Творческий совет. Развитие творческих способностей: советы для каждого

Делать фотографии умеют все. Но как делать такие снимки, от которых мурашки по коже, долгие воспоминания и всемирная (ого!) слава? Вспомните, какие снимки действительно впечатлили вас, поразили, как молния?

Эта книга именно об этом - о творческом процессе, о развитии ростков-идей и создании фотошедевров. Автор книги Клэр Розен знает, что великие произведения не всегда требуют съемки в экзотических местах, большого бюджета и большой команды. Прочитав книгу «Имаджинариум» , вы научитесь создавать нечто выдающееся здесь и сейчас.

Книгу написала всемирно известный фотограф Клэр Розен. Но она не только про фотографию. А про тревогу и радость, которые неизменно сопровождают любой творческий процесс: как ловить вдохновение, проживать разочарование, учитывать детали и наслаждаться успехами.

Эта книга посвящена не столько фотографии, сколько тому, как с ее помощью выразить свое видение и открыть для себя мир.

Наша пррррелесть! Компактная, с безукоризненной версткой, яркими иллюстрациями и содержательным контентом - в книге прекрасно все.

Напутствие от автора: «Вместо рассказа о том, как сделать такие же фотографии, как у меня, делясь на скорую руку приемами и уловками, я описываю другой принцип мышления. Он заключается в целостном взгляде на собственные работы с целью ввести творчество в повседневную жизнь, а также в готовности экспериментировать».

Базовый навык

Творческое мышление и воображение складываются в комплексный базовый навык, который полезен где угодно. Это умение помогает, к примеру, решать новые задачи.

Творческие усилия не ограничены областью искусства, они нужны в любой сфере, требующей осознанных действий.

Советы Клэр Розен будут полезны вне зависимости от того, работаете ли вы в художественной съемке, коммерческой. Или просто любите делать хорошие фотографии на смартфон. Вы узнаете, как развить замысел, подготовиться к нестандартной съемке - и много еще чего интересного.

Как создавать сильные кадры

Прежде чем браться за камеру, задумайтесь, какие снимки вам запомнились больше всего? Что оставило послевкусие? Что очаровало? Какие фотографии вы чаще всего лайкаете и сохраняете для вдохновения или коллажей? Вероятнее всего, это не просто красивые или технически грамотные фотографии.


Фотография - это отражение вашего мировоззрения и опыта. Это кусочек вас самих, который вы оставите после себя. Какой именно опыт должен получить зритель, глядя на ваши работы?

Составьте список того, что вас действительно привлекает в художественных произведениях. Обращайтесь к нему, когда будете анализировать или редактировать собственные работы.

Жизнь - это искусство

Все в жизни является искусством. То, что вы делаете. Как одеваетесь. То, как любите кого-то и как разговариваете. Ваша улыбка и ваш характер. То, во что вы верите и о чем мечтаете. То, как пьете чай. Как украшаете свой дом. Ваш список покупок. Блюда, которые вы готовите. Ваш почерк. И то, как вы чувствуете.

Ответив на эти вопросы, вы сделаете свою художественную практику более сознательной: Чем, какого рода опытом вы хотели бы наполнить свою жизнь? О чем вы хотели бы рассказать? Что должно произойти после того, как ваши снимки будут опубликованы?

Творческие мышцы

Творческие способности - как мышца, которую нужно постоянно тренировать. Если вы ими не пользуетесь, они атрофируются. Если часто задействуете - становятся сильнее. Как это сделать? Вот вам рецепт из «Имаджинариума»: три благодарности в день + медитация + зарядка + вдохновение.

И еще. Куда бы вы ни шли, воображайте себя собирателем историй, идей и средств, которые пригодятся вам для фотографий.


Важно подпитывать свое творческое начало с помощью осязаемых, видимых, слышимых источников вдохновения.

Будьте смелыми в своих мыслях, мечтах, в своем воображении и стремлении к внутренним переменам; проживайте свою жизнь так, словно каждый чувственный и интеллектуальный опыт - это источник сюжетов.

