Употребление числительных в русском языке. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку на тему: Грамматические нормы: теория, практика. Имя числительное. Необходимо запомнить, что

Непостоянные признаки:

Примечание:

Не путай части речи: три, третий, трое - числительные

Тройка - существительное

Тройной - прилагательное

Утроить - глагол

Втроем, трижды, втрое - наречие

Урок - лекция 3. Употребление имен числительных в речи.

Варианты собирательных и количественных числительных

Для обозначения количества иногда используют на только количественные числительные, но и собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро). Два последних мы практически не используем. Собирательные числительные используются ограниченно:

  • С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
  • С существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, двое джинсов;
  • С существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении "человек"): шестеро детей, трое незнакомых лиц;
  • С личными местоимениям мы, вы, они : нас двое; их пятеро;
  • С субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое дежурных.

В косвенных падежах при неодушевленных существительных употребляются количественные числительные: более трех суток. Собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц мужского пола, иногда вносят сниженный оттенок (нежелательно: двое генералов, трое профессоров)

Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: трое студенток, четверо подруг). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающими названия животных (нельзя сказать: трое волков).

Если необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, у которых нет формы единственного числа (ножницы, сутки), с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать пять, тридцать четыре и т. п.), следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки – день, двадцать четыре часа) или падежа (в течение двадцати двух суток).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Мужской род

два ученика – двое учеников

три студента – трое студентов

четыре брата – четверо братьев

Женский род

две ученицы

три студентки

четыре сестры

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО:

ПРАКТИКА

Употребление имен числительных

Формы склонения

запомните формы косвенных падежей некоторых числительных

50-80 200-400 500-900

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

два

двух

двум

два (-ух)

двумя

двух

четыре

четырех

четырем

четыре (-ех)

четырьмя

четырех

восемьдесят

восьмидесяти

восьмидесяти

восемьдесят

восьмьюдесятью

восьмидесяти

двести триста

двухсот трехсот

двумстам тремстам

двести триста

двумястами тремястами

двухстах трехстах

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

пятистах

Тысяча

Тысячи

Тысяче

Тысячу

Тысячью

Тысяче

И. –В.

Р.Д.Т.П.

сорок

сорока

девяносто

девяноста

сто

ста

полтора (-ы)

полутора

полтораста

полутораста

Тест 1. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

И.-В. 1. восемьдесят 2. сорок девять 3. триста двенадцать

Р. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Д. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Т. восьмидесятью сорока девятью триста двенадцатью

П. о восьмидесяти сорока девяти трехстах двенадцати

И.-В. 4. восемьсот шестьдесят семь 5. сто сорок девятый

Р. восьмисот шестидесяти семи ста сорока девятого

Д. восьмистам шестидесяти семи ста сорока девятому

Т. восьмьюстами шестьюдесятью семью ста сорока девятым

П. о восьмистах шестидесяти семи о ста сорока девятом

И.-В. 6. две тысячи шестьсот двадцать 7. двести восемнадцатая

Р. двух тысяч шестисот двадцати двести восемнадцатой

Д. двум тысячам шестистам двадцати двести восемнадцатой

Т. двумя тысячами шестьюстами двадцатью двести восемнадцатой

П. двух тысячах шестистах двадцати двести восемнадцатой

Ответы: 1357

Тест 8. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

1. в ста сорока девятой аудитории 5. на шестьсот тысячах гектарах

2. в двести восемнадцатой комнате 6. с восьмистами школьниками

3. на четыреста первой странице 7. в восьмидесяти пяти метрах

4. в триста пятидесятом номере 8. к ста семидесяти миллионам

Ответы: 156

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) могут употребляться:

Со словами, обозначающими лиц мужского пола (двое братьев);

С прилагательными, перешедшими в существительные (трое военных);

Со словами, не имеющими форм ед. числа (трое ножниц, двое суток, но: пять, шесть ….суток);

Со словами «дети, ребята, люди» (двое ребят);

Со словами, обозначающими детенышей животных (семеро козлят);

С личными местоимениями (их было пятеро).

Собирательные числительные не употребляются:

Со словами, обозначающими лиц женского пола (ошибочно двое сестер);

Со словами, обозначающими взрослых животных (ошибочно трое быков).

Тест 9. Отметьте правильный вариант.

