Влияние биоритмов на жизнедеятельность человека. Влияние биоритмов. Откуда возникает это настроение

Глава 1

Теоретическая часть

Временная организация жизни:

Что такое биоритмы?

Солнце и Луна оказывают сильное влияние на Землю, вызывая приливы и отливы, колебания коры, земной магнетизм.

Состояние организма, отдельных его органов и клеток изменяется, повторяясь в различные интервалы времени. «Пробегают» импульсы по нервным волокнам, бьётся сердце, сокращаются и вновь расслабляются мышцы, меняется артериальное давление, температура тела, настроение, деловая активность.

В процессе эволюции животного и растительного мира, длившейся миллиарды лет, параметры времени воздействовали на животные микроорганизмы не только в виде простой последовательности событий, но и как ритмических повторяющиеся явления внешней среды.

Именно ритмичность функциональных географических изменений, привела к возникновению биологических процессов – знаменитую собой наступление следующего отрезка времени; цветение растений, сезонные миграции животных и птиц, чередование сна бодрствования, способность организма чувствовать и измерять время и многие другие циклические процессы в природе – всё это – проявление биологических ритмов или ход «биологических часов».

На другом конце шкалы биоритмов находится эндогенные (внутренние) ритмы, т.е. периодичность которых зависит в меньшей степени от внешних сигналов. К процессам проявляющих внутренние ритмы относятся: биение сердца, периодические колебания электрического потенциала коры больших полушарий. Кроме того, может наблюдаться сочетание внешних и внутренних ритмов, под действием периодически повторяющихся внешних сигналов и не исчезающие после прекращения их действий, что является одним из главных механизмов адаптации к воздействию внешней среды.

Ритмы бодрствования и сна устанавливаются через несколько недель жизни с огромными различиями индивидуального характера. Постепенно все большее количество функций начинает действовать в суточном ритме, совершенствуется регуляция процессов в организме, приобретают стабильность и значительные резервные возможности. Чтобы сохранить нормальную деятельность «живых часов», забота о них должна начинаться с рождения.

Виды биоритмов:

По длительности периода биоритмы делаться на несколько категорий.

Названия ритмов образованны от латинских слов:

«Цирка» – около;

«Дие» – день

«Ультра» – сверх, выше

«Инфа» – ниже

«Сестем» – семь

«Аннус» – год и т. Д.

Наиболее известны и изучены так называемые циркадные, или околосуточные, биоритмы с периодом 24 часа. Ярко выражены у некоторых обитателей моря «приливные» ритмы, продолжительность в среднем 12,8 часов, «лунные» с периодом 28 часов. Есть ещё и «сезонные», «окологодичные», ритмы, связанные с вращением нашей планеты вокруг Солнца, а также многолетие (11-летие), обусловленные влиянием соответствующего цикла солнечной активности.


Учёные выделяют ритмы с подобными колебаниями в группу – экологических ритмов, что является скорой протеканием биохимических реакций, материальной основой всех проявлений жизнедеятельности человека.

Днём температура выше – потому выше активность химических реакций, более интенсивно происходит обмен веществ в организме. К вечеру температура снижается и человеку легче заснуть. Ритм температуры тела повторяются показатели многих систем организма: пульс, артериальное давление, дыхание и т.д. Примером целесообразности существования суточного ритма являются почки. Проксимальные отдел наиболее активен утром и днём. Поэтому выведение веществ минимально днём и максимально утром. Дистальный же отдел наиболее активен ночью и рано утром: вода высасывается, и объём мочи уменьшается.

В реализации ритмических колебаний функций организма особая роль принадлежит эндокринной системе. Свет, падая на сетчатку глаза, через зрительные нервы передаёт возбуждение в один из важнейших отделов мозга – гипоталамус. Гипоталамус – высший вегетативный орган, осуществляющий сложную координации функций внутренних органов и систем. Он связан с гипофизом – основным регулятором желез внутренней секреции. Гипоталамус – гипофиз – железы внутренней секреции – «рабочие» органы организма. В результате работы этой цепочки меняется гормональный фон, а вместе с ним и деятельность физиологических систем. Стероидные гормоны оказывают непосредственное влияние и на состояние нервных клеток, меняя их уровень возбудимости, поэтому параллельно с колебаниями гормонального уровня меняется настроение человека. Это определяет высокий уровень функций организма днём и низкой ночью.

Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активности ферментов пищеварительного тракта. Таким образом, организм нуждается в поступлении питания в определённом ритме.

Ритм питания является важнейшим компонентом циркадиальной системы человека (его биоритмов), для достижения высокой производительности труда необходимо учитывать ритмы работоспособности.

Распределение на «жаворонков» и «сов» отражает утренние и вечерние биоритмические типы, обуславливая типы работоспособности.

«Недельные» биоритмы. Солнце испускает во все направления потоки заряженных частиц, которые называются солнечной плазмой. Солнечна плазма «тянет» за собой магнитной поле, которое образует межпланетное магнитное поле. Так как Солнце вращается вокруг совей оси за 27 дней, Земля в среднем пересекает различные сектора межпланетного магнитного поля в течении 7 дней. Это отражается в магнитосфере Земли: от этого меняется погода, изменение магнитного поля влияет на функциональное состояние человека. В недельном биоритме заметно работоспособность: в понедельник – относительно низкая производительность труда, во вторник и среду она возрастает, к четвергу достигает пика, в пятницу и субботу снижается.