Еще в книге

Эта книга о том, как вести интересную жизнь, полную открытий, постоянно стремясь узнавать новое. Клэр Розен нашла себя в фотографии и счастлива. В книге очень много полезных советов, упражнений и примеров реализации фотопроектов:

  • Путь художника: истоки, интересы, видение
  • Как перестроить мозг на творческую волну
  • Берем интуицию и бессознательное в компаньоны
  • Управление временем для творческого человека
  • Как выбрать тот самый кадр
  • Чек-листы по замыслу, команде и съемке

Быть художником значит в том числе и вплетать творчество в повседневную жизнь. Пробуйте и ошибайтесь, делайте и переделывайте, анализируйте и совершенствуйте.

Для фотографов «Имаджинариум» как Зазеркалье для Алисы. Прочитайте его - и с каждой съемкой ваши работы будут становиться сильнее и интереснее.

P.S.: Эта статья - сделана по материалам рассылки. Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам, чтобы каждую неделю получать самые вкусные отрывки, первыми узнавать о скидках и участвовать в творческих челенджах.

В самом звучании слов «творческий работник» кроется определенный смысловой диссонанс. При слове «творчество» в голове возникает образ крылатой и своенравной музы, а когда говоришь «работник», то почему-то представляется усталый мужик с лопатой.

Тем не менее, если вы хотите зарабатывать на жизнь именно творчеством, то вам придется как-то уживаться с двумя этими образами. И даже в те моменты, когда вы смертельно устали и нет «ни слов, ни музыки, ни сил», все равно есть способы приманить к себе музу творчества. В этой статье вы узнаете о некоторых проверенных способах сделать это.

1. Окружайте себя креативными людьми

Даже простое пребывание в среде писателей, музыкантов, поэтов и художников может вдохновить вас и освежить ваш ум. Ведь не зря же существуют все эти творческие союзы и арт-кафе?

2. Начните хоть что-нибудь

Если вы никак не можете написать первое слово или сделать первый штрих на пустом холсте, то начните с черновиков. Не заморачивайтесь на совершенстве, делайте простые наброски и эскизы. Ваш мозг, освобожденный от груза ответственности за ошибки, вполне может подкинуть вам пару новых идей.

3. Ищите новое

Вдохновение заканчивается тогда, когда мозг начинает движение по кругу. Чтобы разорвать этот круг, постоянно ищите новые впечатления и ощущения. Если вы рок-музыкант, то попробуйте сходить в оперу, если вы пишете детективы, то начните читать фантастику, и так далее. Новые вещи очень часто рождаются на стыке искусств.

4. Создайте утренний ритуал

Возможно, у вас есть определенная последовательность действий, которая подталкивает ваше творческое начало? Быть может это чашечка кофе, утренняя прогулка или работа в кафе?

5. Не переставайте учиться

Не дайте никому ни одного шанса назвать вас «представителем прошлой эпохи» и «динозавром». Не ленитесь впитывать все новое и передовое, что появляется в вашей области.

6. Не отгораживайтесь от внешнего мира

Современные технологии позволяют работать, вообще не выходя из дома. Однако такое творческое уединение, рано или поздно, приводит к выгоранию и опустошению. Не остерегайтесь выхода из своей скорлупы, не ленитесь общаться, и внешний мир подарит вам такие сюжеты, о которых вы и не мечтали.

7. Пейте кофе

Да, только кофе. Иногда чашка горячего крепкого кофе может дать такой импульс творческой активности, что ваши руки не будут поспевать за вашей взбудораженной кофеином мыслью. Тут главное не перебарщивать и знать меру, иначе этот прием перестанет работать.

8. Не будьте перфекционистом

Тот, кто хочет непременно создать что-то великое, зачастую не создает вообще ничего. Тот, кто просто каждый день хорошо делает свою работу, имеет шанс однажды создать что-то великое.

9. Уединитесь

Этот совет противоречит одному из предыдущих, однако для некоторых и он может быть полезен. Если вы чувствуете переполнение от окружающей вас информации, растерянность и несобранность, то, возможно, стоит сделать паузу и отстраниться от всего окружающего. Езжайте в деревню, идите в горы, отключите свой телефон, закройтесь в комнате — это поможет очистить голову и услышать робкий голос новой идеи.

10. Творчество можно тренировать

Да, это не мышцы, но способность к креативу можно нарастить примерно таким же образом, как и количество отжиманий. Для этого понадобятся каждодневные тренировки, трудолюбие и упорство. А кто сказал, что творить легко?

