Сообщение на тему догматическое обучение. Виды и стили обучения. Догматическое обучение – (средневековье)

Исторически первым известным видом систематического обучения называют обучение методом постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины. Он широко применялся древ­негреческим философом Сократом (469 - 399 до н.э.) и его уче­никами и получил название метода сократической беседы - диалога.

Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил учеников. Беседы его были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика.

Беседа-диалог состояла из двух частей. На начальном этапе обучения системой вопросов Сократ побуждал учеников находить истину. Главное состояло в том, чтобы ученик осознал и увидел проблему там, где ранее для него все было понятно. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в ко­торое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам под­линной истины. Вторая часть беседы получила название «майевтики». Буквально «майевтика» означает повивальное ис­кусство. Ученик подводится посредством искусно поставленных вопросов к признанию тех положений, которые являются истин­ными. При этом собеседнику - ученику - казалось, что он само­стоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на них. Это достигалось тем, что в поисках истины уче­ник и наставник должны находиться в равном положении, руко­водствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Одним из достоинств Сократа как учителя было то, что он оттал­кивался от осознания учеником своего незнания, тем самым будоражил, побуждал к самостоятельной мыслительной деятель­ности ум и душу.

Догматическое обучение

Догматическое обучение является первым видом коллективной организации познавательной деятельности обучающихся. Оно возникло и широко распространилось в средние века. Характер и формы обучения и воспитания определялись в этот период господствующим значением христианской религии и церкви в культурной жизни общества. Преподавание в школах велось на латинском языке, так как основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний. Этот вид обучения вошел в историю педагогики как догматический, поскольку организация и осуществление его предполагали принятие учеником на веру сообщаемых учителем непреложных истин (догм) словесных формулировок, положений, понятий, теорий. Ученик, читая вопросы и ответы на латинском языке, должен был заучивать их наизусть. Беседа, широко применяемая в средневековой школе, в процессе которой заучивались вопросы и готовые на них ответы, получила название катехизической.

Главными видами деятельности учителя были комментирование текстов религиозных писаний, а учащихся - слу­шание, механическое заучивание. Основная позиция, которую за­нимал ученик в условиях догматического обучения, - позиция объекта педагогических замыслов учителя.

Педагогическая оценка догматического обучения. Внаучной ли­тературе этот вид обучения оценивается по трем основным пара­метрам: качеству знаний учащихся; влиянию его на развитие школьников; отношению учеников кобучению. Догматический вид обучения получил положительную оценку в научной литературе лишь в аспекте развития у учащихся формально-логического мышления; остальные параметры не получили положительной оценки. Результатом догматического обучения были знания, которые в старой дидактике получили название вербальных или словесных знаний, а в наше время их называют формальными знаниями. Догматический вид обучения просуществовал в течение многих веков и был господствующим во многих школах Европы, том числе в русских школах для дворянских детей.

Объяснительно-иллюстративное обучение

На смену догматическому обучению пришел новый более совершенный тип обучения - объяснительно-иллюстративный. Элементы его зародились под влиянием требований производства внедрах догматического обучения, с которыми он сосуществовал на протяжении многих десятилетий, отвоевывая постепенно одну позицию за другой. Впервые научно-теоретическое обоснование нового вида обучения было дано Я.А. Коменским (1598-1670), который по праву считается основоположником этого нового вида обучения. Методологической основой объяснительно-иллюстративного обучения является теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). В процессе исторического развития теории и практики обучения углублялись и расширялись его теоретико-методологические основы, совершенствовалась структура этого вида обучения, методы и формы его организации. В своих основных чертах объяснительно-иллюстративный вид обучения сложился в начале XX в.

Этот вид обучения характеризуется, прежде всего, стремлением преодолеть догматизм путем объяснения учителем, чтобы дети вначале поняли новый материал, а потом уже заучивали его. Поэтому этот вид обу­чения получил в научной литературе название «объяснительный». В ходе обучения учитель дает не только готовые научные истины, но и их объяснение, комментарии, дока­зательства. Чтобы дети лучше понимали излагаемое, широко при­влекается наглядность. Таким образом, на первом этапе протекания объяснительно-иллюстративного обучения появляются такие новые элементы, как объяснение и наглядность, что было большим шагом вперед в развитии обучения.