«Месячные» биоритмы . Наш календарный месяц насчитывает 30-3 день, никаким периодическим процессам природы не соответствует. Лунный месяц с продолжительностью 29,5 дней – естественный период, с которым связаны циклические изменения в природных процессах Земли. От лунного цикла зависит месячная периодичность овуляций.

Из-за сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли, меняются; влажность атмосферного давления, температура, электрическое и магнитное поле. Небольшие изменения происходят резко и сильно, а организм человека ослаблен, что приводит к появлению заболеваний.

В период воздействия магнитной бури первой страдает печень; она начинает не справляться с обезвреживанием конечных токсичным продуктов обмена веществ, в организме серьёзно нарушается деятельность вегетативной нервной системы, в частности усиливается процесс окисления, что более опасно.

«Годовые» ритмы . Изменения происходящие в окружающей среде в течение года, особенно в средних и высших широтах. Смена сезонов года происходит из-за изменения количества энергии, поступающей от Солнца, а также чередование сухих и влажных периодов.

Годовые ритмы свойственны всем физическим и психологическим функциям. Психологическая и мышечная возбудимость выше весной и летом, зимой она значительно ниже. Летом дети растут быстрее, осенью скорость созревания замедляется.

Установлены сезонные колебания чувствительности холерных вибрионов к антибиотикам и более высокая интенсивность их размножения. Это явление отнесено к сезонным биоритмам.

Холера, брюшной тиф, паротиты и другие кишечные заболевания чаще возникают летом. Скарлатина, корь, свинка – зимой.

Сезонные колебания присущи всем появлениям жизнедеятельности человека; работоспособность, питание, рождение, смерть.

«Привязка» собственных циклов к экзогенным (синхронизация) отмечается практически для всех биоритмов. Синхронизаторами времени для жизни организмов могут быть не только географические, но и биологические, в том числе физиологические процессы. Синхронизаторами биологических ритмов могут быть не только циклы среды, но и внутренние факторы.

«Жаворонки», «Совы» и «Аритмики»:

Существуют 3 типа людей: вечерний, утренний, аритмик.

«Жаворонок» (утренний тип) – рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня, вечером испытывают усталость и сонливость.

«Совы» (вечерний) – засыпают далеко заполночь, просыпаются поздно и встают с трудом.

Наука «Хронобиология»:

Хронобиология – наука, изучающая биологические ритмы, биоритмология.

Оценка функционально состояния человека, диагностика и лечение не возможно без знания этих параметров.

Нет ни одного заболевания, которое протекало бы на фоне нормального хода биологических ритмов организма.

Десинхроноз

Десинхроноз – болезнь, при которой происходит разголосование ритмов в организме или их разлад, связанного с временным сдвигом.

Различают 2 вида десинхроноза: внешний и внутренний. При внешнем десинхронозе указатели времени не соответствуют фазе биологических ритмов, и он наблюдается при быстрой смене часовых поясов. При внешнем десинхронозе наблюдается нарушение суточного режима сна и отдыха, ухудшается самочувствие, деформируются естественный ритм активности, снижется работоспособность. Нарушение биоритмов может обуславливаться расстройством тех ли иных органов. Разсогласование биоритмов наблюдается при употреблении алкоголя.

Влияние биоритмов на жизнедеятельность человека.

Важно учитывать, что способность к перестройке и синхронизации биоритмов имеют значительные индивидуальные колебания, поэтому не все люди одинаково приспосабливаться к искусственным ритмам. В частности 19 % рабочих обладают достаточными адаптационными возможностями.

Недельный ритм имеет социальное происхождение: время начала и окончания рабочего дня, рабочей недели и т. д. Установлено, что в рабочие дни организм более активен, а в выходные дни его системы действуют с меньшим напряжением.

Так же установлена зависимость от времени суток и эффективности умственной работы. Наибольшая точность решения логических задач бывает в утренние часы, а в последующем число ошибок увеличивается. Скорость ответов повышается к середине дня, после чего медленно падает. Хорошо на работоспособность влияют кратковременные перерывы, отдых и особенно сон.

В последнее время пристальное внимание ученых и практиков приковано к «жестким биоритмам с длиной периода в 23 дня (физический цикл) 28 дней (эмоциональный) и 32 дня (интеллектуальный цикл).

Подобные прогнозы помогают сократить число дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и аварий на производстве.

Биоритмы и Характер

Многое зависит от генетических предпосылок, которые затем реализуются в большей или меньшей степени в зависимости от социально обстановки, конкретных условий жизни человека, экстремальных ситуаций. Биоритмы сказываются на поведении людей. Десинхроноз может обострять или искажать присущее нам черты характера.

Темперамент влияет на биоритм человека, тем самым на его здоровье и работоспособность.

