Связь между языком и мышлением. Что будем делать с полученным материалом. Выше были рассмотрено влияние истории народа на развитие языка. Теперь остается выяснить кардинальный вопрос всей этой проблемы: в какой мере история народа может воздействовать на

Проблема взаимосвязи языка и мышления относится к самым сложным и актуальным вопросам не только общего языкознания, но и логики, психологии, философии. Пожалуй, нет ни одного сколько-нибудь значительного труда в области этих наук на протяжении всего их развития, в котором в той или иной форме не обсуждался бы или, по крайней мере, не ставился бы этот вопрос.

Сложность проблемы обусловлена, прежде всего, сложностью и противоречивостью природы и мышления и языка. Будучи необходимыми атрибутами человека, оба явления сочетают в себе социальное и биологическое (соответственно двойственной природе человека). С одной стороны, и язык и мышление представляют собой порождение мозга человека как homo sapiens , с другой стороны, язык и мышление являются социальными продуктами, поскольку сам человек есть социальное явление.

Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения, способ осуществления мышления. Знак - это внешнее выражение внутреннего содержания предметов и явлений - их значение. Человек - единственной существо, моделирующее внешний мир при помощи знаковых систем.

Знаки - это символы таблицы Менделеева, музыкальные ноты, рисунки, имена и т.д. Знаки, выражающие значения явлений могут иметь либо условный, либо реальный характер (например, местные особенности одежды). Условные, в свою очередь, делятся на специальные и неспециальные. Роль неспециального знака может сыграть, скажем, дерево, используемое как ориентир; специальные знаки - это жесты, знаки уличного движения, знаки различия, ритуалы и т.д.

Важнейшие условные знаки человеческой культуры - это слова. Предметы и явления окружающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова - знаки, которыми мы их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, оперировать легче, чем с самими явлениями. С помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину). Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода - языка.

Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь. Словари наиболее развитых современных языков насчитывают десятки тысяч слов. С их помощью благодаря правилам комбинирования и объединения слов в предложения можно написать и произнести неограниченное количество осмысленных фраз, заполнив ими сотни миллионов статей, книг и файлов. В силу этого язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.

Следует различать общение с другими и общение с собой. Особенность общения с собой состоит в том, что оно протекает в интроспективном плане и существенно отличается по характеру вербализации от общения с другими. Характерно, что общение с другими включает множество невербальных средств коммуникации и понимания (жест, пауза, ритм, мимика, выражение глаз и т.д.). Пока язык остается уникальным всеобщим способом коммуникации. Логично предположить, что общение с самим собой осуществляется через использование средств невербальной коммуникации. Каждый знает это состояние - "знаю, понимаю, а сказать не могу". Целесообразно выделить два уровня внутреннего говорения - еще не вербализованный и уже вербализованный - именно его принято именовать внутренней речью. Внутренняя речь включает различные степени словесной оформленности мысли и, следовательно, она всегда характеризуется, по крайней мере, первичной словесной оформленностью, затем преобразуется, достигая большей адекватности.

Несовпадение "живой мысли" с внутренней речью, сложность процесса вербализации мысли и др. позволяет подвергнуть сомнению общепринятую трактовку языка как прародителя мышления. Исследования психологов, физиологов, лингвистов, языковедов и философов подтверждают тот факт, что язык и мышление связаны тысячами нитей и взаимопереходов. Они не могут существовать друг без друга. Речь без мысли - пуста, мысль без речи - нема, а, следовательно, не понята. Но было бы ошибкой отождествлять одно с другим, ибо мыслить не значит говорить, а говорить не всегда значит мыслить, хотя речь была и остается главным условием и способом осуществления мышления.

Итак, язык следует считать первичной универсальной знаковой системой, естественно сложившейся на определенном этапе развития человеческого общества и господствующей в рациональной сфере человеческой деятельности. Мышление более динамично, чем язык. Как строго упорядоченная система, язык меняется достаточно долго, постепенно. Многие категории, утраченные мышлением, сохраняются в языке.

Как же соотносятся язык и мышление? Прежде всего, надо заметить: языки у человечества разные-- мышление в принципе одно. Это ипозволяет общаться людям разных национальностей (если, конечно, выучить иностранный язык). Трудности, разумеется, возникают, но преодолимые, потому что по-настоящему невозможно общаться только тогда, когда мышление "собеседника" принципиально иное. А мы - люди одной планеты, и хотя специфика мышления у каждого бывает разной, мы способны понимать друг друга.

Можно разделить два способа существования мысли при помощи языка: "живую мысль", т.е. актуально переживаемую данным человеком в данном интервале времени и пространства и "отчужденную мысль", зафиксированную в тексте и т.п. "Живая мысль" - это собственно и есть мышление, реальное онтологическое его развертывание. Оно никогда не бывает абстрактным мышлением, т.е. тем, с которым имеет дело наука. Последнее возможно только в отчужденной от человека форме, например, в компьютере. Реальный процесс мышления, осуществляемый индивидом, есть сложное и динамичное образование, в котором интегрированы многие составляющие: абстрактно-дискурсивные, чувственно-образные, эмоциональные, интуитивные. К этому следует добавить непременную включенность в процесс мышления целеобразующих, волевых и санкционирующих факторов, которые исследованы пока крайне слабо. Как видно, реальный процесс мышления и мышление, как предмет логики, как логический процесс сильно отличаются друг от друга. Мышление как реальный процесс представляет собой одну из важных форм активности сознания. Поэтому оно не может быть адекватно описано и понято вне содержательно-ценностных и структурных характеристик сознания. Будучи сознательной деятельностью, мышление органически связано с информационными процессами, протекающими на бессознательно-психическом уровне. По-видимому, правильнее было бы даже сказать, что реальный процесс мышления осуществляется в едином сознательно-бессознательно-сознательном психическом контуре, анализ которого является специальной и весьма сложной задачей. Поэтому мы ограничиваемся уровнем сознания, включая рассмотрение тех его периферийных областей, где постепенно меркнет свет рефлексии.

Мышление как активный, целенаправленный процесс осуществляется сознательно, является формой деятельностного сознания. А это указывает на факт оценочной регуляции (саморегуляции) мыслительного процесса. Всякий сознательный процесс, в том числе и мышление, есть в той или иной степени общение. Естественно, что общение невозможно без языка. Однако язык является главным, решающим, но не единственным средством общения, а это позволяет думать, что коммуникативность мышления не ограничивается его вербализуемостью.

Области соотношения языка и мысли можно изобразить как два частично пересекающихся круга:

т.е. не все в мышлении относится к языку, но и в языке не все можно причислить к мышлению. Во-первых, мышление бывает без языка (имеется ввиду-- без речи). Даже обезьяна способна догадаться, как с помощью палки можно достать банан-- это так называемое практическое мышление. Оно есть и у человека, вы наверняка слышали выражение "практический ум". Человек "практический" умеет принимать правильные решения, действует "по-умному", но объяснить словами, почему он сделал так, а не иначе, он, скорее всего, затруднится.

Существуют еще такой тип мышления, как наглядно-образное. Оно часто преобладает у людей искусства: художников, режиссеров… Человек с таким типом мышления предпочитает думать не словами, а картинами, образами, представлениями… Наконец, есть вербальное мышление, то есть словесное. Иногда его называют словесно-логическим или просто логическим.

Такое мышление: предполагает поиск истины, не связано с чувствами и оценками, не имеет дела с вопросом и побуждением. Все, что выходит за эти рамки, не является проявлением логического мышления. Например, когда вы выражаете свои чувства ("А! О! Эх!", "Классно!") или когда задаете "утилитарные" вопросы ("Который час?"), вы используете язык "без участия" логического мышления. Еще: "Кого я вижу! Привет!"-- окликнете вы знакомого. Здесь тоже пока нет мышления-- с помощью языка вы просто устанавливаете контакт. "Принесите, пожалуйста, чаю", "Закрой дверь", "Прекрати сейчас же!"-- это просьбы или приказы, то есть ваше волеизъявление. Таким образом, язык "обслуживает" не только мышление, но и другие сферы нашего сознания.

Органом мышления считается головной мозг. Более того, разные типы мышления "живут" в разных полушариях мозга. Поскольку мышление связано с языком, "география" мозга представляет немалый интерес для выяснения того, какие зоны отвечают за речь человека. Левое и правое полушария головного мозга имеют различную специализацию, то есть разные функции, что можно определить как функциональную асимметрию коры головного мозга.

Левое полушарие - речевое полушарие, оно отвечает за речь, ее связность, абстрактное, логическое мышление и абстрактную лексику. Оно управляет правой рукой. У левшей обычно наоборот, но у большинства левшей речевые зоны находятся в левом полушарии, а у остальных в обоих или в правом. Это словесное полушарие всегда доминирующее, оно контролирует левое полушарие, в частности, и все тело в целом. Для него характерны энергичность, восторженность, оптимизм.

