Внеклассное мероприятие "Богатыри - защитники Земли Русской" (начальные классы). Богатыри - былинные защитники земли русской

НОД «Богатыри-защитники земли русской»

Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества.

Задачи:

    Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе богатырей – защитников русской земли.

    Формировать патриотическую память.

    Воспитывать чувство ответственности, уважения и гордости за богатырскую силу России.

    Вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины.

Материалы и оборудование: иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья –разбойника, Змея-Горыныча, Бабы Яги. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем), оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей, карточки с изображением предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия.

Предварительная работа: рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри» и Н. К. Рериха «Бой со змеем». Чтение отрывков о древнерусских богатырях «Как Илья из Мурома богатырем стал… », «Финист –ясный сокол», «На заставе богатырской», «Змей Горыныч» и другие. Прослушивание песен о Руси – матушке. Разучивание с детьми ролей инсценировки.

Возраст детей: подготовительная группа

Ход мероприятия:

В группу входит воспитатель в русском национальном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!

Дети здороваются.

Воспитатель: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…

Раздаются звуки воя, свиста, топота коней, крики.

Воспитатель : Ой, ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будет наших молодцев рубить да данью нас обкладывать. Ребята, а Вы узнали кто это? А давайте я вам помогу:

Свист соловьиный,

Взор орлиный.

Не зверь, не охотник,

А … (Соловей- разбойник)

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем,

Ночью стало словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. (Змей Горыныч)

Эта старушка не любит детей.

Часто пугают ей малышей.

У бабушки есть костяная нога,

Зовут же старуху...(Баба Яга)

Воспитатель: Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?

Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение) .

Воспитатель: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей мы звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…

Под музыку выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах).

Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

Дети : богатыри…

Воспитатель: А кто такие богатыри?

Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.

Первый ребенок: Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь

Второй ребенок: А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .

Третий ребенок: Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит, а врагу и подавно не пройти… Ребята, в детском саду мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?

Дети :

Воспитатель: А каких еще богатырей Вы знаете?

Дети:

Воспитатель: Илюша, богатырь, а расскажи-ка нам, что за одежда на тебе такая необычная.

Богатырь Илья Муромец описывает свою одежду и объясняет ее назначение

Илья Муромец: Это рубаха - она приятна к телу, в мороз греет, в жару – холодит. Это кольчуга железная – она защищает грудь и спину от вражеских стрел. Это латы – они берегут тело от вражеского меча и топора. Это шлем – он бережет наши головы.

Воспитатель: Алёша Попович, а что за оружие у тебя в руках?

Богатырь рассказывает о видах оружия и его назначении.

Алеша Попович: Это меч – рубить врагов земли русской. Это щит – отражать удары неприятелей. Это палица колючая – сносить головы басурманам. А это лук да стрелы. Берегись басурманин! Не укрыться тебе ни в лесу, ни под горой!

Воспитатель: Как вы хорошо рассказываете! Ребятам очень интересно! А поведай нам, Добрынюшка – богатырь, как вы коней себе выбираете?

Добрыня Никитич: А коней мы выбираем себе под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, как бы они нас выдерживали бы?

Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а давайте поможем собраться в путь-дорогу богатырю.

Дидактическая игра «Собери богатыря в путь»

Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. Детям предлагается выбрать правильный вариант.

Воспитатель: Вот спасибо вам ребята! С таким снаряжением нас врагу ни за что не одолеть!

Раздаются звуки воя, свиста, топота коней, крики. Появляются Соловей-разбойник, Баба-Яга, Змей Горыныч.

Воспитатель: Снова на землю Русскую напала нечисть разная. Выручайте, нас богатыри!

Разыгрывается сцена боя между богатырями и нечистой силы. В итоге богатыри прогоняют нечисть за пределы русской земли (нечисть уходит из зала) .

Воспитатель: Славные Святорусичи –богатыри! Победили вы силы темные! Выходи народ на пляску «Богатырскую»!

Звучит песня «Богатырская сила наша».

Дети исполняют вместе с воспитателем танец

Воспитатель: Ой вы, гой еси, богатыри да русские!

Ай седлали вы коней добрых

Да стояли вы за веру и отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

Дети делают низкий поклон до земли.

Богатыри кланяются и уходят.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю послушать одно произведение. Потом вы мне скажете, что вы представили, слушая его.