Глава 2

Практическая часть

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

Биологическе ритмы и их влияние на работоспособность человека.
Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т. д.).
В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: так называемые высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.
Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.
Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 до 5 ч ночи.
Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.
Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.
Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером или даже ночью.
Важно усвоить, что правильный режим учебы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности, так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).
Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографичес- ких условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом - перелет на самолете в места отдыха, в другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым знать несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:
Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет не длительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.
Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливая его к новому часовому поясу.
Профилактика утомления
Утомление - это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление - это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.
Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.
Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.
Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.
Необходимо особо подчеркнуть, что появившееся утомление можно преодолеть волевым стимулом (завершить работу во что бы то ни стало) или приемом стимуляторов (чай, кофе). Это позволит продолжить работу, но может произойти полное исчерпание функциональных резервов, что в конечном итоге не исключает возникновения в организме значительных патологических сдвигов.
Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.
Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.
Самочувствие - это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.
Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.
Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна -признак переутомления.
Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.
К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.
Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
Для профилактики переутомления необходимо научиться учитывать психологические аспекты своего состояния, т. е. любая нагрузка - умственная или физическая - должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Так, если данное человеку задание превышает его возможности, то он почувствует перенапряжение, а иногда и потрясение. Для профилактики такого состояния есть два пути: либо снизить требования к нагрузке до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить свои возможности путем тренировки.
Таким образом, умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Поповка»

«Влияние биоритмов на

работоспособность школьников»

Учитель биологии, экологии,ОЗОЖ

Кухта Наталия Александровна

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Основная часть

2.1.Биоритмы и работоспособность школьников.

2.2. Следуй биоритмам

2.3.Исследовательская работа, ее методика.

2.4. Результаты исследования

    Выводы

IV. Заключение

V. Используемая литература

Приложение А

Приложение В

    Введение

Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы отмеряют время.

Биологические ритмы - это регулярное периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний и событий.

«Биологические часы» в организме - отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов. Темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку.

Проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто являются следствием не знания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и.т.д.

Гипотеза

Планирование школьного процесса, а также режима дня школьника с учетом влияния биоритмов на организм школьника будет способствовать повышению их работоспособности.

Цель работы

Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность школьников.

Задачи:

1.Провести тестирование учащихся МОУ «СОШ села Поповка » по определению биоритмов школьников.

    Проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с особенностями работоспособности обучающихся МОУ «СОШ с.Поповка».

    Основная часть

2.1.Биоритмы и работоспособность школьников

Внутренние причины, циклические изменения физического, эмоционального и интеллектуального состояния зависят от биоритмов. Они влияют на активность, выносливость, уровень иммунитета, мыслительные способности и прочие качества человека с момента рождения и на протяжении всей жизни. Колебания их не одинаковы и составляют: физического - 23 дня, эмоционального - 28 дней, интеллектуального - 33 дня. Стартовой точкой для всех трёх биоритмов принято считать дату рождения, она соответствует нулевому значению.

Если изобразить биоритмы графически, то каждый из них возрастает до максимума, потом убывает и в полупериоде достигает нуля; продолжая убывать, достигает минимума и снова начинает возрастать до нулевого значения.

Цикличные спады и подъёмы функций организма можно не только учитывать, но и регулировать. Во время физического спада не стоит принимать зачёты по физической культуре, в период эмоционального спада надо знать, что ребёнок более, чем обычно, раздражительный, при интеллектуальном спаде - невнимательный, не всегда способен понять, что от него требует учитель.

Каждый человек по-разному подвержен влиянию биоритмов. Это зависит от его индивидуальных особенностей, уровня развития, социальной сферы и прочих факторов. Критические дни, когда значения биоритмов переходят через нулевое значение, наиболее заметно проявляются в состоянии человека. Редко, но бывает, когда все три биоритма одновременно пересекают нуль. В такие дни нужно быть предельно внимательным, сдержанным, воздерживаться от напряжений. К счастью, такие дни редки. Но и самые благоприятные дни, когда все три биоритма одновременно находятся на максимуме, тоже бывают не часто.

Когда тот или иной биоритм находится на графике в верхней точке, человек способен наиболее полно раскрыть соответствующие способности. Так, например, высокое значение физического биоритма повышает шансы на победу в спортивных соревнованиях.

Помимо трёх индивидуальных биоритмов в жизни школьника проявляются недельные ритмы. Жизнь учащихся подчинена ритму труда и отдыха: 5-6 дней в неделю - учёба, 1-2 дня - отдых. Работоспособность в течение недели меняется: в понедельник у многих она низкая, потому что предыдущий день был выходным, со вторника по четверг - она на максимальном подъёме и в пятницу опять спадает, сказывается усталость.

Не всем одинаково работается и в течение суток. Одни легче справляются с делами в первую половину дня, другие - в послеобеденную пору. Одни рано просыпаются, легко встают и предпочитают рано ложиться спать; другим свойственно позднее и трудное пробуждение, они тяжело включаются в рабочий ритм, «расходятся» только к вечеру, спать ложатся далеко за полночь. Первых называют «жаворонками», вторых - «совами». Есть и третьи - «голуби» (аритмики) - легко адаптирующиеся во времени.

Надо ли об этом знать? Надо. Я сам «жаворонок», мне легче работается в первой половине дня. Но жизнь частенько заставляет трудиться вечером, тогда продуктивность снижается. А каково же детям-«совам»? Как им приходится перестраиваться и заставлять себя подниматься и учиться в утреннее время? Конечно, можно сказать, что всё подправляется образом жизни, создаются привычки. Но не так это просто.

