Солнце в упряжке

ВПР 2017 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 2

Проверочная работа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
Вариант 2

Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы
На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку
даётся 45 минут. Часть 2 включает в себя 12 заданий.
Ответы на задания запиши в работе на отведённых для этого строчках.
Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником,
рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими
словарями, другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике
проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для
экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу,
и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!

2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Часть 2
4

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными
гласными.

Дала, изредка, квартал, положить.

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки
глухие. Выпиши это слово.
Рыбак аккуратно положил удочку на песок.

ВПР 2017 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 2

Прочитай текст и выполни задания 6-14. Запиши ответы на
отведённых для этого строчках.
(1)Я летел на вертолёте над сверкающими просторами полуострова
Таймыр. (2)Далеко внизу кустились северные берёзки, торчали крестики
низких лиственниц. (3)Белыми слоновьими следами тянулись замёрзшие озёра
тундры. (4)Скоро мы приземлились, и я, проваливаясь по колено, пошёл по
нетронутому снегу к стойбищу ненцев-оленеводов.
(5)Невысокий олень - мне по пояс: положишь ему на спину руку, зароешь
пальцы в густой мех - и грей, как в рукавице. (6)Отогрел я руки в шерсти
однорогого оленя и решил рог потрогать. (7)Ухватился за шершавый рог рукой.
(8)Олень головой мотнул, а рог у меня в руке и остался! (9)Растерялся я, гляжу
на безрогого Однорогого: какой уж он теперь Однорогий - на белом
треугольнике лба - бугорки вместо рогов!
(10)Я испугался: не шутка - рог выломал. (11)А белолобый спокойно
копытом снег роет, прошлогодний мох-ягель ищет и коcи́т на меня добрым
ореховым глазом. (12)Или ему своего рога не жалко? (13)Глупо так стоять с
оленьим рогом в руке. (14)Стыдно, лучше бы сквозь снег провалиться! (15)Но
тут молодой ненец-оленевод Нойко меня успокоил: «Весной олень старые рога
сбрасывает. Ты ему помог. Олень спасибо говорит».
(По Л. Яхнину)
6

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль
текста.
Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

ВПР 2017 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 2

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь
использовать сочетания слов или предложения.
Ответ.
1.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои
одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ. ______________________________________________________________
____________________________________________________________________

Как ты понимаешь значение слова «летел» из 1-го предложения? Запиши своё
объяснение.
Ответ. Летел - значит

ВПР 2017 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 2

Замени слово «низкие» («низких») из 2-го предложения близким по значению
словом. Запиши это слово.
Ответ. Низкие -

В 10-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ. ______________________________________________________________

Выпиши из 3-го предложения все имена существительные в той форме,
в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число,
падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Ответ. ______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Выпиши из 5-го предложения все формы имён прилагательных с именами
существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть),
падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ. ______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

ВПР 2017 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 2

Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они
употреблены в предложении.
Ответ. ______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить
выражение Век живи - век учись.
Ответ. Выражение Век живи - век учись будет уместно в ситуации, когда

Транскрипт

1 ВПР 217 г. Русский язык. 4 класс. Варианты 2, 11 1 Методика проведения диктанта Текст диктанта читается три раза. I. Целевая установка на аудирование Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим». Обучающиеся слушают. На данном этапе возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов (целесообразно спросить у обучающихся, все ли слова им понятны). II. Целевая установка на письмо под диктовку Текст диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает предложение. Обучающиеся слушают. Обучающиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель диктует предложение для записи, при необходимости разделяя его на небольшие смысловые отрезки. Обучающиеся записывают. Диктуя предложение, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать громко и внятно, четко произнося слова. Учитель может сообщить обучающимся о постановке неизученного пунктуационного знака тире в предложении, а также при диктовке слов с не изучаемыми в начальной школе орфограммами использовать орфографическое проговаривание.! III. Целевая установка на самопроверку По окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая паузы между отдельными предложениями. Обучающиеся проверяют написанное. По завершении диктанта учителю необходимо прочитать вслух предложение, на основе которого выполняется задание 3. Текст диктанта Изящную птицу ласточку называют символом весны. У ласточки чёрная гладкая спинка, белая грудка. Её отличают хвост с глубоким вырезом и красивые узкие крылья. Ласточки редко ходят по земле. Но они очень быстро летают. В воздухе ласточки добывают себе пищу, пьют и даже спят! Гнездо ласточки строят из комочков мокрой земли. Эти маленькие комочки птицы прочно прикрепляют к стене постройки. Между комочками пернатые строители кладут соломинки, части конских волос, тростник, травинки. Ласточки живут на берегах рек, на склонах гор, в деревнях. (8 слов)

