Таттвы – Пять ритмов. Акаша Таттва. Соотношение элементов в теле человека

Пять лет между 2008 и 2012 годами у нас была возможность возвысить, наполнить энергией свои тело, сознание и дух и развить их лучшие качества., Пока учим этот урок осознанности, мы можем дарить друг другу радость. Каждое солнцестояние этих лет активировало одну из пяти стихий (таттв) и, соответственно, те наши качества, которые связаны с этой стихией. Каждое солнцестояние объединяет ту работу, которую каждый из нас проводит над собой, с созданием всеобщего, мирового сознания. От имени всех нас это сознание способно проецировать в реальность всё, о чём мы просим в своих молитвах и всё, что намереваемся сделать.

Традиционно принято связывать пять стихий с пятью первыми чакрами. Стихии, они же таттвы - это Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир. К тому времени, как завершится период солнцестояния в 2012 году, на энергетическом уровне мы как раз достигнем шестой чакры (чакры «третьего глаза») и будем готовы открыть себя для нового, более тонкого понимания действительности.

Выполняя необходимые практики по календарю, основными датами которого являются зимние и летние солнцестояния в период с 2008 по 2012 год, мы можем развить свою связь с каждой из таттв. Таттвы поддержат нас, когда мы работаем вместе, каждый внося в этот труд своё уникальное подношение. Мы работаем на всеобщее благо, стараемся «сгенерировать» его в ближайшем будущем - и каждый из нас открывает своё сердце наступающей Эре Водолея. Через понимание таттв, то есть пяти базовых элементов мироздания, нам будет дан необыкновенный духовный подъём. Через смирение, желание исцелять и вести за собой в эту новую Эру других мы сами обретём вечную жизнь.

2008: Таттва Земли

Благословляя полученные раны.

Таттва Земли связана с первой чакрой (Муладхарой), а состояние этой чакры, в свою очередь, напрямую влияет на наше чувство «заземлённости», уравновешенности, сбалансированности.

Снова и снова в нашей жизни может возникать необходимость бороться, выживать, оставлять что-то, к чему мы привязаны, и самим оказываться покинутыми. Если не лечить нанесённые жизнью раны путём осознания, как и почему они были нам нанесены, то все эти негативные процессы действительно разрушат нашу внутреннюю гармонию, выбьют почву у нас из-под ног и поставят нас в положение полной зависимости от обстоятельств.

Важная часть процесса нашего духовного взросления - осознание, что все эти раны, все эти негативные события даны нам, чтобы мы приобрели определённый опыт и, пройдя через испытания, сами научились ставить себя на ноги. Прошлое должно стать мастерской, где мы учимся, а не тюремной камерой, где заключены все наши обиды.

2009: Таттва Воды

Сила творчества, способная превратить насилие в любовь.

Таттва Воды связана со второй чакрой (Свадхистаной) и, следовательно, с репродуктивной системой. Этот энергетический центр отвечает за наши творческие способности, вдохновение, желание созидать.

Чувства дают энергию, питающую наши эмоции и страсти. Когда у эмоций нет возможности проявиться напрямую, они овладевают нами, берут верх над нашей осознанностью. В своём ежедневном поведении мы становимся замкнутыми и неподатливыми и проявляем инициативу только тогда, когда без этого нельзя обойтись, а не тогда, когда нам хочется творчества и перемен.

Представьте себе резервуар с водой, взятой из какого-нибудь стоячего озера или водохранилища. В резервуаре заметны тина, грязь и мусор; такую воду можно использовать далеко не везде, она даже может быть заразна. Когда мы начинаем фильтровать её, нам становится ясно, какие именно вещества её засоряют и отравляют. Поэтому очевидно, что польза от употребления такой воды зависит не только от чистоты источника, из которого она взята, но и от нашей способности её очистить.

Также и с нашими эмоциями. Очищать сознание от эмоциональных «отходов», бессмысленных эмоциональных моделей - задача, с которой никто, кроме нас, не справится, так что здесь вся ответственность лежит на нас. Наш внутренний мир должен быть пространством нейтральности, покоя, радости и комфорта. Также нужно внимательно относиться ко всему, что влияет на наше здоровье, и в этом списке эмоции будут далеко не на последнем месте. Эти меры крайне важны, если мы хотим добиться эмоциональной чистоты и прозрачности - состояния сознания, когда нам нечего скрывать (в первую очередь, от самих себя), когда мы не лелеем обиды и не копим гнев и ревность, когда нет ничего тайного и неосознанного. Эмоциональная чистота - основа хороших взаимоотношений с самими собой, с окружающими нас людьми, с пространством, в котором мы существуем.

2010: Таттва Огня

Сияние преображения.

Таттва Огня связана с третьей чакрой (Манипурой) и, следовательно, с органами пищеварения. Находясь в гармонии со стихией Огня, мы учимся правильно понимать и перерабатывать свой жизненный опыт.