Правое полушарие связано с наглядно-образным, конкретным мышлением, с предметными значениями слов. Это полушарие - несловесное, отвечает за пространственное восприятие, управляет жестами (но распознает язык глухонемых обычно левое). Оно - источник интуиции. Пессимистично. Умеет различать голоса людей, пол говорящих, интонацию, мелодику, ритм, ударения в словах и предложениях. Но даже после повреждения левого полушария правое может различать существительные, числительные, песни.

Повреждение левого полушария более серьезно и приводит к патологии, а при повреждении правого заметных отклонений меньше. Следует отметить, что у женщин оба полушария менее разнятся, чем у мужчин. Заболевания левого полушария вызывают у них меньше нарушений.

Практическое и образное мышление могут обходиться без слов, но логическое мышление без речи не существует. Язык-- это "одежда" мысли (ученые говорят так - материальное оформление мыслей). А поскольку люди не только "про себя" (т.е. неслышно для других) думают, но и стремятся передать мысли другому, то без помощи языка-посредника никак не обойтись.

Мышление осуществляется в определенных формах. Их три:

1. Понятие. В понятиях отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Понятия "книга", "брошюра", "журнал", "газета", "еженедельник" принадлежат к одной тематической группе, но различаются такими признаками, как "формат", "объем", "периодичность", "скрепленность страниц", "способ скрепления" и т.д. В семасиологии различают формальное и содержательное понятие. "Формальное понятие" отражено в толковом словаре: например, вода-- это прозрачная бесцветная жидкость без вкуса и запаха. "Содержательное понятие" может быть только виртуальным: в него входит весь объем знаний оводе (Н2О), накопленный во всех физиках, химиях, биологиях и т.д., вместе взятых. Говоря очень схематично, понятие в мышлении соответствует слову (реже-- словосочетанию) в языке.

Ясно, что с развитием науки (и не только) представления о том или ином понятии развиваются; то же происходит с отдельным человеком по мере его взросления и обучения. У ребенка круг понятий ограничен, например, герой чеховского рассказа "Гриша" еще не имеет в своем сознании понятия "собака", и ему приходится описывать этих животных так: "большие кошки сзадранными вверх хвостами и высунутыми языками".

2. Суждение. Логическое мышление и начинается, собственно говоря, там, где появляется суждение. В суждении обязательно что-либо утверждается или отрицается. (Логическое мышление, напомним, вообще "работает" только с утверждением и отрицанием.) Второй отличительной чертой суждения является то, что оно может быть либо истинным, либо ложным. Отличить суждение от всего остального не сложно. Для этого надо мысленно подставить к готовому предложению такое начало: "Я утверждаю, что…" Если получается-- перед нами суждение, если нет-- что-то другое.

Пример: возьмем короткие предложения: "Привет!", "Хочешь чаю?". Подставляем начало… Действительно, что-то нето…! Значит, можно сделать вывод: взятые для примера высказывания-- не суждения.

Возьмем другие: "Все люди смертны", "Отдельное суждение неполно", "Все устрицы несчастны влюбви", "Ни одна свежая булочка не является не вкусной". Подставляем… Ну, вот! Хоть про устриц, конечно, смешно, а насчет булочек можно еще и поспорить, все же сразу понятно, что эти предложения-- суждения. Верные или неверные, вопрос другой.

В языке суждению как форме мышления соответствует предложение-- причем, заметьте, повествовательное по цели высказывания. Суждение имеет свою структуру. Совершенно обязательно, чтобы в нем были субъект и предикат. Субъект-- это сам предмет мысли, в предложении ему обычно соответствует подлежащее. Предикат-- это то, что утверждается или отрицается о предмете. В предложении ему соответствует сказуемое.

Г.Я. Солганик объясняет это так: "Мысль движется от известного к новому. Это закон движения любой мысли. "Лес непроходим", "Море смеялось". Предмет мысли (субъект суждения)-- это известное, то, отчего я отталкиваюсь. Затем к этому субъекту ("лес", "море") я добавляю новую характеристику ("непроходим", "смеялось"). В этом заключается развитие мысли. Как образно писал один английский ученый почти сто лет назад, "предложения в процессе мышления-- это тоже, что шаги в процессе ходьбы. Нога, на которой вес тела, соответствует подлежащему. Нога, которая передвигается вперед, чтобы занять новое место, соответствует сказуемому".

3. Умозаключение - есть сам процесс мысли - получение нового суждения из содержания исходных суждений. Как получилось суждение "Кошка бессмертна"? Из двух: "Все люди смертны"-- правильно? "Кошка не человек"-- правильно? Значит, из двух правильных правильно и третье.

Больше всего связаны язык и мышление там, где совершается дедукция. Слово "дедукция" ("дедуктивный метод") прославил Шерлок Холмс. Этот сыщик по шляпе или по наручным часам рассказывал чуть ли не всю жизнь их владельца. Он восхищал своим умением учитывать самые незначительные на первый взгляд детали, нюансы, извлекать из них нужную информацию и правильно ее истолковывать, а потом делать выводы. Вспомните его размышления, логические цепочки, которые он выстраивал? Примеры "мышления вслух" показывают, как речь полностью совпадает с процессом мышления. Конечно, мы сможем оценить это совпадение только в том случае, если речь произнесена или записана, т.е. рассчитана на восприятие. Услышать внутреннюю речь, когда человек сам с собой размышляет, мы не можем.

Вернемся еще раз к тому, что прямого соответствия между единицами мышления и единицами языка нет. Например, категория рода имен существительных. Если существительное одушевленное - все более-менее в порядке, наше мышление согласно с тем, что слово курица - женского рода, а слово петух - мужского.

Для НЕодушевленных имен существительных категория рода в языке никак не соотносится с мышлением: попробуйте ответить (или хотя бы задумайтесь!), почему река и протока - "она", ручей, приток и океан -- "он", а море и озеро-- "оно"? "Ни почему - говорят в таких случаях". Считается, что категория рода-- формальная, она не связана с содержанием понятий. Значит, для мышления категории рода "не существует". Какого пола живое существо-- это да, важно, а вот какого рода неживой предмет-- дерево, куст, трава-- абсолютно неважно.

Похожим (но неточно таким же!) образом обстоит дело и в нашей проблеме. Одна и та же мысль может быть оформлена совершенно по-разному: можно сказать "Приходи", а можно "Я тебя жду". Или: "Я обрадовался твоему сообщению" / "Твое сообщение меня обрадовало" / "Ты обрадовал меня своим сообщением". Одно и то же понятие или представление может быть выражено различными словами или словосочетаниями. И наоборот: одно и то же слово может быть использовано для разных понятий или представлений. Например, глагол любить употребляется в бесчисленном множестве контекстов, "люблю" можно сказать и о своем городе, и о маме, и о футболе, и о помидорах, и т.д. Но какие же это разные "любови"! Большинство слов в языке-- многозначны, это создает дополнительные возможности, а заодно и лишние трудности.