И учителю, и учащимся полезно определить свою принадлежность к группам по суточным биоритмам. Для этого надо хотя бы ответить на простые вопросы: если бы вы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались исключительно личными желаниями, когда вы пред почли бы вставать? А ложиться спать? К какому типу людей - утреннему или вечернему - вы отнесли бы себя?

Даже по наблюдениям за учащимися можно выявить «жаворонков»: кто-то раньше всех приходит в школу, никогда не опаздывает на утренние встречи или соревнования и - самое важное - в утреннее время показывает результаты лучше, чем в послеобеденное время. Жалко, что неправильный образ жизни - прогулки до позднего времени, ночные дискотеки и телепередачи - заставляют ребят ложиться спать позже обычного: «ломается» то, что дано от природы.

На что влияют биоритмы? На двигательную активность, физическую силу, выносливость, устойчивость к болезням и к воздействию неблагоприятных погодных условий, на настроение, устойчивость эмоций, творческий настрой, интуицию, мышление, логику, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума.

При желании, сделав несложные расчёты, можно составить графики своих биоритмов на любой срок. Для этого надо вычислить количество прожитых дней: 365 умножить на цифру, выражающую возраст, прибавить по 1 дню на каждый високосный год и сумму разделить на 23, потом - на 28 и на 33. Считается, что первая половина цикла - положительная фаза, вторая - отрицательная, а дни перехода из положительной в отрицательную - критические дни.

Положительная фаза биоритмов: физический цикл - со 2-го по 11-й день (характерны максимальная энергия, сила, выносливость, наивысшая устойчивость к воздействию экстремальных факторов); эмоциональный цикл - со 2-го по 14-й день (наиболее благоприятное время для прохождения тестов и испытаний); интеллектуальный цикл - с 2-го по 16-й день (творческие дни, наиболее благоприятное время для решения сложных вопросов).

Критические дни биоритмов: физический цикл - 1-й и 12-й дни (нестабильность физического состояния, вероятность травм, аварий, обострения хронических заболеваний, головная боль); эмоциональный цикл - 1-й и 15-й дни (эмоциональная неустойчивость, склонность к снижению реакций, угнетённому состоянию, спорам и ссорам); интеллектуальный цикл - 1-й и 17-й дни (склонность к снижению внимания, ошибочным заключениям, ухудшению запоминания).

Отрицательная фаза биоритмов: физический цикл - с 13-го по 23-й день (пониженный физический тонус, быстрая утомляемость, некоторое снижение сопротивляемости организма к заболеваниям); эмоциональный цикл - с 16-го по 28-й день (повышенная напряжённость, часто плохое настроение); интеллектуальный цикл - с 18-го по 33-й день (процесс мышления вялый, нестабильный).

Подчиняясь законам природы, человеческий организм реагирует на все изменения, продиктованные ритмами - многолетними, годовыми, суточными. Учитывать влияние биоритмов - значит помогать своему здоровью, а для нас, педагогов, - ещё и здоровью наших учащихся. (Приложение А)

    1. Следуй биоритмам

Организм человека подчиняется особому часовому распорядку, который определяется нашими внутренними биологическими часами.

Биоритмы влияют на нашу жизнедеятельность, поэтому иногда с самого утра бывает настроение превосходное и хочется горы свернуть, а иногда апатия и раздражительность не проходят весь день.

Хронобиологи - специалисты, изучающие биологические циклы человеческого организма, объясняют это тем, что наш организм подчиняется внутреннему часовому ритму. Если в часах случается какая нибудь неполадка, то ритм сбивается. Так и в организме, стоит только сбиться с ритма, как сразу же возникают проблемы: недосыпание, апатия, раздражение. И даже лишние килограммы могут появиться в результате нарушения биологических ритмов.

7.00 - Идеальное время пробуждения организма. Именно в это время надпочечники выделяют первую утреннюю порцию гормонов, среди которых преобладает адреналин. Именно он ускоряет пульс и кровообращение. Тело готово к пробуждению, сердце работает в дневном режиме.

7.30 - время утренней активности. В это время хорошо сделать зарядку, небольшую пробежку, заняться гимнастикой. Энергия полученная от такой разминки в эти ранние часы даст заряд энергии на весь день.

8.00 - 9.00 - Идеальное время для завтрака. Желудок на пике активности, благодаря чему и пища лучше переваривается и организм получает из нее максимум энергии, необходимой для дальнейшей работы.

10.00 - это пик работоспособности, когда и совы и жаворонки чувствуют себя отлично.

11 часов - время, когда полезны все виды самосовершенствования - йога или медитация. Полезны спа - процедуры и массаж.

12.00 - пик работы сердечной мышцы. В это время сердце работает на полную катушку, поэтому не следует перегружать его физическими нагрузками. Стоит воздержаться от употребления кофе и шоколада. Специалисты-хронобиологи рекомендуют в это время занять интеллектуальной работой -любые задачи вы будете щелкать как орешки.

13.00 - время для полноценного обеда. Желательно чтобы он содержал полноценные белки и сложные углеводы, а после обеда хорошо бы немного отдохнуть. В это время происходит спад биологических ритмов и организм нуждается в небольшом отдыхе.

14.00 - в середине дня притупляется ощущение боли и анестетики действуют вдвойне эффективней, чем утром или вечером, поэтому на это время хорошо планировать визит к стоматологу.