2 Код Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 2 Инструкция по выполнению заданий части 1 проверочной работы На выполнение заданий части 1 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть 1 включает в себя 3 задания. Ответы на задания запиши в работе на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий. Желаем успеха!

3 Код 1 Запиши текст под диктовку. Часть 1 Диктант 2

4 Код 2 Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые. Ответ. 3 Выпиши из текста 7-е предложение. Ответ. 1) Подчеркни в нём главные члены. 2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является. 3

5 Код Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 2 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть 2 включает в себя 12 заданий. Ответы на задания запиши в работе на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий. Желаем успеха!

6 Код Часть 2 4 Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Дала, изредка, квартал, положить. 5 В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово. Рыбак аккуратно положил удочку на песок. Ответ. 2

7 Код Прочитай текст и выполни задания Запиши ответы на отведённых для этого строчках. (1)Я летел на вертолёте над сверкающими просторами полуострова Таймыр. (2)Далеко внизу кустились северные берёзки, торчали крестики низких лиственниц. (3)Белыми слоновьими следами тянулись замёрзшие озёра тундры. (4)Скоро мы приземлились, и я, проваливаясь по колено, пошёл по нетронутому снегу к стойбищу ненцев-оленеводов. (5)Невысокий олень мне по пояс: положишь ему на спину руку, зароешь пальцы в густой мех и грей, как в рукавице. (6)Отогрел я руки в шерсти однорогого оленя и решил рог потрогать. (7)Ухватился за шершавый рог рукой. (8)Олень головой мотнул, а рог у меня в руке и остался! (9)Растерялся я, гляжу на безрогого Однорогого: какой уж он теперь Однорогий на белом треугольнике лба бугорки вместо рогов! (1)Я испугался: не шутка рог выломал. (11)А белолобый спокойно копытом снег роет, прошлогодний мох-ягель ищет и коcи т на меня добрым ореховым глазом. (12)Или ему своего рога не жалко? (13)Глупо так стоять с оленьим рогом в руке. (14)Стыдно, лучше бы сквозь снег провалиться! (15)Но тут молодой ненец-оленевод Нойко меня успокоил: «Весной олень старые рога сбрасывает. Ты ему помог. Олень спасибо говорит». (По Л. Яхнину) 6 Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Ответ. 3

8 Код 7 Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения. Ответ Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос. Ответ. 9 Как ты понимаешь значение слова «летел» из 1-го предложения? Запиши своё объяснение. Ответ. Летел значит 4

9 Код 1 Замени слово «низкие» («низких») из 2-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово. Ответ. Низкие 11 В 1-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме: Выпиши это слово, обозначь его части. Ответ. 12 Выпиши из 3-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор). Ответ. 13 Выпиши из 5-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор). Ответ. 5

10 Код 14 Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Ответ. 15 Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Век живи век учись. Ответ. Выражение Век живи век учись будет уместно в ситуации, когда 6

11 1! 1 Система оценивания проверочной работы по русскому языку Часть 1 При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются. Запиши текст под диктовку. Изящную птицу ласточку называют символом весны. У ласточки чёрная гладкая спинка, белая грудка. Её отличают хвост с глубоким вырезом и красивые узкие крылья. Ласточки редко ходят по земле. Но они очень быстро летают. В воздухе ласточки добывают себе пищу, пьют и даже спят! Гнездо ласточки строят из комочков мокрой земли. Эти маленькие комочки птицы прочно прикрепляют к стене постройки. Между комочками пернатые строители кладут соломинки, части конских волос, тростник, травинки. Ласточки живут на берегах рек, на склонах гор, в деревнях. (8 слов) Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов. Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка. Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл К1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). Возможно наличие одного-двух исправлений неверного написания на 4 верное в словах с орфограммами Допущено не более двух орфографических ошибок (в их числе возможна одна однотипная ошибка). Возможно наличие трёх 3 исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора написания заключены в грамматических (в роще, в поле; колют, борются) и фонетических (шило, жизнь; чаща, чайник) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму (вода воды; рот ротик; головка голова; устный уста). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная Допущено три-четыре ошибки 2 Допущено пять ошибок 1 Допущено более пяти ошибок К2 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет 3 Допущена одна ошибка 2 Допущено две ошибки 1 Допущено более двух ошибок Максимальный балл 7