Обозначенные прогрессивные изменения в первом звене объяснительно-иллюстративного обучения вызвали большие изменения и во втором его структурном элементе, связанном с деятельностью ученика по усвоению знания.

Деятельность ученика уже не сводится по сравнению с догматическим видом обуче­ния к механическому заучиванию: школьники должны сначала хорошо понять, осмыслить изложенный материал, а потом его уже запомнить. Итак, понимание учащимися излагаемого материала - следующая характерная отличительная черта объяснительно-иллю­стративного обучения. Прогрессивные изменения произошли и в третьем структурном звене объяснительно-иллюстративного обуче­ния - в воспроизведении знаний: наряду с дословным воспроизве­дением, которое было характерно для догматического обучения, теперь широко применялось воспроизведение знаний своими словами (это третья отличительная черта объяснительно-иллюстративного обучения). Появилось и четвертое звено в структуре учебного процесса - применение знаний. Сэтой целью широко использовались различные виды самостоятельных работ учащихся: задачи, упраж­нения, изложения и т. д.

Педагогическая оценка объяснительно-иллюстративного обучения. Достоинством этого вида обучения является то, что он обеспечива­ет быстрое и прочное усвоение информации и овладение способа­ми практических действий; систематичность; экономичность с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, умении и навыков.

Недостатки объяснительно-иллюстративного обучения. К ним относятся прежде всего ориентация этого вида обучения в основном только на репродуктивное усвоение учащимися знаний, умении и навыков; учебный процесс требует от учащихся главным образом воспроизводящего типа мышления; творческое мышление функционирует крайне недостаточно. В этих условиях слабо реализуется развивающая функция обучения. В конечном итоге этот вид обучения готовит хороших исполнителей, но не творческих работников (многие ученые называют этот вид обучения объяснительно-репродуктивным).

Программированное обучение

Под программированным обучением понимается обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом. Этот вид обучения воз­ник в начале 60-х годов на основе новых дидактических, психоло­гических и кибернетических идей. У истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси; в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н.Ф. Талызина, П.Я. Матюшкин, В. И. Чепелев и др. Характерными чертами программированного обучения явились уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения. Ориентация построения учебного процесса на четкие цели привлекла к программированному обучению внимание педагогов всего мира.

Теоретико-методологические основы программированного обучения. Методологическую основу исследования проблем программированного обучения составляют бихевиористическая теория учения (в зарубежной дидактике), деятельностная теория научения и основные идеи кибернетики (отечественная дидактика). Рассмотрим сущность обозначенных подходов.

В целом сущность программированного обучения состоит в сле­дующем: учебный материал разделяется на небольшие логически завершенные дозы (части), легко усваиваемые учащимися (эти дозы (части) получили название «шаги», «порции», «фрагменты ин­формации»); учебный процесс состоит из последовательных тесно взаимосвязанных между собой шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.); при правиль­ном выполнении контрольных заданий (выборе правильного ответа) ученик получает новую порцию информации; при непра­вильном ответе ученик получает разъяснение и указание вновь выбрать правильный ответ; каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в оптимальном для него темпе; результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известны как самому ученику, так и учителю. Это создает для ученика возможность самоконтроля (внутренняя обратная связь), а для учителя возможность получе­ния информации о ходе познавательной деятельности каждого учащегося (внешняя обратная связь); педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) в случае затруднений учащихся при работе над «шагом», «дозой» информации, осуществляет индивидуальный подход; в учебном процессе широко применяются специфические средства: програм­мированные учебники, программированные учебные пособия, обучающие машины.

Педагогическая оценка программированного обучения. Достоинством этого вида обучения является получение субъектами образовательного процесса (учителем и каждым учеником) полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной информации. Это обеспечивается установлением проч­ной внешней и внутренней обратной связи, лежащей в основе функционирования системы «учитель-ученик» как целостной си­стемы, в которой обучающие усилия учителя (компьютера) со­впадают с собственными усилиями школьника. Поэтому обеспечивается высокий результат. Еще одно преимущество со­стоит в том, что в этой системе ученик занимает позицию не толь­ко объекта, но и позицию субъекта собственной учебной деятельности

Недостатки программированного обучения состоят в том, что оно слабо стимулирует развитие творческого мышления школьников, имеет ограничения в применении, так как не каждый материал поддается пошаговой обработке.