15.00 -16.00 - навалилась лень-матушка, так и хочется вздремнуть. Сердце и другие органы, работают медленнее обычного, кровообращение мозга и органов замедляется. Только желудок работает, он то и тянет энергию на себя. Лучше заняться какой -нибудь работой, не требующей особых усилий.

17.00 - новый виток трудоспособности. Энергетический спад уменьшается, появляется прилив жизненных сил.

18.00-19.00- Организм нуждается в покое. В это время полезны процедуры для расслабления мышц, например массаж, а также солярий, кожа загорит быстрее в эти часы.

20.30 - Самое время позаботиться о коже, поры кожи в это время особенно восприимчивы и впитают как губку крем и питательные маски, а это значит что кожа быстрее восстановится и отдохнет за ночь.

22.00- 23.00 - Сон. Для восстановления организма требуется не менее семи часов спокойного сна.

2.2.Исследовательская работа, ее методика

В настоящее время этот вопрос становится более актуален среди населения. Одной из важнейших проблем современной биологии является изучение цикличности процессов, протекающих в живом организме.

Заинтересовалась, а как обстоит дело с этим вопросом у нас, в школе.

Объект исследования: суточная активность организма обучающегося МОУ «СОШ с.Поповка». Изучение влияния биоритмов на работоспособность обучающихся проводилось в течение месяца . В исследовании были охвачены учащиеся 1-11 классов МОУ «СОШ села Поповка».

Произведено тестирование учащихся - Тест для определения индивидуального биологического профиля [Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

(приложение В) МОУ с последующей обработкой результатов. Собран и проанализирован материал разных возрастных групп школьников, что позволило сделать общие выводы по теме исследования.

На основе полученных данных были разработаны рекомендации для обучающихся по улучшению их работоспособности с учетом биоритмов. Основной задачей исследовательской работы было выявить (при помощи тестирования, анализа, наблюдения и контроля) влияние биологических ритмов на работоспособность обучающихся.

Главная задача данного исследования - рассмотреть человека, его структурные и функциональные процессы не только в пространстве, но и во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Вторая задача заключается в следующем - определить коллективный биологический профиль каждой возрастной группы исследуемых обучающихся, помочь им в повышении работоспособности, с учетом особенностей биоритмов.

2.3.Результаты исследовани я

Анализируя проделанную работу по выявлению взаимосвязи биоритмов и работоспособности, было выявлено, что они непосредственно влияют на успешное освоение учебного материала школьником. Так в младших классах ребята успешно овладевают знаниями, т.к. они относятся в основном к активному в утренние часы хронотипу. Занятия у них проходят в первой половине дня, что повышает проявление их работоспособности в это время. Ребята успешно овладевают знаниями, активны на уроке, подвижны во время перемен. В 5-8 классах изменение хронотипа, проведение занятий в первой половине дня, негативно сказывается на работоспособности обучающихся. Успеваемость падает, активность учащихся на уроках снижается, подростки не внимательны, пассивны. Это проявляется не только в оценках. Но и в записях в дневнике школьника. Все чаще появляются обращения к родителям детей по поводу успеваемости и поведения. Дети чаще пропускают уроки, или же опаздывают, просыпая. В старших классах ситуация становится еще более выраженной.

В проделанной работе подтвердился тот факт, что у исследуемых школьников с утренним биологическим типом работоспособность выше в утренние часы. В вечернее же время показатели работоспособности ниже, а значит, биоритмы оказывают положительное воздействие на детей в утренние часы и отрицательное - в вечернее.

На исследуемых школьниках с вечерним типом биоритмы оказывают положительное влияние в вечернее время суток и отрицательное - в утреннее. А, значит, можно порекомендовать родителям, чьи дети относятся к «совам» обращать внимание на режим дня, и планировать его с учетом индивидуальных биологических часов.

Было замечено, что у школьников при взаимодействии различных функциональных систем организма с окружающей средой, как следствие, выявляется гармоническое согласование различных ритмичных биологических процессов, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма.

Замечено также, что суточные изменения внутренних ритмов свойственные здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются.

    Выводы

Существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность. Значит нужно учитывать биоритмы человека в планировании его деятельности в течение дня, суток, недели, и.т.д.

На протяжении школьного обучения у детей изменяется хронотип от типичного «жаворонка» до «индифферентного голубя».

    Заключение

В ходе исследований было установлено, что роль биоритмов в работоспособности школьников велика. Определение их, и разработка рекомендаций позитивно сказывается на успеваемости и активности ребят. При этом как самим детям, так и их родителям, учителям необходимо учитывать эти особенности личности. Обработка материала позволила разработать рекомендации по определении хронотипа человека, а так же по работе с детьми, относящимися к разным хронотипам. Собранный материал будет использован администрацией школы в планировании учебного процесса, учителями в планировании учебного материала на уроках, учащимися в составлении режима дня.

1. Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали предельный уровень, и в то же время были стимулом для общего развития школьника. В этом случае учитывается два основных фактора, взаимодействующие между собой - нагрузка и конкретное функциональное состояние учащегося на данный момент. А, значит, ритм урока должен определяться не только внешними факторами, но и внутренними биологическими часами.

Словом, при определении оптимальной нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует учитывать учителям при работе с учащимися разного возраста, что позволит добиваться высоких результатов в обучении школьников.