12 2 2 Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые. В воздухе ласточки добывают себе пищу, пьют и даже спят! Ошибки, допущенные учеником в диктанте и воспроизведённые при переписывании предложения, не учитываются при оценивании выполнения данного задания Верно найдено предложение, при переписывании не допущены ошибки, 3 правильно обозначены однородные сказуемые Верно найдено предложение, при переписывании допущена одна 2 орфографическая или одна пунктуационная ошибка, правильно обозначены однородные сказуемые Верно найдено предложение, при переписывании допущены одна-две орфографические и одна пунктуационная ошибки, или две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных, или две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических, правильно обозначены однородные сказуемые Предложение найдено неверно. ИЛИ Верно найдено предложение, при переписывании не допущены ошибки, неправильно обозначены однородные сказуемые. ИЛИ Верно найдено предложение, при переписывании допущено более двух орфографических и одной пунктуационной ошибок, правильно обозначены однородные сказуемые Максимальный балл 3 1

13 3 3 Выпиши из текста 7-е предложение. 1) Подчеркни в нём главные члены. Гнездо ласточки строят из комочков мокрой земли. Верно обозначены главные члены предложения 1 Верно обозначен только один главный член предложения. ИЛИ Наряду с верным обозначением подлежащего и/или сказуемого теми же графическими знаками (соответственно одной или двумя чертами) подчёркнуты второстепенные члены (второстепенный член) предложения. ИЛИ Все главные члены предложения обозначены неверно / не обозначены Максимальный балл 1 2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является. сущ. сущ. глаг. предлог сущ. прил. сущ. Гнездо ласточки строят из комочков мокрой земли. Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке Верно определены все части речи в предложении 3 Допущена одна ошибка 2 Допущено две ошибки 1 Допущено более двух ошибок Максимальный балл 3

14 1 Часть 2! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются. 4 Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Дала, изредка, квартал, положить. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Дала, и зредка, кварта л, положи ть Верно поставлено ударение во всех словах 2 Верно поставлено ударение только в трёх словах 1 Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено Максимальный балл 2 5 В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово. Рыбак аккуратно положил удочку на песок. В правильном ответе должно быть выписано слово песок Выписано правильное слово 1 Выписано несколько слов, в числе которых правильное. ИЛИ Выписано неправильное слово. ИЛИ Слово не выписано Максимальный балл 1

15 2 Прочитай текст и выполни задания Запиши ответы на отведённых для этого строчках. (1)Я летел на вертолёте над сверкающими просторами полуострова Таймыр. (2)Далеко внизу кустились северные берёзки, торчали крестики низких лиственниц. (3)Белыми слоновьими следами тянулись замёрзшие озёра тундры. (4)Скоро мы приземлились, и я, проваливаясь по колено, пошёл по нетронутому снегу к стойбищу ненцев-оленеводов. (5)Невысокий олень мне по пояс: положишь ему на спину руку, зароешь пальцы в густой мех и грей, как в рукавице. (6)Отогрел я руки в шерсти однорогого оленя и решил рог потрогать. (7)Ухватился за шершавый рог рукой. (8)Олень головой мотнул, а рог у меня в руке и остался! (9)Растерялся я, гляжу на безрогого Однорогого: какой уж он теперь Однорогий на белом треугольнике лба бугорки вместо рогов! (1)Я испугался: не шутка рог выломал. (11)А белолобый спокойно копытом снег роет, прошлогодний мох-ягель ищет и коcи т на меня добрым ореховым глазом. (12)Или ему своего рога не жалко? (13)Глупо так стоять с оленьим рогом в руке. (14)Стыдно, лучше бы сквозь снег провалиться! (15)Но тут молодой ненец-оленевод Нойко меня успокоил: «Весной олень старые рога сбрасывает. Ты ему помог. Олень спасибо говорит». (По Л. Яхнину) 6 Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Основная мысль текста: Весной олень старые рога сбрасывает. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно 2 (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение 1 построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено один-два недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущен один недочёт Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено два и более недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия недочётов в построении предложения и словоупотреблении Максимальный балл 2