11. Не расставайтесь с блокнотом

Идеи не ходят по расписанию в рабочее время с 9 до 18 часов. Они могут вломиться к вам в самый неподходящий момент — когда вы в душе, на свидании или просто обедаете. Они приходят, не спросив вашего согласия, и так же уходят. Единственный способ зафиксировать их существование — это иметь при себе всегда и везде блокнот, диктофон, смартфон или другой удобный вам инструмент для создания быстрых заметок.

12. Создайте свое хранилище идей

Не кладбище, нет, именно хранилище. Творчество иногда похоже на рыбалку: в некоторые дни рыба идет косяком, а потом неделю сети остаются пустыми. Сделайте себе холодильник для рыб-идей, чтобы потом не голодать в ожидании следующего творческого прилива.

13. Не будьте трудоголиком

Несмотря на всю ценность трудолюбия, упорства и целеустремленности, не стоит забывать и об отдыхе. Как бы вы не были увлечены своей работой, стоит делать перерывы, иногда даже насильно. Просто отрывайтесь и отдыхайте — в конечном итоге такой отдых пойдет на пользу, а не во вред начатому делу.

14. Занимайтесь спортом

Это не только полезно для здоровья. Физические упражнения дают такой прилив адреналина, уверенности, энергии, что вполне могут заменить собой чашку кофе, про которую я писал выше.

15. Верьте в себя

Нет ничего более важного для творчества, чем вера в свои силы. Следует навсегда выбросить из головы мысли «я не творческий человек», «я не смогу» и «это никому не нужно». В конце концов, это нужно хотя бы вам и любой результат, положительный или отрицательный, лучше, чем ничегонеделанье. Не правда ли?

Берлинская Людмила Валентиновна – пианистка, актриса.

Окончила среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных по классу фортепиано Анны Кантор, Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов камерных ансамблей в Париже и Флоренции. Выступает и как солистка, и в камерных ансамблях с выдающимися музыкантами.

Основатель и организатор нескольких музыкальных фестивалей, художественный руководитель русско-французского фестиваля «La Clé des Portes» («Ключи от замка»). Заслуженная артистка РФ.



Бутурлина Анна Владимировна

Бутурлина Анна Владимировна – джазовая певица.

Родилась в Москве. Окончила музыкальную школу им. С. Прокофьева по классу фортепиано, дирижерско-хоровое отделение училища им. Гнесиных и эстрадно-джазовое отделение РАМ.

Певица выступает как сольно, так и совместно с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии п/у Сергея Скрипки, с биг-бэндами из разных городов России, сотрудничает с компанией «Дисней», участвует в творческих проектах композитора Геннадия Гладкова. Также записывает вокальные партии для кинофильмов.


Келле Валида Махмудовна

Келле Валида Махмудовна – педагог, музыковед.

Окончила ГМПИ (ныне – РАМ) им. Гнесиных, аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных, стажировалась в Сорбонне и Парижской национальной консерватории.

Ныне доцент РАМ им. Гнесиных. Член Союза композиторов РФ, учредитель и директор Фонда сохранения творческого наследия Бориса Чайковского. Ведет большую просветительскую деятельность в Москве и других городах России: выступает на радио и телевидении, организовывает циклы концертов и юбилейные вечера. Имеет более 200 публикаций.

Котт Владимир Константинович

Котт Владимир Константинович – режиссер театра и кино.

В 1996 году Владимир Константинович окончил ГИТИС, а в 2003 году – Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Его дипломная работа – короткометражный фильм «Дверь» (2004) – завоевала награды нескольких российских и зарубежных кинофестивалей и была приобретена для показа в Европе.

Мечетина Екатерина Васильевна

Мечетина Екатерина Васильевна – пианистка, педагог, солистка Московской государственной филармонии, заслуженная артистка РФ.

Родилась в семье музыкантов. Начала играть на фортепиано в 4 года, а в 5 лет впервые выступила на сцене. Окончила Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, затем Московскую консерваторию. В 2004 году завершила обучение в аспирантуре.