Огонь может исцелять и преображать. В глухом лесу часто случаются локальные пожары, которые возникают сами по себе и уничтожают легко загорающийся подлесок, но при этом не вредят большим деревьям. Нагревая почву, они также способствуют тому, чтобы «спящие» в земле семена начали прорастать. Точно такой же процесс внутреннего горения происходит и в нас, когда третья чакра «переваривает» наш жизненный опыт. Мы можем внезапно понять, что у нас есть силы не только чтобы выжить, но и чтобы жить в гармонии и процветании.

Работа, которую мы проводим над первой и второй чакрами, даёт нам уверенность в себе и своей значимости, в нашем праве быть там, где мы есть. Мы пробуждаем скрытые источники силы, чтобы старые, исчерпавшие себя виды энергии трансформировались в новые. Теперь, когда мы дошли до третьей чакры, мы можем действовать. Главное здесь - сохранять в себе веру и мужество.

2010 год, год Таттвы Огня - время дисциплинировать себя, обозначить свой путь и свои цели.

2011: Таттва Воздуха

Любовь к себе - основа сострадания ко всему живущему.

Таттва Воздуха связана с четвёртой, горловой чакрой (Анахатой) и, следовательно, с сердцем и лёгкими. Вся кровь в нашем организме постоянно проходит через эти органы, так что состояние органов дыхания напрямую зависит от нашего общего самочувствия.

Если мы находимся в состоянии покоя и глубоко дышим, мы чувствуем, как расширяются и сжимаются лёгкие с каждым вдохом и выходом. Если же сделать ещё более глубокий вдох, то можно почувствовать, что в нашем теле есть зоны, закрытые для притока праны (энергии жизни), которая является неотъемлемой частью дыхания. Более пристальное внимание к этим зонам позволит понять, что здесь и там на нашем теле есть следы «боевых ранений» - пережитых событий, неправильно применённых эмоциональных моделей. Наш организм буквально вооружается против подобных травм в будущем, надевая, как кажется, неуязвимую броню. Однако эти «травмированные», потерявшие чувствительность участки можно восстановить, регенерировать, проявляя заботу и сострадание к самим себе. Учась ценить себя и заботиться о себе, мы также начинаем ценить и проявлять заботу о других.

Отношения человечества с деревьями и другими растениями очень символичны: мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ, а они, наоборот, вдыхают углекислый газ и выдыхают кислород. Это отлично показывает взаимозависимость между нами и между всем живым. Когда мы готовы разделить со всем миром и радость, и отчаяние, как будто это наши собственные чувства, в ответ мы получаем любовь и сострадание.

Таттва Воздуха помогает нам чувствовать великую силу своего сердца

2011 - год Таттвы Воздуха, связанной с сердечной чакрой, нашим личным центром доброты и сострадания, тем пространством, где «Я» превращается в «МЫ». В 2011 мы концентрировались на энергии Таттвы Воздуха в течение всего года, и особенно во время летнего и зимнего солнцестояний. Мантра для этой Таттвы - Guru Guru Wahe Guru, Guru Ram Das Guru, она учит нас исцелять, быть полезными пространству вокруг себя, проявлять сострадание и смиряться с тем, чего мы не можем изменить.

2012: Таттва Эфира

Узы, которые освобождают.

Горловая чарка связана с элементом Эфира, а сам Эфир берёт начало из the Shabd - первоначального, невысказанного, непроявленного звука, и энергии, являющейся матерью этого звука. У Эфира нет границ, нет пределов и нет определённой формы; он неотделим от вибрации, создающей звук. Звучащий голос - это тело Эфира и одновременно его действие.

Квантовая физика подтверждает, что уже древние знали о существовании тонкой, вездесущей и всеобъемлющей энергии, которая соединяет всё во Вселенной. Эта энергия - и внутри, и снаружи нас. Что даёт нам это знание? Мы можем воспринимать эту энергию как заботливые руки вечности, к которой мы все принадлежим - вечности, которая питает и поддерживает наши силы.

Качество Единой Истины (Universal Truth) выражается через нашу горловую чакру. Единая Истина пребывает за пределами субъективности, она так же вездесуща, как Эфир. Раскрывая объятия этой Таттве, мы тем самым объявляем о своей готовности к полному и совершенному осознанию. Все истины объединяются в одну великую Истину. Все души могут объединиться в одной великой Душе.

Все про таттвы - Nodia Brent-Lux

Теперь успех вам гарантирован. Вы всегда будете знать, когда планировать важные дела и принимать решения! В этом вам поможет Таттва!

Таттва в ведической астрологии

Санскритское слово «Таттва»¹ имеет много значений: материя, основание, принцип, период. Кроме того, это и движение универсального эфира, связанное с естественной циркуляцией энергии.

Ведическая астрология изучает проявление таттв во времени. Это как самый малый период цикла. Каждые два часа пять таттв завершают полный цикл. Таким образом, каждая таттва длится 24 минуты. Цикл начинается в момент восхода Солнца, когда солнечный диск пересекает математический горизонт. Каждая таттва имеет свое имя, цвет и планетарных управителей.

Какие таттвы существуют?

  1. Акаша - эфир.
  2. Вайю - воздушное начало.
  3. Теджас - принцип Света и огненное начало.
  4. Апас - водное начало.
  5. Притхиви - земное начало.