16 3 7 Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Примерный план. 1. Путешествие в тундру. 2. Олень потерял рог. 3. Объяснение оленевода Нойко. В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста. План можно записывать с использованием предложений или словосочетаний В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх 3 пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта. ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт. ИЛИ План не составлен Максимальный балл 3 2 1

17 4 8 Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Могут быть заданы следующие вопросы по содержанию текста. Где находилось стойбище оленеводов? Какой мех у оленя? Как из однорогого олень стал безрогим? Чьи слова успокоили рассказчика? Могут быть заданы другие вопросы, относящиеся к содержанию текста Вопрос относится к содержанию текста, предложение записано без орфографических и пунктуационных ошибок Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок Ответ на задание дан не в форме вопроса. ИЛИ Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок либо три и более орфографические ошибки независимо от наличия/отсутствия пунктуационных ошибок. ИЛИ Вопрос не относится к содержанию текста независимо от наличия/ отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок. ИЛИ Ответ отсутствует Максимальный балл Как ты понимаешь значение слова «летел» из 1-го предложения? Запиши своё объяснение. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение. Летел значит передвигался по воздуху. Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова Верно объяснено значение слова 1 Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано Максимальный балл 1

18 5 1 Замени слово «низкие» («низких») из 2-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: низкие невысокие, приземистые. Могут быть подобраны другие синонимы Верно подобран синоним к данному слову 1 Не подобран синоним к данному слову Максимальный балл 1 11 В 1-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме: Выпиши это слово, обозначь его части. В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части: шутка Выписано правильное слово, верно обозначены части слова 2 Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущена одна 1 ошибка Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущены две или более ошибки. ИЛИ Выписано неправильное слово / слово не выписано Максимальный балл 2

19 6 12 Выпиши из 3-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор). Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) формы имён существительных: следами, озёра, тундры; 2) морфологические признаки одной из форм, например: следами м. р., 2-е скл., мн. ч., тв. п.; озёра ср. р., 2-е скл., мн. ч., им. п.; тундры ж. р., 1-е скл., ед. ч., род. п. Формы имён существительных Правильно выписаны все формы 1 Правильно выписаны только одна-две формы. ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны Морфологические признаки одной из форм Правильно указаны четыре признака 2 Правильно указаны только два-три признака 1 Правильно указан только один любой признак. ИЛИ Все признаки указаны неправильно / не указаны Максимальный балл 3 13 Выпиши из 5-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор). Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) формы имён прилагательных: невысокий (олень), (в) густой (мех); 2) морфологические признаки одной из форм, например: невысокий (олень) ед. ч., м. р., им. п.; (в) густой (мех) ед. ч., м. р., вин. п. Формы имён прилагательных Правильно выписаны все формы 1 Правильно выписана только одна форма (из двух) или две формы (из трёх). ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны Морфологические признаки одной из форм Правильно указаны все признаки (из двух-трёх в зависимости от содержания 2 конкретного задания) Правильно указан только один любой признак (из двух) или два любых признака 1 (из трёх). ИЛИ Правильно указаны два признака (из двух) наряду с ошибочным указанием рода во множественном числе Все признаки указаны неправильно / не указаны Максимальный балл 3

20 7 14 Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) В правильном ответе должны быть выписаны следующие формы глаголов: роет, ищет, коси т Правильно выписаны все формы 1 Правильно выписаны только одна-две формы. ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны Максимальный балл 1 15 Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Век живи век учись. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Вариант ответа Выражение Век живи век учись будет уместно в ситуации, когда мой старший брат помогает дедушке освоить компьютер. Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения Толкование ситуации в заданном контексте Выражение правильно истолковано в контексте представленной ситуации, 2 представленная ситуация корректна с этической точки зрения Выражение правильно истолковано в контексте представленной ситуации, выбор 1 представленной ситуации неудачен с этической точки зрения Выражение неправильно истолковано в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения. ИЛИ Выражение правильно истолковано в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения. ИЛИ Выражение неправильно истолковано в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения Правописная грамотность Предложение(-я) записано(-ы) без орфографических и пунктуационных ошибок 1 При записи предложения(-й) допущены орфографические и/или пунктуационные ошибки Максимальный балл 3 Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5» Первичные баллы


Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 2 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

ВПР 015 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 4 Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 4 Инструкция по выполнению заданий части 1 проверочной работы На выполнение заданий части 1 проверочной

ВПР 216 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 37, 38 Методика проведения диктанта Текст диктанта читается три раза. I. Целевая установка на аудирование Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта

ВПР 7 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 7 Часть! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются. 4 Произнеси

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Образец Вариант 1 Пояснение к образцу проверочной работы На выполнение работы по русскому языку даётся 9 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя

ВПР Русский язык. 4 класс. Образец Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Образец Вариант 1 Пояснение к образцу проверочной работы На выполнение работы по русскому языку даётся 9 минут. Работа состоит

ВПР 7 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 6 Часть! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются. 4 Произнеси

ВПР 7 г. Русский язык. 4 класс. Вариант Часть! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются. 4 Произнеси

O Математика 17 мая 2016 года o Окружающий мир 19 мая 2016 года 1.1. Учебные занятия в день написания ВПР проводятся в обычном режиме работы школы: с 08.00. ВПР проводятся на 3 уроке. 1.2. Оценки за ВПР

Инструкции для образовательной организации по проведению всероссийских проверочных работ в мае 2016 года 1. Общие положения Модель 1 1.1. Расписание всероссийских проверочных работ (ВПР), включая время

Система оценивания проверочной работы по русскому языку 4 класс Вариант 4 Часть! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе

ВПР 6 г. Русский язык. 4 класс. Вариант Система оценивания проверочной работы по русскому языку Часть! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые

Инструкция для образовательной организации по проведению всероссийских проверочных работ в апреле 2017 года 4 класс 1. Общие положения 1.1. Расписание всероссийских проверочных работ (ВПР), включая время

Инструкции для образовательной организации по проведению всероссийских проверочных работ в декабре 2015 года 1. Общие положения Модель 1 1.1. Расписание всероссийских проверочных работ (ВПР), включая время

ВПР 26 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 25 Система оценивания проверочной работы по русскому языку Часть 2! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 3 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Русский язык. 4 класс. 1 Система оценивания проверочной работы по русскому языку 4 класс Варианты 121, 122, 123, 124 Часть 2 При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 8 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования» Всероссийские проверочные работы - новая процедура оценки

ВПР 6 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 37 Система оценивания проверочной работы по русскому языку Часть! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 7 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 43 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Уважаемые родители! Ниже приведены образцы проверочных работ по математике и русскому языку, скаченные с официального информационного портала Всероссийских проверочных работ (http://vpr-info.statgrad.org/)

ВПР 216 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 31 Код Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 31 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 31 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 17 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 40 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

ВПР 6 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 39 Система оценивания проверочной работы по русскому языку Часть! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 41 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Особенности Всероссийской проверочной работы по русскому языку и системы её оценивания Богданова Надежда Геннадьевна, преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кировской области

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 33 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 21 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 14 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 29 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Инструкции по проведению всероссийских проверочных работ в мае 2016 года 1. Общие положения Модель 2 1.1. Расписание всероссийских проверочных работ (ВПР), включая время публикации всех видов материалов,

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 12 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 38 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 37 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

С. Г. Батырева Русский язык 10 ВАРИАНТОВ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ 4 класс АСТ Москва УДК 373:811.161.1 ББК 74.268.1Рус Б 28 Б 28 Батырева, Светлана Георгиевна. Русский

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 39 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 13 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки представляют собой нарушение

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку Контроль результатов обучения осуществляется по трём направлениям: - учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова,

ВПР Русский язык. 4 класс. Вариант 1 Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 1 Инструкция по выполнению части 2 проверочной работы На выполнение части 2 проверочной работы по русскому языку

Спецификация годового контрольного диктанта по русскому языку в 6 классе. 1. Назначение промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится с целью определения уровня освоения обучающимися 6 класса

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 9 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 15 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС Образец Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 5 заданий. Ответы на задания запишите

Критерии оценки орфографической грамотности В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки представляют собой нарушение

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС Вариант 2 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 5 заданий. Ответы на задания запишите