Выступает с сольными концертами, а также в качестве солистки с «Виртуозами Москвы», Национальным филармоническим оркестром России, Российским национальным оркестром. За все время концертной деятельности выступила не менее чем в 40 странах мира. Лауреат премии Президента Российской Федерации.


Муратов Александр Александрович

Муратов Александр Александрович – кинорежиссер и сценарист, заслуженный деятель искусств РФ.

Окончив в 1978 году режиссерский факультет ВГИКа, Александр Александрович работал режиссером-постановщиком сначала на киностудии «Ленфильм», а затем – на «Мосфильме». Он является автором более 20 фильмов и телесериалов. С 1998 года Александр Александрович преподает на режиссерском отделении Высших курсов сценаристов и режиссеров.


Инин Аркадий Яковлевич – выпускник сценарного факультета ВГИКа

Инин Аркадий Яковлевич – кинодраматург, писатель-сатирик, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор ВГИКа. Аркадий Яковлевич – выпускник сценарного факультета ВГИКа.

В его творческом багаже более 40 кинокомедий и более 200 теле- и радиопередач. Именно он создал популярные телепрограммы «Вокруг смеха» и «От всей души!». Также Аркадий Яковлевич является автором целого ряда книг, газетных статей и журнальных фельетонов.

Работы драматурга удостоены множества престижных наград. Аркадий Яковлевич регулярно принимает участие в жюри крупных кинофестивалей.

Румянцев Антон Александрович

Румянцев Антон Александрович – саксофонист, джазмен, руководитель Квартета Антона Румянцева.

Окончил РАМ им. Гнесиных по классу саксофона заслуженного артиста России А.В. Осейчука.

Один из наиболее ярких солистов-импровизаторов Москвы, блестяще владеющий традиционными и современными средствами игры. За плечами музыканта – сотрудничество с известными джазовыми исполнителями, призы многочисленных конкурсов и фестивалей, в числе которых Международный фестиваль Лайнола Хемптона (США) и Международный конкурс «Золотой саксофон» (Латвия).

Скорик Николай Лаврентьевич

Скорик Николай Лаврентьевич – режиссер Московского художественного театра им. А.П. Чехова, заслуженный артист РФ.

В 1976году окончил курс О. Ефремова в Школе-студии МХАТ и сразу начал работать в Художественном театре. С 1987 года как режиссер-постановщик поставил спектакли: «Дни Турбиных», «Эквус», «Додо», «Привидения», «Последний день лета», «Ундина» и многие другие.

Николай Скорик – заведующий кафедрой режиссуры и актерского мастерства Московского государственного института культуры, художественный руководитель «Мастерской Н.Л. Скорика». Лауреат премии им. А.П. Чехова и премии г. Москвы.


Урсуляк Сергей Владимирович

Урсуляк Сергей Владимирович – режиссер, сценарист, продюсер, актер.

После окончания актерского отделения Театрального училища имени Б.В. Щукина Сергей Владимирович играл на сцене театра «Сатирикон». В 1993 году он окончил также Высшие курсы режиссеров и сценаристов. Среди его режиссерских работ – телепрограмма «Дог-шоу. Я и моя собака» и документальный цикл телевизионных передач «Новейшая история» (совместно с Евгением Киселевым) на НТВ. С 2002 по 2005 год Сергей Владимирович был автором и ведущим телепрограммы об актерах «Пестрая лента» (с 2003 года передача шла на Первом канале).


Чавчавадзе Елена Николаевна

Чавчавадзе Елена Николаевна – журналист, режиссер, сценарист, общественный деятель, вице-президент Российского Фонда Культуры.

Окончив факультет журналистики МГУ по специальности «Телевизионная журналистика», Елена Николаевна работала старшим редактором на Центральном телевидении, а затем – ведущим редактором Главной сценарно-редакционной коллегии в Госкино СССР. В 1998 году она возглавила Дирекцию президентских программ Российского Фонда Культуры.

Елена Анатольевна – автор и продюсер ряда телефильмов и сериалов: «Пути небесные Ивана Шмелева», «Русские без России», «Кто заплатил Ленину? Тайна века» и других. Она является учредителем фонда «Возвращение», деятельность которого направлена на возрождение исторических традиций и нравственных ценностей дореволюционной России.