Сформированный в. Средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста

Для догматического обучения характерны следующие особенности: преподаватель сообщает студентам определенную совокупность знаний в готовом виде без пояснения; студенты усваивают знания без осознания и понимания и м почти дословно воспроизводят заученное, от студентов не требуют применения знаний на практике. Этот тип обучения способствует определенной степени развития механической памяти, но не создает условий для развития интелек туально потенциала личности, не обеспечивает подготовку человека к практической деятельности на основе полученных знаь.

объяснительно-иллюстративного обучения

Основная цель такого вида обучения - передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Педагог стремится изложить учебный материал с применением н наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задачнь.

Объяснительно-иллюстративный вид обучения обусловлен высоким уровнем общественно-производственных отношений, ему присущи следующие особенности: преподаватель сообщает студентам определенный объем знаний, объясняет сущность явлений щ, процессов, законов, правил и др. с использованием иллюстративного материала; студенты должны сознательно усвоить предлагаемую долю знаний и воспроизвести ее на уровне глубокого понимания, применить знания н а практике в различных видах.

Объяснительно-иллюстративный вид обучения на протяжении двух последних веков господствовал на всех уровнях учебной деятельности. Он в определенной степени способствовал рациональному подходу к овладению значительным объемом устоявшихся их знаний, развития логического мышления и оперативной памяти. Однако в целом этот вид обучения стоял на пути привлечения студентов в активную самостоятельную познавательную деятельность и развития интеллектуальных м ожливостей личности, овладение методами самостоятельного познанияня

Проблемное обучение

В основе проблемного обучения - идея, известного психолога. С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через решения познавательных проблем, содержащих противоречия. Поэтому суть проблемного обучения - в постановке (педагогом) и решении (студентом) проблемного вопроса, задачи и ситуацииції.

Для проблемного обучения характерно то, что знания и способы деятельности не представлены готовыми, не предложено правила или инструкции, благодаря которым обучающийся мог бы гарантированно выполнить задание ния. Материал не подано, а задан как предмет поиска. И содержание обучения заключается именно в стимулировании поисковой деятельности студентта.

Такой подход обусловлен, во-первых, современной ориентацией образования на воспитание творческой личности, во-вторых, проблемным характером современного научного знания (напомним, любое научное открытие отвечает овидае на одно или несколько вопросов и ставит десятки новых), в-третьих, проблемным характером человеческой практики, что особенно остро проявляется в переломные, кризисные моменты развития; в-четвертых, закон омирностямы развития личности, человеческой психики, в частности мышления и интеллекта, которые формируются именно в проблемных ситуация.

Проблемное обучение наиболее адекватное социально-педагогическим целям и содержанию современного научного знания и закономерностям познавательной деятельности и развития обучаемых. В нем наиболее последовательно реализован принцип проблемности, который предполагает использование объективной противоречивости исследуемого, организацию на этой основе поиска знаний, применения способов педагогического руководства, д ають возможность управлять интеллектуальной деятельностью и развитием обучаемых (развитием потребностей и интересов, мышления и других сфер личности).

При решении проблемного вопроса предусмотрен поиск различных вариантов ответа, заранее готов ответ - неприемлема. Примеры проблемных вопросов:"Почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из ме. Этал, нет?","Что в природе меняет цвет?"

Проблемная задача - это учебно-познавательная задача, что приводит стремление к самостоятельному поиску способов ее решения. Пример проблемной задачи: «Какие необходимо предпринять действия, чтобы уравнение 2 5x3 = 21 было правильным"

Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (студент) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует психо ологичний состояние студента, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельностиі.

Проблемная ситуация содержит три компонента:

а) необходимость выполнения такого действия, при которой появляется познавательная потребность в новом ракурсе, знании или способе действия;

б) неизвестное, которое нужно раскрыть в возникшей ситуации;

в) возможности студентов в выполнении поставленной задачи, в анализе условий и открытии «тайны» неизвестного. Не слишком тяжелые, средние по уровню сложности задачи не создают проблемной ситуации. При иклад проблемной ситуации:"Составьте из 6 спичек 4 равносторонние треугольники со сторонами, равными размерам одной спичкиа".

Анализ проблемной ситуации, выявление ее связей, отношений, которые закреплены в языке, предстают в виде задач. Процесс усвоения и понимания знаний не возможно без постановки и решения задач. На. Авив читая текст, слушая педагога, ученикам (студентам) приходится решать те или иные задачи сформулированы задачи создает внешние условия для осознания проблемной ситуации. Мышление начинается ется из проблемной ситуации, с ее осознания и принятияяття.

