоть кого впряжет в хомут;
Кабы мне крепкого мыльца;
В Суздале да Муроме Богу молиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться;
Беса в солдаты отдавали.
Последняя поговорка - из повести о Савве Грудцыне (написана в 60-е годы XVII в.), в которой рассказывается как шуяне "беса в солдаты отдавали". Кстати, некоторые исследователи считают данную повесть первым опытом создания русского романа!

Седьмое "чудо" Шуи

Вглядываясь в семивековую историю Шуи, нельзя не заметить какого-то особого отношения особ "царских кровей" к нашему городу.