  • Синтез схоластики в философии Фомы Аквинского
  • 5. Рационализм р. Декарта. Содержание и особенности рационалистической методологии
  • 6. Философия ф. Бэкона и ее роль в методологии и практической ориентации новой науки
  • 7. Философское учение и. Канта. «Критика чистого разума». «Критика практического разума»
  • 8. Развитие диалектики в немецкой классической философии
  • 9. Формирование и развитие марксистской философии. Неомарксизм
  • Развитие марксизма
  • Неомарксизм и западный марксизм
  • 10. Основные течения философии хх века: общая характеристика и основная проблематика Феноменология
  • Философия жизни
  • Философская антропология
  • Экзистенциализм
  • Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
  • Прагматизм
  • Религиозная философия 20 в.
  • Философская герменевтика
  • Аналитическая философия
  • Структурализм
  • Постмодерн
  • 11. Материя, как философская и научная категория. Основные атрибуты материи. Современные научные достижения в познании материального мира
  • Основные атрибуты материи
  • 12. Проблема сознания в философии. Структура сознания. Роль науки в исследовании сознания
  • Cтруктура сознания
  • Роль науки в исследовании сознания
  • 13. Истина в системе научного и философского знания. Диалектика процесса познания истины. Критерий истины
  • Диалектика процесса познания истины (Диалектика абсолютной и относительной истины).
  • Критерий истины
  • 14. Основные категории и законы диалектики, их методологическое значение в познании
  • Основные категории диалектики
  • Основные законы диалектики
  • Методологическое значение в познании
  • 15. Проблема языка и мышления. Философия языка
  • 16. Природа, как объект философской рефлексии. Законы природы и законы общества. Характеристика социоприродных законов Природа, как объект философской рефлексии
  • Законы природы и законы общества
  • Характеристика социоприродных законов
  • 17. Эмпирические и теоретические основы научного знания
  • 18. Формы и методы научного и философского познания
  • 19. Развитие эпистемологии хх в. (т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд)
  • 20. Системный метод в познании. Особенности системы «человек-общество-биосфера-космос»
  • Особенности системы «человек-общество-биосфера-космос»
  • 21. Синергетика, как новая парадигма научного знания
  • 22. Проблема субъекта исторического процесса. Социальная детерминация свободы выбора Социальная роль элиты Проблема субъекта исторического процесса
  • Социальная детерминация свободы выбора
  • 23. Категория бытия в философии. Диалектика бытия и сознания в социальной жизни Категория бытия в философии
  • 1) Бытие вещей и процессов
  • 2) Бытие человека
  • 3) Б. Духовного (идеального),
  • 4) Б. Социального
  • Диалектика бытия и сознания в социальной жизни
  • 24. Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации. Диалектика материального и духовного производства Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации
  • Диалектика материального и духовного производства
  • 25. Социальная и политическая структура общества. Социальная дифференциация и интеграция общества. Проблема социальной справедливости Социальная и политическая структура общества
  • Социальная дифференциация и интеграция общества
  • 26. Политическая и духовная жизнь общества. Возможности научного подхода к политике в социальных отношениях Политическая и духовная жизнь общества
  • Возможности научного подхода к политике в социальных отношениях
  • 27. Природа человека как проблема. Место человека в Космосе
  • Место человека в космосе
  • 28. Проблема человека в русской философии хх в. (на примере персоналий по выбору)
  • Философия русского космизма
  • 29. Внутренний мир человека и проблема становления человеческого «я»
  • 30. Философские основы антропогенеза
  • 31. Понятие культуры и экологической культуры. Культура и цивилизация. Особенности развития современной цивилизации Понятие культуры и экологической культуры
  • Культура и цивилизация
  • Особенности развития современной цивилизации
  • 32. Соотношение национального и общечеловеческого. Проблема этногенеза в историческом развитии Соотношение национального и общечеловеческого
  • Проблема этногенеза в историческом развитии
  • 33. Социальный прогресс и его критерии как проблема философии. Концепции устойчивого развития и глобализации
  • Концепции устойчивого развития и глобализации
  • 34. Основные противоречия и тенденции развития современной цивилизации. Глобальные проблемы современности, как предмет научного знания Осн противоречия и тенденции развития совр цивилизации
  • Глобальные проблемы современности, как предмет научного знания
  • 35. Особенности современной естественнонаучной картины мира
  • 36. Философия и естествознание в России в XIX – начале хх в. Философия
  • Естествознание
  • 37. Наука в современном мире. Социальная функция науки. Этика науки
  • Социальные функции науки
  • Этика науки
  • 38. Научные основы ноосферогенеза
  • 39. Категория ценности в философии. Познавательное и ценностное отношение к действительности
  • Компаративистский подход к проблеме диалога «Запад – Восток»
  • 15. Проблема языка и мышления. Философия языка

    Язык, владение словом относится к сущностным отличительным чертам чел-ка, таким как разумность, социальность, моральность, творчество. Язык – принятая в отношениях м/у людьми система знаково-символьных ср-в (словесных, музыкальных, визуальных) и практика их использования. (Язык есть система знаков, выполняющая познавательную и коммукативную функции).

    Словесный Я. включает:1) знаково-символическую систему с правилами применения еее единиц – звуковой, грамматический и лексический строй языка – язык-«код»; 2) употребление этих знаков и символов в конкретных условиях – речь, языковую деятельность, «дискурс».

    Я. может быть естеств и иск. Естественный язык – исторически сложившийся в повседневном общении людей. Он образует духовную основу культуры. Искусственный язык – созданные людьми для применения в ограниченных областях, где необходимы и достаточны точность, сжатость и простота выражения (различают специализированные – формализованные сис-мы символов в различных областях науки и неспециализированные я. – эсперанто).

    Функции языка:

      коммуникативная – установление контактов м/у людьми, оказание воздействия друг на друга, накопление и передача информации, культурного опыта

      познавательно-оценочная – называние, обозначение явлений действительности и отношений м/у ними; познание и оценивание, требующие использования языковых ср-в обобщения, абстрагирования, сопоставления конкретного объекта и идеального эталона и тд

      эмоционально-выразительная – оформление и выражение эмоционального состояния, отношения, стремления, воплощения настоя души в образе, в тч художественном

      метаязыковая – ест-й язык, будучи универсальным, способен обеспечивать описание себя самого и др языков

    Язык явление социальное как средство координации человеческой деятельности вместо инстинктов. вторая сигнальная система по Павлову. Язык есть средство накопления и фиксирования опыта и знаний. Только благодаря яз возможно абстрактное мышление, причем мыш и яз не тождественны, каждый обладает специф законами.

    Слово и понятие, суждение и предложение не всегда тождественны, правда, аналитическая фил и форм пыталась изучать фил и способы мыш исключительно благодаря анализу языка. Логику яз составляет синтаксис, смысл - семантика, практ - прагматика. Яз есть символическое выражение в звуке и письме псих жизни.

    Язык выполняет роль механизма социальной наследственности. Обмен мыслями при помощи языка связан с 2 процессами: выражение мысли, понимание мысли. Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается, - мысли. Взаимное понимание возникает тогда, когда в мозгу слушателя возникают представления и мысли, которые высказывает говорящий. В науке этот принцип называется намекание, мысль не передается в речи, а лишь возбуждается в сознании слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации. Язык – один из ярких примеров единства индивидуализированного и объектированного духовного.

    Связь языка и сознания, языка и мысли несомненна. К.Маркс называл язык действительностью мысли, подчеркивая тем самым роль языка как формы, через которую выходят во вне, объективируются отдельные результаты, фрагментарные моменты сознания. Вместе с тем, буквы (звуки), слова, предложения, тексты, структуры, правила – это реальность, так же и обособленная от сознания отдельных индивидов, поколений людей. Возникновение и развитие сознания как специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность. Мимико- жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда по необходимости способствовало тесному сплочению членов общества: благодаря этому стали более часты случаи их взаимной поддержки, совместной деятельности. У людей явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала орган – соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный. Язык обеспечил единообразное формирование идеальных явлений у всех общающихся индивидов, что было настоятельной потребностью совместной производственной жизни.

    Речь –это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.д., который осуществляется с помощью языка.

    Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из личного достояния в общественное. Язык выполняет роль механизма социальной наследственности, храня в себе духовные ценности общества. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам.

    Язык служит как формой выражения мысли, так и средством общения людей, Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет в четкий конкретно- исторический отпечаток и порожден предметно-практической деятельностью людей, их общественными отношениями, культурными традициями и обычаями, Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общества и передает их из поколения в поколение,

    С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т.е., реализуется прогностическая функция мышления, что отличает человека от животных, Мысль человеческая всегда оформлена языком, вне языка могут быть переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека,

    Язык и сознание едины, но не тождественны: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Стиль мышления, например, в немецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской. Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, направляя ее движение по каналам языковых форм.

    Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Наше мышление строится в соответствии с нашим языком. И обратно: мы организуем речь в соответствии с нашей логикой мышления. Посредством языка происходит переход от восприятия и представления к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Структура языка в конечном счете отражает действительность. Язык обозначает отражающую действительность в мысли. Сущность языка выявляется в его двухединой функции: средство общения и орудие мышления . Речь – это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями, который осуществляется с помощью языка.

    Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценгочном и целенаправленном отражении действительности и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

    Значение языка в познании огромно. Язык есть способ существования индивидуального и общественного сознания . Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “Всякое слово - уже обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельности человека.

    Сознание высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя оттождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной деятельности человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х формах-общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

    Отличие мыслительной деятельности человека и животного заключается в том, что человек обладает выработанной в процессе мышления речью, сформировавшей у него наряду с образным абстрактное мышление, Языковое мышление является одной из форм действительного мышления человека, причем такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений и образов, а как “идеализированных предметов”, т.е., через значение слов, знаков и символов, Абстрактное мышление внесло качественные изменения в развитие человека и всего человечества,

    Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Таким способом человек является практика. Осуществляя практическо-преобразовательную деятельность, человек создает свое “неорганическое тело”, “вторую природу”, орудия и средства производств, специфически-человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной организации, короче говоря, созидает культуру.Опыт этого созидания и составляет содержание тех характерных для общественно развитого человека и отличающихся от психики животного форм отражения, которые образуют человеческое сознание.

    Возникновение сознания связано, таким образом, прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельностью людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.