Чтобы пробудить ситуацию умственной активности при чтении текста, нужно его"увидеть"как систему заданий, систему скрытых проблемных ситуаций. Слушания готового объяснения также нужно вос йматы как последовательность задач. Сиуденты, которые"видят"задачи и отраженные в них проблемные ситуации в тексте, изложении, воспринимают представленную информацию как ответы на вопросы, которые у них возникли под ч ас восприятия текста. Эти вопросы содержат механизм их умственной активности, поэтому усвоение даже"готовых"задач является для них эффективным и по функциональности этих знаний, т.е. усвоение и развитие (преобразование знаний и действий по овладению ими в психические новообразования) происходит в таких студентов одновременносно.

Проблемными заданиями могут быть вопросы, учебные задачи, практические ситуации. Ту самую проблемную ситуацию могут вызвать различные типы заданий. Само по себе проблемное задание не является проблемной ситуации ией. Оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Такой вид обученияння:

Стимулирует выявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества в у студентов;

Развивает интуицию и дискурсивное ("проникновение в суть"), конвергенцийне ("открытие") и дивергенций-не ("создание") мышления;

Учит искусства решать различные научные и практические проблемы, опыта творческого решения теоретических и практических задач

Трудности организации проблемного обучения связаны со значительной затратой времени для постановки и решения проблем, создание проблемной ситуации и предоставления возможности ее самостоятельного решения каждой м ученику, студенту. Этот вид обучения включает естественный процесс разделения студентов на самостоятельных и несамостоятельныхх.

Вид обучения – это способ организации учебного процесса. Современная педагогическая наука усматривает множество таких способов, которые успешно применяются в различных методических ситуациях и с различными целями. Отметим, что в настоящее время современная педагогика не дает однозначного определения о том, каковы в целом виды обучения и их характеристика. Это связано с тем, что таких видов много, и каждая научная школа, каждое методическое направление предлагает свою классификацию способов организации обучения. Например, при обучении в школе учебный процесс может быть представлен ы одной интерпретации, в колледже – в другой, в вузе – в третьей, и при организации индивидуального обучения – также в иной.

Однако на сегодняшний день сложилось понимание того, какие существуют основные виды обучения и их характеристика . Это понимание продиктовано некоторым универсализмом подобных способов организации процесса обучения. К ним относятся:

  • Беседа,
  • Догматическое обучение,
  • Объяснительно-иллюстративное обучение,
  • Проблемное обучение.

Рассмотрим данные виды подробно.

Беседа

Из всех прочив видов обучения именно беседа является самой первой с момента зарождения такого социального института, как обучение. Согласно историческим данным, впервые данный вид обучения использовал древнегреческий ученый-философ Сократ. Вследствие этого в педагогической науке подобная беседа получила название «сократическая беседа». Однако очевидно, что не каждую беседу можно рассматривать как способ организации обучения. Сущность беседы как вида обучения состоит в том, что обучающиеся приходят к пониманию истины самостоятельно посредством наводящих вопросов учителя. Беседа как вид обучения активно используется на уроках в школе при объяснении нового материала с опорой на уже известные ученикам факты и явления, а также при организации индивидуального обучения. Причем в последнем случае беседа как вид обучения простирается намного далее учебного процесса в школе: в частности, это – один из основных видов обучения аспирантов, когда в беседе с научным руководителем, обсуждая наработки своих диссертационных исследований, они сами приходят к пониманию тех вопросов, которые казались для них спорными.

Догматическое обучение

Догматическое обучение имеет под собой твердую религиозно-богословскую основу, и в настоящий момент практически не используется в светских учебных заведениях. Если говорить о современной педагогике, то догматическое обучение применяется, главным образом, в духовных учебных заведениях – семинариях, академиях, богословских и катехизаторских курсах. Причем в последнем случае речь не обязательно идет о получении обучаемыми образования. Например, догматическое обучение лежит в основе новициата – специальных курсов для людей, решивших принять Католическое вероисповедание, на которых им объясняются основы Католической веры на основе Священного Писания. В целом догматическое обучение всегда базируется на священных текстах Библии и предполагает их дословное воспроизведение и заучивание. Несмотря на то, что, как и было сказано выше, в данный момент догматическое обучение осталось прерогативой духовных учебных заведений, в Средние века оно было широко распространено и в светских, в частности, школах и средневековых университетах. В России вплоть до 1917 года практически во всех учебных заведениях существовал специальный предмет – Закон Божий, на котором учащиеся знакомились с Православием и получали духовно-нравственное воспитание, и в основу преподавания данного предмета было положено догматическое обучение.