На что влияет таттва?

Таттва, в которую родился человек, усиливает влияние соответствующей планеты в его карте рождения.

Так, например, если человек родился в таттву Марса, то качества Марса у него будут усилены, — он будет более активным, решительным, возможно, более агрессивным.

  • Первой после восхода Солнца идёт таттва АКАША , она находится под влиянием Сатурна и цвет её – черный.
  • Вторая таттва ВАЙЮ , — под влиянием Меркурия и Луны, цвет её зелёный и синий.
  • Третья таттва ТЕДЖАС , — под влиянием Солнца и Марса, имеет красный цвет.
  • За ней следует таттва ПРИТХИВИ , — под влиянием Юпитера, цвет её жёлтый.
  • И, наконец, последняя, АПАС , находится под влиянием Венеры и имеет белый цвет.

Характеристики и особенности таттв

Акаша таттва

Серьёзный характер этой таттвы показывает, что в этот период человек не должен ничего предпринимать и начинать. Это таттва молчания и она хороша для , самоуглубления. Начало творческого процесса в это время может принести муки и страдания, а любое начатое дело не будет успешным.

Если в эту таттву завяжется дружба или любовь, то она принесет разочарования и, возможно, быстрый разрыв. Под влиянием этой таттвы наступает смерть, обычно она приходит после тяжелой и изнурительной болезни. Акаша очень редко приносит беременность, а если это случается, то может принести смерть матери.

Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму, душевной дисгармонии и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость.

Вайю таттва

Вайю – таттва это принцип движения и быстроты. Это ветер, воздух, полет, ходьба и всякое движение вперед. Она связана с быстрыми энергиями, контактами, обменом информацией. В эту таттву хорошо начинать туристские и горные походы, человек становится намного выносливее и не так быстро устаёт.

Во время этой таттвы желательно решать проблемы, нуждающиеся в быстром ответе. Хорошо идёт работа, требующая воображения и фантазии. Но не желательно во время этой таттвы делать покупки, а также переходить на новую работу и заводить знакомства.

Брак, заключенный в это время, будет не совсем удачный. Зачатие в этой таттве опасно и может принести матери много забот и тяжёлые роды. В это время усиливаются сплетни, клевета и интриги. Предложения и информация, которые приходят в эту таттву, ненадежны и требуют проверки.

Человек, рождённый в эту таттву, имеет неустойчивую нервную систему, а при неблагоприятных аспектах, бывает раздражительным или завистливым.

Теджас таттва

Она дает человеку много энергии, активности, динамизма. У рождённого в эту таттву, проявляется независимость и большое стремление к свободе. При неблагоприятных аспектах может проявиться агрессивность и вспыльчивость.

Теджас вызывает избыток тепла в организме. В это время человек может купаться в самой холодной воде, не простужаясь, его тянет к острой пище. Глаза становятся зорче. Лечение болезненных проявлений приводит к улучшению.

Во время этой таттвы хорошо начинать новые дела, проводить зрелищные и спортивные мероприятия, в общем всё, что требует смелости, решительности и силы. Неблагоприятное влияние этой таттвы сказывается в том, что у человека проявляется склонность к агрессивным поступкам, ревность, вспыльчивость, желание спорить.

Если в это время заключен брак, то супруги будут постоянно бороться за первенство. Нежелательно в это время делать операции. Для начала поездок и путешествий эта таттва нежелательна.

Притхиви таттва

Эта таттва усиливает волю к жизни, дает стремление к справедливости и оптимизм. Всякое дело, начатое в этот период, проходит успешно и благоприятно и, кроме того, оно прочно и надежно.

Притхиви действует сглаживающе, объединяюще. Браки, заключенные в эту таттву, протекают в гармонии и любви, дружеские и любовные связи благоприятны и прочны. Ребенок, рожденный в эту таттву, очень любит своих родителей и сильно привязан к ним.

В этот период человек, защищающий свои права, найдет справедливых судей и адвокатов, которые успешно проведут его дело. Болезни и кризисы, начинающиеся в это время, проходят безопасно и быстро. Тот, кто начинает лечение в эту таттву, обязательно выздоровеет.

Во время Притхиви нужно начинать всё, что длительно и прочно – постройку дома, поиск и поступление на новую работу, переселение или переезд в новый дом или город, установление прочных связей.

Апас таттва

Эта таттва благоприятна для поездок и путешествий, покупок, заключения сделок, договоров, вложения денег. Это время радости, любви, успеха, плодородия и накопления богатств. Также она хороша для переселения в новый дом, для посадок, садоводства, особенно при растущей Луне.

Апас таттва усиливает интуицию² и пробуждает творческое начало. Женщина, забеременевшая в эту таттву имеет легкую беременность и благополучные роды. Сексуальная жизнь главным образом выражается через влияние Апас таттвы.

Отрицательное воздействие Апас таттвы сказывается в том, что у людей проявляются эгоизм, алчность, склонность к разнузданным удовольствиям, тяга к алкоголю и чрезмерно сладкой пище.