  1. (а. Шесть, б. шестеро) суток движение поездов было нарушено.
  2. 2. Въезд автомашин был разрешен лишь в одни из (а. четверых, б. из четырех) ворот стадиона.
  3. (а. Семеро, б. семь) девушек поступили на курсы водителей.
  4. Нас было (а. три, б. трое).
  5. Среди членов кафедры было (а. два профессора, б. двое профессоров).
  6. По (а. три человека, б. трое человек) из группы должны принять участие в соревновании.
  7. Их возвратилось (а. семь, б. семеро).
  8. (а. Две шахматистки, б. двое шахматисток) уже провели игры.
  9. Главные герои фильма – (а. два, б. двое) пленных.
  10. (а. Пять, б. пятеро) волков смотрели на него голодными глазами.

Ответы: 1а2б3б4б5аб6аб7б8а9б10а

Тест 10. Отметьте нарушения норм употребления числительных.

  1. Анна – мать пятерых детей.
  2. Вчера в это же время здесь находилось трое мужчин.
  3. Расследуется дело о хищении пяти миллионов шестиста девяноста тысяч рублей.
  4. Изъято более трехста граммов золота.
  5. Трое из них признаны виновными.
  6. Семеро суток понадобилось, чтобы раскрыть преступление.
  7. На автобусной остановке стояло четверо мужчин и двое женщин.
  8. Трое юношей и три девушки исполняли красивый танец.

Ответы: 3467

Числительные полтора и полтораста согласуются с существительными в косвенных падежах:

В полутора (не полутора х ) час ах (не час ов ),

в полутораста (не полутораста х ) километр ах (не километр ов ).

При смешанном арифметическом числе существительное управляется дробью, а не целым числом: 10,2 процент а (не процент ов ).

При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме единственного числа: двадцать три юнош и (не юнош ей ).

Тест 12. Отметьте нарушения речевых норм.

  1. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов.
  2. Зимовщики пробыли на льдине около двух тысяч семидесяти четырех суток.
  3. Город находится в полутора тысячах миль отсюда.
  4. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.
  5. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов.
  6. В соревнованиях участвовало 243 юноши и девушки.
  7. Поезд прошел более полуторосот километров.
  8. Прибыл поезд с двумястами семидесятью пятью участниками соревнований.

Ответы: 14578

Различайте!

Обобщающий тест

Отметьте нарушения норм употребления числительных.

  1. Мы готовились к Восьмому марту.
  2. До полтора раза перекупщики превысили первоначальную цену.
  3. Двум тысячам тринадцати выпускникам были выданы аттестаты.
  4. У голубя оказались кольца на обоих лапах.
  5. В финал вышли пятеро претенденток на медаль.
  6. Нами выполнено три четверти всего задания.
  7. Спортсменка пробежала 200 метров за 11,489 секунд.
  8. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восьмьдесятью книгами.

Ответы: 124578


1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Форма проведения мероприятия: урок обобщения изученного материала.

Пояснительная записка

1. Цель урока:

Образовательная – систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного.

Развивающая – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память.

Воспитывающая – воспитывать интерес к истории края и малой родины.

Задачи урока:

  • расширить знания об имени числительном на примере сведений краеведческого характера
  • научить находить изученную часть речи в тексте;
  • обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного;
  • развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

2. Метод: ТРКМЧП, частично – поисковый, индивидуальный, исследовательский.

3. Целевая аудитория: учащиеся 6 класса.

4. Условия для проведения:

Оборудование: компьютер, проектор, рабочие листы, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. М. Разумовской.

Ход урока

1. Организационный этап.

Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Сегодня как обычно в ходе нашей работы на уроке мы с вами заполняем “рабочие листы”

Инструкция по заполнению “рабочего листа”

“Рабочий лист” в конце урока должен быть заполнен полностью: каждое задание оценивается по пятибальной системе, баллы выставляются в “окно оценки”. В итоге баллы суммируются. Сумма баллов делится на количество заданий, итог соответствует оценке за урок.

2. Этап мотивации и актуализации знаний

Вы уже заметили, что наш сегодняшний урок несколько необычен.

Сюда пришли те, кто хочет изменить судьбу и потому решил принять участие в кастинге “Стань телеведущим канала Россия1”

Каково лексическое значение слова КАСТИНГ?

Где мы можем узнать эту информацию?

(Один из учащихся работает с Толковым словарем Д.Ожегова)

Как вы думаете, какое главное качество телеведущего?

– Умение правильно говорить.

Мы с вами изучали имя числительное, поэтому определите цель нашего урока.

Научиться правильно произносить числительные

научиться использовать знания о числительных в повседневной жизни

А заодно мы убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.

2.1. Повторение изученного материала. Повторим, что мы уже знаем о числительных.

У вас на партах лежат листы с “головой” нашего кластера. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?

Имя числительное.

Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными.

Работа в парах.

Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на доске.

Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.