    В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключается принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Сознание является достоянием человечества. Однако, носителем сознания является конкретный индивид, личность, который при рождении обладает лишь психикой и врожденными задатками к мышлению. С момента рождения ребенок включен в социальную среду и подчинен традициям и нормам. На основе общения со взрослыми ребенок осваивает и присваивает, делает своим внутренним достоянием орудийные и знаковые системы деятельности, получает определенную направленность своей жизнедеятельности и развивает свои способности к рефлексии, самоконтролю и самообучению.

    Высшая нервная (психическая) деятельность человека включает три уровня: сознание, подсознание и сверхсознание (творческую интуицию). Сознание в этом случае отождествляется со знанием, которое может быть передано другим людям, и в этом смысле оно обязательно должно быть облечено в языковую форму,

    Мышление есть активный процесс отражения внешнего мира, связанный с решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия действительности. Матер основа мышления - высшая нервная деятельность. М в некотором смысле отождеств в фил с психикой. М есть процесс оперирования образами чувственно-сенсит и понятийными. свойственна абстракция, обобщение, анализ и синтез, выдвижение гипотез и идей. Результатом всегда явл мысль. Позволяет, отправляясь от анализа чувств фактов, познавать то, что недоступно непосредственному восприятию. М есть способность к акту умозаключения, логического вывода, доказательству. Сейчас оно изучается и стоит проблема его моделирования. М не существует в отрыве от других психич процессов. Может быть познающим или эмоциональным. Мышление возникает в связи с общественным развитием, возникает в процессе деятельности. Оно имеет общ происхождение по особенностям возникновения, по способу функционирования и по результатам. М сущ-т лишь в связи с трудовой и речевой деят чел. Поэтому мышл осуществляется в тесной связи с языком и результаты его фиксируются в языке.

    Мышление – процесс оперирования образами предметов. Основными формами мышления, являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. В отличие от ощущения, восприятия и представления понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятия отражает деревья, а понятие – дерево вообще. Понятие есть мысленный образ сущности. Сократ: “Точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания”. Понятия возникают в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить значит судить о чем-либо. Суждение – это такая форма мысли, в которой посредствам связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например: “Клен – растение”, есть суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение. Суждения имеются там где мы находим утверждение или отрицание. Можно сказать, что суждение – это развернутое понятие, а само понятие – это свернутое суждение. Словесной формой выражения суждения является предложение. Понятия и суждения включены в цепь более сложных умственных действий – в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое – вывод. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.

    Отношения между языком и мышлением неоднозначны . В современ науке сущ самые разные точки зрения на это. С одной стороны, язык отличен от мышления. Аргументы:

      Сущ много языков, на каждом можно сформулировать одну и ту же мысль (Гумбольт)

      Развитие я. не зависит от мышления, это два самостоятельных, хотя и связанных процесса. Я. отражает общий уровень развития кул-ры и нередко не успевает за развитием мышления.

      Мышление сущ отдельно от языка также потому, что наличие мысли не всегда означает, что она будет высказана.

      С тз обыденного сознания это –разные понятия.

    С другой сторны, считается, что мышление неотделимо от языка. Можем ли мы представить себе, что такое мысль, если она не облечена в слова? Слова – единственный источник, из которогы мы можем узнать, что чел думает – тз философов-аналитиков. Считают, что «сознание» - плохо определяемое понятие, его налдичие доказать невозможно. Нужно исследовать то, что сущ как эмпирическая данность- язык.

    Античность - соотношение имени и имен реальности. Платон – слова, именующие предметы, отражают сущность этих предметов, те названия мотивированны а не условны. Имя подражает сущности, язык возник на основе непроиз выражения эмоций. Язык как форма обществ договора. Христ бог - слово даровано богом, первоначало. Средневековье – реалисты: слова выражают идеи, к-ые существуют до слов в божественном разуме; номиналисты – отр-т сущ-ие идей, значение слов рассм как рез-т того, что слова сущ-ют, след-но признавали первичность слова по отношению к понятию. Лейбн- формальный язык. НЕопозитивизм - точность употребления слов, верификационизм. Слова обл смыслом только в контексте целого. Яз имеет функции выражения или обнаружения, воздействия с помощью призыва, отнесенности к вещи путем ориентировки или изображения. Гумбольт (к 18 в) – неразделимость языка и мышления, я. и культуры. Заложил основы изучения связи я. и мышления. Рассматривал я. как средство расчленения изначаль7но бесформенных звука и мысли, в рез-те которого возникает артикулированный звук и понятие. Считал, что я. занимает промежуточное положение м/у внешним миром и мышлением. Лингвист Соссюр (н20в) – противопоставление я. и речи, представление о я. как о знаковой системе, разработка методов анализа языка. Считал, что язык конвенционален – те основан на соглашении.

    Ф-ия последнего времени очень много внимания уделяет проблемам языка (переживает «лингвистический поворот»). Во-первых, идея языка распространяется на др объекты – живопись, кино, мифы, др - семиотика. Во-вторых, язык все больше принимается ф-ми как особая самостоятельная сущность, оказывающая огр. Влияние на то, как чел-к думает, как он ставит вопросы и отвечает, как он организует свою деят-ть.

    Герменевтика - наука о понимании, истолковании текстов, особый классический метод науки о языке, позволяющий осмысленно толковать памятники древней литературы. Гадамер -нем ф-ф, один из главных представителей философии герменевтики 220 в., создал теорию понимания.В 19 в начинается развитие т.н. свободной герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. Превращается в специфический метод общих наук, призванных обеспечить понимание общих событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установления общего, закона. В 20 в г постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в философии герменевтики.Г-связующее звено между философскими и историческими науками.

    Витгенштейн (Аналитическая философия). Я. представляет собой совокупность относительно независимых друг от друга «языковых игр» - целостных коммуникативных систем, к-ые основаны на особых соглашениях, не являющихся общими для всего языка. Задача ф-ии – «терапия заблуждений», к-ые возникают в том случае, если происходит смешение правил разных языковых игр. Ф-в должен прояснять смысл языковых выражений и снимать ф-ие вопросы, к-ые обычно возникают в рез неправильного использования языка. В концепции Витгенштейна положение философии весьма своеобразное. Мир Витгенштейна тождественнен с языком (“Границы моего языка означают границы моего мира”). В языке он разделяет предложения на два класса: осмысленные (т.е. те, которые могут быть или истинными или ложными) и бессмысленные (т.е. те, о которых нельзя сказать, ни что они истинны, ни что они ложны). Поскольку предложения философии также как предложения логики и математики бессмысленны, они не могут быть ни истинными, ни ложными, ибо философия не может сказать, она может только показать. А один из основополагающих тезисов Витгенштейна гласит: «То, что может быть показано, не может быть сказано». Философия, таким образом, в принципе не может быть одной из наук, она - что-то стоящее «над» или «под», но не «наряду» с наукой. Философия не теория, а деятельность. Ее понятия - это символы, а не предметы, а философы употребляют их по аналогии с понятиями, обозначающими вещи. Отсюда и проистекают «философские проблемы», которые являются на самом деле псевдо-проблемами.

    Однако, отрицая за философией статус науки, Витгенштейн не отрицает ее права на существование в качестве особого вида деятельности. Более того, он очерчивает круг этой деятельности - это анализ языка, устранение двусмысленностей и неточностей и, следовательно, в конечном итоге логическое прояснение мыслей. Философия должна прояснять и разграничивать мысли. Она не может ничего говорить о мире, но она может показывать нечто, что имеет определенное значение для человека. Понятия философии - это своеобразные логические символы и их нельзя употреблять так, как употребляются понятия, обозначающие реально существующие вещи. Философских предложений о мире не может быть. И как только философ, совершая недопустимую ошибку, начинает составлять такого рода предложения, они превращаются в псевдопредложения в силу сформулированного Витгенштейном принципа «то, что может быть показано, не может быть сказано». В самом деле, в голове человека может крутиться мелодия. Если у человека есть музыкальный слух, он легко может «показать» (пропеть, просвистеть) эту мелодию, но как возможно описать ее при помощи слов обыденного языка? Витгенштейн делает категорический вывод: самые глубокие философские проблемы на самом деле не являются проблемами, все предложения об этих проблемах являются бессмысленными.