Вообще Апас таттва действует благоприятно: даёт радость, мир, понимание, веселье, игры и удовольствия разного вида. Отношения, которые зарождаются в это время гармоничные и прочные, а брак – счастливый.

Как рассчитать таттву? Пример

Допустим, для предсказания или анализа необходимо определить таттву события, которое произошло 5 июля 1991г. в 13 часов 20 минут в городе Москве.

Восход Солнца в этот день в Москве в 3h 52m. Начиная от восхода Солнца, через каждые два часа начинается новый цикл, состоящий из пяти таттв, т.е. 3h 52m, 5h 52m, 7h 52m, 9h 52m, 11h 5m и т.д.

Время начала события находится в интервале от 11h 52m до 13h 52m. Поэтому прибавляем последовательно по 24 минуты к 11h 52m и тогда получаем интервалы: 11h 52m – 12h 16m Акаша, таттва Сатурна 12h 16m – 12h 40m Вайю, таттва Меркурия и Луны 12h 40m – 13h 04m Теджас, таттва Солнца и Марса 13h 04m – 13h 28m Притхиви, таттва Юпитера 13h 28m – 13h 52m Апас, таттва Венеры.

Итак, событие произошло в таттву Юпитера. Аналогично делаем расчёты таттв для любого начинания, дела или рождения.

Как таттвы влияют на обстоятельства?

Опыт практической работы с таттвами показывает любопытные результаты.

Например, в таттву Сатурна бывает очень трудно дозвониться кому-либо по телефону, переговоры затруднительны, у студентов и школьников, сдающих экзамены в это время, возможна заторможенность мышления, памяти.

Даже хорошо знающий предмет абитуриент не может ясно и четко выразить свою мысль или ответить на вопрос. Но меняется таттва – и всё идёт по-другому.

Интересно наблюдать за течением разговора в компании друзей или знакомых. Если он начинается в таттву Меркурия, то все возникающие проблемы решаются быстро, вопросы и ответы хорошо согласуются друг с другом. Но вот наступает Теджас-таттва, и почти мгновенно начинается спор, причем на пустом месте. Как правило, больше всех спорит человек, рожденный именно в эту таттву.

В таттву Венеры очень хорошо начинать заниматься музыкой, пением, творческой работой, особенно, если она связана с искусством.

Все вопросы, которые вам надо обсудить с начальством, проблемы, которые нужно решить в официальных инстанциях – это начинания в таттву Юпитера. Она почти всегда дает положительный результат.

Для создания предсказаний, основанных на ведической астрологии, рекомендуем вам сначала определить свою таттву рождения, так как планета, управляющая таттвой, будет сильнее в вашей карте рождения. Затем понаблюдайте за сменой таттв в течение дня, посмотрите, как развиваются события при смене таттв, как изменяется настроение у вас и у окружающих вас людей и т.д.

А знаете ли вы, что в вас есть врожденный дар, который может принести вам целое состояние? Чтобы узнать об этом даре, получите бесплатно свою краткую диагностику. Для этого просто перейдите по ссылке >>>

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Таттва - в индуистской метафизике (главным образом в философском направлении санкхья) - изначальная субстанция, первоэлемент. Этим термином также обозначается процесс непосредственного «познания» пяти первоэлементов (

«Таттва» означает элемент, или природа, и используется, чтобы определить конституцию существа и энергии, окружающие его. Таттва – это основополагающая энергия, которая резонирует во всем творении, и использование джйотиш поможет нам определить качество времени существа, которое мы изучаем.

По священным писаниям ведической мудрости, таттва входит в существо следующим образом:

«Воспринимаемая часть Вāсудевы, которая является всего лишь одной восьмой безграничных частей Нāрāян̣ы, слита с Бху-Ш́акти 1 , и из нее Нāрāян̣а распространяется как Прадьюмна. Экспансии Прадьюмны затем развиваются в ахамкāру, и рождается индивидуальное эго.

1 букв.: сила земли, представляющая гуну Раджаса, которая является силой страсти и различения;

Из ахамкāры более саттвичные 2 экспансии становятся 33 главными девами 3 , раджасичные 4 становятся 10 индриями 5 , а тамасичные 6 экспансии становятся пан̃ча-бху̅той, являющейся пятью состояниями физического существования, известными как Агни (огонь/энергия), Пр̣тхви (земля/твердое), Джала (вода/жидкое), Вāю (ветер/газообразное) и Āкāш́а (небо, или вакуум)».

2 Саттва гуна – это природа добродетели, являющаяся причиной сохранения. Она олицетворена Маха-Лакшми;

3 Двадаша Адитья, Ашта Васу, Экадаш Рудра, Индра и Праджапати (Брахма);

4 Раджо-гуна является природой страсти, являющейся причиной сотворения. Она олицетворена Маха-Сарасвати;

5 5 чувств относятся к знанию (гьянендрия): обоняние, вкус, зрение, слух и осязание. 5 чувств относятся к действиям (кармендрия): речь, понимание, ходьба, опорожнение/чистка и размножение;

6 Тамо-гуна – это природа невежества, вызывающая разрушение. Она олицетворена Маха-Кали.