Объяснительно-иллюстративное обучение

Объяснительно-иллюстративное обучение – это самый распространенный вид обучения в современной педагогике. Особенно он распространен в практике средней общеобразовательной школы. Само название вида обучения говорит за себя: это – такой вид обучения, который построен на объяснении учебного материала в сочетании с его наглядностью в виде иллюстраций, чертежей, компьютерных презентаций, таблиц. Учебных фильмов и т.п. При этом ведущими видами учебной деятельности учащихся являются визуальное восприятие материала и его запоминании. Следует отметить, что здесь не идет речи о механическом заучивании или воспроизведении: цель использования данного вида обучения – формирование определенных представлений, навыков и умений и готовность использовать их в будущем, и подобные представления могут быть восприняты и в произвольной форме, т.е. не обязательно именно так, как это звучало в интерпретации педагога. В то же время критерием эффективности данного метода считается точное воспроизведение изученного. Это особенно актуально при обучении точным наукам, где существуют положения, не предполагающие вариативного или двоякого толкования. Например, одна из аксиом геометрии гласит, что через две точки можно провести прямую, и только одну. С позиций педагогики это звучит как необходимость формирования убеждения в этом ученика. Это же следует сказать и об обучении таким предметам, как физика и химия, где существует большое количество точного материала, который необходимо запомнить, и без подобного запоминания работа с этим материалом становится проблематичной. Например, таблица химических элементов Д.И. Менделеева предполагает строгую последовательность элементов и наличие уникальных химических свойств, присущих именно этому химическому элементу. Очевидно, что о двояком толковании тут речи идти не может. И ранее, и в настоящее время данный вид обучения считается традиционным.

Проблемное обучение

Проблемное обучение – это такой вид обучения, при котором учащийся самостоятельно добывает знания путем решения поставленных перед ним проблем. Этот вид обучения получил широкое распространение как в средней школе (особенно на второй и третьей ступенях), так и в системе профессионального обучения. Следует также отметить, что, в отличие от объяснительно-иллюстративного обучения, проблемное обучение гораздо более приемлемо в процессе преподавания гуманитарных предметов. Например, литературы, истории, иностранных языков. В качестве иллюстрации сказанному рассмотрим следующий случай. На уроке истории России детям рассказывается о том, что Киевская Русь в 988 году приняла Православие по решению князя Владимира. Однако Владимир пришел к такому решению не сразу, а после встреч и бесед с представителями разных религиозных конфессий: Христианства Западного обряда (прообраз Католической Церкви), ислама, иудаизма. При этом в выборе решения немалую роль сыграла княгиня Ольга, которая к тому моменту уже сама исповедовала Православие. Так, учитель может рассказать об этом на уроке и поставить перед учениками вопросы: что толкнуло князя Владимира принять именно данное решение? И что было бы, если бы решение оказалось другим? В таком случае детям предоставляется возможность логически прийти к своим собственным умозаключениям и в их результате найти истину.

Сформированный в Средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста.

Для догматического обучения характерны следующие особенности: преподаватель сообщает студентам определенную совокупность знаний в готовом виде без объяснения; студенты усваивают знания без осознания и понимания и почти дословно воспроизводят заученное; от студентов не требуют применения знаний на практике. Этот тип обучения способствует в определенной степени развития механической памяти, но не создает условий для развития интеллектуального потенциала личности, не обеспечивает подготовку человека к практической деятельности на основе приобретенных знаний.

Объяснительно-иллюстративное обучение.

Основная цель такого вида обучения - передача-усвоение знаний и применения их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Педагог стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Объяснительно-иллюстративный вид обучения обусловлен высоким уровнем общественно-производственных отношений, ему присущи следующие особенности: преподаватель сообщает студентам определенный объем знаний, объясняет сущность явлений, процессов, законов, правил и др. с использованием иллюстративного материала; студенты имеют сознательно усвоить предлагаемую долю знаний и воспроизвести ее на уровне глубокого понимания, применить знания на практике в различных видах.