Отвечает – на вопросы “сколько?, который?”

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Тот, кто работает на телевидении должен уметь концентрироваться, чтобы не допустить какой-либо оплошности и неточности в эфире.

Обладаете ли вы такой способностью

2.2. Задание. Прочитайте текст выразительно.

Конкурс дикторов

Красноярск – один из старейших городов Сибири. Он основан в 1628 году отрядом казаков во главе с Андреем Дубенским как военный острог. Первоначально поселение называлось Красный Яр, что означает “Красивый берег”. Статус города Красноярск получил в 1690 году, когда Сибирь была окончательно присоединена к России. В 1822 году царским указом была создана Енисейская губерния, и Красноярск стал ее центром. В XVIII веке Красноярск из военной крепости перерос в средний сибирский город.

Сегодня это один из крупнейших городов Сибири.

В городе много достопримечательностей. Среди них Часовня Параскевы Пятницы - православная часовня, один из символов города Красноярска. Располагается на вершине Караульной горы. Местные племена называли гору Кум-тэгей - Черная сопка. Часовня Параскевы Пятницы - символ Красноярска, памятник архитектуры и истории (изображена на 10-рублёвой купюре.

Коммунальный мост - автомобильно-пешеходный мост в Красноярске через реку Енисей. Сдан в эксплуатацию 15 ноября 1961 года. Длина 2300 метров, ширина 23,4, высота 26 метров. Авторы проекта Егоров П.А., Ивашова К.К. Проходит через остров Отдыха по специальной дамбе (длина моста с дамбой 2500 метров). Изготовлен из сборного железобетона.

В маршрутном листе вам дана таблица, состоящая из двух столбцов.

Как вы думаете, почему?

2.3. Выпишите из текста все числительные, распределив их в соответствующие колонки таблицы

2.3.1. САМОПРОВЕРКА Исправьте ошибки, если есть, каждый в своей работе.

Рефлексия. Выставите баллы в окно оценки:

Устно определить вид числительных по строению (простые / сложные / составные)

Ребята, а почему числительные в русском языке относятся к именам ? (Ученики должны вспомнить, что числительное, как и имена существительные и прилагательные, склоняются.)

Как склоняются составные порядковые числительные?

– склоняется только последнее слово.

2.4. Задание.

1 вариант: Просклоняйте порядковое числительное в 1822 году (поставьте в форму Р., Т., П.п)

2 вариант: просклоняйте количественное числительное 26.

2.4.1. ВЗАИМОПРОВЕРКА.

2.4.2. Рефлексия. Выставите баллы в окно самооценки.

Критерии оценки.

1 вариант. Все формы числительного записаны верно - 5 баллов

Допущена 1 ошибка - 4 балла

Допущены 2 ошибки - 3 балла

2 вариант. Все формы числительного записаны верно - 5 баллов

Допущены 1 - 2 ошибки - 4 балла

Допущены 3 ошибки - 3 балла

Наша жизнь не обходится без числительных.

Какие профессии тесно связаны с именами числительными?(Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец)

2.5. Ролевая игра.

1 ряд. Представьте себя на уроке математики. Вам необходимо решить примеры, озвучив условия.

К 235 + 87 получится ________________
К 894 + 73 получится ___________________
От 956 - 58 получится ___________________
От 56-18 получится _______________________

2 ряд. Представьте себя в сбербанке, где вам необходимо заполнить квитанцию, прописав сумму прописью.

Я, _____________________________________________, получил 2.569.45 (_________________________________) рублей

3 ряд. В городе есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные (ул. 60 лет Октября, 9 Мая, 40 лет Победы, 26 бакинских комиссаров,). Вам необходимо заполнить маршрутный лист, прописав цифры прописью.

Минуя улицу 9 Мая, следуйте по маршруту до улицы 26 бакинских комиссаров. Конечная точка маршрута находится на улице 60 лет Октября.

2.6.1. Рефлексия.

Самопроверка по “ключу”, выставление баллов в окно оценки.

А как вы думаете, профессия телеведущего связана с именами числительными?

Телеведущий должен быть не только коммуникабельным, эрудированным, собранным. Одним из его необходимых профессиональных качеств является умение читать. Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с “поэтической” интонацией.

714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.

Какими бы достоинствами не обладал телеведущий, если он не соблюдает в своей речи нормы языка, то с карьерой телезвезды не стоит связывать никаких надежд.

2.6. Вспомните с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные?Что вы можете рассказать о собирательных числительных оба обе?

Индивидуальное задание 1 ученику у доски.

Вставьте числительные оба, обе (в предложения).