В этом описании стоить отметить, что пять таттв были порождены тамо-гун̣ой. Из троицы Брахмы, Вишну и Шивы, Шива господствует над тамо-гун̣ой и, как Рудра с триш́у̅лой (трезубцем), вызывает разрушение таттвы и, следовательно, смерть живых существ. Именно по этой причине используются 7 стхира-кāрак, чтобы увидеть качество здоровья или āюр (долголетия) существ, и Ш́у̅ла Даш́ā превосходна в определении времени таких событий.

Во всяком случае, лучшим средством от любого недуга является Мритьюнджая мантра, повторяемая 108 раз утром и вечером:

ॐ त्रयंबक्कं यजामहे सुगन्धिं पुष्टिवर्धनम्।
उर्वारुहमिव बन्धनान् मृत्योर्मूक्षीय मामृतात्॥

ом трайам̇баккам̇ йаджāмахе сугандхим̇ пуш̣т̣ивардханам |
урвāрухамива бандханāн мр̣итйорму̅кш̣ӣйа мамр̣тāт ||

Вычиление таттвы и Ямы

Пять таттв повторяются в следующей последовательности:

  • Пр̣тхви;
  • Джала;
  • Агни;
  • Āкāш́а.
Пять таттв владеют периодами дня. Эти таттвы занимают промежутки времени в порядке увеличения, начиная с Меркурия, занимающего 1 период, тогда как Джала, Агни, Вāю и Āкāш́а занимают 2, 3, 4 и 5 периодов соответственно.

Это составляет: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15 периодов таттвы.

Они движутся в порядке возрастания (ароха) и убывания (авароха), т.е:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1, соответствующих 1-му циклу из 30 периодов.


Эти 30 периодов повторяются между восходом и заходом Солнца четыре раза, давая нам 120 периодов, соответствующих 120 годам жизни.

Эти же 120 периодов повторяются еще четыре раза между заходом и восходом Солнца, давая в общей сложности 240 периодов днем и ночью и 8 циклов.

Эти восемь ночных и дневных циклов соответствуют восьми Ямам. Восемь Ям управляются восемью грахами от Солнца до Рāху, начиная с вāры (дня недели), управляющей днем. Божество, управляющее Ямой, должно быть рассчитано по Кāла чакре.

Рисунок 1: Кāла чакра


Таттва начинается в зависимости от вāреш́а (хозяина дня недели), т.е. если это воскресенье, тогда первой таттвой дня будет Агни, потому что воскресенье управляется Солнцем и также Агни-таттвой. См. таблицу для грах, господствующих над таттвой.


Следовательно, и в понедельник, и в пятницу, таттва будет начинаться с Джала.

Пример вычисления:

1. В первую очередь, мы должны определить таттву, управляющую днем недели:

Поскольку рождение произошло в среду, преобладала пр̣тхви-таттва, поэтому последовательность такова: Пр̣тхви, Джала, Агни, Вāю, Āкāш́а.

2. Человек родился ночью, следовательно, мы должны вычислить продолжительность ночи :

5ч 28м 27с – 18ч 29м 53с = 10ч 59м 53с

3. Теперь, чтобы найти продолжительность одной таттвы , мы просто разделим результат на 120:

10ч 59м 53с / 120 = 5м 30с

4. Теперь нам нужно найти какое количество времени прошло ночью до рождения , вычитая время рождения от времени захода Солнца:

21ч 14м 00с – 18ч 29м 27с = 2ч 44м 33с

5. Из количества прошедшего времени и продолжительности одной таттвы мы можем выяснить таттву рождения :

2ч 44м 33с / 5м 30с = ~29,92

Древнее йогическое учение основано на утверждении, что абсолютно все во Вселенной представляет собой вибрацию и является энергией . Основных вибраций существует три : Саттва гуна, Раджас гуна и Тамас гуна. Саттва гуна – это самая тонкая вибрация Праны. Раджас – это направленное, точное движение Праны. Тамас гуна – плотная и тяжелая вибрация. В священных писаниях сказано: «Когда три силы встречаются, образуется материя. Если не происходит их объединения, ничто не происходит».

Благодаря взаимодействию гун возникают таттвы – пять элементов материального мира : земля, вода, огонь, воздух и эфир. Наше физическое тело состоит из того же материала, что и вся Вселенная – из этих пяти элементов. Все таттвы происходят из самого тонкого и затем становятся тяжелыми и плотными. Это называется круговоротом мироздания . Все начинается с элемента Эфира и проходит путь до плотного элемента Земли.

Человеческое тело представляет собой комбинацию 5 элементов и Праны – жизненной силы. Прана и эфир образуют эфирную субстанцию. Когда эфир становится плотным, то появляется воздух, а затем вещество становится летучим и создается движение. Такое движение вызывает возбуждение и становится причиной трения. В свою очередь трение создает тепло. Далее огонь создает воду, и вода сжижается. Сниженное затвердевает и становится землей. Подобный цикл превращения в форму и сохранения формы является универсальным законом, это – «вдохи и выдохи» Вселенной. Все имеет свой ритм , подчиненный единому универсальному ритму.