    Например, философы рассуждают о ценностях. Но ценности сами определяются ответом на вопрос о смысле мира. А смысл мира по сути этого сочетания слов должен лежать вне мира, т.е. в мире нет никаких ценностей. Как только философ начинает рассуждать о ценностях, его предложения превращаются в псевдопредложения и теряют смысл. Скажем, вопрос о смысле мира зависит от того, какой ответ мы даем на вопрос о бессмертии души. Предположим, что мы верим в бессмертие души. Но, спрашивает Витгенштейн, может ли решиться какая-либо загадка бытия тем, что я буду вечно жить? Нет, конечно. Бог не проявляется в мире. Бог не есть факт. Поэтому решение философских проблем состоит в их исчезновении. А для этого и необходимо заниматься логическим прояснением наших мыслей. В подтверждение своих выводов Витгенштейн ссылается на то, что мир как целое не есть понятие, это есть чувство. Как и всякое чувство, оно иррационально, в нем содержится нечто мистическое. Не случайным является и то обстоятельство, замечает он, что как раз те люди, которым по общему признанию после долгих и мучительных духовных поисков удалось постигнуть смысл жизни, не могут толком ничего сказать о том, в чем же этот смысл состоит.

    ББК Ш100.3+Ш100.6

    ГСНТИ 16.21.07

    Код ВАК 13.00.02

    Чжу Инли,

    стажер Московского государственного университета, университет Хэйлунцзян, Цзилиньский институт иностранных языков «Хуацяо»; 130117, Китай, провинция Цзилинь (Гирин), г. Чанчунь, ул. Цзин Юэ, 3658; e-mail: [email protected].

    ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ, ЯЗЫКА И РЕЧИ

    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: язык; речь; мышление; мыслительная деятельность; психолингвистика; речевая деятельность.

    АННОТАЦИЯ. Язык представляет собой организованную структуру символов, в которой действуют свои правила и законы. Слова, которые мы используем в речи по языковым законам, отражают процесс мышления человека и общества в целом. Система символов языка человека имеет относительную стабильность, язык передается из поколения в поколение в виде устной или письменной формы. Он не принадлежит ни одному из носителей языка, хотя каждый обладает им; язык - это продукт социальной договоренности. Соссюр в «Курсе общей лингвистики» проводит четкие границы между языком и речью, что и положено в основу современной лингвистики. В процессе мышления язык участвует в силу своих материальных возможностей (звуковая оболочка слова, смысл и структура предложения). Мы не можем рассматривать мышление и язык как тождественные явления. Но с другой стороны, рассматривать язык и мышление как форму и содержание тоже некорректно, потому что процесс мышления это не содержание, а мыслительная деятельность, в результате которой это содержание и проявляется. Язык сам по себе представляет собой единство формы и содержания.

    Trainee, Moscow State University, Heilongjiang University, Harbin, Jilin Huaqiao University of Foreign Languages, Changchun, China.

    CORRELATION OF THINKING, LANGUAGE AND SPEECH

    KEYWORDS: language; speech; thinking; psycholinguistics; speaking.

    ABSTRACT. Language is an organized structure of symbols, which has its own rules. Words that we use in speech according to the laws of the language reflect the process of thinking of a person and the society in general. The system of symbols has a relatively stable structure; language is passed from one generation to the other in written or oral form. It doesn"t belong to any speaker, although every native speaker uses it; language is the product of social cooperation. F.de Saussure in his book "General Linguistics" draws the border between language and speech, which is in the basis of modern linguistics. Language takes part in the process of thinking due to its abilities (sound matter of a word, meaning and structure of a sentence). We can not equal language and thinking. But on the other hand it is wrong to treat language and thinking as form and content, because the process of thinking is not content, but activity, the result of which reveals the content. Language is the unity of form and content.

    1. Введение

    Разграничение языка и речи впервые было предложено и обосновано отцом современной лингвистики -швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. Он считал, что разделение языка и речи необходимо, для того чтобы «очистить» предмет изучения лингвистики - язык. Гумбольдт заметил противоречия индивидуальных и социальных факторов в языке, поэтому особое внимание уделял вопросам различия между языком и речью. Язык - это уникальная система символов, которая лежит в основе структурной лингвистики. Представители младограмматической школы считали, что язык является результатом генетической наследственности человека и рождается вместе с ним. Функциональная языковая школа считает, что язык является наиболее важным инструментом коммуника-тивнной деятельности человека, то есть

    мы видим, что язык был предметом изучения многих научных школ. Язык и мышление тесно связаны между собой. Язык и мышление как социальное явление обусловливают друг друга: вне мышления деятельность людей бесцельна и бессмысленна. Язык представляет собой организованную структуру символов, в которой действуют свои правила и законы. Слова, которые мы используем в речи по языковым законам, отражают процесс мышления человека и общества в целом. Различные способы мышления определяют выбор слова, обработку, коррекцию; построение предложения, выбор слова, их порядок в предложении - все это является средствами выражения экспрессии и может определяться внешним воздействием. С другой стороны, процесс кодирования речи как процесса мыслительной деятельности находится под влиянием мышления и сформирован многовековой человеческой практикой.

    © Чжу Инли, 2016

    2. Различия языка и речи как основа теории языка

    Система символов языка человека имеет относительную стабильность, язык передается из поколения в поколение в виде устной или письменной речи. Он не принадлежит ни одному из носителей языка, хотя каждый обладает им; язык - это продукт социальной договоренности. Соссюр в «Курсе общей лингвистики» проводит четкие границы между языком и речью, что и положено в основу современной лингвистики.

    2.1. Различия между языком и речью

    Язык является относительно фиксированной системой знаков, передающейся из поколения в поколение. Речь не обладает фиксированной системой символов, она более подвижна, но не выходит за пределы структуры конкретного языка [см. подр. 18,

    Виды лекс

    с. 108]. Первое относится к обобщению социальных практик, принятых социальными группами, в то время как последнее является инструментом человеческой коммуникативной деятельности. Язык является абстрактным и относительно стабильным явлением, речь фиксирует отдельные языковые фрагменты. Соссюр рассматривал язык как социальный фактор, подверженный внешним воздействиям. Соссюр писал о том, язык существует в коллективе как совокупность отпечатков, имеющихся у каждого в голове, наподобие словаря, экземпляры которого, вполне тождественные, находились бы в пользовании многих лиц [см подр. 2009, с. 35]. Русский лингвист В. С. Виноградов использует таблицу, чтобы выделить различие между языком и речью (см. таблицу 1).

    Таблица 1

    й информации

    Константная (языковая) информация Окказиональная (речевая) информация

    I. экстралингистическая (знаменательная)

    1. Смысловая (семантическая) 2 .Эмоционально-экспрессивная (стилистическая) 3. Социолокальная (стилевая) 4. Хронологическая 5. Фоновая 6. Диференциальная 1. Ассоциативно-образная 2. Словотворческая экспрессивно-эмоциональная 3. Аллюзивная 4. Функциональная 5. Паралингвистическая

    II. Лингвистическая (служебная) 7. Грамматическая 8. Фонематическая (формальная)

    2.2. Связь языка и речи Соссюр в своих исследованиях «чистой» лингвистики четко разделяет язык и речь, но отмечает, что это вовсе не означает, что язык и речь никак не связаны. Наоборот, он подчеркивает связь между ними. Ню Вэй-инь , объясняя понятие «речь», говорит о социальной кристаллизации, раскрытой Соссюром: члены одного коллектива воспроизводят примерно одни и те же знаки, соотнося их примерно с одними и теми же понятиями, что помогает объяснить, каким образом говорящий находится в подчинении «языковой» составляющей свободы выбора в создании фраз и предложений. По словам Соссюра, язык одновременно и орудие и продукт речи. Но все это не мешает языку и речи быть двумя совершенно различными вещами [см. подр. 13, с. 41]. Исходя из вышесказанного, язык является абстрактным дискурсом для конкретной коммуникативной ситуации. Знаковая система языка обрабатывается и используется в процессе общения, если язык не соответствует общепринятой в данном обществе, коллективе системе, то коммуни-кактивный акт не сможет состояться.

    2.3. Особые различия между языком и речью В дальнейшем лингвистика языка и лингвистика речи разделились, но остались неразрешенными вопросы, например -предложение является частью языка или речи? Структура предложения имеет определенную закономерность, является крупнейшей структурной единицей языка, средством коммуникации. В то же время законченное предложение может выражать частный коммуникативный смысл, вербальная коммуникация является наименьшей единицей общения. Соссюр в «Курсе общей лингвистики» склонен считать, что речь как явление всегда индивидуально. Но здесь скрыто очень важное противоречие: либо «речь» лишь индивидуальное, побочное, даже случайное, либо же это «комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодексом», что никак не может быть побочным и тем более случайным и что не является даже и индивидуальным, так как это нечто, лежащее вне субъекта. Коллективное использование языковой системы зависит от индивидуальных особенностей, там нет четкой границы

    между свободой выбора языковых явлений. Позже когнитивная лингвистика в качестве аргумента для отказа от идеи слияния языка и речи, они считают необходимым проводить различия между языком и речью. Язык и речь соотносятся с конкретным, практическим, а не с абстрактными формами. Они считают, что символика формируется в использовании любых знаков, даже если они абстрактны, она возникает из использования конкретных слов в конкретных сценариях, является частью языка знаний, который равен языку как полностью открытой системе, постоянно меняющейся, не имеющей стабильности.