  1. По ……. сторонам дороги тянулся густой лес.
  2. ……… братьев приняли в спортивную школу.
  3. Малышка крепко держала матрешку …….. руками.
  4. Склоны …….. оврагов размытых дождями.

Задание классу.

Исправьте ошибки в употреблении числительных:

  1. Летом в лагере “Колос” работает трое студенток.
  2. В городе открыто семеро детских садов.
  3. Трое подруг ехали на Керженец купаться.

2.7. Рефлексия.

Итак, мы завершаем наш кастинг. Каждый из вас сумел оценить себя.

– Что удалось?

– Что не получилось?

– Каковы возможные причины?

– Каковы ваши следующие цели?

Определите свой уровень достижения поставленной цели.

Непонятно

Могу применить

Могу объяснить другим

Ребята, определившие свой уровень как “Могу объяснить другим”, образуют группу экспертов.

Остальные выбирают задание для подтверждения уровня.

После полного выполнения задания, группа экспертов проверит ваше соответствие заданному уровню.

Задание 1. Запишите цифры словами.

Перед 750 школьниками выступил директор. На место происшествия инспектор приехал с 4 помощниками. Напишите расписку в получении 4732 рублей 29 коек. Издать книгу с 94 иллюстрациями.

Ключ для экспертов.

Перед семьюстами пятьюдесятью школьниками выступил директор. На место происшествия инспектор приехал с четырьмя помощниками. Напишите расписку в получении четырех тысяч семисот тридцати двух рублей двадцати девяти копеек. Издать книгу с девяноста четырьмя иллюстрациями.

Вариант 2. Найдите ошибки и исправьте их.

1. При доигрывании партии выяснилось, что было более три вариантов ее продолжения. 2. На личном счету летчика больше миллиона триста пятидесяти километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. 3. Четверо аспиранток направлены в распоряжение института. 4. Пройти на лыжах более сто пятьдесят километров. 5. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестьсот пятидесяти километрам.

Ключ для экспертов.

1.При доигрывании партии выяснилось, что было более трех вариантов ее продолжения. 2. На личном счету летчика больше миллиона трехсот пятидесяти километров и более двух тысяч четырехсот семидесяти часов, проведенных в воздухе. 3. Четыре аспирантки направлены в распоряжение института. 4. Пройти на лыжах более ста пятидесяти километров. 5. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестиста пятидесяти километрам.

Вариант 3. Вместо точек вставьте числительные полтора.

К... километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в... километрах от деревни. До цели осталось около... километров. Вся дорога заняла около... суток.

Ключ для экспертов.

К полутораста километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в полутора километрах от деревни. До цели осталось около полутора километров. Вся дорога заняла около полутора суток.

Вариант 4. Подберите к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, включающие имена числительные.

Часто менять решения; угнетать кого-либо; знать очень хорошо; быть очень умным.

Ключ для экспертов.

Часто менять решения – семь пятниц на неделе; угнетать кого-либо – спустить семь шкур; знать очень хорошо – как свои пять пальцев; быть очень умным – семи пядей во лбу;

5.1. Суммируйте баллы, разделите их на количество выполненных заданий и выставьте оценку.

6. Домашнее задание

.

Определи свой уровень и выполни задание одно на выбор или все предложенные

1. Составить текст с именами числительными.

  1. Найти текст с именами числительными.
  2. Составить кроссворд по теме “Имя числительное”

Общеизвестно, что русский язык - один из самых сложных языков в мире. Простое тому подтверждение - огромное количество ошибок в устной и письменной речи даже у самых образованных людей. Как ни странно, но, по некоторым данным, около 90% носителей русского языка не замечают этих ошибок или таковыми их не считают.

Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь! мой раб! Родной язык!

Валерий Брюсов

У многих носителей русского языка часто возникают сомнения (и это несмотря на пройденный курс русского языка не только в школе, но и в вузе) относительно «приДТи» или «приЙТи», в аэропорте или в аэропорту , одеть или надеть платье, скучаю по вас или по вам. А с употреблением числительных, спряжением глаголов вообще беда. Или возьмем, к примеру, такой раздел, как пунктуация. С постановкой запятых в сложных союзных предложениях не возникает столько проблем, сколько в ситуации с бессоюзными предложениями. С двоеточием и тире постоянно происходит путаница.

Мы не ставим перед собой задачу - осветить весь курс русского языка и научить всех грамоте, однако рассказать о частых ошибках, которые допускаются в устной речи и на письме, постараемся. В хитростях русского языка заблудиться немудрено. Начнем с употребления числительных.