Нужно отметить, что в нашем теле пять элементов распределены не пропорционально. У одного человека больше элемента огня, у другого – воздуха. В зависимости от этого наука Аюрведа выделяет три основные конституции тела – : Капха, Питта и Вата. Если смешать два элемента: землю и воду, то получится энергия, называемая Капха. Если смешать воду и огонь, то получится Питта Доша. А если в теле преобладают воздух и эфир, то это – Вата Доша. Аюрведа изучает взаимодействие трех данных видов энергии.

Мы хорошо можем представить себе таттвы земли, воды, огня и воздуха, т.к. они являются физическими и окружают нас. А вот понять, что такое элемент Эфира, сложнее. Эфир – это пространство, из которого появляются все вещества и в который все вещества возвращаются. Это пространство, где возможно все: любое действие, мысль, движение. Представьте себе кинопроектор и его проекцию – она и будет эфиром. И все актеры в фильме, обстоятельства их жизни, все происходит внутри Пранической энергии. Праническая энергия не забывает ничего, в ней остается все. Абсолютно все события в истории человечества и каждого отдельно взятого человека записываются, подобно видео, и эта запись называется хроники Акаши (в переводе с санскрита «акаши» означает «эфир»).

Пять таттв, из которых мы созданы, оказывают влияние на наше поведение, наше мышление, наши физиологические процессы. Таттвы напрямую связаны с десятью основными органами в теле человека:
Элемент Огня – сердце (лунная энергия) и тонкая кишка (солнечная энергия),
Элемент Земли – селезенка (лунная) и желудок (солнечная энергия),
Элемент Воздуха – легкие (лунная) и толстая кишка (солнечная),
Элемент Воды – почки (лунная) и мочевой пузырь (солнечная),
Элемент Эфира – печень (лунная) и желчный пузырь (солнечная).

Все эти органы вырабатывают энергию друг для друга и контролируют энергию для создания гомеостаза, т. е. состояния, в котором тело может существовать и поддерживать себя в здоровом состоянии. Т.к. энергия Огня создает энергию Земли, то энергия сердца и тонкой кишки создает и поддерживает энергию селезенки и желудка. Поскольку энергия Земли поддерживает энергию Воздуха, то энергия селезенки и желудка фактически создает энергию для легких и толстой кишки. Энергия Воздуха порождает энергию Воды, следовательно, энергия легких и толстой кишки создает и поддерживает энергию почек и мочевого пузыря. Энергия Воды помогает создавать Эфир, и таким образом энергия почек и мочевого пузыря создает и поддерживает энергию печени и желчного пузыря. И, наконец, из-за того, что энергия Эфира создает Огонь, то печень и желчный пузырь создают и генерируют энергию сердца и тонкой кишки.

Как видно, каждый элемент контролирует следующий элемент, но только один. В связи с этим, большое внимание следует уделять питанию. Например, если мы едим слишком много кислой и холодной пищи (йогурты, апельсины, ананасы, киви), то кислота и холод усиливают элемент Эфира, который влияет на Землю, забирая Прану и Солнечную энергию Земли из органов селезенки и желудка.https://сайт/books/ можно СКАЧАТЬ иллюстрированную книгу с 11 медитациями традиции Кундалини йоги для баланса всех таттв .

| Учение об элементах (Таттва-видья)

Учение об элементах - Таттва-видья

Местопребывание элементов в теле человека

Каждый орган, каждая часть тела человека соответствуют определенному элементу, составляющему вселенную. В свою очередь, каждый из элементов состоит из света, значит, внутренние органы, кости, жидкости в теле человека и т.д. также созданы из различных видов света, присущих земле, воде, огню, ветру и пространству.


"Огонь сосредоточен на уровне плеч, воздух - в основании пупа, земля - в области бедер, вода - в ногах, эфир - во лбу. Кости, мускулы, кожа, сосуды и волосы - таковы пять свойств земли, как изложено в божественной науке. Сперма, кровь, костный мозг, моча и слюна - это пять свойств воды, как изложено божественной наукой.

Голод, жажда, сон, привлекательность, вялость - пять свойств огня, как изложено божественной наукой. Бег, ходьба, секреция желез, сжатие и расширение тела - это пять качеств воздуха. Такова наука Брахмы. Преданность, бдительность, скромность, благоговейный страх, энтузиазм - это пять качеств эфира. Такова наука Брахмы".

Аналогии в понимании пяти элементов

Если провести аналогию, связанную с растущим плодом, то

~ элемент земли формирует основу плода,

~ элемент воды собирает вместе все элементы плода и удерживает их вместе,

~ элемент огня помогает плоду созревать,

~ элемент ветра дает рост,

~ с помощью элемента эфира существует пространство-Основа, в котором плод может появиться, расти и существовать.

Соотношение элементов в теле человека

Тела богов высших Миров Формы состоят только из тонкого ветра и пространства, тела сансарных богов состоят из элемента огня, ветра и пространства. Тело человека большей частью состоит из земли и воды, поэтому считается, что эти стихии являются наиболее благоприятными, способствующими долгой жизни. И наоборот, стихии огня, ветра и пространства являются ограниченно благоприятными элементами.