    3. Об отношениях между языком и мышлением

    Язык является не только средством коммуникации социальных групп людей, но и инструментом мышления человека, обе функции интегрированы человеческим мозгом. С самого раннего детства каждый человек проживает процесс развития и возникновения языка и мышления. Этот процесс развития языка и мышления, их связи друг с другом, происходит вне отрыва от политической истории, развития нации или расы. Но отношения между языком и мышлением сопровождают более спорные вопросы.

    3.1. Язык и мышление аналогичны

    Язык и мышление. Американский психолог-бихевиорист Уотсон (J. B. Watson) полагал, что мышление идентично неслышному проговариванию звуков громкой речи, а сами эти звуки являются условным сигналом обозначаемых ими объектов, то есть отождествлял мышление с внутренней речью. Позже еще один приве-женец бихевиоризма Скиннер (B. F. Skinner) занимает аналогичную точку зрения, он развивает концепцию, согласно которой овладение речью происходит по общим законам образования условных рефлексов. Когда один организм производит речевые звуки, другой организм их подкрепляет (положительно или отрицательно), контролируя тем самым процесс приобретения этими звуками устойчивых значений.

    3.2. Язык и мышление разнородны

    Одна из точек зрения предполагает, что

    мысль определяет язык. Уже 2500 лет назад Аристотель предложил решение взимосвя-зи мышления и языка, считая, что язык, речь - это, прежде всего, средство для выражения мыслей. Рационалисты лингвисты XVII в. также считают, что для человека, существа рационального, создание языка было необходимо для выражения идеи. Многие современные западные психологи до сих пор придерживаются этой теории. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже (J. Piaget) считает, что язык обу-

    словлен логическим мышлением; рассматривая соотношение языка и мышления с точки зрения истории происхождения языка, ученый отталкивался от изучения формирования языковых и мыслительных процессов отдельных детей. Логические операции по происхождению первичнее языка или речи, но чем сложнее структуры мышления, тем более необходимым становится язык для их обработки. Следовательно, язык - это необходимое, но недостаточное условие построения логических операций. Другая точка зрения - язык определяет мысль. Некоторые западные лингвисты, такие как Сапир, Вольф и другие придерживаются именно этого взгляда. Советские психологи также придерживаются этой точки зрения, предполагая, что развитие мыслительных структур и языка мысли является основной движущей силой мышления, и язык является основой индивидуального мышления. В то же время советские психологи также считают, что взаимосвязь языка и мышления является символом отношений между «означающим» и «смыслом».

    Существует также мнение, что отношениям между языком и мыслью соответствует взаимодействие между формой и содержанием. Представитель натуралистического направления в языкознании Август Шлейхер ^Ы1аШеег) в своих исследованиях подчеркивал материальную сторону языка, считая, что дух есть сам по себе высший продукт материи. Соссюр сравнивал отношения между языком и мышлением с листом бумаги. Мысль - его лицевая сторона, звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Сос-сюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее - означаемое. Многие наши лингвисты также придерживаются этой точки зрения.

    3.3. Диалектическая взаимосвязь между языком и мыслью

    Язык и мышление принадлежат к разным категориям. В процессе мышления язык участвует в силу своих материальных возможностей (звуковая оболочка слова, смысл и структура предложения). Но мы не можем рассматривать мышление и язык как тождественные явления, это то же самое, как отождествление вербального языка и внутренней речи у бихевиористов, чьи позиции в современном научном мире не являются актуальными. Но с другой стороны, рассматривать язык и мышление как форму и содержание тоже некорректно, потому что процесс мышления это не содержание, а мыслительная деятельность, в результате которой это содержание и проявляется. Язык сам по себе представляет собой единство формы и

    содержания. Таким образом, язык как «материал оболочки», язык как «инструмент для мышления» и другие подобные фразы неточны, потому что язык может быть во-принят не только в физических проявлениях (звук), но и в содержательных. Язык принимает участие в процессе мышления, когда он действует в качестве инструмента мышления или средства для воплощения материального и нематериального содержания. Язык и мышление не вступают в отношения доминирования или взаимной обусловленности (язык нужен, чтобы думать, а чтобы думать, нужен язык). Так как язык и мышление принадлежат к различным областям, не может быть полного тождества языка и мышления. Даже внутренняя речь не является сама по себе процессом мышления, а всего лишь материальной оболочкой мысли в тех случаях, когда мы думаем, не высказывая мысли вслух.

    Близость языка и мышления тоже неоспорима. Будучи средством общения и орудием мышления они выполняют одну функцию, реализуясь в речевой деятельности. Даже образное и интуитивное мышление должны иметь некий план выражения, как и логическое мышление. То есть язык выступает не только как средство выражения мысли, но и форма ее существования (могут быть еще и невербальные виды искусства, такие как живопись, музыка, скульптура, которые воплощают мысли и чувства человека). Независимо от типа мышления, которое участвует в формировании речи, без человеческого языка окончательная мысль не может быть понята. Возникая на уровне туманной идеи, мысль, оформляясь в языковую оболочку, становится зримой и приобретает ясность, чем продуманнее и осознаннее мысль, тем более четко и ясно она выражена.

    4. Определяющее условие мышления и речи

    Мышление - это функция человеческого мозга, человеческий мозг отражает объективные процессы, происходящие в мире. Существует два этапа человеческого познания: чувственное восприятие и рациональное. Процесс мышления на рациональном этапе понимания осуществляется на уровне концепций, суждений и рассуждений, чтобы отразить процесс понимания объективной природы вещей и законов. Человеческая мысль, реализуясь с помощью языка в речи, может непосредственно отражать результаты мышления как деятельности людей. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, мы видим тесную связь мышления и речи.

    4.1. Различия в речи как проявление индивидуального мышления

    На функционирование языка в речи влияет много факторов, таких как социальные факторы, культурные, психологические и так далее. Каждый из них будет непосредственно влиять на использование языка в речи, которая также будет зависеть и от индивидуальной способности мышления говорящего. Способность к производству речи зависит от уровня мышления. Чем выше уровень мышления, художественность речи, тем удачнее и эффективнее будут решаться коммуникативные задачи. Мыслительная деятельность людей с низким уровнем владения речью оставляет желать лучшего. Но есть исключения из правил, связанные с индивидуальными особенностями: несмотря на серьезные мыслительные навыки, человек не обладает умением вербально их воплотить, но эту ситацию можно изменить, специально обучаясь коммуникативным навыкам.

    4.2. Вербальная коммуникация и мыслительная деятельность

    Межличностные коммуникации осуществляются с помощью не только вербальных, но и невербальных средств. При вербальном общении речь является посредником между коммуникантами, осуществляя выражение мыслей, чувств, которые должны быть переданы. Обмен информацией проходит через мыслительную деятельность языка: кодирование мысли, чтобы выразить свои чувства посредством языковой обработки, трансформации во внешнюю форму речи. То есть коммуникативный акт реализуется при словесной стимуляции головного мозга; мыслительная деятельность необходима для организации, выбора, анализа, интеграции, трансформации мысли, чтобы выразить чувства, и, наконец, достичь цели общения. Конечно, это преобразование или сокращение неотделимы от обоюдного общего понимания социальной, культурной, психологической и других видах информации, потому что без них не было бы взаимной договоренности о материальном воплощении мышления, не имея никакой общей платформы, можно прийти к разным результатам, и речевое общение окажется непродуктивным, несостоявшимся. Прямым следствием языковых и культурных различий между символами может быть отказ от коммуникации.

    4.3. Вербальная коммуникация и контекстные ограничения

    Еще до начала коммуникативного акта должны быть установлены конкретные объекты коммуникации, цель коммуникации, осознаны время, место и условия, которые будут связаны с определенной ситуацией общения, то есть необходимо убедиться, что

    созданы все условия для понимания. Смысл речевого высказывания осуществляется с помощью языковых средств, но некоторые моменты могут быть выражены элементами неязыковой сферы. Люди в процессе общения могут столкнуться с различными ситуациями, разные люди могут выражать одну и ту же мысль по-разному, и различные версии оформления своей мысли способны производить различные коммуникативные эффекты.

    Является ли мысль сказанной или написанной, носителем словесной информации или выводимой из других источников, существует необходимость обработки информации не задумываясь, чтобы это не стало проблемой в цепочке передачи речевой информации.

    Прежде чем вербализировать свою мысль, иногда полезно подумать вслух, чтобы организовать свою внутренную речь. Только подумайте хорошо. Именно через мыслительную деятельность вы можете быстро организовать содержание выражения, придать своей речи аккуратность и гладкость. Обладая гибким мышлением, способностью обобщения, мысль может быть извлечена из многочисленных наслоений слов и образов, трансформироваться в структурированный контент и преобразиться в идеальную речеформу.