Звучит музыка, дети слушают.

На доске появляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель: Такую картину вы представили? Может, кто-то знает, как она называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, это картина художника В. Васнецова « Три богатыря». И на ней изображены…

Дети: Русские богатыри.

Воспитатель: Как их звали?

Дети: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Воспитатель: Что делают в поле богатыри?

Дети: На заставе охраняют Русь от врагов.

Воспитатель: Да, только что они были у нас, а теперь уже стоят на своем посту, охраняют Русь-матушку. Кто из богатырей вам больше нравится?

Дети:

Воспитатель: Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

Воспитатель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о доблести и любви к Родине

На экране появляются неполные пословицы – дети заканчивают.

Сам погибай, а… товарища выручай.

Не доспехи красят богатыря, а … подвиги.

За правое дело… стой смело!

Жить – … Родине служить.

Счастье Родины –…. дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждет, а… тот, кто за народ идет!

Воспитатель: Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков. Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).

Вот таков!

Корень да его –

Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его –

Вот так широки, (развести руки в стороны)

Ветки да его –

Вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

Дети встают на колено, низко склоняя голову.

В это время воспитатель обсыпает детей дубовыми листочками.

Воспитатель: Возьмите себе по листочку. Пусть этот листочек придаст вам силу и жизнестойкость, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Дети с листочками уходят под музыку.

Мацнева И.Н. МБОУ «Озерская СОШ»

Тема: Богатыри – защитники земли Русской.

ворческая площадка «Я - гражданин России» )

Цели:

    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

    Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

    Закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, расширять и обогащать словарный запас учащихся.

    Воспитывать интерес к истории России, гордость за своих предков.

Отрывок из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Учитель --- В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли на страже нашей Родины на заставе (границе) очень сильные люди, богатыри. Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

- Ребята, расскажите, какую вы работу провели, чтобы узнать, кто такие богатыри?

На столах детей лежат словари, они с ними работают.

1 группа:

- По словарю Ожегова «богатырь» - это человек очень большой силы, стойкости и отваги.

А по словарю Даля « богатырь» - это человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач.

Этимологический словарь - « богатырь»- это храбрый, доблестный воин.

Энциклопедический словарь - « богатыри» -это сильные люди, герои народных сказаний, песен, былин.

Вторая группа ищет информацию в телефонах и планшетах.

Ответы @ mail . ru - слово «богатырь» - древнерусское слово, обозначает силач, храбрец.

Яндекс словари - слово «богатырь» - это воин, который отличается необычной силой, мужеством, удалью и умом.

Из википедии: « богатырь» - герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

3 группа: делала опрос среди учащихся начальной школы.

Слайд 1 Картина Васнецова « Три богатыря»

    Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

    Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Учитель --- Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали родную землю Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - все они в степи да в чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть - гусляров послушать, друг с другом потолковать.

Учитель --- Что вы можете рассказать о славных русских богатырях?

1 ученик - « Как одно на небе красно – солнышко,

А один на Руси Илья – Муромец».

Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди прохожие - дали испить водицы. Больше всего люди любили да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к лику российских Святых, и у него остался в истории день рождения - 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.

В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре.

Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты ошеломили ученых.

Это был могучий мужчина, косая сажень в плечах, скончавшийся в возрасте 45-55 лет, ростом 177 см. В 12 веке, когда жил Илья, такой человек считался высоким (средний рост мужчины того времени – 165 см).

На костях Ильи обнаружили следы битв – множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча.

Это подтверждало сведения о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.

Кроме того, исследователи считают, что, в полном согласии с произведениями устного народного творчества, Илья на самом деле долгое время не мог ходить, так как перенес тяжелое заболевание – туберкулез костей или полиомиелит, что стало причиной паралича ног.

2 ученик - Добрыня Никитич носил прозвище "Тихий». Он был хорошим дипломатом, умел к каждому человеку подойти по- особенному. Недаром князь Владимир назначил его послом. С 12 годов Добрыня Никитич на гуслях играл, сам песни складывал и в шахматы играл.

Добрыня – из русского языка – от добрый. Он творит добро – и это одна из характерных черт могучего былинного богатыря. Добрыня бьётся со Змеем Горынычем и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну

3 ученик - сын ростовского попа Леонтия. Рождение Алеши Поповича сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Ему свойственны , натиск, сметливость, находчивость, .

Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три-

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Учитель--- Как вы отличите богатыря от других людей? КОНВЕРТЫ

(работа в группах) - собери те картинки, которые относятся к богатырям, приклейте на картон, вывесите на доску

Слайд 2 - гусляры

Учитель - Подвиги русских богатырей описаны в былинах.

4 ученик - Жили когда-то на Руси Великой люди - песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – разные истории про князя Киевского Владимира Красно Солнышко, про битвы с лютыми ворогами, про царства- государства чужеземные, заморские, про чудеса невиданные. И сложено было этих былин и ходило их по Руси – несчётное число Самым известным певцом- сказителем, чьё имя дошло до нашего времени, конечно, был Баян.

Учитель - Во многих городах России сооружены памятники богатырям….

Слайд 3 - ПАМЯТНИК СВЯТОГОРУ В Г. ЯЛТЕ

Слайд 4 - ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ В Г. МУРОМЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 5 - ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ И Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.

Слайд 6 - ПАМЯТНИК ДОБРЫНЕ НИКИТИЧУ В П. ШИЛОВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛ.

Слайд 7 - ПАМЯТНИКИ ТРЕМ БОГАТЫРЯМ В Г.КОЗЕЛЬСКЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛ. И В Г. САМАРЕ.

Слайд 8 - ПАМЯТНИК АЛЕШЕ ПОПОВИЧУ В УДМУРТИИ

Прошли века. Богатырей тех нет,

Но дух свободы в душах наших вечен.

И богатырский мужественный свет –

Неколебим, свободен, бесконечен.

В тайге, в горах, во льдах, среди морей,

На всех постах у мира и свободы,

Не счесть – о Русь!- твоих богатырей,

И рать их не рушимей год от года

Учитель - Россия издавна славилась своими богатырями. И не только былинными - Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, но и настоящими - князьями, полководцами, солдатами, спортсменами. В ряду самых знаменитых борцов-классиков стоят имена

    Слайд 9 - грузчика Ивана Максимовича Поддубного –

«чемпиона чемпионов», 45 лет жизни он провел на борцовском ковре и лишь один раз потерпел поражение.

    Слайд 10 - Александр Знаменский, исполнял рекордные силовые номера, поднимал оркестр, держал на себе карусель, носил пианино с играющим человеком.

    Слайд 11,12 - Валентин Иванович ДикУль (род. 1947) - выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине - автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

Учитель - Всё может родная земля!

Слайд 13 - Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом,

Слайд 14 - напоить родниковой водой,

Слайд 15 - удивить своей красотой.

Слайд 16 - И только защитить сама себя она не может…

Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой!

Рефлексия Ребята, у вас на столах лежат иллюстрации с изображением богатырей. Обсудите всей группой, если занятие вам понравилось – поместите на доску цветную иллюстрацию, если нет – черно – белую.

Викторина для 4 класса на тему

«Русские Богатыри»

1. Какое значение имеет слово «богатырь»?

а) человек очень умный

б) человек очень ловкий

в) человек очень сильный

г) человек очень богатый

2. Как называются русские народные песни о подвигах богатырей?

а) рассказ

б) летопись

в) былина

г) повесть

3. Что являлось оружием богатыря?

а) ружье

б) меч

в) копье

г) пищаль

4. Назовите имя громадного богатыря, которого «даже земля не держит».

а) Святогор

б) Илья Муромец

в) Микула Селянинович

г) Алеша Попович

5. От кого спасает землю русскую Илья Муромец?

а) от Святогора

б) от Соловья-разбойника

в) от Сухана

г) от Тугарина

6. У кого был бой с Тугариным?

а) у Ильи Муромца

б) у Вольги Святославовича

в) у Алеши Поповича

г) у Добрыни Никитича

7. С кем боролся Добрыня Никитич?

а) с Алешей Поповичем

б) со Змеем Горынычем

в) с Кощеем Бессмертным

г) с Соловьем-разбойником

8. Кто из героев новгородских былин играл на гуслях и бывал у морского царя?

а) Василий Буслаев

б) Садко

в) Святогор

г) Микула Селянинович

9. Кто из богатырей был пахарем?

а) Илья Муромец

б) Святогор

в) Микула Селянинович

г) Садко

10. Кто является автором картины «Богатыри»?