"Тело состоит из пятидесяти частей земли, сорока частей воды, тридцати частей огня, двадцати частей воздуха и десяти частей эфира.

Влияние земли обеспечивает успех на длительный срок, вода дарит кратковременные и преходящие плоды, воздух очень редко наделяет удачей, а в огне даже профессионал все утратит.

Земля имеет пять частей, вода - четыре, огонь - три, воздух - две, эфир - одну. Таково непреходящее знание о пропорциях элементов".

"Шива Свародайя" (197 - 199)

Главные свойства элементов

"Практикующий йогин способен распознать форму специфической таттвы, ее движение, вкус и символ. Так он может успешно осуществить связь с этой таттвой".

"Шива Свародайя" (383)


Согласно текстам, тонким элементам присущи пять главных свойств:

1. Чувственное переживание.

2. Собственно качество элемента.

3. Тонкий прообраз элемента (танматра).

4. Состояние элемента.

5. Функциональное проявление.

1. Чувственное переживание

Цвет


"Земля - желтая, вода - белая, огонь - красный, воздух - темно-синий, эфир имеет все цвета".

"Шива Свародайя" (152)


Вкус


"Земля - сладкая, вода - вяжущая, огонь - обжигающий, воздух - кислый, эфир - едкий".

"Шива Свародайя" (157)


2. Качества, присущие элементам

~ Твердость и инертность присущи земле,

~ вязкость и текучесть присущи воде,

~ теплота, расширение, жар и свет присущи огню,

~ движение и действия присущи воздуху,

~ распространение во все направлениях присуще пространству.


3. Тонкие качества элементов (танматры)

Пять грубых элементов рождаются благодаря двойственному затемненному состоянию чувственного восприятия (танматре). Чувственное восприятие затемняется, когда утрачивается связь с Ясным Светом - Основой в момент перерождения.

Тогда Свет, лежащий в основе, не узнается, и начинаются процессы творения сансары, т.е. сознание, потерявшее естественное состояние, соскальзывает на более грубый уровень.

Тонкие качества чувственного восприятия (танматры):

~ тонкое восприятие пространства происходит через звук (шабда-танматра),

~ тонкое восприятие воздуха - через осязание (спарша-танматра),

~ тонкое восприятие огня - через образ (рупа-танматра),

~ тонкое восприятие воды - через вкус (раса-танматра),

~ тонкое восприятие земли - через запах (гандха-танматра).

Тонкие качества являются проводниками между Сознанием - Основой и чувствами (индриями). Эти проводники тонко соединяют объекты, чувственное сознание и органы чувств. Чувственное сознание опирается на ум (манас), который, находясь в иллюзии, включает различение, принимая и отвергая, и эго, основанное на прошлом опыте.

Танматры невозможно ощутить с помощью обычного восприятия. Они переживаются только в мистическом опыте с помощью утонченного восприятия эфирного и астрального тел.

К примеру, концентрируясь на кончике носа или на муладхара-чакре, йогин чувствует, как обостряется его восприятие запахов, в медитации он может обонять восхитительный, неземной запах розы - это проявление танматры земли в его теле.

Выполняя самьяму на кончике языка, йогин может переживать утонченные виды вкуса - так проявляется танматра воды.

Созерцая особым способом в шамбхави-мудре свет солнца, луны, масляной лампы, сидя в темной комнате в определенных позах, предписанных в , йогин видит узоры, шары света, цепочки, радуги, изображение божеств, рисунки, мандалы - так проявляется танматра элемента огня (форма) в его теле.

Управляя ветром, концентрируясь на чакрах, йогин учится переживать различные тонкие виды блаженства в теле, напоминающие сексуальное, ощущая танматру ветра - тонкое осязание.

Концентрируясь на горле или анахата-чакре, выполняя практику , шанмукхи-мудру, бхрамари-пранаяму, йогин слышит звон и гудение, мелодии, колокольчики - это танматра звука в его теле.

Тайные методы Лайя-йоги - Нада-йога и Джьоти-йога для достижения высших ступеней Освобождения, Радужного тела работают на уровне танматр, интегрируя с ними созерцательное присутствие.


4. Свойства элементов


"Исконная Реальность как самовозникшая энергия качеств Вселенной проявляется как саттва, раджас и тамас. Из них рождаются элементы пространства, воздуха, огня, воды, земли".

Шри Шанкарачарья "Таттва Боддхи", часть 2 (2)

Три качества элементов таковы:

~ сияние,

~ движение,

~ инертность.

~ Чистый (тайный) уровень - сияние

В чистом виде пять элементов - это сияние (саттва), пять чистых светов в радужном спектре лучей света, неотделимых от пустотной Основы - Природы Ума.

~ Тонкий (внутренний) уровень - движение

Это элементы в виде энергий, которые используются в тантрической практике. Энергия апана - земля, самана - элемент огня, прана - ветер, удана - пространство, вьяна - вода. Также тонкие элементы - это танматры, духи и божества стихий.