Объяснительно-иллюстративный вид обучения в течение двух последних веков господствовал на всех уровнях учебной деятельности. Он как-то способствовал рациональному подходу к овладению значительным объемом устоявшихся знаний, развития логического мышления и оперативной памяти. Однако в целом этот вид обучения препятствовал привлечения студентов в активную самостоятельную познавательную деятельность и развития интеллектуальных возможностей личности, овладение методами самостоятельного познания

Проблемное обучение.

В основе проблемного обучения - идея, известного психолога С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через решения познавательных проблем, содержащих противоречия. Поэтому суть проблемного обучения - в постановке (педагогом) и решении (студентом) проблемного вопроса, задачи и ситуации.

Для проблемного обучения характерно то, что знания и способы деятельности не представлены готовыми, не предложено правила или инструкции, благодаря которым обучающийся мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не представлены, а задано как предмет поиска. И содержание обучения состоит именно в стимулировании поисковой деятельности студента.

Такой подход обусловлен, во-первых, современной ориентацией образования на воспитание творческой личности; во-вторых, проблемным характером современного научного знания (напомним, любое научное открытие отвечает на один или несколько вопросов и ставит десятки новых) в-третьих, проблемным характером человеческой практики, особенно остро проявляется в переломные, кризисные моменты развития; в-четвертых, закономерностями развития личности, человеческой психики, в частности мышления и интеллекта, которые формируются именно в проблемных ситуациях.

Проблемное обучение наиболее адекватное социально-педагогическим целям и содержанию современного научного знания и закономерностям познавательной деятельности и развития обучаемых. В нем наиболее последовательно реализован принцип проблемности, который предполагает использование объективной противоречивости изучаемого, организацию на этой основе поиска знаний, применения способов педагогического руководства, которые позволяют управлять интеллектуальной деятельностью и развитием обучаемых (развитием потребностей и интересов, мышления и других сфер личности).

При решении проблемного вопроса предусмотрен поиск различных вариантов ответа, заранее готов ответ - неприемлема. Примеры проблемных вопросов: "Почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из металла, нет?", "Что в природе меняет цвет?"

Проблемная задача - это учебно-познавательная задача, что приводит стремление к самостоятельному поиску способов ее решения. Пример проблемной задачи: «Какие необходимо предпринять действия, чтобы уравнение 2 + 5x3 = 21 было правильным?"

Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (студент) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует психологическое состояние студента, возникает в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности.

Проблемная ситуация содержит три компонента:

а) необходимость выполнения такого действия, при которой появляется познавательная потребность в новом ракурсе, знании или способе действия;

б) неизвестное, которое нужно раскрыть в сложившейся ситуации;

в) возможности студентов в выполнении поставленной задачи, в анализе условий и открытии «тайны» неизвестного. Не слишком тяжелые, средние по уровню сложности задачи не создают проблемной ситуации. Пример проблемной ситуации: "Составьте из 6 спичек 4 равносторонние треугольники со сторонами, равными размерам одной спички".

Анализ проблемной ситуации, выявление ее связей, отношений, которые закреплены в языке, предстают в виде задач. Процесс усвоения и понимания знаний не возможно без постановки и решения задач. Даже читая текст, слушая педагога, ученикам (студентам) приходится решать те или иные задачи. Сформулированная задача создает внешние условия для осознания проблемной ситуации. Мышление начинается с проблемной ситуации, с ее осознания и принятия.

Чтобы пробудить ситуацию умственной активности при чтении текста, нужно его "увидеть" как систему задач, систему скрытых проблемных ситуаций. Слушания готового объяснения также нужно воспринимать как последовательность задач. Сиуденты, которые "видят" задачи и отраженные в них проблемные ситуации в тексте, изложении, воспринимают поданную информацию как ответы на вопросы, которые у них возникли при восприятии текста. Эти вопросы содержат механизм их умственной активности, поэтому усвоение даже "готовых" задач является для них эффективным и относительно функциональности этих знаний, то есть усвоение и развитие (преобразование знаний и действий по овладению ими в психические новообразования) происходит в таких студентов одновременно.