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС Вариант 1 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 5 заданий. Ответы на задания запишите

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку «Нормы оценки» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку Оценка устных ответов учащихся

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 11 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. П. АСТАФЬЕВА Кафедра современного

Система оценивания диагностической работы Критерии оценивания заданий части Какой предмет изображён на фотографии? Как люди обычно используют этот предмет? К К2 Критерии и указания к оцениванию Определение

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 10 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 16 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

ВПР Русский язык. 2 класс. Вариант 2 Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС Вариант 2 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя

СПЕЦИФИКАЦИЯ итоговой контрольной работы для обучающихся 3 класса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Назначение работы Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации учеников 3 класса. С помощью

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку «Нормы оценки» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

Единый подход в работе предметных комиссий образовательных организаций к критериям оценивания ВПР Бершанская Ольга Николаевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кировской

Леонид ЯХНИН

Я летел на вертолёте над сверкающими просторами полуострова Таймыр. Далеко внизу кустились карликовые, северные берёзки, торчали крестики низких лиственниц. С высоты полёта они мерещились мне травой, сухой и обмороженной. Белыми слоновьими следами тянулись замерзшие озёра. Тянулись цепи круглоголовых холмов, и бледное тундровое солнце катилось по их снежным хребтам. Скоро, скоро мы снизимся и я, проваливаясь по колено, пройду по нетронутому снегу к стойбищу ненцев-оленеводов.

Однорогий

Олень невысокий – мне по пояс. Положишь ему на спину руку, зароешь пальцы в густой мех – и грей, как в рукавице. Отогрел я руки в шерсти однорогого оленя и решил рог потрогать. Рог поднимается над белым треугольником оленьего лба. Высокий. Чуть не в рост самого оленя. Ухватился я за шершавый рог рукой. Олень головой мотнул. Рог у меня в руке и остался! Тяжёлый, ветвистый, словно ветка дуба без листьев. А корень розовый, живой. Растерялся я. Гляжу на безрогого Однорогого. Какой уж он теперь Однорогий! На белом треугольнике лба – бугорки вместо рогов.

Что теперь делать? Не шутка – рог выломал. А белолобый спокойно копытом снег роет – копытит, прошлогодний мох-ягель ищет. И косит на меня добрым ореховым глазом. Или ему своего рога не жалко? Глупо так стоять с оленьим рогом в руке. Стыдно. Лучше бы сквозь снег провалиться!

– Совсем не надо пугаться, – успокоил меня молодой ненец Нойко. – Весна. Олень старые рога сбрасывает. Ты ему помог. Олень спасибо говорит.

Художник Нойко

Колоколом стоит на молодом Нойко его оленья куртка – сокуй. А сам он в расшитой бисером и цветными лоскутами одежде на сверкающем снегу похож на праздничную ёлку. Только на самой вершинке этой невысокой ёлки весело посверкивают из песцового капюшона-окошка узкие щёлки глаз. И чёрная чёлка над ними.

– Эх, нарисовать бы тебя, Нойко! Такой ты красивый! Только вот руки на морозе не слушаются.

Улыбнулся Нойко. Поднял длинную, гибкую палку – хорей, которым погоняют оленью упряжку. И стал водить тонким концом хорея по нехоженому снегу. Медленно. Старательно. И тут я увидел, как на снегу появляется линия за линией лёгкий голубоватый рисунок. Бегущий олень. Рядом другой. Длинные полозья низких санок. А вот и он сам, оленевод и художник, молодой ненец Нойко. Похож. И бисерный узор на оленьем подоле сокуя точно нарисован. И смеющиеся щёлочки глаз.

– Не совсем хорошо рисую, – скромничает Нойко, – учиться поеду. Совсем хорошо стану рисовать.

Весёлый огуречный запах

Сидели мы в балке и чай пили. Тепло в ненецком зимнем доме – в балке. Железная печка пышет раскалёнными боками. Круглое её огненное отверстие величиной с багровый круг тундровского солнца. Только солнце далёкое, холодное, а печка так и кипит огнём. Оленьи шкуры, набитые на стены изнутри и снаружи, греют не хуже печки. И хоть невелик балок – коробок на полозьях, а всем места хватает. Здесь и бабушка Ватане. И дедушка Илко. И старшая дочь Еване. И сыновья Сатако, Папако, Сэрако. И конечно же, малышка Венера. Сидит на меховых парках и сокуях, сложенных горкой в углу. Молчит. Серьёзный разговор идёт. Взрослый. Про Москву.