а) Виктор Михайлович Васнецов

б) Михаил Александрович Врубель

в) Василий Иванович Суриков

г) Архип Иванович Куинджи

Приложение 1.

(тексты исследовательской работы)

РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ

(1 группа)

1. Значение слова Богатырь по словарю Ефремовой: Богатырь - 1. русских былин и сказок.

2.Значение слова Богатырь по словарю Ожегову: Богатырь стойкости, отваги

3. Значение слова Богатырь в Энциклопедическом словаре:
Богатырь - крупнейший в мире
около г. в Казахстане.

4. Значение слова Богатырь по словарю Ушакова

Богатырь - русских былин, преимущественно совершающий военные подвиги.

5. Значение слова Богатырь по словарю Даля: Богатырь - м. и видный; силач; и и

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

(2 группа)

На вопрос « Кто такой богатырь?» получили следующие ответы:

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

Я, как воспитатель подготовительной группы, решила посвятить один из своих проектов, формированию патриотических чувств у детей и в рамках долгосрочного проекта «Былинные богатыри – первые защитники земли русской» познакомить дошкольников с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России. Становление человека как гражданина, на мой взгляд, должно начинаться с его малой родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности юного патриота. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.

В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

И я постаралась не только познакомить детей с былинами, но и обыграть их.

Мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится детям. Пройдут годы, дети станут взрослыми людьми, но герои, с которыми мы встретимся в наших путешествиях, будут сопровождать их всю жизнь.

Итак, я хочу отправиться в путешествие по русским былинам. Былины – это отголосок прошлого, того самого, которое мы изучаем, к которому бережно относимся. На основе прошлого строится будущее. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование.

У былин нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

Раньше былины называли еще «старинами», то есть повествованием о том, что было в старину. Люди верили, что события эти не выдуманные, а действительные, только очень давние.

Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины, или старины, не читали, а сказывали - пели. Во время пения подыгрывали себе на гуслях.

Исполнители былин назывались сказителями. Немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри много работали оттого и были они могучими и сильными. Былины рассказывали о подвигах богатырей - могучих и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой. Они разъезжают в чистом поле на богатырских конях. Кони у богатырей тоже не простые: они умеют чуять опасность и разговаривать. Если два богатыря повстречаются, они меряются друг с другом силой: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы.

Но когда родной земле грозит опасность, богатыри отправляются на битву с врагом. Как бы ни был силен враг, какие бы несметные полчища, ни привел с собой, богатыри неизменно побеждают в бою.

Таким образом, приобщение детей к былинам является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С.Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал»

В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове, крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.
Был у них один сын Илья.

Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.

Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они людям ни проходу, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает.
Горько Илья, обо всем этом слыша, на судьбу свою жалуется:

Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не так и шли дни, катились месяцы...

Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.

Вдруг видит - подходят к его избе три нищих странника.

Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:

Встань, Илья, отвори калиточку.

Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.

А ты приподнимись, Илюшенька.

Рванулся Илья - и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.

Ну-ка, пройдись, Илья.

Шагнул Илья раз, шагнул другой - крепко его ноги держат, легко его ноги несут.

Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:

Принеси-ка, Илюша, студеной воды.

Принес Илья студеной воды ведро.

Налил странник воды в ковшичек.

Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.

Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:

Много ли чуешь в себе силушки?

Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.

Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.

Выпил Илья и остаточек.

А теперь много в тебе силушки?

Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю перевернул.

Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.

Пошел Илья по воду, а его и впрямь земля не несет: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился - дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.

Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шепотом, а двери с петель срываются.

Принес Илья воды, налили странники еще ковшичек.

Пей, Илья!

Выпил Илья воду колодезную.

Сколько теперь в тебе силушки?

Во мне силушки половинушка.

Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать - сыра земля. Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмет, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.

Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.

А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит - малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.

Стал Илья лес расчищать - только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвет. За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал и выровнял поле широкое - только знай зерном засевай!

Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали стариков странников.

А Илья пошел себе коня искать.

Вышел он за околицу и видит: ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребенку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.

Купил Илья жеребенка, привел домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.

Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.

Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повертывать, гривой потряхивать. Стал через тын взад-вперед перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел. Положил Илья на Бурушку руку богатырскую - не пошатнулся конь, не шелохнулся.