~ Грубый (внешний) уровень - инертность

На грубом уровне элементы - это стихии, как мы их воспринимаем, т.е. земля, по которой мы ходим, вода, которую пьем, воздух, которым дышим, огонь, которым греемся, пространство, в котором путешествуем.

Каждый элемент может проявляться в трех видах: саттвичном (как сияние чистого света), раджасичном (как активное движение энергии) и тамасичном (как инертность, грубость).

Так, элемент воды может проявляться одновременно как тамас - внешняя (грубая) вода, как жидкости внутри тела (раджас) и как саттва - тонкий белый цвет в радуге.

Элемент земли может проявляться как грубая земля, как прана земли в теле и как желтый цвет в радужном спектре.

Элемент огня может проявляться как внешний огонь пламени, как внутренняя прана огня в теле (самана-вайю) и как красный цвет в радужном спектре.

Элемент ветра может проявляться как атмосферный воздух, как прана воздуха, находящаяся в легких, и как зеленый цвет в радужном спектре.

Очищая элементы, йогин преодолевает тамасичные и раджасичные части элементов и пытается утвердиться в их чистом светоносном состоянии.


Три качества порождают пять элементов:

~ из сияния (саттвы), состоящей из сияния света и ясности, возникает элемент пространства,

~ из движения (раджаса) возникает элемент огня,

~ из качества инертности (тамаса) возникает элемент земли,

~ между сиянием и движением возникает тонкий подвижный элемент воздуха (ветер),

~ между движением и инертностью возникает элемент воды, сочетающий оба эти качества.


Саттва

Из саттвичной части первоэлементов рождаются пять органов знания и восприятия (гьяна-индрий).

Проникая друг в друга и взаимодействуя, саттвичные части пяти элементов порождают:

~ чувственный ум (манас) - ум, оперирующий концепциями, мыслями, свойство которого приятие или отвержение,

~ интеллект (буддхи, махат) - это высшее сознание, одухотворенная интуиция,

~ эго (ахамкара) - чувство "эго", возникающее от отождествления себя с телом. Ахамкара порождает тонкие качества (танматры), чувства (индрии) и пять грубых элементов (таттв).

~ сознание (читта) - хранилище умственных тенденций, прошлый опыт, состоящий из накопленных самскар.


Раджас

Раджас творит органы действия (карма-индрии).

Раджасичные части элементов творят:

~ элемента ветра - силу рук, схватывание (пани),

~ элемента огня - силу ног, движение (пада),

~ элемента воды - силу размножения (упастха),

~ элемента земли - силу выделения (пайю).

Проникая друг в друга, раджасичные части пяти элементов рождают пять пран в теле:

~ удана-вайю,

~ вьяна-вайю,

~ прана-вайю,

~ самана-вайю,

~ апана-вайю.


Тамас

В Учении тантры об элементах (таттва-видье) распространен принцип пятикратного увеличения элементов. Он именуется "панчикара", и описывает, как тонкие элементы превращаются в грубые, как во всей вселенной, так и в физическом теле.

Каждый из пяти великих элементов в своей грубой тамасичной форме делится на две равные части. Одна часть остается, другая часть делится на четыре равные части. Затем первая половина соединяется с 1/8 каждого их четырех элементов.


"Из этой пятерки великих элементов, из которых каждый состоит из пяти частей, возникает стхула-шарира, материальное тело".

Шри Шанкарачарья "Таттва Боддхи", часть 2 (6)


5. Функциональное проявление

"Когда господствует элемент земли, совершайте свои привычные постоянные действия, при элементе воды - временные и изменчивые работы, при элементе огня - трудоемкие действия, а при элементе воздуха - пагубные и опасные действия.

Но когда господствует элемент эфира, лучше ничего не делать. В это время рекомендуется культивировать йогу, потому что таттва эфира не приводит к результатам во всех иных действиях.

Земля и вода обеспечивают успех (сиддхи), огонь приносит смерть, воздух - разрушение и утрату, а акаша - во всем бесплодна; так известно знающим таттвы.


Земля приносит относительный успех, вода - немедленную прибыль, воздух и огонь обеспечивают утрату, а акаша делает все безрезультатным".

"Шива Свародайя" (160 - 163)


Пятый аспект элементов - их функциональное проявление (архи-таттва), т.е. то, как элементы проявляются в повседневной жизни.

Преобладающий элемент земли проявляется как финансовое благополучие, процветание. Когда этот элемент доминирует, тексты по Свара-йоге рекомендуют выполнять устойчивую, рутинную работу. Элемент земли также проявляется как надежность, фундаментальность, приверженность традициям, догматам и т.д.

Элемент воды проявляется как приходящий сразу, однако, непостоянный результат. Земля и вода благоприятно проявляются в двух боковых нади.

Элементы огня и ветра указывают на непостоянство, отсутствие долговременных планов или разрушение. Если огонь и ветер двигаются в правом канале (пингале) - это приводит к разрушительным тенденциям в сознании, если в левом канале (иде) - активизируется творчество, появляются ясность мышления и новые идеи.

Элемент пространства благоприятен в медитации и созерцании, концентрации и отрешении от мирских забот.

Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.