    5. Заключение

    Многочисленные исследования в обла-

    сти лингвистики привели к возникновению структурной лингвистики, которая разграничила язык и речь и сделала эти различия объектом изучения, чем внесла выдающийся вклад в языковое развитие. Но она при этом игнорирует речь, которая тоже играет важную роль. С развитием науки изучение языка в изоляции в определенный момент стало препятствовать научному прогрессу.

    Язык является носителем мышления. Наша повседневная жизнь неотделима от языка. Внутренняя мыслительная деятельность, особенно абстрактные инструменты мышления, с помощью языка улучшает качество общения между людьми, способствует более глубокому пониманию. Мышление - ядро интеллекта человека, использование языка тесно связано с ним. После того, как идея продумана, она становится бессмысленной без материальной оболочки. Речь, используемая в процессе общения, связана с неязыковыми факторами: психологическими, социальными, культурными, историческими и т.д., которые влияют и ограничивают язык, очевидно, что использование языка как инструмента исследования мыслительной деятельности человека является доминирующим инструментом при правильном использовании. Тем более необходим этот инструмент при изучении языковых правил и законов.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Арутюнова Н. Д. Язык // Энциклопедия. Русский язык. М., 1997.

    2. Виноградов В. С. Лексические вопросы перевода художественной прозы. М., 1978.

    3. Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967.

    4. M. Щ. : 1996.

    5. ШШ. гй*. Ш^ШЭШВШЖ. ФИ2010.

    6. щщ. штцшт.ш ш. : 2012. № 8.

    7. ттш. Ш^ШЗДШ^ШИЙ

    8. ЯЙ, ШШВШШИФШЬ. m^m 2015.

    10. ЯШ. . 2012.

    13. : й&вдш, 2009.

    14. гщж ШВ^Ш^&В^-^^шш^шжшш.т^^^, 2011.

    15. wa^. . ш: ттк^щт%шт±,1991-

    16. шъштши^-т, 2001.

    17. шт. ттшшм^а. ш: йшш, 2005.

    18. шя. - 2007.

    1. Arutyunova N. D. Yazyk / / Entsiklopediya. Russkiy yazyk. M., 1997.

    2. Vinogradov V. S. Leksicheskie voprosy perevoda khudozhestvennoy prozy. M., 1978.

    3. Reformatskiy A. A. Vvedenie v yazykovedenie. M., 1967.

    4. M. Щ. : 1996.

    5. ШШ. гй*. Ш^ШЭШВШЖ. ФИ2010.

    6. щщ. жтщтшш ш.: 2012. № 8.

    7. щтш. Ш^ШЗДШ^ШИЙ

    8. ЯЙ, ШШВШШИФШЬ. m^m 2015.

    12. вде. г^хйтшш^швшжет». 1999.

    13. Ш: Й&ФШ, 2009.

    14. итж -2011.

    15. -дащ^ш. ш: ттк^щт%шт±,1991-

    16. птщштщл ш, 2001.

    17. ттшшм^я. ш: йШШ, 2005.

    18. - шштштъттшшштщттт^ж, 2007.

    Связь языка и мышления

    Язык - система словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек мыслить не прибегая к помощи языка?

    Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление. Еще древние греки использовали слово «logos » для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее. Вильгельм Гумбольдт , великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его язык. Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, в поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: «язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции».

    И, наконец, американский лингвист Леонард Блумфилд утверждал, что мышление - это говорение с самим собой.

    Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения.

    Творить без помощи словесного языка могут многие творческие люди - композиторы, художники, актеры. Например, композитор Ю.А. Шапорин утратил способность говорить и понимать, но мог сочинять музыку, то есть, продолжал мыслить. У него сохранился конструктивный, образный тип мышления.

    Таким образом, обе противоположные точки зрения имеют под собой достаточные основания. Истина, скорее всего, лежит посередине, т.е. в основном, мышление и словесный язык тесно связаны. Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не нуждается в словах.

    Советский психолог Л.С. Выготский в своей работе "Мышление и речь " указывает на то, что нельзя отождествлять слово и мысль. “…Если слово и мысль совпадают, если это одно и то же, никакое отношение между ними не может возникнуть и не может служить предметом исследования, как невозможно представить себе, что предметом исследования может явиться отношение вещи к самой себе” 1 . Да и рассматривать, у него, нужно не мысль и слово, а значение слова, ибо звук без значения, пустой звук. Однако "…оно (значение слова от авт.) есть феномен словесной мысли или осмысленного слова, оно есть единство слова и мысли". Более того, Л.С. Выготский идет дальше. Он отрицает вообще участие языка в формировании элементарного мышления, опираясь на эксперименты, проводимые немецким психологом Келером и американским психологом Йерксом над обезьянами. Суть их экспериментов заключалась в том, что человекоподобным обезьянам предлагалась приманка, которую можно было достать, только используя какое-либо приспособление. Например, палку, если приманку нужно было подвинуть или сбить, или разбросанные ящики, которые нужно было составить друг на друга, если приманка была в подвешенном состоянии. Данные опыты дали положительный результат, из чего следовало, что формирование элементарного, доречевого мышления происходит без участия языка.

    Л.С. Выготский считает, что отсутствие речи и "представлений" являются основными причинами того, что между антропоидом и самым наипримитивнейшим человеком существует величайшее различие. В подтверждение своих слов он приводит цитату Келера: "Отсутствие этого бесконечно ценного технического вспомогательного средства (языка) и принципиальная ограниченность важнейшего интеллектуального материала, так называемых "представлений", являются поэтому причинами того, что для шимпанзе невозможны даже малейшие начатки культурного развития".

    "Люди живут не только в объективном мире и не только в мире общественной деятельности, как это обычно полагают; они в значительной мере находятся под влиянием того конкретного языка, который стал средством выражения для данного общества. Было бы ошибочным полагать, что мы можем полностью осознать реальность, не прибегая к помощи языка, или что язык является побочным средством разрешения некоторых специальных проблем общения и мышления. На самом же деле “реальный мир” в значительной степени бессознательно строится на основании языковых норм данной группы... Мы видим, слышим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения". Это высказывание Эдуарда Сепира использовал Бенджамин Ли Уорф эпиграфом к своей работе "Отношение норм поведения и мышления к языку", в которой он изложил свои мысли по поводу взаимодействия языка и мышления. Отношение американских лингвистов Э.Сепира и Б.Уорфа к проблеме языка и мышления можно обозначить так - язык определяет мышление.

    Работая в страховой компании Уорф (еще до того, как он начал изучать Сепира), часто делал отчеты о произошедших возгораниях и пожарах. Через некоторое время он заметил, что не только сами физические обстоятельства, но и обозначение этих обстоятельств было иногда тем фактором, который, через поведение людей, являлся причиной пожара. Этот фактор обозначения становился яснее всего тогда, когда это было языковое обозначение, исходящее из названия, или обычное описание подобных обстоятельств средствами языка.

    Так, например, около склада так называемых gasoline drums (бензиновых цистерн) люди ведут себя определенным образом, т. е. с большой осторожностью; в то же время рядом со складом с названием empty gasoline drums (пустые бензиновые цистерны) люди ведут себя иначе - недостаточно осторожно, курят и даже бросают окурки. Однако эти “пустые” (empty) цистерны могут быть более опасными, так как в них содержатся взрывчатые испарения. При наличии реально опасной ситуации лингвистический анализ ориентируется на слово “пустой”, предполагающее отсутствие всякого риска. Существуют два различных случая употребления слова empty: 1) как точный синоним слов - null, void, negative, inert (порожний, бессодержательный, бессмысленный, ничтожный, вялый) и 2) в применении к обозначению физической ситуации, не принимая во внимание наличия паров, капель

    жидкости или любых других остатков в цистерне или другом вместилище.

    Обстоятельства описываются с помощью второго случая, а люди ведут себя в этих обстоятельствах, имея в виду первый случай. Это становится общей формулой неосторожного поведения людей, обусловленного чисто лингвистическими факторами.

    Затем Б. Уорф, принимая за основу концепцию Э.Сепира о влиянии языка на мышление, конкретизирует ее в своих исследованиях некоторых индейских языков и культур и их сравнении с европейскими языками и культурой. Уорф пишет: "Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим родным языком. Мы выделяем в мире явлений те или иные категории и типы совсем не потому, что они (эти категории и типы) самоочевидны; например, мир предстает перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит в основном - языковой системой, хранящейся в нашем сознании". (8)

    Вот некоторые из его наблюдений и мыслей о таких логических категориях, как пространство и время, форма и содержание.