Склонение числительных

Согласитесь, что числа и количества постоянно окружают нас в повседневной жизни. Они встречаются на каждом шагу, облегчая, а в некоторых случаях и затрудняя, нашу жизнь. Мы одинаково считаем минуты перед долгожданной встречей, с горечью провожаем убегающие годы, живо реагируем на увеличение размера одежды, запоминаем нужную страницу книги или номер телефона. Числа и количества... Понятно, что без них нам уже не обойтись, а значит, не обойтись и без специальных слов - имен числительных, при помощи которых мы можем назвать ту или иную дату, сообщить номер или размер, индекс или код, определить сумму, разность, остаток, доход имногое другое.

Тем не менее, несмотря на частотность употребления и использование практически во всех сферах жизни, имена числительные, представленные в современном русском языке, вызывают определенные трудности.

Наибольшее количество затруднений, возникающих при употреблении числительных, связано с необходимостью использовать их в формах косвенных падежей. Правильный выбор таких форм обусловлен, во-первых, типом склонения, к которому относится то или иное числительное, а во-вторых, общими правилами, регулирующими изменение этих слов в зависимости от состава (простое или составное) числительного и того, с каким словом оно сочетается. И хотя самостоятельных слов, входящих в состав такой части речи, как имя числительное, в современном русском языке относительно мало (около ста), все они оказываются распределенными по достаточно большому (особенно, если сравнивать с существительными или прилагательными) количеству самостоятельных типов склонения.

Итак, давайте для начала вспомним, какие бывают числительные и как правильно их следует употреблять.

  • количественные числительные - обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т.д.
  • собирательные числительные - обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.
  • порядковые числительные (счетные прилагательные) - числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая .

Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (пять и несколько ); по своему строению - простыми (с одним корнем: пять, девять ), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот ) и составными (состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть ).

Собирательные числительные используются:

  • в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц : пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей ; семь зевак;
  • в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении «люди»: у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;
  • в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в серых шинелях, нас пятеро;
  • в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (то есть употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками .

Как склонять числительные?

Количественные и собирательные числительные склоняются по образцу существительных или прилагательных.

По образцу существительных третьего склонения (ночь, тень ) склоняются:

  • числительные :

И. п. пять

В. п. пять

Р. п. пяти

Т. п. пятью

Д. п. пяти

П. п. о пяти

Но: т. п. – восьмью и восемью .

  • числительные на -дцать : одиннадцать, двенадцать, тридцать и др.:

И. п. одиннадцать

В. п. одиннадцать

Р. п. одиннадцати

Т. п. одиннадцатью

Д. п. одиннадцати

П. п об одиннадцати

  • числительные на -десят : пятьдесят, шестьдесят и др.:

И. п. пятьдесят, шестьдесят

В. п. пятьдесят, шестьдесят

Р. п. пятидесяти, шестидесяти

Т. п. пятьюдесятью, шестьюдесятью
(НЕ пятидесятью, шестидесятью)

Д. п. пятидесяти, шестидесяти

П. п. о пятидесяти, о шестидесяти

Но: Т. п. - восьмьюдесятью и восемьюдесятью .

Особое склонение имеют числительные двести, триста, четыреста и все числительные на -сот (пятьсот, шестьсот ):

И. п. триста, пятьсот

В. п. триста, пятьсот

Р. п. трехсот, пятисот
(НЕ трехста, пятиста)

Т. п. тремястами, пятьюстами
(НЕ трехстами, пятистами)

Д. п. тремстам, пятистам
(НЕ трехстам)

П. п. о трехстах, о пятистах

Необходимо запомнить, что:

  • числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (И. п., В. п.) и сорока, девяноста, ста (во всех остальных падежах). Поэтому правильно: с девяноста рублями , о сорока учениках , со ста проблемами, а НЕ *с девяностами рублями, о сороках учениках, со стами проблемами ;
  • числительное полтора имеет две формы именительного падежа - полтора (м. р. и с. р.) и полторы (ж. р.): полтора литра, полтора бревна, полторы жизни . Форма всех косвенных падежей (кроме винительного) - пол у тора . Правильно: о пол у тора днях , а НЕ *о полуторах днях, *полторах днях .

Числительные два, три, четыре , а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных:


Правильно:
До скольких работает библиотека? (ударение на о ) Она работает до стольких-то , а НЕ *до скольки, до стольки-то .

Помните, что у составных количественных числительных склоняется каждое входящее в них слово. Правильно: не хватает тысячи двухсот пятидесяти двух учебников; говорить о тысяче двухстах пятидесяти двух недостающих учебниках .

У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: к две тысячи четырнадцатому году, двадцать третьего мая .