И вдруг дедушка Илко говорит:

– Что это мы гостей пустым чаем поим? Надо им хорошей еды дать.

Встал он, распахнул дверь балка и вышел. Только клуб голубого пара остался. Да и тот быстро растаял. Не было дедушки Илко долго. Но вот снова распахнулась дверь, и вместе с голубым клубом морозного пара появился он с обледенелым кожаным мешком. Дёрнул он за хрустящие, льдом схваченные тесёмки, раскрыл мешок, а оттуда потёк свежий огуречный запах. Что за чудеса? Свежие огурцы приносят с сорокаградусного мороза!

А дедушка Илко стал вытаскивать эти огурцы один за другим и на стол класть. Оказались они с хвостами да с плавниками. И вдобавок с рыбьими головами. Ну и огурцы!

– Корюшка это! Енисейская рыбка-корюшка. Она всегда свежими огурцами пахнет, – засмеялся дедушка Илко.

Вслед за ним и бабушка Ватане мелко захихикала. И братья Сатако, Папако, Сэрако загрохотали. И старшая дочь Еване застенчиво улыбнулась, округляя яблоки щёк. И даже малышка Венера залилась звонким безудержным смехом.

Весёлая рыба-корюшка. Всех насмешила. И хорошо, что пахнет огурцом. Лето напоминает. Приятно вспоминать о лете в тёплом ненецком доме – балке посреди заснеженной таймырской тундры.

Весенняя птица-кулик

Мужчины уехали к оленьему стаду, женщины дома остались. Здесь тоже много работы. Шьют оленьи чулки – бокари, оленьи шубы – парки – бисером украшают. Обед готовят из оленины. Чай кипятят.

Выбежала из балка старшая дочь Еване. В парке она похожа на лёгкую, но неуклюжую птицу, скользящую по насту. Машет растопыренными оленьими рукавами. Вот-вот взлетит. Но нет, всё же тяжела для воздушного полёта. А бабушка Ватане в своём белом капюшоне уж совсем напоминает полярную сову. Только глаза у неё не круглые ночные, а щёлочками – от яркого слепящего снега. Дневная добрая сова.

Розовое солнце плавает в морозном тумане. Искрится плотный, уверенный в себе снег. Спокойно стоят олени у саней, крытых задубелыми оленьими шкурами. Над балком поднимается тонкий, словно палка-хорей, дымок. Безветренно, и дымок-хорей не гнётся, ровно стоит в воздухе. На такой дымок, кажется, и птица-кулик сядет – не упадёт. Только где она? Не скоро ещё прилетит. Когда снега сойдут, тундровые кочки зазеленеют… Но что это?

– Чу-кил-лик! Чу-кил-лик!

Огляделся я и вижу – бегает вокруг балка малышка Венера. Поёт куличью песню, подпрыгивает птичкой. Вот она-то лёгкая. Сейчас улетит. Взмахнёт, как крыльями, оленьими пушистыми варежками. И взовьётся над стойбищем. Совсем немалая птица получилась бы из малышки Венеры.

– Стой, малышка Венера! Не улети!

– Чу-ки-лик! Чу-кил-лик!

Малышка Венера уже большая – вторую весну встречает. Знает, как поёт остроносый кулик, весенняя тундровая птица:

– Чу-кил-лик!

Встречает весну, прощается с зимой.

Солнце в упряжке

Уезжая с Таймыра, купил я олений коврик. Сшит он, подобран из лоскуов меха. По тёмной оленьей реке плывёт белая лодка-каяк. Нос острый, корма загогулиной. Сидит в ней в белой малице гребец. Загребает длинным белым веслом. И поднимаются на том берегу сопки, холмы. Переливается мелким ворсом тундра. И небо подсвечено восходящим белым солнцем. Слепящий круг на низком в серых оленьих тучах небе. Будто бежит на меня белолобый олень. И лучи оленьими рогами стоят над белым полукружием солнца. Запрягли солнце в небесную упряжку, и послушно бежит оно по небу, делает неторопливо широкий дневной круг.