    Согласно исследованиям Уорфа в языке хопи множественное число и количественные числительные употребляются только для обозначения предметов, которые могут образовать реальную группу. Выражение “десять дней” не употребляется. Вместо “they stayed ten days - они пробыли десять дней” хопи скажет: “они уехали после десятого дня”. Сказать “десять дней больше, чем девять дней” нельзя, надо сказать “десятый день позже девятого”.

    Такие термины, как “summer - лето”, “September - сентябрь”, “morning - утро”, “sunset - заход солнца” являются у нас существительными, как и слова, обозначающие реальные предметы.

    В языке хопи все временные термины - лето, утро и т. п. - представляют собой не существительные, а особые формы наречий, если употреблять терминологию среднеевропейского стандарта. Это - особая часть речи, отличающаяся от существительных, глаголов и даже от других наречий в хопи.

    Они не употребляются ни как подлежащие, ни как дополнения, ни в какой-либо другой функции существительного. Переводить их следует, конечно, как “летом”, “утром” и т. д., но они не являются производными от каких-либо существительных. Объективизация времени полностью отсутствует.

    Само понятие “время” в европейской культуре есть результат объективизации отношения "раньше-позже" в сочетании с представлением о веществе, субстанции. Мы создаем в своем воображении несуществующие предметы - год, день, секунда, а вещество, из которого они состоят, называем временем. Мы говорим “мало времени”, “много времени” и просим дать час времени, как если бы мы просили литр молока. У хопи нет основы для термина с таким значением.

    Трехвременная система глагола в среднеевропейском стандарте языка непосредственно отражает объективизацию времени. Время представляется бесконечной прямой, по которой передвигается (обычно слева направо) точка. Точка - это настоящее, левее ее - прошлое, правее - будущее. В языке хопи, как и можно было предполагать, все обстоит иначе. Глаголы здесь не имеют времен, подобных европейским. Глагольные формы отражают источник информации и ее характер. И это точнее соответствует действительности, чем

    трехвременная система. Ведь когда мы говорим “я завтра пойду в кино”, это отражает не то, что на самом деле будет, а только наше намерение пойти в кино, намерение, которое существует сейчас и может перемениться в любую минуту. То же относится и к прошедшему времени.

    Конечно же как и любая теория, которая не имеет жестких доказательств, теория Сепира-Уорфа подвергалась и подвергается критике со стороны исследователей различных дисциплин.

    Советский ученый Ительсон Л.Б., рассуждая о гипотезе Уорфа, говорит, что, с одной стороны, она вроде бы верна: бесчисленные факты свидетельствуют, что язык действительно организует реальность в определенные категории.

    С другой стороны, Ительсон категорически против того, что Уорф рассматривает язык как первичный фактор, который определяет восприятие, представление и понимание мира. По мнению советского психолога, первичны свойства реального мира и практика людей, которая эти свойства обнаруживает. "Язык лишь отражает в своей структуре определенные действительные свойства и отношения реальности. Он устроен так, как устроен реальный мир. Так что, в конечном счете, не язык, а подлинные свойства реального мира определяют, как его воспринимает и представляет человек". (3, с.629)

    Советский психолингвист А.А. Леонтьев поддерживает точку зрения Ительсона: "Некоторые ученые, занимающиеся исследованием языков небольших народов Африки, Австралии, нередко утверждают, что у этих народов свой особый склад мышления, отражающийся в их языке… эти утверждения просто ошибочны".

    1Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Издательство “Лабиринт”, 1999, стр. 9.

    Вопрос о соотношении слова и мысли волнует людей очень давно.

    Мышление – это духовная деятельность человека, которая состоит в отражении объективной действительности, а также процесс этого отражения и результат этого отражения. Это отражение активно. Человек классифицирует опыт, структурирует его и как бы моделирует реальность – сначала с опорой на ощущения. Способ моделирования действительности определяется жизнью человека, его нуждами.

    Базовая активность мышления – классификация и обобщение (язык в ней участвует). Дерево – дерево вообще (как понятие).

    На взаимоотношения языка и мышления существуют две крайние точки зрения:

      Язык и мышление независимы. Язык – внешняя оболочка мысли. Человек формулирует мысль без участия языка, только передает ее с помощью языка. Аргументы: глухонемые от рождения люди или дети с задержкой в развитии не говорят, но в мире ориентируются; при тотальной афазии мыслительные функции сохраняются; животные лишены языка, но не мышления и пр.

      Язык и мышление взаимозависимы (Гумбольдт, Сепир, Уорф).Мышление человека определяется языком, на котором он говорит. Люди думают и действуют так, как они говорят.

    Обе эти гипотезы – крайности. Ни отождествлять язык и мышление, ни полностью отрывать их друг от друга нельзя.

    Существуют биологические способы получения и обработки информации: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Они существуют и у животных. Человек разработал еще один способ адаптации – социальный. Это язык – способ передачи полученной информации, другому человеку. Человек ее заново кодифицирует, классифицирует, делает доступной для передачи.

    Мышление шире того, что человек обрабатывает языком. Мышление включает и осознанные, и неосознанные процессы – язык только осознанные; оно направлено на разные формы действия – язык только на социальную (коммуникативную).

    Нельзя отождествлять картину мира человека с его мышлением , но у человека существует как минимум две картины мира: логическая (научная) – анализ реальной информации, которая поступает из внешнего пространства (в т.ч. с помощью языковой формы). Это наше представление об устройстве мира. + языковая картина мира , которая (часто в образной форме) представляет те же явления. Устройство Солнечной системы (Солнце, 9 планет) ≈ солнце садится, солнце встает. Языковые формы зачастую сохраняют древние представления. Языковая картина мира – фиксирование давних представлений, метафорических выражений, и она не оказывает существенного влияния на бытовое поведение и мышление людей.

    Типы мышления

    Язык связан только с некоторыми из них или со всеми, но не в полной мере. Выделяют следующие типы мышления:

    - образное (доязыковое) – чувственный образ, который становится заместителем предмета в мышлении. Имеются в виду любые образы, получаемые с помощью любых органов чувств. Наиболее различаются у разных людей. Основа для развития дальнейших форм мышления.

    - логическое (языковое) – абстрактный знак, формируемый с опорой на язык. Одно и то же слово может быть связано с разными понятиями; одно понятие – с разными словами. Отсюда в дальнейшем развивается теория концепта.

    - абстрактное (надъязыковое) – универсальный предметный код. Заместитель предмета – не понятие и не чувственный образ, а сложная схема, состоящая из определенных понятий и чувственных образов. Это свертывание нескольких мыслительных операций в одну. Этому можно только научить. Интериоризация («сворачивание», автоматизация процессов ходьбы, чтения и пр.). Типичный пример – мышление шахматиста, физика, химика.

    Психофизиологическая основа связи языка и мышления – мозг . В ходе эволюции происходила спецификация участков мозга (функциональная симметрия головного мозга). Левое полушарие – доминантное, речевое; зона Брокá (нижнелобная область) – порождение речи; зона Вéрнике (височная область) – восприятие речи. Связи между полушариями очень насыщенные и быстрые.

    Левое полушарие отвечает за анализ, детали и различение фонем и букв. Правое – за синтез, контроль, интонацию и иероглифы.

    Функции языка

    Якобсон рассматривает функции языка, исходя из коммуникативного акта:

    - основные – присутствуют в любом коммуникативном акте:

    Коммуникативная;

    Гносеологическая (мыслеобразующая). Но: мысль существует не только в языковой форме; центральная функция – коммуникативная, а гносеологическая вытекает из нее, т.к., чтобы передать информацию, мы должны ее сначала сформулировать.

    - факультативные – проявляются в определенных условиях:

    Когнитивная (познавательная, аккумулятивная) – познание мира с помощью языка;

    Эмотивная (экспрессивная) – выражение отношения к сообщаемой информации;

    Конативная (волюнтативная) – воздействие на слушателя с помощью передачи информации (звательные формы и падежи, формы повелительного наклонения и пр.);

    Эстетическая (поэтическая) – использование языка как объекта эстетического воздействия, средства художественного творчества;

    Аксиологическая – функция оценки (не информации, а вообще всего, часто с точки зрения полезности);

    Магическая (омадативная) – воздействие на мир с помощью языка, находит выражение в божественных гипотезах, поговорках, пословицах, молитвах, заговорах и т.д.;

    Метаязыковая – способность языка выступать в качестве описания себя самого;

    Функции единиц языка:

    Номинативная – способность давать имена;

    Перцептивная – способность единиц языка быть воспринятыми;

    Сигнификативная (смыслоразличительная, дистинктивная) – позволяет ЕЯ различаться между собой;

    Конститутивная – способность строить более сложные конструкции;

    Грамматическая – способность связи в высказывании;

    Фатическая – установление контакта м/у людьми.