В последнее время (по всей видимости, под влиянием широкоупотребительного порядкового числительного двухтысячный) в средствах массовой информации стала встречаться форма: двух тысяча первый (второй, третий...) год. Подобное употребление считается недопустимым. Нормативная форма: две тысячи первый (второй, третий...) и т.п.

Интересно знать!

В словах «пятьдесят» и «шестьдесят» можно увидеть корни «пять» и «шесть».Так почему же говорят «сорок», а не «четыредесят»?

По своему происхождению слово сорок связано с древнерусской мерой отсчета беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определенного объема, отсюда сорочка – первоначально «мешок»): шесть сороков соболей . Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа - четыредесяте .)

Наверняка многие сомневаются в том, как правильно: «полтора суток» или «полторы сутки»?

Грамматически сочетание полтора суток небезупречно: в именительном падеже количественное числительное полтора управляет существительным в единственном числе (полтора метра, полтора часа ). Но в литературном языке выражение полтора суток (но не полторы суток ) существует. Так как слово сутки не имеет формы единственного числа, то заданный смысл рекомендуется выражать описательно, например: в течение полутора суток, полтора дня (если точное значение слова сутки не принципиально). С существительными, не имеющими формы единственного числа, следует употреблять слово полутора : Не прошло и полутора суток. Время ожидания приближается уже к полутора суткам. Все ограничилось полутора сутками. Стоит ли так много говорить об этих полутора сутках?

Кстати, полтора - это сращение слов полъ и вътора - «полвтора», «половина второго». После выпадения редуцированных лвт упростилось в лт .

Кто-то может задаться вопросом: если правильно говорить «два стола», то почему нельзя сказать «пять стола»?

Числительные два, три, четыре (а также составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре , например двадцать два ) в именительном падеже сочетаются с существительным в форме родительного падежа и единственного числа, например: двадцать два стола, тридцать три несчастья, пятьдесят четыре человека . Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять и т.д. и составные числительные, оканчивающиеся на пять, шесть, семь, восемь и т.д., согласуются с существительным, стоящим в форме родительного падежа множественного числа, например: сорок восемь преступников . Однако в косвенных падежах согласование выравнивается: Р. п. - двух столов, пяти столов , Д. п. - двум столам, пяти столам.

Такая разница в согласовании числительных связана с историей русского языка. Названия чисел 5–9 были существительными женского рода и склонялись как, например, слово кость . Будучи существительными, эти названия управляли родительным падежом существительных, употреблявшихся, разумеется, в форме множественного числа. Отсюда такие сочетания, как пять коров, шесть столов (ср. сочетания с существительными: ножки столов, копыта коров ) и т.п.

Сложнее обстояло дело с названиями чисел 2–4, которые были счетными прилагательными и согласовывались в роде, числе и падеже с существительными: три столы, четыре стены, три камене (ср.: красивые столы, высокие стены) . При этом название числа 2 согласовывалось с существительными в особой форме двойственного числа (не единственного и не множественного; такая форма применялась для обозначения двух предметов): две стене, два стола, два ножа (не два столы, два ножи ). К XVI веку в русском языке происходит разрушение категории двойственного числа, и формы типа два стола начинают восприниматься как родительный падеж единственного числа. Особая соотнесенность чисел 2, 3 и 4 (возможно, и грамматическая принадлежность к одному классу слов) повлияла на выравнивание форм словоизменения всех трех числовых наименований.

Интересно, что такое словоизменение является исключительно великорусской чертой, противопоставляющей русский язык другим восточнославянским. Ученые выдвигают гипотезу, что первоначально такие сочетания формировались как особенность северо-восточного диалекта.

А вот еще распространенная проблема: можно ли об одних брюках сказать «пара брюк»?

Словосочетание пара брюк - разговорно-просторечное. Следует говорить: одни брюки (об одном предмете) или двое брюк, две штуки брюк (о двух предметах) В просторечии выражение пара брюк часто заменяет собой именно общеупотребительное одни брюки . Это вызвано аналогией с общеупотребительными словосочетаниями, такими как пара сапог, пара носков, пара перчаток - о двух предметах, используемых в качестве пары. Употребления словосочетания пара брюк также нежелательно в связи с тем, что это словосочетание может быть по-разному понято собеседниками (один будет считать, что речь идет об одном предмете, другой - что говорится о двух однородных предметах). Употребление слова пара в роли счетного слова нормативно, только когда речь идет о парных предметах (пара ботинок, пара перчаток, пара весел и т.п.). Употребление слова пара в значении «несколько» (пару лет работать над проектом, отсюда до станции пара километров, выполнить пару заданий, выйти на пару минут, пара пустяков ) или «две штуки чего-либо непарного» (пара яблок, пара мешков ) характеризуется словарями русского языка как просторечное.