    В работе с детьми педагогам необходимо учитывать, что существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность,

    Важно также учитывать и тот факт, что дети с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а детям с вечерним биологическим типом - во второй.

V . Используемая литература

1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) - М.: Сов. Россия,1977.

2. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1989.

    Алексееве.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. -Самара.:Учебная литература, 2005.

    Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1967.

    Детари П., Карцаш В Биоритмы. - М.: Мир, 1984.

    Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. Л. Наука, 1984.

7. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. -М.Знание, 1989.

Приложение В.

Тест для определения индивидуального биологического профиля

[ Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Баллы

Часы

зимой

летом

5.00 - 6.45

4.00 – 5.45

6.46- 8.15

5.46-7.15

8.16 - 10.45

7.16 - 9.45

10.46 - 12.00

9.46- 11.00

12.01- 13.00

11.01 - 12.00

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?

20.00 - 20.45

21.00 – 21.45

20.46- 21.30

21.46-22.30

21.31 - 00.15

22.31 - 1.15

00.16 - 1.30

1.46- 2.30

1.31- 3.00

2.31 - 4.00

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?
Баллы

Совершенно нет потребности 4

В определенных случаях есть 3

Потребность довольно сильная 2

Будильник мне абсолютно необходим 1

4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?

Баллы

Абсолютно бесполезной 4

Была бы некоторая польза 3

Работа была бы достаточно эффективной 2

Работа была бы высокоэффективной 1

5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?

Баллы

Очень большая сонливость 1

Есть небольшая сонливость 2

Довольно ясная голова 3

Полная ясность мысли 4

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
Баллы

Аппетита совершенно нет 1

Снижен 2

Хороший 3

Прекрасный 4

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа?

Баллы

Абсолютно бесполезной 1

С некоторой пользой 2

Достаточно эффективной 3

Высокоэффективной 4

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
Баллы

Очень большая вялость 1

Небольшая вялость 2

Незначительная бодрость 3

Полная бодрость 4

10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?

Баллы

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры, Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучший и для вас?

Баллы

В это время я бы находился в хорошей форме 4

Я был бы в довольно хорошем состоянии 3

Мне было бы трудно 2

Мне было бы очень трудно 1

12. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

Часы Баллы

    0- 21.00 5

21.01-22.15 4

22.16- 00.45 3

00.46 – 2.00 2

2.01 - 3.00 1

13. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?

Часы Баллы

8.00 - 10.00 6

11.00- 13.00 4

15.00 - 17.00 2

19.00 - 21.00 0

14. Как велика ваша усталость к 23 ч?
Баллы

Я очень устаю 5

Заметно устаю 3

Слегка устаю 2

Совершенно не устаю 0

15. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы выбрали?

Баллы

Проснусь в обычное время и больше не усну 4

Проснусь в обычное время и буду дремать 3

Проснусь в обычное время и снова засну 2

Проснусь позже, чем обычно 1

16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него - 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?

Баллы

Да, я был бы в хорошей форме 1

Был бы в приемлемой форме 2

Был бы в плохой форме 3

Совсем не мог бы тренироваться 4

17. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?
Часы Баллы

5.00 - 6.45 5

6.46 – 7.45 4

7.46 - 9.45 3

9.46 - 10.45 2

10.46 - 12.00 1

18. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?
Баллы

Четко к утреннему 6

Скорее к утреннему, чем к вечернему 4

Скорее к вечернему, чем к утреннему 2

Четко к вечернему 0

Заключение

Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.

Свыше 72: четко выраженный утренний тип.

60 - 71: слабо выраженный утренний тип.

48 - 59: аритмичный тип.

35 - 47: слабо выраженный вечерний тип.

34: четко выраженный вечерний тип.

Приложение А.

БИОРИТМЫ



Что такое биоритмы?

Человек со дня рождения на ходится в трех биологических ритмах: физическом, эмоцио нальном и интеллектуальном.

23- дневный ритм

Это физический ритм. Он оп ределяет здоровье, силу и вы носливость человека.

28- дневный ритм

Это эмоциональный ритм. Он влияет на состояние нервной системы, настроение, любовь, оптимизм и т.п.

33- дневный ритм

33- дневный ритм - это интел лектуальный ритм. Он опреде ляет творческие способности личности. Благоприятные дни 33-дневного ритмического цикла характеризуются твор ческой активностью, человеку сопутствует удача и успех. В неблагоприятные дни проис ходит творческий спад.

Каждый из трех долговремен ных ритмических циклов начинается с рождения челове ка. Дальнейшее его развитие можно изобразить как синусо иду (график). Чем выше под нимается кривая, тем выше соответствующая этой отметке способность. Чем ниже она падает, тем ниже соответствующая ей энергия. Критическими считаются периодические дни, когда кривая находится на пересечении шкалы. Это неблагоприятное время.