Проблемными задачами могут быть вопросы, учебные задачи, практические ситуации. Ту самую проблемную ситуацию могут вызвать различные типы задач. Само по себе проблемная задача не является проблемной ситуацией. Оно может вызвать проблемную ситуацию только при определенных условиях. Такой вид обучения:

■ стимулирует выявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества в студентов;

■ развивает интуицию и дискурсивное ("проникновение в суть"), конвергенцийне ("открытие") и дивергенций-никак ("создание") мышления;

■ учит искусства решать различные научные и практические проблемы, опыта творческого решения теоретических и практических задач.

Трудности организации проблемного обучения связаны со значительной затратой времени для постановки и решения проблем, создание проблемной ситуации и предоставление возможности ее самостоятельного решения каждому ученику, студенту. Этот вид обучения содержит естественный процесс разделения студентов на самостоятельных и несамостоятельных.

Дидактика. Основные категории дидактики. Виды обучения.

Что такое дидактика.

Дидактику определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путем самообразования.

Дидактика - это составная часть педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.

Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает «обучающий». Это наука об обучении.

Основными задачами дидактики являются:

Описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;

Организация учебного процесса;

Разработка более современных процессов обучения, новых обучающих систем, новых технологий обучения

Дидактика отвечает на вопросы: для чего учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? Иными словами, она дает научное обоснование целям, отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.

  1. История дидактики.

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Основоположником дидактики считают чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670гг.). Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Как отрасль педагогической науки, дидактика получила наиболее четкое оформление в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632), в котором дидактика определялась как «всеобщее искусство всех учить всему». В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам К. Д. Ушинского, К. Юркевича, Г.Сковороды.

  1. Основные категории дидактики

Дидактика как отрасль педагогики, имеющая свои предмет и область исследования, решая четко очерченный круг вопросов, оперирует определенным кругом понятий. Наиболее важными и значительными из них, носящими в силу этого характер дидактических категорий, являются:

- процесс обучения

- принципы обучения,

- методы,

- формы организации обучения.

Процесс обучения - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.

Принципы обучения представляют собой систему важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса.

Изучение каждого учебного предмета предполагает усвоение знаний и формирование определенных умений и навыков.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения.

Формы организации обучения отражают особенности объединения учащихся для организуемых учителем занятий, в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность.

  1. Виды обучения.

В зависимости от характера организации, специфики содержания учебного материала, использования методов и средств обучения, исторической эпохи можно выделить следующие виды обучения :

1) сократовский вид обучения;

2) догматическое обучение

3) развивающее обучение

4) объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение

5) проблемное обучение

6) программированное обучение

7) модульное обучение

1.Сократовский метод – (Древняя Греция)

Сократовское обучение - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества.
Однако Сократ ставил своей задачей не только раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины».

Иногда этот метод называют «сократовская, или эвристическая, беседа». Основывался он на вопросно–ответной системе обучения. Сократ, беседуя с каждым учеником, стремился подвести его к противоречию в своих рассуждениях, после чего путем индукции вел к верному суждению. Важную роль в этом методе играли последовательность, систематичность и логика вопросов, задаваемых учителем и дающих возможность получить новые знания. Словом, Сократ не только давал новые знания, но и развивал в своих учениках логическое мышление.

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению, противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.

Согласно сократовскому методу обучение должно проходить в две стадии, одна из которых – основная. Здесь изучаются этика и поведение в обществе, а также те предметы, которые пригодятся человеку для освоения будущей профессии. Перед учителем стоит определенная цель, а именно – пробуждение душевных сил ученика.

Догматическое обучение – (средневековье)

Типичной чертой догматического обучения является авторитарность, выражающаяся в минимальной роли не только учащихся, но и учителей. При догматическом обучении канонизированное содержание образования должно было быть усвоено в том виде, в котором оно давалось. Всякая самостоятельная мысль ученика пресекалась, субъект познания как бы выносился за скобки, цели обучения навязывались учителем, оценка возможностей ученика сводилась к стихийной диагностике. Целью экзаменов являлось определение положения ученика по отношению к другим. При таком стиле обучения проблема познавательной активности личности не ставится.

3.Развивающее обучение (Эпоха Возрождения)

учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний существенное значение уделяется процессу интеллектуального развития учащихся. Развивающее обучение – это вид обучения, направленный на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на выработку у учащихся когнитивных (познавательных) умений и навыков в рамках этой системы.

Особенности развивающего обучения:

1) центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик;

2) функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности учащихся и развитии их мышления;

3) педагогический процесс в рамках развивающего обучения носит характер парного диалога – учителя с учеником, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.