«Тысяче работникам» или «тысяче работников»?

Попробуем разобраться. Вопрос в том, чем является слово тысяча - существительным или числительным?

Если тысяча - имя существительное, то оно должно управлять родительным падежом существительного работник (должно быть: тысяча работников, тысячу работников, тысяче работников; ср.: парадоксы истории, парадоксов истории, парадоксам истории и т.д. - форма управляемого существительного во всех сочетаниях сохраняется). Если тысяча - числительное, то оно должно согласовываться с «работниками» в косвенных падежах. Иначе говоря, в формах косвенных падежей все количественные числительные должны употребляться с существительными в аналогичных падежных формах: пятидесяти работникам, о шести домах, пятью братьями .

Так что такое тысяча - числительное или существительное?

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой считает слово тысяча во всех значениях (в том числе в значении «число и количество 1 000») именем существительным. «Словарь русского языка» в 4 т. под ред. А.П. Евгеньевой («Малый академический словарь») и «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С.А. Кузнецова не столь категоричны. Согласно этим словарям слово тысяча - имя существительное только в значениях «огромное количество, множество» и «большие деньги, состояние». А в значениях «число 1 000» и «количество 1 000» тысяча - количественное числительное.

Академическая «Русская грамматика» 1980 года поясняет: Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.

Вопрос кажется решенным: слово тысяча управляет последующим существительным. Но откуда же в «Русской грамматике» формы тысячью человеками и тысячью рублями? Читаем дальше: В том случае, если в форме творительного падежа слово тысяча не имеет при себе определения, оно может, подобно числительному, согласовываться в падеже с зависящим от него существительным: с тысячью рублей и рублями (но только: с каждой тысячей рублей). Следовательно, согласование допускается только для формы творительного падежа тысячью (не тысячей! ).

Таким образом, слово тысяча является существительным и во всех падежах управляет зависимым от него словом. При этом форма творительного падежа этого существительного - тысячей (с тысячей рублей) .

Однако одновременно с формой творительного падежа существительного тысячей существует форма числительного - тысячью, в сочетании с которой согласование и управление конкурируют. Согласование возможно только в том случае, если слово тысяча обозначает точное число и не имеет при себе определения: с тысячью студентами, с тысячью знакомыми, с тысячью рублями в кармане . Форма тысячью также может обозначать неопределенно большое количество чего-либо, в этом случае вместо согласования требуется управление: человек с тысячью лиц, в кабинете все заполнено тысячью бумаг; Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов (Гоголь); тысячью буйных и огненных голов (Л. Андреев), тысячью мелких уколов (Короленко).

ПРАВИЛЬНО: тысяче работников , миллиону работников , трем тысячам работников (Д. п.), тысячей работников , миллионом работников , тремя тысячами работников , тысячью работниками и одной тысячей работников (Т. п.).

ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати пяти тысячам студентов , НО: обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам .

Курс русского языка в школьной программе предусматривает изучение всех служебных и знаменательных частей речи. Для изучения каждой из них есть свой раздел языка, которому уделяется определенное количество времени. Одной из объемных тем является "Имя числительное". Она вмещает в себя множество разделов. Это и структура данной части речи, в которой есть количественные, порядковые, целые, дробные и собирательные числительные. А также способы употребления слов, обозначающих числа в предложении, их изменение по родам и склонение по падежам.

Определение

Изучение раздела об начинается с третьего класса и продолжается на протяжении всего школьного курса. В учебнике по русскому языку определение звучит приблизительно так: это самостоятельная часть речи, которую образует непополняемая группа слов, указывающих на количество и число предметов, а также на их порядковый номер при счете и отвечающих на вопросы какой? и сколько? Начальная форма имени числительного - именительный падеж.

Морфологические признаки числительного

Как и другие имя числительное имеет изменяемые и постоянные признаки. К первым относятся род, число и падежная форма, а к другим - принадлежность к разряду и типу в системе имен числительных. Именно эти морфологические признаки и являются основанием для признания данной части речи самостоятельной.

Разряды числительных

По значению все числительные делят на два разряда:

  1. Количественные. Как правило, слова, относящиеся к данному разряду, обозначают количество и число предметов. Среди количественных числительных выделяют три вида: целые (пять, восемь, двадцать ), дробные (одна пятая, три четвертых ) и собирательные (двое, оба, пятеро ). Следует отметить, что некоторые виды количественных числительных могут употребляться одновременно, образуя смешанные числа. Например: две целых и три четвертых, одна целая и одна вторая. Не могут употребляться вместе собирательные и дробные числительные.
  2. Порядковые. Слова, которые относятся к этому разряду, указывают на порядковый номер предмета или лица при счете. Например: пятый, седьмой, тридцать третий, сто пятьдесят восьмой . Как видно из примера, такие числительные могут состоять как из одного слова, так и из нескольких.