Добрый конь, - говорит Илья. - Будет он мне верным товарищем.

Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмет в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рассыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щепать. Сам пошел в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную.

Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:

Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.

Говорит старый Иван Тимофеевич:

Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского.

Поклонился Илья отцу с матерью до сырой земли и пошел седлать Бурушку-Косматушку. Положил на коня войлочки, а на войлочки - потнички, а потом седло черкасское с двенадцатью подпругами шелковыми, а с тринадцатой - железной, не для красы, а для крепости.

Захотелось Илье свою силу попробовать.

Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. Завалила гора русло, потекла река по-новому.

Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил ее в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:

А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.

На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плеточкой...

Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась.

Задания к былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»

Упражнение «Кто угадает?»

(Дети отвечают на вопросы по прочитанной былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»)

  1. Как звали богатыря в прочитанной былине? (Илья);
  2. Сколько лет он лежал на печи? (Тридцать лет);
  3. Кто помог Илье подняться с печи? (Три нищих странника);
  4. Что за лекарство помогло богатырю окрепнуть? (Студеная вода из колодца);
  5. Как звали коня Ильи Муромца? (Буран-Бурушка);
  6. Какое оружие выковал себе богатырь? (три стрелы, тугой лук, копье, палицу булатную);
  7. Где родился Илья Муромец, в каком городе? (город Муром);
  8. В какой город поехал Илья Муромец? (Киев-град);
  9. Какому князю поехал служить богатырь? (Владимиру)

Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»

Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри!
(руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам представим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
Наклонились влево – вправо
(руки на поясе, наклон влево - вправо)
Получается на славу!

Упражнение «Собери богатыря в дорогу»

Упражнение «Кто есть кто?»

(Богатыри: Илья Муромец, Святогор, Микула Селянович, Вольга Всеславьевич)


Упражнение: «Каким бывает богатырь?»

(Дети стоят в кругу, ведущий бросает мяч, дети возвращают его (мяч) называя черту характера богатыря)

  • мудрый,
  • хитрый,
  • благородный,
  • сильный,
  • справедливый,
  • бесстрашный,
  • смелый,
  • храбрый…

Упражнение-игра «Да – нет»

(Дети отвечают на вопросы ДА или НЕТ)

Наша родина сильна (да)
И у нас она одна (да)
На Руси богатыри есть (да)
Им всегда хвала и честь (да)
Илья Муромец герой (да)
Он был самый молодой (нет)
Соловья он победил (да)
Из автомата подстрелил (нет)
Алеша Попович тоже герой (да)
Он сильный, смелый, молодой (да)
Карабаса в бою победил (да)
На танках боролись богатыри с врагом (нет)
Они воевали с мечом и копьем (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)
Он змея сумел победить своей силой (да)
Гордимся мы нашими богатырями (да)
Хотим ли быть такими же сами (да)

Упражнение «Богатырь и верный конь»

(Дети делятся на две команды и из разрезанных частей собирают богатыря и коня).

Упражнение-лабиринт «Победи дракона»

Цели:

  1. Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
  2. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
  3. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Материалы:

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; большие иллюстрации с изображением лесов, полей, лугов, рек, гор; карта России, книги о богатырях, слайды; звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», звукозапись «На родной почве» в исполнении Савинова.

Словарная работа:

Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

Ход занятия

Звучит музыка «На родной почве» в исполнении Савинова. Дети входят в зал и осматриваются.

Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.

Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Педагог. А всегда ли наша Родина была такой?

Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.

Педагог. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина.
Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Педагог. Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

Дети. «Славяне» похоже на слово «слава».

Педагог. А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какие были древние русичи?

Дети. Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.

Педагог. Хорошо вы сказали. Молодцы!
Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. В какой книге написано обо всем этом?

Дети. В «Слове о полку Игореве».

Педагог. Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

Дети. Богатыри.

Педагог. Кто такие богатыри?

Дети. Силачи, воины, борцы.

Педагог. А какие они были?

Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Педагог. А откуда вы знаете о богатырях?

Дети. Из былин, русских народных сказок, поэм.

Педагог. А что такое былина? От какого слова оно происходит?

Дети. Быль, правда – то, что происходило на самом деле. Это песни, сказы о подвигах богатырей.

Педагог. Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Дети. Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Педагог. А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

Дети.

Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли – умри, не сходи!
За край свой насмерть стой!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!

Педагог. Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга )
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем )
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч )
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит )

Педагог. Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской. Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Педагог. Может, кто-то знает, как она называется?

Ответы детей.

Педагог. Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

Ответы детей.

Педагог. Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри».

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.

Педагог. Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

Дети. Русские богатыри.

Педагог. Кто назовет их имена?

Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Педагог. Как изображены богатыри?

Дети. Художник изобразил богатырей в виде сказочных героев.

Педагог. Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены?

Ответы детей.

Педагог. Какой пейзаж окружает богатырей?

Дети. Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее.

Педагог. Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети. Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Педагог. Что делают в поле богатыри?

Дети. На заставе охраняют Русь от врагов.

Педагог. Кто из богатырей вам больше нравится?

Дети.

Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.
А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не богатырской силой, а хитростью да ловкостью.
Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.
А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Педагог. Чем схожи и чем отличаются богатыри?

Дети.

Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.
Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.
У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.

Педагог. Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь Родины против недруга,
За Отчизну в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.
А теперь давайте послушаем песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Звучит песня.

Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Дети. Гордость, решительность.

Педагог. Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.

Литература

  1. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003.
  4. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

"Богатыри – защитники земли Русской" в старшей группе.

Задачи:

  1. 1.Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
  2. 2.Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
  3. 3.Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Материалы:

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях, звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», звукозапись «На родной почве» в исполнении Савинова.

Словарная работа:

Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

Ход занятия

Звучит музыка «На родной почве» в исполнении Савинова.

Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какая она – наша Родина?

Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Педагог. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина.
Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

(предполагаемые детские ответы) Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Педагог. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

(предполагаемые детские ответы) «Славяне» похоже на слово «слава».

Педагог. А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян?

(предполагаемые детские ответы) Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.

Педагог. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

(Слышится набатный звон) Это - набат, колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришел враг, а народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

Дети. Богатыри.

Педагог. Кто такие богатыри?

Дети. Силачи, воины, борцы.

Педагог. А какие они были?

Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Педагог. А откуда вы знаете о богатырях?

Дети. Из былин, русских народных сказок, стихотворений

Педагог. А сейчас давайте изобразим богатырей (дети встают)

Физминутка «Богатыри»

Богатырь – вот он каков: (изображают силача)

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, (имитируют движение)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал,

Подрастем мы и, смотри, (поднимаем руки высоко вверх)

Педагог. Много вы знаете о древних защитниках земли Русской. Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Педагог. Может, кто-то знает, как она называется?

Ответы детей.

Педагог. Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

Ответы детей.

Педагог. Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри».

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.

Педагог. Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

Дети. Русские богатыри.

Педагог. Кто назовет их имена?

Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Читает стихотворение педагог или дети:

Три защитника, три брата,
Три богатыря!
Русь на воинов богата!
С поля боя нет возврата,
За спиною – Русь,
Мать-земля, родные хаты…
- Эй, смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копьё, булава,
Щит и верный конь…
Враг! Не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву
Богатырь родной!

Рассказ педагога по картине: (тихо звучит симфония «Богатырская» А.П.Бородина)

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукавая усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту.

В: Кто из богатырей вам понравился больше всего? Каким нарисовал художник каждого из богатырей. Что их объединяет? Каков пейзаж? Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружен? Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружен? Как выглядит Алеша Попович? Как он смотрит? Чем вооружен? Что видим сбоку? Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка.)
Зачем кольчуга нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.) Что надето на головы богатырей? (Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов)
Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой.)

Под музыку А.Пахмутовой «Богатырская наша сила» входят дети - «богатыри» и приносят письмо с заданием – собрать богатыря в дорогу

В: Ребята, хотите помочь богатырям собраться в дорогу на подвиг героический.

Д/И «Собери богатыря в дорогу»

На доске или на столе дети из предложенных картинок с изображением оружия и одежды, выбирают и называют только те, на которых предметы, относящиеся к русским богатырям. (тихо звучит

Педагог. Молодцы! А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

Дети.

Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли – умри, не сходи!
За край свой насмерть стой!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!

Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.

А теперь давайте вернемся в наше время.
Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину. Мы надеемся, что вы вырастите настоящими защитниками России.

(громко звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»)

Дети – «богатыри» проходят почетный круг, остальные аплодируют им.