Что нужно для того, чтобы поймать вдохновение? С одной стороны, необходим кто-то (или что-то), кто направит нас на путь самовыражения. Это может быть человек, которым вы восхищаетесь или в которого влюблены, захватывающая книга или живописный пейзаж. С другой стороны, вдохновение стимулирует активность и поэтому ценно.

Психологи из Техасского университета коммерции Дэниэл Чадборн и Стивен Рейсен выяснили, что мы получаем заряд вдохновения, знакомясь с опытом успешных людей. При этом мы должны ощущать сходство с этим человеком (в плане возраста, внешности, общих фактов биографии, профессии), но его статус должен намного превосходить наш. К примеру, если мечтаем научиться готовить, домохозяйка, ставшая ведущей кулинарного шоу, вдохновит больше, чем соседка, которая работает поваром в ресторане.

А откуда черпают вдохновение сами знаменитости, ведь многие из них не признают авторитетов? Представители творческих профессий делятся ноу-хау.

1. Выключите телевизор. Шостакович не смог бы писать музыку с включенным «ящиком».

2. Впустите в комнату свет. Невозможно работать в помещении без окон.

3. Старайтесь вставать каждый день в одно и то же время. Когда я писал последнюю оперу, вставал в 5-6 утра. День – худшее время для творчества.

1. Побудьте «сорокой»: охотьтесь за блестящим и необычным. Я стараюсь быть внимательным: наблюдаю за людьми на улицах, их жестами и одеждой, смотрю фильмы, читаю, вспоминаю, что обсуждал с друзьями. Фиксируйте образы и идеи.

2. Смените обстановку. Отличный вариант – уехать из города в деревню и заняться медитацией или, наоборот, после жизни на природе окунуться в ритм мегаполиса.

3. Общайтесь с людьми, далекими от вашей сферы интересов. Например, работая над недавним проектом, я подружился со специалистами по цифровым технологиям.

1. Не бойтесь совершать ошибки. Позвольте себе идти на риск, делайте то, что пугает. Люди могут запомнить цвет вашего платья, но никто не вспомнит, если вы забыли или переврали слова.

2. Не зацикливайтесь на своей миссии. Я всегда считала, что должна посвящать музыке каждую секунду своей жизни. Но на самом деле, когда отвлекаюсь от оперы и стараюсь наслаждаться житейскими радостями, я больше довольна выступлениями.

3. Не думайте, что вдохновение посетит вас в чьем-то присутствии. Обычно оно приходит, когда вы остаетесь одни.

1. Убедитесь, что вопрос, который вас интересует, резонирует с миром и тем, что у вас внутри. Это единственный способ продолжать работу, если вас одолеют сомнения.

2. Ставьте будильник на более раннее время, чем то, в которое вы привыкли просыпаться. Неглубокий сон стал источником моих лучших идей.

3. Проверяйте идеи на уникальность. Если никто не додумался до этого, с вероятностью 99% можно говорить о том, что оно того не стоило. Но ради этого 1% мы занимаемся творчеством.

1. Слушайте музыку, лично мне это помогает.

2. Рисуйте. Я суетлива и лучше работаю, когда руки заняты. Во время репетиций часто набрасываю разные символы, связанные с пьесой, и потом они оживляют в памяти диалоги.

3. Гуляйте. Каждый день я начинаю с прогулки в парке, а иногда заглядываю туда и в середине дня, чтобы поразмыслить над характером или ситуацией. При этом я почти всегда слушаю музыку: пока одна часть мозга занята, другая может посвятить себя творчеству.

Кен Робинсон в своих публикациях и выступлениях на конференциях TED неоднократно указывает на весомый, по его мнению, недостаток образовательной системы – в ней мало внимания уделяется развитию творческих способностей. Существующие формы обучения приобщают решать задачи в рамках установленных шаблонов, что негативно сказывается на умении генерировать новые идеи и нестандартно разрешать стоящие перед нами вопросы. А между тем, это важные навыки, необходимые современному человеку. Как развить их самостоятельно? Вооружайтесь следующими советами и приступайте.