Структура числительных по составу

В зависимости от того, из скольких слов состоит имя числительное, оно бывает простое (один, сорок ), сложное (шестьдесят, семьдесят ) и составное (двадцать пять, две третьих ). Следует отметить, что сложными являются те имена числительные, которые строятся на основе простых, к примеру, пять и десять - пятьдесят.

Собирательные числительные и их признаки

Собирательные числительные - это особая группа слов, которые указывают на совокупность предметов или лиц. Достаточно часто школьники путают простые числительные с собирательными. Чтобы этого не происходило, их нужно научиться различать. Например: два рыбака - простое числительное; двое рыбаков - собирательное числительное. Это вид образуется на основе количественного числительного путем добавления суффикса -о- или -ер- и окончания -е или -о . Например: два - двое, три - трое, четыре - четверо, пять - пятеро, шесть - шестеро, семь - семеро, восемь - восьмеро, девять - девятеро, десять - десятеро.

Склонение числительных

Как уже говорилось, одним из непостоянных признаков данной части речи является изменение по падежам. Эта тема достаточно сложная для усвоения, и многие допускают ошибки при склонении числительных по падежам даже будучи взрослыми. И причина тому - особые формы склонения некоторых слов. Каждый вид числительных склоняется по определенным правилам:

  • Склонение собирательных числительных производят так же, как и в случае с прилагательными, стоящими во множественном числе.
  • При изменении падежной формы дробного числа первую часть склоняют, как простое целое число, а вторую - как порядковое, стоящее во множественном числе.
  • Количественные числительные при склонении имеют свои особенности: число «один» склоняется по типу местоимения «этот», а остальные числа следует рассматривать на примере. Стоит также отметить, что при склонении склоняются все части числа.

Примеры склонения числительных

Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный
кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?
два двух двум двух, два двумя о двоих
один одного одному одного, один одним об одном
пятьсот двадцать пятисот двадцати пятистам двадцати пятьсот двадцать пятьюстами двадцатью о пятистах двадцати
сорок сорока сорока сорок сорока о сорока
тысяча четыре тысячи четырех тысяче четырем тысяча четыре тысячью четырьмя о тысяче четырех
триста три трехсот трех тремстам трем трехсот трех тремястами тремя о трехстах трех
четыре четырех четырем четыре, четырех четырьмя о четырех

Стоит также отметить, что такие количественные числительные, как мало, немало, могут употребляться лишь в именительном и А вот слова немного, много, несколько и сколько при употреблении в приобретают окончания, схожие с прилагательными во множественном числе.

Синтаксическая сочетаемость числительного

Еще одой важной темой в разделе об имени числительном является употребление данной части речи. Достаточно часто в повседневной жизни приходится с собирательными числительными, а потому следует знать, как правильно их произносить и писать. И чтобы не допустить ошибки, следует изучить не только склонение числительных по падежам, но и тему, которая раскрывает, с чем можно сочетать собирательное числительное. Существительное - это основной компаньон числительного по синтаксической сочетаемости. И здесь есть масса особенностей, которые следует знать каждому образованному человеку.

Употребление количественных целых и порядковых числительных

Если числительное в предложении употребляется в именительном и винительном падежах, то существительное должно иметь форму родительного падежа. Например: девять тетрадей, двадцать роз, пять человек.

Следует также отметить, что такие числительные, как полтора, четыре, три и два, сочетаются лишь с существительными в единственном числе, а все остальные - во множественном. Например: две тетради, три розы, четыре человека.

Рассмотренные выше примеры показывают синтаксическую сочетаемость, которая называется управлением, так как падеж существительного зависит от числительного.

Другой тип сочетаемости - согласование, когда и одна и другая части речи употребляются в одном падеже. Исключением в данном случае является лишь слово один , которое согласуется с существительным во всех падежах.

При согласовании порядковых числительных с именем существительным они ведут себя так же, как и прилагательные. Например: восьмая неделя, десятые сутки, четвертый день . Склоняя такое числительное по падежам, следует учитывать, что изменяется лишь окончание последнего слова. Например: сто пятьдесят пятым параграфом .

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные сочетаются с именами существительными лишь в родительном падеже. Исключением является слово оба , при котором у компаньона должно быть только Например: семеро котят и оба друга.