Счет шаг за шагом

Отталкиваясь от точной даты своего рождения, посчитайте, сколько дней Вы прожили. Аля этого 365 дней в году умножьте на количество прожитых лет, а число високосных лет умножьте на 366 дней. Висо косными были: 1920, 1924, 1928, 1932, 1936, 1940, 1944, 1948, 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980,1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008 годы. Подсчитайте общую сумму прожитых дней. Теперь Вы знаете, сколько дней уже живете в этом мире. Разделите это число на количество дней того биоритма, который хоти те рассчитать: 23, 28, 33. Ос таток покажет Вам, в какой точке кривой Вы находитесь в настоящее время (см. график). Например, если остаток равен 12, то идет 12 день того био ритма, который Вы считаете. Это первая половина цикла, обычно она бывает благопри ятной. Если цикл на нуле гра фика, то это плохой день. Кроме того, дни, когда линии био ритмов пересекают горизон тальную линию в центре гра фика - это так называемые критические дни, когда Ваши способности совершенно не предсказуемы. Человек в такие дни чувствует упадок сил и от сутствие энергии.

Что означают биоритмы?

23- дневный ритм

Высокая энергия:

    Хорошее физическое самочувствие.

    Устойчивость к стрессам, болезням и высо кая жизненная энергия.

    Сильное половое вле чение.

Опасность переоцен ки своих сил.

Низкая энергия:

    Повышенная утомля емость.

    В это время рекомен дуется больше отды хать и беречь силы

Критические дни:

    Пониженная сопротив ляемость болезням.

    Склонность к ошибоч ным действиям.

28- дневный ритм

Высокая энергия:

    Интенсивная эмоциональ ная и духовная жизнь.

    Благоприятное время для дружбы и любви.

    Повышение творческих способностей и интере са к новому.

    Склонность к повышен ной эмоциональности.

Низкая энергия:

    Неуверенность в себе.

    Пассивность.

    Недооценка своих воз можностей.

Критические дни:

Склонность к душевным конфликтам.

Снижение сопротивляе мости болезням.

33- дневный ритм

Высокая энергия:

Способность ясно и ло гически мыслить.

    Способность к концент рации внимания.

    Хорошая память.

    Творческая активность.

Низкая энергия:

    Снижение интереса к но вым идеям.

    Замедленная реакция.

    Творческий спад.

Критические дни:

    Неспособность сконцент рироваться.

    Невнимательность и рас сеянность.

    Склонность к ошибочным действиям (большая веро ятность аварий).

Человеческий организм представляет собой не просто набор клеток. Это сложнейшая, взаимозависимая система физиологических процессов и связей. Чтобы этот механизм работал бесперебойно, необходима чёткая программа и правильный распорядок работы. Функцию этой жизненно важной программы выполняют биологические ритмы человека.

Учёные доказали, что биоритмы человека значительно меняются с возрастом. К примеру, биоритмический цикл малышей грудного возраста достаточно небольшой. Их смена активности и расслабления происходит каждые 3–4 часа. Примерно до 7–8 лет понять «жаворонок» кроха или «сова» не получится. Чем старше ребёнок, тем длиннее становятся циклы биоритмов. Суточными они станут к окончанию полового созревания.

Какие бывают биоритмы

По продолжительности все биологические ритмы можно разделить на несколько групп:

  • высокочастотные, интервал которых составляет не более 30 минут;
  • среднечастотные, являются более продолжительными, интервал варьируется от 30 минут до 7 суток;
  • низкочастотные – от недели до года.

Моторика желудка, смена эмоционального фона и концентрации внимания, циклы сна, половая активность относятся к строго фиксированным ритмам, их интервал равен 90 минутам.
Факт: характер ритмического поля человека передаётся по наследству.
Среди многочисленных биоритмов человеческого организма главными являются следующие:

  1. Полуторачасовой. Выражается в смене нейрональной активности мозга. Происходит и во сне, и во время бодрствования. Оказывает влияние на колебания умственных способностей. Таким образом, каждые 90 минут наступает низкая и повышенная возбудимость, умиротворённость и беспокойство.
  2. Суточный – ритм сна и бодрствования.
  3. Месячный. Ещё недавно относился только к менструальному циклу женщин, однако последние исследования показали, что мужчины также подвержены смене работоспособности и настроения.
  4. Годовой. Времена года оказывают влияние на уровень гемоглобина и холестерина. Весна и лето приносят повышенную мышечную возбудимость, а также большую светочувствительность.

Существует теория, что бывают также ритмы с цикличностью в 2, 3, 11 и 22 года. На них оказывают влияние метеорологические и гелиогеографические процессы.


Люди – существа социальные, успевшие за долгие годы подстроиться и под недельный ритм.

Давно привыкнув работать 5–6 дней недели, а 1–2 отдыхать, их уровень работоспособности постоянно колеблется. Причём понедельник характеризуется пониженной тягой к труду, а максимальный подъем приходится со вторника по четверг.

Функции биоритмов

Биологические ритмы оказывают огромное влияние на жизнедеятельность организма, т. к. выполняют очень важные функции.

  1. Оптимизация жизнедеятельности организма. Любой биологический процесс не может протекать все время в активной фазе, ему необходимо регулярное восстановление. Поэтому в целях экономии ресурсов, происходит смена минимума и максимума активизации фаз цикла.
  2. Временной фактор. Эта функция оказывает влияние на возможности человеческого организма функционировать вне зависимости от его сознания. Она помогает приспосабливаться к изменениям внешней среды, погодным явлениям.
  3. Регуляторная. Нормальное функционирование центральной нервной системы невозможно без появления так называемой доминанты. Она представляет собой объединённые в одну систему группы нервных клеток, вследствие чего создаётся индивидуальная для каждого человека ритмичность.
  4. Объединительная. Эта функция вкупе с принципом кратности оказывает влияние на способность человека адаптировать свои биоритмы к суточным.