Читайте

Чтение – универсальный и работающий метод развития воображения, так как сам процесс связан с активной визуализацией. Другими словами, воспринимая смысл написанного, мы строим в голове картину происходящего. Это одинаково справедливо как для исторического романа, так и для фантастического рассказа. Таким образом, мы и что-то новое узнаем, и креативность тренируем, расширяя границы мышления. Но при этом чтение не должно становиться единственным способом поиска идей и решений, ведь в таком случае оно способно убить креативность.

Пройдите онлайн-курсы по развитию креативности

Человек, никогда не интересовавшийся тематикой, наверняка будет поражен тем количеством материалов по развитию творческих способностей, которые легко можно найти в Интернете. И начать обучаться, не выходя из дома. Эту возможность ни в коем случае нельзя отвергать. Более того – ее нужно активно использовать для обучения. Например, содержащий теоретические сведения и практические упражнения, тренинг развития творческого мышления от 4brain . Или МООК от Миннесотского университета «Creative Problem Solving ». Но это лишь капля в море – возможностей для всестороннего обучения гораздо больше. Главное, не тяните с выбором. Начинайте.

Упражняйтесь и играйте

Одного обучения и знакомства с теориями креативности и методами стимулирования творческой активности недостаточно. Основное внимание следует уделить практике. Нужно постоянно держать свой мозг в тонусе, оттачивая способности и упражняясь в использовании инструментов (коими являются различные техники и методики). Вот некоторые из них:

Шесть шляп мышления

Техника, предложенная британским психологом Эдвардом де Боно. По сути, метод 6 шляп – психологическая ролевая игра, позволяющая преодолеть инертность и рациональность мышления. Примеряя ту или иную шляпу, мы включаем разные режимы мышления и получаем возможность взглянуть на проблематику под разными углами. Подробнее о методе можно прочитать .

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) – метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к нему свойств других, выбранных случайно, объектов. Традиционно проводится так. Из энциклопедии, газеты, книги случайно выбираются любые объекты (3-5 штук, существительные). Для каждого из них записываются характерные свойства, которые затем присоединяются к исходному объекту и развиваются путем ассоциаций. Полученные таким образом варианты оцениваются с точки зрения интересности и жизнеспособности.

Техника 100

Техника 100 – вариант личного мозгового штурма. Суть заключается в том, что, работая над какой-то темой, необходимо найти 100 идей для ее решения/развития. Почему именно 100? Психологи подсчитали, что в среднем 30 первых идей генерируются в рамках привычного образа мышления. Последующие 40 помогают выйти за рамки стандартного, разорвать шаблон. А оставшиеся 30 создаются, когда возможности логики и существующего опыта уже исчерпаны и являются наиболее ценными.

Также отдельно стоит сказать о развивающих творческие способности играх. Их с легкостью можно найти в Сети (есть даже отдельные тематические ресурсы) и отобрать те, которые больше всего вам понравятся. Для традиционалистов не составит труда найти описания и оффлайн игр и упражнений – те же друдлы можно скачать и распечатать. С детьми можно потренироваться в развитии креативности, выполнив простое упражнение, рекомендованное ТРИЗ-педагогами (оно, кстати, отлично подойдет и взрослым) – «фантастическое животное». Берите лист бумаги, карандаши и приступайте. Задача – придумать и нарисовать животное, которое соединяло бы в себе как можно больше черт и внешних признаков других.

Пишите

Еще один способ развития креативности – писательство. Которое, в то же время, является и вариантом проявления творчества. Но для многих, особенно тех, кто в школе терпеть не мог писать сочинения, эта задача покажется сложной, а то и мучительной. Так ли это на самом деле? Не узнаете, пока не попробуете. А начать можно с фрирайтинга – писать обо всем, что вам интересно или просто приходит на ум, не задумываясь о смысле, структуре или грамотности. Или заведите дневник. Здесь главное преодолеть психологический блок – страх перед писательством.

Заведите творческое хобби

Повторимся – лучше всего развивать творческие способности, занимаясь непосредственно творчеством. Отлично подойдут рисование, игра на музыкальном инструменте, танцы. А в качестве дополнения такое хобби еще и позволит вам по-новому взглянуть на многие вещи и познакомит с интересными людьми.

Сергей Крутько,

Делитесь своим опытом и дополняйте статью в комментариях. Успехов в развитии креативности!