Замечательный коврик. Делал его художник. Уж не мой ли знакомый молодой ненец Нойко? Знает он тундру. Помнит её короткое лето. Сам, верно, не раз ходил на каяке за нельмой-рыбой по Енисею. А зимой в свободное время старательно подбирал, сшивал оленьи лоскуты.

Мне этот летний коврик почему-то напоминает заснеженное стойбище, бледное несмелое солнце, шелест полозьев по снегу – шшу-шшу, – будто скользит по тяжёлой волне каяк-лодка.

Непременно поеду поглядеть летнюю тундру.

Рис. Е. ПОДКОЛЗИНА

В Москве капал первый холодный дождик, а нам пришлось натягивать на себя шубы, ушанки и все, какие были в наличии, свитеры и кофты Из несколько запоздавшей московской весны мы отправлялись в самую настоящую зиму. Начиналась неделя «Писатели России- детям Крайнего Севера Нас. писателей Анну Масс, Леонида Яхнина и меня, представителя журнала Пионер ждали ребята Таймыра.

Где мы только не побывали за эти дни" В школах Норильска и Дудинки, на оленеводческих стойбищах и в поселке газовиков Ту хард.. Читали стихи, рассказы, отвечали на многочисленные вопросы Но, конечно, мы приехали на Таймыр не только себя показать. Нам хотелось побольше узнать о том. как и чем живут в этом суровом краю дети и взрослые. Поэтому не только отвечали на вопросы но и сами задавали их. А еще - внимательно наблюдали и записывали свои впечатления в блокноты. То, что увидел и услышал на далеком холодном Таймыре Леонид Яхнин. вы можете прочесть в этом номере нашего журнала.

Николаи ЛЛММ

Леонид ЯХНИН

Сю/ще в

ЛИСТКИ ИЗ ДНЕВНИКА

Трава на снегу

Туманное солнце катилось по снежным холмам. Я глядел на него из круглого окошка вертолета, пока не загудели лопасти, не подняли морозную пыль. Вертолет затрясся и покачнулся. В мгновение ока заснеженная земля в окошке провалилась куда-то глубоко вниз. И среди снега там, внизу, откуда мы только что взлетели, вдруг появились пучки травы, сухие былинки. После уж я догадался, что это кустились карликовые северные березки и одиноко торчали крестики низких лиственниц. С высоты полета они померещились мне травой, сухой и обмороженной. Белыми слоновьими следами тянулись замерзшие озера. Все новые и новые цепи снежных холмов выворачивались из-за горизонта. А бледное тундровое солнце катилось и катилось по их снежным хребтам, по сверкающим просторам полуострова Таймыр.

Рисующий глаз

Отправляясь в тундру, в стойбище ненцев-оле-неводов, взял я с собой блокнот и горсть рисовальных карандашей. Блокнот удобный, с откидной картонной крышкой. А карандаши отточены. И среди них даже белый - специально для рисования снега.

Летел с нами в вертолете журнальный фотокорреспондент- фотокор Федор. Важный. С черным

фотоаппаратом на животе и с большой волчьей рукавицей в руке. Он ею аппарат будет держать на морозе. В такую большую рукавицу, я думаю, и целиком можно влезть. Отличная рукавица. Но мне такая для рисования не годится. Я должен карандаш пальцами чувствовать. Так я думал сначала, пока сидел в вертолете. Как только вышли мы из теплого его нутра, меня мороз прихватил и пальцы одеревенил. Не слушаются. Даже снег белым карандашом не могу наштриховать. Спрятал я альбом за пазуху, а руки в карманы и решил рисовать глазами. Посмотрел - запомнил. Каждый взгляд - кадрик памяти

Икча и Хакля

Первое, что глаз мой нарисовал, были Икча и Хакля. То есть поначалу не было ни Икчи ни Хакли, а был лишь цветной вихрь на снегу. Постепенно из этого вихря образовались пятна - рыжее и черно-белое. И потом уж у этих пятен появились широкие лапы, v3KHe морды и лисьи хвосты. И уж только после этого разглядел я двух радостных псов - черноухого и белошеего. А позже узнал, что по-ненецки черноухий - Хакля, а белошеий - Икча.

Икча и Хакля - оленегонные собаки. Гонят стадо оленей по тундре, не дают им разбегаться. К человеку оленегонная собака ласковая, а с оленями строга.