Как настроить биологические часы

При несоблюдении режима сна и отдыха, стрессовых ситуациях, смене часовых поясов, нерегулярном питании происходит сбой биологических часов, что не может не отразиться на самочувствии и работоспособности человека. Для того чтобы их настроить, необходимо придерживаться следующих правил:

  • размеренный образ жизни;
  • приёмы пищи и сон в одно и то же время;
  • отказ от вредных привычек;
  • избегание переутомления;
  • светолечение – создать дополнительное освещение в дневное время, особенно в пасмурную погоду;
  • отличным помощником «настроиться» станет звонок будильника, главное, не лениться;
  • восход солнца естественным образом синхронизирует собственные биоритмы с природными.

Какой орган «отвечает» за биоритмы

Главным «хронометром» организма является гипоталамус. Этот крошечный орган, состоящий из 20 тысяч нейронов, оказывает влияние на работу всех систем. Хотя, современные исследования так и не дали ответа на вопрос, как именно работает этот механизм, существует теория, что главным сигналом является солнечный свет.
Всем давно известно, что встать с солнышком и лечь сразу после заката чрезвычайно полезно для здоровья и работоспособности.

Что такое «хронотип»

Бывают ситуации, когда приходится не спать всю ночь. Однако злоупотреблять ресурсами организма не стоит. Во время бодрствования главной его задачей является переработка накопленных питательных веществ. Этот процесс необходим для хорошей работоспособности днём.

Ночью же активизируется выработка гормона роста. Он запускает анаболические процессы. Регулярный недосып вызывает чувство голода. Людей тянет на сладкое и жирное, замедляется их обмен веществ, а это прямая дорога к ожирению!

При этом все люди отличаются по хронотипу. «Жаворонки» уже с 6-7 утра на ногах, но к 21-22 часам их энергия иссякает. «Совам» трудно встать с утра, их работоспособность повышается лишь к вечеру.

Современные исследователи выделяют ещё «голубей». Эти люди активизируются к середине дня.
Факт: статистика утверждает, что в мире целых 40% «совушек», четверть населения относят себя к «жаворонкам», оставшаяся часть – «голуби». Но чаще всего это смешанные виды.

Кому из «пернатых» легче живётся

Учитывая современные режимы труда и отдыха, становится ясно, что больше всего повезло голубям. И правда, их биоритмы позволяют им лучше приспособиться к современной жизни.
Жаворонки здоровее сов и голубей, но им труднее адаптироваться к смене режима.

Не спешите жалеть сов. Да, их работоспособность запаздывает и появляется лишь к завершению рабочего дня. Однако к 50 годам их характеристики здоровья гораздо лучше, чем у жаворонков. Это объясняется их высокими адаптивными возможностями. Считается также, что среди сов немало оптимистов, чего не скажешь о жаворонках.

Оказывается, хронотипами интересуются не только учёные. Европейские работодатели, нанимая сотрудников, просят указать их биоритмические показатели. Например, ночной труд подойдёт лучше совам, т. к. их работоспособность и производительность в это время будет выше, чем у жаворонков. Таким образом, количество брака и несчастных случаев становится значительно меньше.

Нам не так повезло, как европейцам. Но есть надежда, что в недалёком будущем для каждого «пернатого» будет своё расписание.

Влияние суточного цикла на внутренние органы

Каждому человеку важно знать, когда и как активизируется работа внутренних органов, ведь от этого зависит выбор оптимального времени для приема лекарств и проведения очищающих процедур.

  1. Сердце. Эмоциональные и физические нагрузки лучше перенести на дневное время (с 11 до 13 ч). Не нагружать мотор с 23 ч до часа ночи.
  2. Толстый кишечник. Максимальная работоспособность органа приходится на время с 5 до 7 ч, с 17 до 19 ч находится в фазе спокойствия.
  3. Мочевой пузырь. Накопление жидкости происходит с 15 до 17 ч, с 3 до 5 утра – минимальная деятельность.
  4. Лёгкие. Откройте форточку с 3 до 5 ч утра, в это время организму человеку важно «подышать». Минимальная активность приходится на время с 15 до 17 ч.
  5. Печень. Активная регуляция крови и жёлчи происходит с 1 до 3 ч, слабая активность наблюдается в 13 – 15 ч.
  6. Зрение. Эта информация будет интересна водителям. В 2 ч ночи вести автомобиль особенно тяжело.
  7. Желудок. «Завтрак съешь сам…» – говорит известная пословица и не зря! Ведь пик работоспособности желудка приходится на 7-9 ч утра. С 19 до 21 ч желудку надо дать отдохнуть.
  8. Жёлчный пузырь. С 23 до 1 ч ночи происходит активная выработка жёлчи, минимальная – с 11 до 13 ч.

Интересно! Труднее всего справиться с одиночеством между 20 и 22 часами.
Так каким должен быть оптимальный режим биоритмов? Встаём в 4 утра, завтракаем в 5 ч, обедаем в 10 ч, полдничаем в 15 ч, ужин в 19 ч. В 21 ч ложимся спать!
Главное, прислушаться к своим биологическим часам и пусть они совпадут с